Фашизм и нацизм – определение и значение терминов, в чем разница

Чем фашисты отличаются от нацистов?

Стоит в интернете назвать Гитлера фашистом, как вас тут же поправят десятки комментаторов: « Фашизм — это Муссолини, а Гитлер — типичный нацист». Так чем же отличаются эти два понятия?

Стоит в интернете назвать Гитлера фашистом, как вас тут же поправят десятки комментаторов: « Фашизм — это Муссолини, а Гитлер — типичный нацист». Так чем же отличаются эти два понятия?

Фехтование на дискурсах

Главная проблема человека, который взялся гуглить единое определение фашизма — это отсутствие такового. У каждого оно своё.

Левые тут же приведут определение Димитрова, по которому фашизм — не « третья альтернатива», не революционное движение, предпринявшее попытку полностью перестроить старый мир, а всего лишь подконтрольные « буржуям» лакеи. При этом подконтрольные ещё почему-то и финансовому капиталу.

Классические фашисты родят десяток невнятных, но ‘ title=>яростных по форме определений в духе итальянского футуризма, после чего сами же признают, что дать фашизму чёткого определения невозможно. Либералы же пожмут плечами и спросят: а какая разница? А если всё-таки прижмёт, то оседлают любимого конька, сделав упор на несвободу и притеснение личности, и заодно, используя момент, радостно сравнят фашистов с коммунистами.

Невнятность родилась по двум причинам.

Во-первых, фашизм просуществовал очень недолго ‘ title=>и был насильственным образом уничтожен или по крайней мере загнан в подполье. В результате идеология не успела наработать широкую и глубокую теоретическую базу, обрасти опытом, разобраться сама в себе и толком очертить свои рамки.

Во-вторых, фашизм — конкурент двум другим большим идеологиям: коммунизму и либерализму. Правда, первому в куда бóльшей степени — но не потому, что они сильно похожи друг на друга, а потому, что предлагают « лекарства» от одной « болезни» — либерализма. Лекарства разные, но от этого конкурирующие ещё больше.

Поэтому левые стараются всем объяснить, что фашизм как средство противникам неограниченного капитализма не поможет, а либералы твердят о сходстве. Их в фашизме и коммунизме больше всего волнует именно тот аспект, где обе идеологии едины — стремление покончить с миром торжествующего либерализма.

Так что же всё-таки такое этот ваш фашизм?

Мы не возьмёмся давать фашизму своё определение. Но выделить черты, с которыми согласны представители всех идеологий, можно. Авторитаризм, вождизм, антилиберализм, антикоммунизм, воинственность и взгляд на мир через призму дарвинизма.

Все эти признаки верны и для классического германского нацизма. А вот дальше идёт главное отличие.

Братья, но не близнецы

Муссолини не отрицал значения расового вопроса и желал, чтобы итальянцы не смешивались с населением « расово однородного общества». Как же так? Надо срочно сделать ещё круче! И немцы ринулись рисовать планы истинно арийских колоний. В том числе и для СССР.
‘ title=>колоний, но первостепенным этот вопрос не считал. Он хотел выковать из расслабленных итальянцев « новую расу духа» — политическую нацию, определяемую культурой и стремлением к экспансии.

То есть генетический код, по Муссолини, не содержит в себе приговора — из « ленивых итальяшек», как сам называл свой народ дуче, можно вылепить что-то пристойное.

Гитлер же думал строго наоборот — именно раса, то есть генетический набор, и определяет человека. Надо просто собрать в одном месте представителей превосходящей конкурентов арийской расы, исключить влияние на них « хитрых евреев с их умением разрушать изнутри», и она завоюет себе место под солнцем. А самого себя считал простым исполнителем этой неизбежности, продиктованной биологией.

Именно такой подход и был основным отличием фашистов от нацистов: « раса духа» Муссолини против « арийской расы» Гитлера — культура и политика против набора генов.

Новое в блогах

Сообщество «𝐌𝐄𝐃𝐈𝐀 𝐍𝐄𝐖𝐒 »

Различия между национал-социализмом и фашизмом

Многие не понимают разницу между фашизмом и нацизмом, и думают что это одно и тоже или рассматривают одну идеологию как частный случай другой. Можно слышать такие возгласы:

1. «Да назови ты это хоть горшком, суть от этого не меняется.»

Ну что-ж, если человек хочет казаться необразованным и быть экземпляром «Эллочки-людоедки» и называть все вещи одним словом (горшком, например), то это его такое же демократическое право, как и любого бомжа валятся на улице и пропагандировать свой образ жизни.

Читайте также:
Люмпен - кто это, основные признаки, чем они отличаются от маргиналов

2. «Нацизм рассматривается как частный случай фашизма, читая ту же вики, это легко понять. Разницы практически нет.»

Как раз на практике разница есть. В силу исторической справедливости, следует различать эти понятия, и не мешать кислое с зеленым. Объединить по общим признакам, и рассмотреть как частный случай можно — но бессмысленно (в контексте конечных целей идеологий), потому как под эти «случаи» попадут еще куча других «-изъянов»). За подробным исследованием надо обращаться к соответствующим работам, а не к словарям, и уж тем более не к СМИ.

Сегодня в СМИ, зачастую, фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления крайне радикально отличающихся от демократической идей в сочетании с расистской идеей,идеей национальной или расовых евгенических учений о расе , а также симпатии к нацистской символике и эстетике. Фашизмом также называют форму популистского ультранационализма, основанного на обращении к прошлому, его романтизации и идеализации. На практике, фашизм стал просто ругательным словом в политической полемике, потеряв своё конкретное содержание.

Часть 1. Разница между национал-социализмом и фашизмом

Некоторые люди даже не знают, что есть разница между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О национал-социализме часто говорят фашизм, или германский или немецкий фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде, воспитанных на коммунистической идеологии, которая называла все проявления радикально-правых идей в Европе фашизмом. Зачастую человек с детства воспитан враждебно к этим идеологиям и просто не хотел разделять эти идеологии,вникать в суть этих идеологий,считая их злом одного корня, общим, смешивая оба понятия и не желая разбираться в разнице .

Часть 2. Отношение фашизма и национал-социализма к государству, к его целям

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию» (1), то для национал-социалистов государство – «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него — перестройку государства в общество.

Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было освобождение расы от влияния других рас, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма). Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

Часть 3. Различия по национальному вопросу

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём механической чистки расы,то есть поддержания чистоты расы и отсеивание инорасовых элементов.

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Читайте также:
Виды деятельности человека, классификация основных видов деятельности

Муссолини же утверждает, что «раса — это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» — это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. «Нация» — это политическое орудие демократии и либерализма».(2) Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины — понятием «государство».

Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма.

Более того, Муссолини резко осуждал национал-социалистические евгенические учения о чистоте расы и антисемитизма. В марте 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем Людвигом, он сказал: «… К настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения. Именно такое смешение зачастую делает нацию сильной и красивой… Я не верю ни в какие биологические эксперименты, которые якобы могут определить чистоту расы… Антисемитизм в Италии не существует. Итальянские евреи всегда вели себя как настоящие патриоты. Они храбро сражались за Италию во время войны».

Как видим, Муссолини не только не осуждает смешение рас, в чем в корне противоречит не только Гитлеру и всей расовой теории национал-социализма, но и даже с симпатией говорит о евреях. И это были не просто слова — в то время в Италии многие важные посты в университетах и в банках занимали евреи. В армии среди высших офицеров также было много евреев.

Французский автор Ф. Фюре в своей книге «Прошлое одной иллюзии» сказал: «Гитлер сделал слово «раса» главным пунктом своего политического кредо, в то время как Муссолини по сути дела не был расистом». Русский социолог Н.В. Устрялов (1890-1937): «Необходимо… отметить, что в итальянском фашизме расистский дух отсутствует начисто… Иначе говоря, расизм отнюдь не есть необходимый элемент фашистской идеологии».

Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера, и были вызваны только лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру, от которого к тому времени уже во многом зависела судьба не только итальянского фашизма, но и его лидера. Следовательно, основываясь на приведенных высказываниях Бенито Муссолини, проявления антисемитизма, имевшие место на последнем этапе существования фашистского режима в Италии, носили конъюнктурно-политический, а не принципиально-идеологический характер. Более того, они абсолютно не соответствовали взглядам самого Муссолини и, следовательно, не соответствовали доктрине фашизма.

Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как объединить его вокруг социалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с евгеническим учением о расе, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская раса.

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество рас, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Читайте также:
Финансовые институты - классификация и роль в жизни общества

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный– связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный– труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
Читайте также:
Семья как социальный институт ℹ понятие, виды, признаки и структура, краткая характеристика группы, функции, сущность и роль в современном обществе

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция— знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Читайте также:
Термины по обществознанию для 7 класса ℹ основные понятия и определения по разделам, словарь терминов, примеры

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Виды деятельности человека, классификация основных видов деятельности

Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.

Основные виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд . Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

1. Общение

Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

2. Игра (игровая деятельность)

Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.

3. Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

4. Труд (трудовая деятельность)

Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.

Творческая или продуктивная деятельность

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.

Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.

Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Другие виды деятельности

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Общение
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.

Виды деятельности человека.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: “Виды деятельности человека из раздела кодификатора (1.5. Мышление и деятельность)

Читайте также:
Альтернативная гражданская служба в РФ - специфика и условия

Содержание:

  • 1 Виды деятельности
  • 2 Общение как вид деятельности
  • 3 Игра как вид деятельности
  • 4 Учение как вид деятельности
  • 5 Труд как вид деятельности
  • 6 Материальная и духовная деятельность
  • 7 Творчество как вид деятельности
  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 27-05-2020, 19:54
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 39 422

↑ Виды деятельности

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.

По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.

По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная – разрушительная.

По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

↑ Общение как вид деятельности

Общение – вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.

Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникация – общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.

Структура общения:

Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому

Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

Еще раз то же самое

Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.

Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства

Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):

  • органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
  • устная речь;
  • письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
  • технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции общения:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
  • познавательная (олучение новой информации);
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
  • психологическая (эмоциональная поддержка);

Виды общения

Прямое – личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга Деловое (формальное) – общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот. Вербальное – общение посредством речи. Межличностное – общение между двумя людьми.
Косвенное – общение через других людей. Личное (неформальное) – разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми. Невербальное – общение посредством мимики, жестов, поз. Групповое – общение между тремя и более людьми.

↑ Игра как вид деятельности

Игра – это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.

Характерные черты игры:

  • Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
  • В процессе игры используются определенные предметы
  • Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
  • Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

↑ Учение как вид деятельности

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

Учение бывает:

  • Организованное (осуществляется в образовательных учреждениях)
  • Неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат)
Читайте также:
Хозяйственная деятельность человека - основные виды, последствия

Учение может приобрести характер самообразования.

↑ Труд как вид деятельности

Труд – это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.

В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Характерные черты труда:

  • Целесообразность
  • Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
  • Наличие мастерства, умений, знаний.
  • Практическая полезность
  • Наличие результата
  • Развитие личности
  • Преобразование внешней среды обитания человека

↑ Материальная и духовная деятельность

По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.

Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.

Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.

Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.

Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.

К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.

Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам – это ценностно-ориентировочная деятельность.

Прогностическая деятельность – это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.

Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.

Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство – это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.

Духовное производство – производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.

Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.

↑ Творчество как вид деятельности

Творчество – это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве – новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека.

Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании

Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Виды деятельности

от admin 28.04.2019, 22:28 5.7к Просмотры

В современном мире понятие «деятельность» определяется как целенаправленное активное воздействие живого существа на объекты окружающего мира или взаимодействие с ними. Однако если действия представителей животного мира формируется поведенческими реакциями, спровоцированными неосознанными естественными потребностями жизнеобеспечения, то деятельность человека является свободным и осознанным явлением. Она может быть, как примитивной, служащей для удовлетворения тех же первичных потребностей, так и иметь более сложные уровни формирования, возникающие благодаря культурно-историческому развитию общества.

Читайте также:
Социальные нормы - функции, понятие и виды, примеры, классификация

Классификация видов деятельности человека

Существует огромное количество классификаций видов деятельности в зависимости от научного похода их определяющего. Наиболее крупное разделение основывается на противопоставлении материального и духовного мира человека. Оно предполагает выделение двух видов – практического и духовного.

Духовная и материальная деятельность

Материальная деятельность — преобразует практическую составляющую человеческой жизни – окружающий мир, его объекты, включающие как предметы, так и социум.

Она разделяется:

  • на производственную — представляющую собой трансформацию объектов природы;
  • социально-преобразующую — имеющую целью реформирование и усовершенствование системы общественных связей.

Примером производственной деятельности может служить создание материальных ценностей, от добычи полезных ископаемых до изготовления товаров народного потребления.

Духовная – ориентирована на изменение (совершенствование) сознания человека. Это вид очень разнообразен. Он охватывает разные стороны человеческой жизни и разделяется на три составляющие.

1. Духовно-практическая (она же познавательная) – представляет опосредованную личностным отношением переработку окружающей действительности, выраженную:

  • искусством;
  • мифологическим наследием;
  • религиозными учениями.

2. Духовно-теоретическая (прогностическая) – выражается:

  • научной работой;
  • изучением природных законов и явлений;
  • изучением общественных механизмов развития.

3. Ценностно-ориентировочная – характеризуется идеологическим и мировоззренческим осмыслением и восприятием окружающего мира.

Современная наука не признаёт преимущественной ценности одного вида деятельности пред другим. Для гармоничного существования личности они важны равнозначно.

Виды деятельности, которые выделяет наука

Помимо глобально разделения на материальную и духовную деятельность, выделяются виды, которые большинством научных исследований признаются основными, так как они определяются онтогенетическим развитием человека и имеют максимально обобщающее значение, это:

  • игра;
  • обучение;
  • труд;
  • общение.

Кроме того, выделяется ещё творчество, занимающее в системе видов деятельности особое положение.

Творчество

Творчество — это создание нового продукта материальной или нематериальной формы в процессе собственных личностно-опосредованных действий человека.

Признаки, определяющие творчество: неординарность, инновации и самобытность.

Понятие «творчество» неразрывно связано с творческой личностью и творческим процессом как целостным явлением.

Творческая личностьэто человек, одарённый способностями, позволяющими ему своеобразно воспринимать и перерабатывать сигналы окружающего мира и собственные ощущения, превращая их в оригинальные идеи и продукты.

Особым образом стоит отметить творческие способности, называемые талантами, к которым относится: музыкальная одарённость, художественная, литературная, артистическая и т. д.

Сам творческий процесс можно разделить на несколько этапов:

  1. подготовку – зарождение творческого замысла, сбор материалов к нему;
  2. созревание – работа с подготовленным материалом, поиск решения;
  3. озарение – определение единственно верного решения, переход от незнания к осознанию;
  4. проверку – создание конечного продукта, анализ полученных результатов, окончательное принятие творения.

Планируя написание литературного произведения, автор приступает к первому этапу его создания: находит близкую для себя тему и начинает сбор информации по ней.К ней могут относиться разнообразные источники, затрагивающие интересующий автора вопрос:

  • исторические архивы;
  • литературные произведения других авторов;
  • воспоминания современников или свидетелей;
  • места, где происходили описываемые события;
  • информацию, которая может послужить для описания деталей и подробностей разных литературных сцен.

Вторым этапом будет работа с этими материалами, выстраивание схемы и плана произведения. Третьим — его окончательная концепция, написание. Четвёртым — вычитывание, корректировка текста.

Учение

Учение (обучение) – целенаправленное усвоение знаний, умений и навыков с помощью специальных методов и средств.

Может осуществляться как в активной (заучивание, тренировки), так и в пассивной, то есть неосознанной (случайное запоминание) форме.

Процесс обучения характеризуется взаимодействием обучающего и обучающегося. Однако только активная личностная позиция последнего служит залогом успешности достижения результатов. Целью учёбы является изменение самого обучающегося, рост его знаний и умений.

Примером учебной деятельности может служить не только школьное образование, но и передача знаний от родителей детям, когда, например, папа учит сына кататься на велосипеде. В начале обучения предлагается теоретическая часть, с объяснением, что делать, а в дальнейшем объяснения подкрепляются тренировочными упражнениями, повторяющимися, пока не будет сформирован навык самостоятельной езды.

Читайте также:
Гражданское общество - основные признаки, функции, элементы

Игра – особый вид деятельности, направленный не на получение результатов, а имеющий своей целью участие человека в самом процессе.

Игра, являясь предпосылкой для обучения, помогает на условном уровне усваивать и воспроизводить общественный опыт и его ценности, а также учит ребёнка регулированию собственного поведения, предлагая правила, от выполнения которых зависит её успешность.

Несмотря на то что игра воспринимается как досуговое развлечение, она не только способствует развитию личности, но обучает необходимым навыкам и поведенческими реакциям в ответ на моделируемые ситуации. Например, игра в магазин предлагает ребёнку пережить ситуацию покупки товаров, отрабатывая соответствующие диалоги и способы поведения.

Общение

Общение имеет свою специфику, выражающуюся во взаимоотношении одного субъекта с другим, в отличие от иных видов, в которых выделяется субъектно-объектная связь.

Цель общения – передача информации с помощью разных способов коммуникации:

  • вербального (устного);
  • письменного;
  • невербального (интонации, жестикуляция, акценты).

Помимо информации, с помощью общения передаётся эмоциональный фон собеседников.

Каждому возрастному этапу человека соответствуют разные формы общения:

  • младенчество — обмен эмоциями;
  • ранний возраст – накопление словаря, формирование речевых навыков;
  • дошкольный возраст — межличностное общение со сверстниками и т. д.

Примером общения может служить диалог между двумя собеседниками, в котором один рассказывает о произошедшем с ним событии, а другой эмоционально реагирует на рассказ и комментирует его, высказывая своё отношение.

Труд — это осознанная, целесообразная деятельность, направленная на изменение окружающего мира ради удовлетворения личных или социальных потребностей.

Она имеет своей целью практический результат в виде определённых благ:

  • материальных – получение пищи или жилья;
  • духовных – достижения науки, культуры и искусства.

Процесс труда представляет собой сложное соподчинённое взаимодействие трёх составляющих:

  • человеческой деятельности как труда;
  • орудий труда;
  • материалов, преобразующихся в результате труда.

Труд считается основной формой деятельности, которая способствовала развитию общества не только в бытовом или социальном, но и культурно-творческом плане. Именно благодаря непрерывному труду формирование человека достигло современного уровня.

Примером труда можно назвать приготовление пищи. Для этого необработанный, непригодный к еде продукт с помощью кухонных приспособлений подвергается:

  • предварительной обработке — мытьё, чистка, нарезка;
  • тепловой обработке – варка, жарка или запекание;
  • по истечении необходимого времени приобретает съедобные качества.
  • подаётся на стол.

За исключением творчества, все вышерассмотренные виды деятельности характеризуют определённые возрастные этапы развития человеческой личности. Текущий вид является предпосылкой для формирования последующего, закладывая необходимые для этого потребности, способности и возможности.

Виды деятельности человека, классификация основных видов деятельности

Деятельностьспособ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Мотивсовокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельностиэто осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действиеэто процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Играэто особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Читайте также:
Модернизация российского образования: задачи и концепции

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Существует несколько классификаций общения.

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характерсамообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Трудэто вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.

Творчествоэто вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Образец задания

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: