Родная земля – анализ, жанр произведения, основная тема

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 47.

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 47.

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Родная земля» по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

История написания – Стихотворение написано в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэта.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а во второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использованием перекрёстной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты«заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – « в душе своей».

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие её сердцу места. Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, Ахматова сделала свой осознанный выбор – невзирая ни на что, разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слёз. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова разделила участь миллионов сограждан. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свой стих «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Произведение относится к патриотической лирике. Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство Ахматова преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств напоказ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

В центре произведения Ахматовой – не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как к самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения – человек только в том случае может называть своей родину, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: её любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

  • В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живём.
  • Во второй части она даёт точное обозначение тому, что для неё есть родина.

Анна Андреевна даёт понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.
При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрёстной.

Читайте также:
Образ Печорина в романе Герой нашего времени, портрет, происхождение

«Родная земля» написано в жанре лирического стихотворения. В нём явно отражены мысли и чувства лирической героини: её любовь, её негодование.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэт передаёт просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но всё же в произведении встречаются эпитеты ( «заветные», «горький», «обетованный» ), метафоры ( «грязь на калошах», «хруст на зубах» ), инверсия ( « в душе своей» ).

Стихотворение и анализ «Родная земля»

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Краткое содержание

М. Клодт. Вспаханное поле. 1871

Героиней произведения выступает плодородная русская земля, кормящая живущих на ней людей. Земля добра и хлебосольна, но люди стали относиться к ней не как к основному природному ресурсу и самой большой ценности. В качестве эпиграфа к произведению Ахматова выбрала строку из собственного произведения под названием «Не с теми я, кто бросил землю»: «И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас». В этом ёмком по смыслу эпиграфе заложены основные черты национального русского менталитета.

В названии стихотворения «Родная земля» важно каждое слово. По преданию, русские богатыри обязательно брали с собой пригоршню землицы родной. И родная земля приносила богатырям удачу в сражениях, даруя им силу молодецкую. Повествуя о славных богатырях, лирическая героиня (поэтесса) замечает, что сейчас уже никто не носит амулеты с родной землёй на груди. Но это вовсе не означает, что люди стали легкомысленными, утратили веру в сказки и былины. Лирическая героиня замечает, что её современники (здесь осознанно используется множественное местоимение «мы») давно не пишут патриотических стихов об Отчизне, от которых хочется рыдать. Поэтому родная земля не представляет для них никакого интереса, она им даже не снится во снах.

Затем героиня высказывает мысль о том, что сны у современных людей тяжкие. В реальной жизни земля не является раем для них. Такие люди утверждают: «Мы дома тоже знаем, что в других странах тоже часто веселей и проще живётся! Но от этого меньше нашу страну любить не стали». Буквально тут же люди лицемерно говорят о том, что, несмотря на тяжёлую и некомфортную жизнь, землю свою они не продают и не покупают. Ещё мы узнаём о том, что современники поэтессы часто болеют, им плохо живётся на родной земле. Лирической героине таких людей жаль. Родина для них – это естественная основа жизни, которую не выбирают при рождении.

Далее лирическая героиня утверждает, говоря в начале каждой строчки слово «Да», следующее: Родина для «нас» – это грязь и пыль , на которую «хочется» ругаться. Но, говоря об этом, героиня именует это «прахом», оставшимся в наших умах от прошлых времён, от многочисленных катастроф, пожаров и пр. Что же остаётся от всего этого? Прах людей, который, смешиваясь со старым, даёт право их потомкам называть эту землю своей.

История создания

Анна Андреевна написала данное произведение, находясь в зрелом возрасте, в 1961 г. В момент работы над стихотворением она находилась на лечении в больнице. Данный период можно расценивать, как завершающий в творческом плане. Поэтому поэтесса активно предаётся глубоким размышлениям, различным воспоминаниям, подведению жизненных итогов. Стихотворение было включено в поэтический сборник с говорящим названием «Венок мёртвым».

Читайте также:
«Критики» 📚 краткое содержание рассказа В.М. Шукшина для читательского дневника, анализ, главные герои произведения, основной смысл и тема

Анна Андреевна прожила 76 лет. Бог отмерил её сложную жизнь, полную глубоких чувств и страданий. Поэтессе довелось пережить немало социальных катаклизмов: она видела революцию 1917 года, коммунистический террор, испытала на себе все тяготы Отечественной войны и сталинских репрессий. Ахматовой пришлось остаться без мужа, в полной нищете, имея на руках пятилетнего сына Льва. Ей довелось стать вдовой после того, как её мужа, поэта Николая Гумилёва, приговорили к расстрелу. Женщине пришлось выстаивать огромные очереди в тюрьму, чтобы передать еду своему сыну, арестованному за антикоммунистические взгляды. Но ни разу Ахматова не воспользовалась возможностью навсегда покинуть свою Родину ради сытой и комфортной жизни на чужбине. В 1961 г., на склоне лет, лёжа в больнице, Анна Андреевна анализировала многочисленные события своей жизни, вспоминала близких, друзей и, конечно же, свою преданную любовь к родной земле.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в жанре патриотического стиха. В нём нашли отражения чувства и мысли романтической героини: её возмущение, негодование и любовь. Произведение выдержано в рамках литературного направления «акмеизм», провозглашающего гимн предметности, лексической конкретике и семантической наполненности каждого образа. Создавая данное стихотворение, поэтесса придерживалась строгой внешней формы.

Поэтический размер неодинаковый: восемь первых строк написаны ямбом, а последующие шесть строк – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Благодаря виртуозному чередованию двух рифмовок – перекрёстной и парной – у читателей складывается ощущение вольности композиции.

Композиция

С композиционной точки зрения стихотворный текст можно разбить на две части:

  1. Первая часть – романтическая героиня повествует о собственной печали, возникшей по причине обесценивания таких святых понятий, как «Родина» и «Земля».
  2. Вторая часть – в ней романтическая героиня даёт чёткое объяснение тому, что именно для неё Родина, какой смысл она вкладывает в это слово.
Образы и символы

В произведении, с целью раскрытия основной идеи, представлено несколько образов:

  • образ Родины – центральный. В произведениях патриотической направленности всегда имеется образ Родины. В данном случае лирическая героиня делает основной акцент на мысли о том, что Родина – это вовсе не абстрактная страна, а конкретная земля, причём, в буквальном понимании: грязная, тёплая, рыхлая, щедрая и плодородная;
  • образ лирической героини – центральный. Героиня полностью идентична поэтессе. Читатели испытывают все те чувства и переживания, которые испытывает героиня, говоря о родной земле. Перед нами предстаёт женщина мудрая, самодостаточная, с твёрдой гражданской позицией и преданной любовью к своей стране;
  • образ земли – центральный. Словосочетание «родная земля» вынесено в название произведения. По мнению лирической героини, именно землю следует воспринимать своей Родиной. Ведь земля – это людская кормилица, щедро предоставляющая свои дары. На чужбине нет такой земли, которая необходима русскому человеку.
Темы и настроение

Основная тема произведения определена его жанровой принадлежностью – это тема Родины. Данная тема всегда волновала Ахматову. Известно, что поэтесса крайне негативно отзывалась о тех людях, кто стремился покинуть Россию в поисках лучшей жизни. Анна Андреевна не утратила своего патриотизма, даже невзирая на то, что обожаемая ею страна неоднократно поступала с ней крайне жестоко и несправедливо: муж поэтессы был расстрелян, а единственный сын много лет отбывал тюремный срок по несправедливому обвинению…

Настроенческий пафос стихотворения насквозь пронизан эмоциями любви и уважения к Родине. Эти эмоции поэтесса преподносит без излишней патетики: ей чуждо любое проявление пафоса в данном вопросе. Ахматова оценивает родную землю, нисколько не идеализируя её. Она понимает: любой гражданин воспринимает Отчизну, исходя из совокупности «плюсов» и «минусов».

Основная идея

Ахматова транслирует читателям глубокую мысль о том, что человек только в том случае может называть страну своей Родиной, если постоянно проживает в ней, невзирая на любые жизненные трудности и преграды. Ведь родная земля – это мать, которую невозможно поменять. Настоящая любовь к родной земле может не иметь ярких внешних проявлений: это крайне интимное чувство, которое проявляется у каждого человека индивидуально.

Читайте также:
Эпитет - определение, роль в русском языке, сравнение с метафорой
Средства выразительности

В стихотворении нет большого количества средств художественной выразительности. Его основную идею Ахматова передаёт лаконично и просто. Вместе с тем, в произведении имеются следующие тропы:

  • эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный»;
  • метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах»;
  • инверсия – «в душе своей».

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля

Одну из главных тем среди стихотворений Анны Ахматовой занимают Родина и любовь к земле. Поэтесса Серебряного века все больше задумывается о связи с природой и родной землей. Именно мысли о единстве с природой, ее значимость и подтолкнули Ахматову взяться за написание стихотворения “Родная земля”. Многие ее произведения не публикуют, но она не унывает.

Проанализировав ее работы можно сказать, что Анна человек с сильным внутренним духом, большой силой воли и мужеством. Как и многие поэты того времени Анна могла покинуть голодную Россию, но она этого не сделала. Поэтесса, несмотря на все тяготы судьбы, считала, что это ее родина, какой бы она не была. Только русский народ, перенесший невзгоды может смело подняться и выступить против несправедливости.

Достаточно актуальной темой тех времен стали послереволюционные мотивы. Слишком часто раскрывается тема изгнания, жалость и сострадание к людям, которые покинули родные края. Программа репрессий сильно проредила поэтические ряды. Сама же Ахматова, пережившая голод, все по-прежнему обращается к своей Родине.

Стихотворение передает читателю некоторые значения земли. Не понимая ее ценности и святости, землю сравнивают с вещью, с грязью на обуви, и все это из-за суматохи и обыденности. Данное произведение описывает не страну в целом, а лишь только плодородие и силу земли. Наша земля не только дает нам кров над головой, она еще всех кормит и поит, хоть это и не ценится.

Земля и ее бескрайние богатства изображены здесь слишком просто, но в произведении Ахматовой земле отведена большая и важная роль. Да здесь совсем не рай, о котором мечтается, слишком много горя, боли и страданий – но человек все выдержит, все стерпит, он на родной земле. Лишь прочитав стихотворение можно открыть для себя истину, заложенную в него автором.

Через строки в своем стихотворении Анна Ахматова пытается донести, что земля это совсем не грязь, а наоборот, священная частичка, которая должна быть в сердце у каждого человека. Мы становимся едины с нашей родной землей лишь только после смерти. Человек и земля это единое целое. Каждый рожденный на земле человек все равно уходит в нее, постепенно превращаясь в прах. Таковы реалии жизни.

Анализ стихотворения Родная земля Ахматовой

Стихотворение Анны Ахматовой « Родная земля», было написано в 1961 году на двадцатилетие Великой Отечественной войны. В этом произведение поэтесса, ведет речь о родной земле как таковой. В образе писательницы земля представляет собой часть бытия обычных людей, что она и доказывает в своем стихотворение. Ее стих наводит на нас приземленные чувства, которые испытываешь, слушая разговоры старых, мудрых людей. В нашем воображение, смешиваются картины, полей и труд крестьян, для которых земля это предмет работы, но в тоже время подниматься вопрос родины и отношения к земле как своему дому.

Так в первых строчках Ахматова, создает нам представление о людях, не имеющих особых отношений и чувств к земле. Построение такого начала объясняется тем, что автор хочет донести до нас понятие земли, в точке зрения людей того времени, что для них она не является предметом восклицание или превозношения. В дальнейшем эта тема развивается и у нас создается впечатление и взгляд простого народа, который прижился с ней как со своим домом, это заметно в строчке « Да, для нас это грязь на калошах », приведенные слова наиболее полно отражают мысли крестьянского человека. За чередой убедительных образов до нас доходит понимание, о том, что земля представляет бытие человека, который является ее неотъемлемой частью. В последних словах поэтесса, подводит итог всей своей мысли, приводя пример смертного конца каждого из нас, тем самым приводя ярчяйшее доказательство, неотъемлемой близости человека и земли, и роли последнего приюта, который она выполняет.

Читайте также:
Стихи о героях России - подборка о людях, совершивших подвиги

В заключение, можно обособить все вышенаписанное и сделать вывод, что Анна Ахматова, очень тонко и ясно продемонстрировала родства человека и земли, как его матери, из которой он вышел и в которую вернётся после своей смерти. Стихотворение мне очень понравилось, за глубокий смысл, и актуальную тему, затронутую в произведение, Ахматова приблизила нас к таким важным понятиям как родная земля.

Картинка к стихотворению Родная земля

Популярные темы анализов

Стихотворение А. Фета “Если ты любишь” представляет две смысловые части, каждая из которых прикрыта признательными фразами в любви поэтом. В сторону его избранницы сыплются нежные пожелания быть вместе,

В стихотворении «Медвежонок» Эдуард Асадов описывает отвратительный метод ловли животных для продажи в зоопарки всего мира. Написанное в 1948 году, стихотворение, к сожалению, актуально и сегодня.

Элегия «Золотая рыбка», была издана в 1903 г. Она не очень хорошо вписывалась в поэтическую тенденцию того времени. Хотя и сборник по названием «Только любовь» тоже не вписывался под современные жизненные взгляды.

В данном элементе творчества писателя рассказывается история восстания при Екатерине Великой, недовольства казаков и того, что повториться через много лет, при большевистской революции.

Слишком много сказано о жизни Александра Пушкина, еще больше сказано о его поэзии. Его творчество безгранично, оно интересует, завлекает и просвещает. Как известно Пушкин писал не только стихотворения, он пробовал себя еще в написании

Елена Верейская — Три девочки:
Краткое содержание

Часть первая

Глава 1. Наташа переезжает на новую квартиру и знакомится с Люсей и Катей. Странности доктора

Ленинград, июль. Отличнице Наташе скоро 12 лет. Вместе с папой Леонтием Федоровичем, юристом, и мамой Ольгой Михайловной она въезжает в новую квартиру. Там Наташа находит себе подруг: светленькую Люсю и темненькую сироту Катю, тоже отличницу. Им по 11 лет. Все трое – одинакового роста.

Родители Наташи здороваются с соседями: старым одиноким доктором, чье имя никто не расслышал, мамой Люси медсестрой Анной Николаевной, дедушкой Кати слесарем-изобретателем Яковом Ивановичем. Подружки отделяют себе уголок в коридорчике для занятий и игр.

Глава 2. День рождения Наташи. Разговор о докторе. «Только никому не говорите»

На день рожденья Наташе и ее подругам папа подарил по книжной полке. Люся рассказала подружкам, что в молодости у старого доктора была любимая жена и пара друзей. Жена умерла в тюрьме – она была революционерка. Один из «друзей» донес на нее, а другой от страха предал дружбу. С тех пор доктор людям не верит.

Глава 3. Наташа чувствует себя виноватой. Примирение в «разговорке»

Папа ведет Наташу в музей. Катю не берут с собой. Пусть готовит обед дедушке. Наташе стыдно. Дома в комнатке-разговорке она плачет вместе с Катей. И решает в другой раз пойти вместе.

Глава 4. Как они «сумерничали». Где же вихрашка?

Семья Наташи и ее подружки «сумерничают». В Гражданскую войну папа жил в детдоме. Решил он с Гулькой сбежать от строгого нового директора. Гулька стащил набор инструментов. Их увидела девчонка со смешными вихрами из-под шапки. Гулька толкнул ее – она провалилась под речной лед. Вылезла сама, не приняла помощь папы. И чуть не умерла от воспаления.

Читайте также:
Преступление и наказание - краткое содержание по главам и частям

Гульку отправили в колонию, а папа с Вихрашкой подружился. Однажды, уезжая с дочкой Вихрашкой, директор пожелал ребятам «быть такими, чтоб всем окружающим было около вас всегда тепло и весело». Позднее папа отыскал Вихрашку. И женился на ней!

Глава 5. Вторжение в комнаты доктора и что из этого получилось. Шесть порций эскимо

Девочки увидели, что комната доктора открыта – и взялись за уборку. Цветы в вазу поставили. А он вернулся – и отругал их. Софья Михайловна пристыдила старика. Зачем испортил детям радость? Надо любить тех, кто рядом. Он извинился и дал девочкам эскимо. А они запиской подтвердили, что больше не сердятся.

Глава 6. Доктор и Тотик. Софья Михайловна и Яков Иванович. Мы знакомимся с братом Кати

Суровый доктор оттаял, стал говорить о своей научной работе, полюбил младшего братишку Наташи, обедал в их семье. Поласковей стал и дедушка Кати. Жизнь у него нелегкая, работает с 12 лет, для страны старается, сидел в тюрьме как революционер. Один вырастил внуков – Васю и Катю.

Глава 7. Тяжелый день Наташи

Новая школа Наташе не понравилась. И пятиклассники вокруг – как чужие. После разговора с мамой – все как рукой сняло. Наташа полюбила школу, стала в ней отличницей.

Глава 8. Что же такое «соленая католюандо»?

Девочки подружились с Катиным братом Васей, художником. Он рисовал для них карикатуры. А папа Наташи придумал ребус: из начальных букв имен всех жильцов вышло название квартиры «Католюандо». А «соленая» – потому что все они веселые, активные.

Глава 9. Встреча Нового года. «Ула, ула!» — кричал Тотик

Все жильцы дружно встретили праздник. Девочки устроили сюрприз с угадыванием, Леонтий Федорович заставил прыгать на столе тарелки, доктор сварил украинского рождественского узвара, но лучшим был сюрприз Васи: он уговорил прийти к столу дедушку. Так начался 1941 год.

Часть вторая

Глава 10. Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает

Настал 1942. Идет война с фашистами. Отец Наташи на фронте. Она письмом сообщает ему новости. Она – в пожарном звене дома, тушит песком зажигательные бомбы. Катя и Люся – в медпункте. Все девочки работают на совесть. Они не попали в эвакуацию – болели. А после началась блокада Ленинграда, а с нею – голод. Есть и бомбежки, и обстрелы. Вокруг города «огненное кольцо». Наташа видит, как умирают люди… Нет, такое письмо нельзя отправлять отцу. «Мы все выдержим!»

Глава 11. Цена хлебного довеска. У проруби на Неве. Появление «жениха»

У Кати мальчик крадет довесок к 125-граммовой буханке хлеба – и кормит им младшую сестренку. Люся с Наташей опекают старушку. Потом ее сын-«жених», солдат, благодарит их за заботу. Все ослабели, но трудятся.

Глава 12. Возвращение из госпиталя. Погребенная под развалинами. Спасение

На минутку в дом заскочил Вася, теперь солдат-доброволец. Оставил сухарей: «Ничего немцам с нами не сделать!» Госпиталь, где работают мамы Наташи и Люси, переводят к месту боев. Сама Люся чудом остается жива после обстрела. В подвале она находит 6-летнюю Аленушку.

Глава 13. Наташа знакомится с комсомолкой Ниной Смолиной. Закон взаимовыручки

Нина Смолина – девушка, чьей помощи по хозяйству ждут люди. Она же приводит Люсю домой, обронив бумажник. Наташа узнает, что на работе от Нины нет вестей. Нина идет по пустынному морозному городу. У нее болит душа за родных – и всю страну. Люди помогают друг другу выжить, делятся хлебом. Жива и Нина Смолина, только ослабла очень.

Глава 14. Снова появляется «жених». Надо ехать

Читайте также:
Одним толчком согнать ладью живую - анализ, жанр, основная тема

Оказывается, ленинградцы сутками работают над дорогой, которая поможет по льду Ладожского озера вывезти людей, доставить продовольствие. Протягивается «ниточка» на «Большую землю», чтобы спасти город. Здесь – «тот же фронт». Сын старушки, «жених» вывозит мать, Софью Михайловну, Тотика и девочек из города.

Глава 15. На машине через Ладогу. Все тот же закон взаимовыручки

Все едут «Дорогой жизни». В деревне «жениха» дети первым делом пьют горячее молоко. Всем радостно.

Глава 16. Старики читают письмо. На двери висит замок

Старики Яков Иванович и доктор получают письмо от девочек – и еду. Они узнают, что Софья Михайловна открыла в деревне детский сад и ясли. Девочки ей во всем помогают. А летом собираются трудиться на огороде в колхозе. От пережитого волнения за друзей доктор умирает на следующий день. Старик Яков идет жить на завод.

Эпилог. Победа! Снова дома. Клятва

Осенью 1944 года в «квартиру хороших людей» вернулись слесарь Яков Иванович и Леонтий Федорович (с наградами и без руки). Девочки повзрослели. Теперь они разного роста. Люся – выше всех. Наташа схожа с юной Вихрашкой, ну а Катя стала смелее, активнее. Вырос и Тотик (теперь – Ваня). Девочки мечтают учиться, работать. Наташа – художницей, как Вася. Люся – воспитательницей. А Катя еще не решила, кем. Подруги дают клятву отдать все силы «нашему народу, Родине!»

Читательский дневник по повести «Три девочки» Верейской

Сюжет

В Ленинграде живут три подруги: 12-летняя Наташа с родителями и братиком, 11-летняя Люся с мамой-медсестрой и 11-летняя Катя с дедушкой-слесарем. В 1941 году начинается война, блокада города. Девочки помогают тушить бомбы, ухаживают за ранеными, дружат с одиноким доктором, голодают. «Дорогой жизни» по льду Ладожского озера их увозят из города. Они клянутся хорошо учиться и работать ради счастья народа, Родины.

Отзыв

Тема повести: героизм народа в годы войны на примере жизни трех девочек-подружек из Ленинграда. Вся страна, в тылу и на фронте, в бою и труде, воюет с фашистами. Все в городе – как одна семья. Защитницами города стали и девочки Наташа, Катя, Люся. Они взрослеют, учатся отвечать за свои поступки. Доброе дело – забота об одинокой старушке – оборачивается для них спасением. Девочек одних из первых увозят «Дорогой жизни».

После войны они дают клятву учиться и работать на благо Родины. Повесть учит любить жизнь, Родину, людей, семью, друзей, мечтать не только о своем счастье, но и всех людей. Учит взаимовыручке и мужеству, учиться, трудиться, бороться, верить в добро.

«Три девочки. История одной квартиры» — читательский дневник по повести Е. Верейской

Повесть «Три девочки. История одной квартиры» Елены Верейской впервые была опубликована в 1948 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Елена Николаевна Верейская
Название произведения: «Три девочки. История одной квартиры»
Жанр: повесть
Год написания: 1948
Издательство: Речь
Год издания: 2016

Главные герои и их краткая характеристика

Люся — легкомысленная хохотушка
Катя — робкая, серьезная девочка
Наташа —
недавно переехала с родителями в коммунальную квартиру и знакомится с соседками — Люсей и Катей
Леонтий Фёдорович, Софья Михайловна — родители Наташи, папа во время блокада ушел на фронт
Доктор — живет один в комнате, переживает потерю жену, ни с кем не общается, во время войны почти всю свою еду отдавал Тотику.
Дедушка Кати Яков Иванович –
трудился на заводе
Вася — брат Кати
Тотик (Ваня) —
маленький брат Наташи

Очень краткое содержание и сюжет для читательского дневника

В повести рассказывается история жильцов одной ленинградской коммунальной квартиры. Ученица средних классов Наташа, переехавшая вместе с родителями, завязывает дружбу с девочками: серьёзной Катей и хохотушкой Люсей.

У подружек разный характер, они иногда ссорятся, но тем не менее, со временем образуется крепкая дружная семья, к которой присоединяется и одинокий нелюдимый доктор.

Читайте также:
Загадки для детей 5 лет для развития логики и логопедические

Во время блокады, девочек с маленьким братом Наташи Тотиком, эвакуируют из города, старый доктор умирает от голода. Катин дедушка переживает трудное время на родном заводе.

После снятия блокады и освобождения Ленинграда, повзрослевшие и много пережившие девушки, возвращаются домой.

План пересказа

Довоенный Ленинград. Девочка Наташа со своей семьёй переезжает в коммунальную квартиру. В соседних комнатах она находит себе замечательных подруг Люсю и Катю. Вместе они радуются разным мелочам, переживают счастливые и грустные моменты в жизни. Все живут одной дружной коммунальной семьёй. Отмечают вместе праздники. Каждый день наполнен теплыми событиями.

Блокада. Девочки пережили совсем не детские испытания: голод, холод, страх, смерть… Но, несмотря на это, они помогали другим людям и не падали духом.

Дорога жизни. Но вскоре появилась ниточка надежды! На Ладоге под обстрелами фашистов появилась дорога. «Дорога жизни»! При первой же возможности девочек эвакуировали в деревню.

Тема повести

Героизм народа в годы войны на примере жизни трех девочек-подружек из Ленинграда. Вся страна, в тылу и на фронте, в бою и труде, воюет с фашистами. Все в городе – как одна семья.

Основная мысль

Главная тема о том, как круто война меняет жизнь, как легко потерять мирное небо. И как важно пронести через все испытания прекрасное чувство дружбы ведь оно помогает выживать.

Чему учит

Отзыв и что понравилось

Мне понравилась правдивость, изложенной в этой книге истории. Детство героинь выпало на тяжёлые времена. Им пришлось испытать на себе и все трудности, блокадного Ленинграда, и жизнь в эвакуации, и трудности послевоенного времени.

Повесть «Три девочки» стала для меня изумительным открытием. В этой книге нет идеальных героев, есть обыкновенные люди, которые стремятся жить правильно, помогать и поддерживать окружающих. Каждая из девочек имеет свои недостатки, но и у каждой свои сильные стороны. И самое главное, они достойные люди.

Вывод и мое мнение

Повесть Елены Верейской «Три девочки» показывает, в каком безвыходном положении оказываются люди во время войны. Война не щадит ни взрослых, ни детей. Человек, который провел детство в плену войны, знает, как ценна жизнь. Война закаляет характеры. Она толкает людей к поступкам, которое в мирное время они бы не совершили. Не думаю, что мальчишка стал бы воровать что-либо, если бы на кону не стояла жизнь другого человека.

«Три девочки» Е. Верейской – краткое содержание

Книга «Три девочки» вышла в свет в 1948 году, вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Советская писательница Елена Верейская не понаслышке знала о тяготах этого сложного для всей страны времени, так как работала в военном госпитале. Краткое содержание Три девочки познакомит читателей с сюжетом и героями произведения, описывающего жизнь блокадного Ленинграда.

Герои произведения

Наташа – главная героиня повести. Она хорошо воспитана, любознательна, отзывчива. Девочка ценит дружбу, чутко реагирует на беды окружающих.

Софья Михайловна – мама Наташи, добрая и мудрая женщина. Она внимательна к людям, умеет найти общий язык с любым человеком. В годы блокады Ленинграда работает в госпитале, не жалея себя.

Леонтий Федорович – юрист, отец Наташи. Мужчина воспитывался в детском доме, где и познакомился с будущей женой. Во время боевых действий потерял кисть руки.

Люся – непоседливая и избалованная девочка 11 лет. Ее мать, Анна Николаевна, работает медсестрой. Люся, в отличие от подруг, не занимается домашними делами. Блокада родного города заставляет ее повзрослеть, стать более ответственной.

Катя – сирота, живет с дедушкой. Яков Иванович работает на заводе, поэтому девочка в 11 лет сама готовит, держит комнату в образцовом порядке. Она застенчива и ранима.

Доктор – странный одинокий сосед девочек, угрюмый и необщительный. Новые жильцы постепенно становятся для него семьей. Он готов пожертвовать своей жизнью, чтобы помочь другим.

Читайте также:
Выскочка кратко - читать онлайн пересказ произведения Пришвина

Краткий пересказ «Трех девочек»

Повесть состоит из двух частей. Автор использует прием контраста: в первой части рассказывается о жизни обитателей ленинградской квартиры до войны, во второй – о тяготах блокадного времени. Если нет времени «Три девочки» читать, краткое содержание поможет узнать сюжет произведения.

Часть 1

В конце июля семья Наташи переезжает в просторное жилье. Девочка говорит с соседками Люсей и Катей. Подруги примерно одного возраста, поэтому легко находят общий язык.

Вечером происходит знакомство с остальными жильцами. Неразговорчивый старый доктор всем показался чудаковатым. Никто не знает его имени и фамилии. Анна Николаевна, мать Люси, тепло приветствует соседей. Яков Иванович, вернувшийся с работы, после знакомства сразу ушел к себе.

На другой день подружки решили сделать из коридора классную комнату для занятий и игр, а в темном закутке устроили место для разговоров.

Девочки осматривают комнаты. Дома у Люси беспорядок, так как уборкой занимается ее мама. У Кати все аккуратно разложено по местам, в том числе и изобретения ее дедушки.

Люся рассказывает, что у доктора когда-то была жена, занимавшаяся революционной деятельностью. Друг семьи донес на нее, женщину арестовали. Вскоре жена доктора умерла, а он остался одиноким.

Когда Наташе исполнилось 12 лет, родители в подарок обустроили классную комнату.

Однажды в выходной Леонтий Федорович решил сводить девочек в музей. Катя не смогла пойти, так как ей нужно было готовить обед. Девочка очень расстроилась. Наташа почувствовала себя виноватой. Несколько дней подруги избегали друг друга, но вскоре помирились.

У семьи Наташи была традиция «сумерничать». Выключив свет, все располагались на диване. Леонтий Федорович рассказал, как в детдоме с другом Гулькой своровал ящик с инструментами. Мальчишки прятали украденное в нору у реки, когда их увидела Вихрашка, дочь директора. Гулька нечаянно столкнул девочку в реку, она простудилась и едва не умерла. Директор раскрыл преступление и отправил Гульку в исправительное учреждение. А Леонтий спустя несколько лет женился на Вихрашке, которая оказалась Софьей Михайловной.

Доктор ушел, оставив комнату открытой. Девочки решили сделать ему сюрприз и навели там порядок. Однако доктор рассердился, за что Софья Михайловна его пристыдила. Подружки написали старику записку, чтобы помириться, а он подарил им эскимо. Сердце доктора оттаяло, когда приехал брат Наташи Тотик. Он стал все больше времени проводить с соседями.

Сначала Наташе не понравилось в новой школе, но вскоре она освоилась и завела друзей. Брат Кати Вася стал частым гостем в их доме.

Жильцы квартиры дружно встретили 1941 год. Благодаря задумке девочек вечер получился веселым.

Часть 2

Жизни блокадного Ленинграда посвящена вторая часть повести Верейской «Три девочки». Краткое содержание познакомит с судьбой героев в это нелегкое время.

Зимой 1942 года Наташа написала письмо отцу, который ушел на фронт. Она рассказала о том, что научилась тушить зажигательные бомбы. Ее подруги помогали в медпункте. Детей не эвакуировали из-за болезни. Наташа описала бомбежки и обстрелы, упомянула о голоде. Утром девочка сожгла письмо и написала другое, более оптимистичное.

Хлеб выдавали строго порционно. У Кати мальчишка украл кусок, оказалось, что им он накормил маленькую сестренку. Доктор отдавал Тотику большую часть своей еды, так как мальчик сильно ослабел.

Подруги взяли под опеку бабушку из соседнего дома. Ее сын, которого все прозвали Женихом, приехал с фронта и поблагодарил их.

Когда Люся возвращалась из больницы, где работала Анна Николаевна, начался обстрел. Девочка оказалась под завалами вместе с 6-летней Аленкой. Спасли их девушки, добровольно помогавшие другим.

Жители Ленинграда с помощью военных проложили дорогу через Ладожское озеро. Она была нужна, чтобы вывозить людей и доставлять продукты. Жених вывез свою мать, Софью Михайловну и подруг из Ленинграда. В деревне девочки, обогретые и накормленные, быстро заснули.

Читайте также:
Евгений Онегин - краткое содержание романа, история создания

Старики, оставшиеся в городе, получили долгожданное письмо. Из него они узнали, что мать Наташи организовала ясли, где работают Люся и Катя. Летом все хотят трудиться в колхозе.

От постоянного недоедания доктор ослабел. Получив радостную новость, он умер во сне с улыбкой на губах. Яков Иванович ушел жить на завод.

Когда наступила осень 1944 года, вернулся отец Наташи. На фронте он получил ранение и лишился кисти. Вскоре приехали повзрослевшие девочки. Мужчина поразился тому, насколько они изменились. Тотик сообщил, что его нужно называть Ваней.

Наташа хочет стать художником, Люся – воспитывать детей. Катя пока не определилась. Девочки поклялись посвятить свою жизнь служению на благо Родины.

Краткое содержание Три девочки и мораль – читать онлайн бесплатно

Когда Софья Михайловна пришла домой и сообщила, что нашла, наконец, комнату, на которую стоит обмениваться, Наташа первым делом спросила:

– А девочки в квартире есть?

Софья Михайловна ответила:

– Я там видела двух девочек, и как раз твоего возраста.

Наташа кивнула головой.

– Это хорошо. Потому что я люблю общество.

Отец и мать засмеялись.

– Ничего нет смешного! – возмутилась Наташа. – Что это за квартира, где одни взрослые, как у нас?

– Одни взрослые, – повторил отец, – да и те… – и он сделал такую гримасу, что Наташа громко расхохоталась. Никто не умел делать таких изумительных гримас, как Леонтий Федорович – Наташин отец. Это не были просто смешные или уродливые гримасы, – нет, они всегда выражали именно то, что он в данный момент хотел сказать словами. И сейчас Наташа поняла сразу папину гримасу.

Софья Михайловна также засмеялась и сказала:

– Леня, ну почему ты юрист? Тебе надо было на сцену

– Юрист тоже должен быть немножко актером, – ответил Леонтий Федорович, потом притянул к себе Наташу, посадил ее на колени и сказал жене: – Ну, рассказывай, какую нашла комнату.

Через несколько дней они переехали. Новая комната была очень большая, светлая, с широкой стеклянной дверью на балкон. Когда расставляли мебель, было очень много споров, куда что поставить. Наташе непременно хотелось иметь свой собственный, совсем отдельный уголок, и она доказывала, что лучше всего отделить его огромным папиным книжным шкафом и буфетом. А папа уверял, что тогда ему невозможно будет подойти к своему письменному столу, и в лицах изображал, как он с трудом лезет в узкую щель между буфетом и столом. Мама с Наташей смеялись; смеялись и возчики, вносившие вещи В конце концов все были довольны: и Наташа, получившая отдельный уголок, и папа, установивший свой большой стол и шкаф так, как ему хотелось, и возчики, с которыми он все время шутил, и мама – потому что вокруг нее все были веселы.

Когда все было внесено и расставлено и возчики ушли, Наташа выбежала из комнаты и громко крикнула в пространство:

– Девочки! Выходите сюда!

Дверь прямо против Наташиной комнаты открылась, и на пороге появилась девочка с двумя светлыми косичками. Она остановилась, держась за ручку двери, и глядела на Наташу исподлобья большими глазами. И в тот же миг где-то хлопнула еще дверь, раздались быстрые шаги по коридору, и в прихожую выскочила еще девочка – круглолицая, темноглазая, с широким вздернутым носиком и большим веселым ртом.

– Это вы к нам въехали? Ты здесь жить будешь? А как тебя зовут? – спросила она, с любопытством разглядывая Наташу.

– Да, мы будем здесь жить. Я – Наташа. А ты?

– А я – Люся. Мы тоже недавно сюда переехали. А тебе сколько лет?

Читайте также:
Мечта и реальность в романе Мастер и Маргарита, примеры и аргументы

– Ровно через неделю будет двенадцать. А тебе?

– А мне двенадцать будет через одиннадцать месяцев. Я перехожу в четвертый класс. А ты?

– А смотри-ка! Я ростом выше тебя. Давай померяемся! Перед зеркалом!

Девочки встали рядом и посмотрелись в зеркало.

– Точка в точку! – удивилась Наташа.

– Совсем одинаковые! – закричала Люся. – Катя! Иди сюда, стань рядом. Ты выше или ниже нас?

Девочка с косичками, смущенно улыбаясь, подошла и стала около Люси.

– И я такая же, – сказала она.

– Чудно-чудно-чудно! – Люся захлопала в ладоши. – Все три – как одна!

– Тебя зовут Катя? – спросила Наташа девочку с косичками.

Та молча кивнула головой.

– А тебе сколько лет?

– Ей только на днях исполнилось одиннадцать, и она в одном классе со мной, только я с ней не дружу, потому что она кислятина, – выпалила Люся одним духом. – А смотри-ка, – показала она пальцем в зеркало, – какие у тебя брови забавные, – точно птица крыльями размахнула. А у меня – смотри – бровей вовсе нет. А у Кати тоненькие-тоненькие. А ты отличница или нет?

– Я отличница, – сказала Наташа. – А ты?

– А я нет. А Катя тоже отличница. Она уроки долбит-долбит, а я так не могу. А ты знаешь, что у вас в комнате – балкон? Я на нем ни разу не была, а мне так хочется!

Наташа схватила девочек за руки.

– Пойдемте сейчас на балкон!

– Чудно-чудно-чудно! – И Люся запрыгала.

– А разве можно? – робко спросила Катя.

– Раз я зову, – значит, можно, – живо ответила Наташа. – Я же теперь хозяйка. Идемте!

И, держась за руки, они втроем вбежали в комнату. Дверь на балкон была раскрыта настежь, и там, облокотившись на перила, стояли Наташины родители.

– Мама! Папа! Вот мои девочки! – закричала Наташа, выталкивая Люсю и Катю перед собой в балконную дверь. Отец и мать оглянулись.

– Твои? – улыбнулась Софья Михайловна. А Леонтий Федорович протянул руку и, взяв в свою широкую ладонь руки обеих девочек, потряс их.

– Как здесь красиво! – воскликнула Наташа, оглядываясь во все стороны.

– Да! – откликнулась мать. – Хорошо!

– Ой! Как здесь чудно! – захлопала в ладоши Люся.

– А ты что же молчишь? Или не нравится? – обратился Леонтий Федорович к Кате и поднял за подбородок ее опущенную голову.

– Нравится, – прошептала Катя.

– И мне нравится, – сказал серьезно Леонтий Федорович. – Ширина-то улицы какая! И сплошной бульвар!

– А теперь пойдем, мы тебе всю квартиру покажем! – И Люся схватила Наташу за руку.

– Подожди, мне жалко уходить отсюда, – ответила Наташа.

Под вечер познакомились с остальными жильцами квартиры.

Первым вернулся домой старый доктор. Он был высокого роста и держался очень прямо, несмотря на свои семьдесят лет. У него была привычка быстрым движением головы откидывать назад свои густые и слегка вьющиеся длинные седые волосы. Во всей его фигуре и в лице с крупными и выразительными чертами было что-то благородное и гордое, но одет он был неряшливо.

Он вошел в прихожую в тот самый момент, когда вновь въехавшая семья разбирала поставленный в угол сундук. Люся и Катя стояли тут же.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: