Мещерская сторона – краткое содержание повести, описание героев

Краткое содержание «Мещёрская сторона»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 486.

Книга «Мещерская сторона» Паустовского была написана в 1939 году. Произведение состоит из пятнадцати глав, небольших очерков, не связанных между собой. Они представляют собой описание природы средней полосы России.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мещерской стороны» на нашем сайте.

Главные герои

  • Рассказчик – заядлый рыбак, тонко чувствующий, глубокий человек.

Краткое содержание

Обыкновенная земля

Природа Мещерского края не отличается особым разнообразием, «но все же край этот обладает большой притягательной силой» . Скромную красоту этих мест можно сравнить с картинами Левитана. В Мещерском крае можно полюбоваться цветущими или скошенными лугами, лесными озерами, величественными соснами.

Первое знакомство

Рассказчик впервые попал в Мещерский край «с севера, из Владимира» , приехав на неспешном паровозе узкоколейки, который местные жители прозвали «мерином». На одной из станций «в вагон влез косматый дед» . Он рассказал, что в мещерских озерах обитают «незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три» . Также в местных болотах был найден скелет доисторического оленя.

Старинная карта

По Мещерскому краю рассказчик путешествовал со старинной картой, составленной «по старинным съемкам, произведенным до 1870 года» . Она во многом была неточна, и автору приходилось постоянно ее подправлять. Однако путешествовать с ней было куда надежней, чем выслушивать путанные объяснения местных жителей.

Несколько слов о приметах

Чтобы не заблудиться в лесах, очень важно знать приметы. При этом «мир примет бесконечно разнообразен» , и находить их или даже самому создавать – весьма увлекательное занятие. Самыми верными, настоящими приметами считаются те, что «определяют погоду и время» . Они бывают простыми и сложными. Например, самой простой приметой является дым от костра. Глядя на него, «можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине» .

Возвращение к карте

Незнакомый край всегда лучше изучать по карте: «это занятие не менее интересное, чем изучение примет» . К югу от реки Оки простираются плодородные Рязанские земли, на севере берут свое начало глухие сосновые леса и торфяные болота Мещерского края. На западе расположены восемь Боровых озер с удивительным свойством: чем меньше площадь озера, тем оно глубже.

Мшары

К востоку от Боровых озер «лежат громадные Мещёрские болота — «мшары», или «омшары»» . Раньше это были озера, которые успели зарасти в течение многих тысячелетий. Они занимают «площадь в триста тысяч гектаров» . Мшары усеяны песчаными островами, служащих пристанищем для лосей.

Однажды рассказчик с друзьями решил отправиться к Поганому озеру, которое так боялись местные бабы. Берега его были плавучими и «качались под ногами, как гамак» . Каждый шаг сопровождался появлением фонтанчиков теплой воды. Ни в коем случае нельзя было останавливаться и стоять на одном месте – ноги тут же засасывало. Вернувшись невредимыми, товарищи заслужили у баб славу «людей отпетых, готовых на все» .

Лесные реки и каналы

Помимо болот на старинной карте Мещерского края были отмечены могучие лесные массивы с загадочными белыми пятнами в глубине, реки Солотча и Пра, а также множество каналов.

Вода в неглубокой извилистой Солотче окрашена в красный цвет: «такую воду крестьяне зовут «суровой»» . В верховьях реки Пры расположена старинная ватная фабрика, из-за работы которой речное дно сплошь укрыто толстым слоем слежавшейся черной ваты.

В Мещерском крае очень много живописных каналов, которые уходят вглубь лесов. Они были вырыты еще при Александре II, «но на этой земле никто не захотел селиться — она оказалась очень скудной» .

Мещерский край – «остаток лесного океана» . Здесь есть и величественные, «мачтовые и корабельные» , сосновые леса, а также еловые, березовые леса с вкраплениями дубрав и широколиственных рощ. Дорога в таких лесах – «это километры тишины, безветрия» .

Между Окой и лесными массивами «тянутся широким поясом заливные луга» , которые в сумерках очень напоминают море. Посреди этих лугов тянется Прорва – старое русло Оки с крутыми берегами и глубокими омутами. В некоторых местах на Прорве растут такие густые и высокие травы, что невозможно высадиться с лодки на берег: «травы стоят непроходимой упругой стеной» , отталкивающей человека.

Небольшое отступление от темы

С Прорвой у рассказчика было связано «много всяких рыболовных происшествий» . Однажды в село Солотчу приехал вежливый столичный старик с английским спиннингом. Несмотря на дорогую удочку, ему крайне не везло в рыбной ловле, в то время как местные мальчишки таскали рыбу «на обыкновенную веревку» . Но однажды старику крупно повезло, и он поймал крупную щуку. Он надел пенсне и принялся рассматривать ее «с таким восторгом, с каким знатоки любуются редкой картиной в музее» . Но неожиданно щука со всего размаха ударила старика по щеке, подскочила и скрылась в воде. В тот же день незадачливый рыбак вернулся в Москву.

Еще о лугах

В мещерских лугах очень много озер с говорящими названиями. Например, в Бобровке когда-то давно водились бобры, «в Тиши всегда затишье» , а в Промоине водится такая капризная рыба, что выловить ее может только рыбак с очень крепкими нервами.

Луга поражают воображение разнообразием душистых трав. Нескошенные луга так ароматны, что «с непривычки туманится и тяжелеет голова» .

Старики

В лугах можно было встретить живущих здесь болтливых стариков: паромщиков, корзинщиков, сторожей колхозных огородов. Однажды рассказчик познакомился «с ворчливым дедом-корзинщиком» , у которого было странное прозвище – «Борода на жердях». Старик долго рассуждал о том, какой тяжелой жизнь была при царе. Особенно нелегко приходилось девкам и бабам. При советской же власти у каждой появилась возможность заявить о себе. В качестве примера он привел голосистую односельчанку Маньку Малавину, которая теперь поет в московском театре.

Родина талантов

На краю Мещерских лесов «лежит село Солотча» . До революции здесь жил академик Пожалостин – «один из лучших русских граверов, работы его разбросаны всюду: у нас, во Франции, в Англии» . В селе нет дома, в котором не было бы картин – «солотчинцы были когда-то знаменитыми богомазами» . Неподалеку от Солотчи родился и знаменитый русский поэт Есенин, и однажды рассказчику довелось покупать молоко у его родной тетки.

Читайте также:
Отцы и дети цитаты героев о нигилизме, искусстве, любви

Мой дом

В Мещере рассказчик жил в маленьком доме. Это была «бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом» и стоявшая в глубине густого сада. Но в самом доме рассказчик ночевал редко. Он предпочитал спать в старой беседке, на свежем воздухе, чтобы туманным утром отправиться на рыбалку и затеряться в «огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба» .

Бескорыстие

Рассказчик пишет, что любит Мещерский край не за его природные богатства, а за «то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно» . Он благодарен этой земле, научившей его «видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было» .

Заключение

Рассказ Паустовского учит находить прекрасное в малом, ценить и беречь природу, уметь наслаждаться красотой родного края, даже если на первый взгляд она может показаться неприметной.

После ознакомления с кратким пересказом «Мещерской стороны» рекомендуем прочесть книгу в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Мещерская сторона» — читательский дневник по повести К. Паустовского

Повесть «Мещерская сторона» Константина Паустовского была опубликована в 1939 году. Произведение состоит из 15 небольших, не связанных между собой общим действием глав — воспоминаний.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Константин Георгиевич Паустовский
Название произведения: «Мещерская сторона»
Жанр: повесть
Год написания: 1939
Издательство: Детская литература
Год издания: 2019

Главные герои и их краткая характеристика

Автор-рассказчик — любитель природы, знатный рыболов.

Краткое содержание и сюжет

Обыкновенная земля

В Мещерском крае нет особых красот, он скромен, как картины Левитана, и в нем заключена вся прелесть и разнообразие русской природы. Здесь есть луга, боры, озера, стога сена. В борах торжественно и тихо, озера с темною водой, болота покрыты осиной и ольхой, и всюду стоят полуразвалившиеся домики лесников.

Здесь слышны крики ястребов, стук дятлов, вой волков, звуки гармони и по утрам разноголосье петухов. И с каждым днем этот край кажется вам все богаче и милее сердцу. Край этот лежит между Владимиром и Рязанью.

Первое знакомство

Впервые автор попал в Мещерскую сторону из Владимира, на стареньком поезде, где пассажиры сидели даже на площадках.Станции были завалены свежими бревнами и дикими цветами.
На станции Пилево в вагон забрался бородатый дед, и стал жаловаться, что его опять послали в музей с сообщением. В сообщении говорилось о незнакомых птицах на озере и предлагалось прислать ловцов.
Дед рассказал, как в прошлом годы был найден торчак, рога огромного оленя. Потом автор слышал много рассказов о мамонтах и кладах, но этот первый больше всего запал ему в душу.

Старинная карта

Автор достал старинную карту 19 века, многие места на ней изменились, но она была надежней, чем советы местных жителей. Следуя этим советам, автор всегда плутал, ведь приметных ориентиров оказывалось множество. Поэтому он больше доверял собственному чутью.

Несколько слов о приметах

Чтобы не заблудиться в лесу надо знать приметы. Например, зарубки на соснах, которые оставлял сам.
Но главные приметы — погодные. Самая простая — дым от костра. Можно предсказать погоду по росе, рыбе, заходу солнца.

Возвращение к карте

На юге карты показана Ока. К северу от нее тянутся лесистые и болотистые места. В сосновых лесах скрываются озера и торфяные болота. А южнее Оки раскинулись обжитые рязанские степи.
На западе Мещеры есть боровые озера, и чем меньше по размеру озеро, тем оно глубже.

Мшары

Мшары — это бывшие озера, которые со временем заросли. На них есть возвышенности — бывшие острова. Раз автор пробирался к Поганому озеру, которое получило свое название за поганые грибы и клюкву, величиной с орех. Возле этого озера были «зеленущие трясины», смотреть на которые было боязно.

Идти по мшарам было трудно, надо было перескакивать с кочки на кочку, а между кочками стояла вода и торчали сухие острые корни берез. Мшары заросли сфагнумом и брусникой, и нога тонула во мху по колено. Путники добрались до острова и решили отдохнуть. С ними был Гайдар, который вскоре нашел следы лося. Гайдар пошел искать Поганое озеро, которое было где-то рядом, и пропал. Его не было три часа и на крики он не отзывался. Только волки подвывали с той стороны, куда он ушел. На поиски писателя отправился человек с компасом.

Стало темно, откуда-то послышались звуки автомобиля. Все удивились, а с той стороны вышел Гайдар и искавший его товарищ. Это Гайдар, которому надоело кричать, подражал сигналам автомобиля. Гайдар рассказал, что видел Поганое озеро, и оно показалось ему страшным. Вода в озере была черной.

На следующее лето автор все-таки добрался до Поганого озера. Вода действительно оказалась черной, а в озере водились черные окуни, которых писатель ловил на леску. Местные жители после этого стали считать автора отчаянным.

Лесные реки и каналы

Через леса текут две реки. Солотча извилистая и богатая язями, а Пра более крупная, на ее берегах много деревень и есть ватная фабрика, из-за которой дно реки покрыто слоем ваты. Кроме рек есть каналы. Болота собирались осушать еще при царе, но земля оказалось бедной, и осушение забросили. А каналы заросли и в них гнездятся утки и лини.

Эти каналы очень живописны, заросли нависают над ними арками, по берегам растут камыши. Тишина нарушается лишь звоном комаров. Здесь водятся водяные крысы, которые успешно ловят рыбу.

Сосновые леса Мещеры светлые и сухие. В ветер они шумят. От них идет стойкий смолистый запах. Есть здесь и еловые леса, березовые, и дубовые перелески. Последние непролазные и в них живет множество злющих муравьев. Тишина этих лесов завораживает, в них хочется говорить шепотом.

Читайте также:
Стихи про семью - сборник самых красивых и трогательных

Однажды автор ночевал на Черном озере вместе с друзьями. Они взяли лодку и поплыли ловить рыбу. Внезапно совсем рядом вынырнул огромный острый плавник щуки, она легко могла потопить лодку. Рыбакам пришлось срочно возвращаться на берег, а щука преследовала их. На берегу люди увидели волчицу с волчатами, ее пришлось спугнуть камнем. Черное озеро названо так из-за черной воды. Озера Мещеры разного цвета, но черных больше всего. Но есть озера фиолетовые,желтоватые, оловянные. Черный цвет озер объясняется торфом, чем он старее, тем чернее дно озера.

Между лесами и Окой тянутся заливные луга. В них находится старое русло Оки — Прорва, глубокое, заросшее, с крутыми берегами. На одном плесе автор видел огромные репейники и дождевики, большая часть русла заросла такими густыми травами, что невозможно пристать к берегу, над руслом почти всегда дымка — туман или мгла.
Автор полюбил бывать на Прорве осенью. Он приезжал с лодкой, ставил палатку и ловил рыбу. Ночное небо над Прорвой полно ярких звезд.

Небольшое отступление от темы

Однажды в Солотчу приехал старик из Москвы, рыбак. Он ловил рыбу на спиннинг. Ходил по берегам, забрасывал спиннинг и неизменно вытаскивал пустую блесну. Старик жаловался на судьбу, особенно когда рвал леску. Раз его взяли на озеро Сегден. Всю ночь старик простоял на ногах, боясь сесть на мокрую траву. Потом наступил в яичницу, и разбил кувшин с молоком. Все смеялись до упаду.

И вот старика взяли рыбачить на Прорву. Старику повезло, он вытащил пудовую щуку и положил на берегу возле воды. Потом достал пенсне и стал разглядывать рыбу, любуясь ее красотой. Но щука не хотела просто лежать. Она смахнула хвостом пенсне и прыгнула обратно в воду. В тот же день старик уехал обратно в Москву.

Еще о лугах

В лугах много озер. На дне одного лежат мореные дубы, в другом водились бобры, в третьем золотые лини, четвертое тянулось на многие километры, а пятое славилось капризной рыбой. На озере Музга отдыхают журавлиные стаи, а Селянское озеро облюбовали стаи уток. Одно озеро автор в шутку назвал Лангобардским, в честь бородатого сторожа, а вскоре местные жители окрестили озеро Амбарским.
Разнообразие трав в лугах огромное. Здесь растут цикорий, клевер, ромашка, укроп, гвоздика и сотни других трав. Есть и луговая клубника.

Старики

На лугах в землянках и шалашах живут болтливые старики — сторожа огородов, паромщики, корзинщики. Знакомство с ними случается обычно во время грозы. Старики любят поговорить о вещах необыкновенных — водяных еропланах-глиссерах, французской кухне, барсучьих бегах.

Как-то автор заночевал у деда Степана, худого и бородатого. У его костра сидела девочка лет двенадцати, которая до ночи искала в лугах телку, и приблудилась. Степан угостил девочку огурцом, и стал варить в котелке похлебку.
Он стал рассказывать, что все окрестные места когда -то были монастырскими, и житье в те времена было жуткое. Мужики еще ничего, справлялись, а у баб даже черви в глазах заводились от постоянной близости к огню на кухне.
Девочка испугалась, но Степан успокоил ее, сказав, что сейчас у девок совсем другая жизнь. И вспомнил некую Малявину, которая теперь певица в Москве и деду присылает каждый месяц по двести рублей.

Родина талантов

Целый год автор прожил в Солотче у портнихи Марьи Михайловны, одинокой женщины. В ее избе висели две картины итальянского художника. Тот приезжал в эти места и оставил картины отцу Марии.
В соседнем саду стоял большой дом, академика Пожалостина, умершего до революции, и в нем жила его дочь, уже старуха.

Автор недоумевал, Пожалостин — известнейший гравер и вдруг в этих местах. А тут еще колхозники стали ждать художника Архипова. Пожалостин, Архипов, Малявин, Голубкина — все родом из этих мест. А деревня славилась своими иконописцами. На следующий год автор поселился в доме Пожалостина. Ему приносила сметану старуха, тетка поэта Есенина, который тоже был родом из этих мест.

На одном из озер автор познакомился с Кузьмой Зотовым, бывшим бедняком, который своих сыновей вывел в люди. Один стал заведовать ихтиологической станцией, второй стал учителем ботаники, а Вася еще учится в школе, но хочет стать художником. Именно он нашел краски французского художника, который потерял их в спешке из-за грозы.

Мой дом

Про свой дом автор рассказал особо. Это бывшая баня, которая стоит в густом саду. По саду вечером шныряет множество котов, которые мечтают украсть пойманную автором рыбу.
Осенью сад засыпан листьями и в домике становится светло. Автор редко в нем ночевал, но когда оставался дома, старался ночевать в старой беседке, где воробьи пытались клюнуть тикающие часы.
Автор просыпается на рассвете, идет в дом, заваривает чай, потом берет весла и спускается к реке. Он отплывает в тумане, и эта затерянность в огромном мире кажется автору счастьем.

Бескорыстие

Можно много писать о Мещере. Этот край прекрасен и его любишь за то, что его прелесть раскрывается не сразу. Чем больше ее узнаешь, тем больше начинаешь любить.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор приезжает в Мещеру и начинает исследовать эту землю. Он знакомится с лесами, озерами и мшарами Мещеры. Он ловит рыбу на озерах, на старом русле Оки, Прорве, и вспоминает смешные случаи на рыбалке. Автор знакомится с местными жителями и узнает, что из этих мест родом многие известные люди. Автор живет в маленьком домике, и почти каждое утро отправляется на рыбалку. Он любит Мещеру не за то, что она богата, а за то, что ее прелесть проявляется постепенно.

План пересказа

  • Начало. Старая карта.
  • Мещерское озеро.
  • Мещерские леса.
  • Красота родного края.
  • Тайны Мещерской стороны.

Основная мысль

Родной край всегда будет для человека милее всего на свете, каким бы он не был.

Чему учит

Произведение Паустовского учит находить прекрасное в малом, ценить и беречь природу, уметь наслаждаться красотой родного края, даже если на первый взгляд она может показаться неприметной.

Читайте также:
Комедия Недоросль - смысл названия, в чём заключается трагизм

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравилась эта романтичная повесть. Автор с большой любовью рассказывает о Мещерской стороне, и читая его описания тоже начинаешь хотеть отправиться куда-нибудь в глушь, и пожить на природе, в тишине и покое, вдали от шумных и грязных городов.

Вывод и мое мнение

Повесть заставляет задуматься об окружающем мире и по-новому взглянуть на природу, родной край и его жителей. Родину нужно любить не только за какие-то природные богатства, но за ту прелесть, которая открывается только тем, кто живёт тут долгое время. Так, приезжий старик не может поймать рыбу с навороченным спиннингом, а местный мальчик справляется и верёвкой.

Для того, чтобы почувствовать себя счастливым человеком, нужно обратить внимание на окружающий мир. Прочувствовать его всем телом, успокоить разум, освободиться от тяжёлых переживаний и стресса.

«Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского

Обыкновенная земля

В Мещорском крае нет ничего особенного, но в нём, как в картинах Левитана, заключены прелесть и неяркое разнообразие русской природы. Край этот лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, он – уцелевший остров «великого пояса хвойных лесов», тянущийся от Полесья до Урала, где спасалась от татарских набегов древняя Русь.

Первое знакомство

Рассказчик попал в Мещорский край из Владимира. Он пересел на станции Тума на узкоколейку времён Стефенсона. Паровоз по прозвищу «Мерин» был похож на самовар. Пассажиры с вещами сидели на площадках, а когда поезд приближался к их деревне, выбрасывали свои вещи и выпрыгивали вслед сами.

На станции Пилево влез косматый дед, которого отправили в город в музей сообщить о появлении на озере незнакомых птиц. А в «летошний год» деда тоже гоняли в город, когда нашли скелет исполинского ископаемого оленя с размахом рогов в два с половиной метра.

Старинная карта

Рассказчик раздобыл карту, составленную по старинным съёмкам 1870 г., и исправил её, так как изменились русла рек, болота сменили леса, озёра – трясины. Но карта была надёжней, чем советы туземцев, которые путано объясняли дорогу. Они делали это со страстью, как и сам рассказчик. Ведь когда объясняешь дорогу, будто сам по ней проходишь, и легко на душе, словно путь далёк и нет на сердце забот.

Несколько слов о приметах

Приметы помогают не заблудиться в лесах. Но главное – не приметы на дороге, а определяющие погоду и время приметы. В городах приметы заменяют синие таблички с названием улиц. Там часы вместо высоты солнца, положения созвездий или петушиного крика. Но в лесу пробуждаются забытые в городе природные инстинкты. Приметы сочетают точные знания и поэзию. Они бывают простые и точные, сложные.

Возвращение к карте

Изучение карты так же интересно, как и примет. На юге Мещорского края протекает Ока. На юге от Оки обжитые рязанские земли. Густо разбросаны деревни, вместо лесов шумят берёзовые рощи, поля переходят в степи.

К северу и востоку от Оки стоят мещорские сосновые леса с синими озёрами и торфяными болотами. На западе Мещорского края расположена Боровая сторона, среди лесов лежат восемь боровых озёр, к которым нет дорог. Чем меньше озеро, тем оно глубже.

Мшары

К востоку от Боровых озёр лежат мещорские болота – «мшары», которые тысячу лет назад были озёрами и занимают 300000 гектаров.

В конце сентября рассказчик отправился мшарами к Поганому озеру, где росли поганые грибы побольше телячьей головы и клюква величиной с орех. Вокруг озера расположена трясина, само озеро чёрное без дна.

По пути товарищи заночевали на Чёрном озере. Путь был трудным из-за опавших деревьев. Путники тонули во мхах по колено и прошли за 2 часа 2 километра. Писатель Гайдар пошёл искать Поганое озеро, а озёра во мшарах искать трудно. Через три часа тучи закрыли солнце, а Гайдар был без компаса. Уже в темноте Гайдара нашёл и привёл по компасу товарищ. Гайдару страшно было подойти к озеру, хоть он и нашёл его. Только следующим летом путники дошли до Поганого озера с плавучими берегами, где удили рыбу и попали в грозу. С тех пор бабы стали называть их «вовсе отчаянными мужчинами».

Лесные реки и каналы

В Мещорском крае две реки – Солотча и Пра. Солотча извилистая и неглубокая, вода в ней красного цвета. Река течёт из озёр северной Мещоры в Оку. В её верховьях в городе Спас-Клепики работает ватная фабрика.

При Александре втором экспедиция, отправленная генералом Жилинским, осушила в этих местах полторы тысячи гектаров земли, но она оказалась скудной – торф, подзол и песок. Оставшиеся каналы очень живописны. Богатство края не в земле, а в лесах, торфе, заливных лугах, плодородных, как пойма Нила.

Леса – остаток лесного океана, величественные, как кафедральные соборы, светлые сосновые боры.

На километры земля покрыта сухим, мягким мхом, как глубоким дороги ковром. Лес похож на море, колышущееся от ветра. Кроме сосновых лесов, встречаются еловые, берёзовые, редко липы, вязы и дубы. В дубовых рощах обитают кусачие рыжие муравьи, безобидные медведи-муравьятники. Леса прекрасны в любую пору суток.

Рассказчик живёт в палатке на лесных озёрах несколько дней. Ему хватает сна два часа в сутки. Однажды во время рыбалки на Чёрном озере рассказчик с товарищами подвергся нападению гигантской чёрной щуки, которая могла распороть острым, как бритва, плавником надувную лодку. На берегу из кучи хвороста рыбакам угрожала волчица с тремя волчатами, которую они отогнали шумом.

Вода во всех озёрах разного цвета, но чаще всего чёрная из-за торфяного дна. Мещорские челны выдолблены из цельного куска дерева и похожи на полинезийские пироги.

Заливные луга находятся между лесами и Окой. В лугах расположено старое русло Оки – Прорва. Это глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Грибы и растения там исполинских размеров, а травы так густы, что нельзя высадиться на берег.

Читайте также:
Как хорошо ты, о море ночное - анализ стихотворения Тютчева

Любимое место рассказчика – излучина реки, где он живал в палатке, наслаждаясь тем, как, по словам Аксакова, «природа вступает в вечные права свои».

Небольшое отступление от темы

Это рассказ об одном рыболовном происшествии. Однажды в село Солотчу приехал из Москвы высокий старик с длинным серебряным зубом, который ловил на спиннинг. У старика не ловилось, хотя сын сапожника Лёнька таскал рыбу даже на верёвку.

Однажды старика-неудачника взяли на озеро Сегдан. Всю ночь он дремал стоя, боясь сесть на сырую землю, а утром, перешагивая через костёр, наступил в сковородку с яичницей и разбил кувшин молока. В другой раз на Прорве старик вытащил огромную старую щуку. Но она ударила по щеке хвостом наклонившегося над ней старика, закатила ему оплеуху и удрала в воду. Старик уехал в Москву, и больше никто не восхищался вслух тем, чем лучше восторгаться без слов.

Ещё о лугах

В нескошенных душистых лугах, где созревает луговая клубника, много озёр со странными названиями, которые подчёркивают их свойства. Озёрам можно привить название. Так безымянное озеро назвали Лангобардским в честь обитающего на его берегу и сторожившего капусту бородатого сторожа. Но через год название колхозники переделали в Амбарское.

Старики

В лугах в шалашах живут старики – сторожа, паромщики, корзинщики. Они любят говорить о необыкновенных вещах.

На озере Музге рассказчику встретился Степан-корзинщик, худой, тонконогий, как старая лошадь, с невнятным говором из-за бороды, лезшей в рот. У костра сидела испуганная 12-летняя девочка, которая искала сбежавшую тёлку и в темноте приблудилась к деду. Дед рассказывает о прошлом, о том, что раньше эти леса были монастырскими, что раньше мужикам и бабам житьё было плохое, ребята не питые, не сытые. Теперь же бабы нашли своё счастье, потому что оно живёт не на синих морях, а в «черепке».

Пример счастливой бабьей доли – голосистая Манька Малявина, которая нынче поёт в театре в Москве, так что весь народ плачет, и родителям она по 200 рублей в месяц присылает. У мужиков 1000 лет власть пропадала, а сейчас, по словам старика, и умирать рано: «Жить бы нам, Егорыч, родились рановато».

Родина талантов

На краю мещорских лесов, недалеко от Рязани, стоит село Солотча. Первый год рассказчик жил у старушки-вековушки, в доме которой было 2 картины итальянского мастера, расплатившегося ими когда-то отцу старушки за постой.

На следующий год рассказчик поселился в старой бане при соседнем двухэтажном доме. Это дом знаменитого гравёра Пожалостина, выходца из Солотчи, бывшего пастуха. Теперь в доме живут две дочери Пожалостина.

Все стены дома увешаны гравюрами со знаменитыми людьми прошлого – Тургенева, генерала Ермолова.

Художники Архипов и Малявин, скульптор Голубкина тоже из этих мест. Веками солотчинцы были знаменитыми богомазами.

Недалеко от Солотчи родина Есенина. Его тётка Татьян продавала рассказчику сметану.

На одном из озёр около Солотчи живёт Кузьма Зотов, до революции безответный бедняк. Сейчас в избе появилось много нового – радио, газеты, книги, а от старого времени остался только дряхлый тощий пёс. У Кузьмы трое сыновей-комсомольцев и четвёртый малолетний Вася. Миша заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом около села Спас-Клепики. Ваня – учитель ботаники и зоологии в большом селе за 100 км от лесного озера. В отпуске он помогает матери по хозяйству и ищет редкие водоросли. Вася – школьник. Его школа за 7 км за лесом. Два года назад Вася помогал приехавшему из Москвы художнику. Во время грозы художник потерял краски. Ваня нашёл их через две недели, но пока искал – сильно простыл и заболел опасным воспалением лёгких.

Мой дом

Рассказчик живёт в Мещоре в маленьком доме, бывшей бане – бревенчатой избе, обшитой серым тёсом. Дом отгорожен от сада высоким частоколом. В частоколе застревают застигнутые врасплох коты, пытающиеся украсть пойманную рассказчиком рыбу.

Осенью сад засыпан листьями, в двух маленьких комнатках становится светло. Большинство ночей рассказчик ночует на озёрах или в старой беседке в глубине сада, заросшей диким виноградом. Там хорошо в тихие осенние ночи, когда шумит неторопливый отвесный дождь. На рассвете рассказчик обливается водой из колодца, кипятит чайник и идёт с вёслами к реке. Впереди – пустынный сентябрьский день, счастье затерянности в осеннем мире.

Бескорыстие

Мы любим свою землю не только за то, что она богата, даёт обильные урожаи. Мы любим родные места за то, что они прекрасны, хотя прелесть Мещорского края раскрывается постепенно. Мещорский край – тихая немудрая земля под неярким небом, которую тем больше любишь, чем больше узнаёшь. Если рассказчику придётся защищать свою страну, то он будет защищать этот клочок земли, научивший понимать прекрасное, любовь к которому не забудется, как первая любовь.

Герой нашего времени – краткое содержание

Название произведения Герой нашего времени
Автор Михаил Лермонтов
Жанр Психологический роман
Год написания

Главные герои

  • Григорий Александрович Печорин – петербургский офицер, служащий на Кавказе
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, бывший комендант крепости, приятель Печорина
  • Бэла – юная горская княжна
  • Ундина – девушка-контрабандистка
  • Княжна Мери – московская барышня, отдыхающая на водах
  • Вера – бывшая возлюбленная Печорина
  • Грушницкий – юнкер, влюбленный в Мери
  • Вулич – офицер-игрок, «фаталист»

Другие персонажи

  • Рассказчик
  • Казбич – «лихой» горец
  • Азамат – брат Бэлы
  • Слепой мальчик
  • Неизвестный контрабандист
  • Княгиня Лиговская – мать Мери
  • Доктор Вернер – друг и секундант Печорина
  • Драгунский капитан – приятель и секундант Грушницкого
  • Пьяный казак

Краткое содержание

Часть первая

I. Бэла

Странствующий на Кавказе русский офицер знакомится с проезжим штабс-капитаном, бывшим комендантом южнорусской крепости. Старый офицер представляется Максимом Максимычем. Пережидая непогоду, герои знакомятся ближе, и Максим Максимыч делится историями из служебной практики. Так, рассказчик узнает о молодом офицере Григории Александровиче Печорине, сосланном на Кавказ. По признанию штабс-капитана, он был «из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи».

Печорин и Максим Максимыч легко становятся друзьями. Когда местный горский князь приглашает их на свадьбу дочери, Печорин знакомится с Бэлой, младшей княжной. Григория Александровича поражает ее несходство со столичными светскими барышнями, и он решает во что бы то ни стало сделать Бэлу своей. На помощь приходит случай: Печорин подслушивает разговор Азамата, брата Бэлы, и горца Казбича, знакомого старого князя. Юный Азамат умоляет продать ему знаменитого коня Карагеза, равных которому нет во всей в Кабарде. Мальчик предлагает Казбичу взамен выкрасть Бэлу, которая очень нравилась горцу:

«Я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха.

Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?»

Казбич отказывается, и этим пользуется Печорин: он обещает увести заветного коня для Азамата, если он выкрадет и отдаст сестру ему./p>

«Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия», — Максим Максимыч возражает против этого замысла, но Печорин принимает решение без колебаний. Азамат привозит Бэлу в крепость и забирает коня, пока Григорий отвлекает горца. Мальчик сбегает, опасаясь мести Казбича. Опасный горец скрывается, затаив обиду.

Поначалу Бэла тяготится жизнью в крепости, тоскуя по дому. Печорин дарит ей подарки, признается в чувствах, всячески пытаясь расположить ее к себе, но его уловки подействуют лишь спустя долгое время. Бэла влюбляется в странного русского офицера, и довольно быстро Печорин охладевает к горянке. Он все чаще выезжает охотиться один. Максим Максимыч выговаривает Печорину за равнодушие к Бэле. Печорин рассказывает штабс-капитану о смертельной скуке, которая одолевает его:

«… Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно. »

Сторожевые все чаще начинают замечать вблизи крепости Казбича. Мстительный горец подстерегает и похищает Бэлу во время прогулки. Печорин и Максим Максимыч пытаются догнать его, но Казбич ранит девушку в спину и скрывается. Спустя два дня мучений она умирает на руках у Печорина. Тот замыкается в себе и отныне избегает любых упоминаний о княжне.

Печорина переводят в другую часть.

II. Максим Максимыч

Случай снова сводит вместе Максима Максимыча и рассказчика в дорожной гостинице. Здесь он сталкивается и с Печориным: офицер направляется в Персию и также останавливается в гостинице.

Штабс-капитан отправляет лакея к бывшему товарищу и предвкушает встречу. Однако ответа на приглашение не следует, и Максим Максимыч, напряженно ожидая появление старого друга, всячески найти оправдания его поведению: он не понимает, почему Печорин уходит от встречи с ним.

Немного спустя Максим Максимыч все-таки встречает Печорина, но тот уже собирается в отъезд и не выказывает особенной радости от мимолетного свидания. Максим Максимыч уговаривает Печорина задержаться, Григорий отказывается. Старик глубоко огорчен: «Не так я думал с вами встретиться», но молодой офицер отзывается: «Всякому своя дорога». На вопрос, как поступить с его дневником («журналом»), который штабс-капитан все эти годы берег, он получает равнодушное дозволение делать с записями все, что ему заблагорассудится.

«Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

Разочарованный Максим Максимыч передает журнал Печорина офицеру. Именно из этих материалов и из заметок проезжего и получится в итоге роман «Герой нашего времени». Опубликован он будет спустя несколько лет, когда рассказчик узнает, что Печорин погиб на обратном пути из Персии.

Журнал Печорина — это беспристрастный, откровенный анализ собственных чувств.

Журнал Печорина

I. Тамань

Путешествуя по службе, Печорин останавливается в приморском городе Тамань. Не найдя свободных квартир, он поселяется в лачуге на берегу моря. В мрачном доме, окруженном дурной славой, живут глухая старуха и мальчик- сирота.

Ночью Печорин замечает, что слепой убегает к берегу моря, и отправляется следом. На побережье Григорий Александрович видит незнакомую девушку, которая вместе со слепым словно ожидают кого-то. Причаливает лодка, неизвестный спускает с нее груз, который принимают слепой и девушка.

Утром Печорин знакомится с ней — незнакомка оказывается дочкой глухой старухи — и рассказывает, что стал свидетелем их ночных приключений. Девушка не смущается, отшучивается. Печорин отмечает, что она ведет себя странно: говорит загадками, никогда не дает прямых ответов и больше напоминает русалку-ундину, чем обычную женщину. Догадываясь, что и девушка, и слепой, связаны с контрабандой, он грозится донести о них властям, не подозревая, что эти слова могут впоследствии стоить ему жизни.

Вечером девушка зовет Печорина на свидание у моря. Предупредив слугу-казака о возможной опасности и велев ему бежать на берег, если он услышит выстрел, Печорин отправляется к ней. Девушка заманивает его в лодку, они отплывают, несмотря на дурные предчувствия Печорина.

«… щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание».

Незнакомка признается ему в любви, целует, выбрасывает пистолет в море и пытается скинуть Печорина с лодки. Чудом он одолевает ее, сбрасывает в воду и возвращается на берег. В доме Печорин обнаруживает, что все его ценные вещи украдены.

Позже Григорий снова видит контрабандистов. Мужчина и девушка уплывают навсегда, равнодушно прощаясь со слепым мальчиком. Печорин уезжает из Тамани с сожалением: он не хотел «нарушать покой честных контрабандистов».

Часть вторая

II. Княжна Мери

Печорин приезжает на воды, в Пятигорск, чтобы восстановиться после ранения. У источников, где собирается свет общества, он встречает раненого юнкера Грушницкого. Внешне они состоят с ним в приятельских отношениях, но по признанию Печорина не любят друг друга. Он чувствует: «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге и одному из нас несдобровать».

Напыщенный юнкер мечтает «сделаться героем романа», и мгновенно влюбляется в дочь московской княгини Лиговской, юную Мери, она также выказывает интерес к юнкеру. Княжна убеждена, что Грушницкий разжалован за дуэль, и это придает ему романтического очарования. Печорин чувствует зависть, ведь внимание княжны устремлено не на него, и решает изменить ход событий. Он пускается на провокации, чтобы раздразнить княжну Мери. Немного спустя знакомый Печорина, доктор Вернер, подтверждает успешность предпринятых Григорием усилий:

« — Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно».

Вернер также упоминает девушку, в описании которой Печорин узнает Веру — свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за немолодым богатым дворянином. Они встречаются, говорят о былых чувствах друг к другу, тайный роман вспыхивает вновь.

На прогулке верхом Печорин встречает Мери и Грушницкого, княжна принимает его за черкеса, Григорий дерзко комментирует свое внезапное появление, вызывая негодование княжны. Вера приглашает Печорина в дом Лиговских под предлогом, что нигде больше видеться они не смогут. На бале Печорин пытается извиниться перед княжной Мери за свою дерзость. Он пользуется случаем и вступается за нее перед пьяным драгунским капитаном, заслуживая прощение, а отныне и теплое отношение Мери.

С этого момента они общаются все чаще, и интерес княжны к Грушницкому постепенно сменяется симпатией к Печорину. В журнале Печорин подчеркивает, что любить Мери не будет никогда, и цели его сугубо эгоистические:

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность ; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Княжна влюбляется в Печорина, он торжествует. Грушницкий, которого произвели в офицеры, в свою очередь, обнаруживает, что Мери охладела к нему, и страшно ревнует. Он мстит, распуская слухи о якобы предстоящей женитьбе Печорина и Мери.

Печорин проводит немало времени с княжной. На прогулке верхом они говорят о любви, Печорин целует Мери, и она фактически признается в своих чувствах. Вечером Григорий становится невольным свидетелем разговора о себе пьяных военных во главе с Грушницким, они подстрекают Грушницкого к дуэли. У Печорина рождается ответный план.

На следующий день он встречается с Мери. Убежденная во взаимности девушка вымаливает у него признание в чувствах, однако Печорин открыто заявляет, что не любит ее.

У Григория развивается роман с Верой. Вечером, связав две простыни, он тайно покидает комнату Веры, которая живет в том же доме, где и Лиговские, и мимоходом наблюдает за Мери сквозь ее окна. На земле Печорина ловят драгунский капитан и другие приятели Грушницкого, завязывается драка, которую впоследствии представят как нападение черкесов.

Грушницкий публично обвиняет в ночном вторжении Печорина, и тот вызывает его на дуэль. В секунданты Григорий выбирает доктора Вернера, который рассказывает, что знает о заговоре шайки Грушницкого: они хотят зарядить только один пистолет. Условия дуэли смертельные — стреляться на шести шагах (шесть шагов между шпагами).

Дуэль происходит утром. Печорин предлагает расположиться на обрыве скалы, чтобы исход дуэли действительно был смертельным и чтобы впоследствии поединок можно было скрыть от властей, списав труп на черкесов.

Грушницкий отказывается убивать Печорина, но капитан обвиняет его в трусости и тот все же стреляет, легко задевая колено Печорина. Печорин раскрывает обман с незаряженным пистолетом, и убивает Грушницкого. Он падает с обрыва, разбиваясь о камни.

Доктор Вернер, как было условлено заранее, вынимает пулю, и убийство списывают на черкесов. Вера, узнав о дуэли, признается мужу, что любит Печорина, и тот увозит ее. Печорин мчится верхом в Пятигорск, надеясь перехватить Веру до отъезда, но загоняет коня. Единственная дорогая ему женщина потеряна безвозвратно.

«Изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал. И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым»

Начальство, подозревающее Печорина в дуэльной истории, переводит его в одну из кавказских крепостей. Он наносит визит в дом Лиговских и признается княжне Мери, что насмехался над ней и ее чувствами.

III. Фаталист

Последняя повесть «Журнала Печорина». Во время игры в карты завязывается спор о существовании некоего предопределения, ответственного за то, когда человеку придет час умереть. Поручик Вулич, известный карточный игрок, вызывается проверить существование «списка смерти» на практике. Печорин предлагает пари, Вулич соглашается: если его час умереть настал, это случится, если нет — он выживет. При этом Печорин замечает, что на лице Вулича словно присутствует тень чего-то неизбежного, рокового. Он предупреждает Вулича о скорой смерти, но тот не воспринимает его всерьез. Находят пистолет, Вулич стреляет себе в лоб, случается осечка, но когда он следом стреляет в фуражку на другой стороне комнаты, раздается выстрел. Вулич выигрывает спор. Публика ошеломлена. Печорин не может понять, почему он ощущал, что Вулич скоро умрет.

«Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться».

По пути на квартиру Печорин размышляет о судьбе и взаимосвязи жизни и смерти. Внезапно он обнаруживает на дороге труп свиньи, разрубленный пополам. Казаки ищут виновника — пьяного, который гнался за животным с шашкой. Войдя к себе, Печорин недолго остается один — приходят офицеры и объявляют, что Вулич убит. Он случайно попался под руку пьяному казаку. Печорин осознает, что невольно предсказал ему трагическую судьбу.

Он сам решает проверить теорию предопределения и берет живым убийцу-казака, который заперся в доме с оружием и отказывается сдаваться. Пользуясь удачными обстоятельствами, Печорин проникает в дом через окно, казак стреляет, но задевает лишь эполет Григория. Печорина чествуют. Рассказывая в крепости Максиму Максимычу о происшедшем, Печорин не получает от него сколько-нибудь глубокомысленных комментариев по поводу произошедшего. Восприятие фатализма у штабс-капитана сводится к фразе «видно, уж так на роду у него было написано».

«Максим Максимыч»: краткое содержание главы из «Героя нашего времени»

«Максим Максимыч» – глава-повесть из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Краткое содержание, подробное изложение с цитатами: встреча штабс-капитана с Печориным. Образ и характеристика героя, Максим Максимыч и Печорин, Бэла.

«Максим Максимыч» — вторая из глав-повестей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Штабс-капитан Максим Максимыч после нескольких лет разлуки встречает вышедшего в отставку прапорщика Григория Александровича Печорина, с которым служил в крепости во время трагической истории с черкешенкой Бэлой. Максим Максимыч думает, что Печорин будет рад старому приятелю, но тот разговаривает со штабс-капитаном очень холодно и сразу уезжает. Добросердечный Максим Максимыч расстроен до слез.

«Максим Максимыч». Подробное изложение

В конце главы «Бэла» рассказчик после совместного путешествия расстается со штабс-капитаном Максимом Максимычем, не надеясь увидеть его снова, и вскоре прибывает во Владикавказ.

Но в городе ему приходится три дня ждать «оказии» — армейского прикрытия, «с которыми ходят обозы через Кабарду… в Екатериноград». На другой день приезжает и Максим Максимыч, они с рассказчиком встречаются как старые приятели.

Появляется и «оказия»: среди простых повозок выделяется щегольская дорожная коляска. От заносчивого слуги офицеры узнают, что хозяин чудесной коляски — Печорин. Максим Максимыч очень обрадован: «Мы с твоим барином были друзья закадычные». Он велит слуге передать Печорину, что «здесь Максим Максимыч», и выражает уверенность, что тот «сейчас прибежит».

Максим Максимыч садится ждать приятеля у ворот гостиницы. Но время идет, а того все нет: «Явно было, что старика огорчало небрежение Печорина, и тем более, что он мне недавно говорил о своей с ним дружбе и еще час тому назад был уверен, что он прибежит, как только услышит его имя». Не дождавшись Печорина, штабс-капитан долго ворочается перед сном, будто его кусают клопы.

Иллюстрация В.И. Комарова

На следующее утро Максим Максимыч отправляется к коменданту по служебным делам и просит позвать его, когда объявится Печорин. Действительно, вскоре рассказчик замечает Печорина — тот уже готовится к отъезду — и посылает за штабс-капитаном.

Приводится подробный портрет Печорина: это был молодой мужчина среднего роста, стройный, но крепкого сложения; красивый лицом; бледный, с маленькими руками и тонкими пальцами; «в его улыбке было что-то детское». «Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади». А еще его глаза «не смеялись, когда он смеялся», отмечает рассказчик: «это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Иллюстрация Миграна Сосояна

Печорин уже готовится сесть в коляску и ехать, когда со всех ног прибегает Максим Максимыч: «Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку».

Печорин держится предельно спокойно, на вопросы Максима Максимыча отвечает коротко. Он в отставке, сейчас едет в Персию. На вопрос, помнит ли он о Бэле, Печорин отвечает, зевая: «Да, помню».

Он отказывается задержаться во Владикавказе еще на пару часов, чтобы пообедать и поговорить со старым знакомым: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч. Однако прощайте, мне пора. я спешу. Благодарю, что не забыли…»

Он садится в коляску. Максим Максимыч вдруг вспоминает, что давно уже возит с собой бумаги Печорина. Но тот сообщает, что бумаги эти ему не нужны. Его коляска вскоре скрывается из виду: «Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, — а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

Иллюстрация Николая Дубовского

Максим Максимыч старается держаться равнодушно, но в глазах его видны слезы обиды: «Конечно, мы были приятели, — ну, да что приятели в нынешнем веке. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…»

Из бумаг Печорина штабс-капитан собирается наделать патронов, но рассказчик уговаривает отдать бумаги ему. Максим Максимыч открывает чемодан и с досадой одну за другой бросает на землю тетрадки Печорина.

Рассказчик уезжает, а Максим Максимыч остается во Владикавказе: он так и не успел встретиться с комендантом, единственный раз в жизни отложив служебную необходимость ради встречи со знакомым. С рассказчиком они прощаются довольно сухо.

«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, но зато не менее сладкими. Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется…

Кто герой? Как царь попался на «уловку» Лермонтова

Композиция романа «Герой нашего времени» обманчива. По первым двум главам можно подумать, что главный герой — это именно Максим Максимыч. В эту композиционную ловушку попал в свое время император Николай I, решив, что «герой нашего времени» — это именно простой и честный штабс-капитан.

«Характер капитана намечен удачно, — писал император жене Александре Федоровне. — Когда я начал это сочинение, я надеялся и радовался, думая, что он и будет, вероятно, героем нашего времени, потому что в этом классе есть гораздо более настоящие люди, чем те, которых обыкновенно так называют. В кавказском корпусе, конечно, много таких людей, но их мало кто знает; однако капитан появляется в этом романе как надежда, которой не суждено осуществиться. Господин Лермонтов оказался неспособным представить этот благородный и простой характер; он заменяет его жалкими, очень мало привлекательными личностями…»

Прочитав роман целиком, самодержец досадовал: «Я дочитал “Героя” до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. По моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее автора».

Николай I. Портрет работы Франца Крюгера

Образ и характеристика Максима Максимыча

Хотя Максим Максимыч и не главный герой произведения, в романе он играет важную роль. Во-первых, именно с его слов читатель получает первое представление о Печорине. Во-вторых, характер Печорина лучше раскрывается в противопоставлении с образом штабс-капитана.

Основные качества Максима Максимыча — честность, простота и добрый нрав. Образ человечного и слегка лукавого штабс-капитана вступает в противоречие с образом Печорина — человека сложного, страдающего, не ладящего с миром.

Внешность Максима Максимыча описывается в повести «Бэла»: «На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду…».

Иллюстрация Юрия Иванова

Максим Максимыч много лет служит на Кавказе, он всякое повидал, но признает, что ни к черкесским пулям, ни к красотам Кавказа нельзя до конца привыкнуть: «Да-с, и к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца».

Штабс-капитан хорошо знает Кавказ, его природу и обычаи, хотя к местным народам относится с предубеждением: «Преглупый народ! Поверите ли? ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!»

Он умеет и воевать (продвижение по службе получил за «дела против горцев»), и поддерживать добрые отношения с соседями. И «мирной князь», отец Бэлы, и разбойник Казбич были его кунаками, то есть приятелями. С черкесами Максим Максимыч разговаривает на их языке, дела ведет честно, но и обкрадывать себя не дает.

Штабс-капитан не пытается навязать местным жителям свои порядки. Он признает, что у горцев свои обычаи. Когда Казбич убивает отца Бэлы, отомстив за кражу коня, Максим Максимыч рассуждает так: «Конечно, по-ихнему он был совершенно прав». Рассказчик поражается этому свойству русского человека — «прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».

Максим Максимыч ценит дружбу. Он быстро сближается с рассказчиком. Во время службы в крепости по-приятельски общается с Печориным.

У Максима Максимыча нет ни жены, ни детей. Возможно, поэтому немолодой офицер особенно тепло, по-отечески относился к Азамату и Бэле. Складывается впечатление, что гибель девушки печалит его сильнее, чем Печорина.

Максим Максимыч живет в простой системе координат. Он честный служака, добрый товарищ, человек, способный к состраданию — когда это не противоречит долгу.

И он совершенно не может понять уставших от жизни молодых людей, подобных Печорину: «Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» То ли в шутку, то ли всерьез штабс-капитан приходит к выводу, что скучать русская молодежь научилась у англичан — «да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!»

Если Печорин —«герой нашего времени», то Максим Максимыч — герой другой, уходящей эпохи. Он сам с горечью признает это, столкнувшись с холодностью Печорина при новой встрече: «Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться. Вы молодежь светская, гордая: еще пока здесь, под черкесскими пулями, так вы туда-сюда… а после встретишься, так стыдитесь и руку протянуть нашему брату». И у рассказчика, и у читателя обманутый в лучших ожиданиях офицер в этот момент вызывает лишь сочувствие.

Иллюстрация В.И. Комарова

И все-таки образ Максима Максимыча не оставляет тяжелого впечатления. Вряд ли можно считать его положительной альтернативой Печорину, но у рассказчика нет никаких сомнений, что человек он цельный и достойный. Не зря повесть «Бэла» заканчивается словами: «Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек достойный уважения. Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ».

Сергей Никоненко в роли Максима Максимыча в сериале «Печорин. Герой нашего времени» (2006)

Герой нашего времени

Микропересказ : Скучающий молодой офицер, сосланный на Кавказ, губит молодую черкешенку, компрометирует княжну, предаёт старого друга, после чего уезжает в Персию и умирает, возвращаясь домой.

В оригинале роман разделён на две части.

Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает попутчика — старого штабс-капитана Максима Максимыча, бывшего коменданта крепости на южных рубежах России.

Максим Максимыч — армейский офицер лет пятидесяти, холостяк, добрый, простой, честный

Тот рассказывает ему историю о молодом офицере Григории Печорине, который после какой-то неприятной истории был переведён на Кавказ и поступил под его командование.

Григорий Печорин — молодой офицер, сосланный служить на Кавказ, умный, образованный, с противоречивым характером, разочарован в жизни, ищет острых ощущений

Он и Максим Максимыч быстро стали приятелями. Однажды местный горский князь пригласил их на праздник. Там Печорин увидел младшую дочь князя, красавицу Бэлу, влюбился и решил выкрасть девушку из отцовского дома.

Бэла — молодая, красивая черкешенка, гордая, сильная, но кроткая, любит Печорина

От Максима Максимыча Печорин узнал, что младшему брату Бэлы нравится конь Казбича — одного из гостей князя.

Казбич — горец, храбрый, лихой, жестокий, любит Бэлу

Ради коня мальчик был готов на всё и даже предложил Казбичу украсть для него свою сестру, но тот отказался.

Видите, как иногда маловажный случай имеет жестокие последствия.

Печорин решил этим восполь­зоваться и пообещал мальчику помочь выкрасть коня у Казбича в награду за Бэлу. Мальчик привёз Бэлу в крепость, забрал коня и исчез навсегда.

Бэла долго тосковала по дому и не отвечала на ухаживания Печорина. Со временем она полюбила его, но он успел к ней охладеть и начал тяготиться ею. Печорина снова одолела скука, и он начал надолго уезжать на охоту, оставляя девушку одну в крепости.

Во время одной из таких отлучек Казбич похитил Бэлу. Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, но Казбич, понимая, что ему не уйти, бросил девушку, смертельно ранив её. Бэла умерла на руках у Печорина.

Утрату он пережил глубоко в себе и о Бэле больше никогда не говорил. Вскоре после похорон его перевели в другую часть.

Максим Максимыч

Вскоре рассказчик снова встретил Максима Максимыча в придорожной гостинице. В это же время по пути в Персию здесь остановился и Печорин. Старый офицер обрадовался предстоящей встрече с другом, но тот не спешил увидеться со стариком.

Печорин объявился на следующий день, холодно попривет­ствовал сослуживца и сразу же собрался уезжать. Огорчённый и обиженный Максим Максимыч хотел отдать Печорину его дневник, но тот заявил, что он ему больше не нужен.

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

Максим Максимыч отдал дневник Печорина рассказчику. Опубликовать его рассказчик решился, узнав, что Печорин умер, возвращаясь из Персии домой.

Журнал Печорина

Здесь и далее повествование ведётся от лица Печорина в виде записей в его дневнике.

Тамань

Находясь в командировке, Печорин остановился в Тамани, в доме на берегу Чёрного моря, где жила старуха и слепой мальчик. Ночью Печорин заметил, что слепой отправился к берегу моря, и решил проследить за ним.

На берегу он увидел, как мальчик и незнакомая девушка передавали какой-то груз мужчине в лодке. Утром, снова увидев девушку, Печорин познакомился с ней и спросил о ночном происшествии, но та не ответила ему. Печорин, догадавшийся, что это были контрабандисты, пригрозил рассказать о них властям. Это едва не стоило ему жизни.

Поздно вечером девушка позвала Печорина на свидание, и они вместе отплыли на лодке в море.

И щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание.

Неожиданно девушка попыталась столкнуть Печорина в воду, но ему удалось удержаться в лодке, сбросить её в море и вернуться на берег.

Позже Печорин снова увидел контрабандистов. На этот раз мужчина уплыл вместе с девушкой навсегда. Слепого мальчика они оставили на произвол судьбы. На следующее утро Печорин уехал из Тамани, жалея, что нарушил покой честных контрабандистов.

Княжна Мери

Печорин прибыл лечиться на воды в Пятигорск, где встретил приятеля — юнкера Грушницкого.

Грушницкий — юнкер лет двадцати, сослуживец Печорина, небогатый дворянин, мстительный, трус, клеветник и интриган

В образовавшемся на водах светском обществе блистали Лиговские — княгиня и её прелестная дочь Мери.

Мери Лиговская — княжна, с одной стороны – холодная светская дама, с другой – чувствительная и ранимая, способная на сильные чувства

Грушницкий, очарованный княжной, искал повод для знакомства, но Мери не спешила с ним сближаться. Печорин, напротив, подчёркнуто избегал знакомства с ней, чем вызвал её интерес. Об этом он узнал от местного доктора Вернера, с которым сдружился.

Вернер — доктор, приятель Печорина, невысокий, худой, хромой, внешне непривлекательный, саркастичный и безразличный, но умный и обаятельный

Спасаясь от скуки, Печорин решил покорить сердце девушки, понимая, что этим вызовет ревность Грушницкого, уже страстно влюблённого в Мери.

Вряд ли найдётся молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, не был этим поражён неприятно.

От Вернера Печорин узнал, что у княгини гостит очень больная родственница, и по описанию понял, что это его давняя возлюбленная, Вера.

Вера — дальняя родственница Лиговских, замужняя дама, тяжело больна, давняя любовница Печорина, искренняя, нежная, по-настоящему любит его

У Печорина проснулись забытые чувства. Он начал часто бывать у Лиговских, для отвода глаз ухаживая за Мери.

Печорин искусно дразнил Мери своей холодностью. Постепенно княжна начала думать только о нём и всё меньше внимания обращать на Грушницкого. Тот понимал, что причина — в Печорине, ревновал и подчёркнуто сторонился бывшего приятеля.

Вера тоже начала ревновать и потребовала с Печорина обещание, что он не женится на княжне. Однажды на прогулке Мери призналась Печорину в любви, но он проявил безразличие, втайне наслаждаясь своим достижением: он влюбил в себя девушку, не зная зачем.

Возвращаясь с прогулки, Печорин подслушал разговор офицеров и узнал, что они задумали забавы ради свести его и Грушницкого на дуэли и подсунуть им незаряженные пистолеты. Они были уверены, что Печорин струсит.

Однажды, спрыгнув глубокой ночью с балкона комнаты Веры, Печорин наткнулся на Грушницкого с товарищами. На следующий день Грушницкий во всеуслышание объявил, что Печорин — любовник Мери.

Оскорблённый Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Он рассказал Вернеру о том, что Грушницкий задумал сделать с пистолетами, и доктор согласился быть его секундантом. На дуэли Печорин заявил, что пистолеты не заряжены, и оружие заменили.

Стрелялись на краю обрыва, чтобы даже лёгкая рана была смертельной, а труп списали на черкесов. В итоге Грушницкий погиб.

Узнав о дуэли, взволнованная Вера призналась мужу, что любит Печорина, и муж в негодовании увёз её из города. Только тогда Печорин понял, что Вера дорога ему: она одна любит и принимает его безоговорочно.

Начальство Печорина заподозрило, что тот участвовал в дуэли, и перевело его служить на Кавказ. Перед отъездом он сказал Мери, что не любит её, и в ответ услышал: «Я вас ненавижу».

Краткое содержание «Максим Максимыч»

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1996.

Глава «Максим Максимыч» Лермонтова – хронологическое и сюжетное продолжение истории о Бэле и вторая часть романа «Герой нашего времени». Данная глава представляет особую ценность, поскольку в ней раскрывается истинная сущность Печорина.

В этой главе главный герой показан со стороны, читатель знакомится с его внешним видом. Повествование ведётся от имени путешественника-рассказчика.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Максим Максимыч» на нашем сайте. Пересказ главы пригодится и для читательского дневника.

Главные герои

  • Максим Максимыч – пятидесятилетний штабс-капитан, моложавый, открытый, порядочный мужчина.
  • Печорин Григорий Александрович – офицер лет тридцати, закрытый, своевольный, холодный человек.

Другие персонажи

  • Рассказчик – путешественник, приятель Максима Максимыча.

Краткое содержание

Продолжая свое путешествие по Кавказу, рассказчику вновь довелось встретиться с Максим Максимычем. Судьба свела их на постоялом дворе, и они вместе отужинали, словно старые приятели.

Увидев, как во дворе остановилась щегольского вида коляска, они решили узнать, кого занесло в этот отдаленный уголок. Выяснилось, что коляска принадлежит Печорину, и это известие очень обрадовало Максима Максимыча. Он попросил лакея передать хозяину, что его хочет видеть его старый знакомый штабс-капитан. Он думал, что Печорин обрадуется и тут же прибежит поздороваться.

Рассказчик « также с некоторым нетерпением ждал появления этого Печорина ». Личность молодого офицера заинтриговала его еще по предыдущим рассказам Максима Максимыча. Однако тот не собирался наносить визит, и « явно было, что старика огорчало небрежение Печорина ». Он не спал всю ночь, ожидая появления старого друга, и никак не мог взять в толк, отчего тот не спешит увидеться с ним.

На следующее утро появился Печорин, и рассказчик получил возможность внимательно его разглядеть. Это был стройный молодой человек среднего роста, с маленькими аристократическими руками. Походка его была ленивой и небрежной, но во время ходьбы он никогда не размахивал руками – « верный признак некоторой скрытности характера ». При первом взгляде на Печорина ему можно было дать не больше двадцати трех лет, но, присмотревшись, было видно, что мужчина пересек тридцатилетний рубеж. Позы его были несколько изнеженными и томными, а в « улыбке было что-то детское ». Черные усы и брови в сочетании со светлыми кудрями выдавали в нем породу, « как черная грива и черный хвост у белой лошади ».

Но особого внимания заслуживали его глаза, которые « не смеялись, когда он смеялся ». Холодный, ослепительный их блеск был подобен « блеску гладкой стали» , а взгляд был неизменно тяжелым и проницательным. В целом Печорин был весьма недурен собой, и « имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским ».

Утром Максим Максимыч отправился по служебным делам к коменданту. Увидев, что Печорину уже закладывают коляску, рассказчик отправил мальчишку позвать старого офицера. Максим Максимыч бежал изо всех сил, боясь опоздать. Он хотел было радостно броситься в объятия Печорину, но молодой человек лишь протянул ему руку, « довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой ». Он рассказал, что все это время скучал, а теперь держит путь в Персию и не намерен задерживаться здесь. На вопрос о Бэле Печорин « чуть-чуть побледнел и отвернулся », а затем принужденно зевнул.

Старик принялся умолять Печорина остаться хоть ненадолго, чтобы поговорить, вспомнить былое. Однако офицер вежливо, но решительно отказался от совместного обеда, на котором так настаивал Максим Максимыч. Он сказал, что « всякому своя дорога », и попросил не держать на него зла.

Максим Максимыч хотел было отнести Печорину его бумаги, оставшиеся еще со времен их совместного пребывания в крепости, но молодому человеку они оказались не нужны. На вопрос, когда он вернется из Персии, « Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем. ».

Старик не ожидал подобного равнодушия, он « был печален и сердит, хотя старался скрыть это ». Пренебрежение Печорина глубоко ранило его, ведь он почитал молодого человека своим старым другом, с которым было немало пережито. Максим Максимыч предрек Печорину дурную кончину, которая ожидает всех, « кто старых друзей забывает ».

Рассказчик поинтересовался у штабс-капитана, что он намерен сделать с записками Печорина, и тот ответил, что велит « наделать патронов ». Рассказчик попросил передать ему бумаги молодого офицера, который так заинтересовал его. Максим Максимыч согласился и с нескрываемым презрением принялся швырять на землю тетради своего бывшего друга. « В его досаде было что-то детское », и в эту минуту старик невольно вызывал к себе чувство жалости.

Рассказчик схватил бумаги, и « поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся ». Простились они довольно холодно: Максим Максимыч никак не мог прийти в себя после унижения от встречи с Печориным. Было грустно наблюдать, как некогда открытый и дружелюбный офицер « сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном ». Рассказчику стало ясно, что, утратив веру в дружбу, Максим Максимыч навсегда закроет свое сердце и душу для новых знакомств.

Заключение

Главная мысль произведения заключается в том, чтобы бережно относиться к чувствам других людей, особенно старшего поколения. Утраченные мечты и иллюзии им уже нечем заменить, и их доброе расположение нужно уважать.

После ознакомления с кратким пересказом «Максим Максимыч» рекомендуем прочитать произведение Лермонтова в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: