Весенние воды – анализ, история создания, жанр, тема и идея

Стихотворение и анализ «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Краткое содержание

И. Ендогуров. Начало весны. 1890

Поэт описывает чувство огромной радости от пробуждения природы. Несмотря на то, что снег всё ещё белеет в полях, воды уже вовсю шумят, предвосхищая наступление скорой весны. Но весенние воды не просто бегут, они ещё и ярко блестят под лучами солнца. Воды сообщают миру о том, что весна пришла. Теперь уже и сам поэт, преисполненный весенним предчувствием, говорит о том, что весна совсем близко. Мы узнаём от него, что за весной уже виден «румяный хоровод» майских деньков, которые она ведёт за собой.

История создания

Стихотворный текст был написан в 1830 г., а издан спустя два года на страницах журнала «Телескоп». Во время его написания поэт служил в Германии, исполняя дипломатическую миссию. Тютчев тогда испытывал сильную ностальгию по Родине, особенно при воспоминании русской природы. Весна в Германии в какой-то момент напомнила ему весну на Родине: он с нежностью описал её приближение, её предчувствие.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это яркий пример пейзажной лирики, столь любимой Тютчевым.

Произведение написано четырёхстопным ямбом. С помощью этого стихотворного размера поэт смог виртуозно передать читателям чувство движения: журчание воды и пр. Автором используется перекрёстная рифмовка.

Композиция

Произведение содержит три строфы, имеет одночастное композиционное решение:

Первая строфа – поэт рисует картину пробуждающейся природы. Первым признаком пробуждения является таящий снег. Он всё ещё лежит небольшими островками на полях, но уже тает, собираясь в звонкие ручьи. Такие ручьи сигнализируют людям о том, что ждать теплых деньков осталось совсем недолго. Ручьи приносят надежду всему миру, пробуждая от зимней спячки человеческие души.

Вторая строфа – описан образ ручья, который является рупором весны. Лирический герой слышит журчание весенних ручьёв, радуясь возрождению природы.

Третья строфа представляет собой яркое предчувствие скорого наступления мая с его тёплыми солнечными деньками. Поэт уверен: таких дней будет немало, ведь они буквально «толпятся» за весной шумным хороводом.

Образы и символы

Тютчев доносит до читателей основную мысль произведения, используя для этого «говорящие» образы:

образ лирического героя – это чутко воспринимающий окружающий мир человек. Он способен чувствовать любые перемены в природе, переживая вместе с ней важные моменты. Герой ощущает скорое наступление тёплых деньков, возрождаясь вместе с весной;

образ весны – поэт изображает весну одушевлённым существом, способным чувствовать и развиваться. Всё в ней находится в активном движении: ручейки бегут, хоровод майских дней приближается и пр. Весна – символ возрождения человеческой души, пробуждения в ней дремлющих сил, нацеленных на позитивные перемены.

Темы и настроение

Основная тема произведения – пробуждение природы в связи с наступлением весны. Рисуя происходящие в окружающем мире процессы, поэт зорко подмечает все признаки скорой весны. Талая вода – самый первый и самый верный признак прихода весенних дней, пробуждения мира от зимней спячки. Совсем скоро дерзкая и юная весна вступит в свои права, окончательно прогнав зиму. Стихотворные строки проникнуты настроением любви ко всему живому. Суть произведения заключена в переживаниях и чувствах лирического героя в связи с приближением первых весенних дней.

Основная идея

Основная идея произведения – неразрывная связь природы и человека. У лирического героя повышается настроение после того, как он начинает ощущать скорое приближение весеннего тепла. Весна дарит человеку огромную радость, любовь и вдохновение. Каждым своим движением мы противостоим небытию и смерти, обогащая и оживляя вселенную своими искренними чувствами.

Средства выразительности

Стихотворение отличается высокой динамичностью. Она достигается, благодаря использованию большого числа глаголов при описании движения весенних вод, прихода весны. Автор использует классические средства выразительности:

Читайте также:
Варвара и Катерина ℹ сравнительная характеристика героинь пьесы А.Н. Островского "Гроза", отношения с близкими, сходство и отличия в образах

эпитеты – «молодая весна», «румяный, светлый хоровод», «сонный брег»;

метафоры – «воды – гонцы весны», «воды уж весной шумят»;

олицетворения – «дни толпятся», «весна идёт», «воды бегут».

Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев)

Для творчества Ф.И.Тютчева характерно одушевленное изображение природы, её «очеловечивание». К пейзажной лирике относится и стихотворение «Весенние воды». В нём отражено особое видение мира, присущее автору, его ощущение неразрывной связи с окружающим миром. Разбор произведения от Многомудрого Литрекона познакомит вас с идейно-тематическими особенностями этого текста, которые помогут лучше понять замысел стихотворения.

История создания

Стихотворение было написано поэтом в 1830 году, однако опубликовано лишь в 1832г. в журнале «Телескоп». В момент создания произведения Тютчев находился за границей – в Германии. Поэт часто тосковал по Родине, особенно по природе России. Первые весенние дни Тютчев встретил в другой стране, однако он нашел утешение в том, что весна в Германии напоминает весну в России. Он с любовью описал предвосхищение приближающихся перемен в природе, всеобщее оживление.

Важно помнить, что творчество Тютчева было создано им для себя, ведь поэт занимался иным видом деятельности, далеким от литературы. Стихотворения он считал своим хобби и показывал только близким друзьям. Они-то и уговорили автора продемонстрировать свои старания публике. Поэтому каждая строчка из произведений Тютчева является интимным переживанием его души, которое чудом дошло до нас.

Жанр, направление, размер

  • Лирике Ф.И.Тютчева свойственны черты романтизма. В произведении «Весенние воды» можно увидеть его черты: особое внимание к чувствам, переживаниям лирического героя, идеализация природы, мотив уединения.
  • Лирическое стихотворение Ф.Тютчева относится к пейзажной лирике. В центре произведения – описание природы. Лирический герой несмотря на то, что «ещё в полях белеет снег» чувствует приближение весны в самых незначительных деталях – в «весенних водах». В воздухе веет теплом, всё намекает на возрождение уснувшей природы.
  • Размер стихотворения «Весенние воды» — четырёхстопный ямб, рифма – перекрестная.

Композиция

Произведение Ф.И.Тютчева стоит из трех строф, каждая из которых включает четыре строки.

  1. В самой первой строфе окружающий мир произведения оживает: ручьи становятся «глашатаями» весны, они, словно люди, «бегут», «гласят во все концы».
  2. Во второй строфе ручьи даже произносят монолог, называя себя «гонцами» весны.
  3. В третьей строфе появляется новый одушевленный образ – хоровод тёплых майских дней. Они «толпятся» за ручьями, ожидая «час своего выхода».

Образы и символы

Лирический герой стихотворения – человек, тонко чувствующий любое изменение в природе, переживающий вместе с ней каждый важный момент. Он ощущает приближение теплых дней, обращает внимание на самые незначительные детали, сам оживает вместе с окружающим миром.

Поэт одушевляет образ весны в стихотворении: её «гонцы» доносят людям вести о скорых изменениях в природе. Ручьи «бегут», хоровод майских дней, «светлый, румяный», так же приближается к нам, будто одушевленный персонаж. Весна представляет собой символ возрождения души, пробуждения всех дремлющих в человеке сил.

Темы, настроение, проблемы

  • Основная тема стихотворения – приближение весны. Поэту важно было показать, что лирический герой ощущает её наступление благодаря душевной чуткости, неравнодушию к окружающему миру. Весна ассоциируется с ренессансом человеческой души.
  • В произведении подчеркивается неразрывная связь человека с природой. Вместе с окружающим миром пробуждается и сам человек – он чувствует прилив сил, счастье. Поэтому стихотворение проникнуто радостным настроением, ощущениями грядущих перемен. Даже сама мысль о скором уходе зимы заставляет лирического героя чувствовать себя пробудившимся от долгого «зимнего» сна. Он с нетерпением ожидает прихода весны. Тема природы в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренним миром самого человека, ведь климатические изменения означают перемены в настроении героя.
  • В стихотворении «Весенние воды» читатель не увидит философских размышлений о жизни, времени, гражданского пафоса. Это произведение проникнуто тонкими чувствами, любовью к окружающему миру. Переживания, мысли героя из-за приближения весны – вся суть произведения.

Основная идея

Главная мысль стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» заключается в неразрывной связи природы и человека. У лирического героя сразу поднимается настроение после того, как он начинает чувствовать приближение теплых дней. Весна приносит в жизнь человека радость, вдохновение, любовь. Она не только преображает внешний мир, но и оживляет внутренний мир личности.

Читайте также:
Сочинение Война - 9 и 11 класс ЕГЭ, рассуждение на военную тему

Размышления о природе приоткрывают завесу, отделяющую нас от других, не менее важных вопросов. Так, родство человека и окружающего мира может указать на смысл самой жизни: раз люди являются частью природы, то они подчиняются ее закономерностям и живут в унисон с нею. Значит, смысл бытия заключается в самом бытие, в сне и пробуждении, радости и грусти, эмоциях и мыслях. Каждым своим движением человек противостоит небытию и смерти, оживляя и обогащая вселенную каждым вздохом.

Средства выразительности

Ф.И.Тютчев использовал различные тропы в стихотворении «Весенние воды».

  • Такой приём, как звукопись придает динамику произведению. Аллитерация на букву «б» в первой строфе создаёт ощущение подвижности, активности весенних ручьев, на букву «ш» — передаёт шум воды. Благодаря ассонансу во второй строфе на букву «о» мы слышим крик ручьев, их непрекращающийся говор.
  • К одним из самых важных тропов пейзажной лирики можно отнести эпитеты. Они создают удивительные картины природы в стихотворениях, поражают своей уникальностью. Ф.И.Тютчев использовал следующие эпитеты: «сонный брег», «тихих, тёплых майских дней», «румяный, светлый хоровод».
  • Также в стихотворении «Весенние воды» особое значение приобретает такой приём, как олицетворение. Образ весны оживает на страницах произведения: ручьи «гласят», майские дни «толпятся» хороводом.
  • В стихотворении присутствуют и метафоры: «воды уж весной шумят», ручьи становятся «гонцами» весны.

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.
История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как всё похоже на его родную Россию.

Тема – пробуждение природы с приходом весны. Стихотворение относится к пейзажной лирике.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная, последовательно развивающаяся.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.

Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.

Олицетворения – “воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.

Жанр, направление, размер

  • Лирике Ф.И.Тютчева свойственны черты романтизма. В произведении «Весенние воды» можно увидеть его черты: особое внимание к чувствам, переживаниям лирического героя, идеализация природы, мотив уединения.
  • Лирическое стихотворение Ф.Тютчева относится к пейзажной лирике. В центре произведения – описание природы. Лирический герой несмотря на то, что «ещё в полях белеет снег» чувствует приближение весны в самых незначительных деталях – в «весенних водах». В воздухе веет теплом, всё намекает на возрождение уснувшей природы.
  • Размер стихотворения «Весенние воды» — четырёхстопный ямб, рифма – перекрестная.

История создания

Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времён года предстает во всей своей первозданности. Способность выразить словами всё то, о чём шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.

Анализ стихотворения Весенние воды Тютчев

Федор Иванович Тютчев – один из самых известных и величайших русских поэтов. В своем творчестве он раскрывал множество тем, одна из которых – мир природы. Автор видел в ней свет, божественную силу, жизнь. То, что для других поэтов выступало как художественное олицетворение, Тютчев видел в этом веру в загадочную жизнь. Природа в поэзии Федора Ивановича наполнена настоящей жизнью: она переживает, грустить, словно как человек. Автор также относится с непониманием к людям, которые не ценят такой невероятный дар.

Читайте также:
«Песня о буревестнике» 📚 краткое содержание поэмы М. Горького, анализ, главные герои, основная тема и мысль, жанр произведения

К пейзажной лирике Тютчева относится и стихотворение «Весенние воды», которое автор написал в 1830 году. Мы видим прекрасную картину ранней весны. Мы чувствуем ту свежесть, тепло, которое дарит нам эта замечательная пора. Природа просыпается после долгой, холодной зимы. Быстрый поток весенних вод символизирует окончательное пробуждение, они являются предвестниками весны. Их появление изображается очень динамично и живо. Весенние воды весело протекают везде, звенят, шумят, наполняя жизнью и энергией все вокруг.

Как уже было сказано раннее, стихотворение относится к пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева. Произведение написано четырехстопным ямбом, а также с перекрестной рифмовкой. Автор использует различные средства выразительности, к примеру, эпитеты(«румяный», «светлый», «теплый»), олицетворения(«весна идет»), различные метафоры, повторы. Федор Иванович Тютчев также использовал аллитерацию, которая позволила ощутить читателю стремительные, бегущие весенние воды.

Сам Тютчев упоминал, что его любимое время – зима. Поэтому прощание с этим сезоном было достаточно грустным для него. Однако в стихотворении «Весенние воды» совсем не ощущаются мотивы грусти, напротив, произведение наполнено радостью, теплом и светом наступающей весны. Природа оживает и наполняется энергией, невероятный поток весенних вод пробуждает все вокруг. Весна символизирует что — то прекрасное и радостное. Федор Иванович смог ярко показать всю красоту этого времени года.

5 класс по плану

Данное стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики. Основная идея стихотворения – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется всё.

Описывая происходящие в окружающем мире перемены, Тютчев зорко подмечает все признаки, возвещающие приход весенних дней. Так, несмотря на то, что снег в полях ещё лежит, он стремительно превращается в воду, растекающуюся бурными ручьями. Талые воды – это самая первая песня весны, под которую все и вся пробуждается от зимней сонливости. Очень скоро молодая весна придёт и окончательно прогонит холода до следующей зимы.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления вызывает в сердце человека радость.

Особенности природы в стихотворении «Весенние воды»

Автор прямым текстом указывает, что вот-вот весна возьмет господство. И ему весьма знакома данная пора года, которая отличается капризностью. Он прекрасно понимает, что настоящие теплые дни придут только в мае, именно об этом он и повествует читателю.

Первая часть стихотворения «Весенние воды» имеет большое количество глаголов, которые олицетворяют определенное действие и быструю смену окружающих событий. Во второй части произведения имеется множество прилагательных, которые максимально точно передают читателю особенности весенней поры года и ее смены.

Тщательный анализ произведения дает понять, что автором в сюжете используются специфические отождествления, которые связывают неживые объекты окружающей природы и человеческие особенности. К примеру, весеннее время сравнивается с молодой девушкой, а теплые деньки в мае – это ее дети.

Стихотворение имеет большое количество метафор, которые позволяют создать ассоциацию весны и исключительного человеческого настроения. Федор Иванович дает читателю понять, что постепенно приходит чистая и уже обновленная пора года, после долгой и мучительной спячки просыпается природа. Данные события сравнимы с особенностями жизнедеятельности человека – здесь зарождается надежда, что в скором времени начнется новая жизнь, возникнут счастливые события, радость, а также новые волнующие ощущения.

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев описывает наблюдения за окружающим его миром именно в данную пору года. Он сравнивает это время с уходящей молодостью, которая покинула лирического героя безвозмездно и обратно уже ничего не вернуть. Автору остается только наблюдать за тем, как постепенно обновляется молодая весна, в спешке сменяющая зиму, она желает стать полноправной хозяйкой всего окружающего пространства.

Читайте также:
Анна Павловна Шерер - характеристика, описание внешности, атмосфера

Весеннее время способно практически полностью изменить мир, сделать его максимально красивым и чистым. Именно весна ассоциируется с ранней юностью, простой беспечностью, а также по-особенному чистой заново возникшей жизнью. В качестве гонцов, оповещающих о приходе тепла и уюта, выступают ручейки, которые указывают как на перемены в природе, так и на изменения в душе практически каждого человека.

Композиция

Стих состоит из трёх строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первым признаком которого является таяние снега. Он ещё лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Во второй строфе создаётся образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперёд, чтобы всё услышали благую весть о её скором приходё. Лиричёский гёрой слышит их голоса и радуётся тому, как громко они рассказывают о прёдстоящём врёмени возрождения.

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придёт май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем лёгкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись стремительно, быть довольным просто от счастья жить. Используя такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб, поэт передаёт ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально витают в воздухе. Перекрёстная рифма способствует усилению этих ощущений.

Особенности жанра и композиции

Анализируя стихотворение Федора Ивановича, нельзя не упомянуть о жанровой принадлежности этой работы. Определить ее не сложно, ведь это прекрасный образец излюбленной Тютчевым пейзажной лирики. Используя в своем произведении четырехстопный ямб, автор передает журчание ручейка, радостные эмоции, чувство движения, которое будто витает в воздухе. Использование перекрестной рифмовки только усиливает ощущения.

Произведение включает в себя три строфы, отличается одночастной композицией. Структура представлена следующим образом:

  1. В первой строфе Тютчев повествует о пробуждении природы. Таяние снега считается первым признаком этого явления. Небольшие сугробы еще присутствуют на полях, но уже понемногу таят, указывая на то, что до тепла осталось совсем чуть-чуть. Это дарит надежду и радость, оживляя тем самым души людей.
  2. Во второй строфе поэт формирует образ ручейков как предвестника весны. Последняя отправила их первыми, чтобы все вокруг услышали благое известие о ее приходе в ближайшее время. Лирический персонаж слышит «голоса ручьев» и радуется тому, насколько громко они повествуют о приближающемся возрождении.
  3. В третьей части у героя возникает яркое ощущение того, что в ближайшее время холода сменятся теплыми майскими деньками. Их будет очень много, ведь они придут за весной своеобразным «хороводом».

В сущности, весна беспокойна, как и юность. Это всегда непоседливость, вызывающая восторг и в то же время грусть у людей в возрасте. Последние осознают, что уже никогда не будут так стремительно и неуемно бежать вперед.

Средства выразительности

Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:

  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.

Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.

Выразительные средства

Произведение обладает очень большой динамикой. Автор достигает этого через описание стремительного бега весенних вод. Он применяет множество глаголов: «шумят», «бегут», «гласят». Ощущение безостановочного движения подкрепляется рефреном «Весна идет!». В центральной строфе расположен главный призыв «гонцов весны», усиленный восклицаниями.

Белеющему в полях снегу и «сонному брегу» противопоставляются яркие эпитеты: «теплых», «румяный», «светлый». Очень выразительны метафоры: «весны гонцы», «хоровод… дней». Также автор использует олицетворение: «воды… бегут и будят», «весна… выслала», «хоровод… толпится».

Читайте также:
«Бронзовая птица» 📚 повесть А. Рыбакова для читательского дневника, краткое содержание, характеристика главных героев произведения, основная мысль и тема

«Весенние воды» (Тютчев): анализ стихотворения

В творчестве Тютчева пейзажная лирика занимает важное место. Природа — разноплановый образ, но наблюдение ее черт всегда вызывает потребность в философском осмыслении. В ней находится место для проявления романтического двоемирия и в то же время для воссоединения бездн, так как в зарисовках ее мгновенных состояний проглядывают бессмертные закономерности. Как радуга, она неощутимо скрепляет полюса. Чуткому восприятию художника открываются в ней красота, душа, родственная близость. Ее загадка продолжает занимать поэта до конца жизни («Природа — сфинкс. И тем она верней…» — 1869).

В стихотворении «Весенние воды» (Тютчев), анализ которого нас интересует, лирический герой всматривается в пейзаж ранней весны, когда в поле еще лежит снег, но на подтаявших пригорках появляются шумные ручьи. Они и названы весенними водами. Их шум напоминает возгласы герольдов (от нем. «глашатай»), зовущих на праздник. Приход весны ассоциируется с торжественной процессией, впереди которой бегут вестники. Они будят природу, блистают своим нарядом, а главное — «гласят во все концы».

В первых же определениях и действиях заметно пересечение предметного и переносного планов: брег «сонный» перед праздником, но и из-за того, что пока пуст, на нем нет ни живности, ни людей, воды «блещут», как богато одетые рыцарские вестники, и в то же время это блестит растаявшая вода.

В образе весны видна не только реальная пейзажная основа, но и метафора, позволяющая придать ему возвышенный смысл, подчеркнуть его значительность. Начало нового годового цикла в жизни природы для лирического героя становится проявлением божественного начала. Оно наполняет его душу восхищением перед волшебством возрождения. Весна предстает сказочной молодой принцессой, словно вышедшей из сказки о спящей красавице, пробужденной поцелуем прекрасного королевича (Перро Ш. «Спящая красавица», 1697), что напоминало о развязке романтического конфликта в балладе В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев» (1810—1817) и поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820). Во втором четверостишии вестники, высланные ею вперед, разглашают жизнеутверждающую новость:

«Весна вдет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Два восклицания в речи герольдов передают ощущение торжества, праздника.

В третьей строфе новость повторяет лирический герой (возглас помещается в тексте уже без кавычек). У него она вызывает сходные чувства, которые выражены тоже восклицательным знаком:

Весна вдет, весна идет!

Вслед за этим возгласом, акцентирующим, благодаря двусложным словам, составляющим стопу в ямбе (четырехстопном), маршевую отчетливость ритма, следует наблюдение за свитой весны. Оно завершает две строфы, в которых в связи с перечислением интонация была восходящей (воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят, гласят во все концы: «Весна идет…»). Метафора «весна ведет за собой» представлена как описание праздничного хоровода:

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Мотив движения передает мысль о вечном возрождении жизни после периода зимнего сна. Неживая снежная бледность сменяется «румяным» цветом, холод зимы — теплыми днями, сон — весельем. Рассматривая звуковые детали анализируемого стихотворения «Весенние воды» Тютчева, можно определить, что доминирует в восприятии природы: шум весенних вод (они шумят, будят, гласят) — это преддверие тишины (тихих, теплых майских дней), гармонии. Лирическому герою близки светлые, радостные настроения (светлый хоровод, толпится весело), вызванные приближением весны. И в пейзаже, и на уровне субъективного ощущения прославляется правота жизни, что вносит философский оттенок в создание картины природы. Сочетание пейзажного и философского планов является характерной особенностью лирики Тютчева.

Природа вызывает у лирического героя его поэзии не потребность рассуждать, а волнение, пробуждение чувств, фантазии, творческих стремлений. Он ощущает себя ее частью, вглядываясь в ее тайны изнутри. В центре стихотворений оказываются образы, прославляющие ее красоту. Наблюдение сопряжено с возвышением, намерением приблизить счастливое переживание к читателю, превратив его в участника разворачивающегося действа, похожего на спектакль.

Читайте также:
Отношения помещика Собакевича и Чичикова в поэме Мертвые души

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

10.11.2018

Платонов А. “Никита”

Платонов А., рассказ “Никита”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Никита” и их характеристика

  1. Никита, мальчик 5 лет. Робкий, фантазер, выдумщик, добрый.
  2. Мама. Заботливая, работящая, усталая.
  3. Отец. Старый солдат. Вернулся с войны. Добрый, трудолюбивый, мастер на все руки.

План пересказа рассказа “Никита”

  1. Никита остается один.
  2. Чужой в бочке
  3. Чужие в колодце
  4. Хлеб змеям
  5. Старый пень
  6. Бабушка-баня
  7. Повсюду чужие люди
  8. Никита пугается
  9. Бегство со двора
  10. Возвращение отца
  11. Выпрямленный гвоздь
  12. Добрый Кит

Кратчайшее содержание рассказа “Никита” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мать ушла на работу и маленький Никита остался один.
  2. Он стал обходит двор и везде находил чужих, тайных людей.
  3. Они жили в бочке, колодце, бане, норах, даже пень был чужим человеком.
  4. Никите стало очень страшно и он побежал к маме.
  5. Вечером он вернулся домой и увидел отца, который пришел с войны.
  6. Утром отец объяснил мальчику, что сделанное им становится добрым.

Главная мысль рассказа “Никита”
Все, что делает человек своими руками должно быть добрым.

Чему учит рассказ “Никита”
Рассказ учит не боятся одиночества, не выдумывать себе разные страхи, а стараться найти себе дело по душе. Учит тому, что труд всегда является отдушиной для человека. Учит фантазировать. Учит доброте и доброму отношению к окружающему миру. Учит трудолюбию.

Отзыв на рассказ “Никита”
Мне понравился этот рассказ, хотя мальчика Никиту было сильно жаль. Он так сильно накрутил себя собственными фантазиями, что чуть не умер от страху. Но он был совсем маленьким и его можно понять.

Пословицы к рассказу “Никита”
У страха глаза велики.
У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки.
Жизнь дана на добрые дела.
За доброе дело берись смело.
Тот ничего не боится, кто честно трудится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Никита”
Рано утром мать уходила на работу и пятилетний Никита оставался одни. Его отец был на войне и все не возвращался, и мать наказывала мальчику не баловаться и следить за хозяйством.
Никита обещал не баловать, но признавался, что боится. Мать говорила, что везде рядом люди, а в небе солнышко. Но Никита боялся, что солнышко спрячется за тучи.
Оставшись один мальчик обходил дом. Он знал пуков, воробьев, мух и кур, и с ними ему было скучно. Поэтому Никита пошел в сарай, где стояла большая бочка. Никита знал, что в бочке жил человек, который по ночам выходил, ел хлеб и пил воду. Никита смотрел в бочку и стучал по ней, он звал человека выйти и работать. Бочка скрипнула и Никита опасливо отошел в сторонку. Он думал, что человек в бочке с бородой и это он утащил у мамы ножницы. Никита попросил его отдать ножницы. Но тут в лесу кто-то ухнул и в ответ ухнуло в бочке. Никита выбежал во двор и пожаловался солнцу на жителя бочки. Солнце было теплым и добрым и походило на умершего дедушку. Никита думал, что дедушка теперь живет на солнце.
Никита пошел за огород к старому колодцу и, перегнувшись через край, позвал маленьких водяных людей. Маленьких людей он не боялся, но в колодце кто-то чавкнул и Никита понял, что там живет еще и великан с детьми.
Он в испуге позвал дедушку-солнце и убежал к сараю. У стенки сарая было две норы и Никита думал, что там живут земляные люди, а может быть змеи. Он боялся, что змеи заберутся ночью в дом и ужалят маму. Поэтому мальчик оставил змеям два кусочка хлеба, чтобы они не ходили в дом.
Он оглянулся и увидел старый пень. Это была голова человека и Никита сказал ему вылезать из земли и идти пахать. Пень крякнул и Никита испугался и побежал в сени. Он хотел попить молока, но увидел, что стол тоже человек,только без рук.
Поэтому он вышел во двор и посмотрел на старую баню. Баня показалась Никите похожей на бабушку, и он решил что эта она теперь стала баней.
По двору прошел чужой петух, но это тоже был тайный человек. Тайные люди были повсюду. Мальчик посмотрел на цветок и увидел, как сморщилось его лицо. Он обломил стебель и увидел белое молоко. Мальчик решил, что цветок еще ребенок.
Он пошел было к бане, но та злобно ощерилась и Никита понял, что это не его бабушка. Колья в плетне враждебно смотрели на него. Даже лопухи у забора не любили мальчика. Мальчик лег на землю и прислушался. Земля была полна звуками, и все это были чужими голосами.
Мальчику стало еще страшнее и он стал звать маму, чтобы она пришла и прогнала чужих. Где-то вдали кто-то позвал Максимку, и пень заговорил. Никита хотел вернуться в избу, но изба стала чужой. Тогда он побежал к маме и упал. Он позвал дедушку и дедушка-солнце выглянул из-за тучи.
Никита поднялся и выбежал со двора. Он пробежал всю улицу, сел возле овина и уснул. Проснулся он уже к вечеру. Пастух сказал ему, что мама уже ушла домой и Никита вернулся.
Дома мама смотрела на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это был его папа. Он сказал Никите, что теперь никогда не уйдет от него.
Утром Никита стал всем чужим людям рассказывать, что к ним пришел отец. Отец услышал и позвал его в сарай, он осматривал инструмент. Потом отец повел Никиту по двору, осматривая что где подгнило и нуждалось в ремонте. Никита смотрел в лица тайных людей и не видел в них ничего живого.
Потом отец разрубил старый пень. Мальчик сказал папе, что вчера этот пень разговаривал, и у него под землей есть пузо.
Но отец сказал, что пень давно умер, просто Никита всех хочет сделать живыми, потому что у него доброе сердце.
Потом отец выправлял в сарае гвозди и Никита рядом усердно работал молотком. Он выправил гвоздь и посмотрел на него. Он увидел доброго маленького человечка, который ему улыбался.
Никита спросил отца, почему все остальные чужие люди были злыми, а этот добрый. Отец ответил, что тех людей он выдумал, они были непрочными и потому злыми. А этого мальчик сделал сам, поэтому он добрый.
И Никита предложил все работать трудом, чтобы все были живыми.
Отец назвал мальчика добрым Китом. Он верил, что у него очень добрый сын и что он останется таким добрым всегда.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в Тарас Бульба

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Никита”

«Никита» — читательский дневник по рассказу А. Платонова

Рассказ «Никита» Андрея Платонова был написан и опубликован в 1945 году в журнале «Мурзилка».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Андрей Платонович Платонов
Название произведения: «Никита»
Жанр: рассказ
Год написания: 1945
Издательство: АСТ
Год издания: 2018

Главные герои и их краткая характеристика

Никита — мальчик 5 лет. Робкий, фантазер, выдумщик, добрый.
Мама — заботливая, работящая, усталая.
Отец — старый солдат. Вернулся с войны. Добрый, трудолюбивый, мастер на все руки.

Краткое содержание и сюжет

Героем рассказа А. Платонова «Никита» является пятилетний мальчик. Его отец ушел на войну и долго не возвращался. Мать рано утром уходила в поле на работу. Перед уходом она наказывала сыну, чтобы он собрал яйца, что снесут куры, пообедал молоком с хлебом и не сжег двор, пока ее не будет.

Никита боялся оставаться один, но делать было нечего. Мать ушла, а мальчик пошел сарай, где стояла бочка. Он думал, что в ней живет маленький человечек с длинной бородой. Днем он спит, а ночью выходит наружу. Никита постучал по бочке.

Мальчик выбежал во двор и посмотрел на солнце. Оно было похоже на дедушку, который был ласковый и улыбался ему. За огородом был колодец. В нем, по мнению Никиты, жили водяные люди ростом с воробья, безволосые, мокрые, вредные. Никита заглянул в колодец, оттуда кто-то чавкнул. Мальчик испугался, посмотрел на солнце и побежал к дому.

На огороде стоял пень. Никита представил, что это голова человека, снова испугался и побежал дальше. Старая баня ему напоминала бабушку. Она молчала и щерилась на него. Колья плетня ему показались чужими людьми. Никита позвал мать. Он глянул на небо, но солнце скрылось за тучи.

Никита побежал к матери в поле. По дороге он устал, присел отдохнуть и уснул. Проснувшись, пошел домой. Мать сидела за столом и смотрела на солдата, который ел хлеб с молоком. Это был отец.

Читайте также:
История создания романа Герой нашего времени - кратко

Наутро Никита вышел во двор без страха. Он рассказал отцу о том, что во дворе много живых людей. Отец сказал, что у Никиты доброе сердце, поэтому он всех хочет сделать живыми. Они стали вместе трудиться.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мать ушла на работу и маленький Никита остался один. Он стал обходит двор и везде находил чужих, тайных людей. Они жили в бочке, колодце, бане, норах, даже пень был чужим человеком. Никите стало очень страшно и он побежал к маме. Вечером он вернулся домой и увидел отца, который пришел с войны. Утром отец объяснил мальчику, что сделанное им становится добрым.

План пересказа

  • Никита остается один.
  • Чужой в бочке
  • Чужие в колодце
  • Хлеб змеям
  • Старый пень
  • Бабушка-баня
  • Повсюду чужие люди
  • Никита пугается
  • Бегство со двора
  • Возвращение отца
  • Выпрямленный гвоздь
  • Добрый Кит

Основная мысль

Труд рождает добро, а безделие и скука — лишь злобу и страх. Все, что делает человек своими руками должно быть добрым.

Чему учит

Рассказ учит не боятся одиночества, не выдумывать себе разные страхи, а стараться найти себе дело по душе. Учит тому, что труд всегда является отдушиной для человека. Учит фантазировать. Учит доброте и доброму отношению к окружающему миру. Учит трудолюбию.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, хотя мальчика Никиту было сильно жаль. Он так сильно накрутил себя собственными фантазиями, что чуть не умер от страху. Но он был совсем маленьким и его можно понять.

Вывод и мое мнение

В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения. Важна последняя мысль Платонова — труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.

Краткое содержание «Никита»

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 293.

Рассказ «Никита» Платонова был написан в 1945 году. Это история о маленьком мальчике, который силой своей фантазии наделял жизнью все окружавшие его предметы. Перебороть детские страхи и почувствовать уверенность в себе помог Никите его отец, вернувшийся с войны.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Никита», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе.

Главные герои

  • Никита — пятилетний мальчик, добрый, чуткий, с богатым воображением, эмоциональный.

Другие персонажи

  • Мать Никиты — добрая женщина, вынужденная целыми днями работать в поле за трудодни.
  • Отец Никиты — солдат, вернувшийся с фронта, добрый и заботливый.

Краткое содержание

Пятилетний Никита жил с мамой, которая работала в поле, а « отец давно ушёл на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда ». Каждый раз, оставляя Никиту одного на хозяйстве, мать наказывала ему не баловаться, собирать куриные яйца и гонять со двора чужого петуха.

Поначалу Никита боялся оставаться один в доме, но затем осмелел и принялся изучать « воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе ». Когда же это занятие надоело мальчику, он принялся фантазировать. Заметив в сарае пустую бочку, он решил, что там живёт маленький человек с длинной бородой, которая ему постоянно мешала. Никита вспомнил, что недавно у матери пропали ножницы, и решил, что это сделал незнакомец из бочки — « это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду ». Никита принялся ругать бородача, но сам испугался и выбежал на улицу.

Читайте также:
Сатира в комедии Недоросль - объекты, средства создания характеров

На небе Никита увидел « доброе солнце », которое было очень похоже на его умершего дедушку: он также был всегда добр и ласков к маленькому внуку. Мальчик решил, что дедушка живёт на солнце.

Непоседливый Никита побежал за огород, к старому колодцу, из которого уже давно не брали воду. В его глубине поблёскивала вода, в которой отражалось синее небо. Гладя на воду в колодце, Никита решил, что там живут маленькие водяные люди — « ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные ». Он хотел было поругать их, но вспомнил, что тут может жить великан с детьми, и что есть силы побежал в свой двор, к «дедушке»-солнцу.

У сарая Никита заметил две земляные норы и решил, что тут живут змеи, которые непременно приползут к ним ночью в дом и ужалят. Чтобы этого не произошло, мальчик положил у каждой норы по кусочку хлеба.

На какой бы предмет ни глянул Никита, везде ему мерещились живые существа. И даже в старой баньке он увидел умершую бабушку — « вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек!». Неожиданно Никита понял, что « везде есть люди, только кажутся они не людьми ». Глядя на предметы во дворе, он видел « незнакомые, злобные лица ».

От страха мальчик стал звать мать, а потом побежал к ней в поле. Устав, он присел под дерево, но полуденный зной разморил его, и он уснул. Проснулся Никита под вечер. Он побежал домой и увидел мать, которая « смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко ». Незнакомец, от которого так хорошо пахло хлебом и добротой, взял оробевшего Никиту на руки. Это был его отец, возвратившийся с фронта. Он пообещал мальчику, что теперь уже никогда с ним не расстанется.

Радостный Никита поспешил сообщить радостную новость всем злым «головам» во дворе. Но те молчали — « всем стало боязно отца-солдата ». Когда Никита, помогая отцу по хозяйству, стал выпрямлять молотком гвозди, он заметил, что гвоздь похож не на злого, а на доброго человечка. Отец объяснил, что гвоздь-человечек оттого добрым получился, что Никитка сделал его своим руками.

Заключение

Детство Никиты пришлись на тяжёлые военные и послевоенные годы, когда взрослые были вынуждены либо воевать, либо много работать. Предоставленный самому себе, мальчик научился развлекать себя, одушевляя окружавшие его предметы. Лишь с приходом отца мальчик смог обрести душевную гармонию.

После ознакомления с кратким пересказом «Никита» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Никита – краткое содержание рассказа

Название произведения Никита
Автор Андрей Платонов
Жанр Рассказ
Год написания 1945

Главные герои

  • Никита – пятилетний светловолосый мальчик
  • Мать Никиты – проводила мужа на войну и вынуждена оставлять ребёнка дома одного хозяйничать, так как самой надо каждый день работать в поле
  • Отец Никиты – старый солдат, в начале рассказа его нет дома, но в конце он возвращается с войны

Краткое содержание

Пятилетний Никита жил с матерью вдвоём, его отец ушёл на войну и пока не вернулся. Каждое утро мама уходила работать в поле, а мальчик оставался за хозяина. Мама говорила: Не балуй, Никитушка…тут всё добро наше – в избе и во дворе . Никита повторял за ней эти слова и просил её вернуться как можно скорее, потому что боялся оставаться один. Потом Никита обходил всю избу, выходил в сени, где видел жужжащих мух, паука, воробья. Всех их мальчик знал и от них ему было скучно, он хотел узнать что-то новое. Поэтому Никита пошёл в тёмный сарай, где стояла пустая бочка. Он думал, что в бочке живёт маленький человек, который днём спит, а ночью выходит поесть. Мальчик сказал воображаемому человеку, чтобы тот шёл работать, иначе зимой ему нечего будет есть. Потом он вспомнил, что у матери пропали ножницы и решил, что этот старик из бочки их взял, чтобы подстричь себе бороду. Никита тихо попросил отдать ножницы. Вдалеке в лесу кто-то ухнул и в бочке маленький житель ответил Никите: Я тут! . Мальчик испугался и выбежал из сарая.

На улице было солнечно, Никита посмотрел на небо и увидел, что …солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему . Мальчик подумал, что дедушка живёт теперь на солнце. За огородом был старый колодец и Никите казалось, что там живут ростом с воробья, безволосые, вредные водяные люди, которые хотят выпить его глаза. В огороде стоял пень, но Никита видел, что это не просто пень, а сердитая голова. Мальчик предложил пню пахать землю, но тот что-то крякнул в ответ, Никита испугался и пошёл обратно в избу.

Дома он хотел попить молока, но опять вышел на улицу, потому что испугался стола, который был похож на человека на четырёх ногах без рук. Вдалеке он увидел старую баню, в которой любил раньше мыться дедушка и со страхом подумал, что …это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала . Никита подошёл к бане, но та посмотрела на него как на чужого. Не только баня смотрела на Никиту без любви, но и каждое колышко из плетня; …незнакомые, злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту .

Никита побежал к матери, долго он бежал, присел отдохнуть и случайно уснул, проснулся лишь вечером. Мальчик пришёл домой и увидел, что за столом ест хлеб и молоко какой-то старый солдат, Никита оробел. Мама сказала, что это его отец вернулся с войны. Мальчик посмотрел на отца и спросил, не уйдёт ли он снова, отец ответил, что теперь уж век будет с ними вековать.

Утром Никита вышел во двор и сказал громко всем, кого он боялся, что к ним отец вернулся, но на этот раз никто ему не ответил. Папа позвал Никиту, и они стали осматривать двор, искать, что нужно починить. Мальчик вглядывался во все те предметы, что так пугали его ещё вчера, но не увидел ничего тайного или злого. Колья в заборе были просто кольями, баня просто старым домиком. Папа стал топором рубить пень на дрова, и Никита сказал отцу, что ещё вчера этот пень разговаривал с ним. Но отец ответил сыну, что пень этот давно умер, а Никита хочет сделать всех живыми просто потому, что у него доброе сердце. Отец хотел перестелить пол в избе и стал стругать доски, а сына попросил выпрямлять кривые гвозди молотком. Никита выпрямил один гвоздь и увидел, что тот похож на доброго человечка. Тогда он спросил отца, почему этот добрый, а другие были злыми. Отец ответил:

«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые…а этого…ты сам трудом сработал, он и добрый»

Никита предложил всё делать трудом, чтобы всё было вокруг доброе, отец согласился с ним. И отец подумал, что всегда, когда вспоминал сына на войне, то про себя называл его добрый Кит .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: