Американская модель менеджмента – национальные особенности

Доклад: Американская модель менеджмента

Тема: Американская модель менеджмента

Тип: Доклад | Размер: 7.76K | Скачано: 98 | Добавлен 12.04.15 в 16:51 | Рейтинг: 0 | Еще Доклады

План работы:

1. История развития американской модели менеджмента 3

2. Характеристика американской модели менеджмента 4

3. Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 6

Список использованной литературы 8

Введение

Существование различных моделей менеджмента обусловлено объективными различиями в национальной культуре, развитии экономики, политики, корпоративной культуры предприятий. Определённые традиции и привычки накладывают отпечатки на сферу деловых отношений. Однако существуют исторически сложившиеся модели, которые определяют основную стратегию принятия решений. К таким основным моделям относится американская модель менеджмента. [2]

Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь ввиду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. [4]

Целью доклада является изучение американской модели менеджмента. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. изучить историю развития американской модели менеджмента;
  2. рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
  3. выявить преимущества и недостатки американского менеджмента.

1. История развития американской модели менеджмента

Возникновение менеджмента в США тесно связано с общим прогрессом науки и техники, именно практическая потребность в новых методах организации труда оказывала влияние на его становление и совершенствование.

Обновление методов управления предприятиями было обусловлено несколькими причинами:

  • заменой живого труда на труд машин (в результате резко увеличилась производительность труда, в результате образовались трудности сбыта);
  • наличие затруднений, которые нельзя было решить традиционными средствами и социальным переустройством. [1]

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы менеджмента в США. Гьюлик работал над совершенствованием функций управления. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления. [7]

2. Характеристика американской модели менеджмента

Характеристика американской модели менеджмента прежде всего состоит в выявлении основных предпосылок формирования уникальной модели управления. Наличие рынка как основного механизма экономических отношений между его субъектами вынуждает управленцев действовать в условиях высокой конкуренции. Второй особенностью стало то, что формирование модели менеджмента в США происходило на основе индустриального общества, движущей силой которой являлась промышленность. На базе этого основой предпринимательства стала корпорация. [5]

На современном этапе американская модель менеджмента построена на уверенности в том, что успех фирмы базируется на факторах, которые лежат в её границах. Поэтому фирма становится закрытой системой. Такое изначальное убеждение предопределяет особенности американской модели менеджмента. Этот подход определяет цели и задачи как стабильные элементы, которые сохраняются в течение продолжительного времени. Основная стратегия фирм состоит в непрерывном росте и специализации производства, поэтому для американской модели управления характерен механизм явного и постоянного контроля. Для неё также характерна высокая степень индивидуализма. Свобода личности предопределяет индивидуальное принятие решений: решение, принятое руководителем, ни в коем случае не подлежит обсуждению и является обязательным для выполнения. Вследствие этого наступает не коллективная, а индивидуальная ответственность за результаты выполненной работы. Тем не менее, в рамках одного уровня управления внедряется принцип производственной демократии, т.е. соучастие работников в принятии решений, если это затрагивает их личные интересы. Им предоставляется право самостоятельно собирать всю необходимую информацию, выбирать нужный способ или приём, с целью выполнения главных задач и планов. Иногда работники создают рабочие группы и прочие объединения для решения разнообразных задач. Однако, несмотря на индивидуализм как основную черту модели, отношение к работнику дифференцированное: он воспринимается сугубо в качестве работника, а не отдельной личности. Ещё одной важной характеристикой является то, что у работников отсутствует преданность своей компании, что способствует достаточно высокому показателю текучести кадров. Некоторые из них успевают сменить до десяти компаний за время своей работы. Поэтому найм производится на относительно непродолжительное время и все об этом знают, устраиваясь на работу. Американская модель менеджмента – идеальная модель для карьеристов. Она обеспечивает быстрое развитие и продвижение работника в рамках компании. Вместе с тем работник может развиваться специализированно, т.е. выстраивать горизонтальную карьеру. Для этого проводятся разнообразные курсы повышения квалификации при университетах и колледжах. Таким образом, особенности исторического развития США, развития её экономики и политики, деловых взаимоотношений с помощью американской модели менеджмента обеспечили индивиду карьерный рост и развитие в профессиональном плане. [3]

3. Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях

К сожалению, большинство наших предприятий меняют свою стратегию медленно и не очень охотно. Так или иначе это можно связать в некоторой степени с менталитетом россиян, с историческими предпосылками, которые утверждают совсем иной подход, нежели предполагает специфика рыночной системы стран запада или американский тип управления предприятием.

Немногие российские компании уделяют достаточно внимания работе с персоналом. Большинство традиционно предлагает сотрудникам лишь карьерный и материальный рост. Однако специалисты, работающие в российских компаниях, зачастую не могут выполнять свои обязанности в полную силу из-за того, что руководство не сочло нужным проинформировать их о деятельности своей фирмы как на внешнем рынке, так и на внутреннем. Ведь не секрет, что многие сотрудники крупных российских компаний просто не знают, чем занимается соседний отдел, не говоря уже о компании в целом. [7]

Читайте также:
Коммуникации в менеджменте - виды, коммуникационные барьеры

Сегодня руководство российских компаний понимает, что привлечь настоящего профессионала можно только с помощью сильной мотивации. Наряду с этим многие крупные российские компании внедряют различные системы поощрения сотрудников. Например, материальные премии, корпоративные мероприятия, тренинги, семинары. В общем, все, что делает сотрудника лояльнее к организации и повышает его профессиональный уровень.

Заключение

Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении о привлечении работников к управлению, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления. [4]

Американская модель менеджмента существует и совершенствуется до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте. [7]

Список использованной литературы

  1. Американская модель менеджмента. -URL: http://www.cleverrussia.сom Дата обращения: 29.09.2014
  2. Американская модель менеджмента. -URL: http://www.fb.ru. Дата обращения: 29.09.2014
  3. Американская модель менеджмента: концепции формирования и принципы применения на практике. -URL: http://www.syl.ru. Дата обращения: 02.10.2014
  4. Дорофеева Л.И. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2007
  5. Огвоздин В.Ю. Структура и принципы менеджмента. – М.: Финпресс, 2002
  6. Прохоров А.П. Стабильное и нестабильное состояние российской системы управления. – М.: Финпресс, 2002

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Особенности американского менеджмента Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макиева М.Б., Хетеева С.З.

В статье освещены основы менеджмента в Америке. Рассмотрены его основные модели и принципы. Выделены особенности американского менеджмента .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макиева М.Б., Хетеева С.З.

Текст научной работы на тему «Особенности американского менеджмента»

ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

© Макиева М.Б.* *, Хетеева С.З.*

Владикавказский филиал Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Владикавказ

В статье освещены основы менеджмента в Америке. Рассмотрены его основные модели и принципы. Выделены особенности американского менеджмента.

Ключевые слова менеджмент, США, планирование, управление, американские фирмы, стратегия.

Говоря о менеджменте в целом, можно утверждать, что его сущность, предназначение аналогична во всех странах мира, за тем исключением, что каждая отдельная страна вкладывает в него свои особенности, традиции, поведение и культуру.

Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления. Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Рассматривая американский менеджмент, можно выделить ярко выраженные принципы одной из первых школ менеджмента – административной, или еще ее называют классической школой.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

– индустриальный способ организации производства;

– корпорация как основная форма предпринимательства.

26 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Видный представитель американского менеджмента П. Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:

– определение целей предприятия и путей их достижения;

– организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т.д.);

– создание системы мотивации и координация деятельности работников;

– анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;

– обеспечение роста людей в организации.

Исследуя формирование и сущность модели американского менеджмента, основные его принципы стоит непременно помнить о том, что США находится на сегодняшний день на лидирующих позициях в мире, и что вся совокупность управленческих факторов привели ее на столь почетное место.

Единственным, наиболее важным показателем развития любой страны, является производительность труда. Производительность труда определяет уровень жизни всей нации и является наилучшим показателем эффективности хозяйственного комплекса.

На протяжении последних десятилетий наблюдается снижение конкурентоспособности американских компаний и некоторое снижение производительности труда, что может привести к потере позиции лидера.

Большинство крупных компаний решает целый ряд задач, направленных на повышение уровня развития экономики:

– постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции,

Читайте также:
Организационная культура - типы, функции, уровни и основные элементы

– разработка и быстрое освоение новых образцов товаров и услуг, а также наращивание производительности труда,

– повышение гибкости производства, эффективности снижения всех видов издержек и затрат.

Важное значение имеет стабильный рост качества и надежности новых товаров при одновременном снижении цен на новые виды продукции, а также повышение производственной отдачи, удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Для повышения эффективности производства необходимо определить приоритетные области инвестиций, сконцентрировать усилия и ресурсы на развитие наиболее перспективных областей техники, технологии и управления [2].

Большинство фирм США осуществляют планирование двух видах стратегическое и текущее (годовое) планирование. Стратегическое планирование сроком от 3 до 10 лет осуществляет небольшая группа специалистов под руководством главы фирмы, при этом концентрируют внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации [1].

Текущее годовое планирование основывается на показателях стратегического плана. В годовом плане детализируются планы производства и сбыт поквартально, помесячно, а также устанавливаются задания для низовых уровней фирмы.

Планирующие системы построены с учетом быстрого реагирования на изменение потребительского рынка и рыночной конкуренции.

Гибкость планирования предусматривает:

– сокращение стратегического планирования от 5 до 2 лет;

– прогнозирование и планирование на скользящей основе на каждый месяц без жестких показателей;

– сокращение времени выполнения заказа и его поставки.

Управленческие школы США являются ведущими в мире, основное

внимание уделяют активизации человеческого фактора; постоянным инвестициям; диверсификации выпускаемых товаров и услуг; разукрупнении крупных концернов; децентрализации производства; ориентации на разработку и реализацию долгосрочных стратегических планов (5-10 лет).

Основу американской системы управления составляет принцип индивидуализма и инициативность. В процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации, а в фирмах существуют жесткие структуры управления с конкретными функциями. Главным стимулом управления является экономический фактор.

Исследования и разработки представляют собой неотъемлемый вид деятельности в промышленности, и прямые выгоды, получаемые в результате их проведения, велики. Результаты исследований и разработок дают направление развитию и определяют конкурентоспособность значительного числа ведущих отраслей промышленности.

Большинство фирм и концернов США выделяют значительные средства на проведение исследований и разработок для обеспечения новых выгодных сфер, приложения своих товаров и услуг.

Высокоразвитые страны почти все без исключения увеличивают свои расходы на исследования и разработки, темп роста которых приблизился в США до 3 % ВНП. Большинство экономистов рассматривают вложения в исследования и разработки как один из главных факторов роста национальной экономики, так как они состоят из инновационных идей, новой продукции, новых процессов и новых открытий в научном познании.

В последние десятилетия для проведения исследований и разработок в США стали создавать городки или научно-промышленные центры. В этих центрах лаборатории и опытно-конструкторские бюро фирм совместно с исследовательскими отделами университетов и институтов работают над техническими, экономическими и социологическими проблемами, решение которых требует подключения больших групп специалистов-теоретиков. В таких парках совместно работают ученые и представители фирм над опре-

28 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

деленными техническими решениями. Основная масса работ оплачивается фирмой, а в некоторых случаях – государством [4].

Исследования деятельности крупных американских фирм и концернов, имеющих в своем составе институты, университеты и исследовательские лаборатории, показали, что они имеют самые высокие экономические показатели и выпускают высокопроизводительные машины и оборудование.

Таким образом, особенности американского менеджмента показывают необходимость:

1. Использовать оптимальное соотношение централизации и децентрализации в управлении;

2. Гибкое использование всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и информационных);

3. Создание специальных плановых отделов для стратегического планирования и управления;

4. Внедрение нормы прибыли и ограниченного хозрасчета;

5. Стратегическое и текущее планирование с учетом прогноза;

6. Стратегический план является основой планов НИОКР;

7. Использование жестких структур управления с конкретными функциями;

8. Исследования и разработки новых товаров следует вести постоянно за 5-7 лет до начала спада жизненного цикла товара.

1. Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации: учебное пособие. – М., 2010.

2. Раздорожный А.А. Организация производства и управление предприятием: учебник для вузов. – М., 2009.

3. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: Изд-во РИОР, 2009.

4. Стиглиц Дж. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. – М.: Эксмо, 2011. – 512 с.

Менеджмент

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Менеджмент». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1. Понятие менеджмента
  • 2. Основные школы менеджмента
  • 3. Основные модели менеджмента
  • 4. Основные тенденции современного менеджмента
  • 5. Основные законы управления
  • 6. Основные принципы управления

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Менеджмент предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Основные школы менеджмента

Современный менеджмент стал итогом длительного эволюционного развития управленческой мысли. В целом за время развития теории управления выделялись несколько направлений, соответствующих определенным историческим этапам. Данные направления получили название «школы менеджмента».

Основы административной (классической) школы управления были разработаны французским экономистом Франции А. Файолем и одновременно в Германии М. Вебером, в США Дж. Муни и А. Рейли, Л. Гуликом, Л. Эрвиком, а также М. Фоллетт. Главный принцип теории административной школы — разработка оптимального способа организации труда работников. В данной теории организация рассматривается как огромный механизм, которым управляют общие закономерности: специализация и унификация видов выполняемых работ, единство выполняемых действий, единоначалие, стандарты контроля, централизованное принятие решений, распределение работы по отделам. Согласно данной теории, разделение труда необходимо для того, чтобы в ходе работы сотрудник повышал уровень своей компетенции. Для лучшего планирования и координации действий необходимы единые правила и методы их осуществления. С той же целью принятие основных решений возложено на руководителя предприятия. Однако число непосредственных подчиненных у начальника ограничено. Для того чтобы избежать дублирования функций внутри организации, разработана система разделения деловых функций: все подчиненные распределяются по отделам, каждый из которых должен удовлетворять те или иные потребности всей организации.

Читайте также:
Управление персоналом - модели и эффективная система

Научная школа менеджмента основывается на трудах Ф. Тейлора, Ч. Баббиджа, X. Гантта и др. В теории научного менеджмента сравнительно более точно, чем в административной теории управления, определяется способ организации труда.

В теории научного управления работники организации рассматривались в качестве «ассистентов машин». Приверженцы школы считают, что научному анализу можно подвергнуть поведение и побуждения работников, рассчитать, в какой момент они устанут и за какой срок сумеют восстановить силы. Практика наблюдений подтвердила обоснованность данного подхода.

Представители данной школы доказывали необходимость подбора конкретных служащих для выполнения определенного вида работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки, а также рационализации труда и его мотивации.

Представители школы человеческих отношений сфокусировали свое внимание на элементе производственного процесса, который недостаточно учитывался в классических теориях, т. е. на человеке. Расцвет школы человеческих отношений, основателем которой считается Э. Мэйо, пришелся на конец 1940-х гг.

Э. Мэйо с коллегами исследовал влияние различных физических факторов (освещение, отопление, расположение служебных помещений и т. п.) на производительность труда рабочих. Подобные опыты также проводились с варьированием продолжительности труда. Совокупность полученных данных, основанных на конкретных наблюдениях и отличающихся от тех, которые можно было бы получить в рамках классического подхода, позволила предположить, что отношение работающих к различным изменениям трудовой обстановки важнее объективных условий таких изменений. В дальнейшем идеи школы человеческих отношений были доработаны К. Аргирисом, Д. Мак-Грегором, Р. Лайкерт и Н. Мейером. В целом представители школы человеческих отношений подчеркивают ключевую роль человека в процессе производства в ущерб любому другому фактору.

Основные школы и подходы менеджмента

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:

1. Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов(конец XIX в. — по настоящее время);

2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (20-е гг. XX в. — по настоящее время);

3. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды (50 — 60 гг. XX в. — по настоящее время);

4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации (60-е гг. XX в. — по настоящее время).

Основы современного менеджмента заложили классики Фредерик Тейлор, Гаррингтон Эмерсон, Гери Форд, Анри Файоль.

Школа научного управления (1885—1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».

Ф.Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда. В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительности). Для повышения эффективности производства необходимо сотрудничество администрации и рабочих. Оплата труда должна быть сдельной, т. е. оценивать надо конкретно выполненную работу. Следует, считал Ф.Тейлор, вводить систему распределения труда и персональную ответственность за порученное дело. В результате реализации положений этой научной школы на одном из сталелитейных заводов за три с половиной года производительность труда выросла в 2 раза. Объем работ, который ранее выполняли 600 чел., стали делать 140 чел. Возросло качество продукции, снизились расходы на производство.

Школа административного управления (1920—1950) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого — рациональное, построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, четкое определение следующих функций управления: техническая (технологаческая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение, планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).

Читайте также:
Школы менеджмента - кратко, цели, смысл, методология, подходы

А.Файоль, кроме того, разработал ряд универсальных принципов управления:

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предлагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие результаты.

9. Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без необходимости, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место — для всего, и все на своем месте.

11. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

12. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это придает организации силу и энергию.

13. Корпоративный дух. Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала.

Таким образом, по мнению А.Файоля, управление является универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций. Реализация же основных принципов управления способствует повышению эффективности управления производством.

Внимание на рабочих; Хоторнские эксперименты.

Психоаналитическая школа в менеджменте.

Хоторонские эксперименты были начаты на заводе «Вестерн Электрик Хоторн». Эти исследования были начаты с целью проверки эффекта изменений условий труда относительно производительности рабочих (были изучены группой ученых, возглавляемых Элтоном Мэйо, Ф. Ротлисбергером, С. Гарнером, У.Уорнером, Т. Уайтхедом и В. Диксоном).

Первая фаза была определена как «световые эксперименты». Исследователи разделили рабочих на две группы; контрольную и экспериментальную. Контрольная группа была помещена в постоянно хорошо освещаемом помещении, тогда как экспериментальная группа работала в условиях изменяющегося освещения. Заключение, выведенное из результатов исследования, состояло в том, что нет прямых причинно-следственных связей между единичным окружающим фактором (освещение) и производительностью рабочего. Следовательно, на производительность влияют иные факторы.

Во вторую фазу изучения, было вовлечено шесть квалифицированных работниц, работа которых состояла в сборе телефонных реле. Эксперимент проводился в специально оборудованном помещении, в ходе его проведения отмечалось психологическое состояние работниц, измерялось их кровяное давление.

Чтобы более основательно изучить это влияние, был проведен еще один этап эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. Он показал, что наиболее опытные и сноровистые работники не только не отрываются от группы, стремясь больше заработать, но наоборот – замедляют свои темп, приноравливаются к тем, кто работает медленнее, чтобы не быть нарушителями общего ритма и не создавать угрозу благополучию остальных. Одновременно те, кто работали относительно медленнее, старались подтянуться и максимально увеличить свою производительность.

Этот феномен был назван эффектом Хоторна; который заключается в том, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические, однако при условии, что сама его организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна.

Определенный вклад в формирование концепции неформальных организаций внесла психоаналитическая школа в менеджменте, родоначальником которой является Зигмунд Фрейд.

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. — по настоящее время) как научное направление являются естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтона Мейо.

В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности. Группа — это два или более лиц, взаимодействующих друг с другом. При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влиянием. Группа является инструментом коллективной реализации проблем. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требующие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руководства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариантом развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру взаимоотношений между людьми в процессе производства продукции, явились поведенческие науки.

Читайте также:
Менеджмент, основы понятия, виды, история развития, сущность

Авторов данного научного направления (К.Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению ученых, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности предприятия или организации.

Школа количественных методов (1950 г. — по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и др. Суть количественного научного подхода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объектом (например, машиностроительным предприятием) разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое отображение будущей реальной ситуации. Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколь угодно большое число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший. Таким образом, чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации управления каким-либо объектом. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Школы менеджмента – кратко, цели, смысл, методология, подходы

Новые предприниматели послевоенного периода столкнулись с множеством сложнейших связей и зависимостей, конкуренцией и соперничеством. В этих условиях нужны были новые системы управления, учитывающие динамизм внешней среды и позволяющие быстро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации.

Им требовались методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые ими решения, оптимально использовать все ресурсы компании, с другой – помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми составляющими. Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Представители школы: Берталанфи, А. Рапопорт, Р. Акофф, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и др.

Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целого без выделения ее частей. По своей сути исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель – это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложности. Модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строились модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.

В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку: методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях; алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и т. д.; количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в том числе, моделей воспроизводства моделей баланса затрат и выпуска продукции, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития.

Современные подходы в менеджменте – набор определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления (рис. 2.4.1.).

Рис. 2.4.1. Современные подходы в менеджменте

Процессный подход – эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, переговоры, заключение сделок и т. д.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

Читайте также:
Ситуационный подход к управлению в менеджменте - суть, принципы

Системный подход рассматривает организацию как интегрированную систему. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

При современном применении системного подхода менеджеры должны сознавать важность следующих аспектов организации.

Субсистемы (подсистемы) являются индивидуальными частями, составляющими целую организацию. Каждая подсистема есть часть системы, которая, несомненно, может быть подсистемой завода, который может быть подсистемой конгломерата, который, несомненно, является подсистемой какой-то отрасли индустрии. Индустрия есть подсистема всей экономики.

Синергия означает концепцию, что целое является большим, чем сумма его частей. Это означает, что целая организация не может быть определена простым перечислением ее различных отделов. Синергия делает упор на взаимозависимость среди всех частей организации. В смысле бизнеса это означает, что отдельные подразделения внутри организации являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют чем когда они действуют независимо.

Открытая система – это система, в которой элементы ее взаимодействуют с окружающим миром; закрытая система – это система, в которой такого взаимодействия нет. Фактически все организации, в той или иной степени, взаимодействуют с их окружением, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальную степень активности.

Границы являются точками, в которых организация встречается с внешним окружением. В закрытой системе, такой как частный обслуживающий бизнес, обеспечивающий питание в одной компании, границы довольно четко определены. Интересы этого бизнеса не выходят за рамки точно регулируемого числа потребителей. Однако граница между самой фирмой и внешним окружением постоянно изменяется.

Обратная связь есть процесс получения информации о различных системах для того, чтобы определить их состояние и вносить коррективы, если необходимо.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Программно-целевой подход предусматривает четкое определение цели и разработку программы действий для оптимального её достижения. Чаще всего он используется в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы. Иначе говоря, программно-целевой метод должен быть использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, обладает тенденцией к обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока. Как следует из этих положений, программно-целевой метод относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением насущных, масштабных, долговременных проблем.

Комплексный подход предусматривает принятие управленческих решений с учетом важнейших факторов внутренней среды. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена.

Количественный подход предполагает формализацию управленческого процесса и описание его при помощи математических моделей. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.

Маркетинговый подход предполагает ориентацию управления на удовлетворении спроса потребителей:

• повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;

• экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;

• экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса (НТП);

• применение системы менеджмента.

Выходные данные учебника:

Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.

Классификация подходов и школ менеджмента

ГЛАВА XII ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

История развития менеджмента

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребности рынка, на свободу в принятии решений, на повышение эффективности производства. Менеджмент – слово английского происхождения, и в переводе на русский язык означает – управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Читайте также:
Управленческое решение - понятие в менеджменте, виды и классификация

В отечественной литературе и практике понятие менеджмента вместо управления стало широко использоваться в 90-е годы XX века, в связи с переходом от административно-командной системы управления к формированию системы управления, основанной на рыночных отношениях. С помощью термина «менеджмент» подчеркивалась ориентация коммерческих организаций и фирм на рынок, потребителя и достижение высокой эффективности в их деятельности.

Без управления ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Практика управления стара как мир.

Источники говорят о том, что управление возникло еще в первобытнообщинном строе, когда добывание пищи и защита от врагов требовали согласования деятельности людей. Уже в III тысячелетии до н.э. в Древнем Египте получило сильное развитие государственное управление, причем государство выступало и как политический орган, и как хозяйствующий субъект. В Греции Сократ в IV-V вв. до н.э. выделял управление в особую форму деятельности.

Заметный вклад в развитие проблем управления государством и правовых учений внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.

Активизация развития взглядов на управление Россией отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. В эпоху Петра I сложились исключительные условия для укрепления централизованного государства. Петр I рассматривал государство как направляющую силу в развитии хозяйства и воплощал свои взгляды в указах, инструкциях, регламентах. На современном языке это называется государственным менеджментом на макроуровне.

По мере развития человеческого общества управление усложнялось. В период промышленной революции в Европе в XVIII-XIX вв. управленческий труд отделился от собственности, собственники стали нанимать для управления делами особых людей – менеджеров.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, власть которого над рабочими была по существу неограниченной – от определения производственных заданий до приема, перемещения и увольнения работников.

В настоящее время фактическое число уровней определяется самой организацией. К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников исполнительского труда: участки, бригады, лаборатории. Средний уровень – менеджеры, ответственные за ход производственного процесса в структурных подразделениях: начальники цехов, отделов, служб. Высшей уровень – это администрация организации.

Первые научные работы по менеджменту, обобщающие накопленный практический опыт управления, появились за рубежом в конце XIX – начале XX вв. Основателем научного менеджмента считается американский инженер Фредерик Тейлор. Он впервые определил менеджмент как «организацию производства», разработал принципы управления, получившие название «тейлоризма». Ф. Тейлор впервые ввел в научный оборот понятие «человеческий фактор», придавал большое значение материальному стимулированию в управлении людьми.

История управленческой мысли развивалась параллельно с такими науками, как математика, конкретные экономические науки, социология, социальная психология, политическая экономия, теория государства, кибернетика, системный анализ и др. Поэтому задачей менеджмента является не только выявить основные направления развития управления, но и показать сте­пень влияния смежных наук на различных этапах формирования и развития науки управления.

Таким образом, история развития менеджмента как науки свидетельствует о том, что накоплен огромный практический материал, разработано большое количество теорий, в которых нашли отражение различные взгляды и точки зрения по проблемам управления. Авторы, занимающиеся управленческими вопросами, стремятся отразить в своих работах свое видение отдельных проблем в целях создания более полного представления о менеджменте как науке. И уже в 30-40-е годы нашего столетия сформировалась огромное количество новых теорий, концепций, направлений исследований, подходов как в самой науке управления, так и в смежных с ней науках.

Классификация подходов и школ менеджмента

Подчеркивая обилие подходов и концепций в управлении, Д.М. Гвишиани рассматривает пять школ американского менеджмента (рис. 13):

1. Классическая (традиционная) школа,родоначальником которой считается Ф. Тейлор, последователями Ф. Тейлора были Л. Гьюлик, Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Д. Аллен, А. Файоль, Л.Ф. Урвик, М. Фоллетт, Р. Шелтон.

Представители этой школы рассматривали организацию как формальную, закрытую систему, никак не связанную с внешней средой. Классическая школа способствовала зарождению «научного управления». К недостаткам классической школы следует отнести недооценку человеческого фактора, упрощенное представление о мотивах человеческого поведения.

2. Школа «человеческих отношений»(человеческого поведения). Наиболее яркими представителями этой школы являются Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лайкарт, К. Арджирис, Д. Макгрегор и др.

Представители этой школы основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникационных барьеров».

3. «Эмпирическая» школа.Важные исследования, основанные на изучении практического опыта, проводились такими учеными, как П.Ф. Друкер, Г. Дэвис, X. Дейл, А. Слоун (мл.), Л. Эппли, А. Чандлер, Э. Плоумен, А. Коул, А. Свенсон, У. Бенине, Т. Ливитт и др.

Представители этой школы в своих работах интегрировали два предыдущих подхода: классический и подход с точки зрения «человеческих отношений».

Читайте также:
Организационная структура предприятия, типы и виды, образец

Ученые, придерживающиеся в своих исследованиях школы «эмпирического» подхода, являются в большинстве своем крупными менеджерами и непосредственно связаны с американскими корпорациями. Так, например, П.Ф. Друкер – профессор менеджмента в Высшей школе бизнеса при Нью-Йоркском университете, советник по вопросам «деловой политики» и управления крупных американских фирм, таких, как «Дженерал Моторс», «Крайслер», «ИБМ» и др. А. Чандлер – профессор Массачусетского технологического института, Р. Дэвис – профессор, декан факультета менеджмента в Огайском университете, Э. Дейл – президент «Э. Дейл ассошиейтс» и консультант ряда крупных американских фирм.

Среди представителей этой школы много экономистов, социологов, психологов, инженеров, успешно сочетающих теоретические исследования с практической деятельностью на предприятиях. Некоторые из них возглавляют крупные предприятия.

4. Школа «социальных систем».Духовным отцом школы «социальных систем» является Честер Барнард. Другой представитель этой школы Герберт Саймоне – профессор Технологического института Карнеги, который считается научным центром школы «социальных систем». С этим центром связаны имена таких ученых, как Игорь Ансофф, Ричард Сайерт, Джеймс Марч.

Теоретики этой школы рассматривают организацию как систему, единое целое. К вопросам организации управления они подходят с позиций системного подхода. Они изучают основные составляющие элементы системы, их влияние друг на друга и на систему в целом. Кроме того, они исследуют влияние значительного числа переменных факторов на организацию как систему управления и на ее цели.

5. «Новая школа науки управления». Вней нашли отражение новейшие тенденции в теории и практике управления в США.

«Новая школа» базируется на системном изучении процессов принятия решения с применением математических методов и новейших технических средств, включая ЭВМ. С помощью этих методов школа стремится достичь повышения рациональности решений.

Общеметодологические концепции системного подхода разработаны Л. Берталанфи, А. Рапопортом, К. Боулдингом.

Внутри этой школы можно выделить несколько направлений: исследование операций (Р. Аккоф, Д. Экман), общая теория систем (У. Хитч, А. Энтховен, Ч. Щульц, Э. Квейд), эконометрика (Я. Тинберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев).

Приведенная Д.М. Гвишиани классификация школ довольно условна, так как не учитывает оттенков всех взглядов.

Представители отдельных школ в своих исследованиях широко используют положения, теории и идеи других школ. Несмотря на то, что «новая школа» находится в стадии становления и развития, у нее довольно много последователей.

Среди современных попыток систематизации сложившихся этапов и школ менеджмента следует выделить классификацию, предложенную О.С. Виханским и Л.И. Наумовым (рис. 14).

В основу классификации управленческой мысли О.С. Виханский и А.И. Наумов положили три основных элемента управления – задачи, человека и управленческую деятельность. В разные периоды времени, как отмечают эти авторы, акцент делался или на один из этих элементов, или же на все элементы управления с привязкой их в единое целое. Исходя из этого положения, управленческая мысль XX века разбита ими на две большие группы.

1. «Одновременные» учения об управлении, разработанные применительно к одному из трех вышесказанных элементов управления.

2. «Синтетические» учения об управлении, опирающиеся на все три элемента управления и рассматривающие его в тесной связи с изменениями внутренней и внешней среды организации.

К числу «одновременных» учений об управлении отнесены:

• «научное управление», основным разработчиком которого является Ф.У. Тейлор;

• «школа человеческих отношений», создателем которой является Элтон Мэйо, принявший непосредственное участие в проведении «Хоторнского эксперимента»;

• «бихевиористские учения менеджмента», связанные с переносом акцента в управлении с задач на человека. Наиболее яркими представителями этой школы были Вальтер Дилл Скотт, Мэри Паркер Фоллетт, Абрахам Маслоу, разработавший «пирамиду потребностей»;

• теория «X» и теория «У», сформулированные Макгрегором;

• организационные теории, согласно которым успех компании или фирмы определяется правильной организацией работ. На таких позициях стояли Анри Файоль, Макс Вебер.

«Синтетические» учения об управлении основываются на так называемом системном подходе к организации. Отдельные учения, относящиеся к этой группе, учитывают влияние внешних и внутренних факторов на функционирование организации, хотя основной акцент может делаться на наиболее важное с точки зрения этого учения направление (например, цели, структура, внешняя среда и т.п.).

В числе «синтетических» учений об управлении можно отметить:

• концепцию управления по целям, сформулированную Питером Друкером;

• ситуационные теории управления, дающие рекомендации о том, как следует управлять в конкретных ситуациях. Эти теории отрицают наличие универсальных подходов к управлению и принципов его осуществления;

• системные концепции менеджмента, среди которых наиболее популярной в 80-е годы является теория «7-С». Теорию разработали две пары исследователей: Томас Питер – Роберт Уотерман и Ричард Паскаль – Энтони Атос. Согласно этой концепции эффективность организации зависит от семи составляющих. Изменение одной их них требует соответствующего изменения остальных шести. По-английски название всех составляющих начинается с буквы «С», поэтому эта концепция получила название «7-С». Ключевыми составляющими теории являются: стратегия, структура, системы, штат (кадры), стиль, квалификация, разделенные ценности (смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов);

• теория «Z», выдвинутая Уильямом Оучи. На основе изучения японского опыта управления У. Оучи дополнил теорию «X» и теорию «У», разработанную Макгрегором. Оучи сформировал основные положения и правила управления людьми, от которых зависит эффективность управления.

Читайте также:
Промышленно-производственный персонал - классификация, состав

Таким образом, из выше изложенного выше видно, что на протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации. Поэтому каждый из авторов, работающий над систематизацией подходов и школ, делает акцент на те или иные свойства объекта исследо­вания (организации). Многие считают, что невозможно создать универсальную классификацию еще и потому, что на организацию оказывает влияние большое количество внутренних и внешних факторов (переменных).

В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли. В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах (рис. 15).

Контрольные вопросы

1. Что такое менеджмент?

2. Каковы уровни управления в организации?

3. Кто является основоположником научного менеджмента за рубежом?

4. В чем различие научных школ менеджмента?

5. На основе самостоятельного изучения дополнительной литературы подготовьте сообщение на следующие темы:

а) государственные деятели и их вклад в развитие менеджмента.

б) государственный менеджмент Петра I в России.

в) Ф. Тейлор и его классическая школа менеджмента.

г) зарождение школы поведенческих наук и ее представители.

д) принципы управления А. Файоля.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 2923 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Основные идеи количественной школы науки управления

Направления и методологические подходы школ науки управления

Возникновение и развитие школы науки управления имеет непосредственную связь со становлением таких наук как математика и статистика, а также инженерных наук и соседствующих с ними областей знаний. Школа науки управления была сформирована еще в начале 1950-х годов и активно функционирует до сих пор.

Школа науки управления ведет свою деятельность по двум главным направлениям:

  1. Изучение производства в качестве “социальной системы” с применением различных подходов: системного, процессного и ситуационного.
  2. Рассмотрение проблематики управления, основываясь на системном анализе и использовании кибернетического подхода, в том числе с применением математических методов и электронно-вычислительных машин.

Школа науки управления в своей работе и исследованиях основывается на трех методологических подходах – системном, процессном и ситуационном, сформировавшихся с помощью эмпирического подхода.

Системный подход

При системном подходе организация изучается в качестве единой системы, которая состоит из перечня элементов, взаимно связанных друг с другом. (рис. 1).

Изначальна данная теория систем была применима в точных науках и технике, а уже в сфере менеджмента начала применяться только 1950-х годов, что явилось выдающимся достижением школы науки управления. Системный подход основывается на общей теории систем, а ее основателем принято считать Людвига фон Берталанфи (1901–1971).


Рис. 1- Системный подход

Отправной точкой работы системного подхода является такое понятие как цель. Первый, а также самый главный признак той или иной организации – присутствие в ее работе цели.

Этот признак данной системы отличает ее от других систем. А задача управления заключается в комплексном процессе для достижения целей, которые поставлены перед системой.

Системный подход подразумевает, что каждый из элементов, которые образуют цельную систему, обладает своими определенными целями. Системный подход ориентирован на увеличение эффективности работы всей компании в целом.

Смысл всего системного подхода содержится в следующих тезисах:

  • конкретное определение целей и построение дерева целей;
  • достижение наивысших результатов с помощью наименьших затратах: применяя сравнительный анализ выбора вариаций путей, достигать намеченных целей;
  • широкая во всех отношениях оценка всех возможных результатов деятельности на базе количественной оценки целей, методов и средств их достижения.

Системный подход также подразумевает активное и повсеместное применение системного анализа.

Школа науки управления изучает вопросы, не рассматриваемые прежними школами, а также самые важные подсистемы, характер их взаимодействий, структуру и цели системы, согласование всех элементов системы.

Система – это некоторая целостность, которая состоит из взаимозависимых друг от друга частей, каждая из которых делает свой вклад в характеристики целого. В случае выхода из строя любого элемента всей системы – возникают нарушения во всей её работе. В контексте менеджмента все организации изучаются в качестве систем.

В свою очередь, системы можно разделить на два типа:

Теория социальных систем изучают организацию в качестве данного вида системы, многофакторного и многоцелевого образования.

Закрытые системы относительно не зависят от окружающей их среды, в то же время, на открытую систему воздействуют факторы внешней среды.

Ключевыми составляющими системы можно назвать людей, цели, задачи, структуру, технику и технологию. Все эти составляющие имеют между собой многосторонние связи, которые влекут за собой изменения в поведении людей о всей организации. Вместе все это обозначается как организационная система, которая направленна на достижение поставленных целей.

Стоит также отметить, что важное значение в менеджменте имеет такой термин как подсистема, которые взаимозависимы и складываются вместе в организацию. Например, в составе производственной организации всегда можно найти социальную и техническую подсистемы. Однако подсистемы также могут дробиться на еще более мелкие подсистемы. А в связи с тем, что все они находятся в тесной связи друг с другом, ошибочное функционирование даже самой мелкой подсистемы может негативно отразиться на работе всей системы в целом.

Читайте также:
Оценка персонала, критерии деловой оценки персонала в орагнизации

Процессный подход

Процессный подход в качестве концепции управленческой мысли был впервые представлен классической (административной) школой управления, сформулировавшей и описавшей содержание функций управления в качестве независимых друг от друга. Процессный же подход с точки зрения школы науки управления изучает функции управления в качестве взаимосвязанных, зависимых друг от друга.

Ситуационный подход

Ситуационный подход напрямую связан с системным и процессным подходами и увеличивает область их применения на практике. Зачастую данный подход называют ситуационным мышлением об проблемах организации и путях их решениях.

Сущность ситуационного подхода состоит в выявлении понятия ситуации, под которой предполагается четкий перечень обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в определенный промежуток времени. Изучение каждой конкретной ситуации дает возможность руководству выявить и выбрать лучшие способы и методы достижения целей организации, которые применимы в данной ситуации.

Основными внутренними переменными организации можно назвать ситуационные факторы, которые действуют внутри организации: люди, цели, задачи, структура, техника и технология. Внутренние переменные есть результат принятия людьми управленческих решений. Внутренние переменные были предметом изучения различных школ, при этом каждая из которых делала акцент на отличающихся факторах внутренней среды всей компании. Согласно мнению представителей данных школ, достижение целей организации всецело зависит от внутренних переменных, в связи с этим, они не уделяли должного внимания факторам, которые находятся за рамками организации.

Ситуационный подход позволил расширить взгляд на организацию в качестве системы управления, которая подвержена воздействию и внутренних факторов, и извне. Потребность в учете изменений во внешней среде особенно актуальна в наши дни. Успешная работа организации, а также умение сохранить эффективность ее работы в превалирующем количестве случаев зависит от того, сумеет ли организация адаптироваться к преобразованиям окружающей ее среды.

С помощью ситуационного подхода были определены внешние переменные, то есть факторы, которые находятся за рамками организации, однако, в серьезной мере влияют на успешность ее деятельности. Со временем все факторы внешней среды разделили на две группы:

  1. Переменные прямого воздействия – поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы.
  2. Переменные косвенного воздействия – состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы (жизненные установки, традиции, обычаи и др.), политические факторы, события на международной арене.

Школа науки управления выяснила, что все эти переменные и внутренней, и внешней среды взаимосвязаны между собой, а также зависят друг от друга. Более того, изменения в одной из них влечет за собой изменения во всех остальных.

Как отмечалось ранее, второе направление школы науки управления напрямую связано с развитием точных наук, прежде всего математики. Это объясняется широким использованием в сфере управления количественных методов, которые известны под общим названием «изучение операций».

Предметом изучения операций в теории управленческих решений стоит назвать сам процесс принятия решений, для которого широко применимы элементы математического моделирования, в том числе модели теории игр, модели теории очередей, управления запасами, линейного и имитационного программирования и прочие.

Теория управленческих решений есть самостоятельная комплексная дисциплина, где ведущая отводится системному подходу, который, в свою очередь, для решения проблемы требует от каждого руководителя применения системного анализа.

Системный анализ

Системный анализ – это исследование, главной цель которого является помощь руководству организации, которое принимает решение касательно той либо иной проблемы, в выборе перечня действий путем систематического изучения его действительных целей, количественного сравнения (там, где это становится возможным) затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также путем формулирования дополнительных альтернатив, если рассматриваемых недостаточно.

Системный анализ ориентирован на всестороннее изучение перечня проблем, которые стоят перед организацией, и обнаружение последствий в будущем от их решения в условиях настоящего. Системный анализ подразумевает разработку и подробную оценку всевозможных альтернатив решения проблемы, которые ведут к достижению намеченной цели. Системный анализ большое внимание уделяет выбору критерия, с которым производится сопоставление каждого варианта. Издержки при реализации разных вариаций сопоставляют с результатом, который можно получить от каждого из них.

Системный анализ – это фундамент прогнозирования, где изначально школа науки управления занималась составлением прогнозов отдельных явлений, объектов, факторов, а уже в настоящее время, делается акцент на теоретической разработке разного рода прогнозирующих систем. Были созданы модели планирования, программирования и разработки бюджета, модели прогнозирования научно-технического и экономического развития и многие другие.

Исследователи, основываясь на синтезе идей, выдвинутых в предыдущие периоды, пришли к выводу о необходимости комплексного подхода к управлению. Более того, оформилась идея о том, что управление – это не только наука, но и своего рода искусство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: