Умом Россию не понять анализ стиха Тютчева: идея, тема и смысл

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» (Ф.И. Тютчев)

Стихотворение Ф. Тютчева «Умом Россию не понять…» — небольшое, но очень хлёсткое четверостишие, начало которого стало крылатой фразой. И это неудивительно, ведь порой загадочную русскую душу и извечные проблемы страны можно объяснить лишь этим выражением. До сих пор оно не теряет своей актуальности.

Тютчев известен у литературных критиков как автор философских миниатюр, которой и является данное нам стихотворение. Несмотря на свой размер, оно отражает сразу несколько тем и рассуждений автора по поводу основной идеи стихотворения. Рассмотрим подробнее это знаменитое четверостишие, пользуясь разбором от Многомудрого Литрекона.

История создания

Для того чтобы понять произведение, нам необходимо знать исторический контекст и историю создания стихотворения. Тютчев написал его на клочке бумаги в 1866 году, оригинал бумажки сейчас находится в Пушкинском Доме, известном как Институт русской литературы РАН. Опубликовано было оно, однако, не сразу, а лишь два года спустя — в 1868.

Известно также, что у Тютчева была карьера за границей, поэтому некий «взгляд со стороны», присущий стихотворению, возник неслучайно. Автор как бы отдалённо, взором иностранца описывает Россию, потому что для многих стран и их жителей она остаётся загадочной страной.

Жанр, направление, размер

Как было сказано раннее, жанр стихотворения — философская миниатюра. Он небольшой по объёму, однако сложный по своему содержанию, ведь не так просто уместить в несколько строк сразу несколько тем и глубокий смысл, расшифровка которого может создать не одно сочинение. Четверостишие можно отнести к романтизму, так как Тютчев являлся поэтом-романтиком, и в самом стихотворении мы видим образ загадочной и романтизированной русской души.

Размер произведения — четырёхстопный ямб, ритмически богатый одический размер. В данном случае эта маленькая ода посвящается иррационализму России. Стихотворение построено по классическому для рассуждения принципу «тезис — аргумент – вывод». Тезисом являются строки «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…», аргументом — объяснение, что «у ней особенная стать», и, соответственно, из всего следует вывод, что «в Россию можно только верить».

Тютчев осветил несколько тем в известных строках: патриотизм, русский менталитет и особая роль России в мировой культуре и истории, её невероятная сила и мощь, действие которой порой не поддаётся логике. Автор, высказывая мысль о том, что в Россию нужно верить, создаёт патриотический настрой. Его цель — убедить читающего или слушающего, что страна без тех людей, которые уверены в её будущем, не сможет существовать.

Тут же и раскрывается тема менталитета: Россия противоречива, но держится несколько столетий на вере русского народа. Западный рационализм противопоставляется религиозному мышлению. Знаменитое «авось» объясняет, почему нельзя понять многие явления страны умом. Тем не менее, вера без логики способна создать невероятную по своим масштабам силу, которая проявлялась множество раз за всю историю страны.

Основная идея

Исходя из написанного, мы можем выделить главную мысль и раскрыть смысл поэтического произведения Тютчева: Россия — особенная страна, такая же особенная, как и её жители. Уникальность её заключается в противоречиях и иррациональной силе, которая движет людьми и заставляет их принимать, как кажется, безрассудные и нелогичные решения, но, в конце концов, именно они ведут страну к развитию.

Нельзя измерить эту силу «аршином общим…», потому что никакая сфера российской жизни не может быть вписана в строгие и последовательные рамки. Мощь России — в её непредсказуемости, и в этом другие страны проигрывают ей, потому что никогда не могут угадать, как поведёт себя русский народ.

Средства выразительности

Противоречивость автор показал с помощью некоторых средств выразительности. В четверостишии есть антитеза: «понять» и «верить», «особенная» и «общим». Подкрепляют и усиливают тезис автора о национальной особенности отрицательные частицы «не понять» и «не измерить». Глагольные рифмы «понять», «измерить», «верить» придают динамики произведению и в полной мере отражают движение России вперёд.

Стилистически стихотворение достаточно простое, без витиеватых выражений с понятными любому читателю словами «аршин», «стать», «ум», «особенный» и т.д. Мысль произведения ясна как простому крестьянину, так и дворянину. Такая универсальность нужна для того, чтобы патриотическая мысль могла дойти до любого человека.

Мы проанализировали монострофу Тютчева «Умом Россию не понять…» и рассмотрели множество его граней и подтекстов. Таким образом, хотя и маленькое, но очень ёмкое стихотворение чётко передало позицию автора и своё настроение. Краткость и «прилипчивость» идеи о загадочной России сделало четверостишие цитируемым и знаменитым.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Умом Россию не понять…»

Автор: Guru · 21.01.2021

Произведение поэта Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…» — это по размеру маленькое стихотворение-четверостишие, которое, однако, весьма резкое и хлесткое. Название этого стиха перешло в разряд крылатых фраз и знаменитых цитат, что ожидаемо – иногда русская душа весьма загадочна, и умом ее не понять. Да и общие проблемы страны вообще порой можно объяснить этой фразой, и это высказывание популярно по сей день.

Тютчев является автором миниатюр философской направленности, и рассматриваемое произведение является как раз философской миниатюрой.

История создания

Для лучшего понимания произведения нужно знать историю создания этого стихотворения. Поэт написал его на бумажке в 1866 году, и этот клочок бумаги ныне хранится в Пушкинском Доме как музейный экспонат. Это стихотворение было опубликовано через два года после написания.

Не секрет, что Тютчев строил карьеру в зарубежных странах, и по этой причине в его стихотворениях имеется взгляд со стороны. Поэт словно смотрит на свою страну, как иностранец, его глазами. Для многих иностранцев русские люди остаются таинственными и загадочными.

Жанр, размер

Жанр произведения – философская миниатюра, оно невелико по своему размеру, однако, оно сложное по смыслу содержания. Нелегко в малый объем стихотворения вместить несколько строк с глубоким смыслом. Если расшифровывать суть стихотворения, то выйдет на несколько листов сочинений.

Произведение романтическое, поскольку сам поэт был поэтом этого направления, и в рассматриваемом произведении нам представлен романтизированный образ загадочной русской души.

Размер произведения – это четырехстопный ямб. Такой размер одический, он ритмически богатый. И в этом случае рассматриваемое произведение посвящено иррационализму России.

Построено стихотворение по традиционному принципу, в котором сначала приводится тезис, за ним – аргумент, а потом – вывод. В качестве тезиса выступают две первые строки, в которых говорится о том, что умом Россию не понять и аршином не измерить. В качестве аргумента выступает объяснение, что у нее особенная стать, и, следовательно, вывод – в Россию можно только верить.

Читайте также:
С годом Быка: подборка весёлых новогодних стихотворений к Новому Году

Автор поднимает несколько тем в своих знаменитых строках – особенности русского менталитета и патриотизм, роль России в культуре и истории мира, ее мощь, которая действует зачастую иррационально и нелогично. Автор создает патриотический настрой, говоря о вере в Россию, что в нее надо верить. Цель такого настроя – это убеждение тех, кто читает или слушает стихотворение, в том, что страны не может быть без тех людей, которые в нее верят.

В этом же освещается и тема менталитета русского народа – он противоречив, однако он веками держится на вере. Рациональное мышление западных стран противопоставлено мыслям религиозного содержания.

Одним из самых известных объяснений для всего, непонятно как происходящего в стране, является слово «авось». Однако вера без логической подоплеки вполне может создать удивительную мощь, которая неоднократно проявлялась в течение веков.

Основная идея

Главная мысль и смысл произведения таковы – Россия является удивительной и необычной страной, как и народ, ее населяющий.

Особенность России заключена в различных противоречиях и нелогичности, которыми руководствуются люди, и в соответствии с этим принимают порой безрассудные решения, которые нелогичны, но потом именно они создают новые витки развития страны.

Силу и мощь страны невозможно измерить общим аршином, так как ничто в России не вписывается в строгие рамки или в рамки последовательности. Сила России кроется в ее неожиданности и иррациональности, и поэтому большинство стран проигрывает перед нею, поскольку не могут прогнозировать или хотя бы представить, как себя поведет и что предпримет русский народ.

Средства выразительности

При изображении противоречивого характера России автор использовал следующие художественно-выразительные средства и приемы: антитеза «понять – верить», «общим – особенная», рифмующиеся глаголы, повторяющаяся частица «не».

Усиливают утверждения поэта о непредсказуемости, загадочности России и об ее национальных особенностях именно глаголы с отрицательной частицей «не». Также эти рифмующиеся глаголы способствуют развитию произведения, изображая движение страны вперед.

Стиль изложения стихотворения простой, понятный любому человеку.

Основная мысль текста всем ясна от мала до велика. Такую доступность содержания автор сделал потому, что хотел, чтобы мысль о патриотизме возникала у всех читателей этого произведения.

Проанализировав стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять…», мы увидели множество его подтекстов, тем, идей. Произведение небольшое, но очень глубокое и емкое по смыслу и интонационно. Оно в полной мере раскрыло гражданскую и патриотическую позицию поэта, его настрой.

Первая строка произведения о загадочности России нравится многим читателям, она стала довольно популярной и с удовольствием ими цитируется.

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева

Стихотворение Ф. Тютчева «Умом Россию не понять…» — небольшое, но очень хлёсткое четверостишие, начало которого стало крылатой фразой. И это неудивительно, ведь порой загадочную русскую душу и извечные проблемы страны можно объяснить лишь этим выражением. До сих пор оно не теряет своей актуальности.

Тютчев известен у литературных критиков как автор философских миниатюр, которой и является данное нам стихотворение. Несмотря на свой размер, оно отражает сразу несколько тем и рассуждений автора по поводу основной идеи стихотворения. Рассмотрим подробнее это знаменитое четверостишие, пользуясь разбором от Многомудрого Литрекона.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Умом Россию не понять.
История создания – стихотворение написано в 1866 году, опубликовано спустя два года в 1868 году.

Тема – самобытность русского народа, его особая сущность.

Композиция – четверостишие – монострофа с глубоким философским содержанием.

Жанр – философская миниатюра.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “мерить общим аршином”.

Эпитеты – “особенная стать”.

Тема стихотворения

Полностью установить главную мысль стихотворения достаточно сложно. Именно по этой причине четверостишие неоднократно служило поводом для злоупотреблений со стороны лиц, зачастую придерживающихся диаметрально противоположных взглядов.

Главная тема стихотворения — характеристика вектора национального развития России.

История создания

Значительную часть жизни Фёдор Иванович Тютчев провёл за границей на государственной службе в качестве дипломата: в Европе, а также Америке. Его миссией было создать положительный образ России в глазах западных стран, поддерживать её авторитет, налаживать дипломатические связи. Более 20 лет работы вдалеке от родины и множество замечательных произведений, которые описывают русский характер, природу, особенности мировоззрения.

Человек, разлучённый с родной страной на столь долгий период, мог бы проникнуться западным образом жизни, их укладом и мировоззрениями. Однако Тютчев на протяжении стольких лет всё более утверждался в силе, мощи, неповторимой роли России в политике и духовной жизни всего мира. В 1866 году он написал знаменитое стихотворение “Умом Россию не понять”, которое стало афоризмом, известным на весь мир. Удивительно, но оно остаётся вне времени до сих пор.

«Лирическое отступление» об авторе: Кто такой Федор Тютчев?

Федор Тютчев – человек разносторонний. Он был не только писателем, поэтом, но также дипломатом, мыслителем, публицистом, членом-корреспондентом Академии наук Петербурга. Кроме того, Тютчеву удалось послужить и на посту тайного советника – одной из самых высоких государственных позиций в Российской империи, согласно Табели о рангах.

Едва получив аттестат об окончании университета, Федор Тютчев в составе дипломатической миссии отправляется в Мюнхен. Знакомство с «продвинутой Европой» для восемнадцатилетнего поэта- романтика стало основополагающем в его философских и политических взглядах. Значительное влияние на мировоззрение молодого дипломата произвело близкое общение с выдающимися немецкими философами и литераторами Шеллингом и Гейне. За двадцать лет дипломатической работы Федор Иванович в полной мере, так сказать на своем личном опыте, познал европейские ценности. Он считал европейский путь развития совершенно не подходящим для России. В своей статье «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (или «Россия и Германия») Тютчев сумел ярко отразить образ России как тысячелетней державы с высоко духовной культурой, особо подчеркнув ее «православный характер». Император Николай Первый, прочитав статью, полностью одобрил взгляды Тютчева и выразил полную поддержку его инициатив в работе по созданию положительного образа России на Западе. Федор Иванович получил разрешение императора самостоятельно выступать в печати на тему политических взаимоотношений России с Европой. В своих публикациях он акцентирует внимание на том, что в «современном мире» (его времени) реально существуют только две силы – это революционная Европа и консервативная Россия, дальнейшее развитие которых не может происходить одинаково.

Читайте также:
"Леди Макбет" краткое содержание пьесы Уильяма Шекспира, история создания, анализ произведения, характеристика и описание главных героев, сюжет, основной смысл

Особенность российской нации и «русских» как отдельной народности

На каждую нацию высшей силой возложена своя историческая миссия. Западная мысль, вследствие своего развития, утратила те духовные начала, ту веру, которой некогда жили общества Европы. Тютчев все больше поддерживает славянофильские взгляды. Он решительно отрицает насильственный путь развития России, подчеркивает значительное преобладание духовных ценностей над материальными и настаивает на необходимости объединения всех славян под эгидой России. Общество должно развиваться.

Важным тезисом развития российского пути является сохранение самобытности, так сказать истинно русского характера. В основе российского пути должны лежать православие и национальная культура. Он мечтал, чтобы в будущем в России воцарилась гармония власти и народа, в отличие от Европы, где социальные конфликты были сильно обострены. Именно самодержавие, по его убеждению, могло избавить российское общество от постоянной политической борьбы, как это происходило в Европе.

Анализ и характеристика произведения Тютчева «Умом Россию не понять»

Знаменитое четверостишие «Умом Россию не понять…» Тютчев написал после предательской Крымской войны. Крымская война для Тютчева была, несомненно, чрезвычайно важным историческим событием. Сама война и ее последствия значительно повлияли на его мировоззрение в дальнейшем. Как опытный дипломат Тютчев предвидел (можно сказать предчувствовал) возможность военных действий со стороны Европейских государств. Поэтому активно противостоял министру иностранных дел Нессельроде, обвиняя его в заведомо неверной подачи информации императору Николаю Первому «об истинном положении дел». Он был убежден, что Западный мир готовит против России заговор, а министр является предателем. В своей статье Тютчев подчеркивает кризис отношений между Западом и Россией: «Давно уже можно было предугадать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал… Это ведь Запад пришел высказать свое отрицание России и преградить ей путь в будущее».

После смещения с должности министра иностранных дел Нессельроде, Тютчев активно принимает участие в политической жизни страны. Новый министр иностранных дел князь Горчаков, имея давние дружеские отношения с Тютчевым, поддерживает мнение поэта о том, что следует больше внимания уделять внутреннему развитию страны.

Александр Второй, прислушиваясь к мнению Горчакова, утверждает курс, в основе которого «лежало сосредоточение сил на внутренние развитие страны, используя противоречия европейских держав».

Крымская война привела к расстройству финансово-экономического положения Российской Империи. Плохое техническое оснащение армии, антисанитария в войсках и проблемы с продовольствием – очень сильно повлияли на ход военной кампании. Значительные потери среди солдат и сдача территорий. Однако именно Крымская война послужила толчком к экономическим реформам, а в последствии и к отмене крепостного права, дала значительный толчок развитию как вооруженных сил, так и военно-морского искусства государства. Зародились позиционные формы ведения войны, полностью было обновлено стрелковое оружие.

Тема патриотизма в творчестве Тютчева

Четверостишие великого российского лирика вошло в историю как одно из ярчайших выражений патриотической темы. Россия представлена в творчестве поэта не в качестве некоего абстрактного формирования, предмета для размышлений и созерцаний. Нет, Россия в стихах Тютчева – это вполне конкретная страна, родина, отчизна, воплощение того, что мы привыкли называть «русским духом».

Жанровая специфика творчества Федора Тютчева

Отдельное внимание стоит уделить жанровому своеобразию творчества Тютчева. Представитель формализма в России Юрий Тынянов считал, что такие маленькие стихи поэта – это следствие разложения крупных лирических литературных форм, например, оды или поэмы. Собственно, Тютчев – не единственный, в чьем творчестве проявилась эта черта. По мнению Юрия Тынянова, стремление лаконично оформить объемную идею, используя как можно меньше литературных средств, характерно в целом для русской литературы эпохи Просвещения. То же качество формалист приписывает произведениям Гавриила Державина и Михаила Ломоносова.

Для Тынянова форма, которую избирает Тютчев, скорее похожа на «фрагмент» литературного произведения, чем на самостоятельный, законченный стих. Поэтому критик так и называет жанр творчества Тютчева – «фрагмент». Стоит подчеркнуть, что такое понимание литературы и языка в целом очень характерно для представителей русского формалистического движения. Но что такое формализм? Сделаем небольшое отступление.

О сущности русского формализма

ОПОЯЗ («Общество изучения поэтического языка»), «формальная школа» – все это разные названия для одного течения – русского формализма. Это сообщество ученых, исследователей, специалистов-теоретиков в области литературы, историков литературы, семиотиков и т. д. В этот кружок объединились лингвисты и литераторы – все, кто изучал литературу в любом ее проявлении.

Наверное, хоть немного интересующемуся музыкой читателю известен знаменитый «Формалистический раек» Дмитрия Шостаковича – ответ на осуждение течения формализма со стороны советских властей. Однако, несмотря на гонения, формалистическая школа послужила мощным толчком для развития теоретических направлений изучения литературы, а также на появление новых веяний в лингвистике.

Возвращаясь к анализу творчества и поэтического языка Тютчева, проведенного Тыняновым, добавим, что критик считал композицию поэта максимально сконцентрированной и напряженной. Возможно, именно за счет такой композиционной особенности достигался мощный психологический, эмоциональный эффект четверостишия Тютчева. Однако это же качество приводит к образной перенасыщенности стихотворения, которое придает лирике Тютчева эффект почти космического драматизма. Также подобный анализ позволяет увидеть в творчестве писателя погруженность в экзистенциальные размышления. Отметим, что Тютчев – особенная личность, повлиявшая на развитие российской литературы, ведь, как мы помним, он себя профессиональным литератором не признавал.

Тютчевские философские миниатюры

Четверостишие «Умом Россию не понять» литературной критикой называется философской миниатюрой. Однако это далеко не единственный пример такого рода произведений в литературном наследии писателя. Тютчев выступил автором нескольких так называемых миниатюр-моностроф – все эти произведения окрашены ярким философским содержанием. По поводу емкости, смысловой наполненности, «удачности» миниатюр Тютчева размышлял и Иван Тургенев. В этом же контексте можно вспомнить уже упоминаемого нами вышел Юрия Тынянова, делавшего акцент на афористичности как отличительной черте миниатюр Тютчева.

Средства литературной выразительности в философской миниатюре «Умом Россию не понять»

Прежде всего, стоит отметить, что стихотворный размер произведения Тютчева – четырехстопный ямб. Некоторые черты стихотворения роднят эту миниатюру с одой и специфическим одическим размером, который прочно укоренился в российской литературе, начиная с Михаила Ломоносова, создавшего на этот размер моду.

Литературные критики находят в четверостишии Тютчева три традиционные для риторики или для аргументации (в контексте логики) части: это, конечно тезис, аргумент и вывод, который делается в конце произведения. Первые строки – это тезис о том, что Россия наделена особой ролью. Здесь же Тютчев использует один из своих излюбленных приемов – повтор. В частности, поэт дважды вводит в стих частицу «не». Повторение усиливает тезис автора. В третьей строке читатель находит аргументацию мысли писателя, ну а в четвертой – вывод. Последняя строка одновременно содержит, выражает и главную идею всего четверостишия. В стихе автор употребляет большое количество глаголов, которые придают произведению внутреннюю динамичность.

Читайте также:
Сочинение Война - 9 и 11 класс ЕГЭ, рассуждение на военную тему

Автор активно использует противопоставления и контраст. В центре – полярность двух феноменов – ума и веры. Если для западного человека характерна привычка руководствоваться умом, рациональностью, то для русского более естественно прислушиваться к вере. Это означает, что представитель русской культуры иррационален, но поэтому его мировосприятие отличается большей глубиной, которую не понять европейцу.

Образ революции

Также некоторым литераторам принадлежит мнение, что в стихе латентно скрыто отношение Тютчева к революции. Поэт понимает этот исторический феномен как реализацию совести общества, как некое нравственное событие, которое раскрывает внутренний настрой духа народа. По мнению Тютчева, в Западной Европе вера, религиозная основа общества приходит в упадок, поэтому Россия должна найти свой собственный путь, а не ориентироваться на западные ценности, как это повелось со времен Петра Первого. Революция исходит из антихристианских корней, поэтому поэт призывает вернуться к истокам. Прежде всего, речь идет о вере, о закодированных библейских образах в творчестве Тютчева. Например, Россия представляется писателю неким «святым ковчегом», который обязательно всплывет во время мирового крушения, глобальной катастрофы. О том, что такая катастрофа неизбежна, свидетельствует общий упадок культуры, общий нравственный кризис.

Удивительно, что в ХХ веке четверостишие Тютчева больше ценилось не за поэтические качества, не за литературное новаторство (на которое, безусловно, обращали внимание русские формалисты), а скорее за образ мессианской роли России. То есть произведение Тютчева воспринималось больше в идеологическом ключе, нежели в литературном. Поэт неоднократно подчеркивал самобытность, уникальность России, русского народа, культуры, особого духа. Такая трактовка наследия Тютчева приводит к появлению примеров манипулятивного применения литературы.

Стихотворение о внутренней силе, непостижимой сути России. Его форма – монострофа – обусловила краткость, точность, удивительную яркость и философское содержание высказывания. Поэт всегда подчёркивал особую роль России в мировой политике, в истории. Он свято верил в её избранность, это прослеживается во всех его трудах, в творчестве. Находясь за границей, он пишет красивейшие строки о русской природе, упоминая про мелкие, незначительные детали, которые он помнил до мелочей.

Поэта удивлял резкий контраст между жизнью людей в Европе и на его родине. Сытый и сравнительно обеспеченный европейский человек ведёт пресный, монотонный образ жизни, он не умеет любить, радоваться, жить, так как это делают русские люди. Действия его соотечественников в сложные времена порой непредсказуемы, странны, лишены здравого смысла, однако история показывает, что они всегда оправданы. Нищая, неразвитая России явила миру множество выдающихся людей, гениев, уникальных личностей. Об этом удивительном парадоксе говорится в тютчевском четверостишие с любовью и восторгом. Вера в Россию, как и вера, на которой держится огромная держава – самое важное в её образе.

Основная идея

Исходя из написанного, мы можем выделить главную мысль и раскрыть смысл поэтического произведения Тютчева: Россия — особенная страна, такая же особенная, как и её жители. Уникальность её заключается в противоречиях и иррациональной силе, которая движет людьми и заставляет их принимать, как кажется, безрассудные и нелогичные решения, но, в конце концов, именно они ведут страну к развитию.

Нельзя измерить эту силу «аршином общим…», потому что никакая сфера российской жизни не может быть вписана в строгие и последовательные рамки. Мощь России — в её непредсказуемости, и в этом другие страны проигрывают ей, потому что никогда не могут угадать, как поведёт себя русский народ.

Средства выразительности

Антитезой в стихотворении выступают понятия веры в Россию и невозможности понять её суть, оценить, “подогнать” под общие стандарты. Инверсионные предложения дают возможность интонационно выделять те компоненты, которые автор считает наиболее значимыми. Слово “стать” играет особую смысловую роль в стихотворении, в образе России. Она не может быть “под стать” кому-то, она особенная. Каждое слово легендарного стихотворение подобрано, выверено и оправдано, видимо, поэтому оно стало бессмертным. Стихотворение строится на ярком олицетворении: душа России живая, она мыслит, чувствует, имеет своенравный характер, особый нрав.

Жанр, направление, размер

Как было сказано раннее, жанр стихотворения — философская миниатюра. Он небольшой по объёму, однако сложный по своему содержанию, ведь не так просто уместить в несколько строк сразу несколько тем и глубокий смысл, расшифровка которого может создать не одно сочинение. Четверостишие можно отнести к романтизму, так как Тютчев являлся поэтом-романтиком, и в самом стихотворении мы видим образ загадочной и романтизированной русской души.

Размер произведения — четырёхстопный ямб, ритмически богатый одический размер. В данном случае эта маленькая ода посвящается иррационализму России. Стихотворение построено по классическому для рассуждения принципу «тезис — аргумент – вывод». Тезисом являются строки «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…», аргументом — объяснение, что «у ней особенная стать», и, соответственно, из всего следует вывод, что «в Россию можно только верить».

Краткое содержание Лермонтов Герой нашего времени по главам

Глава 1. Бэла

Роман начинается с рассказа офицера, путешествующего по землям Кавказа. В пути он знакомится с попутчиком, штабс-капитаном Максимом Максимычем, который поведал ему интереснейшую историю о русском офицере Григории Александровиче Печорине. Тот был замешан в каких-то неприятных делах, поэтому был командирован на Кавказ.

Молодой офицер был хорош собой, образован и принадлежал к классу зажиточных дворян. Но, при всех своих достоинствах, был человеком, отличающимся дурным характером. С Максимом Максимычем, под командование которого он попал, они достаточно быстро поладили.

Однажды их вместе пригласили на свадьбу к местному жителю, князю-черкесу, который выдавал замуж свою старшую дочь. Оказавшись на торжестве, Печорин с первого взгляда влюбился в красавицу Бэлу. Как оказалось, она была еще одной дочкой князя. В его голове зреет коварный план о том, как заполучить красавицу и, при помощи ее младшего брата Азамата, ему это удается. Тот мечтал заполучить вороного коня, который принадлежал местному разбойнику Казбичу, но он не соглашался ни на какие уговоры. Тогда предприимчивый Печорин решается помочь выкрасть животное, а в обмен Азамат должен был похитить и привезти к нему Бэлу. Так сложилось, что цена свободы девушки была равна цене украденного коня.

Читайте также:
Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени - проблема

Григорий очень трепетно и нежно относится к Бэле, бережет и помогает. Но девушка не сразу отвечает молодому человеку взаимность, а когда чувства становятся ответными, Печорин начинает терять к ней интерес. Привычная нежность сменилась безразличием, что юная девушка не могла не заметить.

В один из дней Печорин и Максим Максимыч, возвращаясь домой, увидели скачущего на лошади Казбичка с тяжелым мешком. Началась погоня, в ходе которой разбойник скинул груз и оторвался от офицеров. В мешке оказалась смертельно раненная Бэла. Так Казбич отомстил Григорию за его опрометчивый поступок. После похорон девушки Печорин перевелся в другую часть и уехал из гор Кавказа.

Глава 2. Максим Максимыч

Спустя какое-то время наш главный рассказчик встречает снова знакомого Максима Максимыча, правда уже в гостинице Владикавказа. Капитан рассказал ему, что, спустя пять лет, у него снова появилась возможность увидеться со старым товарищем Печориным. Но, к сожалению, тот пытался избежать этой встречи. А ведь после их разлуки прошло долгих пять лет. В итоге им удалось пообщаться, но встреча это была холодная и совсем не дружественная. Это очень расстроило Максима Максимыча.

Рассказчику тоже удалось встретиться с Печориным лично. Тот произвел на него приятное впечатление, правда, общение у них было недолгим, потому что Григорию нужно было срочно уезжать в Персию.

Максим Максимыч хранил личные дневники своего бывшего друга. Он был очень обижен на Печорина после их встречи, а так как рассказчик был заинтересован его персоной, решил их отдать.

Так случилось, что по пути домой и Персии, Григорий погибает, что становится одной из причин публикации его дневников рассказчиком романа. «Журнал Печорина» включил в себя несколько глав: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

Глава 3. Тамань

Итак, первая глава дневника начинается с приезда Печорина в Тамань. Сюда он был направлен по служебной командировке. Остановился он в хлипкой избушке, расположенной на берегу моря. Хозяином здесь был слепой парень.

Однажды, после заката, Григорий решается проследить за ним. Юноша впотьмах встретился с таинственной женщиной (в романе она была прозвана «ундиной»). Вместе они ожидали кого-то по имени Янко. Оказалось, что здесь, на берегу Тамани, промышляли контрабандисты.

Ундина заманила Печорина на ночное свидание и хотела убить, ведь тот прознал про их грязные дела. Все обошлось, но в итоге, она вместе со своим напарником Янко уплывают навсегда, бросая слепого мальчика одного.

По возвращению в дом, Григорий обнаружил, что у него пропали вещи. Он сразу понял, что это дело рук несчастного одинокого юноши. Не устраивая разборок, Печорин уезжает, навсегда покидая Тамань.

Глава 4. Княжна Мери

Следующие события происходят в Кисловодске. Печорин, прибывший сюда на лечение, встречает своего давнего знакомого – юнкера Грушницкого. Приятным сюрпризом для них становится встреча с княгиней Лиговской и ее очаровательной дочкой Мери. Грушницкий был без памяти влюблен в девушку, но та совсем не отвечала ему взаимностью, потому что была влюблена в Печорина.

Вскоре в город приезжает Вера – родственница четы Лиговских и по совместительству бывшая любовь Григория. Неожиданная встреча разжигает пламя в их сердцах, но остается одна важная деталь – Вера замужем.

Печорин пытался отвлечься от старых чувств и переключиться на молодую княжну Мери. Девушка была хороша собой, умна, к тому же влюблена в него. Но, к сожалению, Печорина все также тянуло к Вере. У них состоялся разговор, в ходе которого он узнал, что женщина тяжело больна и не хочет ворошить прошлое.

Григорий продолжал играть чувствами Мери – то ли от скуки, то ли от злобы на Веру. Все зашло слишком далеко. Однажды, Печорин решил тайно проникнуть в дом Лиговских, чтобы поговорить снова с Верой, но за ним проследил Грушницкий. Тот подумал, что он был у Мери и вызвал его на дуэль. Но у того другие планы, ведь на курорте он увидел свою некогда любимую женщину Веру. Они начинают втайне встречаться, пытаясь всячески заметать следы, ведь она замужняя женщина. Вера и чета Лиговских жили в одном доме и, однажды, когда Григорий в очередной раз возвращался со свидания, его заметил Грушницкий. Произошел конфликт, который вызовом на дуэль.

Секундантом Печорина выступил новый знакомый (и, между прочим, местный доктор) Вернер. Они пытались убедить Грушницкого в отмене дуэли, но тот был не приклонен. В итоге, он погиб. Чтобы скрыть факт стрельбы, решено было сообщить, что юнкер погиб от рук черкесов.

В это время Вера признается своему мужу в любовных чувствах к Печорину, от чего он немедленно увозит ее прочь из Кисловодска. А Григорий был сослан на земли Кавказа, где и познакомился с известным нам Максимом Максимычем.

Глава 5. Фаталист

В этот раз Печорин проездом оказывается в казачьей станице. Часто офицеры играли здесь в карты, выпивали и дискутировали. Однажды, они все собрались в гостях у одного майора и спорили о превратностях судьбы. Одни утверждали, что невозможно избежать того, что приготовила тебе судьбы, другие, напротив, считали, что все наоборот.

Один из гостей, Вулич, был страшно азартным человеком, поэтому и правоту своего мнения он решил доказать необычным образом. Он взял пистолет, приложил к голове и спустил курок… осечка. Но этот сумасбродный поступок не проявил впечатления на циничного Печорина. Почему-то ему казалось, что Вулич сегодня умрет, и этот холостой выстрел лишь немного отсрочил неизбежное. Офицеры посчитали его странным и эгоистичным, на этом и закончилась посиделка.

На утро всем стало известно, что поручика Вулича какой-то пьяный казак зарубил шашкой. Все случилось так, как и предсказал Григорий.

Казак Ефимыч, зарубивший Вулича, не мог поверить, что натворил. Он закрылся в доме и отказывался самовольно сдаваться. Печорин решил испытать теперь свою судьбу, поэтому проник в дом к преступнику. Судьба была на его стороне, поэтому пуля, пущенная казаком, пролетела мимо и не задела Григория. Все эти события оказывают большое влияние на его взгляды на жизнь, что приводит его к мыслям о том, что нельзя полагаться только лишь на судьбу. Необходимо всегда поступать разумно и обдуманно.

Читайте также:
Запорожская Сечь - описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя

После, он снова возвращается к Максиму Максимычу на службу.

Главный герой (молодой офицер Григорий Печорин) – собирательный образ, который сам Лермонтов охарактеризовал как портрет, составленный из человеческих пороков. Пороков, которые характеризуют целую эпоху. Одни называют его отщепенцем, другие же характеризуют его как типичного представителя молодого дворянства. Но все едины во мнении, что беда Печорина – это беда всей прошлой эпохи.

Роман, на примере Печорина, показывает нам, как стоит поступать в жизни, а чего стоит избегать. Нужно стараться не повторять своих ошибок и уметь анализировать свои проступки, и вопреки всем трудностям, идти вперед. К сожалению, отсутствие цели в жизни ведет к пустоте и бессмысленности. Григорий, обладая острым умом и привлекательной внешностью, совсем не хотел использовать свои ресурсы, чтобы чего-то добиться. Он постоянно играл чужими судьбами и чувствами, казалось, что все человеческое ему было чуждо. Но это просто в очередной раз подчеркивает то, насколько он был несчастен.

При всем при этом, читатель и сам автор, Михаил Юрьевич Лермонтов, симпатизируют своему главному герою. Но, к великому сожалению, таким «Героям нашего времени» не место в любом обществе. Именно поэтому Григорий Печорин погибает в своей поездке из Персии. Вот такую аналогию провел автор.

Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – это, несомненно, легендарный роман, вызвавший бурную положительную реакцию читателей тех лет. В произведении так тонко слились и психологический, и авантюрный, и исповедальный, и авантюрный романы. Уже сотни лет между филологами не угасают споры о том, к какому же точно жанру можно отнести это произведение.

Михаил Юрьевич издавал роман частями и публиковал в газете «Отечественные записки», тем самым еще больше подогревая любопытство своих читателей. Кстати, «Герой нашего времени» считается первым и единственным завершенным произведением Лермонтова.

Краткое содержание романа «Герой нашего времени» постепенно раскрывает характер главного героя Печорина перед своими читателями. Это произведение актуально в любое время и эпоху. Человек – индивидуалист, который сильно отличается от своего окружения. Он так притягивает и так отталкивает одновременно. Иначе говоря, является лишним человеком и в мире, и в своем обществе.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Герой нашего времени по главам. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В произведении «Живой как жизнь», созданном Корнеем Ивановичем Чуковским, исследуется русский язык. Текст произведения написан интересным языком, который не даёт читателю заскучать.

Это свое стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Оно написано, когда он жил на Кавказе. Другое его название – «Люблю отчизну я, но странною любовью. ».

Декабрь 1831 года принёс людям лютый мороз. Земля стала твёрдой. Деревья, кусты и камыши заблестели инеем, вода покрылась льдом. Холод не щадил даже птиц

Издавна повелось, что крупные злодейства входят в Историю и вызывают восхищение. А малые называют срамными и ничего, кроме насмешек, они не получают.

Автор повествует о событиях, произошедших на самом деле примерно 30 лет назад. Воспоминания о них продолжают жить в преданиях семейства, описанного в рассказе.

Герой нашего времени – краткое содержание

Название произведения Герой нашего времени
Автор Михаил Лермонтов
Жанр Психологический роман
Год написания

Главные герои

  • Григорий Александрович Печорин – петербургский офицер, служащий на Кавказе
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, бывший комендант крепости, приятель Печорина
  • Бэла – юная горская княжна
  • Ундина – девушка-контрабандистка
  • Княжна Мери – московская барышня, отдыхающая на водах
  • Вера – бывшая возлюбленная Печорина
  • Грушницкий – юнкер, влюбленный в Мери
  • Вулич – офицер-игрок, «фаталист»

Другие персонажи

  • Рассказчик
  • Казбич – «лихой» горец
  • Азамат – брат Бэлы
  • Слепой мальчик
  • Неизвестный контрабандист
  • Княгиня Лиговская – мать Мери
  • Доктор Вернер – друг и секундант Печорина
  • Драгунский капитан – приятель и секундант Грушницкого
  • Пьяный казак

Краткое содержание

Часть первая

I. Бэла

Странствующий на Кавказе русский офицер знакомится с проезжим штабс-капитаном, бывшим комендантом южнорусской крепости. Старый офицер представляется Максимом Максимычем. Пережидая непогоду, герои знакомятся ближе, и Максим Максимыч делится историями из служебной практики. Так, рассказчик узнает о молодом офицере Григории Александровиче Печорине, сосланном на Кавказ. По признанию штабс-капитана, он был «из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи».

Печорин и Максим Максимыч легко становятся друзьями. Когда местный горский князь приглашает их на свадьбу дочери, Печорин знакомится с Бэлой, младшей княжной. Григория Александровича поражает ее несходство со столичными светскими барышнями, и он решает во что бы то ни стало сделать Бэлу своей. На помощь приходит случай: Печорин подслушивает разговор Азамата, брата Бэлы, и горца Казбича, знакомого старого князя. Юный Азамат умоляет продать ему знаменитого коня Карагеза, равных которому нет во всей в Кабарде. Мальчик предлагает Казбичу взамен выкрасть Бэлу, которая очень нравилась горцу:

«Я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха.

Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?»

Казбич отказывается, и этим пользуется Печорин: он обещает увести заветного коня для Азамата, если он выкрадет и отдаст сестру ему./p>

«Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия», — Максим Максимыч возражает против этого замысла, но Печорин принимает решение без колебаний. Азамат привозит Бэлу в крепость и забирает коня, пока Григорий отвлекает горца. Мальчик сбегает, опасаясь мести Казбича. Опасный горец скрывается, затаив обиду.

Поначалу Бэла тяготится жизнью в крепости, тоскуя по дому. Печорин дарит ей подарки, признается в чувствах, всячески пытаясь расположить ее к себе, но его уловки подействуют лишь спустя долгое время. Бэла влюбляется в странного русского офицера, и довольно быстро Печорин охладевает к горянке. Он все чаще выезжает охотиться один. Максим Максимыч выговаривает Печорину за равнодушие к Бэле. Печорин рассказывает штабс-капитану о смертельной скуке, которая одолевает его:

«… Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно. »

Сторожевые все чаще начинают замечать вблизи крепости Казбича. Мстительный горец подстерегает и похищает Бэлу во время прогулки. Печорин и Максим Максимыч пытаются догнать его, но Казбич ранит девушку в спину и скрывается. Спустя два дня мучений она умирает на руках у Печорина. Тот замыкается в себе и отныне избегает любых упоминаний о княжне.

Печорина переводят в другую часть.

II. Максим Максимыч

Случай снова сводит вместе Максима Максимыча и рассказчика в дорожной гостинице. Здесь он сталкивается и с Печориным: офицер направляется в Персию и также останавливается в гостинице.

Штабс-капитан отправляет лакея к бывшему товарищу и предвкушает встречу. Однако ответа на приглашение не следует, и Максим Максимыч, напряженно ожидая появление старого друга, всячески найти оправдания его поведению: он не понимает, почему Печорин уходит от встречи с ним.

Немного спустя Максим Максимыч все-таки встречает Печорина, но тот уже собирается в отъезд и не выказывает особенной радости от мимолетного свидания. Максим Максимыч уговаривает Печорина задержаться, Григорий отказывается. Старик глубоко огорчен: «Не так я думал с вами встретиться», но молодой офицер отзывается: «Всякому своя дорога». На вопрос, как поступить с его дневником («журналом»), который штабс-капитан все эти годы берег, он получает равнодушное дозволение делать с записями все, что ему заблагорассудится.

«Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

Разочарованный Максим Максимыч передает журнал Печорина офицеру. Именно из этих материалов и из заметок проезжего и получится в итоге роман «Герой нашего времени». Опубликован он будет спустя несколько лет, когда рассказчик узнает, что Печорин погиб на обратном пути из Персии.

Журнал Печорина — это беспристрастный, откровенный анализ собственных чувств.

Журнал Печорина

I. Тамань

Путешествуя по службе, Печорин останавливается в приморском городе Тамань. Не найдя свободных квартир, он поселяется в лачуге на берегу моря. В мрачном доме, окруженном дурной славой, живут глухая старуха и мальчик- сирота.

Ночью Печорин замечает, что слепой убегает к берегу моря, и отправляется следом. На побережье Григорий Александрович видит незнакомую девушку, которая вместе со слепым словно ожидают кого-то. Причаливает лодка, неизвестный спускает с нее груз, который принимают слепой и девушка.

Утром Печорин знакомится с ней — незнакомка оказывается дочкой глухой старухи — и рассказывает, что стал свидетелем их ночных приключений. Девушка не смущается, отшучивается. Печорин отмечает, что она ведет себя странно: говорит загадками, никогда не дает прямых ответов и больше напоминает русалку-ундину, чем обычную женщину. Догадываясь, что и девушка, и слепой, связаны с контрабандой, он грозится донести о них властям, не подозревая, что эти слова могут впоследствии стоить ему жизни.

Вечером девушка зовет Печорина на свидание у моря. Предупредив слугу-казака о возможной опасности и велев ему бежать на берег, если он услышит выстрел, Печорин отправляется к ней. Девушка заманивает его в лодку, они отплывают, несмотря на дурные предчувствия Печорина.

«… щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание».

Незнакомка признается ему в любви, целует, выбрасывает пистолет в море и пытается скинуть Печорина с лодки. Чудом он одолевает ее, сбрасывает в воду и возвращается на берег. В доме Печорин обнаруживает, что все его ценные вещи украдены.

Позже Григорий снова видит контрабандистов. Мужчина и девушка уплывают навсегда, равнодушно прощаясь со слепым мальчиком. Печорин уезжает из Тамани с сожалением: он не хотел «нарушать покой честных контрабандистов».

Часть вторая

II. Княжна Мери

Печорин приезжает на воды, в Пятигорск, чтобы восстановиться после ранения. У источников, где собирается свет общества, он встречает раненого юнкера Грушницкого. Внешне они состоят с ним в приятельских отношениях, но по признанию Печорина не любят друг друга. Он чувствует: «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге и одному из нас несдобровать».

Напыщенный юнкер мечтает «сделаться героем романа», и мгновенно влюбляется в дочь московской княгини Лиговской, юную Мери, она также выказывает интерес к юнкеру. Княжна убеждена, что Грушницкий разжалован за дуэль, и это придает ему романтического очарования. Печорин чувствует зависть, ведь внимание княжны устремлено не на него, и решает изменить ход событий. Он пускается на провокации, чтобы раздразнить княжну Мери. Немного спустя знакомый Печорина, доктор Вернер, подтверждает успешность предпринятых Григорием усилий:

« — Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно».

Вернер также упоминает девушку, в описании которой Печорин узнает Веру — свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за немолодым богатым дворянином. Они встречаются, говорят о былых чувствах друг к другу, тайный роман вспыхивает вновь.

На прогулке верхом Печорин встречает Мери и Грушницкого, княжна принимает его за черкеса, Григорий дерзко комментирует свое внезапное появление, вызывая негодование княжны. Вера приглашает Печорина в дом Лиговских под предлогом, что нигде больше видеться они не смогут. На бале Печорин пытается извиниться перед княжной Мери за свою дерзость. Он пользуется случаем и вступается за нее перед пьяным драгунским капитаном, заслуживая прощение, а отныне и теплое отношение Мери.

С этого момента они общаются все чаще, и интерес княжны к Грушницкому постепенно сменяется симпатией к Печорину. В журнале Печорин подчеркивает, что любить Мери не будет никогда, и цели его сугубо эгоистические:

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность ; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Княжна влюбляется в Печорина, он торжествует. Грушницкий, которого произвели в офицеры, в свою очередь, обнаруживает, что Мери охладела к нему, и страшно ревнует. Он мстит, распуская слухи о якобы предстоящей женитьбе Печорина и Мери.

Печорин проводит немало времени с княжной. На прогулке верхом они говорят о любви, Печорин целует Мери, и она фактически признается в своих чувствах. Вечером Григорий становится невольным свидетелем разговора о себе пьяных военных во главе с Грушницким, они подстрекают Грушницкого к дуэли. У Печорина рождается ответный план.

На следующий день он встречается с Мери. Убежденная во взаимности девушка вымаливает у него признание в чувствах, однако Печорин открыто заявляет, что не любит ее.

У Григория развивается роман с Верой. Вечером, связав две простыни, он тайно покидает комнату Веры, которая живет в том же доме, где и Лиговские, и мимоходом наблюдает за Мери сквозь ее окна. На земле Печорина ловят драгунский капитан и другие приятели Грушницкого, завязывается драка, которую впоследствии представят как нападение черкесов.

Грушницкий публично обвиняет в ночном вторжении Печорина, и тот вызывает его на дуэль. В секунданты Григорий выбирает доктора Вернера, который рассказывает, что знает о заговоре шайки Грушницкого: они хотят зарядить только один пистолет. Условия дуэли смертельные — стреляться на шести шагах (шесть шагов между шпагами).

Дуэль происходит утром. Печорин предлагает расположиться на обрыве скалы, чтобы исход дуэли действительно был смертельным и чтобы впоследствии поединок можно было скрыть от властей, списав труп на черкесов.

Грушницкий отказывается убивать Печорина, но капитан обвиняет его в трусости и тот все же стреляет, легко задевая колено Печорина. Печорин раскрывает обман с незаряженным пистолетом, и убивает Грушницкого. Он падает с обрыва, разбиваясь о камни.

Доктор Вернер, как было условлено заранее, вынимает пулю, и убийство списывают на черкесов. Вера, узнав о дуэли, признается мужу, что любит Печорина, и тот увозит ее. Печорин мчится верхом в Пятигорск, надеясь перехватить Веру до отъезда, но загоняет коня. Единственная дорогая ему женщина потеряна безвозвратно.

«Изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал. И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым»

Начальство, подозревающее Печорина в дуэльной истории, переводит его в одну из кавказских крепостей. Он наносит визит в дом Лиговских и признается княжне Мери, что насмехался над ней и ее чувствами.

III. Фаталист

Последняя повесть «Журнала Печорина». Во время игры в карты завязывается спор о существовании некоего предопределения, ответственного за то, когда человеку придет час умереть. Поручик Вулич, известный карточный игрок, вызывается проверить существование «списка смерти» на практике. Печорин предлагает пари, Вулич соглашается: если его час умереть настал, это случится, если нет — он выживет. При этом Печорин замечает, что на лице Вулича словно присутствует тень чего-то неизбежного, рокового. Он предупреждает Вулича о скорой смерти, но тот не воспринимает его всерьез. Находят пистолет, Вулич стреляет себе в лоб, случается осечка, но когда он следом стреляет в фуражку на другой стороне комнаты, раздается выстрел. Вулич выигрывает спор. Публика ошеломлена. Печорин не может понять, почему он ощущал, что Вулич скоро умрет.

«Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться».

По пути на квартиру Печорин размышляет о судьбе и взаимосвязи жизни и смерти. Внезапно он обнаруживает на дороге труп свиньи, разрубленный пополам. Казаки ищут виновника — пьяного, который гнался за животным с шашкой. Войдя к себе, Печорин недолго остается один — приходят офицеры и объявляют, что Вулич убит. Он случайно попался под руку пьяному казаку. Печорин осознает, что невольно предсказал ему трагическую судьбу.

Он сам решает проверить теорию предопределения и берет живым убийцу-казака, который заперся в доме с оружием и отказывается сдаваться. Пользуясь удачными обстоятельствами, Печорин проникает в дом через окно, казак стреляет, но задевает лишь эполет Григория. Печорина чествуют. Рассказывая в крепости Максиму Максимычу о происшедшем, Печорин не получает от него сколько-нибудь глубокомысленных комментариев по поводу произошедшего. Восприятие фатализма у штабс-капитана сводится к фразе «видно, уж так на роду у него было написано».

Кратко «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов прославился не только как поэт, но и как мастер прозы. А в прозаических произведениях отчётливо виден неповторимый лермонтовский стиль – ехидный, саркастический, ведьмачий (да-да, это так).

Именно в «Герое нашего времени» окончательно сформировался противоречивый характер главного персонажа, Печорина (коего ставили рядом с Онегиным, и заслуженно – персонажи друг друга стоят).

Очень краткий пересказ романа «Герой нашего времени».

Офицер Григорий Печорин «герой» современного мира, о котором говорит автор с читателем. Он невероятно жесток по отношению к окружающим, привык получать всё, что пожелает, не заботясь о последствиях. Так вышло с юной Бэлой, которую он выкрал чуть ли не из-под венца. Едва девушка прониклась к нему чувствами — тут же стала не интересна своему похитителю и вскоре погибла в рассвете девичьей красы.

Запретные женщины часто манили к себе Григория. Вера и вовсе уже была замужем, когда он положил на неё глаз будучи уверен, что безвозвратно влюблён. Но стоило законному супругу узнать об их отношениях и увезти жену подальше, Печорин быстро отвлёкся и позабыл свою возлюбленную.

Но и это ещё не все «заслуги» лермонтовского «героя», он не только недостойным мужчиной проявил себя, но и отвратительным товарищем. Не менее трагичен случай с княжной Мэри, супругой друга Печорина. Герой влюбил её в себя, некрасивая ситуация закончилась дуэлью, на которой пал муж княжны. А старый его приятель Максим Максимыч? Григорий дружил с ним пока ему самому это было нужно, а после и знать его не захотел. Никому и ничего хорошего этот эгоистичный человек не сделал, лишь причинял всю свою жизнь боль, разочарование и даже гибель.

Главные герои и их характеристика:

  • Григорий Александрович Печорин – ключевой персонаж романа. Впервые появился в неоконченном прозаическом произведении «Княгиня Лиговская». Печорин – аналог Онегина, так называемый «лишний человек», а точнее – скучающий великосветский щёголь. Герой и злодей в одном лице, во многом списанный с самого Лермонтова.
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, приятель Печорина и матёрый вояка. Начал службу на Кавказе под началом А.П. Ермолова. Отлично знает быт народов Кавказа.
  • Казбич – один из ключевых персонажей главы «Бэла». Влюблён в девушку по имени Бэла. После того, как Печорин провернул коварный план, украв лошадь и уведя любимую, Казбич решил отомстить обидчику и вскоре осуществил свой план. Интересно, что Казбич жил на самом деле.
  • Бэла – девушка-черкешенка, вскружила голову Казбичу и Печорину. Ужасно огорчалась, когда светский щёголь разлюбил её. Погибла от руки Казбича.
  • Мария/Мери Лиговская – юная княжна. За ней ухаживали Печорин и Грушницкий. Правда, всё кончилось печально: оказалось, что Грушницкий погиб на дуэли, а Печорин – любитель «поматросить и бросить». Результат – расставание княжны и офицера было недружеским.
  • Грушницкий – приятель Печорина. Приятельство постепенно превращается во вражду усилиями самого Григория Александровича. Результат вражды – дуэль и гибель Грушницкого.
  • Вера – любимая женщина Печорина. Только при встречах с ней Григорий Александрович искренен.

Краткое содержание «Герой нашего времени» подробно по частям и главам.

Предисловие.

Автор не упускает возможности подколоть критиков, коих жутко огорчал Печорин – этакая карикатура на светское общество, так называемых «лишних людей». Мало того, Лермонтов иронически спрашивает недовольных читателей, почему они не желают верить в реальность Печорина и в то же время верят, что могут на свете жить бесы вроде Мефистофеля. И вслед за этим – риторический вопрос на тему «не слишком ли много нелицеприятной правды в Печорине».

Часть первая.

1) Бэла.

Рассказчик выехал из Тифлиса в Ставрополь. Приближалась ночь, и надо было въехать на Койшаурскую гору, чтобы добраться до почтовой станции. Пришлось нанять повозку с быками и погонщиков-осетин, и начался неторопливый подъём. Однако чуть позже рассказчика ждал сюрприз: сзади приближалась битком набитая повозка, и четверо быков бодро тащили её. А вот пустую повозку шестёрка быков тащила ужасно медленно.

Попутчиком оказался штабс-капитан Максим Максимыч, начавший службу на Кавказе под началом легендарного Ермолова. Штабс-капитан отлично знал нравы осетин: любители обжуливать проезжающих (скомандовали быкам стоять – вот быки и поспешают медленно), да ещё требовать на водку.

Чуть позже, добравшись до вершины горы, рассказчик вместе с попутчиком остановился в сакле. Завязался разговор. Упомянув о том, что достаточно черкесам во время какого-нибудь сборища напиться, чтобы завязать драку, Максим Максимыч начал вспоминать былое.

И в ходе воспоминаний штабс-капитана был упомянут Григорий Александрович Печорин. Довелось бравому вояке прожить целый год с петербургским гостем. И за этот год случилось много интереснейших событий.

И первое из них случилось, когда Максим Максимыч и Печорин отправились на свадьбу. Штабс-капитан был званым гостем – даром что друг старого князя (или, на чеченском языке, кунак). Скептика Печорина ждал сюрприз – знакомство с младшей дочерью князя, девушкой по имени Бэла.

Между тем штабс-капитан заметил своего давнего знакомого – Казбича. Чуть позже Максим Максимыч стал свидетелем разговора между Казбичем и Азаматом (сын старого князя и брат Бэлы). Темой разговора была… лошадь лихого разбойника. Разговор обернулся ссорой, а затем стрельбой.

Дальше было веселее: Азамат сумел увести лошадь Казбича, и Печорин увёз Бэлу. Вскоре юная черкешенка полюбила петербургского повесу. Какое-то время они были вместе, да только однажды Печорин начал вновь ездить на охоту. Максим Максимыч был удивлён и решил поговорить с молодым скептиком. Оказалось, что Григорий Александрович страдает от пустоты своего сердца и мечтает умереть во время путешествия в одну из азиатских стран.

Прошло время, и нежданно появился Казбич. Он похитил Бэлу. Печорин с Максимом Максимычем погнались за разбойником, и догнали его. Поднялась стрельба, однако Казбич успел тяжело ранить девушку, а затем скрылся.

После трёх дней мучений Бэла умерла. Печорин долго грустил, и не говорил о погибшей возлюбленной.

2) Максим Максимыч.

В этой главе случилось важное событие: рассказчик смог увидеть своими глазами Печорина и создать своего рода портрет. Интереснее всего были необычные глаза этого повесы. Смеётся Печорин, а его глаза всё так же холодны. Это говорило о постоянной душевной грусти.

Затем завязался не очень долгий разговор Григория Александровича и Максима Максимыча. Штабс-капитан был в большом волнении – давно не видел приятеля. Да вот беда, Печорин торопится уехать в Персию, и уезжает. А записки повесы остались у штабс-капитана.

Рассказчик спокойно забирает записки. Прощание с Максимом Максимычем было сухим, но это неудивительно – старый вояка был ужасно огорчён поведением Печорина.

Журнал Печорина.

В предисловии мы узнаём о том, что желание Печорина встретить свою смерть сбылось, и случилось это на обратном пути из Персии в Россию. В путевом дневнике повеса поведал о том, что с ним случилось на Кавказе. Приключений было много, иные из них были смертельно опасными.

1) Тамань.

Печорин прибывает в этот город на берегу Чёрного моря (точнее, Керченского пролива). Прибыл персонаж в город ночью, нужно было найти ночлег. Но, как нарочно, все хаты были заняты. А в свободной хате творились нечистые дела.

Печорин сталкивается с подозрительными людьми. Разговаривая с девушкой, молодой офицер неосторожно поведал о том, что может донести коменданту Тамани о недобрых делах. Эти неосторожные слова едва не кончились гибелью Печорина в море.

Позже открылась правда: офицер столкнулся с контрабандистами. Итог встречи – опаснейшее приключение на море и потеря всех ценных вещей.

Часть вторая (Окончание журнала Печорина).

2) Княжна Мери.

Печорин подробно описывает свои похождения в Пятигорске и Кисловодске. Здесь щеголеватый офицер встречается с давним приятелем, юнкером Грушницким, а также знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью Мери (имя Мария на английский/американский манер). Также Печорин встречается с доктором Вернером, и узнаёт от него много интересного.

Но не только за княжной Мери ухаживает Григорий Печорин: узнав о появлении давней знакомой, Веры, офицер волнуется. Постепенно завязывается очень напряжённая интрига.

Постепенно приятельство Печорина и Грушницкого перерастает во вражду, и оборачивается дуэлью. Грушницкий гибнет. Печорин возвращается домой, В Кисловодск, находит записки. Одна из них от Веры.

И тогда Григорий Александрович седлает коня и мчится в Пятигорск, ибо понимает, что расстаётся с любимой женщиной навеки. Однако в нескольких километрах от казачьей станицы ужасно усталый конь падает на землю и умирает. Печорин в полном отчаянии. После нескольких часов переживаний щеголеватый офицер наконец-то понимает, что гнаться за потерянным счастьем напрасно.

Вернувшись домой ранним утром, Григорий Александрович спит весь день, просыпаясь вечером. А на следующий день Печорин прощается с княжной Мери. Поведение странно – ибо офицер говорит о том, что он заслужил ненависть. Так и случилось.

3) Фаталист.

Как-то остановился Григорий Печорин в казацкой станице и познакомился там с фаталистом по фамилии Вулич. Этот азартный поручик однажды решил поспорить о том, есть ли предопределение или нет. В тот вечер Печорин заметил, что Вулич умрёт, и очень скоро. Поручик решил выстрелить себе в лоб, однако случилась осечка.

Рискованное пари было выиграно. После серьёзного спора поручик решительно пошёл к себе домой. Печорин заподозрил неладное. Когда все разошлись по домам, Григорий Александрович наткнулся на что-то мягкое и мёртвое. Оказалось, что посреди улицы лежит свинья, зарубленная саблей. Виновник безобразия – казак, напившийся чихиря (крепкий спиртной напиток).

Вскоре Печорин узнал страшную новость: Вулич убит. Как это случилось? Поручик столкнулся с пьяным казаком и сдуру задал дебоширу вопрос «кого ты ищешь?». И тогда казак ударил Вулича саблей. Рана была смертельной.

Убийца скрывался в пустой хате. Нужно было обезвредить преступника, но как? И Печорин додумался до дерзкого поступка: проник через окно в хату, едва не получив смертельную пулю. Григорий Александрович помешал казаку-убийце схватить саблю, а чуть позже казаки ворвались в хату и связали преступника.

Краткое содержание по главам романа «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова

Роман М.Ю. Лермонтова считается психологическим произведением. Это четкий портрет человека, но не одного, а нескольких представителей разных эпох. Автор пытался раскрыть проблему взаимоотношений личности главного героя и современного общества, обнажив человеческие пороки и эгоизм, из-за чего его жизнь превратилась в пытку и потеряла смысл.

Краткое содержание романа «Герой нашего времени» по главам будет постепенно открывать характер главного героя перед читателем. Осуждать его или не осуждать личное дело каждого, но равнодушным он не оставит никого.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1. Бэла

Встреча рассказчика и штабс-капитана Максима Максимыча произошла по дороге из Тифлиса. Часть пути пришлось проделать вместе. За это время новые знакомые сблизились. Буран стал причиной вынужденной ночевки в сакле. Коротать время за рассказами было быстрей. Первая история, услышанная от Максима Максимыча, посвящена воспоминаниям четырехлетней давности, когда штабс-капитан был комендантом сторожевой крепости. У него в подчинении находился молодой офицер по фамилии Печорин.

Григорий Печорин молод, красив собой. Умен. Много времени проводя вместе, они сдружились. Парнем Гришка был неплохим, но безбашенным. Характер его был непонятен Максиму Максимычу. Он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя. Как-то раз им прислали приглашение на местную свадьбу в горный аул. Замуж выходила старшая дочь князя.

Веселье было в самом разгаре. Печорину приглянулась младшая дочь хозяина. Звали ее Бэла. Григорий не единственный, обративший внимание на прелестное создание. Разбойник Казбич, присутствовавший на свадьбе, не сводил с девушки глаз. У него был лучший конь на всю Кабарду, что вызывало зависть соседей.

Брат Бэлы Азамат мечтал видеть в конюшне великолепного скакуна. Парень предлагал любые деньги, но Казбич был непреклонен в своем решении. Азамат, зная, что бандиту нравится Бэла, предлагает украсть для него младшую сестру, но в ответ вместо благодарности видит усмешку и слышит очередной отказ. Азамат был взбешен. Между молодыми людьми завязалась драка. Свидетелем неприятной сцены стал Максим Максимыч. Он же и рассказал о подслушанном разговоре Печорину, вернувшись в крепость.

Печорин из всего вышеуслышанного сделал свои выводы. Вскоре по аулу разнеслись слухи, что конь Казбича пропал. После стали известны подробности. Григорий обратился к Азамату с просьбой привести ему Бэлу. Взамен пообещал, что конь будет его.

Азамат ради коня был готов на все. Выкрав сестру, он привез ее Григорию. Казбич, пригнав баранов в крепость, проворонил гнедого. Печорину удалось отвлечь его внимание на себя, чем и воспользовался Азамат. Казбич был взбешен, поклявшись отомстить тому, кто осмелился увести коня. Первой жертвой стал князь. Разбойник убивает отца Бэлы и Азамата, будучи уверенный, что кража коня его рук дело.

Бэла была пуглива и дика. Печорину пришлось много времени и сил потратить на то, чтобы приручить ее. Он нанял для нее прислугу, одаривал подарками. Добившись ее любви, Григорий был счастлив, получив, что хотел, но недолго. Девушка поднадоела ему. Он стал реже появляться дома, стараясь избегать с ней встреч.

Однажды Григорий и Максим Максимыч поехали поохотиться. Возвращаясь домой они услышали звук выстрела. Почуяв неладное, всадники ускорили темп. Вдалеке показалась лошадь Казбича. В седле разбойник был не один. Он держал перед собой Бэлу. Кинжал вонзился ей в спину. Казбич сумел избежать правосудия, ударившись в бега. Бэла умирала в мучениях. Два дня Печорин не отходил от кровати. Умирая, она признавалась ему в любви. После похорон Бэлу старались не вспоминать. Максим Максимыч считал, что смерть для нее лучший выход. Григорий бросил бы ее, а пережить предательство девушка вряд ли смогла. Вскоре Печорина перевели в Грузию. Связь оборвалась.

Глава 2. Максим Максимыч

Попутчики расстались, не предполагая, что вскоре вновь увидятся. Максим Максимыч встретил Печорина, когда тот уже вышел в отставку и собирался уехать в Персию. Штабс-капитан не видел друга, почти пять лет и был несказанно рад неожиданной встрече. Однако Печорин казался безразличным, чем сильно обидел старика. Максим Максимыч долго ждал его в гости, но Григорий не спешил. Рассказчику было интересно взглянуть на человека, о котором он столько слышал.

Статный, привлекательный мужчина. В нем чувствовалась породность. Женщины, несомненно, его любили. Одевался хорошо. Стильно, со вкусом. Улыбаясь, глаза его оставались холодны. Равнодушный и безучастный ко всему.

Когда коляска с Печориным тронулась в путь, штабс-капитан вспомнил, что не успел передать другу бумаги, хранившиеся у него. Бумаги оказались личными записками Печорина.

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Глава 1. Тамань

Глава посвящена опасному приключению, случившемуся с Печориным в Тамани. Однажды он остановился на ночлег у слепого парня. Парень казался странным. Было видно, что он что-то скрывает. Григорий решил проследить за ним. Оказалось, что хозяин дома тайно встречается с девушкой. Встречи происходили на берегу. Они ждали третьего участника событий. Янко появился нагруженный мешками.

Что находилось в мешках, Печорину было неизвестно. Парень на вопросы не отвечал, делая вид, что не понимает о чем речь. Тогда Григорий решил узнать правду через девушку. Она была хитра и быстро поняла, что постоялец догадывается о том, что они занимаются контрабандой. Избавиться от свидетеля, она решила на свидании.

Когда они катались на лодке, девушка попыталась скинуть его за борт, но вместо этого сама оказалась под водой. Ей удалось спастись. Плавать она умела, и волны ей были не страшны. На берегу ее поджидал Янко. Они решили бросить слепого и уехать из города вдвоем. Когда Печорин вернулся домой, то увидел, что лишился своих вещей. Их украли.

Раздосадованный происшедшим, чуть было не погибший от рук контрабандистов, Григорий в спешке покидает Тамань.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(Окончание журнала Печорина)

Глава 2. Княжна Мэри

В этой главе Печорин поведает о своем пребывании в Кисловодске, где ему пришлось провести какое-то время.

Встреча со старым другом юнкером Грушницким скрасила скучные будни. Они недолюбливали друг друга, но тщательно скрывали свою неприязнь. Печорин знал, что сердце юнкера разбила княжна Мэри Лиговская. Он часто подтрунивал над чувствами влюбленного, сравнивая его музу с английской лошадью. Мэри сразу невзлюбила Печорина, зато Грушницкий казался ей интересным молодым человеком, с которым приятно поговорить и неплохо провести время.

В городе происходит знакомство Григория с доктором Вернером. Он нравился Печорину. Мужчина был остр на язычок. Начитан. С ним было нескучно. Когда Вернер заглянул в гости к Печорину, Григорий поделился с ним идеей, как хочет подшутить над Грушницким, переняв внимание княжны на себя.

Вернер сообщает новость о том, что скоро в дом княжны прибудет гостья. Какая-то дальняя родственница. Дама оказалась первой любовью Печорина. В свое время у них был бурный роман, но пришлось расстаться и вот сейчас спустя столько лет они понимают, что чувства не остыли. Вера сказала, где остановилась и пригласила Печорина в гости к Лисовским. Такой расклад был Григорию на руку.

В гостях у Лисовских он был само совершенство. Ухаживал за дамами, шутил, приглашал на танцы. Он не отходил от Мэри, вовремя оказываясь рядом, когда девушке была необходима помощь. К концу вечера княжна смотрела на него другими глазами. Он стал частенько бывать у них в гостях. Мэри ему нравилась, но и Веру он забыть не мог. Вера, видя его душевные терзания, признается, что смертельно больна.

Ухаживания за Мэри не прошли даром. Девушка влюбилась. Печорин был доволен. План удался. Грушницкий, узнав о том, что его любимая потеряла голову от Печорина, был взбешен. Город гудел, что свадьба не за горами. Григорий не торопился признаваться в любви, ожидая, что Мэри первая скажет о своих чувствах. Когда это произошло на одной из прогулок, он решил сказать правду о том, что не испытает к ней никаких чувств.

Для Мэри это откровение стало ударом. Сердце было разбито. Душа растоптана. Григорий сам не знал, за что так жестоко обошелся с ней. Он ценил свободу и боялся быть привязанным к кому-то, искренне полагая, что не способен сделать кого-то счастливым в этой жизни.

Обиженный и оскорбленный Грушницкий не нашел ничего лучше, как вызвать Печорина на дуэль. Доктор Вернер пытался примирить соперников, но Грушницкий не желал идти на мировую. Местом для дуэли стала маленькая площадка над пропастью. Один шаг в сторону и шансов выжить нет. Стрелять первому выпало Грушницкому. Печорин получает легкое ранение в ногу. Следующий выстрел контрольный. Печорин не промахнулся. Грушницкий, сраженный пулей, летит в пропасть.

Вернувшись домой, Печорин видит записку от Веры. Она прощается с ним, предчувствуя скорую смерть. Он летит к ней, чтобы увидеть в последний раз, загнав в усмерть коня. О дуэли становится известно в обществе. Это грозило переводом Печорина в другое место. Перед отъездом он решает навестить княгиню. Княгиня предлагает ему руку и сердце дочери, но Печорин отказывается. Оставшись с Мэри наедине, ему удалось убить в ее сердце любовь парой фраз, заставив возненавидеть себя в ее глазах.

Глава 3. Фаталист

Заключительная глава поведает о двухнедельном пребывании Печорина в казачьей станице. Однажды среди военных зашел спор. Темой жарких дебатов стала судьба, и какова ее роль в жизни каждого. В спор вступил серб Вулич.

Он предлагает офицерам испытать судьбу на себе. Тогда станет ясно, все предопределено свыше или нет. Убежденный фаталист, он придерживался позиции, что если в эту ночь ему не суждено умереть, то, как ни пытайся искушать судьбу, смерть не придет за тобой.

Чтобы другие поверили его словам, он предлагает заключить пари. Согласие выражает один Печорин. Печорин был твердо уверен, что серб сегодня умрет. Приставленный ко лбу Вулича пистолет дает осечку. Вторым выстрелом он пробивает фуражку.

Все стали расходиться по домам. Печорин в раздумьях не заметил труп свиньи, лежащей на дороге, и спотыкается об нее. Животное было перерублено надвое. Люди, попавшиеся Печорину навстречу, гнались за убийцей, боясь, чтобы он еще не натворил бед.

Утром Григорию сообщили, что Вулич убит. Последние слова сербского офицера были «Он прав» и относились они к Печорину, сумевшему прочитать судьбу парня. Убийца заперся в доме, не желая выходить. Печорин решил наказать казака и залез через окно к нему в хату. Чудом ему удалось уцелеть, когда пуля просвистела прямо над головой. Хорошо, что вовремя поспели на помощь другие казаки и схватили преступника.

На этом и заканчивается краткий пересказ психологического романа «Герой нашего времени», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: