Игры для первоклассников -, обучающие, математические и другие

Английский, программирование и логика: 9 развивающих онлайн-игр для детей

Когда я была беременной, то собиралась стать идеальной матерью и как можно дольше не включать ребенку мультики и не давать играть в компьютер. В реальности все вышло не так.

Иногда родителям просто необходимо, чтобы ребенка занял кто-то другой, а если рядом нет ни бабушек, ни няни, то приходится рассчитывать только на помощь интернета или телевидения.

Я обнаружила, что кроме шумных стрелялок и примитивных тамагочи в интернете есть игры, которые учат ребенка чему-то новому — часто даже тому, чего не знают родители. Я нашла 9 сайтов с полезными играми: тут есть и развивашки для двухлеток, и образовательные игры для старшеклассников.

IQsha

Возраст: от 2 до 11 лет.
Сколько стоит: 10 заданий в день бесплатно. Безлимитный доступ к заданиям — от 249 Р в месяц.

«Айкьюша» — это не только название сайта, но и герой, который сопровождает ребенка во время игры. Он хвалит за правильные ответы и награждает за крупные успехи: виртуальными медалями и дипломами, которые можно распечатать и повесить дома.

Тут просто найти задание, которое заинтересует ребенка. Все упражнения разделены по возрастам детей и по темам: логика и мышление, математика, чтение и грамота, окружающий мир, внимание и память, английский язык. А чтобы даже самые маленькие могли заниматься без помощи родителей, тексты заданий озвучивает диктор.

Родителям «Айкьюша» присылает письма с полезными советами: например, как выбрать правильное время для занятий и сколько минут оптимально тратить ребенку на развивающие игры в зависимости от возраста. Кроме игр на сайте есть обучающие мультфильмы, которые помогут освоить теорию, прежде чем переходить к практике: например, объяснят, как решать логические задачи, научат ребенка различать право и лево.

Приключения Чевостика

Возраст: от 3 до 8 лет.
Сколько стоит: от 87,5 Р в месяц.

Чевостик и дядя Кузя — герои из серии детских энциклопедий, вместе с которыми теперь можно путешествовать по специальной интерактивной карте. На ней три острова со своей спецификой: на самом ярком и маленьком находятся занятия для малышей, на центральном и самом крупном — аудиоэнциклопедии по темам школьной программы, а на крайнем острове справа — интерактивные уроки, на которых расскажут о загрязнении Земли, GPS-навигации и достижениях великих женщин.

Большую часть информации дети получают в аудиоформате: так создатели ресурса помогают им подготовиться к школе и привыкнуть к лекциям. После того как ребенок послушал рассказ о новой теме, ему нужно пройти тест: если правильных ответов будет больше, чем неправильных, откроется игра. А еще за хорошие результаты дети получают призы — особые предметы, с помощью которых можно узнавать секретные факты.

В родительском кабинете взрослые могут отследить прогресс ребенка и узнать, какие темы и игры его привлекают: это пригодится, чтобы подобрать школьнику подходящие кружки и понять, с какими предметами он справится сам, а где понадобится помощь старших.

Разумейкин

Возраст: от 3 до 10 лет.
Сколько стоит: тестирование и пробные занятия в каждом блоке — бесплатно. Подписка на все задания — от 140 Р в месяц.

Для каждого возраста на «Разумейкине» своя программа. Детям 3—4 лет доступны базовые развивающие игры, дошкольникам предлагают тренировать отдельные навыки: память, логику, представление о пространстве и времени, внимание и речь. А младшеклассники учатся различать эмоции по выражению лица, запоминать содержание прочитанного текста и проводить дома простые физические эксперименты — например, протолкнуть очищенное вареное яйцо в бутылку с узким горлышком.

Читайте также:
Как делать проект в школу - образец, этапы работы, программа

Игры на этом сайте незамысловатые: в основном детям нужно выбирать одну или несколько карточек в соответствии с заданием. Но сделать это не всегда просто: с некоторыми вопросами не справиться без обучающих роликов, а для того, чтобы решить задания уровня «эксперт», придется освоить блоки «новичок» и «опытный».

LogicLike

Возраст: от 5 лет.
Сколько стоит: 2—3 задания в день бесплатно, подписка — от 210 Р в месяц.

LogicLike — это платформа для развития логики в игровой форме. Задачи начинаются с простых, с которыми справятся даже малыши: например, определить лишний предмет или разместить фигуры в клетки по определенным правилам. С каждым шагом задания усложняются: детям предлагают посчитать кубики, часть из которых скрыта другими, вспомнить, как называется множество пчел, или определить, какое качество объединяет несколько предметов.

Если справиться с задачей не получается, то можно запустить подсказку-объяснение. Для тех, кому интересно соревноваться с другими участниками, на LogicLike есть рейтинг и олимпиады. Создатели платформы не советуют уделять занятиям больше 20 минут в день: иначе игры быстро надоедят и ребенок бросит курс еще в самом начале.

Codemonkey

Возраст: от 6 лет.
Сколько стоит: 14 дней бесплатно, потом от 4,95 $ в месяц.

В основе Codemonkey — простая игра за обезьянку, которая собирает бананы. Фокус в том, что у игрока нет кнопок, с помощью которых он может управлять ее действиями: все шаги обезьянки ребенок пишет в виде кода в правой части экрана.

Играть смогут даже те, кто не знаком с языками программирования: все начинается с простейшего задания «нажать кнопку запуск», а каждое новое задание обучает новому действию. Проиграть невозможно: если ребенок не справляется с заданием, игра дает подсказку и предлагает попробовать еще раз.

Storyplace

Возраст: от 5 лет.
Сколько стоит: бесплатно.

Storyplace — проект американской публичной библиотеки, который учит детей читать по-английски и по-испански с помощью простых и наглядных историй.

Сначала ребенок знакомится с коротким рассказом: например, о младенце, который не хотел купаться, или о том, как лягушка раскрашивала радугу. Каждое предложение находится на отдельном слайде: его медленно и отчетливо зачитывает диктор, а потом его могут повторить родители или, не торопясь, прочитать сам ребенок.

За рассказом следует простая тематическая игра, которая поможет запомнить новые слова: младенец попросит выбрать игрушки, которые он сможет взять с собой в ванну, а лягушка — ответить, какого цвета солнце или яблоко на картинке. Те, кто уже адаптировался к голосу диктора, могут попробовать свои силы в понимании более беглой и живой речи, послушав сказки в исполнении самих работников библиотеки.

Funbrain

Возраст: от 4 до 14 лет.
Сколько стоит: бесплатно.

Англоязычный ресурс с развивающими играми на самые разные темы: одни учат детей ловкости и внимательности, другие — быстро считать, правильно писать английские слова и разбираться в таблице Менделеева, а третьи помогают узнать что-то интересное об окружающем мире — например, чем питается рыба-попугай и как на языке жестов сказать слово apple.

Материалы разбиты по возрастным группам: от pre-kindergarten, то есть для детей 4—5 лет , до 8 класса. Правда, разница в программах дает о себе знать: задания по математике, которые американский сайт предлагает восьмиклассникам, скорее подойдут для 5—6 классов российской школы.

Зато на Funbrain можно подтянуть уровень английского: как в специальных играх, где требуется указать правильную форму множественного числа английских слов или по буквам угадать задуманное компьютером слово, так и в фоновом режиме, просто взаимодействуя с англоязычным интерфейсом.

Читайте также:
Доклад на тему - Современные концепции воспитания - авторы, цели

Меташкола

Возраст: от 11 до 15 лет.
Сколько стоит: бесплатно.

Портал посвящен олимпиадам и онлайн-играм, которые помогают детям готовиться к интеллектуальным соревнованиям. На олимпиадах детям обычно приходится не только демонстрировать хорошее знание школьной программы, но и уметь использовать ее в нестандартных ситуациях — например, рассчитывать стратегию для победы в математических играх. Этому и учат игры «Меташколы».

Здесь есть классические задачи и примеры в красочных декорациях, а еще соревновательные игры, которые требуют от участников действовать максимально логично. «Крестики-нолики» — простейший пример такой игры: правда, если она и встретится на олимпиаде, то не в традиционном варианте, а с полем гораздо большего размера. На сайте «Меташколы» дети могут потренироваться играть в такие игры с компьютером: в отличие от родственников, которые, скорее всего, будут действовать наугад, в программу уже заложена победная стратегия, поэтому обыграть ее можно будет только с помощью верного анализа ситуации и четкого математического расчета.

1917. Свободная история

Возраст: от 13 до 16 лет.
Сколько стоит: бесплатно.

Проект, посвященный истории 1917 года, рассказывает о времени революции так, как если бы все происходило прямо сейчас: поэты и писатели сидели бы в тиндере, новостные сводки публиковались бы в социальных сетях, а о государственном перевороте рассказывали бы в прямом эфире главных телеканалов.

Сайт предлагает читателям погрузиться в жизнь вековой давности с помощью игр и тестов: например, получить новогоднюю открытку от депутата госдумы Сергея Шидловского или попробовать самостоятельно организовать госпереворот. Подготовиться к ЕГЭ с помощью этого проекта не получится: он охватывает только один год русской истории. Зато почувствовать себя непосредственным участником знаковых исторических событий — вполне.

Развивающие игры для детей — первоклашек дома и в школе

С помощью развивающих игр для 1 класса легче проходит адаптация к школьному распорядку. Игры направлены на развитие воображения, закрепление навыков.

Переход к новой жизни – это всегда испытание для человека. Родившись, малыш адаптируется к новой среде обитания, потом привыкает жить без мамы в саду, и вот, на смену главного занятия дошкольника – игры, приходит учебная деятельность. Этот переход не должен быть резким, иначе первоклассник быстро потеряет интерес к учебе и не сможет усваивать информацию. Поэтому главная задача педагогов и родителей внести в процесс обучения как можно больше элементов игры, которые разбавят утомительные занятия, научат общаться со сверстниками и продолжат работу над развитием крохи.

Играем на уроке

Учителя начальных классов не понаслышке знают, что по-настоящему продуктивное время урока занимает не более 15 минут. Потом даже самые умные головки класса устают и перестают быть внимательными. Самое время поиграть!

Игра на внимание

Учитель предлагает разделиться ребятам на три команды (можно по рядам), каждой из которых необходимо по сигналу крикнуть определённое слово. Например, когда педагог поднимает правую руку, первый ряд кричит «Микки», левую – второй ряд произносит «Маус», и «Мышонок» – говорит третья команда, если руки скрещены.

Особенное веселье начинается на уроке, когда ведущий намеренно путает первоклашек, совмещая несколько сигналов.

Развитие воображения

Педагог демонстрирует детям заранее подготовленные карточки с изображением животных и предметов, а дети стараются объяснить, что на картинке, используя не слова, а звуки и жесты. Например, малыши крутят воображаемый руль, когда видят изображение машинки или чирикают при виде птички.

Читайте также:
Педагогические идеи Песталоцци - кратко, вклад в педагогику

Повтори-ка

В зависимости от выбранной тематики эта развивающая игра может быть использована в классе на уроке грамоты или природоведения. Как играть? Учитель называет тему, первый игрок говорит слово, которое ей соответствует, второй повторяет это слово и называет своё, третий произносит предыдущие слова и придумывает новое и т. д. Например, тема «Перелетные птицы», первый участник говорит «журавль», второй «журавль, ласточка», третий «журавль, ласточка, скворец» и т.д.

Знакомимся на переменке

Адаптация к школьному распорядку усложняется и тем, что маленькому первокласснику приходится привыкать к новому коллективу. Сплотить класс и познакомиться поближе тоже можно в процессе игры.

  1. Кто быстрее. Детки образуют круг и рассчитываются по порядку, запоминая свое число. Водящий становится в центр и называет любые 2 числа, которые должны быстро поменяться местами. За это время водящему нужно успеть занять освободившееся место. Опоздавший занимает место в центре круга и продолжает играть за водящего.
  2. Крокодил. Дети снова образуют круг и садятся на корточки. Учитель говорит: «Крокодил», и одновременно показывает на пальцах число, которое обозначает, сколько должно ребят одновременно встать. Те первоклассники, которые чаще всего встают, являются будущими лидерами в коллективе. К тому же игра позволяет повторить счет.
  3. Миксер. Ученики выстраиваются в круг. Учитель просит поменяться местами тем, у кого, например, есть сестричка, кто любит конфеты, у кого короткие волосы и т.д.

Чтобы ребёнок поскорее адаптировался к школе, постарайтесь попасть в один класс с его детсадовскими друзьями.

Математические игры

Развивающие игры на математике направлены на закрепление навыков устного и порядкового счета. Обычно они сопровождаются динамической разгрузкой.


  • По порядку становись!

    Участвуют две команды по 10 человек. Учитель приклеивает на спины участников номера от 5 до 15 так, чтобы они не знали свое число. Задача команды как можно быстрее выстроиться в шеренгу по возрастанию, узнавая своё число у соседа.

    Упражнения с мячом

    Обычные примеры по математике решаются детьми гораздо быстрее, если для ответа учитель бросает ученику мяч. Кроме устного счета можно предложить детям называть предыдущее и следующее число. Например, ведущий говорит «18», ученик ловит мяч и отвечает «17 и 19».

    Угадай цифру

    Эта развивающая игра направлена на закрепление знания числового луча. Ведущий загадывает число, а игроки отгадывают:

    • больше 6, но меньше 8;
    • меньше 13, но больше 11;
    • больше 16, но меньше 19 (вопрос с подвохом, есть несколько вариантов).

    Во что поиграть дома

    Даже в очереди или в дороге можно с пользой проводить время! Есть множество простеньких развивающих игр, в которые не откажется играть вся семья. Несколько примеров.

    Антонимы

    Ребёнок называет слово, а вы – его противоположное значение. Потом игроки меняются местами.

    Сходство и различие

    Эта развивающая игра заставит проявить внимательность и смекалку. Ведущий называет пару слов, остальные игроки говорят по очереди, что в них общего, а что нет. Например, диван и занавеска. Общее – есть в каждом доме, продаются в магазине, изготовлены с использованием ткани. Различие – диван – мебель, занавеска – элемент декора и т.д.

    Минутка

    Игры на умение ориентироваться во времени часто применяются в школе. Они необходимы, чтобы ребёнок умел распределять свои дела и понимать, что некоторые занятия кажутся долгими только на первый взгляд. Дома предложите чаду поприседать одну минуту, почитать или прописать изучаемую букву. Еще можно придать игре соревновательный стимул и поиграть, чей результат за минуту будет лучше.

    Читайте также:
    Как научить ребенка красиво писать ☑ учимся писать прописные буквы, цифры, как улучшить почерк первоклассника в домашних условиях

    Детям первого класса действительно постоянно нужны перерывы на игры. И всё же используйте их с умом. Если затянуть развлечение или переборщить с динамичностью игры, ребята могут чересчур возбудиться и не смогут сконцентрироваться на учебе.

    Концепция естественного свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

    Основу пед. взглядов Руссо (1712–1778) составляет теория естественного воспитания, к-ая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

    В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

    Понимание Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Коменским. В отличие от чешского педагога Руссо полагал, что воспитывать природосообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

    Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание — это и свободное воспитание.

    По Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод “естественных последствий”, сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.

    Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Руссо было, несомненно, прогрессивным.

    Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль, или о воспитании”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

    Первый период – от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.

    Второй период – от 2 до 12 лет – Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства.

    Третий период – от 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

    Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

    Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства.

    Читайте также:
    Методы нравственного воспитания - главные формы и средства

    Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.

    В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

    Третий возрастной период, от 12 до 15 лет, по мнению Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний.

    Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины. Настойчивые рекомендации Руссо развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельных суждений были, несомненно, исторически прогрессивными. Но вместе с тем во взглядах Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственное воспитание детей в очень позднем возрасте.

    В 12-15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Руссо рассмат-л труд как обществ-ю обязанность каждого чел-ка

    Руссо полагал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, – возбудит у него уважение к труженикам, презрение к людям, живущим на чужой счет. В труде он видел также действенное средство для умственного развития ребенка. Руссо считал, что подростку нужно овладеть не только некоторыми видами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла.

    15 лет — это возраст, когда нужно уже воспитывать юношу для жизни среди людей того социального слоя, в котором ему в дальнейшем придется жить и действовать. Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. На первый план он выдвигал развитие положительных эмоций, которые, по его мнению, способствуют возбуждению у юноши гуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания к обездоленным и угнетенным.

    Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    Теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо

    Жизнь Жан-Жака Руссо. Руссо родился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика. Он не получил систематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий.

    Естественное и свободное воспитание. Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», — писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми — этo приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.
    В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.
    Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
    Возрастная периодизация. Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период — от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.
    Значение педагогической теории Руссо.Руссо занимал важное место среди философов-просветителей в идеологической подготовке французской революции 1789 года. Несмотря на ряд противоречий и ошибок, его педагогические взгляды сыграли свою исторически прогрессивную роль. Его воззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячей любви к ребенку. Руссо требовал активных методов обучения, учета возрастных особенностей ребенка, трудового воспитания, тесной связи обучения с жизнью.
    После того как французская буржуазная революция 1789—1794 годов была завершена, к педагогическим идеям Руссо буржуазные педагоги стали относиться настороженно. Демократ Руссо представляется опасным, его мысли о воспитании активного, самостоятельно думающего, свободного человека шли вразрез с реакционной идеологией укрепившегося буржуазного общества.
    Н. К. Крупская подчеркивала, что от наследия Руссо «отрекается современная, одряхлевшая буржуазия. Предки ее, не отделявшие еще интересов своего класса от дела народа, превозносили Руссо; теперешняя буржуазия относится к Руссо холодно, свысока, и хотя по традиции называет его «великим», но неизменно добавляет «утопистом». Причем под утопией понимает не только то, что действительно утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед «человеком», перед «трудом»

    Читайте также:
    Дистанционное обучение в школе - виды, как это происходит

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Педагогика

    Лекция 2. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо

    1. Жизненный путь Ж.-Ж.Руссо.

    2. Теория естественного и свободного воспитания – центр педагогической теории Ж.-Ж.Руссо.

    3. Возрастная периодизация. Задачи, содержание и методы воспитания и обучения.

    Выдающийся мыслитель, высказавший оригинальные идеи, оказавший большое влияние на развитие педагогической теории и практики Ж.-Ж.Руссо родился в Женеве в семье ремесленника (1712-1778). Не получил систематического образования. Непродолжительное время учился в городской школе, затем покинул отчий дом, очень много скитался (Швейцария, Франция), попробовал себя в разных профессиях (ремесле, разнорабочим, писал статьи, врачевал и даже поработал педагогом). Всего, чего достиг мыслитель, добился самообразованием. Уже сложившимся человеком приезжает в Париж и знакомится с энциклопедистами (Гельвеций, Дидро и др.). По совету Дидро участвует в конкурсе научных работ Дижонской академии. Пишет сочинение «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?», за что получает премию академии и становится известным в научных кругах. В 1762 был опубликован социально-педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании», который делает автора всемирно известным. Этот роман был принят неоднозначно: были ярые противники, так и сторонники идей автора. Официально роман был запрещен, его стали публично сжигать, автора обвинили в богохульстве и даже был отдан приказ о его аресте. Ж.-Ж.Руссо был вынужден скрыться. Во Францию он возвращается на склоне лет. Интерес вызывает эпитафия на камне Ж.-Ж.Руссо: «Здесь покоится человек природы и истины».

    В основе его педагогических воззрений лежит идея естественного и свободного воспитания. Человек должен воспитываться естественно, т.е. сообразно собственной природе. В этом была принципиально отличительная черта идеи природосообразности Ж.-Ж.Руссо от Я.А.Коменского. Воспитание следует природе ребенка. Воспитание человек получает из трех источников: от природы, окружающих людей и от вещей. Правильно если все три фактора действуют согласованно. Идеи естественного и свободного воспитания составляют единое целое. «Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», – писал он. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. Поэтому надо воспитывать такого человека, который бы ни от кого не зависел, ценил бы свою свободу и умел её защищать. Человек, ценящий свою свободу, будет конечно уважать и свободу других людей. Мыслитель выступает против схоластической школы с её зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями. Он требовал уважения к личности ребенка, следование его интересам и запросам. Доминирующие идеи: гуманизм, демократизм, всестороннее развитие человека, любовь к ребенку, подчинение обучения воспитанию и воспитание, соответствующее возрасту.

    Читайте также:
    Сингапурская методика обучения - сущность технологии и особенности

    Воспитание должно организовано с первого дня рождения и до вступления человека в брак. Цель воспитания – высокий уровень физического, умственного и нравственного развития. Цель обучения – вооружить полезными практическими умениями. Возрастная периодизация: 1) от рождения до 2 лет; 2) от 2 до 12 лет; 3) от 12 до 15 и 4) от 15 лет до совершеннолетия. Периодизация не была лишена диалектики. В первый период акцент делается на физическое воспитание: укрепление здоровья, закаливание, никаких лекарств, материнское молоко, свобода движений, никаких ограничений, в том числе в виде режимов дня, следование естественным потребностям, не форсировать развитие речи, приучать к темноте, незнакомым людям и предметам. Второй период «сна разума», когда ребенок не может рассуждать и логически мыслить. Нужно развивать «внешние чувства». Измерять, взвешивать, сравнивать ребенку самому, когда он в этом почувствует нужду. В третий период широко разворачивается умственное воспитание. Развитие любознательности, поиски ответов на собственные вопросы, ребенок «не выучивает науку, а выдумывает». Обучение ремеслу и широкое трудовое воспитание. И в четвертый «период бурь и страстей» осуществляется преимущественно нравственное воспитание. Эмиль возвращается в общество и начинается общественное воспитание. «Жить – вот ремесло, которому я его хочу обучить. Выйдя из моих рук, он не будет – я согласен с этим – ни судьей, ни солдатом, ни священником; он будет, прежде всего, человеком».

    10 Вопрос. Теория свободного воспитания ж-ж Руссо.

    Ж.Ж. Руссо(1712—1778)— – глубокий мыслитель, гуманист, демократ, сенсуалист, придерживался теории естественного и свободного воспитания, главный выразитель идеи Просвещения. Он познал жизнь не из книг, а почувствовал и познал реальную жизнь. Важную роль в жизни Руссо сыграла встреча с образованной настоятельницей монастыря Аннеси, мадам де Варанс, которая долгие годы помогала Руссо. В течение десяти лет он изучал естественные и общественные науки и переехал в Париж. Благодаря рекомендательным письмам его приняли в самых лучших домах Парижа, после отца ему досталось небольшое наследство, но оно позволяло ему жить, не думая о заработке. В 1753 г. стал работать над романом «Эмиль, или О воспитании». В романе он выразил прямые нападки на церковь и аристократию. «Эмиль» – его теория воспитания,которая в основном применялась на мужчин. В 1761 г. Руссо написал роман «Юлия, или Новая Элоиза». Педагогические взгляды Ж.Ж.Руссо. Руссо понимает воспитание как способ общественного переустройства. Воспитанная личность для Руссо, которая добилась развития своих способностей и дарований. Человек должен сохранить естественное состояние. Условием этого является свобода. Ребенок может делать все, что хочет. Воспитание детей начинается с рождения и все время воспитания Руссо делит на четыре периода:1 период – от рождения до 2 лет;2 период – от 2 лет до 12 лет;3 период – от 12 лет до 15 лет;4 период – с 15 лет до совершеннолетия (период бурь и страстей).

    Читайте также:
    Осенний бал - название команды, тематика, осенние эмблемы

    На ребёнка воздействуют 3 фактора воспитания:

    – природа(осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств;

    – люди( восп-е людьми — этo приучение чел. использовать развитие этих способностей и органов;

    – предметы и явления(восп-е от вещей — это собственный опыт чел., приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

    Задача воспитания – сгармонизировать действия этих факторов.

    В непосредственной связи с естественным вос-ем Р поставил и свободное восп-е. Он требовал уважать личность ребёнка, считаться с его интересами и запросами. Р придавал большое значение направляющей роли воспитателя. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребёнок этого не замечает. Он организует всю среду, все окружающие ребёнка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания. В 1762 году вышел в свет роман-трактат Р «Эмиль, или О воспитании». В нем Р показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного, общества. Р делил жизнь своего воспитанника на 4 периода. В раннем детстве (от рождения до 2 лет) основой всего является физическое воспитаниие. Р подробно останавливается на физическом воспитании Эмиля. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физические силы. С 2 лет до 12 по мнению Р, необходимо развивать внешние чувства ребенка. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги. Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. От 12 до 15л ребёнок, по Р, должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребёнка Р развивал оригинальную методику получения знаний реб., основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Р не сумел связать личный опыт ребёнка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Эмиль обучается ряду полезных профессий. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство. Наступает 4 период(от 15 л) нравственного воспитания, а оно может быть только в обществе. Р выдвигает 3 задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Р, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел. В этом возрасте Р считал необходимым половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее. Р считал, что было бы желательным избежать со стороны детей вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью», т. к. воспитатель не отвечает на вопросы, не соответствующие пониманию ребёнка. Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника. Р считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала.

    Читайте также:
    Программа "Школа России" ℹ анализ учебно-методического комплекса для начальных классов, особенности обучения, характеристика, достоинства и недостатки, список учебников

    Р стремился глубоко понять чел. природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития ребёнка. Неверно, что ребёнок с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста. Р не отделял четко развитие от воспитания, он как бы биологизировал сам процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей.

    Назначение женщины, в понимании Р, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Р считал, что никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно.

    Возрастная периодизация кратко:

    – 2-12 развитие внешних чувств

    – 12-15 умств.и трудовое воспитание

    – 15-18 нравственное воспитание

    Дидактические принципы:

    – связь обучения с жизнью

    Содержание образования: – знания надо получать от природы

    Педагогическая концепция свободного воспитания Ж.Ж.Руссо

    Жан-Жак Руссо — выдающийся французский мыслитель XVIII столетия, человек, социальные взгляды которого намного опередили его время. В своей концепции свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо одним из первых выразил необходимость развития ребёнка в соответствии с его естественными потребностями. Концепция свободного воспитания Руссо отрицает любые попытки вмешательства во внутреннюю природу детей и подразумевает развитие в человеке его лучших качеств.

    Педагогические идеи Руссо нашли отображение в его известном романе-трактате «Эмиль, или О воспитании», написанном в 1762 году. Они были негативно восприняты обществом, так как полностью отрицали существовавшие в те времена взгляды на воспитание и образование подрастающего поколения. Современники Руссо были уверены, что задача обучения и воспитания заключается в насильственном укрощении естественной природы ребёнка и подготовке его к определённому роду деятельности (например, богослужению, врачеванию или службе в армии). Занимаясь подготовкой для общества послушных граждан, педагоги совершенно не уделяли внимания развитию талантов и способностей своих воспитанников, не прислушивались к их желаниям и предпочтениям.

    Руссо беспощадно критиковал существующую систему воспитания, полагая, что она противоречит естественной природе человека. Он считал, что все дети рождаются добрыми, неиспорченными и счастливыми, однако общество развращает их и воспитывает в них злобу. Детей необходимо растить на лоне природы, принимая во внимание их интересы и способности. Цель воспитания, по мнению французского педагога и философа, заключается в том, чтобы сделать из ребёнка настоящего человека, воспитать в нём черты, необходимые для любого гражданина, независимо от рода его деятельности и социального положения. Руссо был уверен, что детей с малых лет следует учить с достоинством переносить удары судьбы, ненавидеть роскошь и нищету, выживать в любых условиях.

    Читайте также:
    Принципы обучения в педагогике - определение, принципы доступности

    В соответствии с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, на развитие человека оказывает влияние 3 фактора: природа, люди и предметы (окружающий мир). Воспитанием, полученным природой, по мнению мыслителя, являются заложенные в ребёнке при рождении способности. Умение их использовать в повседневной жизни он получает от людей. Педагоги, воспитатели и родители должны позаботиться о том, чтобы природные задатки, заложенные в ребёнке, смогли проявиться в полной мере. И, наконец, получению собственного опыта по отношению к предметам, дающим ему восприятие, он обязан вещам, окружающим его в повседневной жизни. Чем старше он становится, тем больше знаний и опыта он получает, и тем лучше развиваются его способности. Только в том случае, когда все перечисленные факторы будут действовать согласованно, человек сможет получить полноценное воспитание.

    Большое внимание при воспитании нового человека Руссо уделял личности самого воспитателя. Философ был уверен, что вырастить достойного члена общества сможет только тот наставник, который общечеловеческое воспитание будет ставить выше профессионального либо сословного. Общаясь с ребёнком, он не должен навязывать ему собственные убеждения и взгляды. Его задача — предоставить воспитаннику условия для беспрепятственного развития заложенных в нём природой способностей и устранить любые помехи, которые могут встать у него на пути к получению знаний, умений и навыков. Философ подчёркивал, что только то воспитание, которое осуществляется в соответствии с природой ребёнка, может считаться свободным и естественным.

    Концепция свободного воспитания Руссо была неодобрительно встречена его современниками. Роман философа «Эмиль, или О воспитании», в котором она была изложена, подвергся беспощадной критике, был запрещён церковью и публично сожжён. Несмотря на это, педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо нашли своих сторонников в среде прогрессивных людей. Они стали основой для создания теорий свободного воспитания М. Монтессори, Э. Кей, К. Вентцеля и других педагогов-новаторов.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: