Затерянный город ℹ образ в драме А.Н. Островского «Гроза», характеристика, описание пейзажа и местных жителей, роль города в произведении

Сочинение на тему образ затерянного города в драме островского гроза

Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество. Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях, более детально и подробно, каким оно является на самом деле. Но чтобы более детально описать, всё что он знает, он решил изучить купечество более глубоко, для этого он отправился путешествовать по ряду городов, а в конце своего путешествия, наконец смог наиболее точно и подробно рассказать о том, какое оно является на самом деле. Самое подробное описание, можно встретить в его знаменитом произведении Гроза.

В начале произведения, мы знакомимся с главным городом, в котором происходит все действия, под названием Калинов. Данный город, находится на берегу великой реки Волги. Несмотря на окружающие красоты, люди в этом городе живут очень несчастно и бедно. Они всё время, вынуждены работать и претерпевать пренебрежительное отношение к себе. Они находятся в подчинении, своих господ и вынуждены следовать всех их прихотям. Из-за темного и жестокого места, ему дали название темного царства.

Счастье богатых людей, состоит лишь в том, чтобы набивать свои карманы деньгами, для этого они обманывают своих знакомых, родных, друзей. Большинство города находятся в рабстве, у господ. А так как те, являются жестокими, в управлении над своими служащими, они заставляют их работать, целыми днями и целыми ночами. Окружающие красоты их не волнуют, так как они отгородились от окружающего их пейзажа, высокими стенами, внутри которых они уничтожают морально и нравственно, всех своих домочадцев и служащих.

Жители данного города, не желают учиться чему-то новому и даже богатые люди, имеющие доступ к высокому образованию, считают что обучаться чему-то новому, неправильно. Большинство жителей считает что старые традиции и обычаи превыше всего.

Так например, главный персонаж тёмного царства Дикой, не считает, что образование, является хорошим времяпровождением, наоборот ему нравится, то как он живёт. А тёмное образ города, подталкивает его на темные мысли, так например он считает что гроза, это не наказание, а благословение. Для того чтобы получить свою выгоду, он готов пойти на всё, он без зазрения совести обманывает как своих знакомых так и друзей. Однако не только один, он такого мнения, большинство купцов, данного города, считают также.

Популярные сочинения

  • Письмо Чацкому из 21 века — сочинение
    Здравствуйте, как человек из будущего, я хочу задать Вам несколько вопросов о мыслях, высказанных Вами во время нахождения в Москве.
  • Сочинение по картине Пейзаж с лыжниками Юона 6 класс
    Юон стал известным художником не только в России, но и за рубежом. Он старается изобразить свои картины таким образом, чтобы они получались не только красивыми, но и завораживающими.
  • Образ автора в произведении Пушкина Евгений Онегин 9 класс
    Образ автора присутствует в романе «Евгений Онегин» с первых строк вступления и I главы, где он знакомит читателей с героем своего романа, — и до заключительной главы, в которой он с ним прощается «в минуту, злую для него».

Темное царство

В произведении Островский часто называет Калинов «Темным царством». В этом населенном пункте процветает социальное неравенство и отсутствуют перспективы для развития. В Калинове проживает малое количество счастливых людей. Крепостные крестьяне работают по 15 часов в день. Остальное время они тратят на сон. Помещики стараются ужесточить условия труда для крепостных крестьян, чтобы иметь большую прибыль. Самыми богатыми жителями Калинова являются купцы. Они изолированы от остальных горожан при помощи высоких заборов и ворот.

Согласно высказываниям купца Дикого, являющегося одним из центральных героев в драме «Гроза», богатые горожане прячутся за высокими оградами, чтобы скрыть свое настоящее лицо. Купцы пытаются грабить своих родственников и избивать их, чтобы информация о всеобщем произволе не распространилась среди людей. Дикой часто унижает людей из низших сословий и выплачивает им заработную плату не в полном размере. Он злоупотребляет своей властью и не привык принимать самостоятельные решения.

Одним из положительных персонажей в пьесе «Гроза» является Катерина. Она влюблена в Бориса — племянника купца Дикого. Катерина росла в семье свободолюбивых людей, не принимающих устои «Темного царства». Выйдя замуж, девушка становится несчастной. Ее постоянно доводит до слез вдова купца Кабанова — Марфа Игнатьева.

В конце произведения Катерина совершает самоубийство, утопившись в реке. Этот поступок олицетворяет протест против «Темного царства». Благодаря самоотверженности и свободолюбию Катерина стала одним из знаковых женских персонажей в русской классической литературе.

Сочинение: Город Калинов в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

(460 слов) Пьеса «Гроза», написанная А. Н. Островским в 1859 году, стала крупнейшим литературно-общественным событием накануне реформ 1861 года. Писатель в произведении рассказывает о жизни людей в провинциальном городке на Волге. Точнее даже будет сказать, не о жизни, а о мучениях. Ведь почти каждый житель этого города страдает или морально, или физически от того, что родился и живет именно в Калинове. А. Н. Островский создал особый мир, который как будто стал еще одним героем произведения, — мир провинциального города Российской империи второй половины девятнадцатого века.

Образ Калинова неоднозначен. Писатель, используя прием контраста, показывает нам город как с темной, так и со светлой стороны. Произведение начинается с описания картин природы и гуляния молодежи, которое прерывается сценой скандала Дикого с Борисом. Эта сцена отражает жестокость жителей. Антитеза будет прослеживаться на протяжении всей пьесы.

Кроме того, в «Грозе» ключевую роль играет мотив замкнутости. Ведь калиновцы не видят ничего, кроме уже знакомых улиц и домов, не знают ничего о других странах. Новости они узнают от странницы Феклуши, и с доверием слушают о землях, где люди живут с песьими головами «за неверность». Жизнь в их городе замерла и, кажется, что ничего уже не изменится. Именно поэтому критик Н. А. Добролюбов назвал созданный А. Н. Островским город «темным царством».

Об этом «темном царстве» подробно рассказывается в монологе Кулигина, который является важнейшей частью произведения. Мы узнаем, что в городе люди совсем не гуляют, несмотря на то, что недавно им сделали прекрасный бульвар. Они запираются в своих домах и стараются их не покидать. Почему? Ответ дает сам Кулигин:

«Не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят… Слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых. »

Исходя из этого, можно сказать, что в городе царит деспотизм, яркими представителями которого являются Дикой и Кабаниха. Оба героя — самодуры, которые издеваются над людьми. Дикой мучает своих домашних, не платит своим работникам и даже не обращает внимания на слова городничего, который просит его «рассчитать мужиков хорошенько». А Марфа Игнатьевна Кабанова – жестокая и лицемерная женщина, любящая держать всех в страхе и читать наставления своим домочадцам.

Читайте также:
Размышления у парадного подъезда - анализ, история, тема и смысл

Именно поэтому в этом городе гибнет и чахнет всё хорошее, и каждый житель невольно становится частью калиновского мира, не замечая и не желая того. От этого пострадали даже такие положительные герои, как Варвара, Кулигин и Тихон. Варвара, на первый взгляд, живет так, как ей нравится, но всё это тайком, изворачиваясь и обманывая других. Тихон во всём подчиняется матери, хотя хочет и стремится почувствовать себя свободным. Кажется, изменить это уже невозможно, ведь все эти люди вращаются в сфере понятий и представлений замкнутого патриархального мира.

Таким образом, город Калинов — русская провинция в миниатюре. Калиновцы живут в собственном замкнутом мире, в котором правит грубость и жестокость. А. Н. Островский показал нам, что жизнь в таком городе губительно влияет на душу человека и уничтожает надежду на светлое будущее.

Автор: Анастасия Калугина

Образ «затерянного города» в драме Островского «Гроза»

В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени оно занимает двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы “Гроза”, Островский определил достаточно точно некий город Калинов, в пространстве которого буквально развертываются трагические хитросплетения сюжета пьесы. Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе, происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный, городской характер. Чтобы убедиться в неслучайности авторского замысла, стоит внимательнее присмотреться к ремаркам пьесы, прислушаться к ее героям.

Итак, российская провинция. Волга. Лето. Город, где все рядятся в русские одежды и живут странными обычаями. В общественном саду на берегу реки сидит местный изобретатель-самоучка Ку-лигин и от полноты чувств, видимо, поет, любуясь заречными сельскими видами, райскими красотами, и от вида их радуется его душа. Так начинается драма. Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница между чудом заволжской природы и городом, местом, где сосредоточено зло и несчастье. Недаром тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные красоты и дали, которые наблюдает ее измученная бытом и злонравием родных душа.

А вот что говорит про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин: “жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие”. Слово “жестокие” он употребляет дважды. Видно, и сам немало натерпелся уже и почти смирился.

Действительно, что-то страшное и недоброе постоянно совершается здесь. Недаром Островский дает прямое указание, может быть слишком прямое, на то, чем город является на самом деле. В декорации четвертого действия мы видим сводчатую галерею старинной, начинающей разрушаться постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги. Откуда взялась сия классическая руина в захудалом городишке, не ясно, пожалуй, и самому автору. Однако она ему чрезвычайно необходима.

Из разговоров горожан ясно, что стены постройки расписаны. Что же это за роспись? “Это геенна огненная!” восклицает один из горожан. И вот здесь, в этой огненной “геенне”, собираются жители города, а вместе с ними и герои драмы, пытаясь укрыться от грозы. И здесь у росписей адских мук достигают своего накала страсти, и Катерина опускается на колени перед фреской, чтобы замолить свои грехи, и в ужасе вскакивает, разглядев зловещие росписи…

Словно весь город прячется здесь, молится и боится, словно все они собрались в одном месте, и трагическая фигура Катерины в центре, и блаженный Кулигин, пророчествующий о благодати грозы. Это кульминация. Это четкое определение нравственной географии пространства драмы. Это царство несвободы, судьбы, о которой беспрестанно хлопочут и твердят герои драмы.

Свобода, покой, любовь там, за Волгой. Недаром ночами уходят туда влюбленные Кудряш и Варвара. Недаром вся истинная, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда засыпают тяжелым сном все эти Кабановы, Дикие, Феклуши.

Удивляется Борис: “Точно сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись”. Но чему удивляться в этом перевернутом месте, так напоминающем Дантов “Ад”. Однако наступает день и все простое, разумное, естественное погружается в небытие.

Теперь стоит сказать несколько слов о местном климате, который представляет собой явление необычное, если не сказать странное. Во всяком случае, за время действия драмы происходит три грозы. Невозмутимый же Кулигин доводит до нашего сведения, что здесь бывали также северные сияния, которыми следовало любоваться, и кометы, которым следовало радоваться как “обновке на небе”. Сообщив все это и без того ошеломленным калиновцам, он уводит своего приятеля Бориса из расписанных фресками руин в грозу и в громы, и тот уходит за ним со словами: “Здесь страшнее!”

Катерина бросается с обрыва в Волгу. Происходит это в том самом месте, где любит сидеть Кулигин и любоваться сельскими видами. Она как бы растворяется в пейзаже Заволжья, там, где любовь и свобода. Об этом прозревает Тихон Кабанов. Вот они, последние ключевые слова драмы: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”

Тема: Образ города Калинова в «Грозе» А. Н. Островского.
материал по теме

Работа написана по русской литературе 19 (2пол) века. данная разработка контрольной работы может быть полезна учащимся школы, учителям, студентам, преподавателям колледжей и вузов

Скачать:

Вложение Размер
uralskiy_gosudarstvennyy_pedagogicheskiy_universitet.doc 78 КБ

Предварительный просмотр:

Уральский государственный педагогический университет

по русской литературе 19(2) века

студентки IV курса заочного отделения

Агаповой Анастасии Анатольевны

Тема: Образ города Калинова в «Грозе» А. Н. Островского.

  1. Краткая биография писателя
  2. История создания повести «Гроза»
  3. Образ города Калинова
  4. Заключение
  5. Список литературы
  1. Краткая биография писателя

Николай Алексеевич Островский родился 29 сентября в селе Вилия Волынской губернии в семье рабочего. Работал помощником электромонтера, с 1923 г. — на руководящей комсомольской работе. В 1927 г. прогрессирующий паралич приковал Островского к постели, а год спустя будущий писатель ослеп, но, «продолжая сражаться за идеи коммунизма», решил заняться литературой. В начале 30-ых годов был написан автобиографический роман «Как закалялась сталь» (1935) — одно из хрестоматийных произведений советской литературы. В 1936 г. был опубликован роман «Рожденные бурей», который автор закончить не успел. Умер Николай Островский 22 декабря 1936 года.

  1. История создания повести «Гроза»

Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке .

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» (5), есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая , с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин . А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей – все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.

В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

5 Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

3. Образ города Калинова

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «Гроза». «Гроза» – есть, без сомненья, самое решительное произведение Островского.

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Находится он на высоком берегу Русской реки Волги. Волга – великая русская река, природная параллель русской судьбы, русской души, русского характера, а значит, все, что происходит на ее берегах, понятно и легко узнаваемо каждым русским человеком. Вид с берега божественный. Волга предстает здесь во всей своей красе. Сам же городок ничем особым от других не отличается: купеческие дома в обилии, церковь, бульвар.

Жители же ведут какой-то свой особый образ жизни. В столице быстро меняется жизнь, а здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому каждого принимают за чужеземца, как заморскую диковинку.

Герои «Грозы» живут, даже не подозревая, насколько уродливо и темно их существование. Для одних их город – «рай», и если он не идеален, то хотя бы представляет собой традиционное устройство общества того времени. Другие не приемлют ни обстановку, ни сам город, который эту обстановку породил. И при этом они составляют незавидное меньшинство, а иные сохраняют полный нейтралитет.

Жители города, сами того не осознавая, опасаются, что один только рассказ о другом городе, о других людях может рассеять иллюзию благополучия в их «земле обетованной». В ремарке, предваряющей текст, автор определяет место и время действия драмы. Это уже не Замоскворечье, столь характерное для многих пьес Островского, а город Калинов на берегу Волги. Город вымышленный, в нем можно увидеть черты самых разных русских городов. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

События разворачиваются летом, между 3 и 4 действиями проходит 10 дней. Драматург не говорит, в каком году совершаются события, можно поставить любой год – настолько характерно описанное в пьесе для русской жизни в провинции. Особо Островский оговаривает, что все одеты по-русски, только костюм Бориса соответствует европейским нормам, которые проникли уже в быт русской столицы. Так появляются новые штрихи в обрисовке образа жизни в городе Калинове. Время здесь словно остановилось, а жизнь оказалась замкнутой, непроницаемой для новых веяний.

Главные люди города – купцы-самодуры, которые стараются «бедного закабалить, чтобы на eгo труды дaровые еще больше денег наживать». Они держат в полном подчинении не только служащих, но и домашних, целиком от них зависящих и потому безответных. Считая себя во всем правыми, они уверены, что именно на них свет держится, и потому заставляют всех домашних cтpoгo выполнять домостроевские порядки и обряды. Taкой же обрядностью отличается и их религиозность: они ходят в церковь, соблюдают посты, принимают странниц, щедро одаривают их и в то же время тиранят своих домашних «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.». Внутренняя, нравственная сторона религии совершенно чужда Дикому и Кабановой представителям «Teмнoгo царства» Города Калинова.

Драматург создает замкнутый патриархальный мир: калиновцы не ведают о существовании других земель и простодушно верят рассказам горожан:

Что ж такое Литва? – Так она Литва и есть. – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала…Не умею тебе сказать, с неба, так с неба..

Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала…

А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность.

Что есть далекие страны, где правят «салтан Maxнут турецкий» и «салтан Махнут персидский».

Вот у вас…редко кто и за ворота выйдет посидеть…а в Москве-то по улицам гульбища и игрища, иногда стон стоит… Да чего, огненного змия стали запрягать…

Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши и горожан создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество, скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о «последних временах». Она стремиться расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый.

Жизнь города Калинова воспроизведена объемно, с детальными подробностями. На сцене предстает город, с его улицами, домами, прекрасной природой, горожанами. Читатель как бы воочию видит красоту русской природы. Здесь, на берегу вольной реки, воспетой народом, и произойдет трагедия, потрясшая Калинов. А первые слова в «Грозе» – это слова всем знакомой раздольной песни, которую поет Кулигин – человек, глубоко чувствующий красоту:

Среди долины ровныя, на гладкой высоте, цветет, растет высокий дуб. В могучей красоте.

Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…Открылась бездна звезд полна…
Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу!
Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! Восторг! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита. – говорит он (5). Однако, рядом с поэзией существует совсем другая, неприглядная, отталкивающая сторона калиновской действительности. Она раскрывается в оценках Кулигина, ощущается в разговорах персонажей, звучит в пророчествах полусумасшедшей барыни.

Единственный в пьесе просвещенный человек , Кулигин, выглядит в глазах горожан чудаком. Наивный, добрый, честный, он и не противостоит калиновскому миру, смиренно сносит не только насмешки, но и грубость, оскорбление. Однако, именно ему автор поручает дать характеристику «темного царства».

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинции и диких нравов патриархального быта. Застой.

Четкого описания города Калинова в пьесе нет. Но, вчитываясь, можно живо себе представить очертания городка и его внутреннюю жизнь.

5 Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

Центральное положение в пьесе занимает образ главной героини Катерины Кабановой. Для нее город – это клетка, из которой ей не суждено вырваться. Основная причина такого отношения Катерины к городу заключается в том, что она познала контраст. Ее счастливое детство и безмятежная юность прошли, прежде всего, под знаком свободы. Выйдя замуж и очутившись в Калинове, Катерина почувствовала себя как в тюрьме. Город и царящая в нем обстановка (традиционность и патриархальность) только усугубляют положение героини. Ее самоубийство – вызов, данный городу, – было совершено на основе внутреннего состояния Катерины и окружающей действительности.
У Бориса, героя также пришедшего “извне”, складывается схожая точка зрения. Вероятно, их любовь была обязана именно этому. Кроме того, у него, как и у Катерины, основную роль в семье играет “домашний тиран” Дикой, который есть прямое порождение города и является непосредственной его частью.
Вышесказанное можно в полной мере отнести и к Кабанихе. Но для нее город не идеален, на ее глазах рушатся старые традиции, устои. Кабаниха – одна из тех, кто пытается их сохранить, но остаются лишь “китайские церемонии”.
На почве разногласий героев и вырастает основной конфликт – борьба старого, патриархального и нового, разума и невежества. Город породил таких людей, как Дикой и Кабаниха, они (и такие, как они, зажиточные купцы) правят балом. А все недостатки города подпитываются нравами и средой, которые в свою очередь поддерживают всеми силами Кабаниха и Дикой.
Художественное пространство пьесы замкнуто, оно заключено исключительно в городе Калинове, тем труднее найти путь для тех, кто пытается из города вырваться. Кроме того, город статичен, как и его основные жители. Поэтому так резко с неподвижностью города контрастирует бурная Волга. Река воплощает движение. Городом же любое движение воспринимается крайне болезненно.
В самом начале пьесы Кулигин, который в некотором отношении схож с Катериной, говорит об окружающем пейзаже. Он искренне восхищается красотой природного мира, хотя Кулигин отлично себе представляет внутреннее устройство города Калинова. Видеть и восхищаться окружающим миром дано не многим персонажам, особенно в обстановке “темного царства”. Например, Кудряш ничего не замечает, как старается и не замечать царящих вокруг жестоких нравов. Природное явление, показанное в произведении Островского, – гроза также рассматривается жителями города по-разному (кстати, по утверждению одного из героев, гроза – частое явление в Калинове, это дает возможность причислять ее к пейзажу города). Для Дикого гроза – данное людям на испытание Богом событие, для Катерины – это символ близкого конца ее драмы, символ страха. Один Кулигин воспринимает грозу как обыкновенное природное явление, которому можно даже радоваться.

Городок небольшой, поэтому с высокой точки берега, где находится общественный сад, видны поля близлежащих селений. Дома в городе деревянные, возле каждого дома есть цветник. Так было почти везде по России. Вот в таком доме раньше жила и Катерина. Она вспоминает: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькойв церковь. »
Церковь – это главное место в любом селении в России. Люди были очень набожны, и церкви отводилась самая красивая часть города. Она строилась на возвышении и должна была быть видна отовсюду в городе. Калинов не был исключением, и церковь в нем была местом встреч всех жителей, источником всех разговоров и сплетен. Прогуливаясь у церкви, Кулигин рассказывает Борису о порядках здешней жизни: «Жестокие нравы в нашем городе, – говорит он – В мещанстве, сударь, кроме грубости да бедности начальной, вы ничего не увидите» (4). Деньги делают все – вот девиз той жизни. И тем не менее, любовь писателя к таким городам, как Калинов, чувствуется в неброских, но теплых описаниях местных пейзажей.

“Тишина, воздух отличный, из-за.

Волги слугов цветами пахнет, небочистое. ”

Так и хочется очутиться в том месте, пройти по бульвару вместе с жителями. Ведь бульвар – это тоже одно из основных мест маленьких,- да и больших городов. На бульвар вечером выходит на прогулку все сословие.
Раньше, когда не было музеев, кинотеатров, телевидения, бульвар был главным местом развлечений. Туда мамаши вывозили своих дочерей, как на смотрины, семейные пары доказывали крепкость своего союза, а молодые люди выискивали себе будущих жен. Но тем не менее, жизнь обывателей скучна и однообразна. Людям с живой и чувствительной натурой, таким, как Катерина, эта жизнь в тягость. Она засасывает, как трясина, и выбраться из нее, изменить что-то нет никакой возможности. На этой высокой ноте трагизма и заканчивается жизнь главной героини пьесы Катерины. «В могиле лучше», – говорит она. Выбраться из однообразия и скуки она смогла только таким способом. Завершая свой «протест, доведенный до отчаяния», Катерина заставляет обратить внимание на такое же отчаяние других жителей города Калинова. Такое отчаянье выражается по-разному. Оно, по

4 Островский А. Н. Избранные произведения. Москва, Детская литература, 1965.

обозначению Добролюбова, укладывается в различные типы общественных столкновений: младших со старшими, безответных со своевольными, бедных с богатыми. Ведь Островский выводя на сцену жителей Калинова, рисует панораму нравов не одного города, а всего общества, где человек зависит только от богатства, дающего силу, будь он глупец или умница, дворянин или разночинец.

Само название пьесы имеет символический смысл. Гроза в природе воспринимается по- разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она – «благодать», которой «каждая. травка, каждый цветок радуется», калиновцы же прячутся от нее, как от «напасти какой». Гроза усиливает душевную драму Катерины, ее напряженность, влияя на самый исход этой драмы. Гроза сообщает пьесе не только эмоциональное напряжение, но и ярко выраженный трагический колорит. В то же время еще Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы, писал драматургу Н. Я. Соловьеву, что, если он не может подобрать название произведению, значит, ему «идея пьесы не ясна

В «Грозе» драматург часто использует приемы пaраллелизма и антитезы в системе образов и непосредственно в самом сюжете, в изображении картин природы. Особенно ярко проявляется прием антитезы: в противопоставлении двух главных действующих лиц – Kaтeрины и Кабанихи; в композиции третьего действия резко отличаются друг от друга первая сцена (у ворот дoма Кабановой) и вторая (ночное свидание в овpaгe); в изображении картин природы и, в частности, приближения грозы в первом и четвертом действиях.

Островский в своей пьесе показал город вымышленный, но выглядит он предельно достоверно. Автор с болью видел, на сколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Островский не только подробно, конкретно и многосторонне воссоздает панораму городской жизни, но и, используя разные драматургические средства и приемы, вводит в художественный мир пьесы элементы мира природы и мира дальних городов и стран. Особенность видения окружающего, присущая горожанам, создает эффект фантастической, невероятной «затерянности» калиновской жизни.

Особую роль в пьесе играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним доступна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, стран, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла.

Люди, так воспринимающие окружающее, готовы поверить во что угодно, даже в самое невероятное, лишь бы оно не угрожало разрушением их «тихой, райской жизни». В основе такой позиции – страх, психологическая неготовность что-то изменить в своей жизни. Так драматург создает не только внешний, но и внутренний, психологический фон для трагической истории Катерины.

«Гроза» – драмма с трагической развязкой, автор использует сатирические приемы, на основе которых складывается негативное отношение читателей к Калинову и его типичным представителям. Особенно вводит сатиру, чтобы показать невежество и необразованность калиновцев.

Таким образом, Островский создает образ традиционного для первой половины 19 века города. Показывает автор глазами его героев. Образ Калинова является собирательным, автор хорошо знал купечество и обстановку, в которой оно развивалось. Так с помощью разных точек зрения героев пьесы «Гроза» Островский создает полную картину уездного купеческого города Калинова.

  1. Список литературы
  1. Анастасьев А. «Гроза» Островского. «Художественная литература» Москва, 1975.
  2. Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература. Москва, Просвещение, 1986.
  3. Лобанов П. П. Островский. Москва, 1989.
  4. Островский А. Н. Избранные произведения. Москва, Детская литература, 1965.

5. Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

Планета людей

Книга написана от первого лица. Экзюпери посвятил её одному из своих коллег-лётчиков — Анри Гийоме.

Человек раскрывается в борьбе с препятствиями. Пилот подобен крестьянину, который возделывает землю и тем самым исторгает у природы некоторые из её тайн. Столь же плодотворна работа лётчика. Первый полет над Аргентиной был незабываемым: внизу мерцали огоньки, и каждый из них говорил о чуде человеческого сознания — о мечтах, надеждах, любви.

Экзюпери стал работать на линии Тулуза — Дакар в 1926 г. Опытные лётчики держались несколько отчуждённо, но в их отрывистых рассказах возникал сказочный мир горных хребтов с западнями, провалами и вихрями. «Старички» искусно поддерживали преклонение, которое лишь возрастало, когда один из них не возвращался из полёта. И вот наступил черёд Экзюпери: ночью он отправился на аэродром в стареньком автобусе и, подобно многим своим товарищам, ощутил, как в нем рождается властелин — человек, ответственный за испанскую и африканскую почту. Сидевшие рядом чиновники говорили о болезнях, деньгах, мелких домашних заботах — эти люди добровольно заключили себя в тюрьму мещанского благополучия, и никогда уже не проснётся в их заскорузлых душах музыкант, поэт или астроном. Иное дело пилот, которому предстоит вступить в спор с грозой, горами и океаном — никто не пожалел о своём выборе, хотя для многих этот автобус стал последним земным приютом.

Из товарищей своих Экзюпери выделяет прежде всего Мермоза — одного из основателей французской авиалинии Касабланка — Дакар и первооткрывателя южноамериканской линии. Мермоз «вёл разведку» для других и, освоив Анды, передал этот участок Гийоме, а сам взялся за приручение ночи. Он покорил пески, горы и море, которые, в свою очередь, не раз поглощали его — однако он всегда выбирался из плена. И вот после двенадцати лет работы, во время очередного рейса через Южную Атлантику, он коротко сообщил о том, что выключает правый задний мотор. Все радиостанции от Парижа до Буэнос-Айреса встали на тоскливую вахту, но больше вестей от Мермоза не было. Почив на дне океана, он завершил дело своей жизни.

Погибших никто не заменит. И величайшее счастье испытывают пилоты, когда вдруг воскресает тот, кого уже мысленно похоронили. Так произошло с Гийоме, который исчез во время рейса над Андами. Пять дней товарищи безуспешно искали его, и уже не оставалось сомнений, что он погиб — либо при падении, либо от холода. Но Гийоме сотворил чудо собственного спасения, пройдя через снега и льды. Он сказал потом, что вынес то, чего не вынесло бы ни одно животное — нет ничего благороднее этих слов, показывающих меру величия человека, определяющих истинное место его в природе.

Пилот мыслит масштабами Вселенной и по-новому перечитывает историю. Цивилизация — всего лишь хрупкая позолота. Люди забывают, что под их ногами не существует глубокого слоя земли. Ничтожный пруд, окружённый домами и деревьями, подвержен действию приливов и отливов. Под тонким слоем травы и цветов происходят удивительные превращения — только благодаря самолёту их иногда удаётся разглядеть. Ещё одно волшебное свойство самолёта состоит в том, что он переносит пилота в сердцевину чудесного. С Экзюпери это случилось в Аргентине. Он приземлился на каком-то поле, не подозревая, что попадёт в сказочный дом и встретит двух юных фей, друживших с дикими травами и змеями. Эти принцессы-дикарки жили в ладу со Вселенной. Что сталось с ними? Переход от девичества к состоянию замужней женщины чреват роковыми ошибками — быть может, какой-нибудь дурак уже увёл принцессу в рабство.

В пустыне такие встречи невозможны — здесь пилоты становятся узниками песков. Присутствие повстанцев делало Сахару ещё более враждебной. Экзюпери познал тягость пустыни с первого же рейса; когда его самолёт потерпел аварию возле небольшого форта в Западной Африке, старый сержант принял пилотов, как посланцев неба — он заплакал, услышав их голоса.

Но точно так же были потрясены непокорные арабы пустыни, посетив незнакомую им Францию. Если в Сахаре вдруг выпадает дождь, начинается великое переселение — целые племена отправляются за триста лье на поиски травы. А в Савойе драгоценная влага хлестала, словно из дырявой цистерны. И старые вожди говорили потом, что французский бог гораздо щедрее к французам, чем бог арабов к арабам. Многие варвары поколебались в своей вере и почти покорились чужакам, но среди них по-прежнему есть те, кто внезапно бунтует, чтобы вернуть былое величие, — падший воин, ставший пастухом, не может забыть, как билось его сердце у ночного костра. Экзюпери вспоминает разговор с одним из таких кочевников — этот человек защищал не свободу (в пустыне все свободны) и не богатства (в пустыне их нет), а свой потаённый мир. Самих же арабов приводил в восхищение французский капитан Боннафус, совершавший смелые набеги на кочевья. Его существование украшало пески, ибо нет большей радости, чем убийство такого великолепного врага. Когда Боннафус уехал во Францию, пустыня словно бы утратила один из своих полюсов. Но арабы продолжали верить, что он вернётся за утраченным ощущением доблести — если это случится, непокорные племена получат весть в первую же ночь. Тогда воины молча поведут верблюдов к колодцу, приготовят запас ячменя и проверят затворы, а затем выступят в поход, ведомые странным чувством ненависти-любви.

Чувство достоинства может обрести даже раб, если он не утратил память. Всем невольникам арабы давали имя Барк, но один из них помнил, что его звали Мохаммедом и он был погонщиком скота в Марракеше. В конце концов Экзюпери удалось выкупить его. Поначалу Барк не знал, что делать с обретённой свободой. Старого негра разбудила улыбка ребёнка — он ощутил своё значение на земле, истратив почти все деньги на подарки детям. Его провожатый решил, что он сошёл с ума от радости. А им просто владела потребность стать человеком среди людей.

Теперь уже не осталось непокорных племён. Пески утеряли свою тайну. Но никогда не забудется пережитое. Однажды Экзюпери удалось подступиться к самому сердцу пустыни — это случилось в 1935 г., когда его самолёт врезался в землю у границ Ливии. Вместе с механиком Прево он провёл три бесконечных дня среди песков. Сахара едва не убила их: они страдали от жажды и одиночества, их рассудок изнемогал под тяжестью миражей. Почти полумёртвый пилот говорил себе, что не жалеет ни о чем: ему досталась самая лучшая доля, ибо он покинул город с его счетоводами и вернулся к крестьянской правде. Не опасности влекли его — он любил и любит жизнь.

Лётчиков спас бедуин, который показался им всемогущим божеством. Но истину трудно понять, даже когда соприкасаешься с ней. В момент высшего отчаяния человек обретает душевный покой — наверное, его познали Боннафус и Гийоме. Проснуться от душевной спячки может любой — для этого нужны случай, благоприятная почва или властное веление религии. На мадридском фронте Экзюпери встретил сержанта, который был когда-то маленьким счетоводом в Барселоне — время позвало его, и он ушёл в армию, ощутив в этом своё призвание. В ненависти к войне есть своя правда, но не торопитесь осуждать тех, кто сражается, ибо истина человека — это то, что делает его человеком. В мире, ставшем пустыней, человек жаждет найти товарищей — тех, с кем связывает общая цель. Счастливым можно стать, только осознав свою хотя бы и скромную роль. В вагонах третьего класса Экзюпери довелось увидеть польских рабочих, выселяемых из Франции. Целый народ возвращался к своим горестям и нищете. Люди эти были похожи на уродливые комья глины — так спрессовала их жизнь. Но лицо спящего ребёнка было прекрасным: он был похож на сказочного принца, на младенца Моцарта, обречённого пройти вслед за родителями через тот же штамповочный пресс. Эти люди совсем не страдали: за них мучился Экзюпери, сознавая, что в каждом, возможно, был убит Моцарт. Только Дух обращает глину в человека.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Планета людей» краткое содержание повести де Сент-Экзюпери – читать пересказ онлайн

Работа летчиков важна ровно как крестьян, которые работают на полях. Одни выращивают плоды, другие покоряют небесные просторы. В 1926 году Экзюпери начинает работать летчиком по маршруту Тулуза – Дакар, он доставляет почту людям. Многие из предшественников рассказывают о красотах и о том, что происходят и странные вещи. Вот настал день, и Экзюпери пришлось ехать в старом автобусе до точки отправления. С ним ехало много людей среди них были и чиновники, которые променяли свободу жизни на мещанство.

Из всех своих товарищей Экзюпери больше всего дружил с Мермозой. Он кстати и стал первым, кто исследовал все пути и маршруты, а потом передал все свои работы Гийоме. По радио Мермоза передал, что отключает задний мотор и навсегда исчез. Больше его никто не видел. Вот в рядах летчиков пропал еще один человек, им оказался Гийоме он пропал над Андами. Его долго искали товарищи, но не нашли и отчаялись. Через некоторое время Гийоме сам вернулся, пройдя через снега и льды. Он рассказывал, что много чего пережил за это время.

Люди не замечают многих превращений земли и их красоты. У пилота больше возможностей, на самолете он может отправиться в любую точку планеты. Так Экзюпери и поступил он, приземлился в Аргентине, где наткнулся на дом двух фей, которые занимались травами.

Так же Экзюпери побывал и в пустыне, где услышал много различных интересных историй. Многие из арабов подчинились чужакам, а некоторые еще борются с такой несправедливостью. Арабы восхищаются французским капитаном Боннафус, но он решает покинуть пустыню. Арабы продолжают верить, что он вернется. Экзюпери один раз даже помог чернокожему рабу и выкупил его. Он вернулся к своей семье и истратил все деньги на подарки.

В 1935 году Экзюпери терпит крушение на границе Ливии. С ним еще был и механик Прево. Они очень долго времени провели в пустыне и чуть не погибли, если бы их не спас бедуин. В то время как раз началась война, и Экзюпери видел поляков, которых изгнали из Франции. Он смотрел на всех этих людей и детей и думал о том, что возможно в ком то из них живет маленький Моцарт.

Краткое содержание

Глава 1. Линия

В 1926 году молодой Экзюпери устроился «пилотом на авиалинию », которая установила сообщение между Тулузой и Дакаром. Как и многие новички, он проходил стажировку, без которой ни одному начинающему пилоту не доверили бы почту.

Опытные пилоты были хмурые и замкнутые. С изрядной долей снисхождения они рассказывали новичкам удивительные истории из своей летной практики.

Наконец, наступил черед Экзюпери отправиться в самостоятельный полет. Ему доверили «пассажиров и африканскую почту», но в последнюю ночь перед вылетом молодого летчика стали терзать сомнения – сможет ли он провести самолет по опасным воздушным трассам. Неуверенность Экзюпери в собственных силах быстро развеялась после общения с другом Гийоме, который еще раз проштудировал с ним предстоящий маршрут.

Экзюпери прислушался к разговору своих пассажиров – они «говорили о болезнях, о деньгах, поверяли друг другу скучные домашние заботы». Молодой человек никак не мог понять, почему люди добровольно заточили себя в эту унылую тюрьму.

В тот раз Экзюпери довелось выдержать серьезное испытание сильным туманом. Горючее стремительно убывало, и так же быстро таяла надежда на спасение, но в последний момент пилоту удалось благополучно приземлить самолет.

Глава 2. Товарищи

Среди товарищей Экзюпери особенно выделялся пилот Жан Мермоз – один из основателей авиалинии Касабланка -Дакар. Ему довелось пережить немало острых моментов благодаря своей профессии: плен у мавров, вынужденное приземление на отвесной скале, опасные перелеты над пустыней. В течение двенадцати лет он упорно работал, покоряя новые воздушные трассы, пока не нашел свое последнее пристанище на дне океана.

Тщательно разведав дорогу над Андами, Мермоз «передоверил этот участок трассы своему товарищу Гийоме». Однажды во время одного из рейсов Гийоме исчез, и семь дней от него не было никаких известий – скорее всего, он погиб при падении или от сильного холода. В его башмаках «уже не умещались обмороженные распухшие ноги», но он настойчиво шел по заснеженной пустыне, потому что знал – его ждут.

Глава 3. Самолет

«Самолет — не цель, он всего лишь орудие», с помощью которого человек получил возможность в полной мере насладиться красотой планеты. Доведенные до совершенства механизмы позволяют мыслить о высоком, а не думать о том, «что там в моторе вращается».

Глава 4. Самолет и планета

Изобретение самолета дало человечеству шанс увидеть «истинное лицо Земли», избавиться от вековых заблуждений и смело взглянуть правде в глаза.

Наша Земля – это планета-странница, и благодаря самолету можно узнать что-то новое о ее прошлом. Застывшие в камне вулканические извержения, пески с тысячелетней историей, но «среди извечных напластований мертвой материи человеческое раздумье» – самое главное чудо.

Глава 5. Оазис

Еще одно чудесное свойство самолета состоит в том, что «он мгновенно переносит вас в самое сердце неведомого». Однажды Экзюпери сделал вынужденную стоянку в Аргентине, посреди поля. Его приютила супружеская пара, растившая двоих дочерей. Девушки росли дикарками и больше напоминали фей, которые жили в полной гармонии с окружающей природой. Их сердца – настоящий «дикий сад», хотя людям больше по душе «подстриженные газоны». Что теперь с ними случилось, как они живут?

Глава 6. В пустыне

В пустыне подобных «оазисов не встретишь: сады, молодые девушки — это просто сказка!». За три года полетов над Сахарой Экзюпери изведал вкус одиночества. Ему казалось, что среди камней и песка гаснет не только его молодость, но и «там, вдалеке, стареет весь мир».

Сахара стала еще более враждебной с появлением повстанцев. Когда однажды Экзюпери, Гийоме и Ригель потерпели аварию неподалеку от военного поста в Мавритании, старый сержант заплакал при встрече с ними. Пилоты оказались дорогими гостями, с которыми старый вояка смог заговорить на родном языке впервые за полгода.

В Сахаре пилоты «сталкивались с непокорными племенами», представителей которых они пытались хоть немного приручить. Иногда летчики «брали в воздух какого-нибудь влиятельного вождя и показывали ему мир с борта самолета».

Экзюпери знал много чернокожих невольников, которые прислуживали своим хозяевам-маврам. Один из них произвел особенно сильное впечатление на Экзюпери, и при помощи своих друзей из Франции ему удалось выкупить его и подарить свободу.

Глава 7. В сердце пустыни

Однажды Экзюпери удалось заглянуть в самое сердце пустыни. В 1935 году он летел в Индокитай, но увяз «в песках, как в смоле, и ждал смерти». Вместе со своим помощником – механиком Прево – Экзюпери летел над безмолвной ночной пустыней, когда неожиданно самолет потерпел крушение.

Только чудом товарищам удалось выжить, но они не имели ни малейшего представления, где находятся, и воды у них оставалось меньше литра. Их могут найти «в лучшем случае через неделю, и это уже поздно».

С наступлением утра Экзюпери и Прево решили «двинуться прямо на восток, наперекор всякой логике». Они прошли уже пять часов, но пейзаж вокруг не изменился. Было решено вернуться к самолету. К тому времени вода у них уже закончилась.

На рассвете товарищи «тряпкой собрали с уцелевшего крыла немного росы пополам с краской и маслом» и выпили. Накануне они расставили силки у нор, но они оказались пусты. Экзюпери решил отправиться на разведку один. Измученное жаждой сознание один за другим показывало ему миражи. Ночью, когда Прево разжег костер, Экзюпери вернулся к разбитому самолету.

Товарищи вновь отправились в путь, и вскоре их ожидало спасение в лице бедуина.

Глава 8. Люди

Экзюпери казалось, что в пустыне он стоял на краю гибели. Но именно тогда, «оставив всякую надежду», он обрел душевный покой и внутреннюю свободу.

Экзюпери вспомнил, как однажды побывал в качестве журналиста на фронте под Мадридом. Он встретил сержанта, который в мирной жизни был скромным счетоводом. Он добровольцем ушел на войну, и в сражениях, стоя плечом к плечу с товарищами, чувствовал себя человеком, нашедшим цель своей жизни.

Припомнил Экзюпери и свое железнодорожное путешествие, когда в вагонах третьего класса он увидел «сотни рабочих-поляков», возвращавшихся на родину. «Целый народ, погруженный в тяжелый сон, возвращался к горькой нищете», потеряв свой человеческий облик. И посреди этой бесформенной массы, больше напоминавшей комья глины, Экзюпери увидел спящего малыша. Он был «совсем как маленький принц из сказки». Этот маленький Моцарт мог оправдать большие надежды, но он, как и сотни других детей, был обречен пройти через безжалостный штамповочный пресс и превратиться в рядового взрослого, наслаждающегося «гнусной музыкой низкопробных кабаков»…

История одного летчика

Как мы все знаем, профессия летчика появилась в начале прошлого века. Во всех странах, где стали появляться самолеты, она была необыкновенна популярной. Мужественные и смелые юноши мечтали взмыть в небо на своих железных птицах, чтобы совершать открытия, преодолевая препятствия.

Таким был и автор сборник очерков, который рассказывает о своих путешествиях на самолете. Книга «Планета людей» рассказывает нам в целом очень простую историю о том, как летчик, он же рассказчик, каждодневно выполняет свою работу – перевозит почту из Испании в Африку и обратно.

Сборник очерков носит автобиографический характер, при этом его трудно назвать приключенческим произведением, скорее, перед нами философские размышления, облеченные в форму художественного произведения. Более того, часто автор уходит от внешней канвы своего повествования, уделяя большее внимание внутренним размышлениям своих героев (данный прием вообще был характернее для французской литературы того времени, Марсель Пруст называл его использованием «потока сознания» для характеристики душевных переживаний своих героев).

Однако вернемся к самому сборнику очерков Экзюпери «Планета людей» (краткое содержание по главам этого произведения будет представлено нами чуть ниже).

Призвание и жизнь

В «Планете людей» Экзюпери, цитаты из которой знает каждый французский школьник, много размышлений о роли человека в жизни Вселенной. С одной стороны, автор указывает, что человеческая цивилизация несравненно мала перед величием мира природы и бесконечностью космических пространств. Но с другой стороны, сам автор утверждает, что человеческая цивилизация подобно позолоте, которая украшает нашу Вселенную. И хотя часто люди не задумываются о том, для чего они пришли в этот мир, но мир, их окружающий, полон тайн, загадок и величественного вдохновения.

Три дня в песках


Смотреть галерею

В 1935 году автор потерпел крушение недалеко от границ Ливии. С ним был его механик Прево. Вдвоем они скитались по пустыне три дня и едва остались живы. Измученный жаждой, невыносимой жарой, игрой воображения и миражами, пилот, однако, нисколько не сожалел о том, какую жизнь избрал для себя. Даже стоя на пороге смерти, Экзюпери (эта история абсолютно автобиографична) готов был заплатить даже такую цену за то, что у него была возможность по-настоящему жить, узнать наш мир и разгадать, пусть и немного, его тайны.

Спас несчастных бедуин. Поначалу летчик и механик приняли этого человека за бога.

Небо. Самолет. Писатель

Небо манило Антуана Де Сент-Экзюпери с самого юного возраста. Оно имело над ним какую-то необъяснимую власть, поэтому мальчик мог подолгу глядеть на бесконечные небесные просторы. За эту странность сверстники прозвали маленького Антуана Лунатиком.

Свой первый полет Экзюпери совершил в 12 лет. Безусловно, тогда руководил машиной не он. За штурвалом находился прославленный летчик Габриэль Враблевски. После своеобразного боевого крещения Антуан не поднимался в небо целых девять лет. Будучи призванным в армию в 1921 году, Экзюпери попадает в полк истребительной авиации. Это событие сыграло решающую роль в дальнейшем выборе профессии. Антуан беззаветно и навсегда влюбился в небо.

Он сообщает об этом в письмах к матери («Я обожаю эту профессию!»), делится с читателями на страницах своих произведений. Именно любовь к полетам и преданность профессиональному долгу стали главными причинами, по которым в годы войны Экзюпери вышел в небо, став военным летчиком. Несмотря на уговоры друзей, что высоко ценили его литературный талант, он не захотел отсиживаться в тылу и встретил свою смерть за штурвалом боевого самолета.

Тело пилота Экзюпери так и не нашли. Долгое время он считался пропавшим без вести. Фрагменты летательного аппарата, которым предположительно управлял Сент-Экзюпери, подняли с морского дна только в 2000 году. Но это лишь формальность – слава литературных произведений уже давно воскресила своего создателя.

«Планета людей» Экзюпери: отзывы современников

Сборник очерков писателя оказался востребованным среди его современников. В период между двумя мировыми войнами Европу сотрясали противоречия. Старый миропорядок рушился на глазах, новый рождался в муках и крови Второй мировой войны.

Требовались новые писатели, новая литература, в которой предлагался бы чистый и незамутненный взгляд на события, происходящие в стране и в мире.

Таким свежим глотком чистого воздуха и стал сборник очерков «Планета людей», краткое содержание которого мы рассмотрели в настоящей статье.

Следует заметить, что и сегодня этот сборник очерков привлекает читателей своей простотой и глубоким смыслом.

История раба

Много о чем рассказывает своим читателям Экзюпери, герои «Планеты людей» всегда оказываются либо примером для подражания, либо для порицания.

Интересна история невольника, которого главный герой выкупил у арабов. Он пробыл в рабстве очень долго, однако помнил свое настоящее имя, о своей далекой семье, о деле, которым он когда-то занимался. Когда раб получил долгожданную свободу, он повел себя необычным образом. Накупил сладостей и подарков и стал отдавать их детям. Так он праздновал свое освобождение после долгих десятилетий плена, таким образом этот человек смог сохранить и свою волю, и свое достоинство.

Книга «Планета людей» раскрывает перед читателями еще немало подобных историй.

Сюжетная линия сборника очерков

Итак, мы определились, что в сборнике очерков автор рассказывает о судьбе летчика, который, подобно крестьянину, вмешивается в законы природы. Но если земледелец покоряет почву и заставляет ее давать урожай, то властелин небес пытается преодолеть пространство, подобно птицам, взмывающим в небеса.

Однако труд летчика очень опасен. Экзюпери с грустной иронией рассказывает о тех приключениях, которые ждали главного героя и в небе, и на земле. В первую очередь, это касалось поломок самолета, которые были неизбежны. Случались такие поломки часто в пустыне, где не было ни одной живой души. Самому главному герою не раз приходилось попадать в такие ситуации, из которых он мог не выбраться живым.

Борьба человека с природой, с самим собой, с внешними обстоятельствами – вот центральная мысль этого произведения.

“Планета людей” Экзюпери краткое содержание по главам как написать?

Экзюпери “Планета” людей по главам краткое содержание.

Философско-автобиографическая повесть Антуана де Сент – Экзюпери «Планета людей», состоящая из нескольких эссе, объединенных раздумьями автора о мире и месте человека в нем, вышла в 1939 году.

Глава 1. Линия.

Человек постигает свои возможности в борьбе с препятствиями, преодолевая преграды. И чем совершенней становятся используемые им орудия, тем жестче противодействие, и тем крепче должна быть сила духа, противопоставляемая людьми в этом состязании.

В 1926 году автор был принят стажером в авиакомпанию, перевозящую почту между Тулузой и Дакаром. Новички с почтением наблюдали за опытными пилотами, вернувшимися из очередного рейса и скупо делившимися подробностями полета. А иногда они не возвращались.

Экзюпери назначили в первый полет. Его друг Гийоме еще раз прошелся с ним по маршруту, добавив сведения, которых нет на карте – коварный ручей, прорезавший удобное для посадки поле, домик на горном склоне, как маяк, предупреждающий об опасности. Сидя в утреннем автобусе с чиновниками и инспекторами, он искренне жалел этих людей, выбравших обывательский омут вместо иного мира, единоборства с ночными молниями и горными хребтами. В одном из полетов экипаж сбился с пеленга, и только счастливая случайность позволила в полной темноте дотянуть до аэродрома.

Глава 2. Товарищи.

Траектории авиалиний прокладывались людьми необычайной силы духа. Французский летчик Мермоз, осваивая трассу над песками Сахары, попал в плен к маврам, был выкуплен и снова вернулся на тот же маршрут. Потом ему поручили отработать проход через Анды. Мотор заглох, самолет сорвался в пропасть, но в падении набрал скорость и выбрался на равнину. Отработав технику полета над песками, в горах и в ночных условиях, он передавал эти участки товарищам, и однажды не вернулся, прокладывая путь через океан.

Анри Гийоме отправился в зимний полет через Анды и пропал из эфира. Шестидневные поиски ничего не дали, местные спасатели убеждали, что зимой в горах не протянуть и суток. А он вышел к людям на седьмые сутки, без еды и сна преодолев в сорокаградусный мороз каменные кручи, потому что знал – на него надеются.

Глава 3. Самолет.

Самолет, как и другие орудия труда, постоянно совершенствуется. Но это развитие – не самоцель, он лишь делает пилота более подготовленным для встречи с силами природы.

Глава 4. Самолет и планета.

Самолет, показавший человеку Землю с высоты, продемонстрировал ее уголки, не тронутые цивилизацией, ее огнедышащее прошлое, ее хрупкое настоящее, возможно, уязвимое перед очередным катаклизмом, собственным или привнесенным извне.

Но самое удивительное – это человеческий разум, зародившийся на нашей планете среди мертвой материи. А он почему-то устроен так, что неизменно возвращает человека к самому себе, делая каждого из нас центром и точкой отсчета окружающего мира.

Глава 5. Оазис.

Самолет имеет еще одно свойство – он может мигом перенести из человеческого муравейника в укромный уголок – старый полуразрушенный дом, хранящий свои древние тайны, к двум юным девушкам – хозяйкам этого земного рая, населенного прирученными обезьянами, пчелами, мангустами и гадюками.

Но сказки кончаются, детство тоже, и сердцу становится тесно в диком саду. А за оградой их встречают совсем не романтичные принцы.

Глава 6. В пустыне.

Поначалу пустыня – это просто тишина и пустота. Но со временем она начинает проникать вглубь, становиться частью души. В человеческом существе обостряются древние инстинкты, и по налетевшей на фонарик стрекозе дикарским чутьем улавливается надвигающаяся песчаная буря.

В Сахаре оставалось много непокорных племен. Они считали себя непобедимыми и презирали и преследовали европейцев. Для расширения кругозора им устраивали показательные полеты и даже свозили во Францию. Оказалось, что их бог обманывает мавров, и жизнь среди цветущих деревьев и журчащих ручьев доступна многим на земле, а не только избранным в раю, как учит Коран. Но часть их оставалась верна Аллаху, зову пустыни и долгу воина.

Не все невольники мавров смирялись со своей рабской участью. К Экзюпери, недавно назначенному начальником крошечного аэропорта, каждый вечер подходил черный Барк и просил спрятать его в самолете и увезти на родину. Но за украденного слугу мавры мстили жестокой расправой. Экзюпери с друзьями выкупили несломленного судьбой раба и отправили на домой.

Глава 7. В сердце пустыни.

В 1935 году Экзюпери с механиком Прево отправились в далекий Индокитай. Ночной полет в кромешной темноте и сплошной облачности закончился аварией в знойной пустыне. Много суток без воды и пищи, выбирая направление по звездам, они брели чтобы вернуться к тем, кто верил и ждал. Их спас случайно встреченный в бескрайних просторах ливийский бедуин.

Глава 8. Люди.

Экзюпери и его друзья познали, как на краю гибели, на пределе отчаяния, потеряв последнюю надежду, человек вдруг обретает душевный покой, небывалую внутреннюю свободу, и к этому ощущению хотелось вернуться еще и еще. Чтоб достичь этой вершины, человек должен пройти нелегкий путь, раскрыть в себе личность и осознать свое призвание.

Цивилизация втянула миллионы людей в нудную монотонную работу, они стали винтиками, а не творцами собственных достижений. И во многих из них, возможно, так и остался не разбужен свой Моцарт.

Краткое содержание «Планета людей»

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 463.

Повесть «Планета людей» де Сент-Экзюпери была написана в 1939 году. Книга представляет собой сборник репортажей, каждая глава является цельным завершенным повествованием. Автобиографическую повесть, написанную от первого лица, автор посвятил своему коллеге – летчику Анри Гийому.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Планеты людей» по главам, это пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

  • Антуан де Сент Экзюпери – автор повести, пилот, журналист.

Другие персонажи

  • Анри Гийоме, Жан Мермоз – лучшие друзья рассказчика, отважные пилоты.
  • Прево – механик, потерпевший вместе с Экзюпери крушение самолета.

Краткое содержание

Глава 1. Линия

В 1926 году молодой Экзюпери устроился «пилотом на авиалинию компании «Латекоэр»» , которая установила сообщение между Тулузой и Дакаром. Как и многие новички, он проходил стажировку, без которой ни одному начинающему пилоту не доверили бы почту.

Опытные пилоты были хмурые и замкнутые. С изрядной долей снисхождения они рассказывали новичкам удивительные истории из своей летной практики.

Наконец, наступил черед Экзюпери отправиться в самостоятельный полет. Ему доверили «пассажиров и африканскую почту» , но в последнюю ночь перед вылетом молодого летчика стали терзать сомнения: сможет ли он провести самолет по опасным воздушным трассам. Неуверенность Экзюпери в собственных силах быстро развеялась после общения с другом Гийоме, который еще раз проштудировал с ним предстоящий маршрут.

Экзюпери прислушался к разговору своих пассажиров – они «говорили о болезнях, о деньгах, поверяли друг другу скучные домашние заботы» . Молодой человек никак не мог понять, почему люди добровольно заточили себя в эту унылую тюрьму.

В тот раз Экзюпери довелось выдержать серьезное испытание сильным туманом. Горючее стремительно убывало, и так же быстро таяла надежда на спасение, но в последний момент пилоту удалось благополучно приземлить самолет.

Глава 2. Товарищи

Среди товарищей Экзюпери особенно выделялся пилот Жан Мермоз – один из основателей авиалинии Касабланка-Дакар. Ему довелось пережить немало острых моментов благодаря своей профессии: плен у мавров, вынужденное приземление на отвесной скале, опасные перелеты над пустыней. В течение двенадцати лет он упорно работал, покоряя новые воздушные трассы, пока не нашел свое последнее пристанище на дне океана.

Тщательно разведав дорогу над Андами, Мермоз «передоверил этот участок трассы своему товарищу Гийоме» . Однажды во время одного из рейсов Гийоме исчез, и семь дней от него не было никаких известий: скорее всего, он погиб при падении или от сильного холода. В его башмаках «уже не умещались обмороженные распухшие ноги» , но он настойчиво шел по заснеженной пустыне, потому что знал: его ждут.

Глава 3. Самолет

«Самолет — не цель, он всего лишь орудие» , с помощью которого человек получил возможность в полной мере насладиться красотой планеты. Доведенные до совершенства механизмы позволяют мыслить о высоком, а не думать о том, «что там в моторе вращается» .

Глава 4. Самолет и планета

Изобретение самолета дало человечеству шанс увидеть «истинное лицо Земли» , избавиться от вековых заблуждений и смело взглянуть правде в глаза.

Наша Земля – это планета-странница, и благодаря самолету можно узнать что-то новое о ее прошлом. Застывшие в камне вулканические извержения, пески с тысячелетней историей, но «среди извечных напластований мертвой материи человеческое раздумье» – самое главное чудо.

Глава 5. Оазис

Еще одно чудесное свойство самолета состоит в том, что «он мгновенно переносит вас в самое сердце неведомого» . Однажды Экзюпери сделал вынужденную стоянку в Аргентине, посреди поля. Его приютила супружеская пара, растившая двоих дочерей. Девушки росли дикарками и больше напоминали фей, которые жили в полной гармонии с окружающей природой. Их сердца – настоящий «дикий сад», хотя людям больше по душе «подстриженные газоны» . Что теперь с ними случилось, как они живут?

Глава 6. В пустыне

В пустыне подобных «оазисов не встретишь: сады, молодые девушки — это просто сказка!» . За три года полетов над Сахарой Экзюпери изведал вкус одиночества. Ему казалось, что среди камней и песка гаснет не только его молодость, но и «там, вдалеке, стареет весь мир» .

Сахара стала еще более враждебной с появлением повстанцев. Когда однажды Экзюпери, Гийоме и Ригель потерпели аварию неподалеку от военного поста в Мавритании, старый сержант заплакал при встрече с ними. Пилоты оказались дорогими гостями, с которыми старый вояка смог заговорить на родном языке впервые за полгода.

В Сахаре пилоты «сталкивались с непокорными племенами» , представителей которых они пытались хоть немного приручить. Иногда летчики «брали в воздух какого-нибудь влиятельного вождя и показывали ему мир с борта самолета» .

Экзюпери знал много чернокожих невольников, которые прислуживали своим хозяевам-маврам. Один из них произвел особенно сильное впечатление на Экзюпери, и при помощи своих друзей из Франции ему удалось выкупить его и подарить ему свободу.

Глава 7. В сердце пустыни

Однажды Экзюпери удалось заглянуть в самое сердце пустыни. В 1935 году он летел в Индокитай, но увяз «в песках, как в смоле, и ждал смерти» . Вместе со своим помощником – механиком Прево – Экзюпери летел над безмолвной ночной пустыней, когда неожиданно самолет потерпел крушение.

Только чудом товарищам удалось выжить, но они не имели ни малейшего представления, где находятся, и воды у них оставалось меньше литра. Их могут найти «в лучшем случае через неделю, и это уже поздно» .

С наступлением утра Экзюпери и Прево решили «двинуться прямо на восток, наперекор всякой логике» . Они прошли уже пять часов, но пейзаж вокруг не изменился. Было решено вернуться к самолету. К тому времени вода у них уже закончилась.

На рассвете товарищи «тряпкой собрали с уцелевшего крыла немного росы пополам с краской и маслом» и выпили. Накануне они расставили силки у нор, но они оказались пусты. Экзюпери решил отправиться на разведку один. Измученное жаждой сознание один за другим показывало ему миражи. Ночью, когда Прево разжег костер, Экзюпери вернулся к разбитому самолету.

Товарищи вновь отправились в путь, и вскоре их ожидало спасение в лице бедуина.

Глава 8. Люди

Экзюпери казалось, что в пустыне он стоял на краю гибели. Но именно тогда, «оставив всякую надежду» , он обрел душевный покой и внутреннюю свободу.

Экзюпери вспомнил, как однажды побывал в качестве журналиста на фронте под Мадридом. Он встретил сержанта, который в мирной жизни был скромным счетоводом. Он добровольцем ушел на войну и в сражениях, стоя плечом к плечу с товарищами, чувствовал себя человеком, нашедшим цель своей жизни.

Припомнил Экзюпери и свое железнодорожное путешествие, когда в вагонах третьего класса он увидел «сотни рабочих-поляков» , возвращавшихся на родину. «Целый народ, погруженный в тяжелый сон, возвращался к горькой нищете» , потеряв свой человеческий облик. И посреди этой бесформенной массы, больше напоминавшей комья глины, Экзюпери увидел спящего малыша. Он был «совсем как маленький принц из сказки» . Этот маленький Моцарт мог оправдать большие надежды, но он, как и сотни других детей, был обречен пройти через безжалостный штамповочный пресс и превратиться в рядового взрослого, наслаждающегося «гнусной музыкой низкопробных кабаков» …

Заключение

Своим произведением Антуан де Сент Экзюпери стремился донести простую мысль: жизнь, несмотря на все трудности и лишения, удивительно прекрасна, и стоит ценить каждую минуту, проведенную на этой планете.

После ознакомления с пересказом «Планеты людей» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Планета людей краткое содержание

Повесть «Планета людей» де Сент-Экзюпери была написана в 1939 году. Книга представляет собой сборник репортажей, в которой каждая глава является цельным завершенным повествованием. Автобиографическую повесть, написанную от первого лица, автор посвятил своему коллеге – летчику Анри Гийому.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Планета людей» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Антуан де Сент Экзюпери – автор повести, пилот, журналист.

Другие персонажи

Анри Гийоме, Жан Мермоз – лучшие друзья рассказчика, отважные пилоты.
Прево – механик, потерпевший вместе с Экзюпери крушение самолета.

Краткое содержание

Глава 1. Линия
В 1926 году молодой Экзюпери устроился «пилотом на авиалинию компании «Латекоэр»», которая установила сообщение между Тулузой и Дакаром. Как и многие новички, он проходил стажировку, без которой ни одному начинающему пилоту не доверили бы почту.
Опытные пилоты были хмурые и замкнутые. С изрядной долей снисхождения они рассказывали новичкам удивительные истории из своей летной практики.

Наконец, наступил черед Экзюпери отправиться в самостоятельный полет. Ему доверили «пассажиров и африканскую почту», но в последнюю ночь перед вылетом молодого летчика стали терзать сомнения – сможет ли он провести самолет по опасным воздушным трассам. Неуверенность Экзюпери в собственных силах быстро развеялась после общения с другом Гийоме, который еще раз проштудировал с ним предстоящий маршрут.
Экзюпери прислушался к разговору своих пассажиров – они «говорили о болезнях, о деньгах, поверяли друг другу скучные домашние заботы». Молодой человек никак не мог понять, почему люди добровольно заточили себя в эту унылую тюрьму.
В тот раз Экзюпери довелось выдержать серьезное испытание сильным туманом. Горючее стремительно убывало, и так же быстро таяла надежда на спасение, но в последний момент пилоту удалось благополучно приземлить самолет.

Глава 2. Товарищи
1
Среди товарищей Экзюпери особенно выделялся пилот Жан Мермоз – один из основателей авиалинии Касабланка -Дакар. Ему довелось пережить немало острых моментов благодаря своей профессии: плен у мавров, вынужденное приземление на отвесной скале, опасные перелеты над пустыней. В течение двенадцати лет он упорно работал, покоряя новые воздушные трассы, пока не нашел свое последнее пристанище на дне океана.

2
Тщательно разведав дорогу над Андами, Мермоз «передоверил этот участок трассы своему товарищу Гийоме». Однажды во время одного из рейсов Гийоме исчез, и семь дней от него не было никаких известий – скорее всего, он погиб при падении или от сильного холода. В его башмаках «уже не умещались обмороженные распухшие ноги», но он настойчиво шел по заснеженной пустыне, потому что знал – его ждут.

Глава 3. Самолет
«Самолет — не цель, он всего лишь орудие», с помощью которого человек получил возможность в полной мере насладиться красотой планеты. Доведенные до совершенства механизмы позволяют мыслить о высоком, а не думать о том, «что там в моторе вращается».

Глава 4. Самолет и планета
1-4
Изобретение самолета дало человечеству шанс увидеть «истинное лицо Земли», избавиться от вековых заблуждений и смело взглянуть правде в глаза.
Наша Земля – это планета-странница, и благодаря самолету можно узнать что-то новое о ее прошлом. Застывшие в камне вулканические извержения, пески с тысячелетней историей, но «среди извечных напластований мертвой материи человеческое раздумье» – самое главное чудо.

Глава 5. Оазис
Еще одно чудесное свойство самолета состоит в том, что «он мгновенно переносит вас в самое сердце неведомого». Однажды Экзюпери сделал вынужденную стоянку в Аргентине, посреди поля. Его приютила супружеская пара, растившая двоих дочерей. Девушки росли дикарками и больше напоминали фей, которые жили в полной гармонии с окружающей природой. Их сердца – настоящий «дикий сад», хотя людям больше по душе «подстриженные газоны». Что теперь с ними случилось, как они живут?

Глава 6. В пустыне
1-4
В пустыне подобных «оазисов не встретишь: сады, молодые девушки — это просто сказка!». За три года полетов над Сахарой Экзюпери изведал вкус одиночества. Ему казалось, что среди камней и песка гаснет не только его молодость, но и «там, вдалеке, стареет весь мир».
Сахара стала еще более враждебной с появлением повстанцев. Когда однажды Экзюпери, Гийоме и Ригель потерпели аварию неподалеку от военного поста в Мавритании, старый сержант заплакал при встрече с ними. Пилоты оказались дорогими гостями, с которыми старый вояка смог заговорить на родном языке впервые за полгода.
В Сахаре пилоты «сталкивались с непокорными племенами», представителей которых они пытались хоть немного приручить. Иногда летчики «брали в воздух какого-нибудь влиятельного вождя и показывали ему мир с борта самолета».

5-7
Экзюпери знал много чернокожих невольников, которые прислуживали своим хозяевам-маврам. Один из них произвел особенно сильное впечатление на Экзюпери, и при помощи своих друзей из Франции ему удалось выкупить его и подарить свободу.
Глава 7. В сердце пустыни

1-3
Однажды Экзюпери удалось заглянуть в самое сердце пустыни. В 1935 году он летел в Индокитай, но увяз «в песках, как в смоле, и ждал смерти». Вместе со своим помощником – механиком Прево – Экзюпери летел над безмолвной ночной пустыней, когда неожиданно самолет потерпел крушение.
Только чудом товарищам удалось выжить, но они не имели ни малейшего представления, где находятся, и воды у них оставалось меньше литра. Их могут найти «в лучшем случае через неделю, и это уже поздно».

4-7
С наступлением утра Экзюпери и Прево решили «двинуться прямо на восток, наперекор всякой логике». Они прошли уже пять часов, но пейзаж вокруг не изменился. Было решено вернуться к самолету. К тому времени вода у них уже закончилась.
На рассвете товарищи «тряпкой собрали с уцелевшего крыла немного росы пополам с краской и маслом» и выпили. Накануне они расставили силки у нор, но они оказались пусты. Экзюпери решил отправиться на разведку один. Измученное жаждой сознание один за другим показывало ему миражи. Ночью, когда Прево разжег костер, Экзюпери вернулся к разбитому самолету.
Товарищи вновь отправились в путь, и вскоре их ожидало спасение в лице бедуина.

Глава 8. Люди
1-2
Экзюпери казалось, что в пустыне он стоял на краю гибели. Но именно тогда, «оставив всякую надежду», он обрел душевный покой и внутреннюю свободу.
Экзюпери вспомнил, как однажды побывал в качестве журналиста на фронте под Мадридом. Он встретил сержанта, который в мирной жизни был скромным счетоводом. Он добровольцем ушел на войну, и в сражениях, стоя плечом к плечу с товарищами, чувствовал себя человеком, нашедшим цель своей жизни.

3-4
Припомнил Экзюпери и свое железнодорожное путешествие, когда в вагонах третьего класса он увидел «сотни рабочих-поляков», возвращавшихся на родину. «Целый народ, погруженный в тяжелый сон, возвращался к горькой нищете», потеряв свой человеческий облик. И посреди этой бесформенной массы, больше напоминавшей комья глины, Экзюпери увидел спящего малыша. Он был «совсем как маленький принц из сказки». Этот маленький Моцарт мог оправдать большие надежды, но он, как и сотни других детей, был обречен пройти через безжалостный штамповочный пресс и превратиться в рядового взрослого, наслаждающегося «гнусной музыкой низкопробных кабаков»…

Заключение
Своим произведением Антуан де Сент Экзюпери стремился донести простую мысль – жизнь, несмотря на все трудности и лишения, удивительно прекрасна, и стоит ценить каждую минуту, проведенную на этой планете.
После ознакомления с пересказом «Планета людей» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: