Раскольников и Соня – сцена признания, сравнительная характеристика

Признание Раскольникова Соне в убийстве.По роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Визит Раскольникова к Соне

Визит Раскольникова к Соне.

Раскольников убежден, что в этом несправедливом мире сильный

человек имеет право на преступление, если оно направлено на достижение

какой-то высшей цели. Соня — глубоко верующая христианка,

для нее главным жизненными принципами являются любовь к ближнему,

сострадание, самопожертвование. Проследим, как сталкиваются

точки зрения героев на примере одного эпизода — первого визита

Раскольникова к Соне. Совершив преступление, Раскольников испытывает

душевные мучения. Он не может общаться с людьми, даже

с самыми близкими. Родион идет к Соне, потому что она тоже грешница.

Раскольникову кажется, что Соня сможет понять его.

Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая

крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,

на стенах — «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои». Комната

неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно

острым», другой — «безобразно тупой». Как и в каморке Раскольникова,

потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит

на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.

Соня рада приходу Раскольникова, она знает, что он накануне

отдал последние деньги ее несчастной семье. Вместе с тем ей стыдно

за свое позорное ремесло, она даже чувствует страх перед Раскольниковым, словно догадывается о каком-то тяжелом грузе у него на

душе. Поведение Родиона выдает его душевную смуту. Он говорит

и действует порывисто и непоследовательно, как в лихорадке. Раскольников

заявляет, что он пришел «в последний раз», чтобы «одно

слово сказать», а потом будто забывает о цели визита и начинает

расспрашивать Соню об условиях ее существования. Соня пытается

как-то сгладить впечатление, но картина получается все равно безрадостная.

Достоевский подчеркивает, что Мармеладовы не исключение,

Петербург полон «униженных и оскорбленных». Например,

в соседней с Сониной комнате ютится семья портного, в которой

семеро больных детей.

Раскольников начинает задавать Соне жестокие, неразрешимые

вопросы. Он пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо,

и этим оправдаться в собственных глазах. Но у Сони есть внутренняя

опора, поддерживающая ее в нечеловеческих условиях, — вера в Бога.

Она никогда не согласится с Раскольниковым. Родион пытается обвинить

Катерину Ивановну, косвенно подтолкнувшую Соню стать

проституткой, но в ответ слышит только слова жалости: «Это такая

несчастная, ах, какая несчастная!» Раскольников убеждает Соню

в безнадежности положения всей ее семьи: Катерина Ивановна

в последней стадии чахотки, Соня с ее ремеслом рано или поздно

попадет в больницу, с Полечкой «то же самое будет», младшие дети

погибнут. «Бог этого не попустит!» — восклицает в ответ Соня. «Да,

может, и бога-то совсем нет», — заявляет Раскольников и поражается «невыразимому укору» на лице Сони. Вера в Бога — ее единственная опора.

Вдруг Раскольников совершает странный поступок: кланяется

Соне и целует ее ногу. «Я не тебе, я всему страданию человеческому

поклонился», — объясняет он испуганной Соне. Душевное движение

Раскольникова показывает, что его слова и мысли идут вразрез

с чувствами. Раскольников мучительно хочет сознаться в преступлении,

но он считает это желание малодушием и призывает на помощь логику.

Соня, по его мнению, — «юродивая», надеющаяся на чудо.

Во второй половине эпизода Соня читает Раскольникову легенду

о Лазаре из Нового завета. Эта сцена является ключевой для понимания

авторского замысла. «Убийца» и «блудница» странно сошлись

зачтением «вечной книги». Воскресение Лазаря символизирует будущее

духовное возрождение Раскольникова. Все детали сцены имеют

глубокий смысл: Родион поражается тому, что Евангелие принадлежало

убитой Лизавете; чтение происходит на четвертый день после

убийства, и именно в четвертый день после смерти воскресает Лазарь.

Раскольникову еще предстоит пройти долгий, мучительный путь

к настоящему раскаянию, но уже в сцене чтения Евангелия есть предчувствие

духовного обновления главного героя. Слабая, робкая, униженная

Соня оказывается со своей верой и состраданием духовно

сильнее, чем логически непогрешимый Раскольников. Родион чувствует,

что Соня права, но боится признаться себе в этом. Пока ему

еще кажется, что он сумеет заглушить укоры совести и Соня будет

ему союзником на этом пути: «У меня теперь одна ты… Пойдем вместе…

» Соня с испугом слушает бессвязную речь Раскольникова о том,

Читайте также:
Толстой Война и мир - краткое содержание романа, анализ и описание

что надо захватить власть «над всею дрожащей тварью и над всем

муравейником». Еще больше пугает ее обещание Раскольникова

прийти завтра и рассказать, кто убил Алену Ивановну и Лизавету.

Родиону кажется, что он сумеет переубедить Соню, заставит отказаться

от христианского смирения, но Достоевский не случайно подробно

приводит в романе текст легенды о Лазаре, подчеркивает глубокие переживания героев во время чтения. Писатель-христианин, Достоевский

показывает, что искренняя вера дает человеку опору в самых безнадежных

обстоятельствах и помогает возродиться даже преступникам.



Отрывок из главы IV части пятой «Преступления и наказания». См. краткое содержание этой главы и всего романа целиком. См. также статьи: Образ Раскольникова, Характеристика Раскольникова, Характеристика Сони Мармеладовой, Раскольников и Соня.

…Она не выдержала и вдруг горько заплакала. В мрачной тоске смотрел он [Раскольников] на нее. Прошло минут пять.

– А ведь ты права, Соня, – тихо проговорил он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел. – Сам же я тебе сказал вчера, что не прощения приду просить, а почти тем вот и начал, что прощения прошу… Это я про Лужина и промысл для себя говорил… Я это прощения просил, Соня…

Он хотел было улыбнуться, но что-то бессильное и недоконченное сказалось в его бледной улыбке. Он склонил голову и закрыл руками лицо.

Теория Раскольникова

И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой ненависти к Соне прошло по его сердцу. Как бы удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак. Это было не то; он принял одно чувство за другое. Это только значило, что та минута пришла.

Опять он закрыл руками лицо и склонил вниз голову. Вдруг он побледнел, встал со стула, посмотрел на Соню и, ничего не выговорив, пересел машинально на ее постель.

Эта минута была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более».

– Что с вами? – спросила Соня, ужасно оробевшая.

Он ничего не мог выговорить. Он совсем, совсем не так предполагал объявить и сам не понимал того, что теперь с ним делалось. Она тихо подошла к нему, села на постель подле и ждала, не сводя с него глаз. Сердце ее стучало и замирало. Стало невыносимо: он обернул к ней мертво-бледное лицо свое; губы его бессильно кривились, усиливаясь что-то выговорить. Ужас прошел по сердцу Сони.

– Что с вами? – повторила она, слегка от него отстраняясь.

– Ничего, Соня. Не пугайся… Вздор! Право, если рассудить, – вздор, – бормотал он с видом себя не помнящего человека в бреду. – Зачем только тебя-то я пришел мучить? – прибавил он вдруг, смотря на нее. – Право. Зачем? Я всё задаю себе этот вопрос, Соня…

Он, может быть, и задавал себе этот вопрос четверть часа назад, но теперь проговорил в полном бессилии, едва себя сознавая и ощущая беспрерывную дрожь во всем своем теле.

– Ох, как вы мучаетесь! – с страданием произнесла она, вглядываясь в него.

– Всё вздор. Вот что, Соня (он вдруг отчего-то улыбнулся, как-то бледно и бессильно, секунды на две), – помнишь ты, что я вчера хотел тебе сказать?

Соня беспокойно ждала.

– Я сказал, уходя, что, может быть, прощаюсь с тобой навсегда, но что если приду сегодня, то скажу тебе… кто убил Лизавету.

Она вдруг задрожала всем телом.

– Ну так вот, я и пришел сказать.

– Так вы это в самом деле вчера… – с трудом прошептала она, – почему ж вы знаете? – быстро спросила она, как будто вдруг опомнившись.

Соня начала дышать с трудом. Лицо становилось всё бледнее и бледнее.

Она помолчала с минуту.

– Нашли, что ли, его? – робко спросила она.

Читайте также:
Смысл названия поэмы Гоголя Мёртвые души - основная тема, суть

– Так как же вы про это знаете? – опять чуть слышно спросила она, и опять почти после минутного молчания.

Он обернулся к ней и пристально-пристально посмотрел на нее.

– Угадай, – проговорил он с прежнею искривленною и бессильною улыбкой.

Точно конвульсии пробежали по всему ее телу.

– Да вы… меня… что же вы меня так… пугаете? – проговорила она, улыбаясь как ребенок.

– Стало быть, я с ним приятель большой… коли знаю, – продолжал Раскольников, неотступно продолжая смотреть в ее лицо, точно уже был не в силах отвести глаз, – он Лизавету эту… убить не хотел… Он ее… убил нечаянно… Он старуху убить хотел… когда она была одна… и пришел… А тут вошла Лизавета… Он тут… и ее убил.

Прошла еще ужасная минута. Оба всё глядели друг на друга.

– Так не можешь угадать-то? – спросил он вдруг, с тем ощущением, как бы бросался вниз с колокольни.

– Н-нет, – чуть слышно прошептала Соня.

И как только он сказал это, опять одно прежнее, знакомое ощущение оледенило вдруг его душу: он смотрел на нее и вдруг, в ее лице, как бы увидел лицо Лизаветы. Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперед руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперед ручонку, готовятся заплакать. Почти то же самое случилось теперь и с Соней: так же бессильно, с тем же испугом, смотрела она на него несколько времени и вдруг, выставив вперед левую руку, слегка, чуть-чуть, уперлась ему пальцами в грудь и медленно стала подниматься с кровати, всё более и более от него отстраняясь, и всё неподвижнее становился ее взгляд на него. Ужас ее вдруг сообщился и ему: точно такой же испуг показался и в его лице, точно так же и он стал смотреть на нее, и почти даже с тою же детскою улыбкой.

– Угадала? – прошептал он наконец.

– Господи! – вырвался ужасный вопль из груди ее. Бессильно упала она на постель, лицом в подушки. Но через мгновение быстро приподнялась, быстро придвинулась к нему, схватила его за обе руки и, крепко сжимая их, как в тисках, тонкими своими пальцами, стала опять неподвижно, точно приклеившись, смотреть в его лицо. Этим последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; всё было так ! Даже потом, впоследствии, когда она припоминала эту минуту, ей становилось и странно, и чудно: почему именно она так сразу увидела тогда, что нет уже никаких сомнений? Ведь не могла же она сказать, например, что она что-нибудь в этом роде предчувствовала? А между тем, теперь, только что он сказал ей это, ей вдруг и показалось, что и действительно она как будто это самое и предчувствовала.

– Полно, Соня, довольно! Не мучь меня! – страдальчески попросил он.

Он совсем, совсем не так думал открыть ей, но вышло так.

Как бы себя не помня, она вскочила и, ломая руки, дошла до средины комнаты; но быстро воротилась и села опять подле него, почти прикасаясь к нему плечом к плечу. Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени.

– Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.

Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на нее:

– Странная какая ты, Соня, – обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.

– Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! – воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике.

Читайте также:
Андрей Болконский и Пьер Безухов - что объединяет персонажей

Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах…

Анализ эпизода «Признание Родиона Раскольникова» (Достоевский Ф. М.)

Одним из шедевров русской классики, безусловно, является роман Михаила Фёдоровича Достоевского «Преступление и наказание». Это философско-психологическое произведение, главная тема которого — раскрытие нравственного наказания и мучений преступника после совершения им преступления. Роман полон эпизодов, вызывающих яркие эмоции, негодование, сочувствие, желание дискутировать, а также дающих пищу для размышлений. Сцена, которая запомнилась мне более остальных, — это признание Родиона Раскольника, главного героя произведения, в совершении убийства Соне Мармеладовой.

Глава начинается с прихода Раскольника в квартиру Сони, но произошедшим событиям предшествуют множество других, так или иначе сказавшихся на эмоциональном состоянии героев.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Юной героине пришлось перенести множество тяжёлых испытаний судьбы, в одиночку прокармливать всю семью, когда ей наконец встретился главный герой романа, оказавший ей помощь после смерти отца и защищавший её честь и достоинство от ложных обвинений в воровстве. Она искренне, всем сердцем любит Родиона. Именно поэтому Соня относится к юноше, как к своему спасителю, ожидает его в начале эпизода и спешит поблагодарить: «Что бы со мной без вас-то было!», но в то же время, из-за недавней ссоры мачехи с хозяйкой квартиры и помешательстве первой, девушка испытывает сильную тревогу и волнение. Раскольников, в свою очередь, ведет себя крайне нервно и раздраженно, что вызвано давно таящимися в его душе ужасом и страданием после совершенного им преступления и разочаровании в самом себе. Мания преследования и расследование убийства привели к пику эмоционального напряжения героя, стремлению найти облегчение в разговоре с Соней, такой же грешнице, по его мнению, как и он.

Раскольников с нервным, натужным смехом рассказывает девушке суть своей теории о «тварях дрожащих» и «властьимущих», интересуясь ее мнением и оказывая на нее психологическое давление. Соня относится к герою и его идеям с непониманием, испугом, срываясь на плач. Она не приемлет для себя подобных рассуждений и твердо уверена: решать кому жить, а кому нет — исключительно божий промысел. Столкнувшись с Сониной реакцией, Раскольников почувствовал мимолетную долю сомнений в правильности своих суждений. Готовясь признаться девушке в убийстве, он до последнего испытывал сомнения, настоящий ужас, впадая в дрожь, состояние бреда и еще больше пугая Соню, вызывая у нее сострадание.

Оттягивая роковой момент, Родион затеял с Мармеладовой опасную игру в догадки. Обстановка в комнате постепенно нагнеталась всё больше, напоминая юноше минуты перед его злодеянием. Мысль, осенившая Соню, вызвала у неё ужасный вопль и довела её на мгновение до животного страха, но девушка быстро пришла в себя: «…последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; все было так!». Ожидая встретить вполне предсказуемое отвращение и ненависть по отношению к себе, Родион был ошарашен неожиданным приступом страстного и мучительного сочувствия Сони, слепо влюбленной в него и готовой идти за ним на край света. Герой до последнего не догадывался насколько он важен для девушки и любим ею, хотя сам не испытывал к ней такой взаимности.

После услышанного героиня пребывала в полном недоумении, отчаянно искала оправдания и объяснимые причины случившегося, не веря, что ее добродетель, человек, спасший её, так высоко стоявший в её глазах, мог пойти на столь ужасный грех. Наблюдая за мучениями Сонечки, Раскольников мысленно метался из угла в угол. Ему была необходима поддержка, человек, который бы не оставил его, но в то же время он винил себя за обречение девушки на страдания из-за собственной слабости, мучился от неприязни к себе: «… ну за что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить… И можешь ты любить такого подлеца?». Родиона убивало сознание того, что такая набожная, чистая душа, как у Сони, никогда не поймет и не разделит столь пугающих и опасных мыслей и теорий, которые уживались у него в голове, а будет лишь страдать и молиться за него остаток своей жизни.

Читайте также:
Кот Бегемот - характеристика персонажа в романе Мастер и Маргарита

И всё же по просьбе Мармеладовой, он с грустью и болью во взгляде попытался поведать ей о своих истинных причинах и взглядах. Сначала он преподнес историю, лежащую для всех на поверхности, о нехватке средств для проживания и желании оправдать надежды семьи. Но, когда Сонино сердце почувствовало ложь, ему пришлось рассказать истину. Находясь в лихорадочном состоянии, мрачном восторге от собственных идей, Родион поведал о его желании выйти из ненавистной ему комнаты-конуры и осмелиться взять власть над окружающими, поменять направление течения его жизни, узнать сможет ли он стать наравне с «властьимущими», совершив убийство «бесполезной, гадкой, зловредной вши». Внутренние сомнения, призывы совести перед преступлением, он расценил не в качестве сигналов о наличии у него души, а как собственную слабость, признание того, что он и сам «точно такая же вошь, как и все», за что ненавидел себя: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!».

На этот раз реакция Сони оказалась ожидаемой. Она со слезами на глазах велела Родиону искупить его грехи, покаявшись и признавшись в содеянном, жалела его, как человека, которому придется нести на себе этот груз до конца дней и всё равно ни на секунду не сомневалась, что последует за ним и в острог, куда Раскольников, со своей стороны, не собирался ехать. Юноша не признавал своей вины и чувствовал себя лишь хуже от такого количества незаслуженной любви, обрушившегося на него.

Таким образом, в данной главе эмоции Раскольника и все его тайные мысли наконец находят выход, но главный герой не получает от этого облегчение. По итогу он становится только несчастнее. Родион сам на мгновение ставит правильность своей теории под сомнение, но всё ещё уверенно не собирается сознаваться в преступлении. Сонин мир в этой сцене меняется кардинально, она впервые видит своего возлюбленного с абсолютно другой стороны. Но девушка принимает решение не бросать его несмотря ни на что и искренне верит в его покаяние. Для читателя же становятся абсолютно прозрачными истинные мотивы преступника и самоотверженная, слепая любовь Сони. Данный роман полон эпизодов, в которых эмоции персонажей накалены до предела, но именно в этой сцене, на мой взгляд, М. Ф. Достоевский изобразил весь спектр переживаний героев наиболее мастерски.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id108596

Теория Раскольникова

Нестерова И.А. Теория Раскольникова // Энциклопедия Нестеровых

Созданная в романе “Преступление и наказание” философская теория, которую создал главный герой сложна, и несет в себе глубокий отрицательный подтекст. Сам писатель не одобряет взгляды своего героя, хотя и во многом ему симпатизирует.

  1. Суть теории Раскольникова кратко
  2. Крушение теории Раскольникова
  3. Значение теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Суть теории Раскольникова кратко

Родион Раскольников, главный герой романа Федора Михайловича Достоевского, совершает преступление, но преступление не обычное. Необычное, но не по исполнению, а по причине. Причиной преступления является теория, которую создал в своем воображении, тщательно продумал Родион Раскольников.

Родион Раскольников разделил людей на два типа: одни люди – материал или “твари дрожащие”, другие – великие, они те, кто “право имеют”. Те, кто считался Раскольниковым великими, имели право на убийство ради высшей цели, ради светлого будущего. Количество жертв не имело значения.

Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

Родион Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Теория Раскольникова не нова. Такое восприятие мира свойственно эгоистичным гордецам. Неумение сопереживать делает человека пустым, лишает Бога и веры.

Характеристика людей согласно теории Раскольникова

Люди, которые ” право имеют”

1. “Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных”.

2. Живут в послушании.

3. Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей “особенным людям”.

4. “Обыкновенный” человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи.

1. “Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово”.

2. Переступают закон во имя лучшего.

Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить “через труп, через кровь”, то они “внутри себя, по совести” могут “дать себе разрешение перешагнуть через кровь”.

3. Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – “необыкновенные” люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

В целом если проанализировать все высказывания главного героя романа и его поступки, то суть теории Раскольникова такова:

Сильные, одаренные, волевые личности имеют право на преступление ради высшей цели, светлого будущего, великого достижения. Их не пугают и не останавливают законы, нормы морали. Все остальные люди нужны лишь для того, чтобы быть “материалом” для рождения себе подобных.

Главный герой романа решатся убить старуху процентщицу с “великой” как он считает благой целью. Он хочет избавить от старухи всех бедняков, которые отнесли ей последнее. Он надеется помочь своей матери, сестре. Согласно своей теории он воспринимает себя как “право имеющего” ради великой цели. Старуха процентщица представляется ему “тварью дрожащей”. “Одна смерть и сто жизней взамен”,- рассуждает он, сравнивая свои планы с арифметикой.

Крушение теории Раскольникова

Теория Раскольникова оказалась полностью несостоятельной. Главная причина крушения теории Раскольникова – она основана на эгоизме, бесчеловечности и неравенстве. Родион Раскольников говорит о превосходстве одних людей над другими. Само действо преступления, убийство старухи процентщицы, задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем.

Основополагающие причины крушения теории Раскольникова

Крушение теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание” обусловлено ее противоречивостью. Федор Михайлович Достоевский видел основное противоречие в том, что в главном герое идет яростная борьба добра и зла, ангела и демона. Следовать теории Раскольникова мог только беспринципный “однозначный” человек. Вот что говорит Родион Раскольников о своем преступлении: “И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое. Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею. “.

Если бы не было внутренней борьбы, жестокая теория, возможно, не потерпела бы крах. Но у Достоевского по иному невозможно, так как писатель являлся глубоко верующим человеком, но в то же время терзаемым собственными демонами.

Ключевые противоречия теории Раскольникова

Итак, крах теории Раскольникова обусловлен ее противоречивостью, антигуманностью и несоответствием человеческой природе. Сам Раскольников чувствует несостоятельность своей теории и отрекается от неё. В романе крушение теории Раскольникова происходит после того, как главный герой осознает все и на основе своих переживаний он видит сон, где люди уничтожают друг друга, и мир исчезает. Затем он начинает постепенно возвращать веру в добро. Постепенно приходит осознание того, что все люди “право имет”.

Значение теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Теория Раскольникова в романе “Преступление и наказание” являет собой сочетание индивидуализма, эгоизма и гордыни. Общеизвестно, что Достоевский был человеком глубоко религиозным и для него православная составляющая романа является во многом исповедью. В этом свете все те высказывания, которые звучат из уст главного героя, прошли оценку писателя.

Теория Раскольникова не нова, она была, есть и будет. К сожалению, попытки делить людей на бесправных и “право имеющих” не чужды современному миру. Европа, США – все они считают себя “право имеющими”, а все остальные страны и народы воспринимаются ими как “материал” или как “твари дрожащие”.

В романе “Преступление и наказание” Родион Раскольников доказывает, что “человек и гражданин” не может следовать идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление.

Теория Раскольникова: суть, смысл, идея, сущность | “Преступление и наказание”

Раскольников и
старуха-процентщица
(фильм 1969 г.)

Что является главной причиной преступления, которое совершает бывший студент Родион Раскольников в романе “Преступление и наказание” Достоевского?

Главной причиной преступления становится теория, которую придумывает сам главный герой.

В этой статье представлена суть теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание”: смысл, идея, сущность теории главного героя.

Смотрите:
– Все материалы по “Преступлению и наказанию”
– Все материалы о Раскольникове

Теория Раскольникова в романе “Преступление и наказание”: суть, смысл, идея, сущность

“. а yбил, двух yбил, по теории . “ (Порфирий Петрович, часть 6 глава II)

“Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.” (часть 3 глава V)

“. первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.” (часть 3 глава V)

Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.” (часть 3 глава V)

“Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убuл… Ну, понятно теперь. “ (Раскольников — Соне, часть 5 глава IV)

“. не был я так голоден… я действительно хотел помочь матери, но… и это не совсем верно…” (часть 5 глава IV)

“. если б только я зaрeзaл из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это. ” (часть 5 глава IV)

“. своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!” (часть 6 глава V)

Тут была тоже одна собственная теорийка, – так себе теория, – по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу‑то, сору‑то. Ничего, так себе теорийка. ” (часть 6 глава V)

“Наполеон его ужасно увлек, то есть собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь.

Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию‑то сочинить он умел, а перешагнуть‑то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный. “ (Свидригайлов о теории Раскольникова, часть 6 глава V)

Достоевский о теории Раскольникова

Это были материалы о сути теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Достоевского: смысл, идея, сущность теории главного героя.

Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа

Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Суть и смысл теория Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

“Тварь ли я дрожащая или право имею” – именно этой цитатой можно описать теорию главного героя романа “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова. Как видно из его слов смысл теории заключается в разделении людей на две части. На основе философии Раскольникова развивается сюжет романа.

Основой произведения Федора Михайловича Достоевского является преступление, совершенное из-за жестоких соображений главного героя. Почвой для них послужила окружающая нищета, бедность народа.

К первой группе, тварям дрожащим, Раскольников отнес самых обыкновенных людей. Они не отличались значительным состоянием, напротив, их жизнь была скупа и однообразна. Такие люди составляли основу населения. Они не ставят целей на жизнь, основная их задача – выживание, зачастую за счет горя других. У этого слоя нет моральных принципов: богохульство, разврат и алкоголь – их верные спутники.

Второй группе повезло больше. Родион считает, что представители этой части живут в абсолютно другом мире, где нет нужды и грязи. Их число невелико, однако их возможности в несколько раз больше, чем у других. Их руками вершится правосудие. По мнению героя беззаконие для тех, кто “право имеет” – обычное дело, которое необходимо осуществлять для блага людей. По началу их действия вызывают бурную реакцию и искреннее непонимание у массы, но оставляют заметный след в истории, как Наполеон. Именно к таким деятелям правосудия относит себя главный герой романа. Чтобы удостовериться в работоспособности своей теории он совершает страшное преступление – убивает старуху-процентщицу.

Теория рушится сразу после свершения убийства. Идея помочь множеству нищих путем убийства состоятельной старухи оказалась неудачной. Кроме того, после встречи с Лужиным и Свидригайловым Родион осознает, что взгляды собеседников на жизнь схожи. Он стал похож на людей, которых не хотел видеть в своем мире. По мнению Раскольникова, те, у кого есть “право”, могут избавиться от них. Но, размышляя о содеянном, он приходит к выводу, что они наиболее близки к его философии. А те, кто дорог сердцу – семья, Мармеладовы – по его собственному учению относятся к “тварям”.

Раскольников окончательно запутался, он сходи с ума, утопая в собственных мыслях. Ему кажется, что убив старуху и Лизавету он убил и себя. Его теория не имеет смысла. Будучи на каторге он пришел к выводу, что злодеяния не смогут породить благо. Мир может спасти только добро и сострадание, которые появляются как лучик света в этом темном царстве.

2 вариант

Произведение Федора Достоевского “Преступление и наказание” рассматривает тяжелый личностный конфликт главного героя – бывшего петербуржского студента Родиона Раскольникова. Нищета на протяжении уже долгого времени рушит жизнь его и всей его семьи. Много раздумывая о том, как же изменить такое положение вещей, Раскольников написал статью, выдвинув идею о том, что всех людей можно условно поделить на высших, героев, которые влияют на ход истории, совершают великие дела и всех остальных людей, являющихся для них лишь средством, материалом, “тварями дрожащими”. Все, что имеют право делать последние, являясь жалкими и недостойными членами общества, это послушно жить и закона не нарушать. Эти самые законы для них как раз и создает первая категория, “собственно людей”, имея таким образом неограниченное влияние над основной массой.

Теории Родиона Раскольникова не зря уделяется так много внимания при изучении романа “Преступление и наказание”. Она, фактически, стала элементом, порождающим тему произведения. Раскольников, несмотря на то, что как он, так и его семья, были нищими и несчастными, совершает убийство, а затем и двойное убийство, вовсе не по этим причинам. Во всем он руководствуется своей собственной теорией. Основным мотивом совершения Раскольниковым преступления как раз было выяснить, принадлежит он к разряду дрожащих тварей или все-таки право имеет. Деля всех людей на разряды (первый и второй, низший и собственно людей), Родион мучается вопросом, к какому же из них принадлежит он сам. Собственно, чтобы узнать это, он и решается на убийство.

Интересней всего перед читателем предстает исход данной проверки. Раскольников, веруя в истинность собственной теории, убивает богатую старушонку. Но значит ли это, что он априори принадлежит к той высшей категории людей, которые правят миром и творят историю? Нет, и об этом нам сообщает сам лирический герой. Сомнения и угрызения совести продолжают терзать его на протяжении еще долгого времени. Он разочаровывается в своей теории и даже в себе самом. Убить-то он убил, но, если бы и, правда, причислялся к высшему разряду, даже говорить о муках совести было бы неуместно. Настоящему Наполеону не нужна была бы подобная теория или какие-либо оправдания своих же действий. Он не сидел бы часами, раздумывая и частично даже сожалея о содеянном. Так и выяснил Раскольников, что никакой он на самом деле не Наполеон, а лишь очередная дрожащая тварь, низший человек, совсем обычный и заурядный. Так и рухнула его теория.

Сочинение о теории Раскольникова

Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников живет в бедности без всякой надежды на светлое будущее. По своей сути он человек совсем неплохой – добрый, умный, отзывчивый. Но сжатый тисками суровой реальности Раскольников доходит до изнеможения и отчаяния. Эти обстоятельства порождают в герои бесчеловечную теорию, согласно которой все люди на Земле делятся на две группы – «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Последние вправе совершать преступления, если они оправдываются великой целью. На такое могут пойти только люди особые, необыкновенные, в руках которых сосредоточена власть, которые достигли больших успехов в науке, религии. Они не только вправе, но даже обязаны идти на радикальные меры, чтобы достигнуть цели, имеющей значение для всего человечества.

Теория строится на утверждении, что всеобщее благо можно достичь только путем истребления меньшинства. Герой ставит над собой эксперимент, пытаясь выяснить, к какой из двух категорий он относится сам. Он склонен причислять себя к «право имеющим», но чтобы убедиться в этом, Раскольников идет на преступление. Его цель – сделать мир лучше, избавить его от людей, подобных старухе-процентщице. Однако после совершенного убийства не последовал желаемый результат. Злодеяние не принесло никому абсолютно никакой пользы. С этого момента начинается развенчивание оказавшейся несостоятельной теории Раскольникова.

Убийства положило начало душевным терзаниям главного героя. Каждый свой шаг он вынужден делать с опаской, рискуя выдать себя в любой момент. Эксперимент Родиона с треском провалился. Ему не удалось совершить злодеяние и сохранить при этом внутреннее спокойствие. Он мучается от угрызений совести и, в конце концов, приходит к выводу, что является обычным человеком, той самой «тварью дрожащей». Тяжелым грузом взваливается на него осознание бессмысленности столь и бесчеловечного жестокого поступка.

И все-таки окончательное понимание ситуации приходит к Родиону далеко не сразу. Он все еще продолжает считать свою теорию верной, а в том состоянии отстраненности и отгороженности от всего окружающего мира Раскольников не способен критически посмотреть на вещи, вырваться из цепкого плена собственных идей.

Единственное, что может его спасти, это добрый друг, который выслушает и поймет главного героя, тем самым облегчив его страдания. Таким человеком оказывается Соня Мармеладова, перед которой главный герой раскрывает свою душу. Он прислушивается к ней и в результате признается в содеянном. За совершенное преступление ему воздается должное наказание. Оказавшись на каторге, Раскольников не сразу приходит к осознанию вины и раскаянию. Но доброта и духовная сила Сони Мармеладовой вразумляют героя и помогают отказаться от своих идей. Полное разрушение бесчеловечной теории происходит в последнем сне Родиона, где люди убивают друг друга ради достижения всеобщего счастья. Итог всего этого – опустевшая мертвая земля. С этого момента начинается возвращение Раскольникова к жизни. Он приходит к пониманию, что все люди одинаковы, и все они заслуживают счастья, которого можно добиться, помогая своим ближним.

Также читают:

Картинка к сочинению Теория Раскольникова суть и смысл в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Палата №6 – знаменитая повесть Антона Павловича Чехова о трагической судьбе доктора Рагина. К второстепенным героям повести относится Дарьюшка, ее образ позволяет более полно понять характер главного героя.

С самых первых лет обучения в школе я осознал, что какие-то учителя и их методы обучения мне нравятся больше, какие-то меньше. Когда я начинаю задумываться об этом глубже, я вдруг понимаю

Одним из героев данного произведения является Иван Зурин. Иван Иванович Зурин был одним из многих второстепенных персонажей. Он – обычный русский офицер

Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники

Василь Быков известный белорусский писатель. Большинство его произведений отражают тяжелые военные и послевоенные времена, которые автор сам в молодости испытал на себе

Теория Раскольникова. Цитаты из романа

Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизу ставшую свидетельницей его преступления. Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею».

Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой.

Суть теории Раскольникова

По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:

Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

Аркадий Свидригайлов случайно подслушавший Разговор Раскольникова с Соней, называет его теорию «так себе теорией», хотя и частично соглашается с ней:

Поначалу, Раскольников относил себя к «высшим», но не был уверен в этом окончательно. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей (которые имеют право), а не низший (тварь дрожащая).

Причины преступления

Раскольников хоть и был очень бедным человеком, но решился на убийство лишь после того как узнал, что его сестра Дуня собирается выйти замуж из-за денег, за человека которого не любит:

Тем не менее, Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а именно его теория:

Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

При этом он пытался оправдаться перед самим-собой тем, что жизнь старушонки ничего не стоила:

Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:

Крах теории Раскольникова

Теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил:

Согласно его же теории, «высшие» люди никогда не спрашивают себя, могут ли они сделать что-то, противоречащее принятым нормам общества. Такие личности никогда не сомневаются, они уверены в правоте и необходимости своих действий. Из-за того, что Раскольников сам задавался вопросом, способен он на убийство или нет, он уже не мог считать себя «высшим» человеком в своих собственных глазах:

О том, что Расскольников разуверился в своей избранности говорит и Свидригайлов:

В конце романа сам Раскольников признает, что он не из тех кто «право имеет», но от своей теории не отказывается:

Достоевский о теории Раскольникова

Достоевский сам немного рассказывает о своем отношении к теории Раскольникова в письме у русскому публицисту Михаилу Каткову от 1865 года. В этом письме писатель просит опубликовать свой будущий роман в журнале «Русский вестник», и пересказывает его сюжет. При этом, описывая причины преступления говорит о том, что поддавшись странным «недоконченным» идеям, главный герой решается одним разом покончить с бедностью:

Отношение Достоевского к Раскольнекову видно и в его письме к А. Н. Майкову, в котором выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши:

Д.И. Писарев о теории Раскольникова

Знаменитый критик Д. И. Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» высказал интересный взгляд на теорию Паскольникова. По его мнению, молодой человек создал эту теорию для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе:

В пользу такого взгляда говорит и эпизод со служанкой Настасьей, которая упрекает Раскольникова за то, что тот целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает, хотя раньше занимался репетиторством. Автор явно указывает на то, что Раскольников не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: