Микеланджело Буонарроти биография, творчество, фрески, факты

Микеланджело: биография и творчество художника

  • 14 Декабря, 2019
  • Искусство
  • Prekrasnaya Pysatelnytsa

Возможно ли, чтобы человек обладал несколькими способностями?! Да, возможно. Таким был Микеланджело Буонарроти. Биография и творчество великого художника вдохновляют многих людей. Он является ярким примером того, что можно реализовать себя в нескольких видах деятельности. Каждый человек может все в этой жизни, но многие ленятся что-либо предпринимать и делать. Великий деятель искусства имел творческое начало, эстетическое восприятие, мудрость и уникальное видение этого мира. Он каждый раз совершенствовал свои таланты, их приумножал, не боялся показать миру свою гениальность и за это получил признание.

Происхождение гения искусства

Биография Микеланджело Буонарроти начинается в итальянском маленьком городке Капрезе в Тоскане. Здесь он родился в 1475 году. Его родители хоть и влиятельные, благородного рода (древний род графов Каносса) люди, но жили бедно. На то время должность мэра была малодоходной. А отец Микеланджело как раз занимал этот чин в родном городке. Ему казалось унизительным работать на физической работе. Поэтому он не менял вид деятельности, и семье приходилось кое-как выживать. Когда новорожденному Микеланджело исполнился месяц, закончилась служба у отца. Семья переезжает на новое место жительства возле Флоренции.

Потеря матери

Франческа ди Нери ди Миниато дель Сиена – мама будущего знаменитого живописца. Она рано вышла замуж, умерла от истощения организма, когда малышу было 6 лет. На него сильно повлияло это известие. Он по-детски переживал, начал вести себя отчужденно, замкнулся в себе. Отец беспокоился о малыше. Ему было тревожно, что душевное состояние сына только ухудшалось. И отец, чтобы хоть как-то отвлечь ребенка от страданий, отдает его в школу. Школа называется Francesco Galeota. Здесь он заводит дружбу с любителями живописи. Они прививают ему интерес к этому виду деятельности.

Юность

В возрасте около 13 лет Микеланджело объявляет отцу, что у него есть стремление обучаться художественному искусству. Он не намерен продолжать финансовое семейное дело и хочет реализовать себя в творчестве. Конечно, в первое время отец серьезно к этому не относился, но потом понял, что действительно у его ребенка необыкновенный талант, который нужно развивать. Так, с 1488 по 1489 год Микеланджело обучается у братьев Гирландайо. От них он получает знания по искусству создания фресок, базовые знания живописи.

После этого будущий скульптор отправляется изучать скульптуры в садах Медичи. С этого момента жизнь Микеланджело становится более насыщенной и интересной. Он начинает упорно работать над развитием своих способностей, и юношу замечает Лоренцо Великолепный. На то время Лоренцо управлял Италией. Великого правителя заинтересовал талант молодого человека. И среди знакомых Микеланджело появляются выдающиеся личности – молодые Медичи, которые впоследствии становятся высшими религиозными деятелями.

В садах Сан-Марко Микеланджело изучал человеческие трупы. Ему дал на это разрешение настоятель церкви – Нико Бичелини. Молодой скульптор не остался в долгу и за это подарил священнику распятие Христа.

Первые успешные работы Микеланджело

В возрасте 16-17 лет он создает свои первые барельефы. Это известные сейчас всему миру «Мадонна у лестницы» и «Битва Кентавров». После первых творений сразу же стало понятно, что он будет популярной личностью.

«Мадонна у лестницы» – это первое творение, высеченное из мрамора. Микеланджело в эту скульптуру добавил свою «изюминку», свой шарм. Поражает каждая деталь барельефа. Идеально видны все изгибы, из-за этого ощущается пластичность образов. Только великий мастер способен на такую изысканную работу.

«Мадонна у лестницы»» – творение, которое отличается от других привычных скульптур. В биографии Микеланджело прослеживается неординарный подход к своей работе. Пресвятая Дева является основой этой скульптуры. В образ Богоматери художник вложил всю свою душу. У него Она получилась серьезной, сосредоточенной и величавой. Ощущается некая нотка героизма, чувствуется переживание, но при этом все внешне спокойно.

Точность, высокая рельефность, удачные сочетания образов – так можно охарактеризовать барельеф “Битва кентавров”. Грамотно подчеркнуты все фигуры: мальчик, который пытается бросить камень, старец с камнем в руках, поверженный кентавр, раненый юноша, обозленная толпа кентавров.

Примечательно, что этот барельеф Микеланджело сотворил, когда ему было около 17 лет. Как можно показать весь накал сражения, когда мастер этого не видел? Такую работу выполнить сложно, но он справился. Буонарроти продемонстрировал свое мастерство и талант. При создании композиции применен разной обработки мрамор, есть отшлифованный и неотшлифованный камень. С помощью объемности всех фигур автор передал динамику образов. Зритель может ощутить всю жестокость сражения.

Время “застоя” в творчестве Микеланджело

Каждое событие, которое происходит в государстве, влияет на жизнь человека и его успешность. То, что происходило с Италией, негативно отразилось на биографии Микеланджело. В творчестве наступает время “застоя”. Он, как яркая и творческая личность, стремился к успешной, лучшей жизни. Но события в Италии неблагоприятно влияли на творческий процесс. Неумелое, неосознанное политическое правление Пьеро, который пришел к власти после смерти отца Лоренцо Медичи, приводит к началу военных действий. На Италию наступает французская армия, люди начинают бунтовать, Флоренция сдается, прекращает вести борьбу. Политическая и внутренняя обстановка только ухудшается. Микеланджело в этот период ничего гениального не создает. По этой причине он решает отправиться в Венецию и Рим. Там он изучает древние скульптуры, статуи, получает новые знания.

Новые шедевры Микеланджело

Мировая известность к талантливому деятелю приходит около 1498 года. Это время нового подьема в биографии Микеланджело Буонарроти. Краткое описание творений мастера, представленное в статье, лишь слегка приоткрывает завесу над тайной его высочайшего нового искусства. В этот период приходит к нему вдохновение, и он создает статую «Вакх», композицию «Пьета».

Влиятельные личности и знаменитые художники стали замечать, что скульптор все значительнее выделялся среди всех деятелей искусства. Его шедевры сохранились до наших дней и являются памятными творениями раннего творческого периода.

Статуя Давида

В жизни нужно все «попробовать». Любая тяжелая работа принесет фееричный успех, более значимый, нежели легкий труд. Таких принципов придерживался в своем творчестве Микеланджело. В биографии (краткое ее изложение не может открыть всю глубину натуры скульптора) можно почерпнуть ценную информацию. Людям необходимо понимать, что выдающийся скульптор обладал всеми необходимыми навыками и методами в работе. Ведь только благодаря упорному труду, смелости, благоразумию, терпению, работе над собой он достиг неимоверных высот.

Читайте также:
Байрон - биография, титул, характеристика , интересные факты

Около 1501 года Микеланджело работает над новой скульптурой. Мастер не побоялся из испорченного мрамора высечь статую Давида. Никто из современников бы и не осмелился так сделать, а он смог. Хотя до этого была попытка у одного из скульпторов, но у него ничего не вышло. В холодный испорченный мрамор лишь Микеланджело смог вдохнуть жизнь и подарить миру новый шедевр.

Леонардо да Винчи и Микеланджело

Сфера интересов и степень таланта Микеланджело была на высочайшем уровне. Биография художника рассматривается как образец человека эпохи Возрождения. Он был универсальным мастером. Поэтому у него осталось и живописное наследие. Через свои росписи, зарисовки он отражал сущность бытия, изображал персонажей физически развитых и духовно красивых. В этом и была его гениальность. Даже соперничество с Леонардо да Винчи “открыло глаза” на то, что Микеланджело являлся одним из титанов творческой сферы.

Встреча двух великих личностей произошла в довольно необычной обстановке. В то время, когда комиссия определяла, куда поместить статую Давида, присутствовал и Леонардо да Винчи. Но встреча эта не была дружеской. Каждый деятель искусства считал себя лучше другого и не уступал другому ни в чем. Члены комиссии решают дать задание Леонардо да Винчи и Микеланджело, и кто лучше справится, тот и будет первым среди них. Им необходимо было расписать стены Большого Совета в палаццо Веккьо. Микеланджело выполнял набросок «Битва при Кашине», а да Винчи фреску «Битва при Ангиаре». Сравнение ошеломило всех критиков. Они оба выполнили полотна искусно: молодой Микеланджело был на равных с 50-летним да Винчи, каждый идеально владел творческими способностями.

Роспись в Римской церкви в Ватикане

Работа, которая удивила многих людей, в том числе и художника Рафаэля, – роспись в Римской церкви в Ватикане. Около 4 лет Микеланджело трудился над этой работой. Он рисовал сюжеты из Ветхого Завета. Первый эпизод – “Сотворение Мира”, и так до “Потопа” несколько эпизодов. Он принимался за эту роспись дважды, много времени отнимала разрисовка потолка храма. Сначала в планах у живописца было нарисовать 12 апостолов, но, вдохновленный процессом, он продолжает работать дальше и создает много других образов. Самый яркий в росписи Римской церкви – Адам.

После этих четырех лет, проведенных за росписью церкви, здоровье мастера ухудшилось. Наступил тяжелый этап в биографии Микеланджело: художник стал хуже видеть, чувствовал себя усталым и обессиленным. Написав более 400 фигур в полный рост, он был настолько изможден и постарел, что его не узнавали даже друзья, хотя было ему на тот момент всего 37 лет.

Роспись в Сикстинской капелле

Фреска «Страшный Суд» – новая роспись Микеланджело. Над ней он берется работать в 1535 году, уже в 60-летнем возрасте. Данный шедевр у верующих людей вызвал противоречие и бунт. Нарисован был Господь, и Его окружали люди в обнаженном виде. В храме, по мнению прихожан, не должны изображаться обнаженные тела. Много раз обсуждался вопрос, чтобы уничтожить данную роспись. Расстроенный непониманием окружающих, упав с лесов и сломав ногу, он решает отказаться от работы. Убедил его дорисовать фреску друг, доктор, который и излечил художника от недуга.

Любовь в жизни Микеланджело

Для многих людей является тайной личная жизнь Микеланджело. Биография творца – это прежде всего творческий путь живописца, где работа является смыслом всей жизни. Да, у него были романы с женщинами, которые ему позировали. Но он относился к ним без должного внимания. Хотя есть подтвержденная информация, что у него якобы были отношения с маркизой Витторией Колонна. Она личность с незаурядным нравом и характером. Знакомство их произошло примерно в 1536 году. Она приехала в Рим и на несколько лет здесь остановилась. Когда она уехала, то с выдающимся скульптором общалась через переписку.

Последние дни жизни

Жизнь Микеланджело закончил в одиночестве, без близких людей. Он так и не создал свою семью, не оставил наследников. Поэтому считал себя грешным человеком. Умер Микеланджело 18 февраля в 1564 года. Накануне, работая в церкви над статуей Мадонны, он почувствовал себя плохо и упал в обморок. На следующий день дома он пришел в себя, сделал последние распоряжения и отошел в мир иной. После смерти мастера остались незаконченные наброски, поэмы и рисунки.

Микеланджело Буонарроти

Фото Все

Видео Все

Микеланджело Буонарроти. “Страшный суд” / Цвет времени / Телеканал Культура

Микеланджело Буонарроти Скрижали Завета

Микеланджело Буонарроти — биография

Микеланджело Буонарроти – итальянский скульптор, архитектор, художник. Автор скульптур «Бахус», «Давид», «Пьета», статуй Лии и Рахили, Моисея и фресок, украшающих потолок Сикстинской капеллы.

Микеланджело Буонарроти называют самым удивительным и непостижимым мастером эпохи Возрождения. Он настоящий универсал – великий скульптор, гениальный живописец, поэт, архитектор, мыслитель. В его творениях присутствует хвала физической и духовной красоте человека, его поистине безграничных возможностей. Он первый из всех скульпторов был знаком со строением организма человека и высек его из мрамора, показав всем, насколько прекрасно человеческое тело. Очень много планов и идей мастера так и не были реализованы, очень много из его наследия до наших дней не сохранилось, хотя и то, что осталось после него, поражает величественностью и красотой.

Детство

Родился Микеланджело Буонарроти 6 марта 1475 года в итальянском городке Карпезе. Он стал вторым ребенком мэра этого городка Буонарроти Симони, представителя благородного рода. Предки Микеланджело по отцовской линии были очень успешными банкирами, но отец не имел больших доходов. Должность мэра приносила мало денег, но физической работой он не хотел заниматься, считал, что это унизительно для его статуса. Спустя месяц после рождения второго сына отец ушел в отставку, так как вышел срок его полномочий. Семейство приняло решение о переезде в родовое имение во Флоренции.

Читайте также:
Франклин Рузвельт биография, внутренняя и внешняя политика

Портрет Микеланджело в молодости

Маму мальчика звали Франческа, она отличалась слабым здоровьем, да к тому же во время беременности умудрилась упасть с лошади. Кормить новорожденного женщина не могла, поэтому малыша отправили к кормилице, жене каменотеса, где и прошли несколько лет его жизни. Первыми игрушками Мике стали камушки и долото, мальчик научился окультуривать глыбы. Повзрослев, он заявил, что любовь к камню впитал с молоком приемной мамаши.

Мике было всего шесть, когда умерла его родная мама. От такого удара судьбы ребенок получил большой стресс, его характер полностью поменялся. Вместо доброжелательного и веселого мальчугана появился раздражительный, замкнутый и нелюдимый человечек. Отец волновался за состояние мальчика, поэтому отдал его в школу под названием «Francesco Galeota». Особого рвения к изучению школьных предметов у мальчика нет, зато появляются друзья, благодаря которым он полюбил живопись.

В возрасте тринадцати лет Микеланджело сказал, что не желает заниматься семейным делом, банкира из него не получится. Он изъявил желание продолжать изучение художественного мастерства.

В 1488-м он поступает на обучение к братьям Гирландайо, благодаря которым он научился создавать фрески и познал азы живописи.

Микеланджело учился в мастерской братьев на протяжении года, а потом решил посетить сады Медичи, где продолжил изучать скульптуру. Там он и попался на глаза итальянскому правителю Лоренцо Великолепному, который заинтересовался неординарным талантом юноши. Во время работы в садах Сан Марко Мике встречается с настоятелем церкви Нико Бичелини, который великодушно разрешает молодому человеку изучать человеческие трупы. В знак благодарности скульптор дарит священнику распятие с высеченным на нем лицом Христа. Изучение скелетов и мышц мертвых людей помогло Микеланджело хорошо рассмотреть строение тела человека, но здоровье самого скульптора было подорвано.

Творческая биография скульптора началась в 16 лет. Именно тогда он стал создателем двух рельефных скульптур – «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Эти первые работы доказали всем, что у Микеланджело необычный дар, и что в будущем его ждет колоссальный успех.

Творчество

После того, как Лоренцо Великолепный приказал долго жить, его место на престоле занял сын – Пьеро Медичи. Его политическая недальновидность привела к тому, что республиканский строй во Флоренции был разрушен. Италия терпит нападение французской армии, возглавляемой Карлом VIII. В стране начинается революция. Под натиском междоусобных фракционных войн Флоренция капитулирует. Обстановка в стране становится все более накаленной, и Микеланджело понимает, что не может работать в таких условиях. Он уезжает в Рим, затем в Венецию, где продолжает заниматься любимым делом – изучать скульптуры и древние статуи.

Скульптура «Вакх»

В 1498-м Микеланджело представляет свои новые творения – статую «Вакх» и художественную композицию под названием «Пьета», которые прославляют его имя на весь мир. Вторая композиция заняла свое место в церкви Святого Питера, и буквально через несколько дней скульптор услышал, как одна из прихожанок говорила второй, что это великолепие создал Christoforo Solari. Гнев скульптора был настолько велик, что той же ночью он проник в церковь и сделал гравировку на ленте, украшающей грудь Марии. Он написал, что авторство принадлежит Микеланджело Буонарроти из Флоренции.

Буквально на следующий день ему уже было стыдно за свою гордыню, и с тех пор он больше никогда не подписывал свои работы.

С каждой новой работой скульптор усложнял себе задачу. Ему исполнилось 26, когда он решился на воплощение в жизнь достаточно трудной задачи. Микеланджело решил высечь статую из куска испорченного мрамора высотой пять метров. Камень был просто брошен одним из его современников, который отчаялся что-нибудь из него сделать. Никто из мастеров тех лет не претендовал на эту глыбу, поэтому для Мике путь был открыт. Он работал над своим новым шедевром на протяжении трех лет, и спустя это время перед ошеломленной публикой предстала статуя Давида, во всей ее величественности. Скульптуру характеризует сочетание гармонии формы, энергии и внутренней силы. Он буквально вдохнул жизнь в этот брошенный мраморный кусок.

После окончания работы над этим шедевром, создали комиссию, которая должна была решить, где место Давиду. Тогда и встретились впервые два таланта – Микеланджело и Леонардо да Винчи. Встреча прошла не в дружеской обстановке, Леонардо на тот момент исполнилось 50, и он понимал, что перед ним потенциальный соперник. По инициативе молодого Пьеро Содерини между двумя художниками решили устроить своего рода художественное соревнование, и в качестве задания им нужно было расписать стены Большого Совета в палаццо Веккьо.

Основой сюжета для своей фрески Леонардо выбрал «Битву при Ангиари», а молодой скульптор опирался на «Битву при Кашине». Через некоторое время оба наброска были готовы и представлены на суд критиков. Но никто не решался отдать кому-нибудь предпочтение, потому что обе работы оказались настолько умелыми, что их признали равноценными.

Однако Микеланджело сумел прославиться не только талантом скульптора, но и гениального художника, поэтому его позвали на роспись римской церкви в Ватикане. Он два раза начинал работу в этой церкви. В 1508-1512-м годах живописец работал над росписью церковного потолка площадью 600 м2. Он изобразил сюжеты Ветхого Завета сначала сотворения мира и до Потопа. Художник сумел ярко передать образ первого человека – Адама. Вначале он планировал остановиться только на 12 апостолах, однако так сильно вдохновился проектом, что трудился над ним четыре года.

Портрет Микеланджело

Вначале Микеланджело помогали Джулиано Бугардини, Франсеско Гранакси и сотня подсобных работников. Но однажды он так разгневался, что уволил всех своих помощников. Художник не показывал свою работу в процессе ее создания, он не пускал в церковь даже Папу Римского, которому не терпелось посмотреть, что там получается. И только в 1511-м, после настоятельных просьб всех жаждущих полюбоваться творением его рук, художник приоткрыл таинственную завесу. Многие были потрясены увиденным, сам Рафаэль не смог скрыть своего восторга и удивления. Прославленный мастер даже попытался изменить свой собственный стиль.

Эта работа потребовала от Микеланджело много душевных и физических сил, по окончанию он написал в дневнике, что после такого титанического труда он почувствовал смертельную усталость. Ему только исполнилось 37, а он уже выглядел настоящим стариком, которого не узнавали даже друзья.

Художник жаловался, что практически ослеп, и жизнь превратилась в серое и мрачное существование.

Читайте также:
Клавдий Птолемей биография древнегреческого ученого, вклад

Второй раз Микеланджело приступил к работе в капелле в 1535-м. Он начал расписывать стены помещения, и создал одну из самых знаменитых своих работ – фреску «Страшный суд». Эта работа, с Иисусом Христом в центре и обнаженными людьми со всех сторон, вызвала настоящий шквал негодования прихожан. Фигуры частично принадлежали праведникам, поднимающимся к небесам, частично грешникам, которых Харон забирает в Ад.

Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело

Верующие протестовали не против самой картины, а против обнаженных тел, которым, по их мнению, не место в церкви. Все чаще раздавались возгласы и призывы уничтожить это творение Микеланджело. В процессе работы над полотном он свалился с лесов, и получил серьезную травму ноги. Художник воспринял это как знак, и принял решение отказаться от дальнейшего создания шедевра. Переубедить Микеланджело удалось только лучшему другу доктору, который быстро поставил мастера на ноги.

Личная жизнь

Во все времена поклонники знаменитостей интересуются не только их творчеством, но и личной жизнью. Не стал исключением и великий скульптор. Ходили слухи, что он находился в близких отношениях со своими натурщиками, то есть был гомосексуалистом. Эта версия может соответствовать действительности, потому что за всю свою долгую жизнь мастер так ни разу и не женился. Он считал, что искусство очень ревниво, и требует полной отдачи от человека. Именно его он считал своей супругой, а детьми – свои произведения.

Портрет Виттории Колонны

В жизни великого мастера была одна романтическая история, и связана она с женщиной. Ею стала маркиза Виттория Колонна, к которой Микеланджело был привязан всей душой. Она стала единственной из женщин, чье имя упоминается вместе с Микеланджело.

Их знакомство состоялось в 1536-м, когда Виттория поселилась в Риме. Спустя несколько лет она уехала в Витербо, из-за того, что ее брат восстал против Павла III. Теперь они общаются исключительно с помощью писем, которые тоже остались в истории как памятник тем годам. Историки утверждают, что их связывала исключительно платоническая любовь, Виттория так и не нарушила верность своему мужу, погибшему на поле боя. С художником маркизу связывала лишь дружба.

Смерть

Умер Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме. Буквально за несколько дней до завершения своего земного пути, он избавился от рисунков, набросков и незавершенных поэм. После этого пошел в небольшую церквушку Санта-Мария дель Анджели, с целью усовершенствовать изваяние Мадонны. В последнее время его преследовала мысль, что все его творения недостойны, и сам он недостоин попасть в Рай, потому что не оставил после себя ни одного потомка, только каменные изваяния. Он решил, что просто обязан довести до совершенства Мадонну, чтобы закончить с земными делами.

Памятник Микеланджело

От сильного напряжения мастер упал в обморок, и очнулся только утром на следующий день. Художник кое-как добрался домой, упал на кровать, и как только продиктовал завещание, сразу умер.

Интересные факты

В биографии известного скульптора эпохи Возрождения есть факты, которые знают немногие.

  • Микеланджело занимался изучением трупов, потому что хотел создавать свои мраморные скульптуры с мельчайшими подробностями. Чтобы этого добиться, он много времени уделял изучению анатомии и на протяжении многих ночей находился в морге монастыря.
  • Величайший из художников не любил традиционную живопись. Пейзажи и натюрморты вызывали в нем отвращение, он считал, что нечего тратить на них свое время, и проводить жизнь за созданием пустых картинок для дам.
  • Своему сломанному носу Микеланджело обязан собственному учителю. Этот факт отразил в своих дневниках Джорджо Вазари в подробностях описав происшествие.
  • Последние 15 лет своей жизни художник преодолевал сильные суставные боли. Краски, которыми работал мастер, были ядовитыми, а он годами дышал их испарениями.
  • Микеланджело прославился и как замечательный поэт, создатель сотен сонетов, которые при жизни так и не были опубликованы.
  • Слава и богатство пришли к великому итальянцу при жизни. Он узнал, что такое мировая известность, и успел насладиться ею, тогда как многие его коллеги не испытали такого счастья.

Микеланджело

Биография

Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

Детство и юность

6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.

Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца. Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб. Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.

Родная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось 6 лет. Это так сильно повлияло на психику ребенка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдает его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи.

Happy Birthday Michelangelo (1475-1564)

В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.

Читайте также:
Тургенев биография, факты, детство, список самых произведений

В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.

В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры – “Мадонну у лестницы” и “Битву Кентавров”. Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.

Творчество

После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.

В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».

Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.

Giudizio universale Michelangelo Buonarroti

В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.

Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи. Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.

Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.

Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды. С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам. Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.

Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.

Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал».

Michelangelo Buonarroti (1475-1564) (Detail) “David”

Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.

В 1535 году Микеланджело вновь берется за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан. В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников. Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад.

Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.

Читайте также:
Рылеев Кондратий Федорович биография декабриста, факты

Личная жизнь

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом:

«Искусство – ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети – это мои произведения».

Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником.

Известно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III. С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства.

Смерть

Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.

Но в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.

Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.

Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.

Детство Мике

В марте 1475 года в семье бедного дворянина родился второй сын из пяти мальчиков. Когда Мике было 6 лет, его мать, измученная частыми беременностями, умерла. И эта трагедия оставила неизгладимый след на психологическом состоянии мальчугана, чем и объяснялась его замкнутость, раздражительность и нелюдимость.

Отец Мике не долго горевал по своей супруге и, женившись снова, отдал сына на воспитание в приемную семью кормилицы, которая вскармливала Мике в младенчестве. Ее муж был каменотесом, и первые навыки в ваянии будущий гений получил именно от приемного отца.

Становление юного художника

Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу, который хотел дать сыну достойное финансовое образование, что намерен обучаться художественному ремеслу.
И тому ничего не оставалось, как отправить сына на обучение к мастеру Доменико Гирлaндайо.

По истечению года Микеланджело поступает в художественное училище, где его сразу заметил Лоренцо Медичи, правитель Флоренции, который и взял под свое покровительство юного художника: поселил у себя в доме, обеспечивал дорогими заказами и ввел в неоплатонический кружок философов и литераторов.

Уже в 1490 году стали поговаривать об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время всего лишь 15 лет. А через два года на счету начинающего скульптора уже были мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

Трагедия творчества гениального мастера

Практически весь свой творческий потенциал Микеланджело положил на сложнейшие и трудоемкие заказы Римских пап, правящих в то время: девять из тринадцати приглашали гениального творца для оформления храмов Рима и Ватикана.

Трагедия мастера заключалась в том, что ему, гениальному скульптору, потрясающе чувствовавшему природу мрамора, приходилось подчиняться прихотям покровителей-пап и заниматься живописью, архитектурой, бронзовым литьем и созданием фресок. Поэтому множество грандиозных планов и идей он так и не смог воплотить в жизнь.

Статуи Микеланджело, как титаны, хранящие свою каменную природу, всегда отличались монолитностью и вместе с тем изяществом. Сам же скульптор утверждал, что “хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть”.

Единственный шедевр гения с его автографом

В 1499 году 24-летний художник изваял из глыбы розового мрамора композицию «Пьета», после чего о нем заговорили как о гениальном мастере Италии. На этом шедевре в первый и последний раз Буонарроти оставил свой автограф. Он высек на нагрудной ленте Мадонны, держащей на своих коленях умершего Иисуса, надпись, которая гласила: «МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ».

Эту подпись он сделал в порыве гнева на посетителей храма, которые приписали его творение другому скульптору. А немногим позже мастер раскаялся в своем приступе гордыни и больше никогда не подписал ни одну из своих работ.

4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы

В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области живописи – фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.

Изначально было запланировано написать только образы 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему четыре года жизни.
Вначале работ живописец работал еще с двумя художниками и сотней чернорабочих, но потом в приступе гнева разогнал всех подручных и остался один.

Читайте также:
Гоголь биография, творческий путь и список известных произведений

Работа над этой росписью была для художника изнурительной и сложной. Даже леса ему приходилось мастерить самому. И лежа на них изо дня в день на протяжении четырех лет, он расписывал потолок Сикстинской капеллы в одиночку.

По окончании работ мастер практически ослеп от того, что ядовитая краска при работе постоянно капала в его глаза, а ее испарения полностью подорвали здоровье великого мастера.

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал» .

Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами.

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов.
Биографы констатировали, что ввиду того что Микеланджело был лишен материнской любви, у него не складывались отношения с женщинами.

Зато ему приписывали различные близкие отношения со своими натурщиками. В подтверждение версии о гомосексуализме Микеланджело говорил лишь тот факт, что он никогда не был женат. Сам же он объяснял это следующим образом: «Искусство ревниво, – говорил Микеланжело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

Некоторые исследователи считали, что Микеланджело вообще избегал физического секса будь то с женщинами или с мужчинами. Иные же считали его бисексуалом. Однако, как художник он предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.

Первые упоминания романтического характера появятся лишь тогда, когда Микеланджело будет уже за пятьдесят. Познакомившись с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери, мастер посвящает ему многочисленные любовные поэмы. Но этот факт не является достоверным свидетельством их интимной связи, так как разглашать об этом на весь мир посредством любовной поэзии было опасно по тем временам даже для Микеланджело, который в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности.

Но одно достоверно точно, что этих двух людей связывала глубокая дружба и духовная близость до самой смерти мастера. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.

Когда художнику было уже под 60 судьба его свела с талантливой поэтессой по имени Виттория Колонна, внучкой герцога Урбанского и вдовой знаменитого полководца маркиза Пескаро. Лишь эта 47-летняя женщина, отличающаяся сильным мужским характером и обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения.

На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.

Известно, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему мужу, маркиза испытывала к художнику лишь теплые дружеские чувства. Существуют то ли свидетельства, то ли слухи, что он несколько раз делал ей предложение. Но она оставалась верной памяти своего погибшего мужа и непоколебимой по отношению к новому браку.

Ее смерть явилась тяжелой утратой для художника, который до конца своих дней жалел, что поцеловал лишь руку прекрасной возлюбленной, а ему так хотелось поцеловать её в уста, но он “не смел осквернить своим смрадным прикосновением её прекрасные и свежие черты”.

Он посвятил посмертный сонет любимой женщине, который стал последним в его поэтическом творчестве.

Смерть гения

Умер гениальный художник в 89-летнем возрасте в Риме. Предчувствуя свой конец, он сжег наброски, рисунки и недописанные поэтические творения. После чего решил окончить начатую скульптурную работу в одной из церквей Рима – вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела. Но во время работы мастер потерял сознание и, очнувшись лишь на утро следующего дня, еле добрался до своего дома.

Умирая, продиктовал краткое завещание, как и в жизни, он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным» .Тело его погребено в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Микеланджело еще при жизни был почитаем поклонниками и наслаждался огромной популярностью, чего не имели многие его коллеги.

Так, венец творчества гениального мастера Возрождения – величественная статуя “Давида” , перевоплощенная из 5-метровой глыбы испорченного мрамора в шедевр, прославила его на весь мир и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Микеланджело Буонарроти биография художника, творчество, фрески, интересные факты, личная жизнь, скульптуры, достижения, список произведений

Микеланджело является одним из самых известных и крупных мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. За свою жизнь он снискал славу талантливого, непревзойденного скульптора, художника и архитектора, менее известны его стихи. Биография Микеланджело Буонарроти представляет большой интерес для любителей искусства.

Рождение и семья

Полное имя мастера — Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буанарроти Симони. Дата рождения — 6 марта 1475 года. Мальчик появился на свет в городке Капрезе (сегодня Капрезе-Микеланджело), население которого едва превышает 1,5 тысячи человек, в Тоскане. Согласно записям отца, ребенок родился утром в понедельник, в 4−5 часов ночи.

Его отец, Лодовико, был обедневшим флорентийским дворянином. На протяжении нескольких поколений члены семейства Буонарроти работали мелкими банкирами, но отцу Микеланджело не удалось сохранить банк, из-за чего он был вынужден регулярно устраиваться на госслужбу, например, на должность главы администрации. О матери практически не сохранилось сведений, сам Микеланджело в обширной переписке с семейством тоже не упоминал о ней. Известно, что она рано вышла замуж и умерла, когда мальчику было 6 лет из-за истощения, вызванного частыми родами. Помимо Микеланджело, второго сына, от первого брака осталось еще 4 сыновей. Через 4 года после кончины супруги отец женился второй раз.

Читайте также:
Биография Сталина, факты, как пришел к власти, портрет

Учеба и творчество

Отец Микеланджело не мог похвастать хорошим доходом. Денег едва хватало на всех детей, а потому маленького Микеланджело отдали кормилице. Предоставленный сам себе, он быстро научился разминать глину, а после и владеть резцом — еще до того, как начал читать и писать. В 10 лет Микеланджело отдали во флорентийскую школу да Урбино. Однако никакого рвения к учебе мальчик не показал, даже напротив, вместо учебы он предпочитал срисовывать фрески и иконы, а также общаться с художниками. В итоге отце сдался, и обучение Микеланджело пошло в соответствии с его наклонностями:

  • В 1488 году Лодовико отправил 13-летнего сына в мастерскую Доменико Гирландайо, одного из ведущих флорентийских художников. Там мальчик познакомился с основными техниками и материалами, в это же время он сделал первые карандашные копии произведений художников, в которых проявляется его скульптурное видение. Считается, что в это время он написал картину «Мучение святого Антония».
  • Через год Микеланджело переходит в школу скульптора Джаванни, патроном которого являлся Лоренцо Медичи (крайне влиятельный человек во Флоренции). Последний решил оказать покровительство молодому гению и пригласил к себе.
  • В 1490—1492 годах Микеланджело находился при дворе Медичи. Скорее всего, в это время он создал барельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», а в следующие годы «Геркулеса», ныне утраченного.

    После смерти Лоренцо Медичи в 1492 юноша вернулся домой.

    Дальнейшая работа

    В 1494—1495 годах скульптор работал в Болонье, где создал скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он вернулся во Флоренцию, где вырезал «Спящего Купидона» и «Святого Йоханнеса». Первого приобрел кардинал Рафаэль Риарио, после чего пригласил талантливого скульптора в Рим. В течение 5 лет Буонарроти работал там. За это время им созданы «Римская Пьета», «Вакха», «Ангел» и «Бахус». Микеланджело трудился над последним около 2 лет, и хотя некоторые исследователи считают скульптуру первым шедевром мастера, большинство отмечает огромное влияние античности, из-за чего работа выглядит заимствованной, созданной в рамках.

    В 1501 году мастер вновь вернулся во Флоренцию. На протяжении следующих лет он создал такие шедевры:

  • «Давид».
  • Алтарь Пикколомини.
  • «Мадонна Дони».
  • «Мадонна Питти».
  • «Брюггенская Мадонна», второе название «Мадонна с младенцем».
  • «Мадонна Таддеи».

    Также он начал статую «12 апостолов», которая не была закончена. Фактически скульптор успел только сделать предварительную модель апостола Левия Матфея: были намечены контуры тела и нижней части лица, вырезана правая рука и обозначена поза (апостол стоит и опирается левой ногой о камень, держит в левой руке книгу). Из-за незаконченности работы в описаниях часто отмечают необычный эффект: будто апостол хочет вырваться из каменного плена. В 1505 году Микеланджело вызывал в Рим Папа Юлий II. У последнего был заказ на гробницу, работа над которой растянулась на 40 лет (с перерывами). Первые 8 месяцев мастер пробыл в городе Карраре, где выбрал необходимый мрамор. Для гробницы были созданы «Моисей», «Лия», «Связанный раб» и «Умирающий раб». В апреле 1506 года Буонарроти вернулся во Флоренцию, где написал «Битву при Кашине» для Апостольского дворца. Через полгода он уехал в Болонью, где помирился с Юлием II и отлил из бронзы его скульптуру (позднее разрушенную).

    В феврале 1508 мастер вновь приехал во Флоренцию, а уже в мае по заказу Юлия II началась роспись потолка Сикстинской капеллы. Она продолжилась до октября 1512. За это время художником были расписаны тысячи квадратных метров потолка и дальней стены. Это негативно сказалось на здоровье Буонарроти: зачастую он работал один, не прерываясь на сон и еду, часто засыпал на лесах, постоянно вдыхал частицы краски. После смерти Юлия II в 1513 Папой Римским стал Джованни Медичи (после принятия сана — Лев Х), с которым Микеланджело связывала юношеская дружба. Договор на гробницу прошлого Папы был перезаключен, а в 1514 скульптор получил заказ на «Христа с крестом» и капеллу Льва Х (город Энгельсбург).

    Последние годы жизни

    В 1516—1519 мастер провел в многочисленных поездках по Каррару и Пьетразану, где отбирал мрамор для фасада Сан Лоренцо. Следующие 14 лет ушли на создание комплекса Капеллы Медичи (рукам мастера принадлежали архитектурная разработка и скульптуры), а также на проектирование и строительство Библиотеки Лауренцина. Параллельно с архитектурой Микеланджело не забывает и о скульптуре: 1532−1534 — «Дух победы», 1538 — «Брут». Но все же наиболее значимые заказы Буонарроти получил во второй половине жизни:

  • Он закончил 3 этаж фасада и карниз Палаццо Фарнезе для Папы Римского Павла III. Этот римский дворец в стиле Ренессанс был построен в городе Понте. Изначально над зданием работал архитектор Антонио да Сангалло Младший. После его смерти в 1546 году Микеланджело возглавил строительство и внес ряд изменений.
  • Было спроектировано новое убранство Капитолия.
  • В 1547 Буонарроти был назначен главным архитектором собора Святого Петра, что стало для него самым великим достижением в жизни. Над зданием поочередно трудились практически все крупные архитекторы Италии. В 1506 строительство было начато под руководством Донато Браманте, затем перешло к Рафаэлю Санти, после — к Бальдассере Перуцци и Антонио де Сангало Младшему. После их смерти строительство возглавил Микеланджело, заканчивали же работу Джакомо делла Порта и Джакомо Виньола.

    Строительство было окончено только в 1626 году. Кисти Микеланджело принадлежали такие картины: «Сотворение Адама», «Страшный суд», «Всемирный потоп», «Отделение Света от Тьмы», «Ливийская сивилла». Микеланджело работал над ним до самой смерти 18 февраля 1564 года. Мастер не дожил до своего 89-летия несколько дней. Кончина наступила в присутствии 2 врачей, слуги и нескольких скульпторов, в том числе Томмазо Кавальери и Даниеле де Вольтерра. Последний сделал посмертную маску и бюст друга.

    Папа Римский Пий IV собирался похоронить Буонарроти в римском соборе Святого Петра, построив там отдельную гробницу. До этого времени тело перенесли в базилику Санти-Апостоли, откуда в марте его тайно вывезли во Флоренцию. 14 июля Микеланджело Буонарроти был похоронен в церкви Санта-Кроче, рядом с могилой Макиавелли.

    Личная жизнь

    О личной жизни художника практически ничего не известно. Он не женился и не оставил детей, наследство перешло к его племянникам. Известно, что Микеланджело активно переписывался со своим близким другом поэтессой Витторией Колонной, вдовой и влиятельной интеллектуалкой Италии того времени. В 1536 году в 47 лет она приехала в Рим, Микеланджело на тот момент исполнился 61 год. Через 5 лет она вынуждена была уехать, но переписка между ними не прекращалась. Буонарроти даже посвятил женщине несколько сонетов. Сохранившиеся письма до сих пор считаются памятником исторической эпохи, автор выступает в них как великий мыслитель.

    Читайте также:
    Брежнев биография, награды, должности, сроки и период правления

    Важно отметить, что отношения между друзьями были исключительно платоническими. Некоторые исследователи считают, что Микеланджело был гомосексуалом и ценил в подруге ее целомудрие, даже называл ее мужчиной в юбке.

    Внешность и интересные факты

    Существует несколько портретов скульптора, по которым легко восстановить его внешность, однако автопортретов среди них нет. Краткое описание внешности Микеланджело: среднего роста, сильный, с широкими плечами, круглой головой и впалыми щеками, волосы черные, немного кудрявые, довольно редки, светлые карие глаза, нос с маленькой горбинкой, губы тонкие, негустая борода разделена на две половинки. Сохранилось несколько необычных фактов о жизни и творчестве Микеланджело:

  • До него художники не имели права иметь гербы и носить настоящие фамилии. Обычно их называли в честь отцов, городов или профессии: например, Леонардо да Винчи — Леонардо из города Винчи.
  • Во время пребывания во дворе Медичи Пьетро Торриджано в ходе ссоры последний ударом в лицо сломал Буанарроти нос, из-за чего на нем появилась горбинка.
  • Сам Микеланджело был набожным человеком, однако один поступок мучил его до конца жизни. После завершения работы над «Пьетрой» для собора Святого Петра авторство было по ошибке приписано скульптору Кристофоро Солари. Возмущенный Микеланджело не стал терпеть это и высек на поясе Мадонны свою подпись: «Это сделал флорентиец М. Буонарроти». После он глубоко сожалел о вспышке гордыни и больше не подписывал работ, из-за чего его рисунки, живопись и скульптуры находят до сих пор.
  • Скульптор всю жизнь жаловался на нехватку средств и жил крайне экономно: с минимумом мебели, почти без украшений. Однако после его смерти выяснилось, что Микеланджело скопил огромное состояние, в пересчете на современные деньги — около 10 миллионов долларов.
  • Моисей в скульптуре Микеланджело изображен с рогами. Исследователи считают, что это произошло из-за путаницы в переводе Библии: когда Моисей со скрижалями Завета спустился с горы, людям было трудно смотреть на него. Причина обозначена ивритским словом, которое переводится как «лучи» или «рога». Из контекста ясно, что лицо Моисея сияло, то есть испускало лучи, но Буонарроти перевел слово иначе и изобразил неверное толкование.
  • После того как Папа Римский доверил Микеланджело работы над архитектурой собора Святого Петра, Буонарроти пожелал, чтобы в указе было отмечено, что он не берет плату и трудится во имя святой любви к Господу. Так он хотел показать, что высоко оценил высказанное Папой доверие.
  • Завещание Буонарроти было довольно кратко: «Отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным».

    Помимо скульптур, творчество Микеланджело Буонарротио включает в себя стихи и сонеты: их сохранилось около 300. В основном их содержание состоит из описания одиночества, разочарования и идеализации человека. Почти все бумаги Буонарроти сжег перед смертью, но все же уцелевшие стихи были выпущены в 1623 году племянником. Сонеты, посвященные его другу Виттории Колонна, были подвергнуты цензуре, так как вместо «она» было написано «он». При жизни некоторые стихи были положены на музыку.

    Микеланджело Буонарроти является не только одним из величайших скульпторов, архитекторов и художников Италии, но и великим мыслителем и стихотворцем. Еще при жизни он заслужил славу непревзойденного мастера, а после смерти надолго стал примером для подражания. Современники признавали, что скульптуры Микеланджело затмили не только современные ему работы, но также римские и греческие идеалы, например, «Аполлона».

    Микеланджело: жизнь и творчество художника

    Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (1475 — 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

    СОДЕРЖАНИЕ

    БИОГРАФИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО

    Один из известнейших скульпторов, художников, поэтов, живописцев и архитекторов всех времён – Микеланджело Буонаротти родился 06.03.1475 в городе Капрез, где учился в начальных классах, а по окончании, в 1488 году, стал заниматься скульптурой, будучи учеником Бертольдо в мастерской величайшего живописца истории — Доменико Гирландайо.

    Внимание Лоренцо Медичи привлёк талант мальчика, поэтому он принял его в свой дом и финансово помогал Микеланджело развиваться. Когда Лоренцо умер, Буонаротти поехал в Болонью, где возвёл мраморного ангела с канделябром, а также статую для церкви святого Петрония. В 1494 году он снова возвращается во Флоренцию. Начался новый период его творчества, в котором он смело утрировал формы природы, чтобы выразить свои идеи и лучше передать характеры.

    В 1503 году Микеланджело был приглашён в Рим Юлием II, чтобы соорудить надгробный памятник, который Юлий хотел изготовить себе ещё при жизни. Скульптор согласился и приехал. Спустя два года Буонаротти посчитал, что внимания папы к нему недостаточно и, обидевшись, вернулся во Флоренцию.

    В Риме художник находился уже в 1508 году, куда был снова вызван Юлием II, чтобы продолжить начатую работу, а также выполнить новый заказ – украшение потолка Сикстинской капеллы во дворце Ватикана фресковой живописью. Юлий II скончался спустя пару месяцев после завершения росписи Сикстинского потолка.

    Падение Флоренции, грозившее Микеланджело опасностью умереть, произвело в его душе серьёзное потрясение, а также ухудшило здоровье. И будучи итак необщительным и суровым, он стал ещё нелюдимее и мрачнее, погрузившись целиком и полностью в свой идейный мир, что никак не могло не сказаться на характере его творчества.

    В 1532 году он получил приглашение от «нового» папы в Рим, дабы завершить украшение Сикстинской капеллы, изобразив «Страшный суд» на алтарной стене, а «Падение Люцифера» на противоположной. Только первая была исполнена Буонаротти в 1534-1541 без помощников.

    Последними произведениями кисти Микеланджело были фрески в капелле дворца Ватикана. Буонаротти немного позже расстался со скульптурой, своей любимой отраслью, в которой работал, будучи в преклонном возрасте.

    Читайте также:
    Клавдий Птолемей биография древнегреческого ученого, вклад

    Художник занимался архитектурой, доживая свои последние годы. Он был назначен в 1546 году главным зодчим собора Петра, потому как Микеланджело был не только талантлив, но и опытен в деле строительства.

    Микеланджело Буонаротти скончался в Риме 18 февраля 1564 года .

    ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО

    Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490—1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.

    В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496— 1497 гг.) и «Пьета» (1498—1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.

    Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.

    В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.

    После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра.

    Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.

    По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви.

    В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры .

    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО

    Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств еще грудного ребенка отдали на содержание другой супружеской паре Тополино. Именно они научили будущего гения разминать глину и работать резцом раньше, чем читать и писать. Сам Микеланджело говорил своему другу Джорджо Вазари:

    «Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из статуи моей кормилицы».

    Известную статую Давида Микеланджело создал из куска белого мрамора, который остался от другого скульптора. Ценный камень перешел в другие руки только потому, что прежний владелец не смог выполнить работу из этого куска, после чего бросил его.

    Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра, до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.

    Великий мастер часто жаловался на убытки, и его считали бедным человеком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем. В его доме практически не было мебели и драгоценностей. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело собрал целое состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние равнялось десяткам миллионам долларов.

    В Сикстинской капелле Микеланджело разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло четыре года. За это время здоровье мастера сильно ухудшилось – при работе огромное количество краски попадало в его легкие и глаза. Микеланджело работал без помощников, сутками расписывал потолок, забывая о сне, и спал на лесах, не снимая сапоги неделями. Но это, несомненно, стоило таких усилий. Гете писал:

    «Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».

    Зимой 1494 года во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро де Медичи, вошедший в историю под именем Пьеро Невезучий, вызвал Микеланджело и заказал ему вылепить снежную статую. Работа была выполнена, и современники отмечали её красоту, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.

    Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, израильтянам было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато .

    Читайте также:
    Брежнев биография, награды, должности, сроки и период правления

    Микеланджело — гений Возрождения

    По свидетельству современника, он внушал страх даже папам.

    Микеланджело: детство мастера

    Будущий скульптор и художник родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 году отец Микеланджело поместил его учеником в мастерскую. Так начался расцвет гения. За 88 лет своей жизни Микеланджело не просто создал ряд интереснейших произведений искусства, но и стал одной из ключевых фигур эпохи Возрождения.

    Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (на тот момент Микеланджело было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры — это единственная.

    Микеланджело. Источник: wikipedia.org

    Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнажённая фигура человека, выполненная в мельчайших деталях и поражающая своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. И ему пришлось их выучить. Делал он это в монастырском морге, где осматривал мёртвых людей и их внутренности.

    Микеланджело не имел любовных отношений с женщинами до 60 лет. Именно поэтому его женские скульптуры напоминают мужские тела. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу.

    Одна из самых великих работ Микеланджело — свод Сикстинской капеллы, над которой он работал четыре года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и её отдельные части в голове. Не было никаких предварительных эскизов За время работы он не впускал в помещение никого, даже папу римского.

    Статуя Давида: создание шедевра

    Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, который безуспешно пытался с этим куском работать и потом бросил его.

    Помимо полотен и скульптур, Микеланджело создавал стихи. Вот некоторые строки из лирики художника эпохи Ренессанса:

    «И даже Феб объять не в силах разом
    Своим лучом холодный шар земной.
    А нам подавно страшен час ночной,
    Как таинство, пред коим меркнет разум.
    Бежит от света ночь, как от проказы,
    И защищается кромешной тьмой.
    Хруст ветки иль курка щелчок сухой
    Не по нутру ей — так боится сглаза.
    Глупцы пред нею падать ниц вольны.
    Завистлива, как вдовая царица,
    Она и светляков сгубить не прочь.
    Хотя предубеждения сильны,
    От солнечного света тень родится
    И на закате переходит в ночь…»

    Перед своей смертью Микеланджело сжёг множество набросков.

    У многих людей слово «творец» ассоциируется со скромной личностью, не претендующей ни на какие материальные блага. Выражение «художник должен быть голодным» точно не про Микеланджело, потому что он часто работал на заказ.

    К примеру, зимой 1494 года во Флоренции прошёл очень сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро ди Медичи заказал у Микеланджело снежную статую. Художник выполнил заказ, но, к сожалению, никаких сведений о том, как выглядел снеговик, вылепленный Микеланджело, не сохранилось.

    А вот другой пример работы великого мастера на заказ. Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Понтифик предоставил Микеланджело неограниченную свободу в творчестве и денежных средствах. Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй — в Карарру. Вернувшись почти через год в Рим, потратив много денег на доставку мрамора, Микеланджело обнаружил, что Юлий II уже охладел к проекту гробницы. И не собирается оплачивать расходы! Разгневанный скульптор в тот же час всё бросил: мастерскую, глыбы мрамора, заказы — и уехал из Рима без разрешения папы.

    Подобные заказы обеспечили великого творца крупными суммами денег. Как пишет американское издание The New York Times, хоть Микеланджело часто жаловался на убытки и о нём часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионов долларов в современном эквиваленте.

    Также Микеланджело был крайне принципиальным, когда дело касалось творческого процесса. Скульптор никого не считал себе равным. Уступал иногда власть имущим, от которых зависел, но и в сношении с ними проявлял свой неукротимый нрав. По свидетельству современника, он внушал страх даже папам. Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела».

    Микеланджело предъявлял к своим работам высокие требования и строго судил их. На вопрос, что же такое идеальная статуя, он ответил: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы её можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».

    До нас дошло немало суждений Микеланджело о работах других художников. Вот, например, как он отозвался о картине, изображавшей скорбь о Христе: «Поистине скорбь смотреть на неё». Другой творец, написавший картину, где лучше всего получился бык, получил от Микеланджело такой комментарий в адрес своего произведения: «Всякий художник хорошо пишет самого себя».

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: