Образ Петербурга в романе Преступление и наказание, описание

Петербург в романе «Преступление и наказание» — сочинение

Сочинение на тему: Роль Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — является одной из самых интересных тем в рамках изучения данного произведения. Ниже представлены 3 варианта сочинения-рассуждения.

Вариант 1

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга. Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка (девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство. Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму: «Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой». Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах. Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

Вариант 2

Петербург в романе «Преступление и наказание» выступает в качестве одного из действующих лиц. Его образ мы встречаем на каждой странице произведения. Петербург – это город контрастов. Здесь, среди чрезмерного блеска и крайней нищеты, уживаются разные слои общества: богачи-аристократы, ростовщики, бедняки, студенты. Для каждого из них существует свое видение города: для одних он праздничен, блистателен и весел, для других – сер и безысходен. Главным героям романа ближе вторая столица – дома, похожие на гробы, сдавленное пространство, черные лестницы, серые мостовые, темные подворотни.

Описание Петербурга Достоевский использует для того, чтобы как можно ярче показать душевное состояние героев. Постоянно повторяются отдельные детали: «вонь», «духота», «грязь», «пыль», «затхлый воздух». Они отражают ситуацию в преддверии страшной трагедии. В романе Петербург – это город убийца, подталкивающий людей на совершение нравственных преступлений.

Главные цвета в произведение: желтый, красный и белый. Но среди них доминирует именно желтый, грязно-желтый и уныло-желтый. Эти цвета многократно усиливают чувства внутренней подавленности, угнетения и психологической неустойчивости. Автор словно сопоставляет слова: «желчный» и «желтый», которые не единожды употребляются в повествовании.

Неотъемлемой частью произведения является пейзаж Петербурга, имеющий социально-психологический характер. Город контрастов, с уникальными дворцами и соборами, с пыльными, грязными мостовыми, с громадными, теснящими душу, домами, давит на людей, угнетает, убивает все душевные порывы. Люди одиноки в толпе, унижены своей нищетой, которую они не могут даже скрыть. Великое мастерство Достоевского помогает нам представить Петербург именно таким, каким он представляется «маленьким людям».

И только в такой атмосфере, отражающей жестокую действительность, протест человека может вылиться в антигуманную теорию, которая повлечет за собой цепь жестоких преступлений.

Вариант 3

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» носит символичный характер. Он является местом, где разворачиваются основные события произведения. Город очень точно характеризует всех жителей и помогает лучше проникнуться судьбой каждого отдельного героя.

Петербург представляется читателю мрачным, не гостеприимным, чуждым. Грязные улицы переполнены нищими чиновниками и ремесленниками, для которых основным смыслом жизни стал пивной кабак, где каждый второй заглушает своё горе. Дворы автор сравнивает с бездонными колодцами, создающие угнетающую и давящую на людей атмосферу, из которой выбраться бедным жителям уже невозможно.

Этот серый пейзаж придаёт роману особый мрачный оттенок. В городе господствует пьянство, проституция, преступность, ростовщичество. От безысходности жители постоянно кончают жизнь самоубийством, чахнут от болезней присущих низким слоям общества и просто гибнут от душевных страданий.

Читайте также:
Описание степи в повести Гоголя Тарас Бульба - роль природы

Для большинства жителей их существование больше напоминает кошмарный сон, который никак не может закончиться. Почти все, кто относится к низшему слою населения Петербурга, живут в коммуналках, а из-за огромных долгов своим хозяевам они нередко остаются без пропитания. Обстановка в их комнатах такая жуткая, как и на улицах. Маленькие комнатки, больше напоминающие гробы, заставлены старой потрепанной мебелью; грязные жёлтые стены выражают уныние, вонь и полная разруха равняют такое жилище с сараем.

Петербург собрал в себе все пороки человечества: злость, лицемерие, жадность, подлость, жестокость. Кругом можно видеть только безмерное людские горе и их изувеченные судьбы.

Бедной Соне Мармеладовой приходится заниматься унизительной для девушки деятельностью, чтобы прокормить свою большую семью , при этом терпеть унижения от людей. Родион Раскольников решается на убийство старухи и ее сестры Лизаветы, а Аркадия Свидригайлова подозревают в убийстве жены и причастности к многочисленным самоубийствам. Каждый из героев имеет на душе какой-то грех.

В их мире смешались реальность с бредом, кошмар с явью. Даже Аркадий Иванович назвал его «городом полусумасшедших» и предсказал скорое наступление наводнения.

В показанном Достоевским образе Петербурга, воплотилось авторское противоречие существующему злу и порочности, а также ненормальному устройству современного ему общества.

Дополнительные материалы к написанию сочинения на тему: Образ Петербурга в романе

Парадный Петербург

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Читайте также:
Шинель Гоголь - анализ, краткое содержание, тема, история создания
Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Исследование С.М. Соловьевым цветового фона произведений Достоевского. Желтый цвет: цитаты из романа. Тема жизни в петербургских квартирах. Петербург как олицетворение окружающей действительности, используемые автором стилистические описательные приемы.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.02.2016
Размер файла 25,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет

Кафедра русской и зарубежной литературы

На тему: «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Выполнила: студентка 6 курса, з/о

Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Ф.М. Достоевского, так как с этим городом связаны многие воспоминания писателя. В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского – это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий.

Образ Петербурга в романе Достоевского не всегда предстает таким. Встречаются описания картин природы и великолепных видов столицы, но они выступают лишь контрастом к безотрадному изображению.

Все события в романе большей частью происходят на улице. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» представляется жутким, и такой же жуткой видится жизнь, жалко протекающая на его замусоренных улицах и в нищенских трущобах, где живут герои. Мрачный серый город, в котором распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, расположены на каждом углу. на улицах пьяный народ и проститутки, везде царят нищета, болезни и бесправие – таков образ Петербурга, созданный Достоевским. В романе «Преступление и наказание» город представлен не только оскорбленными и униженными людьми, но и деятельными, промышляющими, кто чем может.

Достоевский – первый писатель, который сумел показать Петербург изнутри не светскую жизнь высшего общества а существование петербургской бедноты.

Достоевский много внимания уделяет описанию убогих интерьеров меблированных комнат. Но остальное его внимание обращено на запахи и символические цвета. В описаниях Петербурга Достоевский в основном использует желтый, красный и белый цвета. Но и в этом коротеньком списке доминирует желтый цвет. Получается, что основной фон романа – это желтый, ядовитый цвет. «Небольшая комната с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева».

С. М. Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. И этот фон является очень хорошим дополнением к драматическим переживаниям героев. Кроме описания комнаты старухи, можно привести еще множество примеров, подтверждающих наличие желтого фона в романе: описание каморки Раскольникова, со своими «желтенькими пыльными обоями» (заметим, что слово «пыльный» употреблено Достоевским тоже не случайно. Пыльный, душный – эти слова очень близки по значению). И в комнате Сонечки – обои желтого цвета. «Мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Таких примеров много. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: «желтый» и «желчный», которые нередко встречаются в повествовании. Например, о Раскольникове он пишет следующим образом: «Тяжелая, желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке». В романе очень ясно прослеживается взаимодействие внутреннего и внешнего мира героя. «Желчь», «желтизна» приобретают смысл чего-то мучительно-давящего и угнетающего.

Читайте также:
Загадки про овощи для детей 3-7 лет - простые, сложные и обманки

Однако в романе упоминается и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно и страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала…». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и Искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же Платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежд главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. На их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.

Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой – сам является действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

Желтый цвет: цитаты из романа «Преступление и наказание»

…в его воспаленных глазах в его и его исхудалом бледно-желтом лице…

…на плечах, несмотря на жару болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка… (кофта).

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова — героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» важное место занимают два центральных героя. Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова сложны, многогранны. Их многое сближает, но есть и существенные различия. Сравнительная характеристика этих персонажей поможет понять, почему они являются любимыми героями Толстого.

Портреты: описание внешности, манера поведения, речь

Андрей Болконский и Пьер Безухов — молодые люди светского петербуржского общества. В начале романа Болконскому 27 лет, а Безухову — 20. Внешность, манера поведения и речь этих героев различны.

Андрей Болконский — красивый, молодой человек, появляющийся в свете в военном мундире. Рост у него невысокий, руки маленькие. Лицо его выразительно. Усталый, скучающий взгляд этого героя говорит о том, что ему надоели светские вечера. Он «сухо-неприятно» общается с людьми света, иногда с презрительной улыбкой или с гримасой, которые портили его красивое лицо. Голос его при общении со светскими людьми становится неприятным, резким. Но с теми, кого он уважает или любит, он говорит ласково, с доброй улыбкой. Болконский умеет говорить хорошо, ясно, чётко, речь его убедительна. Он умеет держаться в светском обществе и знает, что там нельзя говорить всё, что думаешь. Князь Андрей умеет и любит танцевать.

У Пьера Безухова совершенно другая внешность и манера поведения. Это толстый молодой человек во фраке, рост его выше среднего, руки красные, огромные. Он носит очки. Взгляд его наблюдательный, умный, лицо «серьёзное и даже несколько угрюмое», улыбка детская, добрая. Он неуклюж, рассеян, с людьми общается просто и, в основном, дружелюбно. Говорит горячо, не скрывая своих мыслей. Не очень умеет убеждать. Его естественную манеру поведения светское общество не приемлет.

Происхождение, воспитание

Оба героя — богатые, знатные люди, но Андрей Болконский носит с рождения титул князя, а Пьер Безухов получает титул графа в 20 лет, когда государь признал его законным сыном графа Безухова.

Отец князя Андрея — генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский. Род их древний, его родоначальником считается Рюрик. Отец Пьера — знаменитый екатерининский вельможа граф Безухов.

Воспитанием князя Андрея занимался его отец, он помог ему развить ум, память и выработать привычку к чтению и деятельному образу жизни.

Пьер с десятилетнего возраста до двадцати лет жил за границей и воспитывался гувернёром. Пьер тоже умён, читает много, но видимо, неразборчив в выборе книг.

Читайте также:
Медный всадник - анализ поэмы Пушкина, история создания

Характеры: сходства и различия

Пьера Безухова и Андрея Болконского объединяет такая важная черта характера как порядочность. Кроме того, сходство их состоит в том, что они оба:

  • умны;
  • добры, великодушны;
  • справедливы;
  • стараются облегчить положение своих крепостных крестьян;
  • любят Родину.

В характерах героев присутствуют и противоположные качества.

Князю Андрею свойственны следующие черты характера:

  • гордость, честолюбие;
  • сильная воля;
  • скептицизм;
  • деловитость, трудолюбие, практичность;
  • сдержанность;
  • несклонность к мечтательному философствованию.

Отличительные черты характера Пьера Безухова:

  • добродушие;
  • слабохарактерность;
  • наивность;
  • лень, непрактичность;
  • не может сдерживать себя, видя наглость;
  • склонен к мечтательности.

Деятельность

Князю Андрею была не по души светская жизнь, он решил посвятить себя военной службе и, став адъютантом Кутузова, участвовал в 1805 году в военных действиях в Европе. В сражении под Аустерлицем он поднял в атаку батальон, бросившись вперёд со знаменем, и был ранен в голову. Вернувшись в Россию, князь Андрей стал обустраивать своё новое имение Богучарово. В 1812 году князь Андрей командовал полком и был ранен в живот во время Бородинского сражения.

Пьер, приехав в двадцать лет в Россию, долго не мог решить, чем ему заняться, и так и не выбрал себе карьеру. После приёма в братство масонов Пьер поехал в свои имения, где хотел освободить крестьян от крепостной зависимости. Но управляющий убедил его, что сначала нужно заняться поправлением дел, которые были в плохом состоянии. В итоге, намерение Безухова так и осталось только намерением. А дела он доверил вести управляющему, так как сам не имел «практической цепкости».

Любовь, семейная жизнь

В браке князь Андрей не был счастлив, не была счастлива и его жена Лиза. Видимо, князь женился на ней, очарованный её красивым личиком и весёлым нравом. Но потом охладел к ней, наверно, потому, что ему надоело её легкомыслие и кокетство. Но он не мог ни в чём упрекнуть Лизу и понимал, что с ней можно быть спокойным за свою честь. Князь Андрей жалел, что женился, так как после женитьбы должен был всегда сопровождать жену на светские вечера, где видел только тщеславие и ничтожество людей. Лизе же светское общество было просто необходимо, так как она выросла в нём. После смерти Лизы князь Андрей винил себя в том, что относился к ней холодно. Через несколько лет он полюбил Наташу Ростову, сделал ей предложение, отложив свадьбу на год по настоянию отца. Наташа не выдержала испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и отказала жениху.

Пьер в браке тоже был несчастлив. Красавица Элен вскоре после свадьбы стала ему изменять. Пьер расстался с ней, хотя они всё же считались мужем и женой. После смерти князя Андрея и Элен, Пьер Безухов женился на Наташе Ростовой, которой всегда восхищался, их брак оказался счастливым.

Духовные искания

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова продолжалась с 1805 по 1812 год, то есть до гибели князя Андрея. Их объединяло то, что они видели друг в друге думающих людей, ищущих смысл жизни. Суждения их о жизни не всегда схожи, но друзья в своих беседах всегда были искренни.

В начале романа оба героя были поклонниками Наполеона. Андрей Болконский хотел отличиться во время войны, обрести славу, найти «свой Тулон», подобно Бонапарту. Но когда Болконский лежал под Аустерлицем раненый и к нему подъехал Наполеон со свитой, князь понял, всю его ничтожность и разочаровался в кумире. Он понял, что главное в жизни — это не слава, а счастье близких людей.

Пьер в начале романа тоже был горячим поклонником Наполеона, который, по его мнению, много хорошего сделал для французов, но в 1812 году его отношение к Наполеону в корне изменилось — он стал для него врагом. Пьер решил убить его, но попал в плен.

До Отечественной войны 1812 года Болконский и Безухов прошли каждый свой путь духовных исканий.

Поправившись после ранения под Аустерлицем, князь Андрей разочаровался в военной службе и решил жить для близких, для сына. Но через некоторое время он захотел быть полезным Отечеству, составил проект о военном уставе и повёз его государю. В Петербурге князь Андрей стал членом комиссии по составлению воинского устава. Видя деятельность Сперанского по составлению государственной конституции, Болконский понял невозможность что-либо изменить в государстве, да и вообще в жизни. После тяжёлого ранения в Бородинском сражении князь решил, что истинный смысл жизни — в такой любви, когда любишь не только близких людей, но и врагов.

Безухов до 1812 года вступил в братство масонов, надеясь встать на путь добродетели. Он стал считать, что делать добро — это единственно верное счастье. Но скоро Пьер разочаровался в масонстве, и у него пропал интерес к жизни. Попав в плен к французам, Безухов познакомился с пленным солдатом Каратаевым и научился у него осознавать себя частью народа. Он решил, что смысл жизни состоит в любви к людям и всепрощении.

Читайте также:
Сарказм ℹ определение, значение слова и основные признаки, отличие от иронии, примеры из художественной литературы

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова (таблица)

Параметры сравнения

Андрей Болконский

Пьер Безухов

Заключение

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский и Пьер Безухов в своих характерах и жизненном пути имеют и сходство, и различие. Сравнительная характеристика Болконского и Безухова показывает пути искания этими героями счастья и гармонии. В итоге они поняли, что истинный смысл жизни — в любви и всепрощении.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова показывает основное различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Андрей Болконский и Пьер Безухов — сравнительная характеристика героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

В своём романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой создал два центральных мужских образа — Андрея Болконского и Пьера Безухова. Они отличаются многогранностью, сложностью. Размышления героев во многом совпадают с убеждениями автора. Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова поможет понять сложные характеры этих героев и пути их духовных исканий.

Описание внешности, манера поведения, речь

На первых страницах романа Андрей Болконский и Пьер Безухов появляются в салоне Анны Павловны Шерер. Безухову в это время двадцать лет, а Болконскому — двадцать семь. Они различны по внешности, манере поведения и манере говорить.

Пьер Безухов толст, массивен, носит очки. Он выше среднего роста, одет модно: в светлые панталоны, коричневый фрак, на шее — высокое жабо. Руки у него толстые, большие, красные. Взгляд умный, наблюдательный, выражение лица серьёзное, немного угрюмое, но улыбка детская, открытая. Он отличается рассеянностью, неуклюжестью. Обращается Пьер с людьми дружелюбно, говорит откровенно, часто с горячностью, но не имеет таланта убеждать собеседника. На вечерах он танцует в тех случаях, когда не хватает кавалеров, причём боится спутать фигуры.

Андрей Болконский красив, невысок, с маленькими белыми руками. На светских вечерах он появляется в военном мундире, с саблей. В салоне Шерер он кажется усталым, скучающим, со светскими людьми говорит сухо, резко. При этом иногда на лице его появляется презрительная улыбка или даже гримаса, портившая его красивая лицо. Но с приятными ему людьми Болконский говорит ласково, по-доброму улыбаясь им. Он говорит убедительно, ясно излагает свои мысли, знает, что в светском обществе не стоит говорить всё, что думаешь. Болконский умеет правильно вести себя в светском обществе, он хороший танцор, и танцевать ему нравится.

Происхождение. Воспитание

Оба эти героя романа являются людьми богатыми, знатными, но князь Андрей носит свой титул с рождения, а Пьер стал графом только в двадцать лет, когда был признан государем законным сыном графа Безухова, знаменитого екатерининского вельможи.

Пьер воспитывался за границей, куда его в десятилетнем возрасте вместе с гувернёром-аббатом отправил отец. Вернулся в Россию он, когда ему было двадцать лет. Отец, живущий в Москве, направил сына в Петербург, посоветовав выбрать себе карьеру, но тот так и не смог выбрать дело по душе и участвовал в разгульной жизни Анатоля Курагина.

Отец князя Андрея, генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский воспитал в сыне трудолюбие, привычку вести деятельный образ жизни, приучил к чтению, помог развить память и ум.

Сходства и различия в характерах

Пьера Безухова и Андрея Болконского объединяет порядочность, великодушие, интерес друг к другу. Они оба умны, любят Родину, стараются быть справедливыми, облегчить жизнь своих крепостных.

Различие в характерах состоит в том, что князь Андрей — это гордый, честолюбивый, волевой человек. Ему присущи такие черты характера как скептицизм, сдержанность, деловитость, он не склонен к мечтательности.

Пьер Безухов — человек добродушный, слабохарактерный. Он наивен, склонен к лени и мечтательному философствованию. Пьер несдержан, у него может быть приступ бешенства, если люди ведут себя нагло (например, Элен, Анатоль).

Деятельность

Пьер Безухов, вернувшись в Россию в 1805 году, так и не смог выбрать себе занятия по душе. Получив от отца в наследство многочисленные имения, вступив в братство масонов, он преисполнился добрых намерений изменить жизнь своих крестьян к лучшему. Пьер поехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крепостных, с намерением освободить их от крепостной зависимости. Но главный управляющий убедил наивного графа в том, что нужно сначала привести в порядок дела, которые были в запущенном состоянии. В конце концов, благое намерение графа не осуществилось, дела сам он не стал поправлять, так как ничего в них не понимал, а доверил это сделать управляющему.

Читайте также:
Раскольников и Соня - сцена признания, сравнительная характеристика

В отличие от Пьера, князь Андрей имел «практическую цепкость» и, вернувшись домой после ранения под Аустерлицем, умело обустроил своё имение Богучарово и так вёл дела, что во многом облегчил положение своих крестьян.

Главным же делом князя Андрея была военная служба. С 1805 года он был адъютантом Кутузова и участвовал в европейских военных кампаниях. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг — бросился со знаменем вперёд, поднял батальон в атаку и получил ранение головы. Во время Отечественной войны 1812 года князь командовал полком, пользовался большим уважением у солдат. В Бородинском сражении был ранен в живот.

Семейная жизнь, любовь

В семейной жизни не были счастливы ни князь Андрей, ни его жена Лиза. Хорошенькая Лиза Болконская была воспитана в светском обществе и не мыслила без него жизни. Это была милая девушка с весёлым нравом. Женившись, Болконский скоро охладел к жене, поскольку ему надоело её легкомыслие, приверженность к балам, светским вечерам. Лиза была милая, верная, но не умная, поэтому князю было с ней скучно. После того, как Лиза умерла в родах, князь Андрей чувствовал раскаяние в том, что обижал её своим холодным отношением.

Через некоторое время Болконский полюбил Наташу Ростову, она тоже его полюбила и согласилась стать его женой. Свадьбу пришлось отложить на год — такое условие поставил князю Андрею его отец. В то время как Андрей Болконский был за границей, Наташа увлеклась Анатолем Курагиным, и помолвка Болконского с ней расстроилась. Наташа потом раскаивалась, что принесла ему горе, и князь Андрей перед смертью её простил.

Пьер тоже не нашёл счастья, женившись на Элен, которая стала изменять ему. Вскоре они расстались, но считались по-прежнему супругами. После смерти Элен и князя Андрея Пьер Безухов и Наташа Ростова поженились и были очень счастливы в браке.

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Дружба этих героев продолжалась несколько лет, до смерти князя Андрея. Их взаимоотношения всегда были дружелюбными. Их суждения о смысле жизни и о жизни вообще не всегда совпадали, но отношение к Наполеону в начале романа у них было схожее. Они оба считали его великим человеком, а князь Андрей хотел, подобно Наполеону, найти «свой Тулон», то есть обрести славу. Но в дальнейшем их ждало разочарование в этом человеке. Увидев Бонапарта на поле под Аустерлицем, любующимся убитыми и ранеными, князь Андрей понял его ничтожность. С тех пор он был убеждён, что смысл жизни состоит не в личной славе, а в счастье близких людей.

Пьер во время наступления французской армии на Москву хотел убить Наполеона, но это ему не удалось из-за того, что попал в плен.

До 1812 года Болконским и Безуховым был пройден непростой путь духовных исканий.

Князь Андрей после ранения под Аустерлицем в военной службе был разочарован и хотел жить только для близких людей: отца, сына, сестры. Но он был патриотом и вскоре захотел принести пользу Родине, составив записки о военном уставе. Он привёз их государю и был включён в комиссию по составлению военного устава. Познакомившись со Сперанским, Болконский разочаровался в его деятельности по подготовке государственной конституции и стал считать, что люди не могут изменить жизнь в государстве, да и свою тоже. Тяжело раненный в Бородинском сражении, Болконский стал считать, что смысл жизни состоит в любви не только к близким людям, но и к недругам.

Пьер до 1812 года хотел встать на путь добродетели и вступил для этого в братство масонов. Единственно верным счастьем и смыслом жизни он стал считать делание добра для людей. Но вскоре Безухов в масонстве разочаровался. В плену он научился у пожилого солдата Платона Каратаева осознавать себя частицей общего, частью народа. Пьер решил для себя, что нужно любить людей и всегда их прощать — в этом сейчас он видел смысл жизни.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова (таблица)

Сравнительные параметры

Пьер Безухов

Андрей Болконский

Вывод

Любимые герои Толстого в романе «Война и мир», Андрей Болконский и Пьер Безухов, прошли сложный жизненный путь. Их сравнительная характеристика показывает сходство и различие в характерах этих персонажей и в их отношении к жизни и к людям. К пониманию смысла жизни они пришли трудным путём размышлений и разочарований и поняли, что в любви и всепрощении заключён настоящий смысл жизни.

Читайте также:
Письмо к женщине - анализ, основная тема и мысль, жанр

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского

Среди персонажей, с которыми связана судьба главной и любимой автором героини романа Наташи Ростовой, следует выделить два. Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского помогает раскрыть женский идеал Л.Толстого, объяснить смысл жизни человека.

Общие черты характера

Пьер и Андрей не доверяют окружающим. Они знают о предательстве, лживости человеческой натуры. Откровения позволяют себе Пьер и Андрей только между собой. Мыслят герои по-разному, но в разговоре оба искренни и открыты. Пьер остро чувствует происходящее вокруг себя, Андрей подчиняется рассудку, не позволяет руководить его поведением эмоциям. Болконский тверд, дисциплинирован, собран. Он учит Безухова, передает ему опыт салонного общения.

Мужчины ищут свое место в жизни и в событиях, происходящих в стране. Позиция их близка автору. Толстой известен своей клятвой: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться… спокойствие – душевная подлость». Два персонажа мечутся в поисках смысла. Оба ищут любви, но ошибаются в выборе спутниц. Пьер женится на развратной красавице Элен Курагиной. Любви нет, женщина сеет вокруг себя зло и сплетни. Кутежи и развлечения не дают успокоения, они, наоборот, вводят Пьера в тупик. Нет удовлетворения от мнимого интереса окружающих к собственной персоне.

Андрей убегает от очаровательной жены на войну. Внешняя красота и пустота внутреннего мира надоедают графу. Семейная жизнь не приносит счастья ни Пьеру, ни Андрею. Мужчины пытаются найти свое место в общественной деятельности. Болконский участвует в команде Сперанского, Безухов ищет смысл в масонстве. Духовного перерождения не происходит. Мужчины понимают, что за умными прогрессивными лозунгами нет дела, одни слова и обман. Деятельность масонов и комиссия Сперанского бесполезны для тех, ради кого они созданы. Сравнение не завершается гибелью одного из друзей.

Болконский перед смертью понимает, для чего пришел на этот свет, но было уже очень поздно.

Пьер становится продолжателем его дела. Он осознает себя частью великого русского народа, ценит жизнь и каждый день.

Таблица основных противоположных характеристик персонажей

Есть в характерах героев противоположные качества. Они объясняют те дружеские отношения, которые возникли между мужчинами. Народная примета – противоположности дополняют друг друга, притягиваются» здесь в сюжете доказана автором. Героям романа интересно общаться, делиться мыслями и обосновывать взгляды на жизнь. Таблица «Андрей Болконский и Пьер Безухов» покажет основные отличия двух персонажей.

Сын знатной дворянской семьи.

Незаконнорожденный сын Екатерининского вельможи.

Красивый молодой мужчина, статный и привлекательный внешне. Черты лица яркие и запоминающиеся.

Грузный, можно сказать толстый юноша. Глаза скрыты под стеклами очков. Его никто не называет симпатичным или привлекательным.

Андрей отлично знает законы высшего света. Он высокомерен. Разговоры светских представителей не занимают. На балах Андрею скучно и неинтересно.

Пьер не научен манерам светского общения. Он пытается высказать свое мнение, не замечает пренебрежения по отношению к себе. Пьеру нравится вращаться в свете. ОН не различает фальши и искренности, поэтому попадает в сети разгульной компании и развратной женщины.

Блестящий воин, смелый и решительный офицер. Он быстро ориентируется на поле битвы, видит своих подчиненных. Андрей начинает службу при штабе Кутузова, но стремление быть в центре событий толкают Андрея на передовую

Пьер не принимает войну. События кидают его из крайности в крайность. Сначала юноша хочет стать убийцей Наполеона. Потом спасает чужого ребенка. Пьер пережил ожидание расстрела, плен, отступление. Безухов открывается представителю настоящего русского народа – Платону Каратаеву. Мужик открывает прописные, но самые важные истины. Пьер возрождается духовно, пройдя через чистилище войны.

Андрей Болконский и Пьер Безухов — характеристика героев

Сравнительная характеристика Болконского и Безухова представлена ниже в таблице, также показаны общие и противоположные черты характера персонажей.

В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» прослеживается личное отношение автора к героям. Что касается мужских образов, свою симпатию писатель отдает Андрею Болконскому и Пьеру Безухову.

  1. Характеристика Андрея Болконского
  2. Характеристика Пьера Безухова
  3. Изменения, произошедшие в сознании героев в конце романа
  4. Сравнительная характеристика Болконского и Безухова
  5. Общие черты характера
  6. Таблица основных противоположных качеств — сравнительная характеристика Болконского и Безухова

Характеристика Андрея Болконского

Андрея Болконского автор наделил следующими чертами характера:

  • честолюбие;
  • немногословность;
  • сдержанность в проявлении эмоций;
  • несгибаемость воли.

Среди других людей герой выделялся тем, что не признавал притворство и подхалимство. Он представлял собой тип человека с высокими моральными ценностями, для которого на первом месте всегда стояли долг и честь.

Читайте также:
Сочинение Печорин — лишний человек, рассуждение об образе

В произведении Андрей постоянно ищет изначально утраченный смысл жизни, поиски продолжаются постоянно. Он разочарован в жизни, душа Андрея исколота от страданий, морально сломана из-за произошедших в жизни героя событий. После смерти жены Болконский не может радоваться жизни.

Характеристика Пьера Безухова

В душе Пьера Безухова постоянное разногласие между духовным и чувственным. Внутреннее нравственное мировоззрение героя не соответствует образу жизни, которую он проживает. Пьер открыт, честен, полон благородных желаний. Безухов пытался найти смысл в жизни, но, разочаровавшись из-за обстоятельств которые выпали на его долю, перестал его искать.

Изменения, произошедшие в сознании героев в конце романа

Несмотря на то, что в романе героям уготована разная судьба, их объединяют понимание ценности человеческой жизни, свободы и семьи, любовь к родине. Они считают войну бессмысленной, не видят смысла в пролитии крови во благо вышестоящих чинов, уверены в необходимости изменения внутренней политики страны с целью улучшения жизни народа.

И Болконскому, и Безухову война не приносит позитивных эмоций, однако играет главную роль в судьбах героев. В тяжелых обстоятельствах человек начинает ценить то, о чем не задумывался в мирное время. На войне Пьер приобрел такие качества, как уверенность в себе, умение отвечать за свои поступки.

В военное время в сознании Андрея происходит перелом. В поисках правды он борется с собой, понимает, что гордыня — не самый лучший советник, а подвиги, о которых он мечтал, не делают его счастливым, реализованным. Таким образом, анализ образа князя Андрея Болконского подтверждает то, что жизнь хороших людей всегда полна трагизма и исканий.

Сравнительная характеристика Болконского и Безухова

Главная героиня романа Наташа Ростова, полюбившаяся многим, была тесно связана по сюжетной линии с двумя персонажами – Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Сравнительная характеристика Болконского и Безухова поможет выявить у героев их положительные и отрицательные черты, что, в свою очередь, покажет, какие женские идеалы ценились Л. Толстым в те годы.

Общие черты характера

Объединяет образы Безухова и Болконского их доверие к окружающим их людям. Оба персонажа хорошо знакомы с предательством и лживостью.

Откровенные разговоры герои ведут только друг с другом. Хотя мыслят по-разному, но их беседам свойственна открытость и искренность.

Оба персонажа находятся в постоянном поиске смысла жизни и мечутся в погоне за счастьем. И Андрей, и Пьер в поисках любви, но оба находят не ту женщину, которая бы сделала их счастливыми.

Пьер женится на той, которая предаётся разврату, порочащая своё имя сплетнями. Андрей тоже несчастлив в браке, отчего убегает на войну. Семейная жизнь каждого приносит им только разочарование и пустоту.

Тогда оба ищут себя в общественной деятельности. Андрей – в команде Сперанского, Пьер подаётся в масонство. Но ни то, ни другое не приносит обоим утешения.

Далее представлена сравнительная характеристика Болконского и Безухова в табличном варианте.

Таблица основных противоположных качеств — сравнительная характеристика Болконского и Безухова

Несмотря на схожесть характеров, противоположных качеств достаточно много между Болконским и Безуховы. Возможно, именно эти противоположности и притягивают двух персонажей к дружбе, дополняя друг друга. Герои романа делятся своими мыслями, взглядами, они находят большое удовольствие в общении.

Таблица отличий «Андрей Болконский и Пьер Безухов» поможет понять, чем герои отличны друг от друга.

Нельзя сказать, что образ героев остаётся неизменным на протяжении всего романа. Их судьбы, как и характеры и поведение, меняются в течение смены сюжетных линий произведения. Жизнь накладывает отпечаток на их образы.

Сравнительная характеристика Болконского и Безухова поможет подготовиться к сочинению или к пересказу образов данных героев. Составить своё мнение о характерах будет намного проще.

Пьер Безухов и Андрей Болконский: сравнительная характеристика героев

Произведение Толстого «Война и мир» затрагивает массу социальных проблем. В романе множество главных и второстепенных персонажей, изучение образов которых позволяет почувствовать атмосферу того времени. К числу центральных героев книги относятся Андрей Болконский и Пьер Безухов. Сравнительная характеристика этих персонажей помогает читателям понять их мысли, стремления и мотивы поступков.

  1. Характеристика Безухова
  2. Краткая биография
  3. Описание Болконского
  4. История жизни
  5. Качества молодого князя
  6. Сравнение персонажей

Характеристика Безухова

Андрей и Пьер — любимые персонажи Льва Николаевича. Он наделил их прекрасными человеческими качествами.

Краткая биография

Петр Кириллович Безухов — внебрачный сын графа. Это приветливый и дружелюбный, но при этом робкий, сильный и крепкий мужчина. С первых строк он вызывает симпатию у читателя. В высшем обществе Пьера недолюбливали за нестандартные взгляды и высказывания.

Читайте также:
Проблема воспитания в комедии Недоросль - аргументы к сочинению

Безухов находился за границей в течение 10 лет, затем вернулся в Россию. После смерти отца герой получил богатое наследство. Он стал завидным женихом.

Вокруг состояния старого графа Безухова было много интриг. Князь Василий Курагин пытался завладеть наследством. Он вел дела Безухова, постоянно его обманывал, а затем решил женить молодого графа на своей распутной дочери Элен. Девушка оказалась изменницей, что разрушило союз и принесло много печали Пьеру. Разочарование в семейной жизни натолкнуло графа на вступление в масонство, но и там он не нашел того, что искал.

У главного героя был близкий друг Андрей Болконский. Они оба считали Наполеона великим историческим деятелем, но спустя время изменили свою точку зрения. Общие взгляды стали ключевым звеном, которое объединяет Болконского и Безухова.

Пьер участвовал в Бородинской битве, где решил, что его жизненная миссия — убить Наполеона Бонапарта. Но ему этого не удалось сделать. Герой был схвачен в плен. Там он познакомился с простым русским солдатом Платоном Каратаевым. Этот персонаж изменил мировоззрение Безухова, раскрыл ему глаза на многие вещи. Благодаря Каратаеву граф понял, в чем смысл жизни, какие ошибки он допускал.

Спустя время героя вызволили из плена, он вернулся в Москву. Пьер овдовел и теперь был свободен. Он признался Наташе Ростовой в своих чувствах, предложил выйти за него замуж. В результате они поженились, обзавелись детьми и поняли, в чем заключается счастье.

Пьер — довольно противоречивая натура. Он благородный и добрый человек, но при этом поддается разным безумствам, вспышкам гнева. Ярким примером может стать эпизод, когда граф выгнал из Москвы Курагина за то, что тот соблазнил Наташу Ростову. Безухова характеризуют следующие качества:

  • мягкий;
  • добродушный;
  • отзывчивый;
  • гневливый;
  • благородный;
  • преданный;
  • отважный;
  • бескорыстный.

Герой подвержен чужому влиянию, его противоречия иногда приводят к неприятностям. Пример — за дебош и пьянку Пьера выгоняют из Петербурга. Он одновременно эмоционален и рационален, близок к народу. У этого персонажа происходит духовное развитие, самопознание на фоне борьбы внутренних чувств и интеллекта.

Сравнение Безухова с Болконским показывает, насколько они близки по духу. Герои даже влюблены в одну девушку. Наташа Ростова, князь Андрей и Каратаев сильно повлияли на жизнь графа. Именно в плену Пьер столкнулся с ужасной несправедливостью, когда убивают невиновных людей. Это мучало его, так как он остро воспринимал несовершенство мира.

Безухов осознал, что война и убийства бессмысленны, нужно просто жить и принимать все с благодарностью, любить окружение, природу, создавать семью и заниматься делом. Также он понял, что все проблемы от излишества и безделья, а не от недостатка денег.

Описание Болконского

Андрей прожил короткую, но достойную и яркую жизнь. Он стремился к справедливости и добру, искал смысл существования.

История жизни

Андрей родился в знатной аристократической семье. С детства столкнулся с равнодушием и жесткостью отца, поскольку тот устанавливал свои правила, не заботился о детях и не уделял им внимания. Отношения в семье были напряженными. Несмотря на это, в доме Болконских царило уважение.

Главными принципами Андрея являются честь и достоинство. Он требователен к себе и окружающим. У персонажа есть сестра — княжья Марья. С ней он очень близок.

Князь постоянно находится в поиске смысла существования, поскольку считает свою жизнь бессмысленной. Это заставляет его отправиться на войну, в которой он со временем разочаруется, поймет, что она пуста и не имеет смысла. То же чувство испытал Пьер. У Андрея происходит духовный кризис, усугубляемый известием о смерти жены во время родов. Все эти события привели героя к страшному разочарованию в жизни. Ему казалось, что все кончено.

Лишь благодаря своему лучшему другу Болконский возродился, обрел желание дальше жить. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней приободрили его. Герой был полон надежд и мечтаний. Старый князь был против такого союза, поэтому предложил перенести свадьбу на год. Наташа Ростова не выдержала испытание разлукой и влюбилась в Анатоля Курагина.

Андрей был разочарован, узнав об этом. Несмотря на сильные чувства к девушке, он не смог ее простить. Все его мечты вновь рухнули. Болконский снова пошел на войну. Только в этот раз он получил смертельное ранение. Находясь в полусознательном состоянии, Андрей осознал, что только синее небо имеет значение. Он понял, в чем заключается смысл существования, простил всех своих обидчиков.

Позже герой оказался рядом с раненым Курагиным, которого совсем недавно хотел убить. Болконский больше не испытывал ненависти к нему. В его душе было всепрощение. Позднее он оказался в имении Ростовых, где за ним до последних дней ухаживала Наташа. Девушка молила о прощении. Молодой князь простил ее. Его душа обрела спокойствие, что скрасило последние дни жизни.

Читайте также:
Двадцать первое Ночь Понедельник - анализ стихотворения

Качества молодого князя

Андрей — красивый мужчина с богатым духовным миром. Жизнь его полна тяжелых испытаний, терзаний и ситуаций, которые положительно сказались на развитии его личности и становлении характера. Болконскому присущи следующие качества:

  • сильная воля;
  • ум;
  • дисциплинированность;
  • твердость намерений и характера;
  • рассудительность;
  • патриотизм;
  • самообладание.

Сначала он желает добиться славы, ради этого готов на все, даже оставляет свою семью, так как считает, что государственный долг важнее личной жизни. Благодаря своему другу понимает, что служить людям и Отчизне можно не только на войне.

Сравнение персонажей

Сравнительная характеристика Болконского и Безухова показывает, что они оба были умными и отважными. Разочарование в кумире и войне стало для них роковыми в жизни. Они не доверяют окружающим, так как знакомы с предательством, не терпят лицемерия светского общества. Герои отличаются, но при этом оба искренни и открыты. Пьер и Андрей учат друг друга чему-то, ищут место в жизни, хотят счастья. Персонажи испытывают разочарование в любви и семейной жизни. Все это сближает их.

Есть в героях противоположные качества, благодаря которым у них возникли дружеские отношения, так как противоположности притягиваются и дополняют друг друга. Им интересно общаться, развиваться, помогать, делиться мыслями и идеями. Таблица с характеристикой Андрея Болконского и Пьера Безухова поможет лучше изучить этих персонажей романа Толстого.

Качества Андрей Болконский Пьер Безухов
Происхождение и внешность Ребенок знатных аристократов. Красивый и привлекательный молодой человек небольшого роста. Яркий и запоминающийся Незаконнорожденный сын графа. Крепкий, высокий и упитанный мужчина, считается непривлекательным. Носит очки
Поведение Высокомерен, умеет себя вести в высшем обществе, но там ему скучно и неинтересно. Не выносит лжи и предательства Не умеет себя вести в светском обществе, где к нему пренебрежительно относятся. Ему нравится быть в окружении людей, так как он не различает фальши и искренности. Это и привело его к кутежам и неверной жене
Сражение на войне Блестящий и доблестный воин. Отличается смелостью и решительностью. Он способен поднять боевой дух товарищам, быстро ориентируется в сложившейся ситуации Не принимает войну, осуждает поведение офицеров, которые расстреливают пленных. Плен оказал сильное влияние на его жизнь и взгляды
Смысл жизни Ищет смысл существования. Находит его сначала на войне, от которой хочет получить славу, потом — в хозяйстве, политической деятельности, а в итоге — в любви и прощении Ищет себя, но все время ошибается, как и Андрей. Масонство, женитьба и война привели его к обретению гармонии. Он понял, что смысл жизни в родном доме, семье и самой жизни
Любовь Супруга Лиза тяготит героя, но ее смерть привела его к душевным мукам. Наташа Ростова пробудила в нем жизнь, но высокие требования к людям не позволяют простить ей измену. Этот персонаж отдается любви горячо и преданно. Он не терпит компромиссов Герой любит Наташу Ростову многие годы. Он не раскрывает своих чувств, держит их в тайне. Пьер не мешает своему другу строить отношения с той, кого они оба любят. Но в итоге он решается признаться девушке в любви, с ней и создает семью
Отношение к хозяйству Рациональное мышление, помощь крепостным. Герой делает то, о чем Безухов только мечтает: благодаря ему многие крестьяне получили вольную, улучшили свою жизнь Наивность персонажа позволяет другим людям его обманывать. Он поручает провести ряд преобразований, но Курагин создает лишь их видимость. Опыта проверить изменения у Пьера нет
Семья и дети Андрей брал всю ответственность на себя, принимал решения, никого не посвящал в свои дела. Герой растил сына, но мало времени с ним проводил В семье Безуховых все правление на себя брала жена. Она помыкала мужем, но при этом делала то, что он хочет. Этот персонаж полностью отдавал себя семье, безумно любил детей, играл с ними и баловал

Андрей и Пьер меняются на протяжении произведения. Подвергаются изменениям их мировоззрение, отношение к людям и жизни. События влияют на становление их характеров. Герои преодолевают все невзгоды и находят то, что ищут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: