Загадки про птиц – для детей с ответами, интересные ребусы

Детские загадки про птиц с ответами. ТОП – 100

Самые интересные загадки про птиц с ответами на нашем сайте!

1: Петух
Он в мундире ярком, шпоры для красы
Днем он – забияка, поутру – часы.
(Петух)

2: Снегирь
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
– С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)

3: Ласточка
Спереди – шильце, сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу – белое полотенце.
(Ласточка)

4: Сова
Днем спит, ночью летает.
(Сова)

5: Сорока
Трещала с самого утра: “Пор-р-ра! Пор-р-ра!”
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит .
(Сорока)

6: Утка
Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(Утка)

7: Дятел
Что за кузнецы в лесу куют?
(Дятел)

8: Цыпленок
Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)

9: Гусь
Крылатый, горластый – красные ласты.
В воде купался – сух остался.
Щиплет за пятки – беги без оглядки.
(Гусь)

10: Страус
И петь не поет, и летать не летает.
За что же тогда его птицей считают?
(Страус)

11: Грач
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)

12: Кукушка
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)

13: Скворец
На шесте – дворец, во дворце – певец.
(Скворец)

14: Орла
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
но такая высота!
Нет, хозяин не боится
со скалы крутой скатиться –
два могучие крыла
у хо.

15: Петушок
Кто так заливисто поет
о том, что солнышко встает?
(Петушок)

16: Петух
Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.
(Петух)

17: Индюк
Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Гголовой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
У.

18: Грач
Черный, проворный,
Кричит “крак” – червякам враг.
(Грач)

19: Петух
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встает, голосисто поет.
(Петух)


20: Петух
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух)

21: Петя-петушок
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Беленькие перышки, красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок)

22: Курица с цыплятами
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)

23: Гусь
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)

24: Дятел
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)

25: Дятел
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой!
(Дятел)

26: Дятел
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись .
(Дятел)

27: Дятел
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

28: Дятел
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.
(Дятел)

29: Cорока
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее .
(Cорока)

30: Cнегири
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это .
(Cнегири)
31: Воробей
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует – коноплю ворует.
(Воробей)

32: Воробей
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)

33: Сова
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло.
(Сова)

34: Cовы
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и .
(Cовы)

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.

Кто летает на охоту
За лягушками к болоту?

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует — коноплю ворует.

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? .

Стайкой шумной прилетели,
Крошки, зёрнышки все съели.

В серой шубке перовой,
В птичьих драках он — герой.

Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона —
Это —.

Чёрная птица,
Никого не боится,
На зиму не улетает,
Нашу местность оживляет.

Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.

Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?

Вам встречалась на поляне
Птица с красными бровями?

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Вразвалку по тропинке
Бредут подушки и перинки.

Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.

Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут — вот беда!
Ему ж не снять их никогда.

Читайте также:
«Судьба барабанщика» краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои, основная тема произведения

Крыластый, горластый —
Красные ласты.

Спит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.

Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.

Прямо с ходу лезут в воду,
Шеи длинные, но не лебединые.

Ходит к речке смело
Он в наряде белом.
У него на ножках
Красные сапожки.

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит лёгкие перинки.

Бел как снег, надут как мех,
На лопатах ходит

В воде купался, а сух остался.

Чёрный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.

Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.

В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения.

Утром звонко распевает,
Всех он в поле приглашает.

Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти.

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
Летят, перекликаются,
Назад глядят, прощаются.

По поднебесью верёвка протянулась.

Птица с яркой жёлтой грудкой,
Чёрный верх, незлобный вид,
Но рассердится — и жутко
Кошкой птица закричит.

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином.

Натужится, напружится,
Начнёт болтать,
По-чудному лопотать.

Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»?

Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду —
Чужим их сбуду.

Какая мать по детям не плачет,
А всю жизнь веселится и скачет?

В болоте плачет, а из болота не идёт.

Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.

Клохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.

Она на белых камушках сидит.
Не подходите близко — закричит.

Что за птица?
Ходит, не летает,
Зёрна собирает.

Что за птица?
Людей не боится,
Не летает высоко
И поёт лишь: «Ко-ко-ко!»?

Спереди — шильце, сзади — вильце,
Сверху — чёрное суконце,
Снизу — белое полотенце.

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Прилетает к нам с теплом,
Строит домик под окном.

Как стрела летает,
Мошек поедает.

Высоко летаю,
Всех птиц забиваю.

И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам.

Ходит важно, очень чинно.
Хвост, как веер, — по траве
И султан на голове.

Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь — и был таков.

У кого мешок под носом —
В нём он рыбку деткам носит?

Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.

Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.

Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.

Он в мундире ярком, шпоры для красы
Днём он — забияка, поутру — часы.


Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встаёт, голосисто поёт.

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает.

На голове — гребень,
На хвосте — серп.

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.

Он заливисто поёт,
Если солнышко встаёт.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.

Скажи ты мне, какой чудак
И днём, и ночью носит фрак?

Что за щёголь говорливый —
Хвост павлиний, нос орлиный?

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.

Птичка-невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата.

Скворец

На шесте — дворец,
Во дворце — певец.

Живёт в своем доме,
Спит на соломе,
На высоком шесте
Распевает в высоте.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Днём спит, ночью летает.
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло.

В лесу темно,
Все спят давно,
Одна птица не спит:
На суку сидит,
Мышей сторожит.

Глаза как плошки,
Когти, как у кошки,
Ночная охотница
На мышей охотится.

Днём слепа бывает,
Ночью прозревает.

Другой такой вы птицы не найдёте
Вместо собаки помощник в охоте.

На вид неказист,
Зато голоситст.

Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт.

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

Чёрная заплатка,
Белая заплатка,
На берёзе скачет,
Обо всём судачит.

Птица говорливая,
Самая болтливая.

Страус

И петь не поёт, и летать не летает.
За что же тогда его птицей считают?

Читайте также:
«Критики» 📚 краткое содержание рассказа В.М. Шукшина для читательского дневника, анализ, главные герои произведения, основной смысл и тема

Птица, а не летает,
Беда наступает —
Голову в песок зарывает.

Длинная шея, огромные ноги,
Птица несётся бегом по дороге!

Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.

Весь день на воде,
А водой не насытится.

Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает.

Глазищи круглы,
Когтищи остры,
Носище кривой —
Разбойник лесной.

У этой птицы
Клюв, как две спицы.
По воде она гуляет,
То и дело нос купает.

Нос длинный,
Ноги длинные,
По болоту бродит,
Лягушек находит.

Явился в жёлтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!
Жёлтые одуванчики
Во дворе зёрнышки клюют.

Белокрылая птица над морем летает,
Рыбу увидит — клювом хватает.

Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает.

Загадки про птиц – для детей с ответами, интересные ребусы

Новинки
Популярное

Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы — …

Очень странный почтальон:
Не маггл, не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несет посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?

В воде купался, сух остался

Вдоль по речке, по водице плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, за собою всех ведет

Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.

Синяя косынка, темненькая спинка. Маленькая птичка Звать её …

Кто больше всех кричит, а меньше всех делает

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.

Из белого камня родится, весь свет будит

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит «Филипп-Филипп»,
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это — …

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет,
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.

В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
— Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький …

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?

Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?

Раньше всех встает,
«Ку-ка-ре-ку!» поет.

Пестрая крякуша
Ловит лягушек?

У бравого вояки красная пилотка
Сапоги со шпорами и важная походка
Пестрый мундир, у кур он командир.

Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами — стук,
Как зовут его — …

Верещунья белобока,
А зовут ее …

В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись …

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой!

Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее …

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Беленькие перышки, красный гребешок.
Кто это на колышке?

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?

Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Гголовой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Угадайте — кто.

Он в мундире ярком, шпоры для красы
Днем он — забияка, поутру — часы.

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
— С первым снегом
Тут как тут!

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?

Кто так заливисто поет
о том, что солнышко встает?

Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.

Днем спит, ночью летает.

На шесте — дворец, во дворце — певец.

Черный, проворный,
Кричит «крак» — червякам враг.

Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!

Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит …

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует — коноплю ворует.

Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.

Читайте также:
Умножение в стихах для дошколят и младшеклассников

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …

В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

Сидел на заборе, пел да кричал, а как все собрались, взял да замолчал

Сидит птах на белых горах, дожидается из мертвого живого.

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

Каким гребешком никто не причесывается?

Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это — …

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает.

Два раза родился, ни разу не крестился, всем людям пророк

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.

Что за кузнецы в лесу куют?

Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.

Спереди — шильце, сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце.

Загадки про птиц

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

Разносчик добрых он вестей –
Несёт родителям детей.
И, судя по всему, смекалист:
Устроился отлично…

Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …

Кар-кар-кар! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее?

Весной прилетает птица.
Поле вспашут – там любит кормиться.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.

Летом за пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит.

Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.

Бел как снег,
Надут как мех,
На лопатах ходит.

В воде купался,
А сух остался.

Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Cпит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.

Щиплет, а не рак. Шипит, а не гадюка.

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит.

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.

По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой –
Червячок-то будет мой!

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.

В синем небе голосок –
Будто крохотный звонок.

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его?

Говорливей не найду
Попугая …

Скромен, мал, одет без лоска,
Золотистая полоска
Блещет светом уголька
На головке …

Слышишь, “ку-ку” раздалось на опушке?
Это доносится голос .

В лесу на ветке она сидит,
Одно “ку-ку” она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
“Ку-ку” то там то тут,
Как птицу эту зовут?

Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: “ку-ку, ку-ку”?

Не ворона, не синица, –
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку».

Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.

Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.

Кто такой весенним днем
Сплёл рукавичку над окном,
Вывел в ней новых жильцов –
Маленьких таких птенцов?

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

Читайте также:
О, как убийственно мы любим - анализ, история, тема и идея

Угадайте, что за птичка
-Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца.

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина

Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам.

Пышный хвостик этой птицы
Цветами радуги искрится.

Хвост раскрылся сам собой,
Словно веер расписной.
У хвоста есть властелин,
А зовут его …

Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончил лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит

В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода,
Они птичьего рода.

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?

Кричит он громче всех с утра:
– Вставать пора! Вставать пора!
Всю жизнь несет он службу
И с солнцем водит дружбу.

Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?

Скажи ты мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак?

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.

Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает …

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?

Настолько здорово поёт,
Что каждый сразу узнаёт.
А с виду – маленькая птичка:
Невзрачная и невеличка.

Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.

Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …

Всех за день я навещу,
Всё, что знаю, растрещу!

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

Длинная шея и длинные ноги.
Он может, как лошадь,
Бежать по дороге.

Эта птица хоть куда!
Не летает никогда,
Только бегает, как ветер.
Знают птицу все на свете.

Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только …

Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
может плавать и нырять,
как его родная мать.

Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких –
Красные ботинки.

Днём сидит он, как слепой,
А лишь вечер – за разбой.

Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный …

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат.

Клюв у этой птицы –
Как длиненькие спицы.
Она по болоту гуляет,
Лягушек поджидает.

Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет.

У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота.

Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы – ребёнок,
А зовут меня …

Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец!

Белокрылая птица
Над морем летает,
Рыбу увидит –
Клювом хватает

Над волной она летает,
Рыбу из воды хватает,
Провожает корабли
И встречает близ земли.

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения «Смерть поэта», в котором автор горестно восклицал:

Погиб поэт! — невольник чести —
Судьбы свершился приговор! —

Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы». То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Читайте также:
Сочинение Детская спортивная школа по картине А. Сайкиной

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.
Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).

Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы

Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Понимание роли судьбы героями романа

Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Читайте также:
Признаки сказки во 2 классе ℹ отличительные черты волшебных, героических и бытовых произведений, основная мысль, жанровые особенности

Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»

Фактически, писатель воссоздает образ потерянного поколения в «Герое нашего времени». Это поколение не знает, куда направить свои жизненные силы, как послужить своему Отечеству.

Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Эту тема в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является основополагающей. Эта сюжетная линия проходит через все части произведения. Во всем произведении Михаил Юрьевич Лермонтов размышляет, которые ранее он описывал в своих стихотворениях. Эту тему Лермонтов представляет в виде неудачи. Лермонтов описывает его как что-то непреодолимое, писатель считает, что с этим невозможно справиться, можно только смириться. Тема судьбы в произведении «Герои нашего времени» рассматривается с трагической точки зрения.

Главный герой произведения уделяет глубокое внимание теме судьбы. Печорин оправдывает себя и свое поведение, полагая, что он, как палач с оружием в руках, совершал эти плохие поступки. Герой постоянно добивался утверждения в обществе. Печорин причиняет боль людям, оправдывая это тем, что он наказывает их за проступки. Печорин позиционирует себя Богом, не считает себя простым человеком.

Этот образ Печорина в произведении «Герои нашего времени» приближает читателей к сверхлюдям. Эта тема станет больше актуальна после выход романа М.Ю. Лермонтова в свет. Писатель создал образ того, кто не стесняется своих, желаний, чувств, плохих поступков, хочет изменить свою судьбу.

Вера в себя, свои внутренние силы помогает Печорину совершать бездумные и совершенно порочные поступки. Например, он начинает всячески обзывает и подкалывает девушку Мери, но после влюбляет в нее, смеется над поведение Грушницкого, а в будущем сталкивается с ним на дуэли, а еще одного героя романа советует похитить собственную сестру для того, чтобы просто позабавиться.

Иногда главному герою кажется, что злой Рок, неудача все равно его побеждает. Эти моменты описываются в произведении «Герои нашего времени». Иногда Печорин обвиняет в своих плохих поступках судьбу. Никогда в голову ему не приходила мысль о том, что он сам виноват в том, что с ним случается, в своих безнравственных поступках. Все переживания главного героя разрешаются в части под названием «Фаталист». Эта часть описывает и доказывает, что Печорина – фаталист, показывает сложные жизненные проблемы.

По мнению литературоведов, Михаил Юрьевич Лермонтов рассматривает тему судьбы как шутку дьявола над человеческой жизни. В части под названием «Фаталист» испытать свою судьбу приходит желание к Вуличу. В него вселяется дьявол, которые заставляет заключить договор. Именно это соглашение приводит к тому, что он погибает.

2 вариант

Что такое судьба? Есть ли она в жизни каждого человека или нет. Определенно с этим каждый должен разбираться самостоятельно. Одно можно сказать точно, порой люди ведут себя совсем не ожидаемо и в этом случае, сказать, что ими движет судьба невозможно.

Конечно, многие поэты и авторы различных произведений неоднократно пытались отразить в рассказываемом тему судьбы, показав, насколько сильно она влияет на жизнь человека и как к ней порой очень важно прислушиваться.

«Герой нашего времени» — это очень глубокая и осмысленная повесть, которая имеет большое количество подтекстов и невероятно интересных моментов, на которые важно обращать внимание. Отметим, что автор показывает тот факт, что судьба людей различается. Причем, показывает это достаточно ярко.

Главной задачей автора была цель показать, что судьба людей может отличаться и что это вполне нормально. Возможно, все зависит от того, как человек относится к своей жизни и как хочет ее поменять. Не исключено, что все происходит где-то на уровне инстинктов, но порой даже в обычной жизни очень интересно наблюдать за тем, как судьба меняет человека, делая его более сильным и выносливым.

Читайте также:
Стихи про прививку читать онлайн без регистрации на нашем сайте

Очень часто судьба зависит от чувств человека, этот момент также отражается в повести путем того, что автор показывает, насколько сильно судьба может отличаться от первоначальной сразу после того, как человек влюбляется и пытается соединить свою жизнь с другим человеком. В любом случае крайне важно понимать, что жизнь у человека одна.

Именно поэтому автор старался донести, что если слепо следовать судьбе, то можно привести к большому количеству проблем и сложностей, которые станут достаточно сложными и будут нести массу неприятностей. Конечно, нужно понимать, что судьба человека — это жизнь, которую нужно прожить.

В повести судьба главного героя несколько раз переплетается и именно это дает ему возможность жить так, как ему нравится. Возможно, если бы автор не использовал такой сложный подтекст, то у него не получилось бы сделать пьесу такой интересной и насыщенной, добавив в нее большое количество интересных моментов и насыщенных эпизодов, которые захватывают и дают возможность прочувствовать каждого человека, сделав его судьбу более насыщенной и невероятно интересной.

Отметим, что важно помнить о том, что жизнь одна, поэтому прожить ее нужно стараться так, чтобы в последний момент ни о чем не пожалеть, а значит судьбу нужно понимать, но иногда верить ей нельзя.

Сочинение

В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем. Одной из них является распространённая в романтической традиции тема судьбы. Предопределенность человеческого пути, возможность изменять обстоятельства жизни, оказывать влияние на других людей занимает умы читателей.

Каждая из частей романа показывает какую-либо сторону проявления судьбы. Размышления Печорина о самом себе приводят его к мысли, что его характер и отношение к жизни сформированы внешними условиями. Он – жертва фатума, вынужден становиться тем, кто он есть под давлением обстоятельств. Герой убежден, что «дурные чувства» родились в нем оттого, что окружающие их предполагали. Скромность, эмоциональность, открытость миру и при этом несколько угрюмый характер превратились в скрытность, злопамятность, завистливость, ненависть и мизантропию. В этом герой видит своего рода победу злого рока, и этим объясняет свою жизненную позицию: «я стал топором в руках судьбы». Таким образом он находит оправдание своим поступкам, своему стремлению вмешиваться в жизнь людей и оказывать на них влияние. Он чувствует себя «камнем, нарушающим спокойствие гладкого источника». Но сила внутреннего духа, незаурядность характера Григория Александровича Печорина не дают ему смириться с таким положением дел, формируют противоречивое желание противостоять судьбе, одолеть ее, стать полным хозяином своей жизни.

Этот диссонанс по-разному проявляется в каждой из глав романа. В главе «Максим Максимыч» он описывает действие и противодействие судьбе, становление характера под влиянием обстоятельств и изменение обстоятельств силой характера. Демонстрацией отношений судьбы и человека можно считать происшествия, описанные в главах «Бэла», «Княжна Мери», «Тамань». Герой выступает и как орудие судьбы, и как человек, ей сопротивляющийся и ее меняющий. Результатом становятся трагические события, смерть персонажей, их глубокие душевные страдания. Есть некоторая ирония в победе судьбы, она представлена силой, сопротивление которой бесполезно.

Наиболее ярко эта идея раскрыта в главе «Фаталист». Ассоциация и метафора довольно прозрачна: игроки и крупье – Судьба. И именно от нее зависит расклад и выигрыш. Осечка пистолета в компании при игре в «русскую рулетку» и буйство пьяницы, вооруженного шашкой, убившего в итоге Вулича, выигравшего первый «тур». Рок властвует над миром.

Судьба играет людьми, ставит их в определенные условия, но и дает альтернативы развития событий. Проблема выбора пути – способ взаимодействия с судьбой. Именно об этом роман заставляет размышлять читателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема судьбы в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Самсона Вырина и Дуню можно назвать главными персонажами в данном произведении. Александр Пушкин мастерски описывает действия, которые показывают их характеры в непростых ситуациях, а также ставит основной акцент на том

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа Преступление и наказание Раскольников решился на совершение преступления

Произведение начинается с того, что в одной состоятельной дворянской семье рождается мальчик, как узнается позже, что он родился слепым, и это не поправимо. Мать долгое время пребывала в депрессии

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал раскаяние. Основной вопрос состоит в том, искреннее оно, или же – нет. Ответ на этот вопрос можно дать только лишь разобравшись в мотивах поступка

Одна из главных достопримечательностей Российской Федерации – прекрасное озеро Байкал, что расположено на юге Восточной Сибири. Оно возникло многие миллионы лет назад в тектоническом разломе

Роман «Герой нашего времени»: тема судьбы в произведении

Одним из значимых произведений русской литературы является роман «Герой нашего времени». Тема судьбы в нем фундаментальна. Она рассматривается Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с драматической точки зрения и затрагивает все главы произведения. Следует более тщательно разглядеть, какова теория автора относительно темы судьбы в произведении.

  1. Декабрист в душе
  2. Понимание проблемы судьбы Печориным
  3. Повесть «Фаталист»
  4. Офицер и капитан
  5. Любимый женский образ
Читайте также:
Доктор Живаго - краткое содержание романа, история создания

Декабрист в душе

Судьба Печорина является одной из самых интересных в романе. Перед читателем встает молодой человек тридцатых годов позапрошлого столетия. Злободневной проблемой того времени являлся вопрос нужности энергии и таланта людей, обладающих недюжинными способностями, но не находящими достойного поприща для их применения.

После события с подавлением восстания декабристов индивидов с собственным мнением и мировоззрением сторонились. Все вокруг стремились уверить, что они угроза временщикам в их стремлении к комфорту и проявлению сытого подобострастия режиму.

Атмосфера подавления инакомыслия выливалась в отсутствие у Печорина и таких, как он, желания бороться с этим пожирающим людские души и судьбы общественным укладом. Несмотря на то что они были представителями дворянской среды, кардинальное изменение страны, устранение пагубных явлений в ее развитии было не в их компетенции и возможностях, что уж говорить о слоях населения, стоявших ниже по социальному положению.

Трагизм такой ситуации заключался в том, что обреченность поколения, ищущего варианты изменения государства на его же благо, заставляло людей чувствовать себя несчастными, невостребованными, хотя они были воспитаны в идеалах самосовершенствования и благородства. Их юношеский пыл не должен быть потерян. Молодые люди во все времена играли важную роль и были призваны:

  • справедливо указывать на ошибки прошлого;
  • противостоять заскорузлым, не пытающимся работать на своих местах, чиновникам;
  • искоренять порочные тенденции властвования на человеческую, нацеленную в будущее направленность.

Однако им не дали повлиять на развитие государства, потому что правящей верхушке это было не надо. Она всеми силами хотела сохранить свои посты, чины, звания и пресечь дорогу реформистским настроениям, которые были в меньшинстве, особенно после устрашающего расстрела на Сенатской площади. В таких условиях жил Печорин, полностью понимая, что происходит и видя равнодушие и безысходность на лицах, таких же как он.

Понимание проблемы судьбы Печориным

Относится он к этой теме с глубоким интересом. В личном дневнике герой сам себя называет «топор в руках судьбы». Это означает, что Печорин таким образом оправдывает все свои бессмысленные поступки, потому что он считает, что тот, кто их совершает, является своего рода палачом или, точнее, дирижёрской палочкой в руках умелого и всемогущего правителя.

Назначая себе такую ​​судьбу, Печорин стремится к успеху в обществе и верит, что, причиняя вред другим, он как бы вершит месть за их злодеяния. Поэтому герой считает себя полубогом, рассчитывающим на что-то большее, чем обычный смертный.

Такое восприятие Печориным своей важности подводит читателя к теме «сверхчеловека», которая будет особенно важной для людей через семьдесят лет после публикации романа М. Ю. Лермонтова. Но писатель, обгоняя время, придумал такой образ «будущего супермена»: героя, не стыдящегося своих плохих мыслей или поступков и пытающегося обмануть судьбу.

Как стало понятно, именно уверование в свою участь и желание испытать себя приводят Печорина к тому, что он поступает аморально, а ведь свершенные им вещи совсем ему даже неинтересны:

  • Начинает докучать Мери, а после делает так, чтобы девушка влюбилась в него.
  • Издевается над Грушницким, что заканчивается печально для юноши.
  • Подначивает Азамата, брата Бэлы, украсть сестру и тем самым позабавиться и многое другое.

При этом случается, что жизнь Печорина преподносит такие сюрпризы, когда герой думает, что побежден злым роком. Вот как он повествует о таких жизненных противоречиях: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их — меня ставили ниже».

Бывает и так, что Печорин винит не себя за плохие поступки, а судьбу. Он считает, что именно она причина всех проблем, которые с ним произошли. Все волнения Печорина, связанные с проблемой судьбы заканчиваются в последней части произведения, которая называется «Фаталист». Она до сих пор остается непонятной литературным критикам. Связано это с тем, что эта часть романа характеризует Печорина не только как фаталиста. Она помогает выяснить, в чем заключается проблема жизни человечества.

Повесть «Фаталист»

В этой части книги решен самый важный аспект понимания автором темы судьбы: Бог или Дьявол отвечает за участь человека в этом мире. Чтобы решить эту проблему, Лермонтов выбирает персонажа Вулича, как еще большего фаталиста, чем Печорин.

Этот герой решил испытать свою судьбу, подвергая опасности самое ценное — его жизнь. Он затевает с Печориным спор. Суть пари заключалась в том, что Вулич зарядит пистолет и выстрелит себе в висок. Таким образом он хотел посмотреть, что решит судьба: жить или умереть.

Печорин посмотрел Вуличу в глаза и сказал, что тот сегодня лишится жизни. Герой, посмеиваясь, выстреливает, и случается осечка, после чего он уходит к себе домой. На следующий день Печорин осознает, что не ошибался. Вулич погибает тем вечером: он становится жертвой пьяного казака с шашкой.

Читайте также:
Дон Кихот краткое содержание романа Мигеля де Сервантеса

По словам литературоведов, Лермонтов в своем характерном для авторов смысле считает проблему судьбы злой шуткой дьявола над человеком. Есть знаменитая евангельская притча о демонах, которые поселились в стаде свиней и заставили их устремиться в пропасть. В истории о фаталисте бесовская прихоть проверить свою судьбу посещает мысли Вулича. Ему как бы внушают демоны, заставляют сделать роковую ставку. И они же являются причиной того, что Вулич умирает в ту ночь от рук горячего пьяницы и буяна.

Казалось бы, зло побеждает: оно показало людям, какой силой обладает. В конце своей истории писатель немного сглаживает горестный исход романа добрыми речами Максима Максимовича, который говорит о том, что оружие часто выходит из строя и дает осечки и это никак не зависело от того, что какой-то казак надумал выпить вечером и побуянить.

Офицер и капитан

Хорошим и показательным примером является судьба Максима Максимыча, имевшего «честь» наблюдать жизнь Григория Печорина, когда тот приехал в небольшую крепость на Кавказе. Служака встретил тоненького офицера дружелюбно, хотел жить с ним по-приятельски, однако с таким, как главный герой, это было невозможно.

Сплошная холодность, официальность в его ответах досадна для старого человека, но он пытается найти офицеру оправдание. Даже когда Максим Максимыч жалеет о гибели Бэлы, в душе знает, что виноват в ее смерти именно Печорин, но для него все равно сумасбродный парнишка — «бедняжка». Он находит тому причины:

  • Григорий был нездоров;
  • исхудал;
  • нуждался в помощи и поддержке.

Вместо благодарности за теплую встречу и хорошее обращение к нему Печорин «удостаивает» его хоть и непреднамеренным, но жестоким ударом. Вернувшись в эти дикие заброшенные края через пять лет, он не хочет обнять человека, который верой и правдой служит не только Отечеству, но и способен на доброе отношение к нему, приезжему человеку, который в принципе мог быть ему совершенно безразличен.

Что бы делал тогда неопытный, мало знающий об этих местах парень, встретив безучастное к себе отношение? По меньшей мере, ему было бы жутко скучно и одиноко в отдаленной местности, с чужими людьми. Его безрадостное пребывание на службе закончилось бы досрочно, без повышений и уж, конечно, расценивалось бы дезертирством. Поэтому вдвойне обидно и страшно за Максима Максимыча, который рассчитывал совсем на другое отношение к нему со стороны старого знакомого.

Ради встречи с ним капитан первый раз в жизни отрывается от службы, забыв о своем возрасте, спешит к нему и слышит сухое, напыщенное приветствие. Надежды и мечты на дружеское «ты» не оправдались, нечем заменить ожидания Максим Максимыча сердечной встречи, слезы душат его. Подчеркнутая Печориным дистанция между ними могла стать фатальной в его судьбе, но он нашел в себе силы понять этот отвратительный поступок, хоть и не принять его.

Люди противоположных полюсов редко притягиваются, холод и тепло никогда не уживаются вместе. С высоты своих лет и жизненного опыта герой видит, что Печорин мыкается по свету, как неприкаянный, пьет из чаши судьбы горькую отраву, ничего не веселит его души, поэтому пытаться что-то изменить в этой ситуации таким, как Максим Максимыч, просто невозможно. Он может его только пожалеть, так как необъятные силы ума и энергии его несостоявшегося друга растрачиваются впустую, не принося пользы ни ему, ни людям вокруг.

Любимый женский образ

Печорин не родился бездуховным. Даже его очерствевшее сердце способно горячо любить и страстно откликаться на зов влюбленной женщины. Вера стала для него дороже всех на свете, выше жизни, чести, славы. Как безумный, он мчится на взмыленной лошади, чтобы догнать ее. Когда загнанный конь упал на землю, Печорин, никогда ничего не боявшийся, заплакал в бессилии.

Таким образом, судьба оказалась неподвластна главному герою. Он понял, что является «щеглом на цепи», связанным по рукам и ногам определенными социальными условиями, отсутствием в мире бескорыстной любви, осмысленной общественной деятельности, оказывается один на один со злым роком, мешающим осуществлению его мечты на светлое будущее.

Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения на тему: «Влияние судьбы на Печорина», а также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе.

Судьба в произведении «Герой нашего времени»

сочинение по литературе 9 класса

Человек-загадка

Само название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» позволяет догадаться, что речь идет о человеке с необычной судьбой. Григорий Александрович Печорин, как и Лермонтов, принадлежит к кругу оппозиционно настроенной гвардейской молодежи. Его биография изложена фрагментарно, с нарушением хронологической последовательности. Читателю неизвестно, каким образом главный герой попал на Кавказ. Остается загадкой и жизнь Печорина в течение пяти лет между отъездом с Кавказа и последней встречей с Максимом Максимычем и автором.

Читайте также:
О, как убийственно мы любим - анализ, история, тема и идея

Цикл отдельных повестей приоткрывает завесу лишь над некоторыми эпизодами в биографии Печорина. Но их вполне достаточно, чтобы оценить невероятную судьбу главного героя. Жизнь забрасывает Печорина в самые разнообразные ситуации, из которых он выходит наперекор судьбе. В конце романа главный герой сам высказывает свой основной жизнеутверждающий принцип: «Я люблю сомневаться во всем». Этим убеждением он руководствуется во всех своих «приключениях».

«Тамань»

Из «Дневника Печорина» автор узнает о первом необычном повороте в его судьбе. Из чистого любопытства главный герой становится случайным свидетелем выгрузки товаров контрабандистами. Как офицер, Григорий Александрович был обязан донести об этом коменданту. Если же он испытал жалость к нарушителям закона, то мог попросту забыть обо всем.

Печорин поступил по-своему. Зная о возможной ловушке, он ночью пошел на встречу с загадочной девушкой. Для подстраховки он всего лишь предупредил своего казака, чтобы тот ждал его сигнала — выстрела из пистолета.

Ведет себя Печорин абсолютно необдуманно и нелогично, словно бросая вызов судьбе. Не умея плавать, он садится с девушкой в лодку. Слишком поздно главный герой замечает, что его пистолет оказался за бортом. В результате ожесточенной борьбы Печорину удается выбросить ловкую и сильную противницу из лодки и добраться до берега.

«Смешное» приключение («слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила») могло стоить Печорину жизни. Однако, успокоившись, он быстро забыл о нем и продолжил путь.

Два романа

Во время пребывания в Пятигорске и Кисловодске («Княжна Мэри») Печорин вновь оказался на жизненном перепутье. На этот раз от скуки он захотел «влюбить» в себя молодую девушку с целью разозлить своего давнего приятеля Грушницкого. В начале главы Григорий Александрович делает очень важное искреннее признание: «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Печорин и сам не может объяснить, зачем он продолжает «волочиться» за княжной. К тому же в это время он встречает свою давнюю возлюбленную Веру, которая вышла замуж. Между ними вновь вспыхивает бурный роман.

Запутанные любовные отношения в сочетании со злостью Грушницкого грозят Печорину неприятностями. Его опять выручает слепая случайность. Григорий Александрович узнает, что Грушницкий с приятелями собираются спровоцировать его на дуэль и выставить на посмешище. Печорин решается наказать заговорщиков.

Накануне дуэли Печорин задумывается о смерти: «Может быть, я завтра умру!». Однако эта мысль приводит его к неожиданному заключению: «Смешно и досадно!».

После убийства Грушницкого и поспешного отъезда Веры Григорий Александрович сам отказывается от «пути, открытого судьбой». Он признается княжне Мэри, что попросту смеялся над ней и уезжает из города.

Жизнь Печорина в крепости

Максим Максимыч относит Печорина к людям, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Короткая история романа с Бэлой — яркий пример этому.

Печорину с большим трудом удалось добиться ответной любви со стороны «хорошенькой княжны». Максим Максимович искренне радовался, глядя на взаимное счастье. Однако «несчастный характер» Григория Александровича обернулся очередным ударом судьбы. Признавая себя «причиной несчастия других», Печорин, конечно, даже не думал, что окажется причиной смерти Бэлы.

Реакция Печорина на гибель девушки поразила Максима Максимовича: «Он поднял голову и засмеялся».

Фаталист

История с Вуличем является самым главным в жизни Печорина вызовом против судьбы. На его глазах поручик непостижимым образом избегает смерти, доказывая, что предопределения не существует. Однако спустя несколько часов Вулич глупо погибает от рук пьяного казака.

Печорин уже готов поверить в неотвратимость судьбы, но решает пройти через подобное смертельное испытание. С риском для жизни он обезоруживает казака и тем самым опровергает убеждение людей в роковой фатальности.

«Уж так у него на роду было написано…»

Такими словами Максим Максимыч отзывался о Вуличе и о Печорине. Пожилой штабс-капитан был абсолютно прав.

Даже несколько эпизодов из жизни Григория Александровича дают представление о том, что он постоянно подвергает свою жизнь смертельному риску. Складывается ощущение, что этот странный человек «заговорен» от смерти. Печорин хладнокровно разбивает женские сердца, убивает Грушницкого, поражает Максима Максимовича своим равнодушием. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!», — признается он.

В конце концов судьба настигает Печорина в неожиданный момент, когда он возвращался из Персии. Автор не уточняет обстоятельства его смерти, да это и не важно. «Герой нашего времени» всегда ходил по краю бездны, безгранично веря в собственные силы и презирая окружающих. Рано или поздно он должен был понести наказание за все причиненные людям беды и несчастья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: