В чём трагедия Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени

Сочинение: В чем трагедия Печорина по роману Герой нашего времени

В чем трагедия Печорина? (по роману «Герой нашего времени»)

Автор: Лермонтов М.Ю.

В истории жизни Печорина — главного героя романа М.Ю. Лермонтова — отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его “понимает и. часто встречал”. Это “портрет, составленный из пороков. поколения в полном их развитии”.

Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки.

Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, “водяное общество”).

И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся “силы необъятные”. Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа. Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование. Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги. Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что “скука не живет под чеченскими пулями”, он отправляется на Кавказ.

Однако где бы Печорин ни появился, он становится “топором в руках судьбы”. В повести “Тамань” поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни “мирных контрабандистов”. В повести “Бэла” Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести “Княжна Мери”. В “Фаталисте” сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича), а в повести “Максим Максимыч” он подрывает веру старика в молодое поколение.

На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов. Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что “любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. В разговоре с Вернером он говорит, что “из жизненной бури. вынес только несколько идей — и ни одного чувства”. “Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия”, признается герой. Если Печорин “без участия” относится к своей собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим людям?

Мне кажется, что герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: “. такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. я стал скрытен. я стал злопамятен. я сделался завистлив. я выучился ненавидеть. я начал обманывать. я сделался нравственным калекой. ”

Читайте также:
Цифры, Бунин: читать онлайн бесплатно

Я думаю, что М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: “Герой нашего времени”. С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой — указывает на то, что Печорин является порождением своего времени. Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности.

В чем трагедия Печорина в романе “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова?

Вопрос о степени близости Онегина и Печорина остается до некоторой степени спорным. Но связь Печорина со всеми другими героями произведений Лермонтова не подлежит сомнению. Арбенин, Радин, Арсений, Измаил, Демон, Печорин – звенья в развитии одного и того же типа.

Наибольшее сходство, по верному замечанию Н. А. Котляревского, Печорин имеет с Радиным: у них те же черты холодной сдержанности и эгоизма, как следствия горького житейского опыта. Другие черты Печорина: его чуткость ко всему поэтичному, его страстность и несчастная сердечная история, взяты от брата Александра Радина – Юрия – идеалиста, мечтателя и обманутого жениха. Таким образом, в Печорине соединены два момента в развитии самого автора – момент отзывчивого увлечения и момент холодного недоверия как следствия обманутых надежд.

Отличает Печорина от Лермонтова весьма существенная черта – его безделье и полная бесцельность существования. Впервые мы встречаем Печорина в повести «Княгиня Лиговская». Здесь о нем мы узнаем немного. Это – гордый человек, оскорбленный равнодушием света, обманутый женщиной и потому вымещающий на другой обиды своего самолюбия. Но повесть осталась неоконченной и брошенной после того, как Лермонтов побывал на Кавказе. Вместе с поэтом и Печорин стал серьезнее и сложнее.

Перед нами богато одаренный человек, стройный, широкоплечий, ловкий, искусный во всех видах спорта; он нервен и капризен, склонен к скрытности. В его улыбке было что-то детское, но его глаза не смеялись, когда он смеялся. Это обаятельная личность. Он способен к глубокой любви, восприимчив к красотам природы; натура поэтическая; вместе с тем умный и остроумный человек.

Весь соткан из противоречий. Холоден, когда другие в восторге. Готов пылать при виде чужой холодности. Разум и сердце у него не в ладу друг с другом. Несмотря на кажущийся цинизм, он способен к нежнейшей любви. Эгоист, но способен к альтруистическим порывам. На дружбу и друзей да и вообще на всех людей он смотрит только как на энергетическую подпитку. Все рассматривает он только в отношении к самому себе.

Возбуждая в других чувства любви и преданности, он получает необъятное наслаждение. Друзей он не признает, так как считает, что один из друзей непременно раб другого. Тем не менее Печорин не настолько занят собою, чтобы не быть способным интересоваться другими людьми и их поступками.

В молодости Печорин был преисполнен лучших свойств, но люди не оценили его, подозревали его, и он назло им сделался таким, каким по своей нравственной пошлости считали его люди. Печорин одарен всеми данными, чтобы стать к окружающей жизни в нормальные отношения, но он не желает этого сам. Он желает жить так. «без руля и без ветрил», отдавшись течению жизни и капризам своей своенравной натуры.

У него есть правила чести, но морали он никакой не признает. Он служит, но в службе не ищет удовлетворения ни своему честолюбию, ни общественным инстинктам. По-видимому, он не имеет никаких убеждений, кроме одного презрения к рутине и будничной морали. В религии он немного скептик-будущее ему кажется безотрадным. И вместе с тем он чувствует себя выше окружающих его людей и действительно выше их. Готовясь к смерти, он невольно задает себе вопрос, для чего он жил, какое предназначение было ему уготовано по жизни, делает предположение, что оно было, и сознается в том, что «не угадал этого назначения». Признание в высшей степени замечательное, если оно исходит от Печорина, а не автора.

Читайте также:
Образ Аксиньи в романе Тихий Дон - описание внешности, черты

Д. Н. Овсяннико-Куликовский определяет Печорина как натуру «резко-эгоцентрическую» и отсюда легко объясняются многие особенности его характера и поведения: ненасытимая гордость, презрение к людям и вместе с тем потребность в них, – даже в таких ничтожных, как Грушницкий; преувеличенная «память сердца», переполняющая Печорина тяжелым осадком былых страданий. Печорин умеет много давать другим, но, занятый всегда собою, не умеет брать от них. Для него слишком много значит его мысль, его чувство, и потому он не может уделять потребную долю внимания мыслям, чувствам и настроениям других людей. Душа его недостаточно сильна «симпатическим воображением», которое связывает человека с человеком, и потому собственная мысль, свое чувство занимают его сильнее всего.

И при всех этих недостатках Печорин казался своим современникам личностью незаурядной, обаятельной, богатой душевными силами, в которой таятся прекрасные возможности. Белинский в типе Печорина видел залог лучшего будущего.
Какие-то психологические нити связуют душу Печорина-Лермонтова с лучшими его современниками: Белинским, Герценом и другими.

Не надо забывать, что Печорин явился в эпоху безвременья – переходную эпоху, когда личность пробудилась от порабощения ее казенщиной, рвалась к свободе и независимости, но не нашла еще путей к своему освобождению, не сумела даже как следует поставить на обсуждение трудный и сложный вопрос об отношении своем к обществу. Старое было уже разрушено, а новое еще не пришло. В такую эпоху человек лишен чувства реальности, и он может быть только неоформившимся призраком будущего. В этом и заключается трагедия Печорина. Белинский, высказавший приведенную мысль, прав и в том, что он говорит о «неясном и недоговоренном» в романе. В переходное время эта неясность и недоговоренность вполне понятны, а в поэтическом произведении и необходимы: они расширяют круг сочувствия, захватывая им людей разного типа, хотя и с однородной психологией неудовлетворенности и искания.

Итак, не случайно было сочувствие лучшей части русского общества Лермонтову-Печорину; вполне логично и враждебное к нему отношение другого мира -официального. Такие люди, как Печорин, были всегда на «дурном счету» у начальства, внушали подозрение бдительным Бенкендорфам, – и не без основания: в эпоху «всеобщего испуга» люди, способные не заражаться общим трепетом раболепства, представляли уже отрадное и ценное явление в жизни. И пусть они были «лишними» людьми сточки зрения всевластных Бенкендорфов, отсылавших их под пули чеченцев, – с точки зрения эволюции общества они были необходимыми и полезными протестантами в окаменелом царстве покорности и страха под «рабской личиною усердия к царю».

Сочинение Трагедия Печорина. В чем трагедия (по роману Герой нашего времени)

«Герой нашего времени» – это произведение, которое является отражением целого поколения. Михаил Юрьевич Лермонтов описал не только психологические состояния героев, но и четко раскрыл исторические особенности того времени. Одним из главных и особенных персонажей произведения является Григорий Александрович Печорин.

Критики считают, что образ Печорина – это некое открытие Лермонтова, как писателя. Автор «рисует» лирического героя статным петербуржцем, военным в звании прапорщик. Во многом Григорий Александрович не постоянен. Не смотря на наличие морщин, лицо Печорина выглядит молодо, а улыбка его излучает детскую непосредственность. Во многом внешность его отличалась от характера и состояния души.

Читайте также:
Свои и чужие краткое содержание миниатюры Теффи - читать онлайн

В жизни главного героя романа, как и у многих молодых людей той эпохи, случается революция. Во многом произведение – это размышление над судьбами декабристов. Именно в образе Печорина автор хотел соединить все «мучающие» его вопросы. Именно для Григория Александровича Лермонтов уготовал множество испытаний, чтобы раскрыть всю трагичность его судьбы. Чтобы читатель смог почувствовать себя «в шкуре» главного героя Михаил Юрьевич регулярно меняет жизненные обстоятельства Печорина.

По мнению Лермонтова «герой нашего времени» постоянно приносит окружающим страдания. И тут сразу возникают противоречивые вопросы. Ведь Печорин образованный человек, наделен многими талантами и воспитан был в дворянской семье. Всё становится «на круги своя», когда читатель ближе знакомится с героем. Сам Печорин не скрывает того, что вырвавшись из отчего дама он поддается мирским удовольствиям, заводит коротко временные любовные романы со светскими дамами. Здесь можно сравнить его с Пушкинским Онегиным. Им двоим быстро наскучивает такая жизнь. Ни наука, ни книге не приносят Печорину удовольствия. Именно скука «подталкивает» главного героя отправиться на Кавказ. Григорий искал опасные приключения, но они всегда приводили к неприятным последствиям. Без преувеличения можно сказать, что Печорин рушит судьбы окружающих его людей.

Поведение главного героя говорит о том, что его главной трагедией является неправильный взгляд на жизненные ценности. Сегодня его назвали бы «энергетическим вампиром». Печорин сам признается в своем дневнике о том, что для него эмоции людей, плохие или хорошие, это своеобразная пища. Он – экспериментатор, который не может найти своего места в жизни.

Роман «Герой нашего времени» остается актуальным до сих пор. И сегодня молодые люди переживают схожие трудности. И даже название произведения дает ответ на вопрос «В чем трагедия Печорина?». В том, что он «Герой нашего времени».

Вариант 2

В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» показан образ «лишнего человека» в главном герои — Печорине. Уже в первой части романа данную трагедию можно лицезреть.

Григорий Печорин — молодой, привлекательный, талантливый и умный молодой человек. Однако, жизнь ему кажется скучной. Все его хобби быстро надоедают и Печорин в постоянном поиске новых ощущений. Ярким примером этому является его переезд на Кавказ, где он обретает новые знакомства.

Печорину мало обычной охоты в горах, общения с кавказским народом. Он влюбился в Бэлу и решил ее похитить. Юная девушка, по своей глупости, влюбилась в мужчину взаимно. Однако, эта любовь быстро проходит и главному герою становиться скучно. Все эти события закончились довольно трагически. Бэла погибла на руках у главного героя, и Печорин снова переезжает. От того, что ему постоянно скучно, страдают неповинные люди.

Печорин не может сидеть на месте, он в постоянных поисках себя и своей судьбы, но где бы он не был, ему все ровно это надоест. К примеру, есть люди, которые в поисках, и, находя свою цель – успокаиваются. Однако, это не о Печорине. Если он решит остановиться, то будет мучить себя, ему будет постоянно скучно и неинтересно. На Кавказе главный герой обрел любовь, у него появился верный друг, хорошая работа, однако, Печорину и это все надоело, и он взялся за старое.

Однако, найти то самое место в обществе и обрести покой главный герой не может потому, что ему быстро все наскучивает и надоедает. Его можно назвать равнодушным к людям, даже к тем, кто был ему близок и дорог. Он равнодушен даже с лучшим другом, Максимом Максимычем, которого не видел почти пять лет. Друг скучал по Григорию, однако, Печорин не удосужился даже поговорить пять минут. Он не испытывал никаких эмоций.

Читайте также:
Ирония в литературе - определение, примеры скрытой насмешки

Можно с точностью сказать, что Григорий Печорин, истинный герой нашего времени, которого можно найти и в людях теперешнего поколения. Он равнодушен к людям, он в постоянных поисках себя. Такие люди были и будут всегда, в независимости от времени и поколения. Григорий Печорин – представитель своей эпохи и культуры, такой же самобытный и эксцентричный, как и многие люди того времени и той эпохи.

Сочинение В чем трагедия Печорина?

С помощью произведения «Герой нашего времени», автором которого является Михаил Юрьевич Лермонтов, мы узнаем новый литературный образ, который когда-то открыл Александр Сергеевич Пушкин в своем персонаже «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», его автор показывает нам на примере офицера Григория Печорина. Трагедии этого героя заметны уже с первой части.

Григорий Печорин — типичный представитель выше упомянутого образа. Печорин молодой, красивый и умный, но ему кажется что его жизнь однообразна и скучна. Что бы он не пробовал, ему всё начинает надоедать, и наш герой незамедлительно начинает поиски незабываемых впечатлений. Примером этого служит поездка на Кавказ, именно там Печорин познакомился с Максимом Максимычем, а затем — с Азаматом, так же не заставило себя долго ждать знакомство с сестрой Бэлой.

Григорий Печорин никак не может утолить свою жажду скуки даже охотой, и он, влюбившись в Белу, похищает её с помощью брата героини Азамата. Молоденькая девушка так же не равнодушна к русскому офицеру. На первый взгляд, взаимная любовь – нет ничего лучше? Но вскоре нашему герою и это надоедает. Печорин грустит, а вместе с ним и Белла, обделена невниманием и хладнокровием любимого по отношению к ней, грустит так же Максим Максимыч, наблюдая за всем этим.

Бела погибает, и ему остается только уехать от туда. От вечной скуки Печорина и поисков новых приключений пострадали невиноватые люди. А «лишний человек» … путешествует дальше.

Этого достаточно, чтобы понять, насколько Печорин самовлюбленный, и ради себя готов погубить судьбы других. Он всегда хочет большего. Печорин не знает чего он хочет от жизни, достигнув цели, он идет дальше, не зная, куда приведет следующий путь. Даже в случае с Бэлой, где царила взаимная любовь и романтика, Печорин все не остановился, он пошел дальше по неизведанному пути скуки и апатии.

Он не может найти свое призвание только потому, что Печорину плевать даже на самых близких, а не потому что ему просто все быстро надоедает, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч». Люди, которые не виделись годами найдут общий язык, но только не в случаи с Печориным, для него важно просто поскорее закончить разговор и уйти. В каждом из нас живет свой Печорин, «лишний человек». Эти черты, которые нам демонстрирует Печорин, навсегда останутся в людях, в какой стране или эпохе они бы не жили.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

  1. Основные персонажи
  2. Очень краткий пересказ
  3. Краткое содержание
  4. Основная идея рассказа

Василий Макарович Шукшин в творчестве постоянно поднимал темы «отцов и детей», связи поколений, уважение к старшим, а также изменение мировоззрения у людей, покинувших свой родной край и забывших свои корни.

Краткие пересказы, конечно, расскажут сюжет произведения, но глубокий анализ по ним сделать невозможно.

Читайте также:
Дядя Степа - стихотворение С. Михалкова, краткое содержание

Шукшина интересовали судьбы и характеры простых людей. Это произведение самим автором было отнесен к разряду «рассказ- характер».

Основные персонажи

  • Тимофей Макарович Новоскольцев — старик, пенсионер, резкий, даже несколько грубый, но справедливый и честный.
  • Петька Новоскольцев – внук Тимофея, мальчик 13 лет, упрямый и самостоятельный, очень любит деда и заботится о нем, как может.
  • Родители Петьки – считают деда выжившим из ума стариком, относятся несколько снисходительно, а порой и неуважительно.
  • Родственники из Москвы – образованные, считают себя интеллигентными и знающими людьми, любят поучать других, знают, как правильно поступать в любой ситуации.

Очень краткий пересказ

Дед Тимофей и внук Петька очень любят фильмы, но не все картины нравятся деду. Он не терпит фальши и притворства, поэтому очень часто выступает критиком увиденного.

Однажды после неудачного просмотра совсем не смешной комедии дед с внуком вернулись домой и застали там приехавших из Москвы родственников. Вся семья дружно сидела у телевизора и смотрела фильм. Деду фильм не понравился, и он попытался объяснить почему, но его не хотели слушать, тогда старик ушел, а вернувшись пьяным, разбил экран телевизора.

Вызванный милиционер забрал деда в вытрезвитель, а сын и его жена одобрили это, только внук пытался заступиться за дедушку, но его, конечно, никто не слушал.

Краткое содержание

Тимофей Макарович и его внук Петька – большие друзья, их объединяет одна общая страсть – любовь к кино. В конце месяца, подсчитывая свои доходы, дед ворчит, что много денег ушло на кино, но все равно своим привычкам не изменяет. Они часто ходят в клуб, где неизменно берут билеты на первый ряд, поскольку дед плохо слышит и не всегда разбирает, что говорят актеры на экране. Поэтому он расспрашивает внука и часто мешает другим зрителям.

Дед критично относится к фильмам из «деревенской жизни», он часто их критикует за недостоверность и фальшь.

Однажды чета Новоскольцевых отправилась в клуб, где обещали просмотр комедии. Но фильм, против ожидания, не понравился, поскольку был совсем не смешным. Дед с внуком вернулись домой крайне недовольные.

Деда и внука объединила общая страсть – любовь к просмотру кинофильмов

А дома они увидели гостей, приехавших из Москвы, это была сестра матери Петька и ее муж. Оба они были образованные, считали себя очень культурными и снисходительно относились к своим деревенским родственникам.

И хозяева, и гости сидели у телевизора и смотрели фильм из деревенской жизни о судьбе сельского плотника. Тимофей Макарович не любил смотреть фильмы по телевизору, это казалось ему делом несерьезным. А сегодня еще и фильм был, в котором показывали все неправильно, по его мнению.

Старик стал рассуждать о том, что этот плотник совсем на плотника не похож, он и топор в руках держать не умеет. И поскольку дед сам всю жизнь проработал плотником, он считал, что может указать на недостатки. Сын Тимофея Макаровича пытался показать гостям, чтобы они не особо обращали внимание на выступление отца. Это, конечно, старика сильно обидело, и он ушел из дома.

А когда Петка учил уроки в своей комнате, дедушка вернулся в сильном подпитии и вновь продолжал убеждать всех в своей правоте. Когда гости стали смеяться над ним, он сильно рассердился и бросил в экран тяжелый кирзовый сапог. Экран, конечно, разлетелся.

А московская гостья быстро сбегала за участковым милиционером, который пришел и увидел пьяного деда и разбитый телевизор. Естественно, он сразу же вопросительно посмотрел на отца Петьки, но тот утвердительно кивнул и попросил составить протокол.

Читайте также:
Братья Карамазовы краткое содержание - читать онлайн бесплатно

Мнения деда и внука о фильмах не всегда совпадали, и порой они долго спорили об увиденном.

После того, как протокол был составлен, участковый встал и сказал, что сейчас заберет старика на ночь в вытрезвитель. Петька не сразу понял, что происходит. Он пытался защитить своего друга, а когда у него это не получилось, мальчик разрыдался.

Мать и тетка пытались его утешить, говорили, что ничего страшного не произошло, дед пьяный, а утром его отпустят. НО Петька, вспомнив, что этот приезжая тетка привела милиционера, оттолкнул ее и с плачем отвернулся к стене.

Основная идея рассказа

Как и все произведения Шукшина, этот рассказ учит уважению к старшим, их жизненному опыту, терпимости и доброжелательности, особенно, к близким людям. Само название рассказа говорит о том, что все люди любят осуждать других, часто не задумываясь о мотивах х поступках. Автор словно спрашивает: кто эти – критики? Краткое содержание пробудит интерес к прочтению уникального авторского текста.

Краткое содержание рассказа Шукшина «Критики», конечно, познакомят читателя с сюжетом произведения и его главными героями, но не дадут полного понимания основной мысли рассказа. Если читать только краткий пересказ, то не познакомишься с уникальным авторским стилем, не увидишь и не поймешь авторское отношение к своим героям.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

23.12.2018

Шукшин В. “Критики”

Шукшин В., рассказ “Критики”

Главные герои рассказа “Критики” и их характеристика

  1. Петька, 13 лет. Мальчик добрый, впечатлительный. Азартный спорщик, умеет отстаивать свое мнение. Самостоятельный.
  2. Дед Тимофей. 73 года. Большой любитель кино, человек честный и принципиальный. Не любит, когда над ним смеются. Горячий и обидчивый.
  3. Родители Петьки. Простые люди, старающиеся все делать для удобства чужих людей.
  4. Городские дядя и тетя. Равнодушные, самоуверенные, насмешливые.
  5. Ермолай Кибяков, милиционер.

План пересказа рассказа “Критики”

  1. Два друга, старый и молодой
  2. Дед в кинотеатре
  3. Споры про искусство
  4. Гости из города
  5. Спор о плотнике
  6. Обида деда
  7. Дед напился
  8. Злополучный сапог
  9. Скандал
  10. Милиционер
  11. Протокол
  12. Слезы Петьки

Кратчайшее содержание рассказа “Критики” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дед с Петькой очень любили смотреть кино и обсуждать, что в фильме правда, а что нет.
  2. К родителям Петьки приехали родственники из города и стали смотреть фильм о деревне.
  3. Дед сказал, что в фильме все неправда, а над ним стали смеяться и прогнали.
  4. Дед сходил напился и сапогом разбил телевизор.
  5. Отец скрутил деда, пришел милиционер и составил протокол.
  6. Деда увели в отрезвитель, а Петька сильно плакал и на всех обиделся.

Главная мысль рассказа “Критики”
Старый, что молодой, и того и другого обидеть легко, а вот извиниться сложно.

Чему учит рассказ “Критики”
Рассказ учит уважительному отношению к старикам, учит уметь прощать их слабости, быть им благодарным за их труд, не спорить со стариками по пустякам. Учит не унижать другого человека, выставляя на показ свою мнимую образованность и воспитанность. Учит быть добрым, любящим, неравнодушным.

Отзыв на рассказ “Критики”
Мне понравился этот рассказ, хотя отношение и родителей, и родственников к старому деду меня возмутило. Любой человек имеет право на собственное мнение и смеяться над этим мнением грех. Этим смехом эти люди только показали свою невоспитанность и хамство. Тем более, нельзя обижать стариков, потому что они уже иначе смотрят на вещи, и то что нам кажется безобидной шуткой, может их глубоко ранить.

Пословицы к рассказу “Критики”
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семейное согласие всего дороже.
Дети родителям не судьи.
Злая обида горше полыни.
Не смейся над старым, сам будешь стар.

Читайте также:
Идиот - краткое содержание романа, анализ произведения, смысл

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Критики”
Деду было 73, а Петьке 13 и они дружили. Больше всего они любили ходить в кино и на фильмы уходила половина дедовской пенсии. Они садились на первый ряд, потому что там было лучше видно и слышно. Но дед, который все равно был глуховат, часто не слышал слов и угадывал их по губам актеров. Иногда он смеялся невпопад, когда все молчали.
Когда убивали невиновного, дед плакал, за драками следил напряженно и сразу чувствовал фальшь, говоря, что так не бывает. Дед вообще любил обсудить фильм и покритиковать его, особенно фильмы о деревенской жизни.
Например, ему не нравился парень, который пел о своей любви и лез под окно любимой девушки. Такого дед называл Ваней-дурачком и говорил, что в их деревне этого парня подняли бы на смех. Потому что когда любишь, о любви молчишь, а не поешь. И любимую за несколько улиц обходишь, а не в окно к ней лезешь.
На этой почве они часто спорили с Петькой, который всегда заступался за актеров. А вот со взрослыми дед не любил спорить об искусстве, не умел. Только один раз он поспорил и навлек на свою голову беду.
Дело было так.
Однажды Петька с дедом посмотрели какую-то комедию и дружно разнесли ее в пух и прах, потому что ничего смешного в ней не было. Когда они пришли домой, там по телевизору смотрели деревенскую картину. А в гости приехали Петькина тетка с мужем.
Петька почти сразу пошел делать уроки, а дед, посмотрев немного, объявил, что фильм хреновина и так не бывает.
Вежливый городской мужчина спросил, почему так не бывает. И дед объяснил, что актер совсем не плотник и даже топор держать не умеет. Петькин отец сказал, что дед с Петькой критики, желая тем самым смягчить высказывание деда. Петькина тетя стала говорить, что это актер и ей не важно, как он держит топор, потому что ей интереснее человек.
А ее муж добавил, что такие как дед, и пишут письма на телевидение.
Дед ответил, что таких как тетя легко надуть, а его нет, потому что он сам был плотник. Городские посмеялись, а родители Петьки стали отправлять деда к Петьке, помогать делать уроки. При этом отец Петьки сказал городскому, что дед в уроках ни в зуб ногой, и смотреть на то, как он помогает Петьке умора.
Дед стоял как оплеванный. Потом пошел к Петьке и стал жаловаться. Сказал, что его назвали выжившим из ума дураком и над ним смеялись. Петька успокаивал деда как мог, но тот начал заводиться, потом достал деньги и ушел.
Дед вернулся через час пьяным и стал кричать, обращаясь к двери, за которой смотрели телевизор. Петька совсем растерялся и принялся успокаивать деда. Дед сел и Петька стал помогать ему снять сапоги. Но тут деду снова что-то пришло в голову и он, обещая показать всем, взял сапог и пошел в зал. Дед запустил сапогом в телевизор и экран разбился вдребезги.
Дед кричал и ругался, а Петькин отец стал заламывать ему руки и связывать их полотенцем. Дед продолжал кричать, что своими руками срубил половину деревни, а его дураком называют.
Тут пришли Петькина тетя и милиционер, Ермолай Кибяков. Ермолай сел к столу и стал составлять протокол. Он записал имя деда, год рождения, описал как семья смотрела фильм про колхоз, и как дед в сильном алкоголе вошел в комнату и бросил в телевизор сапог 43 размера.
Потом Ермолай встал и повел за собой присмиревшего деда. Петька долго не понимал, что происходит, но когда деда стали поднимать, он понял, что его сейчас отведут в каталажку и заплакал. Петька бросился защищать деда, а мать уговаривала его, говоря, что ничего страшного не случится, если дед переночует в тюрьме, а завтра вернется и ему будет стыдно.
Но Петька плакал все громче и оттолкнул городскую тетю, вспомнив, что это она привела милиционера.
Он забрался на печку и там горько рыдал.

Читайте также:
На пути, Чехов: читать онлайн бесплатно

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Критики”

Василий Шукшин — Критики:
Краткое содержание

В деревне живут и дружат дед и внук, 73-летний Новоскольцев Тимофей Макарыч и 13-летний Петька. Старик – «сухой и нервный», глуховатый, плотник на пенсии. Мальчишка – высокий, упрямый и «самостоятельный». Оба любят ходить в кино. Дед за правду в фильмах. Если драка, так чтоб как в жизни. И к актерам строг. Кино про деревню для него «хреновина». Ну что это: влюбленный ходит по деревне с песнями. Как дурачок какой. В жизни, если любишь, стыдишься. Петька спорит: «Сейчас люди другие стали!»

Раз пришли оба после несмешной комедии, видят: в доме перед телевизором отец Петьки (сын деда), мать и городская пара – тетка Петьки и ее муж. Дед сразу им: плотник на экране – фальшивый. Топор держать не умеет. В такого плотника только городской поверит. Сын гонит деда-«критика» к Петьке и его урокам, а теткин муж, как самый умный, с улыбочкой расспрашивает «дедушку».

Дед, как оплеванный, пошел к Петьке. А потом напился. Зашвырнул сапог в телевизор. Полетели стекла. Тетка за милиционером побежала, а дед кричал «городским финтифлюшкам», что он из ума не выжил, и в плотницком деле знает толк. «Я половину этой деревни своими руками построил!» Отец Петьки и мать разрешили Ермолаю Кибякову забрать деда в вытрезвитель. Петька не пускал, плакал. Мать с теткой его успокаивали: переночует да придет со стыдом, «ничего не будет с ним». Но Петька не хотел успокаиваться – и плакал в подушку.

Читательский дневник по рассказу «Критики» Шукшина

Сюжет

Деду Тимофею Макарычу 73 года, его другу, внуку Петьке – 13 лет. Они ходят в кино и обсуждают фильмы. Дома – телевизор. Его смотрят родители Петьки и тетка мальчика с мужем из города. Дед говорит им, что на экране плотник топор не так держит. А они смеются над ним, как над старым дурачком. Дед выпил, и бросил в телевизор сапог. Сказал, что полдеревни тут отстроил. Деда сдали в вытрезвитель. Петьке его жалко.

Отзыв

Смысл названия: критики тут не только дед с внуком, но и родители Петьки с родней. Только они «критикуют» не фильмы, а стариков и их жизнь. Главная мысль рассказа: нужно уважать старших, родителей, прислушиваться к ним. За их плечами непростая жизнь, опыт, годы труда. В рассказе взрослые к деду относятся как к отсталому чудаку, его стыдятся.

А он своими руками для половины жителей дома построил. Дед прав и в том, что люди во все времена одинаковы. Ему близок внук. Рассказ грустный: непонимание в семье, конфликт поколений. И смешной: дед – персонаж с яркими эмоциями, в рассказе много просторечий (ухайдакали, хреновина, несурьезный, умора, финтифлюшки).

Читайте также:
Образ Бэлы в романе Герой нашего времени - характеристика героини

План «Критики»

  1. Дед Тимофей и внук Петька – друзья.
  2. Любовь друзей к кино, и нелюбовь к телевизору.
  3. Дед и внук – критики актеров.
  4. Вранье в фильмах про деревню.
  5. Городские гости в доме.
  6. Дед-плотник страдает за правду.
  7. Горожане и сын смеются над ним.
  8. Тимофея сдают в вытрезвитель.
  9. Горе Петьки.

Вопросы по рассказу «Критики»

  1. Какой юмор в рассказе? (добрый и грустный)
  2. Кем по профессии был дед Тимофей? (плотник)
  3. Кто был лучшим другом деда? (внук Петька)
  4. На чьей стороне автор в рассказе? (деда и внука)
  5. Как дед называл фильмы про деревню? (хреновина)
  6. Кто назвал деда и Петьку «критиками»? (Петькин отец)
  7. Почему выпил дед? (от обиды)
  8. Кто вызвал милицию? (тетка Петьки)
  9. Куда отвели старика? (в вытрезвитель)
  10. Кто жалел деда? (Петька)

Пересказ от лица Петьки рассказа «Критики»

Дед Тимофей – мой лучший друг. Я делаю уроки – он рядом. С ним интересно ходить в кино. Он любит, чтоб фильм был правдивый, как жизнь. А я люблю фильмы всякие. Я ведь не так хорошо знаю жизнь, как дед. Мне все кажется настоящим. Мы любим вместе посмеяться. Дед в кино, бывает, смеется невпопад. Я-то знаю, что он глухой, а что другие про него подумают.

Живем мы, конечно, не одни. Но папа с мамой заняты. Или телевизор смотрят. У нас гости из города: тетка с мужем. Я решал задачку, а дед был с ними. Пришел сам не свой. Посмеялись над ним. А он правильно сказал: плотник в телевизоре неуч. Дед знает, он деревню строил. Дед выпил немножечко и кинул в экран сапог. Тетка с отцом его в милицию сдали. Я был против, но кто меня слушал. Честно скажу, до сих пор плачу. Как там дед?

Задание: придумать продолжение рассказа «Критики»

Утром дед пришел домой. Петька обнял старого друга. Деду и вправду было стыдно. Зачем он стал что-то доказывать? Ясно ведь, не поймут. Не хотят понять. А потом дед вдруг засмеялся: «Вот так вспомнил молодость! Я ж, Петька, раньше себя в обиду не давал. Кулак-то у меня вон какой! А милиция – это тебе не хреновина. Там все, как в жизни. Ночь не спали – я и Ермолай. Мы ведь с его отцом деревню строили. Ничего, Петька, не плачь. Я не гордый. У них свои заботы. Понимать надо. А в кино мы обязательно пойдем. На комедию. На смешную. А потом за уроки сядем. Ты вчера задачку решил или бросил?»

«Критики» — читательский дневник по рассказу В. Шукшина

Рассказ «Критики» Василия Шукшина был написан писателем в 1964 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Шукшин Василий Макарович
Название произведения: «Критики»
Жанр: рассказ
Год написания: 1964
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2005

Главные герои и их краткая характеристика

Петька, 13 лет — мальчик добрый, впечатлительный. Азартный спорщик, умеет отстаивать свое мнение. Самостоятельный.
Дед Тимофей, 73 года — большой любитель кино, человек честный и принципиальный. Не любит, когда над ним смеются. Горячий и обидчивый.
Родители Петьки — простые люди, старающиеся все делать для удобства чужих людей.
Городские дядя и тетя — равнодушные, самоуверенные, насмешливые.
Ермолай Кибяков, милиционер.

Краткое содержание и сюжет

Семидесятитрёхлетний дед Тимофей вместе с тринадцатилетним внуком Петькой очень любят ходить в кино, хотя на билеты уходит половина дедовой пенсии. После просмотра внук и дед принимаются спорить. Если дед замечает неправдоподобную сцену, то ему не нравится весь фильм. Его любимый аргумент — «так не бывает».

Читайте также:
Дуня Раскольникова - характеристика героини Преступление и наказание

Однажды Петька с дедом смотрят комедию, которая, к их большому неудовольствию, оказывается не смешной. Домой они приходят злые.

Дома они застают гостей: сестру Петькиной матери с мужем. Все смотрят телевизор, где показывают какую-то деревенскую картину. «Критики» телевизор не любили, посмотрев пару раз телевизионные передачи, дед пришёл к выводу, что это всё равно как подглядываешь.

Петька уходит учить уроки, а дед остаётся со взрослыми. Посмотрев фильм пять минут, дед заявляет, что «так не бывает». Деду не нравится плотник в картине, а себя он считает специалистом в этой области, так как плотничал всю жизнь. Петькина тётя говорит, что детали не важны, дед, напротив, находит их важными. Родители Петьки вместе с гостями не воспринимают его всерьёз и отправляют к внуку помогать делать уроки. Дед воспринимает это как личное оскорбление.

Пожаловавшись Петьке на взрослых, дед уходит. Вернувшись через час, пьяный и разгорячённый, дед идёт в комнату, где смотрят фильм. Напрасно внук пытается его успокоить. Старик бросает сапог в телевизор и разбивает экран. Происходит небольшая потасовка, и Петькин отец одолевает деда.

Петькина тётя приводит участкового, который составляет протокол. Петька не понимает, что происходит, и просто смотрит на происходящее. Мальчик осознаёт ситуацию, когда милиционер уводит деда в вытрезвитель. Петька плачет. Мать с тётей пытаются его успокоить, но напрасно. Вспомнив, что именно тётя привела милиционера, мальчик грубо отталкивает её, и ещё долго плачет в подушку.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дед с Петькой очень любили смотреть кино и обсуждать, что в фильме правда, а что нет. К родителям Петьки приехали родственники из города и стали смотреть фильм о деревне. Дед сказал, что в фильме все неправда, а над ним стали смеяться и прогнали. Дед сходил напился и сапогом разбил телевизор. Отец скрутил деда, пришел милиционер и составил протокол. Деда увели в отрезвитель, а Петька сильно плакал и на всех обиделся.

План пересказа

  • Два друга, старый и молодой
  • Дед в кинотеатре
  • Споры про искусство
  • Гости из города
  • Спор о плотнике
  • Обида деда
  • Дед напился
  • Злополучный сапог
  • Скандал
  • Милиционер
  • Протокол
  • Слезы Петьки

Основная мысль

Старый, что молодой, и того и другого обидеть легко, а вот извиниться сложно.

Чему учит

Рассказ учит уважительному отношению к старикам, учит уметь прощать их слабости, быть им благодарным за их труд, не спорить со стариками по пустякам. Учит не унижать другого человека, выставляя на показ свою мнимую образованность и воспитанность. Учит быть добрым, любящим, неравнодушным.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, хотя отношение и родителей, и родственников к старому деду меня возмутило. Любой человек имеет право на собственное мнение и смеяться над этим мнением грех. Этим смехом эти люди только показали свою невоспитанность и хамство. Тем более, нельзя обижать стариков, потому что они уже иначе смотрят на вещи, и то что нам кажется безобидной шуткой, может их глубоко ранить.

Вывод и мое мнение

Рассказ «Критики» Шукшина поднимает глобальную проблему – взаимоотношения между поколениями, извечную проблему «отцов и детей». Рассказ пронизан идеями любви к ближнему, терпения, всепрощения, уважения к старшим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: