Собачье сердце – краткое содержание по главам, главные герои

Краткое содержание повести Булгакова «Собачье сердце»

Краткое содержание «Собачьего сердца» по главам будет полезно ученикам старших классов, у которых нет времени, чтобы ознакомиться подробно с оригиналом произведения. Пересказ в сокращении включает в себя все основные моменты сюжета. Читатель узнает, что пересадили Шарикову в «Собачьем сердце», как и зачем. Кратко пересказанная повесть поможет написать школьное сочинение.

  1. История написания
  2. Главные персонажи
  3. Краткое содержание
  4. Дружба со Швондером
  5. Невеста Шарикова
  6. Убийство Полиграфа
  7. Анализ произведения

История написания

Повесть «Собачье сердце» была написана Булгаковым в 1925 году в конце зимы и начале весны. У автора был произведён обыск, в результате которого изъяли рукописный вариант произведения. В 60-х годах в Советском Союзе распространяли повести нелегально. В 1967 году без ведома автора тексты были переданы в издательства и опубликованы через год после смерти писателя в журналах:

  • «Грани», Франкфурт;
  • «Студент», Лондон.

Изначально Булгаков назвал произведение «Собачье сердце» иначе — «Чудовищная история». Сюжет повести похож на роман известного английского писателя Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». Он также описывал эксперименты молодого врача по превращению людей в животных.

Основными произведениями, принесшими славу поэту, стали:

  • «Роковые яйца»;
  • «Записки молодого врача»;
  • «Театральный роман»;
  • «Собачье сердце».

Что касается продвижения повести, то в конце марта 1925 года писатель впервые читал свое творение перед литературным собранием «Никитинских субботников». Услышав его, один из присутствующих слушателей рассказал о произведении в Главном политическом управлении страны.

На то время правительство увидело угрозу в творчестве Булгакова. Произведению был вынесен приговор: «Это острое высказывание ни в коем случае не выйдет в свет, печатать ни в коем случае нельзя!». Булгаков уже подписал договор с МХАТом о постановке сочинения на сцене, но после цензурного запрета договор, разумеется, был расторгнут.

Автор во всех красках описал реальность тех времен и добавил немного фантастики. Это один из главных приёмов среди писателей, созданный для усиления действительности. Булгаков, который добавлял в свои творения немного мистики, был одним из самых загадочных на то время классиков. Он взволновал многих читателей и критиков своей необычной повестью.

Главные персонажи

Прообразом главного героя повести «Собачье сердце» стал дядя писателя — московский врач Н. М. Покровский. В повести Булгаков смог создать образ каждого героя. Главные персонажи в произведении:

  1. Шарик — брошенный пес, которого профессор Преображенский нашёл для своего эксперимента.
  2. Профессор Преображенский — потрясающий хирург, который сумел превратить собаку в человека, проживал в Москве в 1920-х годах.
  3. Полиграф Полиграфович Шариков — человек, которого сотворил профессор в ходе операции.
  4. Иван Арнольдович Борменталь — помощник и ассистент профессора.
  5. Зинаида Прокофьевна Бунина — помощница профессора Преображенского.
  6. Дарья Петровна Иванова — повариха профессора Преображенского.
  7. Швондер — председатель домового комитета, наставник Шарика.
  8. Клим Григорьевич Чугункин — человек, чьи железы были пересажены Шарику, пьяница, хулиган, погиб в драке от ножевого ранения.

Автор произведения смог точно передать читателю характеры героев. Булгаков — мастер своего дела.

Краткое содержание

Зима, 1924 год, Москва. Хирург, который подаёт большие надежды, профессор академических наук, Филипп Филиппович Преображенский достиг потрясающих результатов в области омоложения.

Пройдя через многие эксперименты, он задумал нечто необычное — сделать операцию, пересадив собаке человеческий гипофиз и семенники. Для реализации своего безумного плана он сумел найти помощника, своего друга, доктора Ивана Арнольдовича Борменталя. Товарищам для эксперимента не хватало только собаки. Для этого они выбрали бездомного пса Шарика.

Дневник профессора — самая настоящая история болезни бедного животного. В ней Преображенский изложил всё, что происходило на операционном столе. Изменения после вмешательства были странными:

  • у собаки начала выпадать шерсть;
  • изменилась форма черепа;
  • звуки становились похожи на человеческие;
  • устами пса произносились странные слова.

Доктор делает выводы, что ему удалось не омолодить, как он планировал, а полностью очеловечить собаку. Результаты были неожиданны и очень быстры: Шарик постепенно начал принимать человеческую форму. Как только жертва эксперимента начал изменяться внешне, он превратился в полного грубияна и пьяницу. Шарик будто становится своим донором — убогим Климой Чугункиным.

Местную прессу начал интересовать доктор, который сумел превратить бездомную дворнягу в человека. К его дому начали приходить люди и наблюдать за происходящим. Профессор сам был не очень рад своему творению, так как понимал, к чему это может привести.

Дружба со Швондером

Некоторое время спустя, Шарик подружился с активистом Швондером и попал под его влияние.

Новый знакомый убедил его, что тот — простой народ, на которого давит высший класс (в лице доктора Преображенского и Борменталя), таким образом настроив его против них.

Швондер в те времена был председателем домкома, выдал псу-человеку документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Тот устроился на работу в службу отлова и уничтожения бездомных животных.

Швондер официально приказывает, чтобы профессор прописал Шарикова у себя в квартире. На работе подопытный быстро делает себе карьеру и становится начальником. Попавший ранее под влияние Швондера, который начитался литературы о коммунистах, пёс начинает грубить хозяину квартиры, воровать вещи, приводить пьяных друзей среди ночи, приставать к прислуге, портить имущество.

Помощник доктора, сидя вечером за коньяком, говорит Преображенскому о безмерной любви и уважении к нему, предлагает лично накормить Шарикова ядом мышьяка. Профессор перечит ему, говоря, что он учёный с мировым именем, и ему удастся избежать наказания за преднамеренное убийство, а вот молодому доктору — нет.

Читайте также:
Смысл названия пьесы "Гроза" ℹ образная символика, текст сочинения 10 класс, многозначность названия произведения Островского

Он с грустью говорит о своей ошибке: «Я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… И вот теперь, спрашивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают. […] Две судимости, алкоголизм, „все поделить“, шапка и два червонца пропали, хам и свинья… Одним словом, гипофиз — закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное!».

Невеста Шарикова

Гипофиз для собаки был взят у дебошира-алкоголика, преступника, которого зарезали в драке. Хорошенько обдумав сложившуюся ситуацию, врачи побоялись того, что может случиться с Шариковым под влиянием Швондера. После того как доктора выгнали Полиграфа из дома, через некоторое время он появился вновь со своей барышней мошенницей, которую он представил как свою невесту.

Ей рассказывают всю правду о псевдокомандире Красной армии и о том, как он действительно получил ранение (во время операции). После разоблачения Шариков угрожает девушке, что уволит ее с работы. Борменталь вступается за нее и обещает наказать обидчика, пристрелив его.

Дело дошло до того, что Шариков пишет неправдивый донос на профессора и его ассистента Борменталя. Благодаря довольному влиятельному пациенту доктора донос не дошёл до правоохранительных органов. После этого профессору в принудительном порядке предлагают убраться с квартиры. Он сначала ссорится, а потом становится очень наглым, вскоре и вовсе достает пистолет.

Убийство Полиграфа

Доктор с помощником скрутили Шарикова, посыпали хлороформом, после этого запретили кому-либо выходить или входить в квартиру. В операционной происходило что-то непонятное. По наводке председателя домкома Швондера в квартиру, где жил профессор, приходит милиция. Они предъявили ордер на обыск, в результате чего арестовали за убийство Шарикова.

Преображенский довольно спокоен. В ходе разговора он объяснил, что созданное им существо внезапно для всех деградировало в обратную сторону, с человека — в собаку. Он показал полиции и следователю по его делу довольно странное нечто, в котором присутствовали черты Полиграфа Полиграфовича.

Пес Шарик, перенесший две операции, которому, наконец-то, вернули прежний вид собаки, остался жить в квартире профессора. Он так и не понял, зачем ему резали голову несколько раз.

Анализ произведения

Многие критики опубликовали свое мнение относительно написанного произведения. Булгаков —всемирно признанный автор, его истории пользуются спросом и в нашем современном мире. «Мастер и Маргарита», «Роковые яйца», «Белая гвардия» изучают в школе.

«Собачье сердце» — не менее известное творение Булгакова, написанное в жанре повесть, но можно сказать, что это социально-философское произведение с элементами сатиры. Из-за описания Москвы и её жителей пьеса социальная. Философская — из-за рассуждений о человеке, его жизни и новом мире для него. Элементы сатиры присутствуют в юмористическом описании второстепенных героев повести. Фантастика заключается в перевоплощении собаки в человека.

Идеологические взгляды на жизнь Булгакова есть и в этой повести. Автор показывает два мира. Его квартира, будто зеркальная Вселенная: если посмотреть с одной стороны — уютное место для жизни, а с другой — огромное безграничное пространство.

Глазами персонажей Булгаков рисует злой и грязный окружающий мир. На улицах творится хаос, люди жестокие и жадные. Герои пытаются найти себя, свое предназначение, равновесие между мирами и собственное место в них.

Автор хотел описать жизнь элиты и простого народа, их связь друг с другом и с внешним миром. Прочитав повесть Булгакова «Собачье сердце» и изучив творчество автора, можно сделать вывод, что людям свойственно воспитывать в себе разные качества, зачастую они негативные.

«Собачье сердце»: краткое содержание повести Булгакова. Смысл названия

Краткое содержание повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». 9 класс. Читать текст полностью, слушать аудиокнигу, смотреть фильм 1988 года. Подробное изложение по главам. Что писать в сочинении: в чём смысл названия «Собачье сердце»? Тема повести, анализ.

Содержание

Кратчайшее изложение

«Собачье сердце» — повесть Михаила Булгакова, написанная в 1925 году.

Москва 1920-х. Гениальный учёный профессор Преображенский превращает собаку в человека, пересадив ей гипофиз погибшего уголовника. Пёс становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым — жадным, злым и необразованным хамом. Шариков проникается большевистскими идеями: во всех бедах виноваты угнетатели вроде Преображенского, их имущество нужно отнять и поделить. Шариков ругается, ворует, портит жизнь всему дому и в итоге пишет донос на профессора.

В конце концов Преображенский и его помощник доктор Борменталь производят обратную операцию, снова превращая Шарикова в собаку. В доме воцаряется спокойствие.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Читать полный текст, слушать аудиокнигу

Аудиокнигу можно послушать на YouTube.

Краткое содержание по главам

Москва, зима 1924–25 года, разгар НЭПа.

Повествование начинается от лица голодного бездомного пса. Зимой он скитается по улицам Москвы и готовится к смерти, потому что левый бок ему обварил кипятком злодей-повар из столовой. Пса подбирает солидный господин в шубе, приманив колбасой.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Он называет пса Шариком и приводит в свою огромную квартиру, в хороший дом на Пречистенке. Шарик сразу признаёт спасителя своим хозяином. Этот человек — профессор Филипп Филиппович Преображенский, гениальный врач и учёный.

Читайте также:
Проблема воспитания в комедии Недоросль - аргументы к сочинению

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Профессор отводит пса в смотровую. Шарик пытается убежать и кусается, но его ловят и погружают в наркоз. Псу кажется, что он умер. Когда Шарик «воскресает», его рана уже обработана и перебинтована.

Преображенский разговаривает с помощником, доктором Борменталем. Профессор объясняет, что добиться чего-то можно только лаской, но никак не террором.

Остаток дня пёс проводит в кабинете у Преображенского. К доктору приходят пациенты, и из разговоров становится ясно, что профессор возвращает им сексуальную молодость (например, одной из пациенток он планирует пересадить яичники обезьяны).

Затем к профессору приходят представители нового домоуправления — вселившиеся в одну из квартир большевики во главе с товарищем Швондером. Они хотят отобрать у Преображенского две комнаты из семи.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Профессор заявляет, что лишних комнат у него нет, и звонит влиятельному пациенту — некоему Виталию Александровичу. Профессор объясняет, что из-за происходящего ему придётся остановить практику и отменить все операции. Виталий Александрович зовёт к телефону Швондера, после чего пристыженные члены домоуправления ретируются.

Шарик восхищён храбростью и влиятельностью своего нового хозяина.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Впервые в жизни Шарик наедается досыта. А Преображенский за ужином в разговоре с доктором Борменталем ругает нынешние порядки. «Пропал колабуховский дом», — сетует он. После революции 1917 года в подъезде пропала калошная стойка — кто-то украл все калоши. Потом с лестницы убрали ковёр, с площадок — цветы, начались проблемы с электричеством…

По словам Преображенского, во всём этом виноваты люди вроде Швондера, которые борются за мировую революцию, но не умеют соблюдать элементарные правила: «Разруха не в клозетах, а в головах!».

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Попутно выясняется, что Филипп Филиппович ждет, когда патологоанатомы пришлют ему свежий труп для нового эксперимента.

Шарик хорошо питается, иногда хулиганит в квартире, но профессор запрещает его бить, велит учить только лаской. Постепенно к нему привыкают и домработница Зина, и кухарка Дарья Петровна.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Однажды Филиппу Филипповичу звонят и сообщают, что скоро привезут свежий труп. Шарика ловят и кладут на операционный стол. Преображенский и Борменталь пересаживают псу человеческие семенники и часть мозга. Профессор несколько раз повторяет, что Шарику не выжить, однако сложнейшая операция заканчивается успешно.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Далее приводятся записи из дневника наблюдений Борменталя. Из них следует, что профессор Преображенский провёл уникальную операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза и яичек, чтобы проверить возможность омоложения организма.

Пёс идет на поправку, но у него начинает выпадать шерсть, а лай все больше напоминает человеческий голос. Вскоре Шарик произносит первое слово «Абырвалг» («Главрыба» наоборот — пёс запомнил вывеску, которую читал на улице справа налево). Он стоит на задних лапах, ругается матом и наконец теряет хвост.

По городу ползут слухи о том, что в Обуховом переулке появился марсианин либо же родился ребёнок, играющий на скрипке. Возле дома собираются зеваки.

Профессор Преображенский признаёт ошибку: «Перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечение».

Борменталь мечтает, что из Шарика можно воспитать настоящего человека — «высокую психическую личность». Но профессор настроен скептически. Он узнал, что для пересадки использовался гипофиз рецидивиста Клима Чугункина, игравшего на балалайке по трактирам и убитого ножом в драке.
За три недели пёс Шарик приобретает полностью человеческий облик.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Шарик превратился в низкого несимпатичного мужчину и живёт в квартире у Преображенского. Все измучены его ужасным поведением. Профессор пытается научить бывшего пса манерам: не лузгать семечки в доме, не играть на балалайке по ночам, не хамить прислуге. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете», — обижается человечек, который считает себя «трудовым элементом».

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Он решает получить документы и официально стать Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Швондер помогает оформить бумаги и требует, чтобы Шарикова прописали в профессорской квартире. А вот мысль, что теперь его могут забрать в армию, Шарикову категорически не нравится.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

В квартиру забегает кот, и Шариков бросается за ним в погоню. Он случайно запирается в ванной, ломает краны и заливает квартиру водой.

Борменталь во время обеда пытается учить Шарикова правильно себя вести за столом. Бывший пёс привычными движениями опрокидывает в рот водку. Профессор даёт понять Борменталю, что уроки манер бесполезны: личность Шарикову досталась от Клима Чугункина.

Шариков не любит театр и вино, а предпочитает цирк и водку. Он спелся со Швондером и читает политическую литературу. Но взгляды у него просты: «Взять всё да и поделить…». Полиграф Полиграфович намекает, что у богатого профессора неплохо бы отобрать лишнее.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Шарикову в ответ припоминают, что живёт он за чужой счёт, а недавно укусил на лестнице даму. Профессор Преображенский возмущён, что столь неразвитое существо не хочет учиться, зато считает себя вправе хамить и раздавать советы.

Борменталь увозит Шарикова в цирк, а профессор погружается в раздумья. Он почти готов к решительному шагу.

Получив человеческий паспорт, Шариков наглеет ещё больше. Он требует себе отдельную комнату и отступается, лишь когда профессор грозится отлучить его от стола.

Читайте также:
Легенда об Арионе краткое содержание читать за несколько минут

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Когда в дом приходят новые знакомые Шарикова, у профессора пропадают деньги, шапка, пепельница и подаренная учениками трость. Шариков уверяет, что ничего не брал, потом ему становится плохо, врачи оказывают ему помощь.

Вечером Преображенский и Борменталь, перебрав коньяка, сентиментальничают. Борменталь вспоминает, как профессор в голодные годы пристроил его к кафедре. Преображенский растроган: молодой доктор за годы стал ему почти родным.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Борменталь намекает, что от Шарикова пора избавиться. Профессор боится: если дело вскроется, им, людям непролетарского происхождения, не поздоровится.

В то же время профессор убеждён, что сделать из Шарикова нормального человека не выйдет — замашки уголовника Чугункина никуда не денутся. Борменталь хочет отравить Шарикова, но Преображенский не позволяет: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено».

Разговор прерывается из-за шума за дверью: Дарья Петровна тащит за шкирку Шарикова, который в пьяном виде ворвался к ним с Зиной. Профессор решает сурово разобраться с ним утром, на трезвую голову.

Уром Шариков исчезает из дома. Зина и Дарья Петровна очень рады. Преображенский и Борменталь наконец-то могут снова нормально работать.

Однако через несколько дней Полиграф Полиграфович возвращается. Он устроился в службу отлова бродячих животных и теперь душит котов.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Борменталь хватает Шарикова за горло и заставляет просить прощения у Зины и Дарьи Петровны. С этого момента Полиграф Полиграфович ведёт себя тихо. Однако через пару дней Шариков приводит домой «невесту» — машинистку, которую он обманул и запугал, чтобы та вышла за него замуж. Преображенский рассказывает ей правду, и девушка в слезах уходит. Шариков грозится отомстить, но Борменталь угрожает его пристрелить, если с девушкой что-то случится.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Вскоре к профессору приходит один из бывших пациентов, человек в военной форме, и передаёт донос Шарикова: тот обвиняет всех жильцов квартиры в контрреволюции и требует расправы. К счастью для Преображенского, донос попал в руки человека, которого он когда-то лечил.

Борменталь и Преображенский требуют, чтобы Шариков забрал вещи и навсегда оставил квартиру. Тот отказывается, показывает профессору кукиш, а на Борменталя наставляет револьвер.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Но через несколько секунд храбрый Борменталь уже валит Шарикова на кушетку и начинает душить подушкой. Врачи запирают квартиру, отключают телефон и готовятся к операции…

Эпилог

Через десять дней к профессору приходит милиция в сопровождении Швондера. Профессора и его домочадцев подозревают в убийстве пропавшего Шарикова.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Преображенский с достоинством отвечает, что Шарикова никто не убивал, и предъявляет доказательство. На задних лапах выходит получеловек-полупёс, частично покрытый шерстью. Он ещё способен говорить, но всё меньше и хуже. Присутствующие опознают в нём Шарикова-Шарика. Профессор поясняет, что наука пока не научилась превращать собак в людей: хотя одно время пёс говорил, потом перестал и теперь опять обратился в животное. Непрошеные визитёры вынуждены уйти.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Ранней весной профессор Преображенский сидит у себя в кабинете, а пес Шарик мирно лежит рядом. Он ничего не помнит из своей человеческой жизни, и лишь по утрам у него болит голова в том месте, где делали операцию. А профессор тем временем внимательно изучает человеческие мозги и о чём-то думает.

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988)

Смысл названия и идея повести

Принято считать, что в лице Шарикова Булгаков показал люмпен-пролетариат, дорвавшийся до власти благодаря Октябрьской революции 1917 года. Так же, как бывший пёс бросает вызов профессору, советские шариковы уничтожают интеллигенцию и всё хорошее, что досталось им в наследство от старой России.

Смысл названия «Собачье сердце» в том, что человеком достоин называться далеко не всякий, кто внешне похож на человека. Нужно что-то более важное, чем умение ходить на двух ногах и разговаривать. Пес Шарик благодаря чудесной операции превратился в Полиграфа Полиграфовича, но не обрёл ни совести, ни благородства, ни стремления к добру. Он зол, глуп и агрессивен. «Милейшего пса превратил в такую мразь, что волосы дыбом встают», — сокрушается Преображенский.

Но проблема с Шариковым даже не в том, что плоха его собачья часть. Проблема в человеческой составляющей. «Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе», — констатирует профессор.

Чего же ждать стране, где к власти пришли именно такие люди? Очевидно, ничего хорошего, даёт понять Булгаков. Хотя Преображенский с Борменталем вовремя избавились от Шарикова, агрессивный сброд вроде Клима Чугункина причинит России ещё немало бед.

Фильм «Собачье сердце» 1988 года. Смотреть онлайн

В 1988 году режиссер Владимир Бортко снял по мотивам булгаковской повести двухсерийный телефильм «Собачье сердце». Роль профессора Преображенского исполнил Евгений Евстигнеев, доктора Борменталя — Борис Плотников, Шарикова — Владимир Толоконников.

Описание степи в повести “Тарас Бульба” Гоголя: отрывок из произведения

“. Черт вас возьми, степи, как вы хороши. ”
Художник А. Герасимов
Читайте также:
Свои люди сочтёмся - краткое содержание пьесы по действиям

Описание степи в повести “Тарас Бульба”: отрывок из текста

“. Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно‑зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба‑темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого‑нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш*; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, – все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто‑нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно‑розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу.

Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра. “

(*кулиш – жидкая пшенная каша с салом)

Это было описание степи в повести “Тарас Бульба” Гоголя: отрывок из II-ой главы произведения.

Описание степи в повести Гоголя Тарас Бульба

Во многих своих произведениях Николай Васильевич Гоголь очень красиво и образно описывает природу на фоне которой разворачиваются приключения его героев. Пейзажи являются колоритной окантовкой сюжетной линии. В том числе, и в своей повести «Тарас Бульба» автор очень живописно изображает очарование и красочность степи.

Степь является прекрасным фоном для развития сюжета и добавляет яркости в сюжетный рисунок произведения. В изображении писателя степь, как будто, живой организм со своим характером и голосом. «Девственная пустыня» степи, словно, доказательство открытости, широты и тяги к свободе души героев произведения. Степь своими просторами не ограничивает ни поступки, ни мысли героев повести. Природа будто чувствует все изменения настроения героев.

Богатство оттенков красок, запахов и звуков точно изображают богатство края, в котором разворачивается сюжет повести. Сила духа главного героя подчеркнута его отношением к родной природе и его восприятием царственной натуры степного края.

Любое время суток обладает своим цветовым сочетанием и своими звуками. Автор сравнивает степь с океаном, в котором расцвели миллионы всевозможных цветов. Из описаний видно насколько писатель любит родную природу. Он подробно и колоритно описывает каждый нюанс цвета, запаха и звука степной природы.

Читайте также:
Философская лирика Тютчева - основные мотивы в творчестве

Утро, день, вечер, ночь в степи имеют свои оттенки не только красок, но и звуков. Днем автор красиво обрисовывает парение ястребов в небе, «тучи диких гусей» и купание «в волнах воздуха» чаек. Вечерние перемены природы красочно изображены изменением красок и запахов воздуха. Ночью, под «ночными звездами», становятся слышнее звуки, которые издают бесчисленные насекомые и животные, живущие в траве и невидимые днем. Каждое время суток имеет свой дух и характер. Яркость красок, звуков и запахов изменяются ежечасно. Мельчайшие детали трансформаций природы красочно описаны великим писателем.

Каждое словосочетание в описании красоты степной природы очень ярко подчеркивает красоту и величественность края, где разворачивается сюжетная линия книги «Тарас Бульба». Воздушность и чистота благозвучного художественного прозаического языка писателя создают природному образу степи правдоподобную чувственность и своеобразность, открывая необъятный простор равнины, которая воспитывает смелых, крепких телом и духом запорожцев, имеющих бесстрашный характер и колоссальную волю к свободной жизни.

Вариант 2

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» – это произведение, рассказывающее о храбрых воинах, борющихся за свободу своей Родины. Повесть сочетает черты прозы и лирики. Образы главных героев, трех казаков, их душевное состояние раскрываются при помощи пейзажного описания степи, которая является не только фоном происходящих событий, но и становится отельным самостоятельным персонажем произведения.

Творческое формирование Гоголя как писателя происходило под влиянием романтических идей в литературе первой половины 19 века. Лирическое описание пейзажа было средством для выражения духовных исканий и переживаний героев. Состояние природы тесно переплеталось с внутренним миром человека.

Описание степи в повести появляется в первый раз во второй главе произведения. Три казака отправляются на Сечь. Каждый герой погружен в свои мысли. Тарас Бульба думает о прошлом, о молодости, которая покинула его. Он вспоминает товарищей, с которыми не раз бокобок приходилось ему сражаться в бою. Кого встретит он на Сечи, а кого уже нет в живых? Эти вопросы занимают ум старого казака.

Старший сын Бульбы, был добрым и прямодушным человеком. При прощании его глубоко тронули слезы матери, они стали причиной душевных волнений героя. Мысли Андрия, молодого спешащего жить юноши, наполнены воспоминаниями о красавице-полячке, которую он увидел в Киеве. Думы героев рассеиваются, когда в предрассветный час перед ними предстает вся красота бескрайних просторов степи. Писатель сравнивает ее с зелено-золотым океаном, по которому рассыплись миллионы полевых цветов. И чем дальше едут путники, тем прекрасней становится природа.

Образ Степи становится символичным. Он отражает свободолюбивый нрав запорожцев, их силу характера, могущество и веру. Кажется, что не Сечь, а сама степь принимает новых казаков в свои зеленые объятия. Родина в повести Николая Васильевича – это красота природы, первозданной, не тронутой человеком. Поэтому при описании края не встречаются дома и постройки, лишь курении, которые легко убрать, чтобы перекочевать на другое место.

Степь завораживает своей красотой, бескрайним простором и свободой, которой она дышит.

Степь в произведении Тарас Бульба

Николая Гоголя можно смело назвать великолепным художником, которому удавалось передать всю красоту и природу тех мест, которые он описывал. Природные особенности, благодаря красоте и изяществу своих слов и мыслей, он передавал настолько ярко, что она как будто бы оживала перед читателем. При этом данное описание не было осложнено тем, что это относилось к лирическим отступлениям, а, наоборот, оно дополняло целостность сюжетной картины. В данном великолепном произведении показывается нелегкий путь и выбор трех центральных персонажей, которые принимают индивидуальные решения, исходя из того, во что они действительно верят и что для них является ценным и важным. Стоит также сказать и о степи, которая в данном произведении была показана не простым местом, которое дополняет сюжетные моменты в нем. Здесь степь играет куда большую роль, это своеобразное место, где многие герои находят удовлетворение и покой.

Первый раз читатель сталкивается с описанием степных мест почти в самом начале второй главы в моменте, связанным с путешествием трех казаков в сторону Сечи. При этом интересной особенностью в данном описательном моменте является то, что автор старается показать мысли этих героев. Так, например, Тарасу, вспоминается его прошлое, и он думает о том, кого может встретить на своем пути. Также, в данном эпизоде, читатель знакомится с сыновьями Тараса. Остап показан жизнерадостным, трудолюбивым молодым человеком, который безумно предан своей родине. Он является чувственным и понимающим сыном, который в сцене прощания с матушкой, сильно волновался и переживал за нее. Андрий же показан как человек, которого больше беспокоили на тот момент больше личные чувственные моменты жизни – он грезил встретить на своем пути знакомую красивую девушку, чтобы напомнить ей о былых временах.

Крайне ярко и глубоко описываются детали степи, по которой продвигаются главные персонажи. Здесь она олицетворяет свободу и любовь к Родине данных персонажей, так как он говорит о том, что «степь принимает» главных героев, так как «убеждена» в том, что эти люди являются ее защитниками. Она показывается как место, в которой всегда царили свобода мысли, ведь считалось, что именно путешествуя по степи, человек задумывался о своих самых настоящих и искренних желаниях и мечтах. В целом описание степи дополняет сюжет тем, что читатель может понять, что это особое место, которое влияло на мысли персонажей, и давало им понимание того, правильно ли они поступали на протяжении последних лет.

Читайте также:
Отношения помещика Собакевича и Чичикова в поэме Мертвые души

Также читают:

Картинка к сочинению Степь в повести Тарас Бульба

Популярные сегодня темы

Современные технологии изменили мир до неузнаваемости. Благодаря технологиям в двадцатом и двадцать первом веках были совершены достижения, которые произвели революцию в нашей жизни.

Николай Николаевич Веденяпин – священник по призванию, работник газеты – по профессии, второстепенный персонаж романа Бориса Пастернака. Является дядей мальчика Юры

С каждым поколением жизнь молодёжи меняется. Но одно остаётся неизменным, это осуждение старшего поколения. Осуждения, нравоучения и поучения родителей, бабушек и дедушек.

Павел Бажов известен – это уральский писатель, который написал более пятидесяти интереснейших сказов. Все они посвящены родному Уралу и местным жителям.

Миражная интрига – это интрига, которой нет, интрига, которую персонажи сами себе придумали. В комедии Ревизор явно просматривается именно эта особенность.

Полное раскрытие и описание образа степи в повести «Тарас Бульба»

Шедевральный пример русской классики — повесть «Тарас Бульба» написана Н. В. Гоголем в 1835, в этом же году и опубликована. Произведение вошло в многотомник «Миргород» как часть жизнеописания быта и культуры людей того времени. В 1842 году автор увеличивает объем повести, меняет масштаб исторических сцен. Великий писатель очень ценил народное творчество и фольклор. Ярко и живо Гоголь представил описание образа летней степи в своей бессмертной повести «Тарас Бульба».

Основной смысл произведения

Постоянная атмосфера опасности, измены и подвига позволяет держать читателя в напряжении. Произведение «Тарас Бульба» максимально приближено к историческому эпосу и героическому роману. Детально описывается быт Сечи, представляется картина украинской степи. Подробно повествуется о городе, который осажден казаками. Он изображен глазами Андрия, восхищенным красотой музыки, девушки, природы. Гоголевские гиперболы позволяют воссоздать богатырский и былинный образ. Правильность поступка и внешняя красота зачастую противопоставлены в поэме.

Поэт описывает взросление и формирование героев. Тарас специально отправляет сыновей на войну, чтобы закалить их, проверить, увидеть, на что они способны. Андрий, полюбив полячку, переходит на вражескую сторону и погибает, поскольку в выборе между любовью к Родине и любовью к девушке на первом месте находится девушка.

Все основные персонажи умирают — Андрий погибает от руки отца, который не простил предательства, Тараса и Остапа берут в плен, где они также умирают — один от мучительных истязаний, второй на костре. В поэме отсутствуют известные исторические личности, основными героями являются обычные люди, но именно такая «обыкновенность» и сделала их необычными для читателя, а саму эпоху превратила в героическую.

Художественные образы

Повесть является любимым жанром Гоголя. Изображение главного героя в произведении создано на основе выдающихся лидеров национального движения:

  1. Тарас Трясыло.
  2. Наливайко.
  3. Остраница.
  4. Гуня.
  5. Лобода.

В произведении автор описал судьбу свободолюбивых людей. Образ Тараса воспроизведен на фоне противостояния казаков против татарских и турецких завоевателей. Речь идет сразу о нескольких стихиях повествования — простых явлений и торжественного лирического пафоса народного поэтического эпоса. Смысл последнего состоит в описании мощи Русской земли.

Создавая произведение, поэт изучал фольклорные, исторические и документальные хроники. Автор являлся большим знатоком народного творчества. В песнях Николай Васильевич находил отображение жизни простого народа.

Автор черпает образы из героических народного творчества. Он применяет былинные и песенные приемы. Вот один из ярких фрагментов поэмы.

Как плавающий по ясному и светлому небу ястреб, сделавший множество кругов мощными крыльями, неожиданно останавливается на одном месте, как распластанный среди воздуха и оттуда силой наносит удар по гуляющему около пшеничного поля перепелу, — так сын Тараса, Остап, налетел на хорунжего и тут же набросил ему на шею петлю.

Художественные особенности в «Тарасе Бульбе» заключаются в распространенном приеме троекратного повторения. Так, Тарас в разгаре сражения трижды перекликается со своими воинами: «А что, пацаны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабла казацкая сила?». И трижды слышит: «Есть батьку, не ослабла казацкая сила, не гнутся казаки!». Сочинение Гоголя наполнено мыслями о ценности родной земли, о желании погибнуть за независимость и свободу. На свете нет большего позора и преступления, чем измена Родине.

Описание природы

Восторженность, изумление, восхищение, любовь и любование — именно эти чувства переполняют душу Гоголя. Описание природы в «Тарасе Бульбе» в высшей степени эмоционально, оно патетически взволнованно и лирически окрашено.

Прочитав описание степи днем, можно увидеть «картинку художника-живописца» — у поэта все как бы нарисовано. Использованы ярчайшие краски. Их пестрота и многообразие просто ослепляют взор. Основной фон степи «зелено-золотой», при этом на него «брызнуло множество различных цветов».

Отрывки о степи из «Тараса Бульбы»: через степную траву заметны наливающиеся колосья пшеницы, «лиловые, синие и голубые волошки», «белая кашка», «желтый дрок» с пирамидальной макушкой, белая чайка, которая «роскошно» купается «в синих небесных волнах», мелькая в выси черной точкой. И все это наполняется выглянувшими солнечными лучами. Такого множества разных оттенков природа не знает, поэтому абсолютно ясно, что поэт пытается передать в первую очередь не разнообразие цветов, а впечатления.

Читайте также:
Литературные загадки для малышей и школьников с ответами

Картинка, которая отображает степь днем, условно делится на две части:

  1. Степь и безбрежное, бездонное небо над ней.
  2. Зеленовато-золотая поверхность земли.

На фоне зеленовато-золотистого бесконечного моря, которое уходит куда-то вдаль, на переднем плане пестрят разные цвета. Тут же бегают и куропатки, шныряющие между колосьями пшеницы. Птиц огромное количество. «Тысячами различных птичьих свистов смогла наполниться степь», но непосредственно птицы описаны у автора необычно рельефно. К примеру, можно обратить внимание на неподвижно находящихся в небе ястребов с распластанными крылами и устремленным в землю взором. Можно даже проследить направление их взгляда, соответственно, читатель смотрит на них с довольно близкого расстояния.

«Туча диких гусей» темным пятнышком летит «в стороне», очень далеко. Нужно о гусей» означает не количество, а впечатлением — очень много! Чайка вылетает из-под ног путешественников. На картинке можно выделить несколько моментов — полет птицы и превращение ее в точку в небесной дали.

Смысловая симфония

Трансформация смыслов в описании степи в «Тарасе Бульбе» очень образно воздействует на читателя и дает возможность увидеть всю красоту степной равнины Новороссийского пейзажа, вдохнуть образ летней природы. Можно почувствовать всю уникальность гоголевского языка в описании простых вещей: земля, растения, солнце, ветер и самых людей на конях. В тексте повествования ярко виден весь колорит жаркого, полнокровного лета, наложенный на образ бескрайней цветущей степи.

Каждая черточка этого степного пейзажа выписана, вырисована с таким вкусом, что поневоле ощущается и запах цветущей кашки, и вечерний стрекот насекомых, и серебряно-розовые отсветы на небе. Кажется, что автор только кисть в руках талантливого художника. Сама природа рисует эту картину, а писатель всего лишь облекает ее в слова.

Отрывок «степь» из произведения «Тарас Бульба» — яркий пример «гоголевского» литературного языка с использованием сравнений, описаний, речевых оборотов и даже характерной ему своеобразной пунктуации.

И вроде бы ничего нет такого необычного в этом бескрайнем поле, в этих диких цветах, в этих привычных звуках птиц, в порывах свежего ветра, а красота своей родимой земли берет за душу всякого, кто не только родился и вырос здесь, а и кто просто читает это произведение.

Сравнение с главными героями

Гоголь изображает едущих по степи Тараса с сынами так: «Уже и черных шапок не видно, одна лишь молния сжимаемой травы указывает на их бег». При этом «молния сжимаемой травы» является зрительным образом. Кажется, что издали скачущие казаки по траве перемещаются зигзагообразными движениями, которые по форме напоминают молнию. Помимо этого, трава, раздвинутая скачущими лошадьми, сжимается молниеносно быстро. Гоголь вводит в поэму яркие словесные образы. А самое важное — стремится описать свое настроение и чувства. Это можно проследить в одном из монологов:

Черт вас побери, степи, как вы прекрасны, как давно хотелось по вам погулять!

Прослеживая, как преображается степь ночью, можно заметить, что в описаниях основное место уделено музыке, которая звучит в эту пору, запахам цветов. То есть днем нельзя услышать стрекота кузнечиков и свиста сусликов. В описании все сказочно таинственно, великолепно и прекрасно. На первый план выходит не сама картинка, а впечатления от нее — степь ночью фантастична и необыкновенна.

«Тарас Бульба» — это уникальное сочетание романтической и реалистической поэтики. Из романтического описания автора чувствуется высокая эмоциональность повествования, тем более блестяще проявляющаяся в картинах природы с их повышенной мощью, патетикой, яркостью метафор, неожиданностью сюжетных линий.

Главные персонажи

В дальнейшем идет описание Тараса Бульбы и его сопровождающих, которые гуляют по этой самой степи. Здесь они останавливаются буквально на считаные минуты, чтобы пообедать. Автор рассказывает, что спутники отвязывают деревянные баклажки, слезая со своих лошадей. Описывается отряд, состоящий из 10 казаков. Вслед за этим писатель переходит к описанию того, как меняется к вечеру степь. Тарас Бульба и остальные казаки поедают:

  • коржи;
  • хлеб;
  • сало.

Запивают они все это чаркой, не позволяя себе лишнего в дороге. А вокруг пестрое в дневное время суток пространство приобретает темный оттенок.

При этом запахи становятся всё более насыщенными. От каждой травы и цветка исходят свой характерный аромат, из-за чего вся степь словно наполняется благовониями. Также меняется и небо, которое приобретает тёмно-голубой оттенок, украшенный широкими бело-золотистыми облаками, между которыми иногда видны розоватые полосы.

Красоты всей этой атмосфере пребывания в степи добавляет свежий и легкий ветерок, который с легкостью пробивается между с травами и дотрагивается до их верхушек.

Примеры текста

В описании степи ярко прослеживается связь природы с настроением главных персонажей, а также их внутренним миром. Вначале «все три наездника скакали молчаливо». Тарас задумался «о былом», вспоминая погибших друзей, «слеза тихонько круглилась на его веке, и седая голова уныло опустилась». Остап «душевно был растроган слезами матери, и лишь это его смущало, заставляя в раздумьях свесить голову». Андрий «потупив взгляд в гриву своей лошади, грустил о расставании с панночкой».

Однако степное пространство, его удивительный простор были дороги и близки сердцу главных героев. Степь являлась их Родиной-матерью, и она, как родная мать, принимая несколько печальных сыновей «в зеленые объятия», утешая и подбодряя их, вливала жизненную энергию и силу. Наконец, Тарас, откинув грустные мысли, весело окликнул сынов. Они посмотрели на степь, которая была облита живительными солнечными лучами, и все, что «смутно находилось на душе, вмиг сошло, сердца их взлетели, словно птицы».

Читайте также:
Полтава - краткое содержание поэмы, история создания, план, сюжет

Фразы, которыми описывает Гоголь природу:

  1. «ветер, обольстительный, как волны океана»;
  2. «далее, степь полностью курилась благовонием»;
  3. «красные платки пролетали по нахмуренному небу» (описана вереница лебедей);
  4. «лебединый крик отдавался в воздухе, словно серебро».

Чувствуется неожиданность и красота таких образов, с особым эмоциональным подтекстом. Сложность может вызывать только сравнение лебединого крика и серебра. Предлагается следующая трактовка: лебедь — гордая и красивая птица, серебро — благородный и красивый металл. Такая метафора объединяет благородство и красоту крика.

Сочинение Описание степи в повести Тарас Бульба

Изображение в произведении степной запорожской равнины является способом применения писателем художественного приема, заключающегося в представлении природного начала в качестве живого организма, включенного в сюжетную линию повести, а также несущего существенную фоновую смысловую нагрузку.

Описание степного пространства изображается писателем в виде пейзажа-настроения в сочетании с реалистичными оговорками, отличающимся богатыми, яркими красочными зарисовками. Писатель демонстрирует визуализированную текстовую нагрузку, позволяющую вообразить описываемую природные картины, которые чередуются между собой, сменяя акцентную структуру при помощи удивительного звукового мелодичного сопровождения.

Каждая черта изображенного пейзажа описывается автором с мастерской чувственностью и тонкостью, акцентируя красотой словесных выражений, олицетворяя в виде степного образа символа родной свободной земли и вольного простора. При этом автором применяются различные художественные приемы в виде гипербол, метафор, сравнений, эпитетов и живописных олицетворений.

Образ степи используется писателем не только в виде дневного описания природных красот, но и в виде степной равнины на фоне вечернего солнечного заката, передавая внутреннее настроение персонажей произведения, отражая жизненное движение и изменение эмоционального состояния героев. При этом персонажи повести гармонично сливаются с природным пейзажем, принимающим их с любовью и откровенной преданностью, составляя вместе с другими степными обитателями целостное единство. Тем самым писатель подчеркивает истинность народных характеров персонажей, которые искренне любят свою отчизну и способны на ее защиту, даже ценой своей жизни.

Писатель использует в описании степной природы необычайную лиричность, проявляющуюся не только в изображении пейзажа степи, но и сочетающуюся с введением в текст повести образов степных животных, тонко демонстрирующих красочную силу и свободный характер степного пространства.

Легкость и прозрачность мелодичного художественного литературного языка писателя придают природному образу степи невероятную чувственность и неповторимость, раскрывая необъятный простор равнины, рождающей храбрых, сильных запорожцев, обладающих мужественными характерами и огромной жизненной волей.

Любовь к родной земле

В литературной истории Гоголь является первым поэтом, который открывает красоты украинской степи. В описании природы выражается в первую очередь горячая любовь поэта к Родине, уверенность в ее могуществе и силе, восхищение бескрайними просторами и красотой:

  1. «Никогда еще борона не проходила по бесчисленным волнам дикорастущих растений, по которым брызнуло бесчисленное количество различных цветов».
  2. «Степь, чем дальше, тем была прекрасней, и ничего в природе не может быть лучше нее».
  3. «Из густой травы поднималась мерными взмахами крыльев чайка, роскошно купаясь в голубом небе, вот она перевернулась и блеснула в солнечных лучах».
  4. «На заре вся степь полностью изменялась. Все пестрое пространство было охвачено последними отблесками солнечных лучей и постепенно смеркалось, даже видно, как тень проскользнула по нему, и оно становилось темно-зеленым. По синему небу исполинской кистью были наляпаны большие полоски из розового золота…».
  5. «…издалека белели клоками прозрачные и пушистые облака, и освежающий, обольстительный, как морской бриз, ветерок чуть колыхал верхушки травы…».

Полное раскрытие и описание образа степи в повести «Тарас Бульба»

Шедевральный пример русской классики — повесть «Тарас Бульба» написана Н. В. Гоголем в 1835, в этом же году и опубликована. Произведение вошло в многотомник «Миргород» как часть жизнеописания быта и культуры людей того времени. В 1842 году автор увеличивает объем повести, меняет масштаб исторических сцен. Великий писатель очень ценил народное творчество и фольклор. Ярко и живо Гоголь представил описание образа летней степи в своей бессмертной повести «Тарас Бульба».

  1. Художественное описание
  2. Языковые приемы
  3. Композиционные методы
  4. Смысловая симфония

Художественное описание

Думы, песни и сказания легли в основу многих произведений Гоголя. Национальный колорит и украинская природа особо воспеваются писателем. Бескрайние степные просторы, красоты Днепра, летний знойный полдень и многое другое — эту россыпь драгоценных образов можно проследить в каждом его сочинении. «Тарас Бульба» вошел в мировую литературу как настоящее зеркало, отражающее особенности быта, языка, культуры людей того времени, а также как пейзажный портрет степного ландшафта.

Уже из отрывка второй главы произведения — описания степи в повести «Тарас Бульба», видно любовь писателя ко всему южному пространству, что она занимала: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее». Эти слова как точно характеризуют внутренний настрой автора, выдают его созвучность природе. Она предстает живым организмом со своим жизненным ритмом, укладом, настроением в зависимости от времени суток:

  1. Степь утренняя — роскошная, яркая, брызжущая цветами, блестящая птицами под полуденным солнцем, живущая тысячами разных звуков, благоухающая запахом цветущих трав. Бездонное синее небо контрастирует с зеленым атласом коврового покрывала, укрытого цветами. Птицы свили гнезда в этом неизмеримом океане диких растений. Степь живет этим сплетением растений, птиц, солнца, ветра! Она полна этой невидимой силой, напоена ей, вдыхает ее жизненное начало и одновременно питает все это своими соками! Природная мощь, могучие жизненные потоки брызжут через эти строки.
  2. Степь вечерняя — замирающая, успокаивающая, обволакивающая, курящая амброй и благовониями. Где каждый цветок готовится спокойно отойти ко сну, где на смену дневных птичьих трелей выходят треск кузнечиков и свист сусликов, а нагретая солнцем земля отдает свое благоуханное тепло воздуху. Волны свежего, легкомысленного ветерка бороздят просторы этого моря, поднимая легкую рябь. Вся поверхность земли медленно входит в сон, убаюканная звуками.
  3. Степь ночная — даже по ночам она не утихает. Она искрит огоньками светляков, трещит, свистит, стрекочет насекомыми, полыхает заревами пожарищ и заглядывает в казачью душу огромными блестками звезд под малороссийским небом. И каждый ее обитатель продолжает свою ночную песнь.
Читайте также:
Хронологическая таблица Маяковского - периоды жизни и творчества

Языковые приемы

Анализ отрывка «степь» из «Тараса Бульбы» очень ярко и колоритно показывает настроение писателя, его отношение к родной природе. Для передачи радостного восхищения, что вызывает у Николая Васильевича степь, он использует следующие приемы :

  • метафора: чайка роскошно купалась в воздухе, красные платки летали по небу, глядели ночные звезды;
  • сравнение: крик лебедя как серебро, по небу как будто кистью наляпаны облака;
  • использование множества глаголов для подчеркивания «живости» степи: ветерок дотрагивался, степь курилась, пар отделялся;
  • изменение прямого порядка слов: брызнули цветы, синели верхушки;
  • гипербола: неизмеримые волны диких растений; миллионы цветов; поверхность — зелено-золотой океан; каждый цветок испускает амбру;
  • эпитеты: прозрачные облака, светящиеся черви, пестрое пространство, вольная степь.

Композиционные методы

Для реализации художественного замысла в описании степи Гоголь использует различные способы. Раскрытие связки исторического, культурного, нравственного тезисов происходит через приемы:

  • усиление,
  • противопоставление,
  • монтаж.

Прием усиления прослеживается в описании растительного покрова степи днем: «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». Автор усиливает эффект цветущего океана: здесь и там сквозят сине-голубые волошки, белеет кашка, желтеет дрок и наливается пшеница. Создан образ ночной степи, где каждая последующая деталь усиливает и дополняет предыдущую, создавая единый ансамбль. Дневная музыка затихала и сменялась другой — суслики свистели, кузнечики трещали, насекомые стрекотали.

Противопоставление можно проследить в описании девственной природы и отряда казаков. Красивый фрагмент из неспокойной жизни типичных представителей украинского казачества, островок природного спокойствия на фоне бесконечных междоусобиц. Природа противопоставляет свою размеренность, умиротворенность бессмысленной человеческой суете под названием «война».

Позади оставленный родимый дом, семьи. Впереди — неизвестность, возможно, смерть, кровь, хаос. Но сейчас — только степь с ее законами. Путешественники невольно подчинялись ее настроениям: «Выглянуло солнце, облило живительным, теплотворным светом степь и все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело». Души их очищались, слушая музыку степи.

Природа была настолько первозданной, что совершенно не нуждалась в людях. Это они растворялись в золотом океане с вкраплениями желтого, голубого, зеленого, видели отблески крыльев чайки, слушали крик двигавшихся туч диких гусей и вдыхали ароматы зеленого покрывала, замирали сердцем, прикасаясь к первозданной музыке степи. Она настраивала их душевные струны на неповторимый природный лад, забирала сомнения, лечила печаль и исцеляла смуту, питала корни и давала силу. Они едины в этот момент — первозданная сила земли и люди.

Здесь очень четко прослеживается монтаж. Слияние двух смыслов — природного и человеческого, рождает логичный третий — любовь к своей Отчизне.

Образ степи в повести «Тарас Бульба» несет именно эту смысловую нагрузку: верность Родине, патриотизм, радость от общения с природой, «чувство локтя» от родной земли. Нет ничего лучше и прекраснее своего края. В восторге то ли Бульба, то ли сам Гоголь восклицает:»Черт вас возьми, степи, как вы хороши!….»

Смысловая симфония

Трансформация смыслов в описании степи в «Тарасе Бульбе» очень образно воздействует на читателя и дает возможность увидеть всю красоту степной равнины Новороссийского пейзажа, вдохнуть образ летней природы. Можно почувствовать всю уникальность гоголевского языка в описании простых вещей: земля, растения, солнце, ветер и самых людей на конях. В тексте повествования ярко виден весь колорит жаркого, полнокровного лета, наложенный на образ бескрайней цветущей степи.

Каждая черточка этого степного пейзажа выписана, вырисована с таким вкусом, что поневоле ощущается и запах цветущей кашки, и вечерний стрекот насекомых, и серебряно-розовые отсветы на небе. Кажется, что автор только кисть в руках талантливого художника. Сама природа рисует эту картину, а писатель всего лишь облекает ее в слова.

Отрывок «степь» из произведения «Тарас Бульба» — яркий пример «гоголевского» литературного языка с использованием сравнений, описаний, речевых оборотов и даже характерной ему своеобразной пунктуации.

И вроде бы ничего нет такого необычного в этом бескрайнем поле, в этих диких цветах, в этих привычных звуках птиц, в порывах свежего ветра, а красота своей родимой земли берет за душу всякого, кто не только родился и вырос здесь, а и кто просто читает это произведение.

Описание степи в повести «Тарас Бульба»

Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

Читайте также:
"Плач Ярославны" анализ произведения, краткое содержание текста, история создания, характеристика обращения, жанр, значение в Слове о полку Игореве

Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее».

Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»

Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: