Железная дорога – анализ, история создания, композиция, тема

Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 251.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 251.

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжёлой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железная дорога” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.

История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвящённых народу, повествующих о его нелёгкой жизни.

Тема – стихотворение о страданиях простых людей при строительстве железных дорог в России XIX века, безрассудстве чиновничества, жёстокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырёх частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при строительстве железной дороги.

Жанр – лирическое стихотворение, некоторые исследователи называют поэмой. Вид лирики – гражданская.

Стихотворный размер – стихотворение написано четырёхстопным дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты“ Здоровый, ядрёный в оздух “, “славная осень”, “труд страшно громаден”.

Сравнения“Лёд… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковёр”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Синекдоха“А по бокам-то всё косточки русские”.

Олицетворение“Свисток оглушительный взвизгнул”.

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжёлых условиях, голодали, болели, умирали. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в данном стихотворении.

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики,– это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые управляли этими работами. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих целей.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лёд на речке, лес, жёлтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр – лирическое стихотворение, впрочем некоторые литературоведы склонны его считать поэмой, что небезосновательно: есть сюжет, есть лирические отступления. Вид данного стихотворения определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чём не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стих написан трехсложным размером – четырёхстопным дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковёр, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лёд… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” . Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, “труд страшно громаден” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, синекдоху: “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину современной поэту действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

«Железная дорога» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История написания

История создания стихотворения «Железная дорога» тесно связана со строительством в Российской империи железных дорог. Все пути появились благодаря тяжёлому труду крестьян, которых морили голодом, не снабжали необходимыми вещами, заставляли работать день и ночь. К сожалению, жизнь и состояние бедных людей никого не волновали. Самое главное, что нужно было высшим должностным лицам, — скорейшее завершение строительства путей.

Некрасов с печалью смотрел за всем тем, что происходило в то время.

Его не волновали ни пути, ни другие новые постройки, которые появились благодаря труду крестьян. Писатель переживал за бедных людей, которые ничего не могли сделать со своим положением. Николай Алексеевич сам понимал, что одно его произведение не искоренит проблему. Однако он старался написать такое стихотворение, при помощи которого сможет донести свою мысль в массы и показать другим людям, насколько был обесценен труд простых граждан.

Стихотворение стало одним из самых значимых в гражданской лирике того времени. Впервые оно предстало перед читателями в 1864 году в журнале «Современник».

Образы и символы

Самым главным образом всего произведения становится сама железная дорога. Она является символом того времени, когда сотни ни в чём не повинных людей страдали и мучились от голода, прокладывая новые железные пути. В произведении показано, как восставшие погибшие люди, которые не смогли вытерпеть таких мук, направляются вслед за поездом, где едут генерал и Ванечка с рассказчиком.

Образ белоруса является собирательным и отражает все те муки, которым довелось прочувствовать многим крестьянам той эпохи. Рассказчик поражён тому, насколько привита любовь к труду у простого мужичка. Первые три главы стихотворения отведены под повествования о том, как на самом деле шёл процесс строительства путей. Увы, представители власти решили умолчать, сколько крестьян не выдержало и погибло за то время.

Читайте также:
«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание произведения, история исследования времени, анализ, жанр, характеристика

Образ купца достаточно противоречив. Этот мужчина может показаться «благодетелем», но на самом же деле он являлся мерзким человеком, который ненавидел простой народ и пользовался им ради своей выгоды. Он понимал, что обычный крестьянин не сможет отказаться от работы, так как это было приказом человека, который выше его по социальному статусу.

Композиция

Важно отметить, что стихотворение с легкостью делится на 3 смысловые части.

  1. Первая – это описание Некрасовым природы, красоты родных краев. Поэт признается в искренней любви к русской земле, и это создает сильный и эффектный контраст для следующих частей.
  2. Вторая часть наиболее эпическая, здесь Некрасов пишет, как погибшие крестьяне пробуждаются, чтобы спеть о своей нелегкой доле. Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда.
  3. В третьей части сын Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история. Генерал смеется и отвечает, что народ – это скопище пьяниц, и поистине прекрасные и важные вещи в мире создают отдельные личности – гении, а не народ, а после побуждает лирического героя не запугивать сына, а рассказать правду. Поэт соглашается и говорит об окончании строительства, когда для крестьян прикатили бочку вина и простили «долги», взявшиеся ниоткуда. Народ снова обманули, но железная дорога построена, и праздновать теперь будут начальники.

Тематика и настроение

Особое внимание стоит уделить тематике, которая раскрывается на протяжении всего произведения. В стихотворении поднят ряд вопросов:

  • Основной темой произведения становится страдание обычных крестьян и бесчеловечность чиновников, которые закрывают глаза на страдания рабочих. Общество той эпохи можно сравнить с медалью, на одной стороне которой находятся крестьяне, а на другой — дворянское общество. Они противоположны и никогда не смогут пересечься. Порой складывается впечатление, что простой народ живёт на одной плоскости, а их «хозяева» на другой. Николай Некрасов с грустью смотрел на происходящее и будто ощущал, что из-за такого неравенства в 1917 году наступит революция.
  • Социальное неравенство. В стихотворении представлены две противоположные стороны — крестьяне и господа. Они никогда не смогут понять друг друга, так как никто из них никогда не был на стороне своего «противника». Герой Ванечка был одним из представителей дворян и смотрел на будущее как на некую сказку. Точно таким же положительным мнением о строительстве новой железной дороги обладает и его отец. Однако крестьяне и их дети знают правду и понимают, что до самой смерти будут обречены на мучительную жизнь.
  • Бегство от реальности. Высшие чины всегда скрывали правду о том, каким образом происходят те или иные действия. Если внимать только их голосам, то может сложиться впечатление, что всё возникает магическим образом. Однако не стоит забывать, что за каждой постройкой и каждым делом стоит бесценный труд, который, чаще всего, остаётся без внимания. Нужно приложить огромные усилия, чтобы добиться желаемого результата.

Настроение стихотворения неоднозначное. С одной стороны, читателю показывают весь тот ужас, который настиг обычных крестьян во время строительства новых путей. С другой же стороны, показывается готовая железная дорога, по которой целый день мчаться поезда, а пассажиры, сидящие в них, даже и не задумываются о том, каким трудом были выстроены эти пути.

Проблематика стихотворения

Проблемы, поднятые автором, обширны и остаются актуальными по сей день. Казалось, что Некрасов описывает то, что волновало его в ту эпоху. Однако если задуматься, то можно понять, что многие из проблем продолжают существовать в современном обществе. В стихотворении подняты такие из них:

  • Судьба народа становится главной проблемой всего стихотворения. Некрасов показывает, через какие муки должны проходить крестьяне, чтобы заработать хоть какие-то деньги себе на пропитание. Однако в конце они остаются обманутыми, так и не получили обещанной платы.
  • Бесправие. Простой народ не может пожаловаться на жестокое обращение со стороны чиновников. К сожалению, в своём положении они не имеют никаких прав и являются для высокопоставленных лиц обычным расходным материалом.
  • Коррупция. Правительство выделило необходимую сумму, чтобы обеспечить достойную жизнь крестьянам. Однако чиновники и дворяне разворовали все деньги на свои нужды.
  • Историческая память. Зачастую люди помнят только великие даты и значимых исторических личностей. Однако они забывают про тех, чей труд воздвиг многие строения в стране путём ужасных мучений.
  • Невежество и рабство народа. Крестьяне не знали, каким образом отстоять свои права, а вскоре забыли, что их обманули, когда получили вино. К сожалению, такое поведение простого народа лишь подкрепляло злоупотребление чиновниками их труда.

Проблемы

Проблематика произведения богата и насыщенна.

  • Судьба народа. Эта основная проблема раскрывается через описание бедствий, через которые приходится пройти обычному человеку, чтобы заработать на хлеб. При этом его еще и обманут в конце, так и не дав платы за его труд.
  • Бесправие. Людям некуда пожаловаться, негде найти управу на купцов и чиновников, которые расхищают средства, выделенные на строительство.
  • Коррупция. Правительство предусмотрело достойную оплату труда рабочих, но исполнители и местные подрядчики разворовали эти средства, оставив людей ни с чем.
  • Историческая память. Люди охотно помнят и чтят громкие имена и точные даты, но начисто забывают о тех, чьими усилиями генералы и другие чиновники добились результата.
  • Невежество и рабство народа. Строители дороги не знали, как защитить свои права, и вскоре забыли об обмане, получив вино. Их состояние только подкрепляет тиранию господ и провоцирует новые злоупотребления властью, ведь люди не выражают недовольства, их все устраивает.

Основная идея

Автор пытался донести до людей то, что большинство легендарных строений было воздвигнуто простыми рабочими мужиками. Но зачастую все почести достаются чиновникам и высокопоставленным людям, которые только и делали, что обманывали простой народ и злоупотребляли их трудом только из-за того, что тот не мог возразить.

Некрасов хочет напомнить читателю, что большинство из того, что окружает его в повседневной жизни, воздвигнуто простыми мужиками. И если забыть их труд, забыть, через какие муки им приходилось проходить, чтобы заработать себе на хлеб, то это можно считать предательством самих себя и своей сущности.

Ключевая тема произведения – социальное неравенство, несправедливый общественный режим, который процветал в России при царе. Поэт попытался донести до читателей всю правду о мучительной судьбе обычного рабочего народа, который бессовестно использовали вышестоящие лица.

Читайте также:
Собакевич - характеристика героя, жизненные цели, любимые занятия

Читайте по теме: Анализ других стихотворений Некрасова: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

Композиционные особенности

Композиционный план «Железной дороги» поможет разобрать произведение по частям и понять каждую из них. Композиция стихотворения разделена на 4 смысловые части, каждая из которых плавно перетекает другую. В первой части перед читателями предстаёт прекрасный пейзаж: тонкий лёд на речке, пожелтевшие листья, кочи и пни.

Далее показывается совершенно противоположная картина: голод, муки крестьян, смерти и ужасные условия труда. Тут читателю представлен обычный рабочий, измождённый голодом, почти белый с упавшими веками. Дальше появляется образ толстого рабочего в синем кафтане. При помощи такого приёма автор хочет показать, насколько сильно отличалось положение разных слоёв общества в то время.

Особенностью композиции стихотворения можно назвать его эпиграф: в нем автор сразу сообщает, о том, что происходит. Герой стихотворения случайно слышит в поезде разговор двух других героев.

Благодаря этому разговору задается направление всему произведению: это и противопоставление простого народа власти, и двуличное отношение к народу представителей высшего общества. С одной стороны, Папаша, явно высокопоставленный чиновник, скорее всего, генерал, одевает сына Ванюшу в кучерский армяк, якобы приближая его к более низким сословиям ипытаясь показать тем самым свою близкость к народу; с другой — одной фразой унижает миллионы крестьян, низводит их труд, заявляя, что дорогу построил граф Клейнмихель, который руководил строительством, причем довольно жестким и грубым образом.

Некрасов оформил эпиграф как отрывок из пьесы с ремарками. Многие литераторы того времени использовали эпиграфы, чтобы обозначить проблему своего произведения, но брали цитаты из других авторов. Некрасов был едва ли не одним из первых, кто создал эпиграф на основе собственного стихотворения, предваряя его же.

Н. А. Некрасов «Железная дорога» – анализ стихотворения

Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось за это время в России и изменилось ли вообще?

Тема народная в стихотворном произведении Н. А. Некрасова приобретает черты драматизма. Поэт очень внимательно следил за общественной жизнью и не мог молчать о той жестокой не­справедливости в отношении народа, которая с отменой крепост­ного права не только не уменьшилась, но приняла еще более ужасающие формы. Для Некрасова Народ был «основой» нацио­нального бытия, частью его самого.

В его стихах народная жизнь изображается не совсем так, как у его предшественников и кол­лег по литературному делу. Он не дает народно-песенных эле­ментов, а представляет читателю голую прозу. И этот прием, этот «приземленный» подход позволил поэту максимально приблизиться к народу. Но он же и становится источником глубочайшего дра­матизма. Это вполне находит подтверждение в приведенном сти­хотворении. Герои поэмы — мальчик Ваня, его отец — генерал, и лири­ческий герой.

Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

Насыщенные красками картины природной роскоши в поэме явно противоречат всему дальнейшему описанию тягот и бед му­жицкой жизни, нелегкой доли народа-труженика, народа-раба. В поэме народ — это также особый герой, персонаж самый важ­ный. Непривычное для лирического описания природы слово «яд­реный» создает впечатление свежего, кристального воздуха, мы почти физически можем ощутить его вкус. Автор очень ясно про­водит параллель между гармонией в природе и тем миром, где царствуют законы неравенства, жестокости, несвободы. Он очень прозрачно намекает на это: «Нет безобразья в природе!» И только среди людей оно есть.

В мире есть царь:

Этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Голод правит людьми, заставляет их идти на верную смерть. Дорого достается им кусок хлеба. Для того чтобы показать во всей своей шокирующей наготе, неприглядности тяжелый народ­ный труд, Некрасов использует широко известный прием — при­ем «сна».

Взбудораженное, воспаленное воображение мальчика Вани создает картины потрясающей ясности. «Дебри бесплодные», «топот и скрежет зубов», образ «больного белоруса» («Губы бес­кровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках»), «толпы мертве­цов» — все это мелькает перед нами подобно кадрам какого-то фантастического фильма. С горечью говорит автор о тех, кто воз­звал к жизни эти непроходимые дебри, и сам же нашел здесь себе могилу. Полный невыразимой тоски звучит в поэме вопрос:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Все ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно.

И действительно, чего ради принесли свои жизни в жертву тысячи людей? Чтобы благодарные потомки говорили, что же­лезную дорогу построил «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька?!» Здесь Некрасов вводит образ генерала, который по­является в третьей части поэмы. Генерал выступает как защитник эстетических ценностей. Автор не спешит прерывать его и дает ему высказаться до конца. Некрасов использует прием самоха­рактеристики. В монологе прекрасно видно равнодушие генерала к народу, его презрительное отношение:

— Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц.

В уста генерала Н. А. Некрасов вкладывает обвинительную речь уже не просто русскому народу, а народу в более масштабном смысле, народам, в которых он видит лишь невежественную тол­пу, рабски преданную и покорную. Народ довольствуется малым, действует, не рассуждая. Подтверждение этому мы можем найти в тексте — это вся 4‑я часть поэмы, где «рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался…» Изможденные, полуживые люди остались еще и должны подрядчику. Вся 4‑я часть поэмы строит­ся согласно представлениям генерала. Это «светлая сторона», по его мнению. Но на фоне всего повествования она становится са­мой драматичной, мрачной, беспросветной.

Здесь подводятся итоги, причем не только проделанной рабо­те, но и всему крепостному строю в целом. Здесь вся психология народная, вся жизнь его. «В синем кафтане — почтенный лабаз­ник, толстый, присадистый, красный, как медь…» едет посмот­реть свои работы. Сколько иронии, сколько сатиры вкладывает Некрасов в эти строки! Великодушно прощает подрядчик долги народные, да еще и выставляет бочку вина. Народ не ропщет, ни звука возражения! Куда там!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал…

Читайте также:
Тарас Бульба - характеристика героя повести, черты характера

Жанр, направление и размер

Стих относится к жанру «гражданская лирика». Стихотворный размер — дактиль, в котором используется как мужская, так и женская рифма.

Направление произведения — реализм, так как автор в точности смог передать жизнь крестьян в ту эпоху.

Некрасов показал, каким трудом зарабатывал простой народ себе на хлеб. Они мучились, терпели голод и издёвки ради несчастных копеек. Однако даже ценой своей жизни люди всё равно оказывались обманутыми. Высокопоставленные лица пользовались их беззащитностью и считали, что могут пользоваться их трудом ради своей выгоды.

Стихотворение Некрасова стало одним из немногих произведений XIX века, в котором о жизни крестьян автор рассказывает с сочувствием.

Средства художественной выразительности

В своём стихотворении автор использует большое количество троп и литературных приёмов, которые помогают ему полностью воссоздать проблему жизни крестьян в ту эпоху. В произведении присутствуют такие средства художественной выразительности, как:

  • Сравнения — «Лёд… словно как тающий сахар лежит», «Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно».
  • Эпитеты — «славная осень», «Здоровый, ядрёный воздух».
  • Гипербола — «Труд этот, Ваня, был страшно громаден».
  • Метонимия — «А по бокам-то всё косточки русские».
  • Олицетворения — «Свисток оглушительный взвизгнул».

Краткий анализ стихотворения «Железная дорога» даёт понять читателю основную идею, которую хотел донести до него автор.

Некрасов поднял ту проблему, которая встречается в современном обществе. Использование труда слабых людей в корыстных целях — вот основная проблема, которая волнует по сей день.

Идейный смысл и своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова«Железная дорога». Чтение наизусть отрывка из стихотворения

История создания

Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.

Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.

Сочинения

Стихотворение Некрасова под названием Железная дорога — это жизненное произведение, открывающее нам всю правду появления первой железной дороги. Сама дорога и ее строительство сделали большой переворот в жизни нашей страны, открыв большие возможности для передвижения на большие расстояния и превратив Россию из отсталой в развитую державу. Вот только какой была цена таких преобразований? Как известно, Николаевская дорога, соединяющая Москву и Петербург, строилась по проекту самого царя десять лет. Проект же представлял собой прочерченную под линейку прямую, что пролегала через леса, болота, цена же этому проекту — человеческие жизни. Именно об этом и писал Некрасов, а нам предстоит сделать анализ стихотворения.

Некрасов: Железная дорога

Некрасов — замечательный писатель, который писал произведения гражданской направленности, без приукрашивания. Он описывал реалистичные события и его работа Железная дорога не стала исключением. Данное произведение, где освещена народная тематика, является жизненным стихом, которое знакомит нас с далекими временами при Николае Первом. С временами, когда строилось железнодорожное сообщение.

Само стихотворение было написано в 1864 году. Когда читаешь его, то сразу же ощущаешь ноты драматизма, видна несправедливость по отношению к рабочим людям и об этом не мог молчать писатель, поэтому автор раскрывает нам всю правду.

Работа состоит из четырех частей и напоминает небольшую пьесу, где в главных ролях генерал, его сын Ваня и лирический герой. Они едут в поезде и между пассажирами завязывается разговор, во время которого нам открываются все ужасы строительства под руководством Клейнмихеля.

Часть 1

Сразу в первой части автор описывает виды, что открываются из окна вагона. Это природа русского края и она прекрасна. Лирический герой любуется необыкновенными красотами. Даже болота прекрасны и пни под лунным сиянием. Как же это замечательно лететь по рельсам чугунным и думать думы свои. Но дальше герой стиха слышит разговор своих соседей по вагону и не может не вмешаться.

Часть 2

Делая краткий анализ второй части, мы узнаем всю правду о строительстве дороги, которую автор рисует не только мальчику Ване, но и читателям. Здесь мы понимаем, что дорогу строит не Клейнмихель, как утверждает генерал. Ее строит народ, которому ничего не оставалось, как идти в рабство, жертвуя своими жизнями, ведь всюду царствовал голод. Нужно было как-то жить, поэтому народ и нанимается на строительство. И вот, сегодня это красивая дорога с узкими насыпями, рельсами, мостиками, вот только лежит она на костях русского народа.

Применяя прием сна, автор пишет о мертвецах, что поднялись из земли и теперь рассказывают о нечеловеческих условиях своей работы, о том, как они погибали, боролись с голодом, замерзали, болели и умирали. Страшные картины рисует воображение мальчика. Сам же автор в подробностях описывает кошмары, особенно подробно он остановился на изображении мертвого белоруса, что изможден лихорадкой с колтуном в волосах. Он продолжает долбить мерзлую землю. Описывая труд людей, лирический герой говорит, что и нам было бы не плохо перенять привычку к труду, не плохо было бы уважать работу народную, уважать мужика.

Часть 3

В третьей части мертвецы исчезают. Ваня рассказывает о странном сне. Генерал же продолжил разговор, выступая защитником эстетических ценностей. Его речь обвинительная, в людях, в славянах, он видит невежественную толпу, которую называет варварами и скопищем пьяниц. Далее генерал просит героя рассказать сыну и о другой стороне правды. А какая это правда?

Часть 4

И тут мы приступаем к анализу четвертой части, которая и покажет светлую сторону. А она такова, что во время завершения строительства люди получили лишь бочку вина и некое списание долгов, которые по непонятным причинам появились у рабочих во время возведения дороги. Другими словами, народ обманут, а их заслуги присвоены хозяевами жизни. Вот такая награда была присвоена простому народу, который полег костями, возводя железную дорогу. Вот такая она светлая сторона вопроса.

План стихотворения

1. Описание красоты русской природы 2. Рассказ героя о цене строительства железной дороги 3. Мнение генерала о русском народе 4. Труд народа с иной, светлой, стороны. Обман рабочих и народная покорность

Читайте также:
Антитеза - определение, значение слова, виды, роль в русском языке

Некрасов, Анализ стихотворения Железная дорога, План

А какую оценку поставите вы?

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).

Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.

Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.

Образы и символы

Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.

Образ несчастного белоруса является собирательным образом крестьянина, чья жизнь была обречена на муки и страшную смерть в землянках. Автора восхищает привычка русского мужика к труду, он уважает работу простого народа. Первые три главы посвящены тому, как обстояли дела при строительстве дороги на самом деле.

Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.

Композиция

Важно отметить, что стихотворение с легкостью делится на 3 смысловые части.

  1. Первая – это описание Некрасовым природы, красоты родных краев. Поэт признается в искренней любви к русской земле, и это создает сильный и эффектный контраст для следующих частей.
  2. Вторая часть наиболее эпическая, здесь Некрасов пишет, как погибшие крестьяне пробуждаются, чтобы спеть о своей нелегкой доле. Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда.
  3. В третьей части сын Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история. Генерал смеется и отвечает, что народ – это скопище пьяниц, и поистине прекрасные и важные вещи в мире создают отдельные личности – гении, а не народ, а после побуждает лирического героя не запугивать сына, а рассказать правду. Поэт соглашается и говорит об окончании строительства, когда для крестьян прикатили бочку вина и простили «долги», взявшиеся ниоткуда. Народ снова обманули, но железная дорога построена, и праздновать теперь будут начальники.

Темы и настроение

  • Стихотворение передает нам тяжелые страдания рабочих строительстве в России 19 века, демонстрирует бессовестное поведение чиновников, показывает жестокую эксплуатацию народа. Это и есть основная тема произведения. Общество того времени — медаль с двумя сторонами, на которых изображены русские люди, но с одной стороны простые крестьяне, а с другой – элита. Эти стороны противоположны и никогда не пересекаются, как будто народ живет в одной плоскости, а его хозяева – на другой. Это социальное расслоение тяготило Некрасова, и не зря, ведь оно и стало главной причиной революции 1917 года.
  • Настроение стихотворения, в целом, смешанное: ужас смерти и гнета, непосильного труда перекликаются с итогом работы – готовой железной дорогой, по которой теперь бегают поезда, но мало кто знает подлинную историю данного строительства, истинную цену, которую русскому человеку пришлось за него заплатить.
  • Также очевидна тема социального неравенства. Мы видим перед собой два противоположных класса – рабочие и крестьяне против господ. Им никогда не понять друг друга, потому что они не могут поменяться местами. Ванечка родился с серебряной ложкой во рту, его будущее – такое же положительное, как мнение его отца о строительстве железной дороги. А вот крестьянские дети обречены на безрадостную и нищую жизнь, тяжкий труд и раннюю смерть. И этого никак не изменить, пока общественный строй остается таким же непроницаемым для перемен.
  • Кроме того, поэт затрагивает тему бегства от реальности. Элита скрывается от реалий жизни народа за иллюзиями о том, что те или иные действия совершаются магическим образом. Рассказчик призывает читателя помнить о том, что большая и долгая работа никогда не дается так легко, как описывает генерал. Нужно приложить огромные усилия, чтобы достичь желаемого результата.

Мотивы и темы

Стихотворение Блока демонстрирует жизнь в разных проявлениях, открывая несколько граней, перекликающихся между собой. Поэтическое произведение включает 4 мотива:

  • Трагическая женская судьба. Это главная тема стихотворения «На железной дороге». Автор показывает типичную судьбу молодых людей того времени. Многим девушкам и юношам не удаётся понять, в чём их призвание, куда стоит направить силы, как правильно жить. Главная героиня с надеждой всматривается в окна вагонов, надеясь получить ответ. При этом она не имеет возможности отлучиться со станции, как и сотни тысяч молодых крестьянок, тесно привязанных к быту и скованных традициями.
  • Тема любви. Героиня очень хочет быть любимой, она нуждается в заботе и внимании, как и любая женщина. Но жестокая действительность не даёт сбыться мечтам. Общество равнодушно к девушке, и всё, на что может рассчитывать юная особа, — мимолётная улыбка гусара, за которой нет никаких чувств.
  • Надежда и юность. Автор показывает, как меняется человек на протяжении жизни. В юности он устремляет «жадные глаза» в будущее, которое олицетворяют окна поезда. Но чем взрослее становится девушка или юноша, тем отчётливее понимает: нет смысла надеяться на лучшее, жизнь жестока, а огонь, бушующий в сердце, никому не нужен. В результате наступает отчаяние, а душа будто выжигается изнутри. В сердце поселяется боль, которая впоследствии сменяется пустотой и холодом.
  • Дорога. В русской литературе дорожная тематика встречается довольно часто. Это связано с тем, что Россия — очень большая страна, но есть и вторая причина: душа русского человека столь же широка, как и родные просторы. Показать особенности характера и глубину чувств лучше всего получается с помощью такой параллели. Кроме того, дорога обычно символизирует и жизненный путь. Для кого-то поезд — знак перемен к лучшему, олицетворение сбывшихся надежд, а у героини получилось наоборот: на железной дороге оборвалась её жизнь.

Проблемы

Проблематика произведения богата и насыщенна.

  • Судьба народа. Эта основная проблема раскрывается через описание бедствий, через которые приходится пройти обычному человеку, чтобы заработать на хлеб. При этом его еще и обманут в конце, так и не дав платы за его труд.
  • Бесправие. Людям некуда пожаловаться, негде найти управу на купцов и чиновников, которые расхищают средства, выделенные на строительство.
  • Коррупция. Правительство предусмотрело достойную оплату труда рабочих, но исполнители и местные подрядчики разворовали эти средства, оставив людей ни с чем.
  • Историческая память. Люди охотно помнят и чтят громкие имена и точные даты, но начисто забывают о тех, чьими усилиями генералы и другие чиновники добились результата.
  • Невежество и рабство народа. Строители дороги не знали, как защитить свои права, и вскоре забыли об обмане, получив вино. Их состояние только подкрепляет тиранию господ и провоцирует новые злоупотребления властью, ведь люди не выражают недовольства, их все устраивает.
Читайте также:
Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита - анализ, описание

Основная идея

Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.

Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

«Утес» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – метафоры, стихотворный размер, лирический герой, эпитеты

Средства художественной выразительности

Среди тропов и выразительных средств можно выделить сравнения («около леса, как в мягкой постели, выспаться можно», «лед. .. словно как тающий сахар лежит», «листья. .желты и свежи лежат, как ковер», «. .. почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь»), эпитеты («славная осень», «здоровый, ядреный воздух»), гиперболы («труд этот, Ваня, был страшно громаден»), олицетворение («свисток оглушительный взвизгнул»), метонимия («а по бокам-то все косточки русские»), обобщения («немец уж рельсы кладет», «видишь, стоит, изможден лихорадкою, высокорослый, больной белорус»), метафоры («чудо искусства», «скопище пьяниц»).

Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.

Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 08.09.2018

Часто на уроках литературы звучит вопрос: «Насколько актуально это произведение сегодня?». В разной степени меняются жанры и формы литературы, но человеческая натура остается неизменной. Незыблемыми остаются законы человеческого общества: беды и радости народов во все времена одни и те же. Стихотворение Н. Некрасова «Железная дорога» повествует не только о революционном прорыве в транспортной системе державы, но и об обратной стороне – тысячах загубленных жизней, о рабочих, на костях которых и стоит весь мировой прогресс.

История создания

Ходит легенда, что при проектировании железной дороги Санкт-Петербург-Москва Николай I прочертил на карте ровную линию, не огибая болота, топи, овраги. Строительство было крайне тяжелым, и работникам приходилось трудиться в постоянном холоде, голоде, терпя болезни и нищету:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Строили дорогу простые крепостные крестьяне, которые не так давно получили вольную после отмены крепостного права, но не знали, что с этой волей делать. Так как Российская империя считалась еще отсталой аграрной страной, строительство железной дороги приобрело принципиальное стратегическое значение. Оно должно было стать масштабным рывком к производственному и техническому прогрессу. Россия стала бы еще более серьезным игроком на мировой арене. И вот тысячи крестьян, работая без устали в тяжелейших условиях, погибли там же, на строительстве железной дороги, которая призвана была стать символом величия и развития державы. Этому немому, всеми забытому подвигу простых трудяг посвящено стихотворение Некрасова «Железная дорога» 1864 года.

Жанр, направление и размер

Многие литературоведы склоняются к мнению, что «Железная дорога» – это поэма, сочетающая в себе драму, сатиру и даже балладу. По форме своей это разговор попутчиков (генерал и его сын Ваня) с самим лирическим героем.

Некрасов выбрал в качестве размера четырехстопный дактиль и перекрестную рифму, чтобы создать атмосферу повествования, постепенного, но насыщенного разговора. Этот прием по звучанию можно даже сравнить со стуком колес на железной дороге – своеобразная звукопись создает эту непередаваемую атмосферу баллады.

Композиция

Важно отметить, что стихотворение с легкостью делится на 3 смысловые части.

  1. Первая – это описание Некрасовым природы, красоты родных краев. Поэт признается в искренней любви к русской земле, и это создает сильный и эффектный контраст для следующих частей.
  2. Вторая часть наиболее эпическая, здесь Некрасов пишет, как погибшие крестьяне пробуждаются, чтобы спеть о своей нелегкой доле. Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда.
  3. В третьей части сын Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история. Генерал смеется и отвечает, что народ – это скопище пьяниц, и поистине прекрасные и важные вещи в мире создают отдельные личности – гении, а не народ, а после побуждает лирического героя не запугивать сына, а рассказать правду. Поэт соглашается и говорит об окончании строительства, когда для крестьян прикатили бочку вина и простили «долги», взявшиеся ниоткуда. Народ снова обманули, но железная дорога построена, и праздновать теперь будут начальники.
Читайте также:
«Огурцы» краткое содержание рассказа Н. Носова для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и тема

Образы и символы

В «Железной дороге» Некрасов создает несколько очень ярких и мастерски проработанных образов. Первый из них – это Россия и русский народ. Поэт называет крестьян Божьими ратниками, мирными детьми труда, братьями, восхищаясь простотой и силой их характеров.

Ярким образом стал замученный белорус, который стал символом всех и каждого, кто был заморен рабским трудом:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах.

Еще один яркий образ – это генерал, с которым разговаривает лирический герой. О нем сказано не много, но несколько ярких деталей позволяют воссоздать портрет гордеца с легкостью. Например, пальто на красной подкладке сразу же выдает в нем генерала, а заносчивые слова о никчемности народа (причем любой страны и национальности) еще и рисуют его как человека самонадеянного, гордого, напыщенного. Генерал перечисляет мировые диковинки архитектуры, явно зная в них толк, но при этом не понимает, кому обязан и должностью, и пальто на красной подкладке. При этом сына Ваню он одел в кучерский армячок, чтобы подчеркнуть близость к народу. Благодаря этим трем деталям, поэт виртуозно нарисовал читателям портрет типичного «начальника» из любой сферы.

Образ лирического героя – это собирательный образ настоящего гражданина, который осознает свой долг перед народом. Он, не боясь гнева генерала, говорит правду, которая колит глаза господам. Это сознательный, совестливый и справедливый человек, который настаивает на справедливой критике в адрес каждой инициативы. Да, дорога – это, безусловно, важно, но не такой ценой.

Темы и проблемы

Некрасов добивается душевного сопереживания читателя с помощью ярких контрастов и противопоставлений, на которых и построено стихотворение. Дивные русские пейзажи сменяются страшными картинами:

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Так же быстро поэт уводит читателя от тягот строительства к одинокому несчастному белорусу, от него – к напыщенному генералу, и снова к уставшим лицам крестьян. Постоянно создавая контрастные ситуации, Некрасов создает напряженную атмосферу, которая полностью поглощает внимание.

Здесь важна роль и поднятых в стихотворении тем. Кроме судьбы крестьянства, сначала замученного ярмом крепостного права, а затем оставленного без помощи, Некрасов обращает внимание на судьбу России. Вот два ярких представителя страны: генерал, рассуждающий об эстетике и симулирующий патриотизм, и сам народ, который этой мнимой заботы и символизма в одеянии Вани не увидит никогда. Как можно говорить о прогрессе и выходе в мир индустриальных держав, когда те, для кого, казалось бы, должна работать государственная машина, безвестно тысячами гибнут от рабского труда?

Автор поднимает также проблему равнодушия господ к судьбе простых людей. Генерал считает народ сборищем пьяниц, которое не достойно его внимания и сожаления. Для того и создан мужик, чтобы трудиться до смерти, больше он ничего не умеет. Но этот герой даже не понимает, что живет за счет всех этих людей. Если бы не они, он и не смог бы себя обеспечить. Деньги, которыми щедро содержались военные чины, взяты из казны, а кто наполняет ее? Не царь и не его свита, а трудовой народ, который производит то, что продается. Поэтому мы можем выделить и другую проблему – социальную несправедливость, из-за которой сотни людей вынуждены обеспечивать одного такого генерала, который палец о палец не ударяет всю жизнь, так как чин достался ему по наследству.

Основная идея

Весь трагизм эпохи и смысл стихотворения Некрасов сжал до 4 строчек, которые играют роль эпиграфа:

Ваня (в кучерском армячке):
«Папаша! кто строил эту дорогу?»
Папаша (в пальто на красной подкладке):
«Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».

Граф Клейнмихель и весь чиновничий свет, который получил лавры, признание и немалое вознаграждение, дорогу не строили. Эти рельсы лежат на костях крестьян, замученных голодом, болезнями, несправедливостью и бедностью. Эту идею, сатирически обрисованную в эпиграфе, поэт доказывает в своем стихотворении, и тем сильнее и масштабнее предстает всечеловеческая проблема: простой народ, который ценой своей жизни строит, воюет, пашет, никогда не получит заслуженной благодарности. Никогда и ни в одной стране мира. Генерал нахально задает вопрос лирическому герою:

Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Да, народ. Но потомкам останется только имя архитектора и царя, а тех, кто создает красоту, кто кормит, везет, защищает свои страны, потомки и не вспомнят. В этом большая человеческая трагедия не только России, но и всего мира. Это и есть главная мысль произведения.

Средства художественной выразительности

Достичь столь масштабной и выразительной картины жизни и труда крестьянского народа Некрасову удается с помощи системы художественных средств.

  1. Во-первых, это яркие эпитеты в описании природы: славная осень, ядреный воздух, речка студеная;
  2. Во-вторых, метафоры и сравнения: «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит», «Ямою грудь»;
  3. Здесь же инверсия (привычка к труду благородная);
  4. Аллитерация (листья поблекнуть … не успели);
  5. Ассонанс (всюду родимую Русь узнаю).

«Железная дорога» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – антитеза, жанр, история создания, главная мысль

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.

История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема – стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Читайте также:
Краткое содержание Поход Аркадия Гайдара - читать бесплатно онлайн

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты“Здоровый, ядреный воздух“, “славная осень”.

Сравнения“Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Гиперболы“Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Метонимия“А по бокам-то всё косточки русские”.

Олицетворение“Свисток оглушительный взвизгнул”.

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе”. Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…”. Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”. Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасов «Железная дорога»

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

  1. Отрывок стихотворения «Железная дорога»
  2. Краткий анализ стихотворения
  3. Н. А. Некрасов «Железная дорога» – анализ стихотворения
  4. Анализ стихотворения «Железная дорога» по плану
  5. Полный текст стихотворения «Железная дорога»

Отрывок стихотворения «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Краткий анализ стихотворения

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов поднимает тему «благородного труда» . Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников.

Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу.

И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные» , которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе» . И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролись с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божий ратники, мирные дети труда» . И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды.

Читайте также:
"Чудесный доктор" 📚 краткое содержание и анализ произведения А. И. Куприна для читательского дневника, характеристика главных героев, история создания, сюжет, основная мысль

Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете! » Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…» , «ямою грудь» . «Трудно свой хлеб добывал человек! » — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую» , не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.

Вариант 2

Некрасов в поэме «Железная дорога» описал труд и страдания русского народа, гнёт и потери, которые он пережил. Одним из самых страшных бедствий был, конечно же, голод. Поэт создает развёрнутую метафору «царя-голода», где последний предстает перед нами как живое существо, правящее миром. Именно он заставляет мужиков работать день и ночь, браться за непосильный труд, теряя физические и душевные силы.

Для того, чтобы показать все тяготы жизни рабочих, согнанных на постройку железной дороги, автор строит стихотворение как рассказ очевидца, возможно, даже участника этих событий. Это, а также постоянные обращения (к «папаше», «Ванечке») придают тексту бОльшую достоверность, а кроме того живость и эмоциональность.

Люди работали и умирали, пока строили железную дорогу («А по бокам-то всё косточки русские…»). Фантастический образ «толпы мертвецов» помогает как нельзя лучше понять судьбу мужика-строителя. За свой рабский труд люди не получали никакой благодарности; те, кто заставил простой люд строить железную дорогу, никак не помогали, а только эксплуатировали несчастных людей. Чтобы подчеркнуть это, Некрасов использует короткие, часто нераспространённые предложения, а также лексику с отрицательной семантикой («Мёрзли и мокли, болели цингой», «Грабили нас грамотеи-десятники,/ Секло начальство, давила нужда…»).

Тема социальной несправедливости раскрывается и в портрете больного белоруса. Некрасов, используя яркие эпитеты, а также разговорную лексику, создаёт образ забитого, униженного, больного строителя железной дороги («Губы бескровные, веки упавшие / Ноги опухли; Колтун в волосах;», «горбатая спина», «язвы», «грудь ямою»). В его лице показаны всё страдание народа и равнодушие высших слоёв общества.

Но Некрасов подчеркивает, что, несмотря на унижения и бедность, голод и холод, русский народ «вынесет всё» («Вынес достаточно русский народ,/ Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!»). В этом восхвалении русского народа, а также в открытом призыве к борьбе заключается главный идейный пафос отрывка.

Н. А. Некрасов «Железная дорога» – анализ стихотворения

Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось за это время в России и изменилось ли вообще?

Тема народная в стихотворном произведении Н. А. Некрасова приобретает черты драматизма. Поэт очень внимательно следил за общественной жизнью и не мог молчать о той жестокой не­справедливости в отношении народа, которая с отменой крепост­ного права не только не уменьшилась, но приняла еще более ужасающие формы. Для Некрасова Народ был «основой» нацио­нального бытия, частью его самого.

В его стихах народная жизнь изображается не совсем так, как у его предшественников и кол­лег по литературному делу. Он не дает народно-песенных эле­ментов, а представляет читателю голую прозу. И этот прием, этот «приземленный» подход позволил поэту максимально приблизиться к народу. Но он же и становится источником глубочайшего дра­матизма. Это вполне находит подтверждение в приведенном сти­хотворении. Герои поэмы — мальчик Ваня, его отец — генерал, и лири­ческий герой.

Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

Насыщенные красками картины природной роскоши в поэме явно противоречат всему дальнейшему описанию тягот и бед му­жицкой жизни, нелегкой доли народа-труженика, народа-раба. В поэме народ — это также особый герой, персонаж самый важ­ный. Непривычное для лирического описания природы слово «яд­реный» создает впечатление свежего, кристального воздуха, мы почти физически можем ощутить его вкус. Автор очень ясно про­водит параллель между гармонией в природе и тем миром, где царствуют законы неравенства, жестокости, несвободы. Он очень прозрачно намекает на это: «Нет безобразья в природе!» И только среди людей оно есть.

В мире есть царь:

Этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Голод правит людьми, заставляет их идти на верную смерть. Дорого достается им кусок хлеба. Для того чтобы показать во всей своей шокирующей наготе, неприглядности тяжелый народ­ный труд, Некрасов использует широко известный прием — при­ем «сна».

Взбудораженное, воспаленное воображение мальчика Вани создает картины потрясающей ясности. «Дебри бесплодные», «топот и скрежет зубов», образ «больного белоруса» («Губы бес­кровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках»), «толпы мертве­цов» — все это мелькает перед нами подобно кадрам какого-то фантастического фильма. С горечью говорит автор о тех, кто воз­звал к жизни эти непроходимые дебри, и сам же нашел здесь себе могилу. Полный невыразимой тоски звучит в поэме вопрос:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Все ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно.

И действительно, чего ради принесли свои жизни в жертву тысячи людей? Чтобы благодарные потомки говорили, что же­лезную дорогу построил «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька?!» Здесь Некрасов вводит образ генерала, который по­является в третьей части поэмы. Генерал выступает как защитник эстетических ценностей. Автор не спешит прерывать его и дает ему высказаться до конца. Некрасов использует прием самоха­рактеристики. В монологе прекрасно видно равнодушие генерала к народу, его презрительное отношение:

– Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц.

В уста генерала Н. А. Некрасов вкладывает обвинительную речь уже не просто русскому народу, а народу в более масштабном смысле, народам, в которых он видит лишь невежественную тол­пу, рабски преданную и покорную. Народ довольствуется малым, действует, не рассуждая. Подтверждение этому мы можем найти в тексте — это вся 4‑я часть поэмы, где «рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался…» Изможденные, полуживые люди остались еще и должны подрядчику. Вся 4‑я часть поэмы строит­ся согласно представлениям генерала. Это «светлая сторона», по его мнению. Но на фоне всего повествования она становится са­мой драматичной, мрачной, беспросветной.

Читайте также:
Что такое подвиг для сочинения по русскому языку 9 класс

Здесь подводятся итоги, причем не только проделанной рабо­те, но и всему крепостному строю в целом. Здесь вся психология народная, вся жизнь его. «В синем кафтане — почтенный лабаз­ник, толстый, присадистый, красный, как медь…» едет посмот­реть свои работы. Сколько иронии, сколько сатиры вкладывает Некрасов в эти строки! Великодушно прощает подрядчик долги народные, да еще и выставляет бочку вина. Народ не ропщет, ни звука возражения! Куда там!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал…

Анализ стихотворения «Железная дорога» по плану

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на Волге на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе”. Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках… ”. Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении Некрасов Н. А. «Железная дорога» были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Афоризмы о справедливости

Трудно и потому особенно похвально — прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость.
Платон.

В молодости думаешь, что самое малое, чего ты вправе ожидать от других, это справедливость. В зрелом возрасте убеждаешься, что это — самое большее.
Мария Эбнер-Эшенбах.

Несправедливость, какой бы она не была— угроза справедливости повсюду.
Мартин Лютер Кинг.

Справедливо ли будет, если каждый потребует своё?
Эзоп.

Если каждому воздавать по заслугам, кто избежит кнута?
Уильям Шекспир.

Человек способен примириться с любой несправедливостью, если он при ней родился и вырос.
Марк Твен

Несправедливость легче переносят уши, чем глаза.
Публилий Сир.

Несправедливость только у подонков не оскорбляет чувство правоты, даже если она приносит людям прямую выгоду.
Люк де Вовенарг.

В жизни нужно уметь терпеливо сносить несправедливость до тех пор, пока не сможешь причинять ее сам.
Альфред Капю.

Венец справедливости есть неустрашимость духа и смелость мысли, предел несправедливости — в страхе перед угрожающей расплатой за творимую несправедливость.
Демокрит.

Тот, кто хлопочет за других, всегда исполнен уверенности в себе, как человек, который добивается справедливости; выпрашивая или домогаясь чего-нибудь для себя, он смущается и стыдится, как человек, который клянчит милостыню.
Жан де Лабрюйер

Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.
Клод Адриан Гельвеций.

С того момента, когда люди начинают отличать удовольствие от страдания, когда они испытывают зло и причиняют зло, имеется уже некоторое понятие о справедливости.
Клод Адриан Гельвеций.

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.
Люк де Клапье Вовенарг.

Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем.
Шарль Луи Монтескье.

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.
Адам Смит.

Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право.
Георг Кристоф Лихтенберг.

Истина и справедливость — вот единственное, чему я поклоняюсь на земле.
Жан Поль Марат.

Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость.
Оноре Габриэль Рикетти Мирабо.

Справедливость радует, даже когда казнит.
Сидней Смит.

Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно ее добилось.
Уильям Хэзлитт.

Те, кто громче всего жалуются на несправедливость, часто первыми же её провоцируют…
Уильям Хэзлитт.

Справедливость так же необходима в жизни, как и хлеб.
Карл Людвиг Берне.

Немало можно добиться строгостью, многого — любовью, но всего больше — профессионализмом и справедливостью, невзирая на лица.
Иоганн Вольфганг Гёте.

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
Иммануил Кант.

Читайте также:
Что такое подвиг для сочинения по русскому языку 9 класс

Мерилом справедливости не всегда может быть большинство голосов.
Иоганн Фридрих Шиллер.

Говорить об «естественной справедливости» — бессмыслица.
Карл Маркс.

Представление о справедливости изменяется не только в зависимости от времени и места: оно неодинаково даже у одного человека и часто зависит от условий.
Фридрих Энгельс.

Высшая и самая характерная черта русского народа — это чувство справедливости и жажда ее.
Федор Михайлович Достоевский. (что-то не очень заметно.)

Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? — Речь не должна идти о том, пока они страдают.
Николай Гаврилович Чернышевский.

Стремление к справедливости всегда заслуживает уважения.
Роберт Грин Ингерсолл.

Большая редкость — это по-настоящему справедливый человек.
Джеймс Фенимор Купер.

Быть добрым очень легко, быть всегда справедливым — вот что трудно.
Виктор Мари Гюго.

Справедливость без силы и сила без справедливости — обе ужасны.
Жозеф Жубер.

Единственное, что хороший человек всегда должен уметь делать хорошо, — это быть справедливым.
Джон Рескин.

Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли ее одно лицо или множество лиц.
Герберт Спенсер.

И более всего несправедливы мы не к тем, кто противен нам, а к тем, до кого нет нам никакого дела.
Фридрих Ницше.

Подлинно справедлив тот, кто чувствует себя виновным в чужих поступках.
Халиль Джебран Джебран.

Справедливость есть умеренность в материальных потребностях. Следовать правилу — ничего лишнего — особенно если вокруг много нищеты трудового народа, есть проявление справедливости.
Лев Николаевич Толстой.

Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан стремиться всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — только пороки.
Лев Николаевич Толстой.

Стремление к справедливости — доблесть избранных натур, к правдивости и честности — долг каждого порядочного человека.
Василий Осипович Ключевский.

Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного.
Владимир Сергеевич Соловьев.

Справедливость должна основываться только на понимании всех обстоятельств.
Торнтон Нивен Уайлдер.

Длительная борьба за справедливость поглощает уверенность в её торжестве.
Альбер Камю.

Мучительное ощущение, когда думаешь, что служишь справедливости, а на самом деле приумножаешь несправедливость. По крайней мере признавая это, мы тем самым усугубляем свои мучения; ведь это все равно что признать: всеобщей справедливости не существует. Отважившись на борьбу против несправедливости и в конце концов признать свое ничтожество — вот что мучительно.
Альбер Камю.

Абсолютиной справедливости не существует, есть только некоторые пределы ограничения несправедливости.
Альбер Камю.

Несправедливость неисчерпаема: устраняя одну, рискуешь нарватся на другую.
Ромен Роллан.

Проблема достижения справедливости в распределении так же стара, как и проблема справедливости в производственных отношениях.
Элиас Канетти.

Ни один человек не имеет права поступать несправедливо, даже если несправедливо поступали с ним.
Виктор Франкл.

…Для человека наиболее выгодный способ применения справедливости таков: при свидетелях уважать требования законы, а без свидетелей — требования совести.
Антифонт из Афин.

Кто не совершает несправедливости — почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет ее совершать.
Платон

Крайняя несправедливость — казаться справедливым, не будучи таковым.
Платоню

Справедливость не есть часть добродетели, а есть сама добродетель, а несправедливость как её противоположность, есть не часть порочности, а сама порочность.
Аристотель.

Справедливость является величайшею из добродетелей, поэтому-то мы и говорим в виде пословицы: «в справедливости заключаются все добродетели ».
Аристотель.

Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.
Аристотель.

Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым.
Менандр.

Наиболее полезно то, что наиболее справедливо.
Цицерон Марк Туллий.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.
Цицерон Марк Туллий.

Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
Цицерон Марк Туллий.

Справедливость не может быть отделена от полезности.
Цицерон Марк Туллий.

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам.
Цицерон Марк Туллий.

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.
Цицерон Марк Туллий.

Справедливо, чтобы человек выступал иногда ради собственной доброй славы.
Плиний Младший.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.
Марк Аврелий.

Если хочешь мира, устанавливай справедливость.
(Надпись на Дворце мира в Гааге.)

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
Конфуций (Кун-цзы).

Я ценю жизнь, но еще больше ценю справедливость.
Мэн-цзы.

Справедливость полезна, несправедливость вредна. Не судите о том, что является лучшим и более справедливым по большинству авторитетов, ибо мнение одного и худшего может превосходить в каком-либо вопросе мнения многих и более высоких…
Юстиниан.

Чтобы реже нуждаться в тех, кто творит справедливость, будь всегда справедлив сам.
Унсур аль-Маали.

Основы каждого благополучного государства и фундамент такой страны покоятся на справедливости и мудром правосудии.
Ас-Самарканди.

Хотя справедливость и не может уничтожить пороки, но она часто не дает им наносить вред.
Фрэнсис Бэкон.

У большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости.
Франсуа де Ларошфуко.

Насколько справедливее кажется защитнику дело, за которое ему щедро заплатили!
Блез Паскаль.

Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.
Блез Паскаль.

Справедливость по отношению к людям следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях — значит быть несправедливым.
Жан де Лабрюйер.

Несправедливость противной стороны вызывает справедливую войну.
Неизвестный автор.

Справедливость — основа благополучного общества.
Неизвестный автор.

Справедливость — это подчинение обычаям и законам принятых абсолютным большинством народа страны.
Неизвестный автор.

Благоразумие без справедливости может многое, но что стоит справедливость без благоразумия?
Неизвестный автор.

Справедливость есть необходимость каждому воздавать по заслугам.
Неизвестный автор.

Справедливость требует, чтобы никто не обогащался в ущерб другим людям.
Неизвестный автор.

Только глупый и равнодушный легко переносит несправедливость.
Неизвестный автор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: