Образование, определение ✔ в педагогике, функции, содержание, роль образования в жизни человека, уровни, формы, степени и структура общего образования, основные задачи

Понятие, содержание и цель современного образования
статья на тему

В данной статье автор рассматривает самое общее определение понятия “образование”. Образование – это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью универсальных учебных действий. Понятие образования – весьма сложное и многоаспектное.

Скачать:

Вложение Размер
ponyatie_soderzhanie_i_tsel_sovremennogo_obrazovaniya.docx 24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие, содержание и цель современного образования

В новейшей истории России социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Образование, как понятие, представляется в определенной степени сложным и многогранным. В самом общем определении образование – это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью универсальных учебных действий. Понятие образования – весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как “целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства” и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. Под сущностью образования человека понимается следующее: специально организованный процесс и его результат постоянной и непосредственной передачи из поколения в поколение исторически и социально значимого опыта. Процесс в данном случае является становлением личности в соответствии с ее генетическими данными и ее дальнейшим развитием и совершенствованием. Образованным считается тот человек, который имеет представление об общих принципах и методах, определяющих общий подход к рассмотрению фактов и явлений. Это такой человек, который может иметь достаточно высокий уровень способностей и иметь навык применения изученного на практике. Поэтому в понятие образования включены не только знания, умения и навыки, которые являются итогом обучения, но и навык и умение анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оценку с этических и морально-нравственных позиций всему происходящему вокруг как постоянно происходящий процесс общения и деятельности человека. Всего этого можно достичь, если вовлекать человека в различные виды деятельности. Образование как социальное явление – это достаточно обособленная и самостоятельная система, задачей которой считается обучение и воспитание человека в обществе. Обязательная задача государства состоит в том, чтобы определить соответствующий государственный стандарт в образовании, соответствующий обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе, и обеспечить необходимый уровень его усвоения. Основы наук в данном случае представляют собой сочетание основных базовых понятий, законов, теорий, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы. Важно отметить, что степень образования определяется не только производственными требованиями, но и интересами господствующих социально-общественных кругов. Все, что имеет общеобразовательное значение, включается в содержание образования. В содержании образования должна быть раскрыта область практического применения теоретических знаний, должны быть включены методологические знания для сознательного усвоения и развития научного мышления. Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду». Здесь в содержание образования включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством. На основе анализа социального опыта И. Я. Лернер выделяет 4 типа элементов содержания образования: 1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это основные понятия и термины, факты повседневной действительности; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о связях между законами и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в данном обществе. 2. Система умений и навыков, т. е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета, общих для всех, формирующихся на базе

полученных знаний и помогающих человеку сохранять и воспроизводить добытое человечеством. 3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. 4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности. Наряду с принципами отбора содержания образования Ю. К. Бабанский разработал систему критериев, необходимых для осуществления данных процедур отбора. 1. Целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности. 2. Высокая научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук. 3. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста. 4. Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета. 5. Учет международного опыта построения содержания среднего образования. Отечественный дидакт В. С. Леднев считает, что глобальной целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности. В соответствии с этими функциями могут быть сформулированы и цели общего среднего образования. В национальной доктрине образования в Российской Федерации были сформулированы стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества, а именно: – преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; – восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; – создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. – историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; – воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; – разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; – формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; – систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; – непрерывность образования в течение всей жизни человека; – многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; – преемственность уровней и ступеней образования; – развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании; – академическую мобильность обучающихся; – развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; – подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

– экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Все многообразие социальных задач, решаемых образованием, можно сгруппировать в два основных функциональных блока: – овладение учащимися специальными знаниями и умениями (с выраженной профессиональной специализированностью в соответствующих учебных заведениях или без таковой в учебных заведениях общего профиля) с целью последующей реализации их в социальной практике, – прохождение общеобразовательной подготовки, которая, в конечном счете, решает задачу общей социализации и инкультурации личности учащегося. Таким образом, социальное явление образования можно определить как общественную ценность. Образование носит исторический характер, отражает задачи общества, уровень развития экономики и культуры. Образование как составляющая процесса культурного развития, осуществляется в интересах личности и общества и обеспечивает культурную преемственность поколений, готовность человека выполнять свои социокультурные функции, сочетает обучение и воспитание.

Образование

8.4. Образование как процесс

Образование как процесс осуществляется в следующих формах:

  • Формальное образование (англ. formal education)– образовательный процесс, осуществляемый образовательными организациями (школами, колледжами, университетами др.) в организованном и иерархически структурированном контексте; имеет уровневую структуру и регламентированные временные рамки обучения на каждом уровне, реализуется в соответствии с утвержденными образовательными стандартами и программами; достижение определенного уровня образования обязательно подтверждается выдачей соответствующего документа об образовании.
  • Неформальное образование (англ. non-formal education) – образовательный процесс, осуществляемый образовательными / общественными организациями по специализированным программам, определяющим цели, методы и результаты обучения. В отличие от формального образования, к реализуемым программам не предъявляется в качестве обязательного требование преемственности, и документы об образовании могут не выдаваться. В рамках неформального образования обучающийся на любом этапе своего образования или профессиональной деятельности осваивает различные курсы, тренинги, проходит короткие программы как в группах, так и индивидуально.
  • Информальное образование (англ. informal education) – образование, сопровождающее повседневную жизнь, которое не имеет четкой структуры и эксплицитной постановки целей. Информальное образование представляет спонтанный процесс приобретения индивидом знаний, компетенций, ценностей и отношений из повседневного опыта, а также включает разнообразные образовательные воздействия на личность со стороны окружения (семьи, круга личностного и профессионального общения и взаимодействия, средств масс-медиа).

8.5. Образование как результат

Б.С. Гершунский выделил пять ступеней результативности образования ( рис. 8.7).

Грамотность – навыки чтения, письма и счета, которые позволяют понимать и использовать различные виды информации в повседневной жизнедеятельности и в обществе.

Профессиональная грамотность – чтение, письмо , вычисления и коммуникативные навыки, осуществляемые в рамках выполнения профессиональных задач.

Концепция множественной грамотности имеет непосредственное отношение к технологическому, информационному, медийному, визуальному, научному и другим контекстам и в большей степени соответствует реалиям XXI века. Акцент ставится не только на умение читать и писать, но также и на навыки, и практику, которые связаны с меняющейся динамикой жизни в обществе.

По определению экспертов Юнеско, “функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины” [2, С. 18].

Грамотность рассматривается в контексте удовлетворения базовых потребностей в обучении каждого ребенка, молодого человека и взрослого. “Эти потребности охватывают как необходимый объем навыков (умение читать, писать, владение устной речью, умение считать и решать задачи), так и основное содержание обучения (знания, профессиональные навыки, ценностные установки и воззрения), которые необходимы людям для выживания, развития всех своих способностей, существования и работы в условиях соблюдения человеческого достоинства, всестороннего участия в развитии, повышения качества своей жизни, принятия всесторонне взвешенных решений и продолжения образования” [2, С. 18].

Образованность – новое комплексное качество личности, означающее не только сумму знаний и владение набором профессиональных навыков, а развитость разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности с точки зрения готовности личности к решению проблем собственного бытия и со-бытия. Образованность – это способность на основе знаний сформировать целостную (интегративную) картину мира, что обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живет и осуществляет свою деятельность .

По определению Б.С. Гершунского, “образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума” [1, С.72], индивидуально-личностный результат образования, качество личности, выражающее определенную меру овладения достижениями мировой культуры, освоения специальным образом организованной части социального опыта, а также способности пользоваться им в своей жизнедеятельности для самостоятельного решения проблем в различных областях.

Компетентность – демонстрируемая способность человека выполнять деятельность , то есть владение знаниями, навыками и личностными характеристиками, необходимыми для удовлетворения особых требований или требований конкретной ситуации.

Компетентностный подход в обучении – ориентация на разработку спецификаций, обучение и демонстрацию компетенций (знаний, навыков, опыта деятельности), которые имеют важнейшее значение для решения конкретных задач.

Культура является “высшим проявлением образованности и профессиональной компетентности” личности, “именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность” [1, С.74].

Менталитет – исторически обусловленные динамичные основания мировосприятия, мировоззрения, ценностно-целевых приоритетов и поведенческих установок личности, общества и социума. Менталитет выступает как достаточно статичное образование, принадлежащее большим общностям людей, являющееся своеобразным итогом их развития, становления. Проецируясь в конкретную индивидуальную или групповую деятельность , менталитет может приобретать некую особость, выражающуюся в ментальности. Ментальности характерна релятивность, а менталитету – стабильность , постоянство, устойчивость .

Согласно концепции Б.С. Гершунского, важнейшие функции и задачи сферы образования – культурообразование и менталеобразование.

8.6. Образование как система. Образовательная система России

Образование как система – единая сеть учреждений разного типа и уровня для получения образования в формальной и неформальной формах.

Уровень образования – “завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований” [4, С.3].

Образовательный ценз – подтвержденный (удостоверенный) соответствующим документом уровень формального образования, который требуется для получения тех или иных прав:

  • заниматься профессиональной деятельностью;
  • продолжать образование на более высоком уровне.

В Международной стандартной классификации образования, МСКО (англ. International Standard Classification of Education , ISCED) выделены следующие уровни образования.

Дошкольное образование (МСКО уровень 0) (Pre-primary education , ISCED level 0) – программы начального этапа организованного обучения, предназначенные в первую очередь для погружения детей от 3 лет в школьное окружение, и являющиеся связующим звеном между домом и школой. Программы дошкольного образования являются компонентом системы формального образования, реализующим заботу о детях младшего возраста и их образовании. По завершении этих программ дети продолжают свое образование в МСКО на уровне 1 (начальное образование).

Начальное образование (МСКО уровень 1) (Primary education , ISCED level 1) – программы, направленные на получение навыков чтения, письма и счета, а также элементарное понимание истории, географии, естественных и социальные наук, искусства, музыки.

Среднее образование (МСКО уровни 2 и 3) ( Secondary education , ISCED levels 2 and 3)– включает программы двух уровней. Программы неполного среднего образования (Lower secondary education , ISCED level 2) являются продолжением основных программ начального образования, но обучение, как правило, более предметно-ориентированно и требует специализированной подготовки учителей для каждой предметной области . Окончание этой ступени часто совпадает с окончанием обязательного образования. Программы полного среднего образования (Upper secondary education , ISCED level 3) – финальный этап среднего образования в большинстве стран, на котором осуществляется профильное обучение, и требуются учителя более высокой квалификации, чем на уровне 2 МСКО.

Довузовское образование (МСКО уровень 4) (Post- secondary non-tertiary education , ISCED Level 4) – образовательные программы, включающие два подуровня:

  • 4А – программы подготовки, дающие доступ к получению образования на уровне 5 МСКО;
  • 4B – программы подготовки, не дающие доступа к получению образования на уровне 5 МСКО, предназначенные, в первую очередь, для прямого выхода на рынок труда.

Техническое и профессиональное образование и обучение ( Technical and vocational education and training , TVET) – программы, предназначенные главным образом для освоения обучающимися определенной профессии или отрасли (группе профессий или занятий).

Высшее образование (МСКО уровни 5 и 6) (Tertiary or higher education , ISCED levels 5 and 6) – образовательные программы с более продвинутым содержанием, чем то, что предлагается на уровнях 3 и 4 МСКО.

Первый этап высшего образования уровня 5 МСКО (Tertiary education (first stage ), ISCED level 5) включает два подуровня:

  • 5А – состоит в значительной степени из теоретических программ, предназначенных для обеспечения достаточной квалификации для обучения по продвинутым программам научных исследований и профессиям с высокими требованиям к мастерству;
  • 5B – программы, как правило, более практические, технические и/или направлены на конкретную профессию.

Второй этап высшего образования, уровень 6 МСКО (Tertiary education ( second stage ), ISCED level 6), включает программы, посвященные продвинутым и оригинальным исследованиям, ведущие к получению исследовательской квалификации.

В Российской Федерации установлено семь уровней образования. На рис. 8.8 показана структура образовательной системы России; уровни образования в Российской Федерации и их соответствие Международной стандартной классификации образования представлены в Таблице 8.2.

Таблица 8.2. Уровни образования в Российской Федерации и их соответствие МСКО
МСКО Уровень образования
МСКО уровень 0 Дошкольное образование
МСКО уровень 1 Начальное общее образование
МСКО уровень 2 Основное общее образование
МСКО уровень 3 Среднее общее образование
МСКО уровни 4А, 4B Среднее профессиональное образование
МСКО уровень 5B Высшее образование – бакалавриат
МСКО уровень 5А Высшее образование – специалитет, магистратура
МСКО уровень 6 Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

8.7. Непрерывное образование: цели, содержание, структура

Непрерывное образование (англ. lifelong education ) охватывает формальные, неформальные и информальные формы образования индивида на протяжении всей его жизни, которое направлено на сознательное и непрерывное повышение качества жизни, своей и общества.

Непрерывное обучение (англ. lifelong learning ) – развитие человеческого потенциала через непрерывно поддерживаемый процесс стимулирования и обеспечения возможностей приобретения индивидом знаний, ценностей, навыков и понимания, которые потребуются на протяжении всей жизни, а также их применения в любых ролях, обстоятельствах и окружении с уверенностью, творчески и с удовольствием.

На рис. 8.9 представлена концепция непрерывного обучения, отвечающая на вопросы: кого обучать, как, когда, где, чему и почему.

Понятие “непрерывное обучение” частично перекрывается и тесно связано с такими понятиями, как: перманентное образование (англ. permanent education ), рекуррентное, возобновляемое образование (англ. recurrent education ), продолжающееся образование (англ. continuing education ), самообучающаяся организация (англ. learning organization), самообучающееся общество (англ. learning society) и другие.

Трансформативное обучение (англ.transformative learning ) – обучение посредством критического отражения (рефлексии) обучающимся собственного опыта, предположений, убеждений, чувств и ментальных представлений для создания или пересмотра интерпретаций. Трансформативное обучение ведет к изменению самого обучающегося.

Самообразование (англ. self- learning , self-traning) – информальное образование, автономное обучение без помощи учителя; может осуществляться индивидуально, в семье, в сообществе (совместное обучение).

Ключевые термины

Образовательная парадигма , образование в интересах устойчивого развития, человеческий капитал, социальный капитал, образовательные преимущества, функциональная грамотность, образованность, компетентность, культура, менталитет, международная стандартная классификация образования, непрерывное образование, непрерывное обучение, самообразование.

Краткие итоги

Образовательная парадигма – концептуальные рамки, детерминирующие видение образования в обществе, включая потребности и ожидания обучающихся, образовательные цели, принципы и стратегии осуществления образовательной деятельности, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Классическая образовательная парадигма просуществовала до конца XX столетия и в настоящее время меняется на неоклассическую образовательную парадигму.

Образование – ценность для отдельной личности, семьи, сообщества, социума. Образование как социокультурный феномен рассматривается как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта личности в целях обеспечения устойчивого развития. Пять столпов образования: учиться познавать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться жить, учиться изменять себя и общество.

Образование в интересах устойчивого развития направлено на улучшение доступа к качественному базовому образованию, переориентацию учебных программ, обучение и повышение осведомленности общественности, помощь в развитии знаний, компетенций и отношений, необходимых в настоящее время и в будущем.

Формы реализации процесса образования: формальное образование, неформальное образование, информальное образование. Уровни образования согласно Международной стандартной классификации образования: дошкольное, начальное, среднее, довузовское, высшее. Пять ступеней результативности образования: функциональная грамотность _ образованность _ компетентность _ культура _ менталитет.

Непрерывное образование охватывает формальные, неформальные и информальные формы образования индивида на протяжении всей его жизни, которое направлено на сознательное и непрерывное повышение качества жизни, своей и общества. Самообразование – информальное образование, автономное обучение без помощи учителя; может осуществляться индивидуально, в семье, в сообществе.

Типы и виды семей

Семья как малая социальная группа и социальный институт

Семья — это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • вступление в первый брак — образование семьи;
  • начало деторождения — рождение первого ребенка;
  • окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  • «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
  • прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;
  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

  • моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
    • групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
    • полиандрия (многомужество) — редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
    • полигиния (многоженство) — самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

  • эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
  • экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

  • патрилокальные — молодые живут в семье мужа;
  • матрилокальные — в семье родителей жены;
  • неолокальные — поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат — во главе стоит мужчина;
  • эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») — это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Конкубинат — стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Открытый брак — признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Пробный брак — временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. — это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.

Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

Семья, её функции, типы. Брак

Содержание:

Семья – закреплённый союз, берущий свою основу в брачных взаимоотношениях, где супруги и дети связаны общим экономическим бюджетом, хозяйством и бытом. Отношения в родительско-детских отношениях представлены основой семьи. Она является важным институтом в социуме, который взаимодействует с государственными учреждениями и иными институтами. Согласно социологии, семья представлена 2 положениями – социальная группа и социальный институт.

  1. Как социальная группа – объектом наблюдения представлены взаимоотношения внутри рода.
  2. Как социальный институт – выяснение общественных функций семьи, связь семьи с обществом.

Институт семьи представлен многими иными институтами (брака). Известны инциденты, когда институт брака не взаимосвязан с институтом семьи. Эти отношения получили термин – гражданский брак.

Семья – социальная группа, сплочённая единой задачей, функционирующая на основе взаимоотношений супругов и выполнении ими общественных ролей.

Семейный социальный статус – статус, задающий позицию индивида не только в семейных отношениях, но и в социуме. Выделяют такие статусы: супружеский, родительский, детский, межпоколенный.

Семейная социальная роль – поведение, ожидаемое от индивида, согласно его занимаемому статусу в обществе.

Социальные функции семьи

Функции Содержание
Репродуктивная – воспроизводство себе подобных индивидов. Семья воспроизводит свой род, обеспечивает обществу замену людей.
Социализация – приобщение индивида к обществу.
Экзистенциональная – обеспечение безопасности членам семьи, забота.
Экономическая – базируется на произведение материальных благ и продуктов общими усилиями, поддержание экономической стабильности и удовлетворении потребностей.
Первичный социальный контроль – ценностные и этические нормы поведения внутри семьи в разных сферах жизни.
Рекреативная – защита, усиление, восстановление духовной, физической составляющей индивида.
Социально статусная – приобретение социальных ролей в социуме обеспечивает укрепление общественной структуры.
Досуговая – организация свободного времени в форме развлечения.
Гедонистическая – нужда в заботе, любви, чувстве счастья.

​​Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.

Типы брака

  • Групповой брак – характеризуется брачными отношениями нескольких мужчин и женщин в первобытные времена.
  • Полигамный брак – отношения одного супруга с несколькими. Полигамия разделяется на: полигиния – отношения оного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами.
  • Моногамный брак – стандартные брачные союзы между одним мужчиной и одной женщиной. Браки распространены в христианских семьях и демократичных государствах, где распространена практика равенства полов. Моногамный брак менее распространён в мире, чем полигамный.
  • Парный брак – равенство между супругами, в период изменения матриархата на патриархат. Датируется временами варварства.
  • Экзогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям, в рамках одного социального слоя, общины. Браки заключаются вне родовой группы.
  • Эндогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям в племенах, нациях, кастах.

Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.

Социальные функции брака

  1. Права супругов закреплены на юридическом уровне по отношению к друг другу и ребёнку;
  2. Сексуальные отношения между супругами регулируются обществом;
  3. Регулирование хозяйственных взаимоотношений в рамках семьи;
  4. Регулирование взаимоотношений семейной группы и государства;
  5. Приобретение социального статуса и закрепление его на правовом уровне.

Типологизация семьи

  1. Доминирование в семейных отношениях:
    • Матриархальная семья – главенствующее место занимает женщина. Статус передаётся по женской линии.
    • Патриархальная семья – мужчина занимает доминирующую позицию в семейных отношениях. Женщина выступает собственностью мужа. Статус передаётся по мужской линии.
    • Эгалитарная семья – взаимоотношения построены на равных правах супругов, согласно их занимаемым ролям в обществе.

  2. Сложной семейной структуры:
    • Расширенная семья – семейные отношения, в которых присутствуют люди старшего поколения (прадед, прабабушка и т.д.)
    • Нуклеарная семья – семейные отношения между родителями и детьми в рамках 2 поколений.

  3. Количество детей в семье:
    • Малодетные – один-два ребёнка.
    • Среднедетные – три-четыре ребёнка.
    • Многодетные – пять и более детей.
    • Бездетные – супруги, не имеющие детей.
    • Неполные – представлены одним родителем и ребёнком.

Признаки патриархальной семьи

  • Доминирование родовых интересов над общественными;
  • Экономические интересы се являются фактором заключения брака;
  • Семья состоит из нескольких поколений, живущих в одном месте;
  • Наличие большого количества детей для экономической выгоды;
  • Отсутствие возможности вмешательства в репродуктивные функции женщины (предупреждение или аборт);
  • Отсутствие мобильности поколения;
  • Собственность представлена коллективным владением со стороны мужчин;

В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.

Типы семей: их особенности и характеристики

Елена Беляева
Типы семей: их особенности и характеристики

Типы семей: их особенности и характеристики

Семья – это маленькое государство и то, каким образом оно будет управляться зависит от набора основных черт.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Существует множество типологий семьи. Рассмотрим их.

I. По количеству брачных партнёров выделяются такие виды семей:

– моногамные (брак, заключён между одним мужчиной и одной женщиной);

– полигамные (в данной семье насчитывается несколько супружеских партнеров,при этом вариантов таких союзов может быть несколько: при полиандрии одна жена имеет несколько мужей (встречается в Тибете и Индии, а при полигинии мужчина строит отношения более, чем с одной женщиной (широко распространено в мусульманских странах);

– групповой брак, где несколько мужчин и более двух женщин. Встречается крайне редко, так как не свойственно человеческой природе.

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Чаще встречается полигиния.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

II. По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи.

– Бездетная: семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.

– Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

– Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

– семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

– семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;

– семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

– семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.

III. Если в социалистическом обществе по критерию профессиональной деятельности существовало три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в современных реалиях произошло резкое экономическое расслоение общества. Появились элитные семьи, семьи среднего достатка, бедные семьи.

IV. Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные).

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью. Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж. Патрилинейность– исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано со снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов).

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья. В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

V. Критерием классификации служит то, с кем и где супруги проживают на одной площади. Это может зависеть от материальных возможностей и взглядов на устройство рода. В зависимости от места проживания супругов, различают следующие виды семей:

– Матрилокальная, где молодожены проживают на территории семьи жены.

– Патрилокальная, где супруги живут у родителей мужа.

– Неолокальная. Молодая семья имеет возможность проживать отдельно от родительских семей

VI. По качеству отношений специалисты выделяют такие типы семей:

Благополучная. В такой семье удовлетворяются все базовые, основные и экзистенциальные потребности всех ее членов. Заключая брак, супруги рассчитывают создать именно такую семью. Устойчивая или нормальная. Здоровая и среднестатистическая пара.

Проблемная. Для такой семьи характерны повторяющиеся негативные моменты, которые могут привести к распаду.

Конфликтная. Внутри семьи повсеместно происходят конфликты интересов, которые порождают ссоры, напряжение, дискомфорт и отрицательные эмоции.

Неблагополучная. Семья с низким социальным статусом, в которой обесцениваются основные функции и наблюдаются явные дефекты в воспитании детей.

VII. Типология семьи по семейному стажу:

– Молодая семья.Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.

– Семья среднего супружеского возраста. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила.

– Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.

VIII.Типология семьи по составу:

1. Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья», в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

2. Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

3. Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:

женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

мужчина с детьми женится на женщине без детей;

оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

XI.Под семьей альтернативного типа следует принимать:

– Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.

– Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.

– Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.

– Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.

– Конкубинат. Союз разнополых людей, где мужчина открыто обеспечивает незамужнюю женщину и общего с ней ребенка. При этом он обычно состоит в браке с другой женщиной, ведет с ней общее хозяйство и воспитывает детей.

Фотоотчет «Парад курских семей» 8 июля- День семьи, любви и верности! В нашей стране этот праздник отмечается с 2008 года. Вчера, 7 июля, в нашеи городе впервые отметили.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Фотоотчёт II этапа фестиваля семей «Мы вместе» II этап Фестиваля семей “Мы вместе” Второй этап семей «Мы вместе» проводится в целях: – привлечения к регулярным занятиям физическими.

Фотоотчёт о первом этапе фестиваля среди семей «Мы вместе» Фотоотчёт о спортивном фестивале среди семей “Мы вместе” 13 февраля 2018г. в спортивном зале МБДОУ ДС “Радуга” прошел муниципальный этап.

Круглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого – педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Типы семей

Семья – это маленькое государство и то, каким образом оно будет управляться зависит от набора основных черт. Формирование личности происходит под воздействием родных. Так наличие брата или сестры могут сделать из ребенка совершенно другого человека по набору социальных качеств.

В данной статье мы рассмотрим с точки зрения обществознания, какие основные типы современных семей существуют.

Разбираемся в понятиях

Социальная жизнь многогранна и определенные внешние ситуации требуют описания ячейки общества со специфических сторон. Например при получении несовершенным ребенком льгот от государства учитывается наличие или отсутствие кормильца.

Понимание того, что из себя представляет конкретная малая группа важно не только из-за внешних запросов общества, но и имеет особое значение для внутреннего развития близких людей в тесном коллективе.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Научный подход к выявлению вида социальной группы облегчает исследование внутренних процессов. Результаты этого изучения берут на вооружение психология, культурология, демография.Также в зависимости от того, к какому типу принадлежит ячейка зависит и реализация ее функций.

Как на практике происходит определение типа семьи? Для анализа данного первичного образования выбирается основание классификации. Этот критерий обладает высоким уровнем обобщенности и объективности, для создания наиболее четкой систематизации.

Неспецифические функции семьи

Более сложные социальные общности и структуры берут свое начало из родительского дома. Именно в малой ячейке в упрощенном виде сформированы основные механизмы взаимодействия людей. Не зря то место, где мы выросли называют началом всех начал. Человек в кругу родных учится нормам морали, усваивает истинные ценности, понимает роль авторитета старших и осознает необходимость бережного отношения к памяти своих предков. В нелегком деле воспитания родителям поможет Российский Дом родословия. Семейная история оживет в лицах перед глазами ребенка.

Также другое значение разделения родственных общностей на типы в современном обществе ученые видят в том, что оно помогает описать функционирование этих малых коллективов. Существует основное предназначение данной малой группы, которое заключается в деторождении, воспитании и социализации потомков. Но наряду с ним выделяют неспецифические функции. К их числу относятся:

  • Рекреация. Родные люди всегда могут найти покой и отдых в родном доме, а также организовать проведение досуга.
  • Социальный контроль. Несовершеннолетние дети нуждаются не только в опеке и заботе, но регулировании своих действий в соответствии с правилами человеческого общения.
  • Организация быта. Расходы коллектива требуют восполнения, поэтому родители часто выступают в роли экономистов, рассчитывая все финансовые операции с бюджетом.
  • Эмоциональная поддержка. Близкие люди со схожим укладом могут понять проблема друг друга лучше, чем человек извне.

Вне зависимости от социального типа семьи в большинстве случаев проходят стандартный жизненный цикл.

Будущий союз зарождается еще на этапе добрачного ухаживания. Хотя в полной мере считать это началом жизненного цикла нельзя. Тем не менее, от того насколько успешно молодые люди научатся устанавливать контакт и строить близкие доверительные отношения зависит финал данного периода.

После того, как мужчина и женщина решают официально оформить свои отношения наступает период молодой семьи. Здесь происходит формирование крепкого союза. Эмоциональные дистанция в паре практически сходит на нет. Молодые люди готовы к планированию дальнейшей жизни, постановке уже совместных целей и последующей их реализации. На этом этапе мужчина и женщина принимают решение о том, чтобы завести детей.

Появление ребенка. Центр отношений смещается на заботу о малыше. Молодые родители учатся проявлять свою опеку, привыкают к новому статусу.

Постепенно развиваясь, коллектив близких людей приходит к следующему этапу. Она становится зрелым коллективом. Эта стадия наступает не раньше чем через десять лет совместной жизни и характеризуется высокой степенью комфортности в общении между родственниками. Но наряду с неоспоримыми плюсами – надежностью, теплотой, общим опытом – возникают и кризисные явления. Многие браки распадаются именно на данном этапе. Консолидирующим элементом в этот момент могут стать общие ценности, история знакомства и совместной жизни, а также цели на будущее – поддержка совершеннолетних детей, помощь в воспитании внуков.

Трудным, но неизбежным периодом в жизни каждого человека является старость. Супржеские пары, пронесшие через года верность друг другу, неминуемо достигнут этого этапа. Гармоничное развитие спары в старости зависит от достигнутых целей, от осмысления пережитых событий. Если к этому рубежу вы подошли наполненным и целостным, а не уставшим и истерзанным, то вы чувствуете удовлетворения от прожитых лет и в состоянии передать свою мудрость и жизненную философию внукам и детям.

Классификация типов семьи и их характеристика

Ученые-социологи изучают данные структуры в разрезе исторического прогресса. Ячейка общества меняется синхронно с другими социальными институтами, сосуществуя в тесной взаимосвязи с ними. Есть основания полагать, что именно это малое образование, может влиять на смену общественно-политических формаций.

Недаром в биографиях великих людей упоминается выходцем из каких слоев они были, потому что образование и воспитание родителей накладывает отпечаток на то, что они дадут своему ребенку, какие ориентиры, какое мировоззрение и идеалы.

Таким образом становится очевидна связь между типом семьи и семейного воспитания. Неоспоримый факт, что дети перенимают модель поведения родителей и ретранслируют ее в свой брак.

Молодые люди, сочетающиеся узами брака, должны нести ответственность перед обществом за то, каких личностей они воспитают. Среди новых союзов, выделяют три типа семьи в зависимости от целей, которые преследуют новобрачные:

  • Традиционный вид. Такие малые группы наиболее устойчивы. Пара ориентирована на классические ценности. В приоритете у молодых родителей – сохранить крепкий союз и воспроизвести потомство.
  • Гедонистический вид. Мужчина и женщина, вероятно, уже имеют детей, но все их планы сводят к получению от жизни максимального удовольствия. Такие пары живут для себя. Рождение ребенка не является первостепенной или значимой задачей.
  • Личностно-ориентированный вид. Данный тип наиболее развит в современном обществе, так как на рынке труда царит высококонкурентная среда, молодые люди опасаются выпасть из обоймы. Особенно это актуально для девушек, не желающих покидать рабочее место более чем на год, чтобы уйти в отпуск по уходу за ребенком. В таком коллективе приветствуется личностное и карьерное развитие, достижение целей или финансового благополучия. Как правило, такие союзы малодетны или вовсе не имеют детей.

В изменившихся условиях, когда женщины больше не сидят дома с детьми, охраняя домашний очаг, многих волнует вопрос, какие есть типы семей по распределению обязанностей.

Данный критерий основывается на традициях. Существуют коллективы, которые верны сложившемуся укладу и не собираются его менять: женщина сидит с детьми и заботится домашнем уюте, а муж зарабатывает деньги.

Но такой ортодоксальный вид малой группы все быстрее уходит в прошлое, так как люди из разных ячеек имеют несхожие взгляды и приходится идти на уступки. Как правило, даже если один человек из пары является сторонником старых взглядов, принимают более мобильную позицию, чтобы не ущемлять свободу и права половинки.

Вторым современным видом можно назвать союз, где мужчина и женщина работают и распределяют домашние обязанности между собой по мере занятости, чтобы каждому хватало времени на отдых и личное развитие.

В экономическом плане это наиболее эффективный вид малой структуры, потому что бюджет складывается из финансовых поступлений каждой стороны. Такая малая группа не только более привычный вариант для современного общества, но и более мобильный. Для некоторых пар данный выбор является просто необходимостью из денежных трудностей. Но в нем есть свои минусы – дети предоставлены большую часть времени сами себе, и воспитание происходит стихийно.

Ученые выделяют ряд других оснований для характеристики ячейки общества. Социологи различают два вида типа семей по составу:

  • нуклеарная;
  • расширенная.

Первый вариант наиболее типичен для современного общества, он подразумевает супружескую пару с детьми. Расширенный тип представляет собой более сложное образование. Для него характерно проживание нескольких поколений под одной крышей. Важные решения поднимаются на общем совете родственников и решаются коллективным разумом, при этом анализируется опыт более мудрых и старших соратников. Такой вариант проживания был распространен еще в советское время и свидетельствовал о непоколебимости моральных устоев.

Существуют также различные типы семей в зависимости от численного состава. По наличию родителей:

  • полная (мама и папа);
  • неполная (мать или отец-одиночка).

По наличию детей различают:

  • многодетные;
  • мало-, средне- и бездетные.

Многие современные пары отказывают себе в продолжении рода в угоду своим амбициям, некоторые молодые люди хотят пожить для себя и насладиться всей полнотой жизни в одиночку, другие увлечены построением карьеры. Но есть и другие примеры молодых пар, которые доказывают, что жизнь с появлением малюток не заканчивается, а наоборот начинает играть другими красками. Современные мама и папы используют новые устройства, которые облегчают и путешествия с детьми, и занятия спортом.

Вопрос о том, где проживают новобрачные тоже может стать одним из критериев для классификации. Во многом то, где останутся молодожены после вступления в брак зависит от материальных и жилищных условий, но есть такие союзы для которых это выбор, связанный с их взглядами на устройство рода.

Молодые люди могут остаться в доме родителе новоиспеченного мужа, тогда союз будет считаться патрилокальным. Если же наоборот пару приютят родители жены, то это матрилокальный тип. Но в настоящее время принято съезжать от родственников и обживать новое гнездышко, тогда вы получите статус неолокального союза.

Типы семей и семейных отношений

Самоопределение и самоидентификация человека начинается в этом небольшом коллективе. Он учится налаживать контакты с внешним миром по образцу внутренних отношений.

Если в браке царит нездоровая атмосфера, ребенок раньше покидает родительское гнездо, ища поддержки извне. Это плачевный исход, избежать которого можно выстраивая прочную систему отношений, основанных на доверии и привязанности, а также обращении к корням. Именно наши предки дают нам ту энергию и мудрость, которая помогает нам преодолеть жизненные неурядицы.

Современные пары не отличаются прочностью связей, и их дети рано начинают вести самостоятельную жизнь, при этом отрицая опыт и советы родителей. Такие мобильные коллективы, создающиеся в соответствии с новыми веяниями неустойчивы и распадаются при первой же серьезной буре.

Надежным способом организовать совместную жизнь является патриархальный уклад с его династическими связями. Человек в такой семье чувствует, что занимает место, предназначенное именно ему и тем проще ему найти это место в мире. Родственники всегда готовы прийти на помощь и близкие люди понимают, что связаны узами, а не просто считаются номинально родными.

В переменчивом и нестабильном мире наш родной дом – это тот оплот тепла, верности и поддержки, в котором нуждается каждый человек.

Семья: нуклеарная и расширенная, патриархальная и партнёрская, функции семьи.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Это классическое определение семьи, кочующее из учебника в учебник — лучше запоминать именно его, хотя знакомство с другими определениями и материалами (если есть свободное время) ничуть не помешает.

Расширенная и нуклеарная семья:
Расширенная семья традиционно определяется как социальная единица, включающая родителей и детей, а также других, более дальних родственников — возможно, бабушек и дедушек или дядей и тетей, живущих вместе под одной крышей. В настоящее время этот термин используется в более широком смысле для описания совокупности менее тесных отношений между родственниками, при которых нуклеарная семья различными средствами поддерживает контакты с более широкой родней, но не образует с ней единого домохозяйства. Типичной формой семьи в современных индустриальных обществах является, следовательно, не изолированная нуклеарная семья, а модифицированная расширенная семья. Связи между членами модифицированных расширенных семей в современной Британии поддерживаются по-разному. Например, в ходе недавних исследований (Social Trends, 1997) было установлено, что большинство людей живет в часе пути от родителей, родных братьев и сестер и других родственников и утверждает, что видит их по крайней мере раз в месяц. В случае более удаленного проживания контакты поддерживаются с помощью телефонной связи или каким-либо другим образом. Как показывают результаты одного из британских исследований (Finch and Mason, 1993), членов расширенных семей объединяют сеть обязанностей и обмен услугами от передачи денег в долг или безвозмездно до присмотра за детьми в отсутствие родителей. Наконец, как следует из Данных обследований установок (Social Trends, 1997), люди по-прежнему придерживаются позитивных взглядов относительно той роли, которую играют в их жизни члены этого более широкого семейного круга. Например, в ходе опроса только 7% людей заявили, что друзья для них важнее, чем семья.*

Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины, которые живут вместе со своими детьми, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование «функционального соответствия» между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья, свободная от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную поддержку посредством неограниченного выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, утверждается, что семейная структура в современном обществе состоит из относительно изолированных нуклеарных семейных домохозяйств, хотя это не исключает существования значительных социальных вариаций. Исследования последнего времени свидетельствуют о следующем. (1) Не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи. На самом деле, из-за высокого уровня смертности преобладающей формой была нуклеарная семья. (2) Пpoцeсс индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи. Такие системы взаимопомощи поддерживали людей, оказавшихся в шатком положении вследствие миграции из сельской местности в город. (3) В настоящее время существуют весомые доказательства того, что для семейных структур индустриальных обществ не характерны изолированные супружеские домохозяйства. Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между родственниками, не обязательно проживающими вместе, поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важную роль могут играть и те, кто не состоит в родственной связи, образуя модифицированную первичную группу вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд структур домохозяйства. В Британии наблюдается тенденция к уменьшению размеров домохозяйств, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вместо брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества детей, рожденных вне брака. Такие изменения в структуре домохозяйства в какой-то мере ставят под сомнение функционалистские теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Авторы этих теорий считали, что семья является универсальным человеческим институтом, поскольку она выполняет определенные функции, имеющие решающее значение для общества, такие, как социализация, забота о детях и воспроизводство населения. Однако ситуация в современных обществах отличается не только тем, что число семей такого типа уменьшается. Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные трудности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и дисфункциональными (см.: Дисфункция). Например, некоторые современные авторы утверждали, что женщины угнетаются в семье, что постоянно наносит психологический ущерб тем, кто с этим соприкасается.*

Патриархальная и партнёрская (демократическая) семья:
Патриархальная семья — форма семьи, власть в которой безраздельно принадлежит старшему мужчине. Часто имеет расширенный состав, то есть включает несколько поколений родственников.** В истории и культуре, действительно, есть немало примеров расширенных патриархальных семей, для которых главенство старшего мужчины есть способ организации большого родственного коллектива. Однако не стоит упускать из виду и нуклеарную патриархальную семью, которая существует в условиях, благоприятных для выживания малого коллектива родственников, но всё равно предполагающих хозяйственное использование в основном грубой физической силы, что ведёт к жёсткой экономической специализации мужчины и женщины, повышенной роли насилия и, соответственно, иерархизации отношений между родственниками (главенство мужчины состоит в том, что в его руках сосредоточены экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения). В патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Смотри также Патриархат.
Итак, ключевые признаки патриархальной семьи:
– экономическая зависимость женщины от мужчины;
– четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей (функций);
– главенство мужчины в семье.

Партнёрская семья предполагает равный статус супругов и более мягкое отношение к детям. В ней возможны совместное обсуждение семейных проблем, взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи. Демократическая семья возникла в странах европейской культуры в последние 150-200 лет в основном в связи с урбанизацией, развитием капитализма и распространением умственного труда, что вместе позволило женщинам обрести собственную экономическую роль, выйти из-под опеки мужей и отцов и добиться равных гражданских и политических прав. В этой ситуации восприятие женщины как зависимого члена семьи превратилось в анахронизм, хотя инерция сознания до 1960-х гг. (в Европе и США; до 1930-х гг. в Советской России) помогала доминировать образу женщины как человека, ведущего преимущественно домашний образ жизни, в противовес общественной активности мужчин, что влечёт за собой неравный доступ к принятию важных решений в семье. Смотри также Как в России меняются представления о семье.
Ключевые признаки партнёрской семьи:
– справедливое разделение домашних обязанностей;
– совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи;
– эмоциональная насыщенность отношений в семье.

Функции семьи:
Репродуктивная функция — рождение детей.

Воспитательная функция — т.е. последующее воспитание рождённых детей. Она же может быть обозначена как обучающая функция. Функции первичного социального контроля, социализации / семьи как агента социализации тесно связаны с воспитательной функцией. Их специфика состоит, однако в том, что первичный социальный контроль и социализация как бесконечный процесс интеграции и реинтеграции в общество обращены и к взрослым членам семьи.

Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

Функция первичного социального контроля. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья — малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

Хозяйственная (экономическая) функция. Удовлетворение членами семьи материальных потребностей (питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, формирование и расходование домашнего бюджета). Ведение членами семьи общего хозяйства. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Организация потребительской деятельности. Для описания семьи через призму хозяйственной функции существует экономический термин ‘домохозяйство’. В ранней капиталистической экономике аграрного типа семья представлялась базовой единицей как потребления, так и производства. Семейные фирмы были основой хозяйства. В современном обществе это часто не так, но семья во многих отраслях до сих пор может быть и производственной единицей.

Социально-статусная функция — передача или попытка передачи по наследству базовых характеристик социального статуса: образования, дохода, доступа к власти, места в культуре, этничности, места в социальной страте и др. Как правило, родители с высшим образованием добиваются от своих детей и для них получения аналогичного образовательного статуса, представители среднего и высшего класса стараются ещё на старте карьеры обеспечить своим детям такую позицию, которая позволила бы им не упасть в доходах ниже самих родителей и т.п.

Коммуникативная функция. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение.

Эмоционально-психологическая (психотерапевтическая) функция семьи — это удовлетворение её членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Рекреативная (рекреационная) функция. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.

Сексуально-эротическая функция — есть и такая.

*Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
**Энциклопедический словарь. 2009.

Читайте также:
Урбанизация - определение, главные общие черты глобального процесса
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: