Педагогические идеи Песталоцци – кратко, вклад в педагогику

Педагогическая система И.Г. Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист. Свыше 50 лет жизни он посвятил воспитанию и обучению детей. Его называют «создателем детского царства». На нише с его бюстом над могилой начертано: «Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек. Гражданин. Все для других. Для себя ничего» [7].

И.Г. Песталоцци внес существенный вклад в развитие теории и практики воспитания и обучения, развитие гуманной педагогики.

Существенным отличием И.Г. Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф (1774–1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798–1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825). Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. В Ивердонском «институте» учились дети из самых разных стран Европы – так велика была уже к этому времени известность И.Г. Песталоцци, прежде всего благодаря его литературным произведениям педагогического характера [3].

В произведении И.Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей. Письма Генриха Песталоцци» предпринята попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. Этот труд принес Песталоцци славу создателя нового метода обучения, включает 14 писем, обращённых к книгоиздателю Г. Гесснеру. Книга, в которой автор стремится показать, каким путём он пришёл к тем основным педагогическим идеям, на которых базируется «метод» и дать соответствующее его теоретическое обоснование, вышла в 1801 г. Конкретное раскрытие самого «метода», должно было, по замыслу швейцарского педагога, последовать в самих учебных книгах.

На русском языке письма «Как Гертруда учит своих детей» были опубликованы впервые в 1895 г.

Основное произведение Песталоцци, посвящённое методике умственного воспитания детей дошкольного возраста – «Книга матерей, или руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить» вышла в 1803 г.

Песталоцци написал ее в соавторстве со своим сотрудником Крюзи. Первоначально Песталоцци хотел издать под этим названием серию картинок с подписями. Многие гравюры были заказаны, но, как пишет об этом в своих воспоминаниях Крюзи, наблюдения над детьми убедили Песталоцци в том, что их больше интересуют действительные предметы. Стремясь удовлетворить эту потребность детей, Песталоцци ищет центр, вокруг которого могло было быть объединено предметное преподавание, и приходит к мысли, что сначала таким центром должно быть тело самого ребёнка, как наиболее близкое. «Книга матерей» и представляет осуществление этой идеи Песталоцци. В ней шаг зашагом мать знакомит ребёнка с частями его собственного тела, их количеством, связью между ними назначением.

На русском языке книга вышла в 1806 г. [7].

Песталоцци придавал большое значение «Книге матерей», устанавливая преемственную связь между «Миром в картинках» Я.А. Коменского и «Эмилем» Ж.-Ж. Руссо.

Педагогические учреждения Песталоцци в Бургдорфе и особенно в Ивердоне приобрели международную известность. Ряд выдающихся деятелей, а также учителей многих европейских стран приезжали изучать работу учебно-воспитательных заведений И.Г. Песталоцци и его «метод». В их числе можно упомянуть английского социалиста-утописта Р. Оуэна, немецкого философа И.Г. Фихте, известного немецкого философа и теоретика педагогики И.Ф. Гербарта, русских педагогов Ф.И. Буслаева, А.Г. Ободовского, М.М. Тимаева и др. И хотя некоторые из них, как, например, И.Ф. Гербарт, критиковали отдельные стороны «метода», однако все были солидарны с устремлением И.Г. Песталоцци гуманизировать воспитание и содействовать развитию ребенка [3].

В качестве одной из важнейших педагогических проблем Песталоцци поставил вопрос о роли воспитания в развитии ребенка: «Час рождения ребенка является первым часом его обучения».

Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер, то есть осуществляется в соответствии с особенностями самой человеческой природы и законами ее развития. Воспитание является природосообразным лишь в том случае, если оно содействует развитию заложенных в природе ребенка потенциальных внутренних сил.

По глубокому убеждению Песталоцци, школьное обучение должно иметь развивающий характер и «вырабатывать всего человека», содействовать развитию «ума, сердца и руки». «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы». С этим аспектом педагогической теории Песталоцци связана разработанная им идея развивающего обучения, которую К.Д.Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци».

Песталоцци ищет и находит такой метод, который дал бы возможность воспитателю развивать природные силы ребенка. Метод Песталоцци оформлен им в стройную теорию элементарного образования. Она названа элементарной, так как требует, чтобы воспитатель, осуществляя природосообразное развитие умственных, физических и нравственных сил ребенка, всегда исходил от первоначальных основ образования, от его простейших элементов к сложным.

Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).

Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, «метод элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка на основе принципов природосообразности, наглядности, последовательности и постепенности, а также учета психологических особенностей детей разного возраста. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:

1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;

Читайте также:
Педагогические идеи Яна Коменского - общая система

3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира.

Песталоцци тесно связывал умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требования воспитывающего обучения. Прогрессивной является постановка вопроса о двухсторонности обучения: оно: 1) способствует накоплению знаний; 2) развивает умственные способности.

Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования:изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.

Познание начинается с чувственного наблюдения и восходит путем переработки представлений к идеям, которые находятся в сознании человека как образующие силы, хотя и пребывают в неясном состоянии. Без возбуждения самодеятельности, без проявления активности, как в умственном, так и в физическом и нравственном отношении, Песталоцци не считал возможным осуществить естественное развитие ребенка. Это положение выдающегося педагога, как и идея развивающего обучения, стало новаторским для его времени, обогатило педагогическую науку. Состояние полной самодеятельности, к которой стремится ребенок, вышедший из-под опеки матери, проявляется, считал Песталоцци, в трех направлениях: «В нравственном отношении – это самодеятельность в любви, в умственном – самодеятельность мышления, в физическом – самодеятельность тела».

Программа воспитания

Цель воспитания – развитие нравственной личности, формирование человечности.

Трудовое воспитание – вооружение ребенка навыками сельскохозяйственного и ремесленного труда.

Умственное воспитание – формирование умения считать, измерять и владеть словом. Простейшие элементы знания – число, форма, слово.

Физическое воспитание – развитие заложенных природой физических сил и соответствующих навыков. Простейший элемент – движение суставов.

Нравственное воспитание – формирование человечности, народности, мудрости, трудолюбия, покорности, смирения. Средства – упражнения в поступках, метод воздействия на живые впечатления детей. Простейший элемент – любовь ребенка к матери.

Цель и сущность воспитания – развить все природные силы и способности человека.

Песталоцци отстаивал общечеловеческие цели и задачи воспитания, считая, что оно призвано содействовать развитию у каждого ребенка всех природных сил и способностей. В своих педагогических сочинениях Песталоцци неоднократно подчеркивал, что природа ребенка, ползающего в пыли», ничем не отличается от природы «сына князя».

Песталоцци вошел в историю педагогики и как один из продолжателей и последователей идей Я.А. Коменского, основоположников методики первоначального обучения. Созданная им методика первоначального обучения способствовала развитию массовой народной школы.

Основные даты жизни и деятельности

1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769—1774 — эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775—1780 — создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.

1800—1826 — руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы

1781—1787 — «Лингард и Гертруда».

1801 — «Как Гертруда учит своих детей».

1826 — «Лебединая песня».

Фридрих Фрёбель – создатель детского сада

Возросшее внимание к образованию всех слоев населения, противоречия и проблемы педагогической практики находили отражение в педагогической мысли. С одной стороны, педагогическое мышление базировалось на широком использовании педагогики Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци. С другой стороны, оно часто сочеталось с крайней схематичностью теоретических построений, с оправданием авторитарных принципов и методов обучения. Несмотря на эти противоречия, западноевропейская педагогическая мысль ХIХ века оставила в истории педагогики значительный след. Это связано, прежде всего, с именами выдающихся немецких педагогов – Фридриха Фрёбеля и Фридриха Адольфа Дистервега .

Фридрих Фрёбель (1782-1852) немецкий педагог, последователь И.Г.Песталоцци, вошедший в историю как создатель оригинальной системы общественного дошкольного воспитания, организатор дошкольных учреждений нового типа – детских садов, получивших широкое распространение во всём мире.

Главные положения своей теории Фрёбель изложил в педагогическом сочинении «Воспитание человека» (1826 г.). В этой работе Фрёбелем раскрыты собственные воззрения на сущность развития личности, пути воспитания, его своеобразие на разных ступенях детства. Книга, которая включала в себя разделы: 1. Введение, 2. Грудной ребёнок, 3. Ребёнок, 4. Отрок, 5. Школа, 6. Семья и школа, оказала большое влияние на развитие педагогики общественного дошкольного воспитания.

Фрёбель также подчёркивал, что человек по своей сути творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и закон природосообразности. В своем развитии, полагал педагог, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

В 1943 г. Фрёбель опубликовал «Материнские и ласкательные песни», в 1844 г. вышли его «Сто песен к играм в мяч» После смерти Фрёбеля была составлена из издававшихся им периодических журналов книга «Детский сад». В книгу, состоящую из 20-ти глав, вошли «Дары игр», «Строительные песни» и другие ранее издававшиеся им произведения [5]

Ф. Фрёбель поставил своей целью философское обоснование явлений педагогического процесса. Вёл обширную просветительскую, общественно-педагогическую деятельность, был замечательным воспитателем детей в организованных им школьных и дошкольных учреждениях. Ученик и последователь Песталоцци, он шёл самостоятельным путём, развивая его идеи о наглядности, элементарном образовании.

Педагогическая система Фрёбеля складывалась под влиянием немецкой классической философии начала XIX века (Фихте, Гегеля, Шеллинга). Будучи вдохновлённым их идеями, педагог писал: «Воспитание должно на практике руководить и привести человека к ясному самосознанию, к мирному самосознанию, к мирному общению с природой и к единению с Богом, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя».

Центром фрёбелевской педагогической системы является теория игры. По Фрёбелю, детская игра — зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира, мост от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, — средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром малыша и внешним — окружающей средой. Для развития ребенка в раннем возрасте предлагался игровой дидактический материал — так называемые дары Фрёбеля.

С детьми дошкольного возраста Фрёбель работал в своём «Универсальном германском воспитательном институте», где были классы детей младшего возраста. Первое дошкольное учреждение «для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» он открыл в 1837 г. в Тюрингии в г. Бланкенбурге. В 1840 г. Оно было переименовано в «Детский сад».

Читайте также:
Сингапурская методика обучения - сущность технологии и особенности

В основу своей педагогической теории Фрёбель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов и творческой самодеятельности – в речи, в играх, в строительстве, изобразительной, трудовой деятельности; понимание познания как процесса пробуждения дремлющих внутренних сил путём сенсорного опыта, движений.

Цель воспитания – развитие природных способностей ребёнка.

Придавая огромное значение детской деятельности, Фрёбель разработал теорию игры, собрал и методически комментировал подвижные игры, разработал в определённой, строго регламентированной системе многообразные изобразительные, трудовые занятия, создал знаменитые «Дары» – пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений, числа; тесно связал со всей деятельностью ребёнка развитие речи, дал её теорию и методику [5].

Фрёбель выступил не только теоретиком и организатором первых дошкольных учреждений, но и организатором педагогического образования для воспитательниц первых дошкольных учреждений, так называемых «фёбелевских девушек». Подготовка воспитателей также получила европейской распространение, создавались и «фрёбелевские общества», занимавшиеся распространением идей Фрёбеля и подготовкой педагогов для дошкольных учреждений.

Таким образом, Фрёбель представил впервые в истории дошкольной педагогики целостную систему общественного дошкольного воспитания детей и способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знаний.

Основные даты жизни и деятельности:

21 апреля 1782 г. — Фридрих Фрёбельродился в семье пастора в Обервейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт.

1792 г. — его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался мало способным.

В 1797 г. — поступил в учение к лесничему в Нейгаузе.

С 1799 г. — слушал в Иене лекции по естественным наукам и математике, но покинул университет.

13 ноября 1816 г. — открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе.

В 1852 г. — Фридрих Фрёбельумер.

Основные работы:

1826 — «Воспитание человека»;

1843 — «Материнские и ласкательные песни»;

после 1852 года — «Детский сад» (эта книга была составлена из издававшихся им периодических журналов).

Ф.А. Дистервег – выдающийся немецкий педагог-демократ,

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 13650 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца 18 – начала 19 века, внесший существенный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Разработанная им теория элементарного природосообразного воспитания и обучения продолжает успешно применяться и сегодня.

Песталоцци был первым кто призывал к гармоничному развитию всех задатков человека – интеллектуальных, физических и нравственных. Согласно его теории воспитание ребенка следует выстраивать на наблюдении и размышлении растущего индивида под предводительством учителя.

В биографии Песталоцци есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Иоганна Песталоцци.

Биография Песталоцци

Иоганн Песталоцци появился на свет 12 января 1746 г. в швейцарском городе Цюрих. Он рос в простой семье со скромным достатком. Его отец был врачом, а мать занималась воспитанием троих детей, среди которых Иоганн был вторым.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Песталоцци произошла в 5-летнем возрасте, когда скончался его отец. На тот момент главе семейства было всего 33 года. В результате воспитание и материальное обеспечение детей легло на плечи матери.

Иоганн учился в школе, где мальчики помимо традиционных предметов изучали Библию и другие священные тексты. Он получал довольно посредственные оценки по всем предметам. Особенно трудно мальчику давалась орфография.

Затем Песталоцци обучался в латинской школе, после чего стал студентом Каролинского коллегиума. Здесь учеников готовили к духовной карьере, а также давали образование для работы в государственной сфере. Изначально ему хотелось связать свою жизнь с богословием, но вскоре он пересмотрел свои взгляды.

В 1765 г. Иоганн Песталоцци бросил учебу и примкнул к буржуазно-демократическому движению, которое пользовалось популярностью среди местной интеллигенции.

Испытывая материальные трудности парень решил заняться сельским хозяйством, однако достичь каких-либо успехов в этой деятельности так и не смог. Именно тогда он впервые обратил внимание на крестьянских детей, предоставленных самим себе.

Педагогическая деятельность

После серьезных размышлений Песталоцци за личные средства организовал «Учреждение для бедных», которое представляло собой трудовую школу для детей из бедных семей. В итоге была собрана группа из примерно 50 учеников, которых начинающий педагог начал воспитывать по своей системе.

Летом Иоганн обучал ребят полевым работам, а зимой разным ремеслам, которые в будущем помогли бы им получить профессию. Одновременно с этим он преподавал детям школьные дисциплины, а также рассуждал с ними о природе и жизни людей.

В 1780 г. Песталоцци пришлось закрыть школу, поскольку она не окупала себя, а использовать детский труд для погашения займа он хотел. Находясь в стесненных финансовых обстоятельствах он решил заняться писательской деятельностью.

В период биографии 1780-1798 гг. Иоганн Песталоцци опубликовал много книг, в которых пропагандировал собственные идеи, включая «Досуги отшельника» и «Лингард и Гертруда, книга для народа». Он утверждал, что множество человеческих бедствий можно побороть только путем поднятия уровня образования народа.

Позже швейцарские власти обратили внимание на труды педагога, предоставив ему полуразрушенный храм для обучения беспризорников. И хотя Песталоцци был счастлив от того, что теперь он мог заняться любимым делом, ему все же пришлось столкнуться со многими трудностями.

Здание было не пригодно для полноценного обучения, а ученики, число которых возросло до 80 человек, прибывали в приют в крайне запущенном физическом и моральном состоянии.

Иоганну приходилось самостоятельно воспитывать и заботиться о детях, которые были далеко не самыми послушными.

Песталоцци с воспитанниками

Тем не менее, благодаря терпению, сострадательности и мягкому характеру Песталоцци удалось сплотить своих воспитанников в одну большую семью, в которой он выполнял роль отца. Вскоре старшие дети начали заботиться о младших, оказывая неоценимую помощь педагогу.

Позже французской армии понадобилось помещение для госпиталя. Военные приказали освободить храм, что привело к закрытию школы.

В 1800 г. Песталоцци открывает Бургдорфский институт – среднюю школу с интернатом, предназначенную для подготовки учителей. Он собирает педагогический коллектив, вместе с которым проводит успешную экспериментальную работу в области методики преподавания счета и языка.

Спустя 3 года институту пришлось перебраться в Ивердон, где Песталоцци приобрел международную популярность. В одночасье он стал одним из самых авторитетных педагогов в своей области. Его система воспитания работала настолько успешно, что в его учебное заведение стремились отдать своих детей многие богатые семьи.

Читайте также:
Как делать проект в школу - образец, этапы работы, программа

В 1818 г. Иоганну удается открыть школу для бедных на средства, полученные от публикации его трудов. К тому времени биографии его здоровье оставляло желать лучшего.

Основные образовательные идеи Песталоцци

Основным методологическим положением во взглядах Песталоцци выступает утверждение, что нравственные, умственные и физические силы человека склонны к саморазвитию и к деятельности. Таким образом ребенка следует воспитывать так, чтобы помогать ему саморазвиваться в нужном направлении.

Главным критерием в воспитании, Песталоцци называет принцип природосообразности. Свойственные любому ребенку природные таланты следует максимально развивать, начиная от простого к сложному. Каждый ребенок уникален, поэтому педагогу стоит как бы подстраиваться под него, благодаря чему тот сможет в полной мере раскрыть свои способности.

Иоганн является автором теории «элементарного образования», которая представляет собой так называемую систему Песталоцци. На базе принципа природосообразности, он выделил 3 главных критерия, с которых должно начинаться любое обучение: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук).

Таким образом, для каждого человека важно уметь проводить измерения, считать и владеть языком. Данный метод Песталоцци применяет во всех сферах воспитания детей.

Средства воспитания – труд, игра, обучение. Мужчина призывал коллег и родителей обучать детей на основе вечных законах природы, благодаря чему они смогут познать законы окружающего мира и развить мыслительные способности.

Всякое обучение должно опираться на наблюдения и исследования. Иоганн Песталоцци негативно относился к книжному начальному обучению, основанному на заучивании и пересказе материала. Он призывал к тому, чтобы ребенок самостоятельно наблюдал за окружающим его миром и развивал свои задатки, а педагог в этом случае выступал лишь в роли посредника.

Песталоцци уделял серьезное внимание физическому воспитанию, в основе которого лежало естественное стремление ребенка к движению. Для этого он разработал простую систему упражнений, которая способствовала укреплению организма.

В области трудового воспитания Иоганн Песталоцци выдвинул новаторское положение: детский труд благотворно воздействует на ребенка только при условии, что ставит перед собой воспитательные и нравственные задачи. Он заявлял, что ребенка следует приучать к труду путем обучения тех навыков, которые будут актуальны для его возраста.

При этом ни одну из работ нельзя выполнять слишком долго, иначе это может навредить развитию ребенка. «Необходимо, чтобы каждая последующая работа служила средством отдыха от усталости, вызванной предшествующей».

Религиозно-нравственное воспитание в понимании швейцарца должно формироваться не поучениями, а развитием в детях нравственных чувств и наклонностей. Изначально ребенок на инстинктивном уровне испытывает любовь к матери, а затем к отцу, родственникам, педагогам, одноклассникам и в конечном счете ко всему народу.

По мнению Песталоцци учителя должны были искать индивидуальный подход к каждому отдельно взятому воспитаннику, что для того времени считалось чем-то сенсационным. Таким образом для успешного воспитания подрастающего поколения требовались высококвалифицированные педагоги, которые должны были быть еще и хорошими психологами.

В своих трудах Иоганн Песталоцци акцентировал внимание на организации обучения. Он считал, что ребенка следует воспитывать уже в первый час после его рождения. Позже семейное и школьное воспитание, построенное на природосообразной основе, должно осуществляться в тесном взаимодействии.

Учителям надо проявлять к воспитанникам искреннюю любовь, поскольку только так им удастся расположить к себе учеников. Следовательно, нужно избегать любых форм насилия и муштры. Также он не допускал, чтобы у педагогов были любимчики, ведь там «где имеются любимцы, там прекращается любовь».

Песталоцци настаивал на совместном обучении мальчиков и девочек. Мальчики, если их воспитывать одних, становятся чересчур грубыми, а девочки замкнутыми и чересчур мечтательными.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: главная задача воспитания детей по системе Песталоцци состоит в том, чтобы первоначально на природосообразной основе развивать мыслительные, физические и нравственные задатки ребенка, дав ему четкую и логичную картину мира во всех его проявлениях.

Личная жизнь

Когда Иоганну было около 23 лет он взял в жены девушку по имени Анна Шультгес. Стоит заметить, что его супруга происходила из состоятельной семьи, вследствие чего парню пришлось соответствовать ее статусу.

Песталоцци купил неподалеку от Цюриха небольшую усадьбу, где хотел заняться земледелием и приумножением своего имущества. Не достигнув в этой области никаких успехов, он существенно подорвал свое финансовое положение.

Песталоцци и его жена Анна на занятиях

Тем не менее, именно после этого Песталоцци всерьез занялся педагогикой, обратив внимание на крестьянских детей. Кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он увлекся земледелием.

Последние годы и смерть

Последние годы жизни принесли Иоганну немало беспокойств и огорчений. Его помощники по Ивердону перессорились, а в 1825 г. институт был закрыт по причине банкротства. Песталоцци пришлось покинуть основанное им заведение и вернуться в свою усадьбу.

Иоганн Генрих Песталоцци умер 17 февраля 1827 г. в возрасте 81 года. Его последними словами были: «Я прощаю своих врагов. Пусть они теперь обретут мир, к которому я иду навсегда».

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: специфика, особенности, формы работы и методы

В современной педагогике и воспитании детей особую важность имеет эстетическое воспитание дошкольников, призванное создать все предпосылки для формирования развитой и гармоничной личности. Без него ребенок будет не в состоянии оценить прекрасное, получать подлинное наслаждение, слушая классическую музыку или созерцая картину, а тем более будет не способен создать что-то свое. Он станет духовно бедным, скучным, не сумеет разобраться в своих эмоциях, ведь при прикосновении к прекрасному что-то внутри него отзовется, но он не сможет понять, что именно. Вот почему родителям следует включить этот важнейший аспект в свою тактику воспитания, не перекладывая всю ответственность на сотрудников ДОУ – роль семьи в формировании личности очень велика. Для детей различных возрастов могут применяться самые разные методы и использоваться многообразные средства.

Что это такое?

Слово «эстетика» имеет древнегреческое происхождение и означает «чувственное восприятие». А эстетическое воспитание – это развитие в ребенке способности к восприятию, пониманию, анализу прекрасного как в искусстве, так и в повседневной жизни, а также стремления создавать собственные произведения.

Читайте также:
Методы нравственного воспитания - главные формы и средства

Отметим, что слова «прекрасное» и «красивое» не синонимичны, поскольку второе касается прежде всего формы, внешнего выражения, в то время как прекрасное можно находить даже в самых обыденных вещах, оно включает в себя гармонию, духовность, возвышенность.

Воспитывать в малыше стремление замечать прелесть окружающего мира, любовь к произведениям искусства следует постоянно и целенаправленно с первых месяцев его жизни. Важно не сосредотачиваться на развитии художественно-музыкального восприятия, а поставить своей целью формирование гармоничной личности.

Кроме своего прямого назначения, эстетическое воспитание детей позволяет сформировать у них:

  • мышление;
  • воображение;
  • память;
  • систему интересов;
  • восприятие;
  • нравственные качества;
  • активное отношение к жизни.

И, конечно, ребенок учится познавать искусство, стремиться создавать собственные произведения.

С самого раннего детства дети имеют определенную тягу к красоте, их привлекают ярко оформленные игрушки, блестящие и разноцветные предметы. Малыши получают настоящее удовольствие, прослушивая музыку или стишки, сказки, которые читает им мама. Эти импульсы, пока неосознанные, постепенно становятся сознательными, но лишь в том случае, если родители помогут крохе сформировать гармоничный вкус, творческие и художественные способности, эстетические представления. Только так можно будет добиться того, что личность ребенка будет развитой, а он сам – счастливым.

В детском саду

В ДОУ также колоссальное значение имеет работа по воспитанию стремления к прекрасному. Для этого должны быть созданы необходимые условия, проводиться определенные формы занятий – создание поделок, рисование, лепка, прослушивание доступных детям классических художественных произведений и беседа по прослушанному. Поэтому эстетическое воспитание дошкольников – задача, одновременно стоящая перед родителями и воспитателями.

Цель, задачи

Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:

  • Восприятие. Это умение замечать различные формы проявления прекрасного, в том числе в природе, труде, быту.
  • Чувства. Умение эмоционально оценивать гармонию и совершенство.
  • Потребности. Желание получать эстетическое наслаждение, созерцать произведения искусства, красоты природы.
  • Вкусы. Умение проводить оценку. Анализ объектов реального мира с эстетической позиции.
  • Идеалы. Индивидуальные представления о том, что в природе, людях, искусстве является совершенным и гармоничным.

Цель эстетического воспитания конкретизируется в ряде задач:

  1. Развитие в ребенке умения видеть прекрасное и ценить его.
  2. Формирование гармоничной личности.
  3. Развитие художественного вкуса.
  4. Формирование эстетического идеала, стремления самому стать прекрасным не только внешне, но и внутренне, в поступках, мыслях, делах.
  5. Стимулирование творческих способностей и стремления к их развитию.

В результате воспитания ребенок должен понимать, что такое гармония, совершенство, уметь сопереживать, отличаться эмоциональной отзывчивостью, воображением.

Средства

Рассмотрим те средства, которые родители могут использовать, чтобы приобщить малыша к миру прекрасного. Их довольно много:

  • изобразительное искусство (скульптура, живопись);
  • драматургия;
  • архитектура;
  • литература;
  • музыка;
  • телевидение;
  • природа;
  • СМИ.

Поскольку научить ребенка замечать и ценить красоту весьма непросто, следует использовать все доступные средства.

Оформление комнаты

Для самых маленьких важно создать гармоничную обстановку в помещении:

  1. Устроить в комнате малыша гармонию и уют.
  2. Предпочтительно использовать светлые тона в оформлении.
  3. Пространство должно не только эргономичным, но продуманным.

В комнате следует красиво расставить игрушки, повесить интересные репродукции, обязательно соблюдать чистоту и порядок. Помогут добиться поставленной цели и цветущие растения, размещенные в гармоничной композиции, и оформленный аквариум с рыбками. Все элементы декора должны сочетаться между собой, образуя единый ансамбль.

Для детей младшего дошкольного возраста можно выбрать картину с изображением животного, знакомого сказочного персонажа, «вкусный» натюрморт. Более старшим малышам по вкусу придется пейзаж, поэтому лучше использовать репродукции Саврасова, Серова, Шишкина, Левитана. Чтобы ребенок не утратил интерес, картины следует периодически менять, при этом рассказывая ребенку информацию о самой работе и ее авторе.

Кроме того, детскую можно оформить и предметами народного промысла, дымковскими игрушками, поделками «под хохлому». Конечно, расставлять на столе юного проказника дорогие коллекционные предметы не стоит, но что-то недорогое из керамики может стать достойным украшением.

Природа

Родителям с раннего возраста нужно внушать ребенку, что деревья и цветы, закат и рассвет, облака на небе и волны в реке – это красиво, нужно научить наслаждаться этой прелестью. Для этого следует знакомить малышей с доступными им произведениями о природе, проводить время на свежем воздухе, беседовать, отвечать на вопросы, показывать собственный пример.

Искусство

Для эстетического воспитания детей можно использовать очень многое. Так, в любом городе есть красивые улицы, архитектурные постройки, музеи, проводятся выставки. Дошкольники с удовольствием узнают что-то новое, посещая подобные места. Гуляя по городу, можно познакомить ребенка с основными достопримечательностями, уделив внимание их изысканности, гармоничности.

Если в городе нет музеев, познакомить малыша с произведениями искусства помогут репродукции, виртуальные экскурсии, посмотреть которые можно через интернет. Необходимо включать для крох выдающиеся музыкальные произведения, беседовать по прослушанному, узнавать, какие мысли и эмоции вызвала музыка Бетховена или Моцарта, Чайковского и Рахманинова.

И, конечно, не стоит забывать о литературных произведениях. Дошкольники могут понять сказки Пушкина, особенно если рассмотреть с ними качественные цветные иллюстрации. Также следует познакомить их со стихами Маршака, Барто, рассказами Пришвина и Жидкова.

Родителям важно помнить – не каждый малыш станет художником или музыкантом, но уметь чувствовать прекрасное, получать от этого особое удовольствие должен любой. Поэтому следует не просто просить малыша что-то нарисовать или сделать поделку, аппликацию, но и обращать внимание на уже созданные объекты духовной ценности.

Выполняя задачи эстетического воспитания малышей, следует познакомить их и с пользой трудовой деятельности, рассказать о том, что существует большое количество профессий, каждая из которых важна.

Методы

К методам эстетического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • личный пример родителей и воспитателей.
  • беседы;
  • занятия, проводимые в детском саду, а потом – в школе;
  • дополнительные занятия в кружках и секциях по интересам;
  • посещение выставок и музеев.

Наиболее действенным методом считается первый, личный пример, включающий как внешний облик, так и особенности поведения, моральные установки. Глядя на родителей и воспитателей, которые понимают прекрасное, получают удовольствие от его созерцания, ребенок сам захочет стать таким же. Только таким образом можно сформировать идеал, который в дальнейшем ляжет в основу художественного сознания малыша.

Читайте также:
Как научить ребенка красиво писать ☑ учимся писать прописные буквы, цифры, как улучшить почерк первоклассника в домашних условиях

По способу передачи информации методы можно разделить на 2 группы:

  • Наглядные. Показывание ребенку произведения искусства, народного промысла.
  • Словесные. Рассказ о том или ином художнике, картине, объяснение, что именно хотел выразить автор в своем произведении.

Важны обе группы. Первая позволяет получить представление, вторая – разобраться в собственных ощущениях. В любом случае необходимо ориентироваться на возрастные особенности и подбирать материал, понятный крохе.

Принципы

Рассмотрим основные принципы эстетического воспитания дошкольников:

  • Оно должно проводиться в теснейшей взаимосвязи с образовательной и воспитательной работой.
  • Следует использовать различные формы и методы художественной деятельности.
  • К каждому малышу нужно использовать индивидуальный подход, все дети разные. То, что нравится одному, может вызывать скуку у другого.
  • Работа должна вестись целенаправленно. При этом не стоит выделять какое-то специальное время для эстетического развития крохи, оно должно проводиться постоянно.

Нужно ориентироваться на общие ценности, воспитывать в ребенке любовь и уважение к национальной культуре, традициями.

Специфика воспитания в семье

Мы уже отметили, что не стоит полагаться исключительно на ДОУ, доверив воспитателям эстетическое развитие крохи. Родителям также важно приложить к этому определенные усилия. Обратим внимание на следующие моменты:

  • Родители должны всегда аккуратно и опрятно выглядеть, вести себя уважительно по отношению друг к другу, поскольку очень многое ребенок берет именно от них.
  • Важно читать малышу хорошую литературу, сказки и стишки, обязательно побеседовать по содержанию прочитанного. Эта форма работы также способствует и обогащению словарного запаса малыша.
  • Вместе с ребенком можно порисовать, сделать аппликацию или поделку. Чтобы малышу не стало скучно, можно использовать различные художественные техники, рисовать гуашью, акварелью, цветными мелками, фломастерами.
  • Значение имеет и эстетика быта. Если в квартире грязно и не убрано, ни о каком стремлении к совершенству не может быть и речи. Поэтому нужно со вкусом и любовью оформить детскую комнату.
  • Формирование музыкального вкуса начинается с прослушивания потешек, колыбельных, детских песенок.

Особую важность имеют беседы, которые помогут ребенку получить ответы на возникающие у него вопросы, научиться отличать прекрасное от отвратительного, возвышенное и гармоничное от низменного и хаотичного.

Обозначим важнейшие условия для развития детского творчества:

  • Непринужденная обстановка. Не стоит давить на малыша и заставлять его рисовать или лепить, это только уничтожит у него стремление к созданию собственных произведений.
  • Активное использование игровых форм работы.
  • Похвала должна звучать постоянно, ребенку важно понимать, что мама довольна им, гордится его стараниями. А ругать не следует, в отдельных случаях можно слегка пожурить.

Только в этом случае можно будет добиться положительных результатов – стремления к собственным занятиям творчеством и уважение к чужим произведениям.

Мероприятия в библиотеках

В наше время библиотеки незаслуженно забыты и не пользуются особой популярностью. А меж тем, именно здесь нередко проводятся довольно интересные мероприятия, направленные на формирование и развитие у малышей художественного вкуса. Дополнительное их преимущество – посещение на бесплатной основе. Отметим, что подобные мероприятия будут интересны детям постарше – старшим дошкольникам и младшим школьникам.

Посещение библиотечных вечеров встреч и презентаций научит ребенка любить книги, уважительно относится к печатному слову, посещение тематических выставок позволит определиться с собственными интересами. А проводимые литературные и поэтические вечера познакомят с творчеством поэтов и писателей.

Советы и рекомендации для родителей

Важно проводить эстетическое воспитание малыша всеми доступными средствами, создав для него гармоничную обстановку, предоставив возможность самостоятельно заниматься художественным творчеством в выбранном направлении. Родителям нужно беседовать с крохой, давать ответы на все возникающие у него вопросы. А занятия с воспитателем помогут сформировать вкус.

При выборе форм работы следует ориентироваться на возраст малыша:

  • Посещение театра допустимо с 1,5 лет, в репертуаре кукольных театров есть небольшие по продолжительности постановки, которые не успеют утомить кроху.
  • Беседовать о картинах, музыкальных произведениях, рассказывать об их авторах можно с 3–4 лет, дети уже многое понимают и обязательно будут с интересом слушать и задавать вопросы.
  • В 4–5 лет можно посетить выставку, в том числе библиотечную.
  • В 5–6 лет – сходить в филармонию или на балет.

Давать ребенку возможность творить – еще один прием эстетического воспитания, причем вид деятельности он может выбрать по своему вкусу. Кому-то по душе рисование картин на песке, а другому – сочинение коротких поздравительных стишков маме или папе. Родителям следует не ограничивать творческие порывы, а дать ребенку свободу выбора и воплощения собственного замысла.

Не стоит недооценивать важность эстетического воспитания дошкольников, оно поможет духовно обогатить личность ребенка, сделать его развитым, богатым, умеющим тонко чувствовать и получать эстетическое удовольствие.

Цели и задачи художественно-эстетического развития

Оксана Махота
Цели и задачи художественно-эстетического развития

Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.

4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:

1) Эстетическое восприятие мира природы:

Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

2) Эстетическое восприятие социального мира:

Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

Формировать интерес к окружающим предметам.

Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

3) Художественноевосприятие произведений искусства:

Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

Дать элементарные представления об архитектуре.

Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

Читайте также:
Теория свободного воспитания Руссо - основные принципы, идеи

4) Художественно-изобразительная деятельность:

Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

Развивать воображение, творческие способности.

Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте

1) Эстетическое восприятие мира природы:

Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой.

Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры.

Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение.

2) Эстетическое восприятие социального мира:

Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях.

Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей.

Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира.

Формировать знания о Родине, Москве.

Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов.

Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение.

Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире.

Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки.

3) Художественноевосприятие произведений искусства:

Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес.

Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства.

Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т. д.

Развивать представления детей об архитектуре.

Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма.

Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи.

Содействовать эмоциональному общению.

4) Художественно-изобразительная деятельность:

Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности.

Развивать эстетические чувства.

Учить создавать художественный образ.

Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать.

Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события.

Развивать художественное творчество детей.

Учить передавать животных, человека в движении.

Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы.

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток» Играть можно со среднего возраста. Цель: закреплять и различать разные цвета и оттенки, развивать эстетические чувства, определять к.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 23.11.2018 2018-11-23

Статья просмотрена: 4591 раз

Библиографическое описание:

Кайсаканова, Т. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС / Т. А. Кайсаканова, Г. В. Зуйкова, А. А. Бернацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54026/ (дата обращения: 20.09.2021).

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.

В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.

В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:

– поддержка специфики и разнообразия детства;

– сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:

Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства — это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора. Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение автора произведения к написанному.

У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.

Читайте также:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников - задачи, формы

В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности — танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания и настроения персонажей.

Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.

  1. Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 288 с.]
  2. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, [2012. — 410 с.]
  3. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мзаика-Синтез, [2014. — 368 с.]
  4. Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 205 с.]
  5. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 315 с.]
  6. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 264 с.]
  7. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 296 с.]

Формы и методы ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к

искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно – педагогической деятельности.

Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Реализация цели осуществляется через решение задач:

  • организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
  • развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
  • приобщение к традициям родного края;
  • привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

  • работа с педагогическими кадрами;
  • работа с детьми;
  • взаимодействие с семьёй.

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. «Мозаика –Синтез, 2010, «Образовательной программой ДОУ» в сочетании с парциальными программами: Программой эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество.» (авт. Т.С. Комарова, А,В. Антонова, М.Б. Зацепина); «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О.Л.); «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.); «Ритмическая мозаика» (авт. А.И.Буренина).

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг:

функционируют кружки эстетической направленности: «Умелец» – по изобразительной деятельности; «В гостях у сказки» – театральный; «Творческая мастерская» – по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Создан учебно-методический комплект:

  • программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы по приоритетному направлению работы: кружковой деятельности по всем группам;
  • конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
  • сделан подбор дидактических музыкальных игр;
  • библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Читайте также:
Доклад на тему - Современные концепции воспитания - авторы, цели

Весь материал систематизирован.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

  • занятия по изобразительной деятельности,
  • занятия по музыкальному воспитанию,
  • театрализованную деятельность,
  • кружковую работу,
  • индивидуальную работу,
  • выставки детских работ, персональные выставки,
  • посещение театров,
  • праздники, концерты, спектакли.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:

  • каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки, уголки Севера;
  • имеется костюмерная с театральным реквизитом;
  • открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки рисунков и поделок, используя нетрадиционные техники изображения;
  • в изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа;
  • создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;
  • в старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы», где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа;
  • подобраны коллекции картин русских художников;
  • обширная медиатека;
  • аудио и видео-коллекция;
  • аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;
  • имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;
  • творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.

Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.

Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами. Один из педсоветов, ежегодно, посвящен вопросам художественно-эстетического развития детей, которые проводятся в нетрадиционной форме

  • педагогические советы «Красота-это то, что создает человек» (проведён в форме деловой игры «Педагогический пробег» (участники команд выполняли различные задания на станциях изобразительная, театральная, музыкальная, художественная); «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (форма проведения: интеллектуально-творческая игра, уточнялись и закреплялись знания педагогов о обычаях и традициях русского народа в области русского устного и прикладного народного творчества); «Прабабушкина школа» (систематизировались знания педагогов о жанрах русского фольклора:)
  • теоретические семинары, семинары – практикумы – «Дети и творчество» (проведён мастер класс по нетрадиционным техникам рисования, творческая мастерская «Оригами» и «Кукла-самокрутка»); «Театральная деятельность как средство коррекции, эмоциональных и коммуникативных проблем ребенка» (сделана подборка игр и игровых упражнений по теме, проведён тренинг-практикум «Лечебные сказки»);
  • смотры, конкурсы конкурс проектов «Русский сувенир», «Дымковская игрушка», «Лучший зимний букет» и другие.
  • творческие недели – «Путешествие к мастерам Золотой Хохломы», ярмарка «Свистунья», «Дымковские игрушки»;
  • «Школа молодого педагога» – опытные педагоги проводят консультации – «Декоративное рисование в детском саду», «Индивидуальный подход к детям на занятиях по изобразительной деятельности», «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством», «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»;
  • анкетирование педагогов по проблемам данного направления,
  • творческое портфолио,
  • тренинги педагога-психолога с воспитателями,
  • проводим театральные среды,
  • посещение методических объединений по художественно – эстетическому развитию детей;
  • представление своего опыта на городских мероприятиях – «Ярмарка педагогических идей»,

Фестиваль «Сказание о моем крае»,

  • ежегодное проведение городских семинаров для воспитателей по художественно-эстетическому направлению, представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, фестивалях, конкурсах и научно-практических конференциях.
  • повышение квалификации на курсах в Мурманском институте повышения квалификации работников образования и культуры и дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября».

Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя изо-деятельности, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.

  • 1 блок – организованная деятельность,
  • 2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,
  • 3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • организованная деятельность с детьми (занятия),
  • праздники
  • развлечения, народные праздники – «Капустник», «Масленица», «День Земли», «Родные Хибины» и другие.
  • театральные Среды
  • недели творчества, конкурсы стихов (о временных года, праздниках);
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок (по временам года, к дата красного календаря, бумажная пластика «Природа в творчестве детей»)
  • кружковая работа,
  • создание рукотворных книг «Хибинская сказка», «Сказки Северного сияния», «Краски лета», «С Днём рождения город Апатиты», «Город моей мечты» и др.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.

Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

  • первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы

работы. Педагоги посещают семьи воспитанников, организуются индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу через выпуск информационных стендов, памяток, родительская почта, папок-передвижек, родительский Дайжест «Счастливая страна детства», оформление фотовыставок, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование.

  • второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают

организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия – родительский клуб «Радости общения» (подготовительная группа), школа молодой семьи «Ладушки» (группа раннего возраста и 1 младшая группа), встречи с социальным педагогом «Доверие», семейные типографии рукописной книги, творческие семейные клубы по интересам «В гостях у семьи…», музыкальные гостиные, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, виртуальные игры, психологический клуб «Тэт-а-тэт», интервьюирование, дни рождения всей семьёй, детско-родительские тренинги, семейные вечера развлечений, досуги, праздники.

  • организации выставок совместных работ родителей и детей «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка» и др.
  • фото выставки: «В гостях у семьи …» и др.
  • семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных представлений;
  • виртуальные игры «Золотое руно», «По страницам былин» – родители совместно с
Читайте также:
Принципы обучения в педагогике - определение, принципы доступности

детьми отвечают на вопросы викторин и отправляют ответы на почтовый адрес детского сада.

  • мастер-классы «Цветы любимым женщинам», «Снаряжение для богатырей», «Роспись дымковских игрушек»; «Хохломские росписи» и др.;
  • участие в конкурсе «Русский сувенир» (семьи воспитанников оформили проект «Весёлая карусель»);
  • с участием родителей проведен мастер-класс для педагогов и детей по кукле-самокрутке.
  • родители шьют костюмы для праздников своим детям.

Родители активно посещают общие и групповые родительские собрания, проводим интервьирование с целью выявления лучшего семейного опыта. Оформлены консультации: «Пусть дети рисуют», «Устное народное творчество в воспитании детей», «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок», «Рецепты волшебства», «Самый семейный праздник», «Десять шагов на пути к творчеству», «Народные праздники и традиции», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье». Организована «Родительская почта».

Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры.

Коллектив детского сада тесно сотрудничает:

  • с детской библиотекой (дети принимают участие в праздниках «День библиотек», «Книжкина неделя», «Библиоша», посещают выставки в библиотеке, библиотекари приходят в детский сад с передвижной библиотекой);
  • детской школой искусств ( дети выступают у нас в детском саду, посещаем концерты в школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств;
  • Дворцом культуры и Домом детского творчества (просмотр театральных постановок),
  • выставочным салоном «Салма-Арт» (посещают выставки творчества),
  • театром «Веселинка» (показывает спектакли для детей),
  • творческий союз с ансамблем «Долинушка» (выступления ансамбля на общих родительских собраниях),
  • краеведческим музеем и музеем камня, другими учреждениями города: проводятся встречи с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки.

В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.

К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в музыкальной школе и школе искусств, посещают кружки Дома творчества.

В соответствии с ФГТ – два раза в год проводим Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы.

В результате проделанной работы дети приобрели:

  • умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
  • у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;
  • приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;
  • проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
  • откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;
  • используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников – задачи, формы

Конференция: Современный детский сад

Автор: Хабибуллина Эльвира Рифатовна

Организация: МАДОУ №339

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Младший дошкольный возраст: Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).

Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).

Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).

Старший дошкольный возраст: Художественная литература (продолжить приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.).

Изобразительное искусство (продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество).

Художественно-декоративная деятельность (воспитывать эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта).

Музыка (продолжить формировать запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности).

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами.

Читайте также:
Методы нравственного воспитания - главные формы и средства

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

– максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

– взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

– интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

– уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

– организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;

– вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и

возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада.

Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

В детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения необходимо украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.

В детском саду необходимо иметь костюмерную комнату, где хранится множество театральных костюмов для детей и взрослых. Они используются при проведении театрализованных представлений, досугов, игр. В другом помещении хранятся все атрибуты, необходимые для концертной и игровой деятельности дошкольников.

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.

Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь необходимо разбить клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках различные виды деревьев и

кустарников. Дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями. Все это обобщить в развлечениях (например, «Теремок»), на которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами, созревающими летом.

Для детей старшего дошкольного возраста возможна организация похода в ближайший лес, где проложена экологическая тропа, проходящая мимо пруда, где дошкольники имеют возможность наблюдать за лягушками и головастиками. В лесу дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и птиц в разное время года (см. «В лес за ландышами», «Собака – лучший друг» и др.).

В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.

Практическая деятельность детей имеет важное значение для их эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими. Во время летних каникул необходима организация детских праздников: «День защиты детей», «Россия – Родина моя», «Здравствуй, лето!». Они с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, водят хороводы, танцуют.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу? Для этого существуют правила поведения. Когда ребенок овладевает ими, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. В развлечениях «Как на Катин день рожденья», «Три поросенка» и др. дети в игровой форме учатся узнавать и избегать опасностей, которые могут им встретиться дома, в лесу, на дороге.

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. В представленных в сборнике развлечениях: «Последний месяц лета», «Путешествие Колобка», «В гостях у сказки», «Моя дружная семейка», «День рождения» и др. дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют русские народные песни, играют в народные игры.

1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.

2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.

3. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»

4. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

5. М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

6. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: