Социальное неравенство ℹ определение, виды, критерии и формы, причины расслоения современного общества, проблемы, функции и задачи, примеры

Социальное неравенство и бедность

  • Что такое социальное неравенство и бедность
  • Исторический аспект
    • Причины неравенства
  • Критерии и формы, необходимость регулирования
  • Динамика в современном мире, пути снижения
  • Положительные и отрицательные последствия

Что такое социальное неравенство и бедность

Социальное неравенство — это неравномерное распределение доходов и возможностей между отдельными индивидами, классами, социальными группами.

Социальная стратификация — расслоение общества на социальные слои или группы, выстраиваемые в иерархическом порядке.

Социальная иерархия связана с распределением членов общества в иерархическом порядке по отношению к таким ценностям, как:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • доходы;
  • собственность;
  • власть;
  • престиж.

Индивиды, находящиеся на верхних ступенях иерархической лестницы имеют больший доступ к различным ресурсам:

  • образование;
  • информация;
  • материальный комфорт;
  • досуг;
  • путешествия и др.

По разным оценкам, 1-2% населения планеты владеют 40-50% мирового богатства.

Рост социального неравенства — одна из основных тенденций и угроз современной цивилизации.

Бедность — это экономическое положение человека, при котором он не может удовлетворить на приемлемом уровне свои основные потребности в питании, жилье, поддержании работоспособности, продолжении рода.

Нищета — такое состояние индивида, при котором он испытывает недостаток средств для базового жизнеобеспечения. В отличие от бедности, часто этот процесс носит патологический и необратимый характер.

Бедность и нищета ведут к унижению человеческого достоинства, повышению рисков преступности и других маргинальных форм поведения.

Изучение социального неравенства имеет большую актуальность, так как с ним связаны:

  • усиление напряженности в обществе;
  • замедление экономического развития;
  • возрастание потенциальных рисков войн и конфликтов;
  • ослабление позиций демократии;
  • увеличение вероятности прихода к власти популистов и диктаторов;
  • обострение социальной дисгармонии.

Исторический аспект

Социальное неравенство существовало на протяжении многих веков. Часто оно воспринималось как несправедливость и становилось причиной бунтов, восстаний, мятежей.

В России во время восстания 1670-1671 гг. Степан Разин и его сторонники нападали только на богатых господ, а с бедняками делились награбленным имуществом. Таким образом, по мнению повстанцев, происходило восстановление социальной справедливости.

Дискуссионным остается вопрос о существовании равенства на первоначальной стадии развития человечества. Сторонники марксистского подхода заявляют о существовании «первобытного коммунизма», противники — полагают, что неравенство сопровождало всю историю развития человеческой цивилизации.

Причины неравенства

Члены общества заняты неоднородным трудом. Оценка полезности общественного труда часто вызывает споры о справедливости в распределении благ.

Французский социолог Э. Дюркгейм полагал, что в основе неравенства лежат 2 фактора:

  1. Высокая степень поощрения людей, которые приносят наибольшую пользу для общества.
  2. Выделение из социума людей, обладающих уникальными талантами.

Но не все ученые согласны с таким подходом.

Американская телеведущая Опра Уинфри получает за несколько дней своей работы больше денег, чем президент США зарабатывает в год. Американский социолог Дж. Масионис резонно задает вопрос, означает ли это, что вести ток-шоу — это более важное занятие, чем руководство страной?

Размер зарплат в капиталистическом обществе зависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Некоторые социологи и экономисты объясняют высокий уровень зарплат представителей шоу-бизнеса или спортсменов их уникальными способностями. Но не всех такое объяснение удовлетворяет. С точки зрения выживания гораздо более полезную функцию в обществе выполняют врачи, учителя и инженеры. Но в ряде стран, в том числе и в России, их труд оценивается недостаточно высоко. Это вызывает ощущение социальной несправедливости.

Представление о справедливости формируется в ходе социального взаимодействия. Оно связано с осознанием членами общества критериев соотнесения одних действий с другими. Взаимообмен деятельностью и ее результатами должен соответствовать установленному в социуме консенсусу. Если этого не происходит — в обществе усиливается напряжение, которое может привести к конфликтам и потрясениям.

Особенностью закрытых традиционных обществ было деление общества на страты, которое воспринималось как естественное явление. Все усилия государства были направлены на поддержание существующего порядка. Члены социальных страт не имели легальных способов перейти вверх по иерархической лестнице.

В средневековой Индии общество делилось на 4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Представители каждой страты имели четко очерченный круг прав и обязанностей. Принадлежность к варне передавалась по наследству.

В открытых обществах существует институт социальной мобильности. Люди могут перемещаться по иерархической лестнице. Но возможностью повысить свой социальный статус обычно пользуются только самые активные члены общества. Как правило, на положение в обществе по-прежнему оказывают влияние такие факторы, как:

  • социальные статусы членов семьи;
  • наследство;
  • образование;
  • уклад жизни;
  • конфессиональная и этническая принадлежность.

Ребенок, рожденный в цыганской семье, ведущей кочевой образ жизни, имеет меньше шансов получить высокий статус в обществе, чем среднестатистический европеец, родители которого были банковскими служащими.

Существует несколько теорий, объясняющих причины возникновения в обществе неравенства.

  1. Функционализм. Неравенство объясняется многообразием социальных функций, которые возникли в результате разделения труда.
  2. Марксизм. Появление института частной собственности обусловило дифференциацию общества на классы и возникновение социальной несправедливости. Отчуждение работников от результатов своего труда и эксплуатация их правящей элитой приводит к межклассовой борьбе.
  3. Теория конфликта. Согласно этой теории, главная причина неравенства заключается в защите влиятельными группами своего привилегированного положения в обществе с помощью различных приемов и уловок.
  4. Теория социальных систем. Общество — это сложная, самоорганизующаяся система, в которой процессы дифференциации и интеграции обеспечивают ее целостность. Неравенство возникает как закономерный процесс саморазвития этой системы.
Читайте также:
Гражданское общество - основные признаки, функции, элементы

В XX в. в ряде стран (СССР, Китай, Северная Корея, Куба и др.) была сделана попытка установить социалистический строй, основанный на принципах справедливости, экономического и социального равенства. Эти эксперименты стоили большого количества человеческих жертв и оцениваются учеными неоднозначно. Более успешной оказалась социал-демократическая модель, по которой пошли скандинавские страны.

Критерии и формы, необходимость регулирования

Неравенство измеряют с помощью коэффициента Джини. Этот показатель отражает распределение доходов в обществе. Коэффициент Джини, выраженный в процентах, называется индексом Джини.

Хорошим считается значение индекса Джини менее 35%. Чем ближе показатель к 100%, тем сильнее социально-экономическое расслоение.

Худшие показатели индекса Джинни — у африканских стран (данные за 2019 г.):

  1. Намибия — 74,3%.
  2. Лесото — 63,2%.
  3. Сьерра-Леоне — 62,9%.
  4. ЦАР — 61,3%.
  5. Ботсвана — 60,5%.

Наилучшие показатели — у Японии и европейских стран:

  1. Дания — 24,7%.
  2. Япония — 24,9%.
  3. Швеция — 25%.
  4. Чехия — 25,4%.
  5. Норвегия — 25,8%.

В России индекс Джини в 2020 г. составил 40,6%.

На экономическое неравенство влияют факторы:

  1. Социальные. Социальный статус членов семьи во многом определяет будущее ребенка.
  2. Географические. Как правило, за равный труд меньше получают жители сельской местности, чем городов, граждане африканских стран, чем европейских.
  3. Гендерные. Для многих стран мира характерна более низкая оплата женского труда, чем мужского.
  4. Этнические. В ряде государств сохраняются элементы дискриминации по расовому, национальному или этническому признаку.
  5. Возрастные. Многие работодатели искусственно занижают зарплаты представителям определенных возрастных групп.

В современных странах общество обычно подразделяется на классы:

  • высший;
  • средний;
  • малообеспеченный;
  • за чертой бедности.

Представление о критериях отнесения к той или иной категории варьируют в разных государствах. По оценке Всемирного банка к среднему классу можно отнести людей, которые имеют возможность:

  • покупать высококачественные товары, в том числе импортные;
  • осуществлять международные путешествия;
  • получать доступ к услугам международного уровня, включая высшее образование.

Среднемесячный доход представителя среднего класса по западным меркам составляет от 3,5 тыс. долларов и выше.

К экономически уязвимой категории населения Всемирный банк относит людей, чей доход составляет менее 10 долларов в день.

Американский социолог Б. Барбер выделил 6 форм социального неравенства:

  1. По наличию власти.
  2. По престижности профессии.
  3. По уровню доходов и богатства.
  4. По наличию образования и доступу к знаниям.
  5. По религиозной и конфессиональной принадлежности.
  6. По этническим, расовым, национальным критериям.

Динамика в современном мире, пути снижения

По данным Всемирного банка темпы уменьшения бедности в развитых странах в последнее время заметно снизились, а в развивающихся странах, наоборот, увеличились. Эта специфика обусловлена в первую очередь миграционными процессами. Беднейшая часть населения стран «третьего мира» активно уезжает в более развитые регионы, что приводит к замедлению роста доходов и увеличению социальной напряженности. Наиболее интенсивная миграция происходит в направлениях:

  • западноевропейские страны;
  • США;
  • Канада;
  • Австралия.

За последние 2 десятилетия доля национального дохода, которыми владеет 1% самых богатых людей, увеличилась во всем мире. В Европе этот рост происходил более умеренно. Высокие темпы роста этого показателя характерны для следующих стран:

  • США;
  • Россия;
  • Китай;
  • Индия;
  • Канада.

Быстрый экономический рост в некоторых азиатских странах значительно сократил количество граждан, находящихся за чертой бедности. Но одновременно в этих государствах растет разрыв между самыми бедными и самыми богатыми жителями страны.

Китай с конца 1980-х гг. взял курс на построение рыночной экономики. Это позволило за короткие сроки поднять уровень жизни населения и решить продовольственную проблему. Но вместе с этим в стране быстрыми темпами увеличивается социальное расслоение. В 2020 г. в КНР насчитывалось около 800 человек, чье состояние превысило 1 млрд долларов.

Для всего мира характерны следующие тенденции:

  1. Усиление расслоения в обществе. Происходит концентрация материальных ресурсов в руках ограниченного круга лиц. При этом значительная часть населения планеты не имеет доступа к качественной еде, здравоохранению, образованию.
  2. Повышение неравенства доходов. Увеличение зарплат менеджеров высшего звена во много раз превышает рост зарплат представителей рабочего класса.
  3. Увеличение уровня безработицы. В 2020 г. в мире только по официальным данным насчитывалось 400 млн безработных. Ситуация усугубляется пандемией коронавируса.

Многие страны пытаются снизить уровень неравенства. Для этого проводится социально ориентированная политика, которая включает:

  • обеспечение доступа к бесплатному или недорогому образованию и медицине;
  • принятие законов, направленных на защиту социально уязвимых категорий населения (инвалидов, матерей-одиночек, многодетных семей и др.);
  • работа по устранению дискриминации по гендерным, возрастным, национальным и иным признакам;
  • создание рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями;
  • развитие сферы социальных услуг.

Экономические меры по смягчению неравенства в обществе:

  • прогрессивная шкала налогообложения;
  • налог на наследство;
  • налог на предметы роскоши;
  • повышение финансовой грамотности;
  • установление минимальной заработной платы;
  • развитие инфраструктуры;
  • создание бирж труда с возможностью переобучения и повышения квалификации;
  • поддержка малого бизнеса;
  • инвестиции.

Конституционное право многих стран включает статьи о социальных гарантиях государства перед гражданами.

Положительные и отрицательные последствия

Несмотря на очевидные минусы неравенства, оно имеет и некоторые положительные последствия:

  • увеличение экономической активности граждан;
  • повышение конкурентоспособности на рынке труда;
  • упорядочивание в экономической сфере;
  • рост производительности труда;
  • усиление мотивации к развитию своих способностей.

Существует тесная связь между неравенством и такими негативными социальными проявлениями, как:

  • преступность;
  • домашнее насилие;
  • алкоголизм и наркомания;
  • проблемы физического и психического здоровья.

В глобальном смысле неравенство:

  • угрожает социальными потрясениями, конфликтами, войнами;
  • способствует приходу к власти диктаторов и установлению авторитарных режимов;
  • приводит к дисбалансу в развитии.
Читайте также:
Хозяйственная деятельность человека - основные виды, последствия

Преодолением бедности и решением проблемы социального неравенства занимаются многие международные организации, в частности:

  • Организация Объединенных Наций и ее многочисленные структурные подразделения;
  • Всемирный банк;
  • Организация экономического развития и сотрудничества;
  • Совет Европы;
  • Международная организация труда.

Тема 5. Неравенство и социальная стратификация

Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Социальная дифференциация (от лат. differentia – различие) – это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами и слоями населения.

Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы.

На ранних этапах общественного развития социально значимыми являются такие индивидуальные характеристики, как пол, возраст, родство. Реально существующее здесь объективное неравенство интерпретируется как естественный порядок вещей, т. е. как отсутствие социального неравенства.

В традиционном обществе, основанном на разделении труда, зарождается сословная структура: крестьяне, ремесленники, знать. Однако в этом обществе объективное неравенство осознается как проявление Божественного порядка, а не как социальное неравенство.

В современном обществе объективное неравенство уже осознается в качестве проявления социального неравенства, т. е. интерпретируется с точки зрения равенства.

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.

Под стратой (от лат. stratum – слой, настил) в социологии понимается реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.). Причиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения наград и поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует возникновению социальных конфликтов.

Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедные) количеством благ. Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Для описания неравенства различных социальных групп существует понятие «социальная стратификация».

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой, настил и facere – делать) – это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали.

Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Выделяются следующие критерии стратификации: доход; власть; образование; престиж.

Стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения:

1. Верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям.

2. Верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

Социальная стратификация в различных теоретических системах понимается по-разному. Существуют три классических направления стратификационных теорий:

1. Марксизм – главный тип стратификации – классовая (от лат. classis – группа, разряд) стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. От отношения человека к собственности зависит его положение в обществе и место на стратификационной шкале.

2. Функционализм – социальная стратификация, связанная с профессиональным разделением труда. Неравное вознаграждение – необходимый механизм, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди.

3. Теория, основанная на взглядах М. Вебера, – в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Важнейшие относительно самостоятельные иерархические структуры – экономическая, социо-культурная, политическая. Соответственно социальные группы, выделяющиеся в этих структурах, – класс, статус, партия.

На протяжении всей истории человечества определяются четыре типа стратификации.


Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие.


В реальности данные стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы.

В современной социологии наиболее распространенными являются два основных подхода к анализу социальной структуры общества: стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс».

Основное различие стратификационного и классового подходов состоит в том, что в рамках последнего главенствующее значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными. Стратификационный подход исходит из учета не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов. При этом подразумевается, что между ними не всегда возникает жесткая связь: высокое положение по одной позиции может сочетаться с низкой по другой.

Стратификационный и классовый подходы к анализу социальной структуры общества

Социальная стратификация выполняет две функции – является методом выявления социальных слоев данного общества и дает представление социального портрета данного общества.

Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Читайте также:
Социальные нормы - функции, понятие и виды, примеры, классификация

Образец задания

B4. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) уровень доходов
2) место в системе общественного производства
3) отношение к средствам производства
4) основные черты образа жизни
5) роль в общественной организации труда
6) социальный престиж

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об альтернативной гражданской службе

Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 31.12.2005 № 211-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 09.03.2010 № 27-ФЗ, от 30.11.2011 № 343-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2016 № 495-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее – граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”), принято соответствующее решение. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 211-ФЗ)

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Читайте также:
Финансовые институты - классификация и роль в жизни общества

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 42 месяца;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 31,5 месяца;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 21 месяц;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 21 месяц.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 36 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 27 месяцев;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 18 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 18 месяцев.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 343-ФЗ)

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;

время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;

время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

(Пункт в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

Читайте также:
Модернизация российского образования: задачи и концепции

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительный власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными гражданами по их вине возложенных на них трудовых обязанностей привлекают их к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном федеральными законами; в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, в целях привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации указанных граждан к ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту прохождения указанными гражданами альтернативной гражданской службы; (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, в которых они проходят альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Статья 10. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу

1. Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также – заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 09.03.2010 № 27-ФЗ)

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре – декабре текущего года;

до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле – июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать з

Альтернативная служба

Служба

Альтернативная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации

Россия была первым государством в мире, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII веке.

Читайте также:
Образование, определение ✔ в педагогике, функции, содержание, роль образования в жизни человека, уровни, формы, степени и структура общего образования, основные задачи

«Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1, извлечение. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3, извлечение.

Основополагающие принципы

  • На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями;
  • Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Однако это правило не жесткое. Место прохождения службы определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий и ситуацией на рынке труда;
  • Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях;
  • Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях;
  • Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов;
  • Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.

Схема направления граждан на альтернативную службу

В настоящий момент прохождение АГС регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

  • Граждане подают заявление о замене военной службы по призыву на АГС в военный комиссариат, решение по заявлению принимается призывной комиссией;
  • К месту прохождения АГС гражданина направляет военный комиссар в соответствии с планом направления, утвержденном Федеральной службой по труду и занятости;
  • Граждане, избравшие АГС, могут быть заняты только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития;
  • Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ.

Срок АГС для граждан, направленных для её прохождения с 1 января 2008 года, составляет:

  • 21 месяц – для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ;
  • 18 месяцев – для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

После революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией и Данией стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести в ХХ веке.

4 января 1919 года был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этот документ стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы.

Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов определяли, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться гражданин для выполнения своих обязанностей.

Однако два года спустя круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. В 1939 году, когда в Европе началась Вторая мировая война, альтернативная служба в СССР и вовсе была отменена.

Вопрос о восстановлении этого социального института вновь возник только после развала Советского Союза. В 1993 году в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской в соответствии с миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими или религиозными убеждениями.

Как поступить на альтернативную гражданскую службу

1. Что такое альтернативная гражданская служба?

Альтернативная гражданская служба (АГС) — работа в интересах общества и государства, которую призывник может выбрать вместо службы в армии по призыву.

Как правило, для прохождения альтернативной службы юношей направляют в больницы, дома престарелых, психоневрологические диспансеры и другие социальные объекты. Также на альтернативную гражданскую службу могут направить в военные организации.

Перечень организаций, где можно пройти АГС, и должностей, которые можно занять на время службы, утвержден Министерством труда и социального развития. Призывник не может выбрать, где именно он будет проходить службу, а должность, которую он займет, определят в соответствии с его образованием и навыками.

На время прохождения альтернативной службы с гражданином заключается срочный трудовой договор. Он получает зарплату, имеет право воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском или отпуском за свой счет, может уйти в отпуск по уходу за ребенком.

2. Кто может выбрать альтернативную службу?

Вы можете выбрать альтернативную гражданскую службу, если:

  • служба в армии противоречит вашим убеждениям или вероисповеданию;
  • вы относитесь к коренному малочисленному народу и занимаетесь традиционным для него хозяйством и промыслом. Перечень этих народов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р.

Вас не могут направить на альтернативную гражданскую службу, если вы:

  • имеете основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежите призыву на военную службу;
  • имеете основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

3. Сколько длится альтернативная служба?

Альтернативная служба длится 21 месяц, если вы проходите ее в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, и 18 месяцев, если служба проходит в организациях Вооруженных сил.

Читайте также:
Альтернативная гражданская служба в РФ - специфика и условия

В этот срок не засчитывается:

  • время дополнительных отпусков, предоставляемых работодателем работнику, совмещающему работу с получением образования;
  • время отпуска по уходу за ребенком и время проезда к месту проведения этого отпуска и обратно;
  • время прогулов (если вас нет на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов, этот день вам не засчитают);
  • время, на которое вас могут отстранить от работы из-за появления на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или какого-либо другого токсического опьянения;
  • срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста.

4. Как подать заявление для прохождения альтернативной гражданской службы?

Подать заявление о замене срочной военной службы на альтернативную гражданскую нужно в свой военкомат не позднее чем за полгода до начала призыва. Если вы попадаете под осенний призыв (1 октября — 31 декабря), подать заявление нужно до 1 апреля, если под весенний призыв (1 апреля — 15 июня) — до 1 октября предыдущего года.

В заявлении должны быть указаны причины и обстоятельства, по которым вы ходатайствуете об альтернативной гражданской службе. К заявлению можно приложить подтверждающие ваши обстоятельства документы.

Если военная служба противоречит вашим убеждениям или вероисповеданию, вы вправе указать в заявлении людей, которые смогут это подтвердить. Если вы относитесь к коренному малочисленному народу и занимаетесь традиционным для него хозяйством и промыслом, вам нужно приложить к заявлению подтверждающие это документы.

Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии. О месте и времени его проведения вас известят повесткой. На заседание нужно прийти лично в назначенный срок, при себе нужно иметь паспорт. Явку людей, которые могут подтвердить ваши взгляды или вероисповедание, вы должны обеспечить самостоятельно.

Не явиться на заседание можно только по уважительной причине . В некоторых случаях в прохождении альтернативной службы вам могут отказать. В случае отказа вы будете вынуждены пройти военную службу по призыву.

После вас направят на медицинское освидетельствование. Если у вас не будет медицинских противопоказаний, вам выдадут предписание о прохождении альтернативной гражданской службы, удостоверение и учетную карту (в ней отмечается срок службы).

Проезд к месту прохождения военной службы оплачивает военкомат.

Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе”

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ
“Об альтернативной гражданской службе”

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 6 июля 2006 г., 9 марта 2010 г., 30 ноября 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 декабря 2016 г., 27 июня 2018 г., 31 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее – граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
25 июля 2002 г.
N 113-ФЗ

Федеральный закон принят в целях регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (трудовой деятельностью в интересах общества и государства). Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию или если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, имеющие основания для освобождения от призыва на военную службу; не подлежащие призыву на военную службу; имеющие основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет в общем случае 42 месяца. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет в общем случае 36 месяцев.

Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу осуществляется на основании поданного им заявления. Проходящий альтернативную гражданскую службу имеет право на отпуск в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Законом устанавливаются и иные права, обязанности и ответственность проходящих альтернативную гражданскую службу граждан, а также основания и порядок увольнения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 30 июля 2002 г. N 142-143, в “Российской газете” от 30 июля 2002 г. N 138-139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3030

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:
Рациональное поведение потребителя, производителя, собственника

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2021 году

В наше время ценность человеческой жизни и свободы, безусловно, является базовой, признана большинством государств мира и с каждым годом только продолжает закрепляться на этой позиции. Ни для кого не секрет, что в развитых странах заставить юношу взять в мирное время автомат или другое оружие и заставить учиться стрелять, чтобы убивать и уничтожать, не является нормальным и адекватным процессом. Другое дело, что в большинстве развитых стран служба в армии является исключительно добровольным решением граждан, осуществляется только на контрактной основе, следовательно, не может быть ситуации, когда кому-то принудительно дают в руки оружие, боеприпасы, обучают рукопашному бою и так далее.

В Российской Федерации армия состоит не только из военнослужащих-контрактников, но и ребят-призывников, являющихся выпускниками школ и университетов. Эти юноши обязаны служить в армии по закону, вне зависимости от их желания. Однако заставить всех ребят обучаться военному делу нельзя, ведь Россия является правовым государством, и вышеупомянутые права и свободы человека признаны в нашей стране одной из главных ценностей. Всем известно, что существуют веры и религии, в которых насилие является строгим табу, в том числе и использование оружия, так как оно создано для причинения вреда другому человеку. Очевидно, что граждан с такой верой нельзя заставлять служить в армии. На основании этого и некоторых других случаях, а также базируясь на общемировой практике, в Конституции нашей страны была закреплена статья, предусматривающая право на так называемую альтернативную гражданскую службу. Это право есть у каждого гражданина РФ. Что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2021 году для прохождения этого вида деятельности рассмотрим в настоящей статье.

Что такое гражданская альтернативная служба (АГС)?

Альтернативная гражданская служба – это деятельность, направленная на благо Российской Федерации и ее граждан, которая заменяет срочную службу в воинской части для молодых людей – призывников. Другими словами, это обычная работа (трудовая деятельность), на которую можно пойти на определенный срок и при определенных условиях/требованиях, и которая проходит вместо службы в вооруженных силах. Естественно, выбрать этот путь просто по желанию призывника невозможно. Как пройти АГС, порядок и условия будут рассмотрены далее. Уверены, теперь Вы знаете, что такое альтернативная гражданская служба.

Право на альтернативную гражданскую службу

Давайте рассмотрим законодательные акты, которыми предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу. Так как это понятие относится к военной службе, следует обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 59. В этой статье приводится ссылка на закон, регламентирующий военную службу, а в 3 части явно указано, что каждый гражданин имеет право пройти АГС в установленных соответствующим федеральным законом случаях. Таким образом, право на альтернативную гражданскую службу дается каждому гражданину на основании юридического документа, имеющего высшую юридическую силу. Всем известно, что нормативно-правовые документы нижнего уровня не могут противоречить более высоким, иначе первые будут признаны не имеющими юридической силы, как минимум в той части, где есть противоречия. Давайте перейдем к Федеральному закону, устанавливающему определение, условия и порядок прохождения, сроки АГС и другие нюансы.

Федеральный закон (ФЗ) об альтернативной гражданской службе

В соответствии с Конституцией Российской Федерации был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Этот закон имеет номер №113-ФЗ и был подписан президентом 25 июля 2002 года. Начинается документ одним из ключевых разделов, а именно, кто имеет право на замену срочной службы в армии альтернативной службой. Это право имеют 2 категории граждан:

  • Те призывники, для которых деятельность, связанная с прохождением службы (например, обучение стрельбе из боевого оружия), идет в разрез с моральными принципами (убеждениями) призывника или его религией/верой.
  • Те граждане-призывники, которые относятся к немногочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Если ко второй категории относятся единицы юношей, то потенциально к первой можно отнести всех остальных ребят призывного возраста, поэтому первый вариант следует рассмотреть более детально. Здесь ситуацию можно раздеть на две группы: вера и убеждения. Теоретически некоторую распространенную веру, связанную с религиозной организацией, возможно подтвердить каким-либо способом, например показаниями единоверцев. Совершенно обратная ситуация с убеждениями гражданина – никто не узнает о принципе человека «не пользоваться оружием» пока ему не представится возможность взять это оружие в руки. Особенно, в России, где боевое оружие запрещено для граждан на законодательном уровне. Также в ФЗ об альтернативной гражданской службе не идет речь о времени, в течение которого призывник придерживается тех или иных убеждений. Один человек не приемлет насилие и все что с ним связано (например, оружие и военная форма) уже 10 лет, а другой стал придерживаться такого принципа месяц назад после каких-то событий, произошедших в его жизни. Другие словами, невозможно представить объективные доказательства наличия тех или иных убеждений.

Читайте также:
Фашизм и нацизм - определение и значение терминов, в чем разница

Следующая статья Федерального закона раскрывает, кого можно направить на альтернативную гражданскую службу: здесь стоит обратить внимание на следующие моменты.

  • Во-первых, гражданин, которого направляют на АГС, ввиду того что АГС является прежде всего именно заменой военной службы, должен быть призывного возраста, то есть быть совершеннолетним и, одновременно, быть младше 27-ми лет.
  • Во-вторых, призывник не должен иметь противопоказаний к военной службе, так как, если противопоказания имеются, такому гражданину сразу выдается военный билет по здоровью либо отсрочка. Такой гражданин может пойти на государственную гражданскую службу, но это никак не связано с АГС, хотя эти два вида трудовой деятельности могут проходить в одной организации.
  • В-третьих, те юноши, у которых действует какая-либо отсрочка, например, отсрочка от армии по учебе.
  • В-четвертых, на АГС могут направить только гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу.
  • И последнее, на альтернативную службу направляются призывники, для которых призывная комиссия вынесла решение звучащее следующим образом: «Решение о направлении на АГС». Решение целиком и полностью основано на соблюдение порядка написания и подачи юношей заявления. Как и когда правильно написать такое заявление, какие необходимо приложить документы и другие вопросы, рассмотрим ниже в настоящей статье.

Наверняка у многих возникает вопрос, почему призывники готовы рисковать свободой – самым дорогим, что есть у человека – и пытаться давать взятки в надежде купить военный билет даже тогда, когда год службы в воинской части можно заменить на практически обычную работу, которую так часто приводят в качестве аргумента против военной службы. Все дело в том, что разница между военной и альтернативной службой не только в месте ее прохождения. Одно из главных отличий – это срок альтернативной гражданской службы. Здесь остановимся подробнее, каким документом установлены сроки прохождения АГС, когда начинается отсчет и так далее.

Срок альтернативной гражданской службы

Как уже было подчеркнуто выше, альтернативная гражданская служба отличается от военной службы по призыву не только видом деятельности, но и другими условиями, главным из который, пожалуй, является срок альтернативной гражданской службы. В силу того, что АГС – это возможность, которая предоставляется гражданам для замены срочной службы, за эту возможность придется платить увеличенным сроком службы. И это одно из основных отличий. Давайте, рассмотрим сроки альтернативной гражданской службы, действующие в настоящее время, то есть в 2021 году. Эти сроки зафиксированы в Федеральном законе об альтернативной гражданской службе.

Здесь тоже есть несколько вариантов: ситуация зависит от того, в какой организации будет проходить служба. Если служба будет проходить в организациях, подведомственных российской армии, или в военных частях на должностях гражданской службы, то срок АГС составит 18 месяцев, иначе говоря, 1,5 года. И другой случай, когда служба проходит в других организациях, не связанных с вышеуказанными, то есть организации не связанные с армией, например, почта или налоговая инспекция – тогда срок альтернативной гражданской службы в России по закону будет составлять 21 календарный месяц, то есть почти 2 года. Очевидным, является значительное увеличение срока службы по сравнению классической службой по призыву, где срок службы в 2021 году составляет 12 месяцев.

Место прохождения альтернативной гражданской службы

Не секрет, что для многих призывников наибольший интерес представляет место прохождения альтернативной гражданской службы, то есть место, где придется работать и, соответственно, что придется делать. Многие слышали истории и легенды про уход за больными в лечебных учреждениях, и у ребят сложилось впечатление, что это единственно возможный вариант. Однако, это далеко не так. Чтобы разобраться с этим вопросом окончательно, обратимся к Федеральному закону, осуществляющему правовое регулирование альтернативной гражданской службы в России, а именно к упомянутому выше 113-ФЗ.

Правительством РФ установлен порядок, согласно которому различные муниципальные или бюджетные организации заранее подают в уполномоченные государственные органы заявки, в которых указывают вакансии для ребят, направленных на альтернативную службу. Это могут быть как технический персонал на производстве, так и работа с документами, а также в сфере обслуживания и так далее. Перечень таких рабочих мест формируется перед каждым призывом и может меняться. При направлении призывника работать в качестве АГС, его должность может быть выбрана на основании образования юноши, но это скорее рекомендация, а не правило.

В 98 % случаев альтернативная гражданская служба проходит в городе, где юноша проживает. Однако, это тоже не правило. Отправить на АГС могут и в другой город – в этом случае призывнику должно быть предоставлено место в общежитии, но все-таки направление в другие города происходит крайне редко.

Особенности альтернативной гражданской службы

Давайте рассмотрим другие особенности альтернативной службы, которые часто волнуют призывников, а также их родителей. Как уже упоминалось, АГС имеет множество сходств с обычной работой, рассмотрим их.

  1. Зарплата. Действительно, на АГС платят зарплату, причем именно ту, которую платят на должности, на которой трудится призывник. Таким образом, заработная плата напрямую зависит от того, куда гражданина направят проходить службу (какая организация, должность и т. д.). Плохая новость в том, что обычно предприятия подают заявки именно на те должности, на которые трудно найти работников в связи с низкой заплатой, но здесь могут быть и исключения, однако, узнать заранее это невозможно.
  2. Трудовой договор. Оформляются призывники в указанном в ФЗ порядке строго по срочному трудовому договору, следовательно, отношения юноши с организацией, где он проходит альтернативную службу, регламентируется трудовым кодексом РФ.
  3. Отпуск, больничный, выходные и т. д. Исходя из предыдущего пункта, все эти атрибуты будут присутствовать в процессе прохождения альтернативной гражданской службы. Ежегодный отпуск, в соответствии с ТК РФ оплачивается и предоставляется по установленному заявлению.
  4. Прогулы. Прогулы являются нарушениями трудовой дисциплины в соответствии с трудовым кодексом, но здесь есть дополнительный нюанс, указанный в законодательстве об АГС – прогулы не засчитываются в срок АГС.
Читайте также:
Россия в международных организациях - названия и для чего нужны читать онлайн

Замена военной службы альтернативной гражданской. Как и когда подавать заявление?

Среди ребят призывного возраста является весьма распространенной следующая позиция: «Пойду пройду медкомиссию и, если вдруг признают годным, то скажу что у меня убеждения, пацифизм или что-то в этом роде». Эта позиция ошибочка и существует только потому, что юноши не изучают нормативно-правовые документы в сфере призыва, а вместо этого пересказывают друг другу эту «историю». В законе четко прописан порядок замены службы в армии на альтернативную гражданскую службу, и ключевым моментом является подача молодым человеком соответствующего заявления, а, если быть еще точнее, сроки подачи этого заявления.

Заявление в военкомат подается минимум за полгода до начала призыва, в котором юноша должен быть призван и проходить соответствующие призывные мероприятия. Точные сроки следует смотреть в актуальной версии федерального закона. Гражданам следует запомнить главное – думать о вопросе замены армии на АГС следует хотя бы за 1 год до призыва, чтобы в спокойном плановом режиме подготовить все необходимые бумаги для решения организационных вопросов.

Для чего в закон внесено эти ограничения в сроках подачи заявления? Сделано это для возможности прогнозирования необходимых вакантных мест на предприятиях. Как Вы помните, организации тоже за 6-12 месяцев подают заявки с указанием должностей и количества свободных мест для юношей, проходящих альтернативную службу. Чтобы этот процесс работал без ошибок, введено указанное ограничение на время, в течение которого можно подать заявление. Если гражданин подает заявление позже, скорее всего он получит отказ, и это решение будет законным.

Заявление пишется в свободной форме, главное указать, почему призывник просит о замену службы на АГС, то есть раскрыть те самые «убеждения». По требованиям к заявлению прикладывается автобиография молодого человека, а также характеристика, которую следует запросить у работодателя в отделе кадров, либо в учебном заведении. На этом обязательные требования заканчиваются. Можно также предоставить другие документы в качестве «доказательств» убеждения, а также показания Ваших знакомых.

Если все процессуальные моменты соблюдены, отказать призывнику могут только в случае явного противоречия такого, как, например, членство в спортивно-стрелковой организации и одновременное убеждение не держать в руках оружие. Однако, как мы уже выяснили, доказать наличие убеждений и время их появления невозможно, и, ввиду наличия серьезной ответственности за незаконный отказ гражданину в направлении на АГС, необоснованные отказы при соблюдении сроков подачи заявления выносятся крайне редко.

Статистика

Насколько популярна альтернативная гражданская служба в Российской Федерации? Чтобы ответить на этот вопрос более точно, обратимся к публичной статистике. Так за прошлый год на военную службу в России было направленно около 206 283 юноши-призывника, в то время как на АГС отправилось 278 человек. Цифры говорят сами за себя. Альтернативная служба имеет чрезвычайно низкую популярность в нашей стране. И такие цифры в среднем остаются неизменными на протяжении последних 7-ми лет.

С чем связаны столь низкие показатели? Одна из главных причин заключается в том, что юноши вспоминают о данной возможности в последний момент, когда уже пропущены сроки подачи заявления, и у ребят просто не остается выбора, ведь по закону они либо должны быть направлены на службу, либо признаны уклонистами и привлечены к уголовной ответственности. Здесь можно посоветовать только повышать юридическую грамотность, знать свои права и обязанности. Другая возможная причина – в нашей стране практически нет молодых людей с убеждениями, которым противоречит служба в вооруженных силах. И это вполне может быть правдой, ведь нас с детства учили любить свою страну и быть готовыми встать на защиту Отечества. А возможно многие юноши и не знают, о возможности замены службы на альтернативную. Здесь, возможно, стоит проводить просветительскую деятельность в этом вопросе на уровне программ общего образования.

Главное, что следует помнить, что у каждого призывника есть право на альтернативную гражданскую службу в 2021 году, что закреплено в Конституции и ФЗ об АГС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: