Альтернативная гражданская служба в РФ – специфика и условия

Альтернативная гражданская служба — что нужно знать призывнику?

Совместно с проектом Агенства Правовой Информации продолжаем рассказывать об основных законодательных аспектах, связанных с призывом в армию, а также прохождением альтернативной и военной службы. Следующая публикация посвящена альтернативной гражданской службе.

Что такое альтернативная служба?

Альтернативная гражданская служба (АГС) – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

Право на альтернативную гражданскую службу гарантировано Конституцией России.

В отличие от воинской срочной, проходящие альтернативную службу живут дома или в общежитии, вправе самостоятельно использовать свободное от работы время, планировать досуг, пользоваться средствами связи, получать образование и так далее. «Альтернативщику» гарантированы все установленные трудовым законодательством права работника, в том числе заработная плата, оплачиваемый отпуск и выходные дни, пособие по временной нетрудоспособности («больничные»), дополнительный отпуск (в том числе по уходу за ребенком) и так далее.

В то же время срок альтернативной службы составляет 21 месяц (в том числе 395 рабочих дней), что почти в 1,75 раза больше продолжительности воинской срочной службы. Отработанные месяцы включаются в трудовой (страховой) стаж.

Кто имеет на нее право?

Конституция России предусматривает право на альтернативную гражданскую службу для граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат несению военной службы.

Такой отказ нести военную службу обусловлен личными принципами и соображениями, в том числе глубокими убеждениями, связанными с религиозными, этическими, гуманитарными или подобными мотивами. Такой отказ не ограничивается так называемыми пацифистами, которые в принципе возражают против использования вооруженных сил или участия в каких-либо войнах. Этот термин охватывает и признающих применение силы в одних обстоятельствах, но возражающих против неоправданного применения силы. Убеждения могут быть также личными. Например – несогласие с принципом комплектования армии на основе призыва: многие «альтернативщики» убеждены, что существующий порядок является рудиментарным в современном обществе как с точки зрения безопасности и экономики, так и общегражданских интересов.

Иными словами, любые убеждения совести или религии, которые не позволяют гражданину идти в армию, являются основанием для реализации права на альтернативную гражданскую службу.

Такое право также предоставляется представителям коренных малочисленных народов, которые «ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами». В утвержденный Правительством России перечень в настоящее время включено 47 народов численностью до 50 тысяч человек. Однако на «альтернативку» вправе претендовать только юноша, проживающий в соответствующем регионе традиционного обитания (они также закреплены в правительственном списке).

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые не подлежат призыву на военную службу, имеют основания для освобождения или для предоставления отсрочки.

Когда надо подавать заявление?

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской подается не позднее, чем за полгода до начала призывной кампании. Так, если юноша может быть призван осенью (с октября по декабрь), заявление на АГС должно быть направлено до 1 апреля, если весной (с апреля по июль) – до 1 октября.

При преждевременном прекращении отсрочки от призыва (например – в связи с отчислением из вуза) заявление необходимо представить в военкомат в десятидневный срок. Кроме того, согласно определению Конституционного суда России, пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления на альтернативную службу могут быть восстановлены.

Заявление и прилагаемые документы лучше лично отнести в военкомат, потребовав в канцелярии поставить отметку о принятии на втором экземпляре. Если заявление отказываются принимать, его необходимо отправить по почте заказным письмом.

Копии заявления рекомендуется также направить председателю призывной комиссии (главе муниципального образования), в военный комиссариат субъекта Федерации, председателю региональной призывной комиссии (губернатору или его заместителю), а также Уполномоченному по правам человека субъекта Федерации. Это создаст дополнительные гарантии рассмотрения заявления в установленном законом порядке.

Как доказать наличие убеждений?

Доказывать убеждения не нужно – закон требует лишь указать «причины и обстоятельства», побудившие обратиться с ходатайством о замене военной службы на альтернативную. В заявлении юноше необходимо сформулировать собственные убеждения, противоречащие несению военной службы. Легче всего это сделать, задав себе вопрос: «Почему я не приемлю военную службу?» К заявлению в обязательном порядке прилагаются автобиография и характеристика с места учебы или работы.

Вопрос о замене военной службы на альтернативную гражданскую рассматривается призывной комиссией, сам заявитель вызывается повесткой. Рекомендуется подготовить небольшое выступление (примерно на пять минут). Важно указать на наличие комплекса убеждений, которым противоречит несение военной службы.

Согласно Конституции России, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Поэтому подавший заявление об АГС юноша не обязан никому ничего доказывать – необходимо лишь изложить соответствующие доводы. В то же время в заявлении можно указать лиц, которые готовы подтвердить убеждения гражданина, в том числе выступив на заседании призывной комиссии.

Кроме того, Конституционный суд России еще в 1999 году пришел к выводу, что право на альтернативную службу является индивидуальным, то есть должно обеспечиваться независимо от участия гражданина в какой-либо религиозной организации.

Можно ли оспорить отказ в предоставлении альтернативы?

Решение призывной комиссии принимается простым большинством голосов. Заявитель вправе немедленно получить его копию.

Основания для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской могут быть формальными, в том числе нарушение срока или порядка подачи заявления, указание в нем или в прилагаемых документах заведомо ложных сведений, а также двукратная неявка на заседания призывной комиссии без уважительной причины. Также в требованиях отказывают, если, по мнению комиссии, характеризующие гражданина документы и другие данные не соответствуют его доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Читайте также:
Рациональное поведение потребителя, производителя, собственника

В течение трех месяцев гражданин вправе обжаловать решение призывной комиссии в суде по месту жительства призывника или месту нахождения военкомата. Порядок подачи такого иска регулируется Кодексом об административном судопроизводстве (КАС). Подача иска приостанавливает выполнение решения комиссии до вступления в законную силу решения суда.

Однако на практике большинство таких исков отклоняется, в том числе в связи с недоказанностью наличия у заявителя соответствующих убеждений. Например, рассмотрев требования Алексея Щелконогова, Санкт-Петербургский городской суд указал на непредставление им документов, свидетельствующих о наличии «прочных пацифистских убеждений, которые складывались на протяжении длительного времени жизни и которым противоречат обязанности несения военной службы». Доказательствами обратного признали, в частности, утверждение самого юноши о «нейтральном» отношении к службе в армии, высказанное им во время предыдущей беседы в военкомате. Доводы истца «сводятся к декларативному провозглашению гуманистических взглядов и полемическим размышлениям о специфике службы в армии», – отмечается в судебном решении.

Другой петербургский призывник утверждал, что препятствующие прохождению военной службы убеждения сформировались на основании рассказов отслуживших друзей и родственников. При этом он не считал себя пацифистом в привычном понимании и заявлял о стремлении разрешать конфликты мирным путем. Суд пришел к выводу, что представленные доказательства «не позволяют сделать вывод о давности формирования пацифистских убеждений истца, их фундаментальности и определяющем влиянии на его личность». Негативное отношение Александра Воронина к убийству и армейской иерархии, дедовщине, насилию и строгому режиму по уставу суд объяснил «недостаточностью военно-патриотического воспитания».

Саратовский областной суд не признал право на альтернативную службу и приверженца вероучения Свидетелей Иеговы Харченко. В доказательство антивоенных религиозных убеждений он представил справку Управленческого центра Свидетелей Иеговы (его деятельность в России признана экстремистской и запрещена), а также свидетельства единоверцев (в том числе членов семьи). «Доказательств, характеризующих соответствующий образ жизни, социальное поведение призывника и подтверждающих достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям, не представлено», – заключил суд, отклоняя иск юноши.

Где и как проходит гражданская служба?

Профессии и специальности, а также перечень организаций, в которых работают проходящие альтернативную гражданскую службу, ежегодно утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ. В него включаются государственные предприятия и учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Федерации. Например, вакансии для проходящих АГС открыты во всех филиалах ФГУП «Почта России». Также «альтернативщиков» могут направить на работу в качестве гражданского персонала организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

При определении вида работы (профессии или должности) и места прохождения АГС комиссия должна учитывать образование, специальность и квалификацию, опыт предыдущей работы, состояние здоровья и семейное положение, а также потребность работодателя в трудовых ресурсах. Как правило, выбравшего альтернативную службу юношу трудоустраивают за пределами региона, в котором он постоянно проживает. Относящиеся к коренным малочисленным народам работают в организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Направленный на альтернативную гражданскую службу должен прибыть по месту работы в указанный в предписании срок. На каждого такого сотрудника заводится специальная учетная карта, являющаяся своего рода удостоверением.

Работодатель обязан заключить срочный трудовой договор, своевременно выплачивать заработную плату и бесплатно предоставить жилье (общежитие). При этом размещение «альтернативщиков» в одном здании с проходящими военную службу по призыву не допускается.

Всем проходящим АГС предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с Трудовым кодексом РФ (не менее 28 календарных дней). Один раз в год работодатель обязан за свой счет приобрести для такого работника билет для проезда домой (к месту постоянного проживания) и обратно. Также гарантируется соблюдение всех требований трудового законодательства и правил охраны труда.

Автор: Александр Горбачев — юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

На работу вместо военной службы

За уклонение от призыва на военную службу предусмотрены крупные штрафы, принудительные работы и даже лишение свободы на срок до 2 лет. Тем, кто не готов взять в руки оружие, Конституция дает право на альтернативную службу – по сути, это обычная оплачиваемая работа

Защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ (ст. 59 Конституции). Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом 1 , который предусматривает смешанную систему комплектования Вооруженных Сил РФ – граждане могут пройти службу как по призыву, так и по контракту, т.е. стать профессиональными военнослужащими.

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее ст. 328 Уголовного кодекса предусматривает наказание: штраф в размере до 200 тыс. руб. или дохода гражданина за период до 18 месяцев, принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Но что делать молодым людям, которые по соображениям совести не готовы брать в руки оружие и носить военную форму? Ответ на этот вопрос кроется в Основном Законе: если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции).

Читайте также:
Термины по обществознанию для 7 класса ℹ основные понятия и определения по разделам, словарь терминов, примеры

Что такое альтернативная гражданская служба?

В законе дано такое определение: альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву 2 . На практике АГС представляет собой обычную оплачиваемую работу, которую граждане выполняют вместо службы в армии.

Срок альтернативной гражданской службы сейчас составляет 1 год и 9 месяцев. Если молодой человек будет направлен для ее прохождения в организацию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, то срок службы составит на 3 месяца меньше.

Кто может пройти альтернативную службу?

Пройти АГС может любой молодой человек, чьи убеждения противоречат несению военной службы, независимо от того, являются они светскими или религиозными.

Еще в 1996 г. Конституционный Суд РФ признал, что именно убеждения и вероисповедание являются основанием для возникновения права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской 3 .

В 2011 г. Европейский Суд по правам человека признал, что, если неприятие военной службы мотивировано непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека либо его глубокими религиозными или иными убеждениями, оно представляет собой неопровержимые и важные взгляды, которых достаточно для того, чтобы пользоваться гарантиями защиты, предоставляемыми ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Свобода мысли, совести и религии») 4 .

Дополнительно закон закрепляет право на прохождение АГС за гражданами, которые относятся к коренному малочисленному народу РФ, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами.

Как реализовать право на АГС?

Очень просто – путем подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы альтернативной гражданской. В заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. То есть нужно изложить, в чем заключается суть убеждений, противоречащих несению военной службы. Проще всего это сделать, ответив на вопрос: какие взгляды не позволяют мне брать в руки оружие? Молодой человек должен быть способен сформулировать этическую основу своих убеждений.

Кроме того, полезно указать в заявлении тех, кто согласен подтвердить достоверность доводов призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Нужно будет сообщить их контактную информацию и попросить вызвать их в день рассмотрения заявления.

Наконец, необходимо приложить к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы или работы. Нелишним будет предоставить и иные документы, которые будут подтверждать изложенные доводы. К примеру, если гражданин обосновывает отказ от службы в армии пацифистскими взглядами, он может приложить сочинения на эту тему; если он ведет активную общественную жизнь, которая демонстрирует его пацифизм, – полезными окажутся фотографии или публикации об этом. Перечень дополнительных документов не ограничен – чем больше релевантных данных представит призывник, тем лучше.

В какие сроки подается заявление на прохождение АГС?

Призывник должен подать в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в следующие сроки 5 :

  • до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;
  • до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.

То есть заявление нужно подать за 6 месяцев до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Например, молодой человек обучается в вузе по программе бакалавриата и имеет право на отсрочку от призыва до 30 июня 2021 г. Подать заявление на прохождение АГС он должен до 30 сентября 2020 г., поскольку он будет подлежать призыву во время весенней призывной кампании, которая пройдет с 1 апреля по 15 июля 2021 г.

Но есть и исключения: если отсрочка от призыва на военную службу будет прекращена преждевременно, то заявление о замене этой службы альтернативной гражданской необходимо подать в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Например, если студент отчислится из вуза, то заявление он должен будет подать не позднее чем через 10 дней после подписания приказа об отчислении.

Молодой человек вправе подать заявление на прохождение АГС, даже если сроки были пропущены. Но в такой ситуации в заявлении он должен указать причины, объясняющие его несвоевременную подачу. Так, в 2006 г. Конституционный Суд указал, что при наличии уважительных причин срок подачи заявления может быть восстановлен призывной комиссией или судом 6 .

Заявление на прохождение АГС с прилагаемыми документами следует лично отнести в военный комиссариат и подать в двух экземплярах. На одном из них в канцелярии должны поставить отметку о принятии – этот экземпляр останется у призывника в качестве подтверждения факта подачи заявления. Возможен иной вариант: военный комиссариат выдаст призывнику документ, подтверждающий регистрацию заявления.

В исключительной ситуации можно направить заявление в военный комиссариат по почте письмом с уведомлением о вручении и описью вложения – к примеру, если заявление по какой-то причине отказываются принимать.

Как рассматривают заявление?

Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.

Читайте также:
Финансовые институты - классификация и роль в жизни общества

Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.

По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.

Военную службу заменили на альтернативную гражданскую. Что дальше?

Остается ждать следующего призыва. За это время военный комиссариат направит информацию в Федеральную службу по труду и занятости, которая подготовит призывнику место для прохождения службы. После призыва молодой человек пройдет медицинское освидетельствование и в случае годности приступит к прохождению АГС. Если же призывник будет признан негодным или ограниченно годным к службе, то его освободят от этой обязанности и выдадут военный билет.

Как проходят альтернативную гражданскую службу?

Во время прохождения АГС молодой человек живет дома, ходит на работу, за которую получает заработную плату в том же размере, что и его коллеги на аналогичной должности, а в свободное время может заниматься своими делами.

Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, перечень которых утверждает Министерство труда и социальной защиты РФ. Выбрать организацию призывник не может – за него это сделает государство. При определении места службы учитываются профессия, стаж и образование призывника – исходя из этих сведений принимается решение, куда направить его служить.

Трудовая деятельность альтернативнослужащего регламентируется российским законодательством, в том числе Трудовым кодексом. Как и другие работники, он может получать образование в свободное от работы время и пользоваться правом на отпуск. Если его направляют служить в другой регион, то ему бесплатно предоставляется жилье и оплачивается проезд. Время прохождения АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Отличий от обычной трудовой деятельности не так много: граждане, проходящие АГС, не вправе отказываться от заключения срочного трудового договора, от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них договором, и расторгать его по своей инициативе; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать АГС с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят АГС, без согласования с представителем работодателя; оставлять рабочее место в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности 7 .

Какое наказание предусмотрено за уклонение от прохождения АГС?

Если молодой человек был освобожден от военной службы и уклоняется от прохождения АГС, он может быть наказан штрафом в размере до 80 тыс. руб. или его дохода за период до 6 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев (ч. 2 ст. 328 УК РФ).

1 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2 Статья 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

3 Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 93-О.

4 Постановление Большой Палаты от 7 июля 2011 г. по делу «Баятян (Bayatyan) против Армении».

5 Статья 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

6 Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-О.

7 Статья 21 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Главное направление модернизации российского образования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Концепция модернизации российского образования

Модернизация образования – это процесс адаптации системы образования к современным государственно-политическим и социально-экономическим условиям развития страны, освоение опыта модернизации систем образования более развитых и продвинутых стран.

Модернизация российского образования началась в декабре 2001 года, когда правительством России была утверждена Концепция по его модернизации. Согласно Концепции образование относится к числу основных приоритетных отраслей.

Термин «модернизация», относительно образования приобретает культурологическое и социально-философское содержание, обозначающее особый способ организации образования, отличающийся целенаправленным и управляющим характером.

В настоящее время модернизация образования является одной из важнейших задач государства. Именно успешность ее решения определяет динамику дальнейших экономических, социальных и политических преобразований российского общества, а также обеспечивает количественные и качественные параметры по воспроизводству высококвалифицированных кадров. Подготовка кадров является особенно актуальной стороной модернизации, так как именно кадры способствуют формированию необходимой государственной идеологии, являющейся базой политического развития демократического общества.

Тенденции модернизации российского образования

Основные тенденции модернизации российского образования, изложенные в Концепции:

  1. Ускорение темпа развития современного общества, расширение возможностей для подрастающего поколения в выборе своего профессионального, политического и социального выбора. Подготовка учащихся к осуществлению осмысленного выбора.
  2. Осуществление постепенного перехода к информационному и постиндустриальному обществу, расширение межкультурного взаимодействия, в связи с чем, актуализация развития толерантности и коммуникативности.
  3. Решение современных глобальных проблем, посредством организации международного сообщества, требующего формирования у молодого поколения граждан формирование и развитие современного мышления.
  4. Повышение динамики развития экономики страны, требует подготовки конкурентоспособных кадров, сокращение малоквалифицированных и неквалифицированных сотрудников во всех сферах. Глубоко структурные изменения в области занятости населения, определяют постоянную потребность в подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих необходимой профессиональной мобильностью.
  5. Современные глобальные проблемы требуют от сотрудников сплоченности, в связи с чем, молодое поколение необходимо учить работать в команде, сотрудничать друг с другом, развивать и совершенствовать собственные лидерские качества.
  6. Возрастающая роль человеческого капитала, который в развитых странах должен составлять значительную часть национального богатства (7080%). На основании чего возрастает и потребность в организации опережающего развития отечественной системы образования.
Читайте также:
Хозяйственная деятельность человека - основные виды, последствия

Готовые работы на аналогичную тему

Основные направления модернизации российского образования

Концепция определяет следующие направления модернизации российского образования, являющиеся главными:

  1. Повышение качества отечественного образования на всех его ступенях (дошкольное, общее и профессиональное), за счет изменения содержания.
  2. Формирование в отечественной системе образования эффективных организационно-экономических механизмов, направленных на привлечение и последующие использование высококвалифицированных педагогических ресурсов.
  3. Развитие и совершенствование системы образования, с ориентацией на открытость государственно-общественному управлению.
  4. Качественное и своевременное обеспечение всего процесса модернизации необходимой сопроводительной нормативно-правовой базой.
  5. Повышение профессионализма педагогических работников, а также повышение социального статуса педагога, усиление оказываемой общественной и государственной поддержки педагогам.

Главной и перспективной тенденцией модернизации образования является диверсификация.

Диверсификация образования – это расширение имеющихся вариантов и возможностей получения образования, создание всех необходимых условий, позволяющих получить необходимое образование вне зависимости от психических и физических возможностей учащихся.

Диверсификация образования предполагает вариативность и гибкость образовательных программ, возможность их оперативного перестроение, в соответствии с меняющимися требованиями и внешними условиями.

Относительно высшей школы, предусматривается внедрение широкой диверсификации образования, предполагающей внедрение в единое мировое образовательное пространство. Реализация диверсификации образования предполагает структурную и институциональную перестройку подготовки педагогических кадров. А так же внесение значительных изменений во все ступени образования, от дошкольного до высшего профессионального, посредством создания единой многоуровневой системы.

Ведущими направления диверсификации образования являются:

  1. Многообразие и обширность программ, учебных заведений, квалификации педагогов и т.д.
  2. Наличие разнообразных уровней и подуровней системы образования, сроков обучения, подготовки и переподготовке кадров, дополнительное образование.
  3. Качественное и разнообразное финансирование образовательных учреждений.
  4. Организация качественного управления образовательными учреждениями.

Еще одним немаловажным направлением модернизации российской системы образования является гуманизация образования, предусматривающая ориентацию на личность учащегося (воспитанника).

Гуманизация образования – это развитие системы образования, на основании признания личности учащегося как ведущей ценности педагогического процесса.

Гуманизация образования предусматривает:

  • учет интересов учащихся;
  • установление взаимоотношений между педагогом и учащимися на основании взаимного уважения;
  • организацию необходимых условий для развития и саморазвития учащихся;
  • направленность на формирование общекультурных компетенций, навыков саморазвития и самовоспитания;
  • использование при обучении и воспитании детей инновационных методов и технологий.

Модернизация Российского образования

Автор: Гоголева Лариса александровна

Гоголева Л.А – учитель-логопед

МБДОУ детский сад “Берёзка”

г. Бор Нижегородской области.

Модернизация Российского образования

Дефиниция «модернизация» превратилась в начале ХХI в в одну из имиджевых ха­рактеристик, которая охватывает все сферы государства и общества, совокупность полити­ческих, социальных и экономических отношений. Осуществление научно обоснованной модернизации российского образования является необходимым и важнейшим условием решения социально-экономических проблем, стоящих перед обществом.

В ходе своего исторического развития отечественное образование неоднократно подвергалось реформам, в разной степени и в различных аспектах менявшим его направ­ленность, содержание, структуру. В настоящее время разворачивается сложный процесс выработки новой стратегии развития российского образования, которая позволила бы сохранить преимущества традиционного российского образования, обеспечив ему в то же время конкурентоспособность в современном мире.

Все это нашло свое воплощение в ряде документов стратегического и прогностиче­ского характера, например, в таком, как «Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного соци­ально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011), где имеется существенный раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модерниза­ции системы российского образования.

Стратегическое значение для модернизации российского образования имеют и ра­нее принятые документы: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011), «Стратегия национальной безопасности Российской Федера­ции до 2020 года» (2009) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на период до 2020 года» (2008), представляющая собой первый вариант «Стратегии-2020».

Непосредственно в сфере образования стратегический характер носят на современ­ном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., а также «Программа развития образования до 2020 года» (2012) и Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 2620?р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и на­уки» (2012), получившее название «дорожной карты».

В анализируемых документах формулируется ряд стратегических принципов, на основе которых должна осуществляться модернизация образования. В целом стра­тегия модернизации системы образования Российской Федерации трактуется в этих документах как официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в сфере образования, констатирующих состояние системы российского образования и определяющих основные направления развития системы образования на долгосрочную перспективу.

Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Читайте также:
Люмпен - кто это, основные признаки, чем они отличаются от маргиналов

Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

Вторая задача — модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Третья задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Четвертая задача — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы направлена на:

формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

Развитие профессионального образования;

Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;

Вовлечение молодёжи в социальную практику;

Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» и прочие мероприятия в области образования государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы»;

Реформирование и модернизация российской системы образования назревала уже давно, поскольку последний закон “Об образовании”, принятый еще в 1992 году (более 20 лет назад!), уже не соответствовал современным реалиям. Новый закон “Об образовании”, прежде всего, отличается от старого своими объемами: в отличие от старого закона, который состоял из 6 глав и 58 статей, новый закон содержит 15 глав и 111 статей. И это не удивительно, поскольку новый закон заменяет собой все основные документы, регламентирующие образовательный процесс в России. Другими словами, если раньше практически каждая сфера образования руководствовалась не только законом “Об образовании”, но и подзаконными нормативными документами (например, “Типовое положение о ВУЗе” или “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”), то сейчас все нормы и положения “собраны” в одном документе, что значительно облегчает изучение прав и обязанностей участников образовательного процесса.

. В новом законе, как и в предыдущем, предусматривается обеспечение прав каждого гражданина России на БЕСПЛАТНОЕ дошкольное, общее среднее (в том числе, начальное и основное) и средне-профессиональное и образование. На конкурсной основе можно будет получить бесплатно и высшее образование, но только в том случае, если студент получает образование данного уровня впервые.

Единственные отрасли образования, которых коснулись изменения в плане общедоступности и бесплатности, это начальное профессиональное и послевузовское профессиональное образование – если в старом законе статья 5 гарантировала бесплатность этих отраслей, то в новом законе они уже не упоминаются. Но есть и хорошая новость, новый закон гарантирует не только бесплатность среднего профессионального образования, но и его получение не на конкурсной основе. Другими словами, новым законом создаются максимально благоприятные условия для получения рабочих специальностей, недостаток которых ощущается сегодня на рынке труда особенно остро.

Впервые на законодательном уровне закреплено внедрение и освоение современных образовательных программ, технологий, форм и методов обучения (в том числе, сетевого и электронного обучения на всех уровнях образования). То есть, данные формы обучения, а также дистанционные технологии образования, перешли из разряда “экспериментальных” в полноценные формы обучения, которые не только могут, но и должны внедряться в современных учебных заведениях (кстати, само понятие “учебное заведение” упразднено – вместо него появилось понятие “образовательная организация”). Соответственно новый закон предусматривает использование в образовательном процессе не только печатных, но и электронных ресурсов.

Читайте также:
Гражданское общество - основные признаки, функции, элементы

До 1 сентября 2013 года общее образование в России включало в себя три ступени: начальное, основное и полное среднее образование. При этом получить общее среднее образование можно было только в школах (если, конечно, у ребенка не имелось противопоказаний по состоянию здоровья). В новом же законе “Об образовании” программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования признаны преемственными, а получить общее образование можно в любой образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. При этом допускается получение среднего общего образования и в форме самообразования, с правом прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в образовательных организациях.

Отметим, что если раньше форма получения общего образования регулировалась только на государственном уровне, то сейчас форму обучения определяют родители (или законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на основе своих возможностей, требований к образовательной программе и мнения самого ребенка.

Доклад “Модернизация российского образования”
план-конспект по теме

Скачать:

Вложение Размер
buhmatova_doklad_modernizaciya.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот т детей,

оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа»

Модернизация российского образования

Выполнила Бухматова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Детский дом-школа»

  1. Роль образования в развитии российского общества.
  2. Цели и задачи модернизации образования.
  3. Компетенции российского образования.
  4. Факторы успешности.
  5. Компетентностный подход.
  6. Педагогические технологии.

1. Роль образования в развитии российского общества

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Федеральном законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

2. Цели и основные задачи модернизации образования

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может

осуществляться как ведомственный

проект. Интересы общества и государства в области образования невсегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

3. Концепции модернизации российского образования

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда..». Базисом для выбора профилей обучения в школе становится спектр образовательных потребностей обучающихся и их родителей, кадровый потенциал школы, ее материально-техническое и информационное оснащение, возможность участия в профильном обучении школьников общественных и государственных структур, высших учебных заведений.

В то же время, учитывая современные тенденции в педагогике, социальный заказ, педагоги понимают, что социуму нужны “выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия “компетенция”, “компетентность”, более соответствующие пониманию современных целей образования”.

Концепция модернизации российского образования предполагает, что «одной из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Дополнительное образование трактуется как специальная образовательная деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленная на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализацию в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и т.п.

Развитие вне аудиторного образования в школе предполагает решение следующих задач:

– изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании;

– определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися;

– формирование условий для создания единого образовательного пространства;

– расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся

– создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к культуре своего и других народов;

– обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

Дополнительное образование нацелено на свободный выбор и освоение детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их способностям, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, образовательные запросы и т.д.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно

стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного обра-

зования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

4. Факторы социально успешной индивидуальности.

Российское общество вступило в такой период своего развития, когда произошло неосознаваемое многими, но болезненное в целом переосмысление приоритетов в общей направленности мотиваций личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Поменялось само содержание понятия успешности. Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности современного общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность, заданный параметр современной цивилизации. успешность оценивают люди и сам человек, опираясь на современные общественные нормы, ценности, обычаи. Успешность можно назвать одним из социальных параметров личности, своеобразным индикатором социального статуса человека. Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных стараний и усилий.

В педагогическом аспекте успешность понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения. Это может быть и успех ребенка в учении, и успех педагога в обучении воспитанников, и успех родителей в воспитании детей.

Рассмотрим факторы, определяющие социально успешную индивидуальность:

– готовность к саморазвитию;

– готовность к продуктивной деятельности;

5. Компетентностный поход.

Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем мировой и отечественной педагогической науки и практики. Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Широкое распространение этого понятия в образовании объясняется желанием подчеркнуть использование прогрессивных инновационных технологий и наилучших методов обучения.

Виды компетентностного подхода:

6. Педагогические технологии.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

Роль педагога должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей – такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами – это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

– педагогика непрерывного самообразования

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗе. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудническтво трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти от возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики.

Изменение и неограниченное обогащение, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Система инновационной оценки “портфолио”

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения траектории индивидуального развития личности.

1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.

2. Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко).

3. Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.

4. Гузик Н.П. Учить учиться. – М.: Педагогика, 1981.

5. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. – М.: Знание, 1992.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М., 1986.

6.Данюшенков В.С. Практические работы учащихся с позиции педтехнологии // Педагогика, N3, 1993. – с. 29-33.

7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1989.

8. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. – с. 42-47.

9. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, N1, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко.

Презентация по теме “Метапредметный подход как ядро российского образования” подготовлена для секции РМО учителей физики и с учетом программы по физике.

Доклад по курсу дополнительного профессионального образования.

Выступление на педагогическом совете 8.10.11Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».Борисова М.Н., зам. директора по УВР 2-3 ступени.

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка».

Цель Национального проекта: ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,в конечном.

Национальный проект «Образование» и московская «Стратегия-2025»

Обсуждаем будущее отечественной системы образования. Вы узнаете основные тезисы программы 2025, которую должны реализовать в течение ближайших пяти лет.

Сейчас в разработке находятся несколько проектов по улучшению российской системы образования. Так, в федеральную программу образования, которую обещают внедрить до 2025 года, входят два обсуждаемых проекта — «Образование» и «Стратегия-2025».

Национальный проект «Образование»

По данным международного исследования PISA, Россия находится на 34–36 месте по качеству общего образования. Цель Правительства — войти в десятку лучших.

Для этого разработана специальная программа развития школы, которая состоит из девяти федеральных проектов, рассчитанных до 2024 года:

  1. «Современная школа». Обновление материально-технической базы и образовательных программ, строительство новых школ, в том числе 25-ти пилотных нового типа, полная ликвидация третьей смены и внедрение новых методов обучения.
  2. «Успех каждого ребёнка». Дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей. По нацпроекту планируется, что в каждом регионе будут созданы центры выявления и поддержки талантов и детские технопарки «Кванториум».
  3. «Современные родители». Создание единого федерального портала для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь.
  4. «Цифровая образовательная среда». Высокоскоростной интернет и полная оцифровка школьного документооборота (от дневников и журналов до бухгалтерии). Плюс создание «Российской электронной школы» (виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории), которая станет помощником преподавателям.
  5. «Учитель будущего». Переподготовка учителей и новая система карьерного роста.
  6. «Молодые профессионалы». Модернизация профобразования.
  7. «Новые возможности для каждого». Создание единой платформы-навигатора по курсам и программам обучения для взрослых, в том числе в онлайн-формате.
  8. «Социальная активность». Формирование сети центров поддержки добровольчества, лучшие волонтёрские проекты смогут участвовать в конкурсе на получение грантов.
  9. «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» уже сейчас каждый ребёнок может получить рекомендации профессионального тьютора по построению индивидуального образовательного маршрута. Если ребёнок хочет заниматься биоинженерией, его ждут углублённые курсы по химии и биологии, а если он мечтает превзойти Цукерберга, то с головой окунётся в информатику и программирование.

Программа развития школ в Москве «Стратегия-2025»

Московские школы входят в десятку лучших школ мира, но стремятся быть в первой тройке. Для этого разработан план развития образования в Москве на ближайшие семь лет — «Стратегия-2025».

Главные направления стратегии развития школы:

  • ПОТОК — система персональных образовательных траекторий. Гибкие учебные планы, чтобы у ребёнка была возможность изучать интересующие его предметы не только в своём классе, но и в соседней школе или технопарке. Проведение предпрофессиональных проб, чтобы определиться с выбором профессии.
  • РОСТ — распределённое оценивание в системе талантов. Сведения обо всех успехах старшеклассника будут фиксироваться в его цифровом портфолио по типу BigData, сюда же будет поступать информация о нешкольных активностях.
  • УРБОШКОЛА — объединение образовательных ресурсов в макрорайоне.
  • ГОРОД-ШКОЛА — формирование ответственного отношения к городу. Учителя старшей школы должны осознавать себя тьюторами, наставниками обучающихся.

Плюсы и минусы «Стратегии-2025», как и нацпроекта «Образование», обсуждаются в сфере российского образования. Основные положения звучат резонно, но удастся ли реализовать задуманное в полной мере?

Обе программы в данный момент находятся на стадии разработки. Что вы думаете об этих проектах? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Цели и основные задачи модернизации образования

Модернизация образования – это политическая и общегосударствен-ная, общественная и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.

Во всех развитых странах образовательные реформы были успешны, если проводились сильной государственной властью совместно с обществом. Интересы общества и государства в области образования далеко не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщества, научные, культурные, коммерческие и общественные институты – все, кто заинтересован в развитии образования.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Для достижения указанной цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

– обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

– достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

– формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;

– повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

– развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Одной из основ современной образовательной политики должна стать социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. При определении задач модернизации образования и этапов ее осуществления надо четко определить, в чьих интересах осуществляются те или иные изменения (обучающихся, семьи, педагогов, образовательных учреждений, других социальных институтов, экономики, государства, общества в целом) и каких ответных мер потребует осуществление этих шагов со стороны заинтересованных субъектов и структур.

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в современной сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда соблюдаются.

Государство должно в полной мере обеспечить их выполнение, создав правовые и экономические условия для следующего:

– реально бесплатного полного среднего образования в пределах государственного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, предусмотренных законом;

– равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней;

– выбора образовательного учреждения и образовательных программ вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

– получения образования в соответствии с установленными государственными стандартами, гарантирующими приемлемое для общества качество образовательных программ.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

а) обучения на современной учебно-материальной базе с использованием современного оборудования и учебной литературы;

б) обучения в условиях, гарантирующих защиту прав и личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

в) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

г) бесплатного пользования обучающихся фондами государственных библиотек, посещения музейных и клубных государственных и муниципальных учреждений культуры.

Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качестве получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.

Для повышения объективности оценки результатов выпускников общего образования и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования необходимо осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в вузы и ссузы с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом должен сохраниться высокий уровень требований к поступающим в вузы и ссузы. С целью отбора наиболее талантливых абитуриентов в определенные категории вузов могут быть также введены дополнительные требования, в частности учитывающие результаты общероссийских и международных олимпиад.

Одновременно отрабатывается и реализуется система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Для расширения доступности образования, вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи, необходимо ввести систему государственных минимальных социальных стандартов в образование. А также разработать и реализовать комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из малообеспеченных семей, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В числе этих мер:

– передача муниципальных общеобразовательных школ в ведомство субъектов Федерации и придание им статуса государственных образовательных учреждений, с возможностью делегирования части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень;

– введение адресных целевых выплат федеральных нормативов финансирования для малообеспеченных учащихся с целью расширения для них доступности дополнительных образовательных услуг и обучения в учреждениях образования, реализующих программы повышенного уровня, превышающего государственные образовательные стандарты;

– создание на региональном и муниципальном уровнях механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите, для обеспечения детям из малодоходных семей возможности получать дополнительное образование;

– создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малодоходных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии, которые могут быть полностью или частично возвратными, или безвозвратными при условии отработки определенного времени по полученной специальности; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для конкурсного набора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития;

– четкое нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг;

– приближение суммарной величины академической и социальной стипендии к уровню прожиточного минимума;

– обеспечение содержания студенческих общежитий из бюджета учредителей, запрет их использования не по прямому назначению;

– стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.

Для обеспечения конституционных гарантий равных условий получения общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования требуется принятие закона о предоставлении отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.

В числе организационно-педагогических мер расширения доступности общего образования необходимо в первую очередь восстановить на современной технической основе учет детей школьного возраста и создать государственно-общественную систему обеспечения обязательного основного общего образования, мониторинга его реализации.

Для выяснения истинных причин оставления детьми школы необходимо детально анализировать и оценивать, в том числе и при аттестации образовательных учреждений все случаи отсева обучающихся.

Расширение доступности образования непосредственно обусловлено также ростом его востребованности и привлекательности. Обновление, жизненная направленность содержания школьного образования – кардинальные факторы обеспечения его доступности.

Для обеспечения равных возможностей сельских школьников в получении полноценного общего образования необходимо осуществить специальные межведомственные меры по развитию сельской школы, ее модернизации, которая должна быть направлена на повышение роли школы в социальном развитии села и поселка, в подготовке трудовых ресурсов страны. Реструктуризация школы на селе не должна определяться задачей экономии бюджетных средств, поскольку во множестве сельских местностей именно школа выполняет функции основного центра социокультурной жизни.

Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах-интернатах.

Дети с проблемами асоциального характера, должны иметь обязательное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Это особенно важно, если учесть, что количество таких детей в подростковой и молодежной среде в нынешних условиях дошло до масштабов едва ли не социального бедствия.

Необходимо принять чрезвычайные государственные комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством, с привлечением к реализации этих мер всех заинтересованных ведомств.

В том числе этих мер:

– создание сети учебно-воспитательных заведений по опыту А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и с первых послевоенных лет – суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

– создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

– рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных детей и детских домов семейного типа;

– подготовка специальных кадров – социальных педагогов и психологов – по профилактике социального сиротства и для работы с детьми риска;

– создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений в сфере образования (между гражданами и образовательным учреждением, между образовательным учреждением и его учредителями, между соучредителями образовательного учреждения, между образовательными учреждениями и работодателями);

– отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами государственной власти федерального и регионального уровня и органами местного самоуправления;

– обязательная публикация ежегодных отчетов образовательных учреждений и органов управления образованием о своей деятельности, в том числе и об использовании бюджетных и внебюджетных средств;

– расширение прав попечительских советов в сфере образовательной и финансовой деятельности, в том числе в привлечении внебюджетных средств и контроле их использования;

– поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений путем финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных проектов;

– развитие негосударственного образования при одновременном усилении контроля над качеством реализации ими образовательных программ;

– осуществление в системе дошкольного образования постепенного перехода к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений (оплата образовательных услуг за счет государства, расходы на содержание и укрепление материальной базы за счет учредителя, оплата содержания детей в дошкольных образовательных учреждений за счет родителей, при одновременной адресной социальной поддержке малообеспеченных семей);

– упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг (сверх образовательного стандарта) в общем и профессиональном образовании и контроля над их использованием со стороны попечительских и родительских советов; в тех случаях, когда добровольные родительские взносы компенсируют разницу между реальным и нормальным бюджетным финансированием образовательного процесса, они должны рассматриваться как расходы семьи на образование, вычитаемые из налогооблагаемой базы подоходного налога;

– введение персональных счетов для детей-инвалидов с целью аккумулирования государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каждого ребенка;

– повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих функций, определенных уставом, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем и нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: