Размазня – краткое содержание рассказа Чехова, основная мысль

«Размазня» читательский дневник

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 128.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 128.

«Размазня» — юмористический рассказ о том, как глава семейства нагло и беззастенчиво обсчитал юную гувернантку своих детей, но на деле преподал ей важный жизненный урок.

Краткое содержание «Размазня» для читательского дневника

Название: Размазня

Число страниц: 3. Чехов А. П. «Рассказы. Повести. Пьесы». Издательство «Эксмо-Пресс». 2004 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1883 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в 80-х годах XIX столетия, в одном из городов Российской империи.

Главные герои

Рассказчик – хозяин дома, настойчивый, решительный, волевой мужчина, решивший преподать гувернантке важный урок.

Юлия Васильевна — гувернантка, молоденькая, неопытная девушка, робкая, скромная, безответная.

Коля и Варя – дети рассказчика, воспитанники Юлии Васильевны.

для самых рациональных –

для самых крутых –

Сюжет

Хозяин дома пригласил к себе в кабинет гувернантку Юлию Васильевну, чтобы рассчитаться за истекший срок её работы. Он упрекнул девушку в излишней церемонности – сама бы она не пришла за жалованьем. Далее хозяин приступил к подсчётам. Он сказал, что они договаривались по тридцать рублей в месяц, на что Юлия Васильевна робко возразила – по сорок рублей. Хозяин её перебил, заверив, что он всегда платил гувернанткам по тридцать рублей в месяц и у него всё записано.

Затем мужчина сказал, что Юлия Васильевна прожила в его доме два месяца, и девушка опять робко возразила – два месяца и пять дней. Но и тут хозяин дома настоял на своем – два месяца и точка, у него так записано. Затем он стал вычитать из шестидесяти рублей жалованье за воскресенья, коих набралось девять, а также три праздника. Юлия Васильевна покраснела и стала нервно теребить платье, но не возразила ни слова.

Хозяин дома продолжил вычитать: четыре дня болезни Коли, три дня, когда у гувернантки болели зубы и она занималась только после обеда. В итоге остался всего лишь сорок один рубль. От явной несправедливости у девушки один глаз покраснел и наполнился влагой, предательски задрожал подбородок, но и тут она смолчала.

Мужчина внимательно посмотрел на гувернантку и продолжил вычеты. Он вспомнил, как под Новый год она разбила фамильную чайную чашку с блюдцем. По недосмотру Юлии Васильевны Коля полез на дерево и порвал дорогой сюртучок, а горничная, опять же по недосмотру гувернантки, украла у Вари ботинки.

Хозяин разошёлся не на шутку, и «вспомнил», как в январе Юлия Васильевна одолжила у него десять рублей. Девушка слабо запротестовала, но в ход пошёл железный аргумент – « у меня записано» — перед которым несчастная не в силах была протестовать. В итоге из всей суммы за два месяца работы у героини осталось лишь одиннадцать рублей. Она тихо поблагодарила и собралась выйти из комнаты.

В этот миг мужчина взорвался – он принялся обвинять девушку в чрезмерной доверчивости, слабости, безволии. Он не понимал, как можно быть такой размазнёй и даже не попытаться защитить себя, свои права. В ответ Юлия Васильевна лишь робко улыбалась, а затем призналась, что в других домах ей и вовсе не платили. Мужчина извинился за столь жестокий урок и отдал гувернантке восемьдесят рублей – её честно заработанную плату за два месяца. Юлия Владимировна не ожидала такого поворота событий и, непрестанно выражая благодарность, вышла из комнаты.

Вывод и своё мнение

В своём рассказе Чехов поднимает общечеловеческие вопросы: важно быть вежливым и воспитанным, но надо уметь и постоять за себя. Своим произведением автор призывает людей быть более сильными, решительными и всегда отстаивать свои права, бороться за справедливость. Порой для этого нужен жёсткий, иногда жестокий урок, но только так можно «встряхнуть» робких и забитых людей, достучаться до их сознания.

Главная мысль

Жизнь не всегда бывает добра и справедлива, и даже слабым людям нужно учиться бороться за себя.

Авторские афоризмы

«…У меня так записано…»

«…Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова. »

«…Вы должны за всем смотреть…»

«…В других местах мне и вовсе не давали…»

«…Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам…»

«…Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазнёй. »

«…Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным. »

Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь

Толкование непонятных слов

Гувернантка — наёмная работница, воспитательница детей в семье.

Сюртучок (сюртук) — длинный, до колена, предмет мужского гардероба, обычно приталенный.

Горничная — прислуга в богатом доме.

Merci (франц.) — спасибо.

Новые слова

Церемонная — утончённо вежливая, чопорная, строго соблюдающая этикет.

Фамильная — наследственная, передающаяся в семье.

Жалованье — плата за службу, выдаваемая регулярно (обычно ежемесячно).

Размазня — вялый, нерешительный, робкий человек.

Краткое содержание А.П. Чехов «Размазня»

  1. Основные персонажи
  2. Очень краткий пересказ
  3. Краткое содержание
  4. Главная мысль рассказа

Этот рассказ русского классика был опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Огонёк». Несмотря на это, произведение заставляет серьезно задуматься о жизни. Оно поднимает вопросы морали и менталитета, учит отстаивать свою позицию.

Основные персонажи

В центре сюжета – два ключевых персонажа и два второстепенных:

  • Богатый и властный человек, эдакий «хозяин жизни». Он считает себя вправе поучать других людей, порой прибегая к очень суровым урокам. Этот персонаж отчасти упивается своей силой и думает, что в этой жизни нельзя «быть беззубым».
  • Юлия Васильевна – воспитательница детей рассказчика. Робкая и безвольная особа, она мирится с тем, что ее обманывают и обкрадывают сильные мира сего. Она считает, что сложившееся положение вещей ей никак не изменить.
  • Дети рассказчика, Коля и Варя — выступают в качестве второстепенных героев для развития сюжета.

Очень краткий пересказ

Однажды некий богач решает преподать своей робкой гувернантке Юлии Васильевне урок самозащиты. Для этого он решил показательно недоплатить ей жалование и посмотреть на ее реакцию. Он всячески ее провоцирует, вычитая деньги по надуманным поводам, дожидаясь того, что Юлия Васильевна дойдет до определенного предела и начнет «гнуть свою линию». К злости богача, гувернантка смиренно забирает жалкие гроши, которые остались после всех вычетов, и даже благодарит его. Раздосадованный «учитель» читает нотацию няне, о том, что такой бесхребетной быть нельзя. Он выплачивает Юлии Васильевне всю причитающуюся сумму, но понимает, что она считает, что жить можно и «бесхребетной».

Краткое содержание

Хозяин, от лица которого ведется повествование — богатый и влиятельный человек, он зовет к себе в кабинет воспитательницу своих детей для выплаты зарплаты за два месяца. Он решает преподать «беззубой» гувернантке краткий урок. Юлия Васильевна сама побоялась идти за жалованьем, посчитав это бесцеремонным, в чем ее и упрекает рассказчик. Богач начинает расчет и сразу говорит, что с гувернанткой они условились на денежное содержание в 30 рублей в месяц. Он пропускает мимо ушей робкие возражения Юлии Васильевны о том, что они речь шла о 40 рублях. Богач уверенно заявляет, что что у него «все ходы записаны».

Далее он говорит, что воспитательница живет у него 2 месяца, на что она пытается возразить, но все тщетно. Владелец дома отвечает, что у него все зафиксировано в тетради. Потом он вычитает из зарплаты деньги за каждое воскресенье и праздники, ведь в них учеба детей не ведется. Девушка все терпит, но не выступает.

Расчет продолжается. Рассказчик продолжает вычитать деньги из зарплаты гувернантки. После вычетов за болезнь сына, за те дни, когда у воспитательницы болели зубы, от зарплаты остается только 41 рубль. Далее владелец дома вспоминает, что Юлия Васильевна однажды разбила дорогую именную чашку с блюдцем. Потом он припоминает, что по недосмотру няни сын Коля залез на дерево и разорвал одежду, а прислуга стащила новые ботинки у дочери Вари. За все это он продолжает вычитать деньги у бедной Юлии Васильевны, которая чуть не плачет, но не протестует.

Хозяин дома говорит, что у него есть запись в тетради, как девушка брала у него в долг 10 рублей. Она пытается возражать, но богач непреклонен. После всех мытарств, воспитательнице выдают 11 рублей вместо положенных 80. Юлия Васильевна униженно берет деньги и даже благодарит работодателя.

После этого богач начинает злиться и спрашивать, почему воспитательница приняла деньги, почему она не протестовала, ведь он фактически обокрал девушку? Выясняется, что прежние наниматели Юлии Васильевне не заплатили вообще ничего. Рассказчик говорит, что «жить без зубов нельзя». Но в глазах гувернантки он видит, что она смирилась со своей участью и предпочитает не роптать на судьбу. Рассказчик отдает девушке все причитающиеся ей деньги и извиняется за суровый жизненный урок.

Главная мысль рассказа

Краткое содержание рассказа Чехова «Размазня» поднимает очень важные вопросы. Автор на примере Юлии Васильевны хотел показать, что если за себя не бороться, то окружающие будут лишь вытирать ноги, считать безвольной тряпкой и соответствующе относиться. Поэтому «Размазня» — краткое изложение мнения А.П. Чехова о том, каким нужно быть человеком и почему необходимо защищать свои права в тех случаях, когда они попираются.

Читайте также:
Робинзон Крузо - краткое содержание по главам, характеристика

Возможно, что рассказанная история является аллегорией на русское общество, обездоленное и униженное, которое и не пытается отстаивать свои права. И его, по мнению А.П. Чехова, можно было заставить «отрастить зубы» только такими жестокими методами. Хотя девушка в конце рассказа показала, что «размазней быть можно» и нет никакой гарантии, что она извлекла пользу из урока. Возможно, что Чехов, закончив рассказ именно так, хотел показать, что русский народ в лице Юлии Васильевны нельзя научить бороться за свои права.

Анализ рассказа «Размазня» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.11.2019 · Обновлено 20.02.2021

Антон Павлович Чехов знаменит своими короткими юмористическими рассказами, в которых прослеживаются основные пороки человечества. Рассказ «Размазня» — один из таких. В маленьком тексте можно увидеть огромную проблему слабых людей.

История создания

Рассказ «Размазня» написан в 1888 году. Начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. Впервые опубликован 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки» в 1888 году.

Прототипы героев неизвестны, но время, в которое жил и писал Чехов, было таким, что на месте гувернантки могла оказаться каждая вторая девушка без средств, вынужденная работать. В книге автор передал характерную черту своего переходного века, когда женщины уже перестали быть бесправным товаром на выданье, но еще не обрели полноты прав трудящегося человека и не научились из отстаивать.

Жанр, направление

Творчество Антона Чехова относится к реалистическому направлению, поэтому текст написан в направлении реализма.

Жанр произведения – юмористический рассказ, так как в тексте сочетаются все особенности: короткое название, такое же вступление, случай из жизни, основа – диалог, художественная деталь вместо портрета.

Суть: о чем рассказ?

Сюжет основан на эксперименте, который проводит герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Хозяин вызывает ее к себе, чтобы оплатить жалование. Но для начала знакомит ее с расчетами.

Няня отработала два месяца, за что полагается 80 рублей. Но Юлия узнает, что оказывается не 80, а 60. Гувернантка не возражает, а просто молча кивает головой. Хозяин указывает, что у него все записано. После он начал вычитать за каждую мелочь по 5-7 рублей. Он снял деньги за разбитую чашку, за прогулы, за больничные дни, за украденные ботинки и так далее. По итогу за два месяца Юлия вместо 80 рублей получает 11.

Гувернантка дрожащими пальцами сунула в карман деньги и робко прошептала «Merci». Хозяин резко вскочил со стула и начал кричать на нее. Его разозлило такое поведение няни, так как он ее по факту обокрал. Но она даже не стала возражать и как-то пытаться вернуть свои кровно-заработанные деньги обратно. Хозяин отдает ей положенные 80 рублей и извиняется за такой эксперимент. Но при это поучает, что нельзя быть размазней, а за свое нужно бороться.

Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании рассказа «Размазня» . Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Рассказчик (хозяин) обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой.
Юлия Васильевна гувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой.
Читайте также:
Загадки по русскому языку для школьников

Многомудрый Литрекон может расширить этот раздел, если у Вас есть в этом надобность, так что пишите ему в комментариях, чего не хватает?

  1. Тематика произведения «Размазня» проста: слабый человек в огромном мире несправедливости. Чехов показывает «маленького человека», в котором навсегда поселилось рабство. Юлии очень повезло, что эта была всего лишь шутка, и хозяин отдал ей все деньги. Но в другой раз ее просто оберут. Юлия не может противостоять всему миру, она слаба и беззащитна. Автор призывает людей быть сильными и отстаивать свою правду. В противном случае человек так и останется бесхребетным рабом.
  2. Еще одна основная тема — гордость и смирение. Автор противопоставил эти качества друг другу, чтобы показать: кротость — не всегда благо, а умение постоять за себя — не всегда гордыня. Человек должен иметь чувство собственного достоинства и стремиться к справедливости, а не принимать неудачи как должное.

Проблемы

Проблематика рассказа «Размазня» тоже будет дополнена, если Вы напишите о необходимости этого в комментариях.

  1. Духовное рабство личности — это основная проблема рассказа «Размазня». Люди настолько привыкли к унижению, что уже перестали бороться за свои права. Они готовы сносить любые обиды, лишь бы получить хоть какие-то деньги. С одной стороны, это не их вина, но с другое такая приниженность развязывает руки сильным мира сего.
  2. Социальная несправедливость — еще одна проблема, затронутая в книге. девушки могут найти работу, но никто не поручится, что там с ними обойдутся честно. Судебная практика по таким делам была не развита, профсоюзов не было, да и денег у гувернанток было в обрез, и никакие судебные тяжбы они бы себе не позволили.
  3. Отчаяние и бессилие. Юлия не всегда была такой приниженной и бессловесной. Просто суровые условия жизни научили ее терпеть несправедливость, а не восставать против нее. Она привыкла к подлости и отчаялась побороть ее. С этого и началось ее внутреннее рабство.
  4. Сила и слабость. Завершающая фраза рассказа — «Легко на этом свете быть сильным». Данное утверждение, которое произносит сам повествователь, отражает проблематику текста. Такой ли он сильный, как кажется на первый взгляд? Да и так ли слаба Юлия? Если разбираться со всех сторон, то сильный человек никогда не будет потешаться над слабым. И несмотря на то, что хозяин все же вернул деньги, он мог бы не использовать в качестве эксперимента злую шутку. Хозяин показал гувернантке, кто из них сильнее в этом мире. Но сильный человек и так это знает без всяких доказательств. По-настоящему силен тот, кто не слаб духом и может выдержать все испытания. Он никогда не будет ставить себя выше других, а тем более показывать это на публику. Он скорее поможет слабому собеседнику тайно, чем поставит его в неловкое положение. Вот и получается, что на самом деле, хозяин не такой уж и сильный человек, каким кажется на первый взгляд. А вот Юлия имеет все характеристики, чтобы претендовать на место сильного, только характера ей не хватает.

Основная идея

Главная мысль произведения «Размазня» – это необходимость отстаивать свое право и бороться до конца за справедливость. Не следует принимать несправедливые правила игры, нужно устанавливать свои — всегда возражать и бороться, когда понимаешь, что с тобой обходятся ужасно. Если маленький человек не пойдет против произвола, то лишь внесет свою лепту в застой, опирающийся на безнаказанность.

Смысл рассказа «Размазня» заключается в осуждении культа жертвы, ставшего популярным в русской литературе. Многие писатели оправдывала и тем самым поощряли в народе его нелепую жертвенность и слабость, а потом недоумевали, почему мир так жесток к маленькому человеку? Но ведь рабство — обратная сторона медали тирании, и обманутый так же виноват, как и обманувший, потому что он он стерпел и оставил все как есть, не пытаясь исправить ситуацию.

Чему учит?

Рассказ «Размазня» учит тому, что сильный человек — не тот, у кого есть деньги или власть, а тот, кто сможет противостоять всем испытаниям. Юлия могла бы возразить работодателю и проявить упорство, но она предпочла промолчать и смириться с несправедливостью. Если так будут делать все, общество никогда не изменится к лучшему. И в этом будет не только вина бессовестных начальников. Ответственность за происходящее будет и на тех, кто покорно сносит нападки и оскорбления.

Читайте также:
Стихи про душу - читать онлайн красивые стихотворения на нашем сайте

Сильный человек не сломается под натиском трудностей, будет идти до конца. Но гувернантка слаба, потому что не умеет постоять за себя. Она всегда будет оставаться жертвой обмана, ведь не противится ему и подыгрывает мошенникам. В ней нет стержня и твердости, необходимых в жизни каждому человеку. Маленький человек может стать большим, если победит свою слабость. Такова мораль произведения «Размазня».

Остается надеяться, что читатель, как и Юлия, сделает свои выводы из эксперимента и научится отстаивать свои права и убеждения.

Сказка «Лиса и Тетерев» для читательского дневника

Произведение «Лиса и Тетерев» — это русская народная сказка. В ней раскрыты темы взаимоотношений, поступков, добра. Это увлекательное и поучительное повествование о плутовке, которая хотела хитростью выманить Тетерева. Краткое содержание «Лиса и Тетерев» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла.

  1. Анализ произведения
  2. Краткое содержание
  3. Действующие лица и основная мысль
  4. Отзывы о книге

Анализ произведения

В сказке описана ситуация, когда необходимо иметь свою голову на плечах, не доверять обманщикам. Тогда у них ничего не выйдет.

Краткое содержание

Как-то Лиса встретила Тетерева, сидящего на дереве. Она подошла к нему, чтобы поприветствовать, начала подлизываться к нему: разговаривал ласковым голосом, хвалила его пение. Птица поблагодарила плутовку, но та сделала вид, будто ничего не слышала. Лисица попросила Тетерева спуститься и поговорить с ней, так как с высоты она ничего не слышит.

Птица ответила, что боится спускаться к ней, так как знает об опасности. Ведь она с легкостью может стать добычей хищников. Лисица притворилась, что удивлена, разве ее можно бояться. На это Тетерев ответил, что побаивается не только ее, но и других зверей.

Хитрая Лиса придумала, как обмануть птицу, сообщила ей, что недавно издали указ, в котором животным нельзя причинять друг другу вред, наоборот, между ними должны быть мир и согласие. Тетерев признал, что это прекрасный указ, но решил избавиться от хищницы и придумал, как это сделать. Он сказал лисице, что с дерева увидел приближающихся псов, но ведь ей теперь нечего бояться — все животные живут в мире. Только когда коварная Лиса услышала об этом, хотела бежать. Тетерев напомнил ей об указе, но та сказала, что собаки, вероятно, ничего не слышали. После этого плутовка убежала.

По этому содержанию можно составить краткий план пересказа:

  1. Встреча в лесу.
  2. Плутовка просит птицу спуститься с дерева.
  3. Тетерев опасается хищников.
  4. Мирный указ.
  5. Появление псов.
  6. Лиса сбегает.

Действующие лица и основная мысль

В произведении описываются основные и второстепенные действующие лица. Характеристика одних персонажей подчеркивает качества других. Среди них выделяют следующих главных героев:

  • Тетерев — разумная, осторожная, рассудительная и спокойная птица. Он не поверил плутовке, тем самым спас себе жизнь.
  • Лиса — коварная, хитрая, умная обманщица. Она хотела выманить Тетерева и съесть его.

На основе этого произведения можно сделать вывод, что не стоит быть доверчивым. Нужно быть осторожным, бдительным и собранным всегда.

Сказка «Лиса и Тетерев» учит, что человеку следует помнить, что после каждого поступка будет его следствие, поэтому стоит ответственно принимать решения, все обдумывать наперед. Нужно также быть сообразительным, чтобы вывести на чистую воду даже самого ловкого обманщика.

Лиса во многих произведениях представляет собой хитрую плутовку, которая обманывает героев для получения желаемого. Только на этот раз ей попался достойный противник, который не пошел на поводу и не доверился обманщице. За счет того, что он оказался умнее, остался жив.

К этой сказке прекрасно подходят следующие пословицы:

  • Доверяй, но проверяй.
  • Хитри, да хвост береги.
  • На всякого хитреца найдется свой хитрец.

Не стоит верить всему, что говорят. Нужно быть находчивым, думать наперед.

Отзывы о книге

В русском народном творчестве много сказок с участием хитрой рыжей плутовки. Например, «Лиса и журавль», «Лисица и кувшин», в корякских сказках и других. Сценарий развивается всегда один: обманщица хочет кого-нибудь съесть, пытается получить что-то для достижения желаемого. В классе мы часто разбираем тему взаимоотношений, когда кто-то хочет обмануть в корыстных целях. Эта сказка явный пример такого поведения. Но птица оказалась умнее и рассудительнее, поэтому не поддалась на уловки. Разбор таких произведений очень полезен, так как можно многое понять, получить ответы на интересующие вопросы. Надеюсь, я написал полезный отзыв.

Читайте также:
Шенграбенское сражение в романе Толстого Война и Мир

Эта сказка мне напомнила другое народное творчество — «Терентий-тетерев». Там были те же главные герои, только к ним добавилась куница. Хищники хотели съесть птицу, но им это не удалось. В этих произведениях показано, что звери имеют свои уловки, какие помогают им выжить. Я люблю сказки, так как в них есть чему поучиться. Особенно интересно чтение с картинками или раскрашивать их в книжках-раскрасках. Рисунки помогают детально представить ситуацию и увидеть ее глазами автора. Советую почаще читать сказки.

Совсем недавно читала краткое содержание сказки «Лиса и Тетерев», анализ проводила. После этого решила перечитать произведение полностью. Довольно интересно и необычно, так как рыжей плутовке зачастую удается долгое время обманывать других сказочных героев, но только не сейчас. Ей попался умный противник, который смог устоять перед ее хитростью, не поддался уговорам, а даже сам обманул ее. Рекомендую.

Сказка «Лиса и тетерев» для читательского дневника

В русской сказке «Лиса и Тетерев» говорится о волшебных зверях. Автор произведения — народ. Однажды Лисица пожелала приманить Тетерева с дерева к себе на обед в качестве еды, но умной птице удалось не дать себя обмануть. Нужно отметить в читательском дневнике, что Тетерев Лису перехитрил.

Краткое содержание произведения

Народные сказки — это наилучший способ рассказать малолетним детям о традициях предков.

Характеристика персонажей произведения:

  • Лисица — лукавая плутовка, коварная обманщица.
  • Тетерев — благоразумный, осмотрительный лесной житель.

Встреча в лесу

Как говорится в кратком содержании, Лиса с Тетеревом случайно сталкиваются, но понятно, что они старые знакомые. Лисица прогуливалась по лесным тропам и заметила на одном из деревьев Тетерева. Завязался разговор. Лисица всяческий льстит дикой птице, стараясь расположить к себе. Тетерев насторожился и отказался реагировать на провокации.

Тогда рыжая плутовка принялась объяснять птице новый закон о согласии между всеми зверями, по которому с недавнего времени нельзя никого трогать. Указ вышел, чтобы не было обид и наступил мир в лесу.

Обман раскрыт

Терентий отказался спуститься на землю. Герой упомянул о лае собак, которые, по его мнению, приближаются к действующим лицам сказки. Должно быть, собаки в скором времени появятся возле Тетерева и Лисицы.

Птица с высокого дерева просит вспомнить, что это, конечно же, безопасно, так как со слов рыжей плутовки действует недавно принятый закон о мирном сосуществовании всех зверей. Лиса тут же запаниковала.

Лисица предположила, что псы могли упустить изучение этого закона, и проворно пустилась бежать. Наиболее комичный эпизод — это сцена упоминания собак. Лиса испугалась и, сославшись на непросвещенность псов, убежала, только ее и видели.

Анализ сказки

Сказка о Лисе и Тетереве в кратком содержании дает понять, что нельзя доверять неприятелю. Доверяй, но проверяй, как гласит народная мудрость. Это литературное произведение о разумном отношении к собственной жизни. Рассудительному Тетереву удалось вывести Лисицу на чистую воду. Побег Лисицы не оставляет сомнений, что намерения у нее были самые подлые и кровожадные.

Основная мысль произведения

Поучительная притча о том, как необходимо иметь свою голову на плечах. Нельзя быть доверчивыми, иначе можно расстаться с жизнью. Хитрая Лиса старалась ложью и притворством организовать себе вкусный ужин, но ее планы провалились.

Рисунки для пересказа:

  1. Лисица встречает Тетерева.
  2. Лисица уговаривает птицу сойти с дерева на землю.
  3. Тетерев страшится спуститься, ведь может стать чьей-то едой.
  4. Лисица выдумывает закон о согласии между животными.
  5. Приход собак.
  6. Лиса в испуге спасается бегством.

Главная идея — нельзя доверять кому попало. Дополнительные меры предосторожности не будут лишними.

Литературное произведение преподносит урок, что необходимо быть собранными и предусмотрительными. Следует избегать рискованных ситуаций, ведь жизнь дана лишь однажды, требуется ее беречь, чтобы не попрощаться с ней раньше, чем положено.

Уроки литературного труда

К собственным действиям нужно относиться с умом, потому что у всего есть последствия. Произведение учит быть смышлёными и сообразительными.

В каждой сказке Лисица относится к классу хитроумных и проницательных обманщиков. Она постоянно лукавит перед остальными лесными животными ради собственной выгоды. В народных сказках Лисица неоднократно подводила Журавля и Барсука. Но на сей раз рыжая плутовка столкнулась с достойным соперником. Мудрый Тетерев легко раскусил коварство. Разумность и осторожность пернатого спасли ему жизнь.

Читайте также:
Что такое подвиг для сочинения по русскому языку 9 класс

Вызывает восхищение спокойствие и уравновешенность Тетерева. Перед ним возникла действительная угроза стать чьим-то обедом. Ему удалось посмеяться над хитрым зверем. Уместно вспомнить русскую пословицу: «На языке медок, а на уме ледок».

История о Лисице и Тетереве в основной массе сказочных сборников напечатана в обработке русского классика Льва Толстого. Изначально авторство принадлежит русскому народу.

Пожалуй, необычно, когда в сказке обманывают Лисицу. При разборе сценариев с рыжей плутовкой всегда она самая хитрая во всем лесу. Теперь ее обвел вокруг пальца проницательный пернатый. В завершении детской сказки Лиса проигрывает, но не вызывает никакого сочувствия.

Русский фольклор — древнейший вид повествования, он воспитал многие поколения. Приходится по душе и взрослым, и детям. Содержание чрезвычайно увлекательно, но еще важнее поучительный смысл сказок. Эти произведения читались перед сном нашими прабабушками и прадедушками, и на сегодняшний день они по-прежнему уместны.

Отзывы читателей

Хитри, но хвост береги. Эта пословица очень подходит для обсуждения сказки «Лиса и Тетерев». Для того чтобы сохранить свою жизнь, нужно всегда быть начеку.

Автор сказки хотел показать, что не стоит пытаться добиться своего обманом. Ведь на всякого хитреца найдется свой хитрец.

Читал эту сказку в детстве. Тогда меня поразила хитрость и коварство Лисы. Вот уж правду говорят: лисье племя только льстит да манит.

Сказка Лиса и Тетерев. Русская народная сказка

Сказка Лиса и Тетерев — коротенький рассказ о хитрости и обмане. Обманщица лиса — персонаж, известный в фольклоре своим плутовством. Но сказка интересна тем, что находится другой хитрец. И к лисе возвращаются ее же уловки. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Скачать сказку Лиса и Тетерев: (word) — (pdf)

Сказка Лиса и Тетерев читать

Краткое содержание сказки

Тетерев сидит на дереве. Голодная Лиса пытается лестью и обманом оттуда его сманить. Притворяется глухой, расточает льстивые речи – только б спустился Тетерев на землю. Дискутирует Тетерев с Лисой о гуманном указе, который запрещает животным обижать друг друга, но не верит Лисе. Чтобы от обманщицы избавиться, смышленая птица сообщает Лисе, что к дереву бегут собаки. Забыв о своих разглагольствованиях, Лисичка убегает подальше от греха. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Тетерев

Простой сюжет широко распространен в фольклоре и басенном жанре. Персонажи сказки наделены человеческими качествами: Лиса – хитрая и льстивая, Тетерев – осторожный. Смысл сказки Лиса и Тетерев заключается в том, что следует проявлять бдительность и находчивость, чтобы избежать неприятностей. Остроумная сказка показывает, что с обманщиком можно бороться его же оружием – обманом и хитростью. Чему учит сказка Лиса и Тетерев? Сказка учит быть осмотрительным.

Мораль сказки Лиса и Тетерев

Народная мудрость «На хитреца всегда отыщется хитрец» учит, что всегда можно перехитрить человека, который пытается вас заманить в западню. Мораль сказки Лиса и Тетерев учит эффективному способу борьбы с обманщиками.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Красное словцо, да ложь.
  • Обманщика вдвойне приятно обмануть.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

  • Сказки по возрасту
    • Сказки для малышей
    • Сказки для 2 лет
    • Сказки для 3 лет
    • Сказки для 4 лет
    • Сказки для 5 лет
    • Сказки для 6 лет
    • Сказки для 7 лет
    • Сказки для 8 лет
    • Сказки для 9 лет
    • Сказки для 10 лет
  • Подборки сказок
    • Популярные сказки
    • Сказки для девочек
    • Сказки для мальчиков
    • Сказки на ночь
    • Короткие сказки
    • Новогодние сказки
    • Рождественские сказки
    • Сказки в стихах
    • Сказки о животных
    • Сказки перед сном
    • Смешные сказки
    • Советские сказки
    • Страшные сказки
  • Сказки народов мира
    • Русские народные сказки
    • Арабские сказки
  • Зарубежные писатели
    • Андерсен Г. Х.
    • Астрид Линдгрен
    • Братья Гримм
    • Вильгельм Гауф
    • Гофман Э. Т. А.
    • Джанни Родари
    • Редьярд Киплинг
    • Шарль Перро
  • Русские писатели
    • Аксаков С. Т.
    • Гаршин В. М.
    • Мамин-Сибиряк Д. Н.
    • Маршак С. Я.
    • Одоевский В. Ф.
    • Пушкин А. С.
    • Салтыков-Щедрин М. Е.
    • Сутеев В. Г.
    • Толстой А. Н.
    • Чуковский К. И.

Нажмите кнопку, чтобы случайным образом показалась 1 сказка

  • Загадки
  • Стихи
  • Басни
  • Сказки
  • Песни
  • Аудиосказки
  • Детское радио

Материалы о развитии и воспитании детей

Вопросы и ответы родителей о здоровье, развитии и воспитании детей

  • Журнал Подразделы
    • Советы
    • Познавательно
    • Для настроения
    • Своими руками
  • Развивайка Подразделы
    • Загадки
    • Стихи
    • Басни
    • Сказки
    • Аудиосказки
    • Песни
  • Вопросы
Читайте также:
«Песня о буревестнике» 📚 краткое содержание поэмы М. Горького, анализ, главные герои, основная тема и мысль, жанр произведения

Я happy MAMA — сообщество счастливых мам. Мы стараемся нести вам радость и пользу каждый день. Любите и будьте любимы!

При использовании материалов сайта обязательно наличие активной ссылки на страницу исходной записи

«Лиса и тетерев» — читательский дневник по русской народной сказке

Краткое содержание «Лиса и тетерев» для читательского дневника

ФИО автора: Русская народная сказка

Название: Лиса и тетерев

Число страниц: 2. «Лиса и тетерев. Белорусские народные сказки». Издательство «Речь». 2015 год

Жанр: Сказка

Год написания:

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Красное словцо, да ложь.
  • Обманщика вдвойне приятно обмануть.

Главные герои русской народной сказки «Лиса и тетерев» — хитрая лиса и осторожный тетерев. Лиса задумала поймать тетерева, но тот сидел высоко на дереве и был недосягаем. Тогда лиса стала нахваливать тетерева. Тот поблагодарил ее за доброе слово.

Но лиса притворилась, что плохо слышит и попросила тетерева спуститься с дерева на траву и поговорить с ней поближе. Осторожный тетерев отказался спускаться с дерева. Он сказал, что птицам на земле грозит опасность от разных хищных животных.

Тогда лиса придумала новую хитрость – она сказала тетереву, что вышел новый указ, по которому звери друг на друга не должны нападать. И теперь тетереву нечего бояться. Но тетерев лисе не поверил. Он решил проверить правдивость слов лисицы.

Тетерев, сидя высоко на дереве, сообщил лисе, что видит собак. Если бы нового указа не было, то лисе следовало бы поскорее скрыться. Но по новому указу ей собак можно не бояться. Однако лиса отговорилась тем, что собаки могут ничего не знать про новый указ и убежала прочь.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Лиса и тетерев» заключается в том, что не следует доверять словам и обещаниям хитрецов. По возможности такие слова надо проверять, что и сделал умный тетерев. Он напугал лису собаками и по ее реакции понял, что лиса сказала неправду.

Сказка «Лиса и тетерев» учит быть осмотрительным и осторожным и не поддаваться на лесть.

В сказке мне понравился тетерев. Он поступил очень продуманно, использовав слова, сказанные лисой, против нее самой. Тем самым тетерев избежал опасности быть схваченным рыжей плутовкой.

Сюжет

Однажды Лиса увидела Тетерева, который сидел на дереве, и подошла к нему поздороваться. Она ласково называла его своим дружочком и хвалила его голосочек. Тетерев поблагодарил, но хитрая Лиса сделала вид, что ничего не услышала. Она попросила Тетерева опуститься на землю, погулять на травке да пообщаться с ней нормально: с дерева ей ничего не было слышно.

Тетерев признался, что боится опускаться на землю. Все птицы знают, как это для них опасно: на земле они могут стать лёгкой добычей разных хищников. Лиса притворно удивилась: неужто дружок её так сильно испугался? Тетерев ответил, что опасается если не её, так других зверей.

Коварная Лиса сказала, что недавно был объявлен указ, чтобы звери не обижали друг друга и между ними царили мир и полное согласие. Тетерев согласился с тем, что это очень хороший указ. Вдалеке он увидел бегущих собак, но теперь Лисе нечего их бояться: все звери живут в мире. Однако Лисица, услышав про собак, навострила уши и собралась убегать. Тетерев напомнил ей про указ, но плутовка сказал, что собаки, скорее всего, ничего о нём не слышали, и проворно убежала.

Главная мысль

Чтобы понять главную мысль сказки и то, чему она может научить, следует представить в голове общую картинку всего сюжета:

Нужно понять, какой из персонажей отрицательный, а какой положительный. В этой сказке хорошим, естественно, считается Тетерев. Он не врёт и не хитрит. Он всего лишь не хочет, чтобы его съели. Но даже в этой опасной ситуации птица показывает себя с лучшей стороны. Наглядный пример превосходства ума над хитростью.

Но и Лиса, несмотря на отрицательный образ, не вызывает у читателя неприязнь. Она хочет есть, но не может достать свою добычу, поэтому прибегает к доступным ей методам — вранью и хитрости. Её понять нетрудно. Она же не может просто попросить Тетерева спустится с дерева, чтобы стать обедом. Хитрую плутовку даже немного жаль.

Сказка учит детей не воспринимать мир однозначно. Всё может оказаться не таким, как видится и слышится. Лесть и комплименты не всегда могут быть искренними. Иногда это просто способ манипуляции. Следует быть рассудительным и осторожным, проверять информацию.

А ещё, как и все сказки, она учит добру и правде. Необязательно врать и изворачиваться, чтобы добиться своей цели. Иногда такая ложь может обернуться против самого́ хитреца.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в Тарас Бульба

Что же касается морали, лучше всего процитировать старую русскую пословицу: «Доверяй, но проверяй».

Отзыв

Во всех сказках Лиса всегда считалась самым хитрым, умным и коварным лесным зверем. Она часто обманывала других зверей ради своих интересов. Однако в этот раз ей попался достойный противник. Тетерев не клюнул на удочку Лисы. Он оказался умнее и благодаря этому спас свою жизнь.

Рисунок-иллюстрация к сказке Лиса и тетерев.

Характеристика главных героев

Для лучшего понимания смысла следует мысленно представить и охарактеризовать двух главных персонажей:

  • Хитрая Лиса — краткое содержание сказки не может передать полностью весь образ героини, но это не мешает мысленно представить рыжую плутовку. Она хитрая и изворотливая. Пытается любыми способами добиться своей цели. Так как зверь она небольшой, ум — её главное оружие. Она врёт, хитрит и подкупает ложной лаской и комплементами. Однако её трусость часто мешает Лисе добиваться своего. При первой опасности она предпочитает спасаться бегством, но даже тогда не перестаёт говорить неправду.
  • Тетерев — умная птица, которая олицетворяет собой образ рассудительности и логики. При помощи этих двух качеств и совершенно не прибегая ко лжи, Тетерев смог перехитрить лисицу и обратить её враньё против неё же. Он не грубит, не хвалится тем, что разгадал замысел рыжей плутовки, даже подыгрывает ей. Яркий пример превосходства ума над хитростью и ложью.

    Каждый из этих персонажей преследует свою цель. Лисица — вкусно покушать, Тетерев — не попасть к ней на обед. Оба ведут свою игру, но используют для этого разные средства. Первая — хитрость и ложь, второй — ум и смекалку.

    Другие русские сказки про животных

    Петух и жерновцы — русская народная сказка

    Сказка про очень бедных старика и старуху. Хлеба не стало в доме, пришлось идти в лес за желудями. Однажды один из желудей упал в подполье и…

    Как лиса училась летать — русская народная сказка

    Короткая сказка о том, как журавль учил лису учиться летать. Однако ничего хорошего от его уроков не вышло… Как лиса училась летать читать…

    Журавль и цапля — русская народная сказка

    Сказка про журавля и цаплю, которые построили избушки по концам болота. Скучно стало журавлю, пошел к цапле свататься. Цапля отказалась, потом…

    Волк и семеро козлят — русская народная сказка

    Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей…

    Лиса и журавль — русская народная сказка

    Лиса и журавль — сказка о дружбе между хитрой лисичкой и умным журавлем. Журавль не смог полакомиться манной кашей, которую Лиса размазала…

    Зайкина избушка — русская народная сказка

    Зайкина избушка — это сказка о том, как хитрая лиса отобрала домик у зайки и никто не мог её выгнать из теплого домика. Однако, петушок…

    Сказка про волшебную девочку — сказочную Огневушку, она появилась работникам прииска из костра, стала танцевать, а потом около дерева исчезла. А была такая примета, где она исчезнет — там золото надо искать. Огневушка-поскакушка читать Сидели …

    Однажды появился у знатного мастера-резчика ученик Данила. Был он сиротой, худенький и болезненный, но мастер сразу приметил в нем талант и глаз верный. Повзрослел Данила, обучился ремеслу, но хотел познать тайну красоты, чтобы в камне …

    Девушке Танюшке досталась от отца малахитовая шкатулка с женскими украшениями. Мама надевала их несколько раз, но ходить в них не могла: и жмут они, и давят. Драгоценности были волшебные, они из Танюши еще одну Хозяйку Медной Горы сделали. Малахитовая шкатулка …

    Рассказ о верности и любви к близкому человеку. Девушка Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал неизвестно куда. Все ей говорили, что надо забыть его, но Катерина никого не слушала и твердо верила, что он …

    Читайте также:
    Робинзон Крузо - краткое содержание по главам, характеристика

      Как мужик гусей делил

    Сказка про ловкого и смекалистого бедного мужика, который пошел у барина хлеба просить, а в благодарность зажарил барину гуся. Барин попросил мужика разделить гуся на всех членов его семьи. Как мужик гусей делил читать У …

    Как слон спас хозяина от тигра

    Один индус пошел в лес со своим слоном за дровами. Все шло хорошо, но вдруг слон перестал слушаться хозяина и стал прислушиваться к звукам. Хозяин рассердился на него и стал бить веткой ему по ушам. …

    Однажды моряки отдыхали на берегу. Среди них был один здоровенный матрос, силы он был медвежьей. Решили матросы сходить в местный цирк. В конце выступления на арену вывели кенгуру в боксерских перчатках. Кенгура читать На парусном …

      Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

      1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …

    3 — Ёжик в тумане

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    Сказка «Лиса и тетерев» очень похожа на басню. В ней рассказывается о хитрой лесе, которая хотела обмануть тетерева и уговорить спуститься с дерева, чтобы скушать птичку. Но тетерев не только не поддался на обман, но и сам перехитрил рыжую.

    Сказка Лиса и тетерев скачать:

    Народная сказка “Лиса и тетерев”. Читательский дневник

    • народ
    • Название: “Лиса и тетерев”
    • Жанр: народная сказка
    • Тема произведения: животные
    • Число страниц: 4
    • Главные герои и их характеристика
    1. Лиса. Хитрая, коварная, обманщица.
    2. Тетерев. Осторожный, разумный, умный.
    1. О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
    2. Лиса хотела сманить тетерева на землю, но тетерев не поверил лисе, и сам смог ее обмануть.
    3. Сюжет — краткое содержание
    1. Лиса бежала по лесу и увидела сидящего на ветке тетерева.
    2. Лиса стала рассказывать тетереву про указ о мире между всеми животными.
    3. Тетерев все равно не хотел спускаться.
    4. Он сказал про собачий лай, и лиса заволновалась.
    5. Она решила убежать, а тетерев стал напоминать ей про указ о мире.
    6. Но лиса сказала, что собаки могли не читать указ, и убежала.

    Понравившийся эпизод

    Мне понравился эпизод, когда тетерев указал лисе на собак. Лиса поняла, что ее хитрость не удалась и поспешила убежать. По ее словам, выходило, что собаки могли не читать указ. Но на самом деле, она просто боялась собак.

    План произведения для пересказа

    1. Лиса в лесу;
    2. Встреча с тетеревом;
    3. Рассказ про указ;
    4. Недоверие тетерева;
    5. Собачий лай;
    6. Побег лисы.
    • Главная мысль
    • Не следует верить всему, что вам говорят враги.
    • Чему учит эта книга

    Сказка учит проявлять разумную осторожность, не доверять тому, кто на ваш взгляд не заслуживает доверия. Учит уметь хитрить и проявлять находчивость.

    Читайте также:
    Шенграбенское сражение в романе Толстого Война и Мир

    Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

    Мне понравилась эта сказка, и больше всего понравилось поведение тетерева. Он не верил лисе, ведь лиса могла обманывать, чтобы просто его съесть. А потому он указал лисе на собак, и тем самым вывел лису на чистую воду.

    1. Новые слова и выражения
    2. Указ — распоряжение, закон.
    3. Пословицы к произведению
    4. Доверять доверяй, но почаще проверяй.
    5. Хитри, но свой хвост береги.
    6. На всякого хитреца довольно простоты.
    7. Назад к содержанию

    Урок по литературному чтению во 2-м классе. Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

    Цели и задачи.

    Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга, общаться.

    Предлагаю музыкальную физкуль (проводится по мере необходимости ) (Приложение 1).

    Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем.

    2. Проверка домашнего задания

    Учитель.

    Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.

    Для чего нам нужны сказки?

    Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

    Учитель.

    Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал:

    «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое.»

    Как Вы понимаете эти слова? (Слайд 2)

    Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.

    Учитель.

    Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

    Какие истории Вы придумали к пословице: «У страха глаза велики». (Проверка домашнего задания)

    3. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока

    Учитель.

    Отгадаем загадки о животных
    . (Слайд3)

    Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк)

    Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд. Любит сладкое он очень, А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь)

    Рыжая плутовка (Слайд 4)

    Обманывает ловко. Её боится мышка И зайка – шалунишка. Хоть сама в лесу живёт, Из деревни кур крадёт.
    (Лиса)
    Учитель.

    Отгадаете ребус и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.

    Какие сказки о лисе вы знаете?

    4. Характеристика лисы

    Учитель.

    Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

    Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других.

    Учитель.

    Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

    Учитель.

    Какая в них лиса? Почему часто в сказках лису называют Патрикеевна?

    Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

    5. Изучение нового материала

    Учитель.

    Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? Какая в них лиса?

    Учитель.

    Прочитаем задачу и попытаемся найти ответ.

    — Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.

    Учитель.

    Как Тетереву проверить, правду ли говорит Лиса?
    (Постановка проблемного вопроса)
    Подсказка 1.

    Как сделать так, чтобы Лиса сама своим поведением показала, говорит она правду или врет.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: