Правдин – характеристика героя Недоросль, описание образа

Характеристика и образ Правдина в комедии Недоросль

В комедии Фонвизина «Недоросль» не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам. Он ценит права человека и убежден, что ничто не может оправдать тиранство над крестьянами. Он со рвением выполняет свою задачу и обличает злодеяния четы Простаковых перед законом.

Нет никакого сомнения в том, что фамилия этого персонажа говорящая. Она означает, что герой стоит за правду, несет справедливость. В нем преобладают такие качества, как гуманность, преданность своим принципам и желание служить во благо своей страны. А также терпение и самоотдача, которые приводят к счастливому финалу.

С первых страниц нашего знакомства с этим персонажем, мы можем убедиться в его честности. Он отказывается читать письмо адресованное не ему, и соглашается только после личной просьбы самой Софьи. Это говорит о том, что он хорошо воспитан и сам всегда следует своим представлениям о нравственности. Также из его разговоров с Милоном становится ясно, что он не только честный чиновник, но еще и преданный друг. Он искренне радуется счастью Милона и Софьи и с готовностью помогает им, когда возникает такая необходимость.

Примечательно и его почтительное отношение к Стародуму. Стародум, будучи мудрым человеком многое на своем веку повидавшим, без труда узнает в Правдине высоконравственного и честного человека. Таким его видит и Софья. С самого их знакомства, она убеждается в глубокой образованности этого человека и находит приятным общение с ним.

В конце пьесы Правдин рассказывает о цели своего пребывания в доме Простаковых и объявляет о том, что теперь управление домом переходит в его руки. Несмотря на свою власть и положение, Правдин ни разу не злоупотребляет своими полномочиями и всегда следует букве закона и собственным убеждениям. Справедливость торжествует, а самодурство злобной Простаковой и малодушие ее супруга строго караются.

Правдин олицетворяет собой силу государства, ее способность защитить слабых и наказать виновных. Фонвизин верит, что именно на таких честных и образованных людях и строится будущее страны. Он ставит Правдина в пример всем государственным служащим, веря, что таких Правдиных много, и они готовы с радостью постоять за правду.

Особенности жанра

По жанру это произведение — классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования «трех единств» (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа («резонер», «злодей» и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные. Так, комедия должна была только веселить, она не могла истолковываться многозначно, двусмысленности в ней быть не могло — а если мы вспомним «Недоросль», то нельзя не признать, что, поднимая в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, автор разрешает их средствами, далёкими от комических: например, в финале произведения, когда, казалось бы, «порок наказан», зритель не может не сочувствовать госпоже Простаковой, которую грубо и жестоко отталкивает неблагодарный Митрофанушка, озабоченный своей собственной судьбой: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» — и в комедию властно вторгается трагический элемент, что было недопустимым .. Да и с «единством действия» всё тоже не так просто в комедии, слишком уж много у неё сюжетных линий, которые никак не «работают» на разрешение основного конфликта, но создают широкий социальный фон, обусловливающий характеры действующих лиц. Наконец, новаторство Фонвизина сказалось и в языке комедии «Недоросль», речь героев очень сильно индивидуализирована, в ней присутствуют и фольклоризмы, и просторечие, и высокий стиль (Стародум, Правдин), что тоже нарушает классицистические каноны создания речевых характеристик персонажей. Можно, подводя итоги, сделать вывод о том, что комедия Фонвизина «Недоросль» стала подлинно новаторским для своего времени произведением, автор раздвинул рамки эстетики классицизма, подчинив ее разрешению поставленной перед собой задачи: гневно высмеять пороки современного ему общества, избавить его от «злонравия», способного уничтожить и душу человека, и общественную мораль.

«Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»»

Комедия «Недоросль» написана Фонвизиным в 1782 году. В ней автор выводит на сцену некультурных, разнеженных властью помещиков, показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этом обществе. Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку, неприятие истинного просвещения характеризуют этих молодых дворян. Тема воспитания всегда сильно волновала Фонвизина. Он выступал за развитие просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и покровителями крестьянского населения страны. Также важной темой в комедии становится крепостное право и его пагубное влияние на высшие слои общества.

В пьесе противопоставляются друг другу два поколения, две противоположных по взглядам на жизнь группы персонажей. Злое начало представляют супруги Простаковы, Скотинин, Митрофан. Положительные герои — Стародум, Милон, Софья, Правдин.

Живо и правдиво изображал Фонвизин Простаковых и Скотинина. Такие персонажи часто встречались среди русского провинциального дворянства. Это люди, которые, «когда захотят», могут поступить на службу, а когда «не захотят», могут и не поступать; когда захотят, могут выйти в отставку. Когда захотят, могут «драться», ибо, по мнению Простаковой, «тем дом и держится». По желанию они могут высечь слугу, — так понимают Простаковы-Скотинины слово «вольность». И все их представления о жизни можно выразить одной фразой Простаковой: «Закон оправдывает моё беззаконие». Фонвизин ясно показывает, что Простаковы-Скотинины не должны управлять людьми: они губят власть и могут погубить государство, вновь доведя крепостной народ до восстания.

Читайте также:
Максим Максимыч - краткое содержание главы, анализ, описание

Стоит произнести название комедии, чтобы в нашем воображении возник образ глупого Митрофанушки, лодыря, неуча и маменького сынка. В этом образе Фонвизин показывает живой результат простаковского толкования вольности. Достаточно напомнить его знаменитые слова: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Этим героям автор противопоставил «честных людей». Эти честные люди, к примеру, Стародум и Правдин, сознают, что дворянин обязан нести государственную службу и не имеет права по собственному произволу, когда захочет, бросать её. Исключение допускается только в одном случае: «Когда он внутренно удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Дворянин не должен, «имея над людьми своими полную власть», злоупотреблять ею, он должен помнить, что тиранствовать никто не волен.

На примере образа Стародума Фонвизин показывает идеал «честного человека». Также прекрасна в своей честности и Софья. Честь — первое и основное требование, предьявленное Стародумом дворянину. Также очень важно, чтобы дворянин сознавал свой долг перед отечеством. В образе Правдина выразилась надежда автора на светлое будущее страны. Ведь именно Правдин в финале комедии заявляет о том, что возьмёт под личный надзор имение Простаковой. Хотя у него не было на это права, так как в России не существовало закона, по которому можно было так делать. Этим Фонвизин как бы намекал императрице, что существование подобного постановления было бы благом для России.

Противостояние двух сторон заканчивается победой положительных героев. И не могло быть иначе. Так Фонвизин своей комедией ясно высказал мысль, что переустройство общественного порядка необходимо, иначе не избежать трагедии.

Система образов

Проведем анализ системы образов комедии «Недоросль», которая, как того и требовала эстетика классицизма, представляет собой два прямо противоположных «лагеря» — положительных и отрицательных героев. Здесь также можно заметить определенное отступление от канонов, оно проявляется в том, что несет в себе двойственность, их практически невозможно отнести чисто к положительным или чисто к отрицательным героям. Вспомним одного из учителей Митрофанушки — Кутейкина. С одной стороны, он терпит унижения со стороны госпожи Простаковой и своего ученика, с другой — не прочь, коль подвернется возможность, «урвать свой кусочек», за что и подвергается осмеянию. Или «мама Митрофана» Еремеевна: её всячески поносит и унижает хозяйка, она покорно терпит, но, забыв себя, бросается на защиту Митрофанушки от дяди, и делает это не только из страха перед наказанием…

Образ Простаковой в комедии «Недоросль»

Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню — госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами — деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться. Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить «сон в руку» Митрофана о том, как «матушка» колотит «батюшку». ), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, — за своего сына. Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: «Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит «обучение» Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»…

Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что «мы свое возьмем» — и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из «рода Скотининых». Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось «предприятие», в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: «За людей приниматься?». Разительно «превращение» госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, «вскочив с коленей», с жаром обещает: «Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки». Сколько сладострастия в этом троекратном «теперь-то», и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: «Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…».

Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё. Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее «любит»… До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе…

Читайте также:
Стихи на 9 мая - о войне до слез советских поэтов, о героях России

Речевая характеристика героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

МБОУ «Общеобразовательная Сельменьгская средняя школа» филиал «Топецкая основная школа»

Образ и характеристика Правдина в комедии “Недоросль”, описание в цитатах

Комедия “Недоросль”.
Художник Д. Дубинский

Господин Правдин – один из положительных второстепенных героев пьесы “Недоросль”.

В этой статье представлен образ и характеристика Правдина в комедии “Недоросль” Фонвизина: описание в цитатах.

Смотрите:
– Краткое содержание комедии
– Все материалы по комедии “Недоросль”

Образ и характеристика Правдина в комедии “Недоросль” Фонвизина: описание в цитатах

“. а деревни мои в здешнем наместничестве. “

“. Как друг, открою тебе причину моего здесь пребывания. Я определен членом в здешнем наместничестве. Имею повеление объехать здешний округ. “

“. А я уже три дни свидетелем ее добронравия. ” (о Простаковой)

“. Позвольте представить вам господина Милона, моего истинного друга. “

“. Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны. “

“. Я прошу извинить меня, что вас оставлю. “

“. притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно. “

Господин Правдин делает доброе дело, помогая несчастным крестьянам:

“. Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных. ” (Милон Правдину)

“. Ты сам, батюшка, других посмышленее, так сколько трудисся! Вот и теперь, сюда шедши, я видела, что к тебе несут какой-то пакет. “

“. Я от должности никак не отступлю. “

“. злонравие в благоучрежденном* государстве терпимо быть не может. “ (*благоучрежденный – то есть содержащийся в добром порядке)

“. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. “

“. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры. “

“. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. “

Критика об образе Правдина в комедии “Недоросль”

“В последнем действии Правдин берет под опеку поместье Простаковых, то есть именем правительства лишает их права самим управлять поместьем.

Вообще говоря, Правдин вовсе не похож на обычного чиновника второй половины XVIII века. Он предпринимает объезд губернии и проявляет такую общественную активность, которую на самом деле никогда бы не потерпела власть. Не потерпели бы действий Правдина и помещики. Вся “экспедиция” Правдина – совершенно нереальный мотив в построении комедии. На самом деле помещичьи владения брались в опеку лишь в редчайших случаях. Крестьяне не имели права жаловаться на своего хозяина.

Развязка “Недоросля” изображает не то, что в действительности делала власть, а то, что она должна была бы делать, но не делала.”

(Г. А. Гуковский, статья в книге “Недоросль. Фонвизин Денис Иванович”, 1935 г.)

Это был цитатный образ и характеристика господина Правдина в комедии “Недоросль” Фонвизина: описание героя в цитатах.

Правдин: характеристика и образ героя

«Недоросль» – комедийная пьеса эпохи классицизма, сюжет которой разворачивается вокруг прямо положительных и столь же прямо отрицательных персонажей простаковской деревни.

Один из них – господин Правдин – законопослушный помещик и чиновник, волею судьбы попадающий в деревню Простаковых. Будучи человеком гуманным и неравнодушным к судьбам простых людей, он сразу же примечает самодурство и деспотизм тамошних хозяев: “. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. “.

Главной целью своей Правдин считает предотвращение жестокого отношения дворянства в отношении крепостных: “…Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры. “

Характеристика героя


(К. Забиякин исполняет роль Правдина)

Автор произведения наградил своих героев «говорящими» фамилиями. И персонаж Правдина – отнюдь не исключение: он прямолинеен и честен, тактичен и справедлив, чтит закон, принципиально не отступает от своих обязанностей и борется за правду. У него хорошее образование и высокие идеалы.

Барские порядки в имении Простаковых ему не по душе, как и они сами: злобная и двуличная хозяйка, глупый и бесхребетный муж, баловень-маменькин сын. В обществе Простаковых-Скотининых герою импонирует лишь простая и скромная девушка Софья, к которой он чувствует симпатию. Именно Правдин первым встречает её дядю Стародума, с тем, чтобы предупредить о зловредных кознях «по отношению к Соне».

Неугомонные сваты организуют Стародуму наигранно теплый прием, привечая его как самого дорогого гостя и целуя ему руки. Матушка Простакова всячески обращает внимание на своего «достойного» сына, при всем том, что Правдин и здесь не преминул показать истинное лицо предполагаемого жениха. Ни на один его вопрос Митрофанушка внятно ответить не смог, продемонстрировав тем самым скудость ума. Мать же оправдала сына тем, что «образование в их семье не в чести».

Читайте также:
Варвара ℹ характеристика героини из пьесы А.Н. Островского "Гроза", описание образа, внешности и характера, отношения с братом Тихоном и окружающими, девиз жизни

Несмотря на это, любовный конфликт между давним другом Милоновым, сироткой Софьей и другими претендентами на ее руку и сердце, обходит нашего героя стороной. Однако, эта ситуация (превратившаяся в битву за богатую наследницу) помогла Правдину вновь изобличить госпожу Простакову в алчности и лицемерии.

Вместе с этим, по приезде Стародума Правдин обретает нового приятного собеседника: оба они люди грамотные и начитанные, оба ценят в людях прежде всего их личностные качества, а не положение в обществе и материальную состоятельность.

Образ героя в произведении

Ревизор Правдин, как герой исключительно положительный, играет важную в произведении роль. Всё, что противоречит закону – ему мерзко и на протяжении всего действия он не изменяет своей позиции: “. притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно. “

Принципиальный и высокоморальный, он являет собой громкий протест жестокости и безнаказанности барства. Не являясь частью семьи Простаковых, Правдин, тем не менее решает их дальнейшую судьбу: отбирает землю у вороватых и наглых хозяев и определяет их сыночка-бездельника Митрофанушку на службу. Несмотря на возмущение госпожи Простаковой на уступки он не идет и даже соглашается оплатить хозяйские долги, лишь бы всё было по совести.

Таким образом, автор пьесы в образе Правдина показывает нам некий идеал просвещенного государственного чиновника, радеющего за будущее своей страны, отвергающего варварство, ложь, взяточничество и всеми силами борющегося за правду.

Полный анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» (Ф.И. Тютчев)

Полный анализ стихотворения «Нам не дано предугадать», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность разобраться в темах, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Команда Литеровед.ру подготовила материал по данной теме, с помощью которого ученикам будет легче готовиться к предстоящему уроку.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Произведение «Нам не дано предугадать» было написано Федором Ивановичем зимой 1869 года. На тот момент он находился в Санкт-Петербурге. Стихотворение появилось за несколько лет до смерти автора, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Но опубликовано оно было не сразу. Лишь в начале двадцатого века оно появилось в альманахе «Северные цветы», когда автора уже не было в живых.

Литература была далеко не главной в жизни Федора Ивановича. Свою жизнь он больше посвятил дипломатии, в которой достиг очень многого. Царь очень ценил труд Тютчева, поэтому он неоднократно приставлялся к награде и премировался.

Федор Иванович был ответственный так же за цензуру, которой подвергалась иностранная литература. Поэтому у Тютчева были нередко разногласия с правительством. Автор всеми путями старался оказать помощь в распространении свободы слова, а так же либерализации цензурных ведомств.

Благодаря специфике своей работы, которая была связана с огромным количеством литературы, автор делает выводы о значимости сова. В данном стихотворении он поднимает именно эту немаловажную тему, которую выражает через свои размышления. Мы можем видеть мысли автора, изложенные на бумаге, которые касаются роли слова в нашей жизни. Его огромная роль и необходимость показывается автором.

Жанр, размер

Данное произведение относится к философской лирике. Размер написания – четырехстопный ямб. Рифма смежная. Данное стихотворение так же часто именуют стихотворным афоризмом. Данное название появилось не просто так. В стихотворении «Нам не дано предугадать» автор выражает свои мысли очень ёмко и в полном объеме.

Часто можно встретить то, что творчество данного автора называют «чистым искусством». Тютчев не использует насущные темы, которые поднимают проблемы общества. Он пишет о красоте, которая нас окружает ежедневно. Так же в его творчестве можно заметить рассуждения автора на данную тему.

У Федора Ивановича большое количество философских произведений, которые поднимают тему вечного, а не насущного. Это дало лирике Тютчева своего рода бессмертие, потому что она не потеряла своей актуальности и по сей день.

Композиция

Произведение делится на две части. Первая часть показывает, что у нас нет возможности знать наверняка, какую именно реакцию понесет за собой сказанное слово. Люди и их взгляды меняются, поэтому реакцию на творчество предугадать невозможно. Поэт старался понять настроение народа и жить с ним одним целым.

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»

Вторая часть произведения говорит о том, что необходимо снисходительно относиться к высказыванию других людей и уметь прощать. Автор говорит о божественной любви к людям. Автор считает, что сочувствие и есть великой благодатью. Автор грамотно показывает на двух частях произведения то, как может обернуться сказанное слово. Какую силу оно несет, и какие последствия могут быть из-за этого.

Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло…
Коль не дано, так будем ждать.

Произведение «Нам не дано предугадать» написано очень красиво, поэтому читается на одном дыхании. Автор использует достаточно устаревшие обороты речи, это придает стихотворению особую изюминку. Его легко понять любому читателю. Автору удалось добиться понимания каждого читателя и затронуть самые потаенные струны души.

Читайте также:
Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза» на тему: "Последнее свидание Катерины и Бориса" 🖊 анализ сцены прощания, история любви и взаимоотношений героев

Образы и символы

Автор представляет в образе лирического героя поэта, который многое повидал в жизни, и имеет богатый опыт за плечами. Он ведет интересные рассуждения на тему слова и его ценности, о том, как оно влияет на жизнь и судьбы народа. Лирический герой вступает в диалог с читателем, рассказывая о духовных и нравственных ценностях. Ему удается убедить читателя, что слово вызывает сочувствие в человеческом сердце.

Он хочет, чтобы люди были более человечны и гуманны. Порой умение сдерживать внезапные порывы гнева, который всегда являлся плохим советчиком, является одним из самых главных качеств человека. Этому и пытается научить его поэт в своем стихотворении. Сдержанность, чувство такта и терпимость – вот одни из главных качеств человека. Своим примером он дает пример. Ведь сам он является добрым и мудрым человеком, а главное – он умеет прощать.

Все стихотворение имеет спокойный характер, чем немного заражает и читателя. Спокойствие и умиротворение появляется на душе после прочтения данного произведения.

Темы и проблемы

Основной темой данного произведения является сила и роль слова в жизни обычного народа. Так же автор задумывается о том, как же влияет его творчество на людей. Он размышляет на тему того, сможет ли слово изменить жизнь и мир в лучшую сторону. Он ищет ответ на это вопрос, ведь он далеко не первый, кто задумался об этом. Тютчев уверен в том, что это возможно.

Так же, автор заставляет задуматься над тем, что невольно брошенное слово способно принести весьма печальные последствия. В этом и видит основную проблему поэт. Никогда не стоит бросать слова, за которые потом может быть стыдно. Человек может невольно обидеть сказанным словом, даже не заметив этого. Поэтому необходимо несколько раз подумать и взвесить то, что хочешь сказать другому человеку, чтобы потом не пожинать плоды своего же легкомыслия и неосторожности.

Средства выразительности

В стихотворении «Нам не дано предугадать» мы не видим большого количества троп.

Автор использует развернутое сравнение, метафоры и анафоры. Но и без большого количества средств выразительности стихотворение получилось очень ярким и живым. Не последнюю роль так же сыграла возвышенная лексика, которую использует поэт для передачи своих мыслей и размышлений.

Основная мысль произведения

Основной мыслю произведения «Нам не дано предугадать» является то, что каждое свое слово необходимо взвешивать и обдумывать, прежде чем сказать другому человеку. Мы с сочувствием должны понимать, что можем невзначай обидеть чувства другого человека.

Мы очень часто срываемся и своими словами и выражениями больно раним чувства других людей? Почему так происходит? Ведь мы не желали этому человеку зла и не хотели наговорить гадостей. Что же произошло, что мы своей речью нанесли человеку весомый удар. Все это происходит потому, что чаще всего человек сразу выплескивает свои эмоции, а лишь потом задумывается над тем, а не обидел ли он кого-то.

Стоит с осторожностью подбирать слова, которые не обидят и не заденут чувства других людей. Параллельно, автор вскользь упоминает то, что самые главные мысли, мечты и желания мы все равно не сможем выразить словами. Самое главное обычно понятно без слов.

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.
История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать“.

Метафора – “слово наше отзовется“.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать»

Анализ стихотворения Нам не дано предугадать следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.

Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.

Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.

Обобщение «наше слово», которое дает Федор Тютчев в самом начале своего стихотворения, сразу же отсылает нас к некой объединенности, общности поэта с прочими окружающими людьми, а заодно подчеркивает, что любые слова, не только принадлежащие великим поэтам или писателям, могут оказать поистине магическое воздействие, и требуют большой осторожности в обращении с ними. Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение – это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.

Читайте также:
Реквием Ахматова - анализ, история создания, идея, трагизм, сюжет

Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.

Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций – период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая – следственная. Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф. Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.

К-во Просмотров: 8663

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать», то Вам точно к нам!

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

«Размышления у парадного подъезда» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – образы, жанр, эпитеты и антитеза

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать. » (восприятие, истолкование, оценка)

Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.

В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.

Ф.И. Тютчев (1803 — 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»). В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)

Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта — в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.

Рассмотрим первые две строки стихотворения:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля.

Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей. Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений — в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно.

Читайте также:
Я научилась просто, мудро жить анализ - тема, идея стиха Ахматовой

Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда — как бы помимо своей воли:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.

Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.

В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие.

Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам — нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.

Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Вклад поэта в наследие русской литературы

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.
Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Основная мысль

Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:

«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…»,

Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.

Читайте также:
Весенние воды - анализ, история создания, жанр, тема и идея

Роль и значение стихотворения

Глубина и духовность стихотворения несёт в себе и некий познавательный смысл, который имеет большое значение для представителей разных возрастных категорий вне зависимости от каких-либо временных рамок. В этом и состоит привлекательность не только данного стихотворного произведения, но и многих иных творений Тютчева.
Русские поэты, которые воспитывались на поэзии Тютчева, впитывали в себя её колорит и глубину, в собственных произведениях поднимали темы, которые ранее освещались этим легендарным представителем поэзии позапрошлого века. В связи с этим, можно заметить продолжение его творчества в произведениях более поздних авторов, что формирует определённую преемственность нравственных категорий в поэзии.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать»

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать“.

Метафора – “слово наше отзовется“.

Вклад поэта в наследие русской литературы

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.
Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Стихотворение «Нам не дано предугадать» – анализ по плану

Вариант 1

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе «Северные цветы» за 1903 год. Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.

Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении — «слово», «сочувствие» и «бла­годать». Стихотворение состоит из единой строфы, одного чет­веростишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представ­ляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть — это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о не­возможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жиз­ни, собственную душу:

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихот­ворении «Silen­tium!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, — о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим поня­тием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих — это великая бла­годать для человека.

Читайте также:
Краткое содержание земля родная - читать пересказ книги Лихачева

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о не­возможности выразить свою личность и душу в искусстве и про­стом человеческом общении — стихотворений «Silen­tium!», «Ког­да сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение По­эта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гар­монии в человеческом общении.

Вариант 2

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать…», написанное в Санкт-Петербурге 27 февраля 1869 года, впервые было напечатано лишь 34 года спустя в альманахе «Северные цветы» за 1903 год.

Стихотворение состоит всего из четырёх стихов — и каждый их смысловой оттенок необычайно значим для понимания художественной идеи. Академик В.М. Жирмунский писал о том, что «каждое слово, употребленное поэтом, есть уже тема и может быть развёрнуто в самостоятельный художественный мотив». Эта мысль применима и к данному стихотворению. Обратимся к первому стиху: «Нам не дано предугадать…» Здесь равнозначны и местоимение «нам», и глагольное сочетание «не дано предугадать». Последнее разворачивает мотив непознанного.

Конкретизация темы (что именно не дано предугадать) кроется во второй строке: «Как слово наше отзовётся…» Вновь два центра — слово и отзовётся. Тема слова имеет в истории культуры давнюю и устойчивую традицию, связанную с Библией: «Вначале было Слово, Слово было у Бога, Слово было Бог». Автор проводит мысль о значимости слова и об ответственности за него того, кто этим словом владеет.

Третья строка: «И нам сочувствие даётся…» Из контекста сказанного понятно, кем даётся. Понятно и другое: Бог — это любовь, милосердие, сострадание, сочувствие… Поставленные рядом темы «слово» и «сочувствие» раскрывают замысел: словом поэт должен вызывать в своих читателях сочувствие. И тогда совершенно очевиден вывод, заключённый в финальной строке: «Как нам даётся благодать». Мы получаем её, она «нам даётся». Вопрос лишь в том, воспользовались ли мы этой щедрой данью.

Стихотворения Ф.И. Тютчева выводят читателя на очень серьёзный разговор о главных духовно-нравственных ценностях.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Тема

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Жанр

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Вариант 3

Сравнивая лирику Тютчева и Фета, рассматривают, прежде всего, стихи о природе. Но это стихотворение относится к ряду философских произведений автора, посвященных смыслу жизни и отношениям людей между собой. Написано оно было в 1869 году, но опубликовали его только в 1903 году в поэтическом альманахе “Северные цветы”.

Читайте также:
Лексический повтор - определение, виды приема, примеры

Главная тема стихотворения

Основная тема произведения заключается в роли словесного общения между людьми. Поэт ставит перед читателем некоторые важнейшие вопросы, которые касаются воздействия слов, сказанных нами, на окружающих. Причем акцентировано внимание именно на то, какую реакцию у людей вызывают слова, и именно с этой позиции рассматривается ситуация.

При этом добрые слова, слова нежности и сочувствия автором в данном случае приравниваются к “благодати”, в чем видит, видимо, поэт любовь Бога к человеку. Основная мысль Тютчева в этом произведении заключена в том, что сочувствие и хорошее, доброе отношение друг к другу, это наиболее важные элементы нормальны межчеловеческих отношений.

Автор прямо говорит о том, что никто из людей не может заранее предугадать, какую реакцию вызвать может то или иное неосторожно брошенное слово, поскольку каждый человек относится к окружающим совершенно по-разному. То, что для одного воспринимается равнодушно, другого человека способно ранить, а, в свою очередь, доброе слово способно вызывать сильные, позитивные эмоции.

Структурный анализ стихотворения

Произведение написано с использованием классического катрена, который более известен как четырехстопным ямбом. Для этого варианта характерна кольцевая рифмовка, а для подчеркивания основной мысли используются как метафоры, так и сравнения и анафоры.

Стихотворение краткое, и всего в нескольких строчках автор постарался высказать невероятно глубокие собственные ощущения и философскую позицию касательно отношений между людьми. Тут раскрывается романтическая натура, которая стремится к гармонии и невожможности ее обретения при общении с его окружением.

Нужно отметить, что эта тема не впервые поднимается в русской поэзии, поскольку нежные натуры поэтов достаточно сложно адаптируются в мире других людей, и очень чутко воспринимают все проблемные моменты при разговорах с окружающими. Тютчев не единственный, кто уже размышлял на эту тему, но он постарался максимально емко выразить свою мысль всего в нескольких строках.

Основная мысль поэта заключается в том, что необходимо каждому человеку нести строгую ответственность за те слова, которые он говорит другим. Центральными можно считать в данной стихотворной композиции слова “Слово” и “Отзовется”, а также обращает внимание на себя акцентирование на слове “Благодать”, которое отождествляется со словом “Сочувствие”.

Вывод

Несмотря на то, что в стихотворении использованы достаточно устаревшие словообороты, произведение легко читается и просто для понимания человеку. До сих пор проблема общения людей между собой, а также неосторожно брошенных слов, актуальна, и потому каждый современный человек принимает близко к сердцу эти строки, прочувствовав слова, написанные Тютчевым еще в те годы.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Анализ стихотворений«Девушка пела в церковном фоне» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея, история создания

Анализ стихотворений«Скрипка и немножко нервно» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – идея, образы

Основная мысль

Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:

«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…»,

Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.

Читайте также:
Литературные загадки для малышей и школьников с ответами

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020

Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт. Темы, которые он затрагивал в своих стихотворениях, актуальны и по сей день. Таково, например, произведение «Нам не дано предугадать». Для ознакомления с творчеством Тютчева предлагаем прочитать анализ приведённого стихотворения по плану. Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Нам не дано предугадать» Тютчев написал зимой 1869 года в Санкт-Петербурге (незадолго до своей смерти, он умер в 1873). Это был поздний период творчества поэта. Стоит отметить, что произведение было опубликовано лишь в начале XX века в альманахе «Северные цветы» уже после того, как Тютчева не стало.

Ф.И. Тютчев никогда не считал литературу своей главной деятельностью. Он служил дипломатом и добился впечатляющих высот. Его деятельности высоко ценили в царской семье, поэтому он не раз удостаивался премий и наград. Именно поэтому ему доверили цензурный орган, который проверял иностранную литературу. Многочисленные стычки Тютчева с правительством показывают, что он, как мог, способствовал распространению свободы слова и либерализации цензурных ведомств. Видимо, именно специфика его деятельности (связанной с редакцией и вычиткой книг) натолкнула его на размышления о значимости слова.

Хотя стихотворение довольно небольшое, поэт выражает глубокие мысли о роли слова в жизни человека.

Жанр, направление, размер

«Нам не дано предугадать» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской лирике. Размер – четырёхстопный ямб со смежной рифмой. Кстати, произведение также называют стихотворным афоризмом, и не просто так: его основная идея выражена одновременно ёмко и полно.

Направление творчества Ф.И. Тютчева называлось «чистое искусство». Автор избегал злободневных тем и посвящал свою музу только красоте мира и размышлениям о его сущности. У него много философских стихотворений, которые говорят с читателем о вечном, а не о насущном. Поэтому лирика Тютчева до сих пор вызывает живой интерес у читающей публики.

Композиция

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» разделено на 2 части.

  1. В первой выражена мысль о том, что невозможно знать наперёд, какой будет реакция на произнесённое слово. Человеческая натура изменчива, так что отзыв о поэтических творениях непредсказуем. Обобщение «наше» свидетельствует о единстве поэта с людьми.
  2. Во второй части поэт пишет о сострадании, как о том, при помощи чего мы можем прощать другим их резкие высказывания. Под «благодатью» Тютчев подразумевает любовь Бога к человеку. Сочувствие, как считает поэт, — великая благодать. Итак, автор словно охватывает период, состоящий из двух частей: первая – причинная, вторая – следственная.

Стихотворение «Нам не дано предугадать» читается очень легко, несмотря на устаревшие обороты слов. Оно доступно для понимания каждому.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Нам не дано предугадать», его рассуждения о силе слова и воздействии последнего на сознание окружающих людей позволяют говорить о большом опыте поэта. Он ведёт с читателем разговор о духовно-нравственных ценностях и убеждает в том, что слово призвано вызывать сочувствие в сердцах людей.

Лирический герой призывает людей к гуманности и сдержанности, такту и терпимости. Он мудр и добр, склонен прощать и смиряться. Тональность стихотворения спокойная, чуть-чуть назидательная.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Нам не дано предугадать» — размышления о силе и роли слова в жизни людей. Тютчев рассуждает о влиянии на жизнь людей его творчества. Поэт также отвечает на «вечный» вопрос о том, возможно ли с помощью слова сделать мир лучше. Его ответ утвердителен – да, возможно.

Последствия неосторожного слова — вот основная проблема стихотворения «Нам не дано предугадать». Автор обращает наше внимание на то, что каждую фразу необходимо сначала взвесить и обдумать, ведь мы даже не представляем, к чему может привести наша неосторожность.

Основная идея

Смысл стихотворения «Нам не дано предугадать» состоит в том, что каждое наше слово должно быть проникнуто, прежде всего, сочувствием, ведь это самое ценное чувство, что дается человеку на Земле. Не стоит гнаться за самоутверждением и гордыней, выражать словами гнев и злобу. Необходимо осторожно подбирать их и не использовать во вред. Последствия ошибки губительны, и наш ум не в состоянии их оценить.

Кроме того, автор намекает, что невозможно выразить состояние своей души словами. Эта же главная мысль звучит также и в некоторых других его произведениях («Silentium!», «Когда сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…»).

Средства выразительности

Тютчев использует довольно мало художественных приёмов. Среди них:

  • развёрнутое сравнение («как нам даётся благодать»),
  • метафора («слово… отзовётся»),
  • анафора («как, как»).

Значительную роль играет и возвышенная лексика, подчёркивающая ценность мысли, высказанной автором.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: