Реквием Ахматова – анализ, история создания, идея, трагизм, сюжет

«Реквием» анализ поэмы Ахматовой – смысл названия, особенности, жанр стиха

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Реквием.

Год написания – 1938-1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы, чей муж был расстрелян в период реакции, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Композиция – Первые две главы поэмы образуют пролог, а последние две – эпилог. Следующие за прологом 4 стиха являются обобщением материнского горя, 5 и 6 главы – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – Акмеизм.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Композиция

Проводя в поэме «Реквием» анализ произведения, следует отметить особенность его композиционного построения, указывающей на первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создается впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.
  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • 8 стих – мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.
Читайте также:
Загадки про овощи для детей 3-7 лет - простые, сложные и обманки

Литературный жанр произведения – поэма. Однако «Реквием» обладает и характерными чертами эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описание нескольких исторических эпох и проведение параллели между ними.

Направление, которому принадлежит поэма, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

Подробный литературный анализ поэмы Анны Ахматовой «Реквием»

Часто поэты отражали в своих работах реакцию на исторические события, в том числе и на репрессии. Не стала исключением Анна Ахматова. Новое правительство России убило ее мужа, Николая Гумилева, пострадал и ее сын Лев. Анализ поэмы «Реквием» позволяет познакомиться с чувствами и эмоциями автора. В тексте показана вся боль матерей и жен, переживших подобные события.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Художественные приемы

История создания

Ахматова написала поэму в 1940 году. Первые наброски появились в 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала цикл стихов, который посвящен реакционному периоду. Жертвами тоталитарного режима стал ее муж, потом сын. Николая Гумилева расстреляли как контрреволюционера. Ахматова не сразу узнала о его смерти. Лев Гумилев же был арестован за «неправильную» фамилию. Достаточно того, что он сын врага народа.

Ахматова убедилась в беспощадности режима, поэтому вместо цикла стихов решила написать поэму. В 1940 году работа была завершена, но по понятным причинам ее не опубликовали. Более того, Ахматова тщательно уничтожала рукописные копии. Она доверяла их только самым близким людям.

Публикация поэмы стала возможна только в 60-х годах с наступлением оттепели. Произведение распространялось в виде самиздата и быстро приобрело популярность. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Первая официальная публикация в СССР была сделана только в 1987 году с началом перестройки. Ахматова не дожила до этого времени. Ее работа вошла в обязательную программу по литературе.

Краткое содержание

Поэма начинается с описания тюрьмы. Лирическая героиня приходит сюда каждый день. Она описывает страшные картины гибели России. Ей запомнился день ареста сына. Стояло утро, плакали дети, и она покорно шла за ним. Героиня подводит итог своей жизни: муж мертв, сын в тюрьме. Она вспоминает о своей жизни. В молодости ей даже не пришла бы в голову мысль, что ей придется стоять под Крестами.

Героиня ждала приговор, и он был словно камнем на ее грудь. Она еще надеется, что сын вернется к ней, напугает и удивит управдома. На свидании героиня впадает в отчаяние. Ей не удастся ничего унести с собой, с ней остается только боль. Она сравнивает страдания сына с Иисусом Христом, которого распяли и осудили безвинно.

В эпилоге героиня рассказывает, что не только она столкнулась с горем. Оно затронуло множество женщин. Им приходилось часами стоять под тюремными стенами. Поэма — память о них, об их горе, об их страданиях. О тех женщинах, кто едва подходили к окну, о тех, кому уже некого ждать — любимые их в могилах, и о тех, кто приходили как домой.

Героиня подчеркивает, что она не нуждается в памятнике. Но если его все решат поставить, пусть выберут для этого не море и не царский сад. Лучше поставить памятник у тюремных ворот, где она провела около 300 часов в муках ожидания. Ей не хочется даже после смерти забывать звук засова, крик старухи, громыхание сапог. Она дает наставление: у памятника должны быть слезы.

И после ее смерти по Неве также идут корабли, недалеко гулят голуби. Все будет идти своим чередом. Но горе женщин забыть не удастся.

Художественные приемы

Анализ «Реквиема» Ахматовой позволяет лучше понять особенности произведения. Текст написан в жанре поэмы с чертами эпоса. На это указывают следующие признаки:

  • есть пролог и эпилог;
  • описано несколько исторических эпох;
  • в тексте можно найти несколько сюжетных параллелей.

Если внимательно изучить композицию, можно заметить, что поэма словно состоит из нескольких частей. Первые 2 главы являются вступлением и знакомят с местом действия. Следующие 4 части рассказывают о жизни героини:

  • в молодости она не ведала никаких проблем;
  • арест сына;
  • одиночество.

В тексте рассказывается история не только одной героини. Это была боль многих матерей, которые лишились детей и мужей. Кульминация работы происходит в 5 и 6 главе. Именно в них героиня словно предчувствует смерть. Дальше ей предстоит узнать приговор сыну, испытать отчаяние, сходить на тюремное свидание.

Читайте также:
Одним толчком согнать ладью живую - анализ, жанр, основная тема

В эпилоге героиня призывает не забывать о страшных жертвах репрессий.

Ахматова решила назвать поэму «Реквием» по нескольким причинам. Это слово означает проведение заупокойной службы. Поэтесса посвятила произведением всем узникам режима. Ее поэма — это боль и слезы матерей, жен и дочерей.

Разработка урока литературы на тему «Анализ поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»»

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1938-1940 годы.
История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы, чей муж был расстрелян в период реакции, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Композиция – Первые две главы поэмы образуют пролог, а последние две – эпилог. Следующие за прологом 4 стиха являются обобщением материнского горя, 5 и 6 главы – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – Акмеизм.

Первые строки

Наброски появились в 1934 году. Но это был лирический цикл, создание которого изначально и планировала Ахматова. «Реквием» (история создания которого и является нашей темой) стал поэмой позднее, уже в 1938-40 годах. Окончено же произведение было уже в 50-х годах.

В 60-е годы 20-го века поэма, вышедшая в самиздате, пользовалась огромной популярностью и передавалась из рук в руки. Связано это с тем, что произведение было запрещено. Многое перенесла, чтобы сохранить свою поэму, Ахматова.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Реквием»

Сочинения

Анна Ахматова — любимая моя поэтесса, которую я читаю с удовольствием. Ее произведения и вдохновляют, и заставляют задуматься о жизни, о прошлой судьбе русского народа. Это поэтесса двадцатого века, чей дух сломали горести, что были посланы ей судьбой. Она творила, описывая испытания, с которыми она сталкивалась. Создала она и такую работу, как Реквием, по которому мы напишем сочинение, останавливаясь на истории создания этой поэмы.

Анна Ахматова: поэма Реквием

Поэма Ахматовой Реквием — это работа, где затрагиваются страшные годы, что изменили всю страну. Годы репрессий и гонений, годы арестов невинных людей, произвол властей. Это бесконечные очереди в тюрьмы, в которых стояли родственники, чтобы увидеть родных арестантов, близких заключенных. Аресты коснулись и жизни Ахматовой, ведь и ей пришлось стоять в таких же очередях, когда был арестован ее сын. В произведении Анна вылила душу и показала все горести, что коснулись ее жизни, да не только семейная боль показана в поэме, здесь вылилась общая народная боль.

Остановимся же на истории создания поэмы Анны Ахматовой Реквием. Какова данная история?

История создания пришлась на тяжелые для страны годы и создавалась поэма Реквием шесть лет. Замысел появился в момент, когда поэтесса стояла в тюремной очереди, чтобы проведать сына, которого обвинили в участии в антисоветской террористической группе. Там некая женщина, узнав Анну Ахматову, попросила описать все происходящее. Анна согласилась. О своей задумке Анна написала в предисловии.

Читайте также:
Латунский - характеристика критика в романе Мастер и Маргарита

Вообще, сына Ахматовой брали под арест несколько раз. Впервые это случилось в 1935 году и мать сумела добиться быстрого его освобождения, обратившись к Сталину. Далее второй арест в 1938 году. В 1939 году — третий арест и приговор — расстрел. Но приговор заменяют ссылкой.

Возвращаясь к истории создания Реквием Ахматовой, поэтесса сделала первые наброски в 1934-1935 гг. Она хотела напечатать стихи в запланированном лирическом цикле, но второй арест сына выбивает ее из колеи. Теперь она поставила цель показать всю правду, донести обществу и показать читателям весь ужас и всю боль, что переживали люди в годы репрессий. Так лирический цикл стал поэмой, которую начала писать поэтесса в 1938-1940 гг. Завершила писать уже в пятидесятых годах. Сразу работу не печатают, а передают друг другу в единичных экземплярах. Она стала очень популярной.

Впервые же ее печатают в Мюнхене в 1963 году, но это была лишь часть поэмы. Полностью Реквием был напечатан только в 1987 году. Так и вышел в свет Реквием, состоящий из разных частей. Поэма, которую в свое время не зачитывали, а записывали на небольших листиках, заучивали, а после, сжигали. Мы же можем теперь не боясь ничего, читать произведение вслух и ставить себе в пример замечательную поэтессу Анну Ахматову.

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Композиция

Проводя в поэме «Реквием» анализ произведения, следует отметить особенность его композиционного построения, указывающей на первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создается впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.
  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • 8 стих – мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.

История создания и анализ поэмы «Реквием» Ахматовой А.А.

Почти весь «Реквием» написан в 1935-1940 гг., раздел «Вместо Предисловия» и эпиграф помечены 1957 и 1961 г. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта.

Само слово «реквием» (в записных книжках Ахматовой — латинское Requiem) значит «заупокойная месса» — католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Латинское название поэмы, как и тот факт, что в 1930-е — 1940-е гг. Ахматова серьезно занималась изучением жизни и творчества Моцарта, в особенности его «Requiem’а», наводит на мысль о связи произведения Ахматовой с музыкальной формой реквиема. Кстати, в «Requiem’е» Моцарта — 12 частей, в поэме Ахматовой — столько же (10 главок + Посвящение и Эпилог).

Читайте также:
«Помощь идет» краткое содержание книги Б. Житкова для читательского дневника, главные герои, основная мысль и тема произведения

Эпиграф и Вместо Предисловия — своеобразные смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф ( строки из стихотворения 1961 г. «Так не зря мы вместе бедовали…») вводит лирическую тему:

Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Вместо Предисловия (1957), подхватывая тему «моего народа», переносит нас в «тогда» — тюремную очередь Ленинграда 30-х годов. Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу»; но в роли «заказчика» — «стомильонный народ». Лирическое и эпическое в поэме слито воедино: рассказывая о своем горе (аресты сына — Л.Н.Гумилева, мужа — Н.Н.Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных»; за ее авторским «я» стоит «мы» всех тех, чьим единственным творчеством была сама жизнь.

Посвящение продолжает тему прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий:

Дуэль

В городке на берегу Чёрного моря во время купания беседуют два приятеля. Иван Андреевич Лаевский, молодой человек лет двадцати восьми, делится тайнами своей личной жизни с военным доктором Самойленко. Два года назад он сошёлся с замужней женщиной, они бежали из Петербурга на Кавказ, говоря себе, что начнут там новую трудовую жизнь. Но городок оказался скучным, люди неинтересными, трудиться на земле в поте лица Лаевский не умел и не желал, и поэтому с первого дня он почувствовал себя банкротом. В своих отношениях с Надеждой Федоровной он уже не видит ничего, кроме лжи, жить с нею теперь выше его сил. Он мечтает бежать назад, на север. Но и разойтись с ней нельзя: у неё нет родных, нет денег, работать она не умеет. Есть ещё одна сложность: пришло известие о смерти ее мужа, что означает для Лаевского и Надежды Федоровны возможность венчаться. Добрый Самойленко именно это и советует сделать приятелю.

Все, что говорит и делает Надежда Федоровна, Лаевскому кажется ложью или похожим на ложь. За завтраком он еле сдерживает своё раздражение, даже то, как она глотает молоко, вызывает в нем тяжёлую ненависть. Желание поскорее выяснить отношения и бежать теперь не отпускает его. Лаевский привык находить объяснения и оправдания своей жизни в чьих-нибудь теориях, в литературных типах, сравнивает себя с Онегиным и Печориным, с Анной Карениной, с Гамлетом. Он готов то обвинять себя в отсутствии руководящей идеи, признать себя неудачником и лишним человеком, то оправдывается перед собой. Но как раньше он верил в спасение от пустоты жизни на Кавказе, так теперь считает, что стоит ему бросить Надежду Федоровну и уехать в Петербург, как он заживёт культурной интеллигентной, бодрой жизнью.

Самойленко держит у себя нечто вроде табльдота, у него столуются молодой зоолог фон Корен и только что окончивший семинарию Победов. За обедом разговор заходит о Лаевском. Фон Корен говорит, что Лаевский так же опасен для общества, как холерная микроба. Он развращает жителей городка тем, что открыто живёт с чужой женой, пьёт и спаивает других, играет в карты, множит долги, ничего не делает и притом оправдывает себя модными теориями о наследственности, вырождении и прочем. Если такие, как он, размножатся, человечеству, цивилизации угрожает серьёзная опасность. Поэтому Лаевского для его же пользы следовало бы обезвредить. «Во имя спасения человечества мы должны сами позаботиться об уничтожении хилых и негодных», — холодно говорит зоолог.

Смешливый дьякон хохочет, ошеломлённый же Самойленко может только сказать: «Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию, к черту человечество! К черту!»

В воскресенье утром Надежда Федоровна идёт купаться в самом праздничном настроении. Она нравится себе, уверена, что все встречные мужчины любуются ею. Она чувствует себя виноватой перед Лаевским. За эти два года она наделала долгов в лавке Ачмианова рублей на триста и все не собралась сказать об этом. Кроме того, уже дважды она принимала у себя полицейского пристава Кирилина. Но Надежда Федоровна радостно думает, что в ее измене душа не участвовала, она продолжает любить Лаевского, а с Кирилиным уже все порвано. В купальне она беседует с пожилой дамой Марьей Константиновной Битюговой и узнает, что вечером местное общество устраивает пикник на берегу горной речки. По дороге на пикник фон Корен рассказывает дьякону о своих планах отправиться в экспедицию по побережью Тихого и Ледовитого океанов; Лаевский, едущий в другой коляске, бранит кавказские пейзажи. Он постоянно чувствует неприязнь к себе фон Корена и жалеет, что поехал на пикник. У горного духана татарина Кербалая компания останавливается.

Надежда Федоровна в шаловливом настроении, ей хочется хохотать, дразнить, кокетничать. Но преследования Кирилина и совет молодого Ачмианова остерегаться того омрачают ее радость. Лаевский, утомлённый пикником и нескрываемой ненавистью фон Корена, срывает своё раздражение на Надежде Федоровне и называет ее кокеткой. На обратном пути фон Корен признается Самойленко, что у него рука бы не дрогнула, поручи ему государство или общество уничтожить Лаевского.

Читайте также:
Нате! анализ, характеристика и образ героя, основной смысл и тема

Дома, после пикника, Лаевский сообщает Надежде Федоровне о смерти ее мужа и, чувствуя себя дома как в тюрьме, уходит к Самойленко. Он умоляет приятеля помочь, дать взаймы триста рублей, обещает все устроить с Надеждой Федоровной, помириться с матерью. Самойленко предлагает помириться и с фон Кореном, но Лаевский говорит, что это невозможно. Может быть, он и протянул бы ему руку, но фон Корен отвернулся бы с презрением. Ведь это натура твёрдая, деспотичная. И идеалы у него деспотические. Люди для него — щенки и ничтожества, слишком мелкие для того, чтобы быть целью его жизни. Он работает, поедет в экспедицию, свернёт себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей. Он велел бы стрелять во всякого, кто выходит за круг нашей узкой консервативной морали, и все это во имя улучшения человеческой породы. Деспоты всегда были иллюзионистами. С увлечением Лаевский говорит, что ясно видит свои недостатки и сознаёт их. Это поможет ему воскреснуть и стать другим человеком, и этого возрождения и обновления он страстно ждёт.

Через три дня после пикника к Надежде Федоровне приходит взволнованная Марья Константиновна и предлагает ей быть ее свахой. Но венчание с Лаевским, чувствует Надежда Федоровна, сейчас невозможно. Она не может сказать Марье Константиновне всего: как запутались ее отношения с Кирилиным, с молодым Ачмиановым. От всех переживаний у неё начинается сильная лихорадка.

Лаевский чувствует себя виноватым перед Надеждой Федоровной. Но мысли об отъезде в ближайшую субботу настолько овладели им, что у Самойленко, пришедшего проведать больную, он спрашивает только о том, смог ли тот достать денег. Но денег пока нет. Самойленко решает попросить сто рублей у фон Корена. Тот, после спора, соглашается дать деньги для Лаевского, но только при условии, что он уедет не один, а вместе с Надеждой Федоровной.

На другой день, в четверг, в гостях у Марьи Константиновны, Самойленко говорит Лаевскому об условии, поставленном фон Кореном. Гости, в их числе фон Корен, играют в почту. Лаевский, машинально участвуя в игре, думает о том, как много ему приходится и ещё придётся лгать, какая гора лжи мешает ему начать новую жизнь. Чтобы перескочить ее в один раз, а не лгать по частям, нужно решиться на какую-то крутую меру, но он чувствует, что для него это невозможно. Ехидная записка, посланная, очевидно, фон Кореном, вызывает у него истерический припадок. Придя в себя, вечером, как обычно, он уходит играть в карты.

По пути из гостей к дому Надежду Федоровну преследует Кирилин. Он угрожает ей скандалом, если она не даст ему сегодня же свидания. Надежде Федоровне он противен, она умоляет отпустить ее, но в конце концов уступает. За ними, незамеченный, следит молодой Ачмианов.

На следующий день Лаевский идёт к Самойленко, чтобы взять у него денег, так как оставаться в городе после истерики стыдно и невозможно. Застаёт он только фон Корена. Следует короткий разговор; Лаевский понимает, что тот знает о его планах. Он остро чувствует, что зоолог ненавидит его, презирает и издевается над ним и что он самый злейший и непримиримый враг его. Когда приходит Самойленко, Лаевский в нервном припадке обвиняет его в том, что он не умеет хранить чужие тайны, и оскорбляет фон Корена. Фон Корен как будто ждал этого выпада, он вызывает Лаевского на дуэль. Самойленко безуспешно пытается их помирить.

В вечер накануне дуэли Лаевским сначала владеет ненависть к фон Корену, потом, за вином и картами, он становится беспечен, потом им овладевает беспокойство. Когда молодой Ачмианов ведёт его к какому-то домику и там он видит Кирилина, а рядом с ним Надежду Федоровну, все чувства словно исчезают у него из души.

Фон Корен в этот вечер на набережной беседует с дьяконом о различном понимании учения Христа. В чем должна заключаться любовь к ближнему? В устранении всего, что так или иначе вредит людям и угрожает им опасностью в настоящем или будущем, считает зоолог. Опасность человечеству грозит со стороны нравственно и физически ненормальных, и их следует обезвредить, то есть уничтожить. Но где критерии для различения, ведь возможны ошибки? — спрашивает дьякон. Нечего бояться промочить ноги, когда угрожает потоп, отвечает зоолог.

Лаевский в ночь перед дуэлью прислушивается к грозе за окном, перебирает в памяти своё прошлое, видит в нем только ложь, чувствует свою вину в падении Надежды Федоровны и готов умолять ее о прощении. Если бы можно было вернуть прошлое, он нашёл бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. Прежде чем ехать на дуэль, он идёт в спальню к Надежде Федоровне. Она с ужасом глядит на Лаевского, но он, обняв ее, понимает, что эта несчастная, порочная женщина для него единственный близкий, родной и незаменимый человек. Садясь в коляску, он хочет вернуться домой живым.

Читайте также:
Правдин - характеристика героя Недоросль, описание образа

Дьякон, выйдя рано утром, чтобы увидеть поединок, размышляет, за что могут Лаевский и фон Корен ненавидеть друг друга и драться на дуэли? Не лучше ли им спуститься пониже и направить ненависть и гнев туда, где стоном гудят целые улицы от грубого невежества, алчности, попрёков, нечистоты. Сидя в полосе кукурузы, он видит, как приехали противники и секунданты. Из-за гор вытягиваются два зелёных луча, восходит солнце. Правил дуэли никто не знает точно, вспоминают описания поединков у Лермонтова, у Тургенева. Лаевский стреляет первым; боясь, как бы пуля не попала в фон Корена, делает выстрел в воздух. Фон Корен направляет дуло пистолета прямо в лицо Лаевского. «Он убьёт его!» — отчаянный крик дьякона заставляет того промахнуться.

Проходит три месяца. В день своего отъезда в экспедицию фон Корен в сопровождении Самойленко и дьякона идёт к пристани. Проходя мимо дома Лаевского, они говорят о происшедшей с ним перемене. Он женился на Надежде Федоровне, с утра до вечера работает, чтобы выплатить долги. Решив войти в дом, фон Корен протягивает руку Лаевскому. Он не изменил своих убеждений, но признает, что ошибся относительно своего бывшего противника. Никто не знает настоящей правды, говорит он. Да, никто не знает правды, соглашается Лаевский.

Он смотрит, как лодка с фон Кореном преодолевает волны, и думает: так и в жизни. В поисках правды люди делают два шага вперёд, шаг назад. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Чехов Дуэль

Ивану Андреевичу Лаевскому около тридцати лет, он служит чиновником на Кавказе, куда сбежал два года назад с чужой женой Надеждой Федоровной. Они оба мечтали, как будут трудиться на собственном участке земли, работать, приносить пользу. Но в действительности жизнь на юге оказалась не такой прекрасной. К тому же Лаевский понимает, что разлюбил свою спутницу. Положение усугубляется полученным им известием о смерти мужа Надежды Тимофеевны: теперь нет препятствий для брака между ними.

О своих неурядицах Лаевский рассказывает приятелю – военному доктору Самойленко, который ему сочувствует. Лаевский считает, что ему нужно бросить Надежду Федоровну и вернуться в Петербург, начать новую жизнь.

Самойленко дает у себя в доме платные обеды. Его постоянные посетители – зоолог фон Корен и дьякон Победов. Фон Корен терпеть не может Лаевского: его праздная жизнь с чужой женой, игра в карты, пьянство – все это развращает окружающих. По мнению фон Корена, таких людей, как Лаевский, надо уничтожать, иначе они погубят общество.

Местное общество устраивает пикник в горах. Лаевский с Надеждой Федоровной также приглашены. Надежда Федоровна в хорошем настроении, она веселится, принимая ухаживания сына местного купца Ачмианова. Полицейский пристав Кирилин, с которым женщина недавно вступила в связь от скуки, тоже напоминает ей о своих чувствах. Лаевский, раздраженный присутствием фон Корена, называет Надежду Федоровну кокеткой. Дома он сообщает ей о смерти мужа.

Лаевский решает уехать во что бы то ни стало, и просит Самойленко занять ему 300 рублей. Иван Андреевич так запутался и устал врать, что в гостях с ним случается истерика.

Надежду Федоровну преследует Кирилин, под угрозой разоблачения их связи, она соглашается на свидание, не зная, что их выследил Ачмианов.

Лаевский отправляется за деньгами к доктору, застает там фон Корена, который дает понять, что знает о его планах. Взбешенный Лаевский обвиняет Самойленко в нескромности и разглашении чужих тайн, попутно оскорбляя и фон Корена, который вызывает Ивана Андреевича на дуэль.

Ачмианов показывает Лаевскому место, где уединились Кирилин и Надежда Федоровна. Иван Андреевич понимает, что во многом виноват перед своей сожительницей, что прежняя его жизнь была лживой и неправильной.

Во время дуэли Лаевский стреляет первым в воздух. Его противник, кажется, уже готов выстрелить в него, но тут кричит от ужаса спрятавшийся в кустах дьякон, и фон Корен промахивается.

Читайте также:
Руслан и Людмила - краткое содержание поэмы, история создания

Через три месяца зоолог уезжает в экспедицию. Ему рассказывают о судьбе Лаевского: он женился на Надежде Федоровне и много работает, чтобы выплатить долги. Фон Корен отправляется проститься с Лаевским и говорит ему, что ошибся, что всей правды знать никогда нельзя. Иван Андреевич с ним согласен.

Главная мысль рассказа

Одна из основных мыслей произведения – моральная гибель личности, не имеющей в жизни цели, нравственных ориентиров. При этом писатель подчеркивает, что возможность исправить ошибки есть всегда. Кроме того, на страницах произведения разворачиваются своеобразные психологические дуэли между ее героями. Самая показательная – между фон Кореном, дарвинистом, презирающим слабых и распущенных людей, и Лаевским, безответственным и малодушным, предпочитающим бежать от проблем, а не решать их.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Дуэль. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Мальчик, по прозвищу Пип, рано остался сиротой. Он жил на попечении старшей сестры, которая придиралась к нему и усматривала недоброе в любом поступке мальчика. Супруг сестры, кузнец Джо Гарджери

Опера про Симона Бокканегру состоит из пролога и 3 действий. Главным персонажем считается плебей и дож Генуи Симон Бокканегра. История начинается в Генуе в доме семьи Гримальди в середине 14 столетия.

По указу короля был объявлено, что тот, кто сделает самое невероятное, получит половину королевства и принцессу в жены.

Как-то утром Юра едва не опоздал в школу. Мама вчера где-то допоздна задержалась, но на все вопросы сына молчала.

Как и в остальных произведениях К.Г. Паустовского, в «Скрипучих половицах» автор затрагивает тему Родины, тему России. Паустовский восхищается красотой русской природы и делится с читателями своими чувствами

Краткое содержание Чехов Дуэль для читательского дневника

Сюжет рассказа начинается на Кавказе, в одном из курортных городков. Два приятеля заходят в трактир после купания в Черном море, чтобы выпить и побеседовать о личном. Иван Андреевич Лаевский – молодой мужчина двадцати восьми лет. Он делится своими переживаниями по поводу личной жизни с Самойленко. Военному доктору неудобно и не очень приятно слушать такие откровения. Иван Андреевич рассказывает о своей жизни с чужой супругой. С Надеждой Федоровной они встретились в Петербурге, завязался роман. В порыве нежных чувств они бегут от ее мужа на Кавказ, уверенные, что будут хорошо жить, работать, будут счастливы. А на деле все оказалось не так радужно. Лаевский разлюбил сожительницу. Но не может бросить, идти ей некуда. При этом начинает строить планы о собственном побеге обратно в Петербург.

Еще одной проблемой становится гибель супруга этой женщины. Теперь героям ничего не мешает официально оформить отношения. Но это не входит в планы Лаевского. К тому же, он утратил доверие к ней. Как оказалось, не просто так. Женщина заводит связь на стороне с полицейским приставом Кирилиным. Не по любви, а лишь от скуки, недостатка мужского внимания. Попутно принимает ухаживания от местного купца Ачмианова, активно флиртуя с ним. Лаевский злится, называет спутницу кокеткой.

Герой принимает окончательное решение – уехать. Поэтому идет к Самойленко, чтобы одолжить деньги на отъезд. Но в доме натыкается на зоолога фон Корена, у которого стойкая неприязнь к нему. Корену неприятен праздный образ жизни Ивана Андреевича. Да и сожительство с женщиной вне брака, он считает непристойным. Разразился конфликт, после которого следует вызов на дуэль со стороны оскорбленного фон Корена.

Кирилин шантажирует Надежду оглаской их отношений, поэтому ей приходится согласиться на свидание. Ачмианов их выслеживает и приводит Лаевского. Иван Андреевич осознает, что в поступке девушки есть и его вина. Ведь он лишил ее спокойной жизни с мужем. Поэтому он женится на Надежде Федоровне и прилагает все усилия, чтобы построить гармоничную семью.

На дуэли Лаевский стреляет в воздух, он не хочет убийства. А фон Корен промахивается из-за крика перепуганного священника. Все заканчивается мирно, без кровопролития. По прошествии времени, герои поймут друг друга и примирятся.

Читайте также:
Листья - анализ, история, выразительные средства, сюжет, тема

Рассказ учит не судить сгоряча, не зная человека, его мыслей и чувств. А также нести ответственность за свои поступки, и за людей, которые чем-то пожертвовали ради тебя.

Краткий пересказ

Рассказ об отношениях молодого человека Ивана Лаевского и замужней дамы Надежды Федоровны. Некоторое время тому назад, они бежали на Кавказ, оставив мужа Надежды Федоровны в Петербурге. Но за это время отношения их совершенно испортились.

Лаевского раздражает все в своей возлюбленной, он не только не испытывает к ней больше былых чувств, но даже какие-то обычные повседневные вещи вызывают в нем ненависть. Он делится этим со своим приятелем – военным доктором. Сама же Надежда Федоровна, тоже уже давно не питает любви к своему молодому другу, она одновременно крутит романы с несколькими мужчинами. Живет очень свободной жизнью, увеличивает долги Лаевского в лавках и думает только о развлечениях и удовольствиях.

Разорвать свою союз они не могут по причине того, что бывший муж Надежды умирает, а это значит что у нее просто не останется средств к существованию, если она бросит своего молодого любовника. Родных у нее никого нет, она никогда не работала и в принципе работать не умеет. С каждым днем все запутывается больше и больше. Уже вовлечены вокруг все знакомые в их сложности с деньгами, в личные отношения. Итогом всех этих переживаний становится то, что один молодой зоолог, по фамилии Фон Корен вызывает Лаевского на дуэль.

Этот вызов молодой человек принимает с нескрываемой радостью. Хотя потом понимает насколько глупа эта затея и им овладевает беспокойство. Накануне дуэли Лаевский думает только о том, как он был неправ в отношении своей любимой Надежды Федоровны, ведь она единственный близкий и родной ему человек. И отправляясь в поле, где должна состояться дуэль он мечтает только об одном – вернуться живым домой.

Проходит три месяца и наших героев не узнать. Лаевский женился на Надежде, устроился на работу, выплачивает все долги и живет обыкновенной жизнью семейного человека. То, что он стался живым после дуэли, меняет его полностью как личность и фон Корен признает, что был неправ в отношении этого молодого мужчины и зря испытывал такую открытую к нему неприязнь.

Рассказ «Дуэль» учит нас тому, что следует ценить все шансы которые дает нам судьба, не проматывать и разбрасываться тему возможностями, которые потом будет не вернуть.

Читать краткое содержание Дуэль. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька Жуков
  • Вверх по лестнице
  • Вишневый сад
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов (пьеса)
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Картинка или рисунок Дуэль

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева Уездный лекарь – это история о возвращении осенней порой с полей рассказчика, который вынужден был разместиться в гостинице одного из уездных городов. Причиной этому стала сильная лихорадка

Земля – круглая, никогда не знаешь, где найдешь, а где – потеряешь. Бодягин – человек, который много испытал в своей жизни. Он был еще мальчиком, подростком, когда был изгнан из дома своим отцом. Все произошло тогда стремительно

Сказка Льва Толстого Три медведя повествует нам о маленькой девочке, которая убежала из дома. Она пошла в лес и заблудилась.

В подмосковной деревушке вместе с матерью жил Василий Куролесов. Решили они как-то раз приобрести для своего хозяйства несколько молоденьких свиней и поехали за поросятами на базар

Произведение повествует о маленьком ленивце, для которого безделье был нормой. Вся история начинается с того что у Пети наконец начались зимние каникулы, и он от души решил отдохнуть. Когда была елка, то мальчик пожелал

Краткое содержание «Поединок»

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1516.

Повесть «Поединок» Куприна была впервые опубликована в 1905 году. Произведение относят к традиции неореалистической прозы в русской литературе. Центральной сюжетной линией повести, связанной с его названием, является конфликт между двумя офицерами Ромашовым и Николаевым, который разразился из-за жены второго. Их ссора привела к дуэли и гибели главного героя. В произведении автор затрагивает проблему взаимоотношений личности и общества, раскрывает тему жестокости в армии, унижения обычных солдат командирским составом, обнажает ужас и пошлость офицерского общества.

Читайте также:
Стихи к подаркам - читать онлайн прикольные, смешные, шуточные

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Поединка» по главам. Представленный пересказ подойдет для подготовки к уроку литературы, для читательского дневника.

Главные герои

  • Георгий Алексеич Ромашов – 22 года, подпоручик, «служивший всего второй год в полку» ; «был среднего роста, худощав» , «от большой застенчивости неловок» ; мечтательный молодой человек.
  • Александра Петровна Николаева (Шурочка) – женщина, в которую Ромашов был влюблен; жена Николаева.
  • Владимир Ефимыч Николаев – поручик, муж Шурочки, с которым Ромашов стрелялся.

Другие персонажи

  • Василий Нилович Назанский – офицер, пьяница, был влюблен в Александру Петровну.
  • Раиса Александровна Петерсон – «полковая дама» , любовница Ромашова, жена капитана Петерсона.
  • Шульгович – командир полка.

для самых нетерпеливых –

для самых крутых –

Краткое содержание

Глава 1.

Шестая рота, проходят учения. Приехавший в роту полковник Шульгович отчитал подпоручика Ромашова за то, что солдаты встречают командира в ненадлежащем виде. Ромашов начал оправдывать одного из солдат, за дерзость был подвергнут домашнему аресту на четверо суток.

Глава 2.

Ромашов все чаще испытывал «мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей» . Вместо того чтобы идти на офицерское собрание, Георгий отправился домой.

Глава 3.

Придя домой, Ромашов спросил у денщика, не было ли кого от поручика Николаева, но ответ был отрицательным. У Николаевых Георгий бывал почти ежедневно последние три месяца.

Окончив военное училище, Ромашов думал, что на службе будет заниматься самообразованием. Однако вместо этого он имеет «грязную и скучную связь с полковой дамой» «и все чаще и чаще тяготится и службой, и товарищами, и собственной жизнью» .

Денщик принес письмо от любовницы Ромашова Раисы. Женщина звала его в гости, приглашала на кадриль в следующую субботу. Разорвав письмо, Ромашов решил «в последний раз» пойти к Николаевым.

Глава 4.

Владимир Ефимыч Николаев, муж Александры Петровны, «должен был держать экзамен в академию генерального штаба и весь год упорно, без отдыха готовился к нему» . Это был уже третий экзамен – два предыдущих года он проваливался и третий был последним шансом. Шурочка очень хотела, чтобы муж поступил, так как ей претила та жизнь, которой они жили сейчас.

Когда Ромашов пришел к Николаевым, во время беседы Шурочка вспомнила о том, что офицерские поединки стали узаконены. Она считала, что русским офицерам поединки необходимы: «тогда у нас не будет в офицерской среде карточных шулеров» и «беспросыпных пьяниц» , как офицер Назанский.

Глава 5.

Выйдя от Николаевых, Ромашов «назло ей» отправляется к Назанскому. Беседуя, мужчины заговорили о любви. Назанский считал, что любовь «имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов» . Назанский прочел Ромашову письмо женщины, которую любил. Ромашов понял, что этой женщиной была Александра Петровна. Назанский также догадался о чувствах Георгия к Шурочке.

Придя домой, Ромашов обнаружил письмо от Раисы. Она знала, что Георгий каждый вечер бывает у Николаевых, и писала, что «жестоко отплатит» ему.

Глава 6.

Ромашов находился под домашним арестом. К нему пришла Шурочка и принесла пирогов. Ромашов поцеловал женщину в руку. На прощание Шурочка сказала, что Георгий – ее единственный друг.

Глава 7.

Георгия отвезли к полковнику. Шульгович отчитал Ромашова из-за слухов: донесли, что офицер выпивает. После разговора полковник пригласил Георгия на офицерский обед. Домой Ромашов возвращался, «чувствуя себя одиноким, тоскующим, потерявшимся в каком-то чужом, темном и враждебном месте» .

Глава 8.

Ромашов пришел на бал в дом собрания офицеров. Постепенно начали съезжаться дамы, приехала и Раиса. В выражении ее глаз Ромашову привиделась «какая-то жестокая, злобная и уверенная угроза» .

Офицеры обсуждали поединки в армии, их мнения расходились: некоторые считали дуэли глупостью, другие придерживались мнения, что оскорбление можно смыть только кровью.

Глава 9.

Ромашов, как обещал, танцевал с Раисой кадриль. Во время танца женщина со злобой сказала, что не позволит с ней так обращаться, начала громко оскорблять Шурочку. Раиса утверждала, что пожертвовала всем ради Ромашова: «я не смела взглянуть в глаза моему мужу, этому идеальному, прекрасному человеку» . Григорий невольно улыбнулся: ее многочисленные романы были известны всем.

Муж Раисы, капитан Петерсон, был «худой, чахоточный человек» . Он безумно любил жену, поэтому прощал ей все интрижки.

Глава 10.

Во время утренних занятий офицеры обсуждали наказания солдат. Ромашов считал, что в армии специально «стараются поддерживать в отношениях между офицерами грубость, солдафонство» .

Глава 11.

Во время учений Ромашов выполнял приемы на автомате. Он думал о сказанной одним из офицеров фразе: «Если так думать, то нечего и служить. Надо уходить со службы» .

Читайте также:
Белая гвардия - краткое содержание романа, история создания

Глава 12.

С утра Ромашову принесли письмо от Шурочки. Женщина приглашала его на именины на пикник.

Глава 13.

Подъезжая к дому Николаевых, Ромашов ощутил странное, беспричинное беспокойство. Шурочка радостно встретила Георгия.

Глава 14.

Во время пикника Шурочка казалась Ромашову особенно очаровательной. Когда вечером все разбрелись по поляне, Георгий с Александрой отошли в глубь рощи. Шурочка призналась, что сегодня влюблена в Ромашова, а мужа своего не любит – «он груб, он нечуток, неделикатен» . Она поцеловала Георгия, но после попросила, чтобы Ромашов больше к ним не приходил – ее мужа осаждают анонимными письмами.

Глава 15.

Офицеры готовились к майскому смотру «и не знали ни пощады, ни устали» . Ромашов наблюдал, как ротные с особой жестокостью избивают своих солдат.

Когда во время смотра приехавшие командиры объезжали все роты, Ромашов почувствовал, «что эти высокомерные люди живут какой-то особой, красивой, недосягаемой для него, высшей жизнью» . Смотр стал полным «провалом полка» – обнаружилось «бездушное, рутинное и халатное отношение офицеров к службе» .

Во время финального марша Ромашов, опьяненный музыкой и всеобщим волнением, замечтался и повел вправо, из-за чего вся его полурота «представляла собой безобразную, изломанную толпу» . После случившегося все подшучивали над Ромашовым.

Глава 16.

Ромашов вышел из лагеря и встретил Николаева. Владимир сказал, что нарочно ждал его тут, завел разговор об Александре Петровне. Николаеву начали приходить «хамские анонимные письма» со сплетнями о его жене и Ромашове. Владимир потребовал, чтобы Ромашов сделал все, чтобы пресечь распространение сплетен.

Глава 17.

Ромашов «стал уединяться от общества офицеров» . Георгий твердо понимал, что не останется служить в армии и, когда пройдут обязательные три года службы, уйдет в запас.

Глава 18.

В конце мая в роте повесился солдат. Вечером того же дня офицеры пили, шутили, пели песни. Ночью, уже изрядно пьяные, они отправились к женщинам. Там произошла потасовка: пьяный офицер начал рубить все шашкой, но Ромашов его успокоил.

Глава 19.

Офицеры поехали в собрание и продолжили пить и веселиться. Многие офицеры в полку были «из духовных» , неожиданно один из них затянул панихиду, и они хором «прослужили» ее всю. Ромашов ударил кулаком по столу, запрещая такое петь. Пьяные офицеры снова начали буйствовать. Неожиданно появившийся рядом с Ромашовым Николаев сказал, что такие, как Георгий и Назанский, позорят полк. Ромашов намекнул на «таинственные причины» , по которым Николаев недоволен Назанским. Между ними началась драка. Ромашов закричал, что вызывает Николаева на поединок.

Глава 20.

Утром Ромашова вызвали в суд. Через несколько дней суд пришел к решению, что ссора между Николаевым и Ромашовым может быть разрешена только поединком.

Глава 21.

Расстроенный Ромашов пошел к Назанскому. Офицер пытался отговорить Георгия от дуэли, считая, что Ромашову нужно бросать армию и не бояться жизни.

Глава 22.

Когда Ромашов вернулся домой, то обнаружил у себя в гостях Шурочку. Она сказала, что хотя и не любит Владимира, но «на него убила часть своей души» . У нее больше самолюбия, чем у мужа, именно она заставляла его снова и снова пытаться поступить в академию. Если Николаев откажется от поединка, его не возьмут в академию. Поэтому им непременно нужно завтра стреляться – никто из них ранен не будет. На прощание Шурочка и Георгий поцеловались.

Глава 23.

Рапорт командиру полка. 1 июня состоялась дуэль между Николаевым и Ромашовым. Николаев стрелял первым и ранил Ромашова в правую верхнюю часть живота. Выстрелить в ответ Ромашов уже не смог. Через несколько минут Ромашов скончался от внутреннего кровоизлияния.

Заключение

«Поединок» считается наиболее значимым произведением в творчестве Куприна. Главный персонаж повести – молодой подпоручик Ромашов изображается как романтический, интеллигентный человек с тонкой душевной организацией. Ему трудно смириться с однообразной, обывательской жизнью в захолустном пехотном полку – в годы обучения военные представлялись ему совсем другими, более благородными людьми. Понимая, что он не сможет оставаться на службе, Ромашов решает уйти из армии по истечению трех обязательных лет. Однако неудачное стечение обстоятельств и давление со стороны Шурочки приводят к скоропостижной гибели Георгия. Дуэль становится попыткой Ромашова противостоять миру и обществу, но он проигрывает в этом противостоянии.

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Поединка», а прочесть повесть Александра Ивановича Куприна в полном варианте.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: