Вот уж вечер Роса – анализ, особенности работы писателя

Анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса» Есенина

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 30.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 30.

Стихотворение “Вот уж вечер. Роса…” Есенин написал в подростковом возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант. Краткий анализ “Вот уже вечер. Роса…” по плану раскроет перед учениками 9 класса очень ранний этап есенинского творчества. Разбор может быть использован для подготовки к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вот уж вечер. Роса.

История создания – стихотворение написано в 1910 году, когда Есенину было 15 лет. Он считал его пробой пера, но всё же опубликовал, уже будучи зрелым поэтом.

Тема – тема родной природы.

Композиция – одночастная, это небольшая зарисовка, передающая ощущение лирического героя от наступившего вечера.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – двуударный дольник.

Эпитеты“свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.

Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

История создания

Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Стихотворение “Вот уж вечер. Роса…” стало одним из немногих исключений.

Оно было написано в 1910 году, когда автору было пятнадцать лет. Но уже в столь раннем произведении прослеживаются черты, характерные для зрелой есенинской лирики: глубина мысли и конкретика образов.

Это произведение написано в Константинове, но поэт описывает не просто свою малую родину, а деревню вообще. При этом он романтизирует и идеализирует эту деревню; это показывает, что с самых ранних лет Есенин мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах, в реалиях крестьянского быта. Формально считаясь представителем новокрестьянских поэтов, он смотрит на мир как крестьянин, но его видение более глубокое и поэтичное.

Стихотворение посвящено родной природе, с которой Есенин сливается душой. Отсутствие динамичного сюжета и ярких эпитетов не мешает ему показывать её во всей красе: в этом произведении природа прекрасна по-своему: она живая и потому близкая.

Композиция

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырёх строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

В первой строфе Есенин пишет о времени и месте действия, а также указывает на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.

Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он ещё не видел его, но этот мир очень манит.

Третья строфа наполнена сравнениями: Есенин говорит о тепле (что также указывает на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был особенно религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.

Четвёртая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный приём как противопоставление. Если до сих пор всё, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мёртвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.

Средства выразительности

Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса…” употреблены следующие тропы:

  • Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.
  • Сравнения – “ как зимой у печки”, “как большие свечки “.

С их помощью Есенин описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.

Вот уже вечер роса. Анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса» Есенина. Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…»

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вот уж вечер. Роса.
История создания – стихотворение написано в 1910 году, когда Есенину было 15 лет. Он считал его пробой пера, но всё же опубликовал, уже будучи зрелым поэтом.

Тема – тема родной природы.

Композиция – одночастная, это небольшая зарисовка, передающая ощущение лирического героя от наступившего вечера.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – двуударный дольник.

Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.

Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.

Читайте также:
Футуризм - определение, история и причины возникновения

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного, а разностопная стопа придала стихотворению раздумчивость. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

История создания

Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Стихотворение “Вот уж вечер. Роса…” стало одним из немногих исключений.

Оно было написано в 1910 году, когда автору было пятнадцать лет. Но уже в столь раннем произведении прослеживаются черты, характерные для зрелой есенинской лирики: глубина мысли и конкретика образов.

Это произведение написано в Константинове, но поэт описывает не просто свою малую родину, а деревню вообще. При этом он романтизирует и идеализирует эту деревню; это показывает, что с самых ранних лет Есенин мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах, в реалиях крестьянского быта. Формально считаясь представителем новокрестьянских поэтов, он смотрит на мир как крестьянин, но его видение более глубокое и поэтичное.

«Вот уж вечер…», анализ стихотворения Сергея Есенина

  • Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк).
  • Размер стихотворения: двуударный дольник.
  • Стопа: разносложная с удалением на разных слогах.
  • 1-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве
  • 2-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: большой-крышу-соловья-слышу
    (рифмовка АБАБ-перекрёстная).
  • 3-я строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: тепло-печки-стоят-свечки
    (рифмовка АБАБ-перекрёстная).
  • 4-ая строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: рекой-опушкой-стучит-колотушкой
    (рифмовка ААБА-параллельная и перекрёстная).

Синтаксические средства:
«Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве…»
— парцелляция,
«Где-то песнь соловья вдалеке я слышу…»
— инверсия.

эпитеты
«большой»
.
«мёртвой»
; сравнение (3 строфа с 2-мя сравнениями
«как зимой у печки»
.
«как большие свечки»
).

Образ лирического героя:

лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.

динамичный и чёткий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.

Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер…» является одним из таких стихотворений.

В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, — это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убеждён, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие берёзы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа. Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С.А.Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В.В.Маяковского. который находил гармонию в городе.

В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н.А.Некрасова. невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» всё происходящее романтизировано и идеализировано. У С.А.Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.

Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то»

.
«вдалеке»
— эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему ещё не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.

Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И берёзы стоят, как большие свечки…»

). В стихотворении лирический герой видит всё живым: ива, берёзы, соловей даже роса, блестящая на крапиве. Единственным мёртвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С.А.Есенина разнится с «природным космосом» М.Ю.Лермонтова. который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всём свете.

Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве.

От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И берёзы стоят, Как большие свечки.

И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мёртвой колотушкой

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.). С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке. В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин. Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари…”, “Дымом половодье…”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима — аукает…”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится…” и др.) Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д. Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.) Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Читайте также:
Дедушка, Некрасов: читать онлайн бесплатно

Композиция

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырёх строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

В первой строфе Есенин пишет о времени и месте действия, а также указывает на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.

Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он ещё не видел его, но этот мир очень манит.

Третья строфа наполнена сравнениями: Есенин говорит о тепле (что также указывает на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был особенно религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.

Четвёртая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный приём как противопоставление. Если до сих пор всё, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мёртвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер роса»

Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк). Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах. 1-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве (рифмовка АБАБ-перекрестная). 2-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: большой- крышу-соловья-слышу (рифмовка АБАБ-перекрестная). 3-я строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: тепло-печки-стоят-свечки (рифмовка АБАБ — перекрестная). 4-ая строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: рекой-опушкой — стучит-колотушкой (рифмовка ААБА-параллельная и перекрестная).

Синтаксические средства: «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве» — парцелляция, «Где — то песнь соловья вдалеке я слышу» — инверсия.

Тропы: эпитеты «большой». «мертвой» ; сравнение (3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки». «как большие свечки»).

Образ лирического героя: лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.

Сюжет: динамичный и четкий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.

Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер» является одним из таких стихотворений.

В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, — это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убежден, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие березы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа. Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С. А. Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В. В. Маяковского. который находил гармонию в городе.

Читайте также:
Лилечка, Маяковский: читать онлайн бесплатно

В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н. А. Некрасова. невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся

представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» все происходящее романтизировано и идеализировано. У С. А. Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.

Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то». «вдалеке»

— эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему еще не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.

Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И березы стоят, как большие свечки»). В стихотворении лирический герой видит все живым: ива, березы, соловей даже роса, блестящая на крапиве. Единственным мертвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С. А. Есенина разнится с «природным космосом» М. Ю. Лермонтова. который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всем свете.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными.
  5. Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата» В начале 20-х годов прошлого века отношение к творчеству Сергея Есенина было весьма противоречивым. Несмотря на то, что его называли.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Иорданская голубица» Первые отклики на «Иорданскую голубицу» появились вскоре после ее обнародования в «Известиях ВЦИК». Н. Юрский отозвался о содержании и композиции.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер роса»

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу», — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой», отпугивая непрошеных гостей.

От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания. Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом. Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

Средства выразительности

Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса…” употреблены следующие тропы:

  • Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.
  • Сравнения – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

С их помощью Есенин описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…» по плану

Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” Есенин написал в подростковом возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант. Краткий анализ “Вот уже вечер. Роса” по плану раскроет перед учениками 9 класса этап очень раннего есенинского творчества. Разбор может быть использован для объяснения темы на уроке литературы.

История создания

Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» написано в 1910 году, когда Сергею Есенину было 15 лет.
Поэт считал этот текст пробой пера, но в нём уже угадываются черты расцветающего таланта.

Читайте также:
Котлован - краткое содержание, история создания, анализ, сюжет

Написанное в родном селе Константинове, оно, скорее всего, представляет собой набросок с натуры, так как знакомые семьи Есениных в своих воспоминаниях свидетельствуют, что Сергей любил записывать стихи на открытом воздухе, в тишине проходящего дня, или уединившись в одной из дворовых построек.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер роса»

Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк). Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах. 1-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве (рифмовка АБАБ-перекрестная). 2-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: большой- крышу-соловья-слышу (рифмовка АБАБ-перекрестная). 3-я строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: тепло-печки-стоят-свечки (рифмовка АБАБ — перекрестная). 4-ая строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: рекой-опушкой — стучит-колотушкой (рифмовка ААБА-параллельная и перекрестная).

Синтаксические средства: «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве» — парцелляция, «Где — то песнь соловья вдалеке я слышу» — инверсия.

Тропы: эпитеты «большой». «мертвой» ; сравнение ( 3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки». «как большие свечки» ).

Образ лирического героя: лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.

Сюжет: динамичный и четкий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.

Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер» является одним из таких стихотворений.

В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, — это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убежден, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие березы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа. Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С. А. Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В. В. Маяковского. который находил гармонию в городе.

В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н. А. Некрасова. невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся

представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» все происходящее романтизировано и идеализировано. У С. А. Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.

Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то». «вдалеке»

— эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему еще не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.

Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И березы стоят, как большие свечки» ). В стихотворении лирический герой видит все живым: ива, березы, соловей даже роса, блестящая на крапиве. Единственным мертвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С. А. Есенина разнится с «природным космосом» М. Ю. Лермонтова. который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всем свете.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными.
  5. Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата» В начале 20-х годов прошлого века отношение к творчеству Сергея Есенина было весьма противоречивым. Несмотря на то, что его называли.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Иорданская голубица» Первые отклики на «Иорданскую голубицу» появились вскоре после ее обнародования в «Известиях ВЦИК». Н. Юрский отозвался о содержании и композиции.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер роса»

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…»

Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком. Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву. Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

Читайте также:
Прометей бог - миф о древнегреческом боге огня, характеристика

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу», — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой», отпугивая непрошеных гостей.

От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания. Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом. Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

Система образов

Есенинские зарисовки построены так же, как его более зрелые стихотворения. Они сотканы из цветовых, световых, акустических и зрительных образов.

Световые образы: «роса блестит на крапиве», «от луны свет большой», «берёзы… как большие свечки».

Звуковые образы: «песнь соловья», «сонный сторож стучит мёрзлой колотушкой».

Осязательные образы: «я стою у дороги, прислонившись к иве», «хорошо и тепло, как зимой у печки».

Композиция

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырех строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

В первой строфе Есенин создает экспозицию, говоря о времени и месте действия, а также указывая на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.

Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он еще не видел его, но этот мир очень манит.

«Разбуди меня завтра рано» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – главный герой, тема, идея

Третья строфа наполнена сравнениями – Есенин говорит о тепле (что также указывается на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.

Четвертая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный прием, как противопоставление. Если до сих пор все, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мертвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.

Художественные особенности

Язык стихотворения ясен, образен и очень прост. Используется общелитературная лексика.

Интонация автора – повествовательная, раздумчивая. Похоже, что поэт делится наблюдениями с близким другом или крупными мазками пишет вечерний пейзаж на куске полотна.

Есенин впервые использует художественную деталь, переходя от абстракции к конкретному изображению предметов. Он реалистично выписывает и листья крапивы, и залитую луной крышу, и ствол ракиты, который чувствует спиной, и стук колотушки сторожа.

Образы и символы

Героем в данном стихе является сам Есенин. Он стоит возле ивы, наблюдает за пейзажем. Вечер, сияет луна, поет соловей. Он наслаждается теплом, скопившимся за день. Автор очень точно передает свое настроение. Герою спокойно и хорошо. Читая это стихотворение, чувствуешь, что природа находится в гармонии с душой и мыслями поэта.

Мертвая колотушка, сонный сторож – все это выражает тишину и покой, которые появляются с наступлением ночи в селе. Они подчеркивают контраст с живой природой, которая в ночь будто бы проснулась от дневного сна. Роса, соловей, деревья, луна придают стихотворению живость. Они являются образом той самой ожившей природы, в то время как люди спят. Лирический герой тоже участвует в этом торжестве естества и живности.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используется множество:

  • эпитетов и определений с прямым значением: «от луны свет большой», «большие свечки», «сонный сторож», «мёрзлая колотушка».
  • есть в тексте сравнения: «берёзы стоят, как большие свечки», «хорошо и тепло, как зимой у печки».

Также поэт использует приём перспективы. Он переносит взгляд от земли (роса на крапиве) в невидимую даль («где-то песнь соловья вдалеке я слышу», а потом – «вдали, за рекой, словно на опушке… сонный сторож»).

Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь

Звуки вечера передаются за счёт ассонансов («о», «э», «и») и аллитераций («ч», «с», «л»). Тишина не дремлет, она наполнена жизнью и смыслом. Строки словно переливаются, образуя причудливую вязь. Нужно обязательно прочитать их вслух, чтобы почувствовать красоту стихотворения.

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного, а разностопная стопа придала стихотворению раздумчивость. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

Темы и настроение

Основная тема — природа. Автор точно и красиво описывает нам спокойный и красивый вечер. Нет никаких поворотных событий, сложных действий — в этом и состоит прелесть стихотворения. Это произведение можно сравнить с кружкой ромашкового чая поздно вечером — настолько оно умиротворённое и теплое.

Также в данном тексте прослеживается тема деревни, которая является сквозной в творчестве Есенина. Он видит и чувствует красоту села, его скромную и застенчивую прелесть, что раскрывается лишь под покровом ночи, когда суета людей не смазывает впечатление от увиденного великолепия лесов, полей и лугов.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Бунина Настанет день исчезну я
    Ранний творческий процесс Бунина установлено доминированием пейзажной лирики. Важным составляющим пейзажей, рисуемых Буниным, делаются погосты, кладбища, захоронения, олицетворяющие не только близость своей кончины,
  • Фет
    Афанасий Афанасьевич Фет вошел в историю как один из самых великих лириков русской литературы XIX века. Стихотворения поэта настолько мелодичны, что многие из них и по сей день исполняются в качестве романсов.
  • Aнализ стихотворения Маяковского Необычайное приключение
    Во многих предреволюционных произведениях Владимира Маяковского можно отследить наличие трагических нот. Что касается перемен, после победы рабочего класса в Октябрьской революции, то стихотворения Маяковского приобрели призывное
  • Анализ стихотворения Пастернака Гефсиманский сад
    Произведение «Гефсиманский сад» входит в очередной цикл, произведений создаваемый Пестернак Борисом Леонидовичем с 1890 по 1960 годы. Это произведение сразу же относит читателей к евангелием.
  • Анализ стихотворения Северянина Весенний день
    Замечательный русский писатель – Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. Стихотворение «Весенний день» поэт посвятил своему наставнику и учителю – К. М. Фофанову.

Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” Есенин написал в подростковом возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант. Краткий анализ “Вот уже вечер. Роса” по плану раскроет перед учениками 9 класса этап очень раннего есенинского творчества. Разбор может быть использован для объяснения темы на уроке литературы.

Стихотворение и анализ «Вот уж вечер. Роса…»

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Как зимой у печки.

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Краткое содержание

И. Разживин. Вечернее солнце. 2010

Произведение начинается с описания того, как поэт любуется изменениями в природе: наступил вечер, лучи заходящего солнца ещё блестят на крапиве… Поэт стоит у дороги, спиной к иве. Он никуда не спешит, никого не надеется встретить. С заходом солнца становится темно, лишь лунный свет едва освещает крышу дома. Вдали заливается соловей. Поэту на сердце становится тепло и уютно, словно у домашней печи. Лишь вдалеке, за речкой, он слышит стук сторожевой колотушки. Это вмиг разрушает сказочную атмосферу, возвращая его в мир реальный.

История создания

Есенин овладел поэтическим даром в раннем возрасте, но свои первые поэтические «эксперименты» считал наивными пробами пера. Получив читательское признание, он долго отказывался от публикации своих первых юношеских произведений. Данное стихотворение – исключение из правил: Есенин его особенно любил.

Произведение увидело свет в 1910 г. Автору, в момент написания, было пятнадцать лет. Поэтические строки родились на свет в селе Константиново. Есенин романтизирует и во многом идеализирует свою родную деревню, не стремясь воссоздать негативные реалии крестьянской жизни.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру пейзажной лирики. Есенин живописует картины природы, передавая её порывы и настроение. Размер произведения – двуударный дольник: в рифме пропускается несколько ударных слогов. Двуударным он называется из-за числа ударений в пределах одной строки. Рифмовка перекрёстная. К концу стихотворения появляется сочетание перекрёстной рифмы с рифмой параллельной.

Композиция

Композиция отличается простотой. Включает в себя четыре строфы, которые описывают эмоции, испытываемые лирическим героем при любовании сельским пейзажем:

  1. Первая строфа – поэтом создаётся экспозиция: он говорит о месте/времени действия, указывая на то, что лирический герой желает в спокойствии созерцать окружающий пейзаж.
  2. Вторая строфа – описание окружающего мира: поэт видит лунный диск, слышит соловьиное пение. Важный нюанс заключается в том, что пение слышится где-то далеко. Этим автор демонстрирует, что лирический герой предчувствует существование большого, ещё не ведомого ему мира.
  3. Третья строфа содержит множество ярких сравнений. Особенно интересна вторая половина четверостишия: в ней сильны фольклорные мотивы.
  4. Четвёртая строфа завершает стихотворение. В ней автор использует приём противопоставления: всё, что он описывал до этого, было живым. Поэтому герой не чувствовал одиночества. Но, стук «мёртвой» сторожевой колотушки вступает в семантическое противоречие с живым миром окружающей природы.
Читайте также:
Дуня Раскольникова - характеристика героини Преступление и наказание
Образы и символы

Читая стихотворение, несложно выделить образную систему, использованную автором:

  • образ лирического героя – это сам Есенин. Именно он стоит возле ивы, наблюдая за окружающим пейзажем. Ему хорошо и уютно. Природа идеально гармонирует с мыслями поэта;
  • образ «мёртвой» колотушки и образ сторожа символизируют опасность, нечто незнакомое и поэтому тревожное. Они контрастируют с живой природой, где всё дышит и поёт;
  • образы соловья, луны, ивы, росы придают стихотворному повествованию особую живость. Символизируют красоту, нежность, вдохновение. Это образы ожившей природы: она оживает в то время, пока люди мирно спят.
Темы и настроение

Основная тема – родная природа, с которой человек сливается душой. В стихотворении отсутствуют динамичный сюжет и яркие эпитеты, но это не мешает читателям увидеть красоту природы, понять, что она жива и близка каждому.

Основная идея

Основная идея произведения – показать, насколько комфортно может чувствовать себя человек от наблюдения за самыми обыденными вещами. Несмотря на то, что все летние вечера похожи друг на друга, происходят такие моменты, когда человеку хочется бросить все дела и остановиться, осознавая, как хорошо и приятно от окружающего мира вокруг. В стихотворении Есенин запечатлел именно такой момент.

Средства выразительности

Для ранней лирики Есенина свойственна простота изложения мыслей. Ещё только формируя свой творческий метод, поэт использует не так много средств выразительности, но каждое из них уместно:

  • эпитеты – «свет большой», «сонный сторож», «мёртвая колотушка»;
  • сравнения – «как зимой у печи», «как большие свечки».

Анализ стиха Есенина «Вот уж вечер»

Автор: Guru · 20.07.2018

Сергей Александрович Есенин — русский поэт 20-ого века. Он написал огромное количество стихотворений на разные темы. В своей лирике он часто обращается к природе. Через нее он описывает свое внутреннее состояние. Большинство произведений написано о природе и Родине. Эта работа не исключение.

История создания

Стихотворение относится к ранней лирике поэта. Написано в 1910 году. Тогда Есенину было всего 15 лет, но он уже прекрасно чувствовал и понимал мир вокруг. 15-летний подросток сумел вложить в это стихотворение свою душу, свои эмоции. Произведение было написано, когда Сергей Александрович находился у себя дома, в селе Константиново. «Вот уж вечер» сам поэт называет пробой пера, поэтому он не стремился включить его в сборник.

Есть и альтернативная версия создания, ведь автор известен мистификацией собственной биографии. Есть мнение, что он специально заменил дату сочинения стихотворения, чтобы прослыть гением с рождения. Этот факт подтверждается найденными у него дома рукописями, в которых по качеству бумаги и чернил можно было распознать совсем другие даты и условия написания этих, безусловно, талантливых строк.

Жанр, направление и размер

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Сергей Александрович рисует нам образ природы, передает ее настроение и порывы. Рифма в стихотворении перекрестная, не является постоянной. К концу произведения появляется смесь перекрестной рифмовки с параллельной.

Размер стихотворения нельзя отнести к стандартным для нас размерам, например, дактилю, ямбу, хорею и т. д. «Вот уж вечер» написан двуударным дольником. В рифме пропускается несколько ударных слогов. Двуударный из-за количества ударений в строке.

Образы и символы

Героем в данном стихе является сам Есенин. Он стоит возле ивы, наблюдает за пейзажем. Вечер, сияет луна, поет соловей. Он наслаждается теплом, скопившимся за день. Автор очень точно передает свое настроение. Герою спокойно и хорошо. Читая это стихотворение, чувствуешь, что природа находится в гармонии с душой и мыслями поэта.

Мертвая колотушка, сонный сторож – все это выражает тишину и покой, которые появляются с наступлением ночи в селе. Они подчеркивают контраст с живой природой, которая в ночь будто бы проснулась от дневного сна. Роса, соловей, деревья, луна придают стихотворению живость. Они являются образом той самой ожившей природы, в то время как люди спят. Лирический герой тоже участвует в этом торжестве естества и живности.

Темы и настроение

Основная тема — природа. Автор точно и красиво описывает нам спокойный и красивый вечер. Нет никаких поворотных событий, сложных действий — в этом и состоит прелесть стихотворения. Это произведение можно сравнить с кружкой ромашкового чая поздно вечером — настолько оно умиротворённое и теплое.

Также в данном тексте прослеживается тема деревни, которая является сквозной в творчестве Есенина. Он видит и чувствует красоту села, его скромную и застенчивую прелесть, что раскрывается лишь под покровом ночи, когда суета людей не смазывает впечатление от увиденного великолепия лесов, полей и лугов.

Основная мысль стихотворения «Вот уж вечер» – показать, насколько хорошо может быть человеку от обыденных вещей. Каждый летний ил весенней вечер похож один на другой, но иногда бывают такие моменты, когда ты просто останавливаешься и осознаешь, что тебе действительно приятно и хорошо от мира вокруг. Природа живет, ты живешь. В этом произведении Сергей Александрович запечатлел именно такой момент, который бывает у каждого из нас, стоит только остановиться и заметить его.

Смысл в том, чтобы выразить свои чувства через рифму и слова. Приятные ощущения от такого вечера греют душу. Есенин увековечил этот момент в своих строках. Данное стихотворение приятно читать, будучи на природе. Оно захватывает с первых слов.

Средства художественной выразительности

Стихотворение содержит в себе эпитеты: сонный сторож, мертвая колотушка, большие свечки. Также текст содержит несколько сравнений: «Хорошо и тепло, как зимой у печки», «и березы стоят, как большие свечки».

Читайте также:
Соня краткое содержание рассказа - можно прочитать у нас онлайн

Синтаксические средства выразительности: инверсия (Где-то песнь соловья вдалеке я слышу), парцелляция (Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве).

Текст довольно прост, в нем нет каких-либо сложных конструкций и схем. Написано музыкально и легко.

Анализ стиха «Вот уж вечер. Роса» Есенина

Стихотворение «Вот уж вечер. Роса» Есенин написал в подростковом возрасте – в 15 лет, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант.

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Вот уж вечер. Роса» можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Текст стихотворения «Вот уж вечер. Роса»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стиха «Вот уж вечер. Роса»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихе «Вот уж вечер. Роса»

Текст стихотворения «Вот уж вечер. Роса»

Сергей Есенин

Вот уж вечер. Роса

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Как зимой у печки.

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Краткий анализ произведения

Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» является прекрасным примером пейзажной лирики, мастером которой являлся великий поэт. Тонко чувствуя природу, ее живое дыхание, он великолепно передавал свое видение на бумаге.

  • История создания – стихотворение написано в 1910 году, когда Есенину было 15 лет. Он считал его пробой пера, но всё же опубликовал, уже будучи зрелым поэтом.
  • Тема – тема родной природы.
  • Композиция – одночастная, это небольшая зарисовка, передающая ощущение лирического героя от наступившего вечера.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – двуударный дольник.
  • Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.
  • Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

При прочтении чувствуется легкость и подъем. Образы живые и яркие. Художники отмечают, что стихи Есенина легко переносятся на холст. Пейзажи, при прочтении, рождаются как бы сами собой.

Анализ стиха «Вот уж вечер. Роса»

Благодаря одному из ранних стихотворений юного Сергея Есенина под названием «Вот уж вечер. Роса…», читатель узнает об истинном поэтическом мире будущего всемирно известного поэта. В нем раскрылись и глубина мыслей, и особое трепетное отношение к родным местам, природе, среди которой он рос.

Текст написан в 1810 году. Несмотря на столь ранний возраст создания произведения, становится понятно, насколько глубок его внутренний мир, который помог создать деревенский пейзаж и показать собственное восприятие окружающего мира деревни Константиновка, где и было оно написано.

Жанр, направление и размер. Каждая строка стиха представляет букет искренних чувств автора, их движение, связанное с любовью к родному краю. Пейзаж деревни вызывает в его душе бурю положительных эмоций. Все это говорит о том, что перед читателем представлено лирическое стихотворение.

Таким образом, несмотря на раннюю дату создания стихотворения, текст наполнен мудрость, зрелостью, свойственной не ученику, а талантливому мастеру слова. Поэтому можно смело говорить о реалистичности в изображении природы края, отношения Есенина к Новокрестьянской поэзии, в которой главное место уделялось любви к деревенской Руси.

Необыкновенное нежное звучание словам придает использование двуударных дольников, которые демонстрируют неравномерное звучание. В нем сохраняется четкость, однако заметно неравное количество безударных интервалов.

Образы и символы. Не случайно неоднократно звучала мысль о том, что после прочтения стихотворения можно нарисовать сюжет на полотне. С большой душевностью юный поэт передал свою любовь в нескольких строфах, подчеркнув, что образ родного дома занимает главное место в его жизни.

Упоминание о печи символизирует вечную память о родных местах, тепле и уюте. Береза рассматривается как символ принадлежности ко всему русскому. Благодаря этим составляющим складывается общая великолепная деревенская картина, без которой Есенин не представлял себя.

Темы и настроение. Стоя на одном месте, автор с удовольствием описывает все те детали окружающего его пейзажа, которые созерцает.

Это доставляет ему необыкновенное удовольствие, о чем говорит особое нежное отношение и к капельке росы, которая не остается без внимания, и привычному всем растению в виде крапивы, но также дорогому сердцу. Размах того, чем восхищается автор стихотворения, велик.

Он берет начало от обыденных явлений природы (роса) и достигает невидимых, но уловимых ухом деталей («песнь соловья»). Настроение наблюдателя проникнуто любовью к природе, родным местам, преданностью им, о чем говорит полное авторское удовлетворение.

Идея. Полное погружение в мир природы, прошлое говорит о том, что для автора человек и природа – единое целое, которая остается в сердцах людей навечно.

Среди средств художественной выразительности использованы сравнения берез со свечками, ощущение тепла и уюта с присутствием рядом затопленной печи. «Мертвая колотушка», «свет большой» — стали яркими эпитетами произведения.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Стихотворение “Вот уж вечер. Роса…” стало одним из немногих исключений.

Оно было написано в 1910 году, когда автору было пятнадцать лет. Но уже в столь раннем произведении прослеживаются черты, характерные для зрелой есенинской лирики: глубина мысли и конкретика образов.

Это произведение написано в Константинове, но поэт описывает не просто свою малую родину, а деревню вообще. При этом он романтизирует и идеализирует эту деревню; это показывает, что с самых ранних лет Есенин мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах, в реалиях крестьянского быта.

Читайте также:
Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Формально считаясь представителем новокрестьянских поэтов, он смотрит на мир как крестьянин, но его видение более глубокое и поэтичное.

Тема

Стихотворение посвящено родной природе, с которой Есенин сливается душой. Отсутствие динамичного сюжета и ярких эпитетов не мешает ему показывать её во всей красе: в этом произведении природа прекрасна по-своему: она живая и потому близкая.

Композиция

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырёх строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

  1. В первой строфе Есенин пишет о времени и месте действия, а также указывает на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.
  2. Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он ещё не видел его, но этот мир очень манит.
  3. Третья строфа наполнена сравнениями: Есенин говорит о тепле (что также указывает на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был особенно религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.
  4. Четвёртая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный приём как противопоставление. Если до сих пор всё, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мёртвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.

Средства выразительности

Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса…” употреблены следующие тропы:

  • Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.
  • Сравнения – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

С их помощью Есенин описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.

Сочинение о стихе «Вот уж вечер. Роса»

Есенин был непревзойденным мастером

Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами.

Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком.

Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…». написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву.

Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома.

«Где-то песнь соловья вдалеке я слышу». — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи.

Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой». отпугивая непрошеных гостей.

От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания.

Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом.

Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

Читайте также:
Краткое содержание романа Анна Каренина - история создания

Читайте также: Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» С. Есенина.

Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом.

Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

Русская литература. 10 класс

Мертвые души

Замысел, история создания, публикация. По свидетельству самого Н. В. Гоголя, идею будущего произведения подсказал писателю А. С. Пушкин, который находил сюжет хорошим уже тем, что он даёт полную свободу изъездить всю страну и вывести множество самых разнообразных характеров. Поэт сам во время кишинёвской ссылки был свидетелем мошеннических сделок с «мёртвыми душами» — купли-продажи крестьян, которые уже умерли, но числились в «ревизских списках».

В России с начала XVIII века регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев — помещиков. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне — ревизскими душами. Согласно этому списку помещики уплачивали налог в казну за каждого крестьянина — «душу». Государственные ревизии про водились один раз в 12—15 лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи, что было край не невыгодно для их владельцев.
Первое издание поэмы
«Мёртвые души»
Н. В. Гоголя

Вероятно, покупки «мёртвых душ» были распространены в России и известны Гоголю. Писатель раскрыл суть этого явления с совершенно иной стороны. «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет “Мёртвых душ”», — уточнит Гоголь в 1845 году.

Начиная работу над произведением, писатель не представлял себе ясно, каким будет оно в целом, каков будет его финал: «Я думал просто, что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведёт меня сам на разнообразные лица и характеры; что родившаяся во мне самом охота смеяться создаст сама собою множество смешных явлений, которые я намерен был перемешать с трогательными».

Сюжет произведения достаточно прост: за бесценок Чичиков скупает «мёртвые души». Потом он собирается объявить их переселёнными в Херсонскую губернию и заложить не существующее в реальности имущество государству по сто рублей за душу. Далее герой поэмы хочет объявить крестьян умершими от эпидемии и прикарманить полученные деньги. За одну тысячу «мёртвых душ» Чичиков собирается получить чистый доход в сто тысяч рублей. Однако чтение первых глав Пушкину показало, что произведение получается вовсе не смешным.

Даже к моменту написания нескольких глав и их чтения А. С. Пушкину замысел поэта не был определён полностью. Поэтому, чтобы «основательно поразмышлять», Гоголь покидает Россию и в 1836 году отправляется в Европу: «Мне хочется поправиться в своём здоровье, рассеяться, развлечься и потом, избравши несколько постоянное пребывание, обдумать труды будущие. Пора уже мне творить с большим размышлением».

В это время писателя настигает трагическое известие о смерти А. С. Пушкина. Оно было воспринято Н. В. Гоголем как глубокая личная утрата: «Ничто не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой есть его создание».

Оставив позади Германию, Швейцарию, Францию, писатель обосновывается в Риме, где живёт до 1848 года. За границей продолжается работа над книгой о России (табл. 1). Произведение постепенно перестаёт соответствовать задуманному жанру романа и перерождается в поэму.

Таблица 1

Писатель предполагал создать произведение, состоящее из трёх частей.

Ориентиром для Н. В. Гоголя была «Божественная комедия» Данте Алигьери, состоящая из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Им должны были соответствовать три тома «Мёртвых душ».
В первом томе Гоголь стремился отразить «ад» русской жизни, показать уродливые стороны современной ему России. Это мир перевёрнутых ценностей, где духовные ориентиры утрачены, а законы существования аморальны. Писатель показывает, как страшна и комична такая жизнь. Однако в финале пер вой части поэмы звучит гимн России, «птице тройке». «Это пока ещё тайна, — так писал Гоголь по окончании работы над первым томом, рассуждая о замысле поэмы, — которая должна была вдруг, к изумлению всех. раскрыться в по следующих томах. это тайна, и ключ от неё покамест в душе у одного только автора».

Во второй части главный герой должен был встретиться с некоторыми положительными персонажами. Содержание этого тома исследователи восстанавливают по черновикам (сохранились четыре пронумерованные Гоголем главы второго тома «Мёртвых душ» и ещё одна, незавершённая, называемая в изданиях поэмы как «Одна из последних глав») и по письмам Гоголя. Предполагается, что второй том «Мёртвых душ» сознательно или по ошибке был сожжён автором за 9 дней до смерти.

В так и не написанном третьем томе Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и встать на путь нравственного очищения.

В мае 1842 года в книжных лавках Москвы и Петербурга по явилось новое произведение Н. В. Гоголя — первый том поэмы «Мёртвые души».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: