Символизм в литературе – основные черты и особенности направления

Что такое Символизм в литературе

Определение символизма в литературе

Символизм в литературе — это искусство использования символов для обозначения абстрактных идей.

Автор может навеять определённое настроение читателю или передать идею посредством символов, вместо того, чтобы сказать напрямую (и вызвать у читателя нужные ему мысли/эмоции).

Что такое символизм

Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве, в котором посредством символов изображается символическое значение предметов, оно отличается от буквального.

  • красная роза символизирует любовь/страсть;
  • чёрный цвет — символ зла и смерти;
  • голубь — это символ мира.

Особенности символизма в литературе

Символы создают глубину

Символ, как предмет, может иметь два смысла: прямой и переносный. Но именно последний вносит более глубокое значение в текст.

Понимание произведения через толкование символов

Символы переплетены с текстом, что вызовет интерес у читателя. Это заставит его попытаться понять символы, только после этого он сможет понять глубокий смысл и значение произведения, но и мысли писателя.

Творческие способности читателя

Он(а) проявляют своё собственное воображение, что делает произведение более запоминающимся. Одновременно это помогает человеку улучшить навыки чтения.

Универсальность смысла и величие темы и персонажей

За счёт символов смысл становится более глобальным и универсальным. Темы и персонажи превращаются во что-то более важное и значимое чем сама жизнь.

Символизм в русской литературе

Как движение в искусстве символизм начал активно существовать в 1890-х годах именно в литературе. Русская литература увидела два поколения писателей этого движения, которых принято различать как старшие и младшие символисты.

Старшие символисты начали это движение в русской поэзии (в 1890-х). Это такие писатели и поэты, как:

  • В. Я. Брюсов;
  • Ф. К. Сологуб (Тетерников);
  • Д. С. Мережковский;
  • К. Д. Бальмонт;
  • Н. М. Минский.

Младшие символисты (младосимволисты) появились уже после, в 1900 – 1904 гг. Эти писатели и поэты развили и придали форму символизму, получили реализованное независимое литературное течение, и сделали русскую литературу богаче. Это были, например:

  • А. А. Блок;
  • Эллис (Л. Л. Кобылинский);
  • В. С. Соловьёв;
  • А. Белый (Б. Н. Бугаев).

Символизм Серебряного века

Символизм стал одним из главных направлений данной эпохи. Серебряный век русский литературы — это эпоха, уступающая Золотой, пушкинской. Серебряный век длился примерно с 1890 до 1920-х годов. Писатели и поэты символисты Серебряного века:

  • А. Блок;
  • Д. Мережковский;
  • Ф. Сологуб;
  • В. Брюсов;
  • Ю. Балтрушайтис;
  • З. Гиппиус;
  • М. Лохвицкая.

Символизм в искусстве

После литературы символизм распространился и на другие виды искусства, такие как: изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр.

Представители этого направления отказались от натурализма — они стали изображать своё субъективное представление реальности и эмоций. Это видение повлияло на развитие других направлений искусства XX века.

Символизм в живописи

С помощью символизма художник пытается выразить свои идеи и эмоции. Эти художники отвергали общепринятый натурализм. Они считали, что искусство должно отражать эмоции и идеи, а не строгую объективность реализма или импрессионизма.

В этой работе художник придаёт черепу (смерти) и человеческим маскам жизненные качества. Смерть имеет главную роль, а вокруг неё маски, скрывающие пустоту духа. Яркие цвета наводят на мысль о причудливости.

Человеческое лицо паука с пустыми глазами говорит о пустоте желаний. Жизнь представляется паутиной из наших решений, которую мы сами плетём, но потом сами же в неё попадаем. Слёзы паука — символ его сожалений. А пустота фона символизирует поддельность жизни.

Акмеизм в литературе

Это литературное направление было создано как ответ символизму. С ним в поэзии Серебряного века появилась определённость, краткость и уравновешенность, и затмила собой характерные символизму загадочность и мистичность.

  • А. А. Ахматова;
  • В. И. Нарбут;
  • Н. С. Гумилёв;
  • О. Э. Мандельштам;
  • С. М. Городецкий;
  • М. А. Зенкевич.

Символизм в литературе — основные черты и представители направления

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Впервые направление появилось во Франции в 1870—1880 годах, но своего максимального развития оно достигло на рубеже прошлого и позапрошлого столетий не только на своей родине, но и в России, Бельгии. Само слово «символ» означает условный знак, соединяющий два мира — реальный и ирреальный.

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Философия

Символизм в культуре занимает двоякое положение. С одной стороны, он носит переломный характер (изменение прошлых норм и правил в искусстве), а с другой сам стал классикой, на которую до сих пор опираются многие творцы. Более того, его же нововведения были подвергнуты переоценке и критике акмеистами. Они пропагандировали естественность и простоту образа, отрицали насыщенность и непонятность символистских стихов. Это течение, в отличие от других, рассматривало не просто обыденную жизнь человека, а его сложные моменты и переживания, и обывателю не были близки эти темы. Кроме того, некоторые проявления течения смотрятся искусственно и слишком уж эстетично, поэтому некоторые художники и поэты не разделяли восхищения начитанных интеллектуалов и боролись за упрощение искусства.

Что касается наследия символизма, то здесь стоит отметить, что именно это течение принесло за собой новые идеи и образы. Оно сменило бесчувственный и прозаичный реализм. Каждый поэт старался смысл всего произведения поместить в какой-либо символ. Но его было не так просто найти и понять, поэтому такие игры со словом «были по вкусу» не многим.

Читайте также:
Образ Печорина в романе Герой нашего времени, портрет, происхождение

К символистской поэтике принято относить:

  • Знак, символ. В каждом произведении этого течения заложен незаурядный, подчас обескураживающий смысл. Чаще всего, он связан именно с символом. Читателю необходимо его найти и понять, разобрать и декодировать посыл автора.
  • Элитарный характер. Символист обращается не ко всему обществу, а к избранным, способным понять идею и прелесть произведения.
  • Музыкальный характер. Главная особенность произведений символизма — музыкальность. Поэты специально старались «насытить» свой материал повторами, ритмами, правильной интонацией и звукописью.
  • Мифопоэтика. Символизм и миф объединяет то, что смысл всего произведения заключается в символе.

Советский поэт и писатель Андрей Белый утверждал, что символизм – это не просто течение. Это своеобразное миропонимание. Он черпал вдохновение у Фридриха Ницше, Иммануила Канта, Артура Шопенгауэра и Владимира Соловьева. На основе этого он строит «метафизику символизма», наполняя изящную форму глубоким философским смыслом. Творчество он считал новым мышлением, на его языке он общался с миром и постигал таинства идей, ранее не доступных человечеству, которое еще не открыло для себя символы, как универсальный язык.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Особенности русского символизма

Русский вариант течения изначально имел те же особенности и характеристики, что и западный, однако со временем показал свои особенности. Эстетизация жизни и панэстетизм – это база, которой обладал русский символизм. Что такое это? Под этим понимают желание заменить существующею логику и мораль разнообразными новаторскими формами.

Русских символистов вдохновляют исторические эпохи романтизма, античности и Ренессанса. Искусство начинает восприниматься как хранитель всего прекрасного и чистого. Особенно важна связь культуры с народом, государством, и почвой. Это отличало символизм России от течения в других странах.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

  • двоемирие;
  • появление звукописи в поэзии;
  • отражение реальности символами;
  • постижение действительности с помощью мистики;
  • религиозные искания;
  • поэтика многоплановости и содержания;
  • отрицание реального мира.

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

  • старшие поэты;
  • младшие символисты.

Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.

Младосимволисты основывали свои взгляды на философских и религиозных трудах, в этом они расходились со старшими. Но была и общая черта — поэзия получила новое оформление. Благодаря одинаковым темам и образам поэты критически относились к реализму. В 1900-х годах оба направления тесно сотрудничали в рамках журнала «Весы». Здесь печатали стихотворения и их анализ.

Поэты по-разному воспринимали литературные цели. Если старшие считали писателя творцом только в художественной сфере, младшие выступали за изменение всего мира. Как говорил Брюсов, раньше была поэзия цветов, а теперь стало искусство оттенков. Хорошим примером отличий в разных течениях служит его стихотворение под названием «Младшим». В нем поэт обращается к противникам и расстраивается из-за того, что не видит мистики и гармонии, о которой они толкуют.

Различия между символизмом и другими течениями

В конце 19 – начале 20 века появляется много направлений в модернизме, которые имеют схожие черты, однако являются уникальными и оригинальными течениями. Важно обратить внимание на следующее:

  • Акмеизм. Появился из символизма, однако противостоял ему. Направление предвидело материальность, простоту образов и высокую точность слова.
  • Футуризм. Основа состояла в отказе от разнообразных культурных стереотипов и их разрушения. Важное место занимает техника и процессы урбанизации, в которых поэты видели будущее мира.
  • Кубофутуризм. Характеризуется отказом от идеалов прошлого и ориентация на грядущее. Для поэзии используется эпатаж и окказионализмы.
  • Эгофутуризм. Для данного направления характерно применение новых иностранных слов, культивирование чистых чувств и ощущений, демонстрация любви к себе.
  • Имажинизм. Для этого течения основой является создание определенного образа. Основное выразительное средство, которое было для этого использовано – это метафора, а также целые метафорические группы и цепы. Для этого направления характерно применение анархических идей и этапажа.
Читайте также:
Цитаты о справедливости и афоризмы философов, писателей

Символизм, акмеизм, футуризм и другие направления начала 20 века оказали сильное влияние на музыку, искусство, поэзию, литературу и культуру в целом.

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт.

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме. Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение. Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

Символизм в искусстве

В литературе

Как уже было отмечено ранее, символизм зародился во Франции на рубеже XIX – XX веков. Тогда основной задачей этого течения служило противопоставление классическому реализму и буржуазному искусству того времени. Одним из главных произведений символизма служит книга Жана Мореаса «Манифест символизма» (1886 год). Именно в ней писатель указывает основу течения, его нормы, правила и идеи. Такие работы как «Проклятые поэты» Поля Верлена и «Наоборот» Жориса Карла Гюисманса также укрепили положение символизма в литературе. Каждое символистическое произведение было подкреплено какой-либо идеологической философией, будь то Кант, Ницше или Шеллинг.

Главная отличительная черта такой литературы – музыкальность. Впервые это наблюдается в стихотворении Поля Верлена «Поэтическое искусство», а позже и в цикле «Песни без слов». Новаторство символизма – новый тип стихосложения – свободный стих (верлибр). Примером могут служить произведения французского поэта Артюра Рембо.

В Бельгии символизм прославлял Морис Метерлинк (трактат «Сокровище смиренных», сборник «Теплицы», пьесы «Синяя птица» и «Там, внутри»). В Норвегии – Генрик Ибсен, автор пьес «Кукольный дом», «Дикая утка» и «Пер Гюнт». В Англии – Оскар Уайльд, а в Ирландии – Уильям Батлер Йейтс. В Германии – Стефан Георге и в Италии – Габриэле Д’Аннунцио.

В живописи

Символизм в живописи противопоставлялся реализму и натурализму. В каждой своей картине художник–символист старался поместить смысл в символ, вызванный его фантазией или настроением. Практически в каждой работе присутствует мифологический подтекст.

По мнению живописцев, картина должна показывать простые, абсолютные истины через знак, символ, который донесет смысл точнее и тоньше, без лишних красок. А вот вдохновение они черпали отовсюду: из книг, галлюцинаций, снов и т.д. Кстати, именно символисты «воскресили» шедевры Босха, гениального средневекового художника, который своей неукротимой и самобытной фантазией надолго перегнал свое время.

К характеристикам этого течения в живописи принято считать:

  • Проба нового, ранее неизведанного, отказ от реалистических канонов;
  • Они выражают мир в неочевидных знаках и аллюзиях;
  • Присутствие какой-либо тайны на полотне, ребуса, требующего разгадки;
  • Спорность;
  • Умалчивание некоторых моментов, условность изображаемого фона, акцент делается на символе, который выражает идею, а не на технике.

В музыке

Символизм также повлиял и на музыку. Одним из самых выдающихся представителей считается Александр Николаевич Скрябин, русский пианист и композитор. Именно он является основателем теории и понятия «цветомузыка». В своих музыкальных произведениях Скрябин часто обращался к символу огня. Его композиции отличаются своим нервным, тревожным характером.

Главным произведением считается «Поэма экстаза» (1907 год).

«Полтава» А. С. Пушкин Кратко

Александр Сергеевич Пушкин
Поэма «Полтава» в стихах краткое содержание

«Полтава» один из самых противоречивых перлов русской литературы Золотого века. Поэма, написанная Александром Сергеевичем в 1828 году, не была принята критиками 19 века и по сей день вызывает разногласия филологов и историков относительно взглядов гения литературы на личности Петра Великого и Мазепы.

Краткий пересказ сюжета поэмы А.С. Пушкина «Полтава»

Действия повествования разворачиваются на фоне русско-шведской войны, во время битвы под Полтавой. К Марии, дочери уважаемого Кочубея, сватается Мазепа. Гетман не устраивает родителей, как жених, так как стар и является крёстным отцом девушки.

Но Мария, полюбив Мазепу, бежит с ним из отчего дома. Обозлившись, Кочубей сочиняет на ненавистного жениха подлый донос царю, но тот оставляет его без внимания. О кляузе становится известно гетману, он жестоко мстит, добившись казни отца своей молодой жены. Мария понимает, что Мазепа не испытывает к ней былой любви, она покидает его. Спустя время Мазепа встречает свою суженую и с горечью понимает, что она не перенесла казни отца и лишилась рассудка.

Читайте также:
Краткие вредные советы - читать книжку онлайн за несколько минут

Список действующих лиц поэмы «Полтава» и их краткая характеристика

Главные персонажи поэмы «Полтава»

  • Иван Степанович Мазепа — центральный персонаж произведения, украинский гетман. Мазепа сватался к дочери Кочубея, но получил отказ. Крепкий, но мрачный старик, в которого влюбилась юная Мария.
  • Василий Леонтьевич Кочубей — отец Марии, бывший соратник Мазепы. Кочубей в качестве мести за уведённую под венец без его согласия дочь выбирает подлый донос, который обернётся для него необратимым возмездием — казнью.
  • Мария Кочубей — юная красавица, влюбленная в гетмана, дочь Кочубея. Мария, следуя своим чувствам, бежит из родительского дома, чтобы быть рядом со своим избранником. Ослеплённая чувствами девушка не догадывается о грядущей казни отца. А когда, наконец, понимает, что её любовник приговорил Кочубея к смерти — сходит с ума.
  • Пётр Великий — поэтизированный образ российского императора. Пушкин идеализирует исторический персонаж, подчёркивает его величие и силу.

Второстепенные персонажи поэмы «Полтава»

  • Карл XII — шведский король.
  • Любовь Кочубей — супруга Кочубея.
  • Полковник Искра — соратник и помощник Кочубея, предавший доверие Мазепы.

Краткий пересказ поэмы Пушкина «Полтава» подробно по главам (песням)

Сюжетную линию повествования автор разделил на три части, назвав их песнями. Поэма начинается с небольшого обращения-посвящения автора. Действия произведения переносят читателя в город Полтава.

Песнь 1

Далеко расходится молва о богатстве украинского генерального судьи Кочубея. Много всего имеет этот славный человек за душой — деньги, меха, скакунов, но никакие свои сокровища не бережёт и не ценит он так сильно, как свою гордость — красавицу дочь. Очереди женихов выстраиваются за рукой Марии, но из них никто не может очаровать разборчивую девушку.

Единственный кто смог растопить лёд сердца юной Марии украинский гетман Мазепа, несмотря на приличную разницу в годах. Мазепа отправил сватов в дом Кочубея, но родители девицы категорически отказали бравому жениху, бывшему к тому же крёстным отцом их дочери. Мария, воспылав чувствами к мужественному Мазепе, бежит из родительского дома к своему избраннику.

В это время неспокойно на Украине. В разгаре Северная война и многие требуют от Мазепы союза с Карлом XII и освобождения страны от влияния Российской Империи и Петра Великого. Мазепа и сам подумывает об измене российскому императору. Когда слухи об этом доходят до Кочубея, который не мог простить гетману честь дочери, он придумывает план мести Мазепе. Совместно с казаком Искрой обозлённый отец сочиняет донос на Мазепу Петру Великому. Доставить кляузу взялся молодой казак, влюблённый в Марию и расстроенный её выбором.

Но Пётр, прочитав донос Кочубея, показал его содержание Мазепе. Гетман возмутился предательству своих соратников Кочубея и Искры. Он заключил обоих под стражу, чтобы вершить над доносчиками суд.

Песнь 2

Мария об аресте отца ничего не знала, но не могла не заметить, что её любимый переменился к ней. Во время откровенной беседы, Мазепа сознался жене в готовящемся мятеже, и она поддержала его взгляды. Но, когда гетман спросил любимую, кого она предпочтёт, если выбор станет между ним и её отцом, девушка долго сомневается в ответе. В конце концов, Мария признаётся, что муж ей дороже родного отца. Мазепа просит любимую запомнить этот момент.

Тем временем, Кочубея пытают и готовят к казни. Любовь, мать Марии, пробирается к ней в последний день жизни Кочубея и умоляет её бежать к Мазепе, чтобы остановить казнь. Услышав страшную весть от матери, девушка теряет сознание.

Приговорённых казнили. В сумерках к телам Кочубея и Искры пробрались две тени — убитые горем мать и дочь. Когда Мазепа вернулся домой, он не застал любимой женщины — куда она исчезла никто не смог ответить.

Песнь 3

Войско Карла и Мазепы объединились на украинской земле, вызвав праведный гнев Петра. Русские и шведы схлестнулись в битве под Полтавой. В ночь перед сражением Мазепу мучают дурные предчувствия, а поутру закипит страшный бой. Победа одержана русскими во главе с Петром Великим.

Карл и Мазепа бегут с поля сражения мимо дома Кочубея. У гетмана сжимается сердце, ему совестно за содеянное. Он останавливается на ночлег в этих местах и под покровом тьмы к нему является исхудавшая и потерявшая рассудок Мария. Измученная женщина рассказывает, что видела вместо головы отца волчью, а после убегает, заливаясь дурным смехом прочь. Утром беглецы уходят.

Спустя столетие мало кто помнит Мазепу или Карла, а доблесть и блестящее правление Петра бессмертны.

Заключение и выводы по произведению «Полтава»

«Полтава» одно из сложнейших творений пера Александра Сергеевича Пушкина с точки зрения стилистики, жанра и языка написания. В тексте перекликаются эпос и лирика, романтика и исторический контекст. Гений литературы поднимает серьёзные вопросы, задумываясь о судьбе страны в отношениях с Европой. Он выделяет проблемы взаимоотношений братских народностей, подчёркивает важную роль истинных патриотических чувств и гнусность предательства. Поэтично и трогательно великий прозаик и поэт рисует своему читателю страшную картину войны и её последствий, как на уровне государств, так и в судьбе отдельной личности.

Кратко об истории создания поэмы «Полтава»

Пушкин писал «Полтаву» целый год, обращался к разным историческим источникам, разыскивая описание Полтавской битвы. Читая поэму, сложно не ощутить её особенную поэтичность и сказочность. Такого эффекта автор добился, окунувшись в изучение легенд молдаван и фольклора украинцев.

Сначала свою работу Александр Сергеевич назвал «Мазепа», но изменил наименование из-за уже существовавшей поэмы Байрона с таким же названием. Предположительно, «Полтава» посвящена Марии Волконской, генеральской дочке, заслужившей уважение из-за своего решения отправиться в ссылку вслед за супругом-декабристом.

Читайте также:
Пьер Безухов - характеристика героя, жена графа, духовные искания

Краткое содержание «Полтава»

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 2712.

Поэму «Полтава» Пушкин написал в 1828 году. В произведении прослеживаются две сюжетные линии: гражданская, повествующая о Полтавской битве 1709 года, победе Петра и измене Мазепы, а также лирическая, рассказывающая о трагичной любви Мазепы и его крестной дочери Марии Кочубей. Историки литературы определяют «Полтаву» как реалистическую историческую поэму, в которой присутствуют эпические, лирические и драматические элементы.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Полтавы» по главам, а также пройти тест на знание произведения.

Главные герои

  • Мазепа – гетман Украины, предал Петра I, перейдя на сторону Карла XII. Умел «самовластно сердца привлечь и разгадать, умами править безопасно» .
  • Кочубей – товарищ Мазепы, отец Марии, был казнен по приказу Мазепы за то, что написал на него донос.
  • Мария – дочь Кочубеев, была влюблена в Мазепу.

Другие персонажи

  • Петр I – царь Всея Руси.
  • Карл XII – король Швеции.
  • Филипп Орлик – соратник Мазепы.

Краткое содержание

Песнь первая

«Богат и славен Кочубей» , у него большие луга, хутора вокруг Полтавы. Но самое главное его богатство – прекрасная дочь Мария. Многие женихи Украины и России сватались к ней, но всем отказала «пугливая Мария» . Послал сватов и сам гетман.

«Он стар. Он удручен годами»
«Но чувства в нем кипят, и вновь
Мазепа ведает любовь».

Родители Марии были против их брака: гетман уже «старец» и к тому же крестный отец девушки. Узнав о том, что родители отказали Мазепе, девушка упала в обморок.

Два дня «не пила, не ела» , а на третий исчезла. Вскоре до Кочубея дошли слухи, что Мария «в объятиях злодея» . Только теперь родители девушки поняли, что она была влюблена в Мазепу.

Это случилось как раз в то время, когда «отважный Карл» «шел на древнюю Москву» .

Кочубей и Мазепа раньше были лучшими друзьями. Гетман многим делился со своим товарищем. Однако теперь Кочубей решает отомстить Мазепе за «поруганную дочь» . Он отправляет казака, который был безответно влюблен в Марию, к царю Петру с доносом на «гетмана злодея» .

«Грозы не чуя между тем» Мазепа, решивший перейти на сторону шведов, вел переговоры об измене Петру. Царь доверял гетману, который прослужил ему верно двадцать лет, поэтому сам сообщил ему о доносе. Мазепа требует казни Кочубея.

Влюбленная же Мария не думает о своем позоре, о том, как страдают ее родители.

«Что для нее мирские пени»,
«Когда с ней гетман забывает
Судьбы своей и труд и шум».

Песнь вторая

Гетман, думая о государственных делах, становится холоден к Марии. Девушка упрекает его в холодности. Мазепа отвечает, что его мысли заняты «делом» : «борьбы великой близок час» , что теперь пора стать Украйне «независимой державой» .

Мария говорит, что в случае неудачи готова пойти с Мазепой даже на плаху. Гетман спрашивает ее, кто для нее важнее: отец или муж. Мария, заколебавшись, отвечает, что он, Мазепа.

«Тиха Украинская ночь» накануне казни Кочубея. Он ждет своей казни, но не жалеет о своей жизни. К нему приходит Орлик с требованием открыть местонахождение кладов в Диканьке. Кочубей отвечает, что у него было три клада: его честь, честь дочери и святая месть.

К Марии пробирается мать с сообщением о грядущей казни Кочубея и просьбой спасти его. Женщины спешат на место казни, но прибегают уже тогда, когда Кочубей и его товарищ Искра были обезглавлены. Вернувшись к себе, Мазепа не находит Марии.

Песнь третия

Мазепа продолжает переговоры со шведским королем Карлом. Чтобы отвести подозрения, он притворяется смертельно больным. Карл переносит войну в Украйну. «И день настал. Встает с одра Мазепа» – «теперь он мощный враг Петра» .

Узнав об измене Мазепы, Петр приказал предать его анафеме. Вечером, перед решающим боем, Мазепа обсуждает с Орликом, что ошибся в Карле: он «слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив» . Орлик предлагает снова перейти на сторону Петра, но у Мазепы личная неприязнь к царю, поэтому он хочет ему отомстить.

«И грянул бой, Полтавской бой!» Мазепа наблюдает за битвой со стороны. Шведы терпят поражение, «пирует Петр» .

Мазепа бежит вместе с Карлом, преследуемый русскими войсками. Они ночуют у Днепра. Ночью к Мазепе приходит Мария, одетая в рубище. Девушка сошла с ума: она говорит, что мать показала ей голову отца. Марии же показалось, что это на самом деле голова волка. Девушка зовет Мазепу с собой, но затем словно прозревает:

«Я принимала за другого
Тебя, старик. Оставь меня.
Твой взор насмешлив и ужасен.
Ты безобразен. Он прекрасен»

«И с диким смехом завизжала» Мария и «скрылась в темноте ночной» .

«Прошло сто лет». Мазепа давно забыт. В Диканьке в память о погибшем Кочубее посажен ряд дубов, но о «дочери-преступнице» предания молчат. Лишь иногда о ней поет песни слепой певец.

Заключение

Главный герой поэмы «Полтава», гетман Мазепа, изображен Пушкиным как резко отрицательный персонаж, который «не ведает святыни», «не помнит благостыни». Мазепа не гнушается того, чтобы украсть и взять незаконно в жены свою крестницу, отправить на казнь близкого друга и пойти на измену Петру, которому служил двадцать лет только из-за небольшой обиды (царь как-то схватил гетмана за усы). Все величие и сила Мазепы – лишь результат его таланта «умами править безопасно». Однако истинное лицо гетмана видит только сошедшая с ума Мария.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Полтавы», а прочитать поэму гениального поэта в полном варианте.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Полтава» — краткое содержание поэмы Александра Сергеевича Пушкина

Богат и известен генеральный судья Кочубей: его земли обширны, табуны огромны, меха, серебро и золото не считаны. Но главное его сокровище – дочь Мария, юная, красивая, скромная. Много женихов со всего края сватались к ней, но всем было отказано.

Читайте также:
Мечта и реальность в романе Мастер и Маргарита, примеры и аргументы

Гетман Мазепа стар, сед, но он испытывает к девушке не страстные юношеские чувства, а крепкую любовь до смерти. Родители Марии недовольны сватовством крестного отца, мать сообщает ей, что свадьба не может состояться. Девушка лишается чувств и два дня не может прийти в себя. На третий день она исчезает.

Скоро Кочубею становится известно, что его дочь добровольно сбежала с гетманом. Он может прямо отомстить за честь дочери, убив похитителя, но у него есть другой план.

Тем временем Россия крепнет, готовясь к новой войне со Швецией. Народ Уурайны волнуется, молодые люди призывают выступить против Петра и вернуть независимость стране. На старого гетмана сыплются упрёки. Никому не ведомо, что он задумал.

Только Кочубею, когда-то близко дружившему с Мазепой, удалось предугадать его действия. Он собирает верных товарищей, чтобы послать Петру донос на изменника-гетмана. В шапку молодому казаку, любившему Марию, зашивают документ, и он скачет к царю.

Не зная о доносе, Мазепа готовит измену. С помощью иезуита, княгини Дульской и архиепископа он подговаривает донских казаков, поляков, турок и шведского короля Карла. Из России ему присылают донос. Пётр не сомневается в верности гетмана, и последний просит обезглавить «клеветников». Несмотря на любовь к Марии, Мазепа готовит казнь Кочубея и Искры.

Он мрачен и холоден к девушке, пожертвовавшей своей честью и семьёй ради него. В ответ на ревность Марии гетман рассказывает ей о намерении присоединиться к шведам. Девушка рада видеть возлюбленного королём, ей ничего не известно о казни отца.

Кочубей проводит свою последнюю ночь в старом замке. Орлик приходит к нему с допросом, ища богатства приговорённого. Тот отвечает, что у него было три клада: собственная честь, потерянная в пытках, честь дочери, украденная Мазепой, и месть, которую он унесёт с собой. Начинается новая пытка.

Гетман в светлице наблюдает за спящей Марией. Ему жаль, но политические дела он ставит выше. После ухода Мазепы к девушке пробирается мать. Она рассказывает о казни и просит Марию спасти отца. Но женщины опаздывают.

Никто не может найти Марию. Душевные муки не мешают гетману строить козни. Он претворяется больным и в нужный момент идёт с Карлом против Петра. Видя легкомысленность своего союзника, Мазепа сожалеет о союзе с ним, но всё равно желает мстить Петру за давнишнее унижение.

Полтавское сражение окончено, союзники спасаются бегством. Ночью в одной из пещер к Мазепе приходит лишенная рассудка Мария. С ужасом узнавая её родной дом, старый гетман мчится дальше. Искра и Кочубей похоронены героями, а о бедной девушке ничего не слышно.

Данная поэма учит преданности, верности, важности сохранения собственной чести.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания

В 1828 году Пушкин начинает изучать архивы, связанные с Полтавской битвой. Некоторые исторические факты в своей поэме он изменил, придав им художественной окраски. В 1709 под Полтавой появилось русское войско, возглавляемое самим царем. Оно блокировало практически разбитых шведов. Их король Карл мог вырваться только в случае победы в генеральном сражении.

Хотя европейское войско сражалось храбро, Петр Первый все же сумел его разбить. Карл вместе с Мазепой убежали в Турцию, а Россия заслужила статус самого могущественного государства в Восточной Европе. Но война против Швеция продолжалась еще около 10 лет.

Сама история создания Пушкиным поэмы «Полтава» связана не только с событиями битвы.

На первый план автор вынес любовную линию — отношения развязались между Иваном Мазепой и дочерью его старинного приятеля Кочубея. Завоевать сердце красавицы гетман сумел обманным путем. Он предал не только своего товарища, но и родину.

Главная мысль

Одно из редких произведений, которые четко показывают авторскую позицию. Пушкин критикует Марию за предательство родителей и за побег из семьи, а Мазепу — за предательство Петра и побег после поражения. В этом смысле они похожи: горячие сердца, активные, живые, способные совершить поступок. Однако для обоих эта деятельность заканчивается крахом. Таким образом, смысл поэмы «Полтава» — прославление верности и порицание предательства, даже обусловленного любовью или национальной идеей.

Это также одна из первых поэм, написанных Пушкиным-государственником. Поэтому основная идея в произведении «Полтава» – прославление подвигов царя и русской армии. Несмотря на промах, связанный с Кочубеем, Петр показан как сильный и уверенный в себе правитель, чьи преобразования привели к усилению армии и тем самым к победе.

Основные персонажи

В поэме есть несколько главных и второстепенных героев. Автор приписывает историческим личностям негативные или позитивные качества в зависимости от их роли в битве. Список основных персонажей:

  • Мазепа Иван Степанович;
  • Кочубей Василий Леонтьевич;
  • Мария;
  • Любовь Кочубей;
  • Петр Великий;
  • Карл XII ;
  • Полковник Искра.

Главный герой произведения — украинский гетман Мазепа. Он хотел жениться на дочери Кочубея, своего старого друга, но получил отказ. В поэме представлен мрачным, но крепким мужчиной. Василий Леонтьевич — бывший соратник Ивана Степановича. Когда товарищ украл его дочь и тайно с ней обвенчался, он решил донести о его действиях. За это Кочубей поплатился своей жизнью.

Красавица Мария была взаимно влюблена в Мазепу. Повинуясь чувствам, она сбежала из отчего дома и вышла за него замуж. Но после того как получила известия о казни отца, ее рассудок помутился. Любовь — это жена Кочубея и мать Марии.

Полковник Искра — помощник Василия Леонтьевича, его соратник. Мазепа доверял ему, но он предал гетмана. Карл XII — шведский король, предводитель войска. Петр Великий — российский император, которого автор представил, как могущественного правителя.

Филологи и историки до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, что говорится в поэме о некоторых исторических личностях. Характеристика Мазепы и императора Петра не была принята критиками в девятнадцатом веке, так как их поведение нельзя толковать исключительно положительно или отрицательно.

Анализ. Сюжетная линия

Действие поэмы происходит в украинском городе Полтава. Согласно композиционном развитию, произведение делится на три песни:

  • В первой песне автор рассказывает о Марии, дочери судьи Кочубея и крестнице Мазепы – украинского гетмана. Иван Мазепа сватается к Марии, но родители не согласны на такой исход событий, ведь они не только родственники, но и люди разных возрастных категорий. Впрочем, сама Мария влюблена в гетмана и убегает к нему. Её отец жаждет мести. В этой части поэмы также описываются некоторые части Великой Северной войны.
  • Вторая песнь повествует о попытке Кочубея устранить Мазепу. Здесь автор затрагивает тему того, что многие украинцы хотели перейти на сторону Швеции и отторгнуть Россию. В числе таких людей был и Мазепа. Узнав о планах гетмана, Кочубей находит потенциального доносчика и отправляет сообщение императору Петру I. Правитель не верит доносу, а Мазепа требует казни клеветников. Кочубей попадает в темницу и через некоторое время его казнят, а Мария и её мама не успевают предотвратить это скорбное событие. Вторая часть поэмы больше других основана на реальных материалах, за исключением сюжетной линии с самой Марией.
  • Третья песня раскрывает читателю глаза на соглашение Мазепы со шведами, которое воспринималось русскими как измена. Здесь также уделено внимание самой Полтавской баталии. Гетман понимает, что силы с противником не равны, но возвращаться к Петру I, прося его о помощи, он не желает. Потерпев поражение, Мазепа сбегает, а через некоторое время сталкивается с Марией, сошедшей с ума. Гетман пребывает в печали, но двигается дальше в путь.
Читайте также:
Душевная драма Катерины Кабановой в пьесе А.Н. Островского "Гроза" ℹ значение образа героини в произведении, причины страданий девушки и последствия внутренней борьбы

Подробнее: А.С. Пушкин «Полтава»: краткое содержание по песням поэмы

Содержание первой песни

В плане «Полтавы» Пушкина есть только 3 раздела, которые писатель называет песнями. Читать сокращение произведения также лучше по главам.

С первых строк рассказа автор приводит описание главных героев. Кочубей — генеральный судья, у которого есть абсолютно все для счастливой и богатой жизни. Его основная гордость — необычайно красивая и умная дочь Мария. К девушке сватаются разные женихи, приезжают к ней каждый день, но пока она всем отказывала. Однажды к ней приходит Мазепа и также делает предложение.

Гетман намного старше юной красавицы, но он покорил ее своим характером и смелостью. Только отец был против этого брака. Мария стала бледной, постоянно плакала и отказывалась от разговоров. В один день она исчезла из дома. Кочубей сразу догадался, кто увез его дочь, да и об этом говорили все его соседи.

Разгневанный отец задумал отомстить бывшему другу, он решил написать на него донос. Это сообщение дошло до Петра Первого. В это время гетман организовал поход на Москву. В нем приняли участие:

  • король шведов Карл;
  • польское войско;
  • турецкий паша Очаковский.

Российский император получает сочинение Кочубея. Петр Великий должен был наказать изменника, но Пушкин в своем произведении заставляет его забыть о проступке Мазепы. Отец Марии не понимает такого поведения и продолжает строить планы мести. Гетман понимает, что друг предал его и не может простить такого поведения, он требует казнить Кочубея. Ослепленная своими чувствами Мария не догадывается о предстоящем убийстве ее отца.

Чему учит?

Что же хотел сказать автор «Полтавы»? Во-первых, он показал современникам Мазепу с новой стороны. Изобразив его ранимым и честолюбивым, аморальным владыкой, оппортунистом и конформистом, Пушкин показал, как личные мотивы могут определять судьбы тысяч людей. Во-вторых, он ввел в поэму мораль, предписывающую каждому из нас оставаться верным отечеству и своей семье.

Прочитав поэму, можно сделать несколько выводов. Во-первых, даже если семья для человека не является главной ценностью, нельзя отвергать ее. Во-вторых, даже ближайший друг и боевой товарищ может оказаться врагом, поэтому необходимо быть осмотрительным.

«Полтава» также заставляет задуматься о великих личностях в истории и о том, какая ответственность за каждое принятое решение лежит на них. Современникам и потомкам остается лишь обсуждать их деяния, когда все кончено, но правители действуют сиюминутно, полагаясь лишь на имеющуюся осведомленность и интуицию.

Пересказ второй части

Вторая песнь начинается с того, что кратко описывается состояние Марии. Девушка раздумывает над своими отношениями с Иваном, ищет причину его холодности и отстранения. Она пытается поговорить с возлюбленным, но гетман ловко уходит от ответа. Мазепа рассказывает ей о недостатке времени для проявления чувств, ведь настала смутная пора и ему необходимо отстоять суверенитет Украины.

Во время словесного боя Иван ставит девушку перед трудным выбором: отношения с ним или любовь к отцу. Мария долго не могла ничего ответить, но в итоге осталась с возлюбленным. В это время люди Мазепы уже схватили Кочубея. Они пытаются выведать у него, где он хранит все свои сокровища.

Но и во время пыток любящий отец остается мужественным. Он говорит, что его богатство — это не деньги или драгоценности. Самое ценное, что у него было — честь его дочери, дружба и Отчизна. Но за надругательство над Марией он хочет отомстить и жалеет, что лишился всего, чем так дорожил.

Мазепа выслушал его слова и уже начал мучится от угрызений совести. Он осознал, что казнь — это предательство Марии, которая искренне его любит. Но свой приказ гетман уже не может отменить. Сама девушка пока не знает о судьбе отца. Она тайно пробирается к матери и хочет поделиться своим счастьем, ведь ее любимый мужчина рядом с ней. Любовь Кочубей рассказывает дочери всю правду. Вместе они пытаются помочь Василию Леонтьевичу, но застают его уже мертвым.

Читайте также:
Аустерлицкое сражение в романе Война и мир - подвиг князя

Мария раскаивается в своих чувствах к Мазепе. Написание второй песни оканчивается тем, что Иван возвращается к себе домой, но никого там не застает.

Третья составляющая

Третья глава произведения начинается с того, что Мазепа пытается отыскать свою возлюбленную, но нигде не может ее найти. Его жизнь потеряла смысл, поэтому он решил бросить все оставшиеся силы на войну. Вместе со своей армией он отправился на Москву. Войско состояло преимущественно из шведов, а управлял ими Карл.

В последнюю ночь перед боем гетман разговаривает с Орликом о том, что ему не нравится Король из-за его характера и личных качеств. Саму войну, согласно Пушкину, Мазепа затеял ради мести Петру Первому, который унизил его чувство собственного достоинства.

После этого следует описание битвы, для чего Пушкин использует все знание русского литературного языка. Его метафоры стали примером для других писателей — Лермонтова, Асанова. После столкновения войск на полтавских полях и лугах верх одержала российская армия. Шведы отступили, Мазепа также скрылся. Он бежал до тех пор, пока не оказался на безопасном расстоянии от места боевых действий.

В темноте Иван дошел до бывшего дома Кочубея, на пороге которого он и уснул. Ему привиделась Мария и вся его прошлая жизнь, он боится за свое будущее. Последние строки поэмы восхваляют заслуги Петра Первого перед отечеством.

Проблемы

Проблематика поэмы «Полтава» выстроена вокруг двух предательств. Вообще, проблема предательства проходит прочной нитью через все творчество Пушкина (вспомним, например, драму «Борис Годунов»). Этот вопрос глубоко волновал его, он возвращался к его переосмыслению посредством исторических событий снова и снова.

  • Губительная страсть предстает как уничтожающая сила. Во-первых, она уводит Марию из родного дома. Во-вторых, желание Кочубея отомстить за дочь приводит его на помост в руки палача. В-третьих, сам Мазепа из-за личных обид и оскорбленного достоинства проигрывает битву и бежит, спасаясь от преследования правосудия.
  • Проблема безграничной алчности Мазепы, перерастающей в измену родине, в войну (не между шведами и русскими, но еще более горькую между гетманом и возненавидевшим его бывшим товарищем Кочубеем) лежит глубже, чем вышеописанные проблемы, поскольку определяет все остальные.

Значение поэмы

Если читать по главам краткое содержание «Полтавы» Пушкина, можно заметить 2 развивающихся сюжета произведения. На первое место автор ставит любовную линию, описывает отношения между красавицей Марией и старым гетманом Мазепой.

На втором плане находится сама Полтавская битва. Это события стало одним из важнейших в истории развития Российского государства. Отдельные отрывки и фрагменты текста во всех трех главах посвящены характеру и личности императора Петра. Это было отмечено некоторыми критиками, ведь писатель с первых строк рассказал о подвиге русского народа.

Краткое содержание позволяет ознакомиться с идеей произведения и проанализировать его. Для составления читательского дневника необходимо указать:

  • жанр;
  • полный список персонажей;
  • основные события;
  • цитатные отрывки.

На основе этой информации и складывается впечатление о произведении у читателя.

Но сокращенный рассказ не позволит подробно разобраться в проблематике поэмы, поэтому рекомендуется прочитать ее полностью.

Жанр, направление, размер

Безусловно, перед нами поэма. Лиро-эпический жанр «Полтавы» позволяет сочетать поэтическую форму и историчность содержания. Особенно умело это сочетание применяется Пушкиным при описании самого сражения:

Горит восток зарею новой. Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки.

Пушкин известен как пионер русского реализма. В рамках данного направления написаны многие его произведения, в том числе «Полтава». Однако мы также можем видеть и фрагменты, больше свойственные романтическому направлению:

Обычный круг семьи, друзей, Минувших дней богатство, славу, И песни дочери своей, И старый дом, где он родился, Где знал и труд, и мирный сон, И всё, чем в жизни насладился, Что добровольно бросил он, И для чего?

Поэма «Полтава» написана четырехстопным ямбом (ударение на каждый второй слог): полкИ(1) увИ(2)делИ(3) ПетрА(4).

Полтава

«Богат и славен Кочубей, / Его луга необозримы», он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея — его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман Мазепа шлёт за ней сватов. Гетман уже стар, но в нем кипят чувства, не переменчивые чувства молодости, а ровный жар, который не остывает до самой смерти.

Родители Марии в негодовании, они возмущены поведением старца, ведь Мария — крестница гетмана. Мать Марии говорит, что Мазепа нечестивец, что о замужестве не может быть и речи. Слыша это все, Мария падает без чувств. Два дня Мария не может прийти в себя, а на третий день исчезает. Никто не заметил, как она скрылась, лишь один рыбак слышал ночью конский топот, а утром «след осьми подков / Был виден на росе лугов».

Скоро до Кочубея дошла страшная весть о том, что его дочь бежала к Мазепе. Лишь сейчас поняли старики причину душевного смятения своей дочери. И Кочубей замыслил план мести гетману.

«Была та смутная пора, / Когда Россия молодая, / В бореньях силы напрягая, / Мужала с гением Петра». В борьбе со шведским королём Карлом XII Русь окрепла. Украина волновалась, много находилось сторонников древней вольности, которые требовали от гетмана, чтобы он разорвал договор с Россией и сделался союзником Карла, но Мазепа «молве, казалось, не внимал» и «оставался / Послушным подданным Петра».

Молодёжь роптала на гетмана, мечтая, объединившись с Карлом, «грянуть войною / На ненавистную Москву!». Но никто не ведал тайных планов коварного и мстительного Мазепы. Давно он вынашивает план измены, никому не открывая его, но тайные его помыслы постиг оскорблённый Кочубей и задумал отомстить за оскорбление дома, открыв Петру планы изменника. Когда-то Кочубей с Мазепой были друзьями и поверяли друг другу свои чувства, тогда приоткрывал свои замыслы Мазепа, но теперь между ними обида, которую простить не может Кочубей. Дух мести поддерживает в нем и жена. Теперь нужен только надёжный человек, готовый, не робея, положить к ногам Петра донос Кочубея на гетмана.

Читайте также:
Евгений Онегин - краткое содержание романа, история создания

Такой человек нашёлся среди полтавских казаков, когда-то отвергнутый Марией, но по-прежнему любящий ее даже в ее позоре и ненавидящий ее соблазнителя. Он отправляется в путь с зашитым в шапке доносом Кочубея на изменника-гетмана. Мазепа же, не подозревающий о страшной опасности, плетёт политическую интригу, ведя переговоры с посланником иезуитов, возмущая казаков на Дону, поднимая против Москвы Крым, Польшу и Турцию. И вот посреди этих коварных забот русские вельможи переслали ему донос на него, писанный в Полтаве и оставленный Петром без внимания. Оправдываясь перед Петром и убеждая его в своей верности, Мазепа требует казни доносчиков, казни отца своей возлюбленной, «. но дочери любовь главы отцовской не искупит». Мария же самозабвенно любит Мазепу и презирает молву. Лишь иногда ею овладевает печаль при мысли о родителях. Но она не знает ещё того, что знает уже вся Украина, страшная тайна от неё скрыта.

Мазепа мрачен, и «ум его / Смущён жестокими мечтами». Даже ласки Марии не в состоянии развеять его страшные мысли, он остаётся холоден к ним. Оскорблённая Мария укоряет его, говоря, что ради него сгубила собственное счастье, опозорила себя. Мазепа пытается успокоить Марию словами любви, но она обвиняет его в хитрости и притворстве. Она даже ревнует его к некой Дульской. Мария хочет знать причину Мазепиной холодности. И Мазепа открывает ей свои замыслы восстания Украины против владычества Москвы. Мария в восторге и жаждет видеть возлюбленного с царским венцом на голове. Она сохранит ему верность и в несчастье и даже пойдёт с ним на плаху. И Мазепа подвергает Марию страшному испытанию: он спрашивает, кто ей дороже — отец или супруг? Он старается принудить ее к однозначному ответу, ставит ее перед ужасным выбором: чью гибель она предпочтёт, если ей будет суждено выбирать, кого отправить на казнь. И желанный ответ получен.

«Тиха украинская ночь». В старом замке в Белой Церкви сидит в башне окованный Кочубей и ждёт казни, которой не боится — его гнетёт позор, потеря чести. Он отдан царём на поругание врагу, не имея возможности никому завещать свою месть обидчику. Открывается дверь его темницы, и входит кровожадный Орлик. Мазепе известно, что Кочубей спрятал сокровища, и Орлик пришёл узнать, где они таятся. Кочубей отвечает, что его сокровищами были его честь, честь дочери, но эти сокровища отняты пыткой и Мазепой, а третий клад — святую месть — он готовится снести Богу, Орлик допытывается, где спрятаны деньги, но безуспешно, и Кочубея отдают в руки палачу.

Мария, ласкаемая Мазепой, ещё не знает об ужасной судьбе отца, и Мазепа содрогается от мысли, что будет с ней, когда все откроется. Он раскаивается, что прельстил ее, что попытался впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Оставя сидящую в неведенье Марию, мучимый сомнениями, Мазепа выходит из дворца.

На рассвете в покой, где спала Мария, прокралась ее мать и открыла дочери страшную весть. Мать не может поверить, что дочери ничего не известно, она просит Марию пасть к ногам Мазепы и умолить его пощадить отца. Не в силах перенести душевные муки, Мария лишается чувств.

На месте казни собралась огромная толпа. На телеге привезли осуждённых Кочубея и Искру. Мученики всходят на плаху, палач рубит им головы и, держа за чубы, показывает толпе. Когда место казни уже опустело, прибегают две женщины, но, увы, они опоздали.

Вернувшись домой после ужасной казни, Мазепа находит светлицу Марии пустой. Он отправляет казаков на поиски, но все тщетно: никто нигде не видал Марию.

Душевная печаль не мешает гетману осуществлять свои политические замыслы. Продолжая сношения со шведским королём, Мазепа притворяется смертельно больным, но проворно встаёт со смертного одра, когда Карл переносит военные действия на Украину. Теперь Мазепа ведёт полки против Петра. Петр сам ведёт дружины к Полтаве, и вот две армии стали друг против друга, готовые к утреннему сражению. Ночью перед сражением Мазепа беседует с Орликом и говорит о своём разочаровании в Карле, который не кажется ему государственным мужем, могущим тягаться с самодержавным великаном. Орлик отвечает, что ещё не поздно перейти на сторону Петра, но Мазепа отвергает это предложение и открывает причину своей ненависти к русскому царю. Когда-то на пиру в ответ на смело сказанное слово Петр схватил Мазепу за усы. За это оскорбление и поклялся отомстить Петру Мазепа.

Утром начинается Полтавское сражение, в котором боевое счастье служит русским войскам. Воодушевлённые появлением Петра, русские полки теснят шведов. Мазепа молча наблюдает за битвой, и вдруг позади него раздаётся выстрел. Это Войнаровский сразил мчавшегося с саблей на Мазепу молодого казака, который, умирая, прошептал имя Марии.

Закончилась битва, пирует в своём шатре Петр «и за учителей своих / Заздравный кубок подымает», но нет среди пирующих Карла и Мазепы. Они скачут верхом, спасаясь от преследования. Внезапно хутор, мимо которого мчатся беглецы, пугает Мазепу: он узнает место, где некогда пировал и откуда вывел тёмной ночью в степь Марию. Беглецы ночуют в степи на берегу Днепра, как вдруг кто-то окликает Мазепу в ночной тиши. Он открывает глаза и видит Марию. Она в рубище, с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Мария лишилась рассудка. Она не узнает Мазепу, говорит, что это кто-то другой, и скрывается в ночной темноте. Утром Карл и Мазепа скачут далее.

Читайте также:
Мечта и реальность в романе Мастер и Маргарита, примеры и аргументы

Минуло сто лет, и лишь Петр остался в истории, но не осталось даже памяти о Мазепе и Марии.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Пушкин Полтава: главные герои. Какова главная мысль поэмы?

Краткое содержание «Полтава» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Полтава

Число страниц: 42. Пушкин А. С. «Полтава. Медный всадник». Издательство «Искатель». 2020 год

Жанр: Поэма

Год написания: 1828 год

Главные герои

Мазепа Иван Степанович – украинский гетман, сильный, мужественный пожилой мужчина, в которого влюбилась Мария.

Кочубей Василий Леонтьевич – всеми уважаемый, знатный и богатый старик, отец Марии, любящий и заботливый, не сумевший простить предательство Мазепы.

Мария – дочь Кочубея, красивая девушка, влюбленная в Мазепу.

Петр I – российский царь, могущественный, честный, справедливый.

Карл XII – шведский король, противник Петра Великого.

Полковник Искра – товарищ Кочубея, с которым он писал донос на Мазепу.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Полтава»
  • для самых компанейских — Главные герои «Полтава»
  • для самых крутых — Читать «Полтава» полностью

Краткий пересказ сюжета поэмы А.С. Пушкина «Полтава»

Действия повествования разворачиваются на фоне русско-шведской войны, во время битвы под Полтавой. К Марии, дочери уважаемого Кочубея, сватается Мазепа. Гетман не устраивает родителей, как жених, так как стар и является крёстным отцом девушки.

Но Мария, полюбив Мазепу, бежит с ним из отчего дома. Обозлившись, Кочубей сочиняет на ненавистного жениха подлый донос царю, но тот оставляет его без внимания. О кляузе становится известно гетману, он жестоко мстит, добившись казни отца своей молодой жены. Мария понимает, что Мазепа не испытывает к ней былой любви, она покидает его. Спустя время Мазепа встречает свою суженую и с горечью понимает, что она не перенесла казни отца и лишилась рассудка.

Сюжет

Неподалеку от Полтавы в богатой усадьбе жил всеми уважаемый старик Кочубей – генеральный судья Запорожского войска. Он обладал огромными табунами прекрасных коней, цветущими садами, хуторами, пашнями, но самым главным его сокровищем была красавица-дочка Мария. Девушка была чудо как хороша, и к дому Кочубея со всей Украины и России съезжались блистательные женихи. Но всем им Мария давала отказ – ее сердечко уже было занято.

Настоящим ударом для Кочубея стало известие о том, что Мария была влюблена в решительного и отважного, но уже порядком старого казацкого гетмана Мазепу, который, к тому же, был ее крестным отцом. Девушка сбежала из отчего дома, и стала жить со своим возлюбленным. Разгневанный старик решил проучить вчерашнего друга, которому так доверял. Вместе с полковником Искрой он написал донос на Мазепу самому царю Петру I, сообщив, будто гетман намеревался перейти на вражескую сторону и стать соратником шведов.

Получив донос, Петр I отказался верить в предательство своего верного воина. Он приказал посадить в темницу клеветников, а Мазепа потребовал их скорой казни. Мать Марии тайком пробралась к дочери, и умоляла ее предотвратить казнь родного отца. Девушка ничего об этом не знала, но она уже ничего не могла изменить.

Кочубей и его товарищ Искра были казнены, а Мария загадочным образом исчезла. Тем временем войско шведского короля Карла XII повернуло в сторону Украины, и Мазепа присоединился к нему. По словам Мазепы, русский царь когда-то обидел его, и теперь он решил ему отомстить.

Петр I назначил нового гетмана, и вернул из дальней ссылки семьи Кочубея и Искры. Вместе со своим войском царь двинулся на Полтаву, чтобы сразиться с врагом. Полтавская битва обернулась победой для русской армии, и Карл XII с Мазепой были вынуждены пустить в бега. Проезжая мимо усадьбы Кочубея, они решили заночевать неподалеку. Ночью к Мазепе пришла Мария, которая сошла с ума после казни любимого отца.

Мазепа и шведский король отправились в Турцию, где бывший гетман вскоре умер. Спустя некоторое время Карл XII вернулся на родину, и погиб во время сражения с норвежцами.

Анализ поэмы Полтава

  • Историческая основа поэмы.

После разгрома восстания декабристов в российском обществе вновь остро встал вопрос об историческом пути России и ее роли в мире, об отношениях власти и подданных. Для того чтобы осознать эти проблемы, Пушкин анализирует прошлое, обращаясь к эпохе Петра I, эпохе укрепления Российского государства и радикальных реформ во всей жизни общества. Особенно важными для России в начале XVIII века были отношения с Украиной и Швецией. В 1828 году Пушкин пишет поэму «Полтава».

Главный герой поэмы старый гетман Украины — Мазепа, восставший против России и императора Петра Великого. Период 1708-1709 годов был временем нашествия на Россию шведского короля Карла XII в союзе с изменником Мазепой. От исхода этой войны зависело положение России, ее самостоятельность и мощь.

  • Композиция поэмы.

Особенностью построения поэмы «Полтава» является то, что в ней объединены все три рода поэтических произведений: эпос, лирика и драма.

Поэма состоит из трех глав: в центре первой находится история любви дочери Кочубея Марии к Мазепе, во второй — казнь Кочубея, в заключительной главе выразительными, ставшими хрестоматийными стихами описан разгром шведов под Полтавой и бегство короля Карла и Мазепы.

Три главы поэмы представляют три этапа бесславной истории заговора и войны против Петра I. Мастерство Пушкина при создании поэмы проявилось в удачном совмещении двух линий сюжета — любовной и исторической. Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) приобретает двойное звучание, так как авторская оценка, авторские эмоции занимают в нем значительное место.

Читайте также:
Аустерлицкое сражение в романе Война и мир - подвиг князя

Эпический повествователь время от времени превращается в доверительного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию ее родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей. Повествователь время от времени «прячется» за героя, открыто выражающего свои мысли и чувства, что придает повествованию эмоционально-лирическое звучание, увлекающее читателя и создающее у него определенное настроение. Огромное значение имеет при этом форма «вопрос — ответ», характеризующая как речь повествователя, так и речь героев.

  • Тематика поэмы.

«Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой.

В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем. Первая тема «Полтавы » — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона. Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.

Героем, стоящим в , является Петр, а центральным эпизодом -Полтавский бой и пир после победы. Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, — тема многонациональности русского гоодарства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством.

Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину.

Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму «Мазепа». Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о человеке. Третья тема «Полтавы» — тема частного человека, раздавленного колесом истории.

Мария — сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий.

Сюжет поэмы отличается драматизмом. Поэма открывается борьбой Кочубея с Мазепой. Эта борьба, в которой переплетаются их личные и политические интересы, дается на фоне той исторической эпохи

Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра.

В связи с этим названные герои поэмы обрисовываются не только в их частной жизни, но и в их политических устремлениях, приводящих к резкому столкновению, которое заканчивается казнью Кочубея и его единомышленника Искры. Казнь Кочубея приводит к развязке новеллистической линии сюжета: Мазепа — Мария — Кочубей. Кочубей казнен. Мария исчезает.

Теперь выдвигается на первый план историческая линия: Мазепа — Пётр. Хитро скрывавший свои политические замыслы, Мазепа, как только Карл «перенес войну на Украину», изменил Петру и открыто перешёл на сторону шведского короля. Наступает момент наивысшего напряжения в борьбе Мазепы с Петром — Полтавский бой. Победа Петра даётся как следствие мощи и величия «России молодой».

В эпилоге подводятся итоги обеим линиям сюжета: новеллистической — встречей Мазепы с безумной Марией, исторической — народной оценкой политической деятельности Петра, Мазепы и Карла.

В своей поэме Пушкин показал себя великим художником-реалистом. Верность изображения исторических событий сочетается с глубоко правдивым и разносторонним раскрытием образов разных психологических типов; изумительная живопись природы сменяется мастерски нарисованной картиной Полтавской битвы.

Высоко оценивая разнообразные красоты поэмы «Полтава», Белинский особенно восхищался её стихом: «Сколько простоты и энергии в его стихе! Какая живая соответственность между содержанием и колоритом языка, которым оно передано! Есть что-то оригинальное, самобытное, чисто русское в тоне рассказа, в духе и обороте выражений!».

Это русское, народное проявляется, в частности, в близости многих мест поэмы к стилю народной поэзии. Так, Белинский указывает, что отрывок от стиха «Кто при звездах и при луне» до стиха «Царю Петру от Кочубея» — «это вместе и народная песня, и художественное создание». Так же построен ответ Кочубея Орлику о трех кладах. В духе народной поэзии — песен и сказок — дан внешний портрет Марии.

  • Жанровые и стилистические элементы

«Полтава» сочетала в себе самые, казалось бы, разнородные жанровые и стилистические элементы — от классической эпопеи до романтической поэмы, сочетает элементы романтической поэтики с реалистической трактовкой исторических и неисторических событий. Поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В общем, она по жанру, по стилю и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина»

В «Полтаве» Пушкин дал новый жанр исторической, героической поэмы реалистического стиля, какой ещё не было в русской литературе.

Толкование непонятных слов

Дань – натуральный или денежный побор с покорённых племен и народов.

Венец – славянский девичий головной убор.

Оковы – обручи, налагаемые на руки и ноги человека с целью лишить его свободы передвижения.

Гетман – историческое звание командующего армией в Чехии времён таборитов, в Речи Посполитой, Российском царстве, Молдавском княжестве и Войске Запорожском.

Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: