Шинель Гоголь – анализ, краткое содержание, тема, история создания

Анализ повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Повесть была написана в 1841 году и увидела свет в 1843. Вошла в «Петербургские повести» (1830-е – 40е) и получила огромную известность в кругу просвещенных читателей. Петербургские повести объединяют общее место действия – город Санкт-Петербург и единая проблема «маленького человека».

История создания

Произведение вошло в сборник «Петербургские повести» наряду с произведениями: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Творчество Гоголя наиболее полно раскрылось именно в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем Вы узнаете из разбора от Многомудрого Литрекона.

По воспоминаниям П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружьё. Услышав ее, Гоголь уже тогда задумался о создании повести о «чиновнике, крадущем шинели». Это сословие невероятно интересовало автора, ведь он и сам на ранних порах вынужден был работать в этой среде, чтобы найти средства на жизнь. Все его наблюдения «списаны» с настоящих людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 году, закончил он ее в 1842.
В Российской государственной библиотеке хранится ранняя редакция начала повести (отрывок), которая была продиктована Погодину М.П. (историк, коллекционер, журналист, писатель- беллетрист и издатель) в Мариенбаде.

Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

  1. Произведение начинается со своеобразного вступления-экспозиции – писатель рассуждает о городе, который объединяет между собой все «Петербургские повести».
    Эта часть сменяется биографией главного героя, что характерно для последователей «натуральной школы» (реализма). Это позволило автору раскрыть мотивировку его поступков и объяснить причины подобного поведения Башмачкина.
  2. Далее завязка (по законам жанра) – герой загорается «идеей будущей шинели».
  3. Эта идея подводит сюжет к кульминации повести – приобретение Акакия Акакиевича оказывается в руках грабителей.
  4. Развязка происходит на улице, где призрак настиг должностное лицо и отнял у него верхнюю одежду.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.
Читайте также:
Души мертвые и живые в поэме Гоголя - кто является мертвыми душами

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

  • Основная тема произведения — судьба маленького человека. Именно раскрытию его образа посвящена повесть. Н. В. Гоголь в «Шинели» выразил свое отношение к этому типу людей и дополнил их большую галерею. В книге он описал характер, нравы, стремления и быт этого персонажа. Если у Пушкина в «Станционном смотрителе» Самсон был раскрыт не в полной мере, то у Гоголя весь сюжет посвящен одному Башмачкину. Тема маленького человека является ключом к пониманию авторского замысла: писатель хотел показать трагизм судьбы ограниченного и слабого члена общества, чтобы пробудить в наших сердцах сострадание к нему.
  • Тема сострадания и любви к ближнему тоже является центральной в тексте. Гоголь был верующим человеком и в каждой книге находил место для нравственного урока. Именно равнодушие и эгоизм людей способствуют несчастьям и горю, а противопоставить им можно только милосердие и доброту. Жалеть и любить нужно не за заслуги или выгоду, а просто так, без причин и наград. Только таким образом можно победить те социальные проблемы, которые давят на общество по сей день. По сути, чиновнику нужна была не шинель, а поддержка окружения, которое его призирало.
  • Еще одна важная тема – безнравственность. Именно фактом безнравственности можно объяснить большую часть из того, что происходит в повести. Например то, что все равнодушны к горю Башмачкина, никто не хочет ему помочь. Или то, что главного героя ограбили, или то, что человека в принципе ценят не за его умения, личные качества и достижения, а за чин и состоятельность. Пока у Башмачкина не было шинели, его вообще не замечали, и когда пропала – перестали. Поэтому можно сделать вывод что тема безнравственности следует по всем поворотам сюжета.
  • Тема мечты в произведении раскрывается в образе шинели и ее значимости для главного героя. Башмачкин экономил на всём, мало ел, не зажигал свечей, не пил чай и даже не отдавал белье в прачечную, а дома ходил в халате, чтобы одежда не снашивалась. Он говорил о шинели с упоением, мечтал о ней, как о подруге жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся с настойчивостью героя, с его сильным желанием стараться ради чего-то. Может быть, будь это не шинель, а нечто большее (духовное), мы бы и увидели совершенно другого Акакия Акакиевича. Тем не менее, он сократил все свои привычные расходы ради того, чтобы носить эту шинель, сделал всё, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Однако не стоит забывать, что до появления навязчивой «идеи будущей шинели», у него была другое увлечение. Каждый раз приходя с работы, он мечтал делать её снова. Он переписывал бумаги иногда даже специально, потому что ему это очень нравилось. Каждый день он переписывал бумаги, и ему это нравилось, для него это была работа мечты.
  • Также нельзя не уделить внимания теме униженных и оскорбленных. Эта тема напрямую связана с образом главного героя. На службе его пинают, толкают, а он прощает всё и слова никому не скажет, если только срывающимся на жалость голосом попросит быть осторожнее. Он не жалуется, не испытывает никаких глубоких эмоций и сильных чувств. Герой живет в маленькой, холодной квартирке, которая скорее напоминает комнату, не следит за собой, отчасти потому, что ему это не надо, он очень тихий и ненавязчивый. Может быть, он и при жизни был призраком?
  • Тема возмездия отчетливо прослеживается в эпилоге повести, когда многие видят призрак Башмачкина на мостовой (в частности, то значимое лицо, к которому Башмачкин обращался за помощью). И эта тема дает свое продолжение и преображается в дидактический авторский вывод. Когда значительное лицо получает по заслугам от призрака, то делает вывод, что нельзя быть очень строгим со своими подчиненными и гнобить людей лишь за их не высокопоставленность.
  • Также интересна тема судьбы в повести. Еще с детства стало ясно, что у Акакия будет судьба тихого, мирного титулярного советника, который будет жить не особо счастливо, зато спокойно и стабильно.
Читайте также:
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил читать

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

  • Проблема гуманизма – главная в «Шинели». Абсолютно все персонажи в произведении мелочны по характеру и эгоистичны. В погоне за материальной обеспеченностью они игнорируют мораль и нравственность. Они им не нужны, так как она составляют лишние хлопоты. Зачем помогать мелкому титулярному советнику, если у него и так жизнь не сложилась нормально? Воры на мостовой – тоже чистой воды антигуманизм. Сам Акакий, став призраком, тоже становится вором, он не может упокоится, пока не утолит своё желание мстить.
  • Проблема равнодушия вытекает из проблемы отсутствия гуманизма. Никто не помогает Башмачкину, ведь всем все равно. Никто не отзывается на его просьбы о помощи. Должностное лицо, которое по своему служебному долгу должно было помочь просителю, вытолкало его за дверь, чтобы показать свою власть другим людям. Если бы он принял надлежащие меры, никто бы не пострадал.
  • Проблема бедности призраком проходит через всё произведение. Она незаметна, но при этом очень хорошо ощущается почти на каждом этапе. Башмачкин очень беден. Зарабатывая 400 рублей в год, особо не разгуляешься. Он живет в маленьком помещении с поломанными скрипящими половицами, там сыро и холодно. Для покупки шинели он отказывается от привычных каждому человеку элементарных правил гигиены и здоровья: стирать белье в прачечной, носить белье, есть здоровую и сытную пищу. Он даже не зажигает свеч и не пьет чай. Бедность не порок, но в шинели она обретает очень уродливые очертания.
  • Проблема социального неравенства тоже проявляется на протяжении всей повести. Значительное лицо игнорирует Башмачкина и унижает его за то, что он, по его мнению, пришел в неподобающем виде. Пытается построить бедного и без того Акакия, ругая его за внешний вид. Хотя сам совсем недавно этим значительным лицом стал. Но несмотря на это, показывает своё превосходство и более высокий чин.

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главная мысль и смысл финала

  • Смысл финала и значение вьюги. Гоголь хотел показать все остросоциальные проблемы, которые его волновали. Показать, что на ленивых и беспринципных чиновников нет управы. А если есть, то только вышестоящие лица. Став в финале повести призраком, Башмачкин как раз обретает нужную форму и вершит свою месть в наказание за равнодушие высокопоставленных лиц. Но это, как подчеркивает писатель, возможно только в области мистики. Возможно, любитель шинелей стал орудием высшего и праведного Божьего суда, в который верил Гоголь. Всё это действо, стоит отметить, сопровождает такая художественная деталь как ветер. Вьюга, пронизывающая петербуржцев до костей, по моему мнению, символизирует животный страх, стихийный страх, который заставляет дрожать даже безнравственных чиновников. Это часть правосудия свыше, которое настигнет каждого, независимо от чина.И хотя Гоголь против мести, в этой повести он видел её единственным способом вершить правосудие.
  • Основная идея: Автор демонстрирует необходимость высоких моральных ценностей и убеждений для человека. Любой из нас перестает быть маленьким, когда обретает высшее предназначение. Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Не его вина, что такое отношение он мог получить только из-за приобретения шинели. В его зацикленности на верхней одежде виновато окружение, которое готово принять только тех, кто приходит «в надлежащем виде». Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

Чему учит?

Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.

Автор склоняет нас к мысли, что за любое зло мир отвечает злом. Так или иначе, сделав что-то плохое, человек получит его же в двойном размере. Поэтому стоит отвечать за свои слова и поступки, а также быть готовым к тому, что возмездие обязательно придёт. И если никто не способен наказать, то уж сверхъестественные силы точно способны воздать должное вышестоящим лицам. Такова мораль в повести Гоголя «Шинель».

То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.

Критика

В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели отзывались о «Шинели», которая действительно сделала революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление «натуральной школы».
В.Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из глубочайших созданий Гоголя». И к этому мнению присоединились многие критики.

Знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая кстати принадлежит не Достоевскому, а французскому резиденту Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и максимально передал свою идею читателю, но и то, что Гоголь был известен даже за рубежом.

История создания и анализ повести Гоголя «Шинель»

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. В повести поднимается тема “маленького человека”, несправедливого устройства жизни, где привилегии есть только у “значительных лиц”. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями об авторе.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Мёртвые души, описание домов, изображения

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.
Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

История создания

Анализ произведения “Шинель” невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Шинель»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Шинель»
  • для самых компанейских — Главные герои «Шинель»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Шинель»
  • для самых крутых — Читать «Шинель» полностью

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновении с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный контекст. Произведение учит нас тому, как нельзя относиться к ближнему своему.
Идея Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

«Шинель»

История, приключившаяся с Башмачкиным, началась с рассказа о его появлении на свет и закончилась повествованием о его службе титулярным советником и смерти.

Размеренная жизнь

Большинство молодых чиновников подсмеивались и чинили советнику докуки, осыпали бумажками, толкали под руку. Когда он уже не мог терпеть этого, он говорил им, чтобы его оставили в покое и спрашивал, почему его обижают. Его работа заключалась в переписывании бумажек. Он выполнял ее с любовью и, даже придя со службы, быстро ел щи и садился переписывать документы, которые принес домой. Если их не было, он специально брал себе копию любого документа со сложным адресом. У него не было ни развлечений, ни друзей. Когда он заканчивал писать, то отправлялся в кровать и счастливо предвкушал переписывание на следующий день.

Внезапная проблема

Но эту размеренность нарушило неожиданное событие. Как-то утром Акакий осмотрел собственную шинель и обнаружил, что плечи и спина вещи абсолютно износились. Он принял решение отнести ее портному. Петрович изучил шинель и сказал, что починить ее невозможно. Необходимо было шить другую шинель. Озвученная портным стоимость шинели потрясла Акакия. Он решил, что появился здесь не вовремя, поэтому пришел, когда портной похмелился и по этой причине должен был стать сговорчивее. Однако Петрович остался при том же мнении. Поняв, что придется покупать новую шинель, Акакий думал, как получить восемьдесят рублей. Он считал, что за эти деньги портной согласится выполнить заказ. Он принял решение сократить обычные затраты: отменить вечерний чай, обойтись без свечей, ходить на цыпочках, чтобы раньше времени не испортить подметки, не так часто стирать белье а, чтобы не пачкать его, носить дома только халат.

Читайте также:
"Кортик" 📚 краткое содержание повести А.Н. Рыбакова, характеристика главных героев, жанр, сюжет, основная мысль произведения
Новая шинель

Жизнь его изменилась абсолютно. Мечта о новой шинели сопровождала его повсюду. Ежемесячно он посещал портного, чтобы поговорить о шинели. Награда к празднику оказалась больше на двадцать рублей. Акакий с портным поехал в лавки. И материалы, и сама шинель оказались великолепны. Начались морозы, и Акакий отправился на работу в новой шинели. Обновку заметили, похвалили и потребовали у ее владельца организовать по этому случаю вечер. Но у какого-то чиновника в этот день был день рождения. Он пригласил всех присутствующих на чай. Это спасло смутившегося Акакия.

После работы Акакий вернулся домой, пообедал, побездельничал и отправился к чиновнику, который жил в дальней части города. Вновь он услышал от всех похвалу своей шинели. Однако скоро все занялись ужином и шампанским. Вынужденный заняться тем же, Акакий почувствовал несвойственное ему веселье. Но вспомнил, что уже поздно и тихонько отправился домой. Сначала, будучи в возбуждении, он пошел вслед за дамой. Однако в скором времени появились пустынные улочки, которые испугали его. В центре большой безлюдной площади его остановили усатые люди и отобрали шинель.

Смерть Башмачкина

Начались злоключения Башмачкина. Частный пристав не помог ему. На работе, где он появился через день в старой шинели, к нему проявили жалость и хотели даже скинуться. Однако удалось собрать лишь небольшую сумму. Акакию посоветовали обратиться к значительному лицу. Оно могло оказать помощь в поиске шинели. Значительное лицо находилось на своем посту недавно и хотело произвести впечатление на приятеля, с которым не виделось много лет. Оно упрекнуло Акакия за то, что тот, по его мнению, обратился не по форме. Акакий отправился домой. Вскоре у него началась сильная горячка. На протяжении нескольких дней он находился в беспамятстве и бреду, а потом скончался. На работе об этом узнали только через три дня после похорон. В скором времени стало известно, что ночью около Калинкина моста стал появляться мертвец, который сдирал со всех подряд шинели. Кто-то узнал в нем Акакия. Полиции не удалось поймать привидение.

Тем временем некое значительное лицо узнало, что Акакий скончался. Его потрясло это известие. Чтобы немного развеяться оно отправилось на вечеринку, после которой решило посетить Каролину Ивановну. Была непогода. Вдруг лицо почувствовало, как его ухватили за воротник. Оно с ужасом узнало Акакия. Привидение с торжеством стянуло с него шинель. Значительное лицо вернулось домой и с этого момента больше не распекало своих подчиненных. Мертвец же после этого больше не появлялся. Коломенский будочник позже встретил привидение, которое было намного выше ростом и имело очень большие усы.
Как Вы запомнили содержание «Шинель»?
Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 6 заданий окончено
Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
Информация

Проверьте, как вы усвоили содержание произведения!

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Анализ повести «Шинель» (Н. Гоголь)

Автор: Guru · 18.10.2017

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

История создания

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?
Читайте также:
Корсар краткое содержание поэмы Джорджа Байрона - читать онлайн

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
  • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
  • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
  • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

  • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
  • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
  • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
  • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

В чем смысл повести?

Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

Читайте также:
«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание произведения, история исследования времени, анализ, жанр, характеристика

Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Носов “Фантазеры­ “: главная мысль, главные герои, что писать?

Носов “Фантазеры”: главная мысль, главные герои для читательского дневника, что писать?

Главными героями рассказа являются два друга – Стасик и Мишка. У ребят есть одно увлечение – они любят рассказывать друг другу разные интересные придуманные истории – фантазировать.

Однажды к друзьям присоединяется соседский мальчик Игорь. История, рассказанная Игорем, ребятам не понравилась: дело в том, что Игорь подстроил так,что за его проделку родители наказали его сестру Иру.

Главная мысль рассказа, на мой взгляд, заключена в том, что автор хотел, чтобы у маленьких читателей сформировалось представление о том, что между двумя словами – фантазировать и обманывать – огромная разница.

Фантазии Стасика и Мишки – совсем безобидные, они веселые и безобидные.

Обман же Игоря стал причиной наказания невиновной девочки.

Реакция на этот обман со стороны обоих друзей была довольно однозначная – так поступать нельзя.

Главными героями рассказа Николая Николаевича Носова “Фантазёры” являются Мишутка и Стасик. Это два интересных мечтательных мальчугана, с весьма развитым чувством справедливости, которым небезразлично чужое горе. Им противно общаться с бесчестными ребятами, такими как соседский мальчишка Игорь, и они готовы поделиться единственной порцией мороженного с несправедливо наказанным маленьким человечком ( девочка Ира ).

Основные мысли. 1. Ложь и фантазия – это абсолютно разные понятия. Не следует опускаться до первой, а вот вторую просто необходимо постоянно развивать. 2. Подлые и эгоистичные люди не имеют друзей, ведь им никто и никогда не будет доверять.

Главных героев в рассказе “Фантазеры” можно выделить всего четверо.

Первый герой это мальчик Мишутка.

Второй герой мальчик Стасик – друг Мишутки.

Третий герой это мальчик Игорь.

Четвертая героиня это Ира – сестра Игоря.

Хотя Игоря и Иру можно отнести скорее к второстепенным. Они в данном рассказе играют роль сравнения между Мишуткой и Стасиком.

Суть рассказа в том, что Мишутка и Стасик пытались друг друга перещеголять в историях. И все эти истории по сути были враньем. Однако это вранье было безобидным в отличии от вранья Игоря, который подставил свою Сестру.

Я думаю смысл рассказа в том, что безобидные фантазии никому вреда не приносят, как в случае с историями Мишутки и Стасика. А вот вранье Игоря могло принести слезы другому человеку. Именно это и хотел показать автор. Что фантазии и вранье отличаются своими последствиями.

В рассказе Николая Носова “Фантазеры” главными героями являются мальчики Мишутка и Стасик. Мальчишки беззаботно болтают на лавочке, веселя друг друга различными небылицами.

Вскоре к ним присоединяется еще один, но на этот раз отрицательный герой Игорь – противный мальчик, который, стремясь произвести на друзей впечатление, с гордостью рассказывает ребятам, что он совершил плохой проступок. Игорь съел пол-банки варенья, а затем вымазал губы спящей сестре Ире, чтобы свалить на нее вину. Мальчикам стало жаль незаслуженно пострадавшую от действий своего брата девочку, и они угостили ее мороженым.

Главной мыслью рассказа “Фантазеры” является то, что в фантазиях и безобидных выдумках нет ничего плохого, а вот вранье ради собственной выгоды вызывает у окружающих закономерную негативную реакцию.

Главные герои рассказа “Фантазеры”:

  1. Мишутка, мальчик-выдумщик
  2. Стасик, его друг, такой же выдумщик
  3. Игорь, сосед друзей, мальчик, который обманывает маму
  4. Ира,сестра Игоря, невинно пострадавшая за обман брата.

Главная мысль рассказа “Фантазеры”:

Читайте также:
Я встретил вас — и всё былое, анализ, история, жанр, тема и идея

Врать очень не хорошо, особенно когда из-за этого вранья бывает плохо другому человеку. А вот выдумывать различные небылицы очень даже хорошо. Потому что они развивают фантазию, воображение и никому не приносят вреда.

Игорь соврал про варенье, и его сестра Ира была наказана, она плакала. Мальчики Стасик и Мишутка сочиняли различные небылицы и им было весело. А встретив Иру они решили восстановить справедливость и поделились с ней мороженым.

В рассказе Н.Н. Носова “Фантазеры” следующие главные герои:

  • Мишутка – выдумщик, друг Стасика;
  • Стасик – выдумщик, друг Мишутки;
  • Игорек – сосед Стасика и Мишутки, рассказавший историю про то, как он съел варение, а свалил на свою сестру Иру;
  • Ира – сестра Игоря, с которой Стасик и Мишутка поделились мороженым.

Главная мысль в рассказе Н.Н. Носова “Фантазеры” заключается в том, что автор пытается показать разницу между плохой ложью (которая в итоге приводит к наказанию кого-либо) и доброй фантазией (которая никому не вредит). В рассказе Н.Н. Носов показывает, что мечтать и фантазировать не вредно, а вот ложь – это плохое качество, поэтому врать нельзя. В конце рассказа автор учит детей проявлять сострадание к людям, которые пострадали без вины из-за чьего-либо вранья.

Краткое содержание рассказа “Фантазеры” для читательского дневника:

В рассказе “Фантазеры” рассказывается о двух друзьях Мишутке и Стасике, которые любят фантазировать и рассказывают друг другу невероятные, добрые и даже сказочные истории. Подсевший к ним соседский мальчишка Игорь рассказывает ребятам свою правдивую историю, но в которой он соврал маме на сестру Иру (сам съел варение, а пока сестра Ира спала, обмазал ей губы варением). В результате Ира незаслуженно была наказана и мама не отпустила девочку гулять. Друзьям Стасику и Мишутке неприятен рассказ Игоря, они видят разницу между ложью и фантазией и прогоняют соседского мальчишку из своей компании.

Ребята покупают одно мороженое на двоих, так как у них не хватило денег на два. Увидев соседскую девочку Иру, ребята предлагают ей свое мороженное, ведь они знают, что она не виновата. Ира предлагает разделить мороженое поровну на троих.

«Фантазеры» — читательский дневник по рассказу Н. Носова

В 1940-м году рассказ «Фантазеры» Николая Носова был опубликован в журнале «Мурзилка» под названием «​Мишутка и Стасик».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Носов Николай Николаевич
Название произведения: Фантазеры
Число страниц: 5.
Издательство: «Росмэн».
Год издания: 1997 год
Жанр: Рассказ
Год написания:

Главные герои и их краткая характеристика

Стасик и Мишутка – лучшие друзья, добрые, порядочные ребята, большие выдумщики.
Игорь – соседский мальчик, вредный, подлый.
Ира – младшая сестренка Игоря, добрая и честная.

Краткое содержание и сюжет

Мишутка и Стасик – лучшие друзья, которые с удовольствием выдумывают всякие небылицы о себе и других людях. При этом они соревнуются между собой, кто из них нафантазирует самую невероятную историю.

Мальчики представляют себя отважными, сильными и большими. В своих фантазиях им вначале было больше ста лет, и только со временем они стали маленькими. Однажды Мишутка рассказал, как на него напала огромная акула, которая откусила ему голову, и теперь он ходит без нее, ожидая, пока вырастет новая голова. Стасику очень понравилась эта выдумка, и в ответ он рассказал, как его съел крокодил, но потом выплюнул.

В ответ Мишутка поведал, как однажды раздавил ногой автобус. Правда, он затем признался, что автобус был игрушечным. Стасик не хотел отставать, и похвастался тем, что летал на Луну. Вот только он ничего не смог там разглядеть, потому что летал во сне.

Однажды к друзьям присоединился соседский мальчик Игорь. Он внимательно послушал их выдуманные рассказы, но затем сказал, что они никуда не годятся, а вот его правдивая история куда интереснее. Как-то раз Игорь с младшей сестренкой Ирой остались одни дома. Девочка пошла спать, а Игорь тем временем взял в буфете варенье и съел сразу полбанки. Чтобы мама не ругалась, мальчик обмазал вареньем губы сестры. Мама вернулась, и отругала Ирочку, а Игорю разрешила доесть десерт.

Игорь похвастался перед друзьями, как ловко он обманул родителей – и выгоду получил, и наказания избежал. Однако мальчики были возмущены таким подлым поступком. По дороге домой они купили одно мороженое на двоих. В подъезде друзья повстречали заплаканную Ирочку, которой досталось за съеденное варенье. Чтобы утешить девочку, Мишутка и Стасик каждый предложили ей свою порцию мороженого. Ирочка была доброй девочкой, и предложила разделить мороженое на три равные части. Друзья так и сделали, и все были счастливы.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мишутка и Стасик хвастались друг перед другом. Игорь послушал, как они хвастают, и стал стыдить мальчиков. Он сказал, что врать нужно с пользой. Игорь рассказал, как обманул родителей и подставил сестру Иру. Ребята прогнали Игоря, а сами купили порцию мороженого на двоих. Они встретили заплаканную Иру, и поделились мороженым.

План пересказа

  • Стасик и Мишутка фантазируют.
  • Появление Игоря.
  • Подлый поступок Игоря.
  • Мороженое на двоих.
  • Слезы маленькой Иры.
  • Ребята утешают девочку.

Основная мысль

Можно смело фантазировать и выдумывать небылицы, а вот врать и подставлять других людей – подло.

Чему учит

Рассказ учит быть честным, справедливым, и никогда не сваливать свою вину на другого человека. Учит не бояться фантазировать и придумывать разные увлекательные истории.

Отзыв

Стасик и Мишутка, несмотря на свое богатое воображение и любовь к сочинительству, оказались порядочными и справедливыми мальчиками, которые четко понимали, где – фантазии, а где – вранье.

Пословицы

  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Врать не устать, было бы кому слушать.
  • Врать не врет, прихвастывает здорово.

Что понравилось

Очень понравилось, как друзья отказались играть с Игорем, который так жестоко подставил сестренку, да еще и хвастался своим подлым поступком.

Вывод и моё мнение

Есть добрые и безобидные фантазии — от них нет вреда, они радуют сердце и занимают досуг, развивают ум и воображение, а есть настоящая ложь, причиняющая боль и несправедливость. И нужно помнить разницу между ними. Стас и Мишка поняли ее и прогнали вруна, а потом проявили еще большую доброту, купив на последние деньги Иришке, наказанной мамой несправедливо.

Читайте также:
Тема родины в творчестве Маяковского - патриотические произведения

Рассказ Носова «Фантазеры» для читательского дневника

Сюжет — краткое содержание:

Главные герои, Мишутка и Стасик, сидели на скамейке и фантазировали. Ребята рассказывали друг другу, что летали в космос, боролись с акулами. К ним подошёл соседский мальчик Игорь. Он поведал им о своём обмане. Герой подставил свою сестру, чтобы её вместо него поругала мама. Мишутка и Стасик не захотели с ним разговаривать. Они считали, что Игорь поступил очень плохо. После покупки мороженого ребята пошли на лестничной площадку. Там мальчики встретили Иру. Она грустила и обвиняла брата. Ребята поделились с ней мороженым и пошли дальше фантазировать.

Краткое содержание «Фантазёры» для читательского дневника

ФИО автора: Носов Николай Николаевич

Название: Фантазёры

Число страниц: 5. Носов Николай. «Фантазёры». Издательство «Росмэн». 1997 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1940 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Пословицы к произведению:

«Ложь человека не красит» «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят» «Кто любит лгать, того нельзя за друга принять» «Ложь бывает и спроста, а клевета — всегда с умыслом»

Другие читательские дневники здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Анализ текста

В 1957 году писатель Н. Носов создал произведение под названием «Фантазеры». Через некоторое время его творение включили в сборник других детских рассказов. Каждая история, которую описывал писатель, была проста и понятна обычным советским детям. Современные дети искренне не понимают, что такое клякса, замазка и почему малышей пугали милиционером. Времена изменились и предпочтения тоже. Все сказки и рассказы этого великого писателя сегодня детям кажутся смешными, а картинки, рисунки и иллюстрации забавными.

Если в данный момент предложить современному ребенку сделать аннотацию к произведению, ему покажется это сложной задачей. Происходит это не потому, что сегодня школьники глупее, они просто думают совсем по-другому. Именно поэтому для понимания смысла рассказа его необходимо изучить более подробно.

Книга «Фантазеры» Носова относятся к жанру — сатирический рассказ. Текст имеет классическую композицию:

  1. Завязка.
  2. Основная мысль.
  3. Развязка.

Краткое содержание «Фантазеров» Носова для читательского дневника поможет подготовиться к пересказу на уроках русской литературы. Эта добрая история учит детей добру. Автор хочет донести до своих маленьких читателей, что врать это нехорошо. Каждый должен отличать ложь от фантазии.

Сюжетная линия

Все начинается с того как два лучших друга Мишутка и Стасик рассказывают истории о себе и о других людях. При каждой встречи они постоянно соревновались, у кого из них будет самая захватывающая небылица.

Во время очередной беседы дети считают себя большими и сильными. В своих фантазиях им по сто лет и только со временем они вновь становятся маленькими. Как-то Мишутка придумал историю о том, что на него якобы напала акула и откусила ему голову, теперь он ждет, пока отрастет новая. Его другу понравилась такая затея, и он ответил, что его сначала съел крокодил, а потом выплюнул.

Миша не останавливался и придумал новую историю о том, как однажды раздавил ногой автобус, посмеявшись, мальчик, признался, что он был игрушечным. Стасик не хотел отставать и похвалился тем, как летал на Луну. Но к сожалению, там он ничего не увидел, так как это путешествие было во сне.

Появление Игоря

В один из обычных дней, когда мальчики весело беседовали во дворе, к ним присоединился сосед Игорь. Он внимательно слушал их небылицы и в конце сказал, что они неинтересны, а вот его история правдивая и более захватывающая. Однажды Игорь и его сестренка Ира остались дома одни. Когда девочка спала, брат залез в шкаф и съел там половину банки варенья. Он знал, что мама будет его ругать и поэтому решил обмазать губы сестры вареньем. По возвращении домой мама отругала девочку, а Игорю разрешила доесть оставшееся варенье.

Добрый поступок

Соседский мальчик откровенно хвастался тем, что обманул родителей, подставил сестренку и еще награду за это получил. Стасику и Мишутке показалось это подлостью, они рассердились и ушли. По пути домой они зашли в магазин и купили одно мороженое на двоих. Зайдя в подъезд, мальчики увидели Иришу. Она стояла и плакала, ей было обидно, что брат так поступил с ней. Друзья решили поддержать девочку, и каждый предложил ей съесть его порцию мороженого. Ирочка была доброй и отзывчивой девочкой и поэтому предложила поделить десерт на три равные части.

Рассказ «Фантазеры» Носова учит чему-то доброму и светлому. Автор хочет сказать, что придумывать истории неплохо, а вот врать и подставлять других — подло. Произведение направлено на то, чтобы дети росли честными, добрыми и справедливыми.

После прочтения становится ясно, кто написал «Фантазеров». Только Николай Носов может так умело описать ситуацию, в которой сразу понятен главный замысел и основная мысль.

Урок по литературному чтению» Н.Н. Носов » Фантазёры»

— Чем отличается врун от фантазёра

— Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга.

— Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?

— Как Игорь придумывал? Прочитайте. («Сейчас…»)

Читайте также:
Андрей Болконский - характеристика образа кратко, жизненный путь

— Зачем автор использует такие слова, какгм

— Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?

— Трудно ли сочинять? Приходилось ли вам сочинять?

—За что Игоря укусила собака? Он ее дразнил.

КАК характеризует это мальчика?
Он злой и обижает животных
.

Какие еще дурные черты характера заметили у Игоря? Он наврал, что варенье съела сестра Ира и ее наказали.

— Игорь не просто рад, что из-за него другому досталось, но еще рассказывает об этом ребятам и хвастается.

— Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

— Как вы относитесь к поступку мальчика?

— Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?Он свою вину свалил на другого. Игорь рад , что из-за него « другому досталось»

— Как вы понимаете значение слова брехун?

— Подумайте, какое родственное слово можно подобрать? (Брехать.) Часто ли мы используем в речи это слово? Каким синонимом его можно заменить?

— Отличается вранье Игоря от вранья Стасика и Мишутки? Игорь обманщик, он обманул маму, из-за этого зря наказали Иру, мальчики занимались творчеством, сочиняя небылицы.

Можно ли Игоря назвать фантазером?
НЕТ .Он обманщик , а фантазировать он не умеет.
Чем заканчивается рассказ? Дочитать.

(Мишутка и Стасик пошли домой, по дороге купили мороженое, на лестнице встретили Иру).

— Какое у неё было настроение? Почему?

-Как ребята отнеслись к Ирине?

– Как ребятам удалось развеселить Иру?

– Какими перед нами предстают ребята? ( Добрые, чуткие к чужому горю.)

-одобряете ли вы поступок ребят?

Вопрос 4: «Какие качества Стасика и Мишутки проявились в отношении к Ире?» (доброта, чуткость, сопереживание.) Электронный учебник

Закрепление изученного. Работа в парах.

На листах оставьте то действие, которое является правильным :

ВРАТЬ, ОБМАНЫВАТЬ, ВЫДУМЫВАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ, ЛГАТЬ, КЛЕВЕТАТЬ

Карточка 2 — работа парами

Какие из словосочетаний, характерны дляфантазёров

, а какие — для
врунов
Карточка 2 — работа парами

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;
фантазёры
Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие

.
Вруны
Наблюдение за особенностями жанра рассказа , отличием его от сказки.

«Фантазеры» — читательский дневник по рассказу Н. Носова

Стасик и Мишутка – лучшие друзья, добрые, порядочные ребята, большие выдумщики. Игорь – соседский мальчик, вредный, подлый. Ира – младшая сестренка Игоря, добрая и честная.

Краткое содержание и сюжет

Мишутка и Стасик – лучшие друзья, которые с удовольствием выдумывают всякие небылицы о себе и других людях. При этом они соревнуются между собой, кто из них нафантазирует самую невероятную историю.

Мальчики представляют себя отважными, сильными и большими. В своих фантазиях им вначале было больше ста лет, и только со временем они стали маленькими. Однажды Мишутка рассказал, как на него напала огромная акула, которая откусила ему голову, и теперь он ходит без нее, ожидая, пока вырастет новая голова. Стасику очень понравилась эта выдумка, и в ответ он рассказал, как его съел крокодил, но потом выплюнул.

В ответ Мишутка поведал, как однажды раздавил ногой автобус. Правда, он затем признался, что автобус был игрушечным. Стасик не хотел отставать, и похвастался тем, что летал на Луну. Вот только он ничего не смог там разглядеть, потому что летал во сне.

Однажды к друзьям присоединился соседский мальчик Игорь. Он внимательно послушал их выдуманные рассказы, но затем сказал, что они никуда не годятся, а вот его правдивая история куда интереснее. Как-то раз Игорь с младшей сестренкой Ирой остались одни дома. Девочка пошла спать, а Игорь тем временем взял в буфете варенье и съел сразу полбанки. Чтобы мама не ругалась, мальчик обмазал вареньем губы сестры. Мама вернулась, и отругала Ирочку, а Игорю разрешила доесть десерт.

Игорь похвастался перед друзьями, как ловко он обманул родителей – и выгоду получил, и наказания избежал. Однако мальчики были возмущены таким подлым поступком. По дороге домой они купили одно мороженое на двоих. В подъезде друзья повстречали заплаканную Ирочку, которой досталось за съеденное варенье. Чтобы утешить девочку, Мишутка и Стасик каждый предложили ей свою порцию мороженого. Ирочка была доброй девочкой, и предложила разделить мороженое на три равные части. Друзья так и сделали, и все были счастливы.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мишутка и Стасик хвастались друг перед другом. Игорь послушал, как они хвастают, и стал стыдить мальчиков. Он сказал, что врать нужно с пользой. Игорь рассказал, как обманул родителей и подставил сестру Иру. Ребята прогнали Игоря, а сами купили порцию мороженого на двоих. Они встретили заплаканную Иру, и поделились мороженым.

План пересказа

  • Стасик и Мишутка фантазируют.
  • Появление Игоря.
  • Подлый поступок Игоря.
  • Мороженое на двоих.
  • Слезы маленькой Иры.
  • Ребята утешают девочку.

Основная мысль

Можно смело фантазировать и выдумывать небылицы, а вот врать и подставлять других людей – подло.

Чему учит

Рассказ учит быть честным, справедливым, и никогда не сваливать свою вину на другого человека. Учит не бояться фантазировать и придумывать разные увлекательные истории.

Отзыв

Стасик и Мишутка, несмотря на свое богатое воображение и любовь к сочинительству, оказались порядочными и справедливыми мальчиками, которые четко понимали, где – фантазии, а где – вранье.

Пословицы

  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Врать не устать, было бы кому слушать.
  • Врать не врет, прихвастывает здорово.

Что понравилось

Очень понравилось, как друзья отказались играть с Игорем, который так жестоко подставил сестренку, да еще и хвастался своим подлым поступком.

Вывод и моё мнение

Есть добрые и безобидные фантазии — от них нет вреда, они радуют сердце и занимают досуг, развивают ум и воображение, а есть настоящая ложь, причиняющая боль и несправедливость. И нужно помнить разницу между ними. Стас и Мишка поняли ее и прогнали вруна, а потом проявили еще большую доброту, купив на последние деньги Иришке, наказанной мамой несправедливо.

Читайте также:
Души мертвые и живые в поэме Гоголя - кто является мертвыми душами

Полеты на Луну и не только

Веселые фантазии мальчиков пришли к следующему этапу. Так как никто из них не выиграл соревнование в воображаемом плавании, они решили поразить друг друга передвижениями по воздуху. Об этом прямо сейчас поведает далее краткое содержание рассказа Носова. Фантазеры были неугомонны. Настала очередь Стасика сразить друга, и он сказал, что раньше умел летать. Михаил предложил товарищу, чтобы он прямо сейчас продемонстрировал это. Но тот нашел, что ответить: нет, не может, так как разучился.

Теперь очередь придумывать была за Мишей. Тот рассказал, что, когда он купался в море, на него напала акула. Она открыла пасть и откусила мальчику голову. Стас изумился и сказал, что друг обманывает. А тот уверял – нет. Более того, по словам Мишутки, он вылез на берег и пошел домой без головы, а у него потом отросла другая.

Стасик позавидовал такому ловкому сочинительству другу и решил придумать нечто подобное. Он поведал о том, что, когда он был в Африке, его проглотил крокодил, а потом выплюнул.

Миша рассказал, что как-то шел и раздавил автобус, потом признался – тот был игрушечным. Товарищ в ответ поведал, что вообще летал на Луну в ракете, но это было во сне.

Краткое содержание Носов Фантазеры для читательского дневника

Год написания: 1938-1945 Жанр: рассказ

Главные герои: друзья Стас и Мишка, мальчишки, соседский мальчик постарше Игорь, его сестра Иришка

Рассказ Евгения Носова “Фантазеры” я прочитал несколько раз, потому, что он очень мне понравился. Это история о двух веселых и добрых мальчиках. Стасик и Мишутка очень любят придумывать всякие забавные и фантастические истории. У них такая своеобразная игра: кто кого переврет. Но это не вранье, не ложь, от которой бывает кому-то плохо. Ребята просто рассказывают друг другу разные сказки, тренируя собственное воображение и развивая речь.(для читательского дневника)

В своих фантазиях мальчишкам больше ста лет, они большие и сильные. Стасик и Мишутка могут переплыть моря и океаны, одним ударом в нос сразить злую акулу, ходить, оставшись без головы. Их выдумки смешные, добрые и безобидные. Дети часто добавляют к рассказанной истории правдивую деталь, которая меняет всю картину. Раздавленный ногой автобус был игрушечным. Полет на Луну происходил ночью и во сне. А съеденное ведро мороженого было маленьким и бумажным. Все меняется, когда к мальчикам на скамейке подсаживается Игорь соседский мальчишка.

Игорю не нравятся светлые сказки, придуманные ребятами. Он говорит, что от них никакой нет пользы. И рассказывает пример из своей жизни, который произошел вчера. Когда родители куда-то ушли вечером, Игорь залез без спросу в буфет и съел варенье из банки. А чтобы мама его не наказала, он испачкал вареньем рот младшей сестренке и все свалил на нее. Ира незаслуженно понесла наказание. Мама отругала девочку и не пустила на следующий день на прогулку. Маленькие Стас и Миша, в отличие от Игоря, видят разницу между враньем и фантазией. Им неприятен подлый поступок Игоря и он сам. Они прогоняют мальчишку из своей компании. Ребята покупают одно мороженое на двоих, потому, что у них не хватает денег. Но, не сговариваясь, хотят отдать эскимо Ире, увидев как она плачет. Они ведь знают, что Ира пострадала за чужую вину. Иришка тоже добрая девочка. Она предлагает поделить порцию мороженого на троих.

Главная мысь. Чему учит рассказ Фантазеры Носова

Рассказ “Фантазеры” учит нас видеть разницу между гадкой ложью и доброй фантазией. Врать нельзя, особенно, если от этого будет кому-то плохо. А мечтать можно. Ведь это развивает воображение. От мечты еще никому не было плохо. А еще это короткое произведение учит состраданию к тем, кто пострадал безвинно. Обман может привести к очень печальным последствиям. Поэтому важно быть честным с окружающими и с собой.

Читать краткое содержание Фантазеры. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Носов. Краткие содержания произведений

  • Автомобиль
  • Белый гусь
  • Варька
  • Весёлая семейка
  • Витя Малеев в школе и дома
  • Дневник Коли Синицына
  • Дружок
  • Живая шляпа
  • Живое пламя
  • Замазка
  • Заплатка
  • Затейники
  • Клякса
  • Красное вино победы
  • Кукла
  • Метро
  • Милиционер
  • Мишкина каша
  • На горке
  • Незнайка в Солнечном городе
  • Незнайка на Луне
  • Огородники
  • Огурцы
  • Приключения Незнайки и его друзей
  • Приключения Толи Клюквина
  • Радуга
  • Ступеньки
  • Телефон
  • Три охотника
  • Тридцать зёрен
  • Трудный хлеб
  • Фантазеры
  • Федина задача
  • Шумит луговая овсяница

Картинка или рисунок Фантазеры

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Геракл или Геркулес-один из самых ярких персонажей в древнегреческой мифологии. По легенде Геракл является сыном древнегреческого бога Зевса и земной царской дочери

Начинается сказка с пробуждения жаворонка. Проснулся. Отряхнулся, взмыл в небо, и запел, приветствуя весну, пробуждая всех. Жаворонка ещё предупреждает лесных обитателей об опасности. Герой соседствует с куропатками

С первых страниц романа перед нами предстает история жизни папы главного героя. А судьба его отца была очень интересной. Он родился в Швейцарии, и считался в семье самым младшим

Главный герой произведения Макар Ганушкин. Ему противопоставлен другой герой по имени Лев Чумовой. Первый из них очень талантлив, имеет золотые руки, но не силен в уме, а другой самый умный среди жителей села, но ничего не умеет делать.

В Заволжскую губернию из столицы приезжает инспектор синода Бубенцов с целью искоренить язычество в поселении и обратить староверов в православие. Он организует расследование

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: