Семья Курагиных в романе Толстого “Война и Мир – история семейства

Реферат: Семья Курагиных в романе Л.Н.Тостого Война и мир

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи – основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни – вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли – князь
Василий, Элен, Анатоль – в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины – третье в романе семейное объединение –
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи –
Ростовы, Болконские – имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был “в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица.” Говорил князь “на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку”, “говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы”. В глазах светского общества князь
Курагин – уважаемый человек, “приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся”. На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий ” знал, что влияние в свете – капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние”. Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал “что-то вроде укора совести”, так как она напомнила ему,
что “первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу”. Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении “пристроить”
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
“…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас”. На что князь ответил: “Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец”. Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер “женить
блудного сына Анатоля” на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
“она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно”. При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен – воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее “однообразную”, “неизменяющуюся”
улыбку и “античную красоту тела”, она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит “шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты”.
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. “Я
не такая дура, чтобы иметь детей” – признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе (“не говорили по-французски и
ели простую еду”), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению”.
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
“Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть – прямое
следствие ее собственных интриг. “Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб – медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь”.
Ипполит Курагин .
“…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение”.
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам “в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках”. И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита “покойным
дураком”. Толстой в романе – “вялым и ломающимся”.
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Читайте также:
«Огурцы» краткое содержание рассказа Н. Носова для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и тема

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, “простой
и с плотскими наклонностями”. Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
“Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка”.
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений – Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на “богатой уродливой наследнице” –
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. “А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает” –
думал Анатоль.

Характеристика семьи Курагиных в романе «Война и мир» Льва Толстого

В своем творчестве Лев Толстой часто обращается к теме семейных ценностей. Взаимоотношения родителей становятся моделью поведения для детей в будущем.

Читайте также:
Аустерлицкое сражение в романе Война и мир - подвиг князя

Образ и характеристика семьи Курагиных в романе «Война и мир» отражает неприемлемые нормы морали аристократического общества России начала XIX века.

Князь Василий

Старший Курагин занимал важное место при дворе Александра I. Отцу семейства было за 50 лет уже в начале повествования, он был дальним родственником Пьера Безухова, которого потом благополучно женил на своей дочери. Князь имел некоторое влияние при дворе, но тщательно экономил свои связи, старался подавать прошения в личных целях, часто отказывая просящим родственникам.

Чувствуя себя значительным человеком в высшем обществе, он всегда выражался изысканно покровительственным тоном. Василий Сергеевич был отличным чтецом, ему приходилось читать самой царице, поэтому везде князь держался уверенно, посещал вечера исключительно знатных особ, где мог встретить нужных ему людей.

Вельможа носил мундир со звездами и был всегда вымыт до блеска облысевшего лба. Походка была грациозной, движения свободные, даже фамильярные. Василий Сергеевич говорил басом, способным разрешить все проблемы, которые возникали у него на жизненном пути. Монотонная ленивая речь давала собеседнику понять, что князь говорит о том, о чем прекрасно осведомлен.

Опыт придворной жизни сделал Курагина самоуверенным, равнодушным к чужому горю, насмешливым ко всем, кто ниже его был по чину. Отеческие чувства мало волновали князя, он считал детей обузой жизни, обоих сыновей называл откровенно глупыми.

Князь Василий тщательно выбирает круг общения, стараясь проводить время в кругах, где много людей, выше его рангом. Как только выгодное знакомство появлялось на горизонте, Васили без промедления вступал в контакт, без подготовки и раздумий, стараясь не упустить представившейся случай. Каждую ситуацию, возникшую случайным образом, где можно было повернуть дела на свою пользу, герой использовал в полную силу.

Целью его жизни были новые более выгодные места по службе и нагрудные звезды, подчеркивающие статус и государственную важность.

Младший сын Анатоль

Парень обладал высоким ростом и красивой внешностью. Большие лучезарные глаза придавали лицу победоносное выражение, добродушное и веселое. Румянцы на щеках подчеркивали отменное здоровье кавалергарда. Черные брови указывали на молодецкую удаль. Копна русых волос соблазнительно спадала на белый, правильный лоб.

Сын учился за пределами России. Армейская карьера развивалась удачно при поддержке отца. Имея успех у женщин, Анатоль гордиться своей репутацией ловеласа. В женском обществе щеголь ведет себя свободно, может поддержать разговор на любую тему.

Петербург вскружил голову начинающему офицеру, он не пропускал ни одного кутежа у Долохова, был заводилой всех скандалов и приключений. Алкоголь будоражил кровь молодому человеку, в пьяном виде он был способный на любой поступок.

Младший Курагин мог позволить себе многое, не экономил на развлечениях, отец гневался на него за расточительство. Когда денег не хватало, Анатоль тот час одалживал большую сумму, полагаясь, что отец отдаст долги. Этого человека не волновало, что чувствуют люди вокруг него.

Сватаясь к Марье Болконской Курагин, не задумываясь о последствиях, флиртует с мадамузель Бурьен. Высокомерное отношение к женщинам не уменьшает их интерес к нему, как к знатному жениху. Он свел всех девиц с ума, сам был не против жениться с целью обогащения, высматривал партию с приданным.

В поле зрения попадает юная Наташа Ростова, которая, будучи помолвлена, ждала Андрея Болконского из Турции. Анатоль употребил все свое умение соблазнения девиц, чтобы завоевать расположение девушки. Влюбившись в подлого обманщика, Наташа решается с ним бежать. Побег сорвала Соня, Ростова узнала возмутительные подробности личной жизни несостоявшегося жениха. В результате алчного замысла помолвку с князем Болконским пришлось расторгнуть.

Оказалось, что два года назад Курагин женился в Польше под натиском родителей обесчещенной девушки. Сбежав от жены, Анатоль заплатил отцу за то, чтобы в России мало кто знал об этой оплошности.

Дочь Элен

Черноглазая красавица обладала античными формами и могла покорить любого мужчину. Девушка была модницей, знала толк в драгоценностях, пользовалась шикарным парфюмом. Княжна без труда обворожила молодого Пьера, наследника огромного состояния. Она разожгла в сердце юноши такую страсть, что он болезненно хотел обладать ею. С помощью отца княжна быстро стала графиней Безуховой, чтобы не упустить добычу.

Светскую львицу Элен знает весь Петербург, у нее огромное количество друзей. Графиню Безухову посещают послы других государств. Поклонники высшей аристократических кругов России прикладываются к ее руке. Но Толстой считает героиню глупой, может быть, потому что она не сумела прилично распорядиться своим положением, принести пользу обществу с высоты своего статуса.

Чувственная натура, она любит свое тело, ценит в жизни плотские удовольствия, шампанское и балы. Звезда приемов, украшение праздничного вечера, женщина смогла влюбить в себя даже принца. Это повод считать героиню умной, сам Румянцев посетил ее дом.

Любовникам Элен нет числа, через постель она устраивает карьеру мужа. Страсть заставляет женщину требовать у Пьера развод. Чтобы добиться своей цели, Курагина принимает католическую веру и ждет от Папы Римского разрешение расторгнуть брачные узы с графом Безуховым.

Читайте также:
Проблема воспитания в комедии Недоросль - аргументы к сочинению

Внезапная болезнь приводит к скоропостижной кончине несчастной. Официально женщина ушла из жизни по причине воспаления легких, но ходили упорные слухи, что истинный диагноз относился к венерической теме и скрывался родственниками по причине стыда.

Сын Ипполит

Во времена Льва Толстого внешний вид старшего из сыновей князя выделялся из аристократической толпы. Парень тщательно следил за собой, придерживался модных тенденций, но носил вычурные вещи. Герой свои панталоны называл цвета испуганной нимфы.

То, что Ипполит считал изысканностью, автор называет самоуверенной брезгливостью. Очень худой жеманный молодой человек поднимал к глазам лорнет в начале разговора, создавая впечатление, что без этого инструмента он не умеет произносить слов.

Ипполит не знал, куда пристроить тонкие длинные конечности, которые, казалось, двигались самостоятельно. Стараясь придать умное выражение лицу, князь выглядел весьма глупо и смешно. Отец говорит о нем, как о спокойном дураке, по сравнению с буйным Анатолем.

Одно время Андрей Болконский ревновал героя к своей жене Лизе, хотя считал, что тот ведет себя в высшем обществе, как шут. Его речь выделяется французским акцентом, что часто встречалось в те времена в аристократических семьях. Представители знати говорили лучше на французском языке, чем на родном.

Ипполит хорошо владеет английским языком. Под протекцией отца князь строит карьеру посла.

Автор не распространяется о княгине матери, упоминая о ней только как о старой толстой женщине. Курагины лишены моральных ценностей, их жизненным приоритетом является личная выгода, обогащение и праздность.

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир»

«Дубина народной войны поднялась со всею
своею грозною и величественною силой…
поднималась, опускалась и гвоздила французов
до тех пор, пока не погибло все нашествие»
Л.Н.Толстой

Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.

Ход Шенграбенского сражения

Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял. Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было – добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее. Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, что тот, как смог задержал противника. Багратион «должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию», пишет Толстой. И здесь случай спас русских. Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим «отдыхом».

Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.

Подвиг батареи Тушина

«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять. и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия». Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона».

Истинный и ложный патриотизм

Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.

Читайте также:
В чем противоречивость характера Печорина: черты и личность

Выводы

Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев. Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.

Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Льва Толстого

Осенью 1805 года под австрийской деревней Шенграбен состоялась битва между отрядом Багратиона и действующей армией Наполеона.

Лев Толстой, описывая Шенграбенское сражение в романе «Война и мир», показывает разнообразие воинских характеров в сложных условиях боя. Кто-то погибает неизвестным героем, а кому-то совесть позволяет использовать войну в личных целях.

Утро перед Шенграбенским сражением

Когда Андрей Болконский въехал на батарею капитана Тушина, он оценил раскинувшеюся перед ним картину, как военный офицер. Вокруг деревни Шенграбен сновали французские отряды. Русский правый фланг располагался на склоне холма. Довольно высокое положение давало некое преимущество перед врагом, там стояла пехота и драгуны.

Батарея Тушина защищала отлогий склон по центру предполагаемой линии огня. Левый фланг русских тоже занимала пехота, не укрепленная пушками. Князь Андрей видел, что вытянувшаяся армия маршала Мюрата, представляет собой более длинную линию. Опыт войны позволял Болконскому предположить, что неприятелю будет легко окружить войска Багратиона.

Князь Андрей оглянулся назад, чтобы проанализировать варианты отступления. Перед ним раскинулся овраг с крутым спуском. Коннице будет сложно отступать, а об артиллерии нечего было и думать. Ему хотелось обдумать вероятный план сражения, но вдруг совсем рядом разорвался первый снаряд.

Героический образ Багратиона

Генерал понимал, что успех отступления всей русской армии зависит от того, сумеет ли его семитысячный отряд остановить на время 20 тысячное войско князя Мюрата. Его смуглое волевое лицо выражало спокойствие и невозмутимость. Князь Болконский пытался прочитать, что кроется за холодным взглядом славного командира.

Болконский докладывал спешно, пытаясь передать свои опасения и тревогу. Багратион слушал сосредоточенно с полузакрытыми глазами, как будто уже все это знал, отвечал протяжно четко, с расстановкой произнося каждое слово. Торопиться, мол, некуда, ребята. Рядом разорвался снаряд. Генерал повел себя так, будто произошло событие, не стоящее внимания, только поправил на боку саблю, подаренную некогда Суворовым.

Багратион под огнем противника объезжал русские позиции, чтобы свои присутствием успокоить и ободрить солдат. Он приказал батальонам, защищавшим батарею, перейти на правый фланг, там уже началось отступление, драгуны не выдерживали натиск французов. Слева в лесу слышалась частая ружейная трескотня.

Генерал понял, что контроль над сражением утерянный, но благодаря своей невозмутимости и спокойствию, ему удавалось сохранять самообладание солдат. Приказания уже не отдавались командованием, приходилось делать вид, что все происходящее вокруг является закономерным следствием продуманных действий.

Наступил решающий момент, офицеры не могли четко оценить ситуацию, сосчитать людей. Внизу активизировались французы, надо было отбить очередную атаку. Багратион лично возглавил солдат и бросился вместе со всеми в атаку с призывным «Ура»!

Трусливый поступок Жеркова

Правый фланг отряда Багратиона благополучно отходил через овраг, прикрываемый шестым егерским полком и батареей Тушина. Левому флангу грозила гибель от превосходящего числом врага. Багратион послал корнета Жеркова с приказом к командиру левого фланга отступать немедленно.

Бравый корнет, ранее отличающийся необузданным характером и хулиганскими выходками, резво погнал лошадь в сторону бойкой стрельбы. Едва отъехав от генерала, Жерков почувствовал непреодолимый страх гибели. Там, куда он направлялся, слышались взрывы снарядов и шквал ружейных выстрелов.

Корнет свернул лошадь в лесную чащу, делал вид, что ищет генерала в тех местах, в которых начальства и не могло быть в тот опасный момент. Поэтому приказ Багратиона об отступлении передан не был, что имело губительные последствия для конницы и пехоты, составляющей левый фланг. Пока генералы ссорились и принимали решение самостоятельно о наступлении и отступлении, французы их атаковали, отступать было поздно.

Читайте также:
"Белые ночи" краткое содержание повести Ф.М. Достоевского, история создания, анализ произведения, характеристика главных героев, жанр, сюжет, основная мысль и проблематика

Потом два раза Жеркова посылали в батарею Тушина, но трусливый корнет ни разу не передал приказ об своевременном отступлении.

Подвиг батареи капитана Тушина

Тушин был маленького роста, худощавым и веселым человеком. В его обращении часто слышалось ласковое слово. Он командовал батареей из четырех орудий, которая составляла центр оборонительной линии русской армии. Когда начальство пыталось спасти ситуацию на правом крыле обороны, о пушках забыли.

Уже солнце двигалось к вечеру, когда услышали взрывы снарядов в Шенграбе, поняли, что солдаты храбро продолжают оборону. Багратион сразу отдал приказ отступать. Болконский поскакал на помощь. Батарею уже никто не защищал, единственный прикрывающий батальон отошел.

Вражеские генералы не поняли, что против них стоит четыре не укрепленные пушки. Так часто летели снаряды в сторону деревни, Шангребен полыхал огнем. Против батареи Тушина французы выстроили десять орудий. Стало жарко, семнадцать человек прислуги орудий погибло. Оставшиеся в живых артиллеристы продолжали воевать весело и оживленно.

Толстой с любовью рассказывает о подвиге солдат капитана Тушина, спасших сотни жизней товарищей.

Лев Толстой — Шенграбенское сражение (Война и мир):
Краткое содержание

Краткое содержание

Ноябрь 1805 года, Австрия. После капитуляции союзнической австрийской армии главнокомандующий Кутузов уводит из Кремса в Цнайм 40-тысячную русскую армию для соединения с подкреплением из России, заодно предотвращая окружение 150-тысячной армией Наполеона. Навстречу французам, чтобы задержать их, Кутузов высылает в Голлабрун 4-тысячный отряд генерала Багратиона: «Благословляю тебя на великий подвиг».

Маршал Мюрат, решив, что перед ним вся русская армия, предложил 3-дневное перемирие (поджидая своих). Кутузову только это и надо. Князь Андрей Болконский с жаждой подвига и славы идет с отрядом Багратиона. В палатке маркитанта (торговца) князь впервые видит маленького, разутого капитана артиллерии Тушина. Вид у него не боевой. Он будет в центре боя, с обзором на деревню Шенграбен.

Наполеон велит Мюрату атаковать. «Сраженье началось». Вместе с Багратионом, его адъютантом Жерковым князь Андрей на батарее Тушина. Капитан сам принял несколько важных решений: обстрел, а затем поджог Шенграбена, где скопился неприятель.

Правый и левый фланг под огнем. Им грозит разгром. В центре – батарея Тушина и батальон прикрытия. Князь Андрей разочарован: какой тут «Тулон», это не бой, а неразбериха. Но вот отбита одна атака. И с подкреплением Багратион ведет людей в наступление. Французы пятятся, а правый фланг уходит из-под удара. Теперь черед за левым флангом. Там в пехоте солдатом Долохов и офицер Тимохин, и в гусарах Николай Ростов с Денисовым.

Приказ отступать Жерков струсил им передать. Еще и ссора полковника и генерала, их командиров. В итоге все окружены. Гусары атакуют. Веселый Ростов не доскакал до врага, под ним убили лошадь. Ему страшно, он бежит от французов в кусты. Пехота паникует. Ситуацию спасает отчаянная атака роты Тимохина. Долохов берет пленника. И настойчиво просит учесть этот факт. Он хочет вновь стать офицером.

Оборона центра идет уже без прикрытия, с 4 пушками. «Круши, ребята!» Тушин – как сказочный великан среди врагов-муравьев. Французы без успеха штурмуют батарею, палят по ней из 10 пушек. Жерков опять трусит передать приказ об отходе, зато это делает князь Андрей. Ему страшно. И потому он, преодолевая себя, не уходит, помогая Тушину увезти орудия.

Ночная перестрелка – и бой завершен. Утром французы уже не сунутся. Багратион хвалит всех, но взыскивает с Тушина за то, что бросил 2 орудия. Князь Андрей объясняет, что капитан роты – герой дня. А орудия некому было тащить. Благодарный Тушин зовет князя за поддержку «голубчиком».

Болконскому «грустно и тяжело». В реальности бой и его герои были не такими, как в мечтах. И для Ростова тоже. Он ранен в руку и скучает по дому. С поля его подвез Тушин. В итоге уцелевший отряд Багратиона вливается в армию Кутузова.

Анализ Шенграбенское сражение «Война и мир»

Шенграбенское сражение 16 ноября 1805 года – пример героизма и силы духа русской армии. В этом эпизоде романа его герои прошли проверку на прочность. Замысел боя и подготовка к нему описаны с 13 по 16 главу 2 части 1 тома. Само сражение и его итоги – с 16 по 21 главу 2 части 1 тома романа.

Главнокомандующий Кутузов вынужден дать бой, чтобы уберечь русскую армию от окружения и разгрома превосходящими силами противника. Русская армия тогда – надежда европейцев. Союзник Австрия к этому времени разбита. Перед Кутузовым 2 задачи: не дать себя окружить, и соединиться с подкреплением из России.

По плану Кутузова генерал Багратион с отрядом в 4000 человек должен задержать неприятеля под Голлабруном, давая время армии в 40000 человек отойти к Цнайму. Кутузов понимает, что посылает отряд на верную гибель, «на великий подвиг». Знает об этом и Багратион. О победе никто не думает. В итоге бой стал настоящей победой. Русские спасли армию.

Князь Андрей Болконский в одиночку хотел «спасти армию». Его пример – триумф Бонапарта под Тулоном. Он хочет славы за гениальный план боя. Но Багратиону не нужен его план. Все идет не по правилам военного искусства. И герои дня – негероического вида. Он побеждает страх, прибыв на батарею Тушина, помогая капитану с орудиями. И заступается за капитана перед Багратионом. Андрею «грустно и тяжело»: он узнал себя, войну и секрет славы.

Читайте также:
Сочинение про Новый год ✒ описание и история новогоднего праздника, рассуждения о красивых семейных традициях и обычаях в России

Граф юнкер Николай Ростов хотел испытать восторг боя. До этого у него был опыт страха перед смертью. Но и в этот раз все повторилось. Он растерялся, едва не погиб. Бежал, как «заяц», к своим, почти плакал от легкой раны и невнимания окружающих. Но виной всему его неопытность. Он не трус и еще докажет это верной службой Отечеству.

Солдат Долохов хотел и смог отличиться, чтобы вернуть себе офицерское звание. Он подчеркивает, что совершил подвиг. Но ведь это так и есть. Он – участник атаки, которая распугала французов и дала возможность левому флангу уцелеть. Он также берет в плен офицера с какими-то бумагами.

Капитан Тушин – маленький, робкий с начальством артиллерист, у которого нет ни страха, ни мыслей о славе и подвиге. Он умный: его личная инициатива с поджогом деревни помешала планам врага, сберегла жизни солдат. Обстрел он вел, не ожидая приказов. Он добрый: помогает раненому Ростову, подносит солдату воды, любит свою роту. Словом, это истинный герой сражения. Солдат второго орудия из роты Тушина – хоть и безымянный, но тоже из таких.

Офицер Тимохин, воевавший еще с турками. Не щадит себя, попав в окружение. Смелой атакой пробивает для солдат путь к спасению. Тоже храбрец.

Генерал Багратион – еще один герой дня. Его спокойствие, чуткость к настроениям отряда, бодрость вселяют в солдат мужество. Он не спасает армию в одиночку, а во всем полагается на людей своего отряда. Не бьется до последнего человека. Выполнив задачу, отводит отряд. Впрочем, ему не все известно, и он недооценивает подвиг Тушина.

Главнокомандующий Кутузов – для армии как отец родной. Не требует лечь костьми за союзников, спасает войско от гибели, берет на себя ответственность за посланный на смерть отряд. Слава его мало заботит, он мудр.

Среди антигероев боя – Жерков. Его личная трусость обернулась жертвами и могла повлиять на исход сражения. Трижды его посылали с приказом об отступлении, а он его не передавал из страха быть убитым. Здесь же – вздорные командиры, полковник и генерал, чуть не погубившие свои полки в окружении. Как и Жерков, они утаили свою вину.

Среди итогов сражения – спасение русской армии от разгрома, демонстрация французам русского духа и силы, самопожертвования, того факта, что французы могут отступить перед малыми силами. Герои романа лучше узнали себя, столкнулись со страхом, трусостью, несовпадением мечты и реальности, подвигом «незаметных» солдат и офицеров. Автор романа показывает примеры истинного и ложного патриотизма.

Шенграбенское сражение для читательского дневника

Эта война чужда русскому солдату. Шенграбен – чужая земля.
Союзники ждут, что Россия спасет Европу от захватчика Наполеона. А Кутузов спасает русскую армию. Силой духа, жертвуя собой, маленький отряд Багратиона спасает родную армию от окружения и разгрома.

Князь Андрей Болконский тоже шел «спасать». И стать героем дня (как Наполеон при Тулоне). На деле все иначе. Герои здесь не знают, что они герои. И действуют сообща, а не в одиночку. Итоги боя для героев романа: победа князя Андрея над страхом смерти (он под огнем помог отходу Тушина), пересмотр его взглядов на героизм и роль полководца. Страх и стыд юнкера Николая Ростова: война не игра, не повод показать себя.

Капитан Тушин и его батарея в центре – герои дня без славы, но с чистой совестью и честью. Отбились от французов без поддержки своих. Благодарность Тушина князю Андрею за оценку его действий перед штабом. Помощь Тушина раненому Ростову. Преступная трусость адъютанта Жеркова, преступные склоки некоторых офицеров.

Атака офицера Тимохина и солдата Долохова: пехота и гусары ушли из-под удара. За это Долохов требует возврата чина офицера. План Кутузова оправдал себя. Багратион – мудрый полководец. Наполеон и его армия узнали, что русские – не австрийцы: они не сдаются.

Краткое содержание Шенграбенское сражение в романе Война и мир Толстого

По мнению Льва Толстого, одним из главных сражений войны 1805 года было Шенграбенское. Его автор изобразил в романе «Война и мир».

Армия Кутузова не успевала к месту назначения, а французы не отставали. Главнокомандующий приказал Багратиону привести свой полк наперерез врагу, чтобы дать основной части время. В отряде Багратиона служит и князь Андрей, чтобы получить славу и признание, совершить великий подвиг.

Андрей удивлен поведением солдат. Они не грустят, а веселятся и думают о хорошем. На поле боя войско не стоит и не действует красиво, как в учебниках. Солдаты смешались в кучу, но удачно отбивают врага. Отличие реальности от теории сильно поразило Андрея Болконского.

Офицеры находятся вдали от солдат. Для них главное красивое одеяние, чины и награды. Багратион не воюет непосредственно в битве, а лишь направляет ее действия издалека.Лев Толстой считает, что исход битвы зависит вовсе не от командования, а от солдат. Это он подтверждает примерами. Однако, автор не преуменьшает значение офицеров в сражении, в том числе и Багратиона.

Читайте также:
Характеристика Ноздрева - внешность, образ героя Мертвых душ

Командир Тимохин поднял силу духа солдат, которые не верили в победу из-за численного превосходства французов. Его твердая решимость и храбрость поразила соперника так сильно, что когда Тимохин пошел в бой со всем воодушевлением, французские солдаты испугались и бросили орудия.

Батарея Тушина — образец патриотизма и героизма. Капитан поджигает деревню Шенграбен, чтобы отвлечь соперника. В это время прикрытие орудий куда-то исчезает. Четыре пушки лишены защиты, но Тушин не уходит и палит врага. Его действия принесли результаты, но на военном совете его поведение было осуждено. Багратион упрекнул его, что Тушин не спас орудия и действовал без приказа. На защиту капитану встает Болконский, который отмечает смелость и героизм Тушина.

Есть в эпизоде и обратный пример. Долохов оказался также на поле боя. Он действовал ради собственной выгоды, а не спасения Отечества, как Тушин. Долохов хотел получить награду и повышение в звании. На совете он громко рассказал о своих подвигах с этой целью. Долохов, конечно, и сделал полезное для армии — взял в плен генерала, но им двигали вовсе не светлые цели.

Этот эпизод учит читателей тому, что исход боя зависит не столько от правильного и верного командования, как от силы духа народа. Именно народ, простые солдаты играют решающую роль в каждом сражении.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

  • Акула
  • Алёша Горшок
  • Альберт
  • Анна Каренина
  • Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
  • Бедные люди
  • Бешеная собака
  • Бородинское сражение в романе Война и мир
  • Булька
  • Власть тьмы
  • Война и мир по томам
  • Воскресение
  • Глава Наталья Савишна из повести Детство
  • Два брата
  • Два гусара
  • Два товарища
  • Детство
  • Дьявол
  • Живой труп
  • Именины у Ростовых в романе Война и мир
  • Исповедь
  • Кавказский пленник
  • Казаки
  • Как гуси Рим спасли
  • Как мужик гусей делил
  • Косточка
  • Котенок
  • Крейцерова соната
  • Лебеди
  • Лев и собачка
  • Липунюшка
  • Люцерн
  • Набег
  • Ореховая ветка
  • Отец Сергий
  • Отрочество
  • Петя Ростов
  • Плоды просвещения
  • Пожар
  • После бала
  • Праведный судья
  • Прыжок
  • Севастополь в декабре месяце
  • Севастопольские рассказы
  • Семейное счастие
  • Смерть Ивана Ильича
  • Старый дед и внучек
  • Три медведя
  • Три смерти
  • Утро помещика
  • Филипок
  • Хаджи-Мурат
  • Холстомер
  • Царь и рубашка
  • Чем люди живы
  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир
  • Юность

Шенграбенское сражение в романе Война и мир. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В одной из многочисленных парикмахерских большого города, мастер томно перелистывал книгу. Тишину нарушил постоянный клиент – Николай Иванович Дутов. Присев за кресло, он вновь завел разговор об очередном невыносимо жарком дне

Рассказ «В Назарете» был написан шведской писательницей Сельмой Легерлеф для детского сборника рассказов «Легенды о Христе».

Начинается данный рассказ с того, как профессор получил письмо, в котором его приглашают навестить госпожу Ляликову, которая тяжело заболела. Он отправляет на разведку своего товарища Королева.

Аристофан жил в период 450-384гг. до н.э. Никогда не стремился к большим деньгам, имел средний достаток, много работал, не смотря на то, что у него были рабы.

Нам понравилось отдыхать на дачном участке. Мы себя чувствовали свободно. Занятий можно найти было много: бродить по лесным тропинкам и собирать грибные богатства, есть лесные ягоды или сбегать к речному берегу.

Шенграбенское сражение в романе Льва Николаевича Толстого «Война и Мир»

  • Краткие содержания
  • Толстой Лев
  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир

По мнению Льва Толстого, одним из главных сражений войны 1805 года было Шенграбенское. Его автор изобразил в романе «Война и мир».

Армия Кутузова не успевала к месту назначения, а французы не отставали. Главнокомандующий приказал Багратиону привести свой полк наперерез врагу, чтобы дать основной части время. В отряде Багратиона служит и князь Андрей, чтобы получить славу и признание, совершить великий подвиг.

Андрей удивлен поведением солдат. Они не грустят, а веселятся и думают о хорошем. На поле боя войско не стоит и не действует красиво, как в учебниках. Солдаты смешались в кучу, но удачно отбивают врага. Отличие реальности от теории сильно поразило Андрея Болконского.

Офицеры находятся вдали от солдат. Для них главное красивое одеяние, чины и награды. Багратион не воюет непосредственно в битве, а лишь направляет ее действия издалека.Лев Толстой считает, что исход битвы зависит вовсе не от командования, а от солдат. Это он подтверждает примерами. Однако, автор не преуменьшает значение офицеров в сражении, в том числе и Багратиона.

Командир Тимохин поднял силу духа солдат, которые не верили в победу из-за численного превосходства французов. Его твердая решимость и храбрость поразила соперника так сильно, что когда Тимохин пошел в бой со всем воодушевлением, французские солдаты испугались и бросили орудия.

Читайте также:
"Филиппок" краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, мысль, жанр, основная тема

Батарея Тушина — образец патриотизма и героизма. Капитан поджигает деревню Шенграбен, чтобы отвлечь соперника. В это время прикрытие орудий куда-то исчезает. Четыре пушки лишены защиты, но Тушин не уходит и палит врага. Его действия принесли результаты, но на военном совете его поведение было осуждено. Багратион упрекнул его, что Тушин не спас орудия и действовал без приказа. На защиту капитану встает Болконский, который отмечает смелость и героизм Тушина.

Есть в эпизоде и обратный пример. Долохов оказался также на поле боя. Он действовал ради собственной выгоды, а не спасения Отечества, как Тушин. Долохов хотел получить награду и повышение в звании. На совете он громко рассказал о своих подвигах с этой целью. Долохов, конечно, и сделал полезное для армии — взял в плен генерала, но им двигали вовсе не светлые цели.

Этот эпизод учит читателей тому, что исход боя зависит не столько от правильного и верного командования, как от силы духа народа. Именно народ, простые солдаты играют решающую роль в каждом сражении.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Фактические сведения о сражении

Битва под австрийской деревней Шенграбеном — это сражение, которое произошло между отрядом великого главнокомандующего Багратиона и армией Франции в 1805 году. Силы соперников были заведомо неравны:

  1. Русская армия состояла из 7300 воинов, в число которых входили казаки, драгунский отряд из Чернигова, гренадеры из Киева, егеря из Шестой части, мушкетеры Азовского и Подольского корпусов, гусары Павловского полка, а также кавалеры и пехотинцы. Командовал армией генерал Петр Багратион.
  2. Соратниками русских были австрийцы, однако они не стали вступать в бой. Полководец Иоганн Ностиц покинул поле битвы, заключив перемирие, предложенное Мюратом.
  3. Французский корпус возглавлял маршал Иоахим Мюрат, в армию входило 20630 воинов. Их составляли гренадеры Удино, пехотинцы Леграна, кавалерия Вальтера, дивизия Сюше и кавалерия Нансути в запасе.

Маршал Мюрат пытался заключить перемирие, что повлекло за собой негодование Наполеона. Французский император отправил полководцу письмо, в котором сообщил, что тот не имеет никакого права предлагать перемирие без его воли. Хотя Мюрат и был главнокомандующим, он не обладал полномочием решать, каким будет исход битвы. Полководцу пришлось отклонить соглашение и начать наступление на войска соперника.

Детали битвы под Шенграбеном

Армией, проводившей военные действия под Дирнштейном, управлял Михаил Кутузов, она пересекла Дунай и направлялась в сторону Цнайма и Брюнна. Главнокомандующий собирался присоединиться там к воинам из второй российской армии, подкрепленной солдатами из Польши и Галиции, а также же части австрийских войск. Австрийцы отступали к Брюнну, поскольку французские войска оккупировали Вену и мост через реку Дунай.

Согласно указу Наполеона, французская армия нападала на отступающие русские войска «наскоками», чтобы утомить врага. В атаке участвовали части, которые возглавляли Бернадот и Мортье. Корпуса под командованием Мюрата, Ланна и Сульта же направлялись к Цнайму, стремясь опередить армию Кутузова. Однако русские воины были утомлены и воздержались от битвы.

Кутузов захотел спасти большую часть армии и отдал приказ корпусу, которым командовал Багратион, отступить в сторону Голлабрунна. Отряд Багратиона должен был любой ценой удерживать положение при Голлабрунне, чтобы основные русские войска смогли пересечь Цнайм. Багратион осознавал, что он отправляется на верную смерть.

Смекалка генерала

Генерал Багратион был очень хитрым, умным и проницательным человеком. Он соглашался на переговоры с противником, чтобы надолго оттянуть время. Также ему удалось ввести в заблуждение Мюрата, который решил, что перед ним предстала вся армия, в то время как это была лишь ее часть.

Однако французский император смог понять, в чем заключается идея генерала. Наполеон дал приказ Мюрату ликвидировать войско Багратиона и напасть на основную армию. Сам император вышел в сторону Голлабрунна, стремясь направить силы противника в общую битву.

Следуя повелению императора, ночью Мюрат напал на небольшую часть русских солдат. Силы французского полка были направлены позади Грунда и Шенграбена. Согласно идее Мюрата, наступление на русских должно было быть произведено со стороны фронта, в это же время другой части французского отряда следовало нападать с правого фланга. Таким образом, соперник бы попал в засаду.

Также в нападении участвовали корпуса Вандама, Сульта и Ланна. Сначала стали наступать гренадеры, которыми командовал Удино, но они потерпели поражение. Однако французские войска оказались в тяжелом положении, потому что их освящали огни деревень, в то время как русские были укрыты под покровом ночи.

В то же время отряд под управлением Лерана почти обошел русское войско с тыла, но французский корпус был рассредоточен из-за темноты и дыма. Багратион понимал, что армия не сможет выстоять перед наступлением, поэтому он решил произвести смелый шаг: русские солдаты ударили по войску Леграна и расчистили дорогу к отступлению. Французам не удалось настигнуть корпус Багратиона.

В результате Шенграбенского сражения Россия потеряла треть своей армии, но держалась в бою 8 часов, это позволило основному войску примкнуть к остальному союзному отряду. Багратиону удалось спасти большинство своих воинов, захватить трофеи и покинуть поле боя. Армия соперника получила существенный урон.

Шулерство

Повеса надеялся, что сможет найти себе заботливую жену, и ему очень нравилась Соня Ростова. Однако надежда не сбылась. Соня, кузина Николая Ростова, отвергла предложение Долохова, ибо любила Николая. Отказ так огорчил Фёдора, что он решил отомстить Николаю Ростову. Предложив сыграть в карты, и успешно втянув Ростова в игру, злопамятный повеса вчистую обыграл соперника. Он делал это неторопливо, поддерживая у Ростова иллюзию возможного отыгрыша (самое время вспомнить поговорку «папаша бил сына не за игру в карты, а за отыгрыши»). И продолжалась игра, пока ставка не дошла до сорока трёх тысяч рублей. Причина такой странной цифры проста: Фёдор Иванович сложил свой возраст с возрастом Сони.

Читайте также:
Собакевич - характеристика героя, жизненные цели, любимые занятия

События в романе Война и мир

Литературная битва под Шенграбеном в «Войне и мир» в томе 1, части 2, главах 13−21 описана очень тщательно, читатель сможет ознакомиться со всеми историческими фактами. Русское войско победило врагов под Кремсом, хотя французы сильно превосходили по численности (100 тыс. против 35 тыс.).

После этой победы русские совершили отступление к Цнайму, чтобы присоединиться к другой части своей армии. Кутузов с недоверием относился к своим союзникам и в дальнейшем его сомнения оправдались, когда австрийцы отказались участвовать в бою.

Под Шенрабеном австрийцы напали на французские войска, но затем они приняли предложение о перемирии. Французская армия сильно превосходила австрийскую по численности. Кутузов собирался занять Цнайм до того, как туда попадут неприятели. Это был единственный вариант выйти из бедственного положения. Он принял решение отправить отряд под командованием Багратиона, чтобы задержать войска соперника, даже если для этого придется пожертвовать всеми воинами.

Такая тактика в шахматах называется гамбитом, меньшая жертва позволяет получить большую победу. Правда, в произведении «Война и мир» писатель применил гиперболу, уменьшив численность армии до 4 тысяч. В литературной битве русские удерживали врага больше суток, чтобы спасти большую часть армии Кутузова.

В толстовской эпопее подробно описывается образ уставших солдат, которые героически боролись за честь Российской империи. Багратион вынудил Францию заключить перемирие, этот мир длился три дня, что и использовал Кутузов чтобы достигнуть Цнайма.

Первое появление

Впервые читатель знакомится с персонажем в первом томе. Пьер Безухов отправился к Анатолю Курагину, где и встретил Фёдора Долохова. Отчаянный вояка предложил пари: он сядет на подоконник, выпьет бутылку коньяка и не упадёт, а затем без помощи рук вернётся в комнату. Долохов выиграл пари, благодаря своей ловкости и хладнокровию. Подвыпивший неловкий Пьер решил повторить трюк. Дерзкий повеса охотно согласился на новое пари, понимая, что исход скорей всего будет трагическим. Лишь вмешательство Анатоля спасло Безухова от возможных увечий — Пьер наверняка свалился бы с подоконника высокого этажа.

Батарея Тушина

Отдельного внимания заслуживает капитан Тушин и его подвиг. Батарея бойца была оставлена близ Шенграбена. Никто не давал указаний, как именно ему следует поступить, Тушин сам предпринял решение совершить отвлекающий маневр и поджечь ближайшую деревню. Когда ее охватило пламя, это привлекло внимание французских солдат, и армия Багратиона смогла покинуть поле боя. Как указано в цитатном примере: «Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад…»

Тем не менее после этого генерал выразил возмущение поступком бойца, не понимая, почему Тушин со своей батареей не отступил, а стал стрелять по деревне. Было потеряно два орудия, однако боец не был в этом виновен, поскольку Жерков и солдаты, которые должны были находиться рядом и прикрывать его, не стали этого делать.

В подробном анализе эпизода с батареей Тушина следует упомянуть, что Князь Андрей Болконский начал вступаться за солдата на встрече в штабе, потому что своими глазами наблюдал, как он до последнего защищал орудие. Багратион учел его мнение, и поступок Тушина был признан героическим. Но он не единственный простой человек, кто проявил храбрость на поле боя. Был и командующий ротой Тимохин, который, обладая скудным обмундированием, стал атаковать французов и сумел обратить их в бегство.

Неоднозначный герой романа «Война и мир» — Долохов. Если говорить кратко, этот человек был офицером, но его разжаловали в солдаты. Эгоизм — ключевое качество в характеристике Долохова, для него свойственно показное поведение и желание извлечь выгоду везде, где это возможно. Он тоже принимал участие в сражении и не покинул поля битвы, будучи раненым, но после боя Долохов стал требовать признания и восхваления, чего нельзя сказать о Тимохине или Тушине, которые проявили героизм искренне и ничего не ждали взамен. Это хороший сравнительный пример, показывающий показной и настоящий патриотизм.

Прототипы Долохова

У Долохова несколько реальных предшественников. Партизанские похождения персонажа списаны с подвигов героев Отечественной войны Дорохова и Фигнера (от Фигнера Долохов унаследовал беспощадность к французам и принцип «пленных не брать»). В Долохове можно заметить черты Лермонтова (великий поэт отличался эпатажем, дерзостью и цинизмом, был опасен в великосветском обществе из-за склонности к дуэлям, а потому попал на Кавказ, где его смелость и воинственность были востребованы). Главный «предшественник» Долохова — знаменитый дуэлянт, бретёр, шулер Фёдор Иванович Толстой по прозвищу Американец.

Читайте также:
Мечты Манилова - жизненные цели героя Мертвые души, описание

Особенности и поступки героев

Повествование о шенграбенском сражении позволило Льву Толстому лучше раскрыть характер своих ключевых героев. Из краткого пересказа можно вынести для себя следующие сведения об Андрее Болконском:

  1. Все военные действия, в которых участвовал князь, повлияли на его духовный рост. Интересно, что до Шенграбенской битвы Болконский был сторонником Наполеона. Однако после случая с Тушиным он переосмыслил свою позицию.
  2. Целью Болконского было совершить подвиг, но на примере Тушина он осознал, что героизм проявляется только тогда, когда боец совершает смелый поступок, не планируя его заранее.
  3. Во время конфликта Тушина с главнокомандующим Багратионом Болконский занял сторону первого, хотя раньше он презирал простых людей. Тем не менее под Шенграбеном князь все еще не чувствует родства с народом. Это понимание придет к нему только при Бородино, Аустерлиц и Шенграбен — всего лишь этапы становления мировоззрения Болконского.
  4. Когда Багратион приказал князю сделать контрольный объезд армии перед битвой, он обнаружил, что войско не утратило своего боевого настроя при приближении к врагу. Напротив, солдаты вели себя очень сплоченно и были готовы атаковать в любой момент. Цитата: «Чем далее продвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск.»
  5. После первых взрывов Андрей понял, что между теорией боя и военными действиями на практике есть большая разница. Битва случилась не по плану, однако Багратион сумел вселить в своих солдат отвагу и выдержку. Болконский понял, что самоконтроль главнокомандующего — важнейшая часть победы.

Николай Ростов — брат героини Натальи Ростовой. В начале произведения это перспективный студент, однако он прекращает учебу в университете, чтобы стать солдатом гусарского полка, который впоследствии участвовал в сражении под Шенграбеном. Близкие молодого человека были недовольны его выбором. Сначала Ростовы решили, что Николай хочет воевать по примеру своего друга, однако юноша признался, как чувствует, что карьера военного играет для него важную роль — это его призвание и у него не возникает вопроса, зачем идти и сражаться. В романе «Война и мир» описаны следующие изменения личности Николая:

  1. Николай ждал, когда же начнется атака, потому что ему было интересно узнать, каково участвовать в военных действиях. Но после того как Ростов оказался в бою, он понял, что совершенно не готов к войне. То, о чем он читал в книгах и видел на изображениях, совсем не соответствовало реальности, и ему стало очень страшно.
  2. Как и князь Болконский, Николай был отважным юношей и стремился к боевой славе, однако, столкнувшись с неприятелем лицом к лицу, он понимает, что страх затмевает разум. Он бросает оружие во врага и позорно покидает поле боя. Во время победы Николай был ранен. Под Аустерлицем он больше не проявлял такой трусости.
  3. Позднее Ростов стал героем и даже получил Георгиевский крест, но случай в Шенграбене никогда не был для него забытым. Если проанализировать данную сцену, эта битва стала для него тем же, что и Аустерлиц для Болконского.

Человек, участвующий в боевых действиях — это очень важный образ в литературе, поскольку именно в тяжелых ситуациях проявляется истинный характер и личность героев. «Война и мир» — легендарный роман Льва Николаевича Толстого, где не только описаны интересные исторические сведения, но и содержатся ценные жизненные уроки. Анализ поведения персонажей позволит читателям сделать полезные выводы, научиться отличать настоящий патриотизм от ложного и осознать важность храбрости.

Дуэль с Пьером

Желание отомстить Пьеру стало причиной интрижки Долхова с Элен Безуховой.

Рано или поздно Пьер расстался бы с женой, ибо молодой граф понимал, что женитьба была неудачной. Элен была порочной и циничной женщиной, а значит, скандал был неизбежен. Познакомившись с Долоховым, графиня Безухова без колебаний сошлась с ним — так сказалась поговорка «подобное тянется к подобному».

На великосветском приёме бретёр своим дерзким поведением так рассердил Пьера, что вспыхнула ссора. Молодой граф понял, что его жена – изменница, и вызвал Долохова на дуэль.

Учитывая, что Фёдор Иванович был опытным стрелком, шансы Пьера победить казались ничтожными. Однако Безухов, впервые взяв в руки пистолет, выстрелил первым, почти не целясь — и серьёзно ранил противника. Бретёр сделал ответный выстрел, но промахнулся.

Когда Николай Ростов отвёз раненого Долохова домой, он с удивлением понял, что циничный в великосветском обществе Фёдор Иванович совсем не таков в семье. Он любящий, добрый и заботливый сын и брат.

Какое-то время Николай Ростов был дружен с Долоховым, но неуемная натура Долохова и здесь стала причиной вражды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: