Размышления у парадного подъезда – анализ, история, тема и смысл

Анализ произведения «Размышления у парадного подъезда» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 20.09.2018

«Страстный к страданью поэт» — воскликнет Достоевский после прочтения «Последних песен» Некрасова. Действительно, мотив глубокой скорби красной нитью проходит сквозь всё творчество этого народного автора. «Размышления у парадного подъезда» — одно из его произведений, где мы слышим вечный стон русского народа.

История создания

Некрасову потребовалось всего два часа, чтобы создать этот шедевр. В 1858 году в дождливый осенний день жена позвала поэта к окну, откуда было видно крестьян, которые «желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому», где жил министр государственных имуществ.

Некрасов подошёл именно в тот момент, когда «дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину» (из воспоминаний Панаевой). Сцена сильно подействовала на него и послужила появлению нового стихотворения.

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права). Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах. Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.

Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.

Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:

Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».

В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения. Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает. Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

Средства художественной выразительности

Произведение Некрасова схоже с рассказом: мы можем проследить последовательность действий, в нём присутствует несколько героев. Однако речь, безусловно, позволяет нам назвать его стихотворением. Это не только рифмующиеся фразы, но и особые тропы:

  • Эпитеты, определяющие не только вид образа, но и авторское отношение к нему: «бедный народ», «убогие лица», «владелец роскошных палат».
  • Анафора (единоначалие) Приём усиливает мотив страдания, человеческого горя: «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам».
  • Злобный пафос в начале произведения осуществляется с помощью инвективы – резкого обличения зажиточного существования вельможи.
  • Тема социальной несправедливости раскрывается благодаря такому художественному приёму как антитеза: пышному парадному подъезду противопоставляются обычные «убогие лица», приходящие сюда за помощью.
  • Несколько раз автор использует риторический вопрос («Что тебе этот бедный народ? », «Не на них ли нам выместить злобу? »), этой стилистической фигурой и заканчивается произведение. Некрасов обращается ко всему народу, пытаясь призвать его на борьбу с несправедливостью. Эти строки звучат как «вызов».

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

  • Анализ стихов
  • Некрасов
  • Размышления у парадного подъезда
Читайте также:
Варвара и Катерина ℹ сравнительная характеристика героинь пьесы А.Н. Островского "Гроза", отношения с близкими, сходство и отличия в образах

Николай Алексеевич Некрасов всегда отличался внимательностью и чуткостью к проблемам простого народа. Он всем сердцем и душой, как мог, откликался на зов нуждающихся людей. Немало интересным произведением Некрасова стало «Размышления у парадного подъезда» написанное им в 1858 году. История написания берет начало с того времени, когда писатель из своего окна увидел крестьян, собравшихся около подъезда министра государственного имущества. Им здесь не рады их прогоняет городовой, их в спину гонит даже дворник. Впечатлен этой сценой, ставшей основой, Некрасов создает стихотворение, раскрывая жизнь простого человека и его проблем.

Главной темой произведения Некрасов использует социальные проблемы общества. С первой минуты стихотворения становится понятно, что в одном из городских домов живет барин. К этому барину, со своими просьбами и проблемами приходят горожане, именно они и создают толпу у подъезда. Поэт в свою очередь изображает не только сам подъезд и людей вокруг него. Он смотрит гораздо глубже. Он будто четко описывает отношение власти, к которой в трудную минуту пришел народ. Люди приходят каждый день к своему барину, пытаясь показать ему какие-то сведения или бумаги. Но всегда их здесь встречают сурово и недовольно. Барину словно полностью все равно, что будет с этими людьми.

Барин, изображенный Некрасовым в стихотворении, выступает неприятной фигурой. Ему нет никакого дела до проблем простого населения. Он будто ждет, когда же визит закончится, и он освободится от них. Произведения Некрасова слишком тонко передает неприязнь между богатыми и простыми рабочими. Благодаря использованным метафорам в стихотворении, словно расставляется все по своим местам. Человеческие проблемы, касающиеся низов, и нежелание их замечать у властей.

Само произведение можно поделить на несколько частей, каждая из которых открывает новые проблемы жизни. Первая часть рассказывает об обычной жизни подъезда, которого в обычный день посещают горожане, а в торжества приезжают важные лица. Во второй части идет уклон на жизнь самого барина, и его неприязнь к бедным. Третья часть словно подводит итог сказанного раньше. Автор приходит к мысли, что нет места на земле, где бы ни страдал простой рабочий человек. Общество словно спит, и чтобы изменить свою жизнь ему просто следует проснуться. Ведь как бы там ни было, знать была и будет ленивой и равнодушной, а рабочие крестьяне — должны им повиноваться, не имея при этом никаких прав. Свои стихотворением Некрасов словно обращается к людям, пытается пробудить их сознательность. Автор критикует не только богатое сословие государства, он упрекает еще и других, которые согласны так жить, не имея желание, что-то менять.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.
История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать указания фамилии Некрасова в журнале Герцена “Колокол”.

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Оно никак не пробьется к господам и никогда не пересечется с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный анапест).

Метонимия – “город, одержимый холопским недугом”.

Эпитеты – “заветные двери“, “пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.

Метафоры – “не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках“.

Ирония – “дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)“.


«Размышления у парадного подъезда»: анализ стихотворения Некрасова

К теме родины в широком её понимании Некрасов выходит в целом ряде стихотворений. Одно из них — «Размышления у парадного подъезда», анализ которого мы проведем. Оно было создано в 1858 году.

Вспомните в своё время изученное вами произведение и рассказ А. Я. Панаевой об обстоятельствах его создания. Стихотворению этому суждено было стать едва ли не самым популярным из сочинений Некрасова. Его читали на литературных вечерах и на сценах почти всех русских театров, на заседаниях кружков и в частных залах провинциальных городков. А. И. Герцен напечатал его на страницах «Колокола» в 1860 году с комментарием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». Длительное время оно распространялось в списках. Последняя его часть, начинающаяся словами «Назови мне такую обитель», стала любимой студенческой песней.

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда», анализ которого нас интересует, можно условно выделить три основных части. Первая из них открывается описанием парадного подъезда. Эпическое начало здесь является преобладающим, хотя авторская оценка увиденного, его горькая усмешка, сменяемая состраданием, всё время чувствуется в этих стихах. Образ известного петербургского подъезда дается поэтом в духе популярных тогда физиологических очерков, где описание уголка города соединяется с воссозданием нравов и характеристикой его обитателей. Картина, рисуемая автором, отличается своей контрастностью: подъезд показан таким, каким выглядит он «по торжественным дням» и «в обычные дни». Существенно разнятся и люди, появляющиеся близ заветных дверей в ту и другую пору: нарядные вельможи (внутренне контрастны их самодовольство и «холопский недуг») и «убогие лица». Различна и реакция их на представительный подъезд: преодолеваемый рвением и торжественностью испуг — и плач просителей. Естественно и мотивированно перед домом Муравьева, председателя департамента уделов и министра государственных имуществ, ведавшего делами крестьян, появляется группа мужиков. Их единый образ, как заметил Н. Н. Скатов, теряет конкретность и единичность и приобретает некую символическую всеобщность русского деревенского люда, а за ними предстаёт вся крестьянская Русь, от лица которой они явились. Сострадание поэта растёт, оно ощущается в каждой детали группового портрета и передаётся читателю. Но ещё больше авторское сочувствие проявляется в концовке этой первой части: «И пошли они солнцем палимы…» Равнодушие к крестьянским судьбам и покорность самих ходоков приводят к этому безнадежному итогу.

Читайте также:
Умножение в стихах для дошколят и младшеклассников

Крестьянам резко противопоставлен «владелец роскошных палат», образ которого сатирически гневно рисуется во второй части анализируемого стихотворения «Размышления у парадного подъезда». В своей статье «О «владельце роскошных палат»» некрасовед А. М. Гаркави поведал о прототипе этого «владельца» — М. Н. Муравьеве, одном из самых отвратительных представителей реакционной военщины и бюрократии середины века, противнике раскрепощения крестьян, поборнике увеличения налогов и податей с крестьян, самых суровых полицейских мер по отношению к ним. Некрасов хорошо знал облик этого высокопоставленного чиновника, жившего напротив его дома, и этим знанием продиктованы та патетика и то негодование, которые звучат в этой второй части стихотворения. Восклицания и побуждения («Вороти их!») сменяются горестными вопросами («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?») и убийственным по своему сарказму определением — «герой». Но образ «владельца роскошных палат» — собирательный и обобщенный образ. За ним стоит также граф Чернышев, военный министр, проживавший свои последние месяцы жизни в Италии, что получило отражение в заключительных строках второй части. И снова родина, Россия предстаёт перед читателем, читающим саркастическую эпитафию вельможе:

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой.

Некрасовский анапест вторит интонациям гражданского осуждения и негодования.

В третьей части стихотворения «Размышления у парадного подъезда», анализ которого нас интересует, прослеживается окончательная судьба обездоленных ходоков («Всё пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой»). Но теперь поэт воссоздаёт образ всего народа, угнетённого и страдающего в условиях крепостнического рабства. Одновременно от отдельных упоминаний родины поэт переходит к глубокому раздумью о России, которое получает форму обращений к родной земле. Эпическое изображение сливается с лирическим переживанием поэта по поводу горестной доли его народа. Некрасов слышит вседневный и всечастный стон, вырывающийся из груди крестьян в любой обители, в любом уголке отечества. Шесть раз повторяет поэт глаголы, производные от «стон», пять раз он использует анафору «стонет», благодаря чему страдания мужика воспринимаются как повсеместные и постоянные, а этот стон — как непрерывный. Упоминая «подъезды судов и палат», поэт вновь возвращается к исходному образу «парадного подъезда», окольцовывая свою тему. Воззвание к родной земле конкретизируется далее двукратным обращением к Волге. Поэт вводит развернутое сравнение разлива реки с переполненностью просторов земли «великою скорбью народной». И снова набатно звучит это слово «стон», неразрывно сопряженное с народом. Отсюда естественно возникает обращение к нему самому, «сердечному» крестьянскому и рабочему люду. Вслед за рассказом о рабском сегодняшнем положении народа следует размышление о его будущем, получающее форму тревожного вопроса:

Ты проснешься ль, исполненный сил.

Глубокий смысл обретает здесь мотив сна. Если, рассказывая о владельце палат, поэт в основном использовал это слово «сон» в будничном и прямом значении, то ныне, обращаясь к народу, он делает акцент на переносном значении слова. Если юный Пушкин был непоколебим в своей уверенности, что «Россия вспрянёт ото сна…», то Некрасов, как и Щедрин в своей сказке «Богатырь», такой абсолютной категоричности не выражает. Он вопрошает, не исключая и ответ в форме тягостного молчания:

Иль духовно навеки почил?

Но вопросы эти соединены у Некрасова с упреком, неумирающей надеждой и с требовательным призывом. Так стихотворение поэта, объединив раздумья о жизни народа с сатирическим изображением социальных верхов, стало произведением о многострадальной родине.

Некоторые мотивы этого некрасовского шедевра получили развитие в стихотворении «На Волге» (1860). Это и образ Волги, реки «рабства и тоски», и развернутая зарисовка бурлаков с их громким стоном, и напряженные вопросы о жизни («у всех ответа я просил, //На то, что видел…»), и изображение вопиющей бедности народа («лохмотья жалкой нищеты»), и скорбные раздумья о долготерпении народа («Всё та ж покорность без конца»).

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По ее словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное, куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняют палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил ее сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил свое творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому “Размышления у парадного подъезда” стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале “Колокол”, но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть “Размышлений у парадного подъезда” стала песней студентов.

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Читайте также:
Стихи для поднятия настроения короткие и прикольные четверостишия о хорошем настроении и улыбке, красивые стихотворения о мотивации

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства – оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается “торжественный” день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить о милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне – это проблема, поставленная в стихе.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход — проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Это яркий пример жанра гражданской лирики, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущение и равнодушие ленивой знати, и раболепие перед ней людей помельче, и покорность крестьянства.

В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест – трех- и четырехстопные отрезки чередуются. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрестную и смежную рифмы.

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие приемы:

  • Метонимия – “город, одержимый холопским недугом”.
  • Эпитеты – “заветные двери“, “пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.
  • Метафоры – “не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках“.
  • Ирония – “дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)“.

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (“стон песней зовется“, то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляется образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения. Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает. Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 152.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 152.

Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ «Размышления у парадного подъезда» по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Читайте также:
Правдин - характеристика героя Недоросль, описание образа

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.

Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: элегии, и сатиры и песни.

Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».

Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».

Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».

Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале «Колокол», но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть «Размышлений у парадного подъезда» стала песней студентов.

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.
Вид лирики по тематике можно определить как гражданская лирика, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущён и равнодушием ленивой знати, и раболепием перед ней людей помельче, и покорностью крестьянства.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении.
В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.

Произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: это и элегия (грустные размышления о судьбе простого народа), и сатира (обличение властьимущих, их равнодушия к народу), есть и черты песни (фольклорные песенные мотивы слышим в конце стихотворения).

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено различными выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие тропы:

  • Метонимия – « город, одержимый холопским недугом».
  • Эпитеты – « заветные двери », « пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».
  • Метафоры – « не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках ».
  • Ирония – « дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) ».

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (« стон песней зовётся », то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (с планом)

Поэтический подвиг Некрасова заключался в том, что он пел без прикрас о Руси, о народе; поэт никогда не мог смириться с тем, что народ бесправен, угнетен. Народу он посвятил свою лиру.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858 г.) — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» такова. Однажды из окна своей квартиры на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге Некрасов наблюдал сцену, как городовой и дворники отгоняли от подъезда дома, где жил министр государственных имуществ М.Н.Муравьев, группу крестьян-просителей. Городовой и дворники толкали их в спины. Те притаились за выступом подъезда, стояли, обдумывая дальнейшие шаги. По воспоминаниям А.Я.Панаевой, Некрасов нервно сжал губы, отошел от окна, и через некоторое время прочел ей стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
.
Главная тема стихотворения – размышления о судьбе народа. Способен ли народ на борьбу за справедливое мироустройство или он «навеки духовно почил»?

Читайте также:
Стихи на 9 мая - о войне до слез советских поэтов, о героях России

Сюжетная линия стихотворения такова: к парадному подъезду (к дверям власти) подходят простые русские мужики. Они глубоко верят в то, что найдут у государева чиновника помощь и поддержку, что тот разберется с их жалобами. Но их не допускают даже до дверей вельможи. Ходоки искренне верят в добропорядочность царя и его окружения, поэтому и прошли долгий путь по Руси, об этом недвусмысленно свидетельствует то, что у них «кровь на ногах». Кульминация стихотворения представляет собой раздумья на тему «судьбы народа». Заканчивается произведение вопросом.

Композиционно стихотворение делится на пять строфоидов, в которых по 40, 8, 4, 25, 40 строк соответственно. Такое композиционное решение является довольно оригинальным.

Первая строка стихотворения очень конкретна: «Вот парадный подъезд…» Место действия определено – это парадный подъезд богатого дома. Именно к этому подъезду в торжественные дни подъезжают люди, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Они оставляют записи в особой книге. Довольные собой они разъезжаются по домам.

Далее, от картины богатства автор переходит к картинам нищеты.

А в будние дни у этого подъезда можно увидеть совсем другие лица – «убогие». Кто они? Прожектеры, искатели мест, глубокие старики…

Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. На них обратил внимание лирический герой, который впервые заявил о себе всего тремя словами: «Раз я видел…» Цель мужиков-ходоков – попасть на прием к влиятельному вельможе, но швейцар их не пропускает. Он оглядел подошедших – вид их непригляден. Кто-то подсказал швейцару решение: «Гони». И ходоки отправились ни с чем…

Второй строфоид отделен от первого многоточием. Начинается он с противительного союза «а». «А владелец роскошных палат…». Чем он занят? Он объят глубоким сном. Простые мужики ушли, «солнцем палимы», значит, солнце уже в зените, а вельможа всё ещё спит. Мотив сна — один из ключевых мотивов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Жизнь «владельца роскошных палат» — сон. «Пробудись…», — призывает его автор.

В третьем, небольшом по объему строфоиде, автор вновь делает резкий разворот от мира богатства к миру бедности. От влиятельного вельможи, объятого крепким сном, к безвестным людям, несущим «горе в сердцах».

В следующей части стихотворения интонации резки, напористы, предельно конкретны. Идёт обращение к тому, кому принадлежат роскошные палаты:

«Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ. »

Обвинения, выдвигаемые в адрес обличаемого лица, серьёзны и суровы. Никогда не поймут простых людей те, кто ценят лесть, нескончаемые развлечения. К стону народа они глухи. Для них жизнь – вечный праздник. Прозреть, очнуться этот вечный праздник не дает.

В жанровом отношении третий и четвертый строфоиды — это инвектива. (Инвектива — форма литературного произведения, резко обличительного характера). Имеет место гневный пафос, прямое обращение к адресату обличения, строки, включающие проклятие:

«И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною…»

В заключительном строфоиде, пронзительном и откровенном, Некрасов, обращаясь к народу, вопрошает:

«Ты проснешься, ль, исполненный сил. »

Горько было видеть поэту покорность народа, который не смел даже роптать на свою участь. Глубокими раздумьями заканчивается стихотворение. Да, народ бесправен, но не раздавлен. Мысль о бесправном положении народа неотделима в стихотворении от мыслей о дремлющих, но подлинных силах народа. Некрасов был убежден, что настанет время, когда народ «проснется», сбросит с себя оковы рабства.

Главная мысль стихотворения
«Размышления у парадного подъезда» — мысль о несовместимости достойного человеческого существования и бесправия.

Темы, поднятые Некрасовым в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», — темы сострадания, униженности народа, его забитости, долготерпения, произвола, пробуждения.

Контрасты в стихотворении:

— «владелец роскошных палат» и обездоленные бедняки, «мелкие люди»,
— богатый дом с парадным, пышным подъездом и бедный домишко, «харчевня убогая»,
— широкая Волга и широкое народное горе (даже могучая Волга не в таком масштабе заливает поля, сколь широко народное горе).

Проблематика произведения
Философские проблемы, поднятые в произведении – сущность национального характера, проблемы человеческого счастья.

Размер и рифма
Стихотворный размер «Размышления у парадного подъезда» – разностопный анапест. Схемы рифмовки варьируются: начинается произведение с кольцевой схемы (абба), затем следует перекрестная (абаб). Далее идут вариации смежной, перекрестной и кольцевой схемы рифмовки. В строках используется как мужская, так и женская рифмы.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «торжественным дням», «заветным дверям», «деревенские русские люди», «оборванная чернь», «харчевня убогая», «роскошных палат».

Метафоры — «Пышный подъезд», «худой армячишка», «убогие лица», «скорбь вопиющая», «преклонные дни».

Метонимия — «Целый город… подъезжает».

Простонародные выражения – «выдь», «кошли» (котомки), «покуда».

Риторические фигуры (риторические обращения) – «Волга! Волга!», «Родная земля!», «Эх, сердечный!».

Восклицания — «Гони!», «Пробудись!», «Вороти их!»

Стилистическая фигура — анафора
«Стонет он по полям…»
«Стонет он по тюрьмам…»
«Стонет он под овином…»

Многократная анафора (повторение в начале) «стонет» умножает восприятие жизни как непосильного груза.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» мне понравилось тем, что оно написано на особом нерве. Оно не идеализирует русского мужика, но и не дает его в обиду. Некрасов ценит мужика, он понимает, что стараниями именно таких мужиков создается основа общественного благосостояния. Для детальной прорисовки картины классические жанровые рамки поэзии были Некрасову тесны. Поэтому он создал произведение «Размышления у парадного подъезда» , где органично сосуществуют разные жанры: элегия, песня, инвектива, философская ода («Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»). Произведение такого рода представляет особый интерес.

План анализа стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
1. Вступление
2. К какому направлению в лирике принадлежит?
3. История создания стихотворения
4. Главная мысль стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
5. Композиционное строение
6. Краткое содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
7. Главная мысль стихотворения
8. Темы, поднятые в стихотворении
9. Контрасты в стихотворении
10. Проблематика
11. Размер и рифма
12. Средства художественной выразительности
13. Чем понравилось стихотворение?

Читайте также:
О, как убийственно мы любим - анализ, история, тема и идея

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

«Размышления у парадного подъезда», или мгновенность некрасовского вдохновения

Меню статьи:

Некрасовское творческое воображение не будет исключением в том, что касается источника вдохновения. Произведение, которые мы собрались проанализировать в этой статье – «Размышления у парадного подъезда» – рождено по следам впечатлений. Личных впечатлений. Вдохновение это – мгновенное и неожиданное, и вот – Некрасов за столом, несколько часов и поэтический шедевр получает жизнь.

Стих выходит в печати, датированный 1858-м годом. Публикует же наш текст журнал «Колокол», издававшийся Герценом. В центре произведения – рассуждения о судьбе россиян – как в целом, так и в отдельности. Особенное внимание писатель уделяет крестьянам, с которыми жизнь наиболее часто обходится несправедливо. Мир разделен на две половины – господа и слуги, и вторая категория людей всегда неизбежно отделена от первой категории стеной: диалог невозможен. Такие выводы делает писатель. Но что в такой ситуации осталось обычному, простому человеку, не аристократу и не дворянину? Ничего, кроме поиска сил внутри себя, чтобы однажды пробудиться ото сна – самому, без помощи, полагаясь лишь на себя.

В двух словах об истории написания произведения

Об истории написания этого стиха история литературы знает со слов Авдотьи Панаевой. Как вспоминала женщина, осень 1858-го оказывала странное влияние на Некрасова: писатель подолгу любил смотреть в окна на традиционные и такие привычные для осени ненастья, на соседние дома и подъезды, на посетителей, жителей и гостей, на дворника, что работал во дворе, на городового, который прогонял палками непрошенных визитеров… В подъезде, в Санкт-Петербурге, в доме напротив располагалась квартира министра иностранных дел:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье.

Поэтому желанных гостей – таких же статусных и богатых – здесь привечали, а нежеланных – бедных и несчастных – прогоняли. Унижали, толкали в спины, выгоняя прочь. Некрасова печалило то, что он видел в окно, потому что эта новая действительность поражала писателя до глубины души:

А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут…

Свежие впечатления вдохновили поэта на поэтические записи – так вот родились строки «Размышлений у парадного подъезда». Перед глазами читателя – жанровая сцена, образы крестьян, немного сатиры, немного обобщений. Пара часов – и все готово. Мгновенно и на одном дыхании.

То, что волновало Некрасова, свидетельствует о глубоком волнении писателя о судьбе соотечественников. Но не стоит заблуждаться, что сон охватил лишь одну категорию населения: и крестьяне, и дворяне спят. Однако этот сон не сможет длиться вечно, и однажды готовившаяся катастрофа грянет ужасным взрывом… Как мы знаем, так и произошло. Известно, что художники, писатели, музыканты, словом – люди творческие – всегда раньше других чувствуют приближение перемен. Людей творчества не слушают и не слышат. А между тем, Некрасов еще в середине XIX века писал о необходимости пробуждения. Прошли годы, и стихотворение превратилось в песню, которую любили петь студенты.

О тематике стиха

Итак, читатель с первых строк понимает: нет, этот текст вовсе не о парадном подъезде. Этот текст – о грустной судьбе крестьян Российской империи, о печальном уделе людей, вынужденных просить милостыни у богачей. Такие прошения, как правило, совершенно не приводят к результата, и отвернувшись от ворот очередного господина, крестьянин, поникнув, уходит. Смиренные и униженные люди. Но именно такие люди благословенны. Возможно, живя в такой реальности, общество привыкает к подобным ситуациям, и потому не удивляются и не замечают происходящего. Однако зоркий глаз поэта видит все. Некрасов хочет встряхнуть людей, как следует потрусить это дерево, чтобы оно, наконец, дало плоды. Общество – несправедливо и разнузданно, и это следует понять. Не просто понять, а посочувствовать оскорбленной части населения и постараться улучшить положение дел.

Произведение очень реалистичное, не просто правдоподобное, но правдивое. Стих неприкрыто изображает болезни общества Российской империи. И, как это ни печально, но симптомы этой хвори никуда не исчезли: похоже, народ так до конца и не проснулся, как о том мечтал Некрасов. Безусловно, покорность и умение принять судьбу и примириться с жизнью – порой необходимое и положительное качество. Однако не в этом случае, когда покорность превращена в инертное плавание по течению, в нерешительность и безвольность. Это общество находится в аномии, по выражению известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма.

Заметки о композиции текста

В некрасовском стихе – три части. Каждая часть уникальна из-за отдельного сюжета, героев и художественных особенностей. Литературоведы и критики единодушно соглашаются, что Некрасов – мастер создавать композиционно совершенные произведения. И действительно придраться здесь не к чему. Кажется, что части – это три отдельных стиха, однако нет – все здесь связано между собой и едино.

Читайте также:
С годом Быка: подборка весёлых новогодних стихотворений к Новому Году

Начало текста – это описание некоего «торжественного» дня. Около подъезда какого-то богача, видимо, готовятся к празднику. Сюда стекаются гости: кто-то – родственник, а кто-то – «вассал» этого нового типа, но все так же – как и всегда в истории – надеющийся на поддержку и предлагающий взамен свои скромные услуги. Конечно, не все визитеры получают желаемые дары, кто-то уходит с пустыми руками. А некоторые просители уходят даже с позором: так, крестьян прогоняют отсюда палками, словно приставучих дворняг:

Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», – говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…

Первую часть продолжают описания поводов и причин, которые привели к этому роскошному подъезду каждого просителя. Но большинство людей, которым реально нужна помощь, прогоняются швейцаром прочь:

Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!».
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

Во второй части читателю открывается история богатого господина, о котором писалось выше. У парадного уже столпились люди, однако для вельможи это вовсе не причина, чтобы поторопиться. Богач мирно спит в своей роскошной кровати:

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…

Эта история рассказывается от имени героя-наблюдателя. И герой считает, что расточительная и пустая жизнь, подобная жизни этого господина, лишена смысла, содержания и цели.

Только смерть исправит эту ситуацию, потому что просто прервет жизнь. Но вряд ли заставит вельможу задуматься о чем-то.

Стихотворение Н. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» – редкий пример того, как писатель отходит от привычного для себя стиля. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.

Третья часть говорит: нет, эта картина – не уникальна, этот случай – один из сотен и тысяч подобных. Таковы русские реалии. По всей стране. Но сон, который охватил вельможу во второй части, актуален также для крестьян, потому что и те ныне в России уснули.

Жанровая специфика «Размышлений…»

Чем, как не примером гражданской лирики, является этот текст? Конечно, именно такой жанровый «ярлык» (в хорошем смысле) повесили на некрасовский шедевр господа-литературоведы. Здесь наблюдаются все черты, характерные для такого жанра:

  • описание проблем русского народа;
  • раздумья о несправедливости общественного строя;
  • автор также высказывает также собственную позицию: давно пришел час проснуться от иллюзорного сна;
  • читатель видит картину: знать – разленившаяся и обнаглевшая – возмущается, что бедняки и крестьяне смеют приближаться к барским вратам;
  • раскрытие образа равнодушной верхушки общества, безнравственности бюрократической и дворянской прослойки общества;
  • характеристика раболепия «вассалов» и просителей, покорности крестьян, наглости барчуков.

Время для средств выразительности

Ну вот, пришло время поговорить о средствах художественной выразительности «Размышлений…». Некрасов пользуется разностопным анапестом: кое-где присутствует трехстопный, а кое-где – четырехстопный. Что касается рифмы, то здесь наблюдается присутствие как мужской, так и женской ее форм.

В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина рассказывает свою печальную историю жизни. Предлагаем читателям ознакомиться с характеристикой этой героини.

Кроме того, писатель не останавливается на использовании такой «разнокалиберности»: рифмовка в стихе порой кольцевая, иногда перекрестная, а местами – смежная.

Однако нам следует обратиться также и к другим приемам, равно как и к тропам. Среди заметных средств выразительности в некрасовском произведении присутствуют разновидности:

    метонимий (например, «город, одержимый холопским недугом»); особенно много метонимий в последней части произведения, с помощью этого средства выразительности автор описывает болезнь, охватившую общество Российской империи; с помощью метонимии автор взывает к несчастным и обиженным кормильцам – крестьянам, чтобы те, наконец, проснулись от сна, выздоровели от болезни; состояние, когда песня превращается в стон, тоже является значимым для стиха, ведь это слово постоянно отзывается эхом, повторяясь в разных формах.

Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат…

За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой.

В стихе присутствуют также риторические вопросы: подобный прием, возможно, скрытый, однако вопрос о том, состоится ли долгожданное пробуждение, остается открытым (однако отвечать прямо такого рода вопросы вовсе не обязательно):

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, –
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Ирония, в частности, прекрасно демонстрирует лицемерие, характерное для этого сонного общества. Поэт – мастер создания образов, ярких, насыщенных типажей:

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? –
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…

Так, писатель характеризует крестьян, используя сравнения («стон песней зовется», что значит – песня эта так грустна, что скорее похожа на стенания), а также антитезы. Например, с одной стороны читатель видит причесанных, цветущих, пахнущих и налакированных богачей, которые долго спят, едят любые блюда, которые пожелают. Но с другой стороны – перед нами бедные люди, крестьяне, обутые в самодельные лапти, одетые в рваные платья, измученные, увядшие.

Читайте также:
«Судьба барабанщика» краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои, основная тема произведения

Некрасов глубоко обеспокоен будущим крестьянства, ведь именно простые мужики, сельские жители, которые ныне так сильно презираемы, представляют главный источник жизни для России. Крестьяне – это кормильцы этих самых вельмож и богачей, которые прогоняют простецов со своих красивых порогов. А что же остается таким простецам? Некрасов ясно дает понять: не стоит тешить себя надеждами, что жизнь сама по себе изменится к лучшему. Богачи не захотят видеть на порогах, у парадных подъездов крестьян ни сегодня, ни завтра. Так что пора брать свою жизнь и судьбу в собственные руки. Стоит подчеркнуть, что это не первое некрасовское произведение, посвященное проблемам развития русского общества, культуры, а также крестьянам. Последние выступали одной из главным тем творчества писателя.

Стихотворение и анализ «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь – в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает “трам-трам”,

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. “Допусти”,- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: “Гони!

Наш не любит оборванной черни!”

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: “Суди его бог!”,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят…

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя,-

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны,- как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой.

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу?-

Безопасней… Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье…

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало… да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут… Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой.

Волга! Волга. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля,-

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил,-

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Краткое содержание

Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872

Возле одного помпезного подъезда ежедневно кипит бурная жизнь. Но, право на вход в этот красивый подъезд имеют лишь люди, облачённые в дорогую, красивую одежду. В доме с роскошным подъездом проживает знатный вельможа, не желающий оскорблять свой взор визитёрами, одетыми бедно и скромно: таких людей его слуги безжалостно выдворяют из подъезда.

Слуги являются точно такими же подневольными рабами властного вельможи, как те крепостные крестьяне, которых они выгоняют. А бедные крестьяне вынуждены преодолевать сотни километров, чтобы добраться до парадного подъезда и высказать вельможе свои многочисленные чаяния и проблемы, робко надеясь на его помощь и участие. Выдворенные крестьяне, перекрестившись на купола местного храма, покорно уходят прочь от богатого подъезда.

Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь

Некрасов открыто говорит о никчёмности существования большинства вельмож и мелких чиновников, так как все они являются паразитами на «крестьянском теле». Помещики, утратившие честь и совесть, задорно проживают свою бесполезную жизнь, умирая в глубокой старости на прекрасных берегах Средиземноморья.

История создания

Гражданская супруга Некрасова Авдотья Панаева поведала в своих воспоминаниях о том, как было создано это произведение. По словам женщины, однажды осенью 1858 г. её супруг долго смотрел в окно на противоположный парадный подъезд богатого дома, к которому постоянно стекалось множество просителей. При этом, городовой и дворник не пропускали людей в подъезд, грубо отгоняя палками.

Панаева заметила, что муж был крайне удручён увиденной картиной. Он тут же уселся за письменный стол и быстро набросал жанровую зарисовку, использовав только что увиденные крестьянские образы. При этом он талантливо дополнил их метким обобщением и едкой сатирой. Спустя пару часов произведение было написано.

Эта любопытная история, поведанная Авдотьей Панаевой, наглядно демонстрирует то, насколько Некрасов был неравнодушен к судьбе простого народа. Поэт видел, что крестьяне пребывают точно в таком же «летаргическом сне», как и угнетающие их помещики. Написав это произведение, Некрасов надеялся призвать народ к незамедлительному пробуждению и восстанию.

Позднее писатель публицист А.И. Герцен напечатал данное стихотворение на страницах революционного журнала «Колокол», но без подписи Некрасова под произведением. Спустя несколько лет, заключительная часть этого стихотворения стала популярной студенческой песней.

Жанр, направление, размер

Данное произведение невозможно однозначно отнести к определённому литературному жанру, так как оно успешно совмещает внутри себя:

  • черты элегии (размышления передают грустные раздумья лирического героя от всего увиденного);
  • черты сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»);
  • черты песни (песенные мотивы присутствуют в последней части стихотворения).

При всём многообразии жанровых маркеров можно уверенно определить литературное направление данного произведения – это гражданская лирика, так как в стихотворении лирический герой выражает своё личное отношение к происходящим общественным событиям.

Поэтический размер – разностопный анапест с чередованием трёх- и четырёхстопных отрезков. Рифма разнообразная, мужская/женская. Присутствует чередование различных рифмовок: кольцевой, перекрёстной и смежной.

Композиция

Данное стихотворение является образцовым примером композиционного совершенства: оно чётко разделяется на три самостоятельные части, каждая из которых содержит свою собственную проблематику. Но, вместе с тем, все три стихотворных сегмента объединяются единым смыслом.

  1. Первая часть – описание одного «торжественного» дня возле «парадного подъезда» могущественного вельможи, к которому стремится попасть множество простых людей. Все они рассчитывают на милость и помощь с его стороны. Но, далеко не все просители получают желанную помощь: большинство простолюдинов жестоко прогоняют лакеи, преданно служащие вельможе.
  2. Вторая часть повествует о вельможе, который крепко спит в то самое время, когда возле его роскошного подъезда стоят сотни просителей. Жизнь вельможи с точки зрения лирического героя обеспечена на много лет вперёд, но, при этом, абсолютно пуста и бессмысленна.
  3. Третья часть – в ней повествуется о том, что происходящее у подъезда могущественного вельможи не является исключением. К сожалению, это типичная ситуация для России. При этом на Руси крепко «спят» не только помещики, но и сами крестьяне, не способные к активному сопротивлению власть имущим.
Образы и символы

В данном произведении Некрасов создал четыре важных смыслообразующих образа:

  • образ «парадного подъезда» – центральный. Данный образ выступает символом бед и страданий простых людей, бедных крестьян. К помпезному подъезду постоянно приходят разные просители, чаще всего это «убогие лица». Вельможу не интересуют людские чаяния: он, владея «роскошными палатами», даже ни разу не соизволил выйти к людям, так как «сном был глубоким объят»;
  • образ деревенских мужиков (просителей) – данный образ является собирательным. Автор отразил посредством этого образа трагическое положение всех простых народных тружеников, вынужденных терпеть пренебрежительное отношение со стороны вельможи, трудиться до «седьмого пота» и пр. Именно на деревенских мужиках циничные помещики вымещают свою злобу, не считая их за полноправных граждан страны. Хотя, именно такие мужики и являются настоящей опорой России;
  • образ Волги – данный образ имеет огромное символическое значение. Поэт сравнивает скорбь простых крестьянских мужиков с разливающимися волнами свободолюбивой Волги. Тем самым автор передаёт эмоции глубочайшего уныния и, одновременно, масштабность общекрестьянского народного горя;
  • образ лирического героя – легко заметить, что эмоциональное состояние романтического героя изменчиво. Сначала герой с интонациями гневного пафоса обвиняет циничного вельможу в «глухоте к добру», в никчёмности существования. Вместе с тем, герой абсолютно по иному относится к несчастным просителям: он искренне сочувствует им, сожалеет об их нищенском одеянии, бедственном положении и пр.
Темы и настроение

Главная тема произведения – трагическая доля русских крестьян, вынужденных приходить с челобитными к различным вельможам и уходить ни с чем. Самое обидное для Некрасова заключается в том, что униженные крестьяне смиряются со своей горькой судьбиной, даже не пытаясь что-либо изменить. Сцена, описанная поэтом в произведении, призвана была «разбудить» униженных и оскорблённых людей на реальное восстание против подобных вельмож.

Основная идея

Основная идея произведения – неспособность простых тружеников свергнуть вельмож, добиться восстановления социального равенства. Простолюдины в России находятся в сильнейшей зависимости от вышестоящих помещиков, но они не готовы ничего предпринять во имя собственного спасения. Автора чрезвычайно возмущает подобное положение вещей.

Читайте также:
С годом Быка: подборка весёлых новогодних стихотворений к Новому Году
Средства выразительности

Данное стихотворение изобилует многообразием различных средств выразительности. В нём присутствуют следующие тропы:

  • эпитеты – «пышный подъезд», «заветные двери», «загорелые лица и руки»;
  • метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках»;
  • метонимия – «город, одержимый холопским недугом»;
  • ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)»;
  • антитеза – нищие крестьянские образы противопоставляются образу богатого вельможи, привыкшему вкусно кушать и сладко спать;
  • анафора (единоначалие) – «стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам»;
  • риторические вопросы – «Что тебе этот бедный народ?», «Не на них ли нам выместить злобу?»

Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Изображение картин природы отмечено в вершинах произведений русских писателей. Начиная еще с древнерусской литературы, авторы, понимая все величие и силу матери-природы, с поклонением и любовью создавали картины пейзажных образов в собственных произведениях. В шедеврах русского художественного слова традиции использования пейзажных картин отмечены не в значении фоновой декорации основных событий, а в роли полнозначных образов, которые являются олицетворениями идей произведения, органично вплетаясь в сюжетную канву. Эта же функция отведена пейзажу в романе «Война и мир».

Отражение характеристики персонажей через пейзажные образы

Лев Николаевич Толстой, биографические данные и особенности мировоззрения которого свидетельствуют об особом трепетном и уважительном отношении к природе, отвел ей особую роль в романе «Война и мир». Роль пейзажа в романе характеризуется не только отражением основных идей, заложенных автором, но и служит вспомогательным приемом характеристики героев произведения.

Основной прием, использованием которого характеризуются идейные, композиционные особенности и принципы построения системы персонажей, – это антитеза. Путем противопоставления поступков и взглядов героев через отношение к природе природы, автор раскрывает основные идеи произведения.

Одним из аспектов, на основе которых противопоставляются герои романа, является природа. Главные герои произведения, которым импонирует автор, открыты к красоте и величию природы, умеют чувствовать ее, понимать ее знаки. В произведении «Война и мир» пейзаж влияет на формирование мировоззрения тех, чьи души открыты к свету и добру. Напротив, персонажи, поведение и взгляды которых осуждаются в произведении, совершенно холодны к природе, словно не замечая ее существования.

Роль образа неба в формировании мировоззрения князя Андрея

Роль пейзажных описаний в романе Толстого – не только в олицетворение идейного замысла автора и дополнительный прием психологической характеристики героев, но и способ воздействия на осознание главными героями основных ценностей жизни. Наиболее ярко образы природы в произведении направлены на раскрытие образа Андрея Болконского и отражение эволюции его взглядов. Для создания характеристики и развития персонажа князя Андрея автор использует образы пейзажных элементов, ставшими самыми яркими символами в произведении.

Эпизод, раскрывающий мысли Андрея Болконского, смотрящего в небо, служит в роли переломного момента в жизни героя, временем крушения былых идеалов и осознанием истинной сущности человеческого существования. Использование пейзажа как средства психологического анализа в романе позволяет отразить богатство внутреннего мира героя, глубину его терзаний и идейных поисков, желание осознать истинное предназначение своей роли в жизни. Благодаря мастерскому созданию пейзажных картин читатель получает возможность, любуясь пейзажем неба вместе с князем Андреем, осознать глубину идейного замысла Толстого: «всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!

Аллегорический образ дуба

Развитие персонажа Андрея Болконского изображается и при помощи олицетворения его внутреннего состояния при помощи образа дуба. Это дерево, которое является символом силы, мощи и непобедимости в фольклорных традициях Руси, является пейзажным отражением персонажа. Когда герой впервые встретился с дубом, который описан старым и засохшим, читатель осознает подавленность внутреннего состояния Андрея, его безнадежность и разочарование.

Однако когда судьба подарила ему шанс новой любви и духовного возрождения, герой чувствует прилив сил, молодости, уверенности и стремлений. И вслед за возрождением сил и стремлений, чудесным образом оживает и дерево, олицетворяя новую весну жизни Андрея Болконского.

Упоение прекрасными пейзажными зарисовками связанно не только с описаниями образов. Читатель, проходя с героями через многочисленные драматические события войны и мира, параллельно получает удовольствие благодаря возможности прикоснуться к красоте русской природы, картины воссоздания которой сопровождают все сюжетные линии произведения, то динамично, то умиротворенно отражая события, чувства, настроение. В этом и заключаются основные функции пейзажа в романе.

Роль образов природы в художественном противопоставлении войны и мира

Все структурные особенности в нем построены на основе приема антитезы, что символизирует название романа. В параллельном сопоставлении картин войны и мира участвует также и природа. При описании охоты, сельских пейзажей автор создает великолепные мечтательные образы, наполненные солнцем, светом, мерцающей росой и искрами костра. Однако как изменяется природа, созданная пером Толстого в моменты описания боевых действий. Хмурое небо, затянутое тучами, мрачная погода и неприветливая атмосфера отражают весь трагизм войны, обрушившейся на Россию.

В своем сочинении на тему: «Пейзаж в романе «Война и мир» я попытался проанализировать роль природы в произведении, и сделал вывод, что ее влиянием проникнуты все пласты прозаического текста от создания образов персонажей до сущности идейного содержания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: