Судьба Григория Мелехова в романе “Тихий дон”, жизненный путь главного героя, характер и отношение к войне, предопределенность трагической судьбы

Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Вступление

Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя. Этот герой, попавший волею судьбы в гущу сложных исторических событий, на протяжении многих лет вынужден искать свой жизненный путь.

Описание Григория Мелехова

Уже с первых страниц романа Шолохов знакомит нас с необычной судьбой деда Григория, объясняя, почему Мелеховы внешне отличаются от остальных жителей хутора. Григорий, как и его отец, имел «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул». Памятуя о происхождении Пантелея Прокофьевича, все в хуторе звали Мелеховых «турками».
Жизнь меняет внутренний мир Григория. Меняется и его внешность. Из беззаботного жизнерадостного парня он превращается в сурового воина, сердце которого зачерствело. Григорий «знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы», а во взгляде его «всё чаще стал просвечивать огонёк бессмысленной жестокости».

В конце романа перед нами предстаёт совсем другой Григорий. Это уставший от жизни зрелый мужчина «с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками чёрных усов, с преждевременной сединой на висках и жёсткими морщинами на лбу».

Характеристика Григория

В начале произведения Григорий Мелехов – молодой казак, живущий по законам своих предков. Главное для него – хозяйство и семья. Он с увлечением помогает отцу на покосе и рыбной ловле. Не в силах перечить родителям, когда те женят его на нелюбимой Наталье Коршуновой.

Но, при всём том, Григорий – страстная, увлекающаяся натура. Вопреки запретам отца, он продолжает ходить на ночные игрища. Встречается с Аксиньей Астаховой, женой соседа, а затем уходит с ней из родного дома.

Григорию, как и большинству казаков, присуща храбрость, иногда доходящая до безрассудства. Он героически ведёт себя на фронте, участвует в самых опасных вылазках. В то же время герой не чужд человечности. Он переживает из-за случайно зарезанного им на покосе гусёнка. Долгое время мучается из-за убитого безоружного австрийца. «Подчиняясь сердцу», Григорий спасает от гибели своего заклятого врага Степана. Идёт против целого взвода казаков, защищая Франю.

В Григории одновременно уживаются страстность и послушание, безумство и мягкость, доброта и ненависть.

Судьба Григория Мелехова и его путь исканий

Судьба Мелехова в романе «Тихий Дон» складывается трагично. Он постоянно вынужден искать «выход», правильную дорогу. Нелегко ему приходится на войне. Сложна и его личная жизнь.

Подобно любимым героям Л.Н. Толстого, Григорий проходит сложный путь жизненных исканий. В начале для него всё, казалось бы, ясно. Как и другие казаки, он призван на войну. Для него нет сомнений в том, что он должен защищать Отечество. Но, попадая на фронт, герой понимает, что вся его натура противиться убийству.

От белых Григорий переходит к красным, но и здесь его ждёт разочарование. Видя, как Подтёлков расправляется с пленными молодыми офицерами, он утрачивает веру и в эту власть и в следующем году опять оказывается в белой армии.

Мечась между белыми и красными, герой и сам ожесточается. Он мародёрствует и убивает. Пытается забыться в пьянстве и блуде. В конце концов, спасаясь от преследования новой власти, он оказывается среди бандитов. Потом становится дезертиром.

Григорий измучен метаниями. Он хочет жить на своей земле, растить хлеб и детей. Хотя жизнь ожесточает героя, придаёт его чертам нечто «волчье», по сути, он не убийца. Потеряв всё, так и не найдя своего пути, Григорий возвращается в родной хутор, понимая, что, скорее всего, здесь его ожидает смерть. Но, сын и дом – это единственное, что держит героя на свете.

Отношения Григория с Аксиньей и Натальей

Судьба посылает герою двух страстно любящих женщин. Но, отношения с ними складываются у Григория непросто. Ещё будучи холостым, Григорий влюбляется в Аксинью, жену Степана Астахова, своего соседа. Со временем женщина отвечает ему взаимностью, и их отношения перерастают в безудержную страсть. «Так необычна и явна была сумасшедшая их связь, так исступлённо горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Несмотря на это, он не может противиться воле отца и женится на Наталье Коршуновой, давая себе обещание забыть Аксинью и остепениться. Но, сдержать данной самому себе клятвы Григорий не в силах. Хотя Наталья красива и беззаветно любит мужа, он вновь сходится с Аксиньей и покидает жену и родительский дом.

После измены Аксиньи Григорий вновь возвращается к жене. Она принимает его и прощает прошлые обиды. Но ему не была уготована спокойная семейная жизнь. Образ Аксиньи не даёт ему покоя. Вновь судьба сводит их вместе. Не выдерживая позора и измены, Наталья делает аборт и умирает. Григорий винит себя в смерти жены, жестоко переживает эту потерю.

Теперь, казалось бы, ничто не может помешать ему обрести счастье с любимой женщиной. Но, обстоятельства заставляют его сняться с места и вместе с Аксиньей вновь отправиться в дорогу, последнюю для его возлюбленной.

Читайте также:
Тарас Бульба - характеристика героя повести, черты характера

Со смертью Аксиньи жизнь Григория лишается всякого смысла. У героя больше нет даже призрачной надежды на счастье. «И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».

Заключение

В заключении своего сочинения на тему «Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»» я хочу в полной мере согласиться с критиками, считающими, что в «Тихом Доне» судьба Григория Мелехова является самой сложной и одной из самых трагичных. На примере Григория Шолохов показал, как водоворот политических событий ломает человеческую судьбу. И тот, кто видит своё предназначение в мирном труде, неожиданно становится жестоким убийцей с опустошённой душой.

Трагедия судьбы Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

В русской литературе есть настолько масштабные и трагичные произведения, что их можно назвать эпопеями. К таким относится роман «Тихий Дон». Трагедии Григория Мелехова в нём отведена главная роль. Работу над панорамой жизни донского казачества Михаил Шолохов начал в 1925 г. и закончил в 1940 г. Писателю удалось показать не только тяжёлые судьбы персонажей, но и причины жизненных драм.

Характеристика главного героя

Основное действующее лицо романа «Тихий Дон» — обычный донской казак. Трагедия судьбы Григория Мелехова занимает большую часть произведения. Этот персонаж — младший из братьев, унаследовавший от бабушки по отцу яркую внешность. Составляя презентацию на тему образа донского казака, стоит обратить внимание на выразительные черты.

Вот как описывает героя Шолохов:

  • «вислый коршунячий нос»;
  • «острые плиты скул»;
  • «коричневая румянеющая кожа»;
  • «миндалины горячих глаз».

Парень сутулился, как его отец, и был гораздо выше своего брата, Петра. В улыбке молодого человека проскальзывало такое же «звероватое» выражение, как у родителя. Григорию было присуще человеколюбие. Пётр был старше на 6 лет, при этом и внешностью, и характером он более походил на мать.

Когда началась война, главный герой показал себя как бесстрашный боец. Он заслужил несколько наград, в том числе Георгиевский крест. О доброте героя свидетельствует, что своего злейшего врага, Степана Астахова, он спас от неминуемой смерти.

С участием Григория разворачивается одна из сюжетных линий — любовный треугольник.

Участники сложных взаимоотношений:

  • главный герой;
  • его жена — Коршунова Наталья;
  • возлюбленная — Астахова Аксинья.

Изначально сердце молодого человека принадлежало Аксинье, которая тоже его любила. Однако герой был вынужден подчиниться отцу и взял в жёны Наталью. Так стали несчастными сразу 3 человека, ведь обе девушки были влюблены в Мелехова.

Повороты судьбы

В произведении описывается жизнь донского казачества в период с 1912 по 1922 г. Автор показывает, как происходило взросление и становление Мелехова на протяжении десятилетия. Пока парню не исполнилось 19 лет, он практически не выделялся среди местных жителей. Потом к Мелехову пришла любовь. О его отношениях с Аксиньей сочиняли небылицы, но и правда была такой, что Григорию приходилось несладко.

Отец не одобрял порочной связи, поэтому заставил парня жениться на Наталье. Хотя Григорий не смел ослушаться, это не повлияло на его чувство к Аксинье. Однако женитьба на нелюбимой негативно отразилась на дальнейшей судьбе.

Когда герой ушёл на фронт, любовь на время оказалась на задворках души. Военные действия захватили ум и сердце Мелехова. Пока он воевал, подрастала его дочь Полюшка, родившаяся у Аксиньи. Вышло так, что девочка заболела скарлатиной, и её не смогли спасти. Аксинья, пытаясь справиться со свалившимся на неё горем, попробовала искать утешения в объятиях Листницкого. У неё было моральное право так поступить, ведь женой Мелехова была Наталья.

Когда Григорий узнал о предательстве женщины, он не удержался от мести Листницкому, а потом решил, что не стоит продолжать отношения с любовницей. Вернувшись к Наталье, он всё же тосковал по Аксинье, хотя хотел вырвать чувство из своей души. Наталья всё понимала, но ведь сердцу не прикажешь.

Не выдержав холодного отношения Мелехова, она решила свести счёты с жизнью. Женщина выжила, но попытка самоубийства не повлияла на отношение Григория: он продолжал тянуться к Аксинье, хотя и чувствовал себя виноватым перед женой.

После неудачной попытки самоубийства Наталья постепенно зачахла и умерла, потому что не ощущала теплоты со стороны героя. Мелехов решил уехать с Аксиньей к своим родственникам, но по пути женщину сразила шальная пуля.

Судьба Григория Мелехова

Роман охватывает временной период с 1912 года по 1922 год. Именно в этих условиях формируется характер и мировоззрение Григория Мелехова. До 19 лет Григорий живет жизнью обычного юноши, но влюбившись в Аксинью, ему приходится противостоять слухам и непринятии их порочной связи близкими и родными людьми.

Женитьба на Наталье Коршуновой не делает его счастливым, он по-прежнему любит Аксинью, но осуждение отца останавливает его.

Оказавшись на фронте, Григорий немного забывает о своем «любовном треугольнике», полностью погружается в военные события. За это время умирает его дочка от Аксиньи, и женщина, не в силах справится с горем, ищет утешение у другого мужчины. Григорий решает не возвращаться к предавшей его девушки, и приходит к Наталье, которая по-прежнему его любит. Однако сердцу не прикажешь. Душа его рвется к Аксинье. Наталья чувствует это и даже пытается покончить жизнь самоубийством. Выжив, она не чувствует любви Григория, продолжает печалиться и в результате болезни умирает. Григорий чувствует свою вину, но продолжает любить Аксинью.Они решают уехать из своего хутора к родственникам, но по дороге Аксинья погибает.

Читайте также:
Кладовая солнца - краткое содержание сказки, главные герои, сюжет

Трагедия человека и государства

Личная трагедия героя обусловлена тем, что он не смог отстоять свою любовь перед отцом. Если бы молодой человек не стал мужем той, кого не любил, возможно, всё сложилось бы иначе. Родственники осуждали его за отношения с Аксиньей, ведь она была замужем за другим. Герой не мог растоптать своё чувство, но и пойти против семьи не хотел.

Война на некоторое время помогла отстраниться от любовных переживаний, но и на фронте Григория не обошли жизненные драмы. Ужасы, с которыми ему пришлось столкнуться:

  • мародёрство;
  • изнасилования;
  • убийства.

На фронте свои законы, но герою они чужды. С одной стороны, он понимает, что нужно защищать отчизну, а с другой — тяжело переживает из-за гибели людей. Первое убийство Григория Мелехова происходит на поле боя. Когда казак убивает австрийца, в его душе всё переворачивается.

Во время эпизода с первым убийством Григорий Мелехов осознаёт, что на войне нельзя жалеть противника, но это мало помогает. Душевные терзания приводят к тому, что казак переходит на сторону белогвардейцев, пытаясь понять, на чьей стороне правда. В итоге он некоторое время живёт у дезертиров, а потом возвращается на хутор, не дожидаясь весенней амнистии. Встретившись с подросшим сыном, герой не может сдержать слёз.

О дальнейшей судьбе Мелехова писатель умалчивает, давая читателю возможность самому сделать выводы. Но уже понятно, что на долю молодого человека и так выпало слишком много испытаний, поэтому теперь жизнь должна быть относительно спокойной.

Анализ романа позволяет понять, что писатель показал историю отдельных людей на фоне трагедии целого государства. Некоторые современники называли произведение слишком «белогвардейским». Причины трагедии героя по мнению разных исследователей:

  • особенности казачьего менталитета;
  • оторванность от народа;
  • исторические заблуждения;
  • неукротимый нрав;
  • сильная любовь к Аксинье;
  • нетерпимость к приспособленчеству;
  • непонимание действий революционеров и контрреволюционеров.

Кроме личностных особенностей, важно то, как Мелехов воспринимал установившийся порядок. Ему хотелось убедиться, что человеческие жертвы не напрасны, но на войне он видел иное. Именно поэтому мужчина не мог определиться, кто ему ближе: красные или белые.

Роман заканчивается тем, что Мелехов возвращается на хутор, а по дороге выбрасывает оружие и патроны, желая забыть о войне.

«Григорий Мелехов» был расстрелян

На канале «Россия» завершился показ сериала «Тихий Дон». Он стал уже четвёртой по счёту версией экранизации великого романа Михаила Шолохова, сумевшего на примере своего героя показать катастрофу человеческой судьбы в эпоху Гражданской войны. Существовал ли Григорий Мелехов на самом деле? Этот вопрос Шолохову после выхода произведения в свет задавали тысячи раз.

В течение полувека писатель утверждал однозначно: его герой – персонаж, полностью выдуманный. И только на склоне жизни писатель Шолохов признался: у Мелехова действительно имелся реальный прототип. Но говорить об этом было нельзя, ведь прототип Григория уже к моменту выхода в свет первого тома «Тихого Дона» лежал в братской могиле, расстрелянный как «враг народа».

Стоит отметить, что попытки раскрыть тайну Шолохов всё же предпринимал. Так, ещё в 1951 году на встрече с болгарскими писателями он обмолвился – мол, был прототип у Григория. Однако на дальнейшие попытки выпытать у него подробности ответил молчанием. Только в 1972 году нобелевский лауреат назвал литературоведу Константину Прийме имя того, с чьей биографии он почти полностью списал образ своего героя: полный георгиевский кавалер, верхнедонской казак Харлампий Васильевич Ермаков.

Из красных – в белые и обратно

«Почти полностью» – в данном случае это не фигура речи. Теперь, когда исследователи изучили «Тихий Дон» от первой до последней строчки, сравнив сюжет с жизнью Ермакова, можно признать: роман у Шолохова вышел практически биографический, вплоть до мельчайших деталей. Помните, с чего начинается «Тихий Дон»? «Мелеховский двор – на самом краю хутора…». Вот и дом, в котором рос Харлампий, также стоял на самой окраине. И даже внешность Григория списана с него – дед Ермакова на самом деле привёз с войны жену-турчанку, отчего и пошли чернявые дети. Разве что на войну Харлампий ушёл не рядовым казаком, а взводным урядником, успев окончить учебную команду. И воевал, судя по всему, он отчаянно – за два с половиной года заслужил четыре солдатских Георгиевских креста и четыре Георгиевские медали, став одним из немногих полных кавалеров. Однако в конце 1917-го поймал пулю и вернулся в родной хутор.

Читайте также:
Поэты Серебряного века - выдающиеся личности эпохи, течения литературы читать

На Дону, как и во всей стране, в ту пору царили разброд и шатание. Белые с атаманом Калединым звали воевать дальше за «единую неделимую», красные обещали мир, землю и справедливость. Выйдя из казачьей голытьбы, Ермаков, естественно, примкнул к красным. Вскоре командир казаков Подтёлков назначает опытного вояку своим заместителем. Именно Ермаков громит отряд полковника Чернецова – последнюю контрреволюционную силу на Дону. Однако сразу же после боя случается роковой поворот. Подтёлков приказал казнить всех пленных, для примера лично зарубив десяток из них.

«Убивать без суда не дело, – воспротивился Ермаков. – Многие были взяты по мобилизации, а многие по темноте своей одурманены. Революция не для того делалась, чтобы людей десятками в распыл пускать». После этого Ермаков, сославшись на рану, покинул отряд и вернулся домой. Судя по всему, та кровавая казнь крепко засела в его памяти, так как с началом казачьего восстания на Верхнем Дону он тут же примкнул к белым. И снова судьба подбросила неожиданность: теперь уже бывший командир и товарищ Подтёлков со своим штабом сам оказался в плену. «Предателей казачества» приговорили к повешению. Привести приговор в исполнение поручили Ермакову.

Тихая война. Автономные необитаемые подводные аппараты

На вооружении российского ВМФ стоят аппараты типа ROV и AUV

И снова он ответил отказом. Военно-полевой суд приговорил отступника к расстрелу, но казаки его сотни пригрозили устроить бунт и дело спустили на тормозах.

В Добровольческой армии Ермаков провоевал ещё год, дослужившись до полковничьих

погон. Однако к тому времени победа перешла на сторону красных. Отступив со своим отрядом до Новороссийска, где разгромленные части Белого движения садились на пароходы, Ермаков решил, что турецкая эмиграция не для него. После чего отправился навстречу наступающему эскадрону Первой конной. Как оказалось, вчерашние противники были наслышаны о его славе солдата, а не палача. Ермакова принял лично Будённый, дав ему под командование отдельный кавалерийский полк. В течение двух лет бывший белый есаул, сменивший кокарду на звезду, поочерёдно воюет на Польском фронте, крошит в Крыму кавалерию Врангеля, гоняется за отрядами Махно, за что сам Троцкий вручает ему именные часы. В 1923-м Ермаков назначается начальником майкопской кавалерийской школы. С этой должности он и выходит в отставку, поселяясь в родном хуторе. Почему же обладателя столь славной биографии решили забыть?

Приговор без суда

В архиве управления ФСБ по Ростовской области до сих пор хранятся тома следственного дела № 45529. Их содержимое даёт ответ на поставленный выше вопрос. Судя по всему, оставить Ермакова в живых новая власть просто не могла.

По его военной биографии нетрудно понять: с одной стороны на другую бравый казак бегал вовсе не оттого, что искал для себя местечко потеплее. «Он за справедливость всегда стоял», – годы спустя рассказывала дочь Ермакова. Вот и вернувшись к мирной жизни, отставной красный командир вскоре начал замечать, что воевал он вообще-то за другое. «Все думают, что война кончилась, а она теперь против своих идёт, страшнее германской…» – однажды заметил он.

В хуторе Базки Ермакова повстречал молодой Шолохов. История Харлампия, метавшегося в поисках правды от красных к белым, немало заинтересовала писателя. В беседах с писателем тот откровенно рассказывал о своей службе, не скрывая, что творили во время Гражданской и белые, и красные. В деле Харлампия находится письмо, посланное ему Шолоховым весной 1926 года, когда тот только задумывал «Тихий Дон»: «Уважаемый товарищ Ермаков! Мне необходимо получить от Вас некоторые сведения относительно эпохи 1919 года. Сведения эти касаются мелочей Верхне-Донского восстания. Сообщите, в какое время удобнее будет приехать к Вам?».

Естественно, что такие разговоры не могли остаться незамеченными – в Базки нагрянул оперуполномоченный ГПУ.

Вряд ли чекистов навёл на Ермакова сам Шолохов – как следует из следственного дела, за бывшим белым офицером и без того велось наблюдение.

В начале 1927 года Ермакова арестовали. На основании показаний восьми свидетелей его признали виновным в контрреволюционной агитации и участии в контрреволюционном восстании. Односельчане пытались заступиться за земляка. «Очень и очень многие могут засвидетельствовать о том, что остались живы только благодаря Ермакову. Всегда и всюду при поимке шпионов и при взятии пленных десятки рук тянулись растерзать пойманных, но Ермаков сказал, что если вы позволите расстрелять пленных, то постреляю и вас, как собак», – писали они в своём обращении. Однако оно осталось без внимания. 6 июня 1927 года Президиум ЦИК под председательством Калинина разрешил вынести Харлампию Ермакову «внесудебный приговор». Спустя 11 дней он был приведён в исполнение. Прототипу Григория Мелехова к тому времени исполнилось 33 года.

18 августа 1989 года постановлением президиума Ростовского областного суда Х.В. Ермаков был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Место захоронения Ермакова по понятным причинам осталось неизвестным. По некоторым данным, его тело бросили в братскую могилу в окрестностях Ростова.

Пример школьного сочинения

Мощь таланта Шолохова и его художественная сила видны уже с первых строк. Автор разнопланово показывает трагические повороты в жизни главного персонажа. Он раскрывает истоки революционной борьбы и демонстрирует противоречия, существовавшие между отдельными людьми и целыми классами. Это и есть основные темы произведения.

Читайте также:
Перед весной бывают дни такие.. анализ, жанр, стихотворный размер

Человеколюбие и прямота

Григорий — более сильная и ра́звитая личность, чем его брат Пётр.

Главный герой обладает прямотой, честностью, он трудолюбив, тонко чувствует природу и имеет твёрдые принципы. Казак не желает проявлять жестокость там, где это не имеет смысла. Две сцены отлично демонстрируют человеколюбие Мелехова.

Первая — когда он спасает Астахова, вторая — когда запрещает Ермакову издеваться над красноармейцами, попавшими в плен. По сравнению с хуторянами Григорий тоже выглядит более человеколюбивым. Он защищает Аксинью, которую избивает муж, и осуждает Дарью, жену Петра, которая расстреляла своего кума.

Есть и другие эпизоды, по которым можно понять: душа героя не может смириться с бессмысленными жертвами.

Метания между красными и белыми

Иногда герой совершает поступки, которые могут вызвать непонимание у читателей. Но все действия мужчины — искренние, а ошибки продиктованы историческими заблуждениями.

С самого начала произведения автор делает акцент на противостоянии личных и общественных интересов. С одной стороны — любовь к женщине, с другой — необходимость соблюдать условности. Доблестный казак хотел найти компромисс, но это не удалось. В сознании Григория жило понимание, что личную трагедию можно приглушить, отдаваясь войне. Сначала он отважно воюет, не сомневаясь, что правда на стороне красных. Но потом в жизни мужчины появляется сотник Изварин, и после этого Мелехов перестаёт понимать, за что сражается Красная армия.

Через некоторое время казак попадает в отряд Фёдора Подтёлкова. В этот период душа уже наполнена противоречиями, поэтому у революционеров Григорий не задерживается. Теперь он оказывается в отряде белогвардейцев, но и там не получается сохранять нейтралитет. Белые выступают против советской власти, и отчасти Гриша разделяет их убеждения. Он не понимает, чем провинились обеспеченные казаки, нажившие добро собственным трудом.

Трагедия усиливается, когда герой становится свидетелем бессмысленной расправы над матросами-революционерами. Мелехов оказывается в положении отщепенца, утратившего ориентиры. Это открытие заставляет его сгорбиться и поникнуть. Бессмысленность войны Шолохов показывает и через внутренние монологи героя. Казак осознаёт, что беляки воюют против народа. Пытаясь заглушить душевные терзания, герой пускается в разгул. Пьянки и кутежи помогают забыться, но лишь на некоторое время. Потом Мелехов решает вернуться на хутор.

Поблуждав в лесу, он попадает к дезертирам. Эти люди уговаривают его не возвращаться на хутор, а пожить у них до весны. Скоро должна быть амнистия, и тогда все дезертиры будут прощены. Но герой так истосковался по родному дому и семье, что не может ждать.

Он возвращается домой, и первый, кто выбегает навстречу, — сын Мишатка. Так автор оставляет читателя с надеждой на то, что дальше всё будет хорошо.

Сочинение: Судьба Мелехова в романе «Тихий Дон» (М. А. Шолохов)

Литеровед предлагает вниманию читателей сочинение на тему «Судьба Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», в котором образ героя раскрывается в тесной связи с историей страны и русского казачества.

Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» рассказывает о трагических событиях в истории России. Автор размышляет над «вечными темами», любовь, смерть, трудности жизненного выбора находятся в центре повествования. История страна и судьба одного человека сливаются в одно целое. Определение жизненного пути является основной проблемой произведения.

Главный герой романа Григорий Мелехов проходит долгий путь, чтобы найти свою правду жизни. Действие романа начинается в 1912 году на хуторе Татарский. Занимается утро, юный Григорий идет с отцом Пантелеем Прокофьевичем на рыбалку. Этот эпизод показывает традиции, которые связывают казачью семью в одно целое. Григорий изображается в повседневной трудовой казачьей жизни. Он является частью мира. Мы видим отца, главу семьи, который чувствует ответственность за всех домочадцев. Для него дом, земля, семья являются в жизни самым ценным. Он передает понятие об этом сыну, на которого возлагает большие надежды.

В разговоре отца и сына впервые на страницах романа незримо появляется Аксинья Астахова, любовь всей жизни Григория. Пантелей Прокофьевич заметил, что сын заглядывается на жену соседа. Для него важно сохранять добрые отношения с соседями и целостность своей семьи. Среди казаков не принято разрушать чужие семьи, заигрывания с соседской женой могут «до греха довести». Этот разговор по сути является завязкой всех основных событий романа.

В следующей главе по просьбе матери Григорий идет будить Астаховых. Он заходит в дом и видит Аксинью в объятиях мужа. У Григория «сохнет во рту и в чугунном звоне пухнет голова». Шолохов показывает силу зарождающейся страсти, но настоящей любви здесь еще мало. Степан Астахов уезжает из дома, и страсть получит выход. Отношения Григория и Аксиньи становятся достоянием всего хутора. Пантелей Прокофьевич нашел решение проблеме и женил сына на Наталье Коршуновой. Отношения с женой не складываются. Григорию не хватает той страсти, которой околдовала его Аксинья. Он постоянно сравнивает жену с ней, и сравнение это получается не в пользу Натальи. «Чужая ты какая-то», — говорит он ей. Поссорившись с отцом, Григорий уходит с Аксиньей с хутора. Они стали жить одной семьей в Ягодном у помещика Листницкого.

Читайте также:
Печорин и Вернер - характеристика героев в романе Лермонтова

Григорий идет на войну, оставив Аксинью с дочерью в Ягодном. Война сильно повлияла на его мировоззрение. Мелехов отличается острой эмоциональной отзывчивостью на события. У героя развито чувство сострадания, он проявляет жалость ко всем живым существам. Это подтверждает фрагмент, когда он зарезал на покосе утенка, который только вылупился из яйца. Война словно «мельничные жернова» проходится по его душе. Встретившись с братом, он признается: «Я, Петро, уморился душой». Его мучает совесть за те убийства, которые он совершает. Ему сложно понять логику войны, когда «людей стравили» друг с другом. Он физически ощущает накопившуюся вокруг него и в нем самом злобу. Он сравнивает себя с бешеным животным, от укуса которого можно заболеть.

Григорий привязан к дому, к земле. Шолохов дает это понять еще в самом начале романа, когда Аксинья зовет его уйти вместе. «Ну, куда я пойду от хозяйства?» — говорит Григорий. Эта его духовная привязанность прослеживается на протяжении всего романа. В мыслях он не раз будет возвращаться к крестьянскому труду, к родной земле. Он говорит, что ему пахать нужно, а он воюет. Элементы пейзажа, умело вплетаемые Шолоховым в картины войны, подчеркивают душевные движения героя. Автор не раз упоминает о том, что конница скачет по пашне, по хлебам, уничтожая труд многих мирных рук.

На войне Григорий особенно остро осознает несправедливость жизни. Он видит обеспеченных офицеров, приехавших на войну за чинами и наградами, и униженных, бесправных солдат, которым эта война, как в горле кость. Война поражает героя бессмысленностью смертей. Несмотря на свои сомнения и умозаключения, во время сражений Григорий держится отважно и мужественно. Он дослужился до офицерского чина, но своим среди офицеров не стал. Получив высокий чин, Григорий лишний раз убеждается в пропасти, существующей между казаками и офицерами. В офицерском обществе он чувствует себя неловко. «Как на мороз выйду в одних подштанниках», — сравнивает герой свои ощущения с пребыванием в обществе офицеров.

Григорий делает попытки разобраться в путанице мыслей, постичь происходящее. В своих размышлениях он ни разу не разрешил солгать самому себе. Разговор с самим собой выявляет духовное начало героя. Он единственный персонаж, который проявляет себя в монологах. Это значит, что именно Григорий является выразителем авторского мировоззрения.

В госпитале Мелехов встречается с большевиком Гаранжей, который объясняет политику красных. Григорий со многими его словами согласился. Когда в госпиталь приехала царская семья, Григорий со злостью называет их «гадюками». Он обвиняет царя в том, что тот кинул их на гибель, разлучив с землей и родными. Эти новые мысли вступали в противоречие с тем, чему учил его отец. В семье воспитывали уважение к царской семье. Казаки всегда были оплотом монархии. Григорий переходит на сторону красной армии. Он гордится красными командирами, разбивающими прославленных белых генералов. Он храбро сражается в коннице Буденного, но ощущает, что окружающие испытывают недоверие к бывшему белогвардейскому офицеру. Это приводит к тому, что казак уходит из красной армии, он стремится домой, на родной хутор.

Вернувшись, Григорий слушает разговоры Чубатого и Изварина о казацком сословии, о свободном Доне, где не будет ни царя, ни большевиков. И с этими суждениями он, вроде бы, тоже согласен. Очень сложно герою разобраться, найти истину. Герой признается: «Блукаю я, как метель в степи». Шолохов хотел создать героя, ищущего, старающегося разрешить все эти противоречия. Он достигает своей цели, передавая душевные движения Мелехова. Шолохов через этот образ подводит читателей к пониманию того, что в гражданской войне невозможно определить, кто прав, кто виноват. На самом деле не существует ни красных, ни белых, а есть единое тело народа.

Трагедия Мелехова переносится на мировоззренческий уровень. Он, далекий от политики человек, пытается понять, что происходит в мире, найти истину. Герой мечтает о правде, «под крылом которой мог бы согреться каждый». Он не нашел этого нигде. Герой Шолохова поднимается над миром в своих выводах. Гражданская война – вселенская по своим масштабам трагедия, победить в ней невозможно. «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался…» — с тоской заключает казак.

На своей земле Мелехов хотел найти успокоение, он мечтал заниматься привычным трудом. Его надеждам не суждено было сбыться. Кошевой собирается арестовать его, но Дуняшка, узнав о его планах, предупреждает брата. Григорий бежит в банду Фомина, в глубине души осознавая гибельность этого шага. Григорий всегда остается честен с самим собой, он не мирится с нарушением естественного хода вещей. Понимая, что банда совершает преступления, и он в них участвует, Григорий не может оставаться с Фоминым.

Читайте также:
Маргарита - характеристика и образ героини в романе Булгакова

Он покидает это временное «пристанище» и отправляется к Аксинье. Он решает уехать с ней подальше от этих мест и начать новую жизнь. Отношения с Аксиньей переходят на новый уровень. Это уже не юношеское физическое влечение, это зрелое, прошедшее испытание временем чувство. Любовь позволяет им оставаться людьми в этом рушащемся мире. Любовь выступает как противоречие истории, она поднимается над ней и становится важнее ее. Судьба снова испытывает героя, Аксинью убивают в дороге. Уже давно нет на свете отца, матери, брата, Натальи, теперь не стало и Аксиньи. Вместе с ней гибнут мечты Григория о счастливой жизни. Окончен путь исканий героя, у него не осталось ничего, кроме воспоминаний. Верного для себя пути он не нашел, но у него еще есть сын Мишатка, его единственная надежда на светлое будущее, на продолжение его рода. Круг замкнулся.

Произведение начинается с того, как начинался род Мелеховых. Заканчивается оно мыслью о роде как основе и смысле жизни человеческой. Сестра Дуняша замужем за человеком, который не признает Григория. Получается, что у Григория не осталось никого, кроме сына. Геройпрошел трудный, полный сомнений и противоречий путь, он стоит у порога родного дома, где сосредоточились все начала и концы рода Мелеховых. Он приходит к мысли, что смысл жизни заключается в семье, доме, труде на родной земле.

Судьба Мелехова – это судьба казачества, судьба страны, в которой продолжается гражданская война. Мелехову не нашлось места в стране, отношения в которой строятся на вражде. Важно, что герой остается человеком, не озлобляется, не разочаровывается, он продолжает жить. Его судьба вызывает сочувствие и сострадание.

Образ и характеристика Бэлы — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ Бэлы, одной из героинь романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», представлен в 1 части романа, в 1 главе, которая называется «Бэла». Историю любви Печорина и Бэлы рассказывает повествователю его попутчик штабс-капитан Максим Максимыч.

Портрет

Бэла — младшая дочь одного из черкесских князей, подчинившихся русской власти. Ей лет 16. Это была красивая девушка: тоненькая, высокая, с чёрными локонами. Максим Максимыч говорит, что её чёрные глаза напоминали глаза горной серны и «так и заглядывали к вам в душу» «и сверкали, будто два угля».

Когда Бэла оказалась у Печорина, она не понимала русскую речь, но со временем стала понимать и говорить по-русски. Речь Бэлы была понятна Печорину и Максиму Максимычу, девушка уже могла хорошо передавать свои мысли по-русски.

Отношения Печорина и Бэлы

Печорин впервые увидел Бэлу на свадьбе её старшей сестры, на которую его и Максима Максимыча пригласил их кунак (друг) черкесский князь.

Бэле сразу понравился этот красивый русский офицер, и потом он часто грезился ей во сне (об этом она впоследствии призналась ему).

Прекрасная черкешенка тоже произвела большое впечатление на Печорина. Она подошла к нему на свадьбе сестры и пропела комплимент. Максим Максимыч спросил приятеля: «Ну, что, какова?» Тот ответил: «Прелесть!»

Печорина привлекло к Бэле её девичье обаяние, красота, прекрасный голос, и он решился на её похищение. Помог Печорину украсть Бэлу 15-летний Азамат, который доводится Бэле братом. Он согласился отдать сестру Печорину за коня, которого тот пообещал помочь украсть у Казбича.

Печорин получил Бэлу, но долго она дичилась его. Похититель добивался любви этой гордой девушки, каждый день что-нибудь ей дарил, но она отталкивала подарки. Тогда он объяснил ей, что «аллах для всех племён один и тот же», поэтому нет запрета для любви между людьми разной веры и национальности. Он сказал девушке, что хочет, чтобы она была счастлива, а если она будет грустить, он умрёт. Бэла согласилась быть веселее, но заплакала, когда Печорин стал уговаривать, чтобы она его поцеловала. Тот разозлился и во что бы то ни стало решил добиться её любви. Он купил множество персидских материй, но эти «подарки подействовали только вполовину; она стала ласковее, доверчивее — да и только».

Тогда Печорин зашёл к своей пленнице прощаться. Он сказал, что уезжает, так как она его не любит, и оставляет ей всё, что имеет. Печорин попросил её вспоминать о нём и простить, если он погибнет. Когда он подошёл к двери, девушка заплакала и бросилась ему на шею.

Счастье этих людей длилось недолго. Вскоре Печорин разлюбил Бэлу. Он охладел к ней из-за того, что, как он признался Максиму Максимычу, «невежество и простосердечие» дикарки ему уже надоели.

Бэла погибла от руки Казбича, подкараулившего её у речки. Печорин воспринял её гибель, с точки зрения Максима Максимыча, странно: когда тот постарался его утешить, Печорин засмеялся. Затем он долго болел, исхудал и никогда не говорил о бедной девушке.

Характер и поступки Бэлы

Младшая дочь черкесского князя получила традиционное воспитание кавказских девушек. Она прекрасно пела, танцевала, была весела, простосердечна.

Читайте также:
Медный всадник, Пушкин: читать онлайн бесплатно

Девушка осознавала, что дочь князя должна быть гордой и неприступной, поэтому долго не показывала своей любви к Печорину и отвергала его богатые подарки.

Гордость Бэлы проявилась в том, что, поняв, что Печорин её разлюбил, она решила уйти от него. «Я не раба его — я княжеская дочь. » — сказала она Максиму Максимычу, но он постарался её успокоить и уверил, что, если она будет грустить, то скорее наскучит своему любимому. Простосердечная девушка поверила, что став веселее, удержит любовь Печорина.

Своеволие гордой черкешенки проявилось в том, что она, несмотря на запрет Печорина ходить на крепостной вал, вышла к речке, поэтому и погибла от кинжала Казбича. Этот разбойник хотел похитить девушку, а когда это ему не удалось из-за того, что подстрелили его коня, он убил Бэлу. Умерла она не сразу и долго мучилась перед смертью. Максим Максимыч сказал своему попутчику: «Нет, она хорошо сделала, что умерла! Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович её покинул? А это бы случилось, рано или поздно…»

Заключение

Яркий и выразительный образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» придаёт 1-ой главе этого произведения романтичность. Образ прекрасной черкешенки, как и другие женские образы романа, подчёркивает противоречивый душевный мир Печорина, так как именно в любви сильнее проявляется особенность души человека.

Характеристика образа Бэлы, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Сочинение Образ и характеристика Бэлы в романе Лермонтова Герой нашего времени

В лице Бэлы автор представил красивую девушку, которая умела любить искренне, преданно. Но это принесло ей лишь разочарование и гибель.

С начала знакомства Печорина с азиатской красавицей читатель с умилением следит за ходом развития их отношений. Мужчина проявляет себя как человек, способный горячо любить, быть нежным и интересным. Огонь взаимной любви переходит в страстные чувства влюбленных с первого взгляда.

В начале главы Печорин представлен как тонкий ценитель женской красоты. Он “не сводил с нее глаз”, раскрывая тем самым ее необычный блеск в глазах и необыкновенную внешность. Максим Максимыч подтверждает привлекательность Бэлы, обращая внимание на ее грациозный стан, темные глаза и длинные волосы. Девушка, не скрывая, проявляла свой свободолюбивый характер, чем притягивала Григория. Проницательность и опыт общения с дамами подсказывал Печорину, что эта девушка особенная, в ней есть изюминка. Печорин любовался ее задорными выходками: “начала петь, плясать и прыгать вокруг меня”, “А уж как плясала”. Трудолюбивая девушка готова была всю жизнь ухаживать и радовать будущего мужа, так как рукоделие и вышивание были ее любимыми занятиями.

Позже именно по причине своей неприступности судьба Бэлы закончилась трагично. Мужчине казалось, что он влюблен. Однако это чувство вновь оказалось ошибочным. Страсть отступила быстро. Об этом говорила каждая деталь общения, совместного проживания Григория и Бэлы. Со временем становится понятно, что мужчину привлекло стремление выйти победителем из борьбы за девушку.

Шестнадцатилетняя черкесская княжна была необычайно красивой, гордой девушкой. Она была независимой, но “дика”.

Несмотря на свои качества, которые должны были стать залогом счастливой семейной жизни (преданность любимому мужчине), она становится жертвой Печорина и в результате погибает. Она помогла автору раскрыть подробнее образ главного героя.

Вариант 2

Наверно образ Бэлы запечатлелся всем, кто читал роман Лермонтова «Герой нашего времени», Эта гордая черкешенка, дочь местного князя поражает воображение своей целостностью и безыскусностью.

Внешне девушка ослепительно красива. У нее стройный стан и высокий рост, черные, густые волосы и глубокие, черные глаза, которых невозможно забыть. Бэла воспитывалась согласно традициям горного народа. Она умела вышивать золотом, плясать лезгинку, петь народные песни. Лермонтов показывает горную красавицу как девушку веселой, остроумной.

Увидев Печорина на свадьбе сестры, Бэла пленилась им. Это говорит о ее незаурядном уме, хотя девушке на тот момент исполнилось всего шестнадцать лет. Печорин, в свою очередь, был поражен красотой «дикой» горянки. Но в дальнейшем, как показывает автор, ему скорее было интересно завоевать гордую девушку. На самом деле он не был в нее влюблен.

Похитив Бэлу, Печорин стал за ней «ухаживать». Запер в башен и одаривал подарками, достойными княгини. Но девушка отказывалась от знаков внимания. Несмотря на то, что Печорин ей нравился, свободу она ценила выше.

Вначале Григорий не понимал девушку, но раскусив ее характер, решил отпустить. Получив свободу, Бэла призналась в своей любви и вышла за него замуж. Как цельная натура и приученная во всем угождать мужу, Бэла была счастлива вначале совместной жизни с Печориным. Но, имея способность тонко чувствовать, она поняла, что он охладел к ней. Это задело ее за живое.

В рассказе Максима Максимыча мы видим, что девушка осунулась, глаза ее поблекли, и она целый день тихонько напевала свои грустные песни. Для себя горная княжна решила, что уйдет от Печорина. Для нее была ненавистна сама мысль: жить с человеком, который ее не любит.

Читайте также:
Старый дед и внучек - анализ, персонажи, основная мысль, тема

После того, как ее ранили и понимая, что осталось не долго жить, Бэла жалела лишь о том, что она не христианка и не сможет увидеться в той жизни с Печориным. На предложение Максима Максимыча принять православие, девушка отвечала отказом. Традиции и воспитание своего народа она ставила выше, хотя впав в посмертный бред, вспоминала в основном Печорина и лишь немного отца и брата.

Что стало бы с ней, если бы она осталась жива — неизвестно. Максим Максимыч полагал, что для нее смерть — лучший выход из положения. Но возможно, эта гордая девушка жила бы счастливо и в своем окружении.

Бэла в романе Герой нашего времени

Бэла – типичная представительница своего народа, она очаровательная и покорная девушка гор. В ней удивительным образом сочетаются свободолюбие и способность подчиняться мужской воле, целомудрие и умение очаровывать мужчину, как говорит Азамат, «Не бывало такой жены и у турецкого падишаха. » и не сказать, чтобы он преувеличивал существенным образом.

Лермонтов действительно описывает Бэлу как некое уникальное сокровище, создание невероятной красоты и грациозно воспитанную девушку, которая вообще практически на любого человека производит огромное впечатление.

Впечатляет юная восточная красавица и главного героя. Лермонтов, конечно, сознательно впервые представляет девушку именно через взгляд Печорина, который восклицает: «Прелесть!». Весьма характерное слово, ведь офицер в чем-то именно прельщается этой героиней, и в итоге именно прельстившись, совершает много греховных и не совсем праведных поступков.

Конечно, Лермонтов довольно далек от религиозной морали и более оценивает поведение своих героев через другие категории. Развертывание такой оценки мы можем наблюдать в главе Фаталист. Бэла, кстати говоря, является тоже своеобразной иллюстрацией для рассмотрения понимания мира через призму фатализма.

С одной стороны она соглашается остаться у Печорина по причине обстоятельств (которые попросту довлеют над хрупкой девушкой) и в связи с традициями собственного народа, где похищение невест является нормой, но также она выражает смирение с собственной судьбой и даже во много преобразует обстоятельства по-своему. Бэла начинает заботиться о Печорине, она чувствует и свою ответственность за этого человека и поэтому решает остаться с ним фактически добровольно, а потом и влюбляется. При этом девушка не прельщается каким-то внешними факторами и атрибутами (и этот факт свидетельствует о глубоком понимании мира) но выбирает по воле сердца, так как ее интересует характер Печорина.

Нужно сказать, для Бэлы эта любовь является первой, то есть опыт совершенно новый и доселе неизвестный, но девушка ведет себя довольно зрело и разумно. Она не просто увлекается, а погружается в чувство, но при этом не делает этого бездумно. Тут характерными являются фразы, которые произносит Бэла после того как узнает об охлаждении к ней чувств Печорина, она сохраняет достоинство и весьма зрело оценивает не только свои, но и чувства других людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Бэлы

Популярные сегодня темы

Первый снег – это самая настоящая сказка для меня. Он выпадает всегда неожиданно и несет с собой особый уют, спокойствие и доброту. Когда я вижу первые снежинки за окном, мне сразу хочется

Для любого человека был то это ребенок или взрослый. Лучшая пора года – это лето. Все любят лето, ведь лето ассоциируется с теплыми деньками, солнышком, хорошими вечерами в кругу друзей

Комаровский – это один из персонажей романа Пастернака, Доктор Живаго. По профессии он адвокат, он сильно прогрессирует в своей работе. Благодаря своему удачному положению, он переманивает к себе в совместное сожительство молодую девушку

Роман «Дубровский» написан в 1833 году великим русским писателем: Александром Сергеевичем Пушкиным. Издание вышло уже после смерти автора в 1841 году. Мотивом повествования служит несчастливая романтическая любовь

На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года. Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил

Характеристика Бэлы в романе “Герой нашего времени”, образ, описание, внешность и характер в цитатах

Бэла.
Художник В. А. Поляков

Юная красавица Бэла является одной из центральных героинь романа “Герой нашего времени” Лермонтова.

Характеристика Бэлы в романе “Герой нашего времени”, образ, описание, внешность и характер в цитатах

“. Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу. “

“. меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. “

“. он переменился к этой бедной девочке. “

“. он отдавал старшую дочь замуж. “

“. Сынишка его, мальчик лет пятнадцати. “

“. дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он. “

“. этим дикарям больше ничего не надобно. “

“. Ага! – подумал я, – и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь. “

“. любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. “

“. видны были те же горы, что из аула, – а этим дикарям больше ничего не надобно. “

“. она была хороша: высокая, тоненькая. “

“. не один Печорин любовался хорошенькой княжной. “

“. она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках…”

“. глаза черные, как у горной серны*, так и заглядывали к вам в душу. ” (*серна – горная коза)

“. Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля. “

“. Она призадумалась, не спуская с него черных глаз своих, потом улыбнулась ласково и кивнула головой в знак согласия. “

“. Я имел гораздо лучшее мнение о черкешенках. “

“. Разве ты любишь какого нибудь чеченца. “

“. Вопрос о национальной принадлежности Бэлы окончательно не разрешен. ” (В.А. Мануйлов “Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени””, 1966 г.)

“. Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича. “

“. Я хотел было поставить крест, да, знаете, неловко: все-таки она была не христианка. “

“. бился с нею Григорий Александрович; между тем учился по-татарски, и она начинала понимать по нашему. “

“. Славная была девочка эта Бэла. “

“. первые дни она молча гордо отталкивала подарки, которые тогда доставались духанщице и возбуждали ее красноречие. “

“. я не раба его – я княжеская дочь. “

“. Дьявол, а не женщина! – отвечал он, – только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…”

“. несмотря на запрещение Печорина, она вышла из крепости к речке. “

“. Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала. “

“. я буду весела. – И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня. “

“. невежество и простосердечие одной так же надоедают. “

“. Как она пляшет! как поет! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…”

“. все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты. “

“. Она, бывало, нам поет песни иль пляшет лезгинку… А уж как плясала! видал я наших губернских барышень только куда им! совсем не то. “

“. ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтобы тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива. “

“. черкешенка у Григорья Александровича. “

“. мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила. “

“. она нам призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления. “

“. она покачала головкой и отвернулась к стене: ей не хотелось умирать.

“. На другой день рано утром мы ее похоронили за крепостью, у речки, возле того места, где она в последний раз сидела. “

Бэла — образ и характеристика героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…» М. Ю. Лермонтов «Княжна Мери» (из журнала Печорина).

Читайте также:
Любовная лирика Маяковского - особенности темы, адресаты

Вся структура романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» и система образов построены так, чтобы ярче и многостороннее осветить образ Печорина. Но и второстепенные герои сами по себе интересны и имеют самостоятельное значение. Хотя каждую часть романа можно считать отдельным законченным повествованием, общий герой и замысел делают его единым целым.

Печорин на протяжении всего романа сталкивается с разными людьми, его вмешательство в их жизни не только не проходит для них бесследно, но всем приносит одни страдания и разочарования. Чем наполнена человеческая душа, тем она и делится с другими. Несчастный сам делает несчастными и других.

Характеристика образа Бэлы из одноимённой повести помогает раскрыть характер самого Печорина. Бэла — его очередная жертва.

Личность

Бэла — дочь мирно́го князя (то есть горца, подчинившегося русской власти). Ей 16 лет. Она живёт в доме отца вместе со старшей сестрой и младшим братом Азаматом. Бэла выросла в горах, она характеризуется как «дикая черкешенка», хотя точно определить её национальность трудно: так на Кавказе в то время называли женщин различных национальностей. Что можно сказать совершенно точно – так это то, что она мусульманка по вероисповедованию. Русского языка она не знала и начала учить его уже в период жизни у Печорина.

Говоря о характере Бэлы, Лермонтов не следует романтической традиции описания горцев как гармоничных «детей природы». У него каждый герой — личность со сложным и часто противоречивым характером. Цельность их натуры, сила страстей соединены с неразвитостью жизни, патриархальной ограниченностью мировоззрения. Гармония их жизни основана на силе традиций, а не на развитости сознания.

Внешность

Внешность девушки описана фрагментарно и в основном со слов других персонажей: Максима Максимыча, Печорина.

Она была «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Печорин любовался её красотой, её большими чёрными глазами, чёрными локонами, которые любил целовать. При первой встрече с ней он не сводил с неё глаз.

Максим Максимыч рассказал, что за время нахождения Бэлы в их крепости она очень похорошела, потеряв загар. На её щеках разыгрался румянец.

Читайте также:
Умножение в стихах для дошколят и младшеклассников

Характер

По словам Максима Максимыча, это была «милая, славная, добрая девушка». В первое время гордость не позволяла ей принимать подарки от Печорина, которые он закупал для неё в большом количестве. Она обладала твёрдым характером, чем ещё больше раззадоривала Печорина, который обещал, что всё равно она будет его.

Когда Бэла освоилась на новом месте, привыкла к Максиму Максимычу и Печорину, она стала более раскованной, весёлой, часто пела, танцевала, подшучивала над старым штабс-капитаном. Её искренность и простосердечность нравились Максиму Максимычу, и он очень привязался к девушке, как к дочери.

Она была искусной рукодельницей, очень хорошо вышивала золотом.

Бэла и Печорин

Отношения Бэлы и Печорина сложились не сразу, но закончились трагически: смертью девушки.

Приехав в крепость N. после дуэли с Грушницким под руководство Максима Максимыча, Печорин с первого взгляда влюбляется в младшую дочь мирно́го князя Бэлу. С помощью Азамата, её младшего брата, Печорин похищает Бэлу из отцовского дома. Он надеется, что, узнав его лучше, Бэла ответит взаимностью.

Сначала она не открывает своего чувства к Печорину, но позже признается, что ни один мужчина не производил на неё такого впечатления, как Печорин, и что она тоже влюбилась в него с первого взгляда. Но вначале он старался завоевать её сердце дорогими подарками, которые она с гордостью отталкивала. Затем она стала принимать подарки, но не более того, Печорину она так и не покорилась. Он решает (или просто делает вид) отпустить её домой, но она бросается ему на шею и не уходит.

Из рассказа Максима Максимыча читатели узнают, что 4 месяца они жили счастливо, Печорин наряжал её, лелеял, заботился о ней.

Но постепенно он теряет к ней интерес, по полдня проводит на охоте, обращается с ней холодно. Она надоела ему.

Бэла видит изменение в поведении и Печорина и понимает, что он её разлюбил. Лицо её осунулось, большие глаза потускнели.

Максим Максимыч стал укорять Печорина за такое отношение к бедной девушке, на что тот ответил, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Он признался, что всё ещё любит Бэлу, но ему с нею скучно.

Однажды Печорин и Маским Максимыч были на охоте, и в это время Казбич похитил Бэлу, которая вышла за крепостной вал к речке. Похитителя они заметили уже поздно, но бросились в погоню и ранили его лошадь. Тогда Казбич соскочил с лошади и ударил Бэлу кинжалом в спину. Она прожила ещё два дня и умерла.

«Нет, она хорошо сделала, что умерла!»

Так сказал Максим Максимыч. Далее он продолжил: «Ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно…»

И в этом старый штабс-капитан был прав. Печорин бы точно её покинул, к этому всё шло. И пришлось бы бедной девушке возвращаться в свой аул, где не было уже ни отца, ни брата. Без всякой защиты, опозоренная, она вряд ли смогла благополучно устроить свою жизнь.

Но если бы даже он её не покинул, а взял с собою в Петербург, она не была бы там счастлива, т. к. не смогла бы вписаться в светское общество, нравы которого надо усваивать с самого детства. Вырванная из родной почвы по прихоти Печорина, она не смогла бы прижиться на почве чужой.

Вывод

Душевная опустошённость Печорина не позволяет ему найти себя даже в личной жизни. Он обречён на трагическую развязку любви и дружбы, потому что умеет только брать, ничего не отдавая взамен. Он разрушает всё, к чему прикасается. Похитив Бэлу, он берёт на себя слишком большую ответственность, но как будто этого не осознаёт.

Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — самый светлый и чистый. И горько оттого, что такие вот «герои» любого времени легко и безнаказанно вмешиваются в судьбы других людей и ломают их.

Характеристика образа Бэлы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: