Новорожденный ударение на каком слоге ставится читайте онлайн

Как научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах?

Вопрос правильного произношения и восприятия речи острее всего встает к периоду подготовки ребенка к школе. И касается это не только произнесения звуков, но и постановки ударения. Как родителям научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах, если он постоянно путается?

Почему это важно?

Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности:

  • новые понятия, входящие в лексикон дошкольника, будут восприниматься им неправильно, что грозит низкими оценками за грамотность;
  • у малыша не возникает прямой связи между произносимыми словами и понятиями, которые они обозначают, а это затрудняет развитие интеллекта;
  • неизбежно возникнут сложности при обучении навыкам письма и чтения.

Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить. Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом. Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов.

Поэтому важно следовать двум важным правилам.

  1. С дошкольником нужно всегда говорить правильно, давая нужный пример, произнося все слова четко, без искажений.
  2. Речевое окружение должно быть максимально активным: малышу проговаривают все, что происходит, что делают, собираются делать, куда идут, что видят, что для чего нужно и т. д.

Игры в помощь

Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше шестилетнего возраста – примерно после 4 лет, когда ребенок учится составлять сложные предложения, активно пополняет свой лексикон. К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов).

После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. Это интересно и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков».

Какие это должны быть игры? Вот несколько примеров.

  • «Позови слово». Чтобы позвать кого-то, малышу придется протянуть ударный слог. Покажите ему, как нужно звать: «маааа-ма», «коооош-ка», «ка-чееее-ли». Пусть ребенок зовет предметы, в которых неправильно ставит ударение. Сначала берут слова из двух слогов, затем трех и т. д.
  • «Молоточек». Когда малыш говорит, отстукивайте каждый слог игрушечным молоточком по столу (а лучше по коленке, чтобы ребенок чувствовал, что на ударном слоге удар молоточка сильнее).
  • «Угадай, какое слово?» Произносите слова с неправильным ударением, показывая малышу, что слово становится неузнаваемым (например: что такое «коле́со»?). Пусть он вас исправит. Часто такие ошибки дети делают в именах. Можно потренироваться на них, исказив для начала имя самого ребенка.
  • «Переборы». Предложите дошкольнику перебрать все варианты ударений в слове (мо́локо, моло́ко, молоко́), а затем выбрать тот, при котором слово узнаваемо и понятно.
  • «Крик и шепот». Произнесите проблемное слово. Пусть малыш сначала прокричит его, а затем прошепчет. Это позволяет избежать произнесения всех слогов нараспев.
  • «Раскрась букву». Если дошкольник уже умеет читать, можно предложить ему закрашивать ударную букву.

Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у дошкольника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение.

Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть».

Чтобы дошкольнику было легче отыскать ударный слог, не нужно произносить слова, «разрубая» их на слоги. Слово должно звучать слитно, с протягиванием ударного слога.

Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов. Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, повышать самооценку.

Правильное ударение: как научить ребенка, играя

Каждый родитель с трепетом ждет, когда начнет говорить его кроха. Первые слова, лепетания – все это мило и трогательно. Но ближе к школе взрослые замечают, что ребенок неправильно ставит ударение в некоторых, иногда во всех, словах. В этом нет ничего страшного, проблему легко можно устранить, если заниматься с ребенком. Рекомендации специалистов подскажут родителям, как ребенка научить ставить ударение в словах.

Действительно ли важно – правильно ставить ударение

Постановка ударения так же важна, как грамотное написание слов. Это – неотъемлемая часть изучения родного языка. Правильно ставить ударение в словах нужно для того, чтобы распознавать в потоке речи отдельные слова. Часто ударение нужно для смыслового определения слова. В одном и том же слове ударение может поменять полностью смысл. Например, мУка и мукА, трУсы и трусЫ.
Бывает, что неправильное ударение может испортить впечатление о собеседнике. Достаточно услышать позвОнишь, катАлог и сразу возникают сомнения по поводу образованности человека. Это примерно то же самое, как читать письмо (сообщение) со сплошными ошибками. Особенно остро это чувствуется, когда речь идет об общении с человеком, который обучает других людей.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 2 класса 4 четверти

Подходящий возраст для обучения правильному ударению

В корне неверны рассуждения взрослых о том, что ребенка всему должны научить в школе. Если пустить на самотек такую ситуацию, то можно получить самые негативные последствия. Одно из них – насмешки одноклассников. Особенно остро на них будет реагировать стеснительный ученик. Если во время чтения или в разговоре он произносит слова неправильно, это вызывает смех сверстников. В итоге ребенок может замкнуться в себе из-за страха сказать неправильно, что скажется на дальнейшем обучении.

Точного возраста, когда стоит приступать к занятиям, нет. Одни дети начинают говорить рано, другие – поздно. Поэтому ориентироваться надо на конкретного ребенка и темпы его развития. Как только малыш заговорит, поправлять его надо сразу, чтобы он привыкал к правильному произношению.
Если родители упустили этот момент, то начинать надо в любое время, как только заметили, что проблема существует. Ждать, что с возрастом пройдет (наши пресловутые «выговорится» и «перерастет») не стоит. Научиться правильно говорить и ставить ударение на ранней стадии легче, чем исправлять запущенную форму.

Важно! Ни в каком возрасте ребятишкам не пойдут на пользу коверканные слова, которые они слышит от взрослых. «Хаясё» вместо «хорошо», «асета» вместо «конфета» и другие подобные слова воспринимаются малышом, как норма. Если взрослые с улыбкой коверкают речь, когда крохе 2-3-4 года, то ребенок просто не поймет, почему вдруг в 5-6-7 лет это перестало быть нормой и почему вдруг его за это ругают.

Причины неправильной постановки ударения

Проблема неправильного ударения присуща большому числу детишек. Это не аномалия, не редкость, поэтому и паниковать не стоит. Специалисты видят основные причины неумения определять ударения в следующем:

  1. Окружение и качество общения. Если ребенок постоянно слышит слова с неправильным ударением, то велика вероятность, что и он будет так говорить, принимая услышанное за верный вариант. Бывает, что родственники, услышав от ребенка неправильное произношение, начинают повторять – в шутку, потому что посчитали это произношение забавным. Это в корне неверные действия.
  2. Всегда надо поправлять дитя, мягко, без агрессии. Родителям надо следить, какие мультфильмы смотрит ребенок, в некачественной анимации встречается проблема неправильного ударения. Родственники и все, кого ребенок часто слышит, оказывают прямое влияние на речь. Важно просить всех говорить правильно.

Дефицит общения. С детьми любого возраста важно много разговаривать. Много читать, обсуждать, объяснять. Так у малыша формируется словарный запас. Если он испытывает дефицит общения, то попросту не знает – как правильно надо ставить ударение в словах.

  • Лепетанье. Во многих семьях есть привычка общаться с крохой на его языке, так называемое сюсюканье, что накладывает отпечаток на формирование речи. С детьми так нельзя разговаривать, это наносит вред развитию. Всегда надо называть предметы и явления своими именами. Ребенок может не выговаривать сразу большинство слов, но если он будет слышать правильный вариант, то рано или поздно начнет произносить правильно. Если же взрослые постоянно называют предметы «детским» языком, то и малышу трудно понять, как надо.
  • Непонимание, зачем нужно ударение. Детям непонятно, что значит ставить ударение, куда падает ударение, как оно может «стоять и падать». У них буквальное восприятие. Поэтому надо объяснять важность и значимость до тех пор, пока ребенку не станет понятно.
  • Важно! Для малолетних детей в большинстве случаев родители – самые авторитетные взрослые. Поэтому они будут перенимать манеру общения. Задача взрослых – подать правильный пример речевого общения.

    Как научить детей правильно ставить ударение

    Цель родителей – в наиболее доступной форме объяснить ребенку необходимые знания (слоги, ударение). Менторский тон и суровый взгляд отобьют желание учиться. Заставлять насильно не стоит, результата такие занятия не дадут. Основные правила:

    • Процесс обучения должен происходить в максимально удобной для ребенка форме, то есть в процессе игры. Именно такой подход дает лучший результат (не только при обучении ударению, а во всем).
    • Полезнее комбинировать разные методы обучения: так больше шансов, что материал усвоится. Надо найти «свой» прием, который подойдет. То, что приносит результат с одним малышом, может не сработать с другим.
    • Желательно применять фантазию, сделать процесс обучения забавным, веселым, чтобы ребенок сам проявлял желание учиться и узнавать.

    Методы и приемы обучения

    В увлекательной форме дошкольникам усваивать материал легче, поэтому главный прием обучения – игра.

    • Можно поиграть с ребенком в расстановку ударения в одном слове, но в разных местах. Для начала надо взять любое слово из двух слогов и поменять ударение: Окно и окнО, шарИк и шАрик и так далее. Этот прием позволит понять, почему так важно правильное ударение. Впоследствии можно увеличивать количество слогов рАкета-ракЕта-ракетА и так далее. Можно кидать друг другу мяч – это будет означать переход хода – одно ударение взрослый, второе – ученик.
    • Можно разучивать специальные стихи, считалочки на ударение – и память тренируется, и словарный запас пополняется, и обучение заодно проводится.

    Как у нашей Марфы
    Все в полоску шАрфы!

    Что за странный носорог
    Ел и твОрог и творОг!

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Чтобы нам игру начАть,
    Встанем все по алфавИту:
    Ани, Вани, Коли, Риты.
    Кто не знает алфавИт,
    Тот расчёт наш облегчИт.

    • Для обучения можно использовать кубики Зайцева, на гранях которых написаны слоги. Интересно составить слова из слогов и определить, какой из них ударный. Ударный слог можно как-то отметить – нарисовать ударение на листе и положить сверху или придумать свой способ. Такой прием поможет научить ребенка читать.
    • Произносить слова растяжно, например, ко-о-о-шка, медве-е-едь и так далее. Но слишком долго этот прием использовать не стоит, чтобы ребенок не привык петь слова.
    • Обозначать ударный слог звуковым действием – пусть это будет хлопок в ладоши, удар молоточком в барабан, бубен. Задача: чтобы ударный слог звучал громче безударных.
    • Детям, которые умеют читать, можно написать на листе слова и предложить выделить ударный слог – обвести его цветным карандашом, подчеркнуть, нарисовать над ним что-то и так далее. Нужно, чтобы этот слог отличался от остальных.
    • Игра «подлови родителя» – взрослый называет слова с правильным и неправильным ударением, ребенок должен «подловить» на неправильном произношении и исправить.
    • Можно разучивать песенки и стишки, не договаривая последнее слово. Пусть его дополнит ученик.
    • Игра «угадай слово»: взрослый говорит слово (фразу, предложение) с намеренно неправильным ударением, ребенок поправляет и говорит свое, его поправляет взрослый и так по цепочке. Например: «кто такой заЯц?», «поучитесь у бОбра строить дом без топора», «расскажи мне про КолОбка» и далее в таком духе.

    Частота занятий

    Обучение ребенка должно проводиться регулярно, в идеале – непрерывно, но незаметно. Это не детский сад и не школа, когда «сегодня среда, после завтрака садимся за ударение». Для малыша такой подход будет скучным. Можно играть везде: по дороге в детский сад или из сада (называя предметы, которые встречаются на пути), во время купания, на велопрогулке и так далее.
    Обучение правильной постановке ударения не требует каких-то специальных правил, главное тут – общение. Можно за чтением любимой сказки проверить – насколько хорошо ребенок усваивает материал – нарочно произнести привычное слово неверно и следить, заметит ли ребенок.

    Правила постановки ударений.

    К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

    Правила постановки ударений в именах существительных.

    1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
    Поэтому английские заимствования звучат так:
    гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
    а французские так:
    гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

    2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
    киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

    3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
    бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
    НО: электропрОвод, электропрИвод.

    4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

    5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
    (веру) исповЕдать – вероисповЕдание
    обеспЕчить – обеспЕчение.

    6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
    аэропОрт – аэропОрты
    бАнт – бАнты – с бАнтами
    бухгАлтер – бухгАлтеров
    Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
    крАн – крАны
    лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
    тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
    шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

    7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
    балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

    Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

    Правила постановки ударений в именах прилагательных.
    1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
    слИва – слИвовый
    кУхня – кУхонный
    щавЕль – щавЕлевый.

    2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
    красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
    немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

    3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
    прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
    стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

    4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
    больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
    Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
    красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

    Правила постановки ударений в глаголах.

    1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
    гулЯть – гулЯл, гулЯла
    прЯтать – прЯтал, прЯтала.

    2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
    брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
    лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
    взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

    3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
    клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
    Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
    лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

    4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
    включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
    вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
    дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
    кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
    По той же схеме спрягаются глаголы:
    звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

    5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
    опОшлить – опОшлят
    освЕдомиться – освЕдомишься.

    6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
    быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
    НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

    7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
    начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
    принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

    Правила постановки ударений в причастиях.

    1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
    зажИ вш ий, налИ вш ий, посмотрЕ вш ий.

    2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
    изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

    3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
    занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

    4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
    включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
    довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
    заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
    По той же схеме изменяются причастия:
    наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

    5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
    полОть – пОло т ый, колОть – кОло т ый, согнУть – сОгну т ый, завернУть – завЁрну т ый.

    Правила постановки ударений в деепричастиях.

    1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
    задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

    2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
    начА в , отдА в , поднЯ в , прибЫ в , начА вши сь.

    Правила постановки ударений в наречиях.

    1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
    дОверху, дОнизу, дОсуха.
    НО: добелА, донЕльзя.
    2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
    зАгодя, зАтемно, зАсветло.
    НО: завИдовать – завИдно.

    Говори правильно! Лучшие способы обучения правильной постановке ударения.

    Из нашего материала вы узнаете, почему возникает проблема неправильной постановки ударения, и что делать, чтобы её избежать. А также, как научить ребенка ставить ударение в словах, при этом используя методы обучения без скуки. Верно запомнить ударение в словах – задача не из лёгких даже для многих взрослых, что уж говорить о детях! В русском языке ударение в словах отличается подвижностью и разноместностью, усваивается вместе со словом, его надо просто запомнить. Но зачастую быстрее и легче запоминается неправильный вариант, а переучить потом на правильный очень сложно. Для первоклассников, которые только учатся читать это может стать настоящей проблемой.

    1. Почему ребёнок неправильно ставит ударения?
    2. В каком возрасте следует начинать заниматься, чтобы избежать этой проблемы?
    3. Как же научить ребёнка говорить правильно?
    4. Как часто необходимо заниматься?
    5. Считалочки, стишки, рифмованные строчки.
    6. Упражнения
    7. Кубики Зайцева
    8. Народные методы

    Почему ребёнок неправильно ставит ударения?

    У этого может быть несколько причин:

    • Ребёнок постоянно слышит неправильные варианты постановок ударения. В садике, дома, с экранов телевизоров, из любимых мультфильмов – где-то ударения коверкаются намеренно, где-то это может быть случайной ошибкой. В любом случае, родителям необходимо тщательно следить за источниками знаний для своего ребёнка, а также контролировать своё произношение, ведь малыш очень быстро впитывает поступающую отовсюду информацию, и важно, чтобы она была сразу верной.
    • Недостаток общения с родителями. Дети обучаются всему через имитацию – подражание взрослым. Недостаток общения с родителями может сказаться как на общем развитии ребёнка, так и на его речи. Если ребёнок не слышит как нужно говорить – он начинает придумывать свои слова или свои варианты услышанных слов.
    • Разговор с детьми на “детском языке”, сюсюканье. Слыша неправильный вариант слова, ребёнок, естественно, будет думать, что так и нужно говорить. Ведь для ребёнка любой взрослый человек – это эталон для подражания. Особенно если это его родители.
    • Непонимание самого понятия – что значит “ставить ударение”. Почему “ставить”? Как оно может стоять? Мы же говорим, и когда произносим слова – то просто какие-то звуки звучат громче. Дети обладают конкретным мышлением и каждое слово воспринимают буквально.

    В каком возрасте следует начинать заниматься, чтобы избежать этой проблемы?

    Все дети разные – кто-то развивается быстрее, кто-то чуть медленнее, но примерно к 3 или 4 годам у ребёнка формируется тот словарный запас, который позволяет ему строить фразы и даже сложные предложения. В более раннем возрасте нет необходимости в систематических занятиях, но и до школьного возраста тянуть тоже не следует. Избавиться от уже сформировавшейся проблемы, к примеру у школьника 1 класса, будет намного сложнее, чем предотвратить её на ранних этапах развития.

    Чем раньше вы начнете исправлять ошибки в речи, тем лучше

    Как же научить ребёнка говорить правильно?

    Прежде всего, ВСЕГДА правильно и чётко произносите слова, разговаривая со своим ребёнком.

    Также существует много способов обучения правильному ударению в игровой форме. Это и рифмованные строчки, стишки, считалочки, забавные задачки и загадки, и игрушки, помогающие обучению. Чуть ниже мы разберём подробнее эти способы.

    Как часто необходимо заниматься?

    Регулярность в любых занятиях приведёт к положительному эффекту, поэтому лучше заниматься с ребёнком каждый день, но постоянно менять форму занятий, иначе ребёнок будет скучать, хуже воспринимать информацию и с меньшим интересом заниматься.
    Оптимальной формой обучения детей можно назвать игровую форму. В игру можно превратить абсолютно любое действие, так что стоит проявить немного фантазии и скучные упражнения превратятся в развлечение.

    Считалочки, стишки, рифмованные строчки.

    Подойдут уже сочинённые кем-то или свои собственные стишки. С помощью них очень легко запоминается верное ударение, т.к. без этого строчки просто не рифмуются.
    ***
    Раз лохматая горилла
    Крокодилу позвонила.
    Он с гориллой не дружил,
    Сразу трубку положил.
    Ему лучше не звонить,
    Кто звонит, тому водить.
    ***
    В яслях дети баловались,
    Воспитатели ругались:
    «Не балуйтесь, ремешок
    Вас посадит на горшок».
    Очень эффективен и интересен приём сложения рифмовок: одно слово предлагает взрослый, а другое придумывает сам ребёнок, а затем сочиняется сам стишок.
    ***
    Шарфы-Марфы:
    Как у нашей МАрфы
    Все в полоску шАрфы!
    ***
    Каталог-потолок:
    Наш огромный каталОг
    Подпирает потолОк.
    ***
    Что за странный носорог
    Ел и твОрог и творОг

    Упражнения

    Все упражнения должны быть в игровой форме, многие из них можно вспоминать как бы между делом – на прогулке, в дороге, перед сном.

    “Угадываем слова”.

    Вы называете слово с неправильным ударением и просите ребёнка исправить. Например: собакА – собАка, кОнфета – конфЕта и т.д.

    Другой вариант этой игры. Нужно выбрать правильный вариант из пары слов с разными ударениями.
    Как правильно? – чАшка или чашкА? цветОк или цвЕток? сОлнце или солнцЕ?
    Обычно, большинство детей интуитивно угадывают верный вариант.

    “Позови меня”.

    Нужно произнести название окружающих предметов так, словно они потерялись в лесу и мы зовём их: тУУУмбочка! табурЕЕЕтка! подокОООнник!

    “Молоточек”.
    Произносим слово очень громко, и всего один раз за время произнесения нужно ударить молоточком. Ребёнок выбирает самый громкий слог, ударный. Можно вместо молоточка хлопать в ладоши или бить кулачком по столу.

    Кубики Зайцева

    Основная идея этих кубиков в том, что минимальной частицей речи является склад, и что все слова состоят из складов, а не букв. Кубики имеют разный размер и выполены из разного материала, а также по-разному “звучат”:
    Железно-золотые кубики – склады с мягким знаком
    Железно-деревянные – склады с твёрдым знаком
    Золотые – изображены гласные
    Железные – звонкие склады
    Деревянные – приглушённые склады
    Очень легко и наглядно можно объяснить звонкие и глухие согласные. Внутри кубика со звонкой согласной – звенящее наполнение, внутри глухой согласной – глухое постукивание.
    Следуя методическому пособию, прилагающемуся к этим кубикам, можно легко научить ребёнка правильно произносить слова, потому что весь материал обязательно пропевается, и таким образом будет понятно где находится ударный склад – пропевая слова, мы удлинняем склад с ударением. Выяснив, где он находится – ставим на него специальный кубик с ударением.

    Народные методы

    Народные методы также бывают очень эффективны и интересны, и проверены не одним поколением детишек и родителей.

    Например, посадите ребёнка за стол, пусть он поставит свои кулачки один на другой и на стол, таким образом, чтобы подбородок был прямо над ними. Во время ударного звука подбородок будет касаться кулачков и не будет сомнения который звук ударный.

    Вместе с развитием речи мы рекомендуем начать занятия по обучению счету. Как правильно это делать? Читайте в материале “Как легко научить ребенка считать в уме”

    Какие проблемы могут скрываться за задержкой речи? Читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года.

    Как видите, поставить правильную грамотную речь ребёнку можно множеством различных способов, главное – уделять этому время и помнить, что никакие игры или упражнения не заменят хороший пример самих родителей. Ведь как бы правильно мы ни учили, но если сами допускаем ошибки в повседневной жизни, дети скорее последуют живому примеру, нежели самой интересной и увлекательной игре.

    И в дополнение к считалкам и упражнениям рекомендуем вам посмотреть следующее видео:

    Постановка ударения

    Содержание:

    Ударение – это определённый ударный слог в слове, который следует произносить с более сильной интонацией.

    В русском языке ударение нефиксированное,(подвижное) а поэтому может падать на любой слог.

    Правила постановки ударения с примерами

    В именах существительных

    1. В словах, пришедших в русский язык из других стран и народов, сохраняют родное ударение
      • Французский: жалюзИ, бульОн, диспансЕр, каучУк.
      • Английский: мАркетинг, мЕнеджмент.
    2. Если слово оканчивается на «метр», то ударной является именно на данную часть
      • МиллимЕтр, киломЕтр, сантимЕтр.
    3. В словах, имеющих на конце «лог», ударным является последний слог
      • НекролОг, каталОг, диалОг
      • НО: анАлог, биОлог, палеонтОлог (слова, обозначающие профессии)
    4. В словах, имеющих в составе «вод», ударной является последняя часть
      • МусоропровОд, газопровОд, нефтепровОд
      • НО: электропрОвод
    5. Слог «бал» никогда не является ударным
      • ИзбалОванный, балУясь
      • НО: бАловень
    6. Некоторые слова имеют неподвижное ударение
      • бАнт – бАнты, тОрт – тОрты, лЕктор – лЕкторы, шкаф – шкафы

    В именах прилагательных

    1. Определённые слова сохраняют ударение существительных, от которых они образованы
      • слИва – слИвовый, кУхня – кУхонный
    2. Некоторые прилагательные имеют неподвижное ударение
      • красИвый – красИвее – наикрасИвейший

    В глаголах

    1. В глаголах женского рода ударной почти всегда является последняя часть слова
      • СделалА, смоглА, испеклА, взялА, воссоздалА, началА, обнялА
      • НО: укрАла, клАла, спАла, послАла, отослАла
    2. Приставка «вы-» всегда забирает ударение
      • крАла – вЫкрала, делИл – вЫделил, рвалА – вЫрвала
    3. Глаголы, оканчивающие на «ить», сохраняют своё ударение и в других формах слова
      • ВключИть – включИм – включИте, звонИть – звонИте – позвонИте – позвонИшь, укрепИть – укрепИм – укрепИте, кровоточИть – кровоточИте – кровоточИшь
      • НО: опОшлить, освЕдомить
    4. В возвратных глаголах ударение ставится на возвратный суффикс – СЯ или окончание
      • Начать – началсЯ, принЯться – принялсЯ, удАсться – удалсЯ

    В причастиях

    1. В страдательных деепричастиях прошедшего времени ударение всегда падает перед суффиксами «-вш-», «-ш-», «-в-»
      • СпЕвший, налИвший, зажИвший, нарисовАвший, прочитАвший, станцевАвший, открЫвший, напечатАвший
    2. В причастиях женского рода страдательного типа, имеющих краткую форму, ударным является последний слог
      • НалИла – налитА, нажИть – нажитА, занЯть – занятА, заперЕть – запертА, заселИть – заселенА, создАть – созданА

    В деепричастиях

    1. Деепричастия часто сохраняют ударение из начальной формы глагола
      • укрАсть – укрАв, спЕть – спЕв, сдЕлать – сдЕлав, занЯть – занЯв, воздАть – воздАв, поднЯть – поднЯв, придЕлать – придЕлав
    2. В деепричастиях с суффиксами «-вш-», «-в-», «-ш-» ударной является буква перед этими суффиксами
      • НачАть – начАв, прибЫть – прибЫв, отдАть – отдАвши, спеть – спЕв, поднЯть – поднЯв

    В наречиях

    1. В некоторых наречиях с приставкой «до-» ударение падает именно на неё
      • дОверху, дОнизу, дОсуха
      • НО: добелА, донЕльзя
    2. В наречиях с приставкой «за-» ударение падает на неё
      • зАсветло, зАтемно, зАгодя
      • НО: завИдно

    Практика ЕГЭ по русскому языку:

    Контрольный диктант по итогам 2 четверти

    ХАМЕЛЕОН

    Речь пойдёт об интересном животном. Одним глазом хамелеон смотрит вперёд, а другим назад. И всё видит, что делается вокруг.

    Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. 4 Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. 4 Кажется, хамелеон и не собирается её трогать. Но вдруг мелькнул язык, и бабочки уже нет. Хамелеон не промахивается. Он несёт гибель и быстрой мухе, и тысячеглазой стрекозе, и маленькому комарику.

    На конце длинного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочка. Когда он касается кончиком языка насекомого, то втягивает воздух через трубочку и крепко держит свою добычу.

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор простого предложения:

    Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. (1 вариант); Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. (2 вариант)

    2. Морфемный разбор слов: длинного, трубочка, посмотрел (1 вариант); тоненькая, комарику, собирается (2 вариант).

    3. Фонетический разбор: речь (1 вариант); языка (2 вариант).

    Контрольный диктант по итогам 2 четверти

    5 класс

    ПЁС И ВОРОНЫ

    Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. 4 Во дворе деловито разгуливают вороны. Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу. 4 А вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают.

    Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь, разбойницы! А то хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся.

    Пёс терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал. А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

    (По Г. Скребицкому.)

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор простого предложения:
    Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. (1 вариант); Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу. (2 вариант)

    2. Морфемный разбор слов: выбежал, кусочком, дерзкие (1 вариант); погонится, разбойницы, нахальными (2 вариант).

    3. Фонетический разбор: всюду (1 вариант); хлеб (2 вариант).

    Контрольный диктант по итогам 2 четверти

    5 класс

    ДЕКАБРЬ

    Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. 4 Ударил ночью мороз. И долго стоит вокруг жалобный скрипучий треск. Это плачут деревья от страшного холода.

    Трудная пора наступила для лесных жителей. Не сладко приходится тем, кто коротает длинные зимние ночи на лесных просёлках и в глухих далёких чащобах.

    Мороз морозом, но корм добывать нужно. Нет ничего слаще ягод боярышника. И колючие ветки не пугают свиристель. Вот это обед!

    Свиристель — птица зимняя, уже привыкла к стуже. Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма. 4

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор простого предложения:

    Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. (1 вариант);
    Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма. (2 вариант)

    2. Морфемный разбор слов: снеговые, приходится, просёлках (1 вариант); зимняя, повесил, шапки (2 вариант).

    3. Фонетический разбор: елях (1 вариант); ягод (2 вариант).

    Контрольный диктант по итогам 2 четверти

    5 класс

    Сильный голод заставил великана лося пройти по глубокому снегу. Огромные сугробы надёжно спрятали прошлогоднюю, пахнущую летом и жарким солнцем траву.

    Лоси обходятся корой елей и берёз. И всё чаще они наведываются к лесным кормушкам. Их поставили на больших полянах заботливые лесничие.

    А обычным собакам в деревне горевать нечего. Если станет холодно под пушистой шубкой, можно уйти в тёплую избу к людям. А пока они терпеливо сидят и ждут вкусного обеда. 4

    Каждому принесла зима свои радости и печали. 4 И надо пережить эту трудную пору и снова встретить быстрые ручьи и яркое весеннее солнце.

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор простого предложения:

    А пока они терпеливо сидят и ждут вкусного обеда. (1 вариант); Каждому принесла зима свои радости и печали. (2 вариант)

    2. Морфемный разбор слов: кормушкам, вкусного, принесла (1 вариант); шубкой, весеннее, горевать (2 вариант).

    3. Фонетический разбор: солнце (1 вариант); ручьи (2 вариант).

    Контрольный диктант по итогам 2 четверти

    5 класс

    КРУЖЕВА МОРОЗА

    Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. 4 В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки. 4

    Деревья стоят словно вынутые из густой сметаны. Кроны их сверкают под ослепительным солнцем всеми красками радуги. Это «цветёт» на ветвях иней.

    Кустарники на газонах напоминают сейчас пышные вологодские кружева. Может быть, знаменитые местные кружевницы в своей работе как раз и оттолкнулись от художества этого самого удивительного на Земле «кружеплёта» — Деда Мороза. Ведь в подлинном творчестве человек всегда учится у природы, перенимает от неё всё наилучшее, интересное и прекрасное.

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор простого предложения:

    Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. (1 вариант);
    В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки. (2 вариант)

    2. Морфемный разбор слов: гигантские, кружевницы, учится (1 вариант); местные, кружеплёта, сверкают (2 вариант).

    3. Фонетический разбор: осенью (1 вариант); ветвях (2 вариант).

    Контрольный диктант по итогам 2 четверти

    6 класс

    КРОХА

    Мы прислушались к шороху и разыскали его источник. 4 Маленький шмелик сидел на цветке розового клевера, который вырастал на нашем лугу. Шмелик ещё не приобрёл свою изысканную золотистую окраску. Солнечный цвет только начал проявляться, а пока насекомое было сероватым, как дымка.

    Крошка-шмель весь блестел. Казалось, от солнышка отделился кусочек, летел и опустился на цветок. 4 Шмелик, величиной с ноготок мизинца, уже трудился! Он терпеливо обследовал цветок клевера в поисках сладкого нектара.

    Я подумала: «Вот бы родители так прививали любовь к посильному труду у наших детей». И потом будет меньше неумех, которые не приспособились к взрослой жизни. (94 слова.)

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор простого предложения:

    Мы прислушались к шороху и разыскали его источник. (1 вариант); Казалось, от солнышка отделился кусочек, летел и опустился на цветок. (2 вариант)

    2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: разыскали, золотистую, шмелик (1 вариант); подумала, маленький, ноготок (2 вариант).

    3. Выписать по 2 примера именных и глагольных словосочетаний: из 1 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

    Контрольный диктант по итогам 2 четверти

    6 класс

    СТОЙКИЙ СОЛДАТИК

    Это растение я знаю с детства. Попробуй его сорвать! Крепко стоит он на ногах, цепко держится за землю.

    Цветы у него встречаются разные: и белые, и розовые. Листья 3 особенные, узкие, как ресницы. Листьев-ресничек много на стебле. И своё название цветок получил из-за них. Это — тысячелистник!

    На крепком стебельке держит он целую охапку мелких белых или розовых цветочков с жёлтой серединкой. 4 Уходит лето, травы никнут. А тысячелистник стоит! Промчится осень, а там зима подступает, снежком 3 заметает. А стойкий луговой солдатик продолжает нести свою вахту. Его не пугает непогода: проливные дожди, снежные бураны да метели. 4

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор простого предложения:

    На крепком стебельке держит он целую охапку мелких белых или розовых цветочков с жёлтой серединкой. (1 вариант);
    Его не пугает непогода: проливные дожди, снежные бураны да метели. (2 вариант)

    2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: растение, промчится, луговой (1 вариант); непогода, подступает, снежные (2 вариант).

    3. Морфологический разбор имени существительного: листья (1 вариант); снежком (2 вариант).

    Контрольный диктант по итогам 2 четверти

    6 класс

    Совы не боятся морозов и носят первосортные пушистые шубки. 4 На лапках у многих из них надеты пуховые бурочки. Но приходит осень, и многие совы 3 вместе с другими птицами улетают в тёплые края. Мало иметь тёплую шубку, надо, чтобы была пища 3 .

    После дождливого ноября пришёл суровый декабрь. Температура понизилась до тридцати градусов мороза. Выпал обильный снег. В лесу полёвок было мало, а на лугах добычи больше.

    В начале января потеплело, снег подтаял, а через неделю снова ударили морозы и посыпался снег. Полёвки большую часть времени проводили под надёжным настом и редко появлялись на поверхности. 4 Совы голодали.

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор простого предложения:

    Совы не боятся морозов и носят первосортные пушистые шубки. (1 вариант);
    Полёвки большую часть времени проводили под надёжным настом и редко появлялись на поверхности. (2 вариант)

    2. Морфемный разбор слов:
    пушистые, приходит, времени (1 вариант); пуховые, проводили, поверхности (2 вариант).

    3. Морфологический разбор имени существительного: совы (1 вариант); пища (2 вариант).

    Контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

    Контрольные диктанты по всем разделам курса “Русский язык” для 5 класса (подойдут к любому УМК)

    Скачать:

    Вложение Размер
    kontrolnye_diktanty_dlya_5_klassa.doc 72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Контрольные диктанты для 5 класса.

    I. По повторению изученного в начальных классах.

    Наступила осень. Светит грустное 2 солнце. На стройных берёзках 2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают 2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

    Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

    Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

    Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.

    Мы идём по узкой дорожке 2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

    Мы входим 2 в зелёную чащу. 4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

    В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую 2 шишку.

    Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.

    На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

    Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

    Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

    Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. 4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный 2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

    Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

    Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная 2 даль. 4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

    II. По теме «Синтаксис и пунктуация».

    Погода стала меняться. Из-за далекого 2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

    Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила 2 Нина.

    Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

    Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. 4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)

    Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого 2 г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете 2 и и…чезло.

    Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их по р…ке. Дождь пойдёт прогов…рила 2 Нина.

    Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к…мыш и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал Бежим ребята

    Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю. 4 Они пов…сали в траве и в кажд…й капле отр…жалось со…нце.

    1. Озаглавь текст.

    2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

    3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2 .

    4. Сделай синтаксический разбор предложения под цифрой 4 .

    5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

    6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

    7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.

    В ожидании зимы.

    Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле. 4

    Деревья в лесу потемнели 2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного 2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки 2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

    Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» – кричат им вслед ребята.

    Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

    III. По теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

    Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило 2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать 1 медовый 2 урожай.

    На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова 2 . К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.

    Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. 4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

    IV. По теме «Морфемика».

    Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.

    (За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.

    Шумит з..л..той дождь.

    1. Озаглавьте текст.

    2. Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.

    3. Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.

    4. Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.

    Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался

    противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись

    (В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн..ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к) лесу.

    В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и

    р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.

    Мы на Памире. Над розоватыми 2 облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились сёла, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

    По берегам рек встречаются развалины стари нн ых крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли 2 густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнёзда чёрные галки, в щёлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

    Пр и ближаемся к поднож и ю и располагаемся здесь 1 на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная 2 жив о пись рассказывает о древнем Памире. 4 Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки.

    Словарный диктант для подготовки.

    Возвышаются над облаками, скалистые хребты, расположились в долинах, вьют гнёзда, сверкнула на солнце, исчезла среди камней, с наслаждением вдыхаем аромат, вдруг замечаем, удивительные рисунки, рассказывать и рассматривать.

    Мы на Памире. Над роз..ватыми 2 обл..ками в..звышают(?)ся ск..листые хре..ты. В д..линах ра..пол..жились сёла где р..стут сады люди сеют яч(?)мень пшеницу.

    По б..регам рек встр..чают(?)ся ра..валины ст..ринных крепостей. Сейчас их стены и бойниц(ы,и) зар..сли 2 густой р..стительност..ю. В глубок..х трещинах в..ют гнёзда ч..рные галки в щ..лках к..мней ютят(?)ся змеи. Вот одна из них св..ркнула на со..нце и и..чезла среди к..мней.

    Прибл..жаемся к п..днож..ю и ра..пол..гаемся (з,с)десь на о..дых. С насл..ждением вдыхаем ар..мат цв..тущих р..стений. (В)друг зам..чаем на скалах р..сунки. Это художник много в..ков н..зад нар..совал ж..вотных людей нап..сал ц..фры. Н..скальная 2 ж..вопись ра..сказывает о древн..м Памире. 4 Мы долго ра..сматривали эти уд..вительные р..сунки.

    V. По теме «Имя существительное».

    Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники 2 близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.

    В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового 2 бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От куста бежит глухарка и беспомощно размахивает крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей.

    В самолете во время грозы.

    Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

    Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

    Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

    Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катится по твердой бетонной дорожке.

    Словарный диктант для подготовки.

    Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт катится, по бетонной дорожке.

    После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

    Мой дедушка – известный 2 лесник. С карандашом и записной 2 книжкой 2 побывал он на Урале 3 и в Сибири. Он открыл в природе много тайн.

    От станции мы шли по просеке 2 , потом свернули 2 по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке нам попались заросли малины 4 . В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка вкусных ягод. Какой от них запах!

    С ветки на ветку перепархивают птицы. Такая тишь ! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Из -под куста вылез ёж 1 . Пошуршал 2 в траве и исчез.

    Доходим до рощи, а за ней на полянке 3 стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс 1 Дружок . 4

    После путешествия по (К, к)арели… мы с мамой отправились о…дыхать до осен… к дедушк… в средн… полосу (Р, р)осси… .

    Мой дедушка извес…ный 2 лесник. С карандаш…м и зап…сной кни…кой п…бывал он на (У, у)рал… и в (С, с)ибир… . Он …ткрыл в природ… много тайн.

    От станци… мы шли по просек… потом свернули по тропинк… к речк… перешли мостик и направились к лесу. На опушк… нам попались зар…сли малины 4 . В её густой зелен… ле…ко поцарапат…ся но через м…нуту в ладон… л…жит куч(?)ка красных ягод. Какой от них зап…х!

    С ветк… на ветку перепархивают птиц… . Такая тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям. Из (под) куста вылез ёж(?). Пошуршал 2 в траве и и…чез.

    Доходим до рощ… а за ней на полянк… избушка дедушк… . Нас радос…но встр…чают дедушка 2 и пёс (Д, д)ружок 3 .

    VI. По теме «Имя прилагательное».

    Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего 2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.

    Дорога вьётся мимо берёзовой 2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой 2 берёзой лежит седая роса. 4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой 3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.

    Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца.

    Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица.

    VII. По теме «Глагол».

    Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

    Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

    В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.

    Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

    Словарный диктант для подготовки.

    Удивительное растение, опалит огнём, распустятся на чёрных ветках, зелёные листочки, начинает распускаться, позже всех деревьев, чернеет в чистом поле, зато дольше всех, свернутся в трубочки, в дубовой роще, не опадают всю зиму, кормятся желудями, летучая мышь, молодые дубки, очень удивляешься, тяжёлые жёлуди, проросли весной.

    VIII. Итоговые контрольные диктанты.

    Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь. 4 Мальчик лежал больной, простудился.

    Однажды дед собрался на охоту 3 . Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась 2 из стороны в сторону.

    Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул. 4 Оленёнок скрылся в кустах 3 .

    Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал 2 о том, как убежал оленёнок.

    О Михаиле Пришвине.

    Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

    Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

    С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

    О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.

    Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси. Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн. (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?) За сто шагов слышно как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.

    Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.

    (С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..

    в (С, с)ибир.. в (К, к)арели. Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята читали его книги

    Кто сеет в лесу.

    Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

    Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках 2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. 4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного 2 места.

    Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают 2 деревьями.

    Зоркий взгляд Пришвина.

    Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах 4 . Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул 3 на них своим особым зорким взглядом 4 .

    Вот он нашёл 3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали 2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал 2 песню совсем незаметной маленькой птички на самом верхнем пальчике ёлки.

    Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

    Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 7 класса с грамматическим заданием.

    Данный контрольный диктант можно использовать как срезовый на начало года.

    Данный контрольный диктант можно использовать как срезовый на начало года.

    Итоговвый контрольный диктант по русскому языку за год. Представлен демовариант и оригинал контрольной работы.

    Материал содержит контрольный диктант с грамматическим заданием.

    Входная контрольная работа для учащихся 5 класса по русскому языку проводится в форме диктанта с грамматическим заданием. Содержание представленного материала соответствует программе по русскому.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: