Василий Теркин – краткое содержание по главам, история поэмы

Кратко «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский

Другое название поэмы — «Книга про бойца». Эта книга получила общенациональное, народное признание за простоту поэтического языка, злободневность темы, суровую правдивость, но при этом присутствие надежды и веры в будущее в каждой строчке.

Очень краткий пересказ поэмы «Василий Тёркин».

Основной персонаж поэмы Василий Тёркин воюет на фронте. Эта война для него вторая, а первой была Финская. Герой придаётся воспоминаниям о том, как вместе с отрядом он проходил деревню, где жила семья его командира. Хозяйка двора была к солдатам очень добра, а утром, когда они покинули её дом, село оккупировали вражеские войска.

Затем следует рассказ о трудной переправе под обстрелом, о сражении один на один Тёркина с немецким офицером в укрытии, о ранении и о возвращении на фронт из медчасти.

Постепенно в развитии сюжета читатель начинает понимать, что не с проста Тёркин такой «разносторонний»: и на гармони играет, и байки да шутки травит, и немца в рукопашном завалит, и вертолёт из винтовки собьет… Тёркин — образ собирательный. Ближе к концу поэмы выясняется, что в каком-то отряде тоже есть Тёркин, только не Вася, а Иван.

С началом победоносного наступления Тёркин идёт по своему родному селу. Родные места теперь свободны от фашистского гнёта. Он идёт на Берлин.

Там, на вражеской территории, русские войны парятся в бане и среди них выделяется говорливый смельчак весь «раскрашенный» шрамами от многочисленных ранений. И о нём говорят — «он как Тёркин!»

Главные герои и их характеристика:

Целостность поэмы, состоящей из множества небольших фронтовых историй, сохраняется благодаря её главному герою — Василию Тёркину . Это непростой персонаж он основа поэмы, её «сердце и душа».

Тёркин — крестьянин, обычный пехотинец, в характере и поступках которого воплотились лучшие народные и солдатские черты.

Он прост в общении, смел, скромен, обладает отличным чувством юмора, никогда не падает духом и всегда готов прийти на помощь. И вместе с тем, автор подчёркивает, что Тёркин не исключение из правил, что таков и есть русский солдат.

Краткое содержание поэмы «Василий Тёркин» подробно по главам.

Такое содержание очень влияет на композицию произведения. Оно состоит из законченных периодов и глав. Поэтому воспринимать краткое содержание произведения удобнее по главам:

Глава 1. От автора.

Глава знакомит читателя с героем. Автор настаивает на том, что на войне солдатам важна не столько пища, сколько добрая присказка и шутка. Важным он считает и то, что рассказывать нужно исключительно о правде.

Василий Тёркин, по мнению Твардовского, играет серьёзную роль на войне, на нём вся рота держится.

Глава 2. На привале.

Василий Тёркин служит в первом пехотном взводе. Среди сослуживцев бывалый солдат мгновенно стал «своим». В первую же ночь совместной службы с Тёркиным бойцы не смогли уснуть, завороженно слушая его истории.

Вот так с шутками да рассказами после сложного дня бойцам проще снести тяготы и лишения войны: и мокрая шинель кажется теплее, и голые корни, на которых приходится спать, мягче, и грязь и холод не такими нестерпимыми.

Да, в Тёркине нет ничего необычного — такой есть в каждой роте. Он неказист, среднего роста, не имеет наград, но ему уже приходилось воевать и выживать.

Глава 3. Перед боем.

Печальная глава. Русская армия отступает. Деревни и города остаются врагу. В том числе дом и двор командира. Взвод ночует у доброй хозяйки, но утром вынужден покинуть эти места. Этой ночью командир колет дрова, чтобы хоть чем-то помочь семье.

Даже дети понимают тягость ситуации. Тёркин мечтает после победы возвратиться в этот дом и поблагодарить супругу командира за доброе отношение.

Глава 4. Переправа.

Четвёртая глава рассказывает о зимней переправе солдат через реку под артобстрелом противника. Далеко не все смогли высадиться на берег.

Но спустя время в бинокль был замечен солдат, переплывающий реку вплавь. Это оказался Василий Тёркин, который доложил, что выжившие на другом берегу есть и они ждут указаний. Русские солдаты возобновляют переправу и делают это не ради славы, а ради жизни.

Глава 5. О войне.

Глава-рассуждения главного героя о том, что в бою нужно помнить только о своём долге, о Родине, о потомках. Не думая о себе, не боясь погибнуть, идти вперёд ради Победы над врагом.

Глава 6. Тёркин ранен.

В этой главе Тёркин сразился с немцем в процессе восстановления связи. Фашиста бравый солдат убил, но был тяжело ранен в плечо. Его, окровавленного, нашли танкисты и этим спасли его жизнь.

Глава 7. О награде.

В этой главе Тёркин говорит о том, что ему не нужен орден за боевые заслуги. Ему достаточно медали, чтобы потом в миру кадрить с её помощью девушек.

Глава 8. Гармонь.

Тёркин возвращается из госпиталя на фронт. По дороге его подбирает грузовик, идущий в колонне. Колонна вскоре делает вынужденную остановку из-за снежного затора.

Два танкиста из колонны дают Тёркину гармонь своего погибшего командира, и он очень хорошо играет. Солдаты даже пускаются в пляс. Танкисты понимают, что узнали в этом весёлом бойце того самого раненого, которого спасли. Они рады, что Тёркин поправился и дарят ему гармонь.

Глава 9. Два солдата.

Совсем рядом с линией фронта Тёркин находит место для привала — дом стариков. Дед и сам был солдат, но сейчас слишком стар. Тёркин помогает ему с ремонтом домашней утвари, шутливо выманивает перекус у старухи и обещает, что побьёт врага.

Глава 10. О потере.

Товарищ Тёркина теряет кисет и очень грустит по этому поводу. Наш герой дарит ему свой и объясняет, что они потеряли родные земли — вот настоящее горе. Всё остальное ерунда.

Глава 11. Поединок.

В этой главе идёт речь о схватке один на один неокрепшего ещё от ранения Тёркина и «сытого» крупного немца. С огромным трудом наш герой одолел фашиста.

Глава 12. Послание от автора.

Глава-передышка. Здесь автор приостанавливает свой сказ, понимая как тяжело читателю слушать об ужасах войны.

Глава 13. Кто стрелял?

В этой главе Тёркин совершает невероятный подвиг: он спасает многих своих товарищей от верной смерти, подбив из винтовки вражеский самолёт.

Глава 14. О герое.

В этой главе говорится о двух непохожих героях: о скромном Тёркине и солдате-орденоносце из Тамбова, который уж очень гордился своими достижениями.

Глава 15. Генерал.

Эта глава поведает о том, как Тёркину вручили орден. Вручал награду генерал, который смотрел на героя как на сына.

Глава 16.О себе.

Здесь автор рассказывает о своём родном крае. Вспоминает всё, что там любил.

Глава 17. Бой в болоте.

Сказ о трудной битве под Борками в болотистой местности. Сыро, холодно, даже табак отсырел. Но Тёркин поддерживает дух бойцов, шутит, говорит, что всё не так уж плохо. Бой был выигран, солдаты справились.

Читайте также:
Футуризм в творчестве Маяковского - особенности и основные черты

Глава 18. О любви.

В этой главе рассказчик говорит, что в бою очень помогает, когда солдата дома ждёт и пишет письма любящая женщина. Так же он просит девушек обратить внимание на Тёркина, который холост и тоже нуждается в любви.

Глава 19. Отдых Тёркина.

Тёркину представился случай переночевать в мирном доме на чистой постели. С одной стороны — это настоящий солдатский рай, с другой — наш герой не может уснуть во всём этом великолепии, думая о товарищах, что спят в грязи и холоде, и о том, что враг всё ещё топчет Русскую землю.

Глава 20. В наступлении.

Вот и первый приказ о наступлении. Всем страшно и Тёркину тоже. Ведущего в атаку лейтенанта убивает насмерть прямо на поле боя, вместо него солдат дальше ведёт наш смелый герой Тёркин. Однако и он получает серьёзное ранение.

Глава 21. Смерть и воин.

К смертельно раненому Тёркину является сама смерть. Она убеждает героя, что нет смысла и дальше бороться за жизнь. Но Тёркин очень хочет увидеть победу и не сдаётся костлявой.

Его подбирает и доставляет к медикам похоронная команда. Всё это время смерть дышит герою в затылок. Она отступает лишь когда видит, как трепетно о нём заботятся.

Глава 22. Тёркин пишет.

Тёркин лежит в госпитале и пишет письма фронтовым товарищам, ни на миг не оставляя надежды вместе с ними одержать верх над врагом. А если нет, то умереть на пути к победе.

Глава 23. Тёркин-Тёркин.

Вернувшись в родной полк после выздоровления, Тёркин встречает там однофамильца. Он поначалу немного обижается, но старшина говорит, что каждому взводу нужен свой Тёркин.

Глава 24. От автора.

Здесь рассказчик убеждает читателя, что слухи о гибели Тёркины сильно преувеличены. Герой жив и продолжает борьбу с врагом.

Глава 25. Дед и баба.

В этой главе Тёркин вновь встречает стариков, у которых оставался на постой. Он говорит пожилому солдату, что больше русские войска не отступят, и обещает ему привезти из столицы Германии часы.

Глава 26. На Днепре.

В этой главе автор рассказывает о чувстве стыда героя. Тёркин считал себя виноватым за то, что его земля во власти врага.

Здесь же рассказывается о победоносном бое на Днепре. К этой главе читатель заметит, как изменился шутник Тёркин, настрадался, ещё больше возмужал и заматерел.

Глава 27. Про солдата-сироту.

В этой главе читателю становится понятно, что близится конец поэме о Тёркине. Этот солдат был важен больше во времена отступления армии, теперь поднимать дух бойцам не нужно, каждый из них яростно верит в победу.

Тут же автор поведал грустную историю солдата, что ходил на побывку домой и обнаружил страшное — всю его семью убили и дом сожгли. Солдат вернулся к боевым товарищам и плакал, держа в руках тарелку супа. Автор подчёркивает, что никогда и ни за что нельзя простить и забыть этих слёз.

Глава 28. По дороге на Берлин.

В этой главе автор повествует о том, как русские солдаты идут по непривычным землям и улицам, слышат непонятную речь, видят совсем другой быт.

Глава 29. В бане.

В этой главе солдатам удаётся на чужой земле попариться в настоящей русской бане. Это доставляет им невиданное удовольствие! Под гимнастёрками у бойцов десятки шрамов от ранений на поле боя, а на гимнастёрках — заслуженные медали.

Глава 30. От автора.

Настала пора прощаться с Тёркиным. Война окончена. Победа за русской армией. Василий Тёркин больше не нужен.

Но «Книга о бойце» очень дорога сердцу рассказчика, ведь она — это боль поэта, рассказ о тяжелом времени, об отваге, о настоящем подвиге простого человека.

Кратко об истории создания поэмы.

Александр Трифонович начал работу над поэмой в 39-40-х годах. В то время он работал военным корреспондентов и публиковал статьи в газете «а страже Родины».

Образ героя сложился в коллективном труде: А. Твардовский, С. Маршак, Н. Щербаков, Н. Тихонов и др. Тёркин сначала был героем газетных фельетонов, но А. Твардовский со временем понял, что тему Тёркина можно и нужно развить до крупного произведения.

Автор стал прорабатывать главы, некоторые из них выходили в газете («Гармонь», «Кто стрелял?») как отдельные стихотворения. Поэма была завершена полностью в 1945-м году. Поэма много раз переиздавалась и переводилась на разные языки. По сей день её с удовольствием читают и молодое поколение, и старики.

«Василий Тёркин», краткое содержание по главам поэмы Твардовского

От автора

Автор рассуждает о том, что на войне самое главное – не пища, а немудрая шутка, хорошая поговорка и присказка, а также сущая правда, пусть и горькая. Автор знакомит читателя с Василием Тёркиным, своим героем, бойцом. Он дорог на войне, потому что в трудное время должно быть место шутке и забаве. Автор определяет форму своего повествования как книга без начала и конца и начинает её прямо с середины.

На привале

Тёркин попадает в первый взвод пехоты и сразу становится своим. В первую же ночь после этого взвод не спит, слушая рассказы бывалого бойца Василия Тёркина. Его шутки помогают товарищам пережить тяготы военного быта: сон в мокрых шинелях, на голых корнях, грязь, голод и холод.

Автор рассуждает о том, что такой Тёркин есть в каждой роте. Он неказист собою: среднего роста, не особенно красив, воевал, но не был награждён, был ранен, трижды был в окружении, но выжил под любым огнём и на любой позиции.

Перед боем

Тёркин рассказывает, как он в группе из 10 человек выбирался из окружения, был политруком, чья единственная беседа заключалась в словах «не унывай». По дороге бойцы зашли в деревню командира.

Жена командира приготовила бойцам ужин, заботливо уложила отдыхать. Хозяин ждал её в углу, но она всё не шла, звякала посудой, шила. Тёркину не спалось, было неловко, он вышел на крылечко, смастерил из шинели, верной подруги солдата, постель.

Хозяин не пошёл к жене, он до света рубил дрова, чтобы ей помочь. На рассвете проснулись дети и заплакали, будто поняв, что отец уходит. Тёркин мечтает после войны посетить ту хозяйку, чтобы «поклониться доброй женщине простой».

Переправа

Во время переправы через реку зимней порой на понтоны погрузились бойцы первого, второго и третьего взвода. Когда первый взвод должен был достичь противоположного правого берега, начался обстрел, погубивший многих бойцов. Переправа сорвалась, но все беспокоились о бойцах первого взвода.

На рассвете дозорные увидели вдалеке маленькую точку на реке. Они приняли плывущего человека за мертвеца из погибших вчера, но сержант в бинокль разглядел живого пловца. Кто-то пошутил, что это Тёркин, а это и вправду оказался он. Его одели, приказали бежать, потом уложили на кровать и стали растирать спиртом. Тёркин попросил погреться изнутри и доложил, что первый взвод просит подбросить огоньку. Продолжился святой и правый бой не ради славы, а ради жизни на земле.

Читайте также:
Никанор Иванович Босой - характеристика героя, описание персонажа

О войне

Жизнелюб Тёркин рассуждает о войне. Когда приходит война, нужно обо всём забыть, потому что все «в ответе за Россию, за народ и за всё на свете». На войне надо забыть себя, быть единым со своим народом. Каждый должен драться, бить немца, быть готовым выполнить приказ ценою жизни. Можно только надеяться на благодарность потомков.

Тёркин ранен

Зимним днём Тёркину приказали делать связь. Василий шёл за стрелковой ротою. Вдруг рядом зашипел снаряд. Все в страхе упали на землю. Тёркин первый приподнялся, заметил, что снаряд сырой, и справил на него малую нужду. Передав бойцам катушку, Тёркин решил проверить, не из погребка ли бьёт враг. В погребе никого не было, сделан он был на славу. Тёркин решил защищать его двумя имеющимися гранатами.

Боец увидел немецкого солдата в двух шагах. Когда в ровик спрыгнул немецкий офицер и выстрелил в Тёркина, ранив в правое плечо, Тёркин ударил штыком. Тут по рву стала бить тяжёлая артиллерия.

Истекающего кровью Тёркина нашли танкисты, когда он уже терял сознание. Его в обнимку вез незнакомый танкист, грел своим дыханием. Нет святей и чище дружбы, чем на войне.

О награде

Теркин рассуждает о том, что ему не нужен орден, он согласен на медаль, да и то нужна она после окончания войны, когда он поедет в отпуск, пойдёт в сельсовет и найдёт в одном из колхозов гулянку. Тёркин мечтает, что будет рассказывать девчонкам, как ходил в атаку. Автор сокрушается, что Тёркину нет дороги в родимый сельсовет, на вечорки, потому что он участник страшного, смертного, кровавого боя не ради славы, а ради жизни на земле.

Гармонь

Тёркин возвращался после ранения и госпиталя в первую роту своего стрелкового полка. Его подобрал грузовик, тоже едущий на фронт. Колонна остановилась из-за снежного затора. Два танкиста позволили Тёркину сыграть на гармони своего погибшего во вчерашнем бою командира.

От осиротевшей гармошки всем становится теплее. Танкистам будто чудится, что они знакомы с Тёркиным, где-то его подвезли. Гармонь помогает людям забыть о страхе смерти и об убитых близких, бойцы даже пляшут. Танкисты дарят Тёркину гармонь в память о командире.

Два солдата

В трёх верстах от войны Тёркин отдыхает в избе у стариков. Дед – солдат прошлой войны. Тёркин помог деду сделать разводку пилы, почистил от пыли и починил часы. Шутками он выманивает у бабки сало и даже два яйца. Пообедав и выпив за жизнь из фляги, два солдата сравнивают бытовые трудности двух войн. Тёркин обещает деду, что немец будет побит.

О потере

Боец потерял кисет и очень этим огорчён, ведь он потерял семью, родные края. Тёркин в утешение достаёт из вещмешка вторую шапку и рассказывает, что её отдала раненому Василию девчонка, делающая перевязку. Эта шапка стала бойцу очень дорогой. Он надеется как-нибудь встретить ту девчонку и отдать ей «головной убор». Тёркин подарил товарищу свой кисет и заметил, что горько потерять семью, жизнь и даже кисет, но нельзя потерять Россию, мать-старуху, потому что «мы с тобой за всё в ответе».

Поединок

Тёркин бьётся с немцем насмерть. Немец крупный, сильный, ловкий, «сытый, бритый, бережёный». У Тёркина уже выбиты зубы, у немца подбит левый глаз. Тёркин уже плохо владеет правой раненой рукой, он изнемог и убился, но и у врага побита вся морда. Наконец немец ударил Тёркина каской, а тот сразил немца незаряженной гранатой.

Тёркин наслаждается военной удачей, потому что страшный, кровавый смертный бой продолжается.

От автора

Автор решил сделать передышку в «сказке про войну». О войне хорошо слушать человеку, который победил врага и вернулся домой. Автор признаёт желание читателя-солдата на войне слушать мирную сказку. Но пока родной край в плену, автор, «любитель жизни мирной», «на войне поёт войну». Этим объясняется и форма книги про солдата: «без начала и конца, без особого сюжета», потому что на войне солдат только исполняет приказ, его жизнь ему не принадлежит.

Кто стрелял

После вчерашнего боя бойцы сидят в окопах недалеко от противника. Летний вечер напоминает о мирном времени, о крестьянском труде и отдыхе. Звук приближающегося самолёта томит душу. Никому не хочется умирать в любое время года, особенно весной. Парень двадцати неполных лет, лежащий ничком и ждущий обстрела, вспоминает мирную жизнь, друзей, близких, родной дом. Но один боец решил встретить смерть лицом к лицу. Он встал и ударил с колена из винтовки в самолёт. «Скоростной, военный, чёрный, современный, двухмоторный самолёт» упал. Тёркин стал героем, ему прочили орден.

О герое

Тёркин рассказывает, как в госпитале встретил героя-орденоносца, мальчишку из-под Тамбова. Василию обидно за свою смоленскую сторону, он не гордый, но рад, что получит орден. Но важнее ему Родина, родная сторона, которой он дорожит.

Генерал

Во второе лето войны Тёркин «в обороне загорал». Он постирал в речушке и сушил гимнастёрку и штаны, когда его позвали к генералу, чтобы наградить орденом.

Перед генералом Тёркин робел, но выглядел орлом. Он отказался от недельного отпуска домой, тогда генерал пообещал, что сам пойдёт с Тёркиным на Смоленскую сторону, куда идёт война. Генерал тепло, как с сыном, попрощался с Тёркиным.

О себе

Автор рассказывает о том, как в юности оставил отчий дом, но сберёг его в своей душе. Автор вспоминает лес, не израненный войной, летний день, «дворик, стёжку у колодца» и множество деталей домашней жизни. Ещё год назад герой мог вернуться на родину и обнять старуху-мать. Но сейчас его край страдает в плену, и автор обещает прийти и вернуть его. Автор отождествляет себя со всеми людьми, у которых семья и всё родное за чертой фронта. Тёркин – земляк автора, оба они за всё в ответе.

Бой в болоте

Безвестный бой в болоте за разрушенный населённый пункт Борки кажется бессмысленным. Вокруг сыро, голодно, даже покурить нельзя – всё раскисло. Но Тёркин подбадривает, рассказывая, что сейчас бойцы находятся в своём болоте и среди своих бойцов, при них есть оружие, их защищает артиллерия и танки. Каждый человек – это воплощение самой России, это боец. А год назад, в тылу, Тёркин прятался в копне от немцев, занявших Москву. Слова Тёркина развеселили товарищей, и они без труда взяли деревушку. Тот долгий бой нигде не упомянут, но Россия отдаст почесть всем бойцам, погибшим в войне.

Читайте также:
Господин Простаков - характеристика героя в комедии Недоросль

О любви

Каждого солдата проводила на войну женщина. Любовь жены ободряет, предостерегает, осуждает и прославляет. Жёны не жалуются в письмах на тяжёлую жизнь. Любовь жён пережила войну, поэтому автор призывает их писать чаще. А вот Тёркина никто в дорогу не провожал. Автор просит девушек присмотреться к герою, полюбить его и подарить ему сердце.

Отдых Тёркина

Тёркин попал «прямо в рай», дом для отдыха, с тёплой печью, спальней, кроватью с чистым постельным бельём. Но в этом «раю» есть ограничения: нельзя сидеть в одежде, корёжить хлеб штыком, держать у ног винтовку, прятать ложку за голенище. Тёркину неуютно в такой чистоте, ему кажется, что он снова в госпитале. Боец думает о тех, кто сейчас на войне, и не может уснуть.

На исходе первых суток Тёркин задумался о том, что война не закончена, поэтому, закусив и собравшись, поехал к своим на передний край. А пока отдыхать можно только в пути, «где нам случай приведёт», перед следующим боем.

В наступлении

Бойцы пообвыклись в обороне, но был получен приказ идти в наступление. Молодые бойцы равняются на Тёркина, хотя ему так же страшно лежать на снегу и ждать разрыва. Когда генерал за полем бранным отдал приказ атаковать за Родину, лейтенант, бегущий впереди, был тяжело ранен и умер на поле боя. Тогда Тёркин повёл взвод в атаку и тоже был тяжело ранен.

Смерть и воин

Тёркин остался на снегу неподобранным, и к нему пришла смерть, стала звать его с собой, но Тёркин отказывается сдаться. Смерть пугает его увечьем, и Тёркин, замерзая, просит у Смерти увидеть победу, вернуться домой и «погулять среди живых».

Бойца нашла похоронная команда. Пока его осторожно несли в медсанбат, смерть шла рядом. Когда она увидела, как живые заботятся друг о друге, она отстала.

Тёркин пишет

Тёркин пишет из своей палаты, что выжил, хотя и долго выздоравливал, что нога заживает, что хочет попасть в родную часть, которая на время войны стала для него родной стороной, семьей и хатой. Тёркину хотелось бы дойти со своей частью до самой границы или хотя бы умереть среди своих.

Тёркин-Тёркин

Выздоровев, Тёркин снова оказался дома, на войне, но после отлучки чувствует себя чужим. Вдруг на чей-то вопрос, где Василий Тёркин, отозвался другой, рыжий боец. Тёркин старый, затаив обиду, решил выяснить, кто настоящий. Оказалось, что новый Тёркин Иван, что он тоже герой, что у него два ордена, что он подбил на одну машину больше и уверен, что книга про него, а другое имя для рифмы. Новый Тёркин оказался искусным гармонистом и таким же шутником, так что Василий Тёркин даже согласился уступить ему первенство, а сам решил считаться однофамильцем. Их спор разрешил старшина, объявивший, что по уставу каждой роте вскоре «будет придан Тёркин свой».

От автора

Автор опровергает слухи о том, что Василий Тёркин, который так полюбился читателям, умер. Тёркин, подобно богатырю, прошёл всю землю, которая была отдана, а теперь возвращена с кровью. Автор обращается к матери-России, чья победа близка, потому что в бой идёт «святой и грешный, русский чудо-человек» – Тёркин.

Дед и баба

В третью весну в село, где когда-то при отступлении Тёркин починил деду и бабе часы, а потом их снял со стены как трофей немец, пришли наши войска. Дед с бабой сидели в погребе, когда звук выстрелов стих и старики услышали голоса разведчиков, в одном из которых узнали Тёркина. Старики приняли Тёркина как сына, накормили даже салом. Тёркин обещал, что армия больше не отступит. Он взялся привезти из Берлина двое часов вместо отобранных немцем.

На Днепре

Всю войну Тёркин чувствовал вину перед родной землёй, его родное село освободил не он. Фронт продвигался к Днепру. На исходе бабьего лета на рассвете случился бой на Днепре. И сейчас ещё на дне лежит «хлам войны». Василий Тёркин, как и вся пехота, переправился вплавь на правый берег. Чуть южнее на правый берег переправлялись немцы, готовые сдаться в плен. Они вызывали у народа только смех. Но Тёркин, чувствуя вину пред теперь освобождённой Родиной, даже заплакал.

Про солдата-сироту

Всех солдат, освобождающих за городом город, где-то ждала родня, а солдату-сироте некуда было писать. Когда наступали под Смоленском, этот солдат отпросился в родную деревню Красный Мост, но жители рассказали, что его жены и сына уже нет в живых. Возвратившись в батальон, солдат плакал о родных и о себе. Его слёзы святы для нас, мы должны взыскать расплату и вспомнить солдата-сироту в светлый день победы.

По дороге на Берлин

Дорога на Берлин – чужой край, немилая сторона, в которой непривычна красная черепица, знаки на чужом языке и чужая речь. Для солдат желанна мать-земля, на которой даже умереть лучше. Но воины, слуги народа, мечтают вернуться живыми из четырёхлетнего похода.

По дорогам на восток, «как из адовых ворот», течёт народ. Французы, британцы, поляки глядят на русских солдат дружелюбно. Солдат-освободитель, встретив землячку, солдатскую мать, которая возвращалась за Днепр в свой разрушенный двор, дал ей экипировку, лошадку с полной сбруей, коровку, овцу, домашнюю утварь.

В бане

В конце войны в глубине Германии баня – отчий дом на чужбине. Солдат раздевается, и становятся видны все зажившие раны, которые он получил в разных боях. Солдаты радуются тому, что война кончается и недалёк праздник. Попарившись, солдаты завершают «банный труд желанный». Боец надевает чистую одежду и гимнастёрку с орденами и медалями, а товарищи сравнивают его шутки с шутками Тёркина.

От автора

Автор прощается с Тёркиным, который стал не нужен после войны, потому что теперь время для иной песни. Эта книга про бойца дорога автору, потому что Тёркин – его боль, отрада, отдых и подвиг. Автор писал эти строки, чтобы порадовать читателя. Теперь же автор надеется, что прошедшие войну солдаты вспомнят Тёркина. Автор посвящает эту книгу всем павшим, всем «друзьям поры военной».

«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского

Здесь даны основные сведения о поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэма «Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») написана Александром Трофимовичем Твардовским в 1942–45 годах . В 1942 году вышло первое издание ещё незаконченного произведения.

Посвящена поэма вымышленному герою — солдату Василию Тёркину. Время действия — Великая Отечественная война.

Произведение состоит из тридцати глав. Четыре из них носят одинаковое название — «От автора» и содержат рассуждения о войне, нелёгкой доле солдат.

Читайте также:
Футуризм - определение, история и причины возникновения

Главный герой поэмы

  • Василий Тёркин — солдат, находчивый и мужественный в бою. Весельчак, балагур и гармонист. Никогда не сдаётся, поборол даже смерть. Оптимист, поддерживает шуткой товарищей. Считает себя ответственным «за Россию, за народ и за всё на свете».

Другие персонажи

  • Дед — старый солдат, участник Первой мировой войны. Он с женой остался в оккупации, но следил за военной обстановкой и верил в победу.
  • Баба — в войну стала уважать мужа за его знание военных дел, жалела бойцов.
  • Генерал — старый воин, переживший много сражений.
  • Иван Тёркин — однофамилец Василия, боец того же стрелкового полка, но другой роты. Рыжий парень, тоже остроумный и тоже хороший гармонист. Бронебойщик, награждён двумя орденами за подбитые машины.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В роте появился солдат — Василий Тёркин. Сослуживцы поняли, что это бывалый боец, не дающий унывать товарищам. Оказалось, что он был ранен и три раза выходил из окружения.

На переправе солдат обстреляли, переправиться удалось только первому взводу. Боец этого взвода, Василий Тёркин, переплыл реку, хотя вода была очень холодная. Он сообщил, что командир просит артиллерию поддержать огнём, и его взвод обеспечит переправу.

Однажды Василий был ранен и сутки лежал в погребе, пока его не спасли танкисты. Подлечившись, боец стал догонять свой полк. По дороге, остановившись в деревне, он помогает, чем может старику и старушке.

Вернувшись в часть, Тёркин подстрелил из винтовки вражеский самолёт и за это получил орден. Во время наступления Василий был тяжело ранен, но не сдался смерти.

Вернувшись после госпиталя в полк, он с удивлением узнал, что здесь есть ещё один Тёркин — Иван. Бойцы спорили, про кого из них написана книга. Старшина примирил спорщиков, в шутку сказав, что каждой роте по уставу положен свой Тёркин.

Красная армия шла на запад. Когда была освобождена родная Смоленщина, Василий от счастья заплакал. Боец со своим полком дошёл до Берлина.

В конце поэмы автор говорит, что писал о Тёркине, чтобы бойцы, читая, легче переносили военные тяготы. Посвятил он это произведение памяти павших советских воинов.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

От автора

В этом прологе автор рассуждает о том, что без шутки трудно прожить на войне, а ещё труднее — без правды, как бы она не была горька. На фронте ценны такие люди, как Василий Тёркин, который может поднять настроение:

«Делу время, час забаве,

Дорог Тёркин на войне».

На привале

В роте появился новый боец. На привале он с аппетитом ест и просит немного добавки. Переговариваясь с поваром, остроумно ему отвечает. Бойцы переглянулись и признали его за своего.

Когда весь полк спал, в первом взводе «на войне насчёт войны вёл беседу Тёркин». Он уже бывалый боец и объясняет новобранцам, что такое сабантуй. Малым сабантуем прозвали первую бомбёжку для солдата. Средний сабантуй — это миномётный обстрел. Главный же сабантуй — танковая вражеская атака. Рассказывает Тёркин интересно, «весело и складно». Солдаты рады, что он попал в их роту. Далее автор рассказывает, кто же такой Василий Тёркин и говорит, что такой парень, не дающий унывать своим товарищам, всегда есть в каждом взводе.

Тёркин воевал на Карельском фронте, а когда началась война с Гитлером, снова встал в строй:

«В строй с июня, в бой с июля,

Снова Тёркин на войне».

Он бывалый боец. После того, как зажила рана, полученная в бою, снова воюет. Трижды был окружён, но сумел выйти из окружения. Заканчивается глава словами:

«Это присказка покуда,

Сказка будет впереди».

Перед боем

Рассказывает Тёркин бойцам, как он с товарищами пробирался в начале войны к фронту с немецкой стороны. Горько им было отступать на восток. Тёркин шёл в группе из десяти человек и старался, чтобы солдаты не унывали, чтобы верили, что вернутся назад и освободят завоёванные фашистами земли. Он считался в этой группе за политрука. Командир группы как-то сказал ему, что по пути его деревня, и спросил: «Как ты мыслишь, политрук?» Василий ответил: «Зайдём…» Командир привёл солдат к себе домой, когда стемнело. К дому пробирались осторожно. Дети спали, жена стала быстро готовить ужин.

Уложила на покой,

Да с такой заботой милой,

С доброй ласкою такой».

Тёркину не спалось, и он решил «в карауле на крылечке» прикорнуть. Из избы вышел хозяин и до рассвета рубил дрова своей жене, не зная, чем ещё ей помочь. На рассвете проснулись дети, увидели отца, чужих бойцов и заплакали. Пока совсем не рассвело, бойцы вместе с командиром покинули деревню. И с тех пор этот детский плач зовёт Тёркина с той немецкой стороны.

Переправа

Взводы переправлялись на понтонах на другой берег реки. Но их обстреляли, многие погибли, «переправа сорвалась». Но первый взвод успел переправиться. Оставшиеся на этом берегу переживают за него, не знают, живы ли там бойцы.

Вдруг дозор увидел пловца — это был Тёркин. Он плыл в холодной воде, а когда вышел на берег, не мог говорить от холода. Когда его в штабной избушке обсушили, растёрли, он доложил, что «взвод на правом берегу жив-здоров назло врагу!» и что лейтенант просит поддержать их огнём, и они обеспечат переправу.

О войне

Тёркин рассуждает, что нынче советские солдаты в ответе «за Россию, за народ и за всё на свете».

Тёркин ранен

Тёркину приказали наладить связь, и он идёт с катушкой провода вслед за ротой. Рядом с ним упал снаряд, но не разорвался. Василий увидел погреб и, решив, что оттуда бьёт пушка, бросил в дверь гранату и зашёл. Там никого не было. Но через некоторое время в ровик спустился немецкий солдат, а затем офицер. Тёркин убил их, но офицер успел ранить его в плечо.

Затем вблизи стали рваться тяжёлые снаряды — это обстреливала вражеские позиции наша артиллерия. Целые сутки боец, весь в крови, лежал в погребушке, пока не началась наша танковая атака. Танкисты одного из танков увидели развороченный накат погреба и решили проверить, нет ли там фашистов.

«— Хлопцы, занята квартира —

Слышат вдруг из глубины».

Танкисты увидели раненого Тёркина. Он потерял сознание.

«В самый срок его танкисты

О награде

Тёркин, рассуждая о наградах, говорит, что не мечтает об ордене, а «согласен на медаль». И то не сейчас, а когда закончится война. Тогда бы он приехал в родное село, явился на вечёрку, с достоинством бы отвечал на вопросы о боях.

Так мечтал боец, но пока его родной смоленский край был ещё не освобождён от фашистов.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Мёртвые души, описание домов, изображения

Гармонь

Подлечившись в госпитале, Тёркин шёл по прифронтовой дороге — догонял свой полк. Шофёр грузовика предложил его подвести, но когда впереди показалась колонна, пришлось остановить машину. Все машины и танки долго стояли.

У одного танка танкисты разминаются на морозе, «греют ноги про запас». Василий сказал, что жаль, гармони нет. Один из танкистов ответил, что гармонь есть — она была их командира, которого убили во вчерашнем бою. Тёркин понял, что играть на ней сейчас нельзя, но танкист всё же разрешил.

На звук гармони, как на огонь, собирался народ, выходя из заиндевелых машин. Чтобы обогреться, многие кинулись в пляс.

А два танкиста спросили Тёркина, не его ли они доставили в медсанбат. Он ответил, что «очень даже может быть». Тогда танкисты сказали, чтобы он забрал гармонь себе веселить свою пехоту.

Два солдата

По дороге на фронт, Тёркин остановился в деревенской избе. Он помог наточить пилу старому хозяину избы, и старик с гордостью сказал: «Вот что значит мы, солдаты!» Старуха попросила Тёркина отремонтировать часы, потому что дед стал слаб глазами. Когда часы пошли, старик даже прослезился и снова сказал: «Вот что значит мы, солдаты!» Тёркин предложил помочь и сало пожарить. Старуха пожарила не только сало, но и яичницу. За столом два солдата — старый и молодой — вели солдатский разговор. Дед хвалил сапоги, считая, что валенки солдатам не годятся, так как их негде сушить.

Дед спросил: «Побьём мы немца или, может, не побьём?» И Тёркин, прощаясь с хозяевами, сказал: «Побьём, отец…»

О потере

Боец потерял кисет и горюет, что без кисета вкус у махорки не тот. Тёркин ему рассказал, как потерял шапку, когда был ранен. Он без шапки не хотел ехать в госпиталь. Тогда молодая медсестра надела на него свою ушанку. Тёркин бережёт эту шапку, надеясь встретить медсестру и отдать ей.

Боец снова стал искать кисет, и Василий отдал ему свой, сказав, что всё можно потерять, но терять Россию никак нельзя.

Поединок

У покинутой деревушки Тёркин, посланный в разведку, боролся врукопашную с немцем, одолел его и привёл языка в часть.

От автора

Автор рассуждает, что хоть и трудно читать подряд только о войне, он будет всё же рассказывать только о ней, пока обширный край родной земли в плену.

«Кто стрелял?»

Вражеский самолёт прилетел бомбить наши позиции, командир скомандовал бойцам: «Ложись!» Один из них встал и стал стрелять в самолёт из винтовки и подбил его. «— Кто стрелял? — звонят из штаба». Когда разыскали стрелявшего бойца, это оказался Тёркин. Так он стал героем и получил орден.

О герое

Тёркин вспоминает, как в госпитале спросил молодого героя с орденом, не из смоленских ли он краёв. Тот с гордостью ответил, что он из-под Тамбова и замолчал, наверно, намекая, что в смоленской стороне таких героев, как он, нет. Тёркин, получив орден, доказывает, что и смоленские умеют воевать.

Генерал

Когда взвод был в обороне, Тёркина вызвали к генералу. Тот разрешил ехать на неделю с орденом домой, но Василий сказал, что его родной край в оккупации. Генерал попросил показать на карте, где его деревня, и сказал, чтобы Тёркин потерпел, дал отсрочку, что им по пути, а отпуск бойцу генерал отложил до того времени, когда освободят его деревню.

О себе

Автор вспоминает свой родимый край, который сейчас тоже в плену. Его семья оказалась в оккупации, и он мечтает прийти в родную сторону с победой.

Бой в болоте

В лесном болоте шёл бой за маленький населённый пункт Борки, который был разрушен. Противник залёг в торфяные траншеи и стрелял из миномётов. Наша пехота вымокла в болоте, а сверху ещё сыпал редкий дождь. Тёркин сказал, что бывает в сто раз хуже — когда, например, в одиночку надо выйти из окружения. Бой за Борки продолжался много дней, и автор говорит, что герои не только те, кто воевали за большие города, но и те, кто занимали маленькие деревушки.

О любви

Автор говорит, что любовь жены «на войне сильней войны и, быть может, смерти». Письма от жён дают бойцам силу преодолевать невзгоды. Но у Тёркина нет ни жены, ни невесты, и автор призывает девушек обратить на него внимание.

Отдых Тёркина

Василия отправили в солдатский дом отдыха, который был в простой хате. Лёжа в тепле, на чистой постели, не мог он уснуть до тех пор, пока, по совету соседа, не надел шапку. Поначалу нервы солдат, попавших в дом отдыха, не дают спать без шапки, которую на фронте бойцы носят, не снимая.

Выспавшись, Тёркин не стал дальше отдыхать, а уехал в свою часть, так как война не закончена и время нельзя терять.

В наступлении

Взвод долго был в обороне, но вот получен приказ о наступлении. Молодой командир взвода при атаке был убит, и Тёркин скомандовал: «Взвод! За Родину! Вперёд. » Село освободили, но Василий был тяжело ранен.

Смерть и воин

Когда раненый Тёркин лежал на снегу, склонилась над ним Смерть и позвала с собой. Уговаривала не беречь жизнь, говорила, что «ночь не хуже дня», но боец не сдался ей. Его нашли солдаты из похоронной команды и увидели, что он живой. Понесли в медсанбат, и Смерть пошла вслед, надеясь, что его растрясут на самодельных носилках. Но солдаты несли раненого бережно. Один из них отдал ему свои рукавицы. Смерть с досадой поняла, что придётся дать бойцу отсрочку.

Тёркин пишет

В письме боевым товарищам Василий пишет, что выжил, почти вылечился и хочет попасть в родную часть.

Тёркин — Тёркин

На постое в хате отдыхают солдаты. Среди них — Тёркин. Он вернулся в свой полк, но сейчас здесь все незнакомые бойцы.

Вдруг он слышит: «Где-то наш Василий Тёркин?» и вслед за тем чей-то голос: «Это кто там про меня?» Оказалось, что рыжий боец тоже Тёркин, и утверждает, что книжка про него. Хотя он не Василий, а Иван, но говорит, что «рифмы ради можно сделать хоть Фому». И орден у него, и на гармони хорошо играет — бойцы не поймут, кто же настоящий Тёркин. Тут старшина сказал, что

«По уставу каждой роте

Будет придан Тёркин свой».

От автора

Во время войны все солдаты узнали о Тёркине, так как о нём печатались стихи в газетах. Сейчас они говорят, что жаль — давно о нём не слышно, наверно, погиб. Автор сообщает, что Тёркин жив и будет сражаться до победы.

Дед и баба

Деревня, где жили дед и баба, которым Тёркин починил часы, оказалась в оккупации. Ночью во время обстрела они сидели в яме. Когда всё стихло, услышали шаги и подумали, что это немцы. Дед взял топор, заслонил старуху и решил встретить гибель в бою. Но тут послышалась русская речь, и дед уронил топор. Бойцы сказали, что они в разведке, поэтому торопятся. Одного из них дед узнал — это «мастер –ухарь», что помог ему наточить пилу и отремонтировал часы. Он уже не рядовой, а офицер. Старуха предложила ему поесть сала. Василий хоть спешил, но отведал угощение, отсыпал деду табаку. Уходя, спросил, идут ли часы. Баба заплакала — немцы забрали часы. Тёркин пообещал ей привезти двое новых из Берлина.

Читайте также:
Стихи про семью - сборник самых красивых и трогательных

На Днепре

Красная армия наступала на врага, и Тёркин мечтал освободить родную Смоленщину. Но дивизия шла вперёд в стороне от тех мест, и его родное село освободила другая дивизия.

«Наступил днепровский бой…» Пехота, не дожидаясь, когда организуют переправу и возведут мосты, плыла на другой берег на связанных досках, брёвнах и на воротах. В составе этого десанта, закрепившегося на другом берегу Днепра, был и Василий Тёркин.

Про солдата-сироту

Тёркин рассказывает бойцам о своём земляке — солдате со Смоленщины. Когда наступали под Смоленском и выпал отдых, этот солдат получил разрешение навестить свою семью. В деревне узнал, что семья погибла и сейчас он сирота. Постоял солдат у могилки и пошёл снова в свой батальон. Бездомный и безродный, плакал он, когда ел, — ведь нужно было поесть и отдохнуть перед далёкой дорогой. Когда в светлый день победы, вспомнят погибших, вспомнят и о солдатах, потерявших семьи и оставшихся сиротами.

По дороге на Берлин

Двигаясь к Берлину, советские солдаты видели, как навстречу им вдоль шоссе идёт народ: это возвращались домой жители европейских стран, которые уходили из своих домов во время боевых действий или были в плену. Многие благодарили солдат-освободителей, говоря по-русски «спасибо».

Вдруг встретилась солдатам на чужбине русская старая женщина, которая тоже шла на Родину. Спросили, далеко ли до двора ей идти, она ответила: «Двора-то нету, я сама из-за Днепра…» Бойцы дали ей лошадь, чтобы она не шла пешком, да ещё в придачу корову и овцу.

В бане

Находясь в Германии, бойцы умели устраивать бани и от души парились в них. Тёркин тоже умел знатно париться.

От автора

За годы войны автор подружился со своим вымышленным героем — Василием Тёркиным. Рассказывая о нём, он хотел, чтобы солдатам, читающим об этом бойце, было легче переносить тяготы войны.

Поэму автор посвятил памяти павших воинов, «всем друзьям поры военной».

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главной темой является Великая Отечественная война. Другие темы произведения:

  • военная дорога — по ней бойцы идут к победе над врагом, к мирной жизни страны;
  • солдатский подвиг;
  • нравственная сила русских людей.

Идея поэмы — бой за свободу Родины и «ради жизни на земле» — это праведный бой.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Дмитрий Лихачев — Земля родная:
Краткое содержание

Слово к молодым

Ученый и защитник русской культуры, профессор Дмитрий Сергеевич Лихачев напоминает о многозначности слова «земля»: это «и почва, и страна, и народ», и планета. Сохранить ее богатства – задача каждого человека.

Не бойтесь ставить перед собой большие цели в жизни. Выбирайте профессию, которая принесет радость вам, и пользу – другим людям. Все хорошее начинается с любви: к семье, школе, селу, городу, народу.

В основе патриотизма – любовь к людям и Родине, славной и трагической истории своей страны. Настоящий патриот видит взаимосвязь национальной культуры с мировой. Русская культура открыта миру.

Древняя Русь – любимая эпоха автора, богатство русского языка – неисчерпаемая тема для изучения. Лихачев напоминает: знание прошлого обогащает современную культуру.

Интеллигентным должен быть каждый человек. Это качество не всегда связано с образованностью и начитанностью. «Интеллигентность – способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям». Интеллигентен тот, кто относится к другим людям с уважением, умеет чувствовать красоту, бережет природу.

Человек должен вести себя скромно, просто, быть терпимым к своим недостаткам и недостаткам окружающих, в меру шутить, быть правдивым. Доброта сказывается в мелочах (это и есть «большое в малом»). И она должна исходить из сердца.

В юности складывается и характер человека, и круг его друзей. Взрослому человеку труднее найти задушевных друзей. Можно заботиться о себе, своем комфорте, но не быть при этом эгоистом. Ведь главная жизненная задача – нести добро и пользу людям.

Искусство – дверь «в большой мир». Оно разное, хотя и обращено ко всем. Есть понятное и любимое многими, есть близкое только некоторым людям. Это разнообразие тем, смыслов и героев должно сохраняться и в современном искусстве.

Русский язык – бесценное сокровище русского народа. Как человек говорит на родном языке – таков и его умственный уровень, характер, нравственный облик. Нужно «учиться говорить и писать» правильно, точно, красиво. Для этого необходимо много читать. Лучше тратить время на классику и хорошую современную литературу, чем на модные, но пустые новинки. Задача учителей – привить любовь к чтению. У автора такой учитель был.

Внимание молодых людей скрашивает жизнь стариков. Добрые отношения между разными поколениями взаимно обогащают. Никто так не расскажет о прошлом, как очевидец. Никто так не выслушает, как любознательный молодой человек. Память сильнее времени и смерти. «Без памяти нет совести».

Заметки о русском

Русский человек по натуре приветлив, ласков, жалостлив, дорожит семьей, родней. Свойственны русским и любовь к «воле вольной» (а не просто свободе), «удали» (а не просто храбрости). Простор природы, русская равнина также любимы народом, широка и душа народная. Все эти черты есть в древнерусской литературе, от летописей до житий. Узнать о русском характере можно не только из сказок, но и книг, картин более современных эпох.

На Западе в XVII-XVIII веках природу противопоставили природе. Руссо считал, что естественного человека культура и цивилизация только портят. Эти идеи столетием позже проникли и в Россию. Но «невежество и полузнайство – это почти болезнь», а природа и человек – соработники. Важен и труд пахаря, и труд ученого.

Во времена Древней Руси города были гармонично вписаны в природу. Пригород – сочетание жилья и природы. «Страна – это единство народа, природы и культуры». В каждом городе есть на что посмотреть, чему удивиться. Уникальны местные музеи, городская, сельская архитектура.

Русская пейзажная живопись богата на картины о временах года. Она всегда в движении, в переливах оттенков, поэтична и задумчива. Особенно характерны в этом отношении работы Венецианова. Впрочем, пейзаж любой страны – это элемент национальной культуры.

Читайте также:
Смысл названия пьесы "Гроза" ℹ образная символика, текст сочинения 10 класс, многозначность названия произведения Островского

Устройство садов и парков – это искусство, где человек проявляет себя как творец. Оно было известно и людям Древней Руси. Однако красоту не парков, а подлинно русской природы Михайловского открыл для нас Пушкин. И именно этого поэта Достоевский считал идеалом русского человека. В этом идеале нет места «душевной узости», суете, ненависти к чужим культурам.

Древняя Русь тоже жила своим национальным идеалом. Со времен Петра Первого его стали считать «отсталым». Но теперь всем известна высота древнерусской культуры (от зодчества до иконописи).

Экология культуры

Культура и нравственность нуждаются в защите не меньше, чем природа. Древнерусские города строились продуманно. В планировке Великого Новгорода был простор, жителям открывались виды на Ильмень-озеро.

В русских современных городах важно сохранить баланс старого и нового. Ущерб, нанесенный природе, часто можно исправить, утрата памятников культуры – невосполнима. В стране все еще актуальна проблема сбора и хранения рукописей, неудачных реставраций. Однако многие памятники сохранены, древние книги изданы, ширится сеть музеев. Автор радуется интересу людей к Древней Руси, но предостерегает от «моды» на нее, от подделок под старину.

Новгород Великий

«Господин Великий Новгород» – огромный для того времени портовый, торговый город. Независимая республика, во главе с феодалами и купцами, где народ мог высказать свою волю на вече. В искусстве города сильны как национальные, так и европейские черты. Центр города был сформирован вокруг собора Святой Софии. Окружающие здания были ниже храма. Жители города в большинстве своем были грамотны.

Расцвет искусства республики пришелся на середину XIV века. В эту эпоху возведены храмы с уникальной фресковой живописью. И под властью Москвы город еще долго сохранял своеобразие, а теперь является памятником мирового значения, центром изучения древнерусской культуры. Впрочем, по-своему уникален каждый русский старинный город.

Древнерусская литература и современность

Автор, свидетель блокады Ленинграда, в это страшное время видит современность древнерусской литературы. В войну вновь ожили забытые понятия: народное ополчение, рвы, валы. Вместе с археологом Тихановой он пишет книгу «Оборона древнерусских городов». Масштаб обороны города сопоставим с эпичностью любой русской летописи о всенародном бедствии.

Женщины также участвовали в защите города, строили укрепления, лечили раненых. По-новому, трагической лирической нотой, зазвучали «русские женские плачи», где печаль соединена с прославлением подвига погибших. В блокаду традицию подхватили Ахматова, Берггольц, Инбер.

Мировая христианская история – сюжет древнерусской литературы. А вечная тема ее – смысл человеческой жизни. Она близка и фольклору, и эпосу, и «священнодействию». С каждым веком в ней все сильнее интерес к личности человека, его пути в этом мире. Изучение мирового наследия сближает народы и времена.

Мир на Куликовом поле

Автор рассуждает о русской истории той эпохи, самой битве и ее отражении в литературе. И приходит к выводу, что победа на Куликовом поле – не только историческая, но и культурная веха.

Слово о Киеве

Киевская Русь объединяла вокруг себя Русь во всем ее многообразии. У русских, украинцев и белорусов – общее прошлое. Национальные культуры этих народов издревле обогащали друг друга в культурном плане. И должны сохранить общее наследие – великую древнерусскую культуру.

Читательский дневник «Земля родная» Лихачева

Сюжет

Размышления о патриотизме, настоящих и ложных ценностях, дружбе, любви, призвании, истории и современности страны. Академик Лихачев напоминает молодежи, что любовь – начало всего хорошего в жизни. К семье, родному краю, Родине, языку, природе.

Чтобы стать счастливым в жизни и профессии, нужно посвятить себя добру и помощи людям. Нужно ценить других людей, друзей, жалеть стариков, быть интеллигентным, грамотным человеком. Национальный идеал русских – человек радушный, милосердный, удалой и душевный, терпимый к другим культурам.

Как и природа, культура нуждается в защите. Ее нужно изучать и беречь. Великий Новгород, как и другие города страны, один из центров древнерусской культуры мирового значения. А в блокадном Ленинграде воедино сошлись прошлое и настоящее России, стали актуальны слова летописцев о нашествиях врага, подвиге русских людей, женской самоотверженности. Одним словом, изучение своей культуры – шаг к пониманию чужой, к сближению народов, взаимному обогащению культурного пространства.

Отзыв

Книга о вечных ценностях, преемственности поколений, воспитании с детства в национальном, патриотическом духе. Размышления о профессии как призвании, миссии в мире. Тема служения людям, совести, чувства связи каждого человека с прошлым и своей страны, и всего мира. Нужно заниматься самовоспитанием, самообразованием, расти как личность. Тема любви к родному языку. Древняя Русь как пример культурного и духовного богатства, которое необходимо сберечь. В прошлом – ключ к настоящему и будущему.

«Земля родная» краткое содержание книги Лихачева – читать пересказ онлайн

Краткое содержание «Земля родная»

Книга «Земля родная» Лихачева, написанная в 1983 году, представляет собой публицистический труд, посвящённый анализу истории Древней Руси. Кроме того, автор выражает собственную позицию относительно воспитания, образования человека, патриотизма, роли искусства в развитии общества.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Земля родная» по главам. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 7 классе.

Главные герои

Автор — Дмитрий Сергеевич Лихачёв, профессор, академик, искусствовед, посвятивший жизнь изучению русской литературы и культуры.

Краткое содержание

Слово к молодым

Автор, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, стремится поделиться с молодёжью тем, что «каждому человеку, вступающему в большую жизнь, надо твёрдо осознать». Он призывает не бояться ставить большие цели и добиваться их, будь то личностные цели (стать хорошим врачом) или надличностые (приносить пользу людям).

Академик не сомневается, что «надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь» — тогда вклад человека в эту жизнь будет по-настоящему ощутимым.

Большое значение в жизни каждого человека играет любовь. Поначалу это любовь к своей семье, друзьям, одноклассникам. Затем приходит «любовь к своему народу, к своей стране» как наивысшая форма этого чувства. Но нужно понимать разницу между патриотизмом и национализмом: «патриотизм — это любовь к своему народу. Национализм — это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам». Только искренне полюбив свою родину, можно понять другие народы, освоить их культурные достижения.

Одним из условий счастливой жизни автор считает интеллигентность — «способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям». Интеллигентный человек — не обязательно образованный и эрудированный, но непременно тот, кто с уважением относится к другим людям, к окружающей природе, способен к саморазвитию. Автор уверен, что «социальный долг человека — быть интеллигентным».

О своей репутации нужно помнить с юных лет и всячески беречь её, так как изменить её будет совсем непросто — на это могут уйти годы. Молодость — важный этап в жизни каждого человека, когда формируется окружение, жизненные ценности. Лихачёв призывает хранить «молодость до глубокой старости».

Читайте также:
Московские главы в романе Мастер и Маргарита, изображение мира

Академик не сомневается, что русский язык — «один из совершеннейших языков мира, язык развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию». То, как человек говорит на родном языке, характеризует уровень его интеллекта, нравственный облик, характер. Чтобы грамотно и красиво выражать свои мысли, нужно много читать, желательно классическую литературу.

Заметки о русском

Автор делает акцент на том, что русский человек по своей природе свободолюбивый, храбрый, мудрый — недаром в русском фольклоре встречается столько былин, посвящённых ратным подвигам богатырей.

Характер русского человека тесно связан с природой, с той местностью, в которой он живёт. Преобладающие равнинные пейзажи сформировали народ с широкой, хлебосольный душой.

В Древней Руси города строились так, что они не противостояли природе, а, напротив, гармонично вписывались в ландшафты. Таким образом славяне отдавали дань кормилице-природе.

Русские художники видели и тонко чувствовали красоту родного края и могли передавать её переменчивую прелесть на полотнах. Русская пейзажная живопись богата на картины, посвящённые «временам года; осень, весна, зима — любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX в. и позднее». Особой силой обладает и парковая культура, которая сродни искусству.

Экология культуры

В любом социуме огромное значение имеет «воспитание любви к родному краю, к родной культуре». Нужно всё время помнить, что человек напрямую зависит от окружающей среды, и её загрязнение может привести к непоправимым последствиям, вплоть до гибели всего человечества. Однако понятие «экология» включает в себя защиту не только природы, но и культурной среды.

«Беречь и охранять памятники культуры» — долг каждого человека. В современных русских городах важно сохранять гармоничный баланс старины и нового. Если ущерб, причинённый окружающей среде, можно постараться исправить, то потеря памятников культуры — невосполнимая утрата для нации.

Новгород Великий

Во времена Древней Руси одним из самых крупных и могущественных городов был Новгород. Он имел важное стратегическое значение, поскольку «целое тысячелетие был портом четырёх морей»: Чёрного, Балтийского, Белого и Каспийского.

Это был по-настоящему великий город с богатой культурой и традициями. Местные жители в большинстве своём были грамотны, независимо от социального положения и пола. Несмотря на то, что Новгород был открыт для многих других городов, в том числе и западных, он смог противостоять их культурному влиянию и сохранить самобытность. Особенно это было заметно по архитектуре. По своему благоустройству Новгород превосходил многие европейские столицы. Самым высоким зданием был собор Святой Софии.

Расцвет Новгорода пришёлся на середину XIV века. Эта была эпоха развития литературы и изобразительного искусства, в частности фресковой живописи.

Даже после присоединения к Московской Руси Новгород не утратил свою индивидуальность.

Древнерусская литература и современность

В этой главе автор вспоминает блокадный Ленинград, в котором вместе с археологом М. А. Тихановой написал брошюру «Оборона древнерусских городов», чтобы напомнить людям историю осад городов Древней Руси. Он замечает, что «война вводит в обиход забытые древнерусские слова и понятия — рвы, валы, надолбы, народное ополчение».

Большую роль в защите города сыграли женщины, которые самоотверженно строили укрепления, спасали раненых, отдавали свои жизни ради защиты города. В этот период по-новому зазвучали «русские женские плачи», которые служили для изъявления чувств и осмысления совершившегося.

Русская литература является одной из самых древних в Европе, однако «художественная ценность древнерусской литературы ещё до сих пор по-настоящему не определена». Далеко не всегда она находила понимание в мире, но связано это с особенностью славянского фольклора, в котором центральное место занимает обрядовая поэзия.

Мир на Куликовом поле

Автор предлагает обратить внимание на важное событие в русской истории — Куликовскую битву, вызвавшую большое «количество монументальных и одновременно столь лирических литературных откликов».

Лихачев анализирует времена, когда Русь находилась под властью кочевников. Многие города были стёрты с лица земли, уничтожены уникальные ремесла, а в культуре Руси произошло «отставание, которое почти на полтора столетия задержало её развитие и сказывалось затем вплоть до XVII в.».

Победа в Куликовской битве положила конец закрепощению Древней Руси, и потому она имеет столь большое историческое значение.

Слово о Киеве

Вещий Олег, великий киевский князь, провозгласил Киев столицей «всей Русской земли — от Ладоги и Новгорода на севере и Полоцка на северо-востоке до Тмутаракани на Чёрном море, от Карпат на западе до Волги на востоке». С этого момента началось единение Руси, и в этом процессе большую роль сыграли язык, фольклор и искусство.

Прошлое должно служить современности!

Народности Древней Руси, столь общие по своему языку, ведению быта, ментальности, оказались столь крепко связаны друг с другом, что даже после ордынских набегов и политики разъединения продолжают оставаться братскими. Причиной этого единства является общее прошлое, которое должно быть сохранено и бережно передано последующим поколениям.

Заключение

На основе анализа истории родного края автор выдвигает фундаментальные правила, на которых должно строиться любое гармоничное общество. Только благодаря неразрывной связи прошлого и настоящего можно формировать счастливое будущее.

После ознакомления с кратким пересказом «Земля родная» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Краткое содержание «Земля родная»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 249.

Книга «Земля родная» Лихачева, написанная в 1983 году, представляет собой публицистический труд, посвящённый анализу истории Древней Руси. Кроме того, автор выражает собственную позицию относительно воспитания, образования человека, патриотизма, роли искусства в развитии общества.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Земля родная» по главам. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 7 классе.

Главные герои

  • Автор — Дмитрий Сергеевич Лихачёв, профессор, академик, искусствовед, посвятивший жизнь изучению русской литературы и культуры.

Краткое содержание

Слово к молодым

Автор, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, стремится поделиться с молодёжью тем, что « каждому человеку, вступающему в большую жизнь, надо твёрдо осознать ». Он призывает не бояться ставить большие цели и добиваться их, будь то личностные цели (стать хорошим врачом) или надличностые (приносить пользу людям).

Академик не сомневается, что « надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь » — тогда вклад человека в эту жизнь будет по-настоящему ощутимым.

Большое значение в жизни каждого человека играет любовь. Поначалу это любовь к своей семье, друзьям, одноклассникам. Затем приходит « любовь к своему народу, к своей стране » как наивысшая форма этого чувства. Но нужно понимать разницу между патриотизмом и национализмом: « патриотизм — это любовь к своему народу. Национализм — это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам ». Только искренне полюбив свою родину, можно понять другие народы, освоить их культурные достижения.

Одним из условий счастливой жизни автор считает интеллигентность — « способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям ». Интеллигентный человек — не обязательно образованный и эрудированный, но непременно тот, кто с уважением относится к другим людям, к окружающей природе, способен к саморазвитию. Автор уверен, что « социальный долг человека — быть интеллигентным ».

Читайте также:
О, как убийственно мы любим - анализ, история, тема и идея

О своей репутации нужно помнить с юных лет и всячески беречь её, так как изменить её будет совсем непросто — на это могут уйти годы. Молодость — важный этап в жизни каждого человека, когда формируется окружение, жизненные ценности. Лихачёв призывает хранить « молодость до глубокой старости ».

Академик не сомневается, что русский язык — « один из совершеннейших языков мира, язык развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию ». То, как человек говорит на родном языке, характеризует уровень его интеллекта, нравственный облик, характер. Чтобы грамотно и красиво выражать свои мысли, нужно много читать, желательно классическую литературу.

Заметки о русском

Автор делает акцент на том, что русский человек по своей природе свободолюбивый, храбрый, мудрый — недаром в русском фольклоре встречается столько былин, посвящённых ратным подвигам богатырей.

Характер русского человека тесно связан с природой, с той местностью, в которой он живёт. Преобладающие равнинные пейзажи сформировали народ с широкой, хлебосольный душой.

В Древней Руси города строились так, что они не противостояли природе, а, напротив, гармонично вписывались в ландшафты. Таким образом славяне отдавали дань кормилице-природе.

Русские художники видели и тонко чувствовали красоту родного края и могли передавать её переменчивую прелесть на полотнах. Русская пейзажная живопись богата на картины, посвящённые « временам года; осень, весна, зима — любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX в. и позднее ». Особой силой обладает и парковая культура, которая сродни искусству.

Экология культуры

В любом социуме огромное значение имеет « воспитание любви к родному краю, к родной культуре ». Нужно всё время помнить, что человек напрямую зависит от окружающей среды, и её загрязнение может привести к непоправимым последствиям, вплоть до гибели всего человечества. Однако понятие «экология» включает в себя защиту не только природы, но и культурной среды.

« Беречь и охранять памятники культуры » — долг каждого человека. В современных русских городах важно сохранять гармоничный баланс старины и нового. Если ущерб, причинённый окружающей среде, можно постараться исправить, то потеря памятников культуры — невосполнимая утрата для нации.

Новгород Великий

Во времена Древней Руси одним из самых крупных и могущественных городов был Новгород. Он имел важное стратегическое значение, поскольку « целое тысячелетие был портом четырёх морей »: Чёрного, Балтийского, Белого и Каспийского.

Это был по-настоящему великий город с богатой культурой и традициями. Местные жители в большинстве своём были грамотны, независимо от социального положения и пола. Несмотря на то, что Новгород был открыт для многих других городов, в том числе и западных, он смог противостоять их культурному влиянию и сохранить самобытность. Особенно это было заметно по архитектуре. По своему благоустройству Новгород превосходил многие европейские столицы. Самым высоким зданием был собор Святой Софии.

Расцвет Новгорода пришёлся на середину XIV века. Эта была эпоха развития литературы и изобразительного искусства, в частности фресковой живописи.

Даже после присоединения к Московской Руси Новгород не утратил свою индивидуальность.

Древнерусская литература и современность

В этой главе автор вспоминает блокадный Ленинград, в котором вместе с археологом М. А. Тихановой написал брошюру «Оборона древнерусских городов», чтобы напомнить людям историю осад городов Древней Руси. Он замечает, что « война вводит в обиход забытые древнерусские слова и понятия — рвы, валы, надолбы, народное ополчение ».

Большую роль в защите города сыграли женщины, которые самоотверженно строили укрепления, спасали раненых, отдавали свои жизни ради защиты города. В этот период по-новому зазвучали « русские женские плачи », которые служили для изъявления чувств и осмысления совершившегося.

Русская литература является одной из самых древних в Европе, однако « художественная ценность древнерусской литературы ещё до сих пор по-настоящему не определена ». Далеко не всегда она находила понимание в мире, но связано это с особенностью славянского фольклора, в котором центральное место занимает обрядовая поэзия.

Мир на Куликовом поле

Автор предлагает обратить внимание на важное событие в русской истории — Куликовскую битву, вызвавшую большое « количество монументальных и одновременно столь лирических литературных откликов ».

Лихачев анализирует времена, когда Русь находилась под властью кочевников. Многие города были стёрты с лица земли, уничтожены уникальные ремесла, а в культуре Руси произошло « отставание, которое почти на полтора столетия задержало её развитие и сказывалось затем вплоть до XVII в .».

Победа в Куликовской битве положила конец закрепощению Древней Руси, и потому она имеет столь большое историческое значение.

Слово о Киеве

Вещий Олег, великий киевский князь, провозгласил Киев столицей « всей Русской земли — от Ладоги и Новгорода на севере и Полоцка на северо-востоке до Тмутаракани на Чёрном море, от Карпат на западе до Волги на востоке ». С этого момента началось единение Руси, и в этом процессе большую роль сыграли язык, фольклор и искусство.

Прошлое должно служить современности!

Народности Древней Руси, столь общие по своему языку, ведению быта, ментальности, оказались столь крепко связаны друг с другом, что даже после ордынских набегов и политики разъединения продолжают оставаться братскими. Причиной этого единства является общее прошлое, которое должно быть сохранено и бережно передано последующим поколениям.

Заключение

На основе анализа истории родного края автор выдвигает фундаментальные правила, на которых должно строиться любое гармоничное общество. Только благодаря неразрывной связи прошлого и настоящего можно формировать счастливое будущее.

После ознакомления с кратким пересказом «Земля родная» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по книге

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Земля родная

Микропересказ : Профессор и академик рассуждает о культуре, патриотизме, уважении к старшим, описывает культуру Древней Руси, политическую и культурную жизнь Великого Новгорода в XIII—XIV вв.

Слово к молодым

Профессор, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о патриотизме и призвании, интелли­гентности и культуре, чтении и памяти. Автор считает, что каждый человек должен иметь большую личностную цель и быть увлечённым своей профессией. Дело, которым мы занимаемся, должно приносить радость, быть призванием.

Настоящее счастье человеку приносит патриотизм. Любовь к своему народу начинается с изучения его прошлого. Автор любит Древнюю Русь и восхищается её письменностью и искусством. Изучение древнерусской истории может духовно обогатить нас и подсказать много нового.

Автор рассуждает об интелли­гентности, которая проявляется в уважении к родителям, в умении незаметно помочь ближнему, в повседневном поведении человека. Выражается интелли­гентность и в умении человека не быть смешным, вести себя с достоинством.

Интелли­гентность — это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.

Поведение человека соответствует его цели. Если цель большая и мудрая, то достойны и средства, которыми она достигается.

Читайте также:
Никанор Иванович Босой - характеристика героя, описание персонажа

Свой характер и лучших друзей человек приобретает в юности. Именно друзья детства облегчают нам взрослую жизнь.

Автор считает самой большой ценностью язык народа. Русский язык — один из самых богатых в мире. Признак культурного человека — не только умение хорошо писать на родном языке, но и знание классической литературы.

Автор призывает возвышать друг друга, пробуждая в окружающих их лучшие черты и не замечая недостатков. Особенно это касается стариков, которым внимание помогает скрасить последние годы. Старики лучше помнят прошлое, а ведь память — это преодоление времени и смерти. Память о старом помогает лучше понять новое. Настоящее возникло из истории.

Заметки о русском

Автор замечает, что самые «русские черты» характера — жалость, приветливость. Понятие воли для русских отражается в широких пространствах, а тоска ассоциируется с теснотой. Русская храбрость — это удаль, широкая, удалая смелость.

С XII века человеческая культура противо­по­ставляется природе. По Жан Жаку Руссо, «естественный человек» близок к природе и поэтому необразован. Так же считал и Лев Толстой, противо­по­ставляя крестьянство интеллигенции.

По мнению автора, образованность и интелли­гентность — естественные состояния человека, а невежество ненормально и противо­есте­ственно. У природы есть своя культура.

Невежество или полузнайство — это почти болезнь.

Человеческая культура смягчила резкость русского пейзажа, а природа сгладила все нарушения равновесия, допущенные человеком.

Русская пейзажная живопись посвящена в основном временам года, явлениям природы и человеку в природе. Природу каждой страны формировала культура живущего в ней народа, а в садах и парках природа «очеловечена» и сродни искусству.

Отношение к прошлому бывает двух родов: как к зрелищу, и как к памятнику прошлого. Автор — сторонник второго рода отношения. Культура — это тот же парк, где облагороженная природа слита с искусством. Всю прелесть русской природы открыл для нас Пушкин, которого Достоевский считал идеалом русского человека.

Мерить культуру нужно по национальному идеалу, созданному народом, который уводит от душевной скупости, узости и мещанства, от мстительности и национализма. Этот идеал существовал и в Древней Руси.

Экология культуры

Экологией культуры автор считает градостро­и­тельство, основанное на изучении истории развития городов. В качестве примера он рассматривает строительство древнерусских городов, в частности, Великого Новгорода. При его строительстве обращалось внимание на виды, открывающиеся из домов. Планировка Новгорода создавала ощущение простора.

Для экологии культуры важны памятники прошлого, ведь если природа может залечить раны, нанесённые человеком или стихией, то потеря памятников — старинных зданий, монументов, рукописей, фресок — невосполнима.

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

К сожалению, их система хранения в России организована плохо. Многие рукописи и фрески потеряны или загублены неумелой реставрацией, но немало сохранено и даже издано в «Библиотеке всемирной литературы».

Автора радует, что древнерусская культура начала входить в моду, но огорчают во многом уродливые формы, которые принимает это явление. Однако он надеется, что люди увидят красоту, которая таится в культуре Древней Руси.

Новгород Великий

Великий Новгород, огромный по тем временам город, был портом четырёх морей и являлся независимой республикой. Управляла им феодальная аристократия и купечество, а народ мог свободно высказать своё мнение на новгородском вече.

Новгород стоял на торговом пути из Скандинавии в Византию, поэтому в него стекались знаменитые зодчие, иконописцы, переводчики, которые и формировали новгородское искусство. Найденные учёными берестяные грамоты еков свидетельствуют, что практически все новгородцы были грамотными.

Новгородское искусство, воспитанное в атмосфере свободного соревнования с европейскими художественными школами, — одно из самых национально-русских и одно из самых своеобразных.

Сильна была в Новгороде и градостро­и­тельная дисциплина — все здание в центре города не превышали высотой Святую Софию. Благоустройство города превосходило многие европейские столицы, а многочисленные церкви были построены с большим мастерством.

Ренессанса в Древней Руси не было, поэтому расцвет новгородского искусства пришёлся на XIV век — время Предренессанса. Эта эпоха обогатила живопись и литературу Руси.

Присоеди­нившись к Московской Руси, Новгород сохранил свою культуру. Хотя он и потерял свою независимость, московские князья всегда относились к Новгороду уважительно и пользовались его культурными богатствами. С этого момента новгородская культура приобрела общенацио­нальные черты и мировое значение.

Древнерусская литература и современность

Автор вспоминает блокадный Ленинград. Во время блокады он в соавторстве с археологом написал брошюру «Оборона древнерусских городов», чтобы напомнить людям историю осад городов Древней Руси. Автор заметил, что война вводит в обиход забытые древнерусские слова и понятия — рвы, валы, надолбы, народное ополчение.

В Ленинграде, как и в осаждённых городах Древней Руси, использовался женский труд. Женщины строили укрепления, выхаживали раненых и оплакивали погибших. И в древнерусской, и в современной литературе много женских стихов-плачей.

Русские женские плачи — необыкновенное явление. Они не только изъявление чувств — они осмысление совершившегося.

Автор обращается к теме истории культуры, которая не только фиксирует изменения, но и открывает новое в старом, накапливает культурные ценности. Изучение и оценка культуры прошлого позволяет людям опереться на культурное наследие.

Мировая культура расширялась неравномерно, она встречала непонимание и враждебность и потеряла множество ценнейших памятников. До XX века литература Древней Руси не признавалась в мировом масштабе. Не оценена она и до сих пор, поскольку в ней нет ни Данте, ни Шекспира. Древнерусская литература плотно связана с историей, фольклором, обрядовой поэзией, но от этого она не становится менее ценной.

Автор описывает историю русской литературы начиная с X века, когда из Болгарии на Русь пришла письменность. Затем он обращается к труду библиографа, которым стал, утратив личную библиотеку.

Автор вспоминает цикл стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом», после чего углубляется в историю великого сражения, освободившего русичей от монголо-татарского ига. Это освобождение повлекло за собой подъём древнерусской культуры. Автор отмечает и роль Киевской Руси в развитии русской культуры и единства. Он считает, что мы должны быть благодарными сыновьями великой матери — Древней Руси.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: