Гражданское общество – основные признаки, функции, элементы

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.10 Гражданское общество.

5.10 Гражданское общество.

ПЛАН.
  • Гражданское общество. Понятие.
  • Условия, необходимые для гражданского общества.
  • Основные компоненты (составляющие) гражданского общества.
  • Гражданское общество и государство (сравнение).

Гражданское общество – это такое общество, для которого свойственно наличие негосударственных общественных отношений и организаций, объединений, ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Гражданское общество – это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан защищены законов от прямого вмешательства органов государственной власти.

Условия, необходимые для гражданского общества:
  • рыночная экономика
  • разнообразие форм собственности
  • свобода труда и предпринимательства
  • наличие демократических порядков
  • утверждение прав и свобод человека и гражданина
  • признание ценности общества свободной и ответственной личности
Основные компоненты (составляющие) гражданского общества.

Экономическая сфера:

  • союзы предпринимателей, фермеров
  • крестьянские союзы и кооперативы
  • рабочие профсоюзы
  • союзы банкиров и др.

Социальная сфера:

  • семья
  • общества защиты прав потребителей
  • объединения защиты окружающей среды
  • страховые фонды
  • молодёжные, женские, детские организации
  • спортивные общества
  • благотворительные фонды
  • общества ветеранов труда и войны и др.

Сфера духовной культуры:

  • союзы деятелей культуры (писателей, композиторов, художников, кинематографистов)
  • педагогические общества
  • общества культурных связей с зарубежными государствами
  • академические сообщества учёных
  • религиозные организации и др.

Сфера защиты прав и интересов граждан пред лицом государства:

  • правозащитные организации
  • организации солдатских матерей
  • негосударственные СМИ (средства массовой информации)
  • политические движения
  • негосударственные политические организации и др.
Гражданское общество и государство (сравнение).
Гражданское общество. Государство.
1.Содержание.
Сфера реализации повседневных частных интересов граждан (в материальном благополучии, семейной жизни, общении, учении, творчестве, информации и др. Сфера различных общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов.
2.Харатер связей и отношений между людьми.
Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми. Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения
3.Средства реализации.
Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и др. Конституция, власть, принуждение, право и др.
4.Основа.
Свободный индивид с неотъемлемыми правами и негосударственные ассоциации, объединения. Органы власти, политические структуры, лидеры и др.
Функции гражданского общества:
  • являет главным каналом вязи граждан с государством
  • защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов
  • защищает права и свободы личности, обеспечивает их гарантию
  • создаёт и развивает механизмы общественного самоуправления на базе ассоциаций граждан
  • обеспечивает свободу и самостоятельность личности
  • выступает одним из важнейших рычагов в системе «сдержек и противовесов», противодействии стремлению политической власти к абсолютному господству.
  • способствует формированию и упрочению демократических основ государства.
  • осуществляет социальный контроль, располагая средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать социальные нормы, обеспечить воспитание граждан.
  • создаёт прочные структуры, на которых держится всё общество.

Не может быть гражданское общество без правого государства.

О правом государстве читайте ЗДЕСЬ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Что такое гражданское общество — это подарок от государства или выбор его граждан

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В развитом демократическом государстве есть три равноправных партнёра: официальная власть, бизнес и гражданское общество.

Последний берёт на себя ответственность за соблюдение прав человека, свободу мнений и другие частные интересы. Что же такое гражданское общество?

В статье вы найдёте ответ на этот вопрос и узнаете, почему в одних государствах царят правовой порядок и экономическое благосостояние, а в других люди заняты выживанием.

Как формировалась концепция

Впервые об этом понятии заговорил греческий философ Аристотель, когда описывал жизнь античных городов – полисов. Мыслитель утверждал, что общность свободных и равных граждан образуют объединение для защиты от внешних врагов. А для регулирования внутренних отношений создают структуры и устанавливают процедуры.

Концепция гражданского общества получила иную трактовку в эпоху Просвещения. Английский философ Т.Гоббс писал, что

гражданское общество – это коллектив индивидуальностей, члены которого обладают высшими человеческими качествами.

Западные философы, просветители и социологи давали разное определение понятию:

  1. Дж.Локк считал гражданское общество политическим;
  2. К.Маркс и Ф.Энгельс – сферой экономической жизни;
  3. Т.Пейн – общественными отношениями с преобладанием саморегуляции.

Современная трактовка многое позаимствовала из трудов Г.Гегеля. Мыслитель писал о взаимопроникновении гражданского общества и государства. Последнее помогает гражданам интегрировать разрозненные интересы в одно целое, ищет баланс между уступками и усилением позиций.

Гражданское общество — это.

Окончательно понятие сформировалось к концу 20 века.

В современном понимании гражданское общество – это негосударственные объединения людей, реализующие частные интересы и свободные от прямого вмешательства официальной власти.

Его противоположность – система, в которой нарушаются права человека, запрещена свобода слова, а деньги и власть оказываются в руках узкой группы лиц.

Примеры гражданского общества в России – это некоммерческие правозащитные организации. Их члены мониторят соблюдение прав человека, занимаются благотворительностью, проводят бесплатные правовые консультации и семинары. Правда, благую идею часто опошляют, преследуя личные интересы (прямая нажива, распространение нужных иностранцам взглядов и видений).

Еще пример — Общероссийский народный фронт (ОНФ). Это фактор обратной связи, позволяющий выявлять злоупотребления властью и акцентировать внимание на действительно важных для тех или иных регионов страны вещах. На данный момент обладает гораздо более высоким авторитетом, чем запятнавшие себя правозащитники (которые с зарплатой «из-за бугра»).

Читайте также:
Россия в международных организациях - названия и для чего нужны читать онлайн

Почему эти два примера проявления сути гражданского общества я так охарактеризовал? Все просто. Если убрать шелуху и понять цель тех и других, то мгновенно станет ясно, кто защищает граждан нашей страны, а кто выступает проводником идей граждан другой.

Одно дело выявлять недостатки, чтобы их исправить, и совсем другое — постоянно в них тыкать палкой и пытаться на этом заработать.

Признаки гражданского общества

Перечисленные ниже признаки гражданского общества помогут вам отличить его от «псевдодемократии».

Высокий уровень правовой и политической культуры.

Гражданское общество зарождается в головах людей, а не законодательстве или развитой экономике.

Пассивность в политической жизни, доверчивость власти, лень, желание переложить ответственность на чужие плечи, незнание законов говорят о том, что общество ещё не готово стать гражданским.

  • Опора на средний класс.
    Средний класс сглаживает конфликт между бедными и богатыми. Чем шире эта прослойка, тем больше люди открыты к сотрудничеству. Тем проще найти баланс между интересами разных социальных групп.
  • Развитые правовые отношения.

    Гражданское общество и правовое государство – неразрывные понятия. Официальная власть не сможет произвольно вторгаться в частную жизнь граждан только в том случае, если людей защищает право. К тому же надо, чтобы за властью наблюдали непредвзято и указывали на недочеты и явные нарушения.

    Вернусь к приведенным выше примерам. Насаженные у нас в «святые девяностые» борцы за права человека с «окладом из-за бугра» никак не помогали созданию гражданского общества. Наоборот, они его только имитировали, на самом деле, выполняя деструктивную (разрушающую) функцию.

    ОНФ же стал, по сути, первым и реально работающим инструментом. Та самая активная (неравнодушная) прослойка общества «нашла себя» и стала «совестью» страны, выявляющей многие язвы и активизирующей инструменты для их удаления.

    Это уже не плач, посыпающий язвы солью и бередящий их (наши «любимые» правозащитники), а врач, обнаруживающий и обезвреживающий заразу. Предмет изучения у них один и тот же, но цели противоположные.

    ОНФ хочет помочь, а псевдоборцы — максимально навредить.

    Функции гражданского общества

    Это положительные изменения, которые негосударственные объединения вносят в жизнь людей.

    К основным относятся следующие:

    1. воспитание граждан в духе уважения к свободе, мотивация к активному участию в общественной жизни (не корыстных правозащитников обслуживающих ЧУЖИЕ интересы, а патриотов СВОЕЙ страны, которые за правду жизни не пожалеют);
    2. защита прав человека (как бы ни испоганили это словосочетание западные идеологи, но именно соблюдение базовых прав людей является важной функцией гражданского общества);
    3. совершенствование политической системы (и тут западные идеологи постарались, сделав правозащитников инструментом для дискредитации легитимной власти, но если брать в пример ОНФ, то это и есть его основная функция — совершенствовать властные структуры);
    4. диалог с государственной властью и бизнесом;
    5. сглаживание социальных конфликтов.

    Еще раз подчеркну.

    В нашу эпоху правозащитные организации стали по всему миру скрытым оружием, которое так называемый «запад» активно использует для ослабления своих противников. Этот кинжал воткнут в тело страны (не только нашей, но всех, кого считают опасными).

    Эти псевдозащитники стремятся реализовать все описанные выше функции (воспитывают граждан в ключе своей идеологии, защищают права только тех граждан, которых им выгодно защищать и давят на власть, чтобы поменять ее в свою пользу).

    Но все эти функции псевдозащитники реализуют не в интересах той страны, где они осуществляют свою деятельность. Это троянский конь, эффективно действующий на территории врага (нашей территории).

    Эту тему, к сожалению, настолько дискредитировали, что реальных правозащитников уже не видно на фоне этой «пятой колонны». И это еще одна проблема, которую нам создали эти «бескорыстные деятели».

    Получилось как в экономике. Производитель с негодным товаром занял весь рынок и поставщикам качественного товара просто не дают поднять голову.

    Структура и институты гражданского общества

    В отличие от государственного аппарата, где есть строгая иерархия, структура гражданского общества строится по горизонтальному принципу.

    Это означает, что здесь нет главных и второстепенных объединений.

    Структура состоит из институтов гражданского общества и охватывает три сферы общественной жизни.

    1. Социально-политическую.
      В этой сфере граждане проявляют себя наиболее активно. Институты включают семью, органы самоуправления, общественные организации и движения, политические партии, негосударственные СМИ.
    2. Экономическую.
      Сфера охватывает объединения и ассоциации предпринимателей, кооперативы, компании. Хотя некоторые юристы считают, что не стоит отождествлять гражданское общество и бизнес.
    3. Духовную.
      И снова в перечень институтов попадают семья, негосударственные СМИ. К ним присоединяются церковь, университеты и научные центры, творческие объединения, учреждения культуры.

    Заключение

    Если говорить простыми словами, гражданское общество – это культурные и образованные люди с активной позицией.

    Они объединяются в группы и принимают участие в политической, социальной и экономической жизни страны. Яркий пример — ОНФ. Не позволяют представителям власти нарушать права и ущемлять свои интересы и интересы своей страны.

    Читайте также:
    Финансовые институты - классификация и роль в жизни общества

    Гражданское общество – это предпосылка развитой экономики и правового государства.

    Пока граждане не осознают свою ответственность за дела в стране и не начнут прилагать усилия для участия в них, жизнь не изменится. Каким бы прогрессивным ни был закон.

    Еще раз подчеркну, что к гражданскому обществу нельзя относить тех, кто продвигает интересы других стран (у них свое общество и к нашему оно отношения не имеет).

    Как правило, они апеллируют к защите именно прав отдельного человека, противопоставляя их интересам страны. От них вы не услышите о защите интересов России и это основной их отличительный признак.

    Автор статьи: Белоусова Наталья

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    А разве один из интересов страны не заключается в соблюдении прав каждого отдельного человека? Что это за формулировка: «права отдельного человека противопоставляются интересам страны»? Есть общепризнанные права человека и государство Российское обязалось их соблюдать, если же государство нарушает права, то об этом нужно громко заявить и очень хорошо, что есть у нас правозащитные организации, которых интересуют конкретные люди, а не средняя температура по больнице.

    К сожалению, наши правозащитные организации получают довольствие из-за бугра и цинично используют предлог «борьбы за права человека» для смены элит и последующего грабежа страны. Последние четверть века такие «борцы за права человека» погубили (привели к гибели) миллионы (в Югославии, Ливии, Сирии, Ираке, Украине и других странах, где «насаждалась» демократия и гражданское общество).

    Гражданское общество было в Древней Греции — это бесспорный факт. Затем, оно просуществовало некоторое время в молодой римской империи, пока патриции не захватили власть и не передали её императору. С тех пор нигде в мире настоящего гражданского общества не существовало.

    Понятие, признаки и классификация функций государства.

    Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

    Элементы функций государства: 1) объект – сфера общественных отношений; 2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.

    Признаки функций государства:

    1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);

    2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;

    3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;

    4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;

    5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;

    6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно—принудительными и юридическими методами воздействия;

    7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.

    В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем. Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

    В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными. При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.

    С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал. В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.

    Классификация функций государства— выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

    1) по сфере деятельности государства:

    а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач (функция охраны прав и свобод человека и гражданина; функция обеспечения правопорядка; экономическая функция; функция налогообложения; функция социальной защиты; экологическая функция; культурная функция).

    б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства (функция обороны страны; функция поддержания мирового порядка; функция сотрудничества с др. гос-ми).

    2) по продолжительности осуществления:

    а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

    б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

    3) по значимости и степени общности:

    а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области; 4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

    Читайте также:
    Образование, определение ✔ в педагогике, функции, содержание, роль образования в жизни человека, уровни, формы, степени и структура общего образования, основные задачи

    а) экономические; б) политические; в) социальные; г) экологические; д) фискальные (финансовый контроль);

    5) по функциональному назначению:а) охранительные;б) регулятивные.

    19. Внутренние функции государства: понятие и характеристика.

    Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

    Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач. В современный период Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

    1) Экономическая функция: заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. Используются экономические методы: налоги, займы, кредиты, льготы и др.

    2) Функции социальной защиты – направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности (поддерживать малоимущие слои населения, здравоохранение, строительство и др).

    3) Функции развития культуры, науки и образования – призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования различными учреждениями культуры и искусства, государственную поддержку развития науки и образования. Т.е. развивать театр, литературу, кино, музыку, искусство, спорт, радио, телевидение и др., сохранение памятников, заповедных зон, музеев, библиотек.

    4) Функции налогообложения: заключаются в сбое налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

    5) Экологическая функция – выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования, в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

    6) Функция охраны прав и свобод гражданина, всех форм собственности, правопорядка – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

    20. Внешние функции государства: понятие и характеристика.

    Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

    Внешние функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.

    Государству присущи следующие внешние функции:

    1) Функция обороны страны – деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам государства вооруженных конфликтов и др.

    2) Функция поддержания мира и мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, военно-техническое сотрудничество с другими странами.

    3) Функция делового сотрудничества с другими государствами – проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

    4) Функция интеграции в мировую экономику – данная функция означает использование возможностей для эффективной реализации интересов государства в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику.

    Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав

    Функции государства

    Понятие, значение и объективный характер функций государства

    Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его функциональной, деятельностной стороны. Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

    Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

    Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

    1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и др.

    2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

    3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

    Читайте также:
    Урбанизация - определение, главные общие черты глобального процесса

    4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

    5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

    Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

    В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

    Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых – к возникновению других.

    Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

    Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне – главная задача военного ведомства.

    Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

    Классификация и эволюция функций государства

    Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.

    Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две основные стороны, два начала – общесоциальное и классовое. Общесоциальное начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое – его классовыми противоречиями.

    До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию – организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

    Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

    Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, – охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций – обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д.

    Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, социальных, духовных, национальных). Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса. Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а потому государству приходится обращаться к демократическим, гуманистическим институтам и идеям (правового государства, господства права во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и правопорядка и т.д.).

    Читайте также:
    Рациональное поведение потребителя, производителя, собственника

    Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением (социальная легитимность власти) находятся в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. «Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляющее репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового общества»

    В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства – подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

    Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс – стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.

    Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:

    а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

    б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

    По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

    Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций – охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

    Охрана существующих форм собственности – функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

    Охрана правопорядка – важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

    Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

    Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т.е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

    Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан – вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

    С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

    Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

    Читайте также:
    Социальное неравенство ℹ определение, виды, критерии и формы, причины расслоения современного общества, проблемы, функции и задачи, примеры

    Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью – социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т.д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства – обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

    В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

    В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

    Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

    Формы и методы осуществления функций государства

    Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

    Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

    Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

    От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

    Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

    В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

    Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

    Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

    8. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы их осуществления.

    Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

    Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.

    Государственные функции — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущности и социальное назначение.

    Многообразие функций, которые выполняет государство, является вполне объяснимым, и для удобства их рассмотрения целесообразно привести следующую классификацию государственных функций.

    В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются конкретные государственные функции, решению каких задач они служат, все функции государства разделяются на две группы:

    • внешние функции — служат решению внешнеполитических задач государства. Примером таких функций являются: обеспечение мира и безопасности, поддержка мирового порядка, поддержание обороны страны, внешнеэкономическое сотрудничество и т. п.

    Читайте также:
    Термины по обществознанию для 7 класса ℹ основные понятия и определения по разделам, словарь терминов, примеры

    • внутренние функции — служат решению внутриполитических задач. Примером таких функций могут служить: повышение культурного уровня внутри страны, восстановление экологического равновесия, развитие науки и образования и т. п.

    Как правило, все внутренние и внешние функции в зависимости от содержания конкретной группы функций, от степени важности регулируемой области отношений подразделяются также на две группы:

    • основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению основных стратегических задач и целей, которые поставлены перед государством в определенный исторический период;

    • неосновные функции — являются составными, структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни.

    Следует отметить, что, помимо группы основных и группы неосновных государственных функций, существует также группа функций органов государства. Иными словами, функции государственных органов — это реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

    Взаимосвязь трех групп государственных функций — основных, неосновных и функций государственных органов — проявляется в том, что осуществление основных функций государства по своей сути есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Указанные выше три категории соотносятся соответственно как общее, особенное и единичное (специальное).

    Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

    Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

    Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:

    1) правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

    2) правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

    3) правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

    К организационным формам относятся:

    1) организационно-регламентирующая – текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

    2) организационно-хозяйственная – оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

    3) организационно-идеологическая – повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

    Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.

    Убеждать – значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

    Принуждать – значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

    Рекомендовать – значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

    Поощрять – значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

    Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болгов В.А., Шуваева Ю.В.

    В данной статье представлены понятие, классификация и признаки функций государства , определена их роль в разные периоды в нашей стране.

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Болгов В.А., Шуваева Ю.В.

    This article introduces the concept, classification and characteristics functions of the state and defines their role in different periods in our country.

    Текст научной работы на тему «Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в Российской Федерации»

    законодательства при осуществлении оперативно-разыскной деятельности Материалы Межведомственного круглого стола. Под редакцией Г.В. Ищука, Е.Н. Билоуса, А.В. Ковалева, Г.С. Шкабина. 2016. С. 83-89.

    Болгов В.А., Шуваева Ю.В.

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ, РОЛЬ И ХАРАКТЕР В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Воронежский экономико-правовой институт

    Ключевые слова: государство, признаки государства, функции государства, политика государства.

    Аннотация: В данной статье представлены понятие, классификация и признаки функций государства, определена их роль в разные периоды в нашей стране.

    Keywords: state the symptoms of the state, state functions, state policy.

    Читайте также:
    Хозяйственная деятельность человека - основные виды, последствия

    Abstract: This article introduces the concept, classification and characteristics functions of the state and defines their role in different periods in our country.

    Государство в нашей жизни имеет огромное значение, потому что оно оказывает огромное влияние на все сферы жизни общества. С первого дня образования государства появились и его функции.

    Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами [1-2].

    Функции взаимосвязаны с сутью и социальным назначением государства. При изучении функций можно подлинно установить сущность общества. Тесную связь функции государства имеет с её целями и задачами. Но их следует различать. Цель государства – это итог, к которому оно стремиться, задачи же государства – это способы её достижения, а, соответственно, функции – это действия государства. Таким образом, цели и задачи являются определяющими для функций государства.

    Функциями государства отражаются только основные направления деятельности государства, потому что не всё, что делает государство, является значимым для общества. Сущность функций демонстрирует

    нам, на что акцентирует внимание государство при осуществлении своей деятельности, каким образом действуют её органы.

    Для более полного исследования понятия «функции государства» следует сравнить его с понятием «политика государства». Функции государства связаны с заинтересованностью самого государства, а политика государства- с определенной группой лиц, стоящих в данный момент времени у власти. Таким образом, в функциях государства могут выражаться как интересы одного класса, так и всего государства.

    Осуществление государством своих функций происходит с помощью специальных методов. Эти методы делятся на правовые и неправовые (организационные). К правовым относятся следующие:

    -правотворчество-деятельность государства по принятию нормативно-правовых актов, без которых осуществление функций государства невозможно;

    -право исполнение – применение нормативно-правовых актов на практике. Оно реализуется исполнительной властью государства. Суть право исполнения заключается в решении повседневных вопросов государства путём управления;

    -правоохранительная деятельность-это непосредственно реализация мер по осуществлению охраны прав и свобод гражданина, применение мер по пресечению правонарушений;

    К неправовым формам осуществления функций государства относятся: изучение различной информации, принятие жалоб от граждан, рассмотрение предложений от различных комиссий и комитетов и другое.

    Определенная функция представляет собой общность методов реализации государственной власти, которые связаны с направлением деятельности государства.

    Для более полного рассмотрения функций государства необходимо использовать метод классификации. С помощью этого метода можно нормализировать множество государственно-правовых явлений. У каждого типа государств функции были различны, поэтому проблема классификации становится более сложной. Но у них все же есть одинаковые признаки.

    Функции государства имеют следующую классификацию: – постоянные и временные.

    Такое деление относительно, ведь, как известно, функции, как и государство, изменяются.

    Постоянные функции реализуются на протяжении всех ступеней развития государства. Примером таких функций является экономическая, социальная, функция обороны.

    Временные функции имеют непродолжительный характер, поскольку они возникают с необходимостью решения определённых задач, которые появляются в результате временных обстоятельств (стихийные бедствия, эпидемии);

    – внутренние и внешние [3].

    Внутренние функции сконцентрированы на решение задач внутри конкретной страны. Вне зависимости от формы правления или государственного устройства государство выполняет ряд основных внутренних задач. Примером таких функций служит экономическая, социальная, охранительная и другие функции.

    Внешние функции реализуются за границей данного государства, где оно является субъектом международных отношений. Каждое государство вступает в отношения с другими странами для того, чтобы более результативно решить и внутренние задачи. Примером внешних функций является защита границ государства, дипломатическая функция, внешнеэкономическая и другие;

    – основные и неосновные.

    Говоря об этих функциях, нужно заметить, что такое деление так же считается относительным, потому что границы у этих функций отчётливо не определены.

    Основные функции – это те функции, которые считаются приоритетными для данного государства и которые включают сходные направления его деятельности. В основных функциях показывается социальное назначение государства и проявляется его деятельность в целом.

    Неосновные функции – это образованные из частей основных функций узкие направления работы государства;

    -регулятивные и охранительные;

    Регулятивные функции нацелены на экономику страны, на создание условий для качественного развития личности и общества в целом. Примером регулятивных функций: экономическая, финансовая, социальная.

    Охранительная функция охватывает защиту свобод и прав граждан, охрану окружающей среды. Примерами охранительной функции служат экологическая функция, правоохранительная и другие;

    В последнее время совершаются попытки классификации функций государства, в основе которых лежит принцип разделение властей.

    Согласно этому критерию, функции разграничиваются на законодательную, управленческую и судебную.

    Для того чтобы в полной мере раскрыть сущность государственных функций необходимо выделить следующие признаки:

    – государственные функции никогда не отождествляются с работой всего государства или её индивидуальными сторонами. Сущность каждой функции суммируется из разнообразия однородных сторон работы государства;

    – основные черты функций государства определяются не только характером государства, но и спецификой стоящих перед ним задач и целей. Функции как способы достижения поставленных перед государством задач во многом зависят от типа данных задач. Например, при сильном загрязнении воздуха, на главное место становится экологическая функция;

    Читайте также:
    Типы семей и их характеристика, отличительные признаки семьи эгалитарного, моногамного, демократического, полигамного, патрилокального, патриархального вида, критерии типизации семьи

    – по своей сущности функции государства всегда проявляют суть самого государства. В них всегда проявляется та истинная роль, которую реализовывает государство для решения своих задач;

    – государственные функции не стоит сравнивать с функциями его индивидуальных органов, потому что органы располагают более специализированным характером и распределяется на отдельные части деятельности государства [4-5].

    Например, в Российской Федерации появляются проблемы децентрализации функций. Следует разделить сферы деятельности полномочий между федеральными органами власти РФ и органами власти на местах [6].

    Реализация государственных функций осуществляется в узкой связи со свойствами аппарата государства.

    1. Егорова Е.Н. Обеспечение прав работников при банкротстве предприятия в Европейском Союзе: позитивный опыт для России // Современное право. 2006. № 5. С. 70-73.

    2. Окриашвили Т.Г., Якупов А.Г. Государственный контроль в сфере частного права: теоретический анализ // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 7-9.

    3. Кондрашечкин Р.В. К вопросу совершенствования законодательства в области оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел // В сборнике: Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени

    В.Я. Кикотя научно-практическое издание. Старотеряево, 2016. С. 5962.

    4. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). – Москва, 2010. – 320 с.

    5. Маремкулов А.Н. Юридические формы политики российского государства на северном кавказе в XVIII-XIX вв.: историко-правовой аспект // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. – Ростов-на-Дону, 2005.

    6. Окриашвили Т.Г. Методологические и доктриальиые аспекты теории частных правоотношений в России // В сборнике: Современные тенденции в эволюции методологии правовых исследований Материалы III всероссийского Круглого стола по общетеоретическим проблемам права. 2015. С. 92-109.

    МЕДИАЦИЯ В СЕМЕЙНЫХ СПОРАХ

    Воронежский экономико-правовой институт

    Ключевые слова: семья, медиация, семейные споры, конфликты, дети.

    Аннотация: Процедура медиации является новой для современного российского законодательства. В статье прописано значение медиативных процедур в деле разрешения конфликтов, снижения нагрузки судей, а также сглаживания конкретных жизненных ситуаций.

    Key words: Family, mediation, family disputes, conflicts, children.

    Abstract: The mediation procedure is relatively new for modern Russian legislation. The article describes the importance of mediative procedures in resolving conflicts, reducing the burden of judges, and also smoothing specific life situations.

    Концепция совершенствования семейного законодательства указывает на необходимость совершенствование правовых механизмов, позволяющих предупредить распад семьи, возникновение семейно-правовых конфликтов [1-2]. Установленный Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации) механизм посредничества не учитывает особенности семейно-правовых споров, в частности неспособность супругов (родителей) выбрать посредника (медиатора) для разрешения их спора.

    Вопрос. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы их осуществления.

    Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

    Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

    I. По причинам (источникам) возникновения:

    · функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

    · функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

    II. По направленности :

    Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

    Внутренние:

    · экономическая – ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий (формирование государственного бюджета и контроль над его расходованием, установление системы налогообложения, регулирование ценообразования);

    · политическая -обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подав­ление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п. (проведение выборов, референдумов, правотворческая деятельность, представление населения во внутренних и внешнеполитических делах);

    · социальная -охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. (Установление МРОТ, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, налаживание четкой работы транспорта и связи);

    · идеологическая – поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др (пропаганда определении идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения);

    · духовная – реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы средств массовой информации; сохранения историко-культурных памятников;

    · экологическая – содержание функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов (разработка природного законодательства, регулированиедеятельности людей и предприятий в области использования окружающие среды, применение мер к нарушителям);

    Читайте также:
    Цивилизационный и формационный подходы: отличия, положения

    · правоохранительная – деятельность государства по обеспечению и охране правопорядка (правотворчество, правоприменение, организационно-правовая деятельность – разрешение митингов).

    Внешние:

    · оборона страны – отражение агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами (подготовка страны к отражению возможного нападения извне, прямая вооруженная борьба с противником.

    · обеспечение мира и поддержание мирового порядка –политическое сотрудничество со всеми государствами, участие в работе международных организаций, сотрудничество с другими странами в борьбе с организованной преступностью (деятельность ООН, в отдельности Совет безопасности, деятельность региональных международных организаций) ;

    · интеграция в мировую экономику–участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;

    · международное сотрудничество– функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

    III. По способу осуществления:

    1. регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закрепления существенных общественных связей (взаимодействие с другими государствами, функция финансового контроля, социальная, экономическая);

    2. охранительные – установления мер юридической защиты и порядка их исполнения (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы).

    IV. По продолжительности действия:

    1. постоянные – осуществляются на всех этапах развития государства;

    2. временные– прекращают свое действие с решением определенной задачи.

    V. По важности для общества :

    Основные,

    Неосновные.

    Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства. Данная классификация приводится в работах Малько, однако она легко оспорима, ведь достаточно трудно, если даже и вовсе невозможно привести примеры неосновных функций государства, т.к. даже определение функций трактует их как «основные направления деятельности государства».

    VI. На основе принципа разделения властей:

    1. правотворческие (подготовка и издание НПА, кодификация актов),

    2. исполнительные (развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.),

    3. судебные (осуществление правосудия, судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения),

    4. информационные (СМИ – обеспечение права граждан на получение, сбор, хранение и распределение полной, достоверной и своевременной информации).

    Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти. В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

    1) Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

    · правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

    · правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

    · правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

    2) К организационным формамотносят деятельность:

    · организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);

    · организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

    · организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения).

    Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:

    · убеждение – воздействие субъекта на общественное/индивидуальное сознание (прогнозирование, планирование);

    · принуждение поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения;

    · стимулирование побуждение к действию.

    Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

    1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

    2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

    3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

    4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: