Сочинение Война – 9 и 11 класс ЕГЭ, рассуждение на военную тему

Война преступление или подвиг? готовое итоговое сочинение 2021-2022

ПОДЕЛИТЬСЯ

Война преступление или подвиг? 2 готовых итоговых сочинения 2021-2022 по литературе для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Данное сочинение подходит для направления преступление и Наказание – вечная тема.

Итоговое сочинение на тему война преступление или подвиг?

Сегодня принято возвышать войну и искать в ней красивые, героические и чуть ли не идиллические картины. Многие люди, которые даже в армии не служили, призывают молодежь вступать в милитаризованные движения и морально готовиться к вооруженному конфликту. Только вот настоящие ветераны не одобряют этого глянцевого видения кровопролитных событий. Они считают войну преступлением против человечества, позором, а не поводом для хвастовства. Это мнение подтверждают многочисленные примеры из литературы.

Одним из самых известных пацифистов в русской литературе по праву считается Л.Н. Толстой. Он был очевидцем и участником боевых действий, поэтому его суждениям можно доверять. В романе-эпопее «Война и мир» он писал: «Война … противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Этот вывод подтверждает опыт героя Андрея Болконского. Он был тщеславным человеком и хотел добиться признания, участвуя в вооруженном столкновении народов. На передовой он искал «свой Тулон», подражая Наполеону. Чтобы проявить себя, Болконский схватил древко упавшего знамени и повел солдат в атаку, когда они позорно отступали. Тогда у героя должно было быть ощущение подвига, со стороны так и выглядело, но что он чувствовал на самом деле? Тяжесть знамени, нелепость происходящего, кровь и грязь. Свое ранение он получил максимально нелепо: тупым ударом в голову. Толстой сознательно лишает героическую сцену красочности и зрелищности, чтобы мы увидели изнанку войны. Удар как будто отрезвил князя. Он понял, что Наполеон — самовлюбленное ничтожество, порождающее насилие и бедствия. Андрей больше не стал строить карьеру на трупах солдат и нашел себя на мирном поприще. Он понял, что вооруженное столкновение людей — это преступление, а не подвиг.

Л.Н. Толстой боролся с насилием и агрессией не только на страницах художественной литературы, но и в публицистике. В 1904 году началась русско-японская война, и знаменитый автор посвятил ей яркую и эмоциональную статью, призывающую людей прекратить бессмысленное кровопролитие, которое правительство называло «маленькой победоносной войной», а в результате уступило половину Сахалина. В статье «Одумайтесь» писатель аргументирует свою позицию следующим образом: борьба народов разоряет страны, отодвигает человечество назад и мешает развиваться, потому что все силы промышленности и все налоговые поступления уходят на оружие. Кроме того, он сделал акцент на физическом уничтожении лучших представителей враждующих сторон: «Убивая в войнах друг против друга физически лучших людей, будем всё более и более вырождаться и нравственно падать и развращаться». Нельзя не согласиться с этим убеждением, ведь масштабное кровопролитие сильно влияет на демографическую ситуацию. Лучшие из лучших гибнут, зато остаются те, кто дезертирует и равнодушно относится к своей стране. Все эти доводы позволяют сделать вывод о том, что война — это преступление против человечества.

Таким образом, популяризировать и приукрашивать войну может только глупец или преступник. Это ужасное преступление, которое губит наше будущее, лишает наших детей благоденствия и процветания. Только в мирное время мы можем победить глобальные проблемы и сделать мир лучше. А вот ссоры и распри разрушают и растрачивают все то, что мы нажили непосильным трудом. Все то, что должны унаследовать следующие поколения.

Пример сочинения №2

История человечества показывает нам множественное число примеров ведения войн народами, живущими в разных уголках планеты. Мир повидал развитие таких военных конфликтов, которые иногда носили однотипный характер, а иногда разгорались по причине стремления государства к расширению своей территории. Порой им свойственны были безрассудные черты и романтичные – стоит вспомнить факт падения Трои из-за красавицы Елены. Были среди завоевателей и мечтатели, грезящие миром и равноправием народов, такие, например, как Александр Македонский.

Иным была характерна меркантильность, так испанцами велась война за владение землей Америки ради приобретения статуса мировых господ и получения золота.

Подобным грешили предводители, начавшие Великую Отечественную войну. Небывалое число преступлений совершил Гитлер, неутолимо желающий господствовать над всеми мировыми государствами, по причине стремления к торжеству арийской расы, порабощению или полному истреблению других народов.

Читайте также:
Мне голос был - анализ, лирическая героиня, жанр произведения

Хотя стоит задуматься над тем, всегда ли война есть одним только преступлением? В действительности на войне отсутствуют проигравшие или победители, так как во время её ведения страдают обе стороны. Не всегда люди, следующие за тираном, невиновны, ведь они прекрасно осознают неправильность собственных поступков, но при этом на преступление всё – же идут. Убийство людей во имя приобретения богатства или из-за желания возместить злобу на ком-то никогда не должно быть прощённым.

Только у смелых хватает силы духа на то, чтобы противостоять внешнему давлению, и не идти воевать. Такие люди должны пережить достойно давление общественного мнения, то есть, мнение толпы. Хотя права выбора не существует у тех, кто должен воевать на стороне защищающихся от нападавших, поэтому они вынуждено идут на войну и убивают, иначе будут убиты их жены, матери и дети. Им приходится принимать участие в сражениях во имя защиты своего Отечества и народа. Поэтому они становятся в глазах собственного народа героями, совершая подвиг и рискуя жизнью ради защиты общества.

Сочинения о войне

Сочинения по теме – “Про войну”

Война… Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Это злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.

Смертию смерть поправ. Писание Борис Львович Васильев — участник войны, очевидец страшного и героического времени, поэтому его произведения не оставляют читателей равнодушными. Повесть «В списках не значился» является одной из лучших в творчестве писателя. Она рассказывает о самых первых и драматических месяцах войны, но вместе с тем и о героическом времени, высветившем лучшие черты советского человека: стойкость, патриотизм, верность долгу, желание до последнего служить Родине.

Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война, получившая многогранное отражение в литературе 50 — 70-х годов. Концепция человека, как она утверждается литературой, с наибольшей убедительностью раскрывается в произведениях о Великой Отечественной войне.

Вместе с весной пришла на многострадальную землю долгожданная Победа. Слезами радости встретили ее бойцы Великой Отечественной, так же встречаем этот день и мы, их потомки. Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему. Сейчас все чаще и чаще звучат слова, что надо считать героями всех воевавших. А сами они, участники тех событий, более сдержанно оценивают свои действия.

Прошло много лет с того дня — первого дня Великой Отечественной Войны. И его никто никогда не сможет забыть. Ведь память войны стала нравственной памятью, вновь возвращающей к героизму и мужеству солдат. Именно память не позволяет опускаться ниже той нравственной отметки, которой помечены горькие и героические годы, продолжает свято и неотступно жить в сердце каждого человека.

Наши деды и бабушки в далёком 1941 году лишились спокойной и счастливой юности, предоставив многим последующим поколениям такую возможность. Поэтому мы , новое поколение ,никогда не должны забывать о ветеранах. Мы должны быть благодарны им за мирное небо и яркое солнце. Надо по возможности помогать им, вспоминать о них и приглашать на встречи.

Новые материалы

Cочинение на тему “Внутренний мир человека”

Cочинение на тему “Один день летних каникул”

Сочинение на тему «Уроки доброты» по рассказу «Уроки французского» Валентина Распутина

В каком случае возникает конфликт человека с самим собой?

Сочинение на тему “Интересная встреча”

Сочинения

Категории

  • Хобби
  • Времена года
  • О семье
  • Человек
  • Про школу
  • Про каникулы
  • О животных
  • По картине
  • На английском
  • О профессии
  • Анализ стихотворения
  • О войне

Подготовка к итоговому сочинению

Итоговое сочинение

  • Аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»
  • Аргументы по направлению “Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?”
  • Направления итогового сочинения 2021-2022
  • Примеры итогового сочинения по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  • Примеры итогового сочинения по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  • Примеры итогового сочинения по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»

Готовые сочинения

  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
  • Народ и Родина в лирике М.Ю.Лермонтова.
  • Сатира на чиновничество в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Личность Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Читайте также:
Сочинение на тему: «Что такое целеустремленность» ✒ значение слова, рассуждения о качестве человека,примеры в жизни, аргументы из литературы

  • Мое хобби – играть в шахматы.
  • Мое хобби — теннис и плавание
  • Мое хобби-рисование

  • Мое любимое животное
  • Белочка
  • Шиншилла
  • Белый кролик

Наша группа вконтакте

2016-2021 © Блог по подготовке к Государственным экзаменам и примеров школьных сочинений SochinenieNa5.ru При копировании материалов на другие сайты ссылка на первоисточник обязательна.

Сочинение-рассуждение для ЕГЭ на тему «Что такое война»

Ученикам разных классов предлагают написать сочинение «Что такое война». Нередко такое задание встречается на ЕГЭ. Учащемуся необходимо раскрыть понятие и перечислить аргументы, взятые из произведений. Также он может написать реальную историю, которую рассказывали в семье. Именно о жизни родных в этот непростой период необходимо начать свое рассуждение.

  1. Определение и аргументы из литературы
  2. Эссе о Великой Отечественной войне
  3. Рассуждение по теме

Определение и аргументы из литературы

Значение слова «война» включает в себя несколько негативных эмоций. Этот термин всегда сводится к боли, страху, порабощению. Люди, которые начинают военные действия, ставят перед собой единственную цель — больше власти.

Боевые действия на планете велись всегда, поэтому в сочинение на тему «Война» следует включить описания различных сражений, подчеркнуть доблесть и мужество воинов. Показать жестокость и бесчеловечность можно, сославшись на литературные произведения:

  1. «А зори здесь тихие». Главными героинями являются девушки, которым пришлось испытать жестокость военных лет. Женщины сражались за собственное существование, свободу страны и светлое будущее своих детей. Им довелось умереть, чтобы жили остальные.
  2. «Тихий Дон». В романе описывается период революции, когда врагами становились даже члены одной семьи. Автор показывает, что на войне нет места светлым чувствам, любви, спокойствию. Каждый защищает себя любой ценой.

Писатели неоднократно высказывали негативное мнение о таких событиях. Человек не сможет стать счастливым, если постоянно будет жить в страхе за свою жизнь. Своими произведениями авторы хотели показать, что боевые действия на планете стоит прекратить и не начинать новые.

Эссе о Великой Отечественной войне

Советский народ знает, что такое война, голод, терзания, страх. Россия неоднократно была втянута в разные войны, но никогда не начинала их первая. Великой памятью для нас являются события ВОВ 1941—1945 гг. Эта дата выкована в сердцах всех граждан страны.

Ежегодно 9 Мая мы вспоминаем погибших на полях сражения, а также ветеранов, которых осталось немного. Благодаря их подвигу, сплочённости и вере удалось отстоять рубежи огромной страны. Этот подвиг достоин уважения и памяти.

Знать, помнить и передавать историю — долг, который должны исполнять все поколения, живущие на территории страны. Наши деды умывались кровью, стояли до последнего патрона в Волгограде, защищали Москву, освобождали Европу.

Не нужно кричать на каждом углу о том, что мы сможем повторить. Давайте скажем, что мы сможем сохранить мир и память, чтобы передать их своим детям и внукам.

Рассуждение по теме

Сочинение про войну наталкивает на мысль о человеческом разуме. Присутствует ли он? Люди воевали тысячелетиями, доказывая своё превосходство. При этом их не заботило, сколько судеб они калечили и отнимали жизней. В этом заключается бесчеловечность их поступков.

Военные события являются катастрофой общечеловеческого масштаба. Некоторым кажется, что это единственный удерживающий и устрашающий способ, который помогает решить любой вопрос. Людям дали мозг, но пользоваться им не научили, поэтому они применяют физическую составляющую для урегулирования конфликтов:

  • религиозных;
  • межнациональных;
  • политических;
  • экономических.

Современное общество продолжает воевать. Конечно, способы веде́ния боя сегодня усовершенствованы. Страны разработали новые орудия, которые приведут к гибели противника и их самих. Понимая это, они подписывают мировые соглашения о прекращении испытаний ядерного оружия, недопущении его использования. Страх собственного уничтожения заставляет договариваться между собой. Но делается это только с сильным соперником, который не уступает в мощи, с остальными используется старый сценарий.

Война XXI века — это один из видов зарабатывания денег. Современные люди не участвуют массово в сражениях. Государства, которые ведут боевые действия, покупают орудие у развитых и сильных партнёров.

Разновидностью является экономическая война, в которую вступила Россия. Причиной являются события 2014 года, после которых несколько европейских государств ввели экономические санкции. Наше государство ответило похожими действиями. В итоге пострадали обычные граждане.

Читайте также:
Антитеза - определение, значение слова, виды, роль в русском языке

В качестве вывода хотелось сказать, что война — это всегда жестокость и регресс. Военные действия не дают государству качественно развиваться и только сеют панику.

Образ и характеристика Собакевича — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

В поэме Николая Васильевича Гоголя представлены типы русских помещиков эпохи, современной писателю. Образ Собакевича — один из основных образов в этом произведении.

Портрет: описание внешности, речевая характеристика

Автор отмечает, что Чичикову Собакевич показался похожим на медведя средней величины. Даже в его одежде преобладали коричневые цвета, фрак был «совершенно медвежьего цвета», рукава его были длинны. Длинными были и панталоны. Ходил этот помещик косолапо, постоянно наступая на чужие ноги. Сапоги этого персонажа отличались исполинским размером.

Его сходство с медведем подчёркивало то, что он был неуклюж, а на лице его не видно было никаких эмоций (на медвежьей морде тоже не бывает видно настроения и намерений этого зверя). Голову он держал немного наклонённой, шеей не ворочал. Цвет лица у него был «калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке». Черты лица Собакевича грубые. Лицо было круглое и широкое, как молдаванские тыквы, из которых делают балалайки.

Интересно, что облик жены Собакевича Феодулии Ивановны совершенно противоположен облику мужа: лицо у неё было узкое, длинное, голову она держала прямо.

Речь Собакевича была отрывистой и краткой. На вечере у губернатора Манилов пригласил Чичикова приехать к нему в деревню, Собакевич тоже кратко сказал: «И ко мне прошу». Приехавшему к нему Чичикову он отрывисто сказал: «Прошу!» — и повел в дом. Но при торге этот человек становится довольно многоречивым. Разговор идёт о деньгах, поэтому он старается говорить убедительно и экспрессивно (почти после каждого его предложение автором поставлен восклицательный знак).

Значение фамилии, имени

Собакевича звали Михаил Семёнович. Дав ему такое имя, автор подчёркивает схожесть этого человека с медведем. Фамилия «Собакевич», напоминающая о животном мире, тоже дана персонажу неспроста — ведь в нём преобладает животное начало, а духовные запросы отсутствуют. «Казалось, в этом теле совсем не было души», — замечает автор.

Описание усадьбы

Деревня Собакевича была большой. Между двумя лесами, сосновым и берёзовым, стоял господский деревянный лом с мезонином. Было заметно, что зодчий при постройке дома хотел, чтобы всё в нём было симметрично, но хозяин сделал так, чтобы было удобно ему: окна на одной стороне велел заколотить и на их месте провертеть одно оконце, вероятно, для тёмного чулана. Фронтон был не посреди дома, так как хозяин велел одну колонну сбоку убрать, и вместо четырёх колонн осталось лишь три. Двор окружала очень толстая деревянная решётка. Сараи и кухни были построены из полновесных брёвен. Видно было, что помещик очень заботился о прочности. Избы мужиков тоже были срублены из толстых брёвен, а колодец обделан был в очень крепкий дуб.

Деревня, дом, усадьба Собакевича — всё это было «в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Мебель в доме тоже была неуклюжей, но прочной и имела сходство с хозяином. Каждый предмет, казалось, сообщал, что он тоже Собакевич.

На обед в этом доме подавали большие, очень сытные блюда. После такого угощения гость еле вставал из-за стола, а хозяин обедал так каждый день. «У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» — говорит Собакевич. Чичикова он угощал щами, няней (блюдом из начинённого всякой всячиной бараньего желудка), бараньим боком, ватрушками, которые были больше тарелки, громадным индюком и т. п.

Характер

Собакевич — рачительный хозяин, он любит, чтобы всё в хозяйстве было прочно, практично, а внешний вид его не волнует. Всего у него вдоволь, деревня большая. Крестьяне его в своих крепких избах живут, наверно, не бедно.

Этот помещик не видит пользы в просвещении: «Толкуют: просвещенье, просвещенье, а просвещенье — фук!» Обо всех людях он самого плохого мнения, но Чичиков на вечере у губернатора ему понравился, и он пригласил его приехать к нему в деревню. Жене Собакевич сказал, что познакомился с Павлом Ивановичем Чичиковым, «преприятным человеком». Когда тот приехал к Собакевичу, речь зашла о городских чиновниках, хозяин всех их обругал, включая губернатора, которого назвал первым разбойником в мире. В конце этого разговора он подвёл итог: «Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

Казалось бы, смысл жизни Собакевича состоит в том, чтобы поплотнее набить желудок, но автор показывает, что за его тяжеловесностью, неповоротливостью скрывается опасный и умный хищник. Это особый тип помещика-кулака, который легко может вписаться в новые условия того времени, когда Россия встала на путь капиталистического развития. Собакевич обладает быстрым, расчётливым, цепким умом. Он очень упрям, упорен, когда речь идёт о его выгоде. У него нет духовных запросов, его жизненные цели состоят в деньгах, которые дают ему благосостояние.

Читайте также:
Краткие вредные советы - читать книжку онлайн за несколько минут

Отношение Собакевича к предложению Чичикова

После того, как Чичиков предложил Собакевичу купить мёртвые души, то есть крестьян, которые умерли, но ещё числились в ревизских списках, у этого помещика проявились:

  • практический ум и хватка;
  • сметка;
  • мошенническая хитрость;
  • прижимистость;
  • упрямство.

В ответ на своё предложение назначить цену на умершие души Чичиков услышал фантастическую сумму: «по сту рублей за штуку!» Собакевич сразу понял сущность мошеннической сделки и начал вести торг, расхваливая души, которые собрался продать. Он с увлечением говорил, например, о мастерстве каретника Михеева и плотника Степана Пробки. Чичиков, пытаясь сбить цену, напомнил: «Ведь предмет просто фу-фу. Что он стоит? Кому он нужен?» Собакевич на это заметил: «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен». Его совсем не смущает аморальность необычной сделки. Торг был длинный. Сначала Чичиков сказал, что не может дать больше восьми гривен за душу, но в результате согласился купить за два с полтиной (за 2,5 рубля).

Отношение Чичикова к Собакевичу

Чичиков определил облик Собакевича такими словами: «Медведь! совершенный медведь!» Когда тот начал торг, Чичиков понял, что перед ним опасный хищник, серьёзный враг, что его нужно опасаться, поэтому принял правила игры и стал торговаться. Видя упорство Собакевича в торге, Чичиков подумал о нём: «Экой кулак!» Когда Чичиков дал Собакевичу деньги, тот заметил одну немного разорванную ассигнацию: «Бумажка-то старенькая!» Чичиков подумал: «Кулак, кулак! Да ещё и бестия в придачу!» Он был очень недоволен поведением Собакевича, считал, что тот поступил, как чужой, «за дрянь взял деньги», а ведь они знакомы, виделись у губернатора.

Заключение

Образ Собакевича — это образ одного из характерных типов русских помещиков, которому присуща деловая хватка и расторопность, практический ум. Но автор пишет о Собакевиче: «Казалось, в этом теле совсем не было души…» Гоголь сомневается, что такой человек может возродиться к духовной жизни: «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь».

Характеристика образа Собакевича, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Отношение Собакевича к Чичикову в поэме Гоголя «Мертвые души»

Гоголь в поэме «Мертвые души» отобразил в своих персонажах собирательные образы конкретных сословий. Отдельного внимания заслуживает отношение Собакевича к Чичикову. Павел Иванович как главный персонаж произведения хорошо раскрыт автором: щеголь, махинатор, который легко находит подход к людям. Образ Собакевича противоречив, вызывает то положительные эмоции, то негодование. Их отношение друг к другу лучше всего показано в сцене покупки мертвых душ Чичиковым.

  1. Взгляды и убеждения героев
  2. Торги между персонажами
  3. Отличия и сходства

Взгляды и убеждения героев

На первый взгляд кажется, что Чичиков и Собакевич — критически разные фигуры. Разнятся не только их манеры и внешность, но и особенности отношения к окружающим и к жизни в целом. При этом Гоголь до конца не описывает внешность «приезжего гостя». Павел Иванович не толст и не худ, не стар и не молод, не красавец, но и не дурен внешностью. Конечный образ автор оставляет на размышления читателей. Основными чертами поведения Чичикова можно назвать следующие:

  • целеустремленность и сила духа;
  • изворотливость;
  • учтивость и умение вести светские беседы;
  • настойчивость;
  • изобретательность и предприимчивость.

Все эти качества могли сделать из Чичикова ответственного чиновника, положительного героя. Но Гоголь сразу говорит, что Павел Иванович хитрый подлец, мошенник и заправский обманщик. Он вежлив и учтив на обеде у губернатора, показывает себя с лучшей стороны, при этом обходя неудобные вопросы и практически ничего о себе не рассказывая.

Для Чичикова окружающие — это лишь способ нажиться. Он в каждом своем поступке старается видеть выгоду, находит слабые стороны людей и умело манипулирует ими.

Михаил Семенович Собакевич описывается в пятой главе поэмы. На фоне Чичикова он выглядит сельским простаком. Его говорящая фамилия должна указывать на ум и тонкое чутье, как у собаки. Но изначально автор представляет его как неповоротливого медведя, слегка глуповатого и недовольного всем на свете помещика. Лишь с раскрытием образа персонажа читатель понимает, насколько глубокий и противоречивый характер у Собакевича. Он всех подряд считает лгунами и мошенниками. При этом Михаил Семенович не сторонится людей намеренно, его двери открыты, он всегда показывает себя гостеприимным хозяином.

Читайте также:
Психологический портрет Печорина - стороны героя в произведении

Собакевич не любит лишних трат по хозяйству, но не экономит на гостях и своих крестьянах. Он не боится тяжелого труда, работы руками, даже считает это делом достойным и правильным. Его крепостные всегда накормлены, одеты, живут в хороших условиях. Персонаж прямо говорит, что мужик должен быть сытым и довольным, только тогда работа сладится. Светские разговоры, лишнюю болтовню Собакевич не приемлет. Ему тяжело разговаривать на разные темы, среди которых:

  • зарубежная кухня (лягушачьи лапки);
  • искусство и культура;
  • западная медицина (немецкие врачи);
  • политика.

Герой плохо относится к любым нововведениям, уверен, что стабильность — лучшая награда за хороший труд. Именно поэтому сложно представить, какую реакцию вызовет у него предложение Чичикова пойти в обход закона и продать ему «мертвые души» — несуществующих крестьян. Разговор между Чичиковым и Собакевичем на обеде в доме помещика получается очень интересным.

Торги между персонажами

Именно во время диалога на обеде в доме Михаила Семеновича и раскрывается полностью отношение Собакевича к предложению Чичикова. Бывший чиновник издалека подходит к делу, сравнивает государство с Римской монархией, заводит разговор о ревизских сказках. Ему кажется, что запутать простоватого Собакевича будет несложно, с ним легко играть, труднее заставить его пойти против закона.

Для Павла Ивановича, как и для читателей, стало откровением то, что речь Собакевича о сделке началась раньше самого предложения Чичикова. Мошенник еще не успел подойти к развязке и основному своему торговому вопросу, а помещик уже понимал, в чем дело. При этом ни удивления, ни возмущения от Михаила Семеновича не было. Он спокоен, расчетлив и бережлив. Чичиков моментально потерял былую уверенность и прыткость в словах, когда услышал, какую цену запросил помещик за каждую душу. Он обомлел и даже вспылил, после чего начались продолжительные торги.

На моменте, когда цена была оговорена, и настала пора приступать к описи умерших крестьян, Гоголь вновь показывает, что к Собакевичу (в отличие, например, от Плюшкина) нельзя относиться сугубо отрицательно, хоть он так легко и уверенно решил продавать крестьян.

Чичиков мечтал получить «мертвые души» по дарственной или за символическую плату, но для помещика любой крепостной, даже умерший — настоящая личность со своим характером.

Даже сейчас он описывает всех в деталях, помнит и уважает своих рабочих. Его отношение к крепостным прослеживается с самого первого упоминания о Собакевиче и до конца сделки:

  1. Каретник Михеев — лучше любых московских работников, «сам и обобьет, и лаком покроет».
  2. Плотник Степан Пробка — сильный, выносливый и работящий: «Я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика».
  3. Кирпичник Милушки «мог поставить печь в каком угодно доме».
  4. Торговец Еремей Сорокоплехин — гордость Собакевича: «Одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ!».

Неизвестно, сколько всего продал душ Михаил Семенович Чичикову. Но их могло быть и более 40, если судить по сумме сделки. И хотя оба этих героя обманщики и мошенники, Собакевич выглядит на фоне Чичикова человечнее.

Да, он хочет нажиться на купле, активно торгуется. Но это скорее черта характера бережливого и разумного человека, а не изворотливого и подлого. Видно, с каким вниманием и заботой он подходит к описанию каждого проданного умершего крестьянина, знает цену и уверен, что оно того стоит — «дешевле нигде не купите такого хорошего народа».

Отличия и сходства

Гоголь проводит параллели между всеми героями в поэме. Сначала Собакевич и Чичиков — два кардинально разных персонажа с уникальными взглядами на жизнь и окружающих. Но прослеживается связь между ними — выгоду любит каждый, никто из мужчин не согласен отдавать свое просто так. Они расчетливы и умны, проводят анализ действий. Собакевич не показывает свой истинный характер, как и Чичиков, не допускает в свое личное пространство людей. В конце же сделки читатель понимает, что оба персонажа мошенники.

Читайте также:
«Критики» 📚 краткое содержание рассказа В.М. Шукшина для читательского дневника, анализ, главные герои произведения, основной смысл и тема

Но можно ли столь же критично относиться к Собакевичу, как к Чичикову? У этого героя проявляется душевность, тяга к вере, желание приносить добро. Его роль неоднозначна, несмотря на всю простоту русского характера. Даже совершая опасную сделку по продаже, Михаил Семенович выглядит человечным, для него мертвые души — не балласт, а люди. Именно этим и отличаются два героя в поэме Н. В. Гоголя.

Чичиков у Собакевича (Отношение Чичикова к Собакевичу) в поэме Мертвые души

После приезда в город N Павел Иванович Чичиков нанес визиты всем высокопоставленным лицам города. После таких знакомств Чичикова стали приглашать на званые обеды и ужины. На одном из таких вечеров у губернатора Чичиков познакомился с помещиком Собакевичем, который также его пригласил к себе в поместье. Чичиков таким предложением воспользовался и отправился в деревню, где жил Собакевич.

Когда Чичиков приехал в поместье, его встретил слуга и проводил в дом, где навстречу вышел сам хозяин. Пока они шли в дом, Чичиков сравнил хозяина с медведем, потому что он был таким же большим и также неуклюже шел, наступая всем на ноги. Пока Чичиков был в гостях у Собакевича, он не один раз подумывал о том, что хозяин дома похож на медведя, к тому звать его Михаил. Оглядывая гостиную и громоздкую мебель, Чичиков думал, что обстановка в доме как будто говорит о том, что все похоже на Собакевича, который в это время пригласил гостя к столу.

Во время скромного, но вкусного и сытого обеда, Павел Иванович старался выяснить отношение Собакевича к губернатору, полицейместеру и прочим помещикам. Однако хозяин дома обо всех отзывался совсем не лестно, он вообще не любил ни о ком говорить хорошо. Что было отмечено Чичиковым. После обеда супруга Собакевича, которая вместе с ними обедала, ушла к себе в комнату, что дало Чичикову возможность поговорить о деле, по которому он сюда приехал. Как только разговор зашел о покупке мертвых душ, Собакевич сразу же сказал о цене в сто рублей за душу. Такая цена очень удивила Чичикова, он даже подумал что ослышался. Его очень удивил такой напор хозяина дома, после чего он начал торговаться. Во время торгов Собакевич расхваливал своих умерших крестьян, как если бы они были живые, что очень не понравилось Чичикову, который даже подумал, что хозяин держит его за дурака. Во время такого разговора Чичиков не один раз называл Собакевича кулаком.

После визита к Собакевичу Чичиков остался им очень недоволен, особенно тем, что они знакомы между собой, но при этом Собакевич, не стесняясь, запросил деньги, хотя другие готовы даже бесплатно отдать души.

2 вариант

У разных персонажей произведения складывается особое свое мнение о Чичикове. Мнение Собакевича отлично просматривается в сцене с торгами. Собакевич отлично понимает, что их сделка – обман, но желание заработать стоит выше данного понимания.

Чичиков же не понимает, как ему реагировать на Собакевича. Чичиков пытается быть приветливым и открытым, но его это вообще не впечатляет. Он остается таким же холодным и скупым на слова. Показывает все свое пренебрежительное отношение к новому человеку в его поместье. Он прекрасно понимает, что Чичиков скоро уедет и не видит смысла оказывать ему какие-то особые почести.

Гостеприимный ли он человек?

Собакевич не изменяет своим ежедневным процедурам ради нового гостя. Но при этом он оказывает ему хороший прием. Кормит его своими самыми лучшими блюдами и показывает себя с самой лучшей хозяйской стороны.

Мошеннические схемы

Собакевич считает всех вокруг мошенниками. Он не стесняется в выражениях. Больше всего от него достается Плюшину, которого он считает скупым и несносным человеком, переморившим голодом всех своих крепостных. Но автор подводит нас к другому выводу, что настоящими мошенниками здесь являются как раз Собакевич и Чичиков.

Покупка усопших

Чичиков, приехав к Собакевичу, не стал тянуть и завел разговор о мертвых душах. Но Собакевич, не дослушав его, обрывает монолог и заводит уже свой разговор. Его цель – доказать Чичикову, что он сильнее его.

Читайте также:
Стихи на новый год смешные: подборка лучших и весёлых стихотворений

Чичиков приехал с одним намерением, за бесценок получить множество мертвых душ, но Собакевич начинает торговаться с ним. Чичиков опешил от первоначальной цены Собакевича, он не понимает, как ему быть. Приходится и ему вступить в торги, дабы максимально сбить цену покупки.

Собакевич очень умело торгуется с Чичиковым, но цена за каждую душу непомерно скачет. От ста рублей до одного за несколько минут и наоборот. Оба не хотят останавливаться и торгуются за каждую душу до последнего.

Собакевич очень ярко описывает каждого своего мертвого крепостного. В ход идут его характер, род деятельности, семейное положение и многое другое, тем самым он пытается поднять стоимость каждого крестьянина в глазах Чичикова. Когда же Чичиков пытается вернуть назад Собакевича говоря , что они все уже мертвы и эти качества ничего не значит, то Собакевич просто не соглашается ведь у всех их есть добавленная ценность за которую следует доплатить.

В итоге Чичикову приходится отказаться от такой невыгодной для него самого сделки. После этого Собакевич уступает и резко снижает стоимость.

Собакевич же использует стратегию кнута и пряника. Как только он получает заветные деньги от Чичикова и сделка завершена, то сразу же становится добрым и гостеприимным хозяином, которым он был в начале.

Также читают:

Картинка к сочинению Отношение Чичикова к Собакевичу

Популярные сегодня темы

Рассказ «О любви» – часть трилогии Чехова, рассказывающей о «футлярных» людях. И пусть главный герой этого рассказа Алехин не столь очевидно похож на Беликова с его «как бы чего не вышло», тем не менее

Семья, описанная Горьким, представляет собой собрание всего негативного, что он увидел в русской дореволюционной жизни.

У каждого человека есть какое-то любимое дикое животное, близкое ему по поведению, по состоянию души. Для меня самым любимым зверем является лев

Рабочий Андрей Ерин, работающий в малярной мастерской, осмелился поведать своей благоверной по имени Зоя, что утерял деньги, а именно 120 рублей. Его супруга хотела купить на данные финансы курточки своим детям

Когда я была маленькой, моим верным спутником был небольшой плюшевый пингвин. Его появление на игрушечной полке не является каким-то мистическим и загадочным. Ребенок оказался в нужное время и нужном месте

Отношения помещика Собакевича и Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

После приезда в город N Павел Иванович Чичиков нанес визиты всем высокопоставленным лицам города. После таких знакомств Чичикова стали приглашать на званые обеды и ужины. На одном из таких вечеров у губернатора Чичиков познакомился с помещиком Собакевичем, который также его пригласил к себе в поместье. Чичиков таким предложением воспользовался и отправился в деревню, где жил Собакевич.

Когда Чичиков приехал в поместье, его встретил слуга и проводил в дом, где навстречу вышел сам хозяин. Пока они шли в дом, Чичиков сравнил хозяина с медведем, потому что он был таким же большим и также неуклюже шел, наступая всем на ноги. Пока Чичиков был в гостях у Собакевича, он не один раз подумывал о том, что хозяин дома похож на медведя, к тому звать его Михаил. Оглядывая гостиную и громоздкую мебель, Чичиков думал, что обстановка в доме как будто говорит о том, что все похоже на Собакевича, который в это время пригласил гостя к столу.

Во время скромного, но вкусного и сытого обеда, Павел Иванович старался выяснить отношение Собакевича к губернатору, полицейместеру и прочим помещикам. Однако хозяин дома обо всех отзывался совсем не лестно, он вообще не любил ни о ком говорить хорошо. Что было отмечено Чичиковым. После обеда супруга Собакевича, которая вместе с ними обедала, ушла к себе в комнату, что дало Чичикову возможность поговорить о деле, по которому он сюда приехал. Как только разговор зашел о покупке мертвых душ, Собакевич сразу же сказал о цене в сто рублей за душу. Такая цена очень удивила Чичикова, он даже подумал что ослышался. Его очень удивил такой напор хозяина дома, после чего он начал торговаться. Во время торгов Собакевич расхваливал своих умерших крестьян, как если бы они были живые, что очень не понравилось Чичикову, который даже подумал, что хозяин держит его за дурака. Во время такого разговора Чичиков не один раз называл Собакевича кулаком.

Читайте также:
Рудин - краткое содержание романа Тургенева, история создания

После визита к Собакевичу Чичиков остался им очень недоволен, особенно тем, что они знакомы между собой, но при этом Собакевич, не стесняясь, запросил деньги, хотя другие готовы даже бесплатно отдать души.

Характеристика внешности Собакевича

На примере Собакевича Гоголь дает описание типичного представителя боярского сословия, проживающего в русской глубинке. Михаил Семенович (близкие звали его Семенычем) уже перешагнул 40-летний рубеж, но при этом отличался крепким здоровьем, что несколько пугало его самого. Автор заявляет, что природа не особенно трудилась над созданием этого индивидуума. Всем своим видом и повадками Собакевич напоминал медведя. Его отличали:

  • грубые черты лица, будто сделанные топором;
  • крепкая приземистая фигура;
  • толстая неповоротливая шея;
  • тяжелая походка;
  • взгляд исподлобья.

Даже в выборе одежде Семеныч отличался «медвежьим вкусом». Его фраки и камзолы были пошиты из ткани коричневого цвета, при этом рукава верхней одежды и панталоны были ему неизменно длинны.

Цвет лица героя автор сравнивает с каленым медным пятаком. Физиономия Собакевича никогда не выражала эмоций, при этом сам он оказывал на окружающих устрашающее впечатление.

Поведение и манеры помещика

Судя по описанию автором героев произведения, его отношение к этому сборищу людей сугубо негативное. Все основные персонажи поэмы предстают перед читателем в неприглядном образе. Например:

  • Ноздрев — сумасброд и скандалист;
  • Манилов — бездарь и бездельник;
  • Плюшкин — прижимистый скряга;
  • Коробочка — упрямая и глупая старуха.

Не стал исключением и Собакевич. Его говорящая фамилия вызывает у читателей ассоциации с цепной собакой. Помещик не отличается изысканными манерами, но при этом может вести себя по-разному. Иногда он угрюм и зол. В другое время Семеныч бывает красноречивым и прытким человеком. Речь Собакевича напориста и убедительна, особенно когда он действует в своих интересах. Помещик дорожит своим хозяйством и умеет с ним управляться, способен выгодно покупать и продавать любой товар.

Людей Михаил Семенович не любит и дает им только нелестные оценки. При попытке продать Чичикову «мертвых душ» Собакевич обнаруживает изворотливость и хитрость, пытаясь провернуть сделку с наибольшей для себя выгодой. Поведение Семеныча не меняется даже во время общения с собственной женой. Главная забота барыни — накормить своего супруга. Однако даже после сытного обеда помещик не проявляет ни к кому дружелюбия и снисходительности.

По натуре Собакевич — закоренелый консерватор, он не признает никаких новшеств, учебу считает пустой тратой времени. По его мнению, в прежние времена все было лучше, чем теперь: люди в прошлом отличались крепким здоровьем, а свиньи и коровы быстрее наращивали вес.

Михаил Семенович настороженно относится по всему иностранному, презирает либерализм и прогрессивные идеи.

Сочинение на тему чичиков в гостях у собакевича

Талант изображения человека через бытовое его окружение достигает у Гоголя торжества в рассказе о встрече Чичикова с Собакевичем. Этот помещик не витает в облаках, он обеими ногами стоит на земле, ко всему относясь с черствой и трезвой практичностью. Основательность и крепость отличают все в имении Собакевича: «Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Все было «упористо, без пошатки, в какомто крепком и неуклюжем порядке». Основательность сопровождается тут замечательной безвкусицей и уродством. Дом Собакевича напоминает казарму, какие строят «для военных поселений и немецких колонистов». Видно, что при его постройке зодчий спорил с хозяином. Зодчий хотел симметрии, а хозяин порядка. Вышло чтото несуразное и неуклюжее: хозяин «заколотил на одной сторон е все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое… Фронтон тоже никак не пришелся посереди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три». О характере Собакевича говорит и внутреннее убранство дома. В гостиной висят картины с изображением греческих полководцев; все эти герои были «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». Рядом с полководцами разместилась «греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные». Мебель в комнатах прочна, неуклюжа и сходна с хозяином: пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах — совершенный медведь. «Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича!» Над отделкою таких людей, как Собакевич, природа долго не мудрила, не применяла тонких инструментов, а рубила со всего плеча: «Хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Получился человек, похожий на средней величины медведя, во фраке медвежьего цвета, шагающий вкривь и вкось и наступающий постоянно на чужие ноги. В довершение сходства даже звали его Михайлом Семеновичем. «Казалось, в этом теле совсем не было души или она у него была, но вовсе не там, где следует, а как у бессмертного Кощея гдето за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». Неуемное насыщение является смыслом существования Собакевича: «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует». И «мера» его «души» на этот счет безмерна. На завтраке у полицмейстера Собакевич наметил для себя гигантского осетра и «в четверть час# с небольшим доехал его всего». Когда хозяин и гости вспомнили об этом «произведении природы», от него остался один хвост, «а Собакевич пришипился так, как будто и не он, и, подошедши к тарелке, которая была подальше прочих, тыкал вилкою в какуюто сушеную маленькую рыбку. Отделавши осетра, он сел в кресла и уж более не ел, не пил, а только жмурил и хлопал глазами». «Душа» его впала в блаженное оцепенение. Противник «высоких материй», Собакевич обо всем, что не связано с его практическим интересом, судит е топорной прямолинейностью. Просвещение — вредная выдумка. Люди все — воры и разбойники: «Я знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». В своих пределах Собакевич умен. Без труда он угадывает хитрый замысел Чичикова и вступает с ним в торговлю. Тутто и обнаруживается вдруг странный парадокс, неожиданный штрих в характере Собакевича. На него ведь был уже «тонкий» намек при описании картин в гостиной: «Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках». Вспомним тощенькую супругу у толстого Собакевича! В узком деле торговли и корыстного интереса прорывается какойто намек на его проницательность и даже на поэтический талант. Торгуясь с Чичиковым, он забывает, каким «товаром» владеет, и расписывает достоинства мертвых, как живых. «Да чего вы скупитесь? — сказал Собакевич.— Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какойнибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час,— прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет. А Пробка Степан… Максим Телятников… А Еремей Скороплехин!» и т. д. Поэтическая тирада Собакевича — целая поэма о силе, таланте и сметливости русского народа. И неспроста она приводит Чичикова в изумление: в этом медведе, закоренелом мизантропе и черством кулаке вдруг откуда ни возьмись обнаруживается и «сила речи», и живость воображения, и «дар слова». Выходит, что Собакевич — «родня» Чичикову не только по скупости и деловой хватке, но и по русскому «пересолу», на пределе которого обнаруживаются в искаженной и помраченной душе возможности ее выпрямления и возрождения. Ведь и Чичиков так же срывается, как Собакевич. Вспомним, например, «странное» распоряжение, которое «зарапортовавшийся» Чичиков отдает Селифану, забывая, какой «товар» он приобрел: «собрать всех вновь переселившихся мужичков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку». Точно так же «зарапортовался» в разговоре с председателем гражданской палаты и Собакевич, подтверждая правоту русской пословицы «На всякого мудреца довольно простоты». «Да что ж вы не скажете Ивану Григорьевичу,— отозвался Собакевич,— что такое именно вы приобрели; а вы, Иван Григорьевич, что вы не спросите, какое приобретение они сделали? Ведь какой народ! просто золото. Ведь я им продал и каретника Михеева».— «Нет, будто и Михеева продали? — сказал председатель.— Я знаю каретника Михеева: славный мастер; он мне дрожки переделал. Только позвольте, как же… Ведь вы мне сказывали, что он умер…» — «Кто, Михеев умер? — сказал Собакевич, ничуть не смешавшись.— Это его брат умер, а он преживехонький и стал здоровее прежнего. На днях такую бричку наладил, что и в Москве не сделать. Ему, понастоящему, только на одного государя и работать». Так неожиданно в Собакевиче проглядывают два бессмертных сочинителя — Хлестаков и Ноздрев, а заодно с ними и искусный актер Чичиков. «Да будто один Михеев! — продолжает вошедший в раж Собакевич.— А Пробка Степан, плотник, Милушкин, кирпичник, Телятников Максим, сапожник,— ведь все пошли, всех продал!» А когда председатель спросил, зачем же они пошли, будучи людьми необходимыми для дому и мастеровыми, Собакевич отвечал, махнувши рукой: «А! так просто, нашла дурь: дай, говорю, продам, да и продал сдуру!» Засим он повесил голову так, как будто сам раскаивался в этом деле, и прибавил: «Вот и седой человек, а до сих пор не набрался ума».

Читайте также:
Образ дороги в поэме Мертвые души - символический образ

Купля-продажа «мертвых душ»

Сделка Чичикова и Собакевича по купле-продаже «мертвых душ» описывается в 5-й главе произведения. Жизненный опыт и рациональное ко всему отношение сразу позволили помещику понять намерения Павла Ивановича. В ходе совместного обсуждения сделки Собакевич предстает решительным, практичным человеком с незаурядными ораторскими способностями.

Проводя анализ, читатель приходит к выводу, что Семеныча не назовешь глупым человеком. Во время процесса купли-продажи он запросил за несуществующие души ту же цену, что дают за живых крепостных.

При этом помещик, не стесняясь, описывал навыки, умения, натуру каждого крестьянина, будто говорил о реальных людях. В ходе торговли оба героя договариваются, что Павел Иванович покупает у Собакевича несколько десятков «мертвых душ».

Михаил Семенович просит не скупиться, ведь «такого хорошего народа дешевле нигде не купить». Помещик просит оставить ему задаток хотя бы в 50 рублей, однако, оппонент уменьшает сумму вдвое. В итоге Чичиков и Собакевич договариваются о цене за каждую душу в 2,5 (два с полтиною) рубля.

Сцена диалога демонстрирует читателю, что оба героя являются циничными стяжателями, которыми движет только жажда наживы.

Отличия и сходства

Гоголь проводит параллели между всеми героями в поэме. Сначала Собакевич и Чичиков — два кардинально разных персонажа с уникальными взглядами на жизнь и окружающих. Но прослеживается связь между ними — выгоду любит каждый, никто из мужчин не согласен отдавать свое просто так. Они расчетливы и умны, проводят анализ действий. Собакевич не показывает свой истинный характер, как и Чичиков, не допускает в свое личное пространство людей. В конце же сделки читатель понимает, что оба персонажа мошенники.

Но можно ли столь же критично относиться к Собакевичу, как к Чичикову? У этого героя проявляется душевность, тяга к вере, желание приносить добро. Его роль неоднозначна, несмотря на всю простоту русского характера. Даже совершая опасную сделку по продаже, Михаил Семенович выглядит человечным, для него мертвые души — не балласт, а люди. Именно этим и отличаются два героя в поэме Н. В. Гоголя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: