Методы обучения ℹ определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС

Методы обучения ℹ определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС

Метод обучения – упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения – это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся. Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели. «Метод» – по-гречески – «путь к чему-либо» – способ достижения цели. Метод обучения – способ приобретения знаний.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.

Метод обучения – историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

По характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин , М.И. Махмутов , И.Я. Лернер ):

* объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);

* репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.);

* проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);

По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский ):

* организационно-действенному – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

* стимулирующему – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

* контрольно-оценочному – методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

По дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля).

По способам изложения учебного материала:

* монологические – информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);

* диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

По формам организации учебной деятельности.

По уровням самостоятельной активности учащихся.

По источникам передачи знаний ( А.А, Вагин, П.В. Гора):

* словесные : рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;

* наглядные : демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график;

* практические : упражнение, лабораторная работа, практикум.

По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):

* сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

* поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

* чувства – стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).

Все из указанных классификаций рассматриваются в дидактическом аспекте, предметное содержание математики учитывается здесь не в достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения математике. Выбор методов обучения – дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения математики.

Методы преподавания – средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.

Методы учения – средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.

Основными методами математического исследования являются : наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.

Современные методы обучения математике : проблемный (перспективный) метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.

Информационно-развивающие методы обучения разделяются на два класса:

а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);

б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных – использование информационных технологий).

К проблемно-поисковым методам относятся : проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы : пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы : сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов ). Методические приемы – действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).

Читайте также:
Методы нравственного воспитания - главные формы и средства

Специальные методы обучения – это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).

Формы, методы и приёмы организации занятий в контексте ФГОС

Песочная Ирина Альбертовна

МБОУ «Верхне-Устькулойская ОШ № 24»

«Формы, методы и приемы проведения уроков, занятий в рамках ФГОС»

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Главная методическая цель урока при системно – деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Для реализации поставленных перед учителем задач в логике системно-деятельностного подхода используют всем знакомые формы, методы и приемы обучения, но не обошлось и без новшеств. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

Понятие «форма» используется по отно­шению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения.

Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным соста­вом учеников. В основу разделения общих форм обучения положе­ны характеристики особенностей коммуникативного взаимодей­ствия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консуль­тации и т. п.). В групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином тем­пе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличает­ся от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенно­сти взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль.

Форма организации обучения — это ограниченная рамками вре­мени конструкция отдельного звена процесса обучения. К фор­мам организации относятся следующие виды занятия: урок, лек­ция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаи­модействие учителя и учеников.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования [3].
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский [6].

В современной школе используются как традиционные методы обучения, так и инновационные.

В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Модульное обучение

Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль – целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Читайте также:
Педагогические идеи Яна Коменского - общая система

Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация [1].

Электронно-интерактивное обучение

Электронное – интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети).

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п. Для образовательных проектов актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы.

Средства и методы электронно-интерактивного обучения

интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и ЭБС;

обучающие материалы и курсы;

обсуждения в реальном режиме времени;

чаты и видео чаты;

видео консультации и программные приложения совместного использования.

Инструменты электронно-интерактивного метода

Преимущества электронно-интерактивного метода

обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объём самостоятельной работы;

обучающиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;

вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень достоверности;

актуальность и оперативность получаемой информации;

гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключиться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;

использование таких форм, как календарь, электронные тесты позволяет обеспечить более чёткое администрирование учебного процесса.

С уверенностью можно сказать, что интерактивное обучение это основа развития познавательной компетенции [7].

Проблемное обучение

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Этапы проблемного обучения

информационные, не требующие творческой активности личности;

тренировочные, включающие повторение действия и контроля за успешностью выполнения.

Этапы познавательной деятельности

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности [4].

Исследовательско-методическое обучение и метод проектов

Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.

Этапы проектной деятельности:

наличие проблемы, требующей интегрирующих знаний и исследовательского поиска её решения;

самостоятельная деятельность учеников;

стрктурирование содержания части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов, обсуждение метода исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели. Практика проведения учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей.

Любой метод обучения имеет комплекс приемов обучения.

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре [5].

В настоящее время, в век информационных технологий, возможностей у педагогов для выбора приемов обучения огромное количество.

Читайте также:
Принципы обучения в педагогике - определение, принципы доступности

Приемы мотивации и целеполагания

Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:

• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)

• Дерево предсказаний
• Ключевые слова
• Перепутанные логические цепочки
• Верные и неверные утверждения
• Вводный вопрос

Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний :
• Вопросительные слова
• Тонкие и толстые вопросы
• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
• Создание кластера
• Корзина фактов

Приемы работы с текстом

Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
• ИНСЕРТ («V» – знал раньше, «+» – новое, «?» – есть вопрос, непонятно, «!» – это интересно, «-« – противоречит тому, что я думал раньше)
• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)

Организация информации с помощью схем:
• Кластер
• Фишбоун
• Понятийное колесо
• Граф
• Денотатный граф
• Пирамида
• Лестница
• Цепочка
• Лекция-визуализация

Организация и осмысление информации с помощью таблиц:
• Сводная таблица
• Т – таблица
• Сюжетная таблица
• Таблица для перекрестной дискуссии
• ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
• Таблица «Синтез»
• Мышление под прямым углом
• Бортовой журнал

Приемы организации рефлексии

Устные формы рефлексии :
• Беседа по пометкам
• Беседа по вопросам
• Интервью участника событий
Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста) :
• Резюме
• Эссе
• Синквейн
• Диаманта
• Хокку
• Телеграмма
• Благодарность
• РАФТ
Графические формы рефлексии :
• Образ темы
• Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»).

Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Взять, к примеру, средневековое обучение. Основное его содержание состояло в чтении, заучивании и переводе текстов Библии и различных догм. Из-за этого у учащихся развивалась пассивность мыслей и действий. Современная дидактика напрочь отказалась от этого метода. Теперь от ученика требуется не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать.

Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем.

Библиографический список.

  1. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 № 5
  2. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с
  3. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
  4. методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
  5. в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
  6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.,2002, 168 c .
  7. Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
  8. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C . 254-255
  10. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии – 2002,№ 36, 26-30 с

Содержательно-методическая характеристика учебно-методического комплекта «Школа России»
статья по математике

УМК «Школа России» – это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю начальной школы. Авторами данного комплекта являются М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова.

Скачать:

Вложение Размер
statya._soderzhatelno-metodicheskaya_harakteristika_uchebno-metodicheskogo_komplekta_shkola_rossii.docx 444.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Называевская Гимназия» Омской области

Омская область, г. Называевск

Содержательно-методическая характеристика учебно-методического комплекта «Школа России»

УМК «Школа России» – это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю начальной школы. Авторами данного комплекта являются М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова.

Данный начальный курс математики интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Основу составляет представления о натуральном числе и нуле, четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Важное место занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс построен концентрически, что позволяет соблюсти постепенность в нарастании трудности учебного материала, и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Ведущие принципы обучения: учёт возрастных особенностей учащихся;

органическое сочетание обучения и воспитания; усвоение знаний и развитие познавательных способностей; практическая направленность преподавания;

индивидуальный подход к учащимся.

Практическая направленность методики выражена в следующих положениях:

  1. Сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема.
  2. Формирование у детей сознательных и прочных устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий.
  3. Введение новых алгоритмов, усовершенствование традиционных.
  4. Рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные средства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индивидуальным выводам, сразу находящим применение в учебной практике.
  5. Система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях.

Основные содержательные линии: нумерация чисел; арифметический материал; геометрический материал; величины и их измерение; дроби и доли; текстовые задачи.

Важнейшей особенностью этого курса математики является то, что рассматриваемые в нём основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных и чаще всего сюжетных текстовых задач.

При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить путь решения предлагаемых программой задач, применять подходы к их решению.

Требования программы к умениям учащихся решать задачу:

  1. Дети должны уметь анализировать содержание задачи, объясняя: что известно и что неизвестно в задаче; что можно узнать по данному условию; что нужно знать для ответа на вопрос задачи; какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи.
  2. Должны обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты.
  3. В 1 классе записывать решение задачи только действием, а в дальнейшем составлять по условию задачи выражения.
  4. Должны уметь давать устно ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения.

Следует отметить, что учащиеся знакомятся не только с понятием «задача», но и с различными её видами. Процесс изучения данного материала равномерно распределён в течение всех четырёх лет обучения.

1класс. Понятие «задача». Компоненты задачи: условие, вопрос. Решение задач в одно действие, раскрывающий конкретный смысл действий сложения и вычитания; нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.

2 класс. Понятие «обратная задача», «задача с недостающими данными». Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления. Решение задачи в 2 действия на сложение и вычитание. Рассматриваются различные способы решения задач. Использование моделей и схем на этапе поиска плана решения задачи.

В учебниках математики 1 – 2 классов в рамках ФГОС весь учебный материал построен так рационально, что помогает детям прочно и сознательно овладеть математическими знаниями, умениями и навыками.

Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предлагающая доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме. В соответствии с выше сказанным, вводятся следующие условные обозначения (приложение 1).

В начале каждого раздела указано, что учащиеся узнают и чему научатся. В начале каждой темы дается пояснение тому, чем они будут заниматься на уроке. В конце каждой темы даны задания для закрепления усвоенного материала. Выполнив эти задания, ребята должны оценить свои успехи. В конце тем даются упражнения для закрепления, где в самом начале задается вопрос: «Что узнали. Чему научились». Также в соответствии с ФГОС в учебниках появилась страничка для любознательных, где предлагаются интересные задания для учащихся. В конце каждого раздела есть страничка для самопроверки, где учащиеся должны после выполнения задания оценить свои достижения.

Программа «Школа России»: содержание и особенности

В этой статье мы рассмотрим самую популярную школьную программу в России, отметим её сильные и слабые стороны и расскажем о том, как она применяется в домашней онлайн-школе «Фоксфорда».

Основные сведения

«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования.

Научный руководитель проекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.

УМК «Школа России» действует с 2001 года. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии образования об эффективности данной системы и соответствии требованиям ФГОС. Все учебники, составляющие завершённые предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки Российской академии наук и Российской академии образования.

Содержание программы

Учебно-методический комплекс «Школа России» состоит из следующих завершённых предметных линий учебников, которые приказом Министерства Просвещения России от 28 декабря 2018 года включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:

  • Русский язык.
    Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие.
    Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Литературное чтение.Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие.
  • Математика.Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.
  • Информатика (3-4 классы).Авторы: Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.
  • Окружающий мир.Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
  • Изобразительное искусство.Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и другие.
  • Музыка.Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
  • Технология.Авторы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Физическая культура.Авторы: Лях В.И., Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д.

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4 классе:
ОРКСЭ. Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В.
ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В.Л.
ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и другие.
ОРКСЭ. Основы светской этики. Автор: Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков:

  • Английский язык

«Английский в фокусе» («Spotlight») 1-4 классы. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.
«Звёздный английский» («Starlight») 1-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.
Английский язык. 2-4 классы. Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Хайн Э. и другие.
Английский язык. 2-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В.

  • Немецкий язык

Немецкий язык. 2-4 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.
Немецкий язык «Вундеркинды Плюс». 2-4 классы: базовое и углублённое изучение. Авторы: Захарова О.Л., Цойнер К.Р.

  • Французский язык

«Твой друг французский язык». 2-4 классы. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.
«Французский в перспективе». 2-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.

  • Испанский язык. 2-4- классы. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В.

В методический комплекс также входят рабочие и творческие тетради, дидактические материалы, книги для чтения и мультимедийные приложения (презентации, видео, материалы на дисковых носителях и прочее).

Особенности программы

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.

Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.

Плюсы и минусы программы

«Школа России», являясь модернизированной версией классической советской школьной программы, унаследовала многие достоинства и недостатки предшествующих УМК.

Среди достоинств программы учителя и родители выделяют:

  • комплексное обучение по всем предметам,
  • простоту подачи материала,
  • сильный курс русского языка и литературы,
  • насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
  • невысокую нагрузку на учащихся,
  • возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
  • наибольшую распространённость по России.

При этом «Школу России» часто критикуют за:

  • чрезмерную простоту,
  • упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
  • малое количество логических заданий,
  • упрощённый курс математики,
  • хаотичную подачу материала по курсу «окружающий мир».

Однако следует помнить, что данная программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор учащихся.

Кому подойдёт программа

«Школа России» — это современный вариант классической школьной программы, по которой учились большинство советских и российских детей. Она подходит всем, кто хочет дать своему ребёнку традиционное школьное образование.

Данный УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».

Благодаря тому, что «Школа России» — наиболее распространённая в нашей стране учебная программа, она подойдёт детям, вынужденным часто переезжать: в каждом городе России есть школы, работающие по этому УМК.

Анализ УМК “Школа России”

Проведен анализ УМК “Школа России”

Просмотр содержимого документа
«Анализ УМК “Школа России”»

Анализ учебно-методического комплекта «Школа России» (под ред. А. Плешакова), традиционная программа

Среди множества программ, предлагаемых для реализации в начальной школе, заметно выделяется работающая на территории нашей страны с 2001 года программа «Школа России». ФГОС потребовал некоторой доработки учебно-методического комплекса, тем самым обновив его и приведя к соответствию самым последним нормативным требованиям. Сохраняя лучшее из того, что было раньше, авторы добавили получившие проверку в действии инновационные элементы. Все материалы, которые включает в себя «Школа России», – программа, учебники, рабочие тетради, дидактические пособия и методические рекомендации – подготовлены издательством «Просвещение», на протяжении многих лет традиционно сопровождающим отечественную систему образования. Наличие дидактических, справочных материалов и сборников, содержащих проверочные и контрольные работы, позволяет не только учителю, но и родителю быть в курсе уровня подготовки ребёнка по отдельному предмету и по всей программе в целом. Программа начальной школы «Школа России» сразу получила довольно широкое распространение. По некоторым данным, её использует примерно половина всех учителей, работающих в 1-4 классах, и, согласно отзывам, все они ей довольны.

Автором данной программы УМК «Школа России» является: Андрей Анатольевич Плешаков.Кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, один из постоянных авторов журнала «Начальная школа», член редколлегии и редакционного совета журнала.

Известный автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по курсу «Окружающий мир». В 90-х годах младшие школьники учились по его «Природоведению», позже — по учебникам «Мир вокруг нас», а сегодня около половины всех учеников начальных классов нашей страны учатся по учебникам завершенной предметной линии «Окружающий мир». Эта линия учебников входит в состав самого известного и востребованного учебно-методического комплекса для начального общего образования – «Школа России», научным руководителем которого многие годы является А.А. Плешаков.

А.А. Плешаков написал удивительные книги: «Зеленые страницы» — о живой природе и «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» — о том, как стать добрым Великаном, другом всему живому. Андрей Анатольевич разработал первый в России атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба» и курсы для дополнительного образования «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Андрей Анатольевич Плешаков в соавторстве с Мариной Юрьевной Новицкой создали учебники по окружающему миру для учебно-методического комплекса «Перспектива» серии «Академический школьный учебник», которые выходят в издательстве «Просвещение».

Традиционная программа данного УМК позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Для развития познавательных способностей каждого ребенка в курсе «Математики» обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. А также большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Стоит отметить, что в комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах. Далее следует перечислить систему учебников «Школы России».

Далее считаю необходимым обратиться к рассмотрению самого состава УМК, а именно к списку учебников, входящих в систему «Школа России». Следует отметить, что программа полностью укомплектована и имеет полное программно-методическое обеспечение.

УМК “Школа России” включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

1. Азбука – В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.

2. Русский язык – В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.

4. Литературное чтение – Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

5. Английский язык – В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.

6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.

7. Немецкий язык – .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.

8. Французский язык – А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.

9. Испанский язык – А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.

10. Математика – М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.

11. Информатика – А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.

12. Окружающий мир – А.А. Плешаков и др.

13. Основы духовно-нравственных культур народов России – А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.

14. Музыка – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

15. Изобразительное искусство – Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.

16. Технология – Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.

17. Физическая культура – В.И.Лях.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Содержание учебников данного УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. И на основании вышесказанного, авторы данного УМК предъявляют следующие цели и задачи обучения:

Цель обучения – воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задача обучения – Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

-развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

-обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

-формирование естественной мотивации учения

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Особенность данного УМК заключается в следующих принципах:

1)Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития.

2)Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД.

3)Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов.

4)Принцип учета индивидуальностей возможностей и способов школьника.

В системе «Школа России» обучение строится в соответствии с тремя дидактическими принципами:

– приоритет воспитания в образовательном процессе;

– личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

– сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Типические свойства, отображающиеся в системе:

Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе).

Инструментальность – предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач. .

Интерактивность – совершенно новое типическое свойство методической системы современного учебного комплекта, обеспечивающее организацию учебной деятельности ребенка за рамками урока – методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к Интернет-адресам, которые представлены в учебниках комплекта.

Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Я взяла учебники и проанализировала их, после чего привела некоторые примеры структурных компонентов учебника.

Текстовые компоненты:

Для более подробного анализа учебно-методического комплекта хотелось бы проанализированные текстовые и внетекстовые компоненты учебников, а именно тексты (основной, дополнительный, пояснительный); внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

Тексты (основной, дополнительный, пояснительный).

При анализе учебников по разным предметам, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует пояснительный текст. (см. рис.№1).

Как мы можем пронаблюдать из представленных выше примеров текстовых компонентов, то мы можем говорить о том, что они предоставлены в учебниках в разных видах.

Внетекстовые компоненты

Внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

При анализе внетекстового компонента, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует справочный материал, и схемы. (см. рис.№2).

Для дальнейшего анализа учебно-методического комплекта необходимо верно подобрать определённые типы и уровни заданий: (оценочный, исполнительный, рефлексивный, рефлексивно-методический, диагностический, – и уровни (базовый, повышенный) заданий учебников.

При подборе определенных типов заданий по разным предметам стоит отметить, что диагностический тип заданий отсутствует во всех предметах. Также отсутствует оценочный тип заданий по русскому языку и литературному чтению. (см. рис.№3).

При оценки уровней заданий выявилось, что в окружающем мире отсутствует повышенный уровень заданий. (см. рис.№4).

Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов (см. рис.№5) можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

Проанализировав учебно-методический комплект «Школа России» мне бы хотелось отметить, что учебники, созданные на основе последних достижений дополняют и обобщают знания, полученные учащимися в начальных классах. Особое внимание уделено личностному развитию учащихся, а также коммуникации класса. Материал изложен в доступной форме. Его отбор и подача ориентированы на стимулирование познавательной деятельности школьников, понимание и активное усвоение ими школьного материала. Анализ УМК позволил выявить массу положительных сторон в данном комплекте.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Школьный гид

Программа «Школа России» (ФГОС)

«Школа России» – это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Главная концептуальная идея программы «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа – это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость.

Программа «Школа России» построена на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Все учебники, входящие в состав УМК, представляют собой единую систему учебников, так как разработаны на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления.

УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254):

Русский язык.
Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.
Информатика (3-4 классы). Авторы: Семенов А.Л., Рудченко Т.А.
Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др.
Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Технология. Авторы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Физическая культура. Автор: Лях В.И.
Физическая культура. Авторы: Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).

Учебники для изучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»):

– ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
– ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
– ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
– ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
– ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
– ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:

Английский язык «Английский в фокусе» («Spotlight»). Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. (1-4 классы)
Английский язык «Звездный английский» («Starlight»). Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. (углубленное изучение: 1-4 классы)
– Английский язык . Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Дуванова О.В. (2-4 классы)
Английский язык. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. (углубленное изучение: 2-4 классы)
Английский язык. Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э.Хайн и др. (2-4 классы). УМК «Сферы»
Немецкий язык. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. (2-4 классы)
Немецкий язык «Вундеркинды Плюс». Захарова О.Л., Цойнер К.Р. (базовое и углубленное изучение: 2-4 классы)
Французский язык «Твой друг французский язык». Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. (2-4 классы)
Французский язык «Французский в перспективе». Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М. (углубленное изучение: 2-4 классы)
Испанский язык. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. (2-4 классы)

Программа «Школа России» для начальной школы – один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». В качестве единого целого УМК «Школа России» работает с 2001 года. Авторы прграммы «Школа России» – ученые, чьи имена известны всем, кто работает в системе начальноо образования: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др. Однако учебники УМК были переработаны в соответствии с требованиями ФГОС и вновь отправлены на экспертизу. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии образования о том, что система учебников «Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Все учебники, составляющие завершенные предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки РАН и РАО.

Существенной особенностью системы учебников «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу программы «Школа России» направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России», включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку. Кроме того, программа «Школа России» имеет многоцелевую интернет-поддержку.

Основополагающие принципы УМК «Школа России»:
• принцип воспитания гражданина России;
• принцип ценностных ориентиров;
• принцип экоадекватного характера образования;
• принцип обучения в деятельности;
• принцип работы на результат;
• принцип синтеза традиций и инноваций;
• принцип глобальной ориентации образования;
• принцип вариативности.

Ведущая целевая установка программы – обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС НОО.

Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня – это:
• мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;
• эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций;
• постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Концепция УМК «Школа России» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Школа России или Перспектива?

«Школа России» или «Перспектива» – каким должен быть выбор родителей будущих первоклассников? Чем отличаются эти программы одна от другой? Есть ли в них общее? Как понять, какая из них подходит вашему будущему первокласснику? Чего стоит ожидать родителям и детям при выборе одной из этих учебных программ? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Сходства и отличия программы «Школа России» от программы «Перспектива»

Таким образом, программы немного похожи между собой, но «Перспектива» все же более сложна и непонятна для школьников и их родителей в сравнении со «Школой России», так как «Перспектива» направлена на поиск ребенком материала. «Перспектива» чрезвычайно близка к традиционной, трудность ее в том, что она предполагает помочь в становлении самостоятельности ребенка через поиск им материалов по новым темам. В учебниках «Школы России» содержатся задания, которые под силу выполнить учащимся с низкими способностями, материал в них дается практически в готовом виде, и время и силы на поиски его в дополнительных источниках тратить нет необходимости.

Что лучше Школа России или Перспектива?

Педагоги неоднозначны в ответе на вопрос, какая программа лучше. Так, к учебникам программы «Перспектива» имеются хорошие методические пособия, что является большим подспорьем любому учителю. Некоторые считают, что программа «Школа России» является самой доступной и наиболее понятной для учеников, имеющих разный уровень учебных возможностей. Вот что говорят учителя начальных классов об обеих этих программах: «Если вы хотите получить оптимальный результат, то делать уроки с ребенком придется по любой программе», «Считаю, именно в ШР наиболее грамотные и адаптивные учебники, в программе «Перспектива» наблюдаются достаточно серьезные психолого-педагогические нестыковки по требованиям к учебникам», «Программа хороши обе, есть задания разных уровней, но мало. В «Школе России» хорошая работа по развитию речи, неплохие печатные рабочие тетради. Учебники достаточно адаптриованные, поэтому учителю ничего не надо выдумывать», «Школа России» заточена под ОГЭ и ЕГЭ», «Какую программу выбрать, от ребенка зависит: кому-то лучше одно, кому-то – другое», «Берегитесь «Перспективы» в начальной школе. Расхлебывать придется в среднем звене».

Выбор родителей также неоднозначен: «Мы учимся по Школе России. Материал в учебниках практически «разжевывается». Большинство заданий ребенок в состоянии выполнить самостоятельно», «Ничего сложного в «Перспективе». То, что ребенок не понял, могут объяснить родители», «Моя дочка учится по «Школе России», мы всем довольны», «Перспектива» полностью готовит к ВПР». Но существуют резко негативные отзывы родителей о программе «Перспектива»: «Программа ужасная. Некоторые задания в учебниках сформулированы отвратительно, тексты для чтения странные», «Бедные дети, обучающиеся по этой программе!».

Как мы поняли, «Перспектива» предполагает большее участие родителей в подготовке и выполнении многих заданий, чем «Школа России». Педагоги и родители отдают предпочтение проверенной традиционной программе. Но, в конечном счете, уважаемые родители, помните о том, что вы должны самостоятельно определиться, что же более подходит вашему малышу. Ответственность за будущее ребенка несете именно вы!

4 комментария

Старший сын учился по «перспективе». Для него идеальная. Ни разу не помогала я ему, только с большими прокатами в 1-2 классе. В 3-4 уже сам все делал. Учился сам на отлично. Смотрела учебные материалы, как по мне, так все понятно, логично, а главное современно. Дочь сейчас пошла в ту же школу, а там такая подстава в виде «школы России» учебники для тупых. Вот честное слово. Совдепия какая-то. Как будто я свои учебники 30 лет назад листаю. Идея воспитания патриотизма мне совсем не близка. По мне так пусть лучше умею искать материал и будут самостоятельными, чем вот эти вот сопли. Расстроена очень. Но посмотрим. Возможно поменяем школу.

Зато ШР заточена под ОГЭ и ЕГЭ.Училась я в советское время и не жалею!

К комментарию выше. Патриотичность обязана быть всегда и везде,самая лучшая школьная программа СССР. Да, сейчас всё в основном на интеллектуальные способности, чтоб дитя учился самостоятельно думать и находить верные ни на кого не похожие ответы с подкреплением обоснования, почему так,а не по другому. Да это ПЛЮС. НО И О ПРОШЛОМ НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ.

Берегитесь «Перспективы» в начальной школе. Расхлебывать придется в среднем звене». …… рассшифровать бы еще эту фразу!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: