Менеджмент, основы понятия, виды, история развития, сущность

Введение. 1.Понятие менеджмента, его цели, задачи и содержание;

Конспект лекций.

1.Понятие менеджмента, его цели, задачи и содержание;

2.Роль менеджмента в развитии современного производства;

3.Менеджмент, как наука искусства и специальность.

Студент должен:

– о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности.

1)Сегодня слово «менеджмент» знают все. Английское слово «менеджмент» (management) происходит от корня латинского слова «manus» – рука. Позже термин был перенесен в сферу трудовой деятельности, и под ним стали подразумевать область науки и практики управления людьми и организациями. Понятие «менеджмент» тесно связано с понятием «управление». Отличие этих терминов заключается в том, что «управление» более емкое понятие. Управление – это целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

Менеджмент – это самостоятельная область знаний. Она требует глубокого постоянного и вдумчивого освоения. Это международная область знаний, которая сочетает в себе:

– специализированный вид деятельности и опыт;

– методы и формы управления;

– инновации, преумножаемые организационно-управленческим искусством.

Целью менеджмента является познакомиться с принципами и методами управления.

Менеджмент имеет четыре значения:

1. Это процесс, с помощью которого подготавливаются специальные воздействия на предприятии;

2. Это категория людей, занятых управлением;

4. Это организационная структура, т.е. аппарат управления.

3социально-экономическими процессами, коммерческими фирмами, действующими в рыночной экономике.

Менеджмент – это совокупность принципов и форм управления хозяйственными организациями в условиях рыночной экономики, направленная на повышение эффективности их работ.

Менеджмент– это интегрированный процесс планирования, организацией, мотивацией и контроля направленные на достижение цели организации.

Менеджмент– это умение добиваться целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

1. получение прибыли;

2. удовлетворение потребностей рынка;

3. решение социальных вопросов.

1. снижение затрат;

2. производство конкурентоспособной продукции;

3. внедрение современных технологий и оборудования.

Содержанием менеджмента является выполнение основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль.

Деятельность любой организации состоит из трех процессов:

1. получение ресурсов;

2. изготовление продукта или работ;

3. сбыт продукта.

2)Рольменеджмента заключается в поддержании баланса между этими процессами, но главным фактором производства являются люди, а менеджмент помогает генерировать человеческую энергию, придавать ей направленность и тем самым добиваться эффективного развития.

3)В начале ХХ века менеджмент выделился в самостоятельную науку.

Менеджмент, как наука имеет свои особенности – эта наука является сочетанием науки и искусства. Менеджмент, как наука разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы управления, принципы, методы, функции, но современное производство – это сложные социотехнические системы, которые развиваются в сложной внешней среде и управлять такими системами, опираясь только на науку не всегда возможно. Многие проблемы решаются опытным путем, и решать такие проблемы могут только люди имеющие талант. Такими людьми являются менеджеры. Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом, сервисом и обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.

1. Дать определение понятия менеджмента, и раскрыть его суть. 2. Дать определение понятия управления.

3. В чем состоит отличие понятия менеджмента и управления?

4. Назвать цели, задачи и содержание менеджмента.

История возникновения термина «менеджмент», сущность, понятие и определение менеджмента.

Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20 -30-е годы 20-го столетия. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира, по большей части, объясняется успешными методами управления. В любой сфере требуется компетентные управляющие, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху. Деятельность любой организации требует управления, без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но даже существование организации.

Буквально слово manage означало «искусство объезжать лошадей». Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова “manage” (латинское “manus”) – «рука». Понятие management в смысле близком к современному появилось с началом промышленной революции ХVIII-XIX вв. в Англии, а затем распространилось по всему миру. Рождением своим оно было обязано росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей – менеджеров, профессиональных управляющих.

Менеджментом также называют управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание предприятия и руководство подчиненными, например, организация выступлений звезд эстрады, спортивных мероприятий и др.

Понятие «менеджмент» всегда тесно связано с понятием «рыночная экономика». Поскольку, изучая дисциплину «Менеджмент», мы в основном будем рассматривать управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), рассмотрим несколько определений менеджмента следующего содержания.

Менеджмент– это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Менеджмент (управление)– воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Менеджмент – целенаправленное воздействие субъекта управления на объект с целью достижения желаемого состояния объекта, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.

АМЕРИКАНСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА -“делать что -либо руками других”.

УПРАВЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ АСПЕКТА:

– “Кто” управляет “кем” (институциональный аспект);

– “Как” осуществляется управление и “как” оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

– “Чем” осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

– сопоставление существующего состояния с желаемым (“где мы?” и “куда идем?”);

Читайте также:
Организационная культура - типы, функции, уровни и основные элементы

– руководящие требования к действиям (“что надо сделать?”);

– критерии принятия решений (“какой путь лучший?”);

– инструменты контроля (“куда мы в действительности пришли и что из этого следует?”

На сегодняшний день в научно-методической литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент».

Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

КАК ЯВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

КАК ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТ включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТпредставляет собой науку, изучающую проблемы управления. В 1881 году в одном из колледжей США Джозеф Вартон начал преподавание учебной дисциплины «Менеджмент».

Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко МЕНЕДЖМЕНТ РАССМАТРИВАЮТ КАК ИСКУССТВО, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие МЕНЕДЖМЕНТ АССОЦИИРУЕТСЯ С ЛЮДЬМИ, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования.

Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.

Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление». Но термин «управление» намного шире, т. к. применяется к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем), различным сферам деятельности (управление в неживой природе, биологических системах, в государстве), к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении некоммерческих организаций.

Рассмотрим основные категории менеджмента.

ПОД УПРАВЛЕНИЕМпонимают целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата.

ВОЗДЕЙСТВИЕ– это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие.

ОБЪЕКТАМИ, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т. п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое. Система субъектно-объектных отношений является основой построения системы управления.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру и содержание элементов системы, а также установление связей между ними. Понятие “система управления” характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ – совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей (мотивация). Понятие “механизм управления” отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы, и ценности человека.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ –последовательность действий, из которых формируется воздействие. Понятие “процесс управления” отражает динамику управления, его временные характеристики, технологические особенности.

Сущность управления заключается в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. Содержание управления раскрывают функции менеджмента. Управлять – это значит планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Специфичность управления проявляется при вертикальном и горизонтальном разделении управленческого труда.

Вертикальное развертывание управленческой деятельности образует уровни управления, горизонтальное – звенья и элементы управления.

Человеческий фактор и безопасность

Анализ основных задач охраны труда. Характеристика видов деятельности человека. Анализ проблем профессионального отбора людей для выполнения определенных социотехнических задач. Определение эргономики как науки о труде. Изучение способов принятия решений.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.11.2016
Размер файла 18,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

1. Человеческий фактор и безопасность

1.1 Безопасность персонала

1.2 Человеческий фактор

1.3 Способы принятия решений

Список использованной литературы

Введение

Каждый человек заботится о своей безопасности и хочет быть защищенным, поэтому тема, которую я взял, актуальна в сегодняшние дни. Цель моего реферата определить взаимосвязь безопасности и человеческого фактора. В обеспечении безопасности труда важную роль играет сам человек, так как главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а работающий человек. Каждый человек во время работы может совершать ошибочные действия: принимать неправильные решения, проявлять халатность в выполнении своих обязанностей.

Читайте также:
Организационная структура предприятия, типы и виды, образец

В безопасности труда также важным компонентом является состояние производственной среды, в условиях которой человек осуществляет свою деятельность. Определенная производственная среда может оказывать неблагоприятное воздействие на работоспособность и здоровье человека.

В связи с этим выделяют четыре основные задачи охраны труда:

– идентификация опасных и вредных производственных факторов;

– разработка соответствующих технических мероприятий и средств защиты от опасных и вредных производственных факторов;

– разработка организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда и управление охраной труда на предприятии;

– подготовка к действиям в условиях проявления опасностей.

1. Человеческий фaктоp и безопасность

Техническое развитие человечества позволило стать человеку управляющим органом системы производства. Таким образом, выделяют следующие виды деятельности человека:

3) Механизированные формы физического труда

К умственному труду относится деятельность, связанная с переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы.

Такая трансформация роли человека приводит к замене физического труда умственным, снижая необходимость мышечной работы и соответствующих энергозатрат.

Однако при этом значительно возрастает нагрузка на психику человека, которому приходится решать задачи оценки и прогнозирования эффективности работы оборудования и других людей, надежного взаимодействия с различными элементами социотехнической системы — производственного механизма.

Согласно статистике, более половины аварий в социотехнических системах (в авиации до 90% происшествий) связаны с человеческим фактором — из-за возрастания концентрации управляемой мощности в руках одного человека.

– грамотное обеспечение эргономических требований увеличивает производительность на 100%;

-хорошее освещение рабочего места увеличивает производительность труда на 20%;

– снижение шума до гигиенических норм повышает производительность труда на 40-50%, а продуманное введение музыки — на 12-14%;

-оптимальная окраска помещений и оборудования повышает производительность на 25% и снижает непроизводительные потери рабочего времени на 32%.

Аварии приводят к значительным человеческим и экономическим потерям. Однако не только такие “фатально-летальные” события сопровождают технический прогресс информационного общества. “Тихие” события, происходящие в банках, управленческих офисах, могут приводить к катастрофам и глобального масштаба, так как информационное пространство уже не локализовано в одном помещении, одном учреждении и даже одной стране. “Утечка” конфиденциальной информации о деятельности предприятия (целенаправленная или непроизвольная) либо уход ведущих специалистов могут небольшую компанию привести к гибели.

Универсальные черты корпоративной культуры безопасности:

-личное осознание важности безопасности;

-знания и компетентность, обеспечиваемые подготовкой и инструкциями для персонала, а также его самоподготовкой;

-приверженность приоритетам безопасности, демонстрируемая на уровне старших руководителей;

-понимание общих целей безопасности каждым из работников;

-усиление мотивации путем использования административных методов (постановка целей, создание системы поощрений и наказаний, а также формирование у персонала личной позиции по отношению к безопасности корпорации);

-надзор (практика ревизий и экспертиз);

-готовность реагировать на критику, независимо от иерархического уровня;

-ответственность персонала, вырабатываемая через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их работниками.

1.1 Безопасность персонала

Безопасность отдельного человека и коллектива становится функцией психофизиологического соответствия человека требованиям профессии. На бытовом уровне работа специалиста управленческой сферы кажется легкой и общедоступной.

Все понимают, что носить пятипудовые мешки по силам далеко не каждому. К сожалению, не всем известно, что работать с интенсивными потоками информации также могут не все люди, а во многих случаях попытка справиться с такой не легкой задачей приводит к невротизации личности и к таким заболеваниям, как гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, инфаркты, инсульты и тому подобное.

Прогнозирование потенциального нарушения здоровья и безопасности человека позволяет избежать ненужных потерь времени и средств на освоение профессии и поддержание ее на необходимом уровне.

Опыт использования системы показал, что негативное (настороженное) на первых порах отношение пользователей через некоторое время сменилось не только доверием к результатам тестирования, но и потребностью в ежедневном использовании системы. Правда, по имеющимся данным наблюдения за группой из 89 пользователей, интерес к использованию системы оказался прямо пропорционален стремлению к достижению высоких профессиональных результатов. Так, на одном из первых предприятий, начавших работать с системой, 15 из 36 человек продолжали работать через год, причем пять из них вскоре перешли на более высокие должности. На трех других предприятиях активно начали пользоваться ежедневным тестированием около 20% персонала, причем, по оценкам экспертов, практически все они относились к группе наиболее квалифицированных сотрудников.

Вопросами профессионального отбора людей для выполнения определенных социотехнических задач человечество начало уделять внимание еще 2 тысячи лет тому назад.

К настоящему времени систему индивидуального психофизиологического мониторинга умственной работоспособности человека, разработанную первоначально для операторов предприятий энергетики и авиакосмической отрасли, используют более 200 зарегистрированных пользователей.

1.2 Человеческий фактор

В повседневной жизни, при всей индивидуальности человека, наши восприятия оценки, совпадают в большинстве случаев с такими же оценками других людей. Совершенно естественно, что такие обобщения требований к предметной среде и ее оптимизации со временем привели человечество к выработке неких обобщенных критериев и требований, ставших основой науки о труде — эргономики (“эргос” — труд, “номос” — закон), более известной в предыдущие десятилетия в англоязычных странах как “человеческий фактор” (human factors).

В связи с изменением характера труда в ХХ веке и тенденцией перехода от физического к умственному труду сегодня эргономику (или человеческий фактор) можно определить как интерфейс человека с техническими средствами и окружающей средой, причем он имеет огромный потенциал для совершенствования здоровья, безопасности и комфорта, как самого человека, так и систем производства.

Это мнение, одного из ведущих и общепризнанных авторитетов мировой эргономики Х. Хендрика (США), разделяет большинство других специалистов. Но почему в таком случае крупные организации, с их большой заинтересованностью в увеличении доходов, уменьшении расходов и росте производительности не идут к эргономистам за помощью или не создают условия для развития эргономики за пределами ее сегодняшних возможностей? Почему соответствующие ветви государственной власти не развивают законодательство, относящееся к человеческому фактору, а чаще всего смотрят на это как на дополнительный груз расходов и увеличение затрат производства? По мнению Х. Хендрика, существуют, по крайней мере, четыре причины такого положения дел.

Читайте также:
Школы менеджмента - кратко, цели, смысл, методология, подходы

Во-первых, некоторые организации столкнулись с плохой эргономикой, или “эргономикой колдовства”, — как в форме продуктов, так и рабочих сред, долженствующих быть разработанными именно в эргономическом плане, однако этого не произошло, иные же эргономические разработки просто были выполнены некомпетентными лицами.

Другая хорошо известная причина состоит в том, что “каждый сам себе г олова”. Каждый “управляет” системами ежедневно (автомобилем, компьютером, телевидением, социумом). Это порождает иллюзию знания человеческого фактора, хотя в действительности является не более чем обывательским “здравым смыслом”. Даже опытные эргономисты имеют собственный список так называемых решений “здравого смысла”, которые закончились серьезными происшествиями, авариями или экономическим ущербом, — как результат несоответствия такого “здравого смысла” реалиям жизни. социотехнический эргономика охрана труд

В-третьих, мы иногда полагаем, что менеджеры активно поддержат эргономику просто потому, что “это — правильно”. На самом же деле, западным менеджерам необходимо как бы резервировать возможность “оправдания своего вклада” в обеспечение конкурентоспособности и выживаемости организации либо использовать эргономику в качестве “эвристического поиска какого-нибудь выхода из сложной ситуации”. Но эргономика не является лекарством от всех бед и достаточным основанием для массовых нововведений. Любое решение должно основываться на реальной оценке ситуации.

1.3 Способы принятия решений

Руководитель ведет себя в соответствии с имеющейся программой. Его задача — распознавание ситуации и разрешение ее по готовой программе. Такие ситуации должны быть предсказуемыми. Функция руководителя заключается в том, чтобы “почувствовать”, идентифицировать ситуацию, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий.

Для успешного решения проблем руководитель должен обладать не только способностью “чувствовать” ситуацию, но и уметь трактовать имеющуюся программу действий в соответствии со сложившимися условиями, проявлять решительность в обеспечении эффективных действий в нужное время, действовать логично. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Для этого уровня необходимы инициатива и свобода действий, однако в определенных границах. Здесь руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и старается выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Для такого рода решений необходимо обладать умением выбирать направление действий с максимальной вероятностью их приемлемости, экономичности и эффективности.

На этом уровне встречаются дополнительные трудности, поскольку необходимо найти творческое решение, которое (в определенном смысле) может быть абсолютно новым.

Обычно здесь имеются наборы проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех руководителя в решении этого типа проблем будет зависеть от его личной инициативности и способности сделать “прорыв в неизвестное”. Подобные решения дают ответ на проблемы, которые могли существовать и ранее, но в иной конкретной форме. Иначе говоря, руководитель ищет новое решение известной проблемы.

Проблемы этого типа наиболее сложны, ведь они требуют особых способностей. Для их решения нужен принципиально новый подход. Зачастую такой проблемой может быть та, которую плохо поняли ранее, и для ее решения необходимы абсолютно новые представления и методы. Могут возникать и другие препятствия, преодоление которых потребует создания новой отрасли науки.

Современные условия труда, требуют от человека острого восприятия, быстрой реакции, емкой и оперативной памяти, концентрированного внимания, немалой сообразительности и решительности. При управлении технологической системой от человека требуется сосредоточенность, чтобы не пропустить сигнал и не отреагировать на ложный, чуткость к различным внешним раздражителям, умение отсеивать нужное от ненужного. Таким образом, необходимо стремиться к созданию нормальных условий труда, устранению причин, портящих настроение, вызывающих переживания, тревоги, страхи. Рабочее место человека должно соответствовать его психофизиологическим особенностям и быть удобным.

Я считаю, что человек будет выполнять свою работу качественно, не допуская ошибок и не создавая аварийных ситуаций, если он достаточно обучен своей работе, по своему характеру и темпераменту подходит для своей профессии. Если на предприятии хорошо работает служба охраны труда, персонал чувствует заботу о своей безопасности со стороны руководителей предприятием и, придя на рабочее место, человек не испытывает неудобств, то это благотворно влияет на его работу.

Список использованной литературы

Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2010. – 448 с.

Девисилов В. А. Охрана труда: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.-312с.

Кучкин, А.Г. Гуманитарные аспекты безопасности профессиональной деятельности: учебное пособие / А.Г. Кучкин, Е.Н. Окладникова, Е.В. Кузнецов, Т.Е.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сведения об организме человека и его взаимодействии с окружающей средой. Неблагоприятные последствия воздействий труда на человека. Принципы обеспечения безопасности и охраны труда. Организация системы управления охраной труда, контроль результативности.

курс лекций [507,6 K], добавлен 28.02.2015

Ознакомление с правилами безопасности пешеходов. Характеристика видов деятельности (учебная, трудовая, спортивная), отдыха (пассивный, активный) подростка и составление его оптимального режима дня. Изучение способов профилактики венерических болезней.

контрольная работа [24,2 K], добавлен 02.06.2010

Человеческий фактор как ключевой фактор безопасного труда. Методы и задачи охраны труда на современных предприятиях, особенности использования технических средств в данном процессе. Опасные действия работников в процессе труда. Причины опасных действий.

Читайте также:
Ситуационный подход к управлению в менеджменте - суть, принципы

реферат [26,4 K], добавлен 21.03.2012

Государственная политика и законодательство РФ в области охраны труда. Анализ производственного травматизма. Охрана труда женщин и молодежи. Метеорологические условия труда, молниезащита. Безопасность труда на строительных работах; радиационный контроль.

контрольная работа [173,4 K], добавлен 03.06.2013

Основные направления деятельности. Организационная структура управления предприятием. Анализ финансового результата деятельности предприятия и пути его улучшения. Теоретические основы охраны труда. Оценка безопасности и охраны труда на предприятии.

дипломная работа [94,6 K], добавлен 26.07.2008

Безопастность и человечески фактор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 02:01, реферат

Краткое описание

В мире существуют два понятия, близкие всем людям – мир и безопасность. По мере ускоренного развития и усложнения техники и технологий формируется так называемая техносфера. В отличие от природной среды, сформировавшейся много веков тому назад, она охватывает ту новую, созданную руками человека искусственную среду, которая возникла, непрерывно расширялась, охватывая все новые города, регионы и страны. При этом опасность неблагоприятного воздействия техногенной среды на человека, особенно за последние два-три десятилетия, стала не только реальной, но приобрела во многих случаях угрожающий характер – вплоть до возникновения многих крупных аварий и техногенных катастроф.

Прикрепленные файлы: 1 файл

6срс.docx

В мире существуют два понятия, близкие всем людям – мир и

безопасность. По мере ускоренного развития и усложнения техники и

технологий формируется так называемая техносфера. В отличие от

природной среды, сформировавшейся много веков тому назад, она

охватывает ту новую, созданную руками человека искусственную среду,

которая возникла, непрерывно расширялась, охватывая все новые города,

регионы и страны. При этом опасность неблагоприятного воздействия

техногенной среды на человека, особенно за последние два-три

десятилетия, стала не только реальной, но приобрела во многих случаях

угрожающий характер – вплоть до возникновения многих крупных аварий

и техногенных катастроф. Среди последних следует особо выделить

Чернобыльскую ядерную катастрофу – самую крупную техногенную

катастрофу в мире.

Коренное изменение экологической ситуации в техногенной сфере

потребовало, разумеется, ее осмысления, всестороннего анализа и

разработки принципиально новых подходов, критериев и методов

обеспечения безопасности. Если в прошлом основной акцент делался на

технико-организационные аспекты техногенной безопасности, то начиная

с 90-х годов ХХ века стала все шире внедряться новая концепция –

культура безопасности, которая предусматривает основную роль в системе

безопасности человеческого фактора. Указанная концепция успешно

прошла апробацию на предприятиях ядерно-топливного цикла (для

которых вначале и предназначалась), а затем постепенно стала

распространяться и на другие, неатомные отрасли промышленности и

В предлагаемой вниманию читателя книге предпринята попытка

комплексного рассмотрения основных аспектов, которые тем или иным

образом могут оказывать влияние на техногенную безопасность.

Изложены особенности взаимодействия человека и техники. Показана роль

человеческого фактора в возникновении техногенных аварий и катастроф.

Техногенные аварии и катастрофы рассмотрены в аспекте кризисных

явлений современного мира.

Очевидно, что абсолютной, 100%-ной, безопасности не существует,

поскольку любая техника и технология таят в себе определенный (в

„нормальных” условиях – очень малый) риск возникновения несчастных

случаев и аварий. В связи с этим проанализирована проблема

количественной оценки риска и ущерба здоровью в результате негативного

(экстремального) воздействия факторов техногенной природы и

обоснования гигиенических нормативов, а также необходимых средств на

обеспечение безопасности на основе анализа „польза-вред”.

Сформулированы основные задачи техногенной безопасности, а также

различных ее разделов (радиационной, ядерной, экологической и др.).

Дана современная интерпретация понятия „культура безопасности” и

оценено ее состояние на предприятиях атомной и неатомных отраслей

промышленности. Показано, что культура безопасности является

наивысшим приоритетом в повседневной деятельности и внутренней

потребностью работников и руководителей. Рассмотрены психологические

аспекты безопасности, включающие субъективные оценки человеком

риска аварии, влияние психологического состояния человека на

безопасность, а также социально-психологические последствия аварий и

катастроф для работников предприятий и населения.

Автор надеется, что книга представит интерес и окажется полезной для

широкого круга руководящих работников предприятий промышленности и

транспорта, специалистов в области обеспечения охраны труда и

техногенной безопасности, проектировщиков предприятий и

конструкторов современных технических устройств и оборудования,

специалистов по гигиене, физиологии и психологии труда.

Глубокую благодарность автор выражает Владимиру Райзеру и Льву

Гелимсону за ценные советы и рекомендации, а также Анне и Якову

Гринберг за большую помощь в подготовке рукописи к изданию.

Глава 1. Человек и безопасность

Взаимодействие человека и техники

Роль человеческого фактора в возникновении аварий

”Одним из основных направлений

государственной политики в

области охраны труда является

обеспечение приоритета сохранения

жизни и здоровья работников.”

(Трудовой кодекс Российской

Глава 1. Человек и безопасность

Взаимодействие человека и техники

Научно-технический прогресс человечества сопровождается, как

известно, передачей технике все большего числа функций управления

работой технических устройств и технологических процессов. Это

позволяет человеку отдаляться от орудий труда и превращаться таким

образом из исполнительного в управляющий орган системы производства.

В связи с этим, естественно, происходит замена физического труда

умственным, снижается объем физической работы и, соответственно,

энергозатраты, однако значительно возрастает производственная нагрузка

на психику. Работнику (оператору) приходится решать ответственные

задачи оценки эффективности работы сложных технических систем,

надежного взаимодействия его с другими людьми и различными

элементами всего производственного механизма (13а). Возрастание и

концентрация управляемой мощности в руках одного человека делает

человеческий фактор важнейшей составляющей техногенной

Однако длительный период времени – вплоть до конца 80-х годов ХХ

века – техногенная безопасность рассматривалась преимущественно как

некий свод организационных, технических и гигиенических норм, правил

Читайте также:
Коммуникации в менеджменте - виды, коммуникационные барьеры

и требований, обеспечивающих защищенность работников и населения,

проживающего в районах расположения потенциально опасных объектов,

от вредного для их здоровья воздействия производственных факторов. В

документах, регламентирующих требования безопасности, кроме

требований к размещению, оснащению, оборудованию производства и

ведению технологических процессов, излагались также требования к

персоналу, участвующему в проведении соответствующих работ, в том

числе и общие квалификационные и медицинские требования при

поступлении на работу, и периодический контроль в процессе трудовой

деятельности. Специальный психофизиологический отбор проводился

лишь в отношении ограниченной группы работников (например,

операторов, работающих на пультах управления АЭС, летного состава,

машинистов локомотивов). Однако и такое специальное обследование

ограничивалось в основном выявлением психофизиологических

особенностей поведения человека в нормальных, но отнюдь не в

возможных экстремальных условиях возникновения угрозы или уже

возникшей техногенной аварии или катастрофы. Недостаточно

оценивалось, а большей частью не учитывалось вовсе, восприятие

обследуемыми опасности возникновения экстремальных ситуаций, чувство

личной ответственности за соблюдение установленных технологических

регламентов и недопущение их нарушения. Это относилось не только к

отдельным работникам, но, в определенной мере, и к их руководителям.

Нередко в стремлении выполнить в установленные сроки работы по

проектированию, строительству потенциально опасных производственных

объектов и вводу их в промышленную эксплуатацию требованиями

безопасности просто пренебрегали. На многих предприятиях создавалась

атмосфера вседозволенности, благодушия и необязательности выполнения

требований безопасности, допускалось проведение не предусмотренных

технологическими регламентами работ на сложном и опасном

Механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и

особенностях человека с целью их использования при проектировании

новой техники и прогнозировании новой техногенной среды оказывается

не только недостаточным, но и невозможным на практике. В связи с этим

возникла необходимость в междисциплинарных исследованиях,

базирующихся на системной трактовке человеческого фактора в

технике и открывающих возможность их целостного представления при

проектировании машин, оборудования и технически сложных изделий. На

основе таких исследований решаются задачи не только приспособления

техники и среды к человеку, но и формирования у работников

способностей в соответствии с требованиями, которые предъявляет

Эту цель ставит перед собой эргономика (от греческого ergon – работа и

nomos – закон) – общее название группы взаимосвязанных научных

дисциплин, занимающихся комплексным изучением человека, его

функциональных возможностей в процессе трудовой деятельности

(трудовых процессов) и оптимизацией на основе полученных результатов

исследований средств и условий труда (126, 55).

Решение такой проблемы „человек-машина-среда”, „человек-трудовой

процесс-среда”, т.е. приспособление техники и условий труда к

человеку, требует совместной работы инженеров, конструкторов,

технологов, специалистов в области охраны труда, общей и инженерной

психологии, кибернетиков, специалистов в области общей теории систем,

теории автоматизированного управления и других. Главными, ведущими

из этих дисциплин являются, по мнению (126), психология, гигиена и

Эргономика совместно с инженерной психологией решает проблемы

надежности, точности и стабильности работы человека-оператора,

распределения функций между человеком и машиной, исследует влияние

психической и физической напряженности и эмоционального состояния на

эффективность труда человека, разрабатывает методы и средства отбора и

обучения специалистов (55).

Таким образом, эргономика, как бы переплетаясь, охватывая ряд

традиционных инженерных и медико-социальных научных дисциплин,

вместе с тем имеет и свою „особую” цель – гармонизацию отношений

человека, средств и условий труда для повышения его эффективности и

Известно, что безопасность труда подразумевает, в первую очередь,

безопасность работников, сохранение их здоровья и жизни. Однако

человек как важнейший атрибут производства, его непосредственный

инициатор и участник отодвигался на задний план. Это находило свое

отражение даже в названии соответствующей дисциплины. Многие

десятилетия она называлась „техникой безопасности”, что в большей

мере характеризует только специальные технические устройства для ее

обеспечения, чем безопасность работника в целом.

За последние годы эта ненормальная ситуация исправляется. Так,

например, в ВУЗах профессионального технического образования введено

обучение по специальности „656500 – Безопасность жизнедеятельности

(инженерная специальность)” (28). Эта специальность включает также

знание основ техногенной безопасности.

Стремление к прибыли любой ценой порождает в геометрической

прогрессии рост негативных проявлений „человеческого фактора” как

в материальной, так и в духовной жизни развитого общества. Подобная

ситуация особенно опасна, когда речь идет о современной сложной и

многокомпонентной технике и технологиях. На таких производствах

имеется как правило дистанционная автоматизированная система

управления с использованием современной компьютерной и счетно-

вычислительной техники программирования. Подобная система включает

получение и обработку оперативной информации о параметрах работы

всех важных (особенно потенциально опасных) элементов (устройств) и

состоянии производственного процесса в целом, оперативно

сигнализирует о нарушениях нормальной работы оборудования. В

результате внедрения систем программного управления производством

возможности техники и технологии, ее потенциал резко, во много раз

возросли. Были созданы принципиально новые современные производства

– атомные электростанции, лазерные установки, ракеты, сверхзвуковые

самолеты, новые химические и биохимические технологии. Однако, как

показывают печальные последствия крупных техногенных аварий и

катастроф, даже наличие таких современных устройств оповещения и

управления не позволило полностью исключить возникновение и развитие

катастрофических сценариев. Иными словами, обеспечить высокую

степень безопасности на современных сложных и потенциально

опасных производствах возможно лишь в соединении возможностей

современных технических систем оповещения, сигнализации и

управления производством с высококвалифицированным

персоналом, психологически подготовленным к своевременному и

адекватному реагированию при возникновении условий, которые

могут привести к авариям, а в случае если они все же возникли, – к

Безопасность и человеческий фактор

Пример готового реферата по предмету: ОБЖ

Оглавление

1. Возникновение опасных (чрезвычайных) ситуаций 4

1.1. Классификация чрезвычайных ситуаций 6

2. Причины возникновения опасных ситуаций 12

3.1. Влияние психологического состояния 21

4. Способы уменьшения влияния человеческого фактора 27

Читайте также:
Управление персоналом - модели и эффективная система

Выдержка из текста

Особое внимание уделено изучению человеческого фактора как одной из возможных причин наступления чрезвычайной ситуации. По литературным данным изучена степень влияния психологических аспектов в сфере безопасности производственных процессов.Для многих выводов по работе использованы статистические методы исследования, приведенные инспекцией по труду и прочими ведомствами.

Теоретической основой дипломной работы послужили труды, научные статьи и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области формирования системы управления персоналом, управления человеческими ресурсами.

Базой исследования была практика финансового менеджмента ЗАО «ТЦРС», а теоретической основы стали работы следующих авторов: А.Н. Жилкина, Н.Г. Кабанцева ,В. Е. Леонтьев, В. В. Бочаров, Н. П. Радковская Т. В. Кириченко, А. А. Комзолов, В. В. Ковалев, Д.А. Ендовицкий, Н.Ф. Щербакова, А.Н. Исаенко, Л.А.Давыдова, В.К.Фальцман и других.

Исследование возможности влияния человеческого фактора на безопасность данных в информационной системе

Определенная производственная среда может оказывать неблагоприятное воздействие на работоспособность и здоровье человека, если параметры этой среды и опасных и вредных производственных факторов превышают допустимые значения.- разработка соответствующих технических мероприятий и средств защиты от опасных и вредных производственных факторов;

  • разработка организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда и управление охраной труда на предприятии;

Опасности, формируемые системой «человек (организм — личность)», определяются антропо­метрическими, физиологическими, психофизическими и психологи­ческими возможностями человека выполнять производственную деятельность.

Степень изученности тематики дипломной работы. Современные разнообразные производства после известного кризиса и спада 90-х гг. ХХ века постепенно развиваются, поэтому постоянно ощущается большой дефицит технической литературы, в том числе изданий по промышленной вентиляции. Производственные объекты и технологии многочисленны и сложны, требования к инженерным системам постоянно растут, что делает необходимым индивидуальный подход к объектам проектирования. В настоящее время основным документом, описывающим комплекс требований к зданиям разного назначения и их инженерным системам, является «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Основная теоретическая и методологическая основа проблемы промышленных систем вентиляции и кондиционирования представлена литературой советского периода.

Энергетическое воздействие на незащищенного человека, попавшего в шторм или смерч, оказавшегося в зоне землетрясения, вблизи кратера действующего вулкана или грозовом районе, может превысить допустимый для человеческого организма уровень и нести опасность его травмирования или гибели. Современные технологии и технические средства позволяют в какой-то мере снизить их опасность, однако сложность прогнозирования природных процессов и изменений в биосфере, недостаточность знаний о них, создают трудности в обеспечении безопасности человека в системе «человек – природная среда».Негативные факторы, воздействующие на людей подразделяются, таким образом, на естественные, то есть природные, и антропогенные – вызванные деятельностью человека.

Литература

1. Акимов В.А. Новиков В.Д. Радаев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности угрозы риски. — М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001.

2. http://www.vevivi.ru/best/CHrezvychainye-situatsii-voennogo-konfliktnogo-kharaktera. [Интернет ресурс]

3. Григорьян В.М., Лайшева О.А., Симкина О.И. Эколого-экономическая оценка воздействия антропогенных факторов на возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера в сочинском регионе // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 9 – стр. 77-79

4. Либерман А.Н. Техногенная безопасность: человеческий фактор. СПб, 2006 г.

5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна

В статье приведены возможные варианты взаимодействий в рамках производственного процесса. Анализируются причины возникновения несчастного случая. Рассматривается ряд моделей, показывающих роль человеческого фактора в несчастных случаях .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна

ROLE OF THE HUMAN FACTOR IN SAFETY PROVISION

The article presents the possible options of interactions within the frames of production process. The reasons of accident emergence are analyzed. A number of the models, showing a role of a human factor in accidents are considered.

Текст научной работы на тему «Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности»

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье приведены возможные варианты взаимодействий в рамках производственного процесса. Анализируются причины возникновения несчастного случая. Рассматривается ряд моделей, показывающих роль человеческого фактора в несчастных случаях.

Ключевые слова: несчастный случай, риск несчастного случая, совместимость человека и техники.

Производственная безопасность обусловлена взаимодействием между людьми и самой работой, характером задействованных материалов, машин и оборудования, средой, факторами экономического порядка. В идеале работа не должна оказывать негативного влияния на здоровье или наносить ущерб физическому состоянию людей, а также не должна быть чрезмерно тяжелой. С экономической же точки зрения она должна обеспечивать максимально возможный уровень производительности [1].

Несчастные случаи (включая те, что приводят к производственным травмам) представляют собой внезапное нежелательное событие, вызванное внешними факторами и наносящее вред людям, являясь следствием взаимодействия человека и объектов. Часто использование термина «несчастный случай» на рабочем месте объясняется причиненным телесным повреждением либо другим ущербом для организма человека. Ущерб для машины обычно определяется как авария или поломка, но не несчастный случай.

Концептуально термин «несчастный случай» обозначает результат взаимодействия на рабочем месте человека и объектов и является следствием энергетического воздействия. Причина несчастного случая может крыться как в самом пострадавшем (например, в ненадлежащем выполнении операций), так и в характеристиках объекта (скажем, в небезопасном или неподходящем оборудовании). Причиной может также стать другой работник, передавший неверную информацию, мастер, предоставивший неполные инструкции, или наставник, не обеспечивший достаточной или должной подготовки [2].

Три нижеприведенных возможных варианта взаимодействий в рамках производственного процесса показывают, каким образом возникновение опасных ситуаций (в особенности несчастных случаев), наличие не-

Читайте также:
Американская модель менеджмента - национальные особенности

благоприятных условий являются непреднамеренными результатами взаимодействия людей и объективной рабочей среды.

Взаимодействие между человеком и объективной рабочей средой оптимально. Иными словами, ущерб здоровью человека отсутствует, обеспечивается безопасность труда и его рациональная организация при сохранении надежного состояния объективных элементов системы (машин и проч.). Соответственно нет места ни поломкам, ни авариям, ни происшествиям, ни аварийным ситуациям, ни травмам. В итоге достигается высокий уровень производительности.

Человек и объективная рабочая среда – несовместимы. Причиной могут служить недостаточная квалификация, несоответствие оборудования или материалов или неверная организация производственного процесса. Как следствие, человек затрачивает чрезмерные усилия для выполнения работы или же его возможности используются не в полной мере. Объективные элементы системы могут утратить надежность. В итоге условия труда становятся небезопасными, возникает угроза аварийных ситуаций и мелких происшествий, вызывающих задержки в производственном процессе, что в свою очередь приводит к сокращению выпуска продукции.

Взаимодействие между человеком и объективной рабочей средой полностью нарушено, что приводит к поломке оборудования, материальному ущербу, производственным травмам и в итоге – к прекращению выпуска продукции. Такое состояние создает наибольшую угрозу производственной безопасности и требует особого внимания к предотвращению несчастных случаев.

Допуская, что носителями опасности и риска могут быть как сами люди, так и их объективное окружение, усилия по предотвращению несчастных случаев должны быть в первую очередь направлены на устранение опасностей и рисков, препятствование их возникновению путем изоляции носителей или минимизации энергетического воздействия.

Риск несчастного случая – соответственно производное от ожидаемой периодичности несчастных случаев (относительная частотность несчастных случаев) и предполагаемой их тяжести. Относительная частотность несчастных случаев выражается числом несчастных случаев за период рабочего времени (число несчастных случаев за 1 миллион часов или случаев травматизма за год). Степень серьезности несчастного случая может быть выражена количественно в объемах потерянного рабочего

времени (например, потерянных рабочих дней), степени тяжести повреждения (незначительное с оказанием первой помощи на месте, обращение в лечебное учреждение, выплата компенсации по нетрудоспособности, случай со смертельным исходом). Такие данные по степени риска должны иметь фактологическую основу и носить характер прогноза [3].

Риск возникновения несчастного случая зависит от характера рабочего места и целого ряда конкретных условий. Степень риска зависит от:

• предполагаемой частоты ошибок по вине человека и возникновения неисправностей оборудования (на 1 миллион часов и т.д.);

• вероятности возникновения несчастных случаев вследствие таких ошибок (несчастный случай: ошибка = 1:х);

• возможной степени тяжести несчастного случая.

Происшествие, связанное с несчастным случаем должно быть проанализировано начиная с причины возникновения несчастного случая и заканчивая его последствиями. В этом отношении могут быть выделены три уровня внимания:

• уровень причин, возможных и имевших место в действительности несчастных случаев;

• уровень источников возникновения несчастного случая;

• уровень последствий в форме телесного и материального ущерба.

Причина предопределяет возникновение несчастного случая. Практически все несчастные случаи вызываются множественными причинами, например, опасными условиями, сочетанием факторов, совпадением событий, допущенными нарушениями и т.д. Основные причины производственного травматизма могут быть следующие.

Технические причины, которые можно охарактеризовать как причины, не зависящие от уровня организации труда на предприятии, а именно: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования, приспособлений, инструментов; недостаточная механизация тяжелых работ, несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировок; прочностные дефекты материалов и т.п.

Организационные причины, которые целиком зависят от уровня организации труда на предприятии. К ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; нарушение

правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструментов не по назначению; отсутствие или неприменение средств индивидуальной защиты и т.п.

Санитарно-гигиенические причины, к которым можно отнести повышенное (выше ПДК) содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ; недостаточное или нерациональное освещение; повышенные уровни шума, вибрации; неблагоприятные метеорологические условия, наличие различных излучений выше допустимых значений; нарушение правил личной гигиены и т.п.

Психофизиологические причины, к которым можно отнести физические и нервно-психические перегрузки человека, а именно: физические (статические или динамические) перегрузки; умственное перенапряжение анализаторов (зрительного, слухового, тактильного); монотонность труда; стрессовые ситуации, болезненное состояние; несоответствие анатомофизиологических и психических особенностей организма характеру выполняемой работы.

Большинство несчастных случаев являются следствием сочетания ряда причин. Например, человек получает травму в результате падения на масляном пятне в неосвещенном проходе и удара головой о находившийся там запасной узел машины. Непосредственными причинами несчастного случая являются недостаточное освещение, загрязненный пол, обувь на скользкой подошве, отсутствие на голове защитной каски и лежащий не на месте узел агрегата. Несчастного случая не произошло бы, если бы все эти факторы отсутствовали или если бы причинно-следственная цепь оборвалась. Успешная работа по предупреждению несчастных случаев как раз и состоит в осознании возможной последовательности опасных событий и в недопущении их развития вплоть до печального результата.

Оценка вредных и опасных производственных факторов проводится на основе первичного перечня контролируемых вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах в рамках производственного контроля, а также в рамках проведения аттестации рабочих мест и оценки их травмобезопасности. По результатам оценки вредных и опасных производственных факторов составляется ре-

Читайте также:
Управленческое решение - понятие в менеджменте, виды и классификация

естр факторов по каждому рабочему месту. При формировании реестра достигаются следующие основные цели:

• учет всех вредных производственных факторов, подлежащих контролю в рамках производственного контроля соблюдения санитарных правил, в соответствии с обязательными государственными требованиями;

• учет дополнительных вредных производственных факторов (факторов риска), выявленных при проведении идентификации профессиональных рисков, если установлено, что данные факторы присутствуют на рабочих местах в количествах, превышающих допустимые гигиенические нормы, или их наличие может повлиять на установление компенсаций работникам за работу во вредных и опасных условиях труда;

• учет факторов травмобезопасности на рабочих местах, приведших к классификации условий труда на данных рабочих местах как опасных.

В последние годы уровень технической оснащенности и автоматизации производства значительно возрос. Казалось бы, основная масса причин несчастных случаев должна быть сведена к проблемам технического обслуживания и связана главным образом с управлением высокоавтоматизированными рабочими операциями. Однако в целом позитивные последствия технического прогресса параллельно создают новые узлы напряжения, в частности, психологическое переутомление и соответственное повышение эргономических физических требований к персоналу автоматизированных производств, связанных с необходимостью особого внимания и проявлением ответственности при контроле производственного процесса, с обезличенным рабочим окружением и монотонностью операций. Вызываемое при этом переутомление и давление высоких требований повышают вероятность возникновения несчастных случаев, что само по себе сказывается на здоровье персонала.

Эффективное предупреждение несчастных случаев возможно при физической и психологической готовности работников безопасно выполнять свои функции, располагая достаточным уровнем личной компетентности, подготовленности и осознанного стремления к этому при условии, что им не противостоят негативные внешние факторы в виде неподходящего оборудования, неблагоприятной среды или неудовлетворительных условий труда.

Разработан ряд моделей, пытающихся показать, какую роль в несчастных случаях играет человеческий фактор. Подобные модели имеют

тенденцию рассматривать дополнительные факторы и более широкие обстоятельства несчастного случая. Несчастный случай может быть описан цепочкой вопросов, формирующих последовательную иерархию уровней, когда ответ на каждый вопрос определяет, считать событие несчастным случаем или нет. Модель отражает принципы обработки информации человеком и базируется на определении несчастного случая как на отклонении от заданного процесса. Она состоит из трех основных ступеней, связанных двумя похожими циклами.

Первая ступень рассматривает человеческий индивидуум в общей окружающей среде, включая все относящиеся к рассматриваемому вопросу параметры среды и характеристики человека. Потенциальный носитель опасности тоже описывается на этой стадии. Предполагается, что в результате действия (или бездействия) индивидуума опасность вырастает из этой окружающей среды. В целях анализа цикл «нарастания опасности» состоит из первой последовательности вопросов. При наличии отрицательного ответа на любой из этих вопросов рассматриваемая опасность станет неминуемой.

Вторая последовательность вопросов составляет «цикл разблокировки опасности» и связывает уровень опасности с ее возможными последствиями. Следует заметить, что проходя различными маршрутами по описанной модели можно определить разницу между преднамеренными (или сознательно допускаемыми опасностями) и случайными негативными результатами. Разница между «похожими на несчастный случай» неосторожными действиями, ошибками и действительными несчастными случаями тоже поясняется при помощи данной модели.

Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека к конкретному виду деятельности. Немаловажную роль в профессиональной пригодности играет совместимость человека и техники.

Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе производственной деятельности. При решении этой задачи определяют объем рабочего места, зоны досягаемости для конечностей оператора, расстояние до приборного пульта и др.

Биофизическая совместимость учитывает чувствительность орга-

низма человека к температурно-влажностному режиму, освещенности, механическим и акустическим колебаниям, ионизирующим излучениям, электрическому току и другим факторам трудовой деятельности.

Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений.

Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать характеристики органов чувств человека. Например, человек не может одновременно следить за показаниями десяти или более мониторов, отражающих характер производственного процесса, и корректировать их параметры и т.д.

Психологическая совместимость учитывает психические возможности человека. Необходимо учитывать особенности психики некоторых лиц, например, такие как боязнь замкнутых (клаустрофобия) или открытых (агорафобия) пространств. Кроме того, эффективность деятельности человека зависит от уровня психического напряжения. Превышение критического уровня ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности.

Социальная совместимость связана с поведением человека в коллективе. Она учитывает отношение человека к конкретной социальной группе и наоборот – социальной группы к конкретному человеку.

Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека от общения с техникой, цветового климата, самого процесса труда. Например, всем знакомо положительное ощущение при пользовании изящно выполненным прибором или устройством. Для решения многочисленных и чрезвычайно важных техникоэстетических задач привлекаются художники-конструкторы, дизайнеры.

Особое внимание уделяется учету физических возможностей, антропометрических данных и психофизиологических данных (темперамент, способность к концентрации внимания, к восприятию большого объема информации, реакция на внешнее воздействие, психологическая устойчивость и т.п.). Водители транспортных средств должны правильно различать цвета, не иметь сильно выраженной близорукости и дальнозоркости. Электротехнический персонал, выполняющий работы по оперативному обслуживанию и ремонту электроустановок, а также работы по монтажу, наладке, испытаниям и измерениям в этих электроустановках,

не должен иметь увечий, ограниченной подвижности и некоторых заболеваний. К газоопасным работам не допускаются лица, имеющие заболевания органов дыхания и т.д.

Активизация человеческого фактора представляет собой многогранную проблему. Для того, чтобы сформулировать стратегию профилактических действий, нужно не просто описать всевозможные пути влияния человеческого фактора, но и указать место и время наиболее эффективного вмешательства. Это возможно только в том случае, если применяемая модель точно и всесторонне описывает сложную сеть взаимосвязанных факторов, вовлеченных в процесс формирования несчастного случая, включая природу этих факторов, временные соотношения, а также их относительную значимость. Лучшее понимание того, как, когда и почему действия человека влияют на возникновение несчастных случаев, увеличит способность делать прогнозы относительно влияния человеческого фактора и поможет предотвратить несчастные случаи.

Читайте также:
Виды компетенций - определение, основные признаки, описание

1. Безрукова М.С., Иванов Г.М., Иванов Ю.Г. и др. Оценка рисков на рабочих местах М.: НПКФ ЭЛЕКТОН, 2007. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://npkfelecton.ru/.

2. Минаев Г.А. Трендовая теория безопасности социальных систем (теория трендов показателей безопасности) М.: ИУБ, 2006.

3. Левашов С.П. Методика экспертной оценки профессионального риска // Безопасность жизнедеятельности. 2009. №1.

Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 08:47, реферат

Краткое описание

Техническое развитие человечества сопровождается передачей человеку все большего числа управляющих функций, позволяя ему все больше отдаляться от орудий труда и превращаться из исполняющего в управляющий орган системы производства. Такая трансформация роли человека приводит к замене физического труда умственным, снижая необходимость мышечной работы и соответствующих энергозатрат. Однако при этом значительно возрастает нагрузка на психику человека, которому приходится решать задачи оценки и прогнозирования эффективности работы оборудования и других людей, надежного взаимодействия с различными элементами социотехнической системы — производственного механизма.

Содержание

Введение.
Основные формы деятельности человека.
Энергетические затраты на мышечную работу.
Понятие о терморегуляции.
Опасность переохлаждения, перегревания и его профилактика.
Работоспособность человека и её динамика.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по бжд.doc

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Бизнеса и управления

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности»

  1. Введение.
  2. Основные формы деятельности человека.
  3. Энергетические затраты на мышечную работу.
  4. Понятие о терморегуляции.
  5. Опасность переохлаждения, перегревания и его профилактика.
  6. Работоспособность человека и её динамика.

Техническое развитие человечества сопровождается передачей человеку все большего числа управляющих функций, позволяя ему все больше отдаляться от орудий труда и превращаться из исполняющего в управляющий орган системы производства. Такая трансформация роли человека приводит к замене физического труда умственным, снижая необходимость мышечной работы и соответствующих энергозатрат. Однако при этом значительно возрастает нагрузка на психику человека, которому приходится решать задачи оценки и прогнозирования эффективности работы оборудования и других людей, надежного взаимодействия с различными элементами социотехнической системы — производственного механизма.

Главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности: нарушал нормальное течение трудового процесса – не использовал предусмотренные средства защиты и т.п. Согласно статистике, более половины аварий в социотехнических системах (в авиации до 90% происшествий) связаны с человеческим фактором — из-за возрастания концентрации управляемой мощности в руках одного человека.

Почему же люди, которым от природы присущ инстинкт самозащиты, самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм?

Самое общее рассмотрение закономерностей развития и жизни человека позволяет заметать, что обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев, возникают по вполне объективным причинам.

Первая причина обнаруживается из анализа эволюции человека.

С развитием орудий труда увеличился диапазон воздействия человека на окружающий мир, как по разнообразию, так и по интенсивности. При этом расширился и круг ответных реакций внешнего мира. Если первобытный человек по своим индивидуальным физическим возможностям способен был противостоять возникающим в то время в процессе трудовой деятельности опасностям, то возможности современного человека существенно отстают от уровня возросшей опасности. Правда, развитие производства позволяет при разработке техники делать ее менее опасной, создавать соответствующие средства защиты от опасности, выбирать способы действия с учетом опасности и т. д., однако с развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей.

Второй общей причиной, делающей условия труда и жизни человека более жесткими и опасными, является рост цены ошибки. Расплата за ошибку первобытного человека была не столь велика, ошибки же современного человека обходятся ему гораздо дороже

Третья общая причина, способствующая росту травматизма, – адаптация человека к опасности. Используя блага, даваемые техникой, человек зачастую забывает, что техника, обычно является еще и источником высокой опасности, а интенсивное использование ее повышает возможность реализации этой опасности.

Постоянное взаимодействие с машинами и неосведомленность о массовости несчастных случаев ведут к тому, что человек перестает бояться того, что на деле является очень опасным, и адаптируется к опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод он преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. Далеко не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какие-то выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил.

Рассмотренные закономерности создают некую особую тенденцию, способствующую повышению опасности труда и росту травматизма.

Помимо общих причин, обнаруживается много чисто индивидуальных факторов, главным образом психологического порядка, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности труда и росту числа несчастных случаев, так называемый «человеческий фактор», или личностный подход. Личностный аспект изучения профессионально значимых свойств человека заключается в том, чтобы рассматривать их как форму деятельности, возникающей при определенных мотивах, нравственных ценностях и потребностях и направленной на решение важных для человека задач. Личностный подход – это понимание личности и отдельных ее психических проявлений в единстве с деятельностью.

Читайте также:
Оценка персонала, критерии деловой оценки персонала в орагнизации

Основные формы деятельности человека.

Формы деятельности человека и их физиологические характеристики

Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инженерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

Физиология труда – раздел гигиены труда, посвященный изучению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомендаций по организации трудового процесса.

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейнерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский – подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно- эмоциональным напряжением;

2) управленческий – характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд – требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии. повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников – это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов – подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации ( на экзаменах, зачетах).

Энергетические затраты человека при различных формах деятельности.

Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления

кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда значительно возрастают потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000 – 6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000 – 4000 ккал.

При очень тяжелой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная задолженность, когда в организме накапливаются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и расхода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической тяжести труда.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500- 3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 – 10 % уровень основного обмена; стоя- на 10-25%, при вынужденной неудобной позе – на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% – при чтении лекций, на 90-100% – у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Умственная работа связана с нервным напряжением, которое зависит от значимости, опасности и ответственности работы. При нервном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно “входить” в работу, соблюдать ритм, систематичность.

Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: