Модернизация российского образования: задачи и концепции

Минпросвещения России в 2021 году продолжит решать приоритетные задачи в рамках нацпроекта «Образование» и других мероприятий

В прошлом году России удалось улучшить свои показатели, касающиеся вхождения в десятку лучших стран мира по качеству общего образования, а также успешно реализовать ряд проектов, связанных с организацией бесплатного горячего питания, строительством школ, развитием системы воспитания, несмотря на сложности, возникшие из-за пандемии коронавирусной инфекции. Об этом 30 апреля заявила заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова, подводя основные итоги 2020 года в сфере образования и воспитания на итоговой коллегии Минпросвещения России.

«Нам удалось улучшить свои показатели на 0,5% в международных рейтингах. Пусть это небольшой шаг, но в сложный период 2020 года для системы образования это очень важно», – отметила она.

По словам вице-премьера, масштабная программа, реализуемая Минпросвещения России совместно с регионами, позволит создать к 2024 году не менее 1300 новых школ и в том числе решить проблему ветхих зданий в сельской местности. Этот проект частично осуществляется с использованием механизма государственно-частного партнёрства и с участием государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

Также параллельно будут осуществляться поэтапное обновление ФГОС, доработка и гармонизация обновлённых примерных основных общеобразовательных программ.

«Минпросвещения совместно с экспертами и регионами провело серьёзную работу по новым ФГОС общего образования. Не так давно рабочая группа, созданная по поручению Президента, одобрила проекты ФГОС и предложила Минпросвещения провести заключительный этап по их утверждению», – информировала Татьяна Голикова.

Она также особо остановилась на задаче, поставленной в Послании Президента России Федеральному Собранию, которая касается обновления инфраструктуры педвузов.

«Президент сосредоточил внимание на приоритете подготовки учителя и на ближайшие два года предложил выделить 10 млрд рублей на обновление материально-технической базы педвузов. И здесь важно не просто обновить её, но и содержательно изменить систему подготовки педагогических кадров», – сказала она.

Кроме того, Татьяна Голикова подчеркнула важность доведения доплат за классное руководство до кураторов учебных групп техникумов и колледжей и продолжения работы по контролю за организацией бесплатного горячего питания в школах. Она призвала сделать акцент на мониторинге в области школьного питания для своевременного принятия необходимых управленческих решений и обеспечении обратной связи с родителями.

В своём докладе Министр просвещения Сергей Кравцов обозначил приоритетные направления работы Министерства. В текущем году оно будет уделять особое внимание повышению образовательных результатов, созданию современной образовательной среды и условий обучения для учащихся и педагогов, развитию системы воспитания и образовательной инфраструктуры в целом.

Так, продолжится создание новых школьных и дошкольных мест, а к 2024 году 27 тысяч сельских школ оснастят современным оборудованием. Также Министерство просвещения будет в экспериментальном режиме внедрять цифровую образовательную среду в 15 субъектах Российской Федерации и в рамках этого проекта в том числе обеспечит компьютерным оборудованием почти 33 тысяч школ.

«Хотел бы подчеркнуть, что дистанционные технологии никогда не заменят традиционной системы обучения. Мы создаём безопасную среду с проверенным содержанием в дополнение к традиционной системе образования», – отметил Министр.

Глава Минпросвещения информировал, что ведомство также ведёт активную работу по обновлению примерных основных общеобразовательных программ, созданию единой системы управления качеством образования.

«Мы организовали работу по примерным программам, разъяснению и информационному сопровождению реализации ФГОС, работе с учителями, приступили к разработке базового содержания образования для старшей школы», – информировал он.

Министр подчеркнул, что по итогам проведения ВПР, ЕГЭ, ОГЭ должны приниматься управленческие решения, направленные на методическую помощь конкретным школам, учителям и ученикам.

Читайте также:
Финансовые институты - классификация и роль в жизни общества

Другими ключевыми задачами на 2021 год станут развитие системы воспитания, СПО и педагогических вузов, совершенствование содержания педагогического образования. Сергей Кравцов рассказал, что Министерство делает особый акцент на приведении образовательных программ в колледжах и техникумах в соответствие с запросами региональных рынков труда. Кроме того, планируется реализация проекта «Профессионалитет», в рамках которого будет введён новый уровень образования в сфере СПО.

Также Министр информировал, что в плановом режиме проходит подготовка 35 тысяч учреждений для летнего отдыха 6 миллионов ребят. При этом детские летние лагеря и центры отдыха включены в программу по компенсации затрат на поездки по России, поэтому в этом году государство будет возвращать половину стоимости путёвки при поездке детей в летний лагерь.

В своём выступлении руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал о главных инструментах, которые позволяют получать объективные результаты оценки качества образования, таких как проведение ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов, всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования и международных исследований.

Анзор Музаев сообщил, что 13 мая пройдёт широкомасштабная апробация проведения ЕГЭ по различным предметам, готовности пунктов, системы видеонаблюдения, оборудования, организаторов.

Председатель Общественного совета при Министерстве просвещения Виталий Сурвилло подвёл главные итоги деятельности Общественного совета в 2020 году. Он сообщил, что при совете в том числе функционируют рабочие группы по воспитательной работе с детьми и молодёжью в системе общего и дополнительного образования, организации детского летнего отдыха, а также планируется создание отдельной рабочей группы по подготовке педагогических кадров. Всего состоялось шесть заседаний, на которых обсуждались вопросы, связанные с повышением престижа профессии учителя, обеспечением детей горячим питанием, совершенствованием аттестации школьников.

«Роль Общественного совета – доносить до Министерства тревоги общественности, конструктивные предложения, разъяснять позицию ведомства гражданам. Отрадно видеть, что по большинству направлений мы совпадаем. Мы все – и родители, и учителя, и Министерство – заинтересованы в том, чтобы образование наших детей было эталонным», – отметил он.

Отдельной темой заседания итоговой коллегии стало развитие системы воспитания в России. Заместитель Министра просвещения Денис Грибов подчеркнул, что это одна из приоритетных задач нацпроекта «Образование», которая требует межведомственного взаимодействия. Она предполагает разработку программ воспитания для профессиональных и дошкольных образовательных организаций, а также появление 2500 советников директоров по воспитательной работе и по взаимодействию с детскими общественными объединениями в десяти пилотных субъектах Российской Федерации в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».

«С 1 сентября наличие рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы станет обязательным для всех образовательных организаций без исключения. Каждая программа воспитания и календарный план воспитательной работы включают блок общероссийских ценностей и ориентиров, региональные особенности, а также опыт и практики, традиции, существующие в образовательных организациях», – информировал Денис Грибов.

Особое внимание будет уделяться развитию кадрового потенциала в этой сфере, методической поддержке педагогов, усилению воспитательного компонента в системе педагогического образования, а также вовлечению детей в общественно полезную деятельность через развитие школьных музеев, институтов ученического самоуправления, программ профориентации, волонтёрства и реализацию различных проектов.

Справочно

30 апреля 2021 года состоялось заседание коллегии Минпросвещения России, на котором были рассмотрены итоги деятельности Министерства просвещения Российской Федерации за 2020 год, задачи на 2021 год, а также развитие системы воспитания в Российской Федерации. Заседание проходило в прямой трансляции на официальном сайте ведомства и в аккаунтах соцсетей. Запись можно посмотреть по ссылке.

Читайте также:
Альтернативная гражданская служба в РФ - специфика и условия

Лекция №1. Концепция модернизации Российского образования

КУРС ЛЕКЦИЙ

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Для специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

Составил: преподаватель Шкуро П.И.

г.Краснодар 2010 г.

Составлена в соответствии с

к минимуму содержания и

уровню подготовки выпускника

На заседании кафедры Педагогики Зам. Директора по УР

и информационных технологий ___________ Г.А. Словцова

__________ В.Н.Легкая «____» ______________ 2010 г. «____» ______________ 2010 г.

Автор: Шкуро Павел Иванович, преподаватель КГТК

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция №1. Концепция модернизации Российского образования. 3

Лекция №2. Приоритеты образовательной политики. 5

Лекция №3. Основные направления образовательной политики. 7

Лекция №4. Закон РФ «Об образовании». 9

Лекция №5. Государственный образовательный стандарт СПО. 32

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН.. 57

Лекция 6. Устав Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа (КГТК). 60

1. Общие положения. 61

3. Образовательная деятельность Учреждения. 65

5. Обучающиеся Учреждения. 71

6. Работники Учреждения. 72

7. Экономическая деятельность Учреждения. 73

8. Учет, отчетность и контроль. 77

9. Международная и внешнеэкономическая деятельность Учреждения. 77

10. Виды локальных актов, 78

11. Реорганизация и ликвидация Учреждения. 78

Лекция 7. Самостоятельная работа студентов. 79

Основная литература. 95

Концепция – (conception – понимание, система) ведущий замысел.

Тенденция – (направленность) направление развития.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, а также необходимостью преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала (уровень развития интеллекта человека). Российская система образования базируется на замечательных принципах советской школы, но в связи с переходом России на демократический путь развития в системе образования появляются новые тенденции и направления.

Концепция модернизации российского образования определяется в законе РФ “Об образовании”, Федеральном законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, а также в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы и …? … в Национальной доктрине образования (лат doctrina – учение, совокупность принципов) в РФ до 2025 года.

1.1 Российское образование и тенденции мирового развития.

Образовательная политика России учитывает тенденции мирового развития, которые требуют вносить корректировки в систему образования. Мировые тенденции заключаются в следующем:

· ускорение темпов развития общества;

· переход к постиндустриальному информационному обществу;

· расширение масштабов межкультурного взаимодействия;

· возникновение и рост глобальных проблем, которые м.б. решат лишь в результате международного сотрудничества;

· сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда в результате динамического развития экономики;

· возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения Россией места в ряду ведущих стран мира, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования. Особое значение будет иметь плодотворное сотрудничество и сохранение общего образовательного пространства со странами Сотрудничества Независимых Государств (СНГ).

1.2. Новые социальные требования к системе российского образования.

Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Новая личность должна обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образования становится мощной движущей силой экономического роста, повышения конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его важнейшим фактором национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Читайте также:
Цивилизационный и формационный подходы: отличия, положения

Надлежит обеспечить равный доступ молодых людей к полноученному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

1.3. Состояние российской системы образования и необходимость её модернизации.

В связи с переходом России к новому строю (от социализма к капитализму) в 90-х годах прошлого столетия, перед образованием возникли новые проблемы и задачи. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием. Эта тендеция породила академическую автономию высших и средних учебных заведений. Открылась масса всевозможных оримеалов в самых отдалённых регионов России, что неизбежно привело к падению качества образования. Профессиональное образование не решило проблему “кадрового голода”, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работника.

Правительством были приняты в 90-х годах законы РФ “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

В последние годы наметился опережающий рост затрат на образование, увеличение зарплаты работникам образования и науки, что несомненно должно сделать привлекательность образовательной сферы и улучшить качество подготовки специалистов.

Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти, в обеспечении высокого и современного качества образовательных учреждений, независимо от их правовых форм, систематическом анализе потребности рынков труда.

1.4. Цели и основные задачи модернизации образования.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Цель модернизации образования состоит в создании и механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели будут решаться в первоочередном порядке следующие задачи:

· обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

· достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования;

· формирование в системе образования – нормативно-правовых механизмов использования внебюджетных ресурсов;

· повышение социального статуса и профессионализма работников образования.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Цели модернизации образования м.б. достигнуть только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, общественных организаций с родителями и работодателями.

| следующая лекция ==>
Развития отрасли | Лекция №2. Приоритеты образовательной политики

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019.

  • 26-01-2019, 00:40
  • ЕГЭ по обществознанию / Экономика ЕГЭ
  • pushkin
  • 16 236

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

Потребитель

Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

1) Домохозяйства и индивиды как потребители товаров и услуг (личное потребление)
2) Фирмы (производители) как потребители инвестиционных товаров (производственное потребление)
3) Государство как потребитель товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей всего общества в товарах общественного назначения (общественное потребление)

Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя:

1) Семейный (потребительский бюджет) – баланс денежных доходов и расходов семьи
2) Цены на товары и услуги
3) Ассортимент предлагаемых товаров и услуг

Читайте также:
Социальное неравенство ℹ определение, виды, критерии и формы, причины расслоения современного общества, проблемы, функции и задачи, примеры

Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема потребительского выбора.


Факторы, влияющие на потребительский выбор:

1) Ограниченность ресурсов
2) Мода и динамика социального спроса
3) Полезность благ – удовольствие, удовлетворение, которое получает человек от их потребления.
4) Период потребления (товары кратковременного пользования и длительного потребления)

Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
Рациональное поведение потребителя характеризуется взвешенностью действий, логичность принятых решений, оценка возможных вариантов покупки, сопоставление результатов с затратами, ограничение покупок суммой дохода.

В странах с централизованной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Основные принципы поведения потребителя на рынке

  • Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями.
  • Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, т. е. действует в рамках разумного эгоизма.
  • Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, т. е. стремится выбрать такой набор благ, который принесёт ему наибольшую общую величину полезности.
  • При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом.
  • Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
  • При составлении бюджета семьи используются показатели номинальных (денежных) доходов.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:

1) Заработная плата
2) Социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии)
3) Доход от предпринимательской и иной деятельности
4) Доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам)

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объёма конечных доходов на индекс потребительских цен.
Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части.

Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т. п.).

Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги.

Потребительские расходы бывают:

1) Обязательные (минимально необходимые) – расходы на питание, одежду, транспортные расходы, оплату коммунальных услуг.
2) Произвольные – покупка книг, картин, машин и др.

Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.

Читайте также:
Фашизм и нацизм - определение и значение терминов, в чем разница

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

С появлением экономической науки (более 300 лет назад) главным принципом экономического поведения человека стал принцип рациональности, который позволяет выбрать решения, дающие наибольшие результаты производства при минимальных затратах ресурсов.

Рациональное экономическое поведение – это такое поведение экономического субъекта, которое заключается в его стремлении получить при минимальных затратах максимум результата.

Рассмотрим рациональное поведение основных экономических субъектов: потребителя и производителя.

Потребитель – это тот, кто приобретает в магазине необходимые товары, пользуется услугами парикмахера, обращается за медицинской помощью или обучается в образовательных учреждениях. Каждый из нас является потребителем. Кроме физических лиц (граждан) потребителями являются юридические лица (предприятия, фирмы) и государство. Основной целью потребителя является получение максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг. Как известно, человеческие потребности не ограничены, но возможности их удовлетворения ограничены. Поэтому потребитель, исходя из имеющихся у него возможностей (семейного бюджета, цены, ассортимента), задаётся вопросами, что приобрести в первую очередь, как выбрать качественный товар, как сократить финансовые потери и сберечь деньги. В решении этих вопросов заключается рациональный выбор потребителя. Для того, чтобы потребитель мог сделать правильный и грамотный выбор, о котором он не пожалеет в будущем, ему необходима достаточная информация о соотношении цены и качества товара или услуги, об ассортименте товара и прочее. Получив необходимую информацию, он оценивает возможные варианты и принимает решение о покупке.

Основным ограничителем возможности купить товар или услугу является уровень доходов потребителя. Источниками доходов являются заработная плата, дивиденды, пособия, пенсии, доход от бизнеса, доход от собственности (например, от сдачи квартиры в аренду). Доход гражданина или семьи обычно распадается на две части: одна – расходы на покупку необходимых товаров и услуг, вторая – на сбережения. Потребительские расходы бывают обязательными – расходы на еду, одежду, коммунальные услуги и произвольными – расходы на покупку книг, бытовой техники, машин.

Задумывается потребитель и о том, каким образом сберечь и приумножить свои доходы. Для него важно знать, какими способами можно сберечь свои средства, в какие активы вкладываться. Главной целью потребителя в этом случае является сохранение денег от обесценивания. У него есть множество вариантов реализации данной цели. К примеру, он может открыть сберегательный счёт в банке, купить ценные бумаги, приобрести недвижимость (дом, квартиру, земельный участок), застраховать своё имущество и прочее. Правильно размещённые сбережения позволяют потребителю иметь дополнительный доход, осуществлять дорогостоящие покупки, оплатить образование, повысить профессиональный уровень. Нужны сбережения и на “чёрный день”. Делая рациональный выбор варианта сбережения денег, потребитель анализирует его надёжность, величину процента, а также способность лёгкого обмена на наличные деньги (ликвидность).

Производитель – это частный предприниматель или фирма, занимающаяся изготовлением и продажей товаров и услуг. Доход производителя от продажи называется выручкой. Средства, вложенные в производство, образуют затраты (издержки). Разница между выручкой и затратами составляет прибыль производителя. Основной целью производителя является получение наибольшей прибыли при наименьших затратах. Эта цель и определяет рациональный выбор производителя в решении главных экономических вопросов, что, как и для кого производить. Он использует различные комбинации факторов интенсивного и экстенсивного роста производительности труда.
Дополнительные материалы к уроку :
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Рациональное поведение потребителя»

Читайте также:
Образование, определение ✔ в педагогике, функции, содержание, роль образования в жизни человека, уровни, формы, степени и структура общего образования, основные задачи

Интеллект-карта по обществознанию №34

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто – то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

О рациональном поведении потребителя

В 2020 году Всемирная организация потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.

15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель».

Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.

Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.

В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — так называемым суверенитетом потребителя. Этапы рационального поведения потребителя:

— поиск информации о товаре или услуге;

— оценка возможных вариантов покупки;

Защита прав потребителя осуществляется в соответствии с одноименным законом. Он устанавливает требования к качеству товара, правилам его продажи и обслуживания. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, т.е. обеспечивать наличие в продаже комплектующих, расходных материалов, запасных частей. Если срок службы товара не установлен, то он приравнивается к десяти годам.

На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Изготовитель вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель, продавец или уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя, которые ему предоставлены законом «О защите прав потребителя». К таковым правам относят право потребителя по своему выбору:

— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

Читайте также:
Функции государства - методы, классификация, признаки, содержание

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Срок гарантийного ремонта при этом не может составлять более 45 дней. На время ремонта покупатель вправе потребовать предоставить ему товар с теми же основными характеристиками во временное пользование;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В отношении технически сложного товара вышеуказанные действия потребитель может осуществить только в течение двух недель со дня покупки. После двух недель в течение гарантийного ремонта технически сложный товар можно потребовать отремонтировать за счет продавца или изготовителя. Во всех случаях это можно осуществить только при обнаружении в товаре недостатков, т.е. в отношении товара ненадлежащего качества.

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (т.е. качественный товар) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Однако не все товары можно обменять. К товарам надлежащего качества, которые не подлежат обмену, относят технических сложные товары, бытовую химию, лекарства, книги и т.п.

Интересные факты. Закон «О защите прав потребителей» многократно расширяет права покупателя в сравнении с теми, которые предоставлены ему Гражданским кодексом РФ. Обычно при возникновении споров иски подаются в суд по месту жительства или нахождения ответчика и при этом облагаются судебной пошлиной. Иски о защите прав потребителей истец-покупатель вправе подать по своему выбору по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли- продажи, месту нахождения продавца. Такие иски, кроме того, не облагаются судебной пошлиной.

2.16 Рациональное экономическое поведение

Экономическое поведение – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.

Потребление – использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей. 1

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя:

  • семейный (потребительский) бюджет – баланс денежных доходов и расходов семьи;
  • цены на товары и услуги;
  • ассортимент предлагаемых товаров и услуг. 2

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. К примеру, если гражданин затратил немало денег в ресторане при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами – это будет примером рационального поведения.

В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения – т.н. суверенитетом потребителя.

Суверенитет потребителя и производителя в рыночной экономике – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.

Этапы рационального поведения потребителя:

  • осознание необходимости покупки;
  • поиск информации о товаре или услуге;
  • оценка возможных вариантов покупки;
  • принятие решения.

При принятии решения потребителем, работником, семьянином, гражданином в расчёт принимается, прежде всего, его доход. Доход может быть выражен в денежных единицах, а может в объёме благ, которые можно на него приобрести. Исходя из этого, можно выделить виды дохода:

  • номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции;
  • реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. При инфляции падает покупательская способность денег, поэтому уменьшается реальных доход. И пусть человек получает ту же сумму дохода, только на неё в условиях инфляции можно приобрести всё меньше и меньше товаров номинальный доход не изменяется, а реальный уменьшается.
Читайте также:
Социальные нормы - функции, понятие и виды, примеры, классификация

Виды потребительских расходов:

  • обязательные, минимально необходимые расходы, без которых невозможно обойтись (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);
  • произвольные (туризм, книги, картины, машины).

Структура доходов и расходов в странах с разной степенью развития различается. В отсталых странах основная часть дохода семьи идёт на обязательные расходы, при этом может даже не хватать доходов на покрытие таких расходов в полной мере. В развитых странах значительную часть расходов составляют произвольные. На основе анализа доходов и расходов экономисты вычисляют уровень жизни.

Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Для характеристики уровня жизни используются многообразные показатели: потребление на душу населения, реальные доходы населения, обеспеченность жильём, показатели развития образования, здравоохранения, социального обеспечения. 3

Качество жизни – включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др. 4

Цель производителя в рыночной экономике – получение большей прибыли при наименьших затратах. Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объем выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах? Показателем эффективности использования ресурсов является производительность:

  • объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат;
  • объем благ, которые удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода.

Пути увеличения производительности:

  • расширение объемов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь – количественное изменение ресурсов: увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников);
  • увеличение эффективности их использования (интенсивный путь – улучшение качественных характеристик ресурсов, улучшение их продуктивности или производительности).

Производительность труда – результативность труда, измеряемая количеством продукции, произведенной в единицу времени.

Факторы (способы) роста производительности труда:

  • разделение труда, или специализация;
  • использование новой техники или технологии;
  • уровень образования и профессиональной подготовки работников;
  • эффективность управленческих решений.

Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды, направленная на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Виды предпринимательства:

  • производственное предпринимательство (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
  • коммерческое предпринимательство (состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции);
  • финансовое предпринимательство (разновидность коммерческого предпринимательства);
  • посредническое предпринимательство (проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны);
  • страховое предпринимательство (особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

Формы предпринимательства

По признаку объектов предпринимательства

  • Малый бизнес (до 50 человек):
Читайте также:
Урбанизация - определение, главные общие черты глобального процесса

Франчайзинг – система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.

Венчурная фирма – коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях.

  • Средний бизнес (до 500 человек) – непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
  • Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) – отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию. 5

По типу фирм

  • полные товарищества – организации, имеющие складочный капитал, разделенный на доли, представляющие собой договорные объединения предпринимателей, несущих ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом, и предполагающие их личное участие в делах товарищества;
  • товарищества на вере (или коммандитные товарищества) – товарищества, состоящие из двух категорий участников: полных товарищей, солидарно несущих полную ответственность по обязательствам товарищества, и вкладчиков (коммандитистов), несущих лишь риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности товарищества;
  • общества с ограниченной ответственностью – организации, имеющие уставный капитал, разделенный на доли, представляющие собой объединения капиталов и не предполагающие личного участия членов общества в его делах. Участники общества не отвечают по его обязательствам;
  • акционерные общества (публичные и непубличные) – хозяйственные общества, образованные одним или несколькими лицами, не отвечающими по обязательствам общества, но несущие риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Уставный капитал акционерного общества разделен на доли, права участников на которые устанавливаются в соответствии с приобретенными акциями;
  • помимо названных коммерческие организации могут быть созданы в форме производственного кооператива – объединения лиц (не менее пяти) для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, имущество которого складывается из паев членов кооператива;
  • унитарные предприятия – особые коммерческие организации. 6

Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

  • свобода предпринимательской деятельности;
  • инициативная и самостоятельная деятельность;
  • получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
  • юридическое равенство различных форм собственности;
  • законность в предпринимательской деятельности;
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • государственное регулирование (прямое – регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции; косвенное – льготные кредиты, льготы по налогообложению).

Функции предпринимательства:

  • ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
  • организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
  • творческая (использование новаторства в деятельности). 7

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Содержание:

Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.

Типы рационального поведения

  1. Личные интересы составляют основу рационального поведения.
  2. Определение задач диктуются рациональным поведением.

Главный постулат рациональностиполучение прибыли при минимальных усилиях.

Рациональность можно разделить на:

Полная – комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли.
Ограниченная – совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды.
Органическая – формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора.

Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.

Читайте также:
Цивилизационный и формационный подходы: отличия, положения

Виды потребления

  • Производственное – применение сырья в ходе изготовительного процесса.
  • Непроизводственное – использование произведённого продукта для удовлетворения нужд общества.

Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.

Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.

Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.

Этапы рационального поведения

  1. Сопоставление товара и пользы, приносящей им;
  2. Осмысление известных сведений о продукте или поиск новых;
  3. Оценка приобретения;
  4. Решение о покупке или не покупке товара.

Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.

Источники денежного дохода потребителя

  • Вознаграждение за производственный труд – заработная плата;
  • Бюджетные выплаты (пенсии, субсидии, стипендии);
  • Денежная прибыль за предпринимательство;
  • Доход от имущества или ценных бумаг.

Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.

Виды потребительских расходов

  1. Минимальные или же базовые расходы – средства личной гигиены, одежда, продукты питания, затраты на транспортные средства и т.д.
  2. Произвольные – мебель, техника, учебники, велосипед и т.д.

Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.

Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.

Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.

Рациональное поведение производителя

Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.

Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.

Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.

Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.

Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.

Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.

Виды предпринимательства

Формы предпринимательства

  1. По объектам:
    • Малый бизнес – включает в себя до 50 человек, используемых на производстве.
    • Средний бизнес – включает в себя до 500 человек, используемых на производстве.
    • Крупный бизнес – включает в себя 1000-2000 тысяч человек, используемых на производстве.

  2. Тип фирмы:
    • Индивидуальное предпринимательство – предпринимательство, которым единолично владеет индивид.
    • Партнёрство – совместное владение бизнесом двух человек.
    • Кооператив – совестное ведение бизнеса с 3-мя и более людьми.
    • Корпорация – совокупность индивидов, ведущих совместную предпринимательскую деятельность.

Предпринимательство заключает в себе следующие функции:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: