Сжала руки под темной вуалью анализ стиха Ахматовой – тема, идея

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»

Автор: Guru · 11.02.2018

А. Ахматова – особенный лирик, поэт, наделенный даром проникать в те закоулки человеческой души, которые скрыты от посторонних глаз. Причём душа эта, богатая на чувства и переживания, – женская. Главной особенностью её творчества принято считать создание принципиально новой любовной лирики, открывающей перед читателем самобытный характер женщины.

История создания

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано Ахматовой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно вошло в первый поэтический сборник поэта «Вечер», отразив идейную направленность книги в целом. В начале творческого пути Анна Андреевна участвовала в поэтическом объединении «Цех поэтов», декламировала свои стихи на «башне» Вячеслава Иванова, а несколько позже примкнула к акмеистам. Принадлежность к акмеистическому направлению находит отражение в её лирике, особенно в сборнике «Вечер», в котором основной темой становится любовная драма, столкновение характеров, нередко превращающееся в демоническую игру. Трагические мотивы, контрастные образы, их предметность – всё это характерно как для акмеизма в целом, так и для творчества Ахматовой.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — стихотворение, написанное Ахматовой спустя год после их свадьбы с Николаем Гумилевым. Оно не имеет посвящения, однако представляет собой идеальный образец психологической лирики, отражающей аспекты сложных человеческих взаимоотношений и личные переживания.

В 1911 – 1912 гг. Ахматова путешествует по Европе. Впечатления от поездок влияют на стихотворения её первого сборника, накладывая на них отпечаток разочарованности и мятежа, свойственный романтическому мироощущению.

Жанр, размер, направление

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — произведение лирического жанра, которому свойственна передача субъективных впечатлений и переживаний, отражение полноты чувств, построенное на эмоциональности и экспрессии.

Стихотворение написано анапестом – трехсложным стихотворным размером с ударением на последнем слоге. Анапест создает особую мелодику стиха, придавая ему ритмическое своеобразие и динамику. Тип рифмовки – перекрестный. Строфическое деление осуществляется по традиционному образцу, представляя собой четверостишие.

Творчество Ахматовой приходится на первую половину 20 века, условно названного Серебряным. В 1910 – е гг. получила развитие принципиально новая эстетическая концепция в литературе и искусстве, получившая название модернизм. Ахматова принадлежала к акмеистическому течению, которое стало одним из основных в модернистском направлении. Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано в традициях акмеизма, оно отражает драму чувств через конкретику вещей, создавая субъективный образ на основе динамичных деталей.

Образ героини

Лирическая героиня стихотворения переживает любовную драму, которую сама же невольно приводит к трагической развязке. Кто повинен в разрыве, неизвестно, однако героиня винит себя в уходе возлюбленного, отмечая, что «напоила» печалью сердце любимого, причинив ему боль.

Стихотворение сюжетно, поскольку наполнено движением, как душевным, так и физическим. Раскаиваясь в случившемся, героиня вспоминает лицо и движения возлюбленного, полные страдания. Она стремится остановить его, сбежав по лестнице, «перил не касаясь». Но попытка догнать уходящую любовь только усугубляет боль потери.

Окрикнув героя, она со всей искренностью признается: «Шутка всё, что было. Уйдешь, я умру». В этом порыве она показывает всю силу своего чувства, которое отказывается отпустить. Но он отвергает возможность счастливого финала, бросив ей в ответ незначительную фразу. Угасание любовных отношений неизбежно, поскольку слишком велика её вина перед героем. В заключительной реплике возлюбленного героиня слышит хоть и горькое, но спокойное равнодушие. Диалог героев становится, вероятно, последним.

Подлинный трагизм образам и ситуации придает цветовое решение и динамика изображения. События сменяют друг друга с точностью кадров, в каждом из которых есть деталь, определяющая состояние героев. Так, мёртвенная бледность героини вступает в контраст с «чёрной вуалью» — украшением, символизирующим скорбь.

Темы и проблемы

Проблематика стихотворения, несомненно, любовная. Ахматова – мастер любовной лирики, содержащей в себе глубокий психологизм. Каждое ее стихотворение представляет собой блестящую композицию, в которой есть место не только личному восприятию, но и сюжетной линии.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — история разрыва двух любящих людей. В небольшом по размеру стихотворении Ахматова поднимает целый ряд проблем, связанных с человеческими взаимоотношениями. Тема расставания приводит читателя к проблеме прощения и покаяния. Любящим людям свойственно ранить друг друга в ссоре обидными и жестокими словами. Последствия такой опрометчивости могут быть непредсказуемыми, а подчас и печальными. Одна из причин расставания героев – обида, стремление скрыть истинные чувства под маской безразличия к горю другого. Равнодушие в любви – одна из проблем стихотворения.

Смысл

Стихотворение отражает невозможность обретения счастья и любовной гармонии там, где царят непонимание и обида. Оскорбление, нанесенное любимым человеком, переживается тяжелее всего, а душевное напряжение приводит к усталости и безразличию. Основная идея Ахматовой — показать хрупкость любовного мира, который можно разрушить одним лишь неверно или грубо сказанным словом. Неизбежность трагической развязки подводит читателя к мысли о том, что любовь – всегда принятие другого, а значит и прощение, отказ от эгоизма и показного равнодушия.

Читайте также:
Алые паруса - краткое содержание, характеристика главных героев

Поэтесса, ставшая одним из символов своего поколения, впервые показала общечеловеческий характер именно женских чувств, их полноту, силу и такую непохожесть на мотивы и проблемы мужской лирики.

Стихотворение и анализ «Сжала руки под темной вуалью…»

Сжала руки под тёмной вуалью…

“Отчего ты сегодня бледна?”

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.”

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”

Краткое содержание

Иллюстрация к стихотворению. Неизвестный художник

В данном стихотворении Ахматова повествует о восприятии акта расставания с любимым мужчиной с точки зрения женской психологии. Посредством множества нюансов, деталей и определённой лексики поэтесса мастерски транслирует читателям отчаяние лирической героини непосредственно в момент расставания. Ахматова осознанно не сообщает нам ни о чём конкретном: ни о дальнейшей судьбе участников несчастной любовной истории, ни о развитии их отношений после разлуки. Поэтесса не даёт ответов на волнующие всех читателей вопросы: имели ли отношения влюблённых счастливую перспективу? Мог ли возлюбленный простить свою избранницу? Смогут ли мужчина и женщина примириться? В чём причина их разрыва? Подобная осознанная недосказанность со стороны автора даёт читателям уникальную возможность предаться собственным рассуждениям и самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы.

История создания

На момент создания данного поэтического шедевра, Ахматова уже год состояла в гармоничном браке с поэтом Николаем Гумилёвым. Поэтому исследователи творчества поэтессы убеждены, что история написания стихотворения не имеет прямой связи с личной жизнью автора. Поэтические строки поднимают проблему горького и болезненного расставания влюблённых, в то время как Ахматова и Гумилёв смогли прожить в гармоничных отношениях порядка десяти лет. Год написания стихотворных строк – 1911. Исходя из года написания, произведение следует отнести к раннему периоду творчества поэтессы.

Безусловно, будет несправедливым назвать брачный союз двух творческих людей – Ахматовой и Гумилёва – безоблачным и бесконечно счастливым. Но, доподлинно известно, что Анна Андреевна была верна своему супругу и ни разу не опустилась до измены ему. В связи с этим, несправедливо утверждать, что за стихотворными строками скрыт образ какого-то конкретного мужчины.

Скорее всего, герои данного произведения являются плодами богатого творческого воображения поэтессы. Возникает стойкое впечатление, что описывая сцену расставания лирической героини с любимым мужчиной, Ахматова примеряла на себя «платье» одинокой женщины, подсознательно готовясь к будущему расставанию с мужем, которое случится спустя девять лет. В момент расставания, по мнению поэтессы, женщина должна быть сильной и гордой.

Жанр, направление, размер

Перед нами прекрасный образец произведения, которое можно отнести к трём жанровым направлениям одновременно – это любовное стихотворение, психологическая лирика и сюжетная поэзия. Помимо всего вышеперечисленного, в произведении присутствуют заметные черты элегии: стихотворение передаёт личные переживания человека, окутанные эмоциями ностальгии, грусти и печали. В произведении отражены раздумья лирической героини о сути любовных отношений.

Стихотворные строки написаны в рамках литературного направления «акмеизм», постулатам которого следовала Ахматова. Для неё был важен возврат к изначальному смыслу каждого использованного слова, а не к символическому его значению. Поэтому в произведении отсутствуют многозначные лексемы, а образы прозрачны для понимания и трактовки.

Поэтический размер – анапест. Это трёхсложный размер, предполагающий постановку ударения на последнем слоге. Благодаря анапесту, стихотворные строки звучат мелодично и динамично. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

С семантической точки зрения произведение можно разделить на две самостоятельных части:

  1. Часть первая – повествование о тщетной попытке догнать любимого мужчину и вернуть.
  2. Часть вторая – воспроизведение финального диалога, происшедшего непосредственно перед расставанием и уходом мужчины.

Повествование начинается с небольшой вступительной части, которая подводит читателей к последующим событиям. С целью передачи всех подробностей Ахматова использует прямую речь и вводит в повествование образ невидимого собеседника.

Образы и символы

В стихотворении представлено два ключевых образа, посредством которых Ахматова доносит до читательской аудитории основную идею. Этими образами являются:

  • образ женщины (лирической героини) – центральный. Героиня ощущает себя виновной в произошедшей размолвке с избранником. Она осознаёт, что своими действиями (словами) причиняет мужчине боль. Поэтому героиня искренне признаётся: «…я терпкой печалью… напоила его допьяна…». Для женщины сложилась трагическая ситуация: её сердце всё ещё любит, она пытается догнать любимого, всё исправить, но, при этом, осознаёт горькую правду – в сердце мужчины больше нет любви;
  • образ мужчины – центральный. Мы понимаем, что мужчина не смог простить свою избранницу, и готов расстаться с ней окончательно. Но, ошибочно считать, что герою абсолютно всё равно в момент расставания. Для него случившееся становится не меньшим ударом, чем для женщины. Об этом красноречиво говорят следующие строки: «Он вышел, шатаясь… Искривился мучительно рот…». Мужчина не смог простить любящую женщину, поэтому смог отпустить свои чувства из сердца раньше, чем она.
Читайте также:
"Любовь к жизни" 📚 краткое содержание рассказа Джека Лондона, анализ произведения, описание главных героев, основная мысль и тема, жанр

Помимо двух центральных образов, в произведении представлен и важный второстепенный образ:

  • образ тёмной вуали – вуали чёрного цвета чаще всего носили вдовы, оплакивающие своих усопших супругов. В данном аспекте, образ тёмной вуали символизирует траур и смерть. Помимо этого, вуаль ассоциируется с загадочностью, неоднозначностью и мистикой. Подобными эпитетами можно охарактеризовать чувственную связь мужчины и женщины. В связи с этим, определение «тёмная» имеет оттенок отчаяния и мрачности.
Темы и настроение

Основная тема, которую поднимает автор в произведении – это весьма традиционная для любовной лирики тема разрыва отношений двух любящих сердец. Ахматова изучает эту тему с определённого ракурса: с позиции брошенной женщины, являющейся главной героиней произведения. Чтобы полноценно раскрыть интересующую тему, Анна Андреевна демонстрирует всего лишь несколько сцен ссоры, возникшей между влюблёнными. Вектор внимания поэтессы устремлён на детали: её интересуют жесты героев, их мимика, позы… Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями трагизма, горечи расставания, душевного смятения и безысходности. Читатели испытывают искреннее участие и жалость к героине.

Основная идея

Основная мысль, которую транслирует читателям Ахматова, заключается в следующем утверждении: чувство любви – это невероятно хрупкая материя, практически хрустальная. Поэтому к любви следует относиться с максимальной бережностью и тактом, чтобы не разрушить и не нарушить гармонию этого волшебного чувства. Ахматова своими поэтическими строками словно бы предостерегает людей: обиды и оскорбления, нанесённые любимым человеком, фатальны, так как порождают безразличие, усталость и отчаяние. К сожалению, слово «Прости» не всегда способно возродить любовь и воссоединить хрупкую связь, оборванную невниманием и плохими поступками.

Средства выразительности

Поэтесса пользуется разнообразными приёмами с целью создания необходимой психологической атмосферы внутри стиха и образов главных героев. В произведении присутствуют следующие тропы:

  • эпитеты – «бледна», «терпкой», «тёмной»;
  • метафора – «терпкой печалью напоила его допьяна»;
  • антитезы – «тёмной вуалью» – «ты сегодня бледна»; «задыхаясь» – «крикнула»;
  • риторический вопрос – «Как забуду?»;
  • оксюморон – «спокойно и жутко»;
  • аллитерация – «… он вышел, шатаясь… Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь… Я бежала за ним до ворот».

Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью» Ахматова

Посвященное, как и многие стихотворения Анны Андреевны, взаимоотношениям мужчины и женщины, произведение «Сжала руки под темной вуалью» получилось у Ахматовой особенно пронзительным и глубоким.

Сочинение и анализ «Сжала руки под темной вуалью» рекомендуем использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Текст стиха «Сжала руки под темной вуалью»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихе Сжала руки под темной вуалью

Текст стиха «Сжала руки под темной вуалью»

Анна Ахматова

Сжала руки под темной вуалью

Сжала руки под тёмной вуалью…

“Отчего ты сегодня бледна?”

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.”

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Краткий анализ произведения

Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчины и женщины. Герои её стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сжала руки под тёмной вуалью» по плану.

  • История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.
  • Тема стихотворения – разрыв отношений влюблённых людей.
  • Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые постепенно раскрывают тему.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,
  • Эпитеты – «тёмная вуаль», «ты сегодня бледна».
Читайте также:
История создания романа Герой нашего времени - кратко

Личность человека, о котором Анна Андреевна написала столь проникновенные строки, до сих пор не раскрыта. Считается, что он был лишь плодом воображения Ахматовой, которая на протяжении всего своего несчастливого брака хранила верность мужу.

Однако ей не хватало настоящих эмоций. Выход, как человек творческий, она нашла в порождении эмоций воображаемых. Они-то и воплотились в стихотворении.

Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью»

Стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено теме любви. В основу сюжета положена история разрыва двух любящих людей.

В стихотворении Ахматова рисует нам картину последних мгновений ссоры двух влюбленных. Лирическая героиня переживает и страдает из-за разрыва («Сжала руки под тёмной вуалью…», «бледна»).

Женщина признает то, что сама виновата в случившемся. Она понимает, что не сможет забыть ту боль, которую причинила возлюбленному («Как забуду? Он вышел, шатаясь,//Искривился мучительно рот…) и пытается исправить совершенную ошибку.

Лирическая героиня, понимая, что может потерять любимого человека, бежит за ним, «не касаясь перил». Однако это не спасает их отношения.

Женщина пытается остановить возлюбленного криком «Шутка//Всё, что было. Уйдешь, я умру.», однако в ответ слышит лишь равнодушное «Не стой на ветру». Герои не хотят понять друг друга, они равнодушны и эгоистичны, поэтому их отношения уже невозможно спасти.

Выразительные средства, используемые Анной Ахматовой в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…», помогают передать весь накал чувств и переживания героев.

С помощью эпитетов («терпкая печаль», «искривился мучительно», «улыбнулся спокойно и жутко») и метафор («печалью напоила допьяна») поэтесса показывает боль героев от разлуки, а благодаря образу «черной вуали» читатели понимают, что любовь погибла навсегда.

Таким образом, А. А. Ахматова подводит нас к выводу о том, что любовь – это сильное и глубокое чувство, которое невозможно сохранить там, где царят эгоизм, непонимание и обида.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями.

Стихотворение раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

Тема

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит её с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подаёт всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Её внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под тёмной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль.

Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «тёрпкой печалью напоила его допьяна». Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот ранила теперь её. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: «Уйдёшь, я умру» не остановил его.

Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать с собой, когда внутри металась буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что складывалось годами.

Читайте также:
«Таня» 📚 краткое содержание рассказа И.А. Бунина, анализ произведения, характеристика главных героев

Композиция

Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стихотворение с небольшого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям.

Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника.

Данное стихотворение сюжетное: в нём можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы

Жанр

Жанр произведения можно определить как элегию, так как в нём чувствуется печальное настроение. Есть в произведении и признаки лирического стихотворения, так как в центре – переживания лирической героини. В конце стихотворения темп ускоряется, что не характерно для элегии.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передаётся при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи.

В тексте есть несколько метафор: «тёрпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот». Они придают обыденной ссоре художественность. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэт не использует.

Психологическое состояние передаётся и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции.

Некоторым строкам выразительности придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

Сочинение о стихе Сжала руки под темной вуалью

Известная поэтесса Анна Ахматова смогла создать такие прекрасные стихотворные работы, которые доказали целому миру факт о том, что особы слабого пола не только испытывают волнующие трепетные чувства, они могут мастерски выражать их при помощи пера и бумаги.

На счету у писательницы десятки работ, которые можно отнести к любовной лирике. Одной из них является «Сжала руки под темной вуалью».

Данное стихотворение можно назвать загадкой. Оно считается образцовым для работ интимной лирики. Кому посвящено стихотворение? Кто тот незнакомец, о котором пишет поэтесса?

Имя его не известно и до сих пор. Данная работа была написана после годовщины замужества Ахматовой и Гумилева. Но, их недолгий и не очень счастливый брак не давал повода Анне для измен и романов. Литературные критики считают, что герой, которому посвящена не одна работа, просто был выдуман Ахматовой. Его и вовсе никогда не существовало.

Тема стихотворения – ссора возлюбленных.

Оба героя переживают последние минуты после ссоры. Они огорчены, опечалены. Героиня стихотворной работы осознает, что наговорила множество горьких слов своему любимому. Однако иначе она поступить не могла. Иначе, она предала бы саму себя.

Такими же терзаниями переполнена душа и самого героя. Однако Ахматова обещала писать только о женщинах, поэтому, никак не характеризует обиженного мужчину.

Из последних строк читатель узнает о том, что возлюбленные расстаются. Героиня пыталась догнать любимого остановить его. Однако он ответил ей отказом. Он не хочет быть с той, которая делает так больно обычными фразами и словами.

На этом, творческая работа поэтессы обрывается. Она дает каждому из нас возможность поразмыслить, а возможно ли вообще примирение после такой серьезной, болезненной ссоры.

Читайте также: Анализ стихотворения «Песня последней встречи» А.А. Ахматовой.

Таким образом, А.А. Ахматова подчеркивает тему ответственности любимых людей друг перед другом. Любовь — не только радость, но еще и страшная, порой смертельно опасная сила, и с нею нельзя безнаказанно шутить.

Аллегория. Литературный троп

Об аллегориях узнают ещё в начальной школе. Этот литературный приём – важная составляющая сказок и басен, когда произведение включает подсказки в виде символов психических состояний человека, в которых содержится фундаментальная для развития истина. Иноречие делает сказки и басни направленными в той же степени на взрослых, как и на детей.

Аллегория – определение и значение

Художественное представление идеи может быть персонажем, предметом, мотивом и т. д. Термин «аллегория» имеет греческие корни: ἀλληγορία (allegoreo). Означает «говорить что-то другое», проще – иносказание.

Аллегория – это представление идей, понятий, событий с помощью художественного образа, носящего символический или переносной характер.

Объем понятий не ограничен, теоретически любое значение может быть иноречием. В текстах культуры значение аллегории, помимо выраженного прямого смысла, передаёт содержание скрытого, обобщенного, универсального послания, часто очень абстрактного.

Придумал язык иносказаний Эзоп – греческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. По преданию, был рабом, но благодаря своим литературным способностям вновь обрел свободу.

Основное направление творчества Эзопа – рассказы о животных. Персонажи его сказок выражают определенные жизненные установки и черты характера человека. Лиса олицетворяет хитрость, муравей – трудолюбие, лев – храбрость, осел – упрямство и невежество.

Читайте также:
Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени - проблема

Пример в переводе И.А Крылова:

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.

Аллегория как разновидность литературного тропа

Троп (tropos) – оборот, направление, форма – термин из области риторики, означающий замену слова или выражения другим для большей образности, выразительности и эффективности словесного сообщения. Суть литературного тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.

По словам римского ритора Квинтилиана, который ввел термин в риторическую теорию, ключ к разгадке – благоприятное изменение собственного значения фразы на иное. Цицерон определил разгадку как замену слова.

Напомним, что к тропам, помимо аллегории, относятся: метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, антономасия, сравнение, олицетворение, ирония…

Отличия метафоры и аллегории

Общее у аллегории и метафоры в том, что предназначены обе для особого, а не буквального восприятия. Оба тропа являются средствами выражения, связанными с возникновением ассоциации в человеческом разуме. Однако каждый из этих способов используется для разных целей и предстаёт в собственном свете.

Аллегория, что это такое? Это выражение абстрактных представлений о природе особым образом.

Слово «метафора» происходит из греческого языка и означает «перенос» (с одного предмета на другой). Создавая новое утверждение, можно значение одного слова комбинировать в каком-то контексте, и подчёркивать (расширять) его понимание.

Основные отличия

Краткие обороты из 2-3 слов.

Примеры аллегории в литературе

Образное содержание, составляющее буквальное значение слова «аллегория» используется в литературном произведении для передачи определенных абстрактных значений, в первую очередь религиозных, философских и моральных.

  • Среди распространенных примеров аллегории в литературе – одна из старейших книг в мире – Библия. Речь о пресловутом яблоке. В современной культуре относится к чему-то, что связано как с удовольствием, так и с грехом (или чем-то запрещенным). История первых людей – Адама и Евы – берет начало в Книге Бытия. Ослушавшись Бога, покусились на запретный плод.
  • Еще пример аллегории из древней мифологии. Описанный здесь мотив также символизирует то, что ведет к негативным последствиям. Это яблоко раздора, когда богиня Эрида бросила плод со словами «для самых прекрасных» между Афродитой, Афиной и Герой. Это привело к ссоре по поводу того, к кому из них он должен принадлежать.
  • Образ мифологической богини Фемиды – женщина с повязкой на глазах, весами и мечом в руке. Защищала закон и порядок в мире, установленный богами. Теперь стала символом справедливости.
  • У Гоголя в «Мертвых душах» в фамилии героев заложен иносказательный смысл –Собакевич, Плюшкин. У А.С. Грибоедова – Скалозуб, Молчалин.

В баснях и сказках

Аллегория – это простыми словами – метафорические пути, передающие одно явление или чувство через другое. В первую очередь, прием используют в сказках и баснях.

  • Любимый автор детских рассказов – Ганс Христиан Андерсен. Старался стилем повествования ссылаться на традицию устной передачи сказок, и главным адресатом большинства его произведений был вовсе не детский читатель. «Гадкий утенок» повествует о людях талантливых, но лишенных своего места, отвергнутых сородичами.
  • Аллегории в баснях – человеческие черты, приписанные животным. В лисе проявляется хитрость. Этот мотив просматривается и у русского мастера эзопова языка – И.А. Крылова («Лисица и виноград», «Ворона и лисица»).
  • Лебедь, рак и щука представляют людей, не умеющих найти согласие, обрекающих общее дело на крах:

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

В баснях-эпиграммах Игнация Красицкого рассказы о животных призваны в игровой форме подчеркнуть человеческие недостатки: «Смеялся глупый Вол над муравьями…».

В поэтических произведениях

Самое известное произведение средневековой литературы, в котором широко проявляется аллегоризм – «Божественная комедия» Данте. Произведение, полное иносказаний, само по себе – Великая Аллегория. Поэма представляет собой панорамную картину тогдашней действительности, подвергает критике империю и папство, предателей родины.

Самая важная мысль: жизнь – это поход через тёмный лес грехов к ясности Бога. Данте символизирует человека, потерянного среди грехов, Вергилий – мудрость человеческую, Беатриче – любовь. Тёмный лес – это не только вход в иной мир, но и лес греха и заблуждений: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу…» .

Пушкин в стихотворении «Анчар» показывает завуалированный протест на запрет свободы слова, неограниченную власть человека над человеком:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Читайте также:
Как неожиданно и ярко - анализ стихотворения Тютчева, мысль и тема

В средневековую немецкую литературу аллегоризм был введен Готфридом Страсбургским в эпосе «Тристан и Изольда». Язык иносказания в литературе Реформации, представляет, в частности, Джон Буньян. В произведениях использованы средневековые алгоритмы в виде нравоучений. Значение иносказаний снизилось в эпоху романтизма.

Выражение аллегории в живописи и скульптуре

Помимо литературы аллегория часто используется как образное, систематизированное олицетворение в изобразительном искусстве. В искусстве она даже более устоялась, чем в литературе, в основном благодаря многочисленным иконографическим альбомам, изданным в периоды Возрождения и барокко.

Тициан. «Аллегория благоразумия», 1565-70

Аллегорическая живопись – жанр, в котором наглядно представлены абстрактные концепции или идеи, изображенные в виде человека, животного, группы фигур. Персонажи через их особенности (атрибуты, костюмы, позы, жесты, поведение) обозначают конкретную ситуацию, которая является предметом обобщения.

П.П. Прюдон. «Справедливость и Божественное Отмщение преследуют Преступление», 1808

Одна из часто встречающихся в искусстве аллегорий – череп, символизирующий быстротечность и непостоянство человеческой жизни. Это связано с мотивами тщеславия и memento mori (помни о смерти). Смерть занимает особое место в искусстве средневековья и барокко, ведь тогда многие художники обращали внимание на хрупкость бытия.

Филипп де Шампань (1602-1654) — Натюрморт в стиле Vanitas

Пример такой работы – картина французского художника эпохи барокко Филиппа де Шампаня, написанная в 16 веке. На полотне изображен цветок в бутылке, череп и песочные часы.

Под влиянием эллинистического и римского искусства символический элемент приобретает большое значение в раннехристианском искусстве. В катакомбной живописи часто встречается изображение Христа как Доброго Пастыря (катакомбы Домитиллы в Риме, аркосолиум в Comemetarium maius в Риме).

Скульптура Музы поэзии Эвтерпы традиционно выглядит так: образ женщины в лавровом венке с обнаженной грудью. Венок символизирует славу, обнаженная грудь – плодородие. В правой руке держит флейту, левая опирается на лиру. Те же инструменты – символы поэзии и музыки (лира Аполлона). Её одежды указывают на божественное вдохновение. Не только сама фигура, но и каждая деталь облика имеет смысл.

Современная скульптура мастера Налича, установленная в Москве, изображает ленту Мёбиуса. Она заставляет задуматься о бесконечности и величии Вселенной

Аллегория в рекламе

Рекламные тексты часто входят в наш язык и остаются надолго. Их повторяют люди, даже не помня происхождения. Здесь используется богатый спектр речевого выражения. Чтобы создать яркий рекламный образ, прибегают ко всем видам тропов.

«У тебя должна быть фантазия, дедуля!» – юмористическая реклама негосударственного пенсионного фонда с резкой репликой не зря завоевала популярность. Использование веселого старичка должно убедить, как будет счастлива его жизнь, если дедушка прибегнет к услугам фонда.

Реклама мобильной связи: «Мобильные вампиры днем спят, а по ночам говорят. Бесплатно. Билайн» .

Элементы неожиданности и юмористических сцен влияют на узнаваемость рекламы и частое использование слогана во многих ситуациях.

Задание. В каких из этих предложений использовалась аллегория?

  1. Мне нужна крыша над головой.
  2. Я к тебе белокрылою птицей полечу через горы и море, чтобы из рук твоих счастья напиться, навсегда позабыть грусть и горе!
  3. Директор уже вошёл, а они ещё продолжали промывать его кости.
  4. Как бы то ни было, а служителям Фемиды придется рассмотреть ваш иск.
  5. Стучу, стучу, чуть ли не выбиваю дверь, думала, что-то случилось, а он, видите ли, спит без задних ног.
  6. Девушка небесной красоты каждый вечер к дубу приходила, глядя вниз с огромной высоты, называл её своей он милой.

Правильные ответы: 2, 4, 6.

Почему остальные предложения не являются аллегорией:

№ 1. Опирается на сходство черт, расширенное значение. Не крыша вообще, а конкретно – жилище.

№ 3. Оригинальный оборот, усиливающий степень сплетен о директоре.

№ 5. Метафора, ставшая фразеологизмом. Опирается на сходство поведения лошадей, у которых во время сна задние ноги сильно расслабляются.

Что такое аллегория на примерах из литературы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Читайте также:
Дуэль Безухова и Долохова в романе Война и мир - анализ эпизода

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

  1. Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
  2. Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
  3. Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».

Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:

  1. Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
  2. Осел – упрямство и невежество.
  3. Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
  4. Петух – самолюбие и зазнайство.
  5. Заяц – хвастовство и трусость.
  6. Стрекоза – беспечность.
  7. Муравей – трудолюбие.
  8. Мартышка – глупость и так далее.

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку.

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

Читайте также:
Выскочка кратко - читать онлайн пересказ произведения Пришвина

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах . Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.

Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Спасибо. Очень помогло. Но на вашем сайте нет множестао других важных терминов. А так сайт супер. Я понимаю что составлять сайт это конечно труд и работа, но для полезного сайта требуется больше. У вас крутой сайт, вы что. Но стоит доработать))) Вы и сами наверное понимаете это. Но. спасибо хотя бы за то что уже у вас имеется))) .

Аллегория, даже сейчас нередко используется для насмешки над теми, кого страшно или не положено открыто высмеивать. Это очень эффективный прием, однако важно соблюсти тонкую грань между завуалированным и совершенно непонятным, иначе в чем суть не разберется никто.

А откуда известно, что имел ввиду Пастернак в этом своем стихотворении? Вообще, каждый читатель сам может найти какой-то свой смысл в чужом произведении и неважно, что в него вкладывал сам автор, тем более, что это не всегда может быть доподлинно известно.

Понять же басни Крылова куда проще, но тут и жанр поэзии таков, что смысл лежит на поверхности, ведь басня — это поучительная история, имеющая определенную мораль.

Павел: мне кажется, что анализ художественных произведений придумали специально, чтобы было на чем зарабатывать и при этом ничего не делать.

Я так же не понимаю, зачем и как можно понять, что вложил в те или иные слова автор. Это что-то вроде хиромантии получается.

Для меня любое произведение оценивает и трактуется просто — нравится, не нравится. Все, остальное наносное.

Что такое аллегория? Примеры из художественной литературы

Аллегория — один из видов худо­же­ствен­ных тро­пов, кото­рый широ­ко исполь­зу­ет­ся в литературе.

Слово «алле­го­рия» име­ет гре­че­ское про­ис­хож­де­ние. Этот тер­мин бук­валь­но пере­во­дит­ся «ино­ска­за­ние». Можно ска­зать, что алле­го­рия — это ино­ска­за­тель­ное изоб­ра­же­ние какого-либо явле­ния дей­стви­тель­но­сти. Этот при­ем широ­ко исполь­зу­ет­ся в живо­пи­си, теат­раль­ном искус­стве, в лите­ра­ту­ре и дру­гих видах дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Дадим общее опре­де­ле­ние это­му термину:

Читайте также:
Образ Раскольникова в Преступление и наказание, характеристика

А такое опре­де­ле­ние алле­го­рии мож­но уви­деть в Википедии:

Раскроем его общий смысл более подробно.

Аллегория — это все­гда ино­ска­за­ние, то есть рас­смат­ри­ва­е­мый пред­мет или поня­тие не назы­ва­ет­ся пря­мо, а изоб­ра­жа­ет­ся ино­ска­за­тель­но с исполь­зо­ва­ни­ем дру­гих явле­ний дей­стви­тель­но­сти. Происходит раз­вер­ну­тое упо­доб­ле­ние одно­го пред­ме­та дру­го­му с помо­щью систе­мы наме­ков, при­чем пря­мой смысл изоб­ра­же­ния не теря­ет­ся, но допол­ня­ет­ся воз­мож­но­стью его пере­нос­но­го истолкования.

Во мно­гих алле­го­ри­че­ских обра­зах отра­зи­лось пони­ма­ние чело­ве­ком добра, зла, спра­вед­ли­во­сти и дру­гих нрав­ствен­ных цен­но­стей. Так, тра­ди­ци­он­но, еще со вре­мен Древней Греции, пра­во­су­дие ино­ска­за­тель­но пред­став­ле­но в виде боги­ни Фемиды, в обра­зе жен­щи­ны с завя­зан­ны­ми гла­за­ми и с веса­ми в руках.

  • Аллегория надеж­ды — это якорь;
  • алле­го­рия сво­бо­ды — разо­рван­ные цепи;
  • белый голубь — алле­го­рия мира во всем мире.
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ
Сон Царство Морфея
Смерть Объятия Аида
Неприступность Форт Нокс
Правосудие Фемида

Изображение чаши и змеи, обвив­шей её, сего­дня все­ми вос­при­ни­ма­ет­ся в каче­стве алле­го­рии меди­ци­ны и вра­че­ва­ния. Аллегорическими по сво­ей сути явля­ют­ся прак­ти­че­ски все гераль­ди­че­ские зна­ки. Аллегория в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве — это обшир­ная тема для отдель­но­го разговора.

Аллегория в литературе

В лите­ра­ту­ре тер­ми­ном «алле­го­рия» назы­ва­ет­ся один из худо­же­ствен­ных тро­пов, в осно­ве кото­ро­го лежит пере­нос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гое. С этой точ­ки зре­ния мож­но дать сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние это­му лите­ра­ту­ро­вед­че­ско­му термину:

Использование алле­го­рии худож­ни­ка­ми сло­ва спо­соб­ству­ет рас­кры­тию абстракт­но­го поня­тия добра, зла, под­ло­сти, жад­но­сти и пр. в кон­крет­ном худо­же­ствен­ном образе.

Примеры использования аллегории в художественной литературе

Еще в народ­ном твор­че­стве, в бас­нях, сказ­ках, посло­ви­цах, прит­чах, обра­зы живот­ных наде­ле­ны опре­де­лен­ны­ми чело­ве­че­ски­ми качествами:

лиса все­гда хит­рая и пред­при­им­чи­вая, заяц тру­со­ва­тый, баран обла­да­ет тупо­стью и непре­взой­ден­ным упрям­ством, волк и мед­ведь агрес­сив­ные и глуповатые.

Аллегорическими явля­ют­ся все бас­ни И.А. Крылова, в кото­рых целый зве­ри­нец живот­ных наде­лен авто­ром отри­ца­тель­ны­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми: упрям­ством, тупо­стью, жад­но­стью, глу­по­стью и т.д.

Хитрость чело­ве­ка бас­но­пи­сец ино­ска­за­тель­но вопло­тил в обра­зе лисы, жад­ность — в обли­чии вол­ка, упрям­ство и тупость — в обра­зе осла. и т.д.

Продолжая тра­ди­ции фольк­ло­ра, мно­гие писа­те­ли посред­ством алле­го­рии смог­ли выска­зать свое отно­ше­ние к раз­ным аспек­там обще­ствен­ной жизни.

М.Е Салтыков-Щедрин в сказ­ках «Премудрый пес­карь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пье­сах «Баня», «Клоп» высме­и­ва­ют опре­де­лен­ные нега­тив­ные нрав­ствен­ные каче­ства людей, исполь­зуя алле­го­ри­че­ские образы.

Аллегория в отли­чие от мета­фо­ры охва­ты­ва­ет все про­из­ве­де­ние, что ярко про­сле­жи­ва­ет­ся в «Песне о Буревестнике» М. Горького.

Вагоны шли
при­выч­ной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёл­тые и синие,
В зелё­ных пла­ка­ли и пели.

Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэ­ти­че­ских стро­ках А.Блока, обра­тим­ся к про­шло­му России. В нача­ле про­шло­го века ваго­ны пер­во­го и вто­ро­го клас­са были жёл­то­го и сине­го цве­та, а ваго­ны тре­тье­го клас­са, в кото­рых езди­ла бед­но­та, име­ли зеле­ный цвет. Современное Блоку обще­ство изоб­ра­же­но поэтом с помо­щью алле­го­рии — ваго­ны жел­то­го, сине­го и зеле­но­го цвета.

В поэ­ме «Мертвые души» Н.В. Гоголя алле­го­ри­че­ским смыс­лом напол­не­ны такие фами­лии пер­со­на­жей, как Собакевич, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова — Скалозуб, Молчалин.

Аллегорическое зна­че­ние в мно­го­чис­лен­ных худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях при­об­ре­ли поры года. Весна, к при­ме­ру, сим­во­ли­зи­ру­ет духов­ное воз­рож­де­ние, сво­бо­ду, надеж­ду на луч­шую жизнь.

Читаем у Е.Баратынского:

Опять вес­на; опять сме­ёт­ся луг,
И весел лес сво­ей мла­дой одеждой,
И посе­лян неуто­ми­мый плуг
Браздит поля с покор­ством и надеждой.

А вот сти­хо­тво­ре­ние Аполлона Майкова, в кото­ром чув­ству­ет­ся весен­нее обнов­ле­ние не толь­ко при­ро­ды, но и духов­ное воз­рож­де­ние, свет­лая надеж­да на изме­не­ния в жиз­ни общества:

Весна! Выставляется пер­вая рама —
И в ком­на­ту шум ворвался,
И бла­го­вест ближ­не­го храма,
И говор наро­да, и стук колеса.
Мне в душу пове­я­ло жиз­нью и волей:
Вон — даль голу­бая видна…
И хочет­ся в поле, широ­кое поле,
Где, шествуя, сып­лет цве­та­ми весна!

Тему вес­ны, напол­нив алле­го­ри­че­ским смыс­лом, не обо­шел сво­им вни­ма­ни­ем рус­ский поэт А.А. Фет:

Уж вер­ба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять вес­на душистая
Повеяла крылом.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит тол­пою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тай­ной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Осень, как сим­вол упад­ка жиз­ни и духа, неустро­ен­но­сти чело­ве­ка, в сти­хо­тво­ре­нии «Тополь» наво­дит тос­ку и печаль в душе поэта:

Сады мол­чат. Унылыми глазами
С уны­ни­ем в душе гля­жу вокруг;
Последний лист раз­ме­тен под ногами,
Последний луче­зар­ный день потух.

Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве

Аллегория – это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой – символ смерти, а голубь с оливковой ветвью – символ мира.

Термин происходит от греческого слова αλληγορία – иносказание.

Пример аллегории – античная богиня Фемида, которая символизирует правосудие. Ее изображают в виде женщины с весами и мечом в руке, а также с повязкой на глазах. Это значит, что правосудие слепо (судит не по лицам, а по делам), оно сурово карает, но перед этим тщательно взвешивает все доводы.

Статуя богини Фемиды – аллегория правосудия. Фото: Depositphotos

Аллегория – это всегда иносказание. Предмет или понятие не называются прямо, а изображаются с помощью системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется еще и переносным смыслом.

Тициан. Аллегория возрастов

Зачем нужна аллегория?

Аллегория широко используется в искусстве и литературе.

Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.

Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.

В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали происходящее в стране под видом заграничных или исторических событий. Этот прием называется «эзопов язык» – по имени античного баснописца Эзопа.

Аллегория в литературе

В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.

Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.

Аллегория может встречаться и в других жанрах – в сказке, рассказе, повести, романе. Так, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общество, которое после революции под лозунгами свободы и равенства скатывается к диктатуре и тоталитаризму (сатира на Советский Союз).

Обложка русского издания повести «Скотный двор».

Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Аллегория в данном случае украшена яркими и эмоциональными эпитетами .

Аллегория и олицетворение

Олицетворение – это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Например, у Ф.И. Тютчева: «Лазурь небесная смеется».

Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.

Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.

Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года

Метафора и аллегория – в чем отличие?

Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.

Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой . В аллегорическом произведении все образы следует воспринимать в переносном смысле – как связанные между собой метафоры.

Но не все специалисты согласны с трактовкой аллегории как расширенной метафоры. Они указывают на главное отличие: метафора основана на сравнении, на сходстве явлений, а аллегория – на иносказании, намеке.

Примеры аллегории в литературе

В «Божественной комедии» Данте человеческие страсти аллегорически представлены в виде зверей – пантеры, льва, волчицы.

Аллегорию активно использовал М.Е. Салтыков-Щедрин. В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» – власть и ее отношения с обществом. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.

М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. ​

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: