“Выстрел” 📚 краткое содержание повести А.С. Пушкина, история создания, анализ произведения, смысл названия, тема, характеристика главных героев, жанр

«Выстрел» — читательский дневник по повести А. Пушкина

Повесть «Выстрел» была написана Александром Пушкиным в 1830 году и вошла в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Впервые опубликована была в 1831 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Название произведения: Выстрел
Жанр: повесть
Год написания: 1830
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

Рассказчик – дворянин, молодой офицер, храбрый, честный, принципиальный.

Сильвио – мстительный, завистливый, безжалостный человек с темным прошлым, одержимый планами мести.

Граф – избалованный судьбой человек, обладающий всем, что нужно для счастья.

Графиня Маша – смелая, решительная юная красавица.

Время и место сюжета

Действие повести разворачивается в России в начале XIX века. Точное место не указано, упоминается лишь то, что события происходили в захудалом провинциальном местечке, где не было ни одного открытого дома, ни одной невесты. Временной промежуток растягивается на шесть лет – именно столько главный герой вынашивал свой план мести. Окончилась эта история в 1821 году, когда Сильвио погиб в сражении под Скулянами.

Краткое содержание и сюжет

Повествование ведется от лица молодого офицера, которому во время службы довелось познакомиться и близко сойтись с отставным военным по имени Сильвио. Будучи весьма таинственной личностью и обладая крутым нравом и острым языком, Сильвио, словно магнит, притягивал к себе молодых офицеров, которые с большим удовольствием проводили время в его обществе.

Однажды Сильвио сообщил рассказчику, что намеревается покинуть это место, и перед отъездом хотел бы поведать свою тайну. Выяснилось, что шесть лет назад он получил пощечину от одного московского графа. Горячий юноша не стерпел подобного оскорбления, и вызвал обидчика на дуэль. Однако во время поединка, дождавшись выстрела столичного франта, Сильвио так и не нажал на курок своего пистолета. Будучи отменным стрелком, он решил пока не отнимать у молодого повесы жизнь, которой он совсем не дорожил. Противник согласился с решением Сильвио, и подтвердил, что всегда готов к его услугам.

Последующие шесть лет герой бережно вынашивал мысли о мести. Ежедневно упражняясь в стрельбе, он еще более улучшил свое мастерство. Когда же он узнал, что его обидчик намеревается жениться, то понял, что его час настал и отправился в Москву.

Спустя несколько лет рассказчик вышел в отставку, и волею случая оказался в поместье богатого помещика. Он обратил внимание на картину со следами от двух пуль. Какого же было его удивление, когда он услышал продолжение старой истории. Выяснилось, что Сильвио удалось встретиться со своим обидчиком. Они бросили жребий, и право стрелять первым вновь выпало московскому дворянину. Он сделал выстрел, и промахнулся. На шум прибежала его молодая жена Маша. Увидев робость и смятение на лице своего обидчика, Сильвио не стал разрушать его семейное счастье, и выстрелил в то место на картине, куда угодила пуля хозяина. Затем Сильвио молча покинул поместье, и больше его никто не видел. Лишь случайно рассказчик узнал, что он погиб в одном из сражений.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Сильвио прощает офицера, потому что не хочет рисковать жизнью. Он рассказывает о пощечине и дуэли, когда его противник ел черешню. Сильвио сохранил свой выстрел, и теперь узнал, что его враг женится. Автор живет в поместье и знакомится с графом и его женой. Граф рассказывает, что его нашел Сильвио и заставил снова стрелять первым и граф попадает в картину. Сильвио не стреляет, он доволен робостью графа, на прощание он простреливает картину второй раз.

План пересказа

  • Таинственный Сильвио
  • Случай за карточным столом
  • Отказ от дуэли
  • Долгожданное письмо
  • Дуэль с черешней
  • Новые соседи
  • Простреленная картина
  • Месть Сильвио
  • Смерть Сильвио

Основная мысль

Жизнь приобретает свою истинную ценность лишь в минуты счастья, когда страшно потерять то, чем дорожишь больше всего на свете.

Чему учит

Повесть учит тому, что зависть и ревность к успехам другого человека являются очень некрасивыми качествами. Также повесть показывает, что стремление отомстить разрушает душу человека. Повесть учит быть благородным, добрым, отзывчивым, любить и уважать других людей. Уметь прощать и проявлять милосердие.

Отзыв и что понравилось

Мне понравилась эта повесть, хотя я совершенно не уважаю ее главного героя — Сильвио. Он привык быть в центре внимания и потому, когда у толпы появился другой кумир, повел себя очень некрасиво. Он стал завидовать чужому счастью, а тем самым лишил и самого себя права на счастья. А издеваться над женщинами вообще недопустимо.

Вывод и мое мнение

В своем произведении А. С. Пушкин описал сильную, неординарную личность, в которой удивительным образом переплавились пороки и благородные черты. Далеко не каждый человек готов терпеливо ждать подходящее время для решающего удара, однако столь долгожданная, взлелеянная месть так и не произошла – Сильвио понял, что его противник по-настоящему счастлив, и изменил свое намерение.

Цитаты из текста произведения

«…Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит. »
«…я мало уважаю постороннее мнение…»
«…Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести…»
«…я хотел казаться развязным, но чем больше старался взять на себя вид непринужденности, тем более чувствовал себя неловким…»
«…Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков…»

Словарь новых и незнакомых слов

Местечко – селенье в виде городка, один из типов населенных пунктов.
Гусар – военный из частей легкой кавалерии.
Сюртук – длинный, как правило до колена, однобортный или, реже, двубортный предмет мужского гардероба, обычно приталенный.
Шандал – тяжелый подсвечник.
Пунш – собирательное название коктейлей, в первую очередь алкогольных, обычно содержащих фрукты или фруктовый сок.
Мундир – военная или гражданская форменная парадная верхняя одежда с золотым или серебряным шитьем.
Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Читайте также:
Толстой Война и мир - краткое содержание романа, анализ и описание

Анализ повести «Выстрел» Пушкина

Предлагаем вам рассмотреть краткий и полный анализ произведения Пушкина «Выстрел», который входит в сборник «Повестей Белкина». Произведение рассказывает нам о Сильвио, бывшем гусаре, съедаемом изнутри чувством зависти и мести.

Год написания и публикации — Повесть написана в октябре 1830 года, а опубликована она в 1831 году.
История создания — «Повести Белкина» были созданы в период непредвиденного «заточения» автора в собственном имении Болдино в связи с эпидемией холеры. Пушкин провел несколько крайне плодотворных месяцев, написав «Повести Белкина». В это время поэт готовился к свадьбе и был окрылен любовью.
В «Выстреле» Пушкин задумывал сделать всего одну главу. Он решил не расшифровывать финал, а сохранить его в тайне, добавив слова о том, что «окончание потеряно». Через несколько дней вторая часть все же была им написана.
История носит частично автобиографичный характер. Ситуация взята из жизни самого дуэлянта Пушкина, который, стреляясь с Зубовым, уплетал под дулом пистолета черешню.
Жанр — Повесть. Именно так обозначил свое произведение сам автор, но ряд критиков считают произведение новеллой.
Направление — Реализм с элементами романтизма. Персонажи и события повести описаны реалистично. В главном герое прослеживаются романтические черты – понятия гордости и чести имеют для него первостепенное значение.
Основная идея — История рассказывает о том, что для человека важно в жизни, какие цели он перед собой ставит. Можно выбрать своей целью радость, счастье, любовь, а можно – стремление отомстить обидчику. От этого выбора и зависит качество жизни человека.
Тема — Ценность жизни человека, его основные цели.
Проблема — Для человека важно ценить себя, свою жизнь, ставить цели, идущие во благо. Не всегда это получается именно так. Иногда человек охвачен животным разрушительным стремлением, заводящим его в тупик.
Композиция — Повесть включает в себя две главы, события которых происходят с разницей в несколько лет. История рассказана от лица человека, который не был их очевидцем. Он узнал о событиях от других людей.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои (их место в образной системе)
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Ценность человеческой жизни

Проблема: Собственную жизнь ценишь не всегда.

Я не считаю, что в момент дуэли граф не ценил собственную жизнь. Если он с легким сердцем ел черешни – это еще ни о чем не говорит. Судя по всему, Сильвио уже тогда был метким стрелком, а граф стрелял не особо хорошо. И графу важно было предъявить другой козырь – вот он и продемонстрировал абсолютное спокойствие. Такое поведение может сильно разозлить противника, и он промахнется. Я считаю, что спокойное поведение перед лицом опасности – прекрасный способ решить сложную задачу.

Я бы сказала, что граф всегда ценил свою жизнь. Об этом говорит тот факт, что он – счастливчик. Он имел благородные корни, богатство, успех у женщин, друзей, а в итоге удачно женился.

А вот Сильвио свою жизнь не ценил. Доказательством этому может служить описание его убогой мазанки с простреленными стенами и тем, какие у него интересы. В его жизни есть только одна важная тема – отомстить человеку, который в чем-то превосходит его. Лучше бы он думал о себе и своей жизни, чем вынашивал план мести.

В финале повести Сильвио меняет свое решение. Доброта и великодушие одержали над ненавистью верх. Возможно, он не убивает графа потому, что ощущает в этот момент, насколько ценна жизнь человека.

2. Тема: Тема чести и бесчестия.

Проблема: Вопрос чести и бесчестия в 19 веке решался своеобразно. Незначительная ссора могла тут же вспыхнуть и спровоцировать вызов на дуэль с тяжелейшими последствиями для обеих сторон. Мне не понятны эти поединки. Неужели, если два человека повздорили, то это карается смертью? Чудовищные законы, унесшие немало молодых жизней, включая и жизнь самого Пушкина.

3. Тема: Цели, которые ставит перед собой человек.

Проблема: Можно стремиться к любви, дружбе, к счастливой жизни, а можно взращивать в себе чувство мести. На эту тему есть много пословиц, например, «что посеешь, то и пожнешь». Итог жизни у графа и Сильвио разный. Граф живет в счастливом браке, а Сильвио погибает в бою.

Не очень понятен и смысл мести. Что хотел увидеть Сильвио? Граф вел себя достойно, не унижался, не молил о пощаде. Кто в этом поединке победил? Неужели ради этого момента стоило так портить собственную жизнь?

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Творчество Пушкина пропитано гуманистическим пафосом. В нем сильны идеалы справедливости и добра. Читая «Повести Белкина» чувствуешь большое количество душевности и теплоты, вложенные автором в строки своих произведений. В «Выстреле» Пушкин призывает ощутить торжество мудрости и доброты, великодушия, свойственное человеческой природе. То истинное, что есть в человеке, берет верх над выдуманными условностями и правилами, которыми руководствуется общество. Благородство главного героя «Выстрела» проявилось не случайно. Доброта – изначальное качество человеческой души.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Сильвио находится в ярко выраженном противостоянии с образом графа. Со стороны самого графа противоборство начинается с момента оскорбления и ответной пощечины. Изначально граф даже желал подружиться с интересным и харизматичным Сильвио, но увидев, холодность в его отношении, отступил.

После того, как Сильвио посчитал себя отмщенным, противоборство образов завершается, хотя граф еще с волнением вспоминает данный инцидент, а Сильвио погибает на поле битвы. Думаю, что эта ситуация окончательно не была решена.

Образ графа и его жены Маши находится в ощутимом единстве. Возможно, именно Маша сыграла основную роль в прощении своего обидчика главным героем.

п.4. Литературные приёмы

В литературе авторы часто прибегают к описанию символов, помогающих раскрыть суть произведения. В «Выстреле» Пушкин использует яркий и необычный символ – пустое убогое жилище и голые простреленные стены. В доме Сильвио нет ничего кроме коллекции пистолетов.

Читайте также:
Футуризм в творчестве Маяковского - особенности и основные черты

На мой взгляд, это описание лучше всего отражает то состояние, которое испытывает главный герой. Внутри Сильвио – пустота. Он не чувствует радости и удовлетворения. Вместо этого Сильвио заполняет свою жизнь жаждой мести, которая придает ей смысл. Для Сильвио важно только сражение и признание себя победителем. Все остальное для него не имеет смысла. Разрешив ситуацию, исчерпав свою цель, главный герой погибает.

Этот же символ – простреленная картина, привлекает внимание рассказчика в гостях у графа. Если бы не она, то разговор о Сильвио мог бы никогда и не зайти.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – конфликт Сильвио с графом за право быть лучшим. Граф заставил Сильвио усомниться, что тот будет всегда первым. Это откровение, данное самой жизнью, главный герой был не в силах перенести. Он сражается всю свою жизнь за иллюзорное первенство во всем. Сильвио так и погибает на поле брани, не ощутив радости спокойной и счастливой жизни.

Основная мысль повести Пушкина «Выстрел»

История создания

Повесть «Выстрел» была написана в 1830 году в селе Болдино. Произведение состоит из двух частей. Интересно отметить, что первоначально Пушкин не хотел писать вторую главу – закончив писать первую, он сделал приписку: «Окончание потеряно». Однако через два дня писатель создает продолжение повести, и свой окончательный вид произведение приобретает 14 октября 1830 года.

Повесть «Выстрел» стала четвертой по счету в цикле «Повести Белкина». В основу ее лег реальный случай из жизни А. С. Пушкина, когда последнего вызвал на дуэль его знакомый, офицер Зубов. Александр Сергеевич был вызван своим товарищем на поединок, так как поэт обвинил Зубова в нечестной игре в карты. Во время сатисфакции, когда противник прицеливался в него, Пушкин спокойно ел черешни (впоследствии этот момент отразится и в тексте повести).

Композиция

Произведение состоит из двух глав, описывающих события, произошедшие с разницей в пять лет. Повествование ведётся от первого лица, офицера, который стал свидетелем того, как разворачивалась история отношений между двумя людьми на протяжении нескольких лет. Композиция произведения весьма необычна, так как рассказчик узнает о событиях, не будучи свидетелем, ему повествуют о них участники конфликта.

Сначала присутствует эффект загадочности, так как офицер-рассказчик намекает читателю на то, что за необычным поведением его знакомого (одного из будущих дуэлянтов) стоит какая-то история. Ее мы узнаем только в самом конце главы, когда свой секрет раскрывает лично офицеру Сильвио. Тогда история обрывается, и следующий виток ее развития мы узнаем спустя несколько лет, когда рассказчик случайным образом знакомится со вторым участником конфликта (графом). И снова сначала видим героя со стороны, не подозревая, кто он на самом деле, и только в ходе «случайного» диалога с ним, от лица офицера узнаем его истинную роль в сюжетной линии.

Жанр, направление

Как уже было указано выше, данное произведение относится к жанру повести, литературное направление – реализм. Герой Сильвио поначалу предстает перед нами романтическим персонажем, но к концу произведения мы понимаем, что перед нами не такой простой персонаж, как могло бы показаться на первый взгляд. Смелость его поступков, живость и дерзость в принятии решений выдают пылкий нрав героя, что говорит о его принадлежности к реалистическому направлению.

Жанр произведения – повесть, на это указывает объем книги и количество сюжетных линий в ней.

Повествование сначала ведется от лица подполковника И. Л. П. , затем в роли рассказчика выступает отставной гусар Сильвио, а после – граф. И. Л. П. описывает нам жизнь армейского офицера, которая в своей цикличности не способна удивить простого солдата. Среди знакомых героя особо выделялся некий Сильвио, меткий стрелок, чья жизнь была в некоторой степени окутана тайной – никто не знал ни его доходов, ни состояния. При этом у него дома находилась богатая коллекция пистолетов, а стены были источены пулями, как соты. Он был щедрым хозяином – шампанское всегда лилось рекою в его доме, а обед состоял из двух-трех блюд. Однажды, во время одного из таких пиршеств, гости уговорили Сильвио прометать им банк, чего герой обыкновенно не любил. Нехотя он согласился. В какой-то момент недавно переведенный в полк офицер Р*** загнул лишний угол, чем вызвал недовольство хозяина, а впоследствии раздражил и Р***, который метнул в Сильвио подсвечник (шандал). Взбешенный мужчина прогнал обидчика из дому, однако, как ни удивительно, это дело не закончилось дуэлью.

И. Л. П. возмущен таким спокойным поведением друга, но в итоге выясняется, что Сильвио нужно свести счёты с одним человеком – будущим графом, который в свое время потеснил гусара, затмил своим очарованием, умом, красотой и, следовательно, стал его соперником. Сказав недругу плоскую грубость, Сильвио спровоцировал графа, и тот дал ему пощечину. В итоге был назначен поединок.

На дуэли графу достался первый выстрел, которым ему удалось пробить фуражку гусара. Но когда настал черед Сильвио, то граф вел себя бесцеремонно – ел черешни и выплевывал косточки. Эта беспечность возмутила Сильвио, и он отложил дуэль до другого раза. Продолжение этой истории И. Л. П. узнал позднее от самого графа, который оказался соседом рассказчика. Сильвио явился к графу во время медового месяца и грозился убить его. На самом деле, гусар хотел только напугать графа, показать ему свое превосходство и то, что необходимо почтительно относиться к условиям дуэли, и знать, что рано или поздно придется ответить за свою дерзость. Возможно, решающую роль тут сыграла просьба жены графа, Маши.

Мы видим глубинную трансформацию героя – из романтика он превращается в настоящего реалиста, готового трезво смотреть на вещи и не боящегося достичь своей цели – поставить обидчика на место. В конце повести мы узнаем, что Сильвио погиб смертью храбрых в сражении под Скулянами.

Читайте также:
Души мертвые и живые в поэме Гоголя - кто является мертвыми душами

Краткое содержание

В одном из гарнизонов жизнь офицеров идет весьма предсказуемо. Только по вечерам в квартире одного офицера, Сильвио, устраиваются вечеринки с шампанским. Рассказчик понимает, что тот хранит какую-то тайну, ведь он довольно угрюм, очень остр на язык, гораздо старше и опытнее остальных сослуживцев.

О нем известно только то, что когда-то он служил в гусарском полку, но по каким-то причинам вышел в отставку. О себе он никогда не рассказывал, и никто не имел представления о его доходах и о состоянии. Таинственности ему добавляло то, что он отменно стрелял, и это было его настоящим увлечением. Ни на какие расспросы Сильвио никогда не отвечал, мрачно уходя от ответа.

В один из вечеров офицеры играли в карты. По своему обыкновению, Сильвио молча исправлял ошибки играющих в записях. Но в какой-то момент новому офицеру показалось, что допущена ошибка, и тот ее исправил. Сильвио вновь поправил запись, бледнея от злости. Молодой офицер был взбешен и бросил в него подсвечник. В свою очередь, хозяин встал и указал ему на дверь. Всем показалось очень странным, что происшествие закончилось подобным образом, многие ожидали дуэли. Это испортило сложившуюся репутацию Сильвио, однако скоро ситуация была забыта.

В один из дней им был получен пакет. Очевидно, Сильвио давно его ждал, поскольку он поменялся в лице и сообщил присутствующим, что обстоятельства в его жизни меняются и он уезжает. Вечером все были приглашены на прощальный ужин.

После него Сильвио неожиданно попросил рассказчика задержаться, чтобы открыть некоторые подробности его прошлого. Он рассказал, что в молодости всегда был ярким, веселым и первым в полку. Он жил и наслаждался этим обстоятельством, пока не появился более блистательный молодой человек, к тому же обладающий знатной фамилией и очень богатый. Дружбы между ними не получилось по вине Сильвио, которого не радовала конкуренция.

Однажды он спровоцировал скандал, и молодой граф, оскорбившись, дал ему пощечину. За это он был вызван на дуэль, которая должна была состояться на рассвете. В назначенный час Сильвио явился подготовленным, а его соперник ел на ходу черешню, равнодушно сплевывая косточки. Первый выстрел достался ему. Он произвел его в фуражку Сильвио и дальше ел ягоду. Его соперник, видя такое равнодушие, отложил дуэль, оставив за собой свой выстрел.

Шесть долгих лет он мечтал отомстить. И вот им получено письмо о том, что молодой граф женится. Подходящий час настал, поэтому Сильвио заторопился с отъездом. Ему было интересно посмотреть, придет ли теперь соперник на дуэль с черешней.

Спустя много лет рассказчик оказался в одном имении, где жил, занимался делами и страдал от одиночества. Узнав, что приезжают его соседи, он сразу отправляется к ним с визитом. Граф и графиня оказались очень приятными людьми. Рассказчика заинтересовала одна картина, на которой кроме изображения были две пули, всаженные друг в друга. Он поделился, что знал человека, который виртуозно стрелял. И тогда граф поведал историю картины.

Около 5 лет назад они с супругой проводили в этом доме медовый месяц и им доложили о визитере. Гостем оказался Сильвио, который напомнил о несостоявшейся дуэли. Графу снова досталось право первого выстрела, и он направил пистолет на картину. Напуганная супруга просила их остановиться, а затем упала в обморок. Сильвио отказался стрелять. По его словам, он увидел все, что хотел – страх и смятение, именно то, чего ему не хватило много лет назад. Он, не целясь, произвел выстрел в картину и покинул дом.


Сильвио увидел страх в глазах графа и произвел выстрел в картину

Рассказчик больше никогда не виделся с Сильвио, но, по слухам, тот погиб в сражении.

Главные герои и их характеристика

Трое главных персонажей данной повести — подполковник, граф, отставной гусар — одновременно являются ее рассказчиками. Центральной, безусловно, является фигура Сильвио. Выжидая удобный случай для того, чтобы отомстить графу за оскорбление и регулярно упражняясь в стрельбе, гусар прозревает только в момент, когда, оказавшись на территории поместья недруга, графу вновь достается первый выстрел, и тот пробил пулей висевшую над головой гостя картину.

По словам Г. Макогоненко, происходит нравственное обновление героя; он понимает, насколько пошлым и низким было его желание убить счастливого противника. Граф, в свою очередь, в этот момент, должно быть, оценил, насколько он был неправ, и что мщение – не главная цель в жизни. Подполковник выступает своеобразным наблюдателем за жизнью двух конкурирующих друг с другом людей.

Темы и проблемы

В данном произведении затрагивается несколько важных тем и проблем. Этическая проблематика особенно многогранна и интересна.

  1. Основная проблема — честь и бесчестье
    . Сильвио, как романтический герой, очень остро воспринимает проблему своей чести и, видя, что граф угрожает его репутации, сразу же хочет вернуть ее, выйти на дуэль. Но, опуская дуло пистолета в кульминации повести, Сильвио как бы восстанавливает свою честь, понимая, что с его стороны будет низко убить графа.
  2. Также поднимается проблема ценности собственной жизни
    . Сначала, ничем не дорожа, граф готов легко распрощаться с жизнью, поэтому спокойно стоит и ест черешню перед Сильвио. Но когда у него появляется Мария, которая любит его, граф начинает осознавать ценность бытия, так как не хочет делать больно ей, расставаться со счастьем, которое обрел в семье. Подобный сюжет наверняка навеян тем, что Пушкин переосмыслил смысл и своего существования благодаря любимой женщине (рассказ был написан накануне свадьбы писателя).
  3. Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, в чем смысл мести
    . В данном случае Сильвио не хочет, чтобы граф умер, а хочет заставить его бояться, унижаться, молить о прощении, потому что знает, что это будет для соперника гораздо сложнее, чем просто умереть. Главный герой жил ради этой мести, но стоило ли оно того? Он посвятил всего себя этой сжигающей душу идее, потратил время и силы. В финале даже непонятно, кто победил, а кто проиграл? Если граф обрел смысл жизни, то Сильвио его утратил, ведь мщение больше не было его стимулом к существованию.
  4. Основная тема — великодушие и прощение.
    Герой вовремя осознал, что не имеет морального права убивать человека, который, по сути, ничего ему не сделал. Более того, он пожалел Марию, которая ни в чем не виновата, но обречена стать жертвой его самосуда.
  5. Другая важная тема — любовь
    . Она показала графу значимость жизни и спасла его, ведь именно жена сделала то, чего так хотел Сильвио — бросилась на колени и молила о пощаде ради спасения супруга.
Читайте также:
Узник анализ стиха Пушкина - тема, основная мысль, размер

Главная мысль

Смысл книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести.

Как утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение. Для героя находится более важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и состоит главная мысль повести.

Характеристика образа Коробочки, ее хозяйства и усадьбы из поэмы Гоголя «Мертвые души»

В образе Коробочки Гоголь олицетворяет жадность и убогость. Давайте подробнее познакомимся с персонажем «Мертвых душ»

В поэме Гоголя «Мертвые души» основные события разворачиваются вокруг путешествия мошенника Чичикова по российским губерниям. Автор представляет читателю несколько ярких персонажей помещиков. Раскрывая их образ жизни и хозяйственную деятельность, Гоголь отображает тяжелое положение русского народа и обличает недостатки существующего строя начала 19 века.

Одним из центральных персонажей в произведении «Мертвые души» выступает помещица Коробочка.

Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»

С почтенной дамой читатель встречается в главе третьей первого тома великого произведения. Примечательно, что возница Селифан буквально «наехал» на забор ее имения, окончательно заблудившись ночью, во время бурной грозы – спьяну, по наитию, зажмурив глаза.

В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.

Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.

А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).

Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).

Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая». Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.

Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы. Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти. Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.

А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой. И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый. Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.

Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку. Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.

Образ персонажа

В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно. Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее.

Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла. Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.

Внешность Коробочки

Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.

Портрета как такового нет, но есть авторское ощущение от подобных «матушек», держащих голову чуть вбок на манер курицы, выпучивающей в страхе на что-то новое глаза и открывающих в замешательстве рот.

Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.

Читайте также:
Кот Бегемот - характеристика персонажа в романе Мастер и Маргарита

На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.

История создания

Впервые помещица Коробочка появляется в произведении Николая Гоголя «Мертвые души» в третьей главе. Старушка не занимает центральное место в произведении, при этом автор вложил в получившийся образ большое количество презрения.


Николай Гоголь

Однако, при негативном отношении к персонажу, Гоголь признавал бытовые таланты помещицы:

«Коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки».

Поздний анализ «Мертвых душ», где Настасья Коробочка предстает во всем великолепии, сподвиг литераторов выстроить разнообразные теории. К примеру, Дмитрий Быков утверждает, что произведение Гоголя соотносится с творением Гомера «Одиссея».


Первое и современное издания «Мертвых душ»

В таком варианте старая помещица представляет собой аналог древнегреческого персонажа Цирцеи. Гречанка отравила мужа и установила в собственных владениях жесткий порядок. Такое же поведение свойственно Настасье Коробочке, которая при всей своей внешней глупости показана настоящей умелой хозяйкой. Впрочем, подтверждений подобных умозаключениям Быкова не найдено.

Впервые изданное в 1842 году, произведение до сих пор не теряет актуальности. По мотивам романа-поэмы регулярно снимаются фильмы, ставятся спектакли и создаются оперы.

Любимые занятия

Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.

Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.

Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.

Экранизации

В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. М.Горького. Роль Коробочки досталась актрисе Анастасии Зуевой.


Анастасия Зуева в образе Коробочки

Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.

В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса Тамара Носова.


Тамара Носова в образе Коробочки

В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера Павла Лунгина и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе Елене Галибиной.

Описание усадьбы

В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.

Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.

В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).

Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.

Популярные сочинения

  • Сочинение Лужин в произведении Преступление и наказание (Образ и характеристика)
    Лужин – это герой произведения «Преступление и наказание» автором, которого был Достоевский. Большинство читателей сравнивают его с еще одним героем Раскольниковым, ведь они чем-то похожи в сфере теории.
  • Сочинение Описание картины Опять двойка Решетникова для 7 класса
    Рассмотрим знаменитую картину художника Фёдора Решетникова «Опять двойка». Самый главный герой, мальчик, который стоит в центре просторной комнаты.
  • Как я в первый раз встал на коньки сочинение
    Зима – прекрасное время года. Лично у меня оно ассоциируется с праздниками, каникулами и конечно же подарками. Именно в это время все наполняется волшебством и прекрасной сказочной атмосферой

Почему Коробочка «мертвая душа»

Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.

Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.

Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!

Отношение Чичикова к Коробочке

Обращается к хозяйке по-свойски, держится с ней уверенно, покровительственно и зовет ее матушкой. Принимает ее гостеприимство как само собой разумеющееся.

Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».

Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.

Читайте также:
Милон - характеристика героя в комедии Недоросль, черты, образ

Выводы

В финале главы о Коробочке Гоголь говорит о том, что образ ее типичен, существенной разницы между ней и некоторыми представителями аристократии не наблюдается. Автор уделяет большое внимание поведению Чичикова, подчеркивая, что он ведет себя с этой помещицей развязнее, проще, чем с Маниловым.

Данное явление есть для русской действительности типичным, доказывает это лирическое отступление Николая Васильевича о том, как Прометей превратился в муху. Такова Коробочка («Мертвые души»), характеристика которой была нами проведена. Ее можно представить и более наглядно. Чтобы лучше усвоить информацию, предлагаем вам ознакомиться с таблицей, которая характеризует такую помещицу, как Коробочка («Мертвые души»).

Отношение к хозяйству Коробочки

Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.

Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.

Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.

Противоречивость характера

В поэме Настасья Петровна представлена как персонаж довольно противоречивый. С одной стороны, она хозяйственная и заботливая по отношению к своим крепостным. С другой стороны, как отмечал Гоголь, она убогая. Постоянные жалобы старухи, как отпечаток её преклонного возраста, убивают желание общаться с ней.

О противоречивости характера Коробочки можно судить по тому факту, что часто она крестилась и молилась, как бы веря во Всевышнего, но в разговоре упоминала наравне с Богом и черта.

После молитвы же позволяла себе раскинуть карты и погадать. Крепка была ее вера в том, что после карт снятся вещие сны. Такая суеверность отмечала невежество помещицы.

Гоголь в поэме ловко использует символические приемы, подчеркивающие мистичность образа Коробочки в полной мере. А дом на отшибе, устрашающий интерьер, постоянные причитания старухи и ее странная одежда придают образу какую-то сказочность.

Образ и характеристика Коробочки — героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Образ Коробочки, представленный Н. В. Гоголем в поэме «Мёртвые души», является образом одного из характерных типов русских помещиков.

Портрет: описание внешности, речевая характеристика

Помещицу Коробочку звали Настасья Петровна. Это была пожилая женщина, вдова, коллежская секретарша. У неё есть дети, она обмолвилась о них Чичикову. Автор не описывает лица героини, чтобы показать, что образ Коробочки типичен для русских помещиц. Когда Чичиков заехал к ней, заблудившись ночью, она была в спальном чепце, с фланелью на шее. Выспавшись, Чичиков вышел к хозяйке и увидел, что она одета «в тёмное платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё также было что-то навязано».

Коробочка немногословна, говорит с расстановкой, часто употребляет простонародные выражения, например: «маненько», «авось», «забранки пригинаешь». Обращаясь к Чичикову, она говорит ему «батюшка», «отец мой».

Описание усадьбы, дома, деревни

Жила Коробочка в небольшом домике, рядом был курятник, дворик перед которым был наполнен множеством домашней птицы и другой живности. Далее был забор, за которым находились большие огороды с овощами. На огородах росли кое-где фруктовые деревья, которые были накрыты сетями от воробьев и сорок. Для отпугивания птиц были сооружены и несколько чучел, на одном из них был чепец хозяйки.

За огородами виднелась довольно большая деревня. Избы стояли врассыпную, но были ухожены: старый тёс на крышах был заменён новым, ворота не покосились, в сараях стояли запасные новые телеги. Видно было, что крестьяне здесь не страдают от бедности.

В доме на стенах были старинные обои, картины с птицами и маленькие старинные зеркала, за которыми было что-нибудь заложено (колода карт, письмо и т. п.), а также стенные часы, которые, если «им пришла охота бить», сначала шипят и хрипят.

Хозяйка угостила Чичикова вкусным пирогом с яйцом, а кроме того, пирожками, шанишками, блинами и много ещё чем. Еда была обильная, в патриархальном вкусе.

Характер

Коробочка — очень хозяйственная помещица, полностью поглощённая ведением хозяйства. Она бережлива, аккуратна, заботится о крестьянах, управляет поместьем так, что у неё остаются на продажу излишки муки, мёда, крупы и т. п. Черты её характера неплохие:

  • она расчётлива;
  • практична;
  • бережлива;
  • деловита;
  • у неё практическая хватка.

Но замкнутый круг мелочных хозяйственных забот умертвил её душу. У неё нет живого хозяйственного ума, она просто знает, что нужно взращивать, продавать и покупать — и этой программе следует всю жизнь. У неё нет никаких духовных запросов, она не желает знать о том, что выходит за пределы её хозяйственных забот. Мышление этой помещицы ограничено, как и замкнутый круг её жизни. Перед читателем предстаёт мелочная, скупая, «дубинноголовая» помещица, которая «вся переселилась в хозяйственную жизнь».

Отношение Коробочки к предложению Чичикова

Реакция этой помещицы на предложение Чичикова выдаёт не только её глупость, но и практическую хватку, стремление не упускать выгоду. Предложение купить у неё умерших крестьян она понимает буквально: «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» — вопрошает бестолковая Настасья Петровна.

Но её пугает не столько предмет торговли, сколько возможность продешевить. Она боится упустить выгоду, опасается «чтобы как-нибудь не надул её этот покупщик». Коробочка сильно волнуется, так как опасается, что вдруг мёртвые души стоят больше, чем хочет дать за них Чичиков (он предлагал за 18 мёртвых душ 15 рублей), да и вдруг эти души как-нибудь в хозяйстве пригодятся. Коробочка опасается совершать эту сделку, старается уговорить Чичикова купить у неё лучше живые души (по сто рублей) или пеньку. «Дубинноголовая» коробочка вывела Чичикова из себя, он «хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чёрта». Помещица ужасно испугалась, так как чёрта боялась, и согласилась на предложение Чичикова.

Читайте также:
Краткие вредные советы - читать книжку онлайн за несколько минут

Вскоре после его отъезда Коробочку стала терзать мысль, не обманул ли её приезжий, не продешевила ли она. От беспокойства помещица не спала 3 ночи и решила ехать в город узнать почём там мёртвые души.

Отношение Чичикова к Коробочке

Чичиков в общении старается подладиться под собеседника. Так, с Маниловым он был очень вежливым и благодушным. Попав же к Коробочке, он понял, что с ней не надо особенно церемониться. С ласковым видом он сразу начал спрашивать помещицу, сколько душ в её деревеньке (оказалось, что у Коробочки 80 душ) и много ли умирало крестьян. Узнав, что умерло 18 человек, он попросил уступить их ему, но поняв, что она не уступит, предложил их ему продать.

Затем начался такой разговор с ошарашенной хозяйкой, что Чичиков подумал: «Ну баба, кажется, крепколобая!» Уговорить помещицу было непросто, так как она боялась, что понесёт убыток, продав мертвые души дёшево. Чичиков, уже выходя из терпения от её непроходимой тупости, снова подумал: «Эк её, дубинноголовая какая!» Долго не сдавалась Коробочка, боясь продешевить. Когда Чичиков уже начал выходить из себя, она испугалась, что он такой сердитый, и согласилась продать мёртвые души за 15 рублей. После этого она угостила заезжего гостя очень вкусной и обильной едой, и довольный Чичиков наобещал ей в скором времени накупить у неё ещё много чего: и муки, и свиного сала, и птичьих перьев, и крупы.

Заключение

Образ Коробочки, героини поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», обрисован автором в сатирических тонах. Читатель видит, что такие люди, как эта помещица, не способны к движению ни к внешнему, ни к внутреннему, так как душа у них мертва и не может возродиться.

Характеристика образа Коробочки, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Внешность Коробочки и портрет в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс

Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»

С почтенной дамой читатель встречается в главе третьей первого тома великого произведения. Примечательно, что возница Селифан буквально «наехал» на забор ее имения, окончательно заблудившись ночью, во время бурной грозы – спьяну, по наитию, зажмурив глаза.

В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.

Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.

А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).

Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).

Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая». Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.

Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы. Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти. Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.

А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой. И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый. Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.

Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку. Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.


Знакомство героев

В гостях у Коробочки Чичиков оказывается случайно, когда едет от Манилова, чтобы нанести визит Собакевичу. В ночное время его возничий сбивается с пути. Так как на улице стоит ужасная погода, холод, Чичиков решается попросить пристанище на ночь в незнакомом поместье. Сначала его встречает служанка помещицы, между ними происходит диалог, в ходе которого герой называет свое положение в обществе. Служанка докладывает своей хозяйке, что приехал дворянин, и только после этого его пускают в дом.

Гостя гостеприимно встречает помещица — Настасья Петровна Коробочка. Она предлагает чай, еду Чичикову, от которых, тот отказывается, так как устал. Тогда его укладывают спать. Днем за обедом герой и помещица ведут разговор, в ходе которого выясняется, что у хозяйки есть 80 крепостных.

Внешность Коробочки

Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.

Портрета как такового нет, но есть авторское ощущение от подобных «матушек», держащих голову чуть вбок на манер курицы, выпучивающей в страхе на что-то новое глаза и открывающих в замешательстве рот.

Читайте также:
Cочинение дети герои - пример текста

Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.

На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.

Речевая характеристика Коробочки

Коробочка — это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки» (так её характеризует Гоголь), и это великолепно отражается в её речи. Да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни. Как же жаль, право, что я продала мёд купцам так дёшево
. Ещё примеры:
«Народ мёртвый, а плати, как за живого». Теперь Мне выехать не на чем: некому лошадей подковать. Урожай плох, мука уже такая неавантажная
. Речь Коробочки отражает её тупость и невежество, боязнь нового, непривычного, страх перед предложением Чичикова продать мёртвые души:
Право, не знаю, ведь я мёртвых некогда не продавала
.
Право, я боюсь, на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Моё такое неопытное вдовье дело! лучше ж я маленько повременю.
Порой в речи «дубинноголовой» Коробочки обнаруживается крайняя примитивность её мысли, доходящая до какой-то детской наивности.
Нешто хочешь ты их откапывать из земли?
— спрашивает она Чичикова про умерших. Или в другом месте:
А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся
. В речи Коробочки много просторечных слов и выражений:
боров, засалиться, исподнее, мелюзга, нешто, маленько, авось, каково почивали; с чем прихлебнёте чайку; заседатель; в толк-то не возьму; применюсь к ценам; я всё не приберу, как мне быть
. Коробочка, старозаветная помещица-крепостница, живущая в «порядочной глуши», хранит элементарные принципы помещичьего гостеприимства и проявляет в сцене с Чичиковым необходимые для её среды черты радушия. Отсюда её обращение « Чичикову: «отец мой», «батюшка». Она любезно обращается к Чичикову с предложениями:
Не хотите ли, батюшка, выпить чаю? Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване. Да не нужно ли чем натереть спину
. На ночь она желает гостю «покойной ночи», утром любезно приветствует:
Здравствуйте, батюшка. Каково почивали?
Религиозность Коробочки подчёркивается её речью. Она то и дело произносит:
в какое время вас бог принёс; дай бог, чтобы прошло; был такой неурожай, что боже храни; бог приберёг от такой беды; святители, какие страсти; с нами крестная сила; ей богу
. [4,т-1,с.46].

Коробочка говорит примитивным, убогим языком, выражает свои мысли чаще всего простыми предложениями. Правда, с такой дороги и очень нужно отдохнуть. Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване. Эй, Фетинья, принеси перину, подушки и простыню. Какое-то время наслал бог: гром такой — у меня всю ночь горела свеча перед образом. Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! где так изволил засалиться?

. Приведённый отрывок типичен для речи Коробочки. Здесь и любезное обращение к гостю, и сочувствие ему, и гостеприимное предложение, и приказание своей служанке, и выражение религиозности. При этом она часто употребляет просторечные слова, есть у неё и элементы казённой речи. [4,т-1,с.60].

Любимые занятия

Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.

Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.

Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.

Порочность Коробочки

Казалось бы, Коробочка должна производить положительное, приятное впечатление. Однако этого не происходит. Бережливость и накопительство помещицы не имеют никакого смысла; её жизнь скучна и однообразна. Несмотря на скопленные богатства, в хозяйстве Коробочки всё очень скромно. Это выражается и внешне: так, вокруг помещицы постоянно кружится много мух, что символизирует душевный застой.

Коробочка — женщина достаточно простая, провинциальная; однако своими манерами она напоминает чопорных столичных дам, которые тоже не вызывают симпатии у автора. Она слишком много заботится о внешнем лоске, чистоте, приличном облике, но совершенно забывает о внутренних качествах. Она, можно сказать, ничего не чувствует и имеет слабое представление о том, чем живёт мир вокруг неё.

По словам Гоголя, таких женщин, как Коробочка, очень много в России, так что она является довольно типичным персонажем. Коробочка настолько закостенела в своей порочности, что её совершенно невозможно изменить. Смерть её души, наверное, проявляется в произведении ярче всего.

С другой стороны, недостатки Коробочки являются, так сказать, гипертрофированными достоинствами. Ведь бережливость сама по себе является вполне положительным и полезным качеством человека. Бережливость позволяет наладить хозяйство, получить максимальный результат из скромных средств. Помещица только забыла, что деньги и материальные богатства вообще не должны быть конечной целью существования.

Описание усадьбы

В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.

Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.

Читайте также:
Бедные люди, Достоевский: читать онлайн бесплатно

В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).

Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.

Почему Коробочка «мертвая душа»

Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.

Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.

Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!

Отношение Чичикова к Коробочке

Обращается к хозяйке по-свойски, держится с ней уверенно, покровительственно и зовет ее матушкой. Принимает ее гостеприимство как само собой разумеющееся.

Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».

Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.

Популярные сегодня темы

Среди мотивов полотен известнейшего художника Архипа Куинджи тесной линией проходит тема природы и её пейзажей. Одной из картин, подчёркивающих богатство природы, является «Радуга».

Иван Бездомный – это псевдоним Ивана Понырева. В свои 23 года он полностью увлечён поэзией, казалось, что это занятие для него словно воздух, без которого невозможно жить

Моя родина — Беларусь. Мне очень повезло родиться в такой прекрасной и неповторимой стране. Интересное название Белая Русь говорит о чистоте и простоте этих мест, необычайных пейзажах

Как быть если нас обидели, нанесли вред или поступили несправедливо? Простить или наказать обидчика? Что же выбрать?

Произведение о супружеской любви, написанное церковным писателем шестнадцатого века Ермолаем-Еразмом было очень популярным в свое время.

Коробочка и Чичиков. Художник А. Лаптев

Усадьба помещицы Коробочки является важной деталью в характеристике этой героини в поэме «Мертвые души» Гоголя.

В этой статье представлено описание усадьбы Коробочки в поэме «Мертвые души»: характеристика деревни (имения, поместья) героини.

Отношение к хозяйству Коробочки

Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.

Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.

Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.

Скрытная и коварная помещица

Прибедняется и жалуется Коробочка лишь с одной целью: пробудить к себе жалость и поднять цену на свои товары. Когда представляется возможность продать «мёртвые души», она нисколько не удивляется и охотно идёт на сделку.

Интересно, что Коробочка одновременно верит в Бога и не верит в него, отдавая предпочтение народным верованиям — например, в домового. Она регулярно молится, а после молитвы раскладывает карты. Не будучи твёрдо уверена в существовании Бога, чёрта, домовых и других религиозно-мифологических сущностей, она как бы старается угодить одновременно всем, чтобы получить максимальную выгоду.

Умерших крестьян Коробочка старается представить самым лучшим образом. У каждого из них было какое-нибудь необычное прозвище, и все имена и прозвища она знает наизусть. Профессию, характер и даже причину смерти каждой «души» она тоже прекрасно помнит. Помещица много рассказывает Чичикову о своих «мёртвых душах», так что они у неё кажутся самыми «живыми» по сравнению с крестьянами других встреченных Чичиковым помещиков. Разумеется, Коробочка это делает для того, чтобы подороже продать умерших.

Характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание, внешность, характер

Коробочка.
Художник П. Боклевский

Помещица Коробочка является одной из центральных героинь поэмы “Мертвые души” Гоголя.

Впервые помещица Коробочка появляется в 3-ей главе “Мертвых душ”.

Характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера

“. Коробочка, коллежская секретарша. [. ] Настасья Петровна. “

“. мое такое неопытное вдовье дело. “

“. Третьего года сестра моя привезла оттуда теплые сапожки для детей: такой прочный товар, до сих пор носится. ” (сестра привезла из Москвы)

“. Бессонница. Все поясница болит, и нога, что повыше косточки, так вот и ломит. [. ] Дай бог, чтобы прошло. Я-то смазывала свиным салом и скипидаром тоже смачивала. “

“. вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее. “

“. Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано. “

“. одна из тех матушек, небольших помещиц. “

“. Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят. “

“. одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. “

“. да вот беда: урожай плох, мука уж такая неавантажная…”



Коробочка является хорошей хозяйкой. Она следит за тем, чтобы ее гость Чичиков был сыт, а его одежда – вычищена:

“. платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него. ” (служанка Коробочки вычистила платье Чичикову)

“. теста со вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов; хорошо бы также загнуть пирог пресный с яйцом, у меня его славно загибают. “

“. У вас, матушка, блинцы очень вкусны, – сказал Чичиков. “

Чичиков и Коробочка.
Художник А. Лаптев

“. бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатной сестры вместе со всяким другим хламом. “

“. Однако ж мужички на вид дюжие, избенки крепкие. “

“. помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть. “

“. случится в суд просьбу подать, а и не на чем. “

“. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят. ” (о мертвых душах)

“. лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам. “

Настасья Петровна Коробочка – упрямая старуха:

“. «Ну, баба, кажется, крепколобая!» – подумал про себя Чичиков. “

“. Эк ее, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. “

“. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. “

“. чиновники увидели только, что Коробочка была просто глупая старуха. “

“. Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик. “

“. С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь. “

“. да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих. ” (о черте)

“. Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы. “

Это была цитатная характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души” Гоголя: описание внешности и характера героини.

Читайте также:
Души мертвые и живые в поэме Гоголя - кто является мертвыми душами

13 Комментарии

Дорогой друг, спасибо за ваше мнение. К сожалению, цитаты действительно можно интерпретировать по-разному, это правда. Мы указываем свое мнение, но мы можем ошибаться.
На наш взгляд, в данной цитате про бумагу важно вот что: Коробочка бойкая не потому, что смеет просить бумагу, а потому, что она на этой бумаге подаёт заявления в суды, занимается тяжбами и тд. Из этой фразы можно сделать вывод, что для неё судебные разбирательства – это обычное дело.

Почему Коробочка очень бойкая женщина для своего времени? В наше время, в 2019 году, такая бурная деловая жизнь нормальна для женщины. Но нужно учесть, что в то время, в XIX веке женщины-дворянки почти никогда не работали и занимались семьёй и бытовыми мелочами. В основном всеми делами имения занимались мужчины. Вдовы, оставшись без мужей, занимались своими хозяйствами тоже с разным успехом. В итоге редкая женщина занималась своим имением и судами так, как этим занимается Коробочка. Для этого действительно требовалось быть достаточно бойкой, на наш взгляд.
Поэтому мы считаем обоснованным называть Коробочку бойкой.

Опять же, это только наше мнение. Спасибо ещё раз за ваш комментарий.

Дорогой друг, спасибо за комментарий. Спасибо за ваши добрые слова.

Мы убрали фразу про “неразвитую Коробочку”, хотя мы ее считаем “неразвитой”, но видим, что трактовка цитаты Гоголя вызывает проблемы у нас и у вас и у ЕГЭ. Мы убрали эту фразу. Это она вызывала лишение балла на ЕГЭ? Мы не совсем поняли этот нюанс.

Хотим немножко поспорить с вами. Мы не считаем, что Гоголь ставит Коробочку выше Маниловой или выше сестры Коробочки. Это не указано нигде прямым текстом. Гоголь не говорит, что Коробочка лучше Маниловой или своей сестры, только из-за своей хозяйственности и напористости. Гоголь призывает подумать читателя о том, что она не хуже их. Но лучше ли она их? Гоголь не дает своего мнения. А мы в статье этого и не указывали. Мы указали, что она неразвитая сама по себе, без сравнения с кем-то, сама по себе. Разве это не считается частью характеристики человека? Цитату Гоголя можно убрать и поставить миллион его других цитат, которые докажут ее неразвитость. Вот в чем загвоздка.

На наш взгляд, у вас неточность в том, что вы автоматически повысили Коробочку выше Маниловой и сестры Коробочки, “домыслив” за Гоголя. В тексте Гоголь оставляет это как риторический вопрос, подталкивая к мысли, что Коробочка не хуже сестры или Маниловой. Но лучше ли она? Вы не сможете подтвердить цитатой то, что Гоголь считает Коробочку лучше Маниловой или сестры. Он оставляется вопрос открытым. Получается, на ЕГЭ вы предлагаете детям позицию о том, что Коробочка лучше Маниловой и своей сестры? Но это нужно аргументировать, а в тексте этого нет. Остается только домысливать в форме сочинения.

На ЕГЭ, получается, не принимают слово “неразвитая” в отношении Коробочки? Вроде как в тексте недостаточно доказательств ее деградации и ограниченности? То есть по меркам ЕГЭ ее считают вполне развитой? Мы вот этого не понимаем. Искренне. Поясните, если можете. Получается, что так. Раз фраза “неразвитая” вызывает снятие целого бала на ЕГЭ. Для нас эта тема осталась не раскрытой. Дайте знать в двух словах, пожалуйста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: