«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание произведения, история исследования времени, анализ, жанр, характеристика

«Слово о погибели русской земли». Жанровое и идейное своеобразие

«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста.

«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь. Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья. »), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 г. («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествоватъ о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых описываются с патриотических позиций невзгоды и тяжелые испытания, обрушившиеся на родину автора.

«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвалы былому величию Русской земли, плача о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием. «Слово о погибели Русской земли» — лирический отклик на события этого нашествия.

«Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках: один (XV в.) — в Гос. архиве Псковской области (собр. Псково-Печерского монастыря, ф. 449, № 60), другой (XVI в.) — в Древлехранилище ИРЛИ (Р.IV, оп. 24, № 26). В обоих списках «Слово» дошло в виде предисловия к «Повести о житии Александра Невского». Такое объединение этих текстов — факт более поздней литературной истории обоих произведений. Научное издание текстов и их исследование см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.—Л., 1965.

В сохранившемся тексте описывается былая красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность Слова о погибели находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литератур, в которых встречается похвала величию и славе родной земли. Упоминание в конце Слова о погибели «нынешнего Ярослава» имеет в виду князя Ярослава Всеволодовича, который умер в 1246г. Следовательно, Слово о погибели в любом случае (существуют разные датировки его) было написано до 1246 г. Называется и имя брата Ярослава — Юрия Всеволодовича, который погиб в битве на р. Сити 4 марта 1238. Можно думать поэтому, что Слово о погибели было создано в самом начале Батыева нашествия, еще до битвы на Сити. Наиболее предпочтительна точка зрения, согласно которой автор Слова о погибели был выходцем из южной Руси, но написано оно в северо-восточной Руси.

Слово о погибели по поэтической структуре и в идейном отношении близко к Слову о полку Игореве. Оба «Слова» отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмичный строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвала былому величию страны, плач о ее бедах в настоящем. Слово было лирическим призывом к единению русских князей и руских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием. Слово о погибели — лирический отклик на события этого нашествия. А. В. Соловьев в статье 1948 г. о Слове и в статье 1953 г. о Слове о погибели отметил целый ряд параллелей между обоими произведениями: в идейном отношении, на стилистическом уровне, в характере отношения к природе, в сходстве отдельных выражений («отъ стараго Владимера до нын?шняго Игоря» — «от великого Ярослава. до нынешнего Ярослава»), в широте географических познаний обоих авторов, в грамматических формах и т. д. Н. К. Гудзий, имея в виду эти работы, писал: «Как нам представляется, все эти параллели из обоих памятников, в том числе и в наибольшем количестве подобранные А. В. Соловьевым, — настолько общего характера, что едва ли могут свидетельствовать о литературной связи „Слова о погибели“ со „Словом о полку Игореве“, даже при тех оговорках, которые делает А. В. Соловьев» (О «Слове. ». С. 544). Соловьев в статье 1958 г. о Слове о погибели вновь вернулся к вопросу о связи обоих произведений. Говоря о замечании Гудзия, он писал: «В моей французской статье я настаивал лишь на тематическом и стилистическом сходстве между обоими («Словами». — Л. Д.), на том, что оба „Слова“ — „несомненно, продукт одной и той же поэтической школы“. Я хотел указать, что такая поэтическая школа существовала и могла давать светские произведения различной окраски» (Заметки. С. 110). В этой статье Соловьев к ранее указанным параллелям между обоими «Словами» приводит еще 12 новых пунктов, в которых он видит возможность сравнивать оба произведения как произведения одной поэтической школы. В заключение он говорит: «Вопрос о том, знал ли автор „Слова о погибели“ предыдущее „Слово“ и подражал ли ему, решить трудно. Может быть, знал, а может быть, и не знал».

Б. А. Рыбаков считает, что Слово о погибели приняло историческую схему Слова о полку: «после благополучных лет Ярослава (Мудрого) начались годы крамол и усобиц, началась „болезнь“, продолжавшаяся до Владимира (Мономаха); болезнь проявилась и при нынешних князьях (для автора 1185 г. — при Игоре, а для автора начала XIII в. — при сыновьях Всеволода Большое Гнездо)» («Слово» и его современники. С. 80). По мнению Рыбакова, строки Слова о погибели о Владимире Мономахе — «. которым то половьци дети своя полошаху в колыбели. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем» «являются цитатой или пересказом той части исторического раздела „Слова о полку Игореве“, где говорилось о Старом Владимире и выражалось горькое сожаление о том, что его нельзя было навечно сохранить на Киевских горах (С. 82—83). Рыбаков полагает, что в дошедшем списке Слова о полку это место не сохранилось. В книге «Петр Бориславич» объем фрагмента Слова, сохранившегося, по мнению ученого, в Слове о погибели, еще более увеличен.

Читайте также:
Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» ℹ проблема взаимоотношений в пьесе, примеры споров, аргументы на тему разногласий из литературного произведения

Положение о жанровой близости обоих «Слов» развито в статье А. А. Горского. Он пишет: «. оба они (и только они из сохранившихся произведений русской литературы домонгольского периода) сочетают в себе черты эпоса, лирики и публицистики» (Проблемы изучения «Слова. ». С. 38).

Жанровая близость, близкие стилистические формулы, сходные поэтические образы, параллельные словосочетания и обороты не могут свидетельствовать о зависимости Слова о погибели от Слова о полку Игореве. Близость обоих произведений должна объясняться их поэтическими особенностями.

01.03.2016, 6489 просмотров.

Краткое содержание «Слово о погибели русской земли»

Краткое содержание

Земля русская необычайно красива и богата, и это выгодно отличает ее от прочих земель. Русь полна «источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными». Но не только чудесной природой и полезными ископаемыми славиться русская земля. На ее территории построены большие и малые города, деревни и поселки. Здесь живут мудрые, отважные князья в окружении честных, достойных вельмож.

Все эти богатства, все это благолепие принесла с собой «правоверная вера христианская». Русский народ силен своей верой, и во всем полагается на Бога. Именно благодаря христианской вере Русь стала такой великой. Русские князья смогли покорить обширные земли «до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы». Именем князя Владимира Мономаха «половцы детей своих пугали в колыбели». Мануил Цареградский был так напуган мощью русского войска, что регулярно слал богатые дары,«чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял». Не испытывали страха перед русскими князьями лишь немцы, и только потому, что были «далеко за синим морем».

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь. Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья…»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 г. («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествоватъ о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых описываются с патриотических позиций невзгоды и тяжелые испытания, обрушившиеся на родину автора.

«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста.

Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвалы былому величию Русской земли, плача о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием. «Слово о погибели Русской земли» — лирический отклик на события этого нашествия.

«Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках: один (XV в.) — в Гос. архиве Псковской области (собр. Псково-Печерского монастыря, ф. 449, № 60), другой (XVI в.) — в Древлехранилище ИРЛИ (Р.IV, оп. 24, № 26). В обоих списках «Слово» дошло в виде предисловия к «Повести о житии Александра Невского». Такое объединение этих текстов — факт более поздней литературной истории обоих произведений. Научное издание текстов и их исследование см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.—Л., 1965. Мы печатаем текст «Слова» по псковскому списку с исправлением явно ошибочных написаний отдельных слов и одной конъектурой (вместо слова «ношаху» оригинала дается написание «полошаху». — Конъектура эта была предложена А. В. Соловьевым).

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все с помощью Божьею покорено было христианскому народу, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей в колыбели пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.

И в те дни,— от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского,— обрушилась беда на христиан…

Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

Кто является автором произведения «Слово о погибели русской земли»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Версии об авторстве

Если говорить об авторстве произведения, на текущий момент принято выделять 4 гипотезы, основной принято считать последнюю:

  • Произведение написал житель Новгорода.
  • Автором является южанин.
  • «Слово» написал житель северо-востока.
  • Житель северо-востока Руси южного происхождения.

Обращение к князьям

Далее не то Святослав, не то автор «Слова о полке Игореве» призывает и крупные силы современной ему Руси, и слабых, но мужественных князей: великого князя Всеволода и его близких Глебовичей, затем Рюрика и Давида, Ростиславичей, могущественного Ярослава Осмомысла Галицкого и знаменитых Романа с Мстиславом (Романа Волынского). Автор ещё раз с горем поминает Игоря, и вновь призывает Мстиславичей и племя Всеслава. На последнем – герое песен Бояна, он останавливается подробнее всех. Все перечисленные Святославом – удалые воители. Ярослав Черниговский со степняками побеждает полки одним кликом. Всеволод может вёслами раскропить Волгу, а Дон шеломами вычерпать. Давид и Рюрик со своими войсками ни ран, ни крови не боятся, плавая в ней золотыми шеломами. Ярослав Осмомысл носится со своей железной дружиной по Дунаю, подступает к Киеву, борется со степняками. Мстислав и Роман страшны для половцев и Литвы.

Читайте также:
Двойники Раскольникова в Преступлении и наказании - роль героев

Дальше от упоминания полоцких князей, потомков Всеслава Вещего, автор переходит к самому их предку – Всеславу. Полоцкий князь характеризуется в его действиях в отношении Киева и Новгорода. В Киеве Всеславу слышен колокольный звон св. Софии. Вспоминается когда-то крепкая связь со старым Владимиром, когда не было между князьями розни. Всё это перечисляется автором «Слова…» для призыва к отмщению обиды Игоря.

Наконец следует возвращение князя Игоря. Его пребывание в плену вообще не описывается. Ни одним словом не вспоминает автор о других пленных князьях, о действиях половцев. Главным действующим лицом произведения по-прежнему остаётся Игорь. Важное место в произведении занимает также жена Игоря Ярославна, которая предчувствует его возвращение, оплакивая из-за дошедшей до неё вести раны мужа и поражение его дружины.

Бегство Игоря из плена

Бог не оставил в руках грешников праведника, говорится в летописи об Игоре. А в «Слове о полке Игореве» говорится о его побеге: «Бог путь кажет Игореви из земли Половецкой в землю русскую». Автор словно сам пережил бегство Игоря из плена от половцев. Он детально описывает с какой ловкостью и трепетом выбирался Игорь, под условный посвист верного человека, с конём за рекой. Как преодолевал он степи, скрываясь и добывая себе пропитание охотой, как перебирался он по струям Дона.

Автору произведения вспоминается песня о безвременной смерти юного князя Ростислава, брата Владимира Мономаха. Эта трагедия случилась на сто лет раньше похода Игоря. Погибших оплакивали русскими народными песнями и сказаниями. Гзак с Кончаком пытались поймать беглеца, но вскоре примирились с бегством князя и даже начали рассчитывать на него как на старого знакомого, который при случае окажется человеком близким степнякам и по языку, и по браку, и по обычаям. Но в этом они ошиблись – Игорь был ближе всего к своей русской земле. И это предчувствует Гзак. Автор «Слова…» быстро переносит своего героя из степей в Киев, на радость городам и странам. «Игорь едет по Боричеву (и ныне — ул. Боричев ток, рядом с более известным Андреевским спуском) к святей Богородици Пирогощей (храм, находившийся на Подоле)».

«Слово о полку Игореве» заканчивается заключительным словом к князьям, возможно, ещё пленным, и к погибшей дружине: «Поборая за христиан полки неверные! Слава князьям, а дружине аминь!» (в версии перевода «Слова о полку Игореве…» В.А. Жуковского)

Состав текста

Известный нам отрывок по смыслу может быть разделен на три фрагмента. Первый представляет собой восторженный гимн красоте и богатству «светло-светлой и украсно украшенной земли Русской», созданный в эмоционально-риторическом стиле. Вторая часть — воспоминание о былом могуществе и славе Руси. В центре этого фрагмента стоит образ Владимира Мономаха, нарисованный в легендарном духе с помощью ряда гипербол, в том числе упоминания, что именем князя половцы пугали своих детей в колыбелях. Третья часть начата незаконченной фразой о том, что «в ты дни болезнь крестианом от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго».

Необычное содержание

Текст «Слова о погибели» достаточно необычен для XIII века. Книжники того периода обычно воспринимали события своей эпохи через призму княжеских интересов, а русские земли считали владениями отдельных княжеских родов. В таком ключе написана, например, «Похвала роду рязанских князей», отличающаяся чеканными риторическими оборотами. В «Слове о погибели» же похвалы удостоена вся Русская земля, которая воспринимается как единое целое. Правда, взор автора обращён в прошлое. Он вспоминает былую красоту и богатство Руси, начиная со времён Ярослава Мудрого (правил в Киеве с 1016 по 1054 год с годичным перерывом). «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская», — восклицает автор (перевод Дмитрия Лихачёва). Далее он перечисляет природные богатства страны: озёра, реки и «источники местночтимые», холмы, дубравы и поля, «дивных зверей» и «разнообразных птиц». После этого переходит к «городам великим» и «селениям славным», где стоят храмы и монастыри, и где живут «князья грозные» и «бояре честные». От описаний природы и людей автор переходит к политическому могуществу Руси. Обозначены её границы среди прочих народов: от угров, ляхов, чехов и литовцев на западе до черемисов и мордвы на востоке. «Всё с помощью Божьею покорено было христианскому народу, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей в колыбели пугали», — говорится в тексте. Один из самых видных исследователей древнерусской литературы Дмитрий Лихачёв. Автор явно гордится той эпохой, когда в свете русской угрозы «литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов». Народы Поволжья князь Владимир Мономах обложил данью в виде мёда (бортничали на него). Сообщается, что «от страха» перед киевским князем ему присылал дары сам царьградский император Ма-нуил. Данный факт почёрпнут из фольклорной традиции, так как Мануил и Владимир не были современниками. С этим фрагментом «Слова о погибели» учёные также связывают легенду о византийском происхождении «Мономахова венца». Текст заканчивается наг «минорной» ноте: «И в те дни — от Великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского, — обрушилась беда на христиан…» (в оригинале «болезнь крестияном»). До нашего времени дошло всего 236 слов «Слова о погибели». Считается, что окончание Памятника утеряно, а в XV и XVI веках его переписывали уже в качестве отрывка.

О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми, удивлена еси реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холми высокыми, дубровами частыми, польми дивными, зверьми разноличьными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными,

домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами — всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская! Отселе до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймичи погании и за Дышючим морем, от моря до болгар, от болгар до буртас, от буртас до чермис, от чермис до моръдви, — то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны: великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половьци дети своя полошаху в колыбели. А литва из болота на свет не выникываху. А угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не възехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем. Буртаси, черемиси, веда и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. И кюр Мануил Цесарегородскыи опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял. А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава, и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.
Слово о погибели Русской землипосле смерти великого князя Ярослава
О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ливишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великми, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все покорил бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем. Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял. А в те годы — беда христианам от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского.

Читайте также:
Сатира в комедии Недоросль - объекты, средства создания характеров

Текст «Слова…» и комментарий приводится по изданию: Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси) / Сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. — М.: Худож.лит., 1969. — С.326-327, 738-739.

Комментарий.

Это отрывок из не дошедшего до нас произведения о судьбах Руси. Начальный фрагмент сохранился благодаря тому, что псковский книжник в середине XV в. использовал часть «Слова» как предисловие к одному из списков «Жития Александра Невского». В последних строках памятника звучит скорбь по поводу «беды христианам» после смерти Ярослава Мудрого. Вероятно, не дошедшая до нас заключительная часть «Слова» рассказывала о «погибели» Северо-Восточной Руси от татаро-монгольского нашествия. «Погибель» представлялась автору следствием княжеских раздоров и усобиц от Ярослава Мудрого (ум.в 1054 г.) до Ярослава Всеволодовича (ум. в 1246 г.). «Слово», видимо было написано во Владимире между 1238 и 1246 гг. Отдельные образы и стилистические приемы «Слова», напоминающие «плачи» и «славы» народной поэзии, близки «Слову о полку Игореве». «Слово о погибели» известно в двух списках: Псковском и Ленинградском. В нас. изд. печатается по Псковскому списку XV в. (Гос. архив Псковской области, ф. 449, № 60, лл.245 об. — 246 об.) с необходимыми исправлениями по Ленинградскому списку XVI в. (ИРЛИ, Р. IV, оп. 24, № 26, лл. 472-473) и конъектурными поправками.

Слово о погибели Русской земли

«Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» (полное оригинальное название «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава» [1] ) — литературное произведение, датируемое XIII веком, сохранившееся в отрывках, и известное из списков XV—XVI веков. Возникло «Слово» вскоре после монголо-татарского нашествия. Это — плач по утраченному величию Русской земли, по жанру близкий к ряду фрагментов «Слова о полку Игореве». Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского [2] .

Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья…»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 год («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы [3] .

Примечания

  1. Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава
  2. Слово о погибели Рускыя земли | «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского
  3. Библиотека литературы Древней Руси, т. 5.

Литература

  • Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века: «Слово о погибели Русской земли»: [исследования и тексты] / Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — М.—Л.: Наука, 1965. — 232 с.
Памятники древнерусской литературы XI—XIII вв.
XI в. Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского · Житие Феодосия Печерского · Сказание о Борисе и Глебе
XII в. Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Хождение Богородицы по мукам · Девгениево деяние · Житие преподобной Евфросинии Полоцкой
XIII в. Слово о погибели Русской земли · Повесть о разорении Рязани Батыем · Легенда о граде Китеже · Повесть о житии Александра Невского · Александрия · Повесть о взятии Царьграда крестоносцами · Киево-Печерский патерик · Сказание об Индийском царстве · Наставление Тверского Епископа Семена
Киевская Русь
Русь · русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи
Переломные события Призвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие
Летописные племена славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · ильменские словене · тиверцы · уличи · финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · балтские: голядь · литва
Киевские правители
до распада Киевского
государства (1132)
Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий
Значимые войны
и битвы
Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити
Основные княжества
в XII—XIII веках
Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское
Общество и культура Язычество славян · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли
Читайте также:
«Критики» 📚 краткое содержание рассказа В.М. Шукшина для читательского дневника, анализ, главные герои произведения, основной смысл и тема

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Шукюр, Хакан
  • 2003 год в кино

Смотреть что такое “Слово о погибели Русской земли” в других словарях:

Слово о погибели Русской земли — – отрывок полностью не сохранившегося произведения, посвященного татаро монгольскому нашествию на Русь. Отрывок этот дошел до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции Повести о житии Александра… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

«СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ» — «СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ», первая часть памятника древнерусской литературы, полностью до нас не дошедшего; написано до 1246; сохранились 2 списка, в которых «Слово» является введением к 1‑й редакции «Жития Александра Невского». По пафосу,… … Литературный энциклопедический словарь

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ — произведение древнерусской литературы (XIII в.). Сопоставление «Слова» с летописями показывает, что о «погибели» Русской земли русские стали говорить после захвата Батыем Киева. По своему патриотическому и художественному содержанию близко к… … Русская история

«Слово о погибели земли русской» — СЛОВО О ПОГИБЕЛИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ отрывок из несохранившегося полностью пам. лит ры 13 в., повествующего о разорении рус. земель татаро монголами. Известно в 2 х списках 15 и 16 вв., где оно выполняет функцию введения к первоначальной ред. Жития… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

слово — (3) 1. Высказывание; то, что сказано: Тогда великыи Святъславъ изрони злато слово слезами смѣшено, и рече: О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! 26. Отъвѣщашя ему июдеи: „Мы законъ имаамъ и по закону нашему дължънъ есть умрѣти, яко сынъ божии творить … Словарь-справочник “Слово о полку Игореве”

Слово о законе и благодати — «Слово о законе и благодати» один из древнейших памятников древнерусской литературы. Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI века (составлено между 1037 и 1050 годами, М.Д. Приселков сужает эти хронологические… … Википедия

Слово о полку Игореве — Титульный лист первого издания (1 … Википедия

слово — основная единица языка и речи. Как лингвистическая единица, имеет два аспекта: план выражения (звуки или буквы, из которых оно состоит) и план содержания (значение, отсылка к тому предмету или понятию, которое оно означает). Слово состоит из… … Литературная энциклопедия

слово — 1) Жанр торжественного церковного красноречия (см. ораторская проза) в Древней Руси: произведение, ставящее значимые для современников автора общественно политические, религиозные, нравственные вопросы и имеющее поучительный характер ( Слово о… … Словарь литературоведческих терминов

Слово в древнерусской литературе — наиболее употребительное заглавие сочинений, иногда заменяемое другими: Сказание, Повесть, Поучение. Иногда С. опускается в заглавии, но подразумевается; напр., Об Антихристе, О письменех и т. п. Словами назывались в древней русской литературе… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сочинение Великая Отечественная война

Война – самое страшное и жесткое событие, которое может произойти с человечеством и нашим миром. В нашей стране нет ни одного человек, который не знает об этом ужасном явлении. Ведь нам с самого детства рассказывают о войне, чтобы мы чтили память умерших, потому что не все в наше время какими муками, какой ценной нам досталась эта победа.

Великая Отечественная Война оставила огромный след в нашей истории и унесла жизни двадцати восьми миллионов человек. Она не пощадила ни стариков ни детей. Все встали на защиту нашей необъятной Родины.

Само слово Война – доставляет ужас и страх другим людям, потому что они знают, как щемящая боль находиться в сердце от потери близких тебе людей: отца, брата, матери. Эта война была тяжелейшим испытанием для нашего народа. Я не могу представить какую силу духа нужно иметь, чтобы стоимостью собственной жизни защищать не только свою семью, но и семьи других людей. Если честно, то мне кажется, что наше поколение кажется не способно на такие подвиги.

Воевать уходили все: мужчины самых разных возрастов, подростки, подделывающие год рождения, для того чтобы их взяли на военную службу. Женщины, которые остались одни в полуразрушенных городах и пытались их восстановить вместе с детьми, работали на фабриках и заводах, заслуживают отдельного уважения. Много подростков, никому не говоря, уходили в тыл. Многие не возвращались домой, где их каждый день ждали верные жёны и дети, некоторые были сильно ранены, других взяли в плен. Не было ни одной семьи, которую не потрясло бы это ужасное время. Люди умирали от слабости прямо на рабочих местах, потому что работали без остановки, без еды и без отдыха. Каждый по-своему внёс вклад в эту победу. Были разбиты множество памятников, исторических сооружений, культурные наследия. Много стихов и песен посвящено этому страшному времени.

Подводя итог к вышесказанному можно сделать вывод, что война не оставила не затронутой ни одну семью. С того времени остались страшные чёрно-белые кадры. Жестокость и зверство не знали границ. Но благодаря вере и надежде, нашим смелым и отважным бойцам красной армии, мы смогли одержать победу в этой неравной и кровопролитной схватке. Мы не должны никогда забывать наших героев. Нельзя допустить, чтобы такое повторилось снова. Вечная память людям, которые отдали свою жизнь, ради того чтобы мы сейчас жили под голубым и светлым небом. Мы не должны никогда забывать об этих временах.

Сочинение 2

Великая Отечественная война никогда не выйдет из головы и не перестанет волновать многих людей, кто пережил ее. Никто не хотел этой воны, нот тем не менее в ней погибло очень много людей и на каждом она оставила свой след.

Читайте также:
Тени сизые смесились анализ стиха Тютчева - сюжет, настроение

Эта страшная война началась в июне двадцать второго числа сорок первого года. В этот день на нашу страну напали фашисты. Немецкие войска напали на нашу страну без какого-либо уведомления, рано утром в четыре часа. Когда все еще спали. На войну забирали мужей, сыновей, отцов, а женщины ждали их с надеждой, что не вернутся живыми. Но многие так и не вернулись с этой войны, кто-то был тяжело ранен и контужен. А те, кому повезло было вернуться живым, никогда не забудут это страшное событие.

Женщин также много пострадало в этой войне, медсестры спасали раненных солдат и готовы были сами броситься под немецкую пулю. Также женщинам, да и детям приходилось работать по много часов.

Эта ужасная война длилась целых четыре года, казалось, что она никогда не закончится. Но победа пришла к нам девятого мая сорок пятого года. Люди в ней отдавали свои жизни, проливали кровь за свою Родину. Страшно представить, что они пережили, это были и холод и страшный голод, тяжелые ранения, потеря близких и родных людей, боль, страдания.

Война также забрала и у детей детство, пока их отцы воюют, а мамы на работе с утра до позднего вечера, им приходилось заниматься хозяйством. Людям нечего было есть, всегда приходилось делать из картошки разные блюда, даже хлеб. Старалсиь засаживать огород картофелем. Трудились, чтобы хоть как-то не умереть от голода. Каждый выживал как мог.

Россия смогла одержать победу в великой войне. Гитлер недооценил российские сильные войска. Это была неслучайная победа, все от мало и до велика внесли свой вклад в нее. Российские солдаты отдавали жизни за Родину, за эту великую победу, а женщины и дети работали у станков целыми днями, они шили вещи для солдат, отправляли им теплые вещи. Каждый внес свой вклад.

Это ужасное событие принесло много слез и горя в каждую семью, но наш народ не был сломлен.

Наших людей убивали, морили голодом, но они смогли вырвать эту победу у немецких войск.

Советский народ проявил себя необычайно храбро. Ведь все мужчины и даже юноши отправились на фронт, подставляли свои груди под пули. Все женщины старались ухаживать за теми, кто был ранен на фронте.

Великая Отечественная война никогда не забудется нашими людьми, она унесло очень много жизней и покалечила судьбы людей.

Рассуждение

Великая Отечественная война шлав промежутке от 22-го июня 1941-го года и закончились 9-го мая 1945-го года. В этот отрезок времени случилось очень много значимых событий, последствия которых, есть и сейчас. Забегая наперед, нужно сказать нужно сказать, что хоть война была очень кровавой для нашего народа и унесла много людских жизней, но все-таки Красной армии удалось одержать победу над войсками нацистской Германии и её европейскими союзниками, которыми являлись такие страны, как Венгрия, Италия, Румыния, Словакия, Финляндия и Хорватия. В конце концов события Великой Отечественной закончились безоговорочной капитуляцией Германии.

Началом войны для народа СССР стало сообщение Юрия Левитана 22-го июня 1941-го года, в котором сообщалось о нападении германских вооружённых сил в 4 утра. На начальном этапе Великой Отечественной у немцев был план захвата земель СССР под названием «Блицкриг». Основной смысл этого плана заключался в том, чтобы нанести молниеносную атаку до того, как противник сможет подготовить войска и план защиты над врагом и одержать победу в считанные дни, недели или месяцы.

Основными территориями, на которых проводились сражения Великой Отечественной войны есть земли Восточной и Центральной Европы.

Говоря об этой войне нельзя не сказать о трех битвах, которые стали одними из решающими. Битва под Москвой, которая стала наиболее масштабной битвой за участия советских войск. Битва за Ленинград, в которой советские войска одержали победу, чем и разрушили план о наступлении основных войск подразделения армии «Север» для последующего наступления на Москву. Сталинградская битва стала важнейшим эпизодом войны так, как в ходе этой битвы немецкие войска потеряли стратегическую инициативу.

Самым большим танковым сражением стала битва под Прохоровкой. 12-го июля 1943-го года под селом Прохоровка произошло самое большая танковая битва. В этой битве принимали участие 290 танков со стороны Германии и 850 танков со стороны СССР. Победу одержала Германия.

Основными изменениями после окончания войны стали: Потеря Третьим Рейхом захваченных территорий, Формирование двух сверхдержав, Крах нацистской идеологии, Приход к власти просоветских правительств в ряде государств Восточной и Центральной Европы и основание ООН. Основана в 1945-ом году Организация Объединённых Наций существует и до сих пор.

Великая Отечественная война

Популярные сочинения

Глава «Крестьянка» раскрывает перед нами реалистичный и яркий образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Простая русская крестьянка Матрена предстала в поэме неким собирательным образом всех крестьянских женщин Руси.

Что такое аквапарк? Для детей это просто райское место. Аквапарк представляет собой большой водный центр, в котором много бассейнов, с разными аттракционами, бассейны имеют разную глубину

В комедии «Горе от ума» все женские образы: и главный, и второстепенный, и эпизодические – раскрываются в соответствии с жанром произведения. Их в разной степени коснулся грибоедовский смех.

Сочинение на тему: «Война»

Война – это самое страшное, что может случиться в жизни каждого человека. Внезапное нападение фашисткой Германии на простых советских людей. Но ничего не способно сломить сильный духом народ, у них впереди лишь Победа!

Война – как много в этом слове. Одно лишь слово несет в себе массу страха, боли, криков и плача матерей, детей, жен, потерь близких людей и тысячи славных солдат стоявших за жизнь всех поколений… Сколько же деток она оставила сиротками, а жен вдовами с черными платками на головах. Сколько страшных воспоминаний она оставила за собой в человеческой памяти. Война – это боль человеческих судеб, вызванная теми, кто правит в верхушках и жаждет власти любым способом, даже кровавым.

И если хорошо задуматься, то и в наше время нет ни одной семьи, у которой война не забрала или же просто не искалечила пулями, осколками или просто своими отголосками близкого нам человека. Ведь все мы помним и почитаем героев Великой Отечественной Войны. Мы помним их подвиг, сплоченность, веру в великую победу и громкое русское «УРА!».

Великую Отечественную Войну можно по праву назвать – священной. Ведь все люди стали на защиту своей Родины, не испугавшись шальной пули, мучений, плена и многого другого. Наши предки настолько сплотились и шли вперед отбивать у врага свою землю, на которой они родились и выросли.

Читайте также:
Прикольные стихи на новый год: сборник весёлых и интересных стихотворений

Советских людей не сломила даже внезапность нападения 22 июня 1941 года, немецкие фашисты напали ранним утром. Гитлер рассчитывал на быструю победу, как во многих странах Европы,сдавшимся и покорившимся ему практически без сопротивления.

У наших людей не было никакого вооружения, но это никого не испугало и они шли уверенно вперед, не сдавая позиции, защищая своих близких и Родину. Дорога к победе пролегала через множество препятствий. Воинственные бои развивались и на земле и в небе. Не было ни одного человека, который не внес бы свою лепту в эту Победу. Молодые девчонки, служившие медиками и тащившие с поле боя на себе раненых солдат, сколько же в них было сил и мужества. Сколько веры они несли за собой, даря ее раненным! Мужчины шли смело в бой, закрывая своими спинами тех, кто был в тылу, свои дома и семьи! Дети и женщины трудились на заводах у станков, производя боеприпасы, принесшие заветные успехи в умелых руках!

И вот не смотря ни на что, наступил тот миг, миг долгожданной победы. Армия советских солдат спустя долгие годы сражений смогла прогнать фашистов с родной земли. Наши герои-солдаты дошли до границ Германии, и штурмом взяли Берлин – столицу фашисткой страны. Все это происходило в 1945 году. В мае месяце 8 числа Германия подписала полную капитуляцию. Именно в то самое время, наши предки подарили нам один из великих праздников отмечающийся 9 мая – это День Победы! День поистине со слезами на глазах, огромной радостью в душе и с искренней улыбкой на лице!

Вспоминая рассказы дедов, бабушек и людей, участвовавших в этих боевых действиях, можно сделать вывод, что лишь сильный духом, смелый и готовый идти насмерть народ, мог прийти к победе!

Для молодого поколения Великая Отечественная Война – это лишь история из далекого прошлого. Но эта история будоражит все внутри и заставляет задуматься о происходящем в современном мире. Задуматься о тех войнах, которые мы видим сейчас. Задуматься о том, что мы не должны допустить еще одной войны и доказать героям-солдатам, что они не зря полегли в землю, что не зря их кровью пропитана почва! Я хочу, чтобы каждый помнил, какой ценой досталась эта не легкая Победа и тот мир над головой, который сейчас у нас есть!

И в заключении мне очень хочется сказать: «Спасибо вам, Великие воины! Я помню! Я горжусь!»

Ещё больше сочинений на тему: «Война»

  • Сочинение №2
  • Сочинение №3
  • Сочинение №4
  • Сочинение №5

Как бы мне хотелось, чтобы все дети на Земле знали о том, что такое война, только со страниц учебников по истории. Я искренне надеюсь, что когда-нибудь моё желание исполнится. Но пока, к сожалению, войны на нашей планете продолжаются.

Мне, наверное, никогда не понять, что чувствуют те, кто развязывает эти войны. Неужели они не задумываются о том, что цена любой войны – это человеческие жизни. И не важно, какая из сторон одержала победу: они обе, по сути, в проигрыше, ведь погибших на войне не вернёшь.

Война – это потери. На войне люди теряют близких, война отбирает у них дом, лишает всего. Те, кого не затронула война, думаю, никогда не смогут до конца осознать, как она страшна. Мне сложно даже представить, как это жутко — ложиться спать, осознавая, что утром ты можешь узнать о том, что кого-то из твоих близких больше нет. Мне кажется, что страх потерять родного человека куда сильнее, чем страх за свою собственную жизнь.

А у скольких людей война навсегда отбирает здоровье? Из скольких делает инвалидов? И никто и ничто не вернут им их молодость, здоровье, искалеченные судьбы. Это так страшно — безвозвратно потерять своё здоровье, в один момент лишиться всех надежд, осознать, что твоим мечтам и планам не суждено осуществиться.

Но самое ужасное то, что война никому не оставляет выбора: воевать или нет — за своих граждан решает государство. И уже не важно, поддерживают жители такое решение или нет. Война затрагивает всех. Многие пытаются убежать от войны. Но разве бегство безболезненно? Людям приходится покидать родные места, бросать дома, не зная, удастся ли когда-нибудь вернуться к прежней жизни.

Я убеждён, что любые конфликты следует решать мирным путём, не принося в жертву войне человеческие судьбы.

Для человека имеет большое значение, есть ли в его жизни смысл. Каждый человек стремится максимально проявить себя. Но яснее всего личность проявляется в кризисных ситуациях, например, таких, как стихийные бедствия или войны.

Война – страшное время. Она постоянно испытывает человека на прочность, требует полной отдачи сил. Если ты трус, если не способен к терпеливому и самоотверженному труду, если не готов пожертвовать своим удобством или даже жизнью ради общего дела – грош тебе цена.

Наша страна часто была вынуждена воевать. Самые страшные войны, выпавшие на долю предков, — гражданские. Они требовали самого трудного выбора, порой полностью ломали сложившуюся у человека систему ценностей, так как часто непонятно было, с кем и за что воевать.

Так называемые отечественные войны – это защита страны от внешнего нападения. Тут все ясно – есть враг, угрожающий всем, готовый стать хозяином на земле твоих предков, диктовать на ней свои правила, а тебя сделать рабом. В такие моменты наш народ всегда демонстрировал редкостное единодушие и обычный, повседневный героизм, проявлявшийся в любой мелочи, будь это жестокий бой или дежурство в медсанбате, изнуряющие пешие переходы или рытье окопов.

Каждый раз, когда враг хотел победить Россию, он питал иллюзии, что народ недоволен своим правительством, что вражеские войска будут встречены с радостью (и Наполеон, и Гитлер, скорее всего, были в этом убеждены и рассчитывали на легкую победу). Упорное сопротивление, которое оказывал им народ, должно было их сначала удивлять, а затем – страшно бесить. Они ведь на него не рассчитывали. Но наши люди никогда не были поголовно рабами. Они чувствовали себя частью родной земли и не могли отдать ее на поругание чужакам. Героями становились все – и мужчины – бойцы, и женщины, и дети. Каждый внес свой вклад в общее дело, каждый участвовал в войне, все вместе отстояли Родину.

72 года прошло с того дня, когда весь мир услышал долгожданное слово «Победа!»

9-ое мая. Добрый девятый майский день. В это время, когда оживает вся природа, мы ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! И вместе с этим ощущением приходит понимание, что жизнью мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал и выживал в тех адских условиях. Тем, кто, не щадя себя, работал в тылу, тем, кто погиб при бомбежках городов и сел, тем, чья жизнь мучительно оборвалась в фашистских концлагерях.

Читайте также:
Сочинение Война - 9 и 11 класс ЕГЭ, рассуждение на военную тему

В День Победы мы соберемся у вечного огня, возложим цветы, вспомним, благодаря кому мы живем. Помолчим и в который раз скажем им «Спасибо!». Спасибо за нашу мирную жизнь! А в глазах тех, чьи морщинки хранят ужасы войны, помнят осколки и раны, читается вопрос «Сохраните ли вы то, за что мы проливали кровь в те страшные годы, будете ли помнить о настоящей цене Победы?»

У нашего поколения меньше возможности увидеть живых участников боев, услышать их рассказы о том тяжелом времени. Поэтому так дороги мне встречи с ветеранами. Когда вы, герои войны, вспоминаете о том, как отстояли, защитили Родину, каждое ваше слово отпечатывается в моем сердце. Для того чтобы передать грядущему поколению услышанное, сохранить благодарную память о великом подвиге народа-победителя, чтобы сколько бы лет ни прошло со дня окончания войны, помнили и чтили завоевавших для нас мир.

Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить… Свой долг перед вечно живыми солдатами Великой Отечественной войны, перед вами, ветераны, перед светлой памятью павших я вижу в том, чтобы прожить свою жизнь честно и достойно, чтобы своими делами крепить могущество Родины.

Сочинения о войне для школьников

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды.

  1. Что такое война – сочинение
  2. Сочинение «Самопожертвование в годы войны»
  3. Война – многонациональная трагедия
  4. Война на примере «Судьбе человека» Шолохова

Что такое война – сочинение

Война – это очень неприятное состояние, от которого всем плохо. Также это столкновение обычно двух систем, когда они не могут или не хотят вести переговоры, а в ход идёт сила. И тут любые средства используются. Воины выходят на поле боя, кони, собаки, слоны – все боевые.

Также используется разнообразное оружие, бомбы, самолеты и танки, подводные лодки и корабли. А будут использовать ещё боевых роботов!

Некоторые любят играть в войну (в детстве), но в неё хорошо бы наиграться, получив пару ссадин, вырасти! Некоторые ищут в войне выгоды. Например, могут даже спекулировать на людских бедах, могут рассчитывать на завоеванные территории, продавать оружие (обоим сторонам).

Но эти люди довольны, пока сами далеко от боевых действий. Некоторые хотят себя проявить – смелось, силу показать, но для них всегда есть экстремальные виды спорта. Или работа в МЧС, полиции…

А страдают больше всего простые люди! Гибнут от взрывов, пожаров, голода. Они просто попали между двумя армиями! И оказываются втянутыми в борьбу многие люди, которым и дела нет до той цели, за которую все воюют. Мирные жители не должны страдать.

Часто к двум основным соперникам присоединяются другие страны. Тут уж кто больше союзников найдет! А в итоге те, кто развязал войну уже забывают, из-за чего она. А после смотрят на урон, который нанесли окружающей среде, сколько людей потеряли, произведения искусства и архитектуры… Плюс время ушло на всё это! И удивляются, как предмет их «спора» (какие-нибудь шахты на границе) мал, совсем не стоил результатов войны.

А она ведь ещё может затягиваться – на годы. Были даже столетние войны. Тут уже поколения сменятся, а война ещё продолжается. И нет привычной жизни для собственного развития.

Война ведь ещё бывает из «принципа», то есть одни хотят навязать свои взгляды или веру другим. Бывает, что одно государство «обиделось» на другое. Вообще, не только между государствами бывает война, а между городами, просто соседями… Освободительная, гражданская. Много видов. В мире было много войн уже. Хочется, чтобы всё решалось переговорами…

Хорошо бы война осталась только в книгах (учебниках истории и в фантастических), а из реальности пропала. Сейчас много оружия, от которого с нажатия одной кнопки можно уничтожить большие города с людьми. А кнопку можно ведь нажать и случайно! Надеюсь, что такого не будет. Постараюсь не участвовать в военных делах.

Сочинение «Самопожертвование в годы войны»

Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью? Ради чего они готовы пожертвовать собственной жизнью? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. А. Каверина.

Раскрывая проблему готовности к самопожертвованию в годы войны, автор повествует об одном эпизоде из истории Великой Отечественной войны.

Комиссар вызвал к себе двух лучших разведчиков, награждённых орденами и медалями, – Корнева и Тумика, поставив перед ними боевую задачу – уничтожить дальнобойную батарею, которая обстреливала передний край, мешала одной задуманной операции. От деятельности этой батареи советская дивизия несла большие потери.

Но эту батарею без самопожертвования нельзя было уничтожить, поэтому комиссар и спросил разведчиков, что они думают о самопожертвовании, предварительно начав с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни.

Корнев и Тумик дали согласие. Автор показывает, как в последнюю ночь перед выполнением задания Тумик вспоминал самое главное в своей жизни: отца, родной дом, детство, школу, девушку Шуру, друга Мишу Рубина. Это и было его Отчизной.

К нему пришло осознание того, что он недаром прожил свою жизнь. А утром Тумик предложил Корневу тянуть жребий, зажав две длинные спички. Он знал, что у товарища жена и маленький сын, и поэтому решил подорвать батарею и самому подорваться, сохранив жизнь семейному товарищу.

Автор подводит читателя к мысли о том, что на войне ради Отчизны, ради близких и родных людей воины готовы жертвовать собой.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Советские бойцы в годы Великой Отечественной войны жертвовали своими жизнями, чтобы защитить свою страну и народ от немецко-фашистских захватчиков.

В заключение хочу сказать, что подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны вызывает трепетное и священное чувство уважения. Нужно помнить о нём всегда. Помнить и свято чтить имена тех, кто пожертвовал своей жизнью, спасая мир от фашизма.

Война – многонациональная трагедия

Война – это большое потрясение для нашей страны, это большие потери, убытки, это чрезвычайный героизм русского народа. Нам, молодому поколению, сложно прочувствовать всю трагедию тех дней, когда за каждый шаг по фронтовой дороге заплачено кровью.

Трудно представить трудовые подвиги женщин, стариков и детей – наших сверстников, оставшихся в тылу. Неоднократно я задавалась вопросом: почему Советский Союз победил в Великой Отечественной войне?

Читайте также:
Старый дед и внучек - анализ, персонажи, основная мысль, тема

Победа была одержана потому, что было сильно единство всех народов. Все республики поднялись на борьбу с общим врагом – фашизмом.

Солдаты и офицеры всех национальностей сражались рядом, плечом к плечу, в одном окопе, жили в одной землянке, прошли нога в ногу дорогами войны, делили друг с другом тяготы военных лет. И не только на фронте.

В тылу люди всех национальностей работали вместе, трудились ради победы за одним станком, в одном поле, на одном заводе, не доедая, не высыпаясь, помогая друг другу.

У народов всех республик, независимо от их национальности, была общая цель – ПОБЕДА и уничтожение фашизма.

Дружба и сплоченность народов всех республик стала важным источником победы над врагами. Каждый человек, независимо от его национальности, стремился принять участие в защите Родины с оружием в руках.

В начале 1942 года наряду с русскими, украинцами и белорусами в действующей армии находилось 1 миллион 200 тысяч грузин, армян, азербайджанцев, узбеков, киргизов, казахов и башкир. Из национальных республик было укомплектовано свыше 80 национальных дивизий и бригад.

Воины всех национальностей сражались мужественно и храбро, проявляли отвагу и героизм на любом участке фронта. Для всех одинаково дороги были Брест и Одесса, Ленинград и Москва, Сталинград и Севастополь, каждый населенный пункт нашей Родины. До последней капли крови сражались за каждую деревеньку, за каждый кусочек родной земли.

На территории нашей родины, которую захватили фашисты, создавались многонациональные партизанские отряды.

Например, на белорусской земле отважно сражались партизаны более 70 национальностей, на Украине — 62‑х национальностей, на Северном Кавказе — 30 национальностей. Командирами партизанских отрядов на территории Литвы, кроме 69 человек литовцев, были 12 русских, 4 украинца, 4 еврея, 1 белорус, 2 поляка, 1 грузин.

Много подвигов совершили в годы войны солдаты и офицеры многонационального советского народа. Среди тех, кто совершал подвиги, есть русские, украинцы, белорусы, казахи, армяне, узбеки, эстонцы, молдаване, абхазцы, азербайджанцы, евреи, башкиры, буряты, киргизы, марийцы, татары.

Все нации и народности нашей страны внесли свой вклад в победу над врагом, продемонстрировав великую силу единого сплочённого многонационального государства. Как мыльный пузырь лопнули планы врагов поссорить нации, разобщить их. То, что фашисты считали слабым звеном нашего государства, стало его могучей силой!

У каждого народа есть свои герои, все они совершали подвиги ради нашей общей родины, и мы должны помнить героические подвиги многонационального народа России и передавать эту память из поколения в поколение. Одна из лучших духовных традиций многонационального народа России – помнить о подвигах героев и чтить память погибших за Родину.

Война на примере «Судьбе человека» Шолохова

Как бы печально это ни звучало, но с понятием «война» знаком каждый. Впервые мы встречаем это слово в школе на страницах учебников, ведь это часть истории не только России, но и всего мира. Но что же оно скрывает под собой?

В первую очередь война – это перемены. Перемены не только в жизни государства, но и в каждой семье, конкретном человеке. Изменения случаются абсолютно у всех, это аксиома. И в такие моменты важную роль играет то, как человек, заложник обстоятельств, реагирует на них.

Война – это своеобразная проверка на стойкость, прочность. В отечественной литературе великое множество примеров произведений, герои которых не пали духом, не опустили руки, встретившись лицом к лицу с лишениями, ранениями, смертью, спровоцированными войной.

Пожалуй, одной из известнейших работ на тему войны является рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, не понаслышке знает, какие трудности несёт за собой война.

В годы Великой Отечественной войны Андрей получил не одно ранение, попадал в плен, где над ним издевались немцы. Но самым жестоким ударом судьбы стала смерть жены и троих детей. Для нашего героя война – это боль, страдания, потери.

Также хотелось бы привести в пример ещё одно произведение Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Здесь автор неспроста начинает повествование с описания мирной жизни самых обычных семей.

Сделано это для того, чтобы впоследствии показать, как война меняет каждого человека. Как некогда дружные сваты, братья, начинают убивать друг друга с, как они искренне думают, благими намерениями. Отсюда делаем вывод, что война – это синоним не только мучений, смерти, но и предательства.

История человечества насчитывает великое множество войн. Если верить историческим источникам, первые сражения начались около сорока тысяч лет назад, с появлением человека современного вида. Поводом для битв становились охотничьи угодья, драгоценные металлы, а также всё то, что на тот момент было доступно человеку.

С тех пор ситуация мало изменилась, ведь ни одно столетие не обходилось без яростных схваток. Каждый раз люди сталкивались с ранениями, смертью, потерями, предательством или, короче говоря, абсолютным хаосом. Всё это в совокупности своей и называется войной. Хочется надеяться, что с этим понятием мы будем сталкиваться только на страницах книг.

Читайте также: Отцы и дети – герои и характеристика персонажей романа И. С. Тургенева.

Великая Отечественная война, затянувшаяся на пять долгих лет, стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты преступили законы человеческие, поэтому оказались сами вне всяких законов.

Аргументы к сочинению ЕГЭ на тему «Война»

Война – это вооруженный конфликт между двумя и более политическими образованиями, который происходит на фоне различных претензий или в целях навязывания своей воли оппоненту. Именно такую сухую формулировку выдает Википедия.

Однако война – это более страшное явление, чем просто вооруженный конфликт.

Это разрушенные семьи.

Это умирающие от голода дети.

Это разрушение мира и доброты.

Это страдания и боль.

Это смерть. Много смертей.

Война сметает все общечеловеческие ценности, заставляя людей показать свою равнодушную и жестокую сущность. Когда над головой свистят пули и человека делают мишенью, важно только одно – выжить. И ради этого кто-то предает свою семью, друзей и Родину, а кто-то защищает их до конца, жертвуя собой. Люди, прошедшие через войну, никогда не обретут прежнего Я.

Человек устроен так, что тема войны будет актуальна во все времена. И эта тема очень привлекает писателей и поэтов, которые написали об этом тысячи произведений. Сегодня разберем проблему войны в произведениях нижеперечисленных литераторов и приведем подборку аргументов для сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Л.Н. Толстой “Война и мир”

В знаменитой эпопее Льва Николаевича война разбивается на две категории: как фон для повествования и как один из главных персонажей, который раскрывает образы других. Примеры аргументов к сочинению ЕГЭ по роману “Война и мир”

  1. Ложный и истинный патриотизм. Практического каждого персонажа затронул дух патриотизма, однако проявлялось это по-разному. Андрей Болконский, Денис Давыдов, Николай Ростов отчаянно сражались в бою, стремясь разгромить врага и защитить народ. Они были готовы отдать свои жизни, в чем и проявляется истинный патриотизм. Антипод этому – патриотизм ложный, ярко выраженный в образе Анны Павловны Шер и людей в ее окружении. Идет война, а они продолжают вести светскую жизнь. Их противостояние врагу заключалось только в осуждающих разговорах, отказе от французского языка и французских блюд.
  2. Готовность человека смириться с войной. Как только началась Отечественная война, князь Болконский стремится в зону боевых действий. Он желает совершить подвиг, почувствовать себя причастным к происходящим событиям и обрести славу воина. В противовес этому предстает Пьер Безухов, который не понимает, почему люди начали массово убивать друг друга. Он не участвует в боях, но помогает солдатам в меру своих сил. Суровая действительность до него доходит только после Бородинского боя. Но даже попав в плен, Пьер не смог проникнуться военным духом.
  3. Роль человека в истории. Наполеон чувствовал упоение и наслаждение от собственной власти. Думал только о своем величии и был равнодушен к солдатам (например, когда погибли бойцы при переправе через Неман). Из-за эгоизма Наполеон был обречен на поражение. Кутузов же был великим полководцем, так как понимал желание народа. Его интересы совпадали с интересами масс – защитить Родину от врага. Именно поэтому он побеждал в боях.
Читайте также:
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил читать

М.А. Шолохов “Тихий Дон”

В романе описываются события Первой мировой (с 1914 по 1917 г.) и Гражданской войн (с 1917 по 1922 г.).Примеры аргументов к сочинению ЕГЭ:

  1. Око за око. Ярко показано, что насилие может порождать только насилие. Молодой казак Митька Коршунов, которого война сделала жестоким человеком, спокойно убивает семью Кошевых и даже наслаждается этим. Мишка Кошевой, который не смог защитить родных, в ответ лишает жизни деда Гришака.
  2. Достоинство на войне. Гражданская война славилась беспощадностью: все убивали всех. Григорию Мелехову удалось сохранить человечность. Он не участвовал в грабежах и разбоях побежденных, не насиловал женщин и очень жалел, что взял в руки оружие и убивал людей. Осознав это, он спасает от верной смерти своего врага Степана Астахова, который стрелял ему в спину. Мелехову удалось понять, что война является бессмысленным братоубийством.

М.А. Шолохов “Донские рассказы”

Сборник, куда вошли 8 рассказов, посвященных теме Гражданской войны.Аргументы для сочинения:

  1. Люди меняются, если есть ради кого. Центральным героем в рассказе “Шибалково семя” является Яков Шибалко, человек-боец, который всегда находится в гуще сражения. Он ежедневно наблюдает за убийствами и зверствами солдат и не видит ничего плохого в этом, ведь страна целиком охвачена войной. Убивать противников стало для него делом обыденным. Будучи одиноким человеком, Яков меняется, когда у него рождается сын. Сослуживцы посоветовали ему убить младенца, ударив «головой об колесо», а тот не смог. Неожиданно Шибалко предстает перед читателями в совершенно ином свете – оказывает он еще способен сострадать и чувствовать. Ему не безразлична судьба сына и Яков становится любящим отцом.
  2. Бессмысленность и жестокость Гражданской войны. По мнению Шолохова, данный вид войны самый опасный из всех, так как против друг другу воюют люди, которые говорят на одном языке. Противостояние красного казачества против белого привело к страшным преступлениям. Только из-за того, что их взгляды отличаются, вырезали целые деревни, брат “шел” против брата, а отцы убивали собственных детей. Люди уподоблялись кровожадным животным, думая, что, убив другого, они становятся ближе к победе. Но в братоубийственной войне проиграли обе стороны. Гражданская война стала трагедией в истории русского народа.

“Сказание о Борисе и Глебе”

Памятник древнерусской литературы, который описывает убийства Глеба и Бориса, сыновей князя Владимира Красно Солнышко. Аргументы:

  1. Жажда власти. После смерти князя Владимира Святополк, третий по старшинству среди братьев, решает захватить власть. Для этого он подсылает убийц к Борису и Глебу, первым претендентам на престол. Те отказываются развязывать войну против брата, чтобы не ухудшить ситуацию на Руси, и оба погибают.
  2. Война приводит к бессмысленным жертвам. Против Святополка поднимает войско Ярослав, желая отомстить за убийства братьев. После жестокой битвы Ярославу удалось победить противника, после чего в стране междоусобицы прекратились и снова наступил мир. Власть, которую так отчаянно желал Святополк, ускользнула и все убийства оказались бессмысленными. От Святополка отрекается бог, он умирает в муках, на его могиле стоит смрад. Борис и Глеб, отказавшиеся поднять оружие, были возведены в лик святых. Таким образов автор показывает, что война – это всегда плохо.

Б.Л. Васильев “А зори здесь тихие”

Повесть рассказывает о чувствах и состоянии людей, которые невольно оказались вовлечены в военные действия. Аргументы для сочинения ЕГЭ:

  1. У войны не женское лицо. Пять юных девушек, которые даже не успели познать жизнь, были вынуждены взять в руки оружие. Несмотря на возраст, девушки показали мужество и отвагу, выступая против диверсантов. Произведение показывает противоестественность их смерти. Женька – красивая и смелая девчонка, которой гулять бы и гулять, но она умирает в попытке спасти Риту. Однако Рита получает смертельное ранение в живот и, чтобы не стать обузой, убивает себя. У нее остается сын. Романтичная Галя – сирота, погибает со словом “мама” на устах. Лиза, которая мечтала о любви, утонула в болоте. Соню, образованную и утонченную девушку, убили, когда она вернулась за кисетом старшины.
  2. А зори здесь тихие. Зори символизирует начало нового дня. У пятерых героинь жизнь тоже только начиналась, однако они принесли себя в жертву. Зори тихие от того, что погибло огромное количество людей, защищая эту тишину ради детей и внуков.

В.П. Катаев “Сын полка”

Повесть рассказывает, как сказывается на детях война. Аргументы ЕГЭ:

  1. Раннее взросление детей на войне. Мальчик Ваня Солнцев остается без семьи. Одинокого ребенка в лесу находят разведчики и отправляют в детдом. Но он сбегает и приходит обратно в батарею. Ваня мечтает стать полезным человеком и спасти Родину. Он идет в разведку и даже успешно справляется с заданиями, которые ему поручают. Ване пришлось быстро повзрослеть: он рано узнал, что такое смерть и война.
  2. Защита Родины – общее дело. Валентин Катаев делает упор на то, что в военное время нет разделения на старых и молодых, женщин и мужчин. Важна помощь каждого человека, важно единство народа – только так можно победить врага. Здесь все друг за друга. Ваня Солнцев не думает о загубленном детстве, ему важно спасти страну. Что говорит о его жертвенности. Капитан Енакиев видит это и спасает мальчику жизнь, отправив его перед последним боем в штаб. Мужчина думал над тем, что мальчик имеет право на детство и жизнь.

М.А. Шолохов “Судьба человека”

Рассказ о человеке, которому пришлось пройти не через одну войну. Аргументы к сочинению ЕГЭ:

Читайте также:
Краткое содержание Три девочки и мораль - читать онлайн бесплатно

  1. Проблема семьи. Во время гражданской войны Андрей Соколов теряет мать и сестру. Великая Отечественная унесла жизни его жены, двоих дочерей и сына. Судьба Андрея – это один пример из тысячи подобных, которые свидетельствуют о том, какой разрушительный эффект оказывает война. Соколов сталкивается с сироткой, мальчиком Ванюшей, который растет беспризорником. Он усыновляет его и обретает новый смысл жизни. Рассказ отражает судьбу людей, которым удалось пережить ужасные послевоенные годы и обрести надежду на счастье.
  2. Достоинство русского солдата. Соколов 2 года провел в плену. Однажды в комендантской ему предложили выпить за победу Германии и фюрера, однако главный герой отказался, несмотря на угрозу смерти. Такой поступок вызвал уважение даже у коменданта, который славился садистским характером. Победила сила человеческого духа и Соколова оставили в живых.

В.В. Быков “Сотников”

Василь Владимирович – белорусский писатель, который прошел через Великую Отечественную войну. Аргументы к сочинению ЕГЭ:

Нравственный выбор. Сотников и Рыбак служат в одном полку. Их посылают в деревню, где они сталкиваются с фашистами. Рыбак не бросает раненого товарища в трудную минуту. Ситуация меняется после ареста. Перед бойцами стал выбор: спасти свои жизни и стать полицаем или же умереть во имя Отчизны.

Сотников понимает, что не сможет предать своих товарищей по оружию и отказывается сотрудничать. Рыбак, который отчаянно хочет жить, решает схитрить. Он планировал вступить в сговор с врагом и при первой же возможности сбежать. Однако он попадает в ловушку, с чего и начинается его нравственное падение. Его заставляют казнить Сотникова. Закидывая петлю на шею друга, Рыбак понимает, что это “одна петля на двоих”. Быков показал, что в кризисной ситуации выявляется вся сущность человека. Самое главное – поступать по совести.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин”

Поэма о Василии Теркине. Это идеализированный образ человека на войне. Аргументы:

  1. Патриотизм. В образе главного героя Твардовский представил весь русский народ в целом, который смог объединиться и победить врага. Василий идет на фронт не только потому, что это его обязанность, но и осознанное желание. То есть он чувствует искреннее желание помочь Родине и народу. Он должен защитить родные земли от фашистского захватчика, даже если придется пожертвовать собственной жизнью.
  2. Мужество и героизм. Все намерение защитить Родину Василий подтверждает конкретными действиями. Он бесстрашно взрывает самолет врага и переплывает ледяную реку, чтобы доставить указания на другой берег. В своих поступках никакого подвига и героизма Теркин не видит и думает, что любой бы на его месте поступил так. В поэме не описываются ужасающие картины войны, а передается посыл, как должен поступать человек, чтобы спасти свою страну.

В.Г. Распутин “Живи и помни”

В повести затрагивается проблема дезертирства. Примеры аргументов:

  1. Предательство. Война поставила Андрея Гуськова перед сложным выбором. Между защитой страны и спасением своей жизни он выбирает второе. Пока в его деревне женщины, старики и дети надрываются на полях, главный герой вынужден ото всех скрываться. Гуськовым движет страх. Он не хочет умирать и думает только о собственном спасении. Во всем герой винит только войну. Распутин откровенно описывает внутренний мир человека, который осознанно пошел на дезертирство.
  2. Последствия предательства. В преступление Гуськов втягивает свою жену Настену. Ей приходится скрывать от всех, что ее муж вернулся и теперь прячется. Женщина беременна, а вся деревня считает, что она гуляет, пока Андрей воюет. Женщина не выдерживает давления и совершает суицид. Война закончилась, а Гуськов будет жить и помнить о предательстве Родины и о том, что он подтолкнул на страшный шаг своего любимого человека. Это последствия его выбора.

Э.М. Ремарк “Три товарища”

Роман описывает события послевоенного времени, когда люди пытаются оправиться от страшных событий и жить дальше. Аргументы к сочинению ЕГЭ:

  1. Проблема “Потерянного поколения”. Наступил долгожданный мир. Три товарища, Готтфрид, Отто и Роберт, смогли выжить и вернуться домой. Однако чувство безысходности и боли, которое появилось с началом войны никуда не делось. Перед глазами все также стояли ужасающие и жестокие события, свидетелями и участниками которых им довелось стать. У них нет настоящего, будущее потеряно, есть только военное прошлое – именно поэтому их окрестили потерянным поколением. Свое спасение три товарища видят в дружбе и выпивке.
  2. Равнодушие к жизни. Люди привыкли, что на войне их жизни могут в любой момент оборваться. Чтобы с этим справиться, они стали равнодушными ко всему. Равнодушие сохранилось и в мирное время. После увиденного к прежней жизни практически невозможно вернуться. Война глубоко проникает в сознание и меняет мировоззрение. Роберт делает попытку жить – он начинает отношения с Патрицией, но счастье влюбленных длится недолго. Жизнь Патриции уносит туберкулез и в этот момент Роберт чувствует только одно – равнодушие.

М. Зусак “Книжный вор”

Действие разворачивается в нацистской Германии. Примеры аргументов для сочинения ЕГЭ:

  1. Добро и зло. Гитлер начинает войну в Европе. В немецких городах людей учат доносить друг на друга. Все евреи, инакомыслящие и люди, отказавшиеся вступать в партию, подвергались гонениям. Их отправляли в концлагеря или расстреливали. Царствует нацизм – настоящее воплощение зла. В противовес ему поставляется семья Хуберман, где воспитывается маленькая Лизель. Ее отец отказался быть партийным и тайком помогает евреям. Опасность для семейства стала еще более выраженной, когда они согласились помочь еврею Максу и спрятали его у себя в подвале.
  2. Смерть. Повествование ведется от лица Смерти, унесшая в те года немало жизней. Мир и спокойствие, которого так не хватало наяву, Лизель черпала из книг. Своими книгами она щедро делилась и с Максом. Когда они перечитали все, что можно, Лизель решает брать тайком книги из библиотеки. В те времена они были на вес золота, так как власть распорядилась сжигать все книги. Зусак показывает, что в мире, где властвует насилие, даже маленькие добрые поступки, могут спасти чью-то жизнь от смерти.

Война не щадит никого. Кого-то убивает, а тех, кого оставляет в живых, уничтожает страданиями, постоянно напоминая о душевных ранах. Война разрушает нравственные ценности, учит жестокости и насилию. Однако даже здесь есть место добру, любви и состраданию – именно это в конечном счете приводит к миру. В своих произведениях писатели рассказывают о губительном начале войны и призывают людей избегать их.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: