Сарказм ℹ определение, значение слова и основные признаки, отличие от иронии, примеры из художественной литературы

125 примеров иронии и сарказма. Как научиться сарказму и иронии, отличие сарказма от иронии

Некоторые люди способны лишь парой фраз нанести другому человеку сильнейший эмоциональный удар. Пристыдить его, заставить других смеяться над ним.

И при этом речь не о банальном хамстве или ругательствах. В данном случае используется более «тонкое оружие» — сарказм.

Разница между сарказмом и иронией

  • Итак, в чем же разница между сарказмом и иронией? Наиболее «доброжелательной» формой критики является юмор, за ним следует ирония, скрывающая насмешку за видимой серьезностью сказанного, похожая на намек, а не на открытое обличение. И уж затем на сцену выходит сарказм, который высмеивает достаточно жестко, бескомпромиссно и язвительно.

Таким образом, в ироническом высказывании больше доброжелательности, дружеского подтрунивания. Сарказм же является достаточно злым и беспощадным средством выражения своих эмоций.

Примеры сарказма в жизни

Если задаться вопросом и ввести в поисковик что-то вроде: «сарказм примеры», то на выходе получите что-то вроде: «111 примеров сарказма». Главное понимать, что сарказм – это не заготовка, которую можно припасти на всякий случай. Он должен быть неожиданный, спонтанный. Чтобы лучше в этом разобраться, рассмотрим небольшие примеры из жизни.

Например, если речь зашла о событии, которое вам явно не нравится, скажем нежелательная поездка на пикник в лес, вы можете ответить: «Ну да! Нет же ничего лучше на свете, чем ездить комаров кормить! Прям обожаю!». Здесь «прям обожаю» — это был сарказм.

Либо вы можете использовать саркастический вопрос: «ты действительно считаешь, что я без ума от этого?» Или что-то в этом духе.

Такой приём даёт вам несколько преимуществ в разговоре:

1. Вы можете незаметно перевести тему.

2. Вынуждаете человека чувствовать себя неловко.

3. Окрашиваете вопрос в возмутительный или высмеивающий вид.

Таким образом, правильно используя сарказм, в частности, вопросы на его основе, вы можете задавать тон всего диалога. К тому же такие вопросы обычно воспринимаются более мягко.

Например, вам пытаются дать некое поручение, скажем сходить в магазин. А вы очень не хотите идти в магазин. Что делать? Всё просто скажите что-то вроде: «ты действительно считаешь, что я смогу перестроить свой навигатор с удобного дивана на магазин?».

Главное в саркастических вопросах дать намёк на ваше намерение или желание, либо их отсутствие. Намёк можно выделить интонационно.

К сожалению, многие люди словесно издеваются над людьми, просто прикрываясь сарказмом. Важно понимать, что явная издёвка – это не сарказм. Это ближе к оскорблению или что-то вроде того. Поэтому важно понимать, что такое сарказм.

Язвительная шутка, скрытая за гиперболизированной подменой понятия – это сарказм. Прямое оскорбление – это не сарказм.

Поэтому если вы любите подшутить над недостатками своих друзей или близких, делайте это тоньше. Ранить человека очень легко, а извиняться будете вы.

Например, ваш друг решил сменить причёску. Вы считаете, что она ему совершенно не идёт и хотите его подколоть. Отличным вариантом станет фраза: «Крутая причёска! Ты похож на Киану Ривза в худшие годы».

Ваша фраза может быть похожей по содержанию или идентичной. Важно якобы похвалить человека, но в это же время дать понять, что это не так. Выделите вашу шутку интонационно, чтобы намёк на неё стал более понятен.

Сарказничать можно практически в любой ситуации, за исключением диалога в официальном стиле. Считаете, что уместен сарказм – отлично, действуйте! Главное — не переборщить в язвительности. Иначе вас ждут не очень весёлые последствия.

Как упоминалось, сарказм должен быть спонтанным, неожиданным. Это признак хорошего чувства юмора. Конечно, никто не запрещает заготовить несколько фраз и использовать их в уместный момент. Но такой момент может и не настать. Да и дать гарантию, что заготовленная шутка будет хорошей нельзя. С сарказмом лучше не шутить. Предлагаю разобрать: хорошо ли использовать сарказм в повседневной жизни или нет.

Психология сарказма и иронии

  • Психологи утверждают, что иронию чаще всего используют в общении люди, которые уверены в себе, наделены достаточно высоким интеллектом и добры по своей природе. Возможно, они испытывают незначительные комплексы, и ирония в таком случае – средство самозащиты.
  • К сарказму склонны прибегать, напротив, люди, испытывающие неуверенность в себе. И в этом случае также включается механизм самозащиты – сыграть на упреждение и вывести из строя потенциального неприятеля, обрушив на него шквал злой насмешки.


Иронические и саркастические высказывания

Что такое сарказм простыми словами?

Сарказм – это простыми словами замещение вещей, понятий и однозначный на это замещение намёк. В комплексе такой приём и носит название сарказм. Сарказм – это высшая степень иронии.

В повседневной жизни саркастические выражения носят скорее более грубый и явно насмешливый оттенок. Он выражается более глубоким интонационным подчёркиванием и часто сопровождается гиперболой. То есть это некое преувеличенное замещение истинного смысла, сказанного с явным намёком на само замещение.

Например, если вы увидели в жаркую погоду тепло одетого человека, то можно сказать: «а почему без шубы летом ходим?». В этой фразе задействовано преувеличение, ведь шуба – это довольно тёплый предмет одежды. Задействована подмена понятия: вместо вопроса: «почему так тепло одет?» задаётся обратный по смыслу, но с явным намёком на суть.

Сарказм, с точки зрения психологии, является инструментом деконфронтации. То есть, когда выразить эмоции напрямую сложно, можно использовать явный сарказм и, таким образом, выразить свои мысли более мягко. Хотя сарказм и используется как насмешка над человеком или ситуацией, он воспринимается более мягко и доходчиво.

Важно понимать, что отличительной чертой сарказма является односмысленность. Это значит, что после использования этого приёма у человека должно сложиться правильное понимание сказанного. Добиться этого можно прямыми намёками. И теперь возвращаясь к вопросу, что означает слово сарказм, мы можем ответить, что сарказм означает шутливую фразу с обратным значением. Из этого становится понятно, что смысл слова сарказм заключён не в разрыве плоти, а разрыве шаблона.

Важным аспектом для применения сарказма является восприятие человека, которому адресовано саркастическое послание.

► Разберём этот момент на примере известного телесериала «Теория большого взрыва». Сам сериал в своей комедийной составляющей во многом опирается на иронию и сарказм.

► Так, главный герой – Шелдон, гениальный, но абсолютно несоциализированный человек. Он не понимает намёков и всё воспринимает напрямую. Это было продемонстрировано зрителям во время легендарной сцены с табличкой «сарказм».

► Но иногда он выдаёт шикарные перлы наподобие: «Недопонимание? Это у Галилео и папы римского было недопонимание». Кстати, берите себе на вооружение. Шелдон не понимает сарказма, поэтому его другу Лео постоянно приходится ему подсказывать, что фраза была саркастической. Поэтому если вы используете в своей речи иронию и сарказм, вы должны быть уверены, что собеседник поймёт вас. В ином случае дело может принять совсем другой оборот.

Читайте также:
Мифология Древнего Рима - о возникновении, основные боги и существа

Как ирония и сарказм влияют на человека?

  • Согласно недавним исследованиям, использование в общении средств сарказма положительно влияет на развитие творческих способностей человека. Как считают исследователи, представляющие Гарвардский университет, для продуцирования саркастического выражения мысли мозг человека «включает» оба полушария вместе с лобными долями и корой, при этом активизируется и абстрактное мышление, которое воздействует на работу творческого.
  • Кроме того, для формулирования саркастической мысли, как и для понимания ее собеседником, от обоих участников диалога требуется наличие достаточно высокого интеллектуального уровня, что также немаловажно для творчества.

Признаки

Иногда бывает сложно отличить сарказм от шутки, легкой иронии и даже серьезного высказывания. Вот основные признаки, которые помогут это сделать:

  • резкость, острота;
  • жесткое изобличение;
  • безжалостность и беспощадность – тот, кто высказывается саркастически в адрес другого человека, никогда не задумывается над тем, что это может обидеть, вызвать негативные эмоции, задеть человека, принизить его честь и достоинство;
  • завуалированность, скрытый характер;
  • произносится с серьезной интонацией, без намека на смех, но направлен на высмеивание человека, иногда даже публичное;
  • язвительность (цель высказывания – не заставить смеяться, а принижение окружающих, благодаря надменности и возвышения своей личности, демонстрации своего превосходства);
  • злорадство – это всегда злая шутка.

Как научиться сарказму и иронии?

  • В первую очередь необходимо сформулировать для себя понятное определение обоих понятий и различия между ними. Желательно поискать примеры сарказмов и иронии в литературных произведениях, поинтересоваться фразами, которые в качестве примеров приводятся в интернете (ниже вы сможете прочесть список подобных высказываний).
  • Когда вы четко поймете, в каких случаях необходим тот или иной вид сатиры, попробуйте применить свои познания на тех собеседниках, которые в случае неудачи не обидятся и не будут смеяться – родственники или приятели. Главное – не обижайте их всерьез. Если процесс обучения успешен – можно переходить на применение саркастических высказываний в отношении тех людей, которые вам неприятны.

Интересные статьи на сайте:

  • Методы борьбы со стрессом и депрессией у женщин и мужчин
  • Как располагать к себе людей
  • 5 тибетских упражнений из серии Око Возрождения
  • 17 способов снять стресс
  • Как определить, что человек — энергетический вампир
  • Психология любимых цветов в одежде, интерьере

Какой бывает сарказм?

Как упоминалось выше сарказм – это шутливая форма противопоставления или замещения понятий с явным намёком. Явление это очень популярное в повседневных разговорах и уже давно обрело несколько видов. По факту, сарказм сам по себе является высшей формой иронии. Также есть:

  • Сатира;
  • Каламбур;
  • Шутливый афоризм.

Каждый вид является самостоятельной формой иронии и выражается по-своему. Например, сатира – прямое высмеивание ситуации или характера. В сатире используются открытые шутки с явным указанием на цель высмеивания. Однако сатира всегда сдержана и корректна. В то время как каламбур – это более издевательское высмеивание чего-либо. Это самый низкий уровень юмора. Даже дети часто прибегают к каламбуру. Но если всё-таки податься в сарказм, какой бывает из этого толк?

✔️ Первое, что говорит об умении человека не только понимать, но и грамотно использовать сарказм, – это остроумие. Быстро найти достойный ответ в любой ситуации – достойно уважения. И вот использование сарказма в своей речи может стать вашей визитной карточкой.

✔️ Второе, когда твой сарказм настолько тонок, что понять его сложно, но можно – говорит о высоком интеллекте. Найти сложные противопоставления или походящее замещение – это искусство. Многие известные комики годами оттачивали своё мастерство. То, что мы видим на экране, – уже готовый продукт. За экраном остались годы тренировок и усиленной работы в этом направлении.

✔️ И главное – когда ты постоянно используешь сарказм в своей речи, то приобретаешь саркастический характер. Любят весёлых людей. А если ты переполнен позитивом, и готов встретить любые невзгоды не только лицом, но и колкой шуткой – это вызывает восхищение.

Что такое сарказм?

Для усиления эмоционально-оценочного и расширения смыслового диапазона слова, а также увеличения опосредственного отражения действительности, образности и выразительности речи используются художественные тропы:

Что такое сарказм?

Сарказм является наивысшей степенью комического.

Комическое по степени возрастания критики объекта делится на:

  • юмор – беззлобное высмеивание объекта.
  • ирония – тонкая насмешка под серьезной маской.
  • сарказм – жесткая и бескомпромиссная критика.

Сарказм – это вид сатиры, высшая степень иронии, язвительная насмешка, которая заключается в усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, а также обнажении подразумеваемого.

В сарказме положительное значение высказывания не соответствует резко отрицательному подтексту.

Например, Н. В. Гоголь насмехается над внешним видом персонажа, но выражает это положительными словами:

“Славная бекеша у Ивана Ивановича! Описать нельзя: бархат! Серебро! Огонь! Господи боже мой! Чудотворец, угодник божий! Отчего же у меня нет такой бекеши!”

Как видно из примера, сарказм является завуалированной издевкой, насмешкой, с помощью которого лицо, предмет или явление получают уничижительную оценку.

Чем отличается сарказм от иронии?

Ирония – это тонкий намек на недостатки, пороки объекта высмеивания, в то время как сарказм – это злая, едкая насмешка.

Примеры сарказма

Примеры сарказма в литературе

Сарказм в своих произведениях используют многие классики русской литературы.

Одним из ярких примеров сарказма является известный монолог Чацкого “А судьи кто?” в произведении Грибоедова “Горе от ума”:

“Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны признать за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты…”

Высмеивание пороков одного из персонажей можно наблюдать в следующем отрывке:

“Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет,
В нем Загорецкий не умрет”.

Стихотворение Лермонтова “Дума” направлено на саркастическое высмеивание целого поколения:

“Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы…

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови…”

Сарказм проглядывается и в стихотворении Н.А.Некрасова “Калиcтрат”:

Читайте также:
Русские женщины кратко читать поэму и основную мысль произведения

“Надо мной певала матушка,
Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи! »

И сбылось, по воле Божией,
Предсказанье моей матушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет нарядней Калистратушки!

В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки!

А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается –
Носит лапти с подковыркою!. .”

Сарказмы в афоризмах

  • “Все мы сделаны из одного теста, причем довольно низкого качества” (Марк Твен).
  • “Все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар” (Вольтер).
  • “Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим” (Владимир Ленин).
  • “Есть люди, в которых живет Бог. Есть люди, в которых живет Дьявол. А есть люди, в которых живут только глисты” (Ф. Раневская).

Описание Дуба в романе Война и мир (Отрывок)

Отрывки

1 отрывок – 2 том. 3 часть. 1 глава

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам» .

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена! » Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

2 отрывок – 3 глава

«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб» , — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Сочинение Характеристика и описание Дуба

Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла. Дуб здесь почти герой, Андрей разговаривает с ним, как с человеком. Для него это дерево точно живое существо, сначала старое, но после переродившееся.

Дуб это стоит на краю дороги, так немного «в углу». Тут же он сравнивается с березами вокруг. И он в два раза выше средней березы там, в десять раз старше и шире. Был он просто огромным, покрытый старой корой. Он выглядел он таким потрепанным жизнью, то есть годами, ветрами… На нем было полно старых «болячек», из-за которых казался сердитым стариком, особенно по сравнению с березами, которые как будто все улыбались. Еще он весь такой корявый, несимметричный, уродливый даже, но упорный в своем пессимизме… И так он отличался от окружения, так ещё и весна будто не могла на него повлиять. Все уже вокруг зазеленели, а он все такой же «зимний», но только без снега.

Андрею (и автору, конечно) кажется, что дуб говорит. Весна ассоциируется с любовью и счастьем, а всё это вместе для него – обман. Дуб разочарован, ни в какое светлое чувство не верит. Может быть, ему уже всё надоело… Но в то же время нельзя сказать, что у него нет сил, он стар, но крепко стоит на земле, ствол у него в два обхвата. Древесины там точно очень много! Почему-то он не верит даже в солнце, хотя оно уж точно есть, даже если за облаками. Себе в товарищи по несчастью он выбрал ели – они тоже не весенние, а всегда одинаковые, как застывшие.

Читайте также:
Сочинение Война - 9 и 11 класс ЕГЭ, рассуждение на военную тему

И князь Андрей думает, что дуб в своей «позиции» прав. У героя тоже нет веры в любовь… Но мы все знаем, что всё-таки дуб этот «заразился» весной – зазеленел, проснулся к новой жизни, хотя и позже берез. И для героя это стало надеждой. Даже если этот старый дуб смог снова «полюбить» жизнь, пустить в себя энергию весны, то и человек может. И князь Андрей после всех разочарований сможет полюбить!

Теперь дуб млеет под лучами солнца, качает прекрасной кроной. Не видно старых болячек, все как будто затянулось. Его корявые ветки-пальцы тоже спрятались в сочную молодую листву. Новые веточки пробились сквозь старую кору. Он стал просто неузнаваем! Теперь он выглядел мощно и молодо, излучал радость. Всё равно он отличался от берез вокруг, но был вместе с ними в этой радостной весне.

Этот образ, его изменения стали очень важными для героя, в них он отразился сам – до и после.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание Дуба в романе Война и мир + Отрывок

Популярные сегодня темы

Произведение А. П. Чехова Вишнёвый сад было написано на рубеже эпох. В стране назревала революция. Люди начинали мечтать о новых горизонтах, а писатели старались найти выход из противоречий

В романе Достоевского «Преступление и наказание» очень ярко представлен образ Дуни, сестры Родиона Раскольникова, совершившего двойное убийство и попавшего на каторгу сроком на семь лет.

Фамусов и его общество это полное олицетворение взглядов прошлого века, но полной противоположностью таковых является Чацкий.

В поэме «Реквием» А. Ахматова определила для себя цель: сотворить памятник великой народной беде – и тем, кто выстаивал вместе с ней очередь в тюрьму, и всей России – осиротевшей и измученной репрессиями:

Каждый день приносит человеку немало радостных событий. Но порой в серых буднях мы пропускаем те вещи, которые могли бы сделать нас еще счастливее. Они могут касаться чего угодно.

Характеристика и описание Дуба в романе Война и мир + отрывок

Проблема одиночества и поиска смысла жизни волновала Льва Толстого всю жизнь, отразилась полной мерой в его творчестве.

Автор создал описание и образ дуба в романе «Война и мир» чтобы передать состояние Андрея Болконского в период переоценки жизненных ценностей. Обстоятельства меняют внутренний мир человека, иногда выворачивают душу наизнанку.

Отрывки

2 том. 3 часть. 1 глава (1 отрывок)

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам» .

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена! » Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

3 глава (2 отрывок)

«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб» , — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Образ и характеристика Дуба

Вдовец, отец, хозяин

Два года прошло после Аустерлицкого сражения, князь Андрей вдовствовал в Лысых Горах с маленьким сыном, отцом и сестрой. Иногда ему приходилось выезжать по делам в имения Коленьки, так как он был законным опекуном мальчика.

Болконский отошел от военных дел, сделался передовым хозяином. В некоторых деревнях князь перевел крестьян в статус вольных хлебопашцев. В других имениях заменил крепостную повинность барщины оброком. Новшества благоприятно влияли на доходы семьи.

Читайте также:
Эпические жанры литературы ℹ определение, виды, свойства и особенности, основные черты и признаки, повествовательные формы и примеры произведений

В свободное время Болконский много читал, вел записи о причинах поражения русских солдат в войне с Наполеоном. Ничто не тешило душу тридцатиоднолетнего мужчины. Эмоциональная сторона бытия не вписывалась в его распорядок дня.

Весенний лес

Дорога лежала в Рязанскую губернию, надо было проверить дела в деревнях сына. Весна 1809 года выдалась теплой, Андрей безразлично рассматривал зеленую траву, молодые почки на деревьях, которые выглядели особенно красиво на фоне яркого синего неба.

В березовой роще было особенно тепло, здесь отсутствовал ветер, становилось жарко, хотя раннее под мостом видно было остатки снега. Лиловые цветы, украшавшие поляны, вселяли веру в весеннюю пору. Лошади потели, а птицы и люди на козлах радовались смене поры года.

Князь не понимал причины человеческой радости. Он думал о дубе, который стоял у дороги.

Как выглядел дуб после зимы

Дерево по возрасту было намного старше тех берез, что его окружали, потому что ствол необъятный, и высота вдвое превышала высоту берез. Старые ветки оказались обломанными много лет назад, на их месте торчали уродливые искалеченные суки, как символ богатого душевного опыта.

Не раз дуб терял местами свою кору, которая зарастала мхом, как древние раны, свидетельствующие о том, что дереву пришлось многое пережить. С возрастом симметрия утратила свои линии, дерево выглядело неуклюжим, старческим уродом на фоне молодых берез, радовавшихся приходу весны:

Что общее было между дубом и князем Болконским

Андрей представлял, как возмущается дерево по поводу всеобщего веселья.

Герой, как встретившийся ему дуб, чувствует себя чужим среди радостных лиц окружающих. Он потерял жену два года назад, боль утраты оставила след в его душе, напоминающий ободранную кору на стволе дерева. Офицер пережил поражения русской армии в сражениях под Шангребеном и Аустерлицем, пропустил через себя унижение в плену, разочарование в авторитете Наполеона.

Душа Болконского, как этот дуб, была изуродована испытаниями судьбы, радость окружающих он воспринимал, как лицемерие, а счастье, как несуществующую категорию мировосприятия. Эмоционально мужчина чувствовал опустошение. Жизнь, любовь и радость казались недоступными в силу возраста и горького жизненного опыта.

Герой решил, что его удел – дожить года, предопределенные господом, избегая искушений, спокойно, не злясь, не тревожась, в отличие от всего мира. Как дуб, который не принимает весенние правила, стоит, не покрываясь яркой листвой.

Образ дуба летом

Рязанские дела требовали встречи с Ильей Николаевичем Ростовым. Князь нашел графа в Отрадном. Пришлось провести в имении одну июньскую ночь. Наташа Ростова взбудоражила воображение Болконского, пребывающего в унынии. Девушка так естественно, так восторженно любовалась началом лета, что в душе героя задребезжала неосознанная им надежда.

Дорога домой снова лежала мимо протестующего дуба, который весной оставался невозмутимым и равнодушным к всеобщему пробуждению. Лес смыкался над головой густой кромкой. Андрею хотелось увидеть своего немого единомышленника, он пристально вглядывался в левую сторону рощи.

Вдруг поймал себя на том, что невольно любуется тем дубом, мрачный образ которого хочет найти. Удивительно, как преобразилось древнее дерево. Вечернее солнышко согревало налитую сочно зеленью крону, которая мило шумела, колыхаемая легким ветерком.

Молодая листва успешно покрыла собой все изъяны старого ствола, омолодив его собой. Жизнеутверждающее состояние дуба передалось Болконскому. В памяти мелькали победоносные моменты, небо под Аустерлицем в момент ранения, лицо ушедшей Лизы и счастливая девочка Наташа Ростова, чей образ вызывал желание радоваться всему, что есть прекрасного вокруг.

Дуб, как символ возрождения

Лев Толстой, писатель и гуманист, ценил жизнь во всех ее проявлениях. Природные пейзажи в его произведениях всегда побуждают желание жить и само утверждаться. Болконский понял, как много может он дать обществу, поделиться опытом и знаниями, полученными в боях, которые нельзя предать забвению.

Князь кардинально меняет жизнь, пытается создать новый военный устав, учесть ошибки минувших сражений, повысить боеготовность государства. Вместе с министром Сперанским они ведут работу по армейскими реформами. Начинается новый этап жизни князя Болконского. Росток романтического влечения к юной Наташе пустил свои корни в душе молодого мужчины, чтобы заполнить образовавшуюся там пустоту.

Характеристика и описание Дуба в романе Война и мир + отрывок

Вдовец, отец, хозяин

Два года прошло после Аустерлицкого сражения, князь Андрей вдовствовал в Лысых Горах с маленьким сыном, отцом и сестрой. Иногда ему приходилось выезжать по делам в имения Коленьки, так как он был законным опекуном мальчика.

Болконский отошел от военных дел, сделался передовым хозяином. В некоторых деревнях князь перевел крестьян в статус вольных хлебопашцев. В других имениях заменил крепостную повинность барщины оброком. Новшества благоприятно влияли на доходы семьи.

В свободное время Болконский много читал, вел записи о причинах поражения русских солдат в войне с Наполеоном. Ничто не тешило душу тридцатиоднолетнего мужчины. Эмоциональная сторона бытия не вписывалась в его распорядок дня.

Работа на уроке

В рамках школьной программы к образу дуба ученики обращаются в 10 классе. На уроке литературы дети пишут сочинение на одну из тем, предложенных учителем. Пример: «Анализ эпизода встречи князя Андрея Болконского и дуба». В этой работе нужно обратить внимание на символику, сравнение человека и дерева, олицетворение. Содержание эпизодов в сочинении не пересказывается, зато нужно разбирать самые значимые моменты, например, разговор Андрея с дубом.

На уроке педагог рассказывает, что Толстой не единственный, кто обращался к образу дерева и сравнивал его с другими живыми существами. Этот приём использовали муса Джалиль, Максим Горький и другие, а Александр Солженицын написал автобиографическое произведение «Бодался телёнок с дубом». Ученикам может быть дано задание найти интересные факты о дереве. Например, в территориальной и родовой геральдике дуб выступает как естественная негеральдическая фигура. В генеалогии он символизирует родословное древо.

Если учитель проводит открытый урок по произведению, учащиеся должны продемонстрировать навык выразительного чтения и пересказа. На основе описаний дуба у Толстого им следует проанализировать, с помощью каких приёмов писатель выражает любовь к природе.

Начало урока — вступительное слово преподавателя, далее — демонстрация репродукций, которые учащиеся подготовили к занятию. Затем школьники зачитывают доклады по вопросам, которые учитель дал заблаговременно.

Весенний лес

Дорога лежала в Рязанскую губернию, надо было проверить дела в деревнях сына. Весна 1809 года выдалась теплой, Андрей безразлично рассматривал зеленую траву, молодые почки на деревьях, которые выглядели особенно красиво на фоне яркого синего неба.

Читайте также:
Футуризм в творчестве Маяковского - особенности и основные черты

В березовой роще было особенно тепло, здесь отсутствовал ветер, становилось жарко, хотя раннее под мостом видно было остатки снега. Лиловые цветы, украшавшие поляны, вселяли веру в весеннюю пору. Лошади потели, а птицы и люди на козлах радовались смене поры года.

Князь не понимал причины человеческой радости. Он думал о дубе, который стоял у дороги.

Как выглядел дуб после зимы

Дерево по возрасту было намного старше тех берез, что его окружали, потому что ствол необъятный, и высота вдвое превышала высоту берез. Старые ветки оказались обломанными много лет назад, на их месте торчали уродливые искалеченные суки, как символ богатого душевного опыта.

Не раз дуб терял местами свою кору, которая зарастала мхом, как древние раны, свидетельствующие о том, что дереву пришлось многое пережить. С возрастом симметрия утратила свои линии, дерево выглядело неуклюжим, старческим уродом на фоне молодых берез, радовавшихся приходу весны:

«Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

    Вопрос 1 из 31
    Каким годом и месяцем датируется начало событий романа «Война и мир»?

      июнь 1803 года
  • август 1806 года
  • сентябрь 1806 года
  • Описание дуба занимает важное место в произведении и помогает понять, какие мысли и чувства посещали Андрея Болконского в моменты переоценки ценностей.

    Огромное дерево с «болячками» в романе-эпопее олицетворяет человека.

    Что общее было между дубом и князем Болконским

    Андрей представлял, как возмущается дерево по поводу всеобщего веселья.

    «Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья».

    Герой, как встретившийся ему дуб, чувствует себя чужим среди радостных лиц окружающих. Он потерял жену два года назад, боль утраты оставила след в его душе, напоминающий ободранную кору на стволе дерева. Офицер пережил поражения русской армии в сражениях под Шангребеном и Аустерлицем, пропустил через себя унижение в плену, разочарование в авторитете Наполеона.

    Душа Болконского, как этот дуб, была изуродована испытаниями судьбы, радость окружающих он воспринимал, как лицемерие, а счастье, как несуществующую категорию мировосприятия. Эмоционально мужчина чувствовал опустошение. Жизнь, любовь и радость казались недоступными в силу возраста и горького жизненного опыта.

    «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»

    Герой решил, что его удел – дожить года, предопределенные господом, избегая искушений, спокойно, не злясь, не тревожась, в отличие от всего мира. Как дуб, который не принимает весенние правила, стоит, не покрываясь яркой листвой.

    Л.Н. Толстой Война и мир

    Л.Н.Толстой «Война и мир» Встреча князя Андрея Болконского с дубом
    «…На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков — где попало. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей. — Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая… Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» — подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе»

    Образ дуба летом

    Рязанские дела требовали встречи с Ильей Николаевичем Ростовым. Князь нашел графа в Отрадном. Пришлось провести в имении одну июньскую ночь. Наташа Ростова взбудоражила воображение Болконского, пребывающего в унынии. Девушка так естественно, так восторженно любовалась началом лета, что в душе героя задребезжала неосознанная им надежда.

    Дорога домой снова лежала мимо протестующего дуба, который весной оставался невозмутимым и равнодушным к всеобщему пробуждению. Лес смыкался над головой густой кромкой. Андрею хотелось увидеть своего немого единомышленника, он пристально вглядывался в левую сторону рощи.

    Вдруг поймал себя на том, что невольно любуется тем дубом, мрачный образ которого хочет найти. Удивительно, как преобразилось древнее дерево. Вечернее солнышко согревало налитую сочно зеленью крону, которая мило шумела, колыхаемая легким ветерком.

    Молодая листва успешно покрыла собой все изъяны старого ствола, омолодив его собой. Жизнеутверждающее состояние дуба передалось Болконскому. В памяти мелькали победоносные моменты, небо под Аустерлицем в момент ранения, лицо ушедшей Лизы и счастливая девочка Наташа Ростова, чей образ вызывал желание радоваться всему, что есть прекрасного вокруг.

    «Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей».

    Влияние природы на Андрея

    Летом князь Болконский увидел совсем другой дуб, не такой, каким он предстал весной. Дерево радостно зеленело, колыхало листвой, освещаемое ласковым весенним солнцем. Дуб не захотел мириться с надвигающейся старостью и вырастил много новых сучьев. Листва закрыла всего его изъяны и болячки.

    Этот отрывок про дуб в «Войне и мире» показывает, как образ обновлённого дерева всколыхнул в душе Андрея жизнеутверждающие эмоции и изменил его отношение к жизни. Вместо горьких воспоминаний, появились приятные. Князь стал думать о Наташе Ростовой, о небе под Аустерлицем и победоносных моментах.

    После второй встречи с деревом, которая стала судьбоносной, Болконский кардинально переменил жизнь. Он начал разрабатывать воинский устав, который не должен был содержать ошибок предыдущего документа. Главной задачей стало сделать так, чтобы боеготовность страны оказалась на высоком уровне.

    Проводить работу над реформами в армии князю помогал министр Сперанский. Жизнь Андрея вступила в новый этап, стала яркой и насыщенной, а пустоту, образовавшуюся в душе после утраты жены, заполнили ростки нежного чувства к девочке Наташе Ростовой.

    Дуб, как символ возрождения

    Лев Толстой, писатель и гуманист, ценил жизнь во всех ее проявлениях. Природные пейзажи в его произведениях всегда побуждают желание жить и само утверждаться. Болконский понял, как много может он дать обществу, поделиться опытом и знаниями, полученными в боях, которые нельзя предать забвению.

    Князь кардинально меняет жизнь, пытается создать новый военный устав, учесть ошибки минувших сражений, повысить боеготовность государства. Вместе с министром Сперанским они ведут работу по армейскими реформами. Начинается новый этап жизни князя Болконского. Росток романтического влечения к юной Наташе пустил свои корни в душе молодого мужчины, чтобы заполнить образовавшуюся там пустоту.

    Образ и описание дуба в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого

    С целью составить наиболее полный портрет героя, Лев Толстой в своем творчестве обращается к разным граням личности. Это могут быть едва заметные движения лица, блеск глаз, или улыбка… Однако при описании внутреннего состояния важную роль играют не только эмоции, но и их внешние проявления. Писатель находит иные черты, которые способны показать читателям его «диалектику души». В статье остановимся на образе дуба из романа «Война и мир», помогающем приоткрыть душевное состояние Андрея Болконского.

    Первая встреча с деревом

    Дуб, о котором идёт речь, рос на краю дороги, ведущей в усадьбу. Кроме него, в лесу было много берёз, каждая из них — в несколько раз тоньше и ниже дерева-исполина. Выступая, как талантливый художник, о размере ствола Толстой пишет, что он был «в два обхвата». Об особом отношении Льва Николаевича к этому дереву говорит описание: Толстой указывает, что кора заросла «старыми болячками». Эпитеты, которыми автор награждает «руки и пальцы дерева»:

    • «корявые»;
    • «несимметрично-растопыренные»;
    • «неуклюжие».

    О самом дубе автор пишет, что он стоял между «улыбающимися берёзами», как «старый, сердитый и презрительный урод». Все деревья радуются приходу весны, и только старик-дуб не хочет слушать пение птиц и поддаваться всеобщему ликованию. Он как будто осуждает всё живое на земле, которое смеет наслаждаться солнцем и весенним обаянием. Такова неприглядная характеристика дуба.

    Автор вкладывает в слова старого раскидистого дерева монолог, из которого следует, что всё хорошее, приходящее с весной, — всего лишь обман.

    Глупо желать счастья, любви, и все, кто надеется на лучшее, — беспросветные глупцы. Кажется, что дерево сетует на свою непривлекательность.

    Ободранные и обломанные «пальцы», выросшие отовсюду, не могут способствовать радостному настрою. Дубу ничего не остаётся, как безмолвно сетовать на свою участь. Но он не одинок — поодаль растут почерневшие ели, которые писатель характеризует такими эпитетами:

    • «мёртвые»;
    • «задавленные»;
    • «одинокие».

    Когда Андрей увидел старое раскидистое дерево, он почувствовал, что ему нужно постоять рядом, побыть наедине с дубом. Князь распорядился, чтобы карету остановили. Выйдя из неё, он попросил кучера распрячь лошадь, чтобы она могла набраться сил для дальнейшей дороги. Необходимость в уединении нужна была не для того, чтобы полюбоваться на дерево: Андрей хотел разобраться в себе и своих мыслях, понять, чего ему хочется и как жить дальше.

    Лакей с кучером повиновались и нашли неподалёку место, где лошадь могла пастись. Болконский не спеша подошёл к дубу, осторожно дотронулся до его тёплой, морщинистой коры. Проведя по стволу рукой, он почувствовал, насколько право безмолвное дерево, выражающее всем своим видом укор весеннему ликованию.

    Весна, женщины, любовное опьянение, радость бытия — всего этого нет, люди придумали себе иллюзию и упиваются ею.

    Сомнения и эксперимент князя

    Целый рой мыслей возник в голове Болконского. Он вспомнил слова Пьера и с досадой оперся на дуб. Думая о том, как нелепы наивные рассуждения Безухова, князь в какой-то момент засомневался. Пьер говорил с такой уверенностью, и не может ли быть так, что его слова — правда? Князь так смотрел на дерево, как будто хотел его обнять. Он понял, что Бог не просто так создал каждое творение. Умысел был в том, чтобы всё живое могло стать счастливым.

    Но разве может радоваться и наслаждаться дерево, которое выглядит так уродливо? Когда-то оно было молодым, и окружающие берёзки завистью наблюдали за тем, как бушуют мощные ветви. Но это время прошло, и сейчас у дороги растёт не стройный исполин, а кряжистый старик.

    В итоге Болконскому захотелось доказать и дереву, и себе, что Пьер был прав. Он начал осматривать все сучья, и наконец взгляд наткнулся на дупло.

    Князю стало стыдно за мысли, а ещё он испугался, что кучер и лакей могут застать его за богопротивным делом. Оглянувшись, он понял, что слуги не вернулись, и наклонился к найденному дуплу. Убедившись, что его не облюбовали грызуны и прочая живность, Андрей принялся за дело. Он снял панталоны и начал совершать характерные движения. В этот момент ему показалось, что рядом не дерево, а молодая жена. Стыд жёг сердце, но останавливаться было поздно.

    Завершив своё занятие, князь прислонился к дереву и попросил у него прощения. Потом он позвал кучера, и карета отправилась дальше. Отъезжая, он глядел на дуб, цветы и траву, над которыми старик возвышался всё так же мрачно и безмолвно. Андрей думал, что всё же корявый исполин прав: поддаваться соблазнам — удел молодых, а жизнь стариков кончена. В душе возникли грустные мысли по поводу прожитых лет. Князь решил, что поздно что-то начинать, главное — дожить остаток дней. Не стоит тревожиться, строить планы и чего-то желать.

    В тексте художественного произведения Толстой выражает то, что тревожило его всю жизнь: проблемы переоценки ценностей, смысла жизни и человеческого одиночества.

    В сложные периоды, когда меняется мировоззрение, душа оказывается буквально вывернутой наизнанку, и это отлично показывает первая встреча князя со старым деревом.

    Дуб, как символ возрождения

    Лев Толстой, писатель и гуманист, ценил жизнь во всех ее проявлениях. Природные пейзажи в его произведениях всегда побуждают желание жить и само утверждаться. Болконский понял, как много может он дать обществу, поделиться опытом и знаниями, полученными в боях, которые нельзя предать забвению.

    Князь кардинально меняет жизнь, пытается создать новый военный устав, учесть ошибки минувших сражений, повысить боеготовность государства. Вместе с министром Сперанским они ведут работу по армейскими реформами. Начинается новый этап жизни князя Болконского. Росток романтического влечения к юной Наташе пустил свои корни в душе молодого мужчины, чтобы заполнить образовавшуюся там пустоту.

    Помолодевший дуб летом

    Стояло жаркое лето, когда Андрей, возвращаясь домой от графа Ильи Андреевича Ростова, вновь проезжал мимо места, где произошла его памятная встреча с дубом. Он вспомнил о дереве, которое вызвало так много переживаний, стал искать его взглядом, но не нашёл.

    Сам того не понимая, князь любовался зелёным шатром, а через некоторое время понял, что это и есть дуб-исполин. Но как он преобразился! На дереве не было и следа старых ран, корявые пальцы скрылись за молодой порослью, а прямо из коры росли сочные листья.

    Болконский понял, что это и есть тот самый раскидистый дуб. Сейчас он млел в лучах заходящего солнца, но не бушевал, а следка колыхался.

    Андрей порадовался и окончательно решил, что в 31 год жизнь не заканчивается. Нужно, чтобы жили все: и князь, и Пьер, и девочка, взволнованная ночным очарованием, и остальные. В этих размышлениях Толстой показал, что в каждом человеке, даже если он сам об этом не догадывается, скрыта тяга к полноценной, насыщенной жизни.

    Нужно лишь событие, которое станет отправной точкой для переоценки ценностей.

    Изменение мировоззрения персонажа

    Болконский прожил недолгую, но насыщенную жизнь в поисках правды и смысла жизни. Его не интересовало высшее общество с их пустыми разговорами и праздностью. Анализ чувств этого героя позволяет увидеть его перерождение, переосмысление ценностей, нравственное восхождение к идеалам.

    Качества и характер

    Андрей жаждал славы, он оставил беременную жену, чтобы получить признание. Этот человек не боялся смерти и потери семьи. Он участвовал в сражениях, получал сильнейшие ранения, поддерживал сослуживцев, помогал людям. Болконский участвовал в жизни крестьян, многим дал вольную. Он пережил много событий, которые сформировали его, закалили характер.

    Разочаровавшись в своих мечтах, герой понял смысл жизни. Во время ранения осознал, что война бессмысленна, пуста. Лишь огромное синее небо имело для него значение. Все его честолюбивые желания тут же пропали.

    Черты, характеризующие Андрея Болконского:

    • сильная воля;
    • ум;
    • рассудительность;
    • решимость;
    • патриотизм;
    • бесстрашие;
    • самообладание.

    Благодаря своим жизненным исканиям герой обрел вечную истину.

    Образ весеннего леса

    Писатель красочно изображает весеннюю растительность, показывая, как вся природа радуется обновлению. Трава зеленела, подчёркивая синь неба, и это великолепие дополняли почки, готовые распуститься. Весна в 1809 году была ранней, однако в лесу кое-где ещё виднелись остатки снега.

    Роща состояла в основном из берёз. Ветра не было, поэтому воздух хорошо прогрелся, а на солнечных участках чувствовалась жара. На полянах распустились лиловые цветы, и по ним было понятно, что весна уже вступила в свои права.

    Лошадям было жарко, поэтому они потели, зато птицы не страдали, а веселились, громко возвещая всех о своей радости. Лакей и кучер тоже наслаждались свежестью и зеленью, а Андрей не разделял всеобщего ликования. Его мысли были заняты кряжистым исполином — дубом, одиноко стоявшим у дороги.

    Дерево с необъятным стволом поражало размерами. Оно было в 2 раза выше берёз и в 10 раз толще. Со всех сторон торчали толстые ветки и тонкие сучья, обломанные много лет назад. По всему было видно, что дуб пережил многое. На стволе было много мест, где вместо коры рос мох. С годами дерево утратило былую красоту, поверхность створа прочертили глубокие кривые борозды и на фоне берёз дуб выглядел ужасно. Он казался нахмуренным, сердитым и угрюмым.

    Общее между Болконским и «стариком»

    Андрею было чуждо ликование по поводу весны, и похожие чувства, казалось, испытывало дерево. Как Болконский, так и дуб перенесли за свою жизнь много испытаний, поэтому считали веселье обманом. Вот что пришлось пережить князю за последнее время:

    • смерть жены;
    • разочарование Наполеоном, который был для него авторитетом;
    • унижение в плену;
    • поражение русской армии под Аустерлицем и Шангребеном.

    Испытания оставили след в душе Андрея, проявление положительных эмоций он считал лицемерием, а счастье — выдуманной категорией. Свой возраст князь считал приличным, ему казалось, что в 31 год уже невозможно радоваться, любить и быть счастливым. Если Болконский был изуродован внутренне, то дуб — внешне, и в этом проявляется их схожесть.

    Неприятие внешних правил тоже сближает князя со старым деревом. Человеческие искушения, которым Болконский решил не поддаваться до конца жизни — любовь, счастье, веселье. Правила, установленные природой и игнорируемые дубом, — весеннее обновление, рост листвы и молодых побегов. Дуб не подчиняется естественному ходу событий и стоит без листьев.

    Вдовец, отец, хозяин

    Два года прошло после Аустерлицкого сражения, князь Андрей вдовствовал в Лысых Горах с маленьким сыном, отцом и сестрой. Иногда ему приходилось выезжать по делам в имения Коленьки, так как он был законным опекуном мальчика.
    Болконский отошел от военных дел, сделался передовым хозяином. В некоторых деревнях князь перевел крестьян в статус вольных хлебопашцев. В других имениях заменил крепостную повинность барщины оброком. Новшества благоприятно влияли на доходы семьи.

    В свободное время Болконский много читал, вел записи о причинах поражения русских солдат в войне с Наполеоном. Ничто не тешило душу тридцатиоднолетнего мужчины. Эмоциональная сторона бытия не вписывалась в его распорядок дня.

    Влияние природы на Андрея

    Летом князь Болконский увидел совсем другой дуб, не такой, каким он предстал весной. Дерево радостно зеленело, колыхало листвой, освещаемое ласковым весенним солнцем. Дуб не захотел мириться с надвигающейся старостью и вырастил много новых сучьев. Листва закрыла всего его изъяны и болячки.

    Этот отрывок про дуб в «Войне и мире» показывает, как образ обновлённого дерева всколыхнул в душе Андрея жизнеутверждающие эмоции и изменил его отношение к жизни. Вместо горьких воспоминаний, появились приятные. Князь стал думать о Наташе Ростовой, о небе под Аустерлицем и победоносных моментах.

    После второй встречи с деревом, которая стала судьбоносной, Болконский кардинально переменил жизнь. Он начал разрабатывать воинский устав, который не должен был содержать ошибок предыдущего документа. Главной задачей стало сделать так, чтобы боеготовность страны оказалась на высоком уровне.

    Проводить работу над реформами в армии князю помогал министр Сперанский. Жизнь Андрея вступила в новый этап, стала яркой и насыщенной, а пустоту, образовавшуюся в душе после утраты жены, заполнили ростки нежного чувства к девочке Наташе Ростовой.

    Целительная сила природы

    Дуб из «Войны и мира» будто передает ступени возрождения персонажа. Увидев, как молодые листья пробиваются сквозь столетнюю кору, Болконский понимает, что может идти вперед и опираться при этом не на мрачные темные мгновения, а на светлые воспоминания. Князь Андрей осознает, что как раз восхищение жизнью и обновление позволяют двигаться к новым вершинам, а не скрывать свои таланты и молодость за «корой с болячками». Жить нужно не только для себя, а и для других, чтобы у них тоже появилась возможность в нем рассмотреть то лучшее, что он так долго прятал.

    Таким образом, встреча главного героя с дубом стала поворотным моментом, показавшим, что никогда не поздно начать жизнь с чистой страницы. А окружающие, быть может, ему в этом помогут. Ведь во время своего пробуждения Болконский вспоминает Наташу, Пьера и этот воскресший дуб.

    Работа на уроке

    В рамках школьной программы к образу дуба ученики обращаются в 10 классе. На уроке литературы дети пишут сочинение на одну из тем, предложенных учителем. Пример: «Анализ эпизода встречи князя Андрея Болконского и дуба». В этой работе нужно обратить внимание на символику, сравнение человека и дерева, олицетворение. Содержание эпизодов в сочинении не пересказывается, зато нужно разбирать самые значимые моменты, например, разговор Андрея с дубом.

    На уроке педагог рассказывает, что Толстой не единственный, кто обращался к образу дерева и сравнивал его с другими живыми существами. Этот приём использовали муса Джалиль, Максим Горький и другие, а Александр Солженицын написал автобиографическое произведение «Бодался телёнок с дубом». Ученикам может быть дано задание найти интересные факты о дереве. Например, в территориальной и родовой геральдике дуб выступает как естественная негеральдическая фигура. В генеалогии он символизирует родословное древо.

    Если учитель проводит открытый урок по произведению, учащиеся должны продемонстрировать навык выразительного чтения и пересказа. На основе описаний дуба у Толстого им следует проанализировать, с помощью каких приёмов писатель выражает любовь к природе.

    Начало урока — вступительное слово преподавателя, далее — демонстрация репродукций, которые учащиеся подготовили к занятию. Затем школьники зачитывают доклады по вопросам, которые учитель дал заблаговременно.

    Анализ эпизода «Болконский и дуб» по роману «Война и мир»

    Описание дуба

    Князь Андрей видел перед собой огромный, в два обхвата дуб. Однако суки и кора его были обломаны, потому что дерево было довольно старым. На коре были «старые болячки».

    Дуб в романе олицетворяется: как человек, дерево имеет пальцы и руки, которые были «огромными», «неуклюже, несимметрично растопыренными», «корявыми».

    Дуб стоял на краю дороги, что подчеркивает его одиночество. Он один был «старым, сердитым и презрительным уродом» среди «улыбающихся» берез. Несмотря на то что под дубом были цветы и трава, он все равно стоял «хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно». Только дуб, который видел Андрей Болконский, не хотел «подчиняться обаянию весны». Он не видел ни эту весну, ни солнце. Дуб будто бы говорил, что все это – «глупый бессмысленный обман» и что он не верит этим надеждам и обманам.

    Однако при следующей встрече князя Андрея с этим же дубом он был без корявых пальцев и без болячек. Наоборот, через кору пробивались «сочные, молодые листья». В нем не было видно «старого горя и недоверия».

    Изменение мировоззрения персонажа

    Болконский прожил недолгую, но насыщенную жизнь в поисках правды и смысла жизни. Его не интересовало высшее общество с их пустыми разговорами и праздностью. Анализ чувств этого героя позволяет увидеть его перерождение, переосмысление ценностей, нравственное восхождение к идеалам.

    Качества и характер

    Андрей жаждал славы, он оставил беременную жену, чтобы получить признание. Этот человек не боялся смерти и потери семьи. Он участвовал в сражениях, получал сильнейшие ранения, поддерживал сослуживцев, помогал людям. Болконский участвовал в жизни крестьян, многим дал вольную. Он пережил много событий, которые сформировали его, закалили характер.

    Разочаровавшись в своих мечтах, герой понял смысл жизни. Во время ранения осознал, что война бессмысленна, пуста. Лишь огромное синее небо имело для него значение. Все его честолюбивые желания тут же пропали.

    Черты, характеризующие Андрея Болконского:

    • сильная воля;
    • ум;
    • рассудительность;
    • решимость;
    • патриотизм;
    • бесстрашие;
    • самообладание.

    Благодаря своим жизненным исканиям герой обрел вечную истину.

    Психологический параллелизм

    Дуб в романе «Война и мир» является символом. Л. Н. Толстой с помощью этого образа передал внутренние переживания Андрея Болконского, его состояние на определенный момент. Сравнивая героя с природой, писатель показал то, что чувствовал и переживал персонаж.

    Данный эпизод является лирическим отступлением, позволяющим остановить действие в романе. Для Л. Н. Толстого было важным показать те переживания, которые испытывал князь Андрей в момент душевного кризиса. Разговор с дубом помогает читателю облегчить восприятие того, что происходит в душе Андрея Болконского.

    Именно судьба старого дуба сравнима с жизнью Андрея Болконского. Жизнь для него кончена – так думал главный герой. Для него «весна, и любовь, и счастье» – «глупый и бессмысленный обман».

    Душа героя была, как кора дерева, покрыта «старыми болячками».

    Жизнь князя Андрея не сулила ему счастья. Поэтому он приходит к «успокоительному и безнадежному» выводу: «Пускай молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!». Центральный персонаж понимает, что он обязан быть похожим на дуб: он «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

    Однако Л. Н. Толстой показал, что герой был неправ в своих убеждениях, что жизнь его продолжается, несмотря на все трудности и жизненные невзгоды. Писатель, как и при первой встрече с дубом, показывает состояние князя Андрея через его описание: он «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени».

    Андрей Болконский, как дуб, раскрывает себя для радостной и счастливой жизни. Он осознает, что жизнь его не кончена.

    Анализ двух противоположных описаний дуба важен для понимания состояния центрального персонажа в разные периоды жизни.

    Данная статья, которая поможет написать сочинение «Болконский и дуб», рассмотрит встречи Андрея Болконского с деревом, покажет, как описания дуба передают чувства и переживания самого героя.

    Оценка влияния дерева на героя

    Тема взаимоотношений и взаимосвязи людей и природы, воздействие окружающей среды на судьбу героев занимает важное место в произведении Л. Н. Толстого. Природный мир олицетворяет происходящие события в государстве и судьбах персонажей.

    Момент встречи

    Взаимосвязь природы и человека ярко выражена на примере Андрея Болконского. Встреча с дубом показала все его душевные переживания, терзания, отразила психологическое состояние. Это было самое тяжелое время для героя. Он разочаровался в Наполеоне, боролся сам с собой, не видел смысла в жизни.

    Князь дважды встречался с дубом. Первая встреча произошла весной 1809 года. Андрей уже был вдовцом, жил в имении. Он так и не смог прийти в себя после смерти супруги. Молодой князь считал, что нет смысла для дальнейшего существования, чувствовал себя старым и уставшим.

    Однажды он поехал по делам по округе, на краю дороги стоял дуб. С виду дерево было некрасивое и корявое, но огромное и старое. Оно стояло угрюмо на фоне прекрасного весеннего леса. Эта сцена напомнила Андрею самого себя. Дуб не радовался приходу весны. Болконский также не ждал счастья и любви, ведь для него это все обман. Он ничему не верил.

    Вторая встреча произошла в начале лета того же года. Причем за несколько недель до этого князь побывал в доме Ростовых. Там он услышал жизнерадостную речь Наташи, которая пробудила в нем жажду жизни. Возвращаясь в усадьбу, Болконский вновь увидел дуб. Только теперь он был весь преображенный. Старый дуб покрывался пышной сочной зеленой листвой. Герою он показался прекрасным и полным сил. Преображение дерева разбудило в молодом князе забытую радость. Он понял, что жизнь вовсе не кончена, ведь ему только 31 год.

    Таким образом, внутренний монолог молодого князя при встрече с деревом позволил ему задуматься над своим существованием, изменить мировоззрение.

    Описание дуба

    «Война и мир» — произведение, в котором автор уделяет огромное внимание тому, как все взаимосвязано. Встреча Болконского с дубом не исключение. Князь повстречал огромное дерево, его нельзя было обхватить руками. Взглянув на него, Андрей увидел обломанные сучья и кору, заросшую старыми болячками.

    В книге дуб олицетворяется с человеком.

    Дереву дается следующее описание:

    1. У него имеются руки и пальцы. Они огромные, неуклюжие, растопыренные и корявые.
    2. На фоне прекрасных берез выглядит старым, презрительным и сердитым. Вокруг него полно цветов, росла трава, но дуб все равно выглядел хмурым, неподвижным и некрасивым.
    3. Расположение дуба подчеркивает его одиночество.

    Следующая встреча показала герою другое дерево. Оно уже было без болячек и корявости, через его кору пробивались новые молодые листья.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    • для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
    • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
    • для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
    • для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»
    • для самых любопытных — Анализ «Война и мир» Толстой

    Тест по произведению

    1. Вопрос 1 из 31

    Сомнения и эксперимент князя

    Целый рой мыслей возник в голове Болконского. Он вспомнил слова Пьера и с досадой оперся на дуб. Думая о том, как нелепы наивные рассуждения Безухова, князь в какой-то момент засомневался. Пьер говорил с такой уверенностью, и не может ли быть так, что его слова — правда? Князь так смотрел на дерево, как будто хотел его обнять. Он понял, что Бог не просто так создал каждое творение. Умысел был в том, чтобы всё живое могло стать счастливым.

    Но разве может радоваться и наслаждаться дерево, которое выглядит так уродливо? Когда-то оно было молодым, и окружающие берёзки завистью наблюдали за тем, как бушуют мощные ветви. Но это время прошло, и сейчас у дороги растёт не стройный исполин, а кряжистый старик.

    В итоге Болконскому захотелось доказать и дереву, и себе, что Пьер был прав. Он начал осматривать все сучья, и наконец взгляд наткнулся на дупло.

    Князю стало стыдно за мысли, а ещё он испугался, что кучер и лакей могут застать его за богопротивным делом. Оглянувшись, он понял, что слуги не вернулись, и наклонился к найденному дуплу. Убедившись, что его не облюбовали грызуны и прочая живность, Андрей принялся за дело. Он снял панталоны и начал совершать характерные движения. В этот момент ему показалось, что рядом не дерево, а молодая жена. Стыд жёг сердце, но останавливаться было поздно.

    Завершив своё занятие, князь прислонился к дереву и попросил у него прощения. Потом он позвал кучера, и карета отправилась дальше. Отъезжая, он глядел на дуб, цветы и траву, над которыми старик возвышался всё так же мрачно и безмолвно. Андрей думал, что всё же корявый исполин прав: поддаваться соблазнам — удел молодых, а жизнь стариков кончена. В душе возникли грустные мысли по поводу прожитых лет. Князь решил, что поздно что-то начинать, главное — дожить остаток дней. Не стоит тревожиться, строить планы и чего-то желать.

    В тексте художественного произведения Толстой выражает то, что тревожило его всю жизнь: проблемы переоценки ценностей, смысла жизни и человеческого одиночества.

    В сложные периоды, когда меняется мировоззрение, душа оказывается буквально вывернутой наизнанку, и это отлично показывает первая встреча князя со старым деревом.

    Весенний лес

    Дорога лежала в Рязанскую губернию, надо было проверить дела в деревнях сына. Весна 1809 года выдалась теплой, Андрей безразлично рассматривал зеленую траву, молодые почки на деревьях, которые выглядели особенно красиво на фоне яркого синего неба.

    В березовой роще было особенно тепло, здесь отсутствовал ветер, становилось жарко, хотя раннее под мостом видно было остатки снега. Лиловые цветы, украшавшие поляны, вселяли веру в весеннюю пору. Лошади потели, а птицы и люди на козлах радовались смене поры года.

    Князь не понимал причины человеческой радости. Он думал о дубе, который стоял у дороги.

    Общее между Болконским и «стариком»

    Андрею было чуждо ликование по поводу весны, и похожие чувства, казалось, испытывало дерево. Как Болконский, так и дуб перенесли за свою жизнь много испытаний, поэтому считали веселье обманом. Вот что пришлось пережить князю за последнее время:

    • смерть жены;
    • разочарование Наполеоном, который был для него авторитетом;
    • унижение в плену;
    • поражение русской армии под Аустерлицем и Шангребеном.

    Испытания оставили след в душе Андрея, проявление положительных эмоций он считал лицемерием, а счастье — выдуманной категорией. Свой возраст князь считал приличным, ему казалось, что в 31 год уже невозможно радоваться, любить и быть счастливым. Если Болконский был изуродован внутренне, то дуб — внешне, и в этом проявляется их схожесть.

    Неприятие внешних правил тоже сближает князя со старым деревом. Человеческие искушения, которым Болконский решил не поддаваться до конца жизни — любовь, счастье, веселье. Правила, установленные природой и игнорируемые дубом, — весеннее обновление, рост листвы и молодых побегов. Дуб не подчиняется естественному ходу событий и стоит без листьев.

    Дуб, как символ возрождения

    Лев Толстой, писатель и гуманист, ценил жизнь во всех ее проявлениях. Природные пейзажи в его произведениях всегда побуждают желание жить и само утверждаться. Болконский понял, как много может он дать обществу, поделиться опытом и знаниями, полученными в боях, которые нельзя предать забвению.

    Князь кардинально меняет жизнь, пытается создать новый военный устав, учесть ошибки минувших сражений, повысить боеготовность государства. Вместе с министром Сперанским они ведут работу по армейскими реформами. Начинается новый этап жизни князя Болконского. Росток романтического влечения к юной Наташе пустил свои корни в душе молодого мужчины, чтобы заполнить образовавшуюся там пустоту.

    Вдовец, отец, хозяин

    Два года прошло после Аустерлицкого сражения, князь Андрей вдовствовал в Лысых Горах с маленьким сыном, отцом и сестрой. Иногда ему приходилось выезжать по делам в имения Коленьки, так как он был законным опекуном мальчика.

    Болконский отошел от военных дел, сделался передовым хозяином. В некоторых деревнях князь перевел крестьян в статус вольных хлебопашцев. В других имениях заменил крепостную повинность барщины оброком. Новшества благоприятно влияли на доходы семьи.

    В свободное время Болконский много читал, вел записи о причинах поражения русских солдат в войне с Наполеоном. Ничто не тешило душу тридцатиоднолетнего мужчины. Эмоциональная сторона бытия не вписывалась в его распорядок дня.

    Работа на уроке

    В рамках школьной программы к образу дуба ученики обращаются в 10 классе. На уроке литературы дети пишут сочинение на одну из тем, предложенных учителем. Пример: «Анализ эпизода встречи князя Андрея Болконского и дуба». В этой работе нужно обратить внимание на символику, сравнение человека и дерева, олицетворение. Содержание эпизодов в сочинении не пересказывается, зато нужно разбирать самые значимые моменты, например, разговор Андрея с дубом.

    На уроке педагог рассказывает, что Толстой не единственный, кто обращался к образу дерева и сравнивал его с другими живыми существами. Этот приём использовали муса Джалиль, Максим Горький и другие, а Александр Солженицын написал автобиографическое произведение «Бодался телёнок с дубом». Ученикам может быть дано задание найти интересные факты о дереве. Например, в территориальной и родовой геральдике дуб выступает как естественная негеральдическая фигура. В генеалогии он символизирует родословное древо.

    Если учитель проводит открытый урок по произведению, учащиеся должны продемонстрировать навык выразительного чтения и пересказа. На основе описаний дуба у Толстого им следует проанализировать, с помощью каких приёмов писатель выражает любовь к природе.

    Начало урока — вступительное слово преподавателя, далее — демонстрация репродукций, которые учащиеся подготовили к занятию. Затем школьники зачитывают доклады по вопросам, которые учитель дал заблаговременно.

    Помолодевший дуб летом

    Стояло жаркое лето, когда Андрей, возвращаясь домой от графа Ильи Андреевича Ростова, вновь проезжал мимо места, где произошла его памятная встреча с дубом. Он вспомнил о дереве, которое вызвало так много переживаний, стал искать его взглядом, но не нашёл.

    Сам того не понимая, князь любовался зелёным шатром, а через некоторое время понял, что это и есть дуб-исполин. Но как он преобразился! На дереве не было и следа старых ран, корявые пальцы скрылись за молодой порослью, а прямо из коры росли сочные листья.

    Болконский понял, что это и есть тот самый раскидистый дуб. Сейчас он млел в лучах заходящего солнца, но не бушевал, а следка колыхался.

    Андрей порадовался и окончательно решил, что в 31 год жизнь не заканчивается. Нужно, чтобы жили все: и князь, и Пьер, и девочка, взволнованная ночным очарованием, и остальные. В этих размышлениях Толстой показал, что в каждом человеке, даже если он сам об этом не догадывается, скрыта тяга к полноценной, насыщенной жизни.

    Нужно лишь событие, которое станет отправной точкой для переоценки ценностей.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: