В добрый час краткое содержание читать за несколько минут онлайн

В добрый час

Молодые люди 50-х годов, только что закончили школу и пытаются найти свой путь в жизни. Молодой целеустремленный парень Алексей приезжает из Сибири в Москву, чтобы поступить в Тимирязевскую Академию. В столице его постигла неудача: он не сдает последний экзамен, но жизненные трудности преодолимы. Напротив, своим примером он вдохновляет младшего брата Андрея, который бросает обеспеченную жизнь в Москве и едет с Алексеем в Сибирь…

Виктор Розов – В добрый час 1

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА 1

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ 1

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ 7

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ 11

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ 16

Виктор Розов
В добрый час

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Петр Иванович Аверин – доктор биологических наук, 50 лет.

Анастасия Ефремовна – его жена, 48 лет.

Аркадий – их сын, артист, 28 лет.

Андрей – их сын, 17 лет.

Алексей – двоюродный брат Андрея и Аркадия, 18 лет.

Галя Давыдова, Вадим Розвалов – товарищи Андрея, только что окончившие десять классов.

Катя Сорокина, Афанасий Кабанов – товарищи Алексея, тоже только что окончившие десять классов.

Маша Полякова – фотограф, 26 лет.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Столовая-гостиная в квартире Авериных. Это квартира в новом доме. Обставлена добротной мебелью, большей частью новой, но есть и старинные вещи, например большие часы, стоящие слева, у стены. Рояль, люстра. Просторно, чисто. Есть балкон. Из соседней комнаты выбегает Андрей с галстуком в руках. За ним в майке-безрукавке, в носках, держа раскрытую книгу, бежит Аркадий.

Аркадий. Положи на место, слышишь?

Андрей. Не кричи, отец занимается. Тихо!

Аркадий. Я сказал – отдай!

Андрей. Съем я его, что ли?

Аркадий. Дай сюда!

Андрей. Маша подарила?

Аркадий. Не твое дело!

Андрей. Маша – вот и трясешься! На, держи, жадина! (Забрасывает галстук на люстру.)

Аркадий (достает галстук). Гулянки на уме! Пролетишь на экзаменах, тогда забегаешь! Останешься без специальности!

Андрей. Ты выучился… Артист, называется! В одних массовках играешь, смотреть совестно!

Аркадий идет к себе.

(Кричит вслед ему.) Позор, позор нашей фамилии!

Аркадий уходит. Андрей прошелся по комнате, подошел к роялю, не присаживаясь, играет одним пальцем. “По улицам ходила большая крокодила…” Оборвав игру, закрыл крышку. Снова прошелся по комнате. Звонок. Андрей бросился открывать дверь. Возвращается с Машей.

Маша. Он занят?

Андрей. Чем? Лежит на кровати и какие-то театральные мемуары читает. (Идет к двери своей комнаты.)

Маша. Не говори, что это я.

Андрей (кричит). Артист, к тебе пришли!

Голос Аркадия. Кто?

Андрей. Выйди и посмотри. (Маше.) Сейчас появится – он в одной майке валяется.

Маша. Зачем ты его дразнишь?

Андрей. Сам напрашивается. Органически не перевариваю неудачников. Вечно они ноют… Кто-то их зажимает…

Маша. Тебе обидно за него?

Андрей. Брат все-таки… Ну как у человека самолюбия нет? Торчит в своем театре… А… его дело!

Маша. Безусловно. А ты как время проводишь?

Андрей. Как всегда – тоска. Вы обратили внимание, Маша, какая у нас в доме тоска?

Маша. Нет, не замечала.

Андрей. Да, с виду у нас чистота, уют… Мать старается. (Подошел к столу, вертит в руках большую пепельницу-раковину.) Во, какую каракатицу купила! Зачем? В доме никто не курит. Говорит – для гостей. Или часы. Жаль, вы опоздали, они сейчас восемь раз отбахали. Я по ночам каждый час вздрагиваю… В детстве мы у каких-то родственников в Сибири жили, в войну. Ничего не помню, только бревенчатые стены и ходики… Мягко тикали… Что-то от них приятное на душе осталось… А у нас? (Махнул рукой.) Иногда мне хочется пройтись по нашим чистым комнатам и наплевать во все углы… В школе хоть весело было… Скорей бы ребята пришли…

Маша. А ты так и не решил, в какой институт поступить?

Андрей. Мать заставляет идти в Высшее техническое имени Баумана: говорит – солидно. С чего она решила, что я туда попаду? Ладно, срежусь – в какой-нибудь другой пристроюсь.

Маша. А сам бы ты куда хотел?

Андрей. Никуда.

Маша. Что ж, у тебя никакого призвания нет?

Андрей. Маша, в девятом классе нас как-то на уроке спросили: кто кем хочет быть? Ну, ребята отвечали, кто что думал. Так ведь не все правду. Федька Кусков, например, сказал – летчиком. Зачем сказал? Так, для бахвальства. А сейчас хочет приткнуться туда, куда легче попасть. Володька Цепочкин еще хлеще ответил: кем бы ни быть, лишь бы приносить пользу Родине. А этот Володька был, есть и будет подлецом первой марки: подлипало и прихлебало! А я тогда честно сказал – не знаю. Что поднялось! “Как, комсомолец! В девятом классе, и не знает!” Чуть ли не всей школой прорабатывали! Этак ведь на всю жизнь ко всякому призванию отвращение можно получить! (Замечает, что Маша посматривает на дверь, ожидая выхода Аркадия.) Это он туалетом занимается. Я надоел?

Маша. Не выдумывай.

Андрей. Скажите, Маша, только, умоляю вас, честно: вот вы фотограф; профессия, прямо скажем, не ахти какая, – это и был предел ваших мечтаний?

Маша (смеется). Конечно, нет… Но волею судеб я стала фотографом, и мне нравится эта работа. Представь себе, даже очень нравится.

Андрей (смеется). Нет, Маша, не представляю.

Маша. Ну конечно, в семнадцать лет вы все хотите быть непременно великими. А вдруг получится из тебя какой-нибудь обыкновенный смертный – счетовод, провизор или фотограф?

Андрей (с сердцем). Не получится! (Успокоившись.) А какие у вас были планы? Кем вы хотели быть?

Маша. Пианисткой, и обязательно – знаменитой.

Андрей. Шутите?

Маша. Ничуть.

Андрей. Сыграйте что-нибудь.

Маша. Я два года не подхожу к инструменту.

Андрей. Почему?

Аркадий (входит. Здороваясь с Машей). Это ты?

Маша. Всего-навсего.

Аркадий (Андрею). Пойди прибери на своем столе – устроил свинарник.

Андрей. На своем столе что хочу, то и делаю, а выйти могу и так, без предлога. (Маше.) С вами приятно поболтать, вы не глупы… (Уходит.)

Маша (смеется). Андрюша ужасно важный стал.

Аркадий. Смешного мало… Растет оболтус, в голове – каша…

Маша. Я, оказывается, не злопамятна. Перебрала в голове все твои доводы, так и не поняла, отчего мы не должны больше встречаться.

Аркадий. Я решил.

Маша. Твердо?

Аркадий. Да.

Маша. Окончательно?

Аркадий. Да.

Маша. Почему?

Читайте также:
Характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени

Аркадий. Мне трудно тебе это сказать, но если хочешь полной правды…

Маша. Жажду!

Аркадий. Я не люблю тебя.

Маша. Неправда!

Аркадий (смеется). Занятно… Ну, мне сейчас не до любви. Это ты можешь понять?

Маша. Пожалуй, хотя с натяжкой. У Андрюшки в голове каша, говоришь. Ну что же, в его возрасте это бывает. А у тебя? Ты даже не представляешь, каким ты становишься. Я принесла наглядные пособия… (Разворачивает сверток, с которым вошла. Там две большие фотографии. Показывает Аркадию.) Артист Аверин четыре года тому назад – смеющийся парень… И теперь: физиономия человека средних лет… Полночи трудилась…

Аркадий. Вчера распределяли роли в новой пьесе. Мне – опять ничего. А Вася Мышкин снова получил главную. В театральной школе он не проявлял больших способностей…

Нравственная проблематика пьесы В. Розова «В добрый час»

В семье научного работника Петра Ивановича Аверина и жены его Анастасии Ефремовны грядут кардинальные изменения. Старший сын Аркадий, работающий актером в театре, решил жениться. Это большой шаг для любого человека. Мать очень переживает, ведь ее некогда маленький мальчик становится совсем взрослым и вырывается из-под ее крыла и из отеческого дома. Кроме того он выбрал себе в жены девушку, которую совершенно не одобряет Аверина — старшая. И она очень уязвлена что сын с ней не посоветовался по такому важному вопросу, а просто пошел и подал заявление.

Но это не все изменения которые ждут семью Авериных. К ним так же приехал племянник Петра Ивановича Алексей, он закончил школу, и поехал из родного города в столицу, чтобы поступить в университет. Пока идут экзамены, его мать попросила родственников приютить мальчика.

У Авериных так же есть младший сын — Андрей, такой же выпускник, который готовится к поступлению в институт. Но сам для себя он так и не решил, где бы хотел учиться. Выбирая между разными университетами, мальчик понимает что у него не лежит душа ни к одному из них. Он предпочел бы вообще пока не продолжать учебу. Тем не менее его родители давят и подталкивают ему разные варианты заведений для получения высшего образования.

В итоге ни Андрей ни Алексей не сдают вступительные экзамены. И решают уехать на Север на заработки. Родители Андрея находятся в замешательстве, но в итоге решают дать возможность своему сыну жить своей судьбой и следовать своему сердцу.

Параллельно с основной сюжетной линией, парни переживают не только терзания по поводу выбора своей будущей профессии, они так же переживают, как и все молодые люди в этом возрасте первые объяснения в любви, чувства и эмоции связанные с противоположным полом. Девушка Галя, которая нравится обоим парням в итоге делает свой выбор в пользу Андрея.

Молодежь ищет ответы на вопросы о призвании в жизни, о честности в принципиальных вопросах и о собственном выборе при принятии важных решений.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Действие первое

У доктора биологических наук два сына. Старший Аркадий артист, но не доволен тем, что ему в театре дают только второстепенные роли. Его успокаивает подруга Маша, которая мечтала стать пианисткой, но после травмы руки перестала садиться за инструмент и стала работать фотографом. Младший сын Андрей только что закончил школу, не знает в какой институт поступать, и по желанию родителей собирается в Баумановский. Мать просит отца похлопотать за сына, который и не утруждает себя занятиями.

В семью приходит письмо от сибирской сестры Петра Ивановича, что ее сын Алексей после окончания школы собирается приехать в Москву, чтобы учиться в институте. Анастасия Ефремовна против его приезда, ссылаясь на то, что у них в 4-х комнатной квартире мало места. Она просит Андрея дать телеграмму в Сибирь

. К Андрею пришли его школьные друзья: Галя и Вадим, и они все ушли в комнату. В это время заходят Алексей, Катя и Афанасий, приехавшие из Сибири. Анастасия Ефремовна, увидев их, растерялась и говорит, что места нет. Алексей собрался уходить, но тут его увидел Андрей и уговаривает остаться, пока мать вышла на кухню. Катя и Афанасий уходят, Алексей – в комнату к Андрею, в это время входит мать и думает, что все ушли, и раскаивается, что выгнала племянника. Вскоре Вадим и Галя уходят, а Алексей остается в квартире.

Мать увидев, что Алексей остался, вроде недовольна, но приглашает обоих поесть. Андрей наедине, пока Алексей умывался, выговорил матери, что она была неправа, когда писала телеграмму. Мальчики едят и разговаривают. Алексей хочет поступать в Темирязевскую академию, хотя у него и тройка есть, но не от лени, а от того, что он работал по вечерам, чтобы кормить мать и младших братьев. А отец не вернулся с войны. Андрей ничего этого не знал, но говорит, что у него тоска, т.к. сейчас все выпускники школ выбирают институт и свою судьбу, а у него «…как-то все перепута-лось».

Виктор Розов В добрый час (комедия в четырех действиях, пяти картинах) Действующие лица Петр Иванович Аверин – доктор биологических наук, 50 лет. Анастасия Ефремовна – его жена, 48 лет. Андрей – их сын, 17 лет. Аркадий – их сын, артист, 28 лет. Алексей – двоюродный брат Андрея и Аркадия, 18 лет. Галя Давыдова, Вадим Розвалов – товарищи Андрея, только что окончившие 10 клас-сов. Катя Сорокина, Афанасий Кабанов – товарищи Алексея, тоже только что окончившие 10 классов. Маша Полякова – фотограф, 26 лет. Действие первое Картина первая У доктора биологических наук два сына. Старший Аркадий артист, но не доволен тем, что ему в театре дают только второстепенные роли. Его успокаивает подруга Маша, которая мечтала стать пианисткой, но после травмы руки перестала садиться за инструмент и стала работать фотографом. Младший сын Андрей только что закончил школу, не знает в какой институт поступать, и по желанию родителей собирается в Баумановский. Мать просит отца похлопотать за сына, который и не утруждает себя занятиями. В семью приходит письмо от сибирской сестры Петра Ивановича, что ее сын Алексей после окончания школы собирается приехать в Москву, чтобы учиться в институте. Анастасия Ефремовна против его приезда, ссылаясь на то, что у них в 4-х комнатной квартире мало места. Она просит Андрея дать телеграмму в Сибирь. К Андрею пришли его школьные друзья: Галя и Вадим, и они все ушли в комнату. В это время заходят Алексей, Катя и Афанасий, приехавшие из Сибири. Анастасия Ефремовна, увидев их, растерялась и говорит, что места нет. Алексей собрался уходить, но тут его увидел Андрей и уговаривает остаться, пока мать вышла на кухню. Катя и Афанасий уходят, Алексей – в комнату к Андрею, в это время входит мать и думает, что все ушли, и раскаивается, что выгнала племянника. Вскоре Вадим и Галя уходят, а Алексей остается в квартире. Мать увидев, что Алексей остался, вроде недовольна, но приглашает обоих поесть. Андрей наедине, пока Алексей умывался, выговорил матери, что она была неправа, когда писала телеграмму. Мальчики едят и разговаривают. Алексей хочет поступать в Темирязевскую академию, хотя у него и тройка есть, но не от лени, а от того, что он работал по вечерам, чтобы кормить мать и младших братьев. А отец не вернулся с войны. Андрей ничего этого не знал, но говорит, что у него тоска, т.к. сейчас все выпускники школ выбирают институт и свою судьбу, а у него «…как-то все перепута-лось». Действие второе. Картина вторая. Алексей и Андрей занимаются, потом решили немного отдохнуть. Алексей признался, что ему нравится Галя. Пришли все их друзья, Вадим начал учить Андрея, что нужно ставить перед собой высокие цели и идти к ним, как он и делает. Андрей возражает, что он так спокоен, потому что у него отец известный ученый, и Вадим наверняка поступит в институт, минуя вступительный конкурс. Этот разговор поддерживают и все остальные ребята. Алексей и приезжие ребята считают, что так нечестно, а Андрей был бы рад, если бы за него кто-то так похлопотал. Ребят горячо поддерживает Аркадий, который сегодня подал заявление об уходе из театра. Уязвленный, но не побежденный Вадим уходит с Галиной, уходят и Афанасий с Катей, а к Аркадию приходит Маша. Она возвращает ему его письма и подарки, прощается с ним, т.к. думает, что он не любит ее. Но когда Андрей говорит о том, что Аркадий уходит из театра, она ласково говорит с Аркадием и уводит его на улицу. Мать Андрея приносит ему записку, которую завтра надо показать в деканат, и Андрея зачислят в институт. Алексей не доволен, что Андрей такой же, как Вадим. Тот обещает отдать записку в газету, но вошедший отец при ребятах ругает мать за то, что она выпросила эту записку у его друга. Мать во всем винит Алексея. До экзаменов осталось три дня. Андрей говорит: «…мостик спалил, куда лечу – не известно…» Действие третье. Картина третья. В квартире Авериных мать переживает, что Аркадий уехал гулять с Машей, и жалуется мужу, что нет ни Андрея, ни Алексея. Она нашла для него запасной вариант – Рыбный институт. Пришли Катя и Афонасий, отец предлагает им подождать ребят. Афонасий говорит Кате, что Алексею нравится Галя, та не верит. Приходят Алексей с Галиной, она все вертится перед зеркалом и хвастает новой кофточкой. Потом она уводит Афанасия в комнату, а Катя признается Алексею, что с 5 лет любит его. Тот ошарашен этим известием, никогда не думал об этом, и признается, что ему очень нравится Галя. Катя плачет. Пришел Андрей и говорит, что не сдал экзамен. Мать зовет отца, говорит сыну про запасной вариант, но тот отказывается поступать в Рыбный институт, а когда отец настаивает, обращается к нему: «Когда ты поступал на географический факультет, ты какой институт про запас держал?» Отец отвечает, что он 4 года работал чернорабочим, «…стремился к своей специальности, добивался..» А потом, опомнившись, дал Андрею полную свободу выбора. Пришел Вадим за своими тетрадями, грубо выговаривает матери Андрея, что она напугала его отца, и тот отказался хлопотать за сына, теперь и ему придется поступать в институт на общих основаниях. Андрей вытолкал Вадима из квартиры и сбросил ему тетради с балкона. Пришли Маша с Аркадием, он весел, чему очень не рада его мать. Он ушел ее успокаивать, а Маша рассказала Андрею, что Аркадия зовут обратно в театр, хотя все родственники почему-то считают его неудачником. Ушли ребята, ушли Маша с Аркадием, и Андрей признался Алексею, что он вообще не пошел на экзамен, чтобы не занимать чужое место, но собирается найти свое, единственное место в жизни. Картина четвертая. Ночь. Мать и отец волнуются, что никого до сих пор нет дома. Вернулись Галя с Андре-ем, они везде искали Алексея, но так и не нашли. Садятся пить чай, Галя очень нервни-чает, и чтобы успокоить ее, Андрей говорит ей, что Алексей в первый же день собирался отбить ее у Андрея. Галя на радостях целует Андрея. Он зовет мать, она сообщает, что отец обещал пристроить Андрея на легкую работу. Пришли Аркадий и Маша, мать уса-живает их пить чай, Андрей с Галиной уходят в другую комнату с книгой Апулея, мать – за ними. Аркадий говорит Маше о своей новой любви к театру, а она садится к роялю и начинает играть, чем всех удивила. Входит Алексей, говорит, что гулял по городу, экза-мен сдал. Маша уходит, Аркадий идет за ней провожать и на ходу говорит матери, что он забрал свое заявление и остается в театре. Алексей наедине с Галей признается, что он не сдал экзамен и уже купил билет на поезд, чтобы ехать домой. Та признается, что мать у нее не актриса, а швея на фабрике, и все свои наряды Галя придумывает и шьет себе сама. Алексей просит Галю не забывать про него, а она уходит и обещает ему, что все будет лучше. Андрей уговаривает Алексея остаться, но тот показывает ему билеты на поезд. Действие четвертое. Картина пятая. Аркадий и Маша сообщают маме, что они поженились, и будут жить вместе с Машиной мамой. Анастасия Ефремовна в шоке, она всегда считала, что Маша не пара ее сыну. И ей обидно, что с ней не посоветовались. Пришли Андрей с Алексеем, Аркадий сообщает им, что они с Машей поженились и уходят, а мальчики собирают вещи, и Андрей признался, что тоже купил себе билет и собирается ехать с Алексеем и устроиться там работать. Алексей говорит, что нужно обязательно сказать об этом родителям. Но когда Андрей го-ворит об этом матери, та начинает рыдать, зовет отца, никуда не хочет отпускать сына. Но Андрей очень ловко уговаривает мать отпустить его. Та уходит собирать ему вещи в дорогу. Андрей уходит за ней. Приходит Галя прощаться с Алексеем, дарит ему рубашки, которые сшила сама и письмо. Пришли Катя и Афонасий, они поступили в институт, и Афонасий живет теперь в общежитии, а не бродяжничает, как раньше, обманывая всех, что живет у родственников. Катя просит Алексея передать письмо матери, Афонасий тоже садится писать родителям. Они удивлены, что Андрей собирается уезжать, но не очень. Алексей советует Андрею брать все, что мать соберет, чтобы не обижать ее, а потом: «У нас там чулан есть, — в случае чего, свалим». Пришли и Маша с Аркадием проводить Алексея. Узнав про то, что и Андрей уезжает, Аркадий говорит: «Очередная выходка. О матери бы подумал!» Эти же слова возвращает ему Андрей, когда узнает, что они с Машей собираются уйти жить к Маше. Все попрощались, ребята уходят, а Аркадий просит у матери разрешения остаться жить в комнате Андрея. Та не возражает, а Петр Иванович вздыхает: «Когда я мальчишкой убежал с геологической партией, дома тоже, наверное, переполох был… Ничего. Пусть поищет. » (в смысле – свое место в жизни).

Читайте также:
Аллегория в литературе - определение и значения слова

Разговор об уроках нравственности в пьесе В. Розова «В добрый час!» мы с учениками 11 класса начали незадолго до окончания ими школы, когда ещё не отзвенел последний звонок, но когда уже остро и они, и я начинали ощущать наступление какой-то пустоты.

Как здорово, когда героями художественного произведения становятся твои ровесники, когда их волнуют те же проблемы, что и тебя, когда им приходится решать точно такие же вопросы, что и тебе. Как они их решают? А ты бы смог так же? Или тебе никогда и ни при каких обстоятельствах не захочется делать шаг, противный голосу совести?

Цели:

1) познакомить обучающихся с жизнью и творчеством драматурга;

Виктор Розов — В добрый час Страница 11

В семье научного работника Петра Ивановича Аверина и жены его Анастасии Ефремовны грядут кардинальные изменения. Старший сын Аркадий, работающий актером в театре, решил жениться. Это большой шаг для любого человека. Мать очень переживает, ведь ее некогда маленький мальчик становится совсем взрослым и вырывается из-под ее крыла и из отеческого дома. Кроме того он выбрал себе в жены девушку, которую совершенно не одобряет Аверина — старшая. И она очень уязвлена что сын с ней не посоветовался по такому важному вопросу, а просто пошел и подал заявление.

Но это не все изменения которые ждут семью Авериных. К ним так же приехал племянник Петра Ивановича Алексей, он закончил школу, и поехал из родного города в столицу, чтобы поступить в университет. Пока идут экзамены, его мать попросила родственников приютить мальчика.

У Авериных так же есть младший сын — Андрей, такой же выпускник, который готовится к поступлению в институт. Но сам для себя он так и не решил, где бы хотел учиться. Выбирая между разными университетами, мальчик понимает что у него не лежит душа ни к одному из них. Он предпочел бы вообще пока не продолжать учебу. Тем не менее его родители давят и подталкивают ему разные варианты заведений для получения высшего образования.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Моя любимая игрушка" описание игрушек для мальчиков и девочек, характеристика игрушки детства, примеры современного хобби для ребенка

В итоге ни Андрей ни Алексей не сдают вступительные экзамены. И решают уехать на Север на заработки. Родители Андрея находятся в замешательстве, но в итоге решают дать возможность своему сыну жить своей судьбой и следовать своему сердцу.

Параллельно с основной сюжетной линией, парни переживают не только терзания по поводу выбора своей будущей профессии, они так же переживают, как и все молодые люди в этом возрасте первые объяснения в любви, чувства и эмоции связанные с противоположным полом. Девушка Галя, которая нравится обоим парням в итоге делает свой выбор в пользу Андрея.

Молодежь ищет ответы на вопросы о призвании в жизни, о честности в принципиальных вопросах и о собственном выборе при принятии важных решений.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Уроки нравственности в пьесе Виктора Розова «В добрый час!» (11 класс)

Библиографическое описание:

Ефименко, Н. В. Уроки нравственности в пьесе Виктора Розова «В добрый час!» (11 класс) / Н. В. Ефименко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (13). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3565/ (дата обращения: 25.09.2020).


Разговор об уроках нравственности в пьесе В. Розова «В добрый час!» мы с учениками 11 класса начали незадолго до окончания ими школы, когда ещё не отзвенел последний звонок, но когда уже остро и они, и я начинали ощущать наступление какой-то пустоты.

Как здорово, когда героями художественного произведения становятся твои ровесники, когда их волнуют те же проблемы, что и тебя, когда им приходится решать точно такие же вопросы, что и тебе. Как они их решают? А ты бы смог так же? Или тебе никогда и ни при каких обстоятельствах не захочется делать шаг, противный голосу совести?

Цели:

1) познакомить обучающихся с жизнью и творчеством драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

3) составить характеристики главных героев.

Оборудование:

3) Презентация «Виктор Розов»

Методические приемы: частичная лекция, доклад обучающихся, аналитическая характеристика героев (метод беседы).

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач урока.
  2. Жизненный и творческий путь драматурга. Презентация, подготовленная обучающейся.
  3. Анализ пьесы В. Розова «В добрый час». Беседа с обучающимися.

В пьесе «В добрый час!» трое сверстников из Сибири, приехавших в Москву поступать в институт, встречаются с тремя московскими ребятами. Вечные проблемы. Поиск своего пути, своего места в жизни. И столкновение еще не окрепших характеров. И появление первых ростков любви, принятие первых самостоятельных решений. Ничего нового. На сцене сама жизнь. Так было больше полувека назад, когда писалась пьеса, так есть и сейчас, с той лишь разницей, что честность и совестливость тогда культивировались повсеместно и имели иную цену. И тем любопытнее было сегодняшним школьникам смотреть на взаимоотношения ребят из прошлого века.

Читайте также:
Высказывания о Тургеневе - современники о русском писателе

— Обратимся к афише пьесы. Можно ли по представленным в ней действующим лицам определить одну из основных проблем данной пьесы?

(Возможно. Проблема отцов и детей. Становление личности (возраст большинства героев 17–18 лет — время определения себя в самостоятельной жизни, выбор: кем быть и какими).

— Семья Авериных. Обстановка в доме.

(Квартира пятидесятилетнего доктора биологических наук Петра Ивановича Аверина. Современная, комфортабельная. «Квартира в новом доме. Обставлена добротной мебелью, большей частью новой, но есть и старинные вещи, например, большие часы, стоящие слева, у стены. Рояль. Люстра. Просторно, чисто. Есть балкон» (действие 1, картина 1)).

— Как вы считаете, быт воспринимается Розовым как естественная основа человеческого существования или орудие испытания героев на нравственную прочность? Докажите. [3, c. 34]

(Это орудие испытания героев, описание быта даёт ему возможность нелицеприятно судить об уровне их моральных принципов. Характеры героев во много создаются через подробные ремарки описания быта: комически обыгрываемая экзотическая раковина-пепельница (в доме, где никто не курит). Когда Вадим стряхивал пепел, Анастасия Ефремовна возмутилась. Андрей удивлён, так ведь для гостей же.

Андрей: Да, с виду у нас чистота, уют…Мать старается. Иногда мне хочется пройтись по нашим чистым комнатам и наплевать во все углы…

Страсть к вещизму, к благополучию любой ценой противопоставляется доброте. Пётр Иванович говорит жене: «Когда мы жили в одной комнате, ты как-то добрее была, Настя». А Андрей в укор сытому, благополучному настоящему напоминает о военных годах, которые он провёл у сибирских родственников: «Ничего не помню, только бревенчатые стены и ходики…Мягко тикали…)

— Кто в доме является олицетворением мещанства, уюта и быта любой ценой?

(Анастасия Ефремовна. Успешно обустраивает комфортный быт семьи и пытается по запискам, по блату пристроить младшего сына в Баумановское училище, чтобы сын «в люди вышел». Прагматично относится к современной жизни, живёт, как велит здравый смысл, сварливая, суетливая, лукавая, она вместе с тем добра, мягкосердечна, хорошая хозяйка, заботливая жена и мать).

— Муж разделяет все убеждения жены, её устремления?

(Нет. Он человек науки, занятой, но не принимает мелочности жены, сохраняет рыцарское отношение к идеалам добра. Сцена с определением Алексея в их доме (действие 1, картина 1). Ему не нравится стремление жены пристроить сына.

Анастасия Ефремовна. За Андрюшу надо как-то похлопотать.

Пётр Иванович. Пусть занимается лучше — вот и всё.

Анастасия Ефремовна. Он занимается…Но конкурс огромный. (Многоточие говорит о том, что пытается найти оправдание своим словам).

Пётр Иванович. Не нравится мне это «похлопотать». «Всё ещё пеленаешь их, пеленаешь…От чего ты его оберегаешь? Сама до сих пор полы моешь, не стесняешься»).

— Аркадий. Старший сын. 28 лет. Определился ли он в жизни?

(Он артист, но считает себя неудачником: нет главных, интересных ролей. Мечется в поисках ответа: а стоит ли заниматься профессией и быть в ней средним, посредственностью?)

— Молодое поколение. Андрей. Каким мы его видим в начале?

(Он выглядит веселым, заводным шалопаем, спорит с братом, ворчит и огрызается с мамой).

— Почему мама всё время боится, что сын не поступит или попадёт под плохое влияние? [3, c. 42]

(Не уверена в нём, так как он кажется легкомысленным, ветреным, ни к чему не приспособленным, живущим поверхностно. «Андрюша такой восприимчивый, неуравновешенный. Больше всего боюсь дурного влияния. А тут непременно начнут ходить приятели, девицы какие-нибудь появятся»).

— Такой ли на самом деле Андрей? Проследите становление его характера.

(Нет. Он, конечно, не осознаёт себя, характер не сформировался. Он весел, ироничен, в нём много наивности, ребяческого озорства, задиристости, но это не пустое злопыхательство, не внутреннее его состояние. Он обаятелен, мысль его активна, пытлива. Он пытается отстаивать то, в чём считает себя правым (история с устройством Алексея в его комнате.

Анастасия Ефремовна. С какой стати на моих подушках будет кто-то спать…

Андрей (взорвавшись). Ну, вот что: ты свои фокусы брось! Не дашь — сам на полу лягу, без одеяла, без простыни, на голых досках — запомни!).

— Приведите примеры его противоречивого характера.

(Порой он неразборчив к добру и злу: то, как романтик, заявляет, что желает уехать «хоть на край света», то говорит, что после института устроится в Москве.

Соглашается отнести рекомендательную записку к декану («Считай, что я Бауманское попал»), но, мучимый угрызениями совести, рвёт её.)

— Как вы думаете, откуда эта двуплановость характера Андрея?

(В Андрее словно борются два начала — высокое, отцовское, и недостойное, прагматичное, воспринятое им от матери. Вот он в разговоре с Машей рассуждает: «Мать заставляет идти в Высшее техническое имени Баумана: говорят — солидно. (Для этого и произносит название всё полностью, ощутить степень солидности)…Ладно, срежусь — в какой-нибудь другой пристроюсь». За внешней лёгкостью, беспринципностью таится взрослое чувство: «Думаешь, весёлый дурачок? Это ведь так…Тоска». Он протестует против лицемерия (разговор об отношении к жизни страны). Именно эта неудовлетворённость собой — самое главное и ценное качество героя).

— Что мы узнаём о жизни Алексея. [3, c. 58]

(Алексей рос без отца, воспитывался в большой семье, учёбу в школе совмещал с работой на лесопильном заводе, в мастерских, чистил тротуары: «А дома, не считая матери, я четвёртый. Денег — в обрез. Тротуары чистил, дрова колоть нанимался. Летом из реки брёвна вытаскивал, там у нас лесопильный завод. Последние два года в мастерских работал, при МТС». Это закалило его характер, поэтому он разумен, самостоятелен, горд, но достаточно сдержан, не хочет быть ни для кого обузой (попытка уйти, когда его холодно встречают:

Анастасия Ефремовна. Конечно, ты немножко поспешил. Мы только сегодня получили письмо…Как-то всё это неожиданно.

Алексей. Понимаю…(Берёт рюкзак, чемодан, собирается уходить.) Извините…).

— Как складываются отношения Андрея и Алексея?

(Андрей рад появлению в их доме своего сверстника, им есть о чём спорить, что обсудить. Андрея привлекает независимость Алексея:

Читайте также:
Идиот - краткое содержание романа, анализ произведения, смысл

Андрей. У тебя что, ещё есть где ночевать?

Андрей. Что ж ты, прямо на улицу бы пошёл?

Алексей. Ну и что?

Андрей (разглядывая Алексея). Занятно…

Алексей правдив, ему не нужно притворяться, познакомившись немного с Андреем, он говорит ему: «…телёнок ты или подлая душа?» Это вопрос возник потому, что Андрей чистосердечен, не скрывает своих сомнений и метаний).

— Как вы воспринимаете друзей Андрея Алексея? Зачем их ввёл в действие автор?

(Вызывают уважение поступки Афанасия (история с тем, что всё время жил, где придётся, не становясь обузой), заботливость Кати. Перемена или открытие настоящего в Гале. Автор вводит их в действие пьесы, чтобы ярче определить положение главных героев, высветить их, показав ценность и значительность происходящего).

— Вокруг чего в большей степени ведутся споры молодых людей?

(Споры о выборе своей дороги в жизни. О честности и порядочности).

— Кто в пьесе становится идейным противником Алексея?

(Вадим, друг Андрея).

— Как к нему относится Анастасия Ефремовна?

(Постоянно приводит его в пример сыну: «подтянутый», «опрятный, вежливый, да ещё и умница).

— Приведите яркие примеры его речи. Что настораживает нас, когда мы слышим его мнение о чём-либо?

(«Выбираем себе дорогу на всю жизнь», «в наше время учиться шаляй-валяй — недостойно», «в любой профессии можно прозябать и стать человеком», «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Ты обязан ставить перед собой большую цель и добиваться её», «кроме способностей есть воля настойчивость, упорство в достижении цели». Эта не искренние слова, а выученные или услышанные где-то фразы, так называемые штампы, не отражающие ничуть его настоящего).

— Откуда в Вадиме такая уверенность во всём?

(Его отец — известный академик. Никаких сомнений в том, что по протекции отца он сможет поступить в престижный институт внешней торговли, кроме того, он «не намерен затеряться в должности какого-нибудь делопроизводителя в министерстве», скорей всего, рассчитывает на работу за границей).

— В пьесе нет внешнего, явного конфликта, но фигурами Вадима и Алексея, стоящих на разных нравственных полюсах, Розов создал возможность построения драматического конфликта в виде открытого, обнажённого столкновения. В каком эпизоде это происходит?

(Алексей возмущён хвастливой, демагогической болтовнёй Вадима и «взрывается», изменяя своей привычной сдержанности:

Алексей. Есть и такое приспособление, довольно модное: городить из хороших слов этакие высоченные заборы, а что за этими заборами — не видно.

Алексей. «Воля!», «Упорство!», «Комсомол воспитал!» Ты зачем хорошие слова поганишь?

Вадим. Взбесился ты что ли?

Алексей. «Все двери открыты!», «В жизнь вступаем!» Что ж ты в неё с чёрного хода заползаешь?

Вадим. С какого это — «с чёрного»?

Алексей. Не по-ни-маешь? Где — так умён, а где — святой…

Алексей. Чести у тебя нет, совести! Подлец ты…Ничтожество! Кривая душа! Таких, как ты, ненавижу!).

— Конфликт не получает развития в дальнейшем. Вадим и Андрей не меняются. А вот кого и достаточно серьёзно коснулись изменения?

(Меняется Андрей. Укрепляются его здоровые моральные устои. Разговор с родителями об устройстве в другой институт. «А Вадька, подлец, все экзамены сдал. Такие, как он, они, знаешь настырные». «А я сам хочу. Место своё найти…Моё место. Мне жить интересно…только по-настоящему, а не так, чтобы выучиться, зарплату получать, в кино ходить, спать».).

— Оцените неожиданный поступок Андрея?

(Герой отказывается сдавать последний экзамен и уезжает с Алексеем в Сибирь, чтобы начать новую трудовую жизнь.

Андрей. Вхожу, понимаешь, в училище, народищу, как всегда, — тьма. У всех глаза беспокойные, волнуются, переживают, а мне — хоть бы хны, абсолютно равнодушен. Вижу, в углу какая-то девчонка стоит: худенькая, белобрысая, косички висят жиденькие, во! — в палец с толщиной, одета так себе, неважно; прижала к себе книжки и что-то шепчет, не поймёшь — не то зубрит, не то молится…Тоска меня взяла. Ну чего, думаю, лезу, может, ей поперёк дороги становлюсь. Мне-то всё равно, а ей охота…и другим тоже…призвание, наверное; взял, повернулся и ушёл. Глупо? Да?

Андрей совершает достойное действие, перечёркивающее его благополучную и безответственную жизнь. Это не мгновенный порыв, о котором потом пожалеет герой, не бравада самостоятельности. Это глубоко обдуманный, выстраданный сомнениями и поисками свой собственный путь в жизни.

Андрей. Я вот думаю: у каждого человека должна быть своя точка. Ну, место своё. Оно — одно единственное. Попал на место — и все твои способности наружу выходят. Всё, что есть! Тут, понимаешь, человек обязательно счастливый бывает. И другие его любят, ценят. Самое важное — найти эту точку… А я понять не могу: где она? Но где-то есть это моё место. Оно — только моё. Моё! Вот я и хочу его найти. Призвание — это, наверное, тяга к этой точке…И я найду её. Обязательно найду…найду…найду…).

— Почему Андрей не хотел сообщать о своём решении до отъезда, а предполагал написать впоследствии? Эгоизм? Равнодушие?

(Нет, не это движет им. Боязнь родительского, в большей степени материнского, непонимания, возможность авторитарного запрета, своего рода покушение на свободу выбора).

— Трудно далось решение мамы отпустить сына?

(Да, Анастасии Ефремовне совсем нелегко было. Борьба между слепым желанием оградить сына от всего, всеми правильными и неправильными способами выстроить ему жизнь заканчивается победой разума, пониманием того, что у сына должен быть свой путь в жизни, и принятием его решения. «Мы с отцом решили отпустить тебя. Я сейчас ничего говорить не буду. Сегодня вечером сяду писать тебе письмо…»).

— Основной мотив пьесы в том, что материальные блага, взлёты карьеры, общественный престиж — ценности, ставшие приоритетными, не принимаются молодыми людьми, которые отвергают всё мелочное, наносное и выбирают своё, настоящее, нравственное, чистое.

  1. Домашнее задание: Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем? (эссе).
  2. Итог урока.

— Мы закончили обсуждение пьесы. Её герои — ваши сверстники, их мысли во многом сродни вашим, ведь через некоторое время вам, как и этим героям, выходить на свою дорогу, принимать ответственность за свои решения, отвечать за поступки. Надеюсь, что ваш жизненный путь будет светлым, не будет омрачаться угрызениями совести и сделками с самим собой. Старайтесь думать о той цене, которую вы будете платить. Быть может, герои этой пьесы помогут вам определиться в правильности своих убеждений, а кому-то подскажут верность решения. В добрый час!

  1. Бугров Б. Герои и время // Розов В. С. В добрый час! Гнездо глухаря. Пьесы. — М.: Детская литература, 2001. — С. 5–14.
  2. Материалы программы «Экология литературы». — Телеканал «Культура», 2001.
  3. Розов В. С. В добрый час! Гнездо глухаря. Пьесы. — М.: Детская литература, 2001. — С.33–116.
  4. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Читайте также:
«Помощь идет» краткое содержание книги Б. Житкова для читательского дневника, главные герои, основная мысль и тема произведения

Основные термины
(генерируются автоматически)
: добрый час, жизнь, герой, лесопильный завод, мое место, Москва, Нет, орудие испытания героев, Сибирь, угрызение совести.

«Выстрел» А. С. Пушкин Кратко

Александр Сергеевич Пушкин
Повесть «Выстрел» Краткое содержание

Повесть «Выстрел» Александр Сергеевич написал в 1830 году в Болдино. Эта история входит в цикл из пяти прозаических повествований под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Иван Белкин — «одушевлённый» Пушкиным персонаж, молодой владелец поместья, для развлечения время от времени баловавшийся писательством. Из-под его пера вышли пять повестей, в том числе «Выстрел», и он же выступил автором «Истории села Горюхина». Произведение «Выстрел» написано в струе только зарождавшегося в то время в литературе течения реализм, к которому тяготел Пушкин.

Очень краткий пересказ сюжета повести А. С. Пушкина «Выстрел»

Автор делится историей о Сильвио — метким в стрельбе и очень принципиальном в жизни человеке. Сильвио сразился на дуэли с молодым графом. Противник стрелял первым и промахнулся. А Сильвио, заметив, что в молодом человеке нет ни капли страха или сожаления, разозлился и решил отложить своё право выстрела.

Спустя шесть лет, когда его недруг женился, Сильвио отправился к нему в деревню, чтобы воспользоваться отложенным правом. Граф вновь стрелял первым и не попал. Сильвио навёл прицел на старого обидчика, но увидев искренний страх в его глазах и на лице его супруги, намерено промахнулся. Он лишь выстрелил в картину и покинул дом супружеской пары. По слухам Сильвио погиб, принимая участие в греческих восстаниях.

Сюжет «Выстрела» выстроен необычно. Рассказ состоит из двух разделов, написанных со слов разных источников — начало истории положено гусаром в отставке Сильвио, а заключение исходит со слов графа Б***.

Чтение пересказа никогда не даст полной картины раскрытой автором литературного произведения. Особенно это касается классической русской литературы. Но понять и запомнить основное в развитии сюжета можно и с помощью краткого содержания.

Однако, прежде чем ознакомиться с очень кратким содержанием «Выстрела», необходимо узнать характеристики персонажей повести, запомнить главных героев рассказа. Это поможет лучше вникнуть в суть сюжетной линии повествования, чтобы качественно подготовиться к самостоятельной работе, тесту или уроку литературы.

Главные герои повести «Выстрел»

  • Сильвио — угрюмый гусар в отставке, великолепный стрелок.
  • Рассказчик — армейский офицер, лично знакомый со всеми героями и ведущий повествование.

Второстепенные герои повести «Выстрел»

  • Граф Б*** — мужчина, которому чуть больше тридцати, приятной внешности, состоятельный помещик. В молодости был отъявленным повесой, стрелялся с Сильвио на дуэли.
  • Графиня Б*** — красавица Маша, во второй части повести — супруга графа.

Краткое содержание одной из повестей Белкина «Выстрел» подробно по главам

По структуре литературное произведение состоит из двух глав, одна из которых раскрывает зачин истории, другая — подводит к развязке спустя несколько лет. Две части произведения схожи тем, что рассказ идёт от лица одного автора, и отличаются тем, что рассказчик опирается на разные источники в своём повествовании.

Глава 1. История провальной дуэли между Сильвио и графом Б***

Рассказчик, российский офицер, делится историей своего знакомства с гусаром Сильвио. Все вокруг считали этого знакомого странным, угрюмым и загадочным человеком. Он никогда не был болтлив, но однажды под действием обстоятельств срочного отъезда поведал рассказчику историю своей дуэли, поединка шестилетней давности, развязка которого должна будет произойти со дня на день.

Сильвио случилось стреляться на дуэли с одним юным графом, баловнем судьбы и повесой. Граф стрелял первым и промахнулся, подписав себе «смертный приговор», ведь его противник был отличным стрелком. Обозлённый тем, что пуля противника повредила ему военный головной убор, гусар поднял своё оружие. Но, когда Сильвио прицелился, он увидел, что легкомысленный юноша совершенно равнодушен к происходящему — ест черешню и не испытывает ни капли страха. Такое поведение возмутило гусара, и он отказался выстрелить. Граф оставил противнику право на выстрел. Сильвио много времени продумывал план мести, сразу после дуэли он оставил службу и уехал. Решение пришло само собой, спустя шесть лет граф женится, и оскорблённый им когда-то гусар решает взять право своего выстрела в этот радостный момент жизни обидчика.

Глава 2. Реванш Сильвио со слов графа Б***

Спустя несколько лет после беседы с Сильвио рассказчик знакомится с графом Б***. И из его уст он узнаёт чем закончилась история той самой дуэли. Граф и его молодая жена после венчания переехали в деревню, туда же прибыл решительно настроенный Сильвио. Гусар в отставке настоял на новой дуэли, заявляя, что имеет право выстрелить, но не станет этого делать, если граф останется безоружным. Граф вынужден был согласиться и вновь стрелял первым. Он промахнулся, попав в одну из картин в своём доме. Всё происходило в присутствии молодой супруги графа Маши. Торжествующий Сильвио прицелился в ответ, но заметив долгожданный испуг в глазах противника и слёзы в глазах его жены, он выстрелил в туже картину намеренно. Он был отомщён, и убивать графа, тем более на глазах молодой жены, больше не было необходимости. Сильвио погиб несколько позже во времена греческих восстаний в серьёзной битве под Скулянами.

Заключение и выводы по произведению «Выстрел»

Александру Сергеевичу свойственно размышлять на тему судьбы, судьбоносных решений и права на выбор в процессе жизненного пути. В цикле прозаических повествований «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и, особенно, в повести «Выстрел» он поднимает значение влияния судьбы на человеческие жизни, поступки и решения. Великий литератор размышляет о многом, делясь своими предположениями и выводами со своим читателем. Можно ли распоряжаться чьей-либо жизнью ради удовлетворения чего-то личностного? Стоит ли ради своих амбиций отнимать у другого человека право на счастье или, тем более, жизнь? Имеет ли право человеческое существо решать чью-то судьбу в угоду себе? Главный герой повествования вовремя одумался и увидел в своём противнике обычного человека, а не какую-то «недостигнутую цель». Он поступил мудро и простил врагу обиду. Он смог оставить на совести графа принесённое ему когда-то оскорбление и уйти из дома молодой пары не убийцей, а человеком.

Читайте также:
«Песня о буревестнике» 📚 краткое содержание поэмы М. Горького, анализ, главные герои, основная тема и мысль, жанр произведения

Анализ повести «Выстрел» (А.С. Пушкин)

Автор: Guru · 14.10.2018

В данной статье команда «Литерагуру» проанализирует повесть Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», входящую в цикл «Повести Белкина».

История создания

Повесть «Выстрел» была написана в 1830 году в селе Болдино. Произведение состоит из двух частей. Интересно отметить, что первоначально Пушкин не хотел писать вторую главу – закончив писать первую, он сделал приписку: «Окончание потеряно». Однако через два дня писатель создает продолжение повести, и свой окончательный вид произведение приобретает 14 октября 1830 года.

Повесть «Выстрел» стала четвертой по счету в цикле «Повести Белкина». В основу ее лег реальный случай из жизни А. С. Пушкина, когда последнего вызвал на дуэль его знакомый, офицер Зубов. Александр Сергеевич был вызван своим товарищем на поединок, так как поэт обвинил Зубова в нечестной игре в карты. Во время сатисфакции, когда противник прицеливался в него, Пушкин спокойно ел черешни (впоследствии этот момент отразится и в тексте повести).

Жанр, направление

Как уже было указано выше, данное произведение относится к жанру повести, литературное направление – реализм. Герой Сильвио поначалу предстает перед нами романтическим персонажем, но к концу произведения мы понимаем, что перед нами не такой простой персонаж, как могло бы показаться на первый взгляд. Смелость его поступков, живость и дерзость в принятии решений выдают пылкий нрав героя, что говорит о его принадлежности к реалистическому направлению.

Жанр произведения – повесть, на это указывает объем книги и количество сюжетных линий в ней.

Повествование сначала ведется от лица подполковника И. Л. П. , затем в роли рассказчика выступает отставной гусар Сильвио, а после – граф. И. Л. П. описывает нам жизнь армейского офицера, которая в своей цикличности не способна удивить простого солдата. Среди знакомых героя особо выделялся некий Сильвио, меткий стрелок, чья жизнь была в некоторой степени окутана тайной – никто не знал ни его доходов, ни состояния. При этом у него дома находилась богатая коллекция пистолетов, а стены были источены пулями, как соты. Он был щедрым хозяином – шампанское всегда лилось рекою в его доме, а обед состоял из двух-трех блюд. Однажды, во время одного из таких пиршеств, гости уговорили Сильвио прометать им банк, чего герой обыкновенно не любил. Нехотя он согласился. В какой-то момент недавно переведенный в полк офицер Р*** загнул лишний угол, чем вызвал недовольство хозяина, а впоследствии раздражил и Р***, который метнул в Сильвио подсвечник (шандал). Взбешенный мужчина прогнал обидчика из дому, однако, как ни удивительно, это дело не закончилось дуэлью.

И. Л. П. возмущен таким спокойным поведением друга, но в итоге выясняется, что Сильвио нужно свести счёты с одним человеком – будущим графом, который в свое время потеснил гусара, затмил своим очарованием, умом, красотой и, следовательно, стал его соперником. Сказав недругу плоскую грубость, Сильвио спровоцировал графа, и тот дал ему пощечину. В итоге был назначен поединок.

На дуэли графу достался первый выстрел, которым ему удалось пробить фуражку гусара. Но когда настал черед Сильвио, то граф вел себя бесцеремонно – ел черешни и выплевывал косточки. Эта беспечность возмутила Сильвио, и он отложил дуэль до другого раза. Продолжение этой истории И. Л. П. узнал позднее от самого графа, который оказался соседом рассказчика. Сильвио явился к графу во время медового месяца и грозился убить его. На самом деле, гусар хотел только напугать графа, показать ему свое превосходство и то, что необходимо почтительно относиться к условиям дуэли, и знать, что рано или поздно придется ответить за свою дерзость. Возможно, решающую роль тут сыграла просьба жены графа, Маши.

Мы видим глубинную трансформацию героя – из романтика он превращается в настоящего реалиста, готового трезво смотреть на вещи и не боящегося достичь своей цели – поставить обидчика на место. В конце повести мы узнаем, что Сильвио погиб смертью храбрых в сражении под Скулянами.

Главные герои и их характеристика

Трое главных персонажей данной повести — подполковник, граф, отставной гусар — одновременно являются ее рассказчиками. Центральной, безусловно, является фигура Сильвио. Выжидая удобный случай для того, чтобы отомстить графу за оскорбление и регулярно упражняясь в стрельбе, гусар прозревает только в момент, когда, оказавшись на территории поместья недруга, графу вновь достается первый выстрел, и тот пробил пулей висевшую над головой гостя картину.

По словам Г. Макогоненко, происходит нравственное обновление героя; он понимает, насколько пошлым и низким было его желание убить счастливого противника. Граф, в свою очередь, в этот момент, должно быть, оценил, насколько он был неправ, и что мщение – не главная цель в жизни. Подполковник выступает своеобразным наблюдателем за жизнью двух конкурирующих друг с другом людей.

Темы и проблемы

Автор затрагивает темы благородства, сострадания, отмщения. Основная тема – месть и ее преодоление через осознание важности человеческой жизни.

Повесть затрагивает важную проблему – отстаивания собственной чести, восстановления доброго имени в глазах окружающих ценой убийства. Стоит ли оно того? Автор отвечает однозначно: честь не стоит жизни человека.

Главная мысль

Смысл книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести.

Как утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение. Для героя находится более важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и состоит главная мысль повести.

Чему учит?

Произведение учит благородству, хладнокровию в поступках, умению сдерживаться в сложных ситуациях, где всё может выйти из-под твоего контроля.

Давать волю своему честолюбию уместно во время сражения на поле битвы, но при общении с людьми – будь то твое ближайшее окружение или коллеги — необходимо во всем находить золотую середину.

Читайте также:
Песня о Соколе, Максим Горький: читать онлайн бесплатно

«Выстрел» читательский дневник

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 702.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 702.

«Выстрел» — повесть, вошедшая в знаменитый цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Это история об одном гусаре, который шесть лет лелеял план мести, желая проучить высокомерного сослуживца, но в последний момент изменил своё намерение.

Краткое содержание «Выстрел» для читательского дневника

Название: Выстрел

Число страниц: 11. Пушкин А. С. «Выстрел». Издательство «Искатель». 2015 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1830 год

Время и место сюжета

Действие повести разворачивается в России в начале XIX века. Точное место не указано, упоминается лишь то, что события происходили в захудалом провинциальном местечке, где не было ни одного открытого дома, ни одной невесты. Временной промежуток растягивается на шесть лет – именно столько главный герой вынашивал свой план мести. Окончилась эта история в 1821 году, когда Сильвио погиб в сражении под Скулянами.

Главные герои

Рассказчик – дворянин, молодой офицер, храбрый, честный, принципиальный.

Сильвио – мстительный, завистливый, безжалостный человек с тёмным прошлым, одержимый планом мести.

Граф – избалованный судьбой человек, обладающий всем, что нужно для счастья.

Графиня Маша – смелая, решительная юная красавица.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых крутых –

Сюжет

Повествование ведётся от лица молодого офицера, которому во время службы довелось познакомиться и близко сойтись с отставным военным по имени Сильвио. Будучи весьма таинственной личностью и обладая крутым нравом и острым языком, Сильвио, словно магнит, притягивал к себе молодых офицеров, которые с большим удовольствием проводили время в его обществе.

Однажды Сильвио сообщил рассказчику, что намеревается покинуть это место и перед отъездом хотел бы поведать свою тайну. Выяснилось, что шесть лет назад он получил пощёчину от одного московского графа. Горячий юноша не стерпел подобного оскорбления и вызвал обидчика на дуэль. Однако во время поединка, дождавшись выстрела столичного франта, Сильвио так и не нажал на курок своего пистолета. Будучи отменным стрелком, он решил пока не отнимать у молодого повесы жизнь, которой он совсем не дорожил. Противник согласился с решением Сильвио и подтвердил, что всегда готов к его услугам.

Последующие шесть лет герой бережно вынашивал мысли о мести. Ежедневно упражняясь в стрельбе, он ещё более улучшил своё мастерство. Когда же он узнал, что его обидчик намеревается жениться, то понял, что его час настал, и отправился в Москву.

Спустя несколько лет рассказчик вышел в отставку и волею случая оказался в имении богатого помещика. Он обратил внимание на картину со следами от двух пуль. Каково же было его удивление, когда он услышал продолжение старой истории. Выяснилось, что Сильвио удалось встретиться со своим обидчиком. Они бросили жребий, и право стрелять первым вновь выпало московскому дворянину. Он выстрелил и промахнулся. На шум прибежала его молодая жена Маша. Увидев робость и смятение на лице своего обидчика, Сильвио не стал разрушать его семейное счастье и выстрелил в то место на картине, куда угодила пуля хозяина. Затем Сильвио молча покинул поместье, и больше его никто не видел. Лишь случайно рассказчик узнал, что тот погиб в одном из сражений.

Вывод и своё мнение

В своём произведении А.С. Пушкин описал сильную, неординарную личность, в которой удивительным образом слились пороки и благородные черты. Далеко не каждый человек готов терпеливо ждать подходящее время для решающего удара, однако столь долгожданная, взлелеянная месть так и не произошла – Сильвио понял, что его противник по-настоящему счастлив. Герой увидел смятение и страх на лице своего обидчика и этим был удовлетворён.

Главная мысль

Жизнь приобретает свою истинную ценность лишь в минуты счастья, когда страшно потерять то, чем дорожишь больше всего на свете.

Авторские афоризмы

«…Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит. »

«…я мало уважаю постороннее мнение…»

«…Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести…»

«…я хотел казаться развязным, но чем больше старался взять на себя вид непринужденности, тем более чувствовал себя неловким…»

«…Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков…»

Толкование непонятных слов

Местечко — селенье в виде городка, один из типов населённых пунктов.

Гусар — военный из частей лёгкой кавалерии.

Сюртук — длинный, как правило, до колена, однобортный или, реже, двубортный предмет мужского гардероба, обычно приталенный.

Шандал — тяжёлый подсвечник.

Новые слова

Пунш — собирательное название коктейлей, в первую очередь алкогольных, обычно содержащих фрукты или фруктовый сок.

Мундир — военная или гражданская форменная парадная верхняя одежда с золотым или серебряным шитьём.

Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Анализ повести «Выстрел» (А. С. Пушкин)

Александр Сергеевич Пушкин — величайший писатель, произведения которого знает каждый, они и по сей день являются образцом красоты и разнообразия русского языка. С детства люди читают его сказки, рассказы, романы, учат наизусть стихотворения и строчки из «Евгения Онегина». Написанные им строки не просто интересны, а заставляют задуматься, из них можно вынести мораль. Так, одним из самых знаменитых пушкинских произведений является сборник «Повести Белкина», в который входят пять новелл, в их числе и «Выстрел». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

«Повести Белкина» были написаны в один из самых продуктивных периодов творчества Пушкина — в Болдинскую осень 1830 года. Писатель был вынужден вести затворническую жизнь в имении Большое Болдино из-за того, что в то время распространился холерный карантин. Кроме того, на тот момент Александр Сергеевич был вдохновлён подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, этот фактор также повлиял на создание большого количества шедевров. Главным законом, по которому он писал «Повести Белкина», как он сам говорил, были точность и краткость.

Из его дневников и черновиков известно, что изначально повесть должна была состоять только из первой главы. Она была написана 12 октября и заканчивалась словами «окончание потеряно», тем самым автор хотел сохранить тайну развязки, чтобы читатель сам мог ее додумать, но спустя два дня, Пушкин создал вторую часть произведения «Выстрел». Из уст современников, а также и от самого Пушкина известно, что история, рассказанная в повести, автобиографична. Она связана с дуэлью Александра Сергеевича с офицером Зубовым (она произошла в 1822 году в Кишиневе), на которую писатель пришел с горстью черешни и демонстративно ею завтракал, пока соперник стрелял. Изначально автор не включил ее в сборник, так как хотел выпустить как самостоятельное произведение, но затем передумал, и при первом издании она заняла четвёртое место среди пяти рассказов, расположившись между «Барышней — крестьянкой» и «Метелью».

Читайте также:
Послушайте - анализ стихотворения Маяковского, история создания

Жанр, направление, смысл названия

Жанр «Выстрела» определяется по-разному, так как авторское его определение не совпадает с тем, как его обозначают критики. С одной стороны, книга Пушкина названа «Повести Белкина», то есть «Выстрел» является повестью, но некоторые филологи назвали ее новеллой. Однако, принято считать правильным авторское определение, поэтому «Выстрел» является повестью.

Название само за себя говорит о том, какая тема будет центральной в произведении. Сам выстрел преследует читателя с первых строчек рассказа: стены в комнате Сильвио изрешечены следами от выстрелов, он стреляет каждое утро в карту, а диалог графа и рассказчика начинается с того, что офицер замечает простреленную картину. То есть название связано не только с главным событием, вокруг которого разворачивается сюжет (дуэлью). Его смысл проходит через всю повесть красной нитью.

Направление, характерное для повести, называется «реализм». Все герои и события являются жизненными и вполне реалистичными в той среде, где вращался Пушкин. Однако в нем прослеживаются и черты романтизма — образ главного героя типичен для романтического мировоззрения. Он ценит идеалы чести и гордости выше реалий своей жизни и живет эмоциями.

Композиция

Произведение состоит из двух глав, описывающих события, произошедшие с разницей в пять лет. Повествование ведётся от первого лица, офицера, который стал свидетелем того, как разворачивалась история отношений между двумя людьми на протяжении нескольких лет. Композиция произведения весьма необычна, так как рассказчик узнает о событиях, не будучи свидетелем, ему повествуют о них участники конфликта.

Сначала присутствует эффект загадочности, так как офицер-рассказчик намекает читателю на то, что за необычным поведением его знакомого (одного из будущих дуэлянтов) стоит какая-то история. Ее мы узнаем только в самом конце главы, когда свой секрет раскрывает лично офицеру Сильвио. Тогда история обрывается, и следующий виток ее развития мы узнаем спустя несколько лет, когда рассказчик случайным образом знакомится со вторым участником конфликта (графом). И снова сначала видим героя со стороны, не подозревая, кто он на самом деле, и только в ходе «случайного» диалога с ним, от лица офицера узнаем его истинную роль в сюжетной линии.

В «Выстреле» есть три основных действующих героя: гусар Сильвио, граф и офицер-рассказчик. В начале мы от лица офицера знакомимся с Сильвио, они находятся в близких дружеских отношениях, что отмечается самим автором. Гусар любит стрельбу, практикуется каждый день и может попасть даже в муху на стене, по словам рассказика. Кроме того, Сильвио пользуется популярностью среди других офицеров, которые видят в нем свой авторитет, приезжают ежедневно к нему домой, чтобы поиграть или просто побеседовать за шампанским. На одной из таких встреч молодой офицер повел себя неподобающе, фактически оскорбив Сильвио, и все ожидали, что Гусар вызовет на дуэль грубияна. Но этого не произошло. Этот факт поразил офицеров, но спустя какое-то время об этом все забыли, кроме рассказчика, который увидел слабость в Сильвио и не мог понять, чем она оправдана.

В один день гусару пришло письмо, прочитав которое, Сильвио объявил о скором отъезде. Перед тем, как покинуть свою усадьбу, он решил объясниться с рассказчиком, так как чувствовал изменение во взаимоотношениях с офицером.

В ходе беседы Сильвио поведал давнишнюю историю, которая случилась с ним во время службы. Он был не менее популярен среди товарищей, чем является сейчас среди офицеров, ему нравилось его положение в полку, но в какой-то момент появился некий граф, который, как казалось Сильвио, был лучше него во всем и хотел занять его место. Пропитавшись завистью, гусар нашел способ спровоцировать графа на дуэль. В назначенное время в назначенное место граф явился с шапкой черешни, хоть первый выстрел и достался ему, он промазал и лишь продырявил фуражку Сильвио. Когда же настал черед стрелять гусару, тот, посмотрев на графа, который демонстративно ел черешню, понял, что тот не ценит жизнь, и это убийство не доставит ему удовольствия, поэтому отсрочил свой выстрел.

Этим Сильвио объяснил свое нежелание подвергать себя опасности в дуэли с молодым офицером. В письме, полученном утром, сказано, что граф женится на молодой красавице. Гусар же, поняв, что время выстрела пришло, отправился в город, чтобы завершить начатое.

Основные события второй главы начинаются уже несколько лет спустя (5-6). Рассказчик поселяется в деревне и хочет проведать своих новых соседей. Офицер приходит в дом графа с графиней, сперва ему сложно начать разговор, но он замечает картину с двумя пулями, сплавленными друг с другом, очевидно, от двух выстрелов в одну точку. Это озадачивает рассказчика, и он начинает вспоминать о своем давнишнем друге Сильвио. Тут граф решает узнать имя меткого стрелка, про которого рассказывает гость, и чуть ли не теряет дар речи, когда слышит, как того звали. Оказывается, что граф и является тем самым противником Сильвио, с которым тот так жаждал закончить дуэль.

Тогда рассказчик узнает вторую часть истории, которая произошла после отъезда гусара из поместья.

В один день граф по возвращении домой обнаружил в своем кабинете давнего знакомого. Сильвио потребовал выстрел, который не сделал тогда, но решил дать еще один шанс выстрелить оппоненту (жребий выпал именно так, поэтому первым стрелял граф). Однако, он попал в картину, в этот момент домой вернулась Мария, которая бросилась сначала на шею мужу, затем в ноги Сильвио, умоляя прекратить. Муж попросил графиню ждать за дверью и не унижаться, после подготовился к выстрелу, зная, что он будет смертельным, и потребовал стрелять. Сильвио же опустил пистолет, поняв, что добился того, чего хотел, получил ту эмоцию и, уходя, практически не глядя, из дверей стрельнул ровно в то же место в картине.

Читайте также:
Песня о Соколе, Максим Горький: читать онлайн бесплатно

Главные герои и их характеристика

  1. Сильвио, очевидно, является достаточно самолюбивым и гордым человеком, который не прощает того, что кто-то кажется ему лучше самого себя. Именно поэтому он негативно относится к графу, который поначалу даже хотел начать с ним дружбу, а далее Сильвио сам провоцирует конфликт, кидая острое оскорбление в сторону графа. Также он является злопамятным человеком, так как каждый день думает о том, как отомстить сопернику, тренируется ради этого, чтобы не растерять навык. Высшей точкой его эмоционального развития является тот момент, когда он не опускается до мести, не стреляет в графа, понимая, что это будет низко.
  2. Граф же является достаточно спокойным человеком, хоть и не менее высокомерным и наигранным, чем Сильвио, судя по его поведению на дуэли (граф не случайно принес черешню). Очевидно, что образ графа является положительным, в том числе потому, что Пушкин писал его с себя. В ситуации, когда Сильвио легко мог его убить, граф ведет себя крайне достойно и благородно, не унижается. Возможно, именно это заставляет Сильвио отказаться от выстрела, так как он видит, что противник — достойный человек.
  3. Рассказчик в повести является сторонним наблюдателем, который смотрит на события реалистично и трезво оценивает ситуацию. Судя по тому, что Сильвио любил с ним беседовать и считал другом, несмотря на разницу в возрасте почти в десять лет, офицер является совсем не глупым человеком. Он позволяет взглянуть читателю на происходящее со стороны, создает эффект присутствия там в реальном времени.

Темы и проблемы

В данном произведении затрагивается несколько важных тем и проблем. Этическая проблематика особенно многогранна и интересна.

  1. Основная проблема — честь и бесчестье. Сильвио, как романтический герой, очень остро воспринимает проблему своей чести и, видя, что граф угрожает его репутации, сразу же хочет вернуть ее, выйти на дуэль. Но, опуская дуло пистолета в кульминации повести, Сильвио как бы восстанавливает свою честь, понимая, что с его стороны будет низко убить графа.
  2. Также поднимается проблема ценности собственной жизни. Сначала, ничем не дорожа, граф готов легко распрощаться с жизнью, поэтому спокойно стоит и ест черешню перед Сильвио. Но когда у него появляется Мария, которая любит его, граф начинает осознавать ценность бытия, так как не хочет делать больно ей, расставаться со счастьем, которое обрел в семье. Подобный сюжет наверняка навеян тем, что Пушкин переосмыслил смысл и своего существования благодаря любимой женщине (рассказ был написан накануне свадьбы писателя).
  3. Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, в чем смысл мести. В данном случае Сильвио не хочет, чтобы граф умер, а хочет заставить его бояться, унижаться, молить о прощении, потому что знает, что это будет для соперника гораздо сложнее, чем просто умереть. Главный герой жил ради этой мести, но стоило ли оно того? Он посвятил всего себя этой сжигающей душу идее, потратил время и силы. В финале даже непонятно, кто победил, а кто проиграл? Если граф обрел смысл жизни, то Сильвио его утратил, ведь мщение больше не было его стимулом к существованию.
  4. Основная тема — великодушие и прощение. Герой вовремя осознал, что не имеет морального права убивать человека, который, по сути, ничего ему не сделал. Более того, он пожалел Марию, которая ни в чем не виновата, но обречена стать жертвой его самосуда.
  5. Другая важная тема — любовь. Она показала графу значимость жизни и спасла его, ведь именно жена сделала то, чего так хотел Сильвио — бросилась на колени и молила о пощаде ради спасения супруга.

Основная идея

Смысл повести «Выстрел» заключается в том, чтобы показать значимость гуманизма в жизни человека. Люди должны выбирать не месть, а великодушие, ведь только оно освобождает душу из оков обиды. Сильвио и так потратил лучшие годы, ожидая момента для выстрела, но в эту заветную секунду понял важную истину — право выстрела не дает ему права убить человека. Его месть — всего лишь жалкое и подлое убийство того, кто не смог по закону чести защитить себя.

Главная мысль книги — утверждение вечных идеалов — любви, верности и доброты. Именно эти чувства помогли графу осознать, что жизнь ценна сама по себе. Если раньше он был слеп и играл с нею, то после женитьбы понял, как важно сохранить то, что имеешь, ради тех, кому ты дорог.

Чему учит?

Произведение учит читателя тому, что нужно уметь простить, отпустить обиду. Только так можно сохранить свою честь. На примере Сильвио писатель показывает то, как можно совладать с эмоциями, руководствоваться разумом, а не желанием мстить.

Также после прочтения повести «Выстрел» невольно начинаешь задумываться о том, что является в жизни по-настоящему ценным: не положение в обществе, не богатства (писатель указывает на материальную обеспеченность графа), а любовь близких, семья.

Критика

Современники Пушкина отозвались о «Повестях Белкина» в основном негативно, назвав их слишком поверхностными и детскими. Однако из всех повестей критики особенно выделяли «Выстрел», обозначая его как лучший рассказ из сборника. Один из известнейших критиков в истории России, В.Г. Белинский говорил, что не узнает Пушкина в сборнике, который тот выпустил:

Будь эти повести первое произведение какого-нибудь юноши — этот юноша обратил бы на себя внимание нашей публики; но, как произведение Пушкина…

По словам критика единственное, что делает «Повести Белкина» пушкинскими – это прекрасный русский язык, которым автор владел безукоризненно. Однако из всех он отметил именно «Выстрел», сказав, что лишь эта повесть достойна Пушкина.

В основном современники были солидарны с Белинским и расценивали «Повести Белкина» как провал писателя, неудачное произведение. Но с годами поруганные произведения начали набирать популярность и теперь входят в список «золотой» классики русской литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: