Как построить высоту треугольника циркулем и угольником – алгоритм

Как построить высоту треугольника

Рассмотрим, как построить высоту треугольника с помощью чертежного угольника.

Чтобы построить высоту остроугольного треугольника, надо приложить угольник так, чтобы одна сторона прямого угла проходила через вершину треугольника, а вторая — через противоположную этой вершине сторону.

AK — высота треугольника ABC, проведённая из вершины A к противолежащей стороне BC.

BF⊥AC.

BF — высота треугольника ABC, опущенная из вершины B на сторону AC.

CH — высота треугольника ABC, проведённая из вершины C к стороне AB.

Все высоты треугольника пересекаются в одной точке.

В остроугольном треугольнике точка пересечения высот лежит внутри треугольника.

Если требуется построить все высоты треугольника, достаточно построить две, а третью провести из вершины треугольника через точку пересечения двух высот.

В прямоугольном треугольнике две стороны (катеты) являются также его высотами. Остаётся построить третью высоту.

Угольник прикладываем прямым углом так, чтобы одна сторона проходила через гипотенузу, а другая — через прямой угол.

CD — высота прямоугольного треугольника ABC, проведённая из вершины прямого угла C к гипотенузе AB.

Точка пересечения высот прямоугольного треугольника — вершина прямого угла.

Высоты AC, BC и CD прямоугольного треугольника ABC пересекаются в точке C, ∠C=90°.

В тупоугольном треугольнике проще всего построить высоту, выходящую из вершины тупого угла.

Прикладываем угольник прямым углом так, чтобы одна его сторона проходила через наибольшую сторону треугольника, а другая — через тупой угол.

AP — высота тупоугольного треугольника ABC, проведённая из вершины тупого угла A к стороне BC.

Только высота, проведённая из вершины тупого угла, лежит внутри треугольника. Две другие высоты находятся вне него.

Высоты тупоугольного треугольника, выходящие из вершин острых углов, проведены не к противолежащим сторонам, а к прямым, содержащим эти стороны.

Чтобы построить высоту, продлеваем противолежащую сторону и прикладываем угольник прямым углом таким образом, чтобы одна сторона угольника проходила через построенную прямую, а другая — через вершину острого угла.

BM — высота тупоугольного треугольника ABC, проведённая из вершины острого угла B к прямой, содержащей противолежащую сторону AC.

CN⊥AB,

CN — высота тупоугольного треугольника ABC, проведённая из вершины острого угла С к прямой, содержащей противолежащую сторону AB.

Точка пересечения высот тупоугольного треугольника лежит вне него, за тупым углом, напротив наибольшей стороны.

Чтобы построить точку пересечения высот треугольника ABC, продлим прямые BM, CN и AP до пересечения.

Мы рассмотрели, как строить высоты треугольника с помощью угольника.

Построение высот с помощью циркуля и линейки будем рассматривать в теме «Задачи на построение».

Как построить высоту треугольника циркулем и угольником – алгоритм

С помощью линейки с делениями, циркуля, угольника, транспортира, лекал (рис. 313) вам не раз приходилось проводить различные геометрические построения.

Читайте также:
Внутренние односторонние углы - определение, свойство, правило

А можно ли обходиться меньшим количеством чертёжных инструментов? Оказывается, что во многих случаях достаточно использовать только циркуль и линейку без делений . Например, чтобы провести биссектрису угла, совсем не обязательно иметь транспортир, а разделить отрезок пополам можно и тогда, когда на линейку не нанесена шкала.

А стоит ли в наше время, когда созданы точнейшие приборы и совершенные компьютерные программы, позволяющие выполнять сложнейшие измерения и построения, обходиться такими скудными средствами, как циркуль и линейка? На практике конечно нет. Поэтому, например, конструкторы, строители, архитекторы, дизайнеры не ограничивают себя в выборе инструментов.

Однако при построении фигур в геометрии принимают такие правила:

1) все построения выполняются только с помощью циркуля и ли нейки без делений ;

2) с помощью линейки можно через заданную точку провести произвольную прямую, а также через заданные две точки A и B провести прямую AB ;

3) с помощью циркуля можно построить окружность с данным центром и радиусом, равным заданному отрезку .

Итак, договоримся, что если в задаче требуется построить какую-то фигуру, то построение выполняется по описанным выше правилам.

Решить задачу на построение — это значит составить план ( алгоритм ) построения фигуры; реализовать план, выполнив построение; доказать, что полученная фигура является искомой.

Рассмотрим основные задачи на построение.

Задача 1. Постройте угол, равный данному, одна из сторон которого является данным лучом.

Решение. На рисунке 314 изображены угол A и луч OK . Надо построить угол, равный углу A , одной из сторон которого является луч OK .

Проведём окружность произвольного радиуса r с центром в точке A . Точки пересечения этой окружности со сторонами угла A обозначим B и С (рис. 315). Тогда AB = AC = r .

Проведём окружность радиуса r с центром в точке O . Она пересекает луч OK в точке M (рис. 316, a ). Затем проведём окружность с центром в точке M и радиусом BC . Пусть E и F — точки пересечения окружностей с центрами O и M (рис. 316, б ). Проведём лучи ОЕ и OF (рис. 316, в ).

Покажем, что каждый из углов EOM и FOM — искомый. Докажем, например, что ∠ EOM = ∠ BAC .

Рассмотрим треугольники ABC (рис. 315) и OEM (рис. 316, в ). Имеем: AB = OE = r = AC = OM . Кроме того, по построению EM = BC . Следовательно, треугольники ABC и OEM равны по третьему признаку равенства треугольников. Отсюда ∠ EOM = ∠ BAC . Аналогично можно показать, что ∠ BAC = ∠ FOM .

Читайте также:
Обыкновенные дроби - основное свойство, примеры, действия

Замечание. Мы построили два угла ЕОМ и FOM , удовлетворяющие условию задачи. Эти углы равны. В таких случаях считают, что задача на построение имеет одно решение.

Задача 2. Постройте серединный перпендикуляр данного отрезка.

Решение. Пусть AB — данный отрезок (рис. 317, а ). Проведём две окружности с центрами A и B и радиусом AB . Точки пересечения этих окружностей обозначим M и N (рис. 317, б ). Проведём прямую MN (рис. 317, в ).

Из построения следует, что MA = MB = AB и NA = NB = AB (рис. 317, г ). Следовательно, точки M и N принадлежат серединному перпендикуляру отрезка AB . Прямая MN и является серединным перпендикуляром отрезка AB .

Как построить с помощью циркуля высоту треугольника, медиану, биссектрису?

Как построить с помощью циркуля высоту треугольника, медиану, биссектрису ?

Что касается высоты треугольника, то её можно построить, например, так: строим окружность циркулем, далееотмечаем точки пересечения окружностей с треугольником по прямой от его стороны, из этих точек проводим по окружности ещё. Находим точку пересечения и проводим прямую от вершины:

ВG – здесь высота.

Что касается бссектрисы, то она делит угол в трегольнике пополам, поэтому можно рассмотреть бессиктрису для угла, аналогично она строитя будет и в треугольнике, а вот алгоритм построения:

Бессиктриса здесь АD.

Теперь о медиане:

В таком заданном треугольнике как АВС будем строить медиану, которая падает из угла С в треугольнике на сторону АВ. Сут в том, что потребуется при помощи циркуля разбить сторону АВ на две равные части:

CD здесь медиана.

Итак, рассмотрим по порядку. Для начала построим медиану с помощью циркуля. У нас есть треугольника АСВ. Из точки А и В построим две окружности с таким радиусом, чтобы окружности пересеклись.

Точки пересечения окружностей назовем Р и Q. Теперь проводим прямую через эти точки. Прямая пересекается с АВ в точке D. CD будет медианой.

Теперь рассмотрим, как найти высоту в треугольнике. У нас треугольник АВС. Строим зеленую окружность, которая пересекает сторону АС в точке D и E (на рисунке точка Е не лежит на стороне АС). Далее строим синие окружности центром которых будут точки Е и D. ВQ здесь будет высотой.

Осталось рассмотреть только, как построить биссектрису. У нас есть треугольник АСВ. Из точки А строим окружность, которая будет пресекаться со стороной АС в точке N и со стороной АВ в точке М. Далее строим из точки N и М радиусом NM. Внутри треугольника окружности пересекутся в точке Х. Проводим прямую через точки АХ. АZ будет биссектрисой.

Читайте также:
Пересечение и объединение множеств - определение, формулы

Давайте начнем с высоты.

Ниже дан для примера треугольник. Берем циркуль, проводим две окружности:

  • первая с центром в точке А, радиус круга равен стороне АС;
  • вторая с центром в точке В, радиус круга – и есть сторона СВ.

Далее нам нужно начертить зеркальный вариант искомого треугольника (я начертила его красным цветом). Останется только соединить вершины нашего нового треугольника с точкой С (отмечено желтым цветом). Высота треугольника найдена, все лишнее можно стереть.

Также нужно начертить циркулем две окружности, но сделать это нужно так, чтобы они в итоге заходили друг на друга. То есть делайте радиус таким, чтобы он был больше половины отрезка АВ.

Наши окружности пересеклись друг с другом в двух точках, соединяем их. Точка М – это середина АВ, нужно соединить ее с вершиной С – это и есть медиана.

Теперь осталась биссектриса (чертила сама, не судите строго).

Итак, чертим произвольную окружность с вершиной В в качестве ее центра (предположим, что именно биссектрису угла АВС нужно найти).

Окружность пересеклась со сторонами в точках М и Р. Из этих двух точек нужно провести еще две окружности. Радиус этих окружностей для наглядности сделайте чуть больше, чем отрезок МВ и ВР соответственно.

Эти две последние окружности пересеклись в точке Е. Соедините ее с В – вот и биссектриса.

Для того ,чтобы в треугольнике АВС провести из вершины В высоту ВН на стороны АС , то для этого нужно восстановить перпендикуляр к стороне АС из вершины В.И самый простой способ для этого это провести медиану в равнобедренном треугольнике АВС1 , где АВ = ВС1.Для получения точки С1 проведём циркулем из т.В засечку на АС раствором циркуля АВ=ВС1.с помощью циркуля найдём середину АС ,проведя раствором циркуля более половины АС1 полуокружности из точек А и С1 до пересечения.Места пересечек соединим , и получим на АС1 точку Н -середину АС1. Соединим точку Н с В , получим высоту треугольника ВН.

Построение медианы.Для этого находим середину стороны АС описанным выше способом.Получив точку М – середину АС , соединим М с В , МВ- медиана.

Биссектриса.Для построения нужно поделить угол

Вспоминаем, что такое медиана, биссектриса и высота треугольника. Прежде всего это отрезки или лучи.

Медиана соединяет любую вершину с точкой-серединой стороны противоположной.

Биссектриса делит угол пополам, это луч.

Мы имеем треугольник, циркуль и по умолчанию линейку, которой и будем чертить прямые.

Читайте также:
Объем цилиндра ℹ определение, формулы расчета через диаметр и площадь основания, примеры нахождения объема полого цилиндра, онлайн-калькулятор

Для построения медианы, мы делим отрезок пополам, для этого проводим полуокружности одного радиуса из двух точек, соединяем точки пересечения их и находим точку пересечения со стороной треугольника, соединяем с противоположной вершиной. Готово.

Чтобы построить биссектрису, мы из угла чертим окружность, из 2-х точек пересечения со сторонами чертим еще 2 дуги или полуокружности одного радиуса, получаем точку пересечения. Эту точку соединяем с вершиной угла. На рисунке АЕ соединяем и получаем биссектрису.

Построим высоту следующим образом. Чертим окружности АС и СВ, где радиусы равны сторонам, находим точку пересечения и соединяем. СМ – высота.

Треугольник АВС. В – вершина. АС – основание.

Высота. Нужно из точки А провести дугу радиусом АВ, из точки С дугу радиусом ВС. Получится точка пересечения за пределами треугольника. Через эту точку из точки В чертим линию до основания.

Биссектриса. Чертим дугу с центром В так, чтобы дуга пересекла стороны АВ и ВС, на сторонах получаем две промежуточные точки, из которых проводим две дуги с равным радиусом, который несколько больше половины основания, соединяем точку пересечения с В.

Медиана. Из точек А и С проводим две дуги радиусом несколько больше половины основания, две полученные точки соединяем, линия пересекает основание в середине. Среднюю точку соединяем с точкой В.

Такие действия можно провести с любым углом и стороной.

Одного циркуля мало, нужна еще линейка.

Теперь представим, что перед нами треугольник с вершиной А и основанием ВС. Берем циркуль, устанавливаем его иглой в точке В. Проходим круг так, чтобы он проходил через вершину А. Тоже самое делаем с точкой С. Получаем две окружности, которые пересекаются в двух точках, соединяем их линией. Так мы получили высоту.

Так мы найдем медиану:

Проводим также из точек В и С две окружности (обозначения взяты из предыдущего примера), но уже произвольные, так, чтобы они также пересекались в двух местах, точки пересечения соединяем, берем ту точку, которая у нас таким образом образовалась на основании (на рисунке это точка М), соединяем ее с вершиной.

Биссектриса находится путем черчения трех окружностей: первая – с центром в вершине А, вторые две – с центром в тех точках, которые получились в результате черчения первой окружности. Нижнюю точку пересечения этих двух окружностей соединяем с вершиной.

Самое простое – это медиана. Находим с помощью циркуля середину противоположной стороны угла. Равным раствором циркуля, чуть большим предполагаемой середины рисуем окружности из вершин треугольника. Соединяем две точки пересечения окружностей. Пересечение этой линии со стороной – середина. Соединяем вершину треугольника с сединой противоположной стороны и получает медиану.

Читайте также:
Квадратичная функция - определение, уравнения, графики

Биссектриса. Из вершины треугольника чертим две окружности одинакового раствора циркуля, из точек пересечения со сторонами треугольника чертим еще две окружности и соединяем вершину с точкой пересечения последних окружностей.

А вот найти высоту задача поинтересней. Я бы ее решила так. Построила бы внутри нашего треугольника равнобедренный и соединила бы середину стороны нового треугольника с вершиной из которой нам надо опустить высоту.

Мне очень сложно правильно словами описать весь процесс построения, поэтому легче к словам прикрепить схему, как это делается.

1) Рисуем медиану.

Для этого из точки А произвольным радиусом рисуем окружность. Не меняя радиуса строим окружность из точки С. Соединяем две точки пересечений окружностей. Их той точки, где пересекает отрезок треугольника, рисуем биссектрису.

2) Рисуем биссектрису.

Из точки А треугольника рисуем циркулем произвольный радиус. Отмечаем точки окружности пересечения окружности с треугольником. Теперь в одной из этих точек строим снова циркулем произвольную окружность. Из другой точки рисуем окружность этим же радиусом. Смотрим пересечение этих двух окружностей. Рисуем биссектрису.

3) А вот так можно при помощи циркуля рисовать высоту.

Вспоминаем, что такое высота, это перпендикуляр, проходящий через один из углов треугольника и противоположную сторону. Построить с помощью циркуля очень легко, смотрим на рисунок:

Проводим циркулем окружность с радиусом равным стороне ВС и центром в точке В, а затем окружность с радиусом АС и центром в точке А. Две точки пересечения этих окружностей как раз и лежать на нужной нам высоте, проводим высоту через эти две точки.

В построении медианы тоже нет ничего сложного, нам нужно просто определить с помощью циркуля середину стороны треугольника АВ:

Для этого чертим две окружности, одну с центром в точке А, другую с центром в точке В, окружности должны иметь такие радиусы, чтобы находить друг на друга, две точки пересечения дадут нам прямую, которая пересечет сторону треугольника АВ в ее середине, пусть это будет точка М. Теперь соединяем эту точку М и вершину треугольника С, получим медиану СМ.

А теперь построим биссектрису треугольника, то есть биссектрису одного из углов треугольника, смотрим на рисунок:

Сначала чертим окружность с центром в вершине угла А произвольного радиуса, точки пересечения этой окружности со сторонами треугольника, прилегающими к вершине А обозначим – В и С. Теперь чертим окружности с центрами в этих точках – В и С, они пересекутся в точке D? через эту точку и вершину угла А и проводим биссектрису угла А.

Читайте также:
Биссектриса параллелограмма - определение, теоремы и задачи

Как построить высоту треугольника — основные способы

Для решения многих геометрических задач учащемуся нужно уметь быстро построить высоту треугольника. Сделать это можно несколькими простыми для восприятия способами, которые подходят для фигуры разной формы и размера. Весь процесс состоит из определённой последовательности действий, правильно выполнить которые сможет каждый школьник.

С применением циркуля

Если нужно нарисовать высоту (перпендикуляр к противоположной стороне) в произвольном треугольнике и измерить её, то лучше всего воспользоваться классическим методом построения. Он предусматривает использование циркуля в качестве основной рабочей принадлежности. Кроме этого, для работы понадобится лист бумаги, небольшая линейка, ластик и простой карандаш.

Способ начертить искомый отрезок:

  • На листе бумаги чертят треугольник (можно нарисовать заранее, чтобы сэкономить время).
  • Рисунок располагают так, чтобы вершина угла, из которого нужно начертить высоту, находилась сверху, а противоположная ему сторона фигуры была расположена горизонтально (по отношению к ученику).
  • Иглу циркуля ставят в вершине любого угла у основания.
  • Ножку с грифелем ставят в верхнюю точку треугольника, из которой проводится высота.
  • Циркулем рисуют окружность и делают пометку в месте её пересечения с основанием фигуры.
  • Аналогичным способом чертят круг из другого угла при основании. При этом важно определить новый радиус, который будет равен длине второй стороны треугольника.
  • Делают пометку в месте пересечения начерченных окружностей.
  • Ластиком стирают лишние линии, оставляя лишь поставленную точку.
  • С помощью карандаша и линейки из неё проводят отрезок к вершине, который и будет высотой треугольника.
  • Стирают линии, находящиеся под основанием.

Таким же способом можно с помощью циркуля построить высоту треугольника из любого другого угла.

С помощью линейки

Начертить и обозначить высоту можно и без циркуля. Для этого следует воспользоваться чертёжным угольником, 2 стороны которого перпендикулярны друг другу. Альтернативой этой школьной принадлежности могут стать 2 прямые линейки, соединённые между собой под прямым углом.

В остроугольном треугольнике

Провести высоту в треугольнике, где все углы острые (менее 90 градусов), довольно просто.

Чтобы справиться с этой задачей, нужно подготовить все необходимое и заранее начертить на бумаге геометрическую фигуру.

Правильная последовательность действий:

  • Находят вершину, из которой хотят провести перпендикуляр.
  • Совмещают угольник с противоположной стороной фигуры.
  • Перемещают чертёжную принадлежность до тех пор, пока её перпендикулярная сторона не пройдёт через вершину.
  • Простым карандашом проводят линию, которая и будет искомым отрезком.

В тупоугольной фигуре

Трёхсторонняя фигура, у которой один из углов тупой (более 90 градусов) имеет только 1 внутреннюю высоту. Для её проведения используют то же, что и в предыдущем случае.

Читайте также:
Алгебраические выражения - определение, виды, смысл значений

Порядок действий:

  • Располагают чертёж так, чтобы тупой угол оказался у основания.
  • Угольник прикладывают к наибольшей стороне фигуры.
  • Совмещают перпендикулярную сторону линейки с вершиной тупого угла.
  • Соединяют 2 точки простым карандашом, получая искомую линию.

В прямоугольном и равнобедренном

В прямоугольном треугольнике нужно находить только 1 высоту. Две другие будут совпадать с катетами.

Пошаговая инструкция:

  • Прикладывают одну из перпендикулярных сторон угольника к гипотенузе.
  • Вторую сторону линейки совмещают с вершиной прямого угла.
  • Проводят линию, которая будет высотой.

Проще всего проводить перпендикуляр из верхней точки равнобедренного треугольника.

Он будет совпадать с биссектрисой и медианой фигуры. Начертить его можно таким же способом, что и для остроугольной фигуры. Более простой метод предусматривает выполнение следующих действий:

  • Линейкой замеряют длину основания.
  • Эту величину делят на 2.
  • Полученное значение откладывают от вершины одного из углов при основании.
  • Отмечают середину стороны и соединяют её с верхней точкой фигуры.

Проведение высоты в треугольнике — это простая задача, с которой легко справится каждый ученик.

Для этого достаточно сделать чертёж геометрической фигуры и воспользоваться одним из существующих способов построения. Такая работа потребует минимум времени и не отнимет у школьника много сил.

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними

Задача:

Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними с помощью циркуля и линейки (без масштабных делений).

Дано: отрезки МК и ОЕ, hk.

Построить АВС такой, что АВ = МК, АС = ОЕ, ВАС =hk.

Решение:

С помощью линейки проводим прямую и на ней с помощью циркуля отложим отрезок АВ, равный отрезку МК. Для этого произвольно на прямой ставим точку А, с помощью циркуля измеряем отрезок МК и строим окружность с центром в точке А радиуса МК (всю окружность строить необязательно, смотри, выделенное красным цветом). Точку пересечения окружности с прямой обозначаем В.

Далее строим угол ВАF равный углу hk. Для этого строим с помощью циркуля окружность радиуса МК с центром в вершине угла hk (всю окружность строить необязательно, смотри, выделенное красным цветом). Точки пересечения данной окружности со сторонами угла hk обозначаем N и Р.

С помощью циркуля измеряем длину отрезка NP и строим окружность радиуса NP с центром в точке В (всю окружность строить необязательно, смотри, выделенное синим цветом). Точку пересечения данной окружности с окружностью радиуса МК с центром в точке А обозначаем F.

Далее, проводим луч АF с помощью линейки.

Читайте также:
Четырехугольник является параллелограммом - доказательство

Затем, с помощью циркуля измеряем отрезок ОЕ и строим окружность радиуса ОЕ с центром в точку А (всю окружность строить необязательно, смотри, выделенное зеленым цветом). Точку пересечения данной окружности с лучом АF обозначаем С.

Теперь с помощью линейки соединяем точки В и С. Получаем треугольник АВС, в котором по построению АВ = МК, АС = ОЕ, ВАС =hk, следовательно, треугольник АВС искомый.

При любых данных отрезках МК, ОЕ и данном неразвернутом угле hk искомый треугольник построить можно. Прямую и точку А на ней можно выбрать произвольно, значит, существует бесконечно много треугольников, удовлетворяющих условиям задачи, Все эти треугольники будут равны друг другу по первому признаку равенства треугольников (по двум сторонам и углу между ними), поэтому принято говорить, что данная задача имеет единственное решение.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Как с помощью циркуля и линейки находить корни, квадраты и обратные величины чисел

Представьте, что у вас нет под рукой калькулятора (но есть циркуль и линейка или угольник) и вам нужно посчитать результат в виде отрезка. Задача решается за менее чем 5 простых шагов.

Базовая формула вычисления

Для начала докажем одну формулу, которая нам будет помогать с дальнейшим решением.

В прямоугольном треугольнике ABC проведем высоту h на сторону C . По теореме Пифагора выводим:

Подставляем всё в первую формулу:

И если раскрыть скобки:

После сокращения получаем:

Вот с помощью этой формулы и будем выводить наши решения.

Единичная мера длины

Так как мы вычисления проводим на плоскости с отрезками, нам необходимо определиться с мерой единичной длины равной 1 . Если мы отложим отрезок 1 дециметр, то он так же будет равен 10 сантиметрам, 100 миллиметрам или 4 дюймам. Один отрезок и 4 разных чисел разной меры длины его определяют. Что бы выбрать одну систему счисления длин отрезков, примем за единицу длины какой-то отрезок. Какой – определим по ходу расчетов, и он зафиксирует нужную меру длины.

Циркуль как универсальный инструмент

Циркуль удобно использовать как средство:

отмерить отрезок определенной длины, при этом знать величину этой длины совершенно нет надобности.

прочертить дугу на одинаковом расстоянии от определённой точки.

отложить перпендикуляр к линии через определённую точку. Для этой цели удобнее использовать угольник с прямым углом, чем циркулем чертить 4 дуги.

Вычисление квадрата длины

Для вычисления квадрата величины X используем нашу формулу в виде:

Чертим прямую линию достаточной длины.

Откладываем на ней отрезок единичной длины.

Читайте также:
Площадь цилиндра - как найти, формула через диаметр, примеры

От правого конца единичного отрезка 1 откладываем вверх перпендикуляр длиной X .

Проводим линию от левого конца единичного отрезка 1 до верхнего конца отрезка X .

От этого отрезка откладываем перпендикуляр на линию продолжения единичного отрезка 1 . Их пересечение и есть правый край квадрата длины. Левый край начинается от точки, где отложена высота.

Пример. У вас есть какой-то квадрат, со стороной X , начерченный на плоскости или на земле. Нужно узнать его площадь в попугаях. Одна сторона квадрата длиной X у нас уже есть. На соседней стороне откладываем длину одного попугая (там где 1 находится). Соединяем концы линией, откладываем перпендикуляр, продлеваем отрезок с попугаями до перпендикуляра и получаем решение в квадратных попугаях.

Вычисление квадратного корня длины

Для вычисления квадратного корня величины используем нашу формулу в виде:

Чертим прямую линию достаточной длины.

Откладываем на ней единичный отрезок длины 1.

На продолжении единичного отрезка откладываем отрезок длины X .

Полученный отрезок 1+X делим пополам с помощью циркуля и получаем точку O . Как это сделать, приводить здесь не буду, это задачка из школьного курса. Обозначим длину найденной половины как R .

Вокруг центра O , циркулем нарисуем дугу радиусом R .

От правого конца отрезка 1 отложим вверх перпендикуляр до пересечения с дугой окружности. Длина этого перпендикуляра и будет равна корню квадратному из длины X .

Вычисление обратной величины длины

Для вычисления обратной величины длины используем нашу формулу в виде:

Решение очень похоже на нахождение квадрата величины, только a и h меняются местами.

Чертим прямую линию достаточной длины.

Откладываем на ней отрезок длины X .

От правого края отрезка X откладываем вверх перпендикуляр единичной длины 1 .

Соединяем концы отрезков линией.

От верхнего конца отрезка X откладываем перпендикуляр к линии продолжения отрезка 1 . Полученный отрезок и есть решение.

Выводы

Приведенные выкладки удобны, когда не хочется возиться с цифрами и их арифметическими вычислениями, которые всё равно будут обратно приложены к длинам отрезков.

Если величина X сильно отличается от единичного отрезка 1 , ошибка вычисления может быть значительной. Но если применить масштабирование, то ошибку можно значительно уменьшить. Например, при захождении корня длины 20, его можно поделить на 16 (4 раза поделить пополам), а потом ответ умножить на 4 (4 раза отложить полученный отрезок).

Урок геометрии в 7-м классе по теме “Построение медианы, высоты и биссектрисы треугольника с помощью циркуля и линейки”

Разделы: Математика

Цель урока: закрепить навыки построения циркулем и линейкой, развивать навыки построений в треугольнике, воспитывать умения работать в группе.

Задачи урока:

  • Повторить и закрепить определения элементов треугольника.
  • Проверить навыки построения медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
  • Развивать сообразительность, аккуратность, точность.
Читайте также:
Формулы площадей всех фигур

Оборудование урока:

  • ПК,
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска,
  • интерактивная презентация (приложение),
  • альбомный лист,
  • инструменты для построений,
  • карточка для оценок.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация знаний- 17 мин.
  3. Практическая работа – 19 мин.
  4. Подведение итогов – 5 мин.
  5. Домашнее задание – 2 мин.

1.Организационный момент. (слайд 1)

Учитель сообщает учащимся тему и цель урока.

2. Актуализация знаний.

А) (слайд 2) 3 учащихся по очереди выходят к ИД и правильно сопоставляют определения с формулировками.

  • Что называется медианой треугольника?
  • Что называется высотой треугольника?
  • Что называется биссектрисой треугольника?

Б) (слайд 3-6) Учащиеся по очереди выходят к ИД и показывают правильное построение медиан, биссектрис и высот треугольника при помощи линейки, угольника и транспортира, одновременно вспоминают элементарные задачи на построение циркулем и линейкой.

  • Как мы их строили?
  • Как разделить отрезок пополам с помощью циркуля и линейки?
  • А угол?
  • Как построить перпендикуляр к прямой?

3. Выполнение практической работы.

Ученики работают в группах с заранее подготовленными консультантами (6 человек из класса, можно привлечь учащихся старших классов).

Класс поделен на 3 группы, в каждой по 2 консультанта .

На альбомном листе ученики строят по 3 треугольника (остро-, тупо-, прямоугольных).

В 1 группе выполняется построение медиан, во 2 – биссектрис, в 3 – высот в треугольниках разного вида в зависимости от углов. Консультанты помогают и выставляют оценки. Затем переходят и строят 1 группа- биссектрисы, 2- высоты, 3- медианы, снова- переход и 1 группа- высоты, 2- медианы, 3- биссектрисы.

В конце урока консультанты подводят итог.

Оценочный лист.

Ф.И. ученика Ф.И. ученика Ф.И. ученика Ф.И. ученика Ф.И. ученика Ф.И. ученика Ф.И. ученика
Построение медиан оценка оценка оценка оценка оценка оценка оценка
Построение биссектрис оценка оценка оценка оценка оценка оценка оценка
Построение высот оценка оценка оценка оценка оценка оценка оценка
Итоговая оценка

4. Подведение итогов.

Учитель собирает карточки с оценками и выставляет итоговую оценку.

5. Домашнее задание.

  • вырезать три треугольника со сторонами 9 см., 10 см., 12 см. и с помощью перегибов в одном треугольнике провести медианы, в другом – высоты, а в 3-м – биссектрисы.

Литература.

  1. “Геометрия, 7-9. учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М. : Просвещение, 2007
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: