Мне голос был – анализ, лирическая героиня, жанр произведения

Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно…

Ярчайшим примером произведений революционного времени можно считать стихотворение Анны Ахматовой “Мне голос был”. Именно в нем звучит голос тогдашней интеллигенции, которая попадая в круговорот тех событий, все-таки остается верна своим предпочтениям и взглядам. Самое главное решение – оставаться со своим родным народом на своей земле. Большую роль в написании стихотворения для поэтессы сыграли чувства национальной привязанности. Для нее самой считается позором бросить все и сбежать в неизвестность, так поступать нельзя.

Революционные катаклизмы 1917 года стали для Ахматовой не только горькими, но и тяжелыми, болезненными испытаниями. Эмигрировать или выбрать жизнь на Родине, выбора особо не было, но предать родную землю Анна просто не могла. Стихотворение полностью посвящено тому сложному периоду. Лирическая исповедь героини становится главным сюжетом произведения. “Мне голос был” это отголосок пройденного жизненного пути Ахматовой.

В стихотворении сразу проводится черта между покинувшими страну людьми, эмигрантами, и самой поэтессой. Суровое время, новые социальные и политические события не смогли оставить Ахматову в стороне от всего происходящего, она просто должна была оставить об этом след, хотя бы на бумаге. Тяжелый путь, который прошла поэтесса, помог ей постепенно отказаться от того замкнутого мира в котором она находилась, и выбрать путь общественных интересов.

Героиня Ахматовой достаточно сильная, терпеливая и мужественная личность. Изначально она искушается происходящей ситуацией, но потом отчетливо понятно, что ею будет выбран совсем другой путь, уже другая жизненная позиция. Женщина до такой степени готова разделить все невзгоды и непростую участь страны, что готова терпеть боль и кровь на руках. Сама поэтесса понимает, что какими бы не были тяжелыми переменами, это все же перемены. Она осуждала войны, но и отчетливо осознавала, что именно в пепле войны, в ее руинах, сможет зародиться новый мир и новое общество.

Анализ стихотворения Мне голос был. Он звал утешно…Ахматовой

Произведение А. Ахматовой поднимает патриотическую тему. Начинается «Мне голос был…» с предложения героине покинуть Россию, подальше от кровавых событий. Революция нарушила привычный уклад жизни всей страны. В такое трудное и опасное время, многие интеллигентные граждане эмигрировали за рубеж. Кто – то не принял взгляды новой власти, другие запутались в ситуации, а третьи просто спасали свои капиталы. Но, большинство интеллигенции остались на Родине.

Ахматова решила разделить судьбу России вместе. Она не была на стороне большевиков, не могла понять цели революции. Стихотворение повествует, что немцы близко от Петербурга, в котором власть взял не понятно кто. В это время и поступает предложение об эмиграции. Соблазн уехать туда, где тихая, мирная жизнь большой. Выезд за границу гарантировал безопасность и стабильность. Все переживания за судьбу России пройдут, забудутся.

Героиня не стала слушать недостойные, для ее слуха, обещания. Она твердо, уверенно готова пройти все испытания в стране, где родилась. Так и автор поступил, оставшись на Родине, с желанием быть полезным ей. Поэт высказался как настоящий гражданин, патриот. Если раньше Ахматова писала лирические, на женские темы, стихи, то теперь выразила свою гражданскую позицию. Моральные устои, духовное богатство привели ее к тематике общественной жизни.

Поэтическое творение « Мне голос был…» показывает отношение автора к тем, кто покинул страну, или собирался уехать, когда решается судьба их Родины. Этим отношением Ахматова отделяет себя от эмигрантов. Видимо, в среде творческой интеллигенции были уверенны, зная неприятие поэтом революции, что она покинет Россию. Но, эти люди ошиблись.

Произведение выражает мнение тех граждан, которые, не понимая, не принимая революцию, остались в стране. Они мучились, страдали и ошибались, искали свое место в общественной жизни, находили и теряли, но, все – таки были с народом. Любовь к родной земле для таких людей, не пустой звук. Для них оставить в трудные времена Родину – неприемлемое решение, позор.
Очень жаль, многие люди соблазнились тихой и спокойной жизнью, благополучием, не прислушались к совести. И в наши дни есть те, кто во имя своей наживы, уезжают за рубеж, не пытаясь что – либо изменить на Родине. Но, не исчезнут настоящие патриоты, которые, несмотря на невзгоды и трудности, будут трудиться для России.

Картинка к стихотворению Мне голос был. Он звал утешно…

Популярные темы анализов

Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «звезды закрыли ресницы» было написано в 1893 году, на момент написания этого произведения автору было всего 20 лет. В стихотворении повествуется о предательстве и его тяжелых последствиях.

Фет очень много писал о весне и возрождении к жизни. Ведь это такое время года, когда каждая частичка земли пробуждается после зимней спячки. Это-то время, когда Земля дарит надежду на рождение чего-то нового или забытого

Стихотворение «Бабушкины сказки» было создано Есениным в память о любимой бабушке. Будущий великий поэт жил в доме, принадлежавшем родителям его матери. Папа с мамой поэта однажды очень сильно разругались, так сильно,

В литературе первая половина XIX века характеризуется романтичным настроем, сопровождающимся неким пафосом. Многие романтики этого времени начинают все больше обращаться к темам воли, свободы, различных подвигов и, конечно же,

Стихотворение «Похороны» написано Н.А. Некрасовым в конце июня 1861 г. (исследователи указывают период с 22.06 по 25.06). Произведение было создано в село Грешнево, Ярославской области, где прошло детство поэта. Впервые увидело свет и

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно»

Анна Ахматова в своём творчестве часто использует сочетание личных отношений и гражданских мотивов. Не является исключением ее произведение «Мне голос был. Он звал утешно». Анализ стихотворения поможет понять смысл и тему, вложенные автором. Разбор произведения по плану облегчит подготовку к сочинению в 11 классе.

  1. История создания
  2. Тема и проблематика
  3. Композиция, жанр и средства выразительности

История создания

Произведение Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» является потоком мыслей поэтессы о насущном. Автор описывает то, что творилось у неё на душе в момент написания и то, что происходило с обществом в то время. В 1917, когда поэтесса написала своё стихотворение, в России был разгар революции. Однако в литературе это произведение считается интерпретацией того, что было в стране в начале XX века. Анна Ахматова застала изматывающий голод и красный террор. Она с горестью понимала, что может не пережить вместе со своим сыном это время.

В тот период поэтессе практически не на что было жить, так как её всё реже и реже публиковали в журналах. И это случилось тогда, когда у женщины на руках был маленький пятилетний сын. Муж Ахматовой, поэт Гумилев, на тот момент жил во Франции. Он пытался договориться, чтобы поэтесса смогла эмигрировать к нему. Однако к этому времени они уже были в состоянии разлада, их семейная жизнь как таковая прекратилась, поэтому Ахматова отказалась от такого предложения.

Однако, вероятнее всего, именно Гумилёв послужил прообразом таинственного голоса в стихотворении.

Тема и проблематика

Основная тема произведения заключается в описании кровавой войны и любви к своей Родине. На первом плане стихотворения оказывается сама поэтесса, которая описывает Россию, голос и столицу.

Читайте также:
"Плач Ярославны" анализ произведения, краткое содержание текста, история создания, характеристика обращения, жанр, значение в Слове о полку Игореве

В первых строфах Анна Ахматова описывает образ своей Родины. Она повествует читателю о том, как простой народ с трепетом ждал немецких солдат, которые принесут за собой бесчисленную гибель и разрушения. Поэтесса подмечает ещё и тот факт, что переворот оказал своё влияние не только на общество, но и на церковь: «покинул дух византийства». Неожиданно для читателей начинается описание столицы России. Ахматова сравнивает её с распутной девицей. Вероятнее всего, такое мнение сложилось после революционных событий тех лет.

В третьей строфе читателю представляется образ голоса. Сама лирическая героиня точно не говорит или не знает, кому он принадлежит. Она вспоминает те моменты, когда голос хотел, чтобы поэтесса уехала из России. Он даже был согласен на то, чтобы убрать всю боль, которая осталась в памяти у женщины. Однако героиня настолько верна своей родине, что не стала даже слушать вариант об эмиграции. Она закрыла уши, чтобы не осквернять свой патриотизм и дух. Поэтесса без раздумья сделала свой окончательный выбор.

Стих построен на той мысли, что настоящий патриот никогда не откажется от своей родной страны, несмотря на всё происходящее в ней. Любовь к родине не зависит от обстоятельств, продиктованных властью.

Проблематика произведения:

  • Проблема чести и бесчестия.
  • Проблема нравственного выбора.
  • Проблема патриотизма.
  • Роль войны в истории государства.

Главной мыслью произведения является то, что нельзя поддаваться искушению и предавать свою родную страну в тяжёлые для неё времена. Хотя бо́льшая часть интеллигенции не принимала участия в самих боевых действиях и не приходить на помощь белой армии. В основном люди становились жертвами обстоятельств. Однако те, кто не эмигрировал из страны проявляли прямое сопротивление новой власти.

Таким образом люди показывали, что никакая ситуация не способна заставить их предать свою родину. Никто не мог сподвигнуть настоящего патриота позорно бежать из страны. Бо́льшая часть эмигрантов до конца жизни считали, что предали Россию, и хотели вернуться на родину. Анна Ахматова предчувствовала такой исход, поэтому наотрез отказалась от предложения навсегда оставить свою страну.

Однако за спокойствием поэтессы скрывается страх за собственную жизнь и за жизнь своего маленького сына.

Композиция, жанр и средства выразительности

Само произведение является монологом. Стихотворение разделено на смысловые части: повествование о событиях в стране, описание образа голоса и реакция героини на предложение. Жанром произведения стала гражданская лирика. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.

Для более красочного и чувственного описания всех событий Анна Ахматова в своих произведениях употребляет следующие средства выразительности:

  • Метафоры: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал»; «приневская столица, забыв величие своё… не знала, кто берёт её».
  • Эпитеты: «приневская столица», «скорбный дух».
  • Сравнение: «как опьяневшая блудница».

Краткий анализ стихотворения Анны Ахматовой поможет понять истинный смысл, который заложила поэтесса в произведение.

Полезные материалы по теме:

Портал для школьника. Самоподготовка

Мне голос был художественные средства. «Анализ стихотворения А

Он говорил: “Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный.

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою Боль поражений и обид”.

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный слух.

Творчество Анны Ахматовой относится к направлению модернизм, а если сказать более точно к одному из его течений – акмеизму. Основными чертами акмеизма являются: восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся; склонность к сложному формальному эксперименту; внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека; представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства – все эти черты мы встречаем в стихотворении А.Ахматовой “Мне голос был. Он звал утешно.”.

Данное произведение было написано в 1917 году и напечатано в книге стихов “Белая гвардия”. В этом сборнике отразилось появление новых тенденций в творчестве А.Ахматовой, связанных с политической обстановкой в стране – Мировая война, приближение революции. В связи с этим в лирике А.Ахматовой появляются новые темы и чувство сопричастности к судьбе страны, русскому народу, истории. Явно прослеживается мотив трагической судьбы целого поколения, жившего в данный исторический период. Основная тема стихотворения – патриотизм. Автор отказывается принять революцию, которая повлечет за собой большую беду. А.Ахматова воспринимала судьбу родины как свою. Очень интересно меняется в её творчестве само понятие “родина”. Сначала родиной было родное Царское село, потом Петербург, в период Великой отечественной Анна Ахматова сливается с народом, ощущает себя его частью, считает родиной всю страну. В данном стихотворении она сливается с народом. В течении все своей жизни она не перестает переживать за Россию. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на родине. Поэтому так оскверняют её слух строчки – “Оставь свой край глухой и грешный.//Оставь Россию навсегда”. Ведь главная её любовь – любовь к родной земле. В связи с этим в литературе можно встретить следующие термины А.Ахматова есть поэт – гражданин, поэт-патриот.

Идея стихотворения заключается в том, что лирическая героиня, то есть сама А.Ахматова никогда не покинет Россию, как бы ни было страшно, трудно, тяжело. Она не бросает свою родину, а защищает её. В данном стихотворении мы можем встретить психологический реализм, в частности видим его в эпитетах использованных автором, например: “глухой и грешный”, “черный стыд”, “утешно, равнодушно и спокойно”. С помощью этого лексического средства чувствуется весь трагизм ситуации, вся горечь, печаль. анна ахматова стихотворение анализ

А. Блок очень любил стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”, знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: “Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции — позор”.

Всё случившиеся с Россией в эти годы, Анна Ахматова выразила как личную трагедию, все страдания родины, пропустив через свою душу. Она является истинной патриоткой, и даже сама мысль о том, чтобы эмигрировать из страны, как это сделали многие поэты, для неё была оскорбительна. А. Ахматова навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли.

Читайте также:
Мцыри - краткое содержание поэмы, история создания, анализ

Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» было на­писано А.А. Ахматовой в 1917 году. Революционные катаклизмы стали для поэта тяжелым испытанием, горько страницей в исто­рии страны. Однако для нее не было вариантов – отбыть в эмиграцию или остаться на Родине. Этой теме и посвящено сти­хотворение.

Основная тема его – тема России. Оно относится к граждан­ской, патриотической лирике. Стихотворение построено в фор­ме лирической исповеди героини, имеет некоторые черты жан­ра оды.

Стихотворение открывается мотивом искушения:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

Исследователи неоднократно отмечали связь этого стихотво­рения с пушкинским «Пророком», полярность этих двух сюже­тов. Если у Пушкина голос Бога открывает герою «вечные цен­ности», наделяет его всеведением и всезнанием, указывает на его миссию – жизнь для людей, то у Ахматовой голос беса-искусителя соблазняет героиню временными и сомнительными для нее ценностями: личным покоем, уютом, благополучием. Перед ге­роиней здесь предстает узко-эгоистичный, ограниченный, мещанский мирок. Однако ей удается устоять перед искушением:

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Героиня – сильный, мужественный, терпеливый человек. Это подвижница, готовая разделить с Родиной ее непростую участь: кровь на руках, «боль поражений и обид». «В основе этой реши­мости – христианское смирение, не рассуждающее и не вне­млющее вражеским наветам… Таким образом, патриотическая идея получает здесь вполне отчетливое христианское измере­ние. Все стихотворение проникнуто христианской символикой: упоминания страданий отчизны, «боли поражений и обид» не связаны с характеристикой несправедливого социального уст­ройства или с рассуждениями о бунте «бессмысленном и беспо­щадном»… Переживаемая ситуация мыслится в первую очередь как духовная катастрофа: по определению Ахматовой, Россия – «край глухой и грешный»».

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть – рассказ об искушении лирической герои­ни. Вторая часть – утверждение собственной позиции.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («край глухой и грешный», «скорбный дух», «черный стыд»), метафору («Из сердца выну черный стыд»), анафору («Ос­тавь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»), инверсию («Я кровь от рук твоих отмою»).

Произведение стоит в ряду лирических размышлений поэта о драматической судьбе России – стихотворений «Не с теми я, кто бросил землю…», «Все расхищено, предано, продано…», «Не бывать тебе в живых…», «Родная земля», поэмы «Реквием».

Здесь искали:
  • мне голос был он звал утешно анализ
  • Мне голос был он звал утешно
  • Мне голос был

Множество стихотворений А. Ахматовой поражают тесным сплетением личных и гражданских мотивов. Образцом этого пласта ее лирики является «Мне голос был». Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «Мне голос был» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».

Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».

Эпитеты«приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух» .

Сравнения – столица, «как опьяневшая блудница».

История создания

Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.

В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.

В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.

Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства» . Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.

В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.

В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.

Композиция

Композиция произведения простая. Оно создано в форме монолога лирической героини, который по смыслу делится на части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Жанр произведения – гражданская лирика. Написаны строки произведения четырехстопным ямбом. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Ахматова использовала средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры : «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд ».

Эпитетов меньше, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух» . Сравнение в тексте всего одно – столица, «как опьяневшая блудница».

Читайте также:
Глава Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 10.

Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», вошедшее в сборник стихов «Белая гвардия», А.Ахматова написала в 1917 году. Личные переживания поэтессы были связаны с трудными для России событиями – Первой мировой войной и Октябрьской революцией.

Лирика А.Ахматовой в этот период насыщена образами и цитатами из поэзии А.С.Пушкина и других знаменитых классиков и современников. Происходящие в России события, в т.ч. и политические, всегда находили свое отображение в произведениях поэтессы.

В этом стихотворении показано открытое неприятие

А.Ахматовой революционных событий, и вместе с тем поэтесса не способна оставить Родину в суровые для нее дни.

После Октябрьской революции многие деятели искусства и ученые уезжали за границу. Но другая часть российской интеллигенции, в их числе и А.Ахматова, несмотря на все трудности тех дней, приняли мужественное решение не покидать свою Отчизну.

Основная идея стихотворения – это неприятие революции, патриотизм, мужество и твердость героини. Это произведение наглядно демонстрирует, насколько расширилась тематика стихов А.Ахматовой, которая ранее писала специфическую женскую лирику.

На первом плане – тема России и той эпохи, которая полна противоречий и суровых испытаний. Это произведение является ярким призывом к тем, кто в трудные для своей Отчизны годы собрался ее покинуть.

Благодаря использованию таких выразительных эпитетов, как «утешно, равнодушно и спокойно», «черный стыд», «глухой и грешный», поэтесса выражает свои глубокие, искренние чувства печали и горечи, показывает свое неприятие войны и насилия.

А. Ахматова провела некую границу между собой и эмигрантами, которым несвойственно чувство патриотизма и любви к своей Родине. Поэтесса осуждает всякую войну, а в особенности гражданскую, которая велась между соотечественниками, отказываясь делить их на «белых» и «красных». И, тем не менее, Ахматова понимала, что в это сложное время рождается новый век, в котором происходит переоценка прежних ценностей и создаются новые отношения.

В этом произведении Ахматова впервые предстала как поэт с глубоким чувством патриотизма и гражданского долга. Героиня демонстрирует огромное мужество – она не может бросить свою страну, и согласна разделить с ней страшные испытания. И это несмотря на то, что впоследствии новая Родина принесет ей много страданий, отнимет сына и мужа. Столь мужественный поступок вызывает уважение и восхищение поэтессой.

Это произведение является одним из самых ярких в творчестве Ахматовой революционного периода. В нем с огромной поэтической силой и трагизмом переданы события Октябрьской революции, гражданской войны, вынужденное молчание многих оставшихся в России деятелей искусства. И среди всех этих событий поэтесса осталась истинной патриоткой, которая испытывает глубочайшую любовь к своей Родине.

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,-

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»

Революция 1917 году полностью изменила жизнь Анны Ахматовой. К этому моменту она была уже достаточно известной поэтессой и готовила к публикации свой третий литературный сборник. Однако в одночасье вдруг выяснилось, что ее стихи уже никому не нужны, а все личные сбережения и небольшое наследство от родителей превратились в пыль. Впервые Анна Ахматова, на руках которой остался 5-летний сын, осознала, что может попросту умереть от голода, став еще одной безвинной жертвы красного террора. Действительно, ее практически перестали публиковать, и средств к существованию не было. Что касается супруга, поэта Николая Гумилева, то он в этот момент находился во Франции и ничем не мог помочь семье, хотя и предлагал Ахматовой похлопотать о том, чтобы она смогла покинуть мятежную, бунтующую и голодную Россию.

Именно в этот сложный период жизни, когда весь привычный мир рушился на глазах. Словно карточный домик, Анна Ахматова написала стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». В этом коротком произведении вместились все внутренние переживания и душевные терзания поэтессы, которая стояла перед непростым выбором – сбежать из разоренной России за границу или же разделить вместе с родиной ее непростую, трагическую и печальную судьбу.

Ответ Ахматовой оказался неожиданным и непреклонным. Она не поддалась внутреннему голосу, который нашептывал: «Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда». Вместо того, чтобы паковать чемоданы в надежде на то, что за границей жизнь будет более сытой и привольной, Ахматова решила оставить в сердце «черный стыд», который испытывала, глядя на то, что происходит вокруг. Она сумела оформить развод с Гумилевым и уже через несколько месяцев вышла замуж за ученого Владимира Шилейко, благодаря чему смогла в относительном достатке прожить самые смутные и трагические годы, связанные со становлением советской власти.

Биографы Ахматовой до сих пор спорят по поводу того, на чем же был основан этот брак, и приходят к выводу, что поэтесса поступилась собственными чувствами ради возможности остаться в России и не погибнуть от голода. Фактически, она вышла замуж ради того, чтобы ее маленькому сыну было где жить, и что кушать. Освоившись в новом и таком чужом для нее мире, поэтесса подала на развод и связала свою жизнь с другим человеком. Однако до самой смерти она ни разу не пожалела о том, что в свое время дала беспощадный отпор своему внутреннему голосу, «чтоб этой речью недостойной не осквернялся скорбный слух».

Трудно сказать, знала ли Ахматова о том, что ждет ее впереди. Однако, полностью игнорируя новую власть, она оставалась истинной патриоткой своей страны, разделив ее судьбу не только во время революции, но и в период Великой Отечественной войны, часть которой провела в блокадном Ленинграде. Ее более успешные подруги давно уже устроили личную жизнь в Европе, наблюдая со стороны за тем, как на глазах меняется так любимая ими Россия. Ахматова же оказалась в самой гуще событий и была свидетельницей этих непростых перемен, которые отзывались болью в сердце. Тем не менее, поэтесса признавалась, что чувствовала бы себя гораздо хуже, если бы оказалась по другую сторону баррикад, став сторонней наблюдательницей многих исторических событий. И в этих словах не было иронии, обиды, бахвальства либо желания выставить себя в более выгодном свете. Анна Ахматова искренне считала, что ее жизнь неразрывно связана с Россией, даже если ради этого придется терпеть лишения, оскорбления, обиды, наветы и обман, а также поставить крест на своей литературной карьере, которой поэтесса очень дорожила.

Читайте также:
Левий Матвей - характеристика персонажа Мастер и Маргарита

Философская лирика Федора Ивановича Тютчева — основные темы, мотивы и проблематика

Периоды творчества

В усадьбе Брянского уезда Овстуг 23 ноября 1803 года родился мальчик Федя. Учился он дома и получил хорошее образование. Его отец был дворянином, а мать — дочь Льва Толстого — занималась домашним хозяйством.

Семья была многодетной, кроме Федора, родились четыре мальчика и одна девочка. Все дети обучались дома, но только один из них стал творческой личностью. Остальные связали свою жизнь с дворянским титулом и военным делом. Один из сыновей умер еще во младенческом возрасте.

Федор Иванович Тютчев начал писать стихи еще в детстве, ведь его наставником был поэт С. Раич. Мальчик под его руководством учил латынь, другие древние и иностранные языки, древнеримскую поэзию, самостоятельно переводил труды Горация. А членом Общества российской словесности он стал еще до зачисления в Московский университет.

Все его творчество можно разделить на три периода:

  • начальный — 20-е годы;
  • появление тревожных мотивов — 1830−1840-е;
  • мрачное восприятие жизни — 1850−1860-е.

В начальном периоде Тютчев создает условные стихотворения. Но позже в них появляются рассуждения и мысли о высшей материи. Поэт сумел объединить три темы: любовь, природу и философию.

Во втором периоде творчество становится более глубоким. Кроме описания природы и любовной лирики, появляются тревожные ноты. Изменяется эмоциональный окрас стихов. А третий период характеризуется мрачным восприятием действительности. Поэт все больше проникался безысходностью, не обращал внимания на счастливые моменты.

Современные критики объясняют, почему поэзию Тютчева называют философской. Дело в том, что поэт не гнался за славой и достатком, он писал только ради возможности выразить свои мысли, поделиться размышлениями с окружающими. Его стихотворения публиковались с помощью товарищей и родственников, сам автор редко принимал участие в подготовке и правках.

Творческий путь: сборники, циклы

Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.

Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.

Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева. В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.

Основные мотивы

Философская лирика всегда подразумевает размышления о смысле бытия, цели существования человека, жизненном предназначении. Все это описал Тютчев в своих стихотворениях. Его лирика отличается от работ других поэтов. Автор предстает перед читателем в образе философа, тонкого психолога, глубоко мыслящего человека, мастера метафор и сравнений. И до сих пор остается актуальной философская лирика Тютчева. Стихи его пронизаны проблемами и рассуждениями.

Независимо от тематики произведений, читатель всегда вслушивается в слова автора, а затем и задумывается над ними. Любое стихотворение Тютчева начиналось с мысли, которая проходила через него красной нитью и надолго оставалась в сердце человека. Поэт смешивал свои размышления с образами природы, сам проникался ими.

Он передавал свои эмоции и впечатления с помощью художественных приемов, делился с читателями взглядами на разные сферы жизни. Для Федора Ивановича творчество было способом выразить себя, выплеснуть то, что больше не могло накапливаться у него в душе. Он не думал о публикациях, критике и мнении окружающих.

Поэтический стиль

Во многом эти глубокие философские идеи предопределили и поэтический стиль Тютчева. Как мы выяснили ранее, композиционная особенность произведений Тютчева – это фрагментарность, сжатость, афористичность, наличие повторяющихся образов-дублетов.

Ю. Н. Тынянов утверждал, что творчество поэта являет собой переразложение жанров ораторского искусства и романтических фрагментов, таким образом, представляя собой уникальный сплав художественных средств. Наиболее частыми из них стали развернутые эпитеты и сравнения, метафоры, глубокая образность.

Своеобразные «маленькие оды» Тютчева стали переходным звеном между пушкинской и некрасовской эпохами, благодаря незаурядной личности и таланту поэта ставшие образцом удивительного лирического многообразия и поэтической философии.

Автор: Елизавета Весна
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Космос и хаос

Тютчев неразрывно связывает проблемы человека и всей Вселенной, описывает борьбу противоположностей, сопоставляет целостность мира и его разруху. Мотивы хаоса и космоса часто можно заметить в его лирике. Поэт много рассуждал об основах жизни, двойственности мироздания, проблематике существования человечества.

День Федор Иванович называл другом, исцелением скорбящей души, покровом для деятельности. Ночь в его лирике предстает бездной, мглой и страхами. Но в некоторых строках поэт сам себе противоречит. Он называет хаос родным, притягательным и прекрасным. Его характеристика дается в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?».

Хаос автор рассматривает как начало мироздания, из которого появилось все живое во Вселенной. День переходит в ночь и наоборот, и так продолжается уже миллионы лет. Светлая и темная сторона космоса связаны, они не могут существовать друг без друга.

Эта вечность кажется прекрасной поэту. Ведь и человеческая жизнь постоянно повторяется: одни умирают, а другие рождаются. Но и следующие поколения все так же будут видеть солнечный свет, ночное небо, вдыхать аромат цветов и морской бриз.

Список стихотворений, в которых кратко упоминаются хаос и космос:

  • «Сижу задумчив и один»;
  • «Последний катаклизм»;
  • «День и ночь».

Тютчев одновременно боялся и ждал тьмы. При свете дня он не мог полностью выразить свои мысли, но с приходом сумерек словно возрождался. Темная сторона его души со всеми страхами обнажалась ночью, позволяя заниматься творчеством.

Хаос он сравнивал с устройством цивилизации. Его борьба с космосом отражалась в общественной жизни, ведь в годы работы Тютчева устанавливался порядок в буржуазной Европе. Он не усмирял население, а только пробуждал его новыми потрясениями.

Последние годы жизни


Анна Тютчева — дочь Федора Тютчева. 1862. Фотография: Ипполит Робийяр / ftutchev.ru


Елена Денисьева с дочерью Еленой. 1862–1863. Фотография: ftutchev.ru


Федор Тютчев. 1867. Санкт-Петербург. Фотография: Сергей Левицкий / ftutchev.ru

Читайте также:
Сочинение на тему: "Был ли иной путь у Катерины" ✒ рассуждение о жизни и судьбе главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», причина выбора

С 1860-х Федор Тютчев часто болел. Елена Денисьева писала сестре: «Федор Иванович опять заболел и сильно: он в постели, и не менее как на неделю…». В 1864 году у них родился третий ребенок — сын Николай. Вскоре после этого Денисьева тяжело заболела и умерла. Тютчев писал об этом: «Пустота, страшная пустота… Даже вспомнить о ней — вызвать ее, живую, в памяти, как она была, глядела, двигалась, говорила, и этого не могу. Страшно, невыносимо…». В следующем 1865 году заболели и умерли два младших ребенка Тютчева и Денисьевой — Елена и Николай. Старшего сына Федора забрала к себе дочь поэта Анна Тютчева. В это время почти все стихи посвящал Тютчев погибшей возлюбленной, много размышлял о старости и близкой смерти.

«Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет — и не может. Нет ни полёта, ни размаху – Висят поломанные крылья, И вся она, прижавшись к праху, Дрожит от боли и бессилья…»

Отрывок из стихотворения «О, этот Юг, о, эта Ницца!», 1864 год

В 1870-х ухудшилось и здоровье самого поэта. Вскоре после смерти Денисьевой у него умерла мать. Наум Берковский писал: «Тютчев был тяжело болен, но болезни своей признавать не хотел и порывался к деятельной жизни». Тютчев не уходил со службы и не слушал советов врачей, которые рекомендовали ему уехать в имение и пожить в спокойствии. В последние годы жизни поэт испытывал проблемы со зрением и речью, не мог писать, но продолжал диктовать стихи и статьи. Тютчев внимательно следил за франко-прусской войной и выписывал газеты, со всеми посетителями обсуждал свежие новости. В 1872 году он писал дочери: «По своему неисправимому легкомыслию я по-прежнему не могу не интересоваться всем, что происходит в мире, словно мне не предстоит вскоре его покинуть…». Вскоре умерла любимая дочь поэта Мария. Незадолго до смерти Тютчев сочинил свои последние стихотворения «Бессонница» («Ночной порой в пустыне городской…») и «Все отнял у меня казнящий Бог…».

Федор Тютчев умер 27 июля 1873 года в Царском селе. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Вечность Вселенной

Хотя хаос и космос вечны, основные философские вопросы лирики Тютчева касались и кратковременной жизни человека. Общество не всегда соблюдает законы природы, отказывается жить по ним. Из-за этого возникают проблемы, сталкиваются характеры. В своей лирике поэт писал о постоянной борьбе.

Стихотворения о вечном мире и жизни человека:

  • «Певучесть есть в морских волнах»;
  • «Наш век»;
  • «Дума за думой, волна за волной».

В первом произведении лирический герой предстает грустным. Его печалит, что человечество в погоне за призрачной свободой отказывается соблюдать законы мироздания. Нужно придерживаться порядка, чтобы не возникали проблемы, касающиеся всего мира.

Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.

Поэта беспокоит ограниченность мыслей и сознания. Даже принадлежность к аристократическому классу не расширяет эти возможности. Автор сожалеет, что не может познать все тайны бытия. Но он смиряется с безграничностью природы, ее возвышением над человеком. Мир продолжает развиваться, не замечая смертей и страданий. Это беспристрастие огорчает и одновременно восхищает Тютчева.

При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.

Описание природы

Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.

Описываемые объекты у Тютчева выступают не отдельно, а общей картиной. Важными направлениями для него были пейзажи и человеческая сущность. Автор старался объединить их в своих строках.

Он использовал красивые метафоры и эпитеты: всеобъемлющее море, лучистая река, опрометчиво-безумная гроза, золотой осенний вечер, полураздетый лес. Природа и человек для него — неотъемлемые составляющие Вселенной. Как льдины в холодном океане, люди плывут к определенной цели. Но все они приходят к общей границе — смерти. Они сливаются с роковой бездной, становятся единым целым.

Описанные Тютчевым картины природы наталкивают читателей на мысли о своем «Я». Жизнь — это всего лишь короткий миг, но он наполнен глубоким смыслом. Даже в простых событиях поэт наблюдает не случайности, а заранее предопределенные явления.

Незначительные ситуации могут влиять на ход истории. В природе ничего не происходит просто так. Радуга появляется, чтобы известить об окончании дождя. Влага питает землю, благодаря чему растут цветы и деревья. Шторм вспенивает море, очищает дно и берега. А солнечные лучи согревают все живое, прогоняют холод и сырость.

Так происходит и в жизни человека. Неприятности закаляют дух, делают личность сильнее и выносливее. А отдых и маленькие радости позволяют расслабиться и почувствовать себя счастливым. Природа и человек неразрывно связаны, они находятся в постоянном взаимодействии.

Фёдор Тютчев — не дипломат, но мыслитель

Карьерные успехи Тютчева на дипломатическом поприще не были впечатляющими. В 1841 году его даже отправили в отставку и удалили из Министерства иностранных дел за нерадение по службе. Его главные достижения заключались в другом. Тютчев был человеком, умевшим находить общий язык с интеллектуалами по всей Европе, человеком, которого принимали на равных и в Англии, и в Германии, и во Франции главные мыслители того времени. Он был одним из самых уважаемых политических публицистов.


Портрет Тютчева. Ипполита Рехберг, 1838. (rbth.com)

Уже потом, согласно воспоминаниям людей, трудившихся в те годы в военных и внешнеполитических ведомствах в Британии, Германии, Франции, многие ссылались на статьи Тютчева, публиковавшиеся в европейской прессе, отмечая, что в них они впервые ощутили ток мировой истории и впервые разглядели очертания будущих европейских войн.

Любовная лирика

Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.

Читайте также:
История создания романа Герой нашего времени - кратко

Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.

Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.

Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.

Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.

Пророчество

Тема пророчества является важной в творчестве Тютчева. Но и она раскрывается по-особенному. Но это не предсказания пушкинского или библейского провидца — это прорицания пифии. Между ней и людьми должен существовать посредник, другими словами жрец. Поэт занимает скользящую позицию: он то жрец, то пифия. Тютчев иногда дает пророчествам истолкования, но они, как и жреческие, далеко не однозначны, не до конца ясны. Читатель должен мыслить самостоятельно, истолковывать (как в античности).

Философская лирика Тютчева. Философские мотивы в лирике Тютчева

Философские произведения – это особый жанр — размышления о многих вечных и непроходящих проблемах, например, о смысле человеческой жизни, о том, какие ценности могут быть в жизни человека, о назначении самого человека в этой непростой жизни и, соответственно, о месте человека в жизни. И все это находит отражение в творчестве талантливейшего поэта Ф.Тютчева, но если перечитать тютчевские произведения, то можно понять, тютчевская философская поэзия – это, конечно же, величайшие лирические творения непревзойденного мастера, который необычайны по глубине, отличаются расноплановостью, метафоричностью, психологизмом. Ф.Тютчев – это мастер, слово которого очень весомо и своевременно независимо от того, от того, какое столетие. Именно философский характер тютчевской лирики таков, что она не только воздействует на читателя, но и смогла повлиять на творчество других литераторов: поэтов, критиков и писателей, которые жили в разные эпохи. Так, тютчевские мотивы можно встретить в фетовской лирике, в стихах Ахматовой и Мандельштама, в романах Ф.Достоевского и Льва Толстого.

Периоды творчества

В усадьбе Брянского уезда Овстуг 23 ноября 1803 года родился мальчик Федя. Учился он дома и получил хорошее образование. Его отец был дворянином, а мать — дочь Льва Толстого — занималась домашним хозяйством.

Семья была многодетной, кроме Федора, родились четыре мальчика и одна девочка. Все дети обучались дома, но только один из них стал творческой личностью. Остальные связали свою жизнь с дворянским титулом и военным делом. Один из сыновей умер еще во младенческом возрасте.

Федор Иванович Тютчев начал писать стихи еще в детстве, ведь его наставником был поэт С. Раич. Мальчик под его руководством учил латынь, другие древние и иностранные языки, древнеримскую поэзию, самостоятельно переводил труды Горация. А членом Общества российской словесности он стал еще до зачисления в Московский университет.

Все его творчество можно разделить на три периода:

  • начальный — 20-е годы;
  • появление тревожных мотивов — 1830−1840-е;
  • мрачное восприятие жизни — 1850−1860-е.

В начальном периоде Тютчев создает условные стихотворения. Но позже в них появляются рассуждения и мысли о высшей материи. Поэт сумел объединить три темы: любовь, природу и философию.

Во втором периоде творчество становится более глубоким. Кроме описания природы и любовной лирики, появляются тревожные ноты. Изменяется эмоциональный окрас стихов. А третий период характеризуется мрачным восприятием действительности. Поэт все больше проникался безысходностью, не обращал внимания на счастливые моменты.

Современные критики объясняют, почему поэзию Тютчева называют философской. Дело в том, что поэт не гнался за славой и достатком, он писал только ради возможности выразить свои мысли, поделиться размышлениями с окружающими. Его стихотворения публиковались с помощью товарищей и родственников, сам автор редко принимал участие в подготовке и правках.

Рождение философской поэзии в русской литературе

Конец 18-го — начало 19-го вв. — период расцвета оказавшей большое влияние на судьбы европейской цивилизации немецкой классической философии. В России в 1820-е годы начинает складываться поэзия, получившая впоследствии название философской. Для нее характерен не просто интерес к общечеловеческим, бытийным проблемам, что было важно всегда для литературы и чем была отмечена, к примеру, поздняя лирика Пушкина. Возникло стремление воплотить с помощью слова научные философские идеи, а порой и конкретные философские системы.

Основные мотивы

Философская лирика всегда подразумевает размышления о смысле бытия, цели существования человека, жизненном предназначении. Все это описал Тютчев в своих стихотворениях. Его лирика отличается от работ других поэтов. Автор предстает перед читателем в образе философа, тонкого психолога, глубоко мыслящего человека, мастера метафор и сравнений. И до сих пор остается актуальной философская лирика Тютчева. Стихи его пронизаны проблемами и рассуждениями.

Независимо от тематики произведений, читатель всегда вслушивается в слова автора, а затем и задумывается над ними. Любое стихотворение Тютчева начиналось с мысли, которая проходила через него красной нитью и надолго оставалась в сердце человека. Поэт смешивал свои размышления с образами природы, сам проникался ими.

Он передавал свои эмоции и впечатления с помощью художественных приемов, делился с читателями взглядами на разные сферы жизни. Для Федора Ивановича творчество было способом выразить себя, выплеснуть то, что больше не могло накапливаться у него в душе. Он не думал о публикациях, критике и мнении окружающих.

Со вкусом философии

Произведения Тютчева носят в основном философский характер, хотя в его арсенале были стихи политического и исторического содержания. Но как говорил Тургенев: «Тютчев — это поэт мысли. Мыслью начинается каждое его стихотворение, и вспыхивает она, как огненный маяк».

Конечно, глупо рассматривать его произведения сквозь призму действующих философских школ и концепций. Намного важнее понять, какие мысли и чувства скрываются за этими тезисами. Для России Тютчев был поэтом будущего: то, что в Европе уже давно стало обыденностью, только начинало зарождаться в его родной стране. Но стоит отдать ему должное: он, пришедший из отсталой страны, стал своим в этом новом мире, что уже оправился от Французской революции и строил новое буржуазное общество. В отличие от своих братьев по перу, Тютчев никому не подражал, не воспроизводил на свет подсобных иллюстраций для других авторов. Он имел свой взгляд и свою мысль, которые так ярко прослеживаются в его лирике.

Читайте также:
Весенние воды - анализ, история создания, жанр, тема и идея

Космос и хаос

Тютчев неразрывно связывает проблемы человека и всей Вселенной, описывает борьбу противоположностей, сопоставляет целостность мира и его разруху. Мотивы хаоса и космоса часто можно заметить в его лирике. Поэт много рассуждал об основах жизни, двойственности мироздания, проблематике существования человечества.

День Федор Иванович называл другом, исцелением скорбящей души, покровом для деятельности. Ночь в его лирике предстает бездной, мглой и страхами. Но в некоторых строках поэт сам себе противоречит. Он называет хаос родным, притягательным и прекрасным. Его характеристика дается в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?».

Хаос автор рассматривает как начало мироздания, из которого появилось все живое во Вселенной. День переходит в ночь и наоборот, и так продолжается уже миллионы лет. Светлая и темная сторона космоса связаны, они не могут существовать друг без друга.

Эта вечность кажется прекрасной поэту. Ведь и человеческая жизнь постоянно повторяется: одни умирают, а другие рождаются. Но и следующие поколения все так же будут видеть солнечный свет, ночное небо, вдыхать аромат цветов и морской бриз.

Список стихотворений, в которых кратко упоминаются хаос и космос:

  • «Сижу задумчив и один»;
  • «Последний катаклизм»;
  • «День и ночь».

Тютчев одновременно боялся и ждал тьмы. При свете дня он не мог полностью выразить свои мысли, но с приходом сумерек словно возрождался. Темная сторона его души со всеми страхами обнажалась ночью, позволяя заниматься творчеством.

Хаос он сравнивал с устройством цивилизации. Его борьба с космосом отражалась в общественной жизни, ведь в годы работы Тютчева устанавливался порядок в буржуазной Европе. Он не усмирял население, а только пробуждал его новыми потрясениями.

Творческий путь: сборники, циклы

Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.

Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.

Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева. В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.

Вечность Вселенной

Хотя хаос и космос вечны, основные философские вопросы лирики Тютчева касались и кратковременной жизни человека. Общество не всегда соблюдает законы природы, отказывается жить по ним. Из-за этого возникают проблемы, сталкиваются характеры. В своей лирике поэт писал о постоянной борьбе.

Стихотворения о вечном мире и жизни человека:

  • «Певучесть есть в морских волнах»;
  • «Наш век»;
  • «Дума за думой, волна за волной».

В первом произведении лирический герой предстает грустным. Его печалит, что человечество в погоне за призрачной свободой отказывается соблюдать законы мироздания. Нужно придерживаться порядка, чтобы не возникали проблемы, касающиеся всего мира.

Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.

Поэта беспокоит ограниченность мыслей и сознания. Даже принадлежность к аристократическому классу не расширяет эти возможности. Автор сожалеет, что не может познать все тайны бытия. Но он смиряется с безграничностью природы, ее возвышением над человеком. Мир продолжает развиваться, не замечая смертей и страданий. Это беспристрастие огорчает и одновременно восхищает Тютчева.

При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.

«Нам не дано предугадать»

Лучшим примером философской лирики поэта можно назвать стихотворение, состоящее всего лишь из одной строфы, но при этом имеющее законченную мысль. Стихотворение «Нам не дано предугадать» образно можно поделить на две части. В первой поэт говорит о человеческой непредсказуемости. Он не знает, как общество воспримет его творчество (а эта проблема была всегда актуальной, если дело касалось русской поэзии). И вместе с тем , это можно понять, как и то, что человеку тоже стоит задуматься о своем повседневном общении. Тютчев считает, что не хватит никаких слов, чтобы выразить все то, что творится на душе, чтобы обрисовать кому-то свой внутренний мир, и нет слов, которые заставят собеседника по-настоящему понять тебя.

Вторая часть стихотворения описывает результат, то есть реакцию на высказанные слова. Тютчев пишет, что для человека нет ничего лучше, чем доброе отношение окружающих к нему в частности и к произнесенным кем-то словам. Вот только неизвестно, будет такой реакция или нет. И все это говорит лишь об одном: в человеческом общении невозможно достичь гармонии.

Описание природы

Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.

Описываемые объекты у Тютчева выступают не отдельно, а общей картиной. Важными направлениями для него были пейзажи и человеческая сущность. Автор старался объединить их в своих строках.

Он использовал красивые метафоры и эпитеты: всеобъемлющее море, лучистая река, опрометчиво-безумная гроза, золотой осенний вечер, полураздетый лес. Природа и человек для него — неотъемлемые составляющие Вселенной. Как льдины в холодном океане, люди плывут к определенной цели. Но все они приходят к общей границе — смерти. Они сливаются с роковой бездной, становятся единым целым.

Описанные Тютчевым картины природы наталкивают читателей на мысли о своем «Я». Жизнь — это всего лишь короткий миг, но он наполнен глубоким смыслом. Даже в простых событиях поэт наблюдает не случайности, а заранее предопределенные явления.

Незначительные ситуации могут влиять на ход истории. В природе ничего не происходит просто так. Радуга появляется, чтобы известить об окончании дождя. Влага питает землю, благодаря чему растут цветы и деревья. Шторм вспенивает море, очищает дно и берега. А солнечные лучи согревают все живое, прогоняют холод и сырость.

Читайте также:
Преступление и наказание - краткое содержание по главам и частям

Так происходит и в жизни человека. Неприятности закаляют дух, делают личность сильнее и выносливее. А отдых и маленькие радости позволяют расслабиться и почувствовать себя счастливым. Природа и человек неразрывно связаны, они находятся в постоянном взаимодействии.

Немного о поэте

Тютчев родился в семье дворян, происходивших из старинного рода. Детство провел в родовом имении в Орловской губернии. Его первым учителем был поэт Семен Егорович Раич, именно он привил будущему стихотворцу любовь к поэзии, знакомя маленького Тютчева с лучшими произведениями мировой литературы.

Начиная с 1819 года Федор учится на словесном отделении Московского университета. В 1822 году приступает к службе в Министерстве иностранных дел. В этом же году благодаря связям получает рабочее место в Мюнхене, но лишь через 6 лет сможет немного повысить свое служебное положение. Однако Тютчев никогда не хотел делать карьеру, хотя дополнительные финансовые возможности не были бы для него лишними. 22 года Федор провел за границей, дважды был женат и в совершенстве владел французским языком. Даже переписку вел на французском, однако никогда не терял связи со своей родной Россией.

Любовная лирика

Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.

Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.

Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.

Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.

Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.

Пророчество

Тема пророчества является важной в творчестве Тютчева. Но и она раскрывается по-особенному. Но это не предсказания пушкинского или библейского провидца — это прорицания пифии. Между ней и людьми должен существовать посредник, другими словами жрец. Поэт занимает скользящую позицию: он то жрец, то пифия. Тютчев иногда дает пророчествам истолкования, но они, как и жреческие, далеко не однозначны, не до конца ясны. Читатель должен мыслить самостоятельно, истолковывать (как в античности).

Философская лирика Тютчева

Тютчев – мастер философской лирики

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.
Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Философские мотивы в лирике Тютчева

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И.Тургенев, говоря, что любое стихотворение «начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож, –

читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»

Вечность мира и временность человека

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в «призрачной свободе».

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?

Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. «Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…»
В стихотворении «Наш век» поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, «ропщет и бунтует», и так, мятущийся, «невыносимое он днесь выносит…»

Читайте также:
Преступление и наказание - краткое содержание по главам и частям

В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:

Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

В небольшом стихотворении «Дума за думой, волна за волной…» Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им «сродство природы и духа или даже их тождество»:
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, –
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Природа как часть целого

Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем. Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе».

Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек. Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:

Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя.

Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,

Так современных проявлений
Смысл иногда и бестолков… –
…Иной, ты скажешь, просто лает,
А он свершает высший долг –
Он, осмысляя, развивает
Утиный и гусиный толк.

Философское звучание любовной лирики

Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Поэт, критик, философ Д. Мережковский оценил силу слова поэта, умение кратко сказать многое о существовании мира так: Анализ философской лирики Тютчева приводит нас к убеждению, что поэт, приближаясь к «живой колеснице мирозданья», всю жизнь глубоко чувствовал «порог двойного бытия» души человека, земное, смертное и вечное космическое начало, единство миров человека и природы, и именно благодаря этому поэзия его вневременна.

Философская лирика Тютчева

Философские мотивы

Тютчевских философских поэтических мотивов много, но все они звучат так сильно, что заставляли читателей всегда вслушиваться и обязательно вдумываться в стихотворные мысли поэта. И эту тютчевскую особенность всегда безошибочно мог распознать и И.Тургенев, который всегда с восхищением относился к творениям этого поэта. Он утверждал, что тютчевская лирика особенная, а каждое его стихотворное творение, по тургеневским словам:

Тютчевская космическая тема и тема хаоса

У Ф.Тютчева в лирике поэтический и человеческий миры тесно и неразделимо или неразрывно связаны между собой, также связана и Вселенная с человеческим родом. И это можно объяснить тем, что основа всех тютчевских стихотворений – это понимание самого поэта мира как нечто общего и мировой целостности, но как раз эта самая целостность и требует борьбы, напряженной и жестокой, противоположностей. Особо значимы в тютчевской лирике такие мотивы, как:

Он рассматривает эти мотивы, как основу любой жизни вообще, что позволяет говорить о двойственности всего мироздания. О чем же еще размышляет поэт Ф.Тютчев? Прежде всего, это день и ночь, который первым поэт называл блистательным, покровом, друга и человека, и богов. День в представлении поэта-философа поможет исцелять больные души. Но и ночь в тютчевском описании необычна: бездна, в которой открываются и проявляются все человеческие страхи. Размышляет поэт-философ и о хаосе, и о свете.

Читайте также:
Мцыри - краткое содержание поэмы, история создания, анализ

В одном из своих стихотворение он обращается к ветру и просит его, чтобы не пел больше своих страшных песен, в которых слышен хаос, ведь ночь душа желает любить и мечтать о любви. Но если все эти чувства, которые бурей проносятся по жизни человека, теперь утихли, то ветер своими песнями может теперь их опять разбудить. Например, это тютчевское стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?» очень интересно по содержанию и глубине:

Но как интересно описывает поэт-философ хаос: он и притягательный, и прекрасный, и родимый. Именно хаос является частью мироздания, на основе которой появится все остальное: и день, и ночь, и космос, точнее его светлая сторона. И так до бесконечности: опять придет новое лето, и снова будут листы, и розы опять зацветут.

Мир вечен, а жизнь человека временная

Такие вечные понятия, как космос, хаос и бездна в тютчевских стихотворениях всегда сравнивается с жизнью человека, которая имеет определенный срок. Но не всегда сам человек доживает свою жизнь до конца, так как нарушает те законы, которые устанавливает сама природа. Посвященных этой теме тютчевских произведений довольно много. Например, «Певучесть есть в морских волнах». Здесь поэт-философ говорит о том, что в природе все созвучно, так как в ней есть всегда порядок, но и тут же лирик жалуется на то, что свое разобщение с природой человек начинает ощущать и понимать только тогда, когда он начинает хоть немного ощущать природу. Он говорит, что разлад с миром природы проявляется в том, что человеческая душа и море поют не вместе, а по – разному.

Ф.Тютчев показывает в своих произведениях, что душа человека отражает порядок мироздания, так как в ней есть и определенная смена дня и ночи, а также свет и обязательный хаос, который действует разрушительно, но может и созидать. Рассмотрим тютчевское стихотворение «Наш век», в котором лирик размышляет о том, что человек стремится к свету, так как сам не понимает и не знает ничего, но когда он получает этот свет, то продолжает роптать и бунтовать, человек начинает метаться. В этом же произведении поэт-философ сожалеет, что человеческое познание имеет предел и не может проникнуть до конца во все тайны бытия. Понятно, что человек в небе быстро устает, и по сравнению с божественным огнем человек предстает пылью.

Но природа не останавливается и, не заботясь о человеке, движется дальше, ее развитие продолжается. Природа превращается в бездну, которая готова поглотить любого. Но этот природный звук можно услышать и в другом тютчевском стихотворном творении – «Дума за думой, волна за волной…», которое по объему небольшое. Дума человека подобна волне, они подчинены одной стихии, а сердец в тютчевском восприятии подобно морю, где нет берегов. Только сердце заключено в человеческом организме и не имеет такой свободы, как моря, которое вечно просторно и свободно. Но зато у них похожи прибои и отбои, их мучает один и тот же призрак, несущий в себе тревогу и пустоту.

Природа у лирика Тютчева как часть целого

Всю тютчевскую поэзию пронизывает особое космическое направление, которое постепенно превращает ее в философию, которая уже потом характеризуется общностью и вечностью. Поэт-философ пытался отразить в своих произведениях вечные темы небытия. Но лирик описывает все, что видит, не детально, а в их общих проявлениях, как единую стихию природы. Поэтому так интересна тютчевская пейзажная лирики, которая также является частью целого, общего.

В стихотворных тютчевских творениях можно увидеть много разных обликов, созданных поэтом – философом. Он описывает радугу, стаи журавлей и тот шум, который они создают, огромнейшее море, которое в себя заключает многое, река, которая имеет золотистый и алый оттенок, лес, который уже полураздет, день и вечер осени или весны. Интересно тютчевское описание грозы, оно необычное и безумное, но это безумство опрометчивое. Но все описуемое лириком все равно в его произведениях является частью космоса, частью всеобъемлющего. И опять у Ф.Тютчева действует цепь, которую он выстраивает во всех своих стихотворных творениях: вселенная и природа и человек. Об этом и его стихотворение с необычным названием «Смотри, как на речном просторе…». Читателю дается возможность наблюдать за тем, как по реке движутся льдины.

Но сам же лирик говорит о том, что все они всегда плывут к одному месту и когда-нибудь они, безразличные и бездушные, сольются с бездной, которая, по мнению поэта-философа, всегда роковая. Через картины природы лирик пытается добраться до самой сути человека. Он спрашивает читателя, что может быть в этом и есть назначение и судьба человека. Очень простое тютчевское произведении «В деревни» тоже посвящено этой теме. В нем поэт-философ легко описывает обычный эпизод, который встречается в реальной жизни часто. Пес решает немного погоняться за утками и гусями. Но лирик видит это событие неслучайным, он говорит о том, что эта небольшая шалость собаки смутила величавый покой и это тоже роковой натиск природы, который проявил пес в стаде, где поселилась лень. И выясняется, что поступок собаки совсем не бестолковый, а он совершает самый высший долг, пытаясь развить в птичьей стае хоть какой-то толк.

Философское звучание тютчевской лирики о любви

Философская лирика находит отражение во всех тютчевских стихотворениях, ив любви тоже. Эти мысли о философии рождают в его душе лишь только прекрасные и сильные чувства. Так, в любовной лирике поэта – философа основной мотив – это признание, который длится и за пределами тютчевской лирики. Его знаменитое творение «О, как убийственно мы любим…» любовь и космос переходит то в состояние покоя, то это вечная борьба. Но только этот поединок, как говорит лирик в произведении «Предопределение», всегда будет роковым. Любовь у лирика разная: она то похожа на солнечный луч, сочетаемого с огромнейшим счастьем и обязательно должно быть нежность и вместе с тем это чувство страсти и страдания, которая легко разрушает жизнь человека и его душу. Об этом весь его Денисьевский цикл, где много прекрасных тютчевских творений о любви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: