Зима недаром злится – анализ, размер стиха, жанр, основная тема

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

20.08.2020

Тютчев Ф. “Зима недаром злится”

Читайте анализ других стихотворений Федора Тютчева:
“Декабрьское утро”
“Чародейкою зимою”

Главные герои стихотворения “Зима недаром злится” и их характеристика

  1. Зима. Старая злая ведьма. Злющая.
  2. Весна. Прекрасное дитя. Веселая.

План пересказа стихотворения “Зима недаром злится”

  1. Зима злится
  2. Весна стучится
  3. Жаворонки в небе
  4. Зима ворчит
  5. Весна хохочет
  6. Бешеная ведьма
  7. Весна становится румяней

Главная мысль стихотворения “Зима недаром злится”
Неизбежно за зимой приходит весна.

Ответы на вопросы учебника “Литературное чтение 2 класс 2 часть” Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение “Зима недаром злится”
Стихотворение учит образному мышлению. Учит любить природу, понимать неизбежность смены времен года. Учит смирению.

Отзыв на стихотворение “Зима недаром злится”
Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт описывает зиму и весну не как времена года, а как живых существ. Он приписывает им различные эмоции, у зимы это злость и ревность, у весны беззаботная радость. И это описание точно передает мое собственное восприятие прихода весны.

Анализ стихотворения “Зима недаром злится”
Стихотворение было написано Федором Тютчевым в 1836 году.
Жанр: пейзажная лирика.
Тема: смена времен года.
В этом стихотворении Тютчев обратился к теме прихода весны. Он описал, как злится зима, вынужденная уступить свое место молодой весне. Как пытается задержаться, бросаясь в весну снегом, но бег времени неумолим. И снег тает, делая весну еще красивей.
Автор одушевляет времена года, делая их противостояние более эмоциональным, живым. Видно, что его симпатии всецело на стороне молодой весны, которую он называет прекрасным дитем, а вот уходящую зиму называет злой ведьмой. И это естественно, ведь даже тот, кто очень любит зиму, встречает весну с радостью. За три долгих месяца зима успевает надоесть и хочется чего-то нового, живого и прекрасного.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Зима недаром злится”
Эпитеты: ведьма злая, прекрасное дитя.
Метафоры: подняли трезвон, в глаза хохочет, взбесилась ведьма, умылася в снегу.
Олицетворения: зима злится, весна стучится и гонит, зима хлопочет и ворчит, та хохочет, румяней стала.

Пословицы к стихотворению “Зима недаром злится”
Чему быть, того не миновать.
Зима не лето, пройдет и это.
Зима весну пугает, да все равно тает.
Весна – зажги снега, заиграй овражки.
Сколько проталинок – столько и жаворонков.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Зима недаром злится”
Зима злится, что в окно уже стучит весна, и ей пора уходить. Все гонят прочь зиму, а жаворонки во всю трезвонят в небе.
Весна смеется над зимой и та со злости кидает в весну снегом. Но весне все нипочем, она просто умывается снегом и лишь становится красивей наперекор зиме.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Зима недаром злится”

Читать стихотворение “Зима недаром злится”

Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Читайте также:
Афоризмы из пьесы На дне - цитаты Сатина, Луки, Бубнова

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 56.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 56.

“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нём проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану, который будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.

История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъёма, который переживал поэт.

Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.

Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб, стихотворение состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Олицетворения“Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.

Метафоры“Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Аллитерация“И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

История создания

Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году. В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах. Наметились особенности стихов Тютчева: переплетение нескольких тем, лёгкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов и, главное, большая любовь поэта к природе. Всё это отразилось в изучаемом стихотворении.

Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая” , Зима, несмотря на её попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.

Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времён года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.

Композиция

Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.

Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “всё засуетилось” , “жаворонки… уж подняли трезвон” .

Третья часть – описание Зимы. Она “ещё хлопочет” , “ворчит” . Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в неё снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится ещё прекраснее.

Читайте также:
Мальчики, Чехов: читать онлайн бесплатно

Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрёстный (рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки).

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения, в нём красочно описывается природа. Описание это даётся сквозь призму восприятия лирического героя. Благодаря использованным приёмам, стихотворение может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имён, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.

Средства выразительности

Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – времена года, которые представлены как живые: “Зима недаром злится” , “Весна в окно стучится” , “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит” , “Весне и горя мало: умылася в снегу” . Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.

Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая” , “В прекрасное дитя” .

Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон” . А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…” .

Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится” , “стучится” , “засуетилось” , “хлопочет” , “хохочет” , “шумит” , “взбесилась” и так далее.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится…» (Ф.И.Тютчев)

Делая анализ стихотворения «Зима недаром злиться…», которое написал Федор Иванович Тютчев, можно узнать историю создания данного произведения, а так же познакомиться с некоторыми нюансами пейзажной лирики поэта. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вам будет легче разобраться с данным стихотворением.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль

История создания

Поэт написал данное стихотворение в 1836 году. Но в печать попало оно далеко не сразу, а было опубликовано уже после кончины автора. В тридцатых годах автор уделял особое внимание весеннему времени года, что хорошо прослеживается при изучении произведений того времени. В данный период своего творчества поэт написал немало стихотворений. Автор по-особому относился к весеннему пробуждению природы. Он сам будто просыпался от зимней спячки и оживал вместе с природой.

Более того, данное время знаменательно еще одним событием. Автор был влюблен. Его избранницей стала Эрнестина Дёрнберг. Но все было не столь просто, как хотелось бы. Их обоих сдерживали узы брака, но это не помешало им общаться и любить друг друга. Благодаря своей влюбленности, поэт пробудился, в его творчестве так же отмечается некий подъем. Совокупность данных факторов и формирует сам образ весны.

Жанр, размер

Находясь за пределами границы, поэт познакомился с таким литературным направлением, как романтизм. Данное стихотворение не стало исключением. В нем так же хорошо проглядываются черты романтизма. Автор боготворит природу, восхищается ею. Так же в стихотворении затрагивается и внутренний мир человека, которому поэт уделяет особое внимание.

Читайте также:
«Мать» 📚 краткое содержание книги Максима Горького, характеристика главных героев романа, основная идея и тема произведения, сюжет

По жанру стихотворение «Зима недаром злится…» можно отнести как к пейзажной, так и к философской лирике. Здесь хорошо прорисованы картины, раскрывающие всю красоту природы. Но параллельно мы видим то, как автор размышляет о своих юных годах. Он раскрывает тему того, что все живое непременно побеждает. Вот в своеобразной схватке зимы с весной, победа остается за весной.

Что касается размера, то анализируемое стихотворение написано трехстопным ямбом. Данный размер написания придает строкам особой легкости и воздушности, что хорошо заметно при чтении произведения. Рифмовку поэт использует перекрестную.

Композиция

Данное стихотворение делится на пять строф и имеет кольцевую композицию. Первая строфа рассказывает читателю о торжестве весны над зимой, этим же и заканчивается произведение, заключая повествование в кольцо. Автор объясняет читателю, что на смену чему-то старому всегда придёт новое. И над этим процессом никто не властен, все происходит так, как должно происходить.

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

Что же касается смысла произведения, то тут оно делится на три части.

Первая часть рассказывает читателю о приходе весны, а так же о том, что зима не может ничего сделать с этим явлением.

Весна в окно стучится

Вторая часть стихотворения показывает последнюю «схватку» двух сезонов. Зима отчаянно пытается задержаться, но силы уже не равны.

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

Последняя, заключительная часть, показывает бесповоротную и однозначную победу весны. Зиме приходится сдаться.

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Образы и символы

Автор использует несколько ярких образов в анализируемом стихотворении.

Первый образ – это образ зимы. Для автора данное время года ассоциируется с прошлым, то что давно должно уйти, но все пытается зацепиться. Даже лирический герой относится к зиме как к некой «злой ведьме».

В противовес автор раскрывает образ весны. С помощью него он показывает молодость, чистоту и красоту. Благодаря её приходу – человек начинает себя чувствовать счастливым, в его сердце зарождается надежда и любовь.

Автор оживляет образы зимы и весны, наделяя их реальными качествами и способностями. Они испытывают чувства, хохочут, ворчат, шумят. В этом и заключается особенность творчества Тютчева. Он видит природные явления как живые существа, обладающие душой и чувствами.

Темы, проблемы

Основной темой произведения является природа, со всеми своими проявлениями. В данном произведении показывается наступление столь долгожданной весны. Лирический герой замечает каждое изменение в окружающем мире. Поэтому такое явление, как смена времен года, является для него настоящим событием и «схваткой». Он отмечает каждое изменение, которое творится вокруг него.

Автор так же затрагивает тему молодости и жизни в целом. При помощи весны он показывает молодость, красоту, да и саму жизнь. Зима же вызывает негативные ассоциации. Он представляет её в мрачном виде, олицетворяющим все неживое. Именно на примере столкновения двух времен года, Тютчев пытается показать, что победа всегда будет за молодостью и жизнью.

Читайте также:
Одним толчком согнать ладью живую - анализ, жанр, основная тема

Все стихотворение излучает радость. Оно воодушевляет и настраивает на позитивный лад. Человеческая душа расцветает вместе с природой, проснувшись от долгого сна. Сердце наполняется мечтами, надеждами, любовью и радостью. Ради этого всего стоило побороться с задержавшейся зимой.

Средства выразительности

Автор использует различные тропы, которые придают стихотворению мелодичность, а образам – яркость.

При помощи олицетворений автору удается оживить времена года. Он ярко описывает их схватку, которая становится для зимы заключительной. Благодаря сравнениям Тютчеву удается как можно точнее описать зиму и весну. Эпитеты придают динамичность данному произведению. Хотя их в произведении не так и много. Но даже малое их количество усиливают контраст между враждующими временами года. Так же в произведении используется аллитерация.

Основная мысль

Основной мыслью произведения можно назвать то особое отношение к весне, которым обладает наш лирический герой. Он ассоциирует этот период с началом новой жизни, которая будет наполнена новыми эмоциями, чувствами и впечатлениями. Ведь действительно, с наступлением первых весенних деньков, настроение начинает подниматься. Мысли перестают быть мрачными, хочется улыбаться и строить планы на будущее. Человек просыпается вместе с природой и готов для новых подвигов. Хочется любить и быть любимым, творить, мечтать. Зима же подавляла все эти чувства. Постоянно навевая мрачные мысли.

Проснувшись после зимней спячки, человек раскрывает свое сердце для новых чувств и эмоций, которые смогут одолеть все мрачные мысли.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится…» (Ф.И.Тютчев)

В творчестве Ф.И.Тютчева преобладает пейзажная лирика, стихотворение «Зима недаром злится…» также можно отнести к этому разделу. На примере этого произведения можно увидеть основные темы и мотивы лирики поэта, узнать о его «любимых» средствах художественной выразительности. С этим вам поможет разбор текста от Многомудрого Литрекона.

История создания

Стихотворение «Зима недаром злится…» было написано в 1836 году, однако опубликовано лишь после смерти поэта. Тютчев в 30-е годы уделял в своей пейзажной лирике особое внимание такому времени года, как весна. В этот период были созданы следующие стихотворения: «Весенние воды», «Весна», «Весенняя гроза» и другие. Поэт тонко чувствовал наступление такого времени года, его душа словно оживала вместе с приходом теплых дней после долгой зимы.

Как-раз в это время у поэта начался роман с Эрнестиной Дёрнберг. Он был женат, а она — замужем, но это не помешало им влюбиться друг в друга и обрести радость в общении. Эти отношения стали причиной того внутреннего подъема, который ощутил поэт. Его он и описывал в образе долгожданной весны.

Жанр, направление, размер

  • За границей Тютчев «освоил» такое литературное направление, как романтизм. В стихотворении «Зима недаром злится…» можно увидеть черты этого направления: культ природы, особое внимание к внутреннему миру человека.
  • Жанр стихотворения «Зима недаром злится…» — пейзажная и философская лирика. В произведении изображены картины природы (противостояние зимы и весны), но также можно увидеть и размышления автора о юности, о непобедимой силе всего живого (весна, как олицетворение всего молодого, живого побеждает «злую ведьму» — зиму).
  • Размер стихотворения «Зима недаром злится…» — трёхстопный ямб, что придет строкам легкость при прочтении, воздушность. Рифма – перекрестная.
Читайте также:
Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита - анализ, описание

Композиция

Произведение состоит из пяти строф, композиция – кольцевая. В первой и последней строфе весна торжествует над зимой: новое приходит на смену старому, этот процесс невозможно приостановить, как бы сильно не злилась «ведьма».

По смыслу в стихотворении можно выделить три части.

  1. В первой мы узнаем о приходе весны, беспомощности зимы;
  2. Во второй происходит последняя схватка двух времен года;
  3. Наконец, в третьей, весна, непобедимая, «наперекор врагу» восторжествовала.

Образы и символы

В стихотворении «Зима недаром злится…» можно выделить несколько значимых образов.

  • Зима в творчестве Тютчева – воплощение отжившего, всего прошлого. Не случайно в стихотворении лирический герой называет это время года «злой ведьмой».
  • Образ весны вводится на контрасте с зимой. Весна – олицетворение юного ребенка, молодости, чистой красоты. Она приносит в жизнь человека счастье, в душу – радость.
  • Весна и зима становятся живыми существами в стихотворении Тютчева. Как люди, они могут хохотать, ворчать, шуметь. Это особенность поэзии Тютчева – одушевление природных явлений.

Темы, настроение, проблемы

  • В стихотворении «Зима недаром злится…» основная тема – природа, в частности, изображение наступления весны. Лирический герой тонко чувствует все изменения, происходящие в природе, поэтому такое привычное явление, как смена времен года, превращается в его сознании в настоящую схватку двух противников.
  • Также затронута тема жизни и молодости. Весна, олицетворение всего живого, юного, побеждает «злую ведьму» зиму, которая связана с чем-то мрачным, неживым. Так, в противостоянии двух всегда победит непорочное, чистое, молодое.
  • Стихотворение проникнуто радостным, воодушевленным настроением. Всё живое с улыбкой встречает долгожданную весну, а зиму «нудит вон». С приходом весны не только возрождается окружающий мир, но и душа человека. На сердце становится радостно, легко.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в особом восприятии весны. Для лирического героя – это новая жизнь, новые эмоции, чувства, впечатления. С приходом тёплых дней оживает всё вокруг и внутри человека. Это происходит из-за неразрывной связи человека и природы. Всеобщее возрождение помогает лирическому герою «вспрянуть ото сна», оно придает ему новые силы и вдохновение.

Смысл, заложенный в стихотворении «Зима недаром злится», понятен и близок каждому из нас: в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном нужно выбирать первое. Каждый из нас должен быть готовым встретить весну в своем сердце и стряхнуть сонную одурь.

Средства художественной выразительности

Благодаря тропам стихотворение отличается своей мелодичностью, динамикой, яркими образами.

  • Так, с помощью олицетворения поэт «оживляет» Весну и Зиму. Два соперника сходятся в последней схватке: «взбесилась ведьма злая», Весна «умылася в снегу».
  • Также поэт использует сравнение: зима уподобляется злой ведьме, весна — румяному ребенку.
  • В стихотворении поэт использует немного эпитетов, создавая динамичное произведение (глагол – основная часть лексики): «ведьма злая», «прекрасная дитя». Первый эпитет относится к зиме, второй – к весне. Они создают контраст между Зимой и Весной.
  • Благодаря аллитерации в третьей строфе на букву «ш» мы слышим приближающийся шум ручьев, что говорит о скором приходе весны.
Читайте также:
Последняя любовь - анализ, основная тема и идея, стихотворный размер

«Зима недаром злится» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – история создания, идея, год, сравнение

“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нем проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану. Данный разбор будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.

История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъема, который переживал поэт.

Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.

Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – ямб, стих состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Олицетворения“Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.

Метафоры“Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Аллитерация“И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Гиперболы“Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

История создания

Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году. В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах. Наметились особенности стиха Тютчева – переплетение нескольких тем, легкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов, и, главное, большая любовь поэта к природе. Все это отразилось в изучаемом стихотворении.

Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”, Зима, несмотря на ее попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.

Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времен года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.

Композиция

Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.

Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “все засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.

Третья часть – описание Зимы. Она “еще хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в нее снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится еще прекраснее.

Читайте также:
Отрочество - краткое содержание по главам, характеристика героев

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики, в нем красочно описывается природа. Но, благодаря использованным приемам, оно может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имен, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.

Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрестный (рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки).

Средства выразительности

Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – явления природы, которые представлены как живые: “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.

Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”. Можно проследить и гиперболы: “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”. А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится”, “стучится”, “засуетилось”, “хлопочет”, “хохочет”, “шумит”, “взбесилась” и так далее.

Стихотворение и анализ «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Краткое содержание

С. Басов. Весна в начале. 2018

Стихотворение повествует о смене времён года, приходе весны. Период зимнего господства завершился, и теперь «весна в окно стучится», желая прогнать зиму. Окружающая природа полностью поддерживает намерения весны. Несговорчивая старая ведьма не желает освобождать насиженное местечко, но уже никто не считается с её желанием. Весна, хохоча ей в глаза, ещё яростнее переходит в наступление. Наконец ведьма капитулирует, сдавшись активному напору юной весны. Напоследок, со злостью, бросает в красавицу весну снежный ком. Но красавице и горя нет: умылась в снегу, и похорошела ещё больше.

История создания

Стихотворение родилось в 1836 г., но первая публикация случилась после смерти Тютчева. В тридцатые годы поэт активно работал в жанровых рамках пейзажной лирики, уделяя особое внимание весне. Весна для него была символом красоты, совершенства, прекрасного будущего. Тютчев всегда радостно реагировал на приход весеннего тепла, душа его, подобно природе, пробуждалась после зимней спячки.

Именно весной у него случился любовный роман с Эрнестиной Дернберг. Несмотря на то, что он состоял в браке, и она не была свободна от семейных уз , «запретный» роман принёс им немало радостных минут. Эта любовная связь явилась причиной душевного подъёма для Тютчева, который он представил в образе долгожданной весны.

Читайте также:
Я встретил вас — и всё былое, анализ, история, жанр, тема и идея
Жанр, направление, размер

Произведение представляет синтез жанров пейзажной и философской лирики. В стихотворении переданы картины природы, а также присутствуют мысли поэта о молодости, непобедимости всего активного и юного.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб. С его помощью автор придал произведению лёгкость прочтения, ощущение воздушности. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Стихотворение включает в себя пять строф. Композиция – кольцевая: в первой и последней строфе весна одерживает победу над зимой, от чего торжествует. Тютчев, посредством кольцевой композиции, доносит мысль о том, что новое всегда приходит на место старого. Процесс этот остановить или приостановить невозможно. С семантической точки зрения произведение делится на три части:

Первая часть – из неё мы узнаём о приходе весны и беспомощности зимы.

Вторая часть – мы наблюдаем последнее сражение зимы и весны.

Третья часть – весна празднует оглушительную победу и торжествует назло поверженному врагу.

Образы и символы

В произведении выделяются два значимых по смыслу образов:

образ зимы – символизирует всё косное, отжившее, старое. Не случайно в стихотворении лирический герой называет зиму «злой ведьмой»;

образ весны – мы воспринимаем его на контрасте с образом зимы. Весна олицетворяет юность, красоту, светлое будущее. Она способна привнести в жизнь людей счастье и радость.

В произведении весна и зима приобретают черты живых, мыслящих существ. Они, подобно людям, умеют хохотать, шуметь и ворчать. Тютчев одушевил центральные образы стихотворения.

Темы и настроение

Автор поднимает в стихотворении две важных для себя темы:

Тема природы, изображение прихода весны – основная. Поэт чутко воспринимает все перемены в природе, поэтому такое привычное многим явление, как смена времён года превращается в горячее сражение двух противников.

Тема жизни и молодости – весна служит символом всего живого, юного, смелого. Она с лёгкостью побеждает «злую ведьму» зиму, олицетворяющую всё неживое и косное. В этом противостоянии двух начал всегда побеждает молодость. Произведение проникнуто воодушевлённым оптимизмом: окружающий мир с радостью встречает юную весну.

Основная идея

Поэт доносит до читателей мысль о том, что в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном всегда следует выбирать первое. Основная идея произведения заключается в особенном восприятии весны лирическим героем. Весна – это всегда свежие эмоции, новая жизнь и яркие чувства.

Средства выразительности

Тютчев использует, чтобы донести до нас основную идею произведения, различные средства выразительности:

метафоры – «взбесилась ведьма злая», «в прекрасное дитя»;

олицетворения – «зима недаром злится», «весна в окно стучится», «зима ещё хлопочет»;

гиперболы – «наперекор врагу», «взбесилась ведьма злая»;

аллитерация – с целью передать птичий гомон, автор использует повторение звуков «и», «з»: «…и жаворонки в небе уж подняли трезвон»;

множество глаголов – с целью передачи суеты и борьбы главных героинь: «злится», «стучится», «хлопочет», «шумит» и пр.

Читайте также:
Летний вечер - анализ стихотворения Тютчева, история создания

Бедные люди, Достоевский: читать онлайн бесплатно

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Читайте также:
Понтий Пилат - характеристика прокуратора Иудеи в романе Булгакова

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Островитяне
1 минуту назад

Неизвестно
2 минуты назад

Неизвестно
3 минуты назад

Неизвестно
5 минут назад

Умер великий Пан
5 минут назад

Неизвестно
7 минут назад

Ночью на кладбище
7 минут назад

Я люблю далекий след – от .
7 минут назад

Мелочи архиерейской жизни
8 минут назад

Мелочи архиерейской жизни
8 минут назад

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: