Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени – проблема

Сочинение Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи и ее «пороков», собирательный образ которых представлен в лице главного героя – Григория Александровича Печорина.
Переходя непосредственно к теме судьбы в романе, считаю необходимым хотя бы коротко обрисовать центральный образ – Печорина, с помощью которого раскрывается данная смысловая линия.
Наиболее полный и конкретный психологический портрет главного героя произведения представлен в главе «Максим Максимыч». Лермонтов рисует крайне неоднозначную личность, в которой гармонично сочетаются такие черты, как необычайная тонкость души, незаурядность личности, необыкновенно острый ум и в то же время, как ни странно, крайний индивидуализм, нездоровое честолюбие, отсутствие душевной простоты и даже «демонизм». Необходимо также отметить, что все грани характера Печорина имеют в своей основе не наносной, а истинный, почти природный характер.
Григорий Александрович Печорин противопоставляет себя, свою собственную возможность управлять жизнью силам судьбы. И именно в этой борьбе раскрывается тема судьбы в романе. Черты характера Печорина обусловливают то, что он категорически отказывается верить в предопределенность событий, происходящих в жизни. Будучи убежденным эгоцентристом, он абсолютно уверен, что сам вершит свою судьбу, планирует собственную жизнь. Одной из проблем, раскрывающихся в рамках темы судьбы, является постоянное своевольное вмешательство Печорина в жизни окружающих его людей. Такое вторжение в частную жизнь является скрытым способом самореализации главного героя.
Так, например, в главе «Бэла» ценой прихоти Печорина стали не только жизнь «княжеской дочери», но и судьбы многих других героев, таких как Азамат, Казбич, отец Бэлы. Не случайно Бэла перед смертью думает о том, что не встретит своего возлюбленного в раю. Сцена предсмертных мук героини отражает беспомощность Печорина перед лицом сил судьбы. Он смог одержать крохотную победу – влюбить в себя Бэлу, но вот удержать ее жизнь, которую сама девушка доверила ему, Печорин не смог.

В главе «Максим Максимыч», которая в хронологическом ряду глав стоит последней, мы видим встречу двух старых приятелей, а именно самого Максима Максимыча и Печорина, но, учитывая сдержанность и даже некоторую холодность Григория Александровича, очень сложно охарактеризовать их отношения как дружбу, хотя реакция второго отчетливо дает понять, что человека ближе и роднее для него не существует. И в очередной раз Печорин надламывает чужую жизнь, но в этот раз уже по причине ощущения собственной потерянности, бессмысленности собственного бытия.
Что касается главы «Тамань», то это, пожалуй, самая загадочная часть романа «Герой нашего времени». Когда читаешь эту главу, остается множество вопросов. Зачем Печорин пошел за слепым? Что его потянуло ночью на берег? И, наконец, какое ему дело до занятий окружающих? Но, вспомнив о характерных чертах Печорина, указанных ранее, быстро находишь ответы. Простое эгоистическое любопытство героя впоследствии разрушило «мирный круг честных контрабандистов». В этой главе Печорин впервые признается в том, что в данном случае он сам был во власти судьбы, а не просто действовал под влиянием обстоятельств: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»
В главе «Княжна Мери» тема судьбы наиболее полно раскрывается в сцене дуэли Печорина и Грушницкого. Главный герой романа идет на схватку не с человеком, а с философско-религиозным убеждением. В данном случае ценой его крайне глупой самоуверенности могла стать его собственная жизнь. Однако стремление к самореализации заставляет Печорина забыть о здравом смысле. В очередной раз пытаясь доказать единоличную власть над своей жизнью, он убивает человека. Но Грушницкий далеко не единственный человек, чью жизнь обрывает Печорин в этой главе. Григорий Александрович также становится демоном для очаровательной Мери, которую герой влюбляет в себя ради самоутверждения.
И, наконец, последняя по счету глава романа, но далеко не последняя по степени важности – «Фаталист». Само название говорит о том, что тема судьбы будет основной для этой части. Центральный образ главы – поручик Вулич – погибает из-за бессмысленной игры со смертью и слепой веры в предопределение. Его смелость граничит с безрассудством, а инстинкт самосохранения, кажется, и вовсе отсутствует. Но и Печорин в этой главе не упускает шанса помериться силами с судьбой, когда врывается в дом, где сидит вооруженный казак-убийца.
Итак, несомненно, в романе присутствуют моменты триумфа Печорина над предопределенностью, но победа в поединке героя с судьбой все же остается за вторым участником схватки. И ярким доказательством этого является смерть Григория Александровича Печорина «где-то в Персии».

Читайте также:
«Мои университеты» 📚 краткое содержание повести Максима Горького, жанр произведения, анализ сюжета

Сочинение: Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени Печорин и Вулич. 2

Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”: Печорин и Вулич.

Автор: Лермонтов М.Ю.

Весь роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать фатальным. Но только последняя глава называется «Фаталист». Вообще, не одна из глав всего произведения не связана с другой, и в этом тоже можно усмотреть некую фатальность. Печорин проживает как будто множество жизней: в «Бэле» похищает Бэлу, в «Княжне Мери» убивает Грушницкого, а в «Фаталисте» сам оказывается на волосок от смерти. Но эта несвязанность видна только на первый взгляд. Замысел всего романа таков, что показывает нам Печорина в разных ситуациях и в разных местах, во взаимоотношениях с разными людьми. Где-то он находит себе подобных, где-то полных антиподов.

В «Фаталисте» Лермонтов сталкивает Печорина с Вуличем. Вулич – страстный игрок, немногословен и «никому не поверяет своих душевных тайн». Мы видим, что даже в пылу сражения он не изменяет своей страсти и продолжает играть, как будто сидит за карточным столом. Печорин – это «лишний человек», так условились называть его литературоведы, это и понятно, он скитается по свету и нигде не находит себе пристанища. В «Фаталисте» чувства отверженности его проявляются наиболее остро. Непонятно, кого здесь считать фаталистом, самого Печорина или Вулича, решившего поставить ужасный эксперимент и проверить правильность мусульманского поверья. В чем-то они, эти два фаталиста, похожи.

Вначале главы Печорин, однако, поддерживает пари Вулича просто из любопытства, он ни на минуту не верит в какие-то старые приметы, тем более в мусульманские поверья, ведь сам он православный. Но вот неожиданная смерть Вулича. Заставляет ли она его раскаяться в своем неверии: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не

случится – а смерти не минуешь!» – говорит он после страшного события, и это все после того, как сам же он вечером перед этим предрек Вуличу скорую смерть.

Что фатальнее верить в смерть или не верить в нее? И кто больший фаталист, Печорин и Вулич с пистолетом у виска? Такова проблематика заявленной главы.

Вулич решает проверить себя и смерть на прочность. Выражение «чему быть, того не миновать» прочно вошло в нашу нелегкую действительность и стало поговоркой, а Вулич осмелился вести опасные игры с жизнью. Автор, а вместе с ним и Печорин, понимает, что человеку уже заглянувшему в глаза смерти, нет места на этом свете. Если он решился на такой поступок, значит, мало что его связывает с этим миром. И это даже не простая отвага. В комнате, где все это происходило, было много военных, храбрых офицеров, видевших смерть не раз, но не один из них не отважился сыграть в русскую рулетку: «Вы хотите доказательств: я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута. Кому угодно? – Не мне, не мне! – раздалось со всех сторон, – вот чудак! придет же в голову. »

Не нужно проверять это поверье, чтобы убедиться в том, что человек смертен, причем внезапно смертен. Не случайно в эпизод введен случай со свиньей, которая случайно умерла от шашки пьяного офицера. Что жизнь! Любой может просто так вот умереть, как это бедное животное, причем умереть внезапно, во цвете лет. Что и происходит в тот же вечер с Вуличем. Он искал смерти, он ее и получил.

Обратимся теперь к Печорину, который, как уже стало понятно, тоже фаталист. Он, конечно, не верит в сказки, но и над ним тяготеет рок. Мы знаем из романа, что он воевал, причем воевал не потому, что был убежден, что так нужно, а просто от скуки, оттого, что нечем ему было более заняться, мы помним и его дуэль с Грушницким, тогда он тоже был на волосок от смерти, почему же тогда он считает вместе со всеми, что выходка Вулича – это всего лишь блажь? Да, Печорин сам постоянно живет с пистолетом у виска. Знаменательны в этом смысле его рассуждения дорогой домой после инцидента за картами. Он идет лунной дорогой и, размышляя, обращается к звездам, как будто только они и могут его понять: «мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою. »

Читайте также:
Загадки про солнце - для детей 7, 9 лет, 1, 2, 3, 4, 5 класса

И, действительно, что изменилось на свете оттого, что умер Вулич? Что изменилось оттого, что погиб он не в честном бою, а как обычный человек, зарубленный в пьяной драке? Мир не перевернулся. Останься жить Вулич и пойди он на войну, он убил бы много врагов, значит, для кого-то жизнь Вулича тоже была бы фатальной. А для Вулича оказался фатальным пьяный офицер, не заснувший, разморенный винными порами, а начавший буянить. Получается, поверье-то правильное. И вот уже Печорин, так же как Вулич направлял себе пистолет в лоб, лезет в дом, где заперся убийца. Или Печорин думает, что бессмертен? Конечно, нет.

Здесь важно понимать один момент. Вулич и Печорин не дорожат своими жизнями, однако, Вулич решает убить себя физически, его игру с пистолетом иначе как самоубийством не назовешь, а вот Печорин убивает себя морально, отказываясь от нормальной жизни и «ударяясь в бега».

Интересно узнать, сам ли Печорин обрек себя на бегство, или это было его предопределением? Может быть, небеса действительно уготовили ему такую участь – нравственную смерть? Или он сам сознательно избрал себе этот путь? Ответы можно найти в «Княжне Мери», где размышления Печорина описаны более пространно. Перед своей дуэлью с Грушницким он говорит, что не боится смерти и даже, может быть, жаждет ее. Кто будет плакать о нем? «Друзья,

которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счет бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нем ревности к усопшему, – бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей – и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй. второй?» А второй давно уже простился со всеми. Вулич, когда решается поиграть в самоубийство, действует по велению сердца, которое от этого только сильнее начинает гнать кровь. Печорин же, сознательно отрекаясь от жизни и предпочитая смерть душевную, действует по велению рассудка. Что фатальней, что предопределено?

Мы можем сделать отсюда один очень существенный вывод. Может быть, конечно, что-то в жизни предопределено. Это, например, время, в которое человек живет, страна, общество, но вот жизнь свою он строит сам, и если он решил умереть, то его уже ничего не спасет. Вулич внутренне был готов к смерти, готов был ее принять и, соответственно, встречает свою пулю. Печорин тоже жаждет смерти, никто не заставлял его играть с Бэлой, мучить Мери и убивать себя изнутри. Он это делает сам, совершает фатальные ошибки и калечит жизни других людей. Человек сам формирует обстоятельства вокруг себя, а ни в коей мере не наоборот, хотя это и может так показаться после прочтения «Фаталиста».

Тема судьбы проходит через весть роман «Герой нашего времени». Лермонтов был романтическим автором, а романтизму вообще свойственно все загадочное, печальное и трагические. Сам автор всю жизнь искал тот романтический идеал, который в романе ищет Печорин. Такую же романтическую смерть хотел найти, вероятно, и Вулич, только вот судьба распорядилась иначе. Писатель во многом похож на своего героя, хотя ни в коем случае отождествлять его с Печориным нельзя. Герой находит идеалы и по своей же вине их теряет, а творец все время в поиске, потому что пока ничего не нашел. Романтизм, видимо, и создал последнюю судьбоносную главу.

Читайте также:
Краткое содержание Поход Аркадия Гайдара - читать бесплатно онлайн

Сложно сказать, как стоит поступить: знать свою судьбу и смириться с ней или знать, что она предопределена, но всеми силами стараться прожить жизнь достойно, потому что, как сказал доктор Вернер: «Я знаю, что в один прекрасный день я умру». Трудно не согласиться с этим. Смерть всех уравняет, кто потом вспомнит, как ты жил, если внутренний огонь не отражался на твоем лице.

«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка. » Печорин со своим вечным прагматизмом и здесь оказывается прав. Его предсказание Вуличу о скорой его гибели, не есть ли и это обман чувств, может быть, ему померещилась «печать смерти» на лице отважного серба?

Каждый волен иметь свою точку зрения на предмет фатальности тех или иных событий. Нас же больше занимает вопрос, уже обозначенный вначале: кто больший фаталист, Печорин или Вулич? Думается, что все же Печорин. Вулич принес смерть только себе, Печорин, как уже упоминалось, погубил множество жизней; он – не фаталист, он – сам фатум, рок, судьба. Он знал, что столкнется с Грушницким на узкой дорожке, знал, что умрет Вулич, и в этом мы снова видим романтические черты лермонтовского романа. Печорин – прагматик, но, вместе с тем, и романтик, и чувства ему не чужды. Его фатальная любовь к Вере, тоже своего рода предопределение.

Сочинение: Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения «Смерть поэта», в котором автор горестно восклицал:

Погиб поэт! — невольник чести — Судьбы свершился приговор! —

Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы».

То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед. Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу). Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.

Читайте также:
Стихи про семью - сборник самых красивых и трогательных

Тема судьбы (Печорин и Вулич в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти самостоятельных глав. Заключитель­ная глава называется «Фаталист». О событиях, про­изошедших в ней, рассказывает сам герой — Печо­рин. Находясь «в казачьей станице на левом фланге», Григорий Александрович знакомится с поручиком Вуличем. Печорин так описывает его «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные прони­цательные глаза, большой, но правильный нос, при­надлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его,— все это будто со­гласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и стра­стями с теми, которых судьба дала ему в товарищи».

Однажды, в один из вечеров, офицеры затеяли раз­говор о том, «что мусульманское поверье, будто судь­ба человека написана на небесах, находит и между. христианами… многих поклонников». Поручик Ву­лич решил разрешить спор, проверив на себе предо­пределение судьбы: «Господа,… я вам предлагаю ис­пробовать на себе, может ли человек своевольно рас­полагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута» Все отказались и, воз­можно, этот разговор ничем бы и закончился, если бы Печорин не предложил пари, утверждая, что нет пре­допределения.. Он высыпал «на стол десятка два чер­вонцев». Вулич поддержал условия и «наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов…». Пе­чорину казалось, что он читает «печать смерти на бледном лице» поручика, и он сказал ему об этом. Ву­лич сохранял спокойствие. Офицеры же заключали новые пари. И вот — кульминационный момент: «ды­хание у всех остановилось, все глаза, выражая страх и какое-то неопределенное любопытство, бегали от пис­толета к роковому тузу, который, трепеща на воздухе, опускался медленно; в ту минуту, как он коснулся стола, Вулич спустил курок… осечка!» Конечно, были предположения, что пистолет не был заряжен, на что Вулич, не перезаряжая оружия, выстрелил еще раз и пробил фуражку. Вулич остался доволен своим экспе­риментом, а вот Печорина не покидает мысль о том, что поручик непременно должен «нынче умереть».

И предчувствия не обманули нашего героя: Вулич был зарезан той же ночью пьяным казаком. Возмож­но, все бы и обошлось, если бы сам Вулич не заговорил с обезумевшим казаком. Уже умирая, Вулич убедился в справедливости предсказания Печорина. Видно, ему было суждено умереть, но не от пули, а сабли со­всем незнакомого казака.

Я думаю, что сам Печорин верил в судьбу (ведь он поверил в гадание, предсказавшее смерть ему «от злой жены», после чего он испытывал «непреодоли­мое отвращение к женитьбе»), но постоянно испыты­вал ее. Создается впечатление, что герой даже ищет смерти (дуэль с Грушницким). В очередной раз он «вздумал испытать судьбу», когда решился захватить того самого казака, запершегося в сарае. На этот раз судьба была благосклонна к Печорину: пуля, выпу­щенная казаком, сорвала эполет, не причинив вреда герою.

Я считаю, что иногда нужно полагаться на свою судьбу, но не стоит испытывать ее; а если в жизни по­стигло несчастье, не стоит опускать руки, считая, что все уже предопределено и ничего нельзя изменить. Ведь по большому счету каждый человек — кузнец своего счастья.

Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы

Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

Читайте также:
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил читать

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Понимание роли судьбы героями романа

Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»

Фактически, писатель воссоздает образ потерянного поколения в «Герое нашего времени». Это поколение не знает, куда направить свои жизненные силы, как послужить своему Отечеству.

В романе «Герой нашего времени» писатель поднимает смысложизненные проблемы бытия человечества. Его волнует тема судьбы, которую он пытается рассматривать как в мистическом, так и реалистическом ключе. Сама эта тема привлекает внимание читателей, что делает произведение более захватывающим и интересным. Этот материал пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему «Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Судьба в русской литературе.

Ни для кого не секрет, что русская литература имеет большую мировую ценность, а ее произведения отличаются от зарубежных. Шедевры русской классики – одни из наиболее популярных, актуальных и читаемых произведений и в нынешнее время. Чем же отличается русская литература от литературы иных народов?
Ответ простой: в каждом произведении отечественной литературы будь то книга, роман, поэма или рассказ – везде присутствует тема влияния судьбы на действия и восприятие героя. Именно исконно русская надежда на «судьбу», на счастливую случайность отличает все произведения русской литературы.

Читайте также:
Запорожская Сечь - описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя

Вера в судьбу (или в рок) – это вера в фатальные события, которые предназначены человеку свыше, кем-то более сильным и знающим, и на которые сам человек не в силах повлиять.

Вера в случайность – вот что отличает русского персонажа от зарубежного. Какое бы произведения мы не взяли – везде присутствует эта вера не в собственные силы, прежде всего, а в нечто более высокое и справедливое.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Судьба в русской литературе 440 руб.
  • Реферат Судьба в русской литературе 220 руб.
  • Контрольная работа Судьба в русской литературе 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Известно, что в каждой стране разное восприятие мира и взгляда на судьбу. Если брать большее количество писателей, то можно увидеть различия восприятия судьбы в произведениях литературы. Чем же отличается «судьба» в русской литературе? К подобным различиям можно отнести:

  1. Восприятие судьбы персонажем не в качестве помощника или содеятеля, а как проявления воли высших сил, способных либо разрушить жизнь человека, либо превознести его на вершину. В этой ситуации фатализм может идти как качество личности героя (Например, в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — главный герой Печорин является фаталистом. В данном произведении словом «фаталист» даже названа отдельная часть).
  2. Отрицание помощи судьбы или обвинение ее во всех своих бедах и несчастьях. Такое поведение персонажей довольно часто встречается в русской литературе, в отличии от зарубежных произведений. На самом деле, в таком поведении есть смысл. Персонаж таким образом как бы «освобождает себя» от вины, перекладывает ответственность за свои действия на судьбу, которая им так бесчеловечно распорядилась. (Ярким примером того могут служить персонажи произведения М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
  3. Судьба в произведениях русской литературы может являться отдельным персонажем или даже героем произведения (пример – многочисленные лирические произведения).
  4. Также одним из основных отличий является то, что рок или судьба в русских произведениях носят весьма случайный характер. Так, возникает противоречие: с одной стороны человек с которым «произошла случайность» будто бы и несет ответственность за свои действия, а с другой – он сетует на судьбу, которая так жестоко с ним поступает.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно прийти к выводу о том, что судьба в русской литературе может носить как случайный, независимый характер, так и являться одним из ключевых персонажей. В любом случае, судьбе отводится большая роль в русской литературе, что отличает восприятие мира русского человека, от противоположного, экзистенциального восприятия иностранца.

Краткое содержание «Железная дорога»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 83.

Поэма «Железная дорога» Неркасова, написанная в 1864 году, повествует о времени, когда в России было уже отменено крепостничество, но простой народ по-прежнему был вынужден тяжело работать ради куска хлеба. Крупная железная дорога была положена на костях честных тружеников, но никто не хотел помнить эти человеческие жертвы.

Для подготовки к уроку литературы в 6 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Железная дорога». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

  • Рассказчик — справедливый и честный человек, которому не безразлична судьба простого народа.
  • Ваня — генеральский сын, добрый, жалостливый мальчик с чистой душой.

Другие персонажи

  • Генерал — отец Вани, высокомерный мужчина средних лет, презирающий простой народ.
  • Строители железной дороги — простые мужики, недалёкие, необразованные, доверчивые, но при этом честные, выносливые и очень трудолюбивые.

для самых занятых –

для самых крутых –

Краткое содержание

Рассказчик оказался в одном купе с важным мужчиной и мальчиком, его сыном. Ваня поинтересовался у отца, кто построил эту железную дорогу, на что мужчина ответил: « Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька !»

Глава 1

Рассказчик мчался в поезде, « по рельсам чугунным », любуясь красотой России. Глядя на проплывавшие мимо осенние пейзажи, он думал « думу свою ».

Глава 2

Очнувшись от своих мыслей, рассказчик обратился к мужчине и предложил поведать Ване правду. Он рассказал мальчику, что масштабное строительство железной дороги — это огромный труд, который « был страшно громаден, — не по плечу одному ».

Читайте также:
С поляны коршун поднялся анализ стиха Тютчева - тема, идея, жанр

На это строительство со всех концов России людей согнал голод — они стекались сюда в надежде заработать копейку на пропитание своих семей. Работа здесь была невообразимо тяжёлой — многие рабочие умирали, « к жизни воззвав эти дебри бесплодные ».

Рассказчик поведал, что вдоль рельс на протяжении всего пути лежат « косточки русские ». Если приглядеться, то за окном в тёмной ночи можно разглядеть мертвецов, положивших свои жизни на строительство железной дороги. Они « жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой ».

Кроме того, простые рабочие терпели жестокое обращение начальства, откровенный грабёж при оплате труда, но они стойко сносили все трудности. Теперь же их волновал один вопрос: не забыли ли люди о них, об их трудовом подвиге, вспоминают ли добрым словом?

Рассказчик напомнил Ване, что он уже большой, и « стыдно робеть, закрываться перчаткою ». Нужно всегда смотреть правде в глаза и никогда не забывать о том, как « трудно свой хлеб добывал человек ». Рассказчик призывал мальчика уважать мужика и перенять его « привычку к труду благородную ». Он не сомневался, что наступит такое время, когда простой народ « широкую, ясную грудью дорогу проложит себе ».

Глава 3

Незаметно для себя Ваня уснул, и ему привиделся сон, в котором « тысяч пять мужиков, русских племён и пород представители » строили эту железную дорогу. Услышав эту историю, его отец, важный генерал, громко захохотал. Он ответил, что бывал в Европе и видел прекрасные произведения искусства, которые были созданы явно не руками неотёсанного мужика.

Генерал считал, что простой народ — это « варвары! дикое скопище пьяниц ». Он попросил попутчика не смущать « детское сердце » такими мрачными рассказами и показать ему светлую сторону этой истории.

Глава 4

Рассказчик согласился и описал, как после окончания работы, когда « мёртвые в землю зарыты; больные скрыты в землянках », рабочие отправились за оплатой своего тяжёлого труда. Но выяснилось, что каждый из них был должен подрядчику: мужикам « стали в копейку прогульные дни ». Подрядчик «милостиво» согласился простить рабочим недоимку и в честь окончания строительства угостил их дешёвым вином. Мужики были очень рады и даже носили подрядчика на руках. Рассказчик уточнил у генерала: такую ли радостную картину он хотел показать сыну?

Заключение

Николай Некрасов своим произведением напоминает, насколько важно помнить свою историю, и не забывать об истинных героях — простых людях, которые ради лучшей жизни будущих поколений пожертвовали собственными жизнями.

После ознакомления с кратким пересказом «Железная дорога» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание Железная дорога Некрасова

В поэме Некрасова “Железная дорога” участвуют три лица. Рассказчик, генерал и сын генерала Ваня. События происходят в вагоне поезда.

Всё начинается с вопроса ребёнка о том, кто дорогу построил? Отец отвечает, что построил её Граф Пётр Андреевич Клейнмихель. Возмущённый этим ответом автор начинает рассказывать как было на самом деле.

Сначала идёт шикарное описание осенней природы, родного края, пролегающей вдоль этой дороги. Свежий воздух, ковёр из опавших листьев, неокрепший лёд на речке. Родная Русь, тишина и благодать. Он мчится по рельсам и ” думает думу свою”.

Далее следует рассказ о том как на самом деле строилась эта дорога. Как голод согнал сюда тысячи крестьян из разных уголков страны. Описывает их рабский труд, все тяжбы через которые им пришлось пройти, голод, избиение, болезни и смерть. Много смертей. Все эти люди лежат вдоль этих рельс. Мальчик засыпает, слушая рассказ, и ему снятся эти мертвецы, которые продолжают рассказ, мчась за вагонами, заглядывая в окно. Как они страдали от погодных условий, цинги, грабежа ратников, но всё же дорога была достроена.

” Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено.
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно. “

Мальчик видит долбящего лопатой землю мужика, руки которого покрыты язвами, в воде по самые колена и со склоченными волосами. Как бы объясняя ему, что нужно ценить труд простого мужика.

Тут раздаётся гудок, Ваня просыпается. Рассказывает генералу о своём сне. Генерал смеётся и говорит, что все эти люди были варварами, диким скопищем пьяниц и мастерами всё разрушать. Указывает рассказчику, что бы тот не пугал ребёнка и показал светлую сторону происходящего.Тот соглашается и продолжает.

Читайте также:
Сочинение на лодке вечер по картине Г. Нисского

Закончены труды, похоронены люди, едут подрядчики всё проверять.

Выясняется, что каждый из рабочих остаётся должен. И ничего за работу не получает. Но толстый подрядчик их хвалит и прощает им недоимку. Дарит бочонок вина. Народ и этому рад. Командует всем расходиться по домам.

Данное произведение показывает, как несправедлива жизнь, как она тяжела и сурова была к труду тех людей, которые строили железную дорогу, оставшуюся нам в наследство. Учит ценить и помнить труд простого мужика!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Некрасов Н. А.. Все произведения

  • Дедушка
  • Дедушка Мазай и зайцы
  • Железная дорога
  • Княгиня Волконская
  • Княгиня Трубецкая
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Коробейники
  • Крестьянские дети
  • Мороз, Красный нос
  • На Волге
  • Размышления у парадного подъезда
  • Русские женщины
  • Саша
  • Школьник

Железная дорога. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Героя рассказа Фазиля Искандера «Петух» никогда не любили петухи. Так начинается рассказ. Мальчик летом жил у родственников в деревне, находящейся в Абхазии. Когда все уходили на работу

Отец Алисы, профессор Селезнев, работает в зоопарке, где живут различные животные со всех планет. Его дочь собирается пойти в первый класс. Все друзья и знакомые поздравляют девочку с таким важным событием в её жизни.

В начале повествования автор высказывает намерение не прославлять подвиги древних воинов, а создает произведение для умиротворения души. Подражая Апулею и Лафонтену, автор воспевает душевную красоту главной героини.

Летним дождливым днем я гулял по лесу. В такое время город становится грязным, а здесь под ногами сырой ковер из опавшей прошлогодней листвы. Деревья усыпаны дождевыми каплями, сияющие алмазными искрами лишь только выглянет солнце.

В романе «Молодая гвардия» рассказывается про подвиг молодых людей, комсомольцев живших в Краснодоне. Был тяжелый 1942 год. Фронт приближался к городу Краснодону, поэтому все готовились к отправке с города

Железная дорога

Ваня (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне

1
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

2
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно. »

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Читайте также:
Футуризм в творчестве Маяковского - особенности и основные черты

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

3
В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный, –
Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители. »
Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц.
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»

4
Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты. » Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто… молодца. молодца.

С богом, теперь по домам, — проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю. »

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

Краткое содержание поэмы «Железная дорога» Н. А. Некрасова

«Железная дорога» – драматическая поэма, повествующая о том, какой ценой достался технический прогресс не только в России, но и во всем мире. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Железной дороги» Некрасова для читательского дневника. Произведение посвящено подвигу простых тружеников, руками которых создавалось величие страны.

  1. Время и место действия «Железной дороги»
  2. Главные герои поэмы
  3. Некрасов «Железная дорога» в сокращении
  4. Поэма Некрасова с цитатами
  5. О чем «Железная дорога»?

Время и место действия «Железной дороги»

Поэма «Железная дорога» Некрасов рассказывает о том, что действие разворачивается в 1864 году в России, спустя всего три года после отмены крепостного права. Но, даже получив долгожданную свободу, крестьяне не могли прокормить свои семьи.

Многие из них подались в город, что послужило удешевлению рабочей силы. Именно в такой ситуации оказались строители железной дороги, которые тяжело работали практически за одну еду.

Главные герои поэмы

  • Рассказчик – смелый, справедливый, принципиальный человек, который превыше всего ценил правду.
  • Ваня – маленький мальчик.
  • Генерал – важный, самодовольный человек, презирающий простой народ.
  • Народ – собирательный образ простых тружеников.

Некрасов «Железная дорога» в сокращении

Н. А. Некрасов «Железная дорога» краткое содержание для читательского дневника:

Ваня спросил у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Тот ответил, что это заслуга графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Попутчик, сидевший в одном вагоне с генералом и его маленьким сыном, не согласился, и решил рассказать мальчику правду о подлинных строителях железной дороги.

Читайте также:
Символизм в литературе - основные черты и особенности направления

Рассказчик поведал, что в мире есть отвратительный царь – голод, который и согнал сюда множество обездоленных людей. Для многих из них это строительство стало могилой, и железнодорожное полотно лежит на костях мертвецов. Рассказчик живо описал, как эти мертвецы бегут вслед за поездом и поют страшную песню о том, как они надрывались в зной и холод, болели страшными болезнями, надрывались на тяжелых работах, жили в убогих землянках.

Автор успокоил Ваню, и предложил ему не бояться этих мертвецов, ведь это простые русские мужики, приехавшие сюда со всех концов страны. Они зарабатывали на хлеб тяжелым, честным трудом, и рассказчик призвал мальчика перенять эту благородную привычку трудиться и уважительно относиться к мужику.

Под эти рассказы Ваня уснул, а когда проснулся, рассказал отцу, что видел множество мужиков, которые и построили эту железную дорогу. Но генерал лишь захохотал в ответ. Он сказал, что был в Ватикане, любовался Колизеем, и собором Святого Стефана в Вене – и к этим чудесным архитектурным сооружениям народ не имеет никакого отношения. Генерал считал мужиков отсталыми варварами, жалкими пьяницами, не способными создать что-либо гениальное. Он попросил попутчика не смущать разум ребенка, и показать ему светлую сторону жизни.

Рассказчик согласился, и описал, как после окончания строительства все мужики оказались еще и должны подрядчику. Приехав на железную дорогу, подрядчик похвалил мужик за проделанную работу, и согласился погасить им все «долги», а сверх того – выкатил работникам бочку дешевого вина. Мужики были искренне рады такому повороту, и даже качали подрядчика на руках. Рассказчик сказал генералу, что сложно представить более радостную картину.

Это интересно: Поэма «Дедушка» Н. Некрасова, написанная в 1870 году, является одним из самых первых произведений про декабристов. Основную мысль поэмы поможет понять краткое содержание «Дедушки» для читательского дневника. Это произведение учит тому, как стать достойным гражданином своей страны. А также чести, долгу и безграничной доблести.

Поэма Некрасова с цитатами

В поезде рассказчик слышит, как генерал рассказывает сыну о создателе железной дороги, не выдерживает и рассказывает мальчику правду о дороге, построенной на костях простых русских мужиков.

Воздух усталые силы бодрит.

Так начинается поэма.

Сын Ваня спрашивает у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Генерал приписывает её строительство графу Петру Андреевичу Клейнмихелю.

Рассказчик — попутчик, едущий с ними в одном купе — не соглашается со словами генерала и начинает свой рассказ о подлинных строителях железной дороги. Повествователь говорит мальчику о беспощадном царе, согнавшем народ на строительство, о голоде.

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Слушая рассказ попутчика, Ваня засыпает. Во сне он видит обыкновенных мужиков — настоящих строителей железной дороги. От них мальчик узнаёт, как нелёгок труд, доставшийся простому русскому народу.

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Свистит паровозный свисток, и мальчик просыпается. Ребёнок рассказывает о своём сне отцу, но тот лишь смеётся. Он называет простой народ варварами, не способными создать что-либо, укоряет повествователя в том, что он рассказывает мальчику грустные истории.

Рассказчик соглашается обрисовать и «светлую сторону» — работа выполнена, мужики собираются за расчётом в контору, но денег им не дают, напротив, они ещё остаются должны. Приехавший подрядчик принимает работу и говорит, что дарит им недоимку, и в добавок выкатывает бочку вина. Мужики рады и этому.

О чем «Железная дорога»?

Главная мысль: очень важно ценить труд простых рабочих, руками которых воздвигнуты все грандиозные сооружения, выполнены все масштабные работы.

Вывод: Через описания многочисленных лишений, которые пришлось пережить строителям железной дороги, автор показал судьбу всего простого народа в России. Страшная бедность, бесправие, тотальное невежество, рабская покорность – основные составляющие жизни мужиков. Писатель призывал помнить, что все великое в стране построено руками простого народа, и не забывать, какой большой ценой эти достижения достались.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: