Сочинение Мой лучший друг, как правильно составить характеристику

Сочинение на тему: Мой друг

Наша жизнь — это круговорот событий. Все бежит, меняется, но несмотря на такую быструю смену времени, все же имеются в нашей жизни ценности, которые имеют огромное значение. Одной из них является дружба, то есть, те человеческие отношения, что основаны на доверии, уважении, общих интересах, привязанности и понимании. И я очень рад, что в моей жизни мне удалось познать настоящую дружбу, и встретить человека, которого я могу без зазрения совести назвать мой лучший друг. Как раз о нем я и расскажу в своем сочинении на тему: мой друг.

Мой лучший друг

По своему характеру я общительный и дружелюбный человек. Я быстро нахожу общую тему беседы, увлечения и интересы, поэтому у меня много знакомых, с которыми можно весело провести время. Но знакомые — это одно, а вот настоящие друзья — совсем другое. Не всем посчастливилось иметь настоящих друзей. А мне повезло.

Еще в детстве судьба подарила встречу с замечательным человеком, с сыном моей крестной. Его зовут Саша. Сначала мы были просто знакомые, чьи мамы часто общались, ходили в гости, встречались в кафе. Естественно, и мы были рядом, и нам приходилось общаться и играть друг с другом. Но затем эти встречи переросли не просто в знакомство, а в настоящую дружбу.

Сегодня мини-сочинение на тему мой друг я пишу с удовольствием. Ведь у меня имеется по-настоящему верный, лучший друг, о котором я могу рассказывать долго. С Сашкой мы ходили в один детский сад, а сейчас ходим в одну школу, и учимся в одном классе. Раньше мы даже сидели за одной партой, но потом учитель нас рассадил, так как мы часто болтали на уроках. Несмотря на это, все остальное время мой друг рядом. Мы вместе на переменах, вместе идем домой, а еще у нас одинаковые увлечения, поэтому секция баскетбола и футбол стали еще одним поводом для нашей дружбы.

Нас многие считают родными братьями, и в этом есть доля правды. Ведь мама Сашки моя крестная, значит и Сашка в какой-то степени мне брат. И мы относимся друг к другу по-братски.

Про моего друга

Говоря о моем верном друге, стоит сказать, что это человек-находка. Он умный и талантливый, общительный и интересный парень. Сашка вмиг придумает забавную историю, и от твоего плохого настроения не останется и следа. И знаете, Сашка действительно мой лучший друг. Он не только поможет в трудную минуту, но и искренне радуется всем моим успехам и достижениям. А ведь именно такой и должна быть настоящая дружба, которая не будет зависеть ни от материального положения, ни от успеха, ни от статуса, ни от возраста. Именно такими и должны быть те, кого мы в жизни сможем назвать настоящими друзьями, и без зазрения совести написать о них сочинение. И знаете, это здорово, когда в твоей жизни имеются не просто знакомые, а есть человек, который без раздумий идет за тобой в огонь и в воду. Но, чтобы иметь таких друзей, нужно и самому научиться быть настоящим, верным другом, человеком на которого можно положиться.

Мне повезло, у меня есть мой лучший друг, и я искренне хочу чтобы наша дружба длилась вечно, и мы всегда могли сказать друг другу: привет, мой самый лучший друг. Это сочинение можно использовать для 4 и 5 класса.

Сочинение мой друг, 2 вариант

В жизни нам приходится общаться со многими людьми. С кем-то мы общаемся во дворе, с кем-то в школе, но далеко не со всеми складываются доверительные, дружеские отношения. В сочинении мой друг я хочу рассказать о человеке, который мне по-настоящему дорог. Его я смело могу назвать своим другом, а не просто знакомым.

Мой самый лучший друг Вася

Когда нам задали написать сочинение мой друг, я ни на секунду не сомневался, что буду рассказывать о Васе. Познакомились с ним мы довольно давно, еще в детском саду. Правда, тогда мы не могли найти общий язык. Мы часто ссорились и даже дрались, не могли поделить игрушки, карандаши и фломастеры. Видать, еще были слишком маленькими.

Правда, спустя время, когда нас перевели в старшую группу, все кардинально изменилось. Помню, как во время тихого часа Вася со мной поделился конфетами, которые взял из дома. Воспитатели есть в кровати не разрешали, но мы все равно полакомились сладостями, после чего тихо перешептывались. С того момента мы постоянно вместе.

Нам повезло, мы учимся в одном классе. С первых же дней в школе учителя борются с нашей активностью. Ну не можем мы тихо высидеть целый урок. Нам обязательно нужно подшутить, сказать что-то друг другу. Нас уже неоднократно пересаживали, выбирали парты, расположенные на максимальном расстоянии, но это все равно не помогает.

В сочинении на тему мой друг хочется сказать, почему я считаю своим лучшим другом именно Васю. За все годы общения с ним он никогда меня не подводил. Чтобы ни случалось, какие бы проблемы ни возникали, он всегда помогает мне. Также и я не остаются в стороне, если Васе нужна помощь.

Я точно знаю, что мой лучший друг добрый, смелый и открытый человек. С ним интересно поговорить на любую тему. Когда его отправляют в деревню к бабушке или я уезжаю в лагерь, мы постоянно созваниваемся. Не бывает даже дня, чтобы мы не общались. Когда мы находимся на большом расстоянии друг от друга, то рассказываем, что интересного у нас произошло за день. Во время таких бесед мы смеемся, подшучиваем, планируем, чем займемся, когда встретимся.

Закончу свое сочинение мой друг по русскому языку на том, что даже спустя годы мы с Васей будем дружить. Я уверен, что после окончания школы мы будем весело проводить время, рассказывать о том, что беспокоит и помогать друг другу. Без всяких сомнений, наша дружба с годами станет только крепче и никогда не прекратится. Я и Вася сделаем все, чтобы даже спустя годы мы не перестали общаться.

Читайте также:
Нам не дано предугадать анализ стиха Тютчева и история создания

План сочинения мой друг выглядит следующим образом:

✔️ Знакомство с Васей.
✔️ Как мы начали дружить.
✔️ Общение в школе и мелкие шалости.
✔️ Разлука и общение на расстояние.
✔️ Друзья на всю жизнь.

Сочинение мой друг 2, 3 класс

В своем сочинении хочу рассказать о своем друге. Его зовут Саша. Мы с ним живем в одном доме, но на разных этажах. Я живу на пятом, а он на третьем. Мы с ним учимся в разных классах, но это не мешает нам весело проводить время вне школы.

Саша старше меня на один год. Он смелый, сильный и добрый. Он всегда со мной делится сладостями, защищает, если кто-то меня обижает.

Познакомились мы с ним на детской площадке, расположенной недалеко от нашего дома. Мы сразу с ним начали дружить. С того времени все время гуляем вместе.

Саша мне часто помогает делать уроки. Ведь он старше и уже знает то, что мне приходится учить. Поэтому ему не сложно подсказать, как правильно решить задачу. Он очень хорошо разбирается в математике.

Недавно у Саши был день рождения. Он пригласил меня к нему в гости. Я подарил ему конструктор, который он давно хотел. Саша очень обрадовался такому подарку и поблагодарил меня. Мне было очень приятно, что он оценил мои старания по достоинству. Ведь нам с мамой пришлось обойти много магазинов, чтобы найти именно тот конструктор, о котором мне уже не один раз рассказывал Саша. Правда, для меня это не было сложным. Ведь друзья на то и нужны, чтобы делать друг другу приятное, подготавливать настоящие сюрпризы.

Сочинение мои друзья подойдет для учеников 2 и 3 класса.

Мой друг сочинение 6, 7 класс

Сказать, что у меня много друзей, я не могу. Большинство людей, с которыми я общаюсь, это просто знакомые. Назвать их товарищами сложно. Поэтому в своем сочинении на тему мой друг хочу рассказать не об одноклассниках или ребятах со двора, а о своей собаке. Именно ее я считаю настоящим другом, который никогда не предаст, не обидит.

Три года назад мне подарили кокер-спаниеля по кличке Билл. Когда я впервые увидел этого игривого, веселого щенка, то сразу полюбил его всем сердцем. С тех пор мы с ним неразлучны. Я каждый день гуляю с ним на улице, играю игрушками, которые купил в зоомагазине. Со школы я Биллу приношу вкусности. Например, кусочек булочки или котлету.

Билл – верный друг. Он всегда искренне радуется, когда я прихожу домой. Мне очень приятно видеть, как он поджимает ушки и виляет хвостом в момент встречи. Когда мне грустно, Билл это чувствует. Он кладет мне на колени свою морду и лижет руки, будто успокаивает.

Когда я болел, мой пес ни отходил от меня ни на шаг. Мама сильно удивлялась, ведь он даже не хотел выходить без меня на прогулку. Разве это не доказательство настоящей дружбы?

Люди могут предать, рассказать другим твои сокровенные тайны, способны на подлость. О собаке этого сказать же нельзя. Я смело могу делиться с Биллом своими проблемами, не беспокоясь о том, что они станут известны другим. Даже если бы он мог говорить, я уверен, мои тайны никто бы не узнал.

Билл любит меня не за какие-то поступки, слова или действия, а просто так. Также и я не жду от него чего-то сверхъестественного. Я люблю его просто за то, что он у меня есть. Я считаю, что настоящая дружба должна быть именно такой, бескорыстной и честной. Среди людей найти такого друга проблематично. По крайней мере мне это пока не удалось. Зато у меня есть Билл. Это верный, добродушный пес, без которого я уже не представляю свою жизнь. Только лишь его я смело могу назвать своим настоящим другом.

Сочинение мой друг может использоваться учениками 5, 6 и 7 класса.

Сочинение Мой друг (Мой лучший друг)

Друзей у меня много. Всегда поддерживают, помогают, когда я прошу у них помощи. Но только не у всех есть время сходить прогуляться по парку, посмотреть в кино новый фильм, с известным актером, поесть мороженного. А вот Кирилл, он не такой. Мы с ним знакомы с детства. Когда-то наши мамы работали вместе, и так сильно сдружились, что до сих пор рядом, бок о бок. Они – наш пример с Кириллом.

Своему лучшему другу я доверяю все секреты, рассказываю все последние события, произошедшие со мной.

Мне нравилась Ирина. Она была нашей одноклассницей. Кирюша знал, но никому не рассказывал. Герой! Принес я как-то раз цветы для своей возлюбленной, ко Дню ее Рождения. Все мои знакомые со школы начали заливаться смехом. Но только Кирилл подошел ко мне, взял за плечо и произнес слова поддержки, и я понял, он гордится мною. А я горжусь им, таких друзей повстречать еще нужно!

С Кириллом вместе ходим на футбол. Выигрывали и проигрывали матчи только вместе. Если он падал, я всегда подавал ему руку. Когда я слег в больницу, Кириллка пришел меня навещать прям с футбольного поля! Вот чудак. Принес мне апельсины, книгу подарил, ту самую, про роботов! Учимся мы с ним неплохо. Иногда и тройки с двойками приносим домой, за что нас потом не пускают попинать мяч во дворе. Тему не понимаем, подходим к учителю, который нам все объяснит и оценку исправить даст.

Читайте также:
Преступление и наказание - краткое содержание по главам и частям

Конечно же, ссоры присутствуют в нашей многолетней дружбе. А куда же без них. Неподелённая игрушка или конфет досталось, кому-то больше, а кому-то меньше. Но в нашей дружбе есть незаменимое качество: компромисс. Всегда находим его и разрешаем любую непонятную ситуацию, а именно ссоры. Благодаря этим коварным случаям в нашей жизни, мы выявляем некие ошибки в наших поступках, исправляем их, и продолжаем жить «не разлей вода».

У нас с Кириллом похожие мечты. Он мечтал стать Капитаном какого-нибудь известного корабля. И чтоб мы были там вместе, с нашими близкими друзьями, семьями. Иногда нам кажется что наша «стихия» – это вода. Летом нас не вытащить из реки, купаемся и играем в веселые водные игры. Ходим с нашими папами на рыбалку, наш улов, как минимум – щука! Приготовим ее на гриле, на даче, с вкуснейшими приправами, что запах доносится до соседей, и уплетем на ужин.

Вообще, я обожаю своего Друга! Он единственный, после моих родителей, кто понимает меня, поддерживает, помогает всегда мне в школе, на улице, дома. Я благодарен нашим родителям за эту дружную сплоченность между нашими семьями. И недавно я вычитал одну интересную фразу из социальной сети, где гласит: «Да, у нас разные мамы и папы, но нам это не мешает быть братьями». Настолько эта фраза приятна мне, что я всегда и везде о ней вспоминаю, особенно, если вспоминаю о Кирилле. Спасибо Кирилл, за твою доброту, честность и самую крепкую дружбу!

Вариант №2

Многие люди имеют друзей, но не у многих есть лучшие. Для меня лучший друг – это тот человек, которому можно рассказывать все свои секреты, не боясь, что он растреплет их своим знакомым. Кроме этого, лучший друг – это эмоции. Будь то радость, веселье и смех или же наоборот – грусть и печаль, лучший друг всегда придёт к тебе разделить эти эмоции. Мне очень повезло, потому что я имею такого человека в своей жизни. Моего друга зовут Юля. Всё детство я дружил только с мальчиками, но познакомившись с ней, понял, что девочки – лучшие друзья. Именно они становятся очень близкими людьми, Юля мне как сестра, она всегда мне помогает и выручает меня. Однажды испачкался в грязи, когда был сильный дождь и Юли вместо того, чтобы засмеяться, как раньше это делали мои другие друзья, начала помогать мне отряхнуться, взяла салфетки и начала вытирать мою одежду. Конечно, она смеялась, смеялся и я, но наш смех был от того, насколько нелепа была ситуация, а не от того, насколько нелепым был я.

Сейчас я дружу только с Юлей. У неё кроме меня есть ещё подруги, но она всегда говорит, что очень любит меня, поэтому я не ревную её к ним. Мы очень любим играть и читать вместе. Юля умная девочка, она приносит мне интересные фантастические и классические книги, которые я с удовольствием читаю. Раньше я не любил читать, так что это тоже заслуга Юли. Я же взамен учу её различным приёмам самообороны, ведь она очень маленькая и хрупкая девочка, а так если что сможет за себя постоять.

Недавно у Юли был день рождения, и мы с её подругами приготовили торт. Юля очень радовалась, но не из-за сладкого подарка, а из-за того, что мы, все её любимые люди, сплотились и пришли к ней с поздравлением. Весь вечер мы играли, а в Юлиных глазах я читал счастье. Я считаю, что это настоящая дружба.

Друзья – это всегда хорошо. Не знаю, как бы я жил без своего друга. Все эмоции и чувства, подаренные ей, навсегда останутся в моём сердце, это я знаю точно. Многие люди вообще не имеют друзей и говорят, что они не нужны им. Конечно, я не осуждаю их, потому что это выбор и мнение каждого, но мне почему-то кажется, что когда они найдут своего человека, смогут поверить в дружбу, ведь дружба – это волшебно и очень здорово.

Сочинение про друга

В жизни каждого человека должен быть друг. Без него жизнь человека становится очень скучной. Нет ничего хуже одиночества. Способность быстро заводить друзей дается не каждому, но к этому обязательно нужно стремиться.

В современном мире тема друзей обсуждается часто. Все дело в том, что настоящий друг – это редкость. Один философ писал, что иметь друга – это много, двух – очень много, а больше просто не бывает. Когда я был маленький, то очень смеялся над этим выражением и считал, что философ говорит какую-то ерунду, ведь друзей у меня очень много. Однако, шли годы и их количество с каждым разом становилось все меньше и меньше. В этом не было моей вины, просто количество стало перерастать в качество. Друг – это не только тот, с кем весело проводить время, играть и веселиться. Такой человек необходим в трудную минуту, когда плохо и хочется просто поговорить о наболевшем. Но и не только это. Всегда приятно осознавать то, что тебя кто-то ждет, в тебе нуждаются и прислушиваются.

Быть хорошим другом очень сложно. С возрастом, это становится еще сложнее, поскольку люди разъезжаются, заводят семьи и поддерживать прежние отношения становится очень тяжело. Личные проблемы сводятся к тому, что решать их приходится внутри своей собственной семьи. Это неправильно. Человек замыкается в своих проблемах и найти выход из них порой бывает очень тяжело. Здесь на помощь должны приходить друзья, они выслушают, поймут и, быть может, дадут грамотный совет, который подскажет, как выбраться из сложной ситуации. Какое счастье, что у меня есть такой товарищ. Несмотря на то, что у него очень много работы, он всегда найдет время на то, чтобы встретиться и поговорить. Его поддержка дает мне дополнительную силу и мотивацию на то, чтобы двигаться дальше. Когда люди чувствуют друг друга и находятся на одной волне, это просто потрясающие ощущения. Это такое счастье, когда тебя понимают и поддерживают. Друг познается в беде – это не пустые слова, а истина. Только в таких случаях можно узнать насколько человек тебе предан и насколько можно ему доверять.

Читайте также:
Чичиков в гостях у Коробочки - анализ эпизода Мертвые души, описание

В современном мире с каждым разом становится сложнее завести друзей. Это могут быть приятели, знакомые, одноклассники, или коллеги по работе. Все они являются частью одного социума, поскольку без общения человек не сможет нормально жить. Однако это не то что нужно на самом деле. Истинный товарищ, проверен временем, поэтому старый друг, всегда будет лучше новых двух.

Мой друг

Популярные сочинения

Всем в детстве читали поэму русского поэта А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», в которой в сказочной форме рассказывается о героях, о коварстве, о любви.

А.П. Чехов в произведении «Хамелеон» описал много положительных и отрицательных героев. Главным персонажем выступает Очумелов. Его фамилия говорит о герое многое. Он по своей натуре напоминает хамелеона.

При написании своего произведения Островский назвал его «Гроза», это подчеркивает значимость образа природного явления. Гроза для жителя описанного городка Калинов олицетворяет знак общение

Сочинение про друга для школьников

Сочинение про друга — одна из популярных тем школьных сочинений, которые задают учителя как в средних, так и в старших классах. При этом даже при наличии множества друзей написать о них рассказ не так просто. Расскажем подробнее о том, как написать сочинение, которое получит заслуженную высокую оценку.

Сочинение про друга: цитаты, как писать

Получив задание написать сочинение про друга, не стоит поступать нечестно и искать готовые тексты в Сети. Введя поисковый запрос «сочинение друг» или «сочинение мой друг», можно найти множество готовых текстов. Но не факт, что они оригинальные и учитель за много лет работы в школе их не читал.

Что делать, чтобы запоминать новые имена

Есть вероятность, что за подобное «произведение» он поставит плохую оценку и заставит переделать работу. Поэтому стоит потратить немного времени и написать текст про друга самостоятельно.

Прежде чем начать писать сочинение про друга, определитесь с героем — человеком, о котором будете писать. Вероятно, у вас множество друзей, но тема обязывает выбрать одного и объяснить, почему вы считаете его другом.

Вот критерии, по которым можно определить, о ком писать. Они же могут стать пунктами плана для сочинения:

  • Стоит писать о друге, с которым у вас есть общие интересы за пределами школы. С ним вы проводите время после уроков, в выходные, праздники и каникулы.

Мотивация на учебу: как мотивировать себя

Дружба — это одна душа, живущая в двух телах (древнегреческий философ Аристотель).

Американский актер, сценарист и лауреат «Оскара» Орсон Уэллс так описал необходимость дружбы:

Мы рождаемся одинокими, мы живем одинокими. Только в любви и дружбе мы можем на время представить, что мы не одиноки.

  • Дружба — это не только веселое времяпрепровождение, но и взаимная поддержка. Поэтому следует писать о том человеке, который поддерживал вас, когда у вас были неприятности или вы переживали нелегкие времена.

Первый американский президент Джордж Вашингтон говорил:

Истинная дружба — медленно растущее дерево; она должна претерпеть потрясения от несчастий, прежде чем заслужить свое название.

Древнегреческий философ Демокрит о ценности поддержки друга писал:

Тест на дружбу: надежный ли вы друг?

В счастье легко найти друга, а в несчастье же — в высшей степени трудно.

Эти цитаты украсят сочинение о друге и раскроют тезис о значении дружеской поддержки, которую вы получили от лучшего друга.

  • Сочинение на тему «Мой друг» стоит писать о человеке, с которым вам интересно общаться, вы уверены, что он выслушает вас всегда и с интересом.

Древнегреческий философ Аристотель писал:

Наслаждение общением — главный признак дружбы.

Английский философ XVI века Фрэнсис Бэкон говорил:

Так мыслитель пояснял, что время в общении с друзьями пролетает незаметно.

  • Сочинение о лучшем друге стоит посвятить человеку, которому вы можете доверить свои тайны и быть уверены, что он их сохранит.

Сочинение про войну для школьников

Английский драматург Уильям Шекспир писал:

Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга.

Французский писатель XVII века Франсуа Ларошфуко был уверен:

Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.

Выбрав кандидата, можно определяться со структурой текста. Вот пункты, которые помогут раскрыть тему:

  • Представление героя и объяснение, почему вы выбрали его.

«Мой друг» — сочинение, которое стоит начать с рассказа о том, кого вы считаете своим другом, и краткого перечисления, что вас в нем привлекает.

  • Рассказ о том, как вы познакомились и что вас объединяет.

Здесь следует рассказать, какие общие интересы у вас есть, как вы проводите вместе свободное время.

Описание жизненной ситуации, в которой друг проявил себя с лучшей стороны.

Сочинение «Моя любимая книга» для школьников

«Мой лучший друг» — сочинение, в котором важно не только общими словами описать, как вам вместе весело, но и подкрепить утверждения конкретным примером того, как друг вам помог в трудной ситуации.

  • Вывод, описание того, какой вы видите дружбу с этим человеком в будущем.

Как и большинство школьных текстов, «Мои друзья» — сочинение, которое учитель оценивает за структуру и логичность изложения. Поэтому выводы сделают его лучше и помогут получить высокую оценку.

Читайте также:
Латунский - характеристика критика в романе Мастер и Маргарита

Фото: pixabay.com: UGC

Сочинение про друга: пример

Предлагаю пример сочинения о друге:

Получив задание написать сочинение на тему «Мой друг», я сразу понял, что хочу посвятить его Игорю. Это мой любимый друг, с которым мне интересно проводить свободное время. Нам всегда есть о чем поговорить, и я уверен, что могу доверять ему и рассчитывать на его помощь в трудной ситуации.

Приколы про школу: картинки, видео, анекдоты

Несколько лет назад он перевелся в нашу школу. Тогда я показал ему, где находится школьная столовая. Мы разговорились и поняли, что у нас много общих интересов. Мы не только живем в соседних кварталах, но и увлекаемся спортом. Более того, мы посещаем один спортивный клуб.

Игорь занимается в секции футбола, а я — фехтования. Наши тренировки проходят по вторникам и четвергам, а после них мы вместе возвращаемся домой.

Мы подружились настолько, что просили родителей перевести нас в один класс. Они не поддержали инициативу, решив, что мы будем разговаривать и отвлекаться во время уроков.

Чтобы убедить родителей, мы с Игорем нашли высказывание известного боксера Мухаммеда Али. Он говорил:

Поздравления с днем рождения коллеге

Дружба — самая трудная вещь в мире, чтобы объяснить. Это не то, чему учат в школе. Но если вы не знали назначение дружбы, вы действительно ничего не узнали.

Родители обещали вернуться к этому вопросу на следующий год, если этот мы закончим с положительными оценками. Я и Игорь стараемся и уверены, что выполним условие.

Продолжая рассказ о друге, не могу не вспомнить случай, когда я гулял с собакой, отвлекся, и она убежала в неизвестном направлении. Игорь пропустил тренировку, чтобы помочь мне в поисках. Собаку мы вернули, но ему досталось от тренера за прогул.

Я уверен, что, даже если после школы судьба разведет нас с Игорем и мы разъедемся по разным городам, наша дружба выдержит испытание, а мы сможем поддерживать приятельские отношения на расстоянии.

Как составить резюме для приема на работу

Недаром английская писательница XVIII века Мэри Шелли говорила:

Друзья детства, даже когда они не пленяют нас исключительными достоинствами, имеют над нашей душой власть, какая редко достается друзьям позднейших лет.

Фото: pixabay.com: UGC

Написать рассказ про друга самостоятельно несложно. Для этого достаточно вспомнить, что вас объединяет, и текст появится сам собой. Используя рекомендации и цитаты о дружбе, вы напишете сочинение, которое получит высокую оценку.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Тема Родины в творчестве А. Ахматовой

ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она по­лучила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахма­товой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судь­бу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не из­менив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» — написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появля­ется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».

Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в пе­риод больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существен­ным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В «Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую ми­ровую войну как страшную национальную трагедию. «И ран­ней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир гля­деть я», — пишет она в стихотворении «Майский снег».

Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощуща­ется близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страш­ных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отноше­ние к России в своих стихах («Думали: нищие мы. »).

В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Роди­не. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради Рос­сии, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторван­ность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремле­ние поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый. », но она пока не может от­казаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жиз­нью с народом:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Бессолнечные мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность сти­хотворений этого сборника заключается в том, что все истори­ческие события: война и революция — осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и вос­певали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из не­многих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто. », «Мне голос был. » далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Читайте также:
Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души

Стихотворение «Ты отступник. » адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предав­шему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба ге­роини стихотворения сливается с судьбой России. Примеча­тельно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

Ты — отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Стихотворение «Мне голос был. » уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравствен­ным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой -“не осквернился») скорбный дух.

Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто. », вошедшее в третий сборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух пос­ледних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Остав­шиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бес­слезно», «надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Роди­не, она уже не одинока.

В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и ус­покаивается, со смирением принимает она все, что происхо­дит с Россией:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ ге­роини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору, например « Третий Зачатьевский».

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки.

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых пла­нов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кро­вавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквие­ма» до общечеловеческого масштаба.

«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» — это ис­тинно народное произведение и по форме (Ахматова использу­ет фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сража­ющейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу Рос­сии. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизан­ные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Ха­рактерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, сви­детельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувст­вует, что вся страна — это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значе­ния слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ах­матовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой пре­терпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины меня­лось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период реп­рессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ах­матова сливается с русским народом, ощущает себя его час­тью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахма­това приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает пере­живать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической ис­тории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и виде­ла события, которым не было равных».

Читайте также:
Дядя Степа - стихотворение С. Михалкова, краткое содержание

Урок литературы в 11 классе по теме “Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой”
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы в 11 классе по теме “Тема Родины в лирике А.А.ахматовой”

Скачать:

Вложение Размер
tema_rodiny_v_lirike_akhmatovoy.docx 30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Тема Родины в лирике Ахматовой»

Лашманова Л.Ю., учитель русского языка и литературы

  1. Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А.Ахматовой, вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний поэта, связанных с темой родины; определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой
  2. Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, навыки выразительного чтения

Оборудование : фотографии разных лет Ахматовой, выставка книг, сборники стихотворений

Методические приемы : проверка изученного материала, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы.

Эпиграфы к уроку:

“Не с теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.

“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.

Вступительное слово учителя.

Поэзия Анны Ахматовой – это уникальное явление в русской литературе начала ХХ века. Анна Ахматова, родившаяся по ее словам “. в один год с Чарли Чаплином, “Крейцеровой сонатой” Толстого, Эйфелевой башней”, гордилась тем, что застала конец столетия, в котором жил и творил величайший гений всей русской литературы А. С. Пушкин. Вся ее жизнь была неразрывно связана с творчеством: будь то горе или радость, – все это находило свое отражение в стихах. Свои лишения и трагедии она связывала с трагедией всего народа в целом. Тяжелейшие общественные потрясения: мировые войны, февральская революция в России 1917 года, гражданская война, тяжелейшие 30-е годы – все это затронуло и ее, ее семью; навсегда впечаталось в историю русской поэзии ее стихами.

Беседа. Я предлагаю в начале урока вспомнить о начале творческой биографии А. Ахматовой

В. Вспомните, к какому литературному течению принадлежала А. Ахматова? В чем его суть?

О. А. А. Ахматова была акмеисткой. Это литературное течение генетически связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначал ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего лирического мира героя – через психологически значимый жест, движение деталь. Манера «материализации переживаний» была характерна для творчества А. Ахматовой.

В. Как называются первые сборники Ахматовой?

О. «Вечер» 1912 г. и «Чётки» 1914 г.

В. Каковы темы её раннего творчества?

О. Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это про является драматически, но оно земное, лишённое мистики и тайны.

Учитель. С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. Книги « Белая стая»(1917), «Подорожник» (1921) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. В раннем сборнике “Белая стая” есть стихотворение “Молитва” (за которое М Цветаева ругала Ахматову, считая “что все, что написано в стихах, сбывается).

Выразительное чтение стихотворения « Молитва».

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Учитель. Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы ради того, «чтобы туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей».

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Пошёл 1917 год. Царь отрёкся от престола, а в октябре власть перешла в руки большевиков. Была объявлена диктатура пролетариата. Интеллигенция стала покидать Россию.

А.Ахматова понимала, что на народ нашло какое-то безумие, подогретое большевиками, ведь расправа с теми , кто составлял цвет нации, ни к чему хорошему привести не может. Она решила остаться на родине, чтобы помочь народу понять, что он натворил, и исправить то, что было сделано политическими безумцами.

Выразительное чтение стихотворения « Мне голос был. Он звал утешно…»

Мне голос был.
Он звал утешно.
Он говорил:
“Иди сюда.
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою боль поражений и обид”.

Но равнодушно
и спокойно
Руками я
замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух.

В. Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?

О. Это «край глухой и грешный», окровавленный и покрытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид».

В. Какова нравственная позиция автора?

О . Она готова к худшему, ведь остаться- значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и стыд, и скорбь. Но по-другому поступить невозможно, поэтому «равнодушно и спокойно» отстраняется от речи недостойной.

В. Какими худ. средствами создаётся тональность стихотворения?

О. В 1 части стиха стиль библейский, пророческий, размеренный. Он создаётся торжественным ритмом, глаголами повелительного наклонения, анафорой – единоначалие строк, синтаксическим параллелизмом. Всё это диктует волю «голоса». А 2 часть – последнее четверостишие- передаёт одно движение, спокойное и гордое, нет возмущения- недостойно слушать подобные речи.

Учитель. Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 20-е г. её не печатают, она и сама не желает печататься. Ахматова молчит, потому что не согласна с советской властью. Она с болью в сердце видела, как расхищается богатство, созданное народом, как уничтожаются произведения искусства, как предают друзья, а близкие люди становятся по разные стороны баррикад, идут друг на друга с оружием в руках.

Выразительное чтение стихотворения « Всё расхищено, предано, продано…»

Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.

В. Как рисуется образ родины, каково настроение этого произведения?

О. Картина разрушения, «чёрной смерти», «голодной тоски» в первых 3 строчках противопоставлена остальному стихотворению, его светлой интонации, настроению надежды, которое создаётся высокой лексикой и риторическим вопросом.

В. От какого лица идёт речь?

О. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.

Учитель. Поэтесса верит, что безумство кончится. Ведь не может народ, живущий в прекрасной России и создавший прекрасные творения, не понять, что так жить нельзя.

Но в 1921 г. по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян Н.Гумилёв.

Выразительное чтение стихотворения «Не бывать тебе в живых…»

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Любит, любит кровушку

В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован её единственный сын Лев Гумилёв. Вскоре освобождённый, он вновь был арестован. Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в 3 раз, и лишь в мае 1954 года он оказался на свободе.

Но для Ахматовой слова «родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для неё не было выбора- уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством.

Выразительное чтение стихотворения « Не с теми я , кто бросил землю…»

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В. В каком стиле написано стихотворение ?

О. В высоком стиле.

В. Какие противопоставления мы видим в нём?

О. Не только уехавшие и оставшиеся, но и «бросившие землю» и «изгнанники».

В. Каково отношение автора к тем и другим?

О. К первым сочувствия нет. « Но вечно жалок мне изгнанник…»: имеются в виду литераторы и философы, высланные из России в 1922г. в качестве враждебного элемента.

В. Однако судьба оставшихся не лучше. Почему?

О. Мученическая жизнь.

В. Какова идея стихотворения?

О. Протест против высылки цвета русской интеллигенции. Но главное – приятие собственного жребия: исторически « оправдан будет каждый час» мученической жизни.

Учитель. Два десятилетия спустя Ахматова восприняла В.О. войну как искупление народом греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами.

Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде. На всю страну зазвучала её «Клятва».

И та , что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Выразительное чтение стихотворения « Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

В. С чем отождествляется родина в стихотворении?

О. С русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что нужно отстаивать.

В 1946 г. была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении Жданова её поэзия объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Она была исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж сборника стихов был уничтожен. Ахматовой не смогли простить ни происхождения, ни независимости, ни таланта.

И опять замолчала Анна Ахматова на долгие 15 лет, зарабатывая себе на жизнь переводами.

Слава нашла её в 1964 году: в Италии ей была присуждена лит. премия, а в 1965 г.она была удостоена звания почётного доктора Оксфордского университета.

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом. Но точкой опоры для неё всегда оставалась родная земля.

Стихотворение «Родная земля».

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

Анна Ахматова умерла в Москве летом 1966 года. Поэтесса похоронена в г. Комарово под Санкт-Петербургом, как и хотелось этой великой женщине с трудной судьбой.

В. Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?

О. Родина в поэзии А. Ахматовой — понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации. В годы Первой мировой войны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифистском плане. А. Ахматова в стихах готова на любые жертвы ради того, «чтобы туча над темной Россией / стала облаком в славе лучей». В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрировали, А. Ахматова не оставила Родину.

В. Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть родину (по стихам)?

О. А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах «Мне голос был, он звал утешно», «Не с теми я, кто бросил землю». Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: «Темна твоя дорога, странник, /Полынью пахнет хлеб чужой». Она горда тем, что «ни единого удара не отклонили от себя», чем и будет «оправдан каждый час».

Учитель. Жить в нашей стране всегда было не просто. Судьба Ахматовой — это две мировые войны, революция и гражданская война, годы сталинских репрессий и хрущевская оттепель. Но и сегодняшнее молодое поколение — это тоже не простая эпоха. Это и чеченская война, терроризм, растерянность молодого поколения и, как следствие, алкоголизм и наркомания. Ахматова — патриот, она выстояла. А как не сломиться сегодняшним молодым?

Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чем созвучие патриотизма Ахматовой и патриотизма нынешнего поколения?».

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 47.

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 47.

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Родная земля» по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

История написания – Стихотворение написано в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэта.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а во второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использованием перекрёстной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты«заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – « в душе своей».

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие её сердцу места. Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, Ахматова сделала свой осознанный выбор – невзирая ни на что, разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слёз. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова разделила участь миллионов сограждан. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свой стих «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Произведение относится к патриотической лирике. Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство Ахматова преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств напоказ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

В центре произведения Ахматовой – не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как к самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения – человек только в том случае может называть своей родину, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: её любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

  • В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живём.
  • Во второй части она даёт точное обозначение тому, что для неё есть родина.

Анна Андреевна даёт понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.
При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрёстной.

«Родная земля» написано в жанре лирического стихотворения. В нём явно отражены мысли и чувства лирической героини: её любовь, её негодование.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэт передаёт просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но всё же в произведении встречаются эпитеты ( «заветные», «горький», «обетованный» ), метафоры ( «грязь на калошах», «хруст на зубах» ), инверсия ( « в душе своей» ).

Тема Родины в творчестве Ахматовой – анализ стихотворений

Анна Ахматова “гостила на земле” в трагическую эпоху, &#151 трагическую прежде всего для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию.

Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы.

По аллее проводят лошадок,
Длинны волны расчесанных грив,
О пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.

Потом родиной становится Петербург. Здесь проходит молодость. Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность &#151 все это связано с Петербургом.

Был блаженной моей колыбелью
Темный город у грозной реки
И торжественной брачной постелью,
Над которой держали венки
Молодые твои серафимы, &#151
Город, горькой любовью любимый.

В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу. Вместе с Родиной она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни самой себе. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Первые сборники стихотворений &#151 “Вечер” и “Четки” &#151 посвящены, в основном, любовной теме. Сборник “Белая стая” включал в себя стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России. Первая мировая война принесла большие изменения и в жизнь Ахматовой. Ее муж, поэт Николай Гумилев, уходит на фронт. Анна Андреевна долго, и тяжело болеет. Личная драма объединяется в сознании поэта с драмой национальной.

В “Белой стае” тема Родины заявлена с большой силой. Здесь мы не найдем у Ахматовой того, что называют гражданской лирикой, не найдем каких-либо политических оценок. Война и смерть ужасают Ахматову как женщину. Еще Лев Толстой считал, что самый верный взгляд на войну и политику &#151 у женщин, потому что они, казалось бы, наивно прилагают к временному вечные мерки Божественного откровения. Так, княжна Марья в “Войне и мире” пишет в своем письме: “. Он (князь Андрей) оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне,’в которую мы втянуты Бог знает как и зачем. Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного спасителя, учившего нас любви. “

Морозное солнце. С парада
Идут и идут войска.
Я полдню январскому рада,
И тревога моя легка.

Здесь помню каждую ветку
И каждый силуэт.
Сквозь инея белую сетку
Малиновый каплет свет.

Анна Ахматова может отождествить себя с известными в истории страдалицами за родную землю: “Мне с Морозовой класть поклоны. с Жанной на костер опять. ” Так она напишет в 1962 году в стихотворении “Последняя роза”. Может быть, это самое пронзительное свойство таланта Ахматовой.

Но тема жертвенной любви к Родине появилась много раньше.

Думали нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем, &#151
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.

Это стихотворение открывает “Белую стаю”. Стиль сборника, пронизанного трагическими предчувствиями, строг, аскетичен. Аскетизм во всем &#151 вплоть до траурно звучащего ритмического рисунка дольника, &#151 стихотворного размера, которым писала Ахматова. В тяжелую для Родины годину и поэту не до прикрас.

Сборник стихов “Подорожник” выходит в 1921 году. В Россию пришло время больших перемен. Одни принимали революцию и воспевали ее, другие уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения “Петроград”, “Не с теми я, кто бросил землю”, “Мне голос был ” далеки от приятия революции, но далеки и от политической ненависти. Анна Андреевна решает проблему нравственного выбора по-христиански. Она не просит, чтобы ее миновала горькая чаша, не бежит от судьбы.

Стихотворение “Ты &#151 отступник” адресовано конкретному человеку, в основе его ситуация из личной жизни Анны Ахматовой. Ее близкий друг, художник Борис Анреп уезжает из России в Англию.

Для чего ты, лихой ярославец,
Коль еще не лишился ума,
Загляделся на рыжих красавиц
И на пышные эти дома?

Так теперь и кощунствуй, и чванься,
Православную душу губи,
В королевской столице останься
И свободу свою полюби.

В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну, свою веру, святые иконы. Он губит свою “православную душу”, как бы отдавая ее дьяволу, и теперь “не страшны ни моря, ни битвы/ Тем, кто сам потерял благодать”. Иноземная Свобода противопоставляется “благодати”. Спасти душу отступника может лишь молитва праведника (“оттого-то во время молитвы/ Попросил ты тебя поминать”).

Спор с Анрепом продолжается и позже в лирике Ахматовой. Анна Андреевна твердо стоит на своем:

Высокомерьем дух твой помрачен,
И оттого ты не познаешь света.
Ты говоришь, что вера наша &#151 сон
И марево &#151 столица эта.

Ты говоришь &#151 моя страна грешна,
А я скажу &#151 твоя cтрана безбожна.
Пускай на нас еще лежит вина, &#151
Все искупить и все исправить можно.

Чувство ответственности за события, происходящие в России, слышится в этих строках. И действительно, Ахматова отличалась от других поэтов осознанием собственной великой миссии. Она была уверена в том, что огромное значение имеет каждый шаг, каждое действие, каждое слово ее в эту трагическую для Родины пору.

Недаром в конце жизненного пути она скажет: “Но я предупреждаю вас, Что я живу в последний раз”. Здесь следует сказать о том, что Анна Андреевна, человек верующий, свою жизнь и судьбу рассматривала как возможность отработать все свои долги, чтобы закончить цикл воплощений на Земле. “Смерти нет, это всем известно, /Повторять это стало пресно, /А что есть, пусть расскажут мне. ” И несомненно, что стоицизм, проявленный ею в “годы страшных лет России”, имел своим истоком ее сложное, далеко не всем понятное и доступное мировоззрение.

Для Анны Ахматовой Россия всегда была связана с народными традициями и православием, какие бы бесы ни пытались погубить душу родной страны. Стихотворение “Мне голос был. ” в первоначальной редакции имел две строфы, в которых кратко дана историческая зарисовка, очень важная для понимания смысла дальнейшего диалога:

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее, &#151

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. Нездешний голос зовет ее, предлагая покинуть грешную Россию. Но она решает остаться, принимая судьбу Родины как крестный путь.

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

По силе духовной, по мощи самоотречения этому стихотворению нет равных в русской поэзии! Надо признать, что Анна Ахматова совершила подвиг души и просто человеческий подвиг, оставшись в советской России в 1917 году. Ведь она как никто другой понимала суть событий. В другом стихотворении сборника “Подорожник” сказано:

А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.

В стихотворении 1922 года, вошедшем в сборник “Anno Domini”, Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто “бросил землю”. Бежавшие вызывают у Ахматовой жалость, а не презрение. В этом стихотворении повторяется формула “А здесь” и образ стихийного бедствия, охватившего родную землю:

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Стихотворение “Петроград” продолжает эту тему. Здесь А. Ахматова чувствует свою связь со всеми, кто остался на Родине, она уже не одинока. На помощь приходят и образы вечной книги. Вот перед нами строки стихотворения “Лотова жена” из цикла “Библейские стихи”:

Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Нетрудно догадаться, почему Ахматова сближает свою судьбу с участью жены Лота, не желавшей покинуть родной город даже тогда, когда родину постигла Божья кара. Эпитет “родной”, относящийся к Содому, душераздирающе точен. А “красные башни” уж не ассоциация ли с родными кремлевскими?

Сохраняя цельность души, принимая со смирением тяжкие испытания, Ахматова ощущает внутренний свет. И это настоящее чудо. Свет, например, должен воссиять в самом несчастном евангельском городе Капернауме, где так много было убогих и “нищих духом”, то есть смиренных.

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме “Requiem”, посвященной страданиям репрессирован страны. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини &#151 арест сына. Но голос ее сливается с голосами тысяч женщин-сестер, вдов репрессированных. И это второй план &#151 как расширение личной ситуации.

Ахматова говорит от лица своих “невольных подруг”. Она обращается к страницам истории России времен стрелецкого бунта, подобно тому как А. С. Пушкин в стихотворении “Какая ночь! Мороз трескучий. ” в картине кровавой казни, отнесенной к временам опричнины, оплачивал гибель декабристов. Евангельский сюжет “Распятия” расширяет рамки поэмы до общечеловеческого масштаба.

Поэма построена по образцу жанра реквиема, она содержит как бы хоровые и сольные партии, фрагментарность обусловлена сменой голосов воплениц. “Requiem” &#151 не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой, поэма истинно народна и по содержанию, и по форме. Фольклорные элементы используются для передачи трагедии всего народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихи, отражающие духовный настрой сражающейся России. Интимная лирика почти исчезает, стихотворения наполнены тревогой за судьбу Отечества. В цикл “Ветер войны” входят стихотворения, утверждающие силу, волю, мужество народа. И снова лирическая героиня Ахматовой &#151 мать, жена, сестра, провожающая русского солдата.

Заключительным аккордом звучит стихотворение “Родная земля”, В нем представлены разные значения слова “земля”. Это и грунт (“грязь”), и пыль (“хрустит на зубах”), но это и нравственная почва, и первоматерия (“ложимся в нее и становимся ей”). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится. В патриотизме Ахматовой нет ни тени гордыни.

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, &#151
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них &#151 связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”, &#151 скажет она потом.

Когда-то “сероглазый король” Николай Гумилев верил в то, что миром будут править поэты. Они и правят, только не миром, а тем царством, которое “не от мира сего”. Но никогда еще ни один пророк и ни один поэт не отрекался от своего языка и своего народа, несмотря на “разоренный дом”. “Я верна осталась/ Печальной родине моей”, &#151 писала Ахматова в 1935 году. Там же предсказала она нам “покаянные рубахи”, предписала, “нам со свечой идти и выть” (“Зачем вы отравили воду. “).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: