Образ Аксиньи в романе Тихий Дон – описание внешности, черты

Аксинья Астахова — образ и характеристика героини романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Главный женский персонаж романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» Аксинья Астахова — не просто один из самых трагических женских персонажей в истории русской литературы на протяжении всех этапов её существования. Это — пронзительно трагический персонаж. Потому характеристика образа Аксиньи — это невольное перечисление множества бед и несчастий, которые, казалось бы, не могут выпасть на долю отдельно взятого человека. Но автор показывает читателю, что, увы, в жизни (а роман-эпопея Шолохова — реалистическое произведение) возможно всякое, в том числе — и такое.

Ранние годы

Жизнь Аксиньи, по большому счёту, пошла под откос, когда девушке было всего 16 лет. Над ней надругался собственный отец, за что был убит супругой и сыном, братом Аксиньи. Брак со Степаном Астаховым был не по любви: девушка просто подчинилась матери. Жизнь с мужем не принесла счастья: Степан избил жену после первой брачной ночи, а далее началась череда побоев, издевательств и измен мужа. Забеременев, Аксинья надеялась на перемены к лучшему после рождения ребёнка, но малыш прожил недолго.

Внешность

Примечательно, что одна из самых ярких и самых колоритных героинь русской литературы не удостоилась от автора подробного описания своей внешности в тексте романа. Представление о внешнем облике Аксиньи читатель формирует на протяжении значительной части произведения, где автором вкраплены в текст «вспышки» с короткими характеристиками черт героини. И читатель узнаёт, что она — плотного телосложения, черноглаза, с полными губами. То есть — идеал женской красоты в представлении донских казаков.

Шолохов даёт описание Аксиньи в динамике. Может быть, потому он и отказался от однократного полного описания героини. Внешность женщины меняется под воздействием пережитого ею: в волосах появляется «серебро», кожа тускнеет, взгляд лишается задоринки, её сменяет усталость.

Аксинья и Григорий Мелехов

Аксинья — человек с колоссальной жаждой любви. Она больше всего на свете жаждет принять искренние чувства другого человека и дать ему свои нерастраченные чувства. И по этой причине ответом на страсть Григория Мелехова становится такая же испепеляющая страсть с её стороны. Долгожданное чувство настоящей любви оказалось настолько сильным, что молодая женщина не побоялась откровенно рассказать о своих отношениях с Григорием супругу, прекрасно понимая, что ответом с его стороны будет сильнейшее избиение. Аксинья даёт мощнейший отпор отцу Григория, Пантелею Прокофьевичу, пытавшемуся, как говориться, учить её жизни и «поставить на место».

«Везде пойду за тобой, хоть на смерть», — говорит она Григорию Мелехову, когда их чувства только зарождаются. И происходит именно так.

Отношения Аксиньи и Григория — страстные, наполненные одновременно и райским блаженством, и самыми страшными муками преисподней. Правда, страсти, радости и блаженства в жизни двух литературных персонажей значительно меньше, чем мучений и испытаний.

Светлые периоды очень недолги. Это — начало отношений, когда страсть неистово бурлила и думать о будущем просто не хотелось, точнее, просто не думалось. Это — жизнь в имении Листницких, рождение дочери и, казалось бы, обретение долгожданного семейного счастья. И — ближе к финалу романа — новая встреча с Григорием, надежда на счастье, всё-таки обретённое после очень длительного периода мук и боли. Но после каждого «просвета» следует долгая полоса мрака и беспросветности. Сначала Григорий по настоянию родителей женится на Наталье. После почти идиллии в имении Листницких — очередная порция горя — одиночество, смерть дочери от скарлатины, домогательства Евгения Листницкого, которым измученная женщина не смогла противостоять. После новой встречи с Григорием, надежды на семейную жизнь с ним и его детьми, которым она после смерти Натальи стремилась заменить мать, — новая разлука. И вот — планы переезда на Кубань, надежда. Но шальная пуля поставила точку в мятущейся и тщетно искавшей семейного тепла и уюта жизни Аксиньи.

Вывод

Образ Аксиньи по своей трагичности достигает шекспировских и байроновских высот. Этот персонаж — один из самых колоритных и полнокровных женских персонажей в русской литературе. В литературе советского периода сложно найти более цельный и пронзительный образ. По степени трагичности к Аксинье приближаются разве что Комиссар из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, Лариса из романа Пастернака «Доктор Живаго» и Матрёна из «Матрёниного двора» Александра Солженицына.

Среди шолоховских персонажей нельзя не упомянуть Андрея Соколова из «Судьбы человека». В этом персонаже Шолохов как бы объединил трагедии Аксиньи и Григория: персонаж, как Аксинья, проходит через череду страданий и потерь, и, как Григорий, в финале обретает своего рода связующую ниточку с миром живых, ответ на вопрос о смысле жизни в опекаемом им мальчике.

Образ и характеристика Аксиньи Астаховой в романе “Тихий Дон”: описание внешности и характера, портрет в цитатах

Аксинья Астахова и
Григорий Мелехов.
Художник И. Пчелко
Читайте также:
Лошадиная фамилия, Чехов: читать онлайн бесплатно

Молодая красавица-казачка Аксинья Астахова является одной из центральных героинь романа “Тихий Дон” Шолохова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Аксиньи Астаховой в романе “Тихий Дон” Шолохова: описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Смотрите:
– История любви Аксиньи и Григория
– Все материалы по роману “Тихий Дон”

Образ и характеристика Аксиньи Астаховой в романе “Тихий Дон”: описание внешности и характера, портрет в цитатах

“. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. “

“. Аксинью выдали за Степана семнадцати лет. ” (в начале романа Аксинья состоит в браке со Степаном, как минимум, 2.5 года)

“. С Татарского, — переждав время, отозвался Степан. “

“. жили Астаховы от хутора крайние к Прокофию. “

“. Аксинья — красивая баба, — говорил сотник. “

“. статной фигуры ее почти не портила беременность: общая полнота скрадывала округлившийся живот, а исхудавшее лицо по-новому красили тепло похорошевшие глаза. “

“. Она заметно потолстела после родов, обрела новую, уверенно-счастливую осанку. “

“. Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка*, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи. “ (*шлычка – традиционный казачий головной убор)

“. заметил Григорий, что губы у нее бесстыдно-жадные, пухловатые. “

“. несла мимо красивое, стосковавшееся по нем тело, бесстыдно-зазывно. “

“. Вспомнил Аксиньину точеную шею с курчавыми пушистыми завитками волос. “

“Губительная, огневая ее красота. “

“Яркая, бросающаяся в глаза красота ее привлекала внимание толпившихся у берега пехотинцев.”

“Какая порочная красота! Кто это. Вызывающе красива, не правда ли? — Ольга восхищенными глазами указала на Аксинью.”

“Да, красивая женщина. Это наша горничная.”

“. мне из горенки вышла какая-то дюже красивая баба. “

“. жгла его полымем черных глаз. “

“. в уголке черного ее глаза внезапно нависла слезинка. “

“. мерцающая синевою чернь Аксиньиных глаз. “

“. переводила влажные черные глаза на Григория. “

“. влажный, горячий блеск черных, из-под пухового платка Аксиньиных глаз. “

“. рассматривала свое постаревшее, но все еще прекрасное лицо. В нем была все та же порочная и манящая красота, но осень жизни уже кинула блеклые краски на щеки, пожелтила веки, впряла в черные волосы редкие паутинки седины, притушила глаза. Из них уже глядела скорбная усталость.” (внешности Аксиньи в 1919 г.)

“Нет, не отцвела еще ее красота! Еще не один казак остановится при встрече и проводит ее ошалелыми глазами!” (внешность Аксиньи в 1920 г.)

“Однако все это не помешало ей найти на висках несколько седых волос и выдернуть их.” (внешность Аксиньи в 1920 г.)

“. Степан завел служивскую. Аксинья грудным полным голосом дишканила*. “

“. Голосистая жена Степану попала. “ (*дишканить – петь высоким голосом)

“. Аксинья зачерпнула другое ведро; перекинув через плечо коромысло, легкой раскачкой пошла на гору. “

“. подхватила на плечи мешок с уловом, почти рысью пошла по косе. “

“. вспомнилась Аксинье молодость и вся ее долгая и бедная радостями жизнь.”

“. За всю жизнь за горькую отлюблю. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой. “

“. Я не навязываться пришла… Не боись. “

“. жалкой, растерянной улыбкой, так не приставшей ее гордому лицу. “

“. Ты что мне, свекор? А? Свекор. Ты что меня учишь! Ступай, откель пришел! А Гришку твоего, захочу — с костями съем и ответа держать не буду. Вот на! Выкуси. “

“. Бей! Не таюсь, — грех на мне. Бей, Степан. “

“. В мыслях шла баба на новое бесчестье, на прежний позор: решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой. “

“. Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им, как раньше. “

“. со всей бурной, давно забытой страстностью.”

“. Григорий, вспоминая исступленную в любви Аксинью, вздыхал. “

“. На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась. “

“. днем топила Аксинья думки в заботах, в суете по хозяйству. “

“. Аксинья отстряпалась рано, загребла жар, закутала трубу и, перемыв посуду, выглянула в оконце. “

“После сева Аксинья принялась за хозяйство: посадила на бахче арбузы, обмазала и побелила курень, сама — как сумела — покрыла остатками соломы крышу сарая. Дни проходили в работе. “

“. Аксинья терялась в его присутствии, дрожали в пальцах спицы, набиравшие петли чулка. “

“. Да Машка Кошевых А, это она по своему делу… юбку просила скроить. “

“Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания.”

“Она, с присущим ей умом и тактом, избегала встреч, понимая, что лучше ей не попадаться Григорию на глаза. “

“Взяли ее с хутора Дубровки, с той стороны Дона, с песков.”

“Ночью отец ее, пятидесятилетний старик, связал ей треногой руки и изнасиловал.”

“Мать и старший брат, атаманец, только что вернувшийся со службы. Вдвоем с матерью били его часа полтора.”

“Ввечеру он помер. Людям сказали, что пьяный упал с арбы и убился.”

“. подальше от Татарского, от родной и проклятой стороны, где так много она перестрадала, где полжизни промучилась с нелюбимым мужем. “

“Вспомнила пережитые обиды, все вспомнила, что перенесла от этого человека, от больших железных рук. “

“Об чем раньше думал, когда жизнь мою молодую в прах затолочил? Ты меня к Гришке пихнул… Ты мне сердце высушил… Да ты помнишь, что со мной сделал?”

“Мне тебя все одно жалко не будет, — резко сказала она. — У нас с тобой так: я мучаюсь — тебе хорошо, ты мучаешься — мне хорошо… Одного ить делим? Ну, а правду я тебе скажу: чтобы знала загодя. Все это верно, брешут не зря. Завладала я Григорием опять и уж зараз постараюсь не выпустить его из рук.”

“Падко бабье сердце на жалость, на ласку. Отягощенная отчаянием Аксинья, не помня себя, отдалась ему со всей бурной, давно забытой страстностью.”

“. Евгений вновь пришел в половину Аксиньи, и Аксинья его не оттолкнула.”“Еще бы, ведь она любовница панского сына.”

“Аксинья жила в Ягодном, по-прежнему в хуторе о ней слышали мало. “

“После того как узнала, что Евгению она больше не нужна, услышав о возвращении мужа, решила уйти к нему, чтобы вновь собрать по кусочкам счастье, которого не было…”

“Он ли не был ей дорог? Не о нем ли все эти годы вспоминала она ежедневно, ежечасно, в навязчивых мыслях возвращаясь все к нему же? И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория.”

“Помнишь, я тебе давно говорила, что поеду с тобой хучь на край света. Я и зараз такая. Моя любовь к тебе верная. Поеду, ни на что не погляжу!”

“Григорий страдал не только потому, что он по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти.”

“. потеряв жену, вдруг почувствовал и к Аксинье какую-то отчужденность, потом глухую злобу за то, что она выдала их отношения и — тем самым — толкнула Наталью на смерть.”

“С согласия Дуняшки Аксинья увела детей к себе. Она накормила их — молчаливых и напуганных новой смертью, — уложила спать с собой. Странное чувство испытывала она, обнимая прижавшихся к ней с обеих сторон, притихших детишек родного ей человека.”

“Аксинья умерла на руках у Григория незадолго до рассвета.”

Это был цитатный образ и характеристика Аксиньи Астаховой в романе “Тихий Дон” Шолохова: описание внешности и характера, портрет Аксиньи в цитатах.

Михаил Шолохов. «Тихий Дон»: образ Аксиньи

Меню статьи:

«Тихий Дон», без сомнений, является одним из самых масштабных российских романов ХХ века: это эпопея, принадлежащая перу Михаила Шолохова и включающая 4 тома. Действие романа разворачивается так, что охватывает несколько поколений.

Примечательно, что сюжет произведения открывается не вполне положительным событием, а именно: линчеванием турчанки, которая успевает перед смертью родить ребенка – Пантелея. В дальнейшем, события по одной из линий строятся вокруг его сына – Григория, и связи последнего с Аксиньей Астаховой.

Нас интересует в данном случае именно особенности образа Аксиньи, одного из центральных персонажей эпопеи. Ее характеристика требует, чтобы мы уделили отдельное внимание, с одной стороны, ее внешнему виду, а, с другой стороны, – ее внутреннему миру.

М. Шолохов не считает, что внешность и нравственный портрет являются отделенными друг от друга: мы увидим, что трансформация внутреннего мира отражается во внешнем облике персонажа, как в зеркале.

Внешность героини

Любопытно, что в романе нет ни одного целостного описания облика Аксиньи. Но мы можем заметить, между тем, множество отдельных деталей внешности героини, которые, складываясь в некий единый образ, позволяют составить общее представление о том, как выглядит Аксинья.

Она описывается как женщина, обладающая редкой красотой. Однако нам следует сделать замечание, что этот тип красоты близок, скорее, к голландскому образу, потому что в то время, которое автор обозначает в романе, ценились сильные женщины, способные справляться с тяготами хозяйства. Отсюда Аксинья имеет мощное тело, полные плечи, весь ее облик свидетельствует о том, что эта женщина сильна не только духовно, но и физически. Руки ее стали грубыми от тяжелой и постоянной работы, Ее волосы были темными и немного кудрявыми. Глаза героини – грустные и темные, а взгляд отличается даже ужасающей глубиной. Эти глаза способны свести с ума. Словом, М. Шолохов описывает настоящую казачку, которой и была Аксинья.

Аксинья привлекательна той красотой, которая имеет в себе что-то дикое, она манит, притягивает. Если мужчинам эта опьяняющая красота по нраву, то других женщин она толкает к самой черной зависти.

Дорогие читатели! Рекомендуем вам захватывающее произведение “Поднятая целина” Михаила Шолохова.

Роман не зря называется эпопеей: он охватывает так много лет, что читатель может наблюдать зарождение жизни – в детях, которые приходят в этот мир, весну и расцвет – в красоте и молодости героев, зрелость жизни и осень – в том, как годы накладывают отпечаток на внешность казачки, а также закат – когда люди умирают, как ушли из жизни мать Пантелея и дочь Аксиньи. Интересно, что все эти этапы соединяются в кольцо – цикл, который постоянно повторяется. Повествование начинается смертью и заканчивается ею.

Осень Аксиньи видна по проседи ее волос, по темному тону ее кожи и глазам, которые стали еще глубже и печальнее. Во взгляде ее появилась усталость. М. Шолохов использует ту же метафору, что и Н. Р. Гюнтекин, когда описывает внешность женщины, познавшей страдания. Оба автора обращаются к сравнению увядающей красоты и ландыша (фиалки – у турецкого автора), время цветения которого прошло.

Внешность героини меняется каждый раз, когда она встречает своего возлюбленного – Григория. Ее осанка становится более прямой, черты лица – более оживленными, а сам мир Аксинья начинает воспринимать в цветах. Потом, однако, мир все равно блекнет.

Внутренняя специфика образа Аксиньи

В детстве Аксинья пережила настоящую психологическую травму: в 16 лет она стала жертвой сексуального насилия со стороны собственного отца. За этот проступок тот был убит сыном и женой. Однако, несмотря на это, Аксинья имеет мечты, связанные именно с семьей, с рождением детей.

Аксинья и Степан

С одной стороны, персонаж воплощает собой порывы страсти, инстинкты, но, с другой стороны, – Аксинья очень консервативна и живет, руководствуясь семейными ценностями. Впрочем, здесь она не получает счастья, ведь выйдя замуж за Степана, который очень ее любил, женщина ощущает, что несчастна в этом браке. Любовь Степана была неспокойной, сумасшедшей, ревнивой любовью.

Он упрекал Аксинью в том, что случилось с ней в детстве. Как-то раз, в порыве ревности и гнева, Степан даже бьет Аксинью: так сильно, что та оказывается еле живой. На самом деле, замуж Аксинья выходит по желанию своей матери, а не по собственной воле.

Аксинья отличалась смелостью характера, ведь она открыто сказала Степану о своей связи с Григорием, несмотря на то, что вспыльчивость мужа могла угрожать ей даже смертью.

Аксинья и Григорий

Будучи замужем, Аксинья встречает свою настоящую любовь – Григория. У них завязываются романтические отношения. В итоге любовь к нему толкает Аксинью на уход от Степана.

Аксинья и Григорий какое-то время живут вместе, не боясь осуждения в станице. Но любовь эта не всегда была одинаковой.

Поначалу это была скорее месть за все обиды прошлого, за то, что сердце женщины совсем высохло в несчастливом браке. Месть Степану и эгоистичная любовь. Потому автор так часто в первых частях романа характеризует Аксинью словами «порочная». Но потом ее чувства терпят преображение. Особенно эти изменения становятся заметными с рождением дочери – Танюшки.

Эта идиллия заканчивается, когда Григория призывают на войну, а их дочка умирает, заболев скарлатиной.

После того, как умирает Татьяна, Григорий возвращается к своей жене – Наталье, ведь он тоже, как и Аксинья, был женат. У Натальи было от Григория двое детей: Полюшка и Мишутка. Но вскоре Наталья умирает от пули красногвардейца, а об ее детях заботится Аксинья. Стоит сказать, впрочем, что любовь Натальи к Григорию тоже была поначалу эгоистичной, но потом она начинает проявлять по отношению к нему большую женственность и нежность. Даже к самому мужу она испытывает любовь, похожую на материнскую.

Аксинья часто пытается забыть Григория и свою любовь к нему, но ее старания, как правило, не заканчиваются успехом. Их встречи сопровождаются страстью той же силы, что и в начале романа.

Аксинья и Евгений

В романе с Евгением Листницким Аксинья спасается от горя смерти дочери и потери Григория. Евгений давно интересовался женщиной, и эта связь оказалась роковой: Григорий сильно разочаровывается в Аксинье, считая ее поступок изменой и не понимая его причин.

В итоге Аксинья возвращается к Степану и, живя в несчастливом браке, постепенно погружается в свою осень.

Последнее путешествие

Аксинья осознает: единственное, что может вернуть в ее жизнь весну, – это возвращение Григория. И он действительно приходит к ней – вместе с детьми. Аксинья заменяет им мать, и отдает им всю накопившуюся нежность.

Григорий предлагает возлюбленной отправиться на Кубань, чтобы начать новый виток жизни. Причина решения переехать на Кубань – не самая радужная: это было бегство, спасение от бандитов, с которыми случайно связался Григорий.

Но не стоит забывать изначальной установки романа: описываемая нами героиня – персонаж трагический, имеющий очень тяжелую и полную боли судьбу. Она знала, что бегство с Григорием не принесет ей облегчения, потому что он находился в немилости у новой власти, но все равно соглашается уйти с ним, потому что лишь Григорий был ее настоящей любовью и страстью.

Но во время перехода степи Аксинья погибает от случайного выстрела военных на заставе. На руках Григория Аксинья принимает свою смерть.

Характеристика и образ Босого в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Никанор Иванович Босой — второстепенный персонаж романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Он заведующий столовой, жадный взяточник, подозрительный и недоверчивый. Босой — краснолицый, толстый, мрачный человек, вечно недовольный, не умеющий радоваться жизни, его никогда не видели улыбающимся. Все, что ему интересно, так это вкусно поесть и выпить. Он мог бы весь день есть, только такое занятие ему было по душе.

Занимая руководящую должность, он умело использовал свое положение в корыстных целях, можно сказать даже — преступных. Никанор Иванович не гнушался брать деньги из кассы, а наказывали за это других людей, на которых он указывал. И никто не мог заподозрить в краже его, такого уважаемого человека, занимающего солидную должность.

Сам он никогда и никому не верил. Друзей не завел, потому, что мог только унижать и оскорблять окружающих. Кто же будет с таким дружить?

Автор олицетворяет в образе Босого типичного представителя среднего класса тогдашней Москвы — плутоватый, алчный мошенник. Несмотря на то что он обеспеченный, ни в чем не нуждается, как председатель жилтоварищества, он не в силах отказаться от соблазна получить кругленькую сумму за «сомнительную квартиру».

У Воланда этот герой не вызывает симпатии. По его указанию Коровьев сообщает в милицию о том, что Босой якобы спекулирует валютой. При обыске у последнего действительно находят доллары. Странное поведение Никанора Ивановича на допросе вызывает подозрение и его оправляют в психиатрическую лечебницу. В виде наказания в ночных кошмарах Босому вновь и вновь приходится участвовать в махинациях с валютой.

Почти всех своих героев автор собирает в одной лечебнице. Положительный ли это герой или отрицательный, случай приводит их к душевнобольным. Кто-то обречен до конца своих дней мучиться в кошмарах, а кому-то даруется освобождение в вечности.

Босой же вынужден каждую ночь погружаться в свои ненавистные сны, потому как вовсе не раскаялся в содеянном. Он лишь еще больше проникся ненавистью к тем, кто является ему в кошмарах, и к артистке, и даже к Пушкину. Таких, как Никанор Иванович, ничто не может изменить. Босой, безусловно, отрицательная личность, но при всем при этом — яркий и характерный персонаж.

Булгаков полагает, что все свои грехи и преступления каждый совершает по собственному велению души, но человек не должен при этом испытывать страха перед возмездием.

2 вариант

Тут забавная «говорящая» фамилия действует, скорей, по контрасту. Это не псевдоним, не попытка «примазаться» к простым рабочим классам. Герой с этой фамилией немного прибедняется, конечно, но на деле он страшный взяточник, продажный человек. И совсем он не бос – не беден.

Никанор Босой не особенно вызывает жалость, он жаден. Именно он занимает должность председателя товарищества жильцов. Но он никому не товарищ! Никанор думает только о своей выгоде. Он даже просто уже украл деньги из кассы этого товарищества. И он прямо должен понести наказание, пусть от Воланда.

Он сталкивается с Воландом и его свитой в той самой нехорошей квартире на улице Садовой, куда приходит по долгу службы. Никанор явно второстепенный персонаж, но этот мелкий взяточник и вымогатель вызывает улыбку у читателей. Так вот, он приходит в квартиру, встречает там Коровьева, который предлагает ему взятку за то. Чтобы иностранец пожил в квартире погибшего Берлиоза. И Босой не смог устоять перед искушением, точней, не пытался. Радуясь удачной «сделке», Никанор возвращается к своему вполне благополучному быту. Но во время обеда с женой к ним приходят милиционеры, ведь Коровьев уже донёс чужим голосом на Босого. Вот только рубли, любовно запрятанные Босым в вентиляцию, ещё и превратились в валюту.

Ещё Босому снится сон, что он с другими мужчинами должен сдавать валюту… А он всё доказывает, что у него ничего нет. Это кошмарный сон, который для него сбылся, ведь теперь он должен рассказать, откуда валюта.

Никанор признаёт в отчаянии, что берёт взятки, но только не в валюте. Большая разница, как считает он. На самом деле я знаю, что в ту эпоху советскую валюта была практически запрещенной вещью. Советский человек не должен был вести с ней никаких дел. Это как предательство. В крайнем случае (инфляции и девальвации) можно было бы брать взятки золотом или борзыми щенками даже, но только не валютой! И кстати, ещё в стрессе (когда его арестовывают) Никанор Иванович вспоминает Всевышнего, клянётся его именем, что брал только рублями. Босой даже немного переходит на церковный язык… Это показывает его трусость, но и раскаяние. Перед советскими милиционерами он говорит о религии.

Никанор Иванович наказан, но он не совсем потерян для общества. Думаю, что он станет лучше после своего неприятного «приключения».

Это полу-сатирический персонаж, который начинает вызывать сочувствие. По крайней мере, у меня.

Сочинение про Босого

“Мастер и Маргарита” – роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Никанор Иванович Босой – один из второстепенных героев этого произведения.

Босой – тучный толстяк, описывается как человек с багровой физиономией, любящий вкусно поесть и хорошо выпить. Он работает заведующим столовой и живет по соседству с Берлиозом, вместе со своей женой Пелагеей Антоновной.

Наш персонаж является очень деловитым человеком, который отличается своей жадностью. У него есть и другие отрицательные черты – лживость, плутовство и авантюризм. Он очень жесток в обращении с окружающими, недоверчив и подозрителен, а также крайне осторожен. Из-за своей жадности, Никанор Иванович согласился на сделку с Коровьевым, по которому должна была сдаваться квартира. Сдача этого помещения была незаконной, так как она имела очень плохую репутацию, однако хорошая сумма взятки смогла переубедить Босого.

Он считал себя очень расчетливым и предусмотрительным. Деньги, полученные от Коровьева он спрятал в вентиляционную шахту. Этот тайник показался ему очень надежным.

Воланд, который плохо относился к нашему герою, поручил Коровьеву донести на него за незаконные валютные спекуляции. Также, деньги, которые были спрятаны в “надежном тайнике” были превращены в иностранную валюту.

Никанор Иванович был арестован и полностью признал свою вину, однако он стал выдавать других жильцов за своих подельников, обвиняя их в получении взяток. Во время следствия он стал вести себя очень странно, за что и был направлен в психиатрическую лечебницу, где уже содержались Иван Бездомный и Мастер.

Затем, в лечебнице, Никанору начинают сниться ужасные кошмары. В них он постоянно участвовал в денежных махинациях, которые были связаны с незаконными валютными спекуляциями.

Все происшествия, произошедшие с героем, были описаны в сатирическом и юмористическом стиле. Автор, раскрывая всю мошенническую сущность Босого, показывал поведение обычного горожанина среднего класса.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Босого в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

На полотне Алексея Саврасова изображен простой, непримечательный пейзаж русской природы, показанный во время распутицы. В нижней части картины находится фрагмент проселочной дороги размытой дождем

Пожалуй, не найдется такого человека, у которого бы не было своего домашнего любимца. У кого-то это кошка или морская свинка, у кого-то попугай. А я хочу рассказать о своем домашнем друге

Произведение относится к разряду знаменитых творений писателя, в котором в качестве названия романа автор использует метафорическое выражение, заимствованное из латинского языка, означающее оптическое явление, прообраз фотокамеры, то есть темную комнату.

Простаков – это помещик, владелец имения, отец Митрофанушки и муж госпожи Простаковой. Господина Простакова можно охарактеризовать как робкого, трусливого человека, который во всём потакает своей жене.

Я с мамой и папой живу в трехкомнатной квартире на десятом этаже панельного доме в центре города. В доме, где мы живем, есть лифт и мусоропровод.

Никанор Иванович Босой — характеристика героя в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Внешность и характер героя

Несмотря на свою фамилию (которую автор дал герою для подчёркнуто обратной характеристики), Босой далеко не голоден и беден. Работая председателем домоуправления и являясь заведующим диетической столовой, Никанор Иванович нажил огромное тучное тело и багровое лицо. Он со своей супругой Пелагеей Антоновной имеет постоянный доход не только в виде зарплаты, но и взяток за прописку. Герой необычайно деятелен, деловит и осторожен. Он живёт взяточничеством и не считает зазорным такой вид дохода, ведь коллеги также зарабатывают на роскошную жизнь. Никанор Иванович не отличается высокими моральными принципами, он “такой же, как все”, не лучше и не хуже других.

Никанор Иванович Босой: характеристика и функции в сюжете

Итак, если говорить об этом персонаже, то необходимо заметить, что в сюжете он являлся председателем жилтоварищества на улице Садовой. Никанор Иванович Босой («Мастер и Маргарита») – образ, выступающий олицетворением всего московского общества. Он – аферист и мошенник, соглашающийся на предложение Коровьева (одного из ближайших приспешников дьявола) сдать «нехорошую» квартиру (которую сдавать нельзя) гастролеру Воланду только потому, что ему, Босому, предлагается кругленькая сумма в виде взятки. Конечно, сделано это было не просто так: валюта, для пущей безопасности и так запрятанная управдомом в вентиляцию, магическим, таинственным, непостижимым образом превратилась в иностранную, а в милицию на Никанора Ивановича от того же Коровьева поступил донос.

Полуграмотный хапуга Никанор Иванович Босой, образ которого, кажется, списан с многих реально существовавших в современной Булгакову действительности людей, в результате помещается сначала в стены НКВД, после чего вдруг прозревает, начинает верить в бога и попадает в сумасшедший дом.

Сделка со сдачей квартиры на Садовой

В силу занимаемой должности Босой грубоват, хитроват и жаден, эта привычка сыграла решающую роль в его судьбе. Именно жадность подтолкнула человека, который ни в чём не нуждался, к сделке с Коровьевым. В квартире Берлиоза, которая имела репутацию “нехорошей” поселился Сатана со своей свитой. Им крайне не понравился Босой – “выжига и плут”. После того, как Никанор Иванович получает от нечистой силы 400 рублей за сдачу квартиры, его преследует неприятное ощущение, но он не обращает внимание на такие мелочи. Герой тщательно прячет полученную взятку в вентиляцию в туалете. Босой остаётся доволен сделкой, но его поступок не остаётся без наказания. По приказу Воланда, Коровьев сообщает в органы о том, что в квартире председателя находится валюта, которой он спекулирует.

Сделка с Коровьевым

После смерти Берлиоза его комнаты отошли жилищному управлению. Жильцы дома на Садовой начинают осаждать председателя просьбами прописать их на освободившейся площади. Чтобы спрятаться от назойливых просителей, Никанор Иванович заходит в «нехорошую» квартиру и обнаруживает в опечатанном кабинете покойного странного субъекта — Коровьева. Тот сообщает, что сосед Берлиоза, директор варьете Степан Лиходеев, поселил у себя приезжего артиста-иностранца, а сам уехал в Крым. Он добавляет, что Лиходеев даже передал Босому заявление, и тот действительно обнаруживает его у себя в портфеле.

Сам Коровьев представляется переводчиком артиста и просит сдать комнаты покойного Берлиоза иностранцу на неделю. За сдачу квартиры он предлагает астрономическую сумму. Босой соглашается и подписывает контракт. В благодарность переводчик дает ему взятку в 400 рублей. Позже Никанор Иванович клялся, что «деньги сами заползли ему в портфель».

Когда председатель домкома выходит из квартиры, Воланд велит своей свите от него избавиться. Коровьев звонит в НКВД и сообщает, что Босой спекулирует валютой. В настоящее время он прячет ее у себя в ванной в вентиляционном отверстии. Сам помощник Воланда представляется жильцом дома Тимофеем Квасцовым.

Вернувшись домой, Босой прячет деньги в отдушине в ванной комнате и садится обедать. Вскоре к нему приходят с обыском сотрудники органов. Они сразу обнаруживают сверток там, где указал Коровьев. Когда его разворачивают, Никанор Иванович с ужасом видит, что рубли превратились в доллары.

Босой пытается доказать, что валюту ему подсунул переводчик иностранца, но в портфеле не обнаруживается ни заявления Лихолеева, ни договора, ни денег за сдачу квартиры. Когда арестованного председателя уводят, его видит сплетник Тимофей Квасцов.

Позже он с подробностями описывает эту сцену остальным жильцам, но вскоре к нему приходит сотрудник НКВД и также уводит за собой.

Наказание за плутовство и взяточничество

Естественно, что тут же появляются сотрудники определённых структур, которые безошибочно направляются в уборную в квартире Босого и извлекают из “тайника” 400 долларов. Благодаря магии свиты Воланда советские рубли превращаются в американские деньги. Ошеломлённый Никанор Иванович честно признаётся во взяточничестве, но тот факт, что произошло немыслимое – превращение денег, сводит его с ума. Герой прямо во время допроса начинает петь молитвы, обращаясь ко Всевышнему, попутно он сдаёт всех своих подельников – коллег-взяточников.

После того, как Иван Никанорович сообщает о том, что в квартире Берлиоза проживает нечистая сила, которая превратила деньги в валюту, его забирают в сумасшедший дом. Он находится в соседней с Мастером и Бездомным палате.

Ещё страшнее для Босого то, что его начинают мучить кошмары. В этих снах герой видит себя в здании театра, на сцене выступает конферансье, который уговаривает всех сдавать валюту, и тогда их отпустят домой. Босого вызывают на сцену, он уверяет всех в своей невиновности, зал смеётся над Никанором Ивановичем. На сцене выступает артист Куролесов, читает отрывок из произведения Пушкина. Многие начинают сдавать валюту, кого-то конферансье “сдаёт”, обличая в измене своей супруге. Во сне Босой стонет так, что его слышно в соседних палатах. Как особо беспокойного пациента, Босого активно лечат в клинике Стравинского.

Нужно отметить, что взяточник Босой после встречи со свитой Воланда не изменился, не раскаялся, не изменил образа жизни. Это авторский намёк на то, что люди подобного типажа никогда не меняются. После всех событий наш персонаж не только возненавидел театр, но и Александра Сергеевича Пушкина, а также артиста, который снился ему в кошмарах.

В нашей статье даётся подробная характеристика Никанора Босого из романа Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Босой Никанор Иванович (Мастер и Маргарита) характеристика в романе

Роман «Мастер и Маргарита», созданный Михаилом Булгаковым, – во многих смыслах необычное произведение. Переплетение библейских сюжетов с рядовой советской действительностью, неоднозначность характеров героев и их поступков, интересная любовная линия – это ещё не все. Сегодня мы поговорим о таком непримечательном с виду персонаже романа как Босой Никанор Иванович, и установим, насколько детально Булгаков проработал даже второстепенных лиц для того, чтобы создать полностью законченное, цельное произведение.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мастер и Маргарита»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
  • для самых любопытных — Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Никанор Иванович Босой

— персонаж романа «Мастер и Маргарита», председатель жилищного товарищества дома 302-бис по Садовой, где расположена Нехорошая квартира. В ранней редакции романа Н. И. Б. звался Никодимом Григорьевичем Поротым, заставляя вспомнить автора апокрифического Никодимова Евангелия, особенно подробно излагавшего историю Понтия Пилата.

Н. И. Б. завершает длинный ряд управдомов-мошенников в булгаковском творчестве, начатый «барашковым председателем» в «Воспоминании…», Швондером в «Собачьем сердце» и Аллилуйей-Портупеей в «Зойкиной квартире» и продолженный Буншей-Корецким в «Блаженстве» и «Иване Васильевиче».

Председатель жилтоварищества дома 302-бис достаточно далеко ушел от своего прототипа — управляющего домом №50 по Б. Садовой караима К. Сакизчи (в рассказе «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» он выведен под именем Христи), превратившись в русского, а после проделок Воланда уверовавшего в христианского Бога: » — Бог истинный, бог всемогущий, — заговорил Никанор Иванович, — все видит, а мне туда и дорога. В руках никогда не держал и не подозревал, какая такая валюта! Господь меня наказует за скверну мою, — с чувством продолжал Никанор Иванович, то застегивая рубашку, то расстегивая, то крестясь, — брал! Брал, но брал нашими, советскими! Прописывал за деньги, не спорю, бывало… На просьбу не валять дурака, а рассказывать, как попали доллары в вентиляцию, Никанор Иванович стал на колени и качнулся, раскрывая рот, как бы желая проглотить паркетную шашку. — Желаете, — промычал он, — землю буду есть, что не брал? А Коровьев — он черт. Всякому терпению положен предел, и за столом уже повысили голос, намекнули, что ему пора заговорить на человеческом языке. Тут комнату с этим самым диваном огласил дикий рев Никанора Ивановича, вскочившего с колен: — Вон он! Вон он за шкафом! Вот ухмыляется! И пенсне его… держите его! Окропить помещение! Кровь отлила от лица Никанора Ивановича, он, дрожа, крестил воздух, метался к двери и обратно, запел какую-то молитву и, наконец, понес полную околесицу».

Ловля Н. И. Б. черта — Коровьева-Фагота у следователя ОГПУ разительно напоминает поиски черта Иваном Карамазовым во время допроса в «Братьях Карамазовых» (1879-1880) Федора Достоевского (1821-1881), причем оба героя одинаково сходят с ума. У Булгакова идет пародийное снижение по сравнению с Достоевским: в черта, а через него и в Бога поверил не образованный богоборец-нигилист, а полуграмотный хапуга-управдом.

Эпизод сна Н.И.Б., где он видит себя в помещении своеобразного театра (там небритых мужчин заставляют сдавать валюту и ценности), навеяна личными впечатлениями близкого друга Булгакова филолога Н.Н.Лямина. Как вспоминала вторая жена Лямина Н. А. Ушакова (1899-1990), «Николая Николаевича тоже вызвали. Уж не знаю, почему они решили, что у нас что-то есть. Может быть, потому, что они уже вызывали первую жену Николая Николаевича — Александру Сергеевну Лямину, которая была из известной купеческой семьи Прохоровых, кроме того, у них уже сидела ее тетка. Николай Николаевич просидел там недели две».

В 1929 г. ОГПУ начало кампанию по изъятию у населения валюты, золота и драгоценностей. Подозреваемых «валютчиков» держали в тюремных камерах иногда по несколько недель в надежде, что те «добровольно» выдадут хотя бы часть того, что имеют. При этом задержанных кормили соленой пищей, а воды давали мало.

11 декабря 1933 г. третья жена писателя Е. С. Булгакова зафиксировала в дневнике, как дальний родственник А. М. Земского (1892-1946) (мужа сестры Булгакова Нади) «сказал про М. А. — послать бы его на три месяца на Днепрострой, да не кормить, тогда бы он переродился. Миша: — Есть еще способ — кормить селедками и не давать пить».

Здесь соответствующий способ Булгаков, очевидно ассоциировал не только с гоголевским Городничим, практиковавшим в «Ревизоре» (1836) подобное в отношении купцов, но и со страданиями Лямина и других «валютчиков».

Н. А. Ушакова свидетельствовала, что тетка ее мужа, Прохорова, «у них уже долго сидела. Какое-то ожерелье или колье они искали… не помню, чье оно и у кого было спрятано. И Николая Николаевича все время об этом спрашивали, но он от всего отказывался и говорил, что ничего не знает. А первую жену Николая Николаевича тоже туда вызывали и тоже колье спрашивали, но они заранее договорились ни в чем не признаваться. В общем, он ничего не говорил о тетке до тех пор, пока ее не провели перед ним. Тогда он убедился, что они ее все равно знают. Потом у нас сделали обыск, но у нас, конечно, ничего не было, и они унесли две дешевые побрякушки со стекляшками вместо камней, и Николая Николаевича выпустили. И вот, он Булгакову обо всем этом подробно рассказывал, и тот написал эту главу про сон Никанора Ивановича почти слово в слово».

Арест Лямина произошел осенью 1931 г. 26 октября 1931 г. Булгаков сообщал в письме своему другу философу и литературоведу П. С. Попову в Ленинград: «Коля (Н. Н. Лямин) живет пристойно, но простудился на днях». Слова о простуде могли быть иносказательным сообщением о задержании.

Первый вариант главы о сне Н. И. Б. был написан в сентябре 1933 г. Тогда она называлась «Замок чудес». 17 и 27 сентября, судя по записям Е. С. Булгаковой, писатель читал ее Лямину. В дальнейшем глава неоднократно переделывалась и частично уничтожалась, вероятно, из-за политической остроты содержания. Однако и в окончательном тексте сохранилась история тетки Пороховниковой на Пречистенке, скрывающей валюту и драгоценности.

В первом варианте главы «Последний полет» романа «Мастер и Маргарита», написанном в июле 1936 г., Воланд предупреждал Мастера: «Исчезнет из памяти дом на Садовой, страшный Босой, но исчезнет мысль о Ганоцри и о прощенном игемоне». Первоначально Н. И. Б. должен был быть фигурой более зловещей — не только взяточником, но и вымогателем и доносчиком, возможно, игравшим по отношению к Мастеру ту же роль, которая в окончательном тексте досталась Алоизию Могарычу.

Очевидно, тогда Н. И. Б. проецировался на кого-то из «теплой Одно время пережил натиск со стороны компании из конторы нашего дома. «Да А. М. (имеется в виду муж Н. А. Булгаковой А. М. Земский) триста шестьдесят пять дней не бывает. Нужно его выписать. И вы тоже неизвестно откуда взялись» и т.д. и т.д. Не вступая ни в какую войну, дипломатически вынес в достаточной степени наглый и развязный тон, в особенности со стороны С. смотрителя. По-видимому, отцепились. Андрея настоял не выписывать… С. довел меня до белого каления, но я сдерживаюсь, потому что не чувствую, на твердой ли я почве. Одним словом, пока отцепились».

24 марта 1922 г. писатель сообщал сестре: «…Дом уже «жилищного рабочего кооператива» и во главе фирмы вся теплая компания, от 4-7 по-прежнему заседания в комнате налево от ворот».

Также и Н. И. Б. наделен только одной страстью — к еде и выпивке. От любимого занятия его и отрывают сотрудники ОГПУ. В окончательном тексте Н. И. Б. — фигура уже не столь зловещая, в большей мере юмористическая.

Прототип Н. И. Б. запечатлен в рассказе «Воспоминание…»: «Председатель домового управления, толстый, окрашенный в самоварную краску, человек, в барашковой шапке и с барашковым же воротником, сидел, растопырив локти, и медными глазами смотрел на дыры моего полушубка».

В «Мастере и Маргарите» также подчеркивается, что председатель жилтоварищества — «тучный», «толстяк с багровой физиономией» (багровым лицо у Н. И. Б. стало от потрясения, вызванного долларами, обнаруженными в вентиляции, и арестом).

Внешность. Черты характера

Булгаков описывает Никанора Ивановича Босого как человека тучного, называет его «толстяком с багровой физиономией». По словам литературоведа Бориса Соколова, тучность персонажа, вероятно, является следствием его чревоугодия, а лицо приобретает густо-красный цвет в тот момент, когда управдом испытывает потрясение из-за метаморфозы с деньгами, спрятанными в уборной, и последовавшим затем арестом. Воланд в разговоре с Коровьевым характеризует председателя жилтоварищества как «выжигу и плута»; исследователи добавляют, что Босой — ещё и «полуграмотный хапуга»[1][4].

Никанор Иванович Босой в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание

Коровьев и Никанор Иванович Босой.
Художник О. Канторович

Никанор Иванович Босой является одним из второстепенных героев романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Никанора Ивановича Босого в романе “Мастер и Маргарита”.

Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Никанор Иванович Босой в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание

Господин Босой является председателем домоуправления (жилищного товарищества) в доме, где живет литератор Берлиоз:
“. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома N 302‑бис по садовой улице в Москве, где проживал покойный Берлиоз. ”
“. Рассуждение это ни в какой степени не удовлетворило председателя домоуправления. “

Сам Никанор Иванович живет в том же доме, где и Берлиоз, в квартире №35:
“. В данный момент в его квартире номер тридцать пять в вентиляции, в уборной,

Никанор Иванович работает заведующим диетической столовой:
“. Никанор Иванович Босой, председатель домового комитета и заведующий диетической столовкой. Попросим Никанора Ивановича. “

О внешности Босого известно следующее:
“. Отдышавшись на площадке, тучный Никанор Иванович позвонил. ”
“. толстяк с багровой физиономией. “

Никанор Иванович Босой – подозрительный, недоверчивый человек:
“. Будучи по природе вообще подозрительным человеком, он заключил, что разглагольствующий перед ним гражданин – лицо именно неофициальное, а пожалуй, и праздное. ”

Никанов Иванович Босой.
Художник София Балог

Он является грубоватым человеком:
“. Никанор Иванович был по натуре несколько грубоват. “

Никанор Иванович – деловой и осторожный человек:
“. Но деловой и осторожный Никанор Иванович заявил, что ему прежде всего придется увязать этот вопрос с интуристским бюро. “

Господин Босой – женатый мужчина:
“. ему и Пелагее Антоновне, его супруге. “

Никанор Иванович – хитрый человек, плут:
“. Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил. “

Воланд наказывает Босого за его хитрость. В результате тот попадает в милицию за спекуляцию валютой:
“. Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два‑бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой. В данный момент в его квартире номер тридцать пять в вентиляции, в уборной, в газетной бумаге четыреста долларов.
“. о том, как замели председателя. ” (замели – то есть арестовали)

В милиции Босой признается, что берет взятки за прописку. Он также выдает “сообщников” по своему домоуправлению:
“. брал! Брал, но брал нашими советскими! Прописывал за деньги, не спорю, бывало. Хорош и наш секретарь Пролежнев, тоже хорош! Прямо скажем, все воры в домоуправлении. Но валюты я не брал. “

Затем господин Босой попадает в психиатрическую клинику:
“. толстяк с багровой физиономией, которого поместили в клинике в комнате N 119, был Никанор Иванович Босой. ”
“. Вечером Никанор Иванович был доставлен в клинику Стравинского. Там он повел себя настолько беспокойно, что ему пришлось сделать впрыскивание по рецепту Стравинского, и лишь после полуночи Никанор Иванович уснул в 119‑й комнате, изредка издавая тяжелое страдальческое мычание. “

После случившегося Никанор Ивановича Босой не ходит в театр даже бесплатно:
“. К числу лиц, порвавших с театром надлежит отнести и Никанора Ивановича Босого Никанор Иванович не только не ходит ни в какой театр ни за деньги, ни даром, но даже меняется в лице при всяком театральном разговоре. В не меньшей, а в большей степени возненавидел он, помимо театра, поэта Пушкина и талантливого артиста Савву Потаповича Куролесова. ”

Это был цитатный образ и характеристика Никанора Ивановича Босого в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова: описание внешности и характера героя.

на роман М. Булгакова Мастер и Маргарита

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Мировоззре-ние Никанора Ивановича Босого, как типичного представителя ме-щанства.

Краткая характеристика персонажа:
Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома 302-бис по Садовой ули-це в Москве, где, в квартире 50, проживал покойный Берлиоз. По природе своей, Никанор Иванович человек подозрительный, по натуре – несколько грубоват. Используя современную терминологию, можно отметить – как чиновник Никанор Иванович несколько коррумпирован, но не более, чем его нынешние коллеги.
Однозначно определить отрицательность, либо положительность Никанора Ивановича, как пер-сонажа нельзя, в этом, думается, и есть основной смысл, заложенный здесь Булгаковым. Если рассматривать Никанора Ивановича Босого как типичного представителя мещанства, то его мировоззрение вполне нормально, это мировоззрение бытового довольства, патриархальности, консервативных взглядов, размеренного течения жизни. Но, в конце концов, не может же каждый быть Мастером. С другой стороны, нормальное мещанское мировоззрение нормально до степени – обычно, а это уже несёт смысл в большей степени отрицательный.

Книга пронизана христианством, но по сути своей показывает и связь христианства с языческими культами древней Руси и религиозно-философскими учениями разных времён и народов. Суще-ствование Никанора Ивановича можно рассматривать даже в качестве своеобразного дзен-буддизма жизни, то есть необходимости различных составляющих общество типов людей для поддержания зыбкого равновесия в мире. Многие персонажи романа примечательны, многие – историчны, литературны. Те же Азазелло, поэт Рюхин, естественно, Воланд. Но всё-таки все они довольно много были обсуждаемы.

А как смотрит на мир Никанор Иванович Босой? Конечно, его взгляд не отличается оригинально-стью, тем не менее, тот же сон, который ему снится в клинике, показывает, что определённая доля фантазии в этом человеке есть, т.е. имеется в нём потенциал. Исходя из всей концепции романа, можно предположить, что тем самым Булгаков как бы указывает на наличие потенциала буквально в каждом человеке.
Прелом в сознании людей, произошедший после октябрьской революции, на поверку оказывается не таким уж и необратимым. Пропагандируемый атеизм, который якобы присущ каждому советскому гражданину, испаряется при первом же столкновении с чем-то необъяснимым. Ведь после изъятия у него денег Никанор Иванович не решил, что Коровьев какой-нибудь аферист или фокусник, а тут же признал в нём нечистую силу. Босой не взывает к Генсеку или Партии, но начинает путано молиться Богу. О чём это говорит? Во-первых, о том, что Никанор Иванович не считает Партию и Генсека теми, от кого можно ждать помощи, а соответственно не очень-то им и верит. Во-вторых, всё-таки Никанор Иванович в душе знает, что такое вера.

Помещение персонажа в психиатрическую клинику Стравинского примечательно тем, что показывает, насколько искусственно насаженная идеология государства оказалась неустойчивой и неверной. Скорее всего, с самого детства Никанор Иванович слушал рассказы взрослых о существовании, пусть абстрактного, но Бога. В зрелом возрасте его вдруг начали убеждать, что этого самого Бога нет, и он вроде бы свыкся с этой мыслью, как вдруг неожиданно сталкивается с нечистой силой прямо в своём доме. Усвоив сей факт, сознание вполне логично пришло к выводу, что раз есть тёмные силы, значит, есть и светлые, со всеми вытекающими из этого вывода последствиями. Никанор Иванович стал вести себя, пусть не вполне корректно, но вполне понятно, если исходить из идеи существования Бога. В то же время, с точки зрения общепринятой атеистической установки – совершенно как сумасшедший. Потому и оказался Никанор Иванович Босой в психиатрической клинике профессора Стравинского.

Мировоззрение Никанора Ивановича оказывается менее интересным, чем сам персонаж. Наверно это совершенно справедливо, так как в противном случае персонаж не оправдывал бы своего предназначения, которое ему определял автор.

Можно провести множество параллелей, но основной будет, скорее всего, следующая – глупо считать Никанора Ивановича порождением советской системы, так как в настоящее время такой тип людей распространён не менее, чем в тридцатые годы прошлого века. Вывод напрашивается сам собой – Никанор Иванович Босой, порождение скорее самого человеческого общества, чем какой либо из систем или государственных режимов.
В этом смысле, произведение М.А.Булгакова и созданные им персонажи актуальны сегодня так же, как на заре советского строя. Ведь оглянувшись вокруг сегодня, среди всевозможных административных работников, сотрудников различных учреждений и ведомств легко найти тех же самых никаноров ивановичей, а это, в свою очередь, заставляет взглянуть на себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: