Собакевич – характеристика героя, жизненные цели, любимые занятия

Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Портрет Собакевича

Первое впечатление от Собакевича – средней величины медведь. Лицо его словно вырублено топором несколькими неловкими ударами.

Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.

Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его высокая дама с лицом, похожим на огурец.

Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.

Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.

Внешний вид Собакевича

Собакевич Михайло Семенович представлен в произведении как 40-50-летний мужчина, по фигуре напоминающий медведя.

С напоминающим тыкву, круглым некрасивым лицом герой был похож на человека, совершенно не имеющего эмоций. Как будто он сам был мертвой душой.

Тяжелая медвежья походка часто была причиной его неуклюжести, он постоянно наступал кому-нибудь на ногу.

Но сказать, что он был совершенно не ловким, нельзя. Отличался отменным здоровьем, что было предметом его большой гордости. Такая физическая крепость досталась ему по наследству от отца, у которого тоже за всю жизнь чирий даже не соскочил ни разу.

Хотя герой был родом из аристократов, но утонченные черты в его образе напрочь отсутствовали.

Гоголь придал образу Собакевича неповоротливость и неуклюжесть, обернутые в неплохую одежду, чистую и опрятную.

Коричневый цвет фрака, который он любил надевать, делал его еще больше похожим на медведя.

Жизненные цели

Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.

Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.

Отношение Собакевича к крестьянам

Казалось бы, с таким характером помещик должен был и с крестьянами относится соответствующе. Но на самом деле работать помещик был не прочь. Все крестьянские работы не проходили без его участия. Трудился помещик наравне со своими крестьянами, считая, что своим примером будет вызывать у крестьян желание работать еще усерднее.

Во время акта продажи «мертвых душ» Собакевич изо всех сил хвалил своих крепостных крестьян. Не забывал упомянуть об их талантах, жалел об утрате лучших из своих людей.

Чтобы не окараться в сделке, Собакевич просит у Чичикова задаток 50 рублей.

Точное количество «мертвых душ», проданных Собакевичем, не было сказано, но продал он их по 2.50 руб. за душу. Так что получается, что не меньше двадцати при таком-то задатке.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у Чичикова.

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Отношение Чичикова к Коробочке

Чичиков в общении старается подладиться под собеседника. Так, с Маниловым он был очень вежливым и благодушным. Попав же к Коробочке, он понял, что с ней не надо особенно церемониться. С ласковым видом он сразу начал спрашивать помещицу, сколько душ в её деревеньке (оказалось, что у Коробочки 80 душ) и много ли умирало крестьян. Узнав, что умерло 18 человек, он попросил уступить их ему, но поняв, что она не уступит, предложил их ему продать.

Затем начался такой разговор с ошарашенной хозяйкой, что Чичиков подумал: «Ну баба, кажется, крепколобая!» Уговорить помещицу было непросто, так как она боялась, что понесёт убыток, продав мертвые души дёшево. Чичиков, уже выходя из терпения от её непроходимой тупости, снова подумал: «Эк её, дубинноголовая какая!» Долго не сдавалась Коробочка, боясь продешевить. Когда Чичиков уже начал выходить из себя, она испугалась, что он такой сердитый, и согласилась продать мёртвые души за 15 рублей. После этого она угостила заезжего гостя очень вкусной и обильной едой, и довольный Чичиков наобещал ей в скором времени накупить у неё ещё много чего: и муки, и свиного сала, и птичьих перьев, и крупы.

Читайте также:
Двойники Раскольникова в Преступлении и наказании - роль героев

Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству

Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».

Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.

Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.

Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.

Образ и характеристика Собакевича

В обращении у Михайло Семеновича автор показал нам неприятные черты: грубость и бестактность.

Никакой романтики или хоть немного нежных чувств. Только прямолинейность, даже не граничащая, а переходящая в типичное предпринимательство.

Собакевича трудно, почти невозможно, чем-то удивить. На предложение Чичикова о сделке с мертвыми душами Собакевич не отреагировал как-то по-особенному. Разговор зашел так, как будто бы человек пришел попросить у него булку хлеба.

Образ Собакевича тесно связан с деньгами и хозяйственностью. Он во всем пытается получить выгоду в материальном плане.

Собакевичу не нужны ни культурные ценности, ни образование. По его мнению, в людях он разбирается довольно хорошо, любого может тотчас описать до мельчайших подробностей.

Но при разговоре о ком-то употребляет лишь нелестные высказывания без каких-либо церемоний. В каждом он без труда находит что-то отрицательное и с удовольствием прикрепляет титут «жулика» каждому из знакомых ему помещиков.

Только прокурора он называет достойным, но это только если не покопаться в нем поглубже, а то и он может быть «свинья».

То, что действительно уважает Собакевич, это еда. Он любит вкусно покушать, разбирается в качестве пищи. Но предпочитает исконно русскую кухню. Особенно он отмечает качество своей еды, приготовленной на его кухне.

У других помещиков, по его мнению, еду запросто можно выбрасывать на помойку.

Манера поведения и речь помещика

Медведь, совершенный медведь, убеждался Чичиков, продолжая общаться с Собакевичем. Все-таки он наступил ему на ногу.

Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.

Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова, говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».

Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.

Поместье и дом Собакевича

Никаких изысков в интерьере Собакевича не было. Для него главное в жилище — это прочность и надежность.

Колодец выложен из толстых бревен, какие употребляют для строительства мельниц.

У каждой крестьянской семьи дома выглядят по-барски: крепко, но без каких-то украшений. Заметно, что о своих крепостных Собакевич заботится.

В комнатах у помещика тоже никаких изяществ, только самое необходимое для жизни. Только картины греческих полководцев на стенах — единственное украшение. Сами полководцы своим внешним видом чем-то даже похожи на медвеобразного помещика.

Живет у Михайло Семеновича птичка дрозд, по виду его же самого (Собакевича) напоминающий.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. И.С. Тургенев «Муму» «Муму» И.С. Тургенева: читать рассказ ОНЛАЙН без регистрации. Произведение полностью….
  3. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» — краткое содержание «Конек горбунок» П.П. Ершова — очень краткое содержание для читательского…
  4. Истории про Кощея Бессмертного Кощей Бессмертный — популярный герой детских сказок. Наши истории круче….

Отношение к окружающим Собакевича

Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.

Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.

Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.

Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.

Значение описания усадьбы

Н. В. Гоголь широко описывает усадьбу Коробочки, которую можно назвать хорошей хозяйкой. Имение ее ухожено, огород приносит огромные плоды. Избы крестьян не рушатся, они находятся в хорошем состоянии.

Однако писатель показывает, что, несмотря на умение вести хозяйство, героиня является скупой помещицей. Она умственно ограниченна, живет определенным распорядком дня, который полностью занимают хозяйственные дела.

Читайте также:
Проблема воспитания в комедии Недоросль - аргументы к сочинению

Усадьба героини является «коробочкой» для нее. Жизнь Настасьи Петровны скучна и примитивна, в ней нет никаких событий, кроме самых обыденных, связанных с домашним хозяйством. Это указывает на то, что Коробочка духовна уже мертва.

Данная статья поможет написать сочинение «Усадьба Коробочки», подробно рассмотрит составляющие поместья и деревни героини, а также поможет понять, зачем Н. В. Гоголь дает описание имения.

Примеры похожих учебных работ

Чичиков у Коробочки — анализ эпизода поэмы Мертвые души Гоголя

… у Коробочки «хозяйственные продукты», так как ведёт «казённые подряды». Тогда на старушку снисходит просветление. Чичиков … помощью этого эпизода Гоголь … Чичиков дал провожатой медный грош. Автор: Н. В. Гоголь Произведение: Мертвые души Это сочинение …

Характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)

… крестьян помнила наизусть. Кроме хозяйственности, у Коробочки можно отметить еще одно положительное качество. Она … получить деньги. Коробочка Настасья Петровна, вдовствующая коллежская секретарша, является второй продавщицей «мертвых душ». Чичиков …

Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

… в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь, через второстепенные женские образы, … Они олицетворяют в поэме «столичных» светских … в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение …

Описание усадьбы как средство характеристики помещика в «Мертвых душах» …

… освещена его испорченной шарманкой. «Образы «Мертвых душ» в … поместье и хозяйстве у него все прочно и крепко. Но Гоголь умел находить отражение характера человека в окружающих его … сочинения предполагает знакомство с работами теоретико-литературного и …

Последовательность помещиков, посещаемых Чичиковым в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя

… в поисках Собакевича. Павел Иванович быстро понимает, что помещик … сам Чичиков. Женщина целиком и полностью погрязала в мелочных … Плюшкин В конце своего путешествия главный герой посещает поместье … голодной смерти. Правда, таким мужчина был далеко не …

Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Портрет Собакевича

Первое впечатление от Собакевича – средней величины медведь. Лицо его словно вырублено топором несколькими неловкими ударами.

Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.

Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его высокая дама с лицом, похожим на огурец.

Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.

Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.

Сочинение Характеристика Собакевича

Скупая у помещиков «мёртвые души», Чичиков посещает и Михаила Семёновича Собакевича. Это очень колоритный человек – «человек-кулак». На вид ему уже за сорок. Гладя на его внешность, комплекцию и манеры, окружающие невольно сравнивают данного помещика с медведем средней величины.

Лицо у героя круглое, тыквообразное и по цвету похоже на медный пятак, ноги напоминают чугунные тумбы на тротуаре, спина широкая. Неповоротливая шея редко когда даёт ему возможность при разговоре смотреть на собеседника. Кажется, что матушка-природа не сильно заморачивалась, создавая его образ, и пользовалась только топором.

Он так же неуклюж, как медведь. Шагает вкривь и вкось. Часто наступает другим на ноги. Сходство с косолапым подчёркивает и одежда: фрак «медвежьего цвета» с непомерно длинными рукавами и длинные панталоны.

Аппетит у Михаила Семёновича зверский. Гостеприимно угощая Чичикова, он сам съел порцию щей, большущий кусок фаршированного бараньего желудка, половину бараньего бока (даже косточки обсосал), отведал ватрушек величиной с огромную тарелку и индюка, набитого начинкой, состоящей из яиц, риса, печени да иных вкусных продуктов. Кроме того, как водится, выпил рюмку водки.

Здоровье у него отменное. Он признаётся, что ещё никогда ничем не болел, и опасается, что когда-то придётся дорого поплатиться за такую устойчивость к недугам.

Хотя Собакевич имеет сложный характер, его брак с Феодулией Ивановной счастливый. В семье он старается избегать конфликтов и ласково называет супругу «душенька» или «душа моя». А вот городских чиновников критикует: председателя палаты считает дураком, губернатора – разбойником, прокурора – свиньёй, полицеймейстера – мошенником и обманщиком.

Много внимания герой уделяет своему хозяйству. И все постройки усадьбы, и дома крепостных крестьян, принадлежащих ему, отличаются прочностью и надёжностью. Срублены они из толстых брёвен. Даже колодец сделан из крепкого дуба, используемого лишь при строительстве мельниц и кораблей. Да и вся мебель в господском доме соответствует габаритам и предпочтениям хозяина. Она тяжёлая, некрасивая, неизящная, но удобная.

Читайте также:
«Дядя Ваня» 📚 краткое содержание пьесы А.П. Чехова, анализ произведения, главные герои, основной смысл и тема, сюжет

Собакевич умён, грамотен и пишет аккуратно. Прямолинеен. Не любит пустословия. Заботится о собственной выгоде, напорист, неуступчив и долго торгуется с Чичиковым Он даже требует задаток, и главному персонажу романа приходится согласится на определённые его условия.

Другие темы: ← Пискарёв в произведении Невский проспект↑ ГогольКоробочка в произведении Мертвые души →

Жизненные цели

Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.

Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Допрос Салавата Кузнецова
    Кузнецов был тем художникам, что умело изображал в своих работах различные исторические события. Картина «Допрос Салавата» не является исключением. Она довольно реалистична и привлекает взгляд.
  • Сочинение-описание по картине Зима в лесу. Иней Шишкина (3 класс)
    Творчество Ивана Ивановича Шишкина отличается тем, что он в своих работах старался отразить широту и все многообразие русской души и природы родного края. В частности, хорошо ему удавалась природа лесов
  • Сочинения по творчеству Куприна
    Александр Куприн – один из известнейших не только в нашей стране, но и за рубежом писателей, прошлого века. Он является автором многочисленных произведений, среди которых: «Поединок», «Яма», «В цирке», «Болото», а также многих других.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у Чичикова.

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Несколько интересных сочинений

В основу холста «Отдых после боя» была положена поэма «Василий Теркин». Собственно после того как художник прочел эту поэму, он пришел к такому выводу, что напишет чудесный холст на военную тематику.

У людей многих перемены вызывают страх, потому что с ними приходит неизвестность. Человек привыкает к стабильности, даже если она его не устраивает. Ступить на путь перемен – значит открыть дверь чему-то новому и разрушить

Все ли одинаково понимают слово – благодарность? Дарить благо, значит, безвозмездно делится хорошим чем – то, быть признательным за поступок. Все грани характера, как позитивные, так и отрицательные закладываются в человеке

Произведение вызывается неоднозначное суждение среди литераторов, однако в основном принимается критиками весьма положительно.

В городе, который просто обозначается буквой Н., жили разные люди. Одни были толстыми, а другие тонкими. Тонкие мужчины старались окружить заботой и вниманием красивых девушек

Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству

Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».

Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.

Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.

Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.

Взгляды и убеждения героев

На первый взгляд кажется, что Чичиков и Собакевич — критически разные фигуры. Разнятся не только их манеры и внешность, но и особенности отношения к окружающим и к жизни в целом. При этом Гоголь до конца не описывает внешность «приезжего гостя». Павел Иванович не толст и не худ, не стар и не молод, не красавец, но и не дурен внешностью. Конечный образ автор оставляет на размышления читателей. Основными чертами поведения Чичикова можно назвать следующие:

  • целеустремленность и сила духа;
  • изворотливость;
  • учтивость и умение вести светские беседы;
  • настойчивость;
  • изобретательность и предприимчивость.

Все эти качества могли сделать из Чичикова ответственного чиновника, положительного героя. Но Гоголь сразу говорит, что Павел Иванович хитрый подлец, мошенник и заправский обманщик. Он вежлив и учтив на обеде у губернатора, показывает себя с лучшей стороны, при этом обходя неудобные вопросы и практически ничего о себе не рассказывая.

Для Чичикова окружающие — это лишь способ нажиться. Он в каждом своем поступке старается видеть выгоду, находит слабые стороны людей и умело манипулирует ими.

Михаил Семенович Собакевич описывается в пятой главе поэмы. На фоне Чичикова он выглядит сельским простаком. Его говорящая фамилия должна указывать на ум и тонкое чутье, как у собаки. Но изначально автор представляет его как неповоротливого медведя, слегка глуповатого и недовольного всем на свете помещика. Лишь с раскрытием образа персонажа читатель понимает, насколько глубокий и противоречивый характер у Собакевича. Он всех подряд считает лгунами и мошенниками. При этом Михаил Семенович не сторонится людей намеренно, его двери открыты, он всегда показывает себя гостеприимным хозяином.

Читайте также:
Пейзаж в романе Толстого Война и мир, пример сочинения

Собакевич не любит лишних трат по хозяйству, но не экономит на гостях и своих крестьянах. Он не боится тяжелого труда, работы руками, даже считает это делом достойным и правильным. Его крепостные всегда накормлены, одеты, живут в хороших условиях. Персонаж прямо говорит, что мужик должен быть сытым и довольным, только тогда работа сладится. Светские разговоры, лишнюю болтовню Собакевич не приемлет. Ему тяжело разговаривать на разные темы, среди которых:

  • зарубежная кухня (лягушачьи лапки);
  • искусство и культура;
  • западная медицина (немецкие врачи);
  • политика.

Герой плохо относится к любым нововведениям, уверен, что стабильность — лучшая награда за хороший труд. Именно поэтому сложно представить, какую реакцию вызовет у него предложение Чичикова пойти в обход закона и продать ему «мертвые души» — несуществующих крестьян. Разговор между Чичиковым и Собакевичем на обеде в доме помещика получается очень интересным.

Манера поведения и речь помещика

Медведь, совершенный медведь, убеждался Чичиков, продолжая общаться с Собакевичем. Все-таки он наступил ему на ногу.

Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.

Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова, говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».

Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.

Отношение к окружающим Собакевича

Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.

Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.

Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.

Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.

Анализ эпизода “Чичиков у Собакевича”

Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи…

Поэма “Мертвые души” явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее бедам и печалям. Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу смеха.

Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя Руси, видя в нем основное зло, губящее как самих помещиков, так и подневольных им крестьян.

Но “столпы общества”, в сравнении со своими рабами,

Говоря о мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими “мертвыми” являются души помещиков, давно уже переставших совершенствоваться, мечтать о высоком предназначении человека, а заботящихся лишь о собственном сытом существовании, обогащении любыми способами.

Таков Собакевич. Он понял надвигающуюся эпоху власти денег и сам стремится не отстать от времени,

Подъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внимание на прочность всех строений. Эта домовитость говорит не о чертах характера Собакевича, но больше об умении его крестьян, руками которых все здесь и сделано. “Деревня показалась ему довольно велика… посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми стенами,- дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов… Двор окружен был крепкою непомерно толстою деревянною решеткой…

На конюшни, сарай – и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли”.

Собакевич не заботится о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно. Каждая вещь неуклюжа, громоздка и как бы сообщает: “И я тоже Собакевич!” Хозяин вряд ли читает книги и занимается каким-либо творчеством, нигде не видно и следа чернил. Стены комнат украшают картины, от которых присутствующих кидает в дрожь. В доме все обстоятельно и размеренно.

Читайте также:
Московские главы в романе Мастер и Маргарита, изображение мира

Вовремя подают обильный обед, за которым Михаил Семенович поглощает огромное количество еды. Он “патриот желудка”. Для него трапеза – священный ритуал, один из видов приятного времяпрепровождения.

Собакевич в разговоре с Чичиковым выказывает необыкновенную озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники: “За копейку убьют”. Губернатор и вице-губернатор – “Это Гога и Магога!” Чичиков и тут старается приспособиться к поведению и разговору хозяина, нащупывает точки соприкосновения с ним. Не Успев завести разговор о покупке мертвых душ, Чичиков обескуражен напором Собакевича, готового продать “по сту рублей”.

Его жадность непомерна, он забывает, что речь идет об умерших крестьянах, и расхваливает их, как барышник, чтобы набавить цену. Но из его уст звучит гимн работникам: “…вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, прочность такая, сам и собьет, и лаком покроет.

А Пробка Степан, плотник. Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом. Милушкин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме.

Михаил Семёнович Собакевич — образ и характеристика героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Портреты помещиков в поэме Гоголя больше похожи на карикатуры. Их черты шаржированы, их внешность, поведение, образ мыслей вызывают улыбку. Однако общепризнанным фактом является двойственность персонажей «Мёртвых душ». Они пробуждают в читателе не только насмешку, но и чувство, похожее на сожаление. В наибольшей степени это относится к Михаилу Семёновичу Собакевичу, человеку, наделённому силой и умом, умеющему, в отличие от других персонажей, пользоваться ими с толком. Характеристика образа Собакевича выстроена автором тщательно, продуманно, складывается из множества точных деталей.

Внешность

Звероподобность героя выпячена, подчёркнута Гоголем, доведена до абсурда. Имя, несуразно сидящий фрак «медвежьего цвета», неповоротливость, косолапость, грубость лица, неподвижный взгляд, низкий голос — всё должно усиливать сходство с медведем. Но свидетельствует ли это только о звериной натуре Михаила Семёновича, о животных инстинктах, управляющих им? Скорее, это показатель того, как трудно вместить могучую натуру в мир, созданный для мелких людей, для ничтожных характеров. Собакевич с трудом поворачивает крупную голову на мощной шее, наступает людям на ноги, толкает их, смотрит искоса. Он не похож на вертлявых и суетливых обитателей дворянских гостиных. Ему тяжело приспосабливаться к обстановке. Это им приходится приноравливаться к тяжёлой поступи и громадной силе этого богатыря. Писатель не зря называет Собакевича «кулак». Эта метафора говорит о крепости, мощи, собранности, готовности к удару.

Поведение

В беседе с Чичиковым неразговорчивый помещик проявляет максимум доброжелательности, на какую способен. И всё же его прямолинейность граничит с грубостью. Об общих знакомых персонаж отзывается резко, нелицеприятно. Человеку богатырского склада и размаха не по нраву люди, прикрывающиеся вежливостью и манерами, но способные на любую подлость.

Обильный, щедрый стол в доме Собакевича лучше всего обнаруживает широту его натуры. Еда — один из немногих предметов, о которых этот молчаливый человек говорит охотно, с увлечением. Поесть он любит «как душа требует», но с негодованием отвергает увлечение деликатесами, настаивая на простоте и сытности традиционных блюд.

Собакевич — прекрасный хозяин. В его большом доме всё соответствует нраву и тяжёлой основательности владельца. Изящного в окружающей его обстановке мало, зато всё надёжное, прочное.

Имением, как и домом, Михаил Семёнович распоряжается рачительно, с умом. Его мужики живут в крепких избах, пусть не украшенных резьбой, но построенных на долгие годы. В отличие от Манилова, Собакевичу не нужен приказчик, чтобы выяснить количество умерших за последние годы крепостных. Он сам по памяти легко составляет список «мёртвых душ». О каждом из почивших крестьян он может рассказать подробно. Причём говорит вдохновенно, почти восторженно, подчёркивая их мастерство. Собакевич искренне уважает способность человека трудиться с полной самоотдачей. И это самое замечательное его качество.

Сделка с Чичиковым

Если Манилова предложение Павла Ивановича привело в шок, лишило дара речи, то Собакевич отнёсся к нему как к вполне обычной коммерческой операции. Чичикову даже не пришлось что-то разъяснять хозяину, уговаривать. Тот соглашается даже раньше, чем гость заикнулся о продаже. Для предприимчивого дельца не существует этических проблем, если речь заходит о выгоде. Понимая, что предлагаемая махинация граничит с мошенничеством, Михаил Семёнович пытается изъять из неё побольше выгоды. Цена, которую он заломил за имя в списке практически равна стоимости живого крепостного человека. Но опытный торгаш справедливо полагает, что Чичиков сумеет извлечь прибыль из затеянного им предприятия, поэтому не стесняется.

Читайте также:
Тарас Бульба - краткое содержание, характеристика и описание

Вывод

Среди героев-приобретателей (Собакевич, Коробочка, Плюшкин) медведеобразный помещик выглядит наиболее привлекательным. Он мыслит независимее и шире, чем ограниченная Коробочка. Его хозяйственность очень далека от бессмысленного накопительства Плюшкина. В герое ещё много хорошего, такого, что украсило бы любого человека: искренность, прямолинейность, широта натуры, практичность, уважение к труду. Цель писателя, очевидно, состояла не в том, чтобы указать на моральное уродство героя, а в том, чтобы показать, как искажаются, превращаются в нечто страшное даже лучшие качества характера, если не найти им достойного применения. Упорство, энергия, сила Собакевича направлены исключительно на заботу о своём благополучии. Закрывшись в узком мирке своего хозяйства, он начинает воспринимать окружающее враждебно, с недоверием. Сила, которую не к чему приложить, только досаждает окружающим. Богатырскому размаху тесно в узких рамках повседневного существования. Интересно, что Гоголь не дал своему персонажу детей. Эта деталь делает бессмысленной его деятельность. Накопленное героем некому будет передать. Образ Собакевича в какой-то степени трагичен. Одарённый природой щедрее прочих, он не нашёл себе лучшей доли, чем закрыться, сжаться, замкнуться, превратиться в «кулак».

Характеристика образа Собакевича может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Акмеизм

  1. Акмеизм в литературе Серебряного века
  2. Особенности акмеизма
  3. Акмеизм как литературное направление
  4. Акмеизм в русской литературе

Акмеизм в литературе Серебряного века

Среди всех направлений в поэзии Серебряного века особое место занимает акмеизм. И не только потому, что это литературное направление объединило выдающихся русских поэтов рубежа веков, – известными именами может «похвастаться» любое из течений модернизма в русской литературе. Поэзия акмеистов замечательна тем, что она «преодолела символизм» и вернулась к точному и ясному слову, достигла сдержанности и лаконичности стиля, строгости и стройности поэтической структуры. В стихах представителей этого течения, особенно Анны Ахматовой, получило необычайное расширение смысловое пространство текста. Сказано очень мало, но то, что угадывается за живописными деталями, что скрыто между строк, так обширно по своему содержанию, по вызываемым чувствам и эмоциям, что читатель замирает в изумлении и восхищении.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Ярким примером может послужить стихотворение Анны Ахматовой «Песня последней встречи» (1911).

Казалось бы, чёткое и ясное предметное изображение, но сколько ассоциаций вызывает эта краткость, как много не выражено словесно, но угадывается, додумывается. Это – акмеизм.

Особенности акмеизма

  • возврат к первичному значению слова, к ясности и точности образов;
  • изображение реального предметного мира, отказ от мистичности и туманности символизма;
  • увлечение предметностью, внимание к деталям;
  • стилистическое равновесие, отточенность композиции;
  • обращение к прошлым культурным эпохам, восприятие мировой культуры как общей памяти человечества;
  • проповедь «земного» мироощущения, поэтизация мира первозданной природы.

Акмеизм как литературное направление

Акмеизм возник в противовес символизму и, можно сказать, в недрах символизма, потому что молодые будущие поэты-акмеисты учились у символистов стихотворной технике. Они читали свои стихи в «башне» Вяч. Иванова, выслушивали критические замечания старших коллег и поначалу не думали о том, что образуют новое литературное направление. Но неприятие символистских теорий сначала объединило их в «кружок молодых», а затем они вообще отделились от символистов и организовали «Цех поэтов», начали издавать свой журнал «Гиперборей». Именно там они печатали свои статьи о новом литературном течении, свои стихи. На одном из заседаний «Цеха поэтов» в 1912 году и было решено объявить о создании нового поэтического течения. Из двух предложенных названий – акмеизм и адамизм – прижилось первое. В его основе лежит древнегреческое слово, означающее «вершина, высшая степень чего-либо». Такой вершиной акмеисты считали своё творчество.

Акмеистами были такие поэты, как Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут и др.

Это литературное течение просуществовало недолго, так как детально разработанной философско-эстетической программы не было создано, да и рамки единого поэтического направления оказались тесны для таких талантливых поэтов, какими были Гумилёв, Ахматова, Мандельштам. К началу Первой мировой войны произошёл раскол акмеизма, и хотя затем предпринимались попытки возродить объединение (в 1916 году второй «Цех поэтов», в 1920 – третий), акмеизм так и не стал ведущим поэтическим направлением.

Акмеизм в русской литературе

Акмеизм – литературное течение, характерное только для русской литературы. Этой уникальностью акмеизм ещё более интересен. В настоящее время интерес к акмеизму, возможно, тем и обусловлен, что с ним связаны судьбы и творчество поэтов-акмеистов, оказавших огромное влияние на поэзию ХХ века.

Заслуга акмеистов в том, что они нашли особенные, тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние души героя передавалось движением, жестом, перечислением вещей, которые порождали множество ассоциаций. Такая «материализация» переживаний характерна для многих стихов Анны Ахматовой.

Читайте также:
Гелла - характеристика персонажа из романа Мастер и Маргарита

Поэтический гений Ахматовой проявляется в выборе и размещении деталей, которые рождают смысловую глубину текста. Соседство деталей часто бывает неожиданным. Сообщениям о действиях и чувствах лирических героев сопутствуют описания природы или пространства города с его архитектурой, образы мировой литературы, упоминания о событиях истории, об исторических героях. По силе воздействия стихи Ахматовой являются действительно вершиной поэзии, и в них смысл названия «акмеизм» становится справедливым.

Акмеизм

  • Что такое акмеизм
    • Акмеизм в литературе Серебряного века
    • Русский акмеизм как литературное направление
  • Теоретическое обоснование акмеизма
  • Основные представители акмеизма
  • Творчество писателей

Что такое акмеизм

Акмеизм — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Основные характеристики: простота и ясность, отсутствие многозначных символических смыслов, стремление описать мир конкретных вещей и образов.

Происхождение понятия спорно. По одной версии, автором названия является поэт Вячеслав Иванов, по другой — Николай Гумилев. Существуют 3 основных объяснения термина:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • άκμη — в переводе с греческого языка означает «вершина, острие»;
  • ακμαίος — это по-гречески «пора цветения, расцвет»;
  • псевдоним «Ахматова» — по-гречески звучит как «akmatus».

Все три версии имеют право на существование. Акмеисты считали, что их течение — это вершина поэтического творчества, расцвет поэзии. Анна Ахматова — наиболее талантливая представительница данного направления.

Акмеизм в литературе Серебряного века

Возникновение акмеизма произошло в рамках другого литературного течения — символизма.

По средам одаренные писатели и поэты собирались в «Башне» — петербургской квартире В. Иванова. Между ними часто возникали споры. Группа молодых поэтов, для которых стали узки рамки символизма, решила отделиться. В 1911 г. они образовали союз «Цех поэтов». У его истоков стояли Н. Гумилев и С. Городецкий. Секретарем объединения выбрали А. Ахматову. В «Цех» входили М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева, О. Мандельштам и другие поэты. В этом объединении были сформулированы основные принципы нового литературного движения.

По одной из версий, во время спора В. Иванов окрестил отсоединившихся поэтов «адамистами» и «акмеистами». Н. Гумилеву понравилось последнее слово, и он предложил его использовать для представителей нового направления поэзии.

«Адамистами» их называли потому, что они считали первым поэтом ветхозаветного персонажа Адама. Согласно Библии, первый человек на Земле придумывал имена всем живым созданиям. Акмеисты были убеждены, что это первый в истории поэтический акт.

По отношению к акмеистам использовался также термин «кларизм». Название происходит от французского слова «clair» — «ясный, светлый, чистый». Это определение подчеркивает один из главных признаков акмеизма — стремление к максимальной ясности в поэзии.

Русский акмеизм как литературное направление

Акмеизм существовал только в русской литературе. Подобных ему аналогов не было ни в одной стране мира. Он оказал значительное влияние на русскую поэзию XX в., хотя просуществовал совсем недолго.

Началом акмеистического движения считают создание «Цеха поэтов», окончанием — период накануне Первой мировой войны.

Впервые для широкой публики художественная и эстетическая программа акмеистов была озвучена в декабре 1912 г. Это произошло в известном петербургском литературном кафе «Бродячая собака». Уже в 1914 г. в движении акмеистов произошел раскол. Главной его причиной стала невозможность существования в рамках одного течения таких талантливых и самобытных личностей. В 1916 г. и 1920 г. делались попытки возродить «Цех поэтов», но это не имело большого успеха.

В 1930-е гг. многие представители движения были подвергнуты политическим репрессиям. На несколько десятилетий их имена были вычеркнуты из истории русской литературы. В 1990-е гг. возродился интерес к этому оригинальному поэтическому течению.

Теоретическое обоснование акмеизма

Программные заявления и стихотворения акмеистов публиковались в основном на страницах двух журналов — «Аполлон» и «Гиперборей». Одной из первых статей, где были изложены художественные принципы акмеизма, является публикация Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Она была напечатана в 1913 г.

Основные принципы акмеизма:

  1. Ясность и лаконичность — предметы и образы в поэзии должны быть легко узнаваемы и считываемы.
  2. Стремление к простоте — акмеисты критиковали усложненные формы и многозначные символы. Они считали, что поэзия должна быть понятной для любого читателя.
  3. Интерес к духовному миру человека во всех его проявлениях.
  4. Использование предыдущего поэтического опыта, насыщение поэзии образами из мировой культуры и искусства.
  5. Связь с природой — внутренний мир лирического героя часто показывался через природные явления.
  6. Внимание к деталям, предметам. Признание самоценности каждой вещи.
  7. Осознание высокой роли поэзии — она призвана возвышать и облагораживать человека.
Читайте также:
Анализ Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина - тема, идея

В качестве примера ранние акмеисты рассматривали творчество Иннокентия Анненского. Он начинал как символист, но затем перешел к более простым и конкретным образам.

Основные представители акмеизма

  1. Анна Ахматова.
  2. Николай Гумилёв.
  3. Осип Мандельштам.
  4. Сергей Городецкий.
  5. Михаил Зенкевич.
  6. Михаил Лозинский.
  7. Владимир Нарбут.
  8. Георгий Иванов и др.

Важной чертой акмеистического движения была его сплоченность. Представители «Цеха поэтов» дружили между собой и обменивались опытом.

Творчество писателей

Один из основателей акмеизма — Николай Гумилев. Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Много странствовал, совершил несколько экспедиций в Северо-Восточную Африку. В его стихотворениях присутствуют восточные образы, прослеживается тяга к экзотике, открытию новых миров. Он часто описывал в произведениях свои конкретные впечатления от путешествий.

Другой характер носит акмеистическая поэзия Анны Ахматовой. Она одухотворяет мир предметов и поразительно точно воспроизводит психологический настрой своих героев с помощью предметов. Ее стихотворения предельно лаконичны и имеют отточенные формулировки.

Осип Мандельштам передает вещественный мир через культурные образы: готические башни, древнегреческие корабли, ветхозаветные персонажи. Его поэзия насыщена представлением о хрупкости человеческой жизни. Маленький человек перед лицом безликой вечности — одна из его основных тем.

Сергея Городецкого называют представителем натуралистического крыла акмеизма. В его стихотворениях — мечта о первобытном рае и об обретении единства человека с природой.

Интересно творчество Владимира Нарбута. Он уходит от привычной для акмеистов эстетики и изображает мир безобразных вещей.

Развитие акмеизма продолжилось в среде русской эмиграции. Г. Адамович, Г. Иванов, И. Одоевцева, Н. Оцуп заимствовали у лучших представителей акмеистического движения основные черты их поэзии: тонкий лиризм, сдержанность изложения, выразительность.

WikiphilE

Агрегатор советов и знаний в сети

Что такое акмеизм?

Что означает акмеизм, как он возник, описание и основные признаки

  • Где возник акмеизм?
  • Черты акмеизма
  • Быстрый упадок литературного течения
  • Чем отличается символизм от акмеизма?
  • Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму?
  • Видео: как был основан акмеизм?

Акмеизм получил наибольшее распространение в литературной среде в начале 20-го века почти сразу после своего появления. В переводе он означает «расцвет». Поэты-основоположники не зря дали такое определение новому жанру. По их мнению, господствовавший в то время символизм переживал кризис. Необходим был расцвет нового направления, которое бы вдохнуло жизнь в отечественную поэзию.

Где возник акмеизм?

Родиной акмеизма является Россия. Именно здесь в начале 20-го века произошло становление выдающегося жанра, смело противостоящего символизму.

Развивать акмеизм начал кружок творческих личностей, известный под названием «Цех поэтов». В него входили:

  • А. Ахматова;
  • С. Городецкий;
  • М. Зенкевич;
  • Н. Гумилев.

До сих пор точно неизвестно кто же первым из них предложил окрестить акмеизмом новое течение. По одной из версий, это сделал Вячеслав Иванов.

Большинство литературных исследователей полагают, что термин в 1912-м году придумал Гумилев. Именно он считал необходимым перенять опыт изживающего себя символизма и образовать направление, которое будет более понятным и лишенным мистической туманности.

По мнению поэта Белого, термин «акмеизм» не содержит в своей основе чего-то обоснованного. Он был свидетелем того, что определение придумывалось его коллегами по творческому цеху в жарких спорах. Гумилев в ходе полемики ухватился за кем-то брошенное слово «акмеисты» и обозначил им группу своих друзей-поэтов.

Черты акмеизма

Акмеизм характеризуется следующими особенностями:

  1. В центре произведения должна быть идея принятия земного мира во всех его недостатках и достоинствах. В этом акмеисты отличались от символистов, которые стремились скрыть реальность за мистической неясностью и возведенными в абсолют идеалами;
  2. Ясность во всем. Образы литературного произведения должны быть четкими и предметными;
  3. Желание показать подлинные чувства человека;
  4. Воспевание первозданных эмоций, граничащих с первобытно-биологическим началом;
  5. Простой и понятный взгляд на жизнь;
  6. Нахождение красоты в повседневных деталях.

Несмотря на то, что акмеисты бросили вызов символизму, они стремились создать стихи со стройной композицией и логичностью. Поэтому их произведения были близки не только возвышенным натурам и знатокам литературы, но и неискушенным читателям.

Акмеисты любили отражать в стихах обыденные явления, делали акцент на простых радостях. Они умело воодушевляли читателей и неустанно говорили о героическом прошлом человечества.

Для акмеизма больше характерны черты архитектуры и скульптуры (точность образов, структурность стихотворных форм), а не музыки.

Быстрый упадок литературного течения

К сожалению, акмеизм не стал массовым литературным явлением. Его идеи использовались лишь ограниченным числом творческих личностей. Все они в основном входили в «Цех поэтов».

Желая популяризировать идеи акмеизма, его ведущие приверженцы, в числе которых была Ахматова и Мандельштам, ежегодно издавали сборник стихов «Гиперборей». Редакций сборника занимался Лозинский.

Вскоре началась Первая Мировая война, которая сильно затормозила деятельность «Цеха поэтов». На фронт вынуждены были уйти Городецкий и Гумилев. Вскоре ведущее поэтическое объединение приверженцев акмеизма распалось.

В 1916-м году Иванов смог восстановить «Цех поэтов», но это было лишь кратковременным возрождением. В нем отсутствовали мэтры акмеизма, стоявшие у его истоков. Лишь изредка на собраниях бывал Мандельштам.

Читайте также:
Характеристика героев Бульба - описание персонажей произведения

В 1921-м году несколько акмеистов создали новые произведения и выпустили сборник «Новый Гиперборей». Но очередная попытка сплотить вокруг уникального литературного течения приверженцев была неудачной.

Судьба многих акмеистов печальна. Большая их часть эмигрировала. Гумилева казнили, а немногим позже в ссылке умер Мандельштам.

Чем отличается символизм от акмеизма?

Поэты-символисты всегда вкладывали в свои стихи, помимо основного смысла, еще какой-то философский подтекст. В текстах имелся символ, то есть не просто материальный объект, чувство или явление видимой формы, а еще и нечто более важное.

Почитателям символизма предстояло не просто насладиться рифмами и красочными эпитетами, но и разглядеть истинный замысел литературного творца. Возвышенность — одна из главных черт данного течения.

В противовес символизму акмеизм делает акцент на более приземленных и даже бытовых вещах. Акмеисты показывали, что даже простые явления обыденной жизни прекрасны. Используемые ими чувства были далеко не так возвышены, порой драматичны и даже трагичны.

Еще одной отличительной чертой акмеизма является его узкая направленность. Акмеизм характерен лишь для поэзии, в то время как символизм встречается в области музыки и живописи.

Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму?

Если говорить про поэтов, принадлежащих к лагерю символистов, то видными представителями являются:

  • К. Бальмонт;
  • А. Блок;
  • Ф. Сологуб.

Отдельного внимания заслуживают фамилии поэтов-символистов Городенского и Гумилева. Оба творца, хотя изначально и тяготели к символизму, вскоре отошли от данного течения. Именно им наравне с Ахматовой вскоре предстоит стать теми, кто будет активно продвигать идеи акмеизма в «Цехе поэтов».

Акмеизм как течение просуществовал совсем недолго. Теоретические изыскания поэтов-основоположников не получили серьезной проработки.

Примкнувшие к литературному движению через какое-то время новые творческие личности были более самобытными и не вписывались в рамки определенного направления. Тем не менее, акмеизм оставил яркий след в истории литературы.

Видео: как был основан акмеизм?

В этом ролике литературовед Олег Лекманов расскажет, как возникло это литературное течение, кто стоял у его истоков:

Акмеизм – определение в литературе, особенности, принципы

Акмеизм как литературное направление сыграл одну из главных ролей (наряду с символизмом, футуризмом и некоторыми другими течениями) в развитии русской поэзии рубежа XIX – ХХ веков. Однако и в более поздние периоды он продолжал оказывать влияние на отечественный поэтический процесс.

Об акмеизме написано немало, однако, как представляется, всё-таки следует детализировать принципы, составляющие ценностную основу акмеистической парадигмы, тем более, что именно в этом аспекте в дальнейшем будет рассмотрено влияние этого литературного направления и его представителей на развитие русской поэзии.

Первым таким принципом является принцип культуроцентризма. Можно сказать, что это краеугольный камень акмеизма, на котором строится вся акмеистическая картина мира. Как отмечает Т.А. Пахарева, «исходя из понимания акмеизма как поэзии культуры, формируются практически все основные концепции акмеизма – и концепция «семантической поэтики», и концепция «петербургской поэтики» В. Вейдле, и семиотическая концепция акмеизма И. Смирнова» (Т.А. Пахарева).

Однако это не означает, что акмеизм является направлением, абсолютизирующим эстетическое начало, как утверждают некоторые литературоведы. Так, М. Эпштейн, в своей типологии циклов развития литературы причисляет акмеизм к течениям «эстетической фазы» литературного процесса, которые порождают поэзию и прозу «как бы чисто феноменальную, очищенную не только от социально-моральных заданий и религиозно-мистических притязаний, но и от концептуальных минус-содержаний. В величайшую добродетель художника возводится чувственность: зрение, слух, осязание, то есть все то, что возвращает эстетику к самой себе, как дисциплине чувственного познания» (М. Эпштейн).

Представляется, что это несколько упрощенное понимание сути акмеизма.

Интересно в этом отношении утверждение Е.В. Ермиловой, которая соглашается с мнением В. Ф. Ходасевича, считавшего, что акмеизм представляет собой вариант раннего, «эстетического» символизма, некий вариант декадентства (Е.В. Ермилова).

Вряд ли можно согласиться с таким мнением, достаточно просто сравнить поэзию ранних символистов и акмеистов, чтобы понять, что довольно затруднительно найти между ними хоть что-то общее. Особенно, когда речь идет о по-настоящему программных произведениях, ставших визитной карточкой обоих направлений. Конечно, некоторые произведения могут содержать отсылку к другому направлению. Это бывает у всех. Даже ниспровергатели всего и вся, называвшие себя футуристами, очень часто «грешили» тем, что создавали произведения, которые можно было отнести к какому угодно направлению, но только не к футуристическому.

В некотором роде можно согласиться с Е.В. Ермиловой в том, что поэзия акмеистов наполнена пессимизмом, но при этом стоит подчеркнуть, что это пессимизм совсем иного рода, чем, например, у Блока или Андрея Белого. Безусловно, «акмеистическое приятие мира далеко от примитивного оптимизма, но это автоматически не означает, что такое трагическое приятие мира опровергает самое себя и смыкается с декадентским отвержением мира» (Т.А. Пахарева).

Читайте также:
Проблема воспитания в комедии Недоросль - аргументы к сочинению

Для акмеистов характерной позицией было не пассивное отношение к действительности, а деятельное присутствие в ней, в том числе, и посредством своей поэзии. «Именно в этом видит основной смысл своих стихов Гумилев («Мои читатели»), из этой акмеистической школы трагического взаимодействия с миром вырастает мандельштамовская гражданская позиция «мужа», заявленная в статьях начала 20-х годов, о трагической же причастности бытию этого мира как принципиальной позиции Ахматовой на протяжении всего ее творчества говорить представляется излишним. Насколько далеко все это от абстрактных экзотизмов раннего Брюсова или сологубовской мечты о «звезде Маир», воплощающих именно декадентское отношение к проблеме «этого» и «того» миров, совершенно очевидно» (Т.А. Пахарева).

Безусловно, «акмеизм – это тоска по мировой культуре» (О. Мандельштам), и здесь можно смело говорить о стремлении акмеизма вернуться к идее «чистого искусства». Однако само понимание акмеистами культуры сопряжено, во-первых, с этическими ценностями, во-вторых, с деятельным отношением к миру. Кроме того, «сама функция культуры, выделенная акмеистами в связи с задачами собственного творчества, – «европеизировать и гуманизировать» ХХ столетие – никак не вписывается в «эстетскую» концепцию акмеизма, а скорее свидетельствует о социальной значимости культурной деятельности для акмеистов и тесной взаимосвязи в акмеистическом мироощущении бытия в культуре с бытием в истории» (Т.А. Пахарева).

Вторым базовым принципом акмеизма является этикоцентризм, тесно связанный с принципом культуроцентризма. Этикоцентризм проявлялся у разных представителей акмеизма в различной степени, но довольно очевидно, о чем свидетельствуют, например, многие произведения Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, для которых такие этические категории, как совесть, верность, предательство нашли отражение в многочисленных образах и дали развитие многим основным мотивам их произведений. «В этическую плоскость часто обращено у них и переживание религиозного чувства и связанных с ним понятий греха, жертвы, смирения. В этой же плоскости находится и тот круг понятий, который связан с творчеством: творчество как хвала Богу (Гумилев), как исполнение долга памяти (Ахматова), как путь к осуществлению добровольной жертвы (Мандельштам) (Т.А. Пахарева).

Третьим базовым принципом акмеизма является принцип историзма. У представителей этого направления этика и история всегда взаимообусловлены. Именно история часто становится у акмеистов тем пространством, где и осуществляется моральный выбор. Недаром, в произведениях акмеистов можно видеть присутствие таких мотивов, как мотив исторической памяти, власти, подвига, гражданского мужества и т.п.

Четвертым базовым принципом акмеизма можно назвать принцип сопричастности происходящему. Акмеисты никогда не отстраняются от действительности, от того мира, где они живут, и от происходящих в нём событий. Они сопричастны общей исторической судьбе своего народа и всей человеческой цивилизации. Об этом говорит, например, В. Мусатов, заявляя о слиянии лирического героя Мандельштама с рядовой «массой», «разночинством» (В. Мусатов). Очевидно, что и другие акмеисты воспринимали окружающих таким же образом. Здесь достаточно вспомнить ахматовский «Реквием» или «Моих читателей» Гумилева. Здесь можно согласиться с мнением Д. Сегала, который отмечает, что «… идея пути (с его зигзагами, подъемами и падениями) в плане личной биографии сменилась идеей единой судьбы, в которой есть лишь постепенное, все более и более точное приближение к смысловому центру судьбы» (Д. Сегал). Такая сопричастность акмеистов к судьбам окружающего мира не является чем-то уникальным (достаточно вспомнить поэзию С. Есенина), но всё-таки она является одной из характерных черт акмеистского искусства.

Пятым основным принципом акмеизма является принцип синтеза физического и духовного начал. В поэзии акмеизма физическое бытие постоянно обнаруживает в себе те или иные формы присутствия духовного и божественного начала. Для мировоззрения и произведений представителей этого направления характерно стремление показать присутствие в каждом явлении действительности высшего начала, некой духовной основы, некого божественного замысла и промысла. Так, у Ахматовой самые обыденные вещи, типа лопухов и крапивы, могут становиться стимулами к глубочайшему пониманию действительности, ведущему, в свою очередь, к собственному внутреннему перерождению.

Таким образом, акмеизм, представляющий собой весьма необычное явление в отечественной и мировой поэзии и базирующийся на собственных, заметно отличающихся от других литературных направлений, принципах, оставил очень яркий след как в отечественной, так и мировой культуре, и по мнению некоторых исследователей, оказал весомое влияние на поэтический процесс ХХ – начала XXI века.

Именно акмеистическим тенденциям в русской поэзии последних десятилетий XX и начале XXI века посвящен цикл публикаций Татьяны Анатольевны Пахаревой, с которыми можно познакомиться здесь.

Автор: Дмитрий Варапаев

Читайте также мои статьи о лирике Тютчева (здесь, здесь и здесь) и Фета (здесь и здесь).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: