Отношения Григория Печорина и Бэлы в романе Лермонтова

Сочинение Печорин и Бэла в романе Герой нашего времени

Роман «Герой нашего времени» рассказывает несколько историй, связанных с приключениями Григория Печорина – молодого дворянина и офицера. Он был избалован и любил найти приключения. Обычная жизнь ему давно наскучила, и он постоянно находился в поисках новых ощущений, не думая ни о ком кроме себя. Ради достижения своей цели он делал несчастными многих людей. Одной из жертв стала девушка Бэла. Ее именем названа первая глава романа.

Григория Печорина направили служить на Кавказ. Он попал в крепость глубоко в горах, которой командовал капитан Максим Максимыч. Неподалеку от этого места жил горный князь со своей семьей.

Однажды капитана и молодого офицера пригласили на свадьбу старшей дочери князя, которая проходила в его доме. В разгар веселья к Печорину подошла младшая дочка хозяина – Бэла. Она сделала мужчине комплимент, тем самым привлекла его внимание. Он весь вечер не сводил взгляда с девушки, как и горец Казбич.

После свадьбы Григорий не мог забыть девушку. Она покорила его своей красотой и грацией, породила дикий интерес своей неприступностью. И он придумал одну хитрость, как заполучить Бэлу, так как знал, что добровольно девушка не уйдет.

У князя помимо дочерей был еще сын Азамат. Он был самым младшим из детей. Печорин знал, что парень хочет заполучить коня Казбича, и заключил с ним сделку, по условиям которой Азамат должен привести к нему Бэлу, а в замен Григорий поможет украсть коня. И сделка состоялась. Парень отдал девушку в руки Печорина, а сам ускакал далеко в горы. Больше в этой крепости он не появлялся.

Но девушка оказалась гордой и строптивой, не желая поддаваться на обаяние Печорина. Не вышло завлечь ее и дорогими подарками. Чтобы добиться девушки, у мужчины ушло очень много времени. И его старания увенчались успехом.

В это же время Казбич убил князя, за то, что его сын украл коня. Этот поступок не считался преступлением по обычаям гор.

Счастье девушки и Печорина продлилось не долго. От любви горской красавицы он ожидал чего-то большего, но все оказалась так же, как с обычными городскими особами. Отношения с Бэлой стали тяготить мужчину, и он старался больше времени проводить на охоте.

Однажды, после очередной охоты, вернувшись домой, Печорин и Максим Максимыч увидели как Казбич похищает Бэлу. Они кинулись в погоню за ним, но горец заметил преследователей. Тогда он ударил девушку ножом в спину, а сам сбежал. Бедная Бэла умерла у Григория на руках, до последнего момента повторяя имя любимого.

2 вариант сочинения

Почему от любви Печорина страдают женщины? Григорий Печорин по своей природе очень несчастный человек (и сам в этом признается), поэтому и не может дать счастья другим, тем более женщинам. Этой участи не избежала и дочь князя, прекрасная черкешенка Бэла.

Почему Печорин влюбляется именно в нее? Ему, вероятно, импонирует ее неприступность. Привыкнув добиваться желаемого Григорий решает украсть девушку из родительского дома. В данном случае, последствия этого поступка его мало заботят.

Бэла попадает в дом к Печорину, но его сторонится и даже боится. Герой пытается убедить ее, что его действия были продиктованы лишь любовью к ней, лишь заботой о ее благе. Он дарит ей дорогие подарки, пытаясь расположить ее к себе.

Со временем в сердце девушки возникает любовь к Григорию. Позже она признается, что с момента первой встречи уже была к нему не равнодушна. Но чем больше теплеет сердце Бэлы, тем холоднее становится сердце Печорина. Прекрасная горянка уже не привлекает его, т.к. «крепость пала» и завоевание больше не требуется. Он начинает избегать ее общества, отговариваясь охотой.

Понимая, что она ничего не может сделать, Бэла страдает молча. Она прекрасно понимает, что домой вернуться она не может, т.к. по обычаям своего народа опозорила себя. Тем более, несмотря ни на что, она все еще безумно любит Печорина.

Но Печорин уже впадает в обычную для него хандру. Он признается своему другу Максим Максимычу: «Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно».

Внезапно Бэла погибает, от руки разбойника Казбича. Тут – то и просыпается на миг почти угасший огонек любви Печорина к своей «джаночке». Он не спит ночь, не отходя от ее постели. Когда Максим Максимыч говорит, что конец уже близок, он бледнеет и подает умирающей стакан воды. Но после смерти прекрасной черкешенки, он не оплакивает ее, а даже позволяет себе рассмеяться. О Бэле Григорий предпочитает больше никогда не говорить, хотя Максим Максимыч видит, что он переживает это глубоко в себе. Смерть Бэлы отражается и на его здоровье: он становится худ и бледен.

Смерть для Бэлы, как бы ужасно это не звучало, была единственным выходом. А когда бы он разлюбил ее окончательно, ей не куда было бы пойти. Любовь героев была непродолжительной (около четырех месяцев), но подарила им ощущение счастья. Пусть и на такой короткий срок, но они были счастливы.

Рассуждение 3

О том, чего стоит человек и какова его истинная суть, становится понятным из его отношения к тем, кто беднее его, имеет более низкое происхождение, стоит на невысокой ступени в иерархической системе общества.

Истинно благородный и культурный человек ведёт себя одинаково достойно в любых рамках. Печорин к таким людям не принадлежит. М.Ю. Лермонтов будто намеренно трижды сталкивает своего героя с теми, кто ниже его по происхождению: со служивым капитаном Максимом Максимычем, контрабандистами из Тамани и с черкешенкой Бэлой.

Каждый раз читатель убеждается, что аристократ Печорин нравственно не лучше, а порой хуже тех, кто не получил образования, не имеет надежд на богатое наследство и тянет трудовую лямку, добывая хлеб в поте лица.

Особенно полно проявились низкие черты героя романа в повести «Бэла». В ней передана история эгоистичной любви Григория Печорина к восточной красавице, дочери черкесского князя Бэле. Встретив её на свадьбе, русский офицер сразу решил, что красавица будет ему принадлежать.

К равным отношениям в любви герой не способен. Он ведёт себя как дикарь и варвар. Украсть девушку, обменять её на коня – это было в обычаях неразвитых полудиких племён. Такими же методами действует и русский офицер.

Читайте также:
Пьер Безухов - характеристика героя, жена графа, духовные искания

Далее развивается недостойная благородного человека история завоевания сердца гордой черкешенки. В ход идёт подкуп, дорогие подарки. К чести Бэлы, она не продаёт свои чувства и не разменивает их.

Ещё более мерзко выглядит разыгранное театральное действие, в котором Печорин, как заправский актёр, даже пустил слезу.

И вот цель достигнута, сердце красавицы завоёвано. Покорённая крепость теряет привлекательность. То, что для Григория Печорина было экзотическим приключением, для семьи черкесского князя стало трагедией. Погиб он сам, ища возможности отомстить за честь дочери.

От кинжала дикаря Казбича умерла Бэла, познав всю горечь положения игрушки в чужих руках. Бежал в горы её брат Азамат, который скорей всего сложит свою горячую голову в потасовке или станет мишенью меткого Казбича, не способного простить кражу коня.

Причиной несчастий всех героев является Печорин. Что пользы в его саморазоблачении, когда он открывает Максиму Максимычу, что его душа испорчена светом и потому он не находит счастья? Это не даёт ему права играть судьбами и чувствами других людей.

Таким образом, через отношения главного героя с Бэлой Лермонтов раскрыл губительную силу эгоизма и индивидуализма русского офицера-аристократа.

Также читают:

Картинка к сочинению Печорин и Бэла

Популярные сегодня темы

1929 — Василий Макарович Шукшин появился на свет в Алтайском крае. Василия и его младшую сестру воспитывала мать.

Василиса Премудрая в сказке «Царевна Лягушка» предстает как символ идеальной русской женщины – кроткой, мудрой, хитрой, красивой и хозяйственной.

Как многогранна и прекрасна окружающая нас природа, неотъемлемой частью который мы являемся. Порой привыкнув к местности, в которой живем

Хлестаков Иван Александрович, 23-ёх лет, – главное лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Его имя стало нарицательным, соотносимым с безудержным враньём и гомерически раздутым самомнением

Произведение под названием «Ася» написано знаменитым русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. Он внес великий вклад в развитие русской и мировой литеры, написав много произведений прозаического жанра.

Сочинение Отношения Печорина и Бэлы в романе Герой нашего времени

В романе «Герой нашего времени» 5 глав, главной темой которых является проблема целого поколения, выраженная в образе Печорина. Каждая глава по-своему раскрывает все грани души героя и его характер. Первой главой романа является «Бэла». Основа сюжета – любовь Печорина и юной черкесской красавицы. Повествует эту историю Максим Максимыч. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ главы «Бэла» по плану. Полный анализ романа «Герой нашего времени» по плану представлен здесь.

Суть: о чем глава?

С первых слов рассказчик обрисовывает портрет главного героя. Загадочный, поступки его лишены логики, и сразу видно, что «жизнь его наполнена необычными вещами». В один день Максим Максимыч и Печорин получили приглашение на бал в честь свадьбы князя. Даже в тот вечер юноша не смог пройти мимо приключений и выбрал себе в качестве новой знакомой дочь хозяина — княжну Бэлу. Однако не один Печорин обратил на неё внимание, разбойник Казбич давно испытывал чувства к девушке. Такой азарт и противоборство заинтересовали героя. Печорину было характерно чувство собственности, и если он решил для себя, что красавица будет принадлежать только ему, то пойдет на всё, чтобы добиться этой цели.

Благодаря своей расчётливости, эгоизму и малодушию, Печорин быстро и точно привёл свой план в действие: обменял девушку на коня у ее брата (этого дорогого и редкого коня они выкрали у Казбича), затуманил разум красавице и обманом завладел ею. Но юная черкеска, как и все радости светской жизни, в скором времени наскучила офицеру. Он по-прежнему готов отдать за неё жизнь, но быть с ней ему скучно. Чувства девушки были сильнее, чем Печорин подозревал. Вся её жизнь потускнела и потеряла прежнюю радость.

Когда Печорин и Максим Максимыч вышли из крепости на охоту, Казбич похитил Бэлу и увез в поле, где и убил несчастную, когда понял, что от погони ему не уйти. Последние дни жизни Бэла провела в бреду, проговаривая имя любимого. Максиму Максимычу было искренне жаль ни в чем неповинную девушку. Единственное, в чем можно было бы упрекнуть её, так это в том, что дарила любовь тому, кто не мог ответить тем же. Вот более подробное краткое содержание главы «Бэла».

Популярные сочинения

  • Плохое настроение — сочинение рассуждение
    Иногда бывает такое, что просыпаешься утром, а у тебя уже плохое настроение. Вроде ничего не случилось, но всё вокруг раздражает. Когда другие спрашивают, что с тобой случилось, ты не можешь ответить
  • Сочинение Лепим снеговика (3, 7 класс)
    Зима моё любимое время года. Когда можно поваляться в мягком пушистом снегу, поиграть в снежки с друзьями, покататься на санках, лыжах, коньках, и конечно слепить снеговика.
  • Сочинение описание Моя любимая игрушка (4, 5, 6 класс)
    Сочинения для мальчиков и девочек описание любимой игрушки. У меня много игрушек. Но любимая только одна. Это большой заяц. Подарили его мне давно. Я была совсем маленькой. Как сказала мама, на первую годовщину

Главные герои романа «Герой нашего времени»

Главные герои главы «Бэла» кратко описаны в списке Многомудрого Литрекона. Кроме того, им посвящено сочинение.

  1. Печорин
    – главный герой романа, странный, обаятельный и противоречивый человек, отличающийся эгоизмом и цинизмом, но все же способный любить и страдать. Образ его неоднозначен. В некоторых главах он не проявляет никаких моральных качеств и уважения к своему окружению. В других же, напротив, он заполучает обожание читателя и других действующих лиц искренностью, благородством и тонким умом. Неординарность персонажа заставляет читателя не отвергать образ героя даже в его негативном окрасе. Нам хочется продолжить наблюдение и исследование потаенных уголков его холодной, но в то же время страстной души. В данной главе он проявляет себя жестоким, эгоистичным и холодным человеком: он играючи губит жизнь Бэлы. В то же время он смел, умен и решителен: похищение он организует мастерски, а потом бесстрашно отправляется в погоню за похитителем Бэлы. Его сердце быстро нагревается и остывает, ведь его возбуждают только преграды на пути к чувству. Сама же любовь быстро ему наскучивает. Подробнее…
  2. Максим Максимыч
    – добрый, отзывчивый человек, который привязан к главному герою, но при этом даже ему тяжело понять Печорина. Это старый офицер, честный воин и исполнительный человек. Он так и не завел семьи, поэтому читателю очевидно его одиночество. Этот человек способен на сильные и долгие чувства: он относится к Бэле, как к дочери, и сострадает ее горю. Подробнее…
  3. Бэла
    — дитя гор, гордая, бесстрашная, свободолюбивая, готовая пойти на всё ради своих ценностей. Она горда и красива, поэтому не сразу сдается своему похитителю. Понятия чести для нее священны, но и они пали под натиском любви. Как и любое юное неопытное создание, – она не умеет видеть людей насквозь, и, поверив Печорину, отдаёт ему свою душу и тело. Из-за подлости и черствости своего обидчика, Бэла гибнет, и, возможно, для нее это лучший исход: она слишком мучительно переживала растущее равнодушие Печорина по отношению к ней. Подробнее…
  4. Казбич
    – мстительный и гордый разбойник горного Кавказа. Особую эмоциональную окраску автор не придавал данному образу, но, исходя из поступков персонажа, мы можем создать определенную картину. Захлебнувшись в собственных чувствах и злобе, Казбич уже и не различал давнишние чувство любви к Бэле и желание отомстить Печорину.
Читайте также:
Медный всадник - анализ поэмы Пушкина, история создания

Темы и проблемы

Философская и нравственная проблематика главы «Бэла» выражается во внутреннем вопросе главного героя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Данные философские рассуждения Печорина и желание полностью ощутить жизнь несут за собой непоправимые последствия. Смерть Бэлы — это цена собственного эгоизма главного героя. Он погубил чужую жизнь из-за минутной прихоти. Значит, основные проблемы в главе «Бэла» — это эгоизм главного героя, любовь без взаимности, жестокие нравы Кавказа и бесплодные поиски счастья, которые привели Григория к преступлению.

Основная темы главы «Бэла» — любовь. Через ее призму мы видим душевные изъяны Григория Печорина. Она для Григория непостижима. Она «никому не принесла счастья», потому что любил он только для себя, не отдавая ничего взамен. Печорин, как энергетический вампир, впитывал всё хорошее от спутницы, оставляя ее с душевной пустотой.

Еще одна важная тема — быт и нравы Кавказа. Автор описал менталитет и образ жизни горного народа, которые ускорили развязку трагедии и поставили Бэлу в зависимое положение. Согласно традициям, она не могла вернуться в отчий дом после такого позора, не могла найти свое счастье в родной среде. Эти же патриархальные установки дали Азамату и Казбичу моральное право украсть девушку и растоптать ее чувства.

Не менее интересная тема — столкновение двух цивилизаций, востока и запада. Печорин воспользовался условностями и нюансами ментальности черкесов и завладел Бэлой, породив своим вмешательством множество трагедий и разрушив хрупкий баланс сил в том мире.

Внешность

В повести «Бэла» описание главной героини занимает немалое место. Она достаточна высока (что не типично для горных народов), с тонкой талией, стройна, с глазами как у горной серны, которые казалось заглядывали прямо в душу. Так могут смотреть только дети или люди с чистой, светлой душой. Такой была и молодая княжна. Ее глаза порой сверкали по выражению самого автора «как два черных угля» от радости, а то тускнели от грусти.

Впервые увидев девушку на свадьбе, Печорин был поражен ее внешностью, кротким нравом и скромностью. Этот светский лев, после истории с княжной Мэри и Грушницким, был направлен в «горячую точку», в место, где постоянно велась скрытая война местного населения с «захватчиками». И даже в таком месте Григорий не мог не потешить собственное самолюбие, влюбив в себя молодую, как он сам называл Бэлу, дикарку.

Смысл

Смысл главы «Бэла» — описание образа Печорина, который пережил испытание искушением, любовью, а затем равнодушием и смертельным риском. Почему Лермонтов для знакомства читателя с героем выбрал этот, казавшийся на первый взгляд ужаснейшим, поступок? Много ответов на вопрос дают сами фразы Печорина и его непредсказуемые действия. Герой постоянно находится в состоянии скуки, а единственным лекарством от этого служит приключение. Всё было бы не так плачевно, если бы все поиски и забавы Печорина не несли за собой разрушительную волну страданий для всех людей, что окружали его. Но он охотно платит эту цену за то, чтобы развлечь себя и испытать хоть какие-то эмоции. Такой взгляд на героя нашего времени сразу же ставит на нем клеймо, оправдание которому мы найдем только в финале книги. Автор показывает нам незаурядного человека — романтического героя, который разрушает все, к чему прикасается, но не может найти искомого счастья. Он сам — главная жертва своих проделок, ведь вся тщетность попыток ввергает героя в отчаяние. Такова главная мысль главы «Бэла». Ей еще суждено раскрыться в полной мере в других главах, ведь именно из них мы узнаем, что главный герой спокоен лишь потому, что уже подписал себе смертный приговор: вскоре он погибнет на войне в Персии, куда поедет сам.

Помимо этого, в главе «Бэла» автор заостряет внимание на отличии людей, их менталитета и уклада жизни. Покорность Бэлы и своеволие Печорина противопоставлены, как в начале, так и в конце романа, тем самым создается впечатление замкнутости и целостности композиции. Основная идея главы «Бэла» — показать, как цивилизация западного мира развратила Печорина. Сравнивая его с жителями гор, автор делает выбор в их пользу: их мотивы понятны и естественны, они любят сильно и страстно, в то время как Печорин не чувствует ничего, кроме скуки.

Значение главы в романе

М.Ю. Лермонтов меняет порядок событий и глав. Такое расположение усиливает сюжетное напряжение и постепенно раскрывает сложность и противоречивость характера Печорина. История с красавицей Бэлой по временным рамкам находится в середине романа, однако сам автор решил, что знакомство читателя с Печориным начнется именно с этой главы, наполненной трагическими и захватывающими событиями. Лермонтов решает заинтересовать читателя, используя прием замедления повествования, дает ему возможность анализировать сложившуюся ситуацию.

Автор сначала осуждает своего героя, поэтому «Бэла» стала первой главной романа «Герой нашего времени». Писатель далек от идеализации своего персонажа, ему важно сначала дать ему характеристику без прикрас, и лишь потом дать некоторое оправдание его поступкам. Такое вступление интригует и заставляет нас поторопиться с прочтением очередной главы.

Читайте также:
Тени сизые смесились анализ стиха Тютчева - сюжет, настроение

Каждый эпизод романа «Герой нашего времени» повлечет за собой бурную дискуссию как в школьном классе, так и во взрослом обществе. Можно долго анализировать образ главного героя, его поступки и действия, но не прийти к единому выводу. Загадочность и неоднозначность – ключевые черты характера Григория Печорина.

Автор: Полина Чернышова

Эссе на тему «Любил ли Печорин Бэлу?»

Произведение «Герой нашего времени» под авторством М.Ю. Лермонтова у ряда читателей после прочтения оставляет скорее вопросы, а не ответы. Одним из них стало сомнение относительно чувств героя по отношению к Бэле. Любил ли ее Печорин на самом деле или это была лишь игра? Способен ли герой на искренние чувства к кому-то?

История Бэлы раскрывается в одноименной главе, где повествование ведется от лица Максима Максимовича. Девушка представляет собой черкешенку шестнадцати лет, которую брат готов продать ради собственной выгоды. Бэла — персона трагичная, она изначально обрекла себя на несчастную жизнь. Во-первых, девушка не может постоять за себя и только переносит все происходящее с грустью и печалью.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Во-вторых, она даже не пытается бороться за любовь, хотя прекрасно понимает, что Печорина изначально привлекло именно ее равнодушие, которое должно было приоткрыть интересные стороны в характере, но картина оказалось скучной, что позже подметил и сам герой: «…Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно…». Это исключительная потеря интереса к юной особе косвенно станет в итоге причиной трагичного финала для Бэлы.

Я считаю, что говорить о настоящей любви со стороны главного персонажа нельзя, ведь искренне он любил только Веру. К Бэле у Печорина оказалось влечение, спровоцированное именно отношением девушки, то есть ее холодностью. Во многом сыграла роль и жалость, иначе сложно объяснить мотивацию спасения девушки от обмена. Фактически, последовавшее за спасением заточение в крепости объясняет многое. Так, герой привез ее для того, чтобы предостеречь трагедию, узнать девушку лучше и завоевать сердце. Печорин моментально теряет к ней интерес, когда понимает, что по натуре возлюбленная скучна. Его цель достигнута и больше нет смысла оставаться рядом, о чем повествует и писатель: Печорин все чаще ищет повод для того, чтобы избежать общества героини.

Таким образом, читателю никогда не придется отвечать на вопрос «Почему Печорин разлюбил?», ведь он никогда не испытывал к Бэле настоящих чувств. Герой скорее вел игру, тактической целью которой было завоевать сердце юной черкешенки. Писатель неоднократно в подтверждение этой точки зрения дает понять, что Печорин потерял смысл жизни, он уже и сам не знает где настоящее, а где будущее, не способен различать чувства и игру, причиняя боль окружающим.

Отношения Печорина и Бэлы в романе «Герой нашего времени»

Григорий Печорин — главный персонаж романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Мужчина влюбляется в юную девушку и крадёт её из отчего дома. Отношения Печорина и Бэлы складываются непросто и заканчиваются трагическим образом. Девушка покоряется Григорию, но он теряет к ней интерес. Автор даёт понять читателю, что герой не только несчастен сам, но и обрекает на страдания всех женщин, с которыми его сталкивает жизнь.

Краткое содержание главы «Бэла»

В данной главе повествование ведется от лица максима Максимовича, старого приятеля Печорина. Они случайно встретились по дороге из Тифлиса. Вместе они останавливаются на станции, где Печорин знакомится с Бэлой, шестнадцатилетней черкешенкой. Главный герой сражен ее красотой, гордостью и неприступностью. Девушке он тоже нравится, но она не подпускает его близко. Узнав, что ее брат Азамат готов продать сестру за коня разбойника Казбича, Печорин решается украсть девушку. Сначала Бэла, заточенная в крепость, грустит и поет печальные песни, но потом понемногу начинает влюбляться в Печорина. Постепенно ее чувства усиливаются, и она неспособна думать ни о чем кроме своего возлюбленного. Печорину же девушка быстро наскучила, он стал искать любой повод не быть с ней рядом, постоянно уезжал на охоту или в город.

Бэла не устраивала скандалов и не закатывала истерик. Девушка понимала, что интерес к ней угас и его не вернуть. Судьба Бэлы сложилась трагически. Ее убивает разбойник, но прежде чем умереть, она мучается и в бреду постоянно повторяет имя своего возлюбленного. Единственное, о чем она жалеет, то что с Печориным они принадлежат к разным религиям и не смогут встретиться на небесах.

Отношение Печорина к Бэле можно назвать эгоистичным и безрассудным. Если бы девушка не встретила Печорина, то ее жизнь могла бы быть намного счастливее.

Знакомство героев

Григорий Печорин приезжает на службу в крепость N, которая находится на Северном Кавказе. Князь, живущий неподалёку, приглашает героя на свадьбу своей старшей дочери. На торжестве Печорину удаётся впервые увидеть шестнадцатилетнюю Бэлу.

Юная черкешенка с первого взгляда покоряет сердце главного героя произведения. Её красота и неприступность сражают Григория наповал. Цитаты из произведения позволяют кратко описать внешность девушки:

  • высокий рост;
  • стройная фигура;
  • чёрные глаза.

До встречи с юной черкешенкой у Григория было немало женщин, но Бэла отличается от его прежних подруг. Она обладает непростым нравом и не спешит бросаться в объятия мужчины. Описать её характер можно следующим образом:

  • гордая;
  • неприступная;
  • естественная;
  • добрая;
  • нежная;
  • самоотверженная.

Герой влюбляется в Бэлу и решает украсть её из отчего дома. Совершить похищение ему помогает брат юной черкешенки — Азамат. Он отдаёт сестру Печорину, а взамен получает коня, о котором давно мечтал. Отец юной красавицы не знает, куда пропала его дочь.

Отношение Бэлы к Печорину

Бэла любила Печорина искренней и преданной любовью. Бэле было всего 16 лет, она хотела быть гордой и независимой, но ее юная натура не смогла устоять перед таким опытным обольстителем. Как и княжна Мери, она готова на все ради любимого. И если сначала она скучала по отцу и предавалась унынию, то потом весь ее мир сосредоточился на одном человеке. Ее совершенно не смущало, что Печорин выкрал ее из дома, оторвал от семьи. Даже когда девушка поняла, что Печорин холоден к ней, она его не осуждает, а продолжает любить его всем своим огромным сердцем.

Читайте также:
Размазня - краткое содержание рассказа Чехова, основная мысль

Печорин был единственным мужчиной, которого Бэла любила. Это можно проследить по следующей цитате: «…Да, она нам призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления. Да, они были счастливы!…»

Смерть Бэлы безусловно повлияла на Григория Александровича. Однако на ее похоронах он ни разу не заплакал, а когда Максим Максимович попытался его утешить – даже рассмеялся.

Отношения между героями

Григорий Александрович Печорин подолгу службы был направлен на Кавказ. Переводом его отправили в крепость N. Рядом с ней жил князь, который выдавал свою старшую дочь замуж. Григорий был в числе гостей свадебной церемонии. Именно там он и познакомился с сестрой невесты — Бэлой.

Юная красавица очаровала его с первого взгляда. Лермонтов в своём романе кратко описывал внешность героини следующим образом:

  1. Высокий рост.
  2. Худощавое телосложение.
  3. Чёрные глаза.

На своём жизненном пути герой встречал много девушек, но эта красавица стала занозой в его сердце и никак не могла выйти из головы.

Начало романа

Девушка оказалась неприступной, это ещё больше разжигало огонь в душе Григория. Она была непохожа на всех остальных, ведь другие отдавались герою по первому зову. Когда Печорин понял, что добровольно Бэла никуда с ним не пойдёт, он принимает решение украсть её. Умыкнуть невесту помог брат девушки в обмен на коня.

Григорий Александрович долго добивался расположения возлюбленной. Ради неё он делал следующее:

  1. Дарил подарки. Однако она была неподкупной и не кидалась на шею в благодарность. Как они на неё повлияли, можно показать следующей цитатой: «…Подарки подействовали только вполовину; она стала ласковее, доверчивее — да и только…».
  2. Выучил татарский язык. Он хотел удивить девушку тем, что может разговаривать на родном для неё языке. Даже этот поступок не смог окончательно растопить сердце героини.

Когда Григорий устал делать шаги навстречу и решил отпустить Бэлу домой, она не захотела уходить и осталась с ним.

Дальнейшее развитие

Григорию понадобилось много времени, чтобы добиться желаемого, но в итоге у него всё получилось. Следующие 4 месяца были самыми счастливыми в жизни героев. Они радовались каждому моменту, проведённому друг с другом. Бэла смогла по-настоящему полюбить Печорина и была готова ради него на всё. Ему наконец-то удалось добиться того, к чему так долго стремился.

К сожалению, Григорий быстро остыл к героине, она стала для него неинтересна.Он начал всё реже появляться дома и практически не уделял ей внимания. Кем же в итоге была для него девушка? Задумываясь, зачем она ему понадобилась, сложно поверить, что это искренняя любовь. Скорее всего, Бэла была для него обычным жизненным эпизодом, которому он не придал никакого значения.

Отношение Печорина к Бэле

История любви Печорина и Бэлы длилась всего 4 месяца. Сначала, сраженный красотой черкешенки, главный герой пытается ее завоевать. После того, как она ответила ему взаимностью, их счастье длилось недолго. Печорин быстро утратил интерес к красавице, и ее чувства стали ему не интересны. Печорин не способен искренне полюбить девушку. При знакомстве ему было интересно завоевать девушку. В их отношениях она выступала в роли добычи, а он в роли охотника. Заполучив себе эту гордую и красивую женщину, он начинает скучать и избегать ее внимания.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Печорин и Бэла в романе М. Ю. Лермонтова «Герои нашего времени». Здесь раскрываются отношения между молодыми людьми, показывается истинное отношение главного героя к юной черкешенке.

«Печорин и Бэла»

Автор назвал одну из повестей своего романа именем черкесской девушки Бэлы. Это название как будто предопределяет трогательность и некоторый драматизм сюжета. И действительно, по мере повествования, которое ведется от лица штабс-капитана Максим Максимыча, мы знакомимся с яркими, необычными персонажами. Главный герой повести — офицер Григорий Александрович Печорин, прибывший на Кавказ для прохождения воинской службы. Он сразу предстает перед нами человеком необычным: увлекающимся, смелым, умным: «Славный был малый, только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего… Ходил на кабана один на один…» — так характеризует его Максим Максимыч. Характер Печорина сложен и противоречив. Наряду с его положительными качествами, мы вскоре убеждаемся в его честолюбии, эгоизме, душевной черствости. Для собственного удовольствия, из жажды новых впечатлений, он вступает в сговор с бесшабашным черкесом Азаматом, бредившем хорошими лошадьми. В обмен на лошадь Казбича, Печорин, тайно, решает заполучить от черкеса его сестру, юную девушку Бэлу, даже не думая об ее согласии. На возражения Максим Максимыча, что это «нехорошее дело», Печорин отвечает: «Дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он…». И вот этот немыслимый обмен девушки на лошадь состоялся. Офицер Печорин стал хозяином Бэлы и пытался приучить ее к мысли, «что она никому не будет принадлежать кроме него…». Вниманием, подарками, уговорами Печорин сумел добиться любви гордой и недоверчивой Бэлы. Но у этой любви не могло быть счастливого финала. По словам автора: «Что началось необыкновенным образом, должно так же и кончиться. Очень скоро отношение Печорина к „бедной девочке переменилось“. Бэла быстро надоела ему, и он стал искать всяческого повода уйти от нее, хотя бы на время. Бэла является полной противоположностью Печорину. Если он — дворянин, светский аристократ и сердцеед, то Бэла — девушка, живущая по законам гор, в соответствии со своими национальными традициями и обычаями. Она готова всю жизнь любить одного мужчину, быть до конца преданной ему и верной. А сколько гордости и независимости было в этой юной чеченке, хотя она понимала, что стала пленницей Печорина. Как настоящая жительница гор, она готова принять любой поворот судьбы:»Если ее разлюбят — она сама уйдет, потому что она — княжеская дочь…». На самом деле Бела так полюбила Печорина, что несмотря на его холодность, думала только о нем. Ее огромное безответное чувство к этому офицеру и стало причиной ее гибели от рук Казбича. Смерть Бэла приняла спокойно, говоря только о своей искренней любви к Печорину. Наверное, она была достойна лучшей участи, но полюбила равнодушного и холодного человека и пожертвовала ради этого своей жизнью. Какова же была реакция Печорина на ее смерть? Он спокойно сидел с лицом, которое «не выражало ничего особенного». А в ответ на слова утешения Максим Максимыча, «он поднял голову и засмеялся». Всюду, где появлялся Печорин, он приносил людям страдания и несчастия. Вырванная из родной семьи и брошенная им Бэла погибла. Но ее любовь и смерть стали лишь простыми эпизодами в жизни Печорина

Читайте также:
Митрофан - характеристика героя Недоросль, описание образа

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых компанейских — Главные герои «Герой нашего времени»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
  • для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
  • для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Популярные сочинения

  • Русская литература второй половины XIX века (19 века)
    XIX век стал «золотым» для русской литературы. В это время появилось много замечательных поэтов и писателей. Чьи имена известны далеко за пределами России, именно они познакомили мир с русской классической литературой
  • Самодуры в пьесе Островского Гроза
    Самодур – это человек, который совершает поступки по своей прихоти, не считаясь с мнением других людей. Другими словами, это эгоист, который думает только о себе. Н. Островский в
  • Характеристика и образ Луки Лукича Хлопова
    Луку Лукича Хлопова автор изобразил одним из важных персонажей в данном замечательном произведении. Занимая низкую чиновничью должность в данном городе, стоит сказать, что от также отвечал и за состоянием учебных заведений в нем.

Вариант 2

Печорин предстает перед читателем неординарным, честолюбивым и эгоистичным циником. В главе Бэла автор обнажил худшие качества своего героя. Его душа томится в плену серой скуки беспросветных будней. Ему явно недостает страстей, переживаний, и он находит их, создавая конфликтные ситуации с сослуживцами, с прелестными дамами.

Печорин провоцирует вспыльчивого, несдержанного Грушницкого и убивает его на дуэли. Он совсем извел несчастную Веру, которая страдает от безответной любви. Мэри унижена, практически уничтожена расставанием с Печориным. И снова объект его внимания становится жертвой. Прекрасная черкешенка Бэла погибает, ее семья разрушена. Он сеет смерть и слезы. Печорин холодный и расчетливый, его нисколько не смущает варварский способ, которым он планирует заполучить девушку.

На беду, молодой черкешенке повстречался Печорин и потерял голову от ее красоты. Случайно узнав о готовности брата Бэлы заполучить коня разбойника Казбича в обмен на девушку, Печорин заключает с княжичем дьявольское соглашение. Азамат получает коня, Григорий Бэлу. И никого из них не беспокоят чувства девушки.

Печорин и слышать не желает, пытавшегося его вразумить Максима Максимовича. Григорию всегда удавалось очаровывать женщин. Княжеская дочь неприступна и горда, тем и желаннее, азарт охотника уже захлестнул разум Печорина, он предвкушает только победу. В ход идут и уговоры, и лесть, и угрозы, что девушка принадлежит только ему и никогда не быть ей с другим. Молодой офицер был искусным мастером обольщения и получил желаемое.

Неискушенное юное создание, отдавших чувствам, сгорело как мотылек. Княжеская дочь, яркая восточная красавица, высокая, стройная, грациозная, с копной черных волос и такими же черными, горящими глазами, гордая и свободная была достойна лучшей партии, но стала жертвой подлых интриг негодяев.

Девушка была слишком молода и неопытна, а суровое кавказское воспитание, заставляет ее покориться судьбе. Увещевания и забота Печорина покорили ее сердце, она прониклась к нему искренними чувствами. Девушка всецело отдалась захватившей ее страсти, без оглядки, не требуя ничего взамен. Она понимает, что сердце ее разбито, когда видит равнодушие в глазах любимого, но покорно принимает ситуацию и молча страдает.

Эта жертвенность завораживает, восхищает и трогает до глубины души. Испытав большое искреннее чувство, пусть недолго, но Бэла была счастлива. Смерть девушки ужасна, но она приходит как избавление от предстоящих ей мук, останься она в живых.

Другие сочинения: ← Авторское отношение к Мцыри↑ ЛермонтовПсихологический портрет Печорина →

Печорин – главный персонаж произведения «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, великого русского писателя, родившегося в Москве в 1814году. В своем романе он переворачивает происходящие события, начиная повествование с середины. Лермонтов сделал это для того, чтобы мы правильно поняли характер Печорина, не приняли его, как слабого, беззащитного человека, сломленного порывом событий.

«Бэла» – так называется первая глава романа. После всего произошедшего с Григорием Александровичем (это рассказывается во второй части произведения), он находит в себе силы начать новую жизнь, заново любить, чувствовать, наслаждаться. Его старший наставник и комендант крепости, куда сослан герой за убийство Грушницкого на дуэли, Максим Максимыч, знакомит его с прехорошенькой Бэлой, в которую влюбляется Печорин. Он решает похитить шестнадцатилетнюю девушку, и через некоторое время ему удается влюбить её в себя, к сожалению, не совсем честным способом. Штабс-капитан рассказывал: «Да, она нам призналась, что с того дня как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на неё такого впечатления. Да они были счастливы!».

И правда, она полюбила его всем сердцем, восхищалась им. Григорий Александрович в свое время, как рассказывал Максим Максимыч, наряжал её, как куколку, холил и лелеял; и она так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках. Видно, что девушка была любима; вся сияла и цвела. Но счастье продолжалось месяца четыре. Потом Печорин все чаще и чаще стал пропадать на охоте. По целому утру, а один раз и второй день не появлялся. Девушка очень переживала: «Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная, что я испугался», — говорил штабс-капитан. Она уже подумывала, что её возлюбленного ранил дикий кабан или чеченец утащил в горы, а еще хуже, что он её не любит. Вдруг появляется Казбич, но промахнувшийся выстрелом часовой спугнул его. «Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие…». Другая бы тут же начала бранить, ругать его, но не она. Бэла боялась, что он покинет её, что она ему наскучит своими упреками и просьбами, ведь она очень его любит и боится потерять. А Григорий Александрович уже охладел к ней, угасла та страсть, которая была когда-то в его сердце. Бэла менялась на глазах: «… заметно начала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели». Но она не перестала любить, и он был для неё всем. Вскоре их разделила смерть девушки от руки Казбича. Печорин не успел её спасти. Разлюбив Бэлу, он словно предал её. И снова его возлюбленная пострадала из-за его характера. Даже умирая, Бэла бредила и «говорила о Печорине, давала ему разные нежные названия или упрекала его в том, что он разлюбил свою джанечку…» В последние часы жизни, придя в себя, Бэла «печалится о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой». Умирая, она просит её поцеловать, а в поцелуе, кажется, хочет передать всю свою душу. Печорин стал виновником её смерти, но он для неё герой, самый дорогой человек.

Читайте также:
Денисов Василий Федорович - характеристика и образ героя в романе

Бэла – очень ранимая, хрупкая девушка, которая горячо любила Григория Александровича, была предана ему всей душой. Она старалась делать все ради него, чтобы оставаться с любимым, быть его спутницей по жизни, а он погубил не только всю её семью, но и саму девушку, и всё ради развлечения, надеясь обрести, как низвергнутый Демон, рай на земле, не тратя при этом душевных усилий.

Характеристика и образ Грушницкого в романе Лермонтова Герой нашего времени сочинение

Грушницкий – один из второстепенных персонажей в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Грушницкому двадцать лет, но выглядит на двадцать пять. Имеет смуглую кожу, привлекательное лицо, короткие черные кудрявые волосы и усы, которые он вечно теребил левой рукой.

Родом он из небогатой дворянской семьи. Родители его живут в деревне.

Грушницкий недавно стал военным: только год на службе. Сначала он был при звании юнкера, но позже становится офицером. Это очень тщеславный человек и романтик. Всю жизнь хотел быть романтическим героем в чьей-либо жизни. Грушницкий все время носил свою военную форму, чтобы нравится дамам и иметь вид страдальца.

Держался на вид всегда смело и уверенно, но это только на вид. В бой он всегда бежал впереди, размахивая шашкой, но глаза его все время были зажмурены. На службе получил ранение в ногу и был отправлен на лечение на воды. Там молодой человек встретил своего хорошего знакомого Печорина и познакомился с молодой княжной Мэри, в которую позже влюбился.

Княжна Мэри и Грушницкий проводили много времени вместе. Ее мать не считала это чем-то серьезным, так как не видела в нем хорошего кандидата в мужья своей дочери. Грушницкий всегда старался производить хорошее впечатление на дам, что у него и получалось.

Сам по себе он был очень глупый, но любая его эмоция: будь то страдание или отчаяние – выглядели забавно. К нему относились такие качества, как самовлюбленность и месть. Также этот молодой человек был способен на подлость из-за низкой самооценки и слабохарактерности.

После того, как Печорин от скуки и зависти влюбил в себя княжну Мэри, Грушницкий стал мстить. Он стал распускать всякие грязные слухи о девушке, что сильно подпортило ее репутацию в обществе. Позже вызвал Печорина на дуэль. Но дуэль эта не должна была быть по плану Грушницкого честной, то есть Печорин в любом случае должен был умереть, а Грушницкий выжить. Но Григорий узнал об этом и на дуэли сказал, что все знает и предложил своему бывшему другу отменить дуэль, либо перезарядить пистолеты. Но тот отказался от отмены дуэли и был убит.

Лермонтов не любил Грушницкого. Он не пытался даже показать его с хорошей стороны. Вполне логично, что у Грушницкого жизнь закончилась именно так.

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является молодой офицер Грушницкий, приятель и сослуживец главного героя Печорина.

Автор представляет Грушницкого в качестве небогатого дворянина в возрасте двадцати лет с хорошим телосложением, выразительными чертами лицами, смуглой кожей и темными волосами.

Грушницкий хорошо образован, владеет в совершенстве французским языком, воспитан, умеет соблюсти приличия, установленные в обществе, считает себя единственным и неотразимым. Молодой офицер умеет произвести впечатление на женщин, которые считают его милым и забавным юношей, отличающимся остроумием. Речь Грушницкого быстра и вычурна, богата пышными и громкими фразами о бессмысленных вещах. Он испытывает наслаждение от произведенного им эффекта, так как тщеславно мечтает стать героем красивого романа, который, по его мнению, у него обязательно произойдет. Это является проявлением его романтического фанатизма, изображая возвышенные страсти, и ощущения собственной исключительности.

Но при этом молодой человек не обладает умственными способностями, достаточно глуп и самовлюблен в силу возраста и отсутствия жизненного опыта, не отличается храбростью, поскольку участвует в боевых сражениях зажмурив глаза.

Из-за юных лет Грушницкий плохо разбирается в характерах окружающих его людей и, поскольку отличается самовлюбленностью, не чувствует опасности, которая исходит от главного героя. Кажущийся милейшим человеком, Грушницкий проявляет во время происходящих в романе событий свои многочисленные негативные качества, выражающиеся в чувстве мести, подлости и предательстве. Отвергнутый княжной Мери, юноша начинает распускать о ней нелицеприятные слухи, которые приводят к дуэли главного героя с Грушницким. Перед началом поединка трусливый Грушницкий портит оружие противника, и только волею случая Печорин обнаруживает неисправность.

Финалом дуэли становится смерть Грушницкого от пули Печорина, но ущемленный и униженный юноша не осмеливается принести извинения перед девушкой за клеветническую информацию о ней.

Читайте также:
Анализ главы Фаталист в романе Герой нашего времени - значение

Раскрывая образ Грушницкого в произведении, автор акцентирует внимание, что характерные молодому офицеру черты угадываются и в образе главного героя романа, который также наслаждается от скуки, играя человеческими чувствами, что приводит к трагическим и драматическим последствиям.

Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой нашего времени

Если Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. Эта роль включает в себя не только положение в самой книги, где Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью протагонисту. Лермонтов делает образ юнкера в чем-то собирательным и через него передает суть того каким поверхностным и неразвитым может быть представитель военного класса.

На протяжении всего романа писатель иронизирует над Грушницким и не создает у читателя к нему никакой симпатии, даже наоборот, провоцирует некоторое презрение. Тем не менее, молодому юнкеру возможно сопереживать, когда понимаешь пустоту его души. Он хотел только производить впечатление и интересовался только собой, но ничего не понимал в людях.

Именно поэтому Грушницкого так легко используют и княжна и драгунский капитан. Конечно, эти люди тоже увлекаемы своими страстями и эмоциями, однако, этот факт не является для них препятствием к управлению эмоциями и побуждениями Грушницкого. Он в свою очередь практически полностью пуст внутренне и только подражает другим или руководим мнением других.

Возможно, только его чувство к Мери является искренним, но и оно не глубоко. Перед нами простой пример влюбленности, которая увлекает как очарование чего-то чарующего и приятного, но не проникает в глубину личности как выстраданное и преданное чувство.

Также и дружба с Печориным не является искренней, точнее, искренняя только внешне, а в действительности представляет собой полнейшее лицемерие.

Мне кажется, в чем-то Лермонтов угадал фигуру антигероя на все времена и тут не следует делать скидку на молодость Грушницкого, и в его возрасте бывают вполне зрелые люди, которые на самом деле могут претендовать на звание героя. Грушницкий мог бы набраться опыта в дальнейшем, если бы не погиб, но в сути своей он бы остался неисправим, об этом с насмешкой и писал Лермонтов.

Характеристика Грушницкого

В главе «Героя нашего времени» под названием «Княжна Мери» читатель встречает молодого небогатого дворянина лет двадцати, чьё имя так и остается нераскрытым. Этот герой, приехавший из провинции, отслужил уже год и стал юнкером. Именно служба ещё до событий романа связывает его с Печориным. Когда-то они были друзьями, но воссоединение закончилось трагично.

Грушницкий хорош собой: у него тёмные кудри и усы, выразительное смуглое лицо, крепкое телосложение. Он воспитанный и образованный молодой человек, который плохо танцует, но безупречно владеет французским. Он слаб характером и глуп, но всё же приятен в общении. Из вышесказанного видна отчётливая противоречивость. Грушницкий описан весьма подробно и многие из данных ему М.Ю.Лермонтовым характеристик кажутся противоположными друг другу. Юнкер имеет награду за военные заслуги, несмотря на то, что автор описывает его слабохарактерным трусом; он способен на обман, жестокость, мстительность и тщеславие, хотя при этом проявляет вежливость, романтичность и кажется забавным.

Грушницкий начал показывать себя исключительно с худшей стороны, когда его отвергла княжна Мери. Они с ней общались уже достаточно долго, и он производил хорошее впечатление. В целом у юнкера сложные отношения с женщинами и нет опыта, но он давно мечтал стать для какой-нибудь девушки героем. Отказ оказался болезненным для него, ведь молодой человек по натуре слабо заинтересован в других людях; он без меры самоуверен и преисполнен гордыней. К тому же, он хотел отомстить Печорину за то, что он очаровал княжну, не имея серьёзных намерений, лишь от скуки. Грушницкий распускает о Мери грязные слухи, а после даже решается на подлость и тайком приводит в неисправное состояние оружие противника. Лишь по счастливой случайности Печорину удаётся узнать о предательстве бывшего друга, случившемся у него за спиной. Печорин в этот момент проявляет благородство: несмотря на обиду, он предлагает отменить дуэль, но юнкер идёт до конца, не испытывая мук совести по поводу произошедшего. Он хотел, чтобы история закончилась позором княжны Мери и бесчестной расправой над Григорием. Но Грушницкий погиб во время дуэли, которую сам организовал, и не извинился за причинённое зло даже в последние мгновения жизни.

М.Ю.Лермонтов провёл некую параллель между образом Печорина и Грушницкого. Оба молодых человека играют с чувствами других людей и оба умирают в расцвете лет. Их безразличие к чувствам окружающих могут привести лишь к трагическому финалу.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Грушницкого в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

В теплый летний день нет ничего лучше, чем отправиться на свое любимое озеро. На водной глади отражается окружающий лес, поют лягушки, около берега стаями плавают мальки.

Вероятно, мечты все-таки являются индивидуальным свойством каждого человека. Хотя могут быть похожими или даже вообще идентичными, к примеру, такие мечты как разбогатеть или стать популярным

В произведении А.П. Чехова «Палата № 6» Михаил Аверьяныч является второстепенным персонажем.

Я очень сильно люблю свою маму. Она у меня самая красивая. Каждое утро ее можно увидеть сильно растрепанной, только что проснувшейся, такой какой ее сделала природа.

Пейзаж Тишина написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1898 году. Картина относится к позднему периоду его творчества. В это время Исаак Левитан посвятил несколько своих произведений вечерним сумеркам

Образ и характеристика Грушницкого — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ Грушницкого представлен в главе «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Этот второстепенный персонаж — антипод главного героя, некоторые считают его пародией Печорина.

Портрет Грушницкого: имя, возраст, воинское звание, описание внешности

Автор не сообщает, как звали Грушницкого, поскольку этот герой представлен в главе «Княжна Мери», которая является частью дневника Печорина. В ней он называется так, как его называет автор дневника, то есть по фамилии.

Сколько Грушницкому лет тоже неизвестно, Печорин считает, что едва ли 21 год, хотя выглядит он лет на 25. Он черноволос, смугл, хорошо сложен.

«Грушницкий — юнкер», то есть солдат из дворян. На службе он только год, но у него уже есть орден — «георгиевский солдатский крестик». Свою толстую серую солдатскую шинель Грушницкий носит с особым франтовством, носит её гордо, так как хочет предстать перед окружающими существом, обречённым «каким-то тайным страданиям». Поэтому княжна Мери подумала, что он разжалован в солдаты за дуэль и в её глазах он стал романтическим героем.

Читайте также:
Скотинин - характеристика героя Недоросль, описание образа

Характер и поступки

Главное качество, присущее Грушницкому — фразёрство, то есть любовь к красивым, напыщенным фразам, которые лишены внутреннего содержания. Он любит готовыми пышными фразами, намёками на свои «необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания» производить впечатление на женщин. Княжна Мери сначала с благосклонностью слушала его сентиментальную речь и «мудрые фразы», но затем ей надоели его фразёрство, тем более, что она узнала, что он — не разжалованный офицер.

Этот герой самолюбив. Печорин отмечает, что, разговаривая, юнкер не слушает собеседника, не отвечает на его возражения, а говорит, закидывая собеседника словами. Он «занимался целую жизнь одним собою». Цель жизни Грушницкого, по мнению Печорина, «сделаться героем романа». Он старался уверить окружающих в том, что он человек с возвышенными чувствами, герой и страдалец.

Самодовольство Грушницкого проявилось в том, что он не улавливает иронию Печорина, когда тот говорит, что солдатская шинель делает его героем в глазах чувствительных барышень, и уверяет, что княжна Мери влюблена в него. Когда он был произведён в офицеры и явился к Печорину в армейском пехотном мундире, на его лице было написано самодовольство, а походка была гордой. Самодовольство этого героя проявляется и в том, что он, говоря с Печориным, называет Мери «моя княжна». Грушницкий хочет добиться любви княжны Мери тоже, скорее всего, из-за своего самолюбия и самодовольства.

Печорин отмечает, что этот человек не знает и не понимает других людей, не вникает в причины их поступков, так как занят только собой.

Отношения Печорина и Грушницкого

Эти люди познакомились в действующем отряде, затем встретились в Пятигорске, куда юнкер приехал лечить раненую ногу. Наружно они были в дружеских отношениях, но не любили друг друга:

  • Грушницкий — за то, что Печорин понял его старание казаться существом, обречённым на тайные страдания;
  • Печорин презирает Грушницкого за все его отрицательные качества, которые он прекрасно видел. Впрочем, он замечает, что когда тот «сбрасывает трагическую мантию», то бывает «довольно мил и забавен».

Печорин относится к Грушницкому снисходительно, с иронией. Он характеризует его как романтического фанатика, желающего стать героем романа. Характер Грушницкого был неприятен Печорину из-за того, что юнкеру было присуще такое качество как фразёрство и показная храбрость («он в деле махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза»).

Конфликт между ними начался с того, что Грушницкий обиделся на приятеля, сказавшего при княжне Мери, что он стал в мундире моложавее, хотя знал, что тот хочет казаться немолодым человеком. Ещё больше он обиделся, когда узнал, что Печорин будет танцевать мазурку с Мери. Дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной, когда Грушницкий рассказал своим приятелям, что Печорин ночью посещал княжну Мери.

Убийство Грушницкого было неизбежным для Печорина, так как тот согласился на подлое предложение драгунского капитана, который был его секундантом, не заряжать пистолет Печорину. Печорин ждал, что противник проявит великодушие и признается в этой подлости своего секунданта, но этого не случилось. Совесть всё же помешала Грушницкому сразу выстрелить в безоружного противника, но он выстрелил после того, как капитан назвал его трусом. Пуля только оцарапала колено его противника. Тот сказал своему секунданту доктору Вернеру, чтобы он зарядил его пистолет, так как эти господа не положили в него пулю. Затем он предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы и обещал в этом случае его простить. Но тот воскликнул, что если противник его не убьёт, то он зарежет Печорина ночью из-за угла. Тогда Печорин выстрелил.

Таким образом, причина дуэли Печорина и Грушницкого — обострение их конфликта, о котором можно рассказать в нескольких словах:

  • Печорин смеётся над псевдоромантизмом юнкера, вызывая его раздражение и злость.
  • Затем он ухаживает за княжной Мери и добивается её расположения, этим окончательно дискредитируя Грушницкого.

Заключение

Образ Грушницкого, человека заурядного, всеми силами старавшегося выглядеть романтиком, необычным человеком, помогает понять незаурядность личности главного героя романа.

Характеристика образа Грушницкого, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Грушницкий

Грушницкий – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись.

Скорее всего, по причине немного презрительного отношения Печорина к нему:

он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа.

«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами

Возраст

ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год.

Отношение к Печорину

Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.

В конце враждебное. Грушницкий был убит Печориным на дуэли.

Я выстрелил… Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.

Внешность Грушницкого

Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль.

Социальный статус

По началу юнкер

я пари держу, что она не знает, что ты юнкер

Впоследствии становится офицером.

Пришел Грушницкий и бросился мне на шею: он произведен в офицеры

За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира

Родом Грушницкий из не очень богатого рода в глубинке. Имеет неплохое образование и воспитание

накануне отъезда из отцовской деревни

громко отвечал мне по-французски

знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится

Читайте также:
Бесприданница - краткое содержание по действиям и явлениям пьесы

Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием

Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…

Дальнейшая судьба

Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого.

Личность Грушницкого

Грушницкий тщеславен, мечтает стать героем романа

он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.

он из тех людей … Производить эффект – их наслаждение

Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма

Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель

носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель

спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по видимому имеющую какую то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи

Грушницкий говорит вычурно и важно

под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное (о себе)

Грушницкий любит разыгрывать из себя величайшую жертву:

Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил

Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне

В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание

Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня

да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем

Грушницкий совершенно не разбирается в отношениях и других людях

Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко…»

Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!

Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин

я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет. (Грушницкий о себе)

Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении

Грушницкому не чуждо благородство:

Ни за что не соглашусь! – говорил Грушницкий (о нечестной дуэли)

только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей. Как вы думаете?

Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного

– Не могу, – сказал он глухим голосом (выстрелить в безоружного Печорина)

Но в тоже время и слабость характера, самолюбие и трусость. По этой причине он и не смог не выстрелить в Печорина под нажимом своего секунданта

но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать

особенно самолюбие его оскорблено

Грушницкий самодовольно улыбнулся

Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар! (Печорин о Грушницком)

Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что то не русская храбрость.

Трус! – отвечал капитан (о Грушницком)

О ранении

Грушницкий поехал на лечение из-за ранения в ногу.

Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня

В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание

сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу

нога его вдруг выздоровела: он едва хромает

Статьи в тему:

  • Печорин
  • Максим Максимыч
  • Бэла
  • Казбич
  • Азамат
  • княжна Мери
  • Вера
  • Доктор Вернер
  • Вулич

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Характеристика Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: образ, описание внешности и характера в цитатах

Грушницкий и княжна Мери.
Художник М. Врублель

Характеристика Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: образ, описание внешности и характера в цитатах

Полное имя Грушницкого в романе не указано.

Грушницкий – молодой военный:

“. накануне отъезда из отцовской деревни. “

“. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, – иногда тем и другим. “

“. я пари держу, что она не знает, что ты юнкер. “

“. ему едва ли двадцать один год. “

“. Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. ” (о Грушницком)

“. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. “

“. взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xоxол. “

“. причина, побудившая его вступить в К. полк. “

“. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. “

“. У него георгиевский солдатский крестик. “

“. сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу. “

“. знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится. “

“. Грушницкий громко отвечал мне по-французски. “

“. Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…”

“. Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тут‑то он, я думаю, старается. “

“. ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно. “

“. «Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами. “

“. Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко. “

“. Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак. “

“. но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать. “

“. он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. “

“. Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма. “

“. Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием. “

“. села возле Грушницкого, и между ними начался какой то сентиментальный разговор. “

“. даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал. “

“. Только тогда бедный страстный юнкер заметил мое присутствие. “

“. под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное. “

“. Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин. “

“. я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет. ” (Грушницкий Печорину о себе)

“. признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. “

“Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. “

Читайте также:
Умом Россию не понять анализ стиха Тютчева: идея, тема и смысл

“. Грушницкий самодовольно улыбнулся. “

“. Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расxоxотаться, если бы это было согласно с моими намерениями. “

“. О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар. “

“. особенно самолюбие его оскорблено. “

“. Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким‑то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. “

“. спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по‑видимому имеющую какую‑то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи. “

“. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. “

“. От княгини Лиговской, – сказал он очень важно. “

“. Послушай, – сказал Грушницкий очень важно. “

“. Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом. “

“. довольный плохим каламбуром, он развеселился. “

“. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий. “

“. он из тех людей Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. “

“. Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне. “

“. носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. “

“. Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении. “

“. да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем. “

“. носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. “

“. Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня. “

“. явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xоxoл. “

“. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость. “

“. шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид…”

“. Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. “

“. но как признаться в таком подлом умысле. “

“. оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности. “

“. не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку. ” (Печорин о подлости Грушницкого)

“. Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить. “

“. вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. “

“. И вы не отказываетесь от своей клеветы. “

“. прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. ” (Печорин Грушницкому о его клевете)

“. Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее. “

“. Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва. “

“. Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также. “

Это был цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе “Герой нашего времени” Лермонтова, описание внешности и характера героя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: