Почему вода в море соленая, сколько там соли и откуда она берется?

Почему вода в море соленая? Клуб почемучек.

Этим вопросом люди заинтересовались еще в давние времена. Например, в норвежской легенде говорится о том, что на дне моря стоит волшебная мельница, которая без остановки мелет соль. То же рассказывают в своих сказках и жители Карелии, и филиппинцы, и японцы (только мельницы попадают на дно моря по разным причинам). А вот в нашей крымской легенде говорится о том, что вода в Черном море соленая из-за того, что попавшие в сети Нептуна девушки остаются навеки на морском дне плести белые кружева для морских волн и вечно плакать о своей родной земле. От их слез и стала соленой вода в море. Все эти сказки и легенды вы можете прочитать сами – ссылки на них в конце поста. А я хочу рассказать о том, что думает по этому поводу сегодняшняя наука.

Почему вода в море соленая?

Спросите малыша, как он думает, откуда берется вода в морях и океанах? Их наполняют реки Но вода в реках пресная. Значит и море должно быть пресным на вкус? То, что это не так, может убедиться каждый, кто хоть раз бывал на море. Морская вода соленая. В среднем в водах Мирового океана растворено 35 грамм солей на каждый литр воды. И большую часть этих солей составляет NaCl (поваренная соль). Покажите малышу сколько это, 35 граммов соли (5 ч.л. без горки) и 1 литр воды. Пусть он растворит соль и попробует воду на вкус. Правда, получилось похоже на морскую воду? Но пить такую воду не стоит – вот здесь я рассказывала, можно ли пить морскую воду .

Такие пропорции соли и воды в море

В разных морях вода немного различается соленостью. Например, самая несоленая вода – в Финском заливе Балтийского моря. Самая соленая – в Красном море. (Покажите малышу на карте, где находятся эти моря). А в Мертвом море (хотя на самом деле это вовсе не море, а озеро), вода такая соленая, что там невозможна никакая жизнь – в нем нет ни рыб, ни морских животных. Зато вода там настолько плотная, что держаться на ней может даже человек, который совершенно не умеет плавать. (На YouTube можно посмотреть карту солености Мирового океана, составленную на основе данных космического аппарата Aquarius/SAC-D).

Давайте сами проверим, в какой воде плавать легче – в соленой или пресной? Для этого проведем классический опыт с яйцом. Нужно взять две миски с водой. В одну налить обычную воду, в другой воду подсолить (можно использовать приготовленную в предыдущем опыте “морскую воду”, только мне пришлось добавить на стакан еще 3 ч.л. соли, чтобы получить воду нужной плотности). Положите яйцо сначала в пресную воду – оно утонет. А потом это же яйцо положите в соленую воду – оно будет плавать. Значит, соленая вода держит лучше. Мы с детьми очень хорошо это знаем на личном опыте. После того, как привыкнешь плавать в Азовском море (в котором вода соли содержит мало), В Черном море купаться одно удовольствие – плавать легко и приятно.

Слева яйцо в пресной воде, справа – в соленой

Откуда же берется соль в море? Дело в том, что реки вымывают из почвы содержащиеся в ней минеральные соли и по крупинкам несут их в море. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится все больше и больше. Она никуда из моря не уходит. В то время как вода, испаряясь, превращается в облака. Потом она снова проливается на землю в виде дождя, наполняя реки и снова возвращаясь в море, добавляя в него еще чуточку соли.

Читайте также:
Ярусы леса - надземные и подземные с подробным описанием

Давайте посмотрим, что происходит при испарении воды. Налейте немного соленой воды в маленькую кастрюльку и поставьте ее на огонь. Когда вся вода из кастрюльки выкипит, на ее дне останется белый осадок. Если его попробовать на вкус, мы сразу поймем, что это осталась та соль, которая была растворена в воде. Вот так и в море – вода испаряется, а соль остается.

Выпариваем соль из воды

Получается, что вода в Мировом океане сначала была пресная, а постепенно реки “посолили” ее. Пресная же вода в океане могла появится из. комет. В самом начале своего существования наша Земля подвергалась настоящей бомбардировке кометами. А, как известно, большинство комет имеют ледяное ядро. В результате массового таяния этого льда мог возникнуть первый океан. Это одна из гипотез. Но многие ученые считают, что вода в морях и океанах изначально была соленая. Первый океан наполнялся кислотными дождями, которые проливались на землю в результате массового извержения вулканов в самом начале жизни нашей планеты. Эти кислоты разъедали горные породы, вступая в химические соединения с составляющими их веществами. В результате этих химических реакций и образовалась та соленая вода, которая наполняет современный Мировой океан.

Откуда взялась вода на Земле? Кометы или вулканы? (Фото из Википедии)

Самое удивительное, это то, что частичка соленого океана живет в каждом живом существе на планете! Наша кровь соленая, наши слезы соленые. При случае обратите на это внимание малыша. Ведь мы состоим из клеток, которые произошли от простейших организмов, зародившихся в первобытном океане. Они образовывались, захватывая в себя часть окружавшей их среды. То есть воду того самого первичного океана. Поэтому даже жители пустынь, которые никогда не видели моря, носят это море в себе, по маленькой капельке в каждой клеточке своего тела.

Клетка кожи под электронным микроскопом:
мембрана (оболочка) клетки окружает внутриклеточную жидкость,
в которой “плавают” ядро и прочие органеллы, которые и составляют клетку.

Поэтому, чтобы поддерживать правильный солевой баланс в организме, нам необходимо получать соль вместе с пищей. Но много соли есть вредно. Если за один раз съесть то количество соли, которое содержится в обычной солонке, то можно умереть! И мало соли – тоже плохо. Недаром в древности соль ценилась очень дорого. Это отражено во многих пословицах и поговорках: “Хлеб да соль!”, “Ушел, не солоно хлебавши”, “Пуд соли вместе съесть”, “Без соли – что без воли: жизнь не проживёшь”. Может ли малыш объяснить смысл этих выражений?

Добывать соль в те времена было очень трудно. Обычно для этого в странах с жарким климатом выпаривали морскую воду естественным путем или подогревали в специальных сосудах в более холодном климате (т.н. “солеваренье”). Кроме того, добыча велась в шахтах на залежах каменной соли (осадочной горной породе, которая называется “галит”), образовавшейся из соли древнего океана. Впрочем, сейчас методы добычи соли мало изменились. Только на помощь человеку в этом нелегком деле пришли машины.

Добыча соли выпаривание и в шахте. (Фото с сайтов krymology.info и Википедия)

Покажите ребенку пачку соли, которую вы употребляете в пищу. Прочитайте, что на ней написано. Обсудите, откуда взялась эта соль. Например, у нас дома для приготовления пищи используется каменная соль. Значит, ее добывают не из морской воды, а из залежей древней соли. Она добыта в городе Соледар (название говорит само за себя). Мы нашли это место на карте. Действительно, до моря от него очень далеко. Но когда-то в древние времена море все же доходило до тех мест. А когда оно высохло, там осталась вся его соль.

Читайте также:
Почему ночью темно - подробное объяснение детям простыми словами
Соль, которую мы едим, родом из Соледара

Но соль мало было добыть, ее еще нужно было доставить людям. И тянулись длинные караваны и обозы по дорогам, преодолевая все опасности дальнего пути. Например, украинские торговцы – чумаки, – снабжал крымской солью всю Украину и юг России. Путь, которым они вели свои обозы, получил название Чумацкий шлях. А если ясной ночью мы поднимем голову в небо, то увидим его небесного двойника. “Чумацкий шлях” – так на Украине называют Млечный путь. Правда, эта россыпь звезд похожа на то, что кто-то посыпал по небу сверкающие крупинки соли?

Чумацкий шлях (Млечный путь). Фото с сайта webmandry.com

Давайте нарисуем Чумацкий шлях. И сделаем это той же солью. Для этого акварельными красками надо нанести фон картины. И пока краска еще не высохла, посыпать по фону солевую “дорожку”. Крупинки соли соберут вокруг себя воду и станут похожи на звезды. Вот так соль из моря превратилась в “небесную” соль.

Рисуем Млечный путь с помощью соли

Приглядитесь к рисунку: в тех местах, куда упали крупинки соли, вода “стянулась” к ним. Соль как бы впитывает в себя воду. На этом свойстве соли основано еще одно ее полезное применение – для консервации продуктов. Еще древние люди заметили, что чтобы сохранить свежим мясо или рыбу, их надо хорошенько просолить. Ел ли ваш ребенок когда-нибудь продукты, законсервированные таким способом? При случае дайте ему попробовать кусочек соленой рыбки. Напомните, что сохранить ее для того, чтобы она приехала из дальних краев в ваш магазин, помогла соль из моря.

Но если съесть много соленого, то очень захочется пить. Помнит ли малыш, как после сильно соленой пищи он все пьет, пьет и не может напиться? Отчего это происходит? Правильно, соль, попав внутрь тела, тоже втягивает в себя воду, поэтому организм начинает чувствовать ее нехватку и испытывает жажду.

Жажда

Надеюсь, Машеньке понравился мой ответ :)
Другие опыты и эксперименты, которые можно делать прямо на кухне , можно посмотреть здесь: Откуда пенка на молоке?, Почему масло тает? (опыты с агрегатным состоянием и температурой плавления), Бывают у микробов свои микробы? (опыты с дрожжами и скисанием молока, делаем съедобную модель клетки), Почему молоко белое (6 опытов с молоком), Почему фрукты в банке кажутся большими, чем на самом деле (опыты с преломлением), Почему оладьи получаются круглыми (опыты с поверхностным натяжением жидкостей)?, На каком хлебе плесень растет быстрее? (сравнительный эксперимент по выращиванию плесени), Что горячее: горячий чай с холодным молоком или холодный чай с горячим молоком?, Как люди научились печь хлеб (повторяем древний технологический процесс), Опыты с куриным яйцом

2) Прислать ваш вопрос мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой “Клуб почемучек”.

Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, публиковался на них ответ или нет, будут участвовать в розыгрыше приза, который состоится 24 мая.
В этот раз призом будут занятия по физике для малышей из моего платного проекта “Нескучная наука”.
Победителю, которого выберет рендом, будет открыт доступ к одному из возрастных блоков проекта, в зависимости от возраста ребенка.

Читайте также:
Сообщение о дельфине 🐬 описание млекопитающего, характеристика, чем питается и где обитает, информация об особенностях поведения, интересные факты, значение животного в природе

Почему вода в море соленая?

В среднем в одном литре морской воды — 35 грамм солей. Полторы столовой ложки. В основном, это хлорид натрия. Вроде немного. Но только представьте — в одном кубическом километре океана содержится 35 миллионов тонн соли. А общий объем мирового океана — около 1 386 000 000 кубических километров. Так откуда взялась эта соль? Собрали четыре версии происхождения морской солености:

Традиционная версия

Основная часть морской соли поступает из разрушающихся скальных пород на суше. Дождевая вода, обладая определенной кислотностью, смывает минеральный коктейль в море, где происходят химические реакции. В результате этих процессов появляются соли. Так что причина солености морской воды — круговорот воды. При воздействии на горные породы осадков из структуры вымывались минералы и попадали в реки. А те, в свою очередь, подобно артериям перенаправляли соленую воду в моря. Затем в дело вступало Солнце. Под воздействием его палящих лучей шел процесс испарения воды, уже не содержащей солей, которые оставались в океане. Очищенная вода снова выпадала в виде осадков, опять насыщая воду морей и океанов солью.

Этот процесс, по гипотезе ученых, шел на протяжении около 2 миллиардов лет. И итогом стал привычный нам химический состав воды, который практически не меняется. Кстати, озерная и речная вода тоже соленая. Но на вкус это не особенно чувствуется, поскольку уровень содержания в ней соли в 70 раз меньше по сравнению с морской. Попадающие в моря вместе с речной водой элементы поддерживают химический состав, но никак не меняют его.

Альтернативная версия

Вода в море стала соленой из-за вулканов — во время их высокой активности шел процесс образования земной коры. В воздух попадали соединения брома, фтора и хлора. Потом эти химические элементы выпадали в составе кислотных дождей.

То есть изначально земные моря были кислыми. Взаимодействуя с горными породами, морская вода постепенно вымывала из них щелочные элементы – калий, натрий, магний. Они образовывали соли, обеспечивающие нейтрализующее воздействие. В конечном итоге кислотность морской воды снизилась. В привычном современном виде морская вода появилась около 500 млн лет тому назад. Большинство исследователей сходятся во мнении, что обе этих гипотезы логичны, достоверны и не исключают, а дополняют одна другую.

Народная версия

Обыватели периодически выдвигают оригинальные предположения, почему море соленое. Вот две из них:

  • моря на планете изначально сформировались с соленой, а реки – с пресной водой;
  • на заре эволюции воды рек тоже были солеными, но их воду употребляли для питья животные и «выпили» все запасы хлорида из речной воды.

Версии скорее относятся к разряду занимательных, а не научных.

Мифологическая версия

Люди, жившие на берегах морей, хотели понять, почему море соленое. Не имея возможности постичь истину, древние сочиняли мифы, легенды, сказки:

  • В Древней Греции полагали, будто соленое море из-за слез, которые непрестанно льют земные девушки в плену у бога Посейдона.
  • Викинги верили, что виноваты волшебные жернова, которые вовремя не остановили. Они мелют беспрестанно соль, которая растворяется в воде.
  • Индусы поддерживали скандинавскую версию с жерновами.

Легенды и предания, дошедшие до наших дней, доказывают, что еще в древности человеку было интересно, почему море соленое. Этот интерес стал отправной точкой для научных исследований состава морской воды.

Как рассказать ребенку о причине смены дня и ночи просто и понятно?

Примерно в 4 года каждый ребенок превращается в маленького почемучку и задает свыше сотни вопросов в день. Однажды он непременно захочет узнать причину смены дня и ночи. Почему днем светло, а ночью темно? Куда пропадает солнце? Подробно эта тема будет рассматриваться во втором классе на уроке природоведения. Но это не мешает получить полный и интересный ответ намного раньше – от воспитателя в детском саду или дома от родителей.

Читайте также:
Зачем лошадям подковы, какие они бывают и как их делают

Как объяснить ребенку?

Смена «утро – день – вечер – ночь» – самое постоянное и неизменное явление природы. Свет и темнота чередуются изо дня в день из века в век. Издавна наши предки задавались вопросом, почему происходит так, а не иначе. Но правильный ответ не находили. Тысячелетиями они считали, что наша планета Земля неподвижная, а Солнце вращается вокруг нее, освящая то одну сторону полушария, то другую. Но на деле оказалось, что все наоборот!

Земля непрерывно движется по двум направлениям одновременно: вокруг себя и вокруг Солнца по орбите-пути.

  • Вращение вокруг оси определяет смену времени суток.
  • Движение вокруг Солнца и наклон земной оси являются причиной смены времен года: зимы на весну, весны на лето, лета на осень, осени на зиму.

Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа, что составляет сутки. Вращение происходит с запада на восток. Потому утром Солнце всходит всегда на востоке, а вечером садится на западе. А вокруг самой Земли вращается спутник – Луна. Полный круг она делает за 27,3 суток. При этом наша планета затеняет Луну и не дает Солнцу осветить ее полностью. В зависимости от местонахождения спутника солнечный свет падает на разную площадь. Как следствие, на протяжении 27 дней на небе меняется картинка: сначала господствует тоненький Месяц, затем он становится шире, толще – и так пока не наступит полнолуние.

Самое доступное объяснение может быть непонятно ребенку из-за путаницы в терминах. В таком случае рассказ нужно начать с самого начала – с определения слов «планета», «земная ось», «полюса». Ребенку следует сначала узнать, что в мире существует бесчисленное количество планет, которые поделены на галактики и системы. Мы живем в Солнечной системе. Ее центром является звезда Солнце. Вокруг него вращаются 8 планет. Мы живем на 3-й планете, если считать от Солнца, и она называется Земля.

Наглядный пример – лучшее объяснение

Что ни говори, а один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать. Чтобы наглядно продемонстрировать, что смена утра на ночь является следствием вращения Земли, понадобятся следующие предметы:

  • фонарик (настольная лампа);
  • глобус (яблоко, насаженное на палку – ось);
  • наклейка с изображением человека или маленькая фотография ребенка.

Нужно попросить малыша представить, что фонарик – это Солнце, и объяснить, что глобус является макетом нашей планеты – конечно же, сильно уменьшенным.

Опыт с вращением Земли и со связанной с ним сменой времени суток:

  1. Прикрепите наклейку с человечком к глобусу со словами: «Здесь находишься ты».
  2. Включите фонарик и зафиксируйте в одном положении, направив свет на глобус.
  3. Начните медленно вращать макет Земли, обращая внимание ребенка, как поочередно освящается то одна сторона планеты, то другая.
  4. Продолжая вращение, попросите прокомментировать, какое время суток там, где находится человечек (напротив фонарика – день, с обратной стороны – ночь).

В качестве альтернативного варианта ребенку можно показать анимацию и познавательные видеоролики.

Почемучка:

Видео из серии «Занимательные уроки Р. Саакянца»:

Чем обусловлена смена дня и ночи из мультика «Фиксики»:

Вращение нашей планеты вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Именно так правильно ответить на вопрос. Но если его задает ребенок, сухой ответ ему будет непонятен. Рекомендуется раскрыть тему как можно полнее, привести наглядные примеры и показать познавательные видеоролики.

Читайте также:
Серые лесные почвы - читать онлайн их свойства, характеристику, классификацию

Почему ночью темно?

Почему ночью темно? Этот, казалось бы, простой детский вопрос несколько столетий подряд интересовал как знаменитых исследователей астрономии, так и обычных людей.

На небе бесконечное количество звёзд и каждая из них намного больше Солнца. Мощное звёздное сияние должно было бы испепелить всё вокруг, но, как ни странно, этого не случается и каждый раз ночью становится опять темно.

Распространённые гипотезы о ночной темноте

Астроном Иоганн Кеплер опровергал бесконечность Вселенной, ошибочно утверждая, что звёзды покрывают небо не полностью. Он считал, что ночью становится темно из-за пустых мест на небосклоне, где абсолютно нет звёзд.

На самом же деле многочисленные звёзды просто распределены по Вселенной неравномерно и по-разному удалены от Земли. Поэтому мы видим на небе далеко не все существующие звёзды, а только ближе расположенные по отношению к нашей планете.

Существовали и другие мнения. Ночью все видели над головой множество ярчайших звёзд, но вопреки этому ночное небо всегда оставалось тёмным. Немецкий астроном Генрих Ольберс назвал данное явление парадоксом и в 1823 году выдвинул теорию о поглощении звёздного светового потока космической пылью. И только около ста лет назад учёные доказали, что межзвёздные туманности представляют собой скопления галактик, а не космическую пыль.

Вселенная бесконечна, а небосвод плотно усеян светилами разной величины. На небе нет пустых и тёмных мест, просто многие звёзды бесконечно далеки и поэтому незаметны, некоторые из них невозможно увидеть даже в очень сильный телескоп.

Научное объяснение ночной темноты

Смена времени суток происходит по нескольким причинам:

— Солнце оказывает сильное влияние из-за близкого расположения к Земле;

— Свет далёких звёзд не может достичь нашей планеты.

Вращение Земли

Сейчас уже никто не оспаривает факт, что Земля имеет форму огромного шара и вращается вокруг своей оси с бешеной скоростью по направлению с запада на восток. Такое вращение называется суточным, повторяется оно с периодом в одни звёздные сутки.

Солнце — самая близкая к нам звезда

Из всех небесных светил Солнце расположено ближе всего к Земле. Солнечные лучи являются естественным источником тепла и света одновременно для нескольких планет. При смене времени суток Солнце освещает и согревает противоположные уголки земного шара.

Из-за постоянного вращения Земли у нас создаётся иллюзия движения Солнца по небосклону. В действительности же Солнце всегда находится на одном месте, а наша планета постепенно поворачивается к нему своими разными сторонами. Каждое полушарие поочерёдно попадает в тень, количество света сокращается и наступает ночь.

Такие далёкие звёзды

Звёзды никуда не исчезают, ночью и днём они находятся прямо у нас над головой. Днём они не видны, потому что попадают в зону действия раскалённого солнечного излучения. В ночное время суток Солнце закрывается тенью от Земли, а звёзды очень далеки, их свет просто не успевает дойти до нас.

Так, даже видимые человеческим глазом небесные светила расположены на расстоянии в миллиарды световых лет. По этой причине ночью становится темно.

Что будет со звёздами через миллиарды лет?

Если в будущем свет невидимых звёзд, наконец, достигнет Земли, то ночью всё равно не станет светлее. К этому времени звёзды нашей Вселенной успеют погаснуть, а на приближение других, более удалённых, потребуется длительное время.

Вселенная не имеет границ — одни звёзды постоянно летят к Земле, другие — гаснут. Поэтому даже через миллиарды лет ничего не изменится, на смену дневному свету будет всегда приходить ночная мгла.

Читайте также:
Сообщение о зубре - внешность, среда обитания, интересные факты

Познавательное развитие дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Почему бывает день, почему бывает ночь»

Тамара Анфимова
Познавательное развитие дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Почему бывает день, почему бывает ночь»

1. Рассказать и показать (с использованием средств наглядности) зависимость наступления дня и ночь от положения земли по отношения к солнцу. Познакомить с символикой созвездия Кассиопея.

2. Воспитывать интерес к решению познавательных задач, основываясь на причину и предвидеть последствие.

3. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели.

4. Индивидуальная работа – закреплять умение при вычислении расстояний пользоваться линейкой.

Оборудование: Глобус, яблоко, свеча, синий флажок, белый флажок, линейка, простой, цветные карандаши, листочки с изображением звездного неба на каждого ребенка.

В-ль: На прошлом занятии мы с вами выяснили, почему на планете Земля происходит смена времен года. Какие времена годы вы знаете (зима, весна, лето и осень).

В-ль: А задумывались ли вы, почему день сменяется ночь, а потом снова приходит день?

В-ль: Не знаете? А хотите узнать? (Да).

В-ль: Вот тогда послушайте и посмотрите.

В-ль: Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается все ниже и ниже и наконец скрывается из виду. Небо темнеет, появляются звезды – наступает что? (Ночь).

В-ль: и вы, ложась спать, задумывались на тем, где ночует Солнышко, куда оно прячется на ночь? (Да).

В-ль: Да никуда» в том, что угасает день и наступает ночь, повинна сама Земля. Наша планета безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой (показ на глобусе).

В-ль: На той стороне, которую Солнце освещает что? (День).

В-ль: На противоположной стороне что? (Ночь).

В-ль: Повернется Земля к Солнцу другим боком, и на ночную сторону приходит день, на дневную опускается что? (Ночь). (Показываю).

В-ль: Земля вращается, и все, что на ней находится – горы, моря, леса, города и люди – тоже вращается вместе с Землей. (Показ на глобусе)

В-ль: Это движение заметить трудно, потому что Земля кружится бесшумно, равномерно, медленно. И нам людям, кажется, что планета стоит на месте,а движется по небу Солнце: Восходит утром, поднимается днем на небосвод, а затем вечером опускается за горизонт.

В-ль: Что бы вы хорошо поняли, как день и ночь сменяют друг друга, проделаем небольшой опыт. (Показываю).

В-ль:Для него нам понадобятся: яблоко и свеча, два флажка – белый и синий.

В-ль: Горящая свеча – Солнце, яблоко – наша Земля, а флажки, которые надо укрепить с противоположных сторон яблока, будут изображать наши дома.

В-ль: И так… Половина яблока освещена, половина темная (показываю).

В-ль: В доме белом сейчас что? (День)

В-ль: В синем доме что? (Ночь).

В-ль: В синем доме что? (ночь, там темно, ложатся спать. Но Земля вращается и теперь белый дом скрылся в тени. Там что (ночь).

В-ль: В синем светло. Там что? (День).

В-ль: Еще повернем яблоко, а это значит, что Земля продолжает вращаться.

В-ль: И снова сгущаются сумерки на половине с синими флажками. Там опять? (Ночь).

В-ль: А на половине с белым флажком? (День).

В-ль: А что произойдет, если Земля остановится в таком положении (показываю) (то всегда был бы день).

В-ль: А когда в таком положении остановится Земля (показываю) (всегда будет ночь).

Читайте также:
Почему Земля круглая, а не плоская - объяснение простыми словами

В-ль: И так наша игрушечная Земля сделала один полный поворот вокруг своей оси. Настоящая Земля оборачивается вокруг себя за 24 часа. Это время называется сутками.

В-ль: Земля сделала семь полных оборотов вокруг себя. Что у нас прошло? (Неделя).

В-ль: Назовите дни недели (понедельник…пятница…воскресенье)

Физминутка: Сели, встали, встали, сели

Друг на друга поглядели

Мы немножко отдохнем,

Звездочки искать начнем!

В-ль: Ребята, а вечером вы смотрели на звездное небо? Правда красиво? А как много звездочек.

В-ль: Вот звездочет прислал нам письмо.Читаю письмо: «Ребята, у меня случилось несчастье. Сегодня ночью пропало созвездие, в котором было пять звездочек, а осталась только одна. Посылаю вам листочки – схемы. Пожалуйста, помогите отыскать это созвездие

В-ль: Поможем звездочету? (Да).

В-ль: Найдите на рисунке красную звездочку. Нашли? (Да).

В-ль: Это все, что осталось от созвездия, которое потерял Звездочет.

В-ль: А сейчас давайте внимательно рассмотрим картинку.

В-ль: Что вы на ней видите? (Много звезд).

В-ль: Какие планеты вы там нашли, справа от красной звездочки? (планета Сатурн).

В-ль: А красная планета как называется? (Марс).

В-ль: В центре листочка кружочек с хвостиком, это что? (Комета).

В-ль: Внизу, вы что видите? (Искусственный спутник).

В-ль: Вот на эти объекты мы с вами будем ориентироваться в поисках созвездия.

В-ль:Слушайте дальше письмо Звездочета: «Возьмите линейку и по направлению к планете Сатурн, найдите звездочку, прочертите линию и отмерьте отрезок равный семи см.

В-ль: Чему равен этот отрезок? (7см.)

В-ль: От найденной звездочки по направлению к комете отыщите звезду и начертите отрезок равный трем см.

В-ль: Чему равен полученный отрезок? (3см.)

В-ль: От третьей звездочки по направлению к планете Марс, отмерим отрезок равный двум см. и найдем еще одну звездочку.

В-ль: Сколько звездочек мы с вами нашли (4, сколько еще осталось? (1).

В-ль: От четвертой звездочки вниз по направлению к искусственному спутнику найдем последнюю пятую звездочку и отмерим отрезок равный 4 см.

В-ль: Осталось нам с вами выполнить последнюю задачу – раскрасить звездочки, которые мы нашли – красным карандашом. Раскрашивайте аккуратно, не заходите за контуры изображения.

В-ль: Еще с древних времен люди, рассматривая и наблюдая звезды, мысленно соединяли их воображаемыми линиями, как бы рисуя по небосводу, а потом смотрели на что похож рисунок.

В-ль: Обведите пальчиками полученное созвездие, на какую букву оно похоже? (М). (показываю букву/).

В-ль: Это созвездие называется Кассиопея. А это имя царицы. По преданию она очень хвалилась своей красотой и всегда собой любовалась (показываю рисунок).

В-ль: Вот мы с вами нашли потерянное созвездие для Звездочета. Наши листочки мы ему отошлем.

В-ль: На сегодняшнем занятии мы узнали с вами почему у нас на Земле бывает день и ночь и они сменяют друг друга. Вспомнили названия дней недели. Помогли Звездочету отыскать потерянное созвездие. Как оно называется? (Кассиопея).

В-ль: Интересно тебе Катя было на занятии, а тебе Рома?

В-ль: Наше занятие на этом закончено.

Изучаем звездное небо В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром необходимо детям дать элементарные представления о солнечной системе и космических.

Наш олимпийский участок Наш олимпийский участок. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам, вам как я мы украсили наш участок к неделе олимпийских игр.

Почему ночью темно? Описание, фото и видео

Каждые сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси. За этот период, который занимает по времени 24 часа, успевают смениться все 4 времени суток. Сначала наступает утро, затем день, вечер и ночь. Ночью темно, температура в это время суток падает, потому как Солнце остается за горизонтом. С наступлением утра Солнце восходит вновь, становится светлее и теплее. Почему это происходит, и по какой причине ночь бывает то длиннее, то короче? Повсеместно ли ночь меняется в своей продолжительности при смене времен года?

Читайте также:
Сообщение о морских обитателях для детей описание подводного мира, информация о животных морей и океанов, виды, список представителей с названиями

Это интересные вопросы, которые требуют ответа. Современная наука может разобрать их детально, дать ответы на все моменты, интересующие человека.

Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Земля никогда не стоит на месте, она постоянно вращается – как вокруг Солнца, так и вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси отнимает у планеты приблизительно 23 часа, 56 минут и 3 секунды. Но это не абсолютно точное значение, так как длина суток может варьировать в пределах нескольких секунд – в этом плане Земля может как немного «замедляться», так и «ускоряться». Это едва заметные вариации, однако для удобства принято считать, что сутки – это 24 часа ровно.

При вращении планеты та ее зона, которая освещается ближайшей к нам звездой, постепенно перемещается из одной точки в другую. Так, солнечные лучи падают сначала в районе Японии, затем перемещаются к Владивостоку, и далее освещенная точка движется в западном направлении, пока не вернется на исходные позиции. В тот момент, когда она смещается со своей позиции, к примеру, уходит с территории Японии далее на запад, в этом месте начинается вечер, сумерки, а затем наступает ночь. Темное время суток будет продолжаться до тех пор, пока солнечный свет снова не обрушится на территории, пройдя полный круг по вращающейся планете.

Полярный день и полярная ночь

Но почему же летом день длиннее, а зимой он короткий? Это явление наблюдается практически по всей территории России, так как страна имеет северное расположение. Необходимо отметить, что помимо вращения планеты, роль играет еще один фактор – наклон земной оси. Чем ближе широты к полюсам, тем сильнее ощущается присутствие данного фактора.

Наклон земной оси равен примерно 66 градусам, из-за этого создается эффект низко поднимающегося в зимнее время солнца, укороченного светового дня. Также благодаря этому летом на территории России ночи короткие, и удается наблюдать такое явление, как «белые ночи», когда полная темнота фактически не наступает.

На полярных территориях это явление выражено еще сильнее – на протяжении 3 летних месяцев Солнце не садится вообще. Оно совершает определенный путь по небосклону, едва касаясь горизонта, и поднимаясь затем снова. Зато в зимние месяцы солнце не восходит, и полярные территории погружаются в полную темноту.

Сутки на экваторе

На экваторе же отмечается противоположное явление. Здесь наклон земной оси фактически не играет никакой роли, в любое время года ночь и день равны, составляют по 12 часов. Эти территории освещаются солнечными лучами под углом в 90 градусов, потому освещение здесь интенсивнее, а световой день стабильнее.

Если бы наклона земной оси не существовало, не менялся бы и наклон освещения. В этом случае на любой из территорий Солнце всегда поднималось бы на одну и ту же высоту, обеспечивая равную продолжительность дня и ночи. Однако природа нашей планеты более многообразна в этом отношении. Стоит отметить, что наклон оси у каждой из планет индивидуален. Так, Уран и вовсе «лежит на боку».

Также ученые подчеркивают, что наклон земной оси на протяжении всей эволюции планеты мог неоднократно меняться. Возможно, изменение наклона протекало резко, создавая совершенно новые климатические условия, что и влекло за собой массовые вымирания доисторических живых существ. Однако это заявление по сей день остается только одной из гипотез, хотя доказательства ей имеются весьма веские.

Читайте также:
Что такое погода определение, основные характеристики погодных явлений, условные обозначения и показатели, принципы изучения прогноза, примеры

Таким образом, темнота в ночное время обуславливается тем, что Солнце временно остается по другую сторону планеты из-за ее вращения, не имея возможности освещать весь земной шар одновременно. Однако оно все равно продолжает светить, свидетельством чего является свет Луны ночью. Единственный спутник Земли светит только отраженным светом, сам по себе он не может производить свечения. Он может частично покрываться земной тенью, чем обуславливается смена лунных фаз, но в большинстве случаев Луна заметна ночью – как раз благодаря солнечному свету, который она отражает.

Почему ночью темно – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Почему ночью темно?

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над причиной темноты в ночное время суток. В основном подобными вопросами задаются дети, хотя и взрослым наверняка интересен ответ.

Наиболее простое объяснение

Вряд ли ребенок захочет выслушивать длительную лекцию о том, что наша Вселенная состоит из множества звезд, которые отдалены с разной силой от Земли и т.д. и т.п. Лучший ответ будет коротким.

В связи с тем, что Земля постоянно вращается вокруг своей оси, она с определенной периодичностью бывает повернута к солнцу либо одной, либо другой стороной. Та сторона, которая обращена к сияющей звезде “лицом”, будет освещаться. Соответственно на ней будет день. Другая же сторона, которая в этот момент скрыта от лучей солнца будет находиться под покровом ночи. На ней будет темно.

А что на самом деле?

Каждое мгновение солнце освещает своими лучами как раз ту сторону планеты Земля, которая в этот момент обращена к нему. За время в 24 часа (сутки) наша планета совершает вокруг своей оси полный оборот. Именно поэтому всем кажется, что солнце совершает движение по небосводу, а постепенно скрываясь за горизонтом оно вызывает наступление вечера, а потом и ночи.

Кроме солнца во вселенной есть множество других светил. Например, те же звезды. Днем их не видно, потому что светит солнце и заглушает их свечение. Но что мешает им ночью, когда солнце спряталось за горизонт, освещать Землю? Каждая звезда представляет собой раскаленный шар внушительных размеров. Да, неоспорим тот факт, что звезды располагаются намного дальше, чем солнце, которое является самой близкой к нашей планете сияющей звездой. За счет большой отдаленности огромное количество звезд людям кажутся чрезмерно маленькими, а то и вовсе не заметными.

С другой стороны, если считать, что наша Вселенная заполнена звездами равномерно, то взгляд человека (независимо от того, в какую точку он направлен) должен обязательно натолкнуться на какую-нибудь звезду. Из этого следует, что темных мест или пустот на небе быть не должно. Однако, световая энергия, которая исходит от звезды, с расстоянием уменьшается и та площадь, которую занимает непосредственно каждая звезда на небе, уменьшается в пропорциональных величинах. Соответственно, яркость звезды независимо от ее удаленности от Земли сохраняется.

Теории учёных о звёздном небе

Первым, кто обратил внимание на проблему ночной темноты, был Иоганн Кеплер. Он считал, что темнота по ночам является прямым доказательством того, что Вселенная не бесконечна и имеет определенные границы. Как говорил Кеплер, если бы Вселенная была бесконечной, то тогда все небо должно было быть полностью покрыто массой сияющих звезд, таких же ярких, как и само солнце.

Читайте также:
Сообщение о тюлене - как выглядит и где живет, виды, питание

В современном мире астрономии и физики такая проблема стала называться “парадокс Ольберса” в честь Генриха Ольберса, немецкого астронома. В 1823 году он вновь затронул дискуссию, которая разгорелась еще ранее вокруг этого вопроса. Ученый выдвинул свою теорию, которая заключалась в следующем. Энергия света, которую излучают звезды, не доходит в полной мере до нашей планеты по той причине, что ее поглощает космическая пыль. Эта идея, как считал Ольберс, оставляла право на существование теории о бесконечности Вселенной. И все-таки астроном заблуждался. По расчетам свет от звезды должен был бы настолько разогревать пыль в космосе, что она светилась бы не хуже самой звезды.

В свое время Кеплер настолько яростно выступал за идею конечности Вселенной, и выглядело это настолько убедительно, что астрономы практически до начала 20 столетия непоколебимо верили, что Млечный путь представляет собой своеобразный остров звезд, который окружен пустотой со всех сторон. Только в 20-х годах прошлого века обнаружили, что те слабые туманности, которые наблюдались раньше среди звезд в Млечном пути, есть не что иное, как отдаленные галактики, а не скопление пыли или газов. И эти галактики так же как и Млечный путь состоят из колоссального количества звезд. Значит, с наружной стороны Млечного пути пустоты нет, она заполнена другими космическими телами.

Поскольку Вселенная неравномерно заполнена звездами, то, очевидно, что в каких-то промежутках звезды будут располагаться плотнее и образовывать галактики. Последние, в свою очередь, формируют галактические скопления. Но если даже представить, что все звезды располагаются со средней плотностью по всему расстоянию Вселенной, то гипотеза Кеплера будет оставаться в силе. То есть, куда бы ни был направлен человеческий взгляд, он в любом случае наткнется на какую-нибудь звезду.

Хотя в этом случае следует учитывать одно ключевое обстоятельство. Звезды расположены от Земли на огромном расстоянии. И даже если взять средний показатель этого расстояния, то получится около 10 23 световых лет. Именно столько потребуется времени, чтобы звездный свет добрался до нашей планеты. В то же время Вселенная по представлениям современных астрономов существует только 14 млрд. лет. Это намного меньше, чем 10 23 лет. Так что исходя из этого можно говорить, что мы наблюдаем только те звезды на небе, которые располагаются от Земли не далее, чем за 14 млрд. световых лет, которые необходимы, чтобы свет успел дойти от них к нам в период существования Вселенной. Другие звезды, расположенные намного дальше, излучают свет, но он находится еще в стадии “путешествия”.

Вот и получается, что та часть Вселенной, которая доступна для наблюдения человеком, в десять биллионов раз меньше, нежели необходимо для того, чтобы она осветила ночной небосвод Земли в полной мере.

Если же кто-то спросит, будет ли светло ночью, когда свет от невидимых нам еще звезд наконец-то дойдет до Земли, то ответ также будет отрицательным. К тому времени как это наступит, звезды нашей вселенной уже погаснут. Иными словами, для того, чтобы полностью осветить пространство на небосклоне, в космосе нет достаточного количества материи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: