Организационная культура – типы, функции, уровни и основные элементы

Организационная культура понятие, сущность, типы, функции

Организационная культура это главное звено любой процветающей организации людей, совокупность правил с приемами социализации общества к требованиям рынка. Имеет важное значение для любой компании.

Что она собой представляет, для чего необходима любой организации, какие у нее особенности и основные свойства, какие типы оргкультуры бывают? Об этом и многом другом расскажем кратко в нашей статье.

  1. Понятие и сущность организационной культуры
  2. Признаки оргкультуры
  3. Типы организационной культуры
  4. Функции организационной культуры
  5. Свойства организационной культуры
  6. Основные элементы организационной культуры
  7. Уровни организационной культуры
  8. Виды организационных культур
  9. Схожесть и различие оргкультур
  10. Заключение

Понятие и сущность организационной культуры

Если давать четкое определение, то оргкультура считается системой способов и методов, чтобы достигнуть успеха в работе конкретной фирмы.

Это специальные подходы с традициями, ценностями, символами, общими подходами и мировоззрением давно работающих людей. Это является своего рода способом выражения индивидуальных черт фирмы.

Сущность понятия оргкультура заключается в том, что она объединяет ценности с нормами, которые свойственны компании, стиль с управленческой процедурой.

Организационная культура любой организации:

  • задает теорию и пределы, по которым можно смело принимать решения на любом управленческом уровне,
  • исследует ресурсы с возможностями компании,
  • дает толчки развитию компании,
  • позволяет регламентировать работу главного центра,
  • корректирует поведение всех участников.

В ее основе лежат личностные потребности с потребностями предприятия. Поэтому каждая оргкультура уникальна, будь это культура компании BMV, Samsung или Apple. Именно от нее зависит, будет организация выживать, достигать поставленных целей или уйдет на грань банкротства.

Признаки оргкультуры

Существуют основные признаки оргкультуры, которые позволяют сделать классификацию и сравнение разных культур организации и отличать ее от остальных.

В отличие от других культур, оргкультура имеет:

  • определенную миссию, цель и задачу,
  • нацеленность на то, чтобы решать организационные цели либо личные проблемы кадров,
  • степень осознания делового риска со степенью централизации и подчиненности,
  • нацеленность на сотрудничество с соперничеством,
  • преданность с безразличием людей к компании,
  • ориентацию работников на процессы самостоятельности с независимостью либо подчиненностью,
  • характерный управленческий стиль и характер взаимоотношений между руководством и персоналом,
  • культуру обслуживания,
  • принцип, по которому дается оценка деятельности и стимулирование труда,
  • нормы внешнего вида кадров,
  • коммуникационную систему с языком общения,
  • привычки с традициями в процессе питания.

Типы организационной культуры

Существует разные классификации типов организационной культуры. Так Уильям Оучи дал понятие оргкультуры и разделял ее на рыночную, бюрократическую, клановую.

В первой господствуют стоимостные отношения и отношения, ориентированные на получение прибыли, во второй регламенты с правилами и процедурами, а в третьей властные ценности организации с традициями.

Также некоторые делят оргкультуру на бюрократическую, опекунскую, праксеологическую, предпринимательскую. Первая регулирует все стороны работы компании на базе документации с четкими нормами, вторая основана на сплоченном коллективе и неформальных запросах группы, третья направлена на то, чтобы обеспечить результативную работу благодаря особому контролю за сотрудниками, а последняя нацелена на перспективу.

Это интересно: самая известная классификация типологии оргкультуры от Хонди. Он присвоил каждому из типов имя божества Древней Греции. Пример: властная доминирующая культура носит имя Зевса, ролевая Аполлона, культура задачи Афины, личностная Диониса.

Функции организационной культуры

Оргкультура исполняет охранную с интегрирующей, регулирующей, заменяющей, адаптивной, образовательной, развивательной, управленческой, ориентационной, регулятивной и приспособительной функцией.

Охранная функция некая защита от появления неблагоприятных тенденций рынка в компании. Эта функция оргкультуры нацелена на формирование особой ценностной системы и благоприятного микроклимата, который поможет сделать компанию уникальной и будет отличать ее от остальных.

Интегрирующая функция оргкультуры, которая позволяет привить сотрудникам определенную систему ценностей, создать у каждого человека и общественных организационных групп ощущение сплоченности. Благодаря ей, кадры лучше понимают ориентиры компании, создают приятное впечатление о компании и ощущают себя частичкой сплоченной системы. Интересно, что подобную функцию часто используют компании Adidas (Адидас) и Газпром (Gazprom).

Регулирующая функция оргкультуры, заключающаяся в формировании норм по рабочей деятельности, рабочим контактам, ношению спецодежды и тому подобному. Благодаря ей, кадры воспринимают лучше ценности компании, повышают целеустремленность и упорядочивают свою деятельность.

Заменяющая функция, нацеленная на разграничение поступающей информации и экономию на управленческих издержках.

Адаптивная функция, облегчающая процесс приобщения новых сотрудников к политике организации. По-другому, называется социализацией. Иногда вместо социализации происходит процесс индивидуализации, когда компании максимально нужно подключить к работе потенциал отдельного человека и его возможности, чтобы решить определенные задачи, которые не может решить весь коллектив.

Образовательная с развивающей функции воспитания, превращения их в человеческий капитал для устремления к поставленным ориентирам.

Управленческая функция проверки качества работы для повышения показателей эффективности и достижения поставленных целей.

Читайте также:
Управление персоналом - модели и эффективная система

Ориентационная функция учета целей с запросами и интересами потребителей, которые отражаются в системе ценностей организации и установки доверительных отношений между покупателем и компанией.

Регулятивная функция регулировки взаимоотношений в компании с партнерами с соответствующим несением юридической и другой ответственности перед ними.

Приспособительная функция приспособления компании к экономически-общественным нуждам для повышения операбельности внешней среды и создания благоприятных условий работы компании. В отличие от других функций, эта направлена на процесс устранения барьеров, которые связаны с нарушением компанией правил общественной игры. Она нацелена на устранение убытков фирмы.

Свойства организационной культуры

Любая организационная культура имеет свойства:

  • общности,
  • системности,
  • иерархичности и приоритетности,
  • общности по возрасту, интересам, взглядам и тому подобное,
  • стабильности и продолжительности работы,
  • интенсивности во взаимоотношениях и характере совместного опыта.

Основные элементы организационной культуры

Организационная культура обладает своими базовыми элементами.

К таким элементам относится система:

  • ценностей, норм, принципов работы,
  • символов, принципов, традиций, церемоний и ритуалов,
  • героев, истории,
  • мотивации, коммуникации и модели языка общения,
  • лидерства,
  • дизайна, набора символики и внешнего вида кадров.

Уровни организационной культуры

Оргкультура делится на три уровня по работам Эдгара Шейна:

  • глубинный,
  • подповерхностный,
  • поверхностный уровень.

На первом уровне можно наблюдать способы внешнего взаимодействия организации с окружающей действительностью. На втором отражение разделяемых всеми кадрами ценностей с нормами, верованиями и представлениями данной компании. Здесь можно увидеть, как организация стремится обрести цель и миссию, определить, какими способами будет все достигнуто.

На третьем уровне выдвигаются базовые принципы и предположения по данным вопросам мотивации и цели. Это те предположения, которые направят людей на достижение результатов.

Виды организационных культур

Организационная культура по публикации известного ученого Уильяма Оучи бывает:

  • рыночной,
  • бюрократической,
  • клановой.

Это наиболее известная видовая классификация. Рыночная оргкультура нацелена на получение денег. В ней господствуют стоимостные отношения.

Бюрократическая основывается на разных нормах с правилами. Источник власти должность участника компании, человек, который управляет. Такая культура предпочтительна, потому что стабильна, безопасна, избавлена от конфликта.

Клановая смесь двух описанных выше культур. Компоненты власти ориентиры компании с устоявшимися в них нормами существования.

В устоявшемся видовом перечне оргкультура бывает бюрократической, опекунской, предпринимательской.

Схожесть и различие оргкультур

Благодаря исследованиям были найдены четыре аспекта, по которым можно сравнивать культуры, выявлять их отличие и схожесть друг с другом:

  • стремление избежания неопределенности,
  • мужественность или женственность,
  • индивидуализм или коллективизм,
  • дистанция по статусу.

Первый аспект означает степень комфорта участников организации, когда возникают неопределенные ситуации, не имеющие решений.

Второй означает основу, на которой держится культура. Так, для мужского начала характерна настойчивая, доминирующая и независимая культура, а для женского взаимозависимая, эмоциональная. Понятие мужественности и женственности был введен Хофстедом, чтобы обозначить, что в подобной культуре преобладает, и на что сделан упор, в чем сила компании.

Третий аспект означает то, на что сделан упор в данной организации. Индивидуализм означает, что в оргкультуре делается упор на личность и личностные запросы с успехами. В коллективизме, наоборот, делается упор на запросы с успехами групп.

Четвертый аспект определяет восприимчивость различий членов социума в связи с их общественным управленческим статусом.

Заключение

В целом, оргкультура система методов и способов организации, позволяющая достигнуть поставленных целей, а именно обрести приятную обстановку в компании и получить ожидаемую прибыль.

Уровни организационной культуры, их сущность и классификация

Уровни организационной культуры

При исследовании какого-либо явления, процесса, предмета довольно часто может возникнуть такая ситуация. Несложное на первый взгляд явление по мере углубления в его изучение влечет значительные изменения в восприятии исследователя, становясь, на его взгляд, все более сложным и по содержанию, и по применяемым методам познания.

Случается и такое, что с ходом изучения явления представление о нем меняется кардинально на противоположное. Это происходит, в частности, и при исследовании организационной культуры предприятия. Впервые американский исследователь

Эдгар Шейн предложил рассматривать организационную культуру посредством трех уровней (рисунок 1).

Рис. 1 – Уровни изучения организационной культуры компании

Изучение организационной культуры стоит начинать с первого, “поверхностного” либо “символического”, уровня, который включает в себя такие видимые внешние факторы, как используемая технология и архитектура, применение пространства и времени, отмечаемое поведение, язык, лозунги и так далее, то есть все то, что человек может ощущать и воспринимать с помощью своих пяти чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и ощущение вкуса). На данном уровне вещи и явления легко обнаружены, однако далеко не всегда их можно трактовать в рамках культуры организации.

Читайте также:
Промышленно-производственный персонал - классификация, состав

Пытаясь изучить организационную культуру еще глубже, происходит затрагивание ее второго, “подповерхностного” уровня провозглашаемых ценностей. Исследуются провозглашаемые цели, стратегии и философия, ценности и верования, которые разделяют между собой сотрудники организации, согласно с тем, в какой мере данные ценности находят свое отражение в символах и языке. Восприятие ценностей и верований обладает сознательным характером и попадает под влияние желаний людей. Исследователи зачастую ограничиваются непосредственно данным уровнем, так как следующий уровень довольно сложный и требует применения особых аналитических инструментов.

Третий, “глубинный” уровень состоит из базовых предположений, которые сложно осознать даже самим участникам организации (без специального сосредоточения). Неявные и принимаемые на веру предположения ориентируют поведенческие характеристики сотрудников, содействуя им в восприятии атрибутов, которые характеризуют организационную культуру. К числу данных предположений можно отнести особенности восприятия, мысли и чувства, подсознательные убеждения и представления.

Субъективные и объективные организационные культуры

Исходя из того, какие из перечисленных и описанных уровней являются объектом изучения, культуру организации можно разделить на:

  1. субъективную;
  2. объективную.

Первая, то есть субъективная, культура организации основывается на разделяемых сотрудниками предположениях, ожиданиях, групповом восприятии организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда можно включить ряд некоторых элементов символики, истории организации и ее руководителей, мифов, табу, обрядов, ритуалов, языка общения, лозунгов. Субъективная культура организации есть основа для создания культуры управления, то есть стилей руководства и принятия решений, делегирования полномочий и участия в управлении, отношений с потребителями и поставщиками, систем мотивации коллектива и так далее.

Объективная организационная культура, как правило, имеет связь с предметным окружением компании, природными условиями, особенностями архитектуры и дизайна здания предприятия, оборудованием, мебелью, коммуникациями, инфраструктурой, дорогами, стоянками, точками общественного питания и так далее. Они являются отражением организационной культуры в той мере, в которой отображают ее ключевые ценности и представления, и, соответственно, могут преобразовываться согласно этим ценностям.

Далеко не всегда сложные климатические условия и замысловатость архитектурных объектов говорят о скудности организационной культуры компании, которые расположены в описанных условиях. Всем известно, что за довольно незамысловатым дизайном может таиться глубокий смысл.

Глубинный уровень, бесспорно, вызывает самый большой интерес, так как именно в нем и отмечается развитие “социально-духовного поля”, которое формирует организационную культуру предприятия. Его исследование нуждается в довольно глубоком изучении культурных представлений сотрудников, их базовых философских представлений (о смысле жизни, предметах и явлениях, роли человека в мире). Сомнения в состоятельности своих основных представлений и существенном их отличии от общепринятых всегда вызывают у человека чувства тревожности и незащищенности.

В данном смысле культурное поле организации – это носитель определенных защитных функций, позволяющих человеку ощутить комфорт и стабильность рядом с людьми, которые разделяют его основные представления. Культура дает возможность создания условий, которые способствуют тому, что совместные представления усиливают друг друга.

Глубинный уровень изучения организационной культуры больше всего ассоциируется с понятием изучения культуры в широком смысле слова, но, хотелось бы отметить, что чаще рассматривают первые два уровня: поверхностный и подповерхностный.

Менеджмент определение, сущность, виды, цели и задачи

Некоторое представление о том, что такое менеджмент, скорее всего имеет практически каждый взрослый человек. Но значение намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Management в переводе с английского языка это управление. Давайте попробуем более детально ознакомиться с предметом, его целями и задачами.

Краткое содержание этой статьи поможет нам разобраться в данном направлении, изучить главные составляющие, из которых складывается вся структура менеджмента как науки в целом, так и профессии.

  1. Менеджмент что это такое и какова его сущность
  2. Основные цели и задачи менеджмента
  3. Теория менеджмента
  4. Виды менеджмента
  5. История развития менеджмента
  6. Виды управления в менеджменте
  7. Менеджмент организации
  8. Профессия менеджер кто это и что он делает
  9. «Производственный менеджмент» кем можно работать

Менеджмент что это такое и какова его сущность

Что изучает данная наука и каково ее содержание? Начнем с того, что это в первую очередь вид профессиональной деятельности.

Сущность менеджмента заключается в эффективном управлении, которое проводится в условиях современных рыночных отношений.

Данное понятие используется, когда речь идет об управлении социальными или экономическими процессами. Основным является то, что управляющий или, как мы все привыкли говорить, менеджер не является владельцем организации, а работает исключительно по договору найма.

Менеджер – это специалист, имеющий определенные навыки и достаточный опыт для ведения дел на предприятии, в организации или фирме.

Основные цели и задачи менеджмента

Цели и задачи это не одно и то же, они имеют отличия. Цель – это конечный общий результат, которого необходимо достичь, выполняя поставленные задачи.

Читайте также:
Виды компетенций - определение, основные признаки, описание

А задача – это ряд действий, которые необходимо осуществить в определенный промежуток времени для достижения цели.

Таким образом, эти два понятия тесно связаны между собой и необходимы управленцам в их деятельности на предприятии или фирме.

Теория менеджмента

Это уже целая дисциплина, изучающая разработку правил эффективного управления. Она имеет свои особенности. Теория ориентирована на решение практических задач, необходима для исследования и разработки правил для эффективного управления.

Теория менеджмента – это еще пока достаточно молодая наука, разработка ее основ началась не так давно, но при этом дисциплина стала важным объектом современных академических исследований.

Таким образом, можно смело утверждать, что менеджмент это самостоятельная область знаний, которая имеет свои специфические особенности и термины.

Виды менеджмента

Теперь кратко поговорим про виды. Есть следующие виды: маркетинговый менеджмент, производственный, финансовый, инновационный, инвестиционный, а также менеджмент в области сбыта, персонала и некоторые другие.

Изучая основы и типы менеджмента, управленец научится характеризовать каждый вид более детально, выделять задачи и составляющие особенности.

История развития менеджмента

История берет свое начало в Древней Греции. Всем известный греческий мыслитель Платон еще в те времена занялся созданием трудов, в которых он говорил о том, что разделение труда необходимо для достижения лучших результатов.

Научный подход необходим для развития этого направления. Эволюция не стоит на месте и в современном мире принято считать, что родина (менеджмента) – это США.

Виды управления в менеджменте

Управление в менеджменте разделяют на три вида:

  • управление в замкнутых системах,
  • управление в разомкнутом контуре,
  • управление в состоянии изоляции.

Определением видов занимается специальная наука, которую принято называть кибернетикой. Именно исследование данной науки позволяет нам дать точное определение каждому из видов управления в менеджменте.

Менеджмент организации

Менеджмент организации – это уже целая система. Она необходима для создания модели в бизнесе с целью организации управления.

Эффективное управление необходимо для получения максимальной прибыли при минимуме затрат и потерь.

Профессия менеджер кто это и что он делает

Профессия менеджер сегодня очень распространена, но понимание того, чем именно он занимается и каковы основные задачи управленца, у современных людей весьма расплывчаты.

Специалисты данного направления очень востребованы в различного рода структурах и подразделениях. Особенно это наблюдается в сфере экономики, но не только.

Среди менеджеров есть три звена: низшее, среднее и высшее. К низшему звену относят специалистов с небольшим количеством подчиненных, для начала карьеры даже порой не требуется иметь профильного образования.

Среднее звено – это уже управленцы с высшим образованием. Специалист среднего звена – это главный (менеджер). Его роль контролировать работу начальников низшего звена.

И наконец, высший менеджмент. Категория является малочисленной. Специальность данного звена в компании занимают управленцы, которые имеют дипломы не в одной сфере и у которых за плечами большой опыт.

«Производственный менеджмент» кем можно работать

Специализация «Производственный менеджмент» – это особое направление профессиональной деятельности.

Главные принципы заключаются в рациональном управлении процессами на производстве.

Простыми словами – это директор предприятия, руководитель любого типа организаций, руководитель подразделений, любой управленец, который способен грамотно поставить организационный процесс.

История развития менеджмента: коротко о главном

История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:

  • I. Древний период.
  • II. Индустриальный период.
  • III. Период систематизации.

Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:

  • научная;
  • классическая;
  • человеческих отношений;
  • поведенческих наук;
  • управленческих наук.

Древний период

История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.

Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.

Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.

Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.

Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:

  • Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.
  • Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества.
  • Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.

В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.

Индустриальный период

На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным.

Читайте также:
Школы менеджмента - кратко, цели, смысл, методология, подходы

Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.

Период систематизации

Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество.

На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.

На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.

Школа научного управления

Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда.

Главные причины системы научного менеджмента:

  • попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники;
  • желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы.

Основные принципы данной системы управления:

  • отбор рабочих согласно специально разработанным тестам;
  • изучение временных затрат рабочего;
  • разделение работы на специализации;
  • экономическое стимулирование труда;
  • разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.

Классическая школа

История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.

В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:

  • разделение труда;
  • передача целей от руководства к рабочим;
  • единство распределения;
  • ограниченное число сотрудников.

Школа человеческих отношений

Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.

Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.

Главные принципы школы человеческих отношений:

  • взаимное общение между руководителем и рабочими;
  • беседы сотрудников с психологами;
  • организация мероприятий;
  • приветствие неформальных групп.

К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.

Школа поведенческих наук

Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.

Основные задачи данной концепции:

  • исследование поведения человека;
  • улучшение межличностных отношений;
  • разработка проблем социальных коммуникаций;
  • поддержание авторитета в коллективе;
  • стереотипы в поведении;
  • изменение рабочих задач и уровня труда.

Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.

Школа науки управления

В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию.

У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности.

Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Разработка модели ситуации.
  3. Замена словесного анализа количественными значениями.

Ситуационный подход

Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций.

Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов.

Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.

Системный подход

Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели.

Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления.

Системный анализ

Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.

Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте.

Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы.

История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.

Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.

Развитие менеджмента в США

История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.

Читайте также:
Ситуационный подход к управлению в менеджменте - суть, принципы

На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.

Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип.

Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.

Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.

В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.

Развитие менеджмента в России

Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.

Дореволюционный период

Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.

Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.

Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.

Постреволюционный период

После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:

  • демократический централизм;
  • единство политических и хозяйственных руководителей;
  • ведение хозяйства по плану;
  • стимулирование труда материальным поощрением;
  • научность управления;
  • ответственность;
  • правильный подбор и расстановка кадров;
  • экономичность и эффективность;
  • наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;
  • преемственность хозяйственных решений.

История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.

Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.

Период с 30-х годов до распада СССР

В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.

Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.

В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.

В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.

В конце 70-х – начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления. В их обязанности входили:

  • сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления;
  • формирование и реализация научно-исследовательских планов;
  • внедрение консультирования по вопросам менеджмента.

90-е годы XX века

Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.

Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.

Современный период

Главными принципами нынешней системы управления являются:

  • системный и ситуационный подход в управлении;
  • инновации;
  • ответственность менеджмента перед обществом;
  • ориентация на человеческие возможности.

В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.

В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.

Понятие менеджмента

Любая социально-экономическая категория имеет свое определение. В естественных науках сущность какого-то явления обычно выражается в одном определении, а в общественных науках, как правило, одно и тоже понятие может иметь несколько определений. Такая терминологическая множественность обусловлена следующими факторами:

  • различными условиями осуществления терминологической практики и невозможностью исследователя полностью абстрагироваться от этих условий;
  • неоднозначным отношением исследователя к изучаемой категории;
  • различным уровнем знаний исследуемой области.
Читайте также:
Оценка персонала, критерии деловой оценки персонала в орагнизации

Термин “менеджмент” относится к числу тех научных категорий, которые имеют множество различных толкований. Каждое из толкований не противоречит предыдущему, а детализирует и дополняет его. Акцентирование на том или ином аспекте происходит в зависимости от направления и исторического контекста использования данного понятия, условий его применения в теоретической и практической деятельности.

При наличии определенных терминологических различий очевидна связь между двумя базовыми категориями – “менеджмент” и “управление”.

Понятие “управление” имеет довольно широкую специфику применения и является обобщающим. В общем смысле его применяют для объяснения воздействия человека на различные системы. Воздействие в менеджменте всегда направлено именно на социально-экономические системы.

Изначально менеджмент трактовали как управление только социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации( акционерной компании).
В свою очередь, управление государством, административно-территориальными единицами называли администрированием.

Таким образом, в первоначальном определении менеджмента, содержится следующая трактовка: менеджмент – система знаний об управлении людьми и способы взаимодействия руководителей с подчиненными. Здесь акцент был сделан на владении искусством влияния со стороны руководства на подчиненного с целью решения определённых проблем и организации совместной деятельности.

Понятие менеджмента П.Друкера

В учебной и научной литературе нет единого общепринятого определения понятия “менеджмент”.

Менеджмент в общем смысле представляет собой особую систему управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности.

Знаменитый исследователь в области менеджмента П. Друкер дал следующее определение менеджмента: «Менеджмент обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования».

Питера Друкера справедливо называют основоположником современного менеджмента как науки об управлении. Следует отметить, что, по Друкеру, конечный итог деятельности организации – есть итог совместной деятельности людей, команды. Деятельность в команде есть сложная форма; далеко не каждый, даже исключительно квалифицированный специалист, может “сработаться в команде”. Здесь можно говорить о конкуренции,следовательно,при формирований команды руководитель должен основываться, кроме всего прочего, на психологической и личностной совместимости членов будущей группы.

По мнению Друкера, менеджер – это профессия и призвание; деятельность менеджера, управленца востребована во всех общественно значимых сферах.

Питер Друкер выдвигает следующие положения:

  1. Во-первых, политика современного менеджмента не может и дальше строиться на существующих формах конечного продукта и технологиях его производства – они стали фактором ограничения. Менеджмент должен базироваться на ценности, воспринимаемой потребителем, и его решении относительно того, как именно следует распорядиться существующим доходом. Современный менеджмент начинается именно с этого.
  2. Во-вторых, сфера использования менеджмента не должна ограничиваться юридически. Весь смысл менеджмента, как подчеркивает Друкер, в оперативности и охвате всего процесса полностью. По своей природе управление должно отвечать за результат и эффективность на всех этапах цепочки производства и продаж.
  3. В-третьих, основная функция государственных границ − разграничение. Практика компаний должна определяться интересами предприятий, а не национальными. Следовательно, Питер Друкер считает, что глобализация мировой экономики будет усиливаться.
  4. В-четвертых, задача менеджмента – обеспечить получение результата компанией во внешней среде.

Подходы к определению менеджмента в зарубежной и отечественной литературе

Мескон, Альберт и Хедоури в качестве прямой и непосредственной основы существования менеджмента рассматривают организацию, трактуя ее как “наличие от двух и более людей, которые объединены общей целью и предпринимают совместные усилия по достижению этой цели”. Эти исследователи расширили сферу менеджмента. По их мнению, “любая организация людей (даже не обязательно предпринимательская) но и, например, общественная – может управляться на принципах менеджмента”.

А. В. Попов дал следующее определение менеджменту: “Менеджмент представляет собой социальный и технический процесс, посредством которого задействуются определенные ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия, происходит содействие изменениям для достижения целей организации”.

Л. П. Евенко описывает менеджмент как “умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей”. Исследователь не ставит рамки в применении менеджмента только в сфере бизнеса, акцентируя внимание на том, что “менеджмент – это не только функция по руководству людьми в самых разнообразных организациях, а еще область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию и категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению”.

В последнее время в западной теории менеджмента наметилась тенденция расширения применения менеджмента – от достаточно узкого круга организаций, нацеленных на получение прибыли, до социально-экономических систем вообще.

Читайте также:
Американская модель менеджмента - национальные особенности

Так же менеджмент в самом общем виде есть управленческая парадигма, которая основывается на последовательном полноценном выполнении ряда функций: планирований, мотивация, организация, контроль и др.

Таким образом, мы можем дать еще определение менеджменту и менеджеру:

Менеджмент представляет собой профессиональную деятельность специалистов, позволяющую достигать целей организации посредством труда и интеллекта других людей при приемлемом для организации соотношении затрат и результатов.

Менеджер – специалист, осуществляющий основанную на принципах эффективности деятельность по управлению в социально-экономических системах.

Таким образом, можно выделить следующие признаки менеджмента:

  • связь с управлением;
  • ориентация менеджмента на организации, которые являются социально-экономическими объектами;
  • целенаправленность менеджмента.

Менеджмент и управление

Управление является базисом менеджмента.

Именно управление привело к появлению менеджмента в конце XIX в. – начале XX в.
В этот период в США и европейских странах стали распространяться акционерные компании, где происходило расщепление капитала на капитал-собственность и капитал-функцию. Владельцы компаний нанимали особую категорию работников – управленцев. Именно они стали прообразом будущих менеджеров.

Таким образом, мы можем говорить о единстве менеджмента и управления, которое проявляется в следующих аспектах:

  • менеджмент – это взаимоотношений между людьми в процессе их совместной деятельности;
  • менеджмент – это определенное воздействие субъекта на объект управления;
  • менеджмент – это механизм достижения целей.

В свою очередь в управлении можно выделить следующие аспекты:

  • управление как один из видов человеческой деятельности;
  • управление как искусство. Выражается в способности применять накопленный опыт па практике;
  • управление как функция. Выделяется как особая трудовая функция;
  • управление как процесс. Заключается в создании специального аппарата по воздействию на исполнителей.

Управление и менеджмент взаимодействуют на основе общих принципов:

  • координация;
  • системность;
  • целенаправленность.

Связывающим звеном менеджмента и управления является объект – организация, которая представляет собой единство средств производства и людей, приводящих их в действие.

Важно обозначить существующие различия между управлением и менеджментом. В традиционном управлении основная задача управленца заключается в соединении факторов производства в единый процесс. Этот подход отличается своей механистичностью. Менеджмент в свою очередь рассматривает организацию как сложную систему отношений между людьми. В таком подходе важными задачами являются формирование отношений в организации, создание формальных и неформальных коллективов, применение внутриорганизационного маркетинга, удовлетворение потребностей человека, которые связанны с трудом и т.д.

Таким образом, мы можем отметить огромный вклад менеджмента в управление организацией. Любой субъект хозяйствования, занятый производством товаров или оказанием услуг, ориентирован на максимизацию прибыли при одновременном снижении издержек; достижение этой целевой установки требует взвешенного подхода, требует разработки и последовательного претворения в жизнь стратегии в области управления финансовыми ресурсами или финансовой стратегии. Очевидно, что без системы взвешенных и последовательно реализуемых управленческих решений динамичное развитие организации не представляется возможным.

Менеджмент, основы понятия, виды, история развития, сущность

Для успеха деятельности организации необходимо, чтобы кто-то выполнял в ней управленческие функции. Термин «менеджмент» (от английского «manage» – управлять) как раз и означает «управление», на практике менеджмент представляет собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения организационных целей.
Менеджмент как вид практической деятельности возник в древности, с началом работы первых организаций. Утверждать это позволяют находки археологов: высказывания по проблемам управления присутствуют в текстах египетских папирусов, древнекитайских шелковых свитков и т.д. Свидетельством существования практического менеджмента являются и достижения древних организаций. Так, сооружения, известные как «семь чудес света», можно было создать только хорошо скоординированными усилиями людей. Однако менеджмент и организации древних времен значительно отличались от современных (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики древних и современных организаций

До ХХ в., несмотря на существование практического менеджмента, не было менеджмента систематического, практически отсутствовали теоретические обобщения и научные разработки в этой области (хотя отдельные проблемы, которые рассматривает современный менеджмент, попадали в поле зрения философов и экономистов более ранних периодов). Исключением является деятельность одного из основателей утопического социализма Роберта Оуэна (1771-1858). Его основными работами стали «Отчет о Нью-Ленаркском предприятии» (1812) и «Новый взгляд на общество, или Опыты по выработке человеческого характера» (1813).
Изложенные в этих произведениях идеи Оуэну удалось реализовать на практике. В 1800 г. он стал совладельцем прядильно-ткацкого предприятия в Шотландии, которое находилось в удаленной от городов долине, где было четыре фабрики, завод по производству прядильных станков, сельскохозяйственная ферма и жилой поселок Нью-Ленарк. Оуэн поселился там и взял на себя функции менеджера. За два года ему удалось привести в порядок экономическую часть и сделать производство высокорентабельным. С 1802 г. Оуэн приступил к решению социальных задач, сформировал костяк из авторитетных рабочих и с их помощью стал принуждать всех к дисциплине, чистоте и порядку. За десять лет удалось изжить пьянство, воровство, расхлябанность в работе, ввести элементы самоуправления рабочих, а в 1816 г. рабочий день был сокращен с 16 до 10,5 ч. Эксперимент вполне удался, но все рухнуло, когда у Оуэна возник конфликт с его компаньонами, в результате которого он был вынужден уехать из Нью-Ленарка. В 1824 г. Оуэн пытался повторить свой опыт в США, организовав коммуну «Новая Г армония», однако подобного результата добиться больше не удалось.
Оуэн опередил свое время и не был понят современниками, его идеи тем или иным образом нашли свое применение только в ХХ в., в частности в форме распространенного в Японии патернализма (от латинского «pater» – отец), в рамках которого хозяин фирмы и работники находятся в отношениях, напоминающих отношения между отцом и его детьми: он лучше знает, что им нужно и заботится о них.
Первый всплеск интереса к менеджменту относится к началу ХХ в. В 1911 г. американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856— 1915) опубликовал книгу «Принципы научной организации управления». Он предложил систему организации производства (получившую затем название «тейлоризм»), целью которой являлось получение прибыли путем максимального повышения интенсивности труда. Тейлор разработал методы, по которым для каждого вида работы и трудовой операции с помощью хронометража и тщательного изучения движений рабочего устанавливался единственный, самый рациональный способ выполнения. Причем для контрольного выполнения операций назначались самые сильные и ловкие работники, а показатели их выработки устанавливались как норма для всех. Публикация книги Тейлора считается началом признания менеджмента самостоятельной наукой.
Однако, как любая другая наука, менеджмент не возник одномоментно. Активное развитие процесса началось в середине ХІХ в., а толчком к этому послужила английская промышленная революция. Тем не менее идея о том, что менеджмент способен внести серьезный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США. Связано это было с тем, что, в отличие от других капиталистических стран, здесь была создана система, позволяющая способному человеку продвигаться вверх по карьерной лестнице за счет своих знаний и компетентности, а не происхождения и социального статуса. Кроме того, к концу ХІХ в. в высокоразвитой американской экономике было создано множество крупных компаний, которым было необходимо эффективное управление.
Таким образом, возникновение менеджмента как науки частично было попыткой более эффективного использования разработанных в годы промышленной революции новых технологий, в определенной степени – реакцией на потребности крупных компаний, а также результатом усилий практиков, стремящихся повысить эффективность труда.
Параллельно с формированием менеджмента как науки появляется и учебная дисциплина. В 1881 г. в Пенсильванский университет с просьбой об открытии школы, готовящей молодых людей для осуществления контроля над комплексными экономическими проблемами, обратился предприниматель Джозеф Вартон. Считается, что именно он разработал первый в истории систематический курс менеджмента, который сразу не нашел широкого практического применения, а лишь спустя 35 лет стал преподаваться в учебных заведениях. Постепенно менеджмент стал одним из самых распространенных направлений среднего и высшего профессионального образования не только в США, но и в других странах.

Читайте также:
Менеджмент, основы понятия, виды, история развития, сущность

Сущность и основные понятия менеджмента Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринев Никита Николаевич, Орлова Юлия Алексеевна

Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гринев Никита Николаевич, Орлова Юлия Алексеевна

THE ESSENCE AND THE BASIC CONCEPTS OF MANAGEMENT

Task management as a science management is to increase the practical relevance of research, their orientation on the development of principles and practices that enable practical solution to those problems or other conditions of functioning of the organization. Understanding management as management skills based on the fact that the organization are complex socio-technical systems, the functioning of which are affected by multiple factors external and internal environment.

Текст научной работы на тему «Сущность и основные понятия менеджмента»

Н.Н. Гринев*, Ю.А. Орлова

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125147, Москва, Миусская пл., д.9

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды.

Ключевые слова: менеджмент, управление, координация, мотивация, сущность.

Понятие и сущность менеджмента

Управление как самостоятельная система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в, как минимум, трех сферах человеческой деятельности: 1) оборонительная; 2) политическая; 3) экономическая.

Читайте также:
Организационная структура предприятия, типы и виды, образец

На первом этапе, когда группы были незначительные, управление осуществлялось одним человеком. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.

Менеджмент – специфический вид деятельности, который занимается управлением.

Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.

Сущность менеджмента – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.

Основные принципы менеджмента

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т. е. управление организацией осуществляется посредствам основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Таким образом, принципы управления можно представить как

основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Все принципы менеджмента можно сгруппировать в 2 группы: общие и частные. К общим принципам управления относятся: принцип применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип интеграции, принцип ориентации, принцип ответственности.

Основными частными принципами являются:

• Принцип сочетания централизации и децентрализации.

• Принцип научной обоснованности управления – научное предвидение, планирование во времени социально-экономического преобразования организации.

• Принцип плавности – заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.

• Принцип сочетания прав, обязанности и ответственности – каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

• Принцип частной автономии и свободы -все инициативы исходят из действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства.

• Принцип иерархичности и обратной связи – создание многоступенчатой структуры управления, при которой первичные звенья управляются своими же органами, находятся под контролем органов руководства следующего уровня.

• Принцип мотивации – чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрении и наказании, рассматривает ее с учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее будет программа мотивации.

• Принцип государственной законности системы менеджмента – организационно-правовая

форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства.

• Принцип органической целостности объекта и субъекта управления – управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления.

• Принцип устойчивости и мобильности системы управления – предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменен.

Функции менеджмента: понятие, классификация, содержание общих функций менеджмента

Функции менеджмента – специфические действия руководителя в системе управления.

Функции менеджмента классифицируются по двум группам:

1) общие, те, которые выполняются всеми руководителями, не зависимо от сферы деятельности и масштабов организации;

2) специфические, которые выполняются руководителем в зависимости от конкретной ситуации и используемых методов управления.

Общие функции управления

рассматриваются в теории Анри Файоля, где деятельность руководителя разделена на 5 функций:

1 Планирование – разработка последовательности действий, направленных на выполнение цели: стратегическое (плановые задания на длительный период времени и как правило включает прогнозные действия) и тактическое (детализация стратегического плана на краткосрочный период выполнения действий).

2 Организация – создание структуры подразделений, которые будут выполнять плановые задания). При организации выполнения действий необходимо уделить внимание персоналу, который будет задействован в выполнении действий. Персонал должен быть снабжен средствами и инструментами, необходимыми для выполнения действий.

3 Мотивация – связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные (стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы) и процессуальные (анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения). Стимулирование – это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в

Читайте также:
Промышленно-производственный персонал - классификация, состав

зависимости от качества и количества затраченного труда.

4 Координация (руководство) – выполняется руководителем при выполнении исполнителями плановых, установленных заданий. Координировать деятельность своих подчиненных необходимо с учетом изменений внешней среды, а также с учетом возможностей предприятия заниматься инновационной деятельностью. Вовремя введенные изменения в плановые задания и инновационную деятельность является гарантом успеха.

5 Контроль – это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Существует три основных вида контроля: предварительный (применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам), текущий (осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником) и заключительный (осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время).

“Современные научные подходы к менеджменту (системный, ситуационный, количественный)”

В зависимости от условий, в которых находится организация, руководитель имеет возможность выбрать наиболее эффективный подход. Существует три методологических подхода:

1 Системный – сформирован на основе системного анализа, сущность которого заключается в анализе сложившейся ситуации, имеющей стабильность.

2 Ситуационный – применяется для каждого типа условий, где организация для себя создает ту структуру, которая наиболее полно будет отражать миссию организации и ее организационную культуру. Подход зависит от внешних и внутренних факторов.

3 Количественный – рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий. Процесс управления состоит из 4х основных функций (планирование, организация, мотивация, контроль), которые создают единую цепь, объединяющую коммуникации и принятие решения.

Итак, на наш взгляд, менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой

свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования. Одним из важнейших принципов управления считается обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена системы управления.

Гринев Никита Николаевич, ассистент кафедры экономической теории РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Орлова Юлия Алексеевна, студентка факультета инженерной химии РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

1. Вдовенко З.В. Инновационное развитие в условиях неопределенности / Инновационное развитие экономики России: сценарии и стратегии: Пятая международная конференция. Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет; 18-20 апреля 2012 г.: сборник статей. Т.1 под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. М.: ТЕИС, 2012. С. 37-44

2. Вдовенко З.В. Смена ориентиров в системе экономических знаний с позиций политической экономии / Первый международный политэкономический конгресс стран СНГ и Балтии. М.: Институт экономики РАН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alternativy.ru/ru/node/2127

3. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2009. -499 с

4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического менеджмента. 2 издание.- СПб.: Высшая школа менеджмента. 2008.

Grinev Nikita Nikolaevich *, Orlova Julia Aleksandrovna

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail:grinev.n@yandex.ru

THE ESSENCE AND THE BASIC CONCEPTS OF MANAGEMENT

Task management as a science management is to increase the practical relevance of research, their orientation on the development of principles and practices that enable practical solution to those problems or other conditions of functioning of the organization.

Understanding management as management skills based on the fact that the organization – are complex socio-technical systems, the functioning of which are affected by multiple factors external and internal environment.

Key words: management, management, coordination ,motivation, self.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: